Вечер мглистый и ненастный. «Вечер», анализ стихотворения Тютчева. Пылающая бездна» поэзии Ф.И. Тютчева

Из всех представителей Венской классической школы Моцарт является наиболее уникальным. Его одаренность проявилась еще в раннем детстве и развивалась вплоть до неожиданной смерти. Австрийский композитор создал более 600 произведений, виртуозно играл, работал в различных музыкальных формах. Его умение играть с четырех лет и ранняя смерть стали предметом многочисленных споров и обросли мифами. Биография Моцарта, краткое содержание жизни и творчества которого разбито на разделы, представлено в статье.

Ранние годы

Родился он 27.01.1756 г. в семье скрипача и композитора Леопольда Моцарта. Его родным городом был Зальцбург, в котором его родителей считали самой красивой супружеской парой. Мать, Анна Мария Моцарт, родила семерых детей, из которых выжили двое - дочь Мария Анна и Вольфганг.

Способность к музыке проявилась у мальчика с трех лет. Он любил играть на клавесине и мог подолгу подбирать созвучия. Отец начал заниматься с мальчиком с четырех лет, поскольку у него была ярко выраженная способность запоминать услышанные мелодии и воспроизводить их на клавесине. Так и началась музыкальная биография Моцарта, кратко о которой писать сложно, настолько она богата событиями.

К пяти годам Моцарт мог сочинять небольшие пьесы. На бумагу их записывал отец, ставя на полях дату создания. Помимо клавесина, Вольфганг научился играть на скрипке. Единственным инструментом, который наводил на юного музыканта ужас, была труба. Он не мог слушать ее звучание без сопровождения других инструментов.

Не только Вольфганг в семье Моцартов виртуозно играл. Его сестра была не менее талантлива. Первые концерты они давали вдвоем и вызывали восторг у слушателей. В Вене они были представлены императрице Марии-Терезии, которая слушала их концерт несколько часов.

С отцом они путешествовали по Европе, давая концерты знатным вельможам. Лишь на короткое время они возвращались домой.

Венский период

После недоразумения со своим работодателем, архиепископом Зальцбургским, Амадей Моцарт, краткая биография которого представлена в этой статье, решает изменить свою жизнь и отправляется в Вену. Он прибыл в город 16.03.1781 г. Для начала карьеры в Вене время было выбрано неудачно. Большинство аристократов уезжали на лето за город, и концерты практически не проводились.

Моцарт надеялся стать учителем принцессы Элизабет, образованием которой занимался Иосиф II. Но все попытки заканчивались неудачей. Вместо него Иосиф II выбирал Сальери и Зуммера. Однако у Вольфганга было достаточно учениц, хотя и менее знатных. Одной из них была Тереза фон Траттнер, которую считают его возлюбленной. Композитор посвятил ей сонату до минор и фантазию до минор.

После долгих ожиданий и преград Моцарт женился на Констанции Вебер. У них родилось шестеро детей, но выжили из них лишь двое. Именно связь с Констанцией испортила отношения музыканта с отцом, которого он любил с рождения. Биография Моцарта, кратко изложенная, невозможна без версии о его смерти.

Последний год жизни

В 1791 году Моцарту заказали «Реквием», который ему не довелось завершить. Сделал это его ученик Франц Ксавер Зюсмайер. В ноябре композитору стало очень плохо, он не мог ходить, потребовалась помощь врачей.

Они констатировали у него острую просовидную лихорадку. От нее в то время умерло много жителей Вены. Болезнь осложнилась общим ослаблением организма.

К 4 декабря состояние композитора стало критическим. 5 декабря скончался Моцарт. Биография (краткая) композитора, оставившего потомкам множество прекрасных произведений, на этом заканчивается.

Похороны состоялись 6 декабря 1791 года в присутствии только близких друзей. Затем его тело отвезли на кладбище для погребения. Где оно находится, неизвестно, но предположительно на том месте со временем был поставлен памятник "Плачущий ангел".

Легенда об отравлении Моцарта

Во многих произведениях описывается миф об отравлении Вольфганга его другом и известным композитором Сальери. Некоторые музыковеды по-прежнему поддерживают эту версию смерти. Однако убедительных доказательств не существует. В конце прошлого века во Дворце правосудия (Милан) был вынесен оправдательный приговор Антонио Сальери по обвинению его в убийстве Вольфганга Моцарта.

Биография Моцарта: кратко о творчестве

В творениях Моцарта сочетаются строгие и ясные формы с глубокой эмоциональностью. Его произведения поэтичны и несут в себе тонкое изящество, при этом они не лишены мужественности, драматичности, контраста.

Он известен своим реформаторским подходом к опере. Именно их новизной подкупает как опера, так и биография Моцарта, краткое содержание которой начинается с трехлетнего возраста. В его произведениях нет четко выраженных отрицательных или положительных персонажей. Их характеры многогранны. Самые известные оперы:

  • «Дон Жуан»;
  • «Свадьба Фигаро»;
  • «Волшебная флейта».

В симфонической музыке Моцарт (биография, краткая, но содержательная, наверняка позволила вам узнать много нового об этом композиторе) отличился присутствием певучести в оперных ариях и драматичностью конфликтов. Популярными считаются симфонии под номерами 39, 40, 41.

По тематическому каталогу Кехеля, Моцарт создал:

  • духовных творений - 68;
  • струнных квартетов - 32;
  • сонат (вариаций) для клавесина и скрипки - 45;
  • театральных произведений - 23;
  • сонат для клавесина - 22;
  • симфоний - 50;
  • концертов - 55.

Увлечения Моцарта

Больше всего композитор любил пребывать в веселом обществе. Он с радостью посещал балы, маскарады, устраивал у себя приемы. На балах он часто танцевал.

Как и другие его сверстники, Вольфганг Моцарт, краткая биография которого нами описана, хорошо играл в бильярд. Дома у него был собственный стол, что являлось особой роскошью в то время. Он часто играл с друзьями и женой.

В качестве домашних питомцев ему нравились канарейки и скворцы, которых он охотно держал у себя. Помимо этого, у него были собаки и даже лошади. По рекомендации врача он совершал ранние прогулки верхом каждый день.

Биография Моцарта кратко поведала о судьбе гения, прожившего недолго, но сделавшего неоценимый вклад в музыкальное искусство всего мира.

Я уже писал о книге про Микеланджело Буонаротти , если эта книга учит любить визуальную сторону искусства, то книга «Возвышенное и земное» делает то же самое, но в иной плоскости. В плоскости музыкальной. Это биографический исторический роман о величайшем гении (как бы банально ни звучало, но факт) в области музыки — о Моцарте .

Биографический роман Возвышенное и Земное, о чем книга

Прежде всего, это книга о музыке и о любви к ней, о человеке, который не мог себе представить жизнь без всех этих звуков фортепиано, клавесина, органа и скрипки. Прежде всего — фортепиано. Ибо Моцарт был одним из первых, кто стал серьезно задротствовать черно белые клавиши второго моего самого любимого инструмента (после гитары) и остается одним из лучших по сей день.

И если музыка Моцарта просто лучится светом и теплотой, то жизнь его была далека от подобной благостности. В этом романе вы узнаете насколько нелегким был путь Моцарта к славе, о его непростом характере, взаимоотношениях с семьей и прежде всего с отцом. Кстати, книга «Возвышенное и земное» была написана Дэвидом Вейсом именно на основе сохранившейся до наших дней переписки Моцарта с батей.

И, если, вы думали, что Моцарт был эдаким божьим одуваном, то я спешу вас разочаровать. Величайший композитор был желчной язвой с языком острым, как катана и любил наступить на болячку каждому, кто ему не слишком нравился. Чем, естественно нажил себе огромную и черную тучу врагов. Кроме того кудряш отличался крайним высокомерием во всем, что касалось музыки. И если бы он посчитал, что ваша музыка — это фекалии мамонта, тысячу лет пролежавшие в вакуумной упаковке, он бы так и сказал. Услышав современную эстраду Моцарт бы, наверное отрезал бы ухо, как Ван Гог.

С папой у Моцарта сложились весьма неоднозначные отношения, но, в конце концов, если бы не батя, Моцарта не было бы как музыканта. Ведь родись гениальный композитор в семье каких-нибудь крестьян пропахших коровьим навозом так и остался бы всю жизнь волам хвосты крутить. Не подумайте, я не в коем случае не принижаю крестьянский труда, но те, кто хоть раз в своей жизни был на ферме, поймут, что из песни навоз не выкинешь.

Книга читается легко и увлекательно и уж точно лучше, чем сухая биографическая заметка в каком-нибудь занудном учебнике по истории музыки. Не буду ручаться за историческую достоверность, ибо я имел ее в виду, но насколько хватает моих кастрированных знаний о жизни Моцарта и истории того времени — сильных погрешностей не замечено. Девид Вейс, в конце концов ведь годный и совсем не пальцем деланный писатель.

Что еще сказать — довольно атмосферно. Действительно веришь этой книжке. Я, конечно, понимаю, что скорее всего чувства композитора были далеки от того, что придумал писатель, но как-то настолько органично все описано, что действительно кажется, будто это от лица Вольфганга.

Я могу сказать, что всегда был неравнодушен к музыке, но по настоящему заболел ею после прочтения этой книги. После этого даже начал немного баловаться сочинением музыки для гитары. Я, конечно, был поражен, насколько все-таки бедно мое восприятие мелодии и гармонии, да и , по сравнению с Моцартом. И я — это еще ничего по сравнению с остальными . Для Вольфганга ноты мелодии были тем же, что для нас буквы и слова. Мужик мог утром пойти прослушать какую-нибудь фугу, а потом вернуться вечером домой и нота в ноту ее записать!

Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его. Ромен Роллан

Книга Дэвида Вейса «Возвышенное и земное» доступна к скачиванию на рутрекере и флибусте (или была доступна на момент написания поста). Я тут выкладывать не буду, ибо проблем с правоторговцами мне не нужно.

Убийство Моцарта, кстати, продолжение книги «Возвышенное и земное», но мне не понравилось, ибо там не совсем про , а про какого-то унылого композитора, который вместе со своей пассией расследует обстоятельства убийства. Как-то так. В общем, нудно. Не советую.

Портреты Моцарта

Небольшая подборка портретов Моцарта. И, что характерно, некоторые портреты отличаются друг от друга настолько, что кажется будто писались с разных людей. Художники, они так видят — что с них взять.

Портрет Моцарта, художник Йозеф Хикель, (свояк Моцарта) 1789 год. P. S. Этот портрет считается наиболее точным

Мои читатели иногда в переписке и комментариях спрашивают: «А почему Вы публикуете материалы о художниках, а о музыке и композиторах у Вас нет подборок?» Хотя, признаюсь, у меня есть обширная тема «Музыкальные инструменты», но об известных композиторах я, действительно, не делал отдельных материалов. Во-первых, тема обширна и на все темы времени часто не бывает. Во-вторых, на Ли.ру есть много музыкальных сообществ и тысячи авторов дневников в своих материалах раскрывают эту тему. И всё же я решил пойти навстречу пожеланиям своих читателей и решил опубликовать серию галерей. Посвящены они, на мой взгляд, самому известному композитору в мире – Вольфгангу Амадею Моцарту (Wolfgang Amadeus Mozart, 1756-1791). Казалось бы, странный выбор – о Моцарте написаны книги и тысячи статей, ему посвящены десятки сайтов и в сотнях дневников на Ли.ру можно найти материалы о композиторе. Но моей задачей было не рассказать вам о жизни и творчестве гениального австрийца (прочесть об этом можно везде!), а представить наиболее обширную, но далеко не полную, живописную подборку его портретов и жанровых картин. Это решение созрело еще и по причине того, что и на Ли.ру любители «картинок», и на многих сайтах авторы в своих материалах помещают абсолютно не атрибутированные изображения. Вот я и попытаюсь как-то исправить это обилие «анонимности».)) А в дополнение к картинам помещу хронологию жизни композитора, так сказать, себе «на заметку». В первой части я помещаю детские портреты композитора, отмечу лишь, что и спустя более двухсот лет после смерти Моцарта, историки и искусствоведы продолжают спорить - на всех ли картинах, особенно прижизненных, изображен Вольфганг Амадей? На этот вопрос, думаю, трудно найти ответ... Итак, начну с портрета художника, который писал всю семью Моцартов, поэтому его портрет композитора - настоящий!))

Pietro Antonio Lorenzoni (Peter Anton Lorenzi) (Italian,1721-1782) Mozart at the age of six in court dress. 1763 г.

ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ МОЦАРТА. Начало

В австрийском Зальцбурге, в семье композитора Леопольда Моцарта и Анны Марии Пертль родился сын, получивший при крещении имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил.

Pietro Antonio Lorenzoni (Italian, 1721-1782) Portrait of Leopold Mozart. Museum Mozarts, Salzburg
Rosa Hagenauer-Barducci (Austrian, 1744-1809) Portrait of Anna Maria Mozart. 1775 г. Mozarts Geburtshaus, Salzburg

Для справки:
Иоганн Георг Леопольд Моцарт (Johann Georg Leopold Mozart, 14 ноября 1719 - 28 мая 1787) - австрийский скрипач и композитор. Род Моцартов происходит из Аугсбурга, где Леопольд и родился. Предки его были строителями, отец - переплётчиком книг, а Леопольд решил стать музыкантом. Он переехал в Зальцбург, в 1737-1739 годах изучал теологию в местном университете, одновременно учился играть на скрипке и органе у ученика И. С. Баха - кантора Ф. Д. Крёйтера. В 1740 году Леопольд стал скрипачом и слугой одного из каноников университета, а с 1743 году поступил на службу к князю-архиепископу зальцбургскому, графу Сигизмунду фон Штраттенбаху и стал скрипачом, а позже капельмейстером придворной капеллы, получая скудное жалование - 250 флоринов в год. В 1747 году Леопольд Моцарт женился на Анне Марии Пертль (1720-1778), которая родила ему семерых детей, из которых остались живы только двое. В 1757 Леопольд стал придворным композитором архиепископа Зальцбургского (в 1763 году на этой должности его сменил Иоганн Михаэль Гайдн). Моцарт-старший играл на скрипке и органе, руководил церковным хором, писал мессы, кантаты, оратории, пьесы для клавесина и органа, симфонии, он написал методическую книгу о скрипичной игре (1756), которая долго считалась лучшим руководством для изучения игры на скрипке, была переведена на французский и голландский языки и издана около десяти раз.

Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна, которую в семье звали Наннерль. Они обладали хорошими музыкальными данными, и отец начал давать дочери, а затем и сыну уроки игры на клавесине. Для детей отец был идеалом, маленький Вольфганг в детстве говорил: «После Бога только папа». В три года Моцарт уже подбирал терции и сексты на клавесине, в пять лет – сочинил первые несложные менуэты.

Pietro Antonio Lorenzoni (Italian, 1721-1782) Mozart"s Sister Maria Anna (Nannerl) as a Child. 1763 г.
Unknown Artist Portrait of Nannerl Mozart. 1785 г.

Для справки:
Мария Анна Вальбурга Игнатия Моцарт (30 июля 1751 - 29 октября 1829) - старшая сестра Вольфганга Амадея. Игре на клавесине Наннерль, как ее звали в семье, начала учиться в 7 лет. Со своим младшим братом и отцом она с самого детства путешествовала по Европе с концертами. Постепенно Вольфганг становился звездой, начав сочинять собственную музыку, а Анна Мария была только его партнером в совместных дуэтах. Она так и не вышла из тени собственного брата, хотя все прочили ей большую карьеру пианистки, поэтому девушка стала давать уроки игры на фортепиано в Зальцбурге, полностью подчинив свою судьбу отцу. Следуя воле отца, в 1784 году Анна Мария вышла замуж за дважды вдовца, магистрата Иоганна Баптиста фон Зонненбурга (1736-1801), который был её на 15 лет старше, переехала жить в дом своей матери и родила мужу троих детей (у него уже было пятеро детей от двух первых браков). Постепенно Наннерль полностью отдалилась от брата. После смерти мужа в 1801 году Наннерль вернулась в Зальцбург и продолжила давать уроки музыки. В 74 года Анна Мария ослепла, она умерла в 1829 году в возрасте 78 лет и была похоронена в общем склепе на кладбище Святого Петра в Зальцбурге.

Январь 1762

Леопольд Моцарт повез своих детей в первое концертное турне. В Мюнхене они играли для курфюрста Баварии
Максимилиана III Иосифа (Maximilian III Joseph, 1727-1777), который был прогрессивным и просвещенным правителем, много сделавшего для образования и культуры.

Концертная поездка продолжилась в Линце и Пассау, в Ибсе Вольфганг впервые в жизни попробовал играть на органе во францисканском монастыре.

Eusebius Johann Alphen (Austrian, 1741-1772) Wolfgang Amadeus Mozart and his older sister Maria Anna Mozart (Nannerl). 1765 г.

Louis Gabriel Blanchet (French, 1705-1772) Portrait of Wolfgang Amadeus Mozart Aged 14. 1770 г.

Моцарты прибыли в Вену. Семья дважды удостоились приема у императрицы Марии Терезии. 13 октября и 21 октября 1763 года Моцарт выступал при дворе в Шёнбруннском дворце. В Вене мальчик переболел скарлатиной.

Из Вены Леопольд с детьми поехал в Прессбург (ныне Братислава), к рождественскому сочельнику вернулся в Вену, и только в первых числах нового года вернулся в Зальцбург.

Моцарты отправились в длинное гастрольное турне, вернувшись домой только к концу ноября 1766 года. Выступления проходили по маршруту: Мюнхен, Людвигсбург, Аугсбург и летняя резиденция пфальцского курфюрста - Шветцинген.

Моцарт дал сольный концерт во Франкфурте, исполнив свой скрипичный концерт. На выступлении присутствовал 14-летний Гёте. Гастроли семьи продолжились в Брюсселе.

Моцарты прибыли в Париж. Во время рождественских праздников в Версале Моцарты выступали при дворе перед Людовиком XV и маркизой де Помпадур, а затем выступали во многих аристократических салонах в течение всей зимы 1763-1764 года. В Париже были впервые изданы первые сочинения Вольфганга – четыре скрипичные сонаты.

Jean-Baptiste Greuze (French, 1725-1805) Portrait of a boy, possibly the young Mozart. 1763-1764 гг. Yale University Art Gallery, New Haven
Здесь в атрибуции указана лишь возможность того, что на картине изображен юный Моцарт.

Johann Zoffany (German, 1733-1810) Portrait of Wolfgang Amadeus Mozart with a nightingale nest, London (Портрет Вольфганга Амадея Моцарта с гнездом соловья, Лондон). 1764-1765 гг.

Семья Моцартов покинула Париж, и через пролив Па-де-Кале отправилась в Дувр на специально нанятом ими корабле, начав путешествие в Лондон, где они прожили больше года.

Моцарты прибыли в Лондон. Уже 27 апреля (а затем 19 мая) Моцарт выступал при дворе короля Георга III, где вся семья была тепло принята монархом. Как и в Париже, дети давали публичные концерты, во время которых Вольфганг демонстрировал свои поразительные способности. В Лондоне Моцарт познакомился с композитором Иоганном Кристианом Бахом, младшим сыном Иоганна Себастьяна Баха, который служил учителем музыки у королевы Шарлотты и который сразу оценил огромный талант 8-летнего Вольфганга. Бах подружился с Вольфгангом несмотря на большую разницу в возрасте, стал давать ему уроки, оказавшие на последнего огромное влияние, они не раз вместе музицировали. В Лондоне Моцарт сочинил свои первые симфонии.

Thomas Gainsborough (English, 1727-1788) Portrait of Johann Christian Bach. 1776 г. National Portrait Gallery, London

Для справки:
Иоганн Кристиан Бах (Johann Christian Bach, 5 сентября 1735 - 1 января 1782) немецкий композитор, одиннадцатый из тринадцати детей Иоганна Себастьяна Баха во втором браке. Известен как «Лондонский Бах», поскольку прожил в Англии последние 20 лет жизни. Родился в Лейпциге, учился в школе Святого Фомы, его первым учителем (недолго - по причине нездоровья) был отец, а после его смерти - сводный брат Карл Филипп Эммануил. С 1754 по 1762 год Иоганн Кристиан жил в Италии, имел покровителя в лице графа Агостино Литта, учился у падре Мартини в Болонье, а позже у Джованни Баттисты Саммартини. В 1760 году стал органистом Миланского собора.
В 1762 году Иоганн Кристиан переехал в Лондон, где получил должность учителя музыки королевы Шарлотты. В 1766 году композитор женился на певице (сопрано) Чечилии Грасси, которая была на 11 лет его моложе, детей у них не было. Иоганн Кристиан сочинял кантаты, камерную музыку, оркестровые композиции, оперы и симфонии.

Моцарты покидают Лондон и, по просьбе голландского посла, отправляются в Гаагу выступить перед принцессой Каролиной Оранской (1743-1787), которая отличалась музыкальными талантами, хорошо пела и играла на фортепьяно. В Голландии Моцарты провели девять месяцев, Вольфганг посвятил принцессе шесть фортепьянных сонат. В сентябре 1765 года в Гааге Вольфганг и Наннерль перенесли тяжелое воспаление легких, оправившись только к февралю. Затем они продолжили свое турне: из Бельгии в Париж, далее в Лион, Женеву, Берн, Цюрих, Донауэшинген, Аугсбург и, наконец, в Мюнхен, где курфюрст снова слушал игру чудо-ребенка и был поражен сделанными им успехами.

Апрель 1766

Семья Моцартов отправляется домой.

Два портрета неизвестных художников, которые историки и "моцартоведы" считают изображениями юного композитора. Портреты находятся в музеях Моцарта в Австрии.

Unbekannter Künstler Wolfgang Amadeus Mozart. 1770 г.

Anonymous Artist Wolfgang Amadeus Mozart mit dem Diamantring (Вольфганг Амадей Моцарт с бриллиантовым кольцом). 1775 г. Salzburgs Mozarteum

Моцарты прибыли в Париж, снова играли при дворе в Версале и в салонах знати, но публика, ценившая детей-вундеркиндов, стала равнодушна к уже подросшим Вольфгангу и Наннерль.

Перед вами два одинаковых портрета, но написаны они разными художниками. Судя по годам жизни живописцев, ясно, что оригинал написан итальянцем Джузеппе Чиньяроли по прозвищу Фра Феличе, а затем уже в XIX веке эту картину скопировал немец Кристиан Леопольд Боде. Но оба полотна занимают достойное место в музейных коллекциях.

Giuseppe Cignaroli (also known as Fra Felice) (Italian, 1726-1796) Portrait of Wolfgang Amadeus Mozart.

Christian Leopold Bode (German, 1831-1906) Wolfgang Amadeus Mozart. 1859 г. Salzburgs Mozarteum

Семья покинула Париж, направляясь в Зальцбург, но по пути останавливаясь с концертами в Лионе, Женеве и Мюнхене, и проводя в каждом городе по несколько недель.

Моцарты вернулись домой в Зальцбург.

Giambettino Cignaroli (Italian, 1706-1770) Mozart. 1760-е гг.
Джамбеттино Чиньяроли - старший брат Джузеппе Чиньяроли (Фра Феличе), представленного выше.

Joseph-Siffrède Duplessis (French, 1725-1802) Mozart au clavecin. 1767 г. Musée du Louvre, Paris.

Впрочем, на некоторых сайтах указано, что автором картины является тоже французский живописец Жан-Батист Перроно (Jean-Baptiste Perronneau, 1715-1783). Оба художника - современники, каждый из них мог написать этот портрет, но я решил в атрибуции указать имя того художника, который чаще встречается в подписях под этим портретом.

Сентябрь 1767

Леопольд с детьми отправляется в очередную гастрольную поездку в Вену, поводом для которой стало готовящееся бракосочетание дочери императрицы Марии Терезии - юной эрцгерцогини Марии Жозефы с королём Неаполя Фердинандом. Семья прибыла в Вену, где в это время свирепствовала эпидемия оспы, от которой 16 октября умерла дочь императрицы - будущая невеста. Моцарты от эпидемии бежали в Ольмюц (ныне Оломоуц, Чехия), где Вольфганг вместе с сестрой все же заразился оспой и заболел так тяжело, что на девять дней потерял зрение.

Unknown Painter of Austrian School Leopold and Wolfgang Mozart. 1760-1770 гг. Royal College of Music

Saverio dalla Rosa (Italian, 1745-1821) The fourteen-year-old Mozart plays the harpsichord in Verona Четырнадцатилетний Моцарт играет на клавесине в Вероне). 1770 г. Private Collection, Lausanne

Семья вернулась в Вену и получила от императрицы приглашение ко двору. Вольфганг в это время написал свою первую оперу «Мнимая простушка» по заказу старшего сына Марии Терезии, австрийского императора Иосифа II на итальянское либретто Карло Гольдони. По дороге домой в Зальцбург Моцарт исполнил свою новую симфонию в бенедиктинском монастыре в Ламбахе. В этом же году тринадцатилетний Вольфганг получил место придворного концертмейстера князя-архиепископа зальцбургского Сигизмунда фон Штраттенаха с годовым жалованьем в 150 гульденов.

Unknown Artist Portrait Sigismund von Schrattenbach im Bischofssaal der Neuen Residenz. 18th century. Salzburg Museum

Для справки:
Князь-архиепископ Сигизмунд фон Шраттенбах (28 февраля 1698- 16 декабря 1771) после изучения богословия в 1723 году получил сан священника, был архиепископом Зальцбурга с 1753 года, покровительствовал семье Моцартов и был поклонником творчества Вольфганга Амадея.

Получить представление о том, как выглядел Моцарт нелегко, несмотря на его многочисленные изображения, сохранившиеся до наших дней. Исключая не подлинные и сознательно идеализирующие Моцарта портреты, то и среди правдоподобных картин встречаются существенные отличия. Несмотря на свою незавершенность, наиболее точным исследователи считают портрет кисти Йозефа Ланге . Он был написан в 1782 году , когда композитору было 26 лет .

По воспоминаниям современников, когда Моцарт не сидел за фортепиано, его тело находилось в постоянном движении: он то жестикулировал руками, то стучал ногой . Лицо его было чрезвычайно подвижно: постоянно менялось и его выражение, что говорило о сильной нервозности. Его свояченица Софи Хайбль сообщает вдобавок, что он постоянно играл «словно на клавире» с самыми разными вещами - шляпой, тростью, цепочкой от часов, столом, стульями .

Ухо Моцарта (слева) в сравнении с ухом обычного человека

Моцарт не обладал красивой или даже привлекательной внешностью: он был мал ростом - около 160 сантиметров. Форма головы была обычной, за исключением её величины - голова была слишком большая для его роста. Выделялись только уши: они не имели мочек, отличалась и форма ушной раковины. Этот дефект причинял ему страдания, и поэтому локоны волос закрывали уши так, что их не было видно. Его волосы были светлыми и довольно густыми, цвет лица бледный - результат многих болезней и нездорового образа жизни. Это же послужило причиной того, что его большие красивые голубые глаза имели рассеянный и тревожный, по воспоминаниям современников, взгляд. Широкий, но чересчур высокий лоб покато уходил назад, нос продолжал его линию, едва отделяясь от него небольшим углублением. Сам нос был довольно большим, что отмечалась современниками. Свои черты лица Моцарт, судя по портретам, унаследовал от матери. Рот был нормальной величины, верхняя губа была довольно большой, уголки рта приподняты вверх .

Одной из характерных черт личности Моцарта была прирожденная наблюдательность в общении с людьми. Она характеризуется в изумительной остроте и точности, с которой он характеризует людей, с которыми знакомится. Однако, в его суждениях не было морализирующего пафоса, они содержали лишь радость наблюдения как такового и, прежде всего, стремление выявить в данном человеке существенное. Высочайшим в нравственном плане достоянием Моцарта была его честь, к которой он постоянно возвращается в своих письмах, а если возникала угроза его свободе, то тогда он вообще забывал о страхе перед людьми. Однако, он никогда не извлекал выгоды для собственной персоны, не завидовал другому в личном благополучии, ни, тем более, не обманывал кого-либо ради этого. Прирожденное чувство собственного достоинства никогда не покидало его и в аристократических домах - Моцарт всегда знал себе цену .

Из упомянутого выше источника моцартовского мировоззрения вытекают две основные стороны его личности - юмор и ирония. Свой лёгкий характер, а также склонность к грубой, и, порой, вульгарной речи, Моцарт унаследовал у матери, которая любила всевозможные шутки и розыгрыши. Шутки Моцарта были довольно остроумны, особенно - если он описывал людей. В его ранних письмах своей семье в большом количестве встречаются туалетные шутки и прочие пошлости. По воспоминаниям Йозефа Ланге , окружению Моцарта приходилось выслушивать много пошлостей именно тогда, когда внутренне его занимало какое-либо крупное произведение .

Стоит обратить внимание, однако, что эти шутки у него вполне естественны: сознательно изображать из себя юмориста Моцарту никогда не приходило в голову. Кроме того, ему были свойственны гротескные рифмы и игра слов: он часто придумывал шутливые имена и фамилии для себя и своего ближайшего окружения: себя он однажды назвал Трацом (нем. Trazom ), поставив буквы своей фамилии в обратном порядке. Даже в книгу регистрации бракосочетаний Собора Святого Стефана он вписал себя как Вольфганг Адам (вместо Амадей ) .

Ещё одной особенностью его личности была особая восприимчивость к дружбе. Этому способствовала его прирожденная сердечная доброта, готовность всегда прийти на помощь ближнему во всех бедах. Но вместе с тем, он никогда не навязывался другому человеку. Напротив, он обладал замечательной способностью (опять же, вытекавшей из его наблюдений за людьми) инстинктивно распознавать в каждом человеке, пытавшемся сблизиться с ним, что тот может предложить ему самому, и соответственно с этим обращался с ним. Он поступал со своими знакомыми так же, как и со своей женой: раскрывал им только ту часть внутреннего мира, который они были способны понять