В мире науки мероприятие. День российской науки. Оригинальный сценарий Дня Науки для школьников

В начале февраля, 8 числа, у нас в стране отмечают День российской науки. Большинство праздников имеют связь с теми или иными историческими событиями, поэтому и даты празднования приурочены к ним. Этот торжественный день - не исключение.

День российской науки: история праздника

Именно 8 февраля в далеком 1724 году Сенат по настоянию Петра I издал Указ об основании Академии Наук. Это учреждение действует до сих пор, воссоздано в 1991 году по Указу Президента РФ в качестве высшего научного учреждения РФ. Его современное название - Российская академия Наук (РАН). Праздник сегодня отмечают неслучайно, он имеет для нас большое значение. Именно Россия за несколько столетий открыла и подарила всему миру массу великих имен, которые внесли в мировую науку неоценимый вклад. Трудно назвать научную область, в которой значимыми, а, порой, и великими открытиями не отличились бы русские ученые. Химия, физика, медицина, астрономия, космонавтика, техника - всех направлений, в которых работали и оставили огромное наследие наши светила науки, не перечесть. Многие наши научные достижения стали мировыми открытиями, определив будущее развитие человечества. Именно наука является фундаментом прогресса, мощным толчком преобразований во всех сферах жизни. Поэтому значимость и важность Дня российской науки оспаривать не приходится.

Мероприятия ко Дню российской науки

Этот день не предполагает народных гуляний и массовых веселий. Его, скорее, отмечают культурно и интеллигентно, преследую, в первую очередь, просветительскую и образовательную цель. Во многих учебных заведениях разного уровня - начиная от начальной школы и заканчивая вузами, проходят классные часы, открытые уроки, научные конференции, круглые столы. Ученикам дают задание написать сочинение на данную тему, студенты делают доклады и организуют коллоквиумы. В библиотеках, научных, исследовательских центрах также проходят различные мероприятия. Кто-то использует этот торжественный повод для проведения мероприятия в шуточной, игровой, юмористической форме, при этом, не теряя познавательной цели праздника и уважения к достижениям великих ученых.


Как организовать День российской науки?

Если вы отмечаете День российской науки, вам может потребоваться помощь в написании интересного, оригинального сценария или проведении мероприятия.. В каталоге вы найдете , для торжеств разного формата. Возможно, на празднике, приуроченном к этому дню, будет уместно выступление , которые исполнят классические произведения, или создадут подходящее фоновое сопровождение на мероприятии. На портале вы найдете , и различные музыкальные коллективы. Интересно провести День российской науки в формате , которые стали очень популярным развлечением последнее время. Это понравится и взрослым, и детям - для любой аудитории есть свои программы. Но наибольший восторг такой формат вызовет, конечно, у детей. Артистов этого направления можно пригласить в школу, дом творчества - на любую площадку. Что еще лучше, проще и наглядней расскажет детям о научных экспериментах и свойствах различных веществ, как не опыты в игровой форме! И что самое интересное, во многих номерах они могут принять непосредственное участие, так как артисты научных шоу широко используют интерактив во время своих выступлений. Важно, что такие шоу безопасны для детской аудитории, пострадавших не бывает, только довольные и счастливые. Кто знает, может, после участия в подобных научно-развлекательных экспериментах в каком-то ребенке проснется интерес к химии или физике. А там и до современного Ломоносова и Менделеева недалеко.

Если на ваши плечи возложена организация праздничных мероприятий по случаю Дня российской науки, на портале Artist.ru вы найдете все необходимое. Артисты, event-специалисты, компании, оказывающие праздничные услуги - все собрано на одной интернет-площадке.

МБОУ «Веселовская СОШ»

Тематический классный час

«Да здравствует российская наука!»

Провела учитель начальных классов:

Перелазная Раиса Сергеевна

2016 год

Тематический классный час «Да здравствует российская наука!»

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг!

А.С.Пушкин

Цели:

    Познакомить учащихся с историей возникновения Дня науки, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в различных области науки.

    Развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению школьных предметов как основ научных знаний.

    Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией «Вселенная» , музыкальные композиции, портреты известных ученых, презентация о М.В.Ломоносове, плакаты, посвященные разным областям научных достижений.

НА ДОСКЕ: Я стою и расту-

Я РАСТЕНИЕ.

Я стою, и расту, и хожу-

Я ЖИВОТНОЕ.

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю-

Я ЧЕЛОВЕК.

Я стою и чувствую:

земля под моими ногами,

ВСЯ ЗЕМЛЯ.

Опираясь на землю, я поднимаюсь:

И надо мною небо-

ВСЕ НЕБО МОЕ…

Михаил Пришвин

Презентация «Звездное небо, планеты», космическая музыка

Ведущий: 8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук, первоначально называлась Академией наук и художеств. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 - в Российскую академию наук.

Ведущий: В 1999 году Указом Президента РФ от 7 июня «следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук» в этот день был учрежден праздник российских ученых.

Ведущий: До сегодняшних дней многие научные коллективы отмечают День науки «по старому», то есть, в третье воскресенье апреля. День российской науки: Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук (1724)

Ведущий: Между этими двумя указами - огромный путь, пройденный российскими учеными. Российская наука всегда шла в авангарде мирового научного прогресса и дала миру много великих имен и открытий.

Ведущий: Во всем мире известны имена таких ученых, как М.В.Ломоносов, И.П.Павлов, Д.И.Менделеев, Э.К.Циолковский, П.Л.Капица, Л.Д. Ландау, И.В.Курчатов, А.П.Александров, С.П.Королев, многие другие.

Презентация о деятелях российской науки

Ломоносов- наш первый российский «университет»

Науки юношей питают –чтение стихотворения



Исследовать космос, ваять города.

Циолковский К.Э. – презентация и сообщение о нём

Менделеев Д.И. – презентация и сообщение о нем

Гидрогениум два, оксигениум –

Н2О – открывайте кран –

Вот химическое соединенье.

Молекула воды – океан.

Элементы и атомы,

В менделеевский взятые круг,

Сделали химию самой богатой

И самой творческой из наук.

Читая Менделеева

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй Менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Есть просто газ легчайший водород.

Есть просто кислород, а вместе – это

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма

И темно-бурые растворы брома,

И кажется вселенная сама

Одной лабораторией огромной!

Ведущий: Благодаря их открытиям Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.

Ведущий: И сегодня научный потенциал России остается высоким. Россия занимает лидирующие позиции в научных направлениях, которые будут определять в ХХI веке прогресс в физике, химии, биотехнологиях, материаловедении, лазерной технике, геологии и многих других областях науки и техники.

Ведущий: И сегодня в стране работают замечательные ученые, чьи исследования вызывают колоссальный интерес в мире. Об этом говорит тот факт, что в декабре 2000 года , спустя 22 года после Петра Капицы, российский физик, академик Жорес Иванович Алферов стал лауреатом Нобелевской премии.

Ведущий: В 2000 году российскими учеными был сделан ряд открытий: открыт 116-й элемент таблицы Менделеева, впервые в мире построена единая «кривая» изменений магнитного поля нашей планеты за последние 600 миллионов лет, колебания которого обнаруживают связь с глобальными изменениями климата;

Ведущий: ученые из Научно-исследовательского кинофотоинститута разработали и изготовили экспериментальную телесистему, которая позволяет смотреть трехмерное цветное изображение без специальных очков;

Ведущий: ученые из Института биофизики клетки РАН обнаружили, что повышенная солнечная активность может провоцировать вспышки эпидемий,

Ведущий: новосибирские ученые открыли механизм старения человека, что позволит через несколько лет решить проблему продления человеческой жизни;

Ведущий: ученые из МГУ и Института биоорганической химии РАН обнаружили, что одноклеточный микроорганизм Tripanosoma Gruzi Chagas синтезирует вещество, которое подавляет и убивает раковые клетки, а здоровье остается целым и невредимым.

Ведущий: Достижения российской науки, изменяющее современные представления о здоровье человека, о причинах возникновения «болезней цивилизации», о реальных возможностях их предотвращения и избавления от них постепенно получают признание в мире.

Тайны созданья, загадки природы
Людей волновали, манили всегда
Разум и воля сподвигли народы
Исследовать космос, ваять города.

Сколько талантов вскормила Россия:
Сеченов, Павлов, плеяда врачей!
Сотни сердец бьются в такт с медициной,
И свет их горит, словно пламя свечей.

Для Родины нашей в нелегкое время
Должны мы продолжить ответственный путь.
Наука – это не тяжкое бремя,
Наука – соль жизни, знания суть.

Как много еще впереди откровений,
Волнений, исканий, открытий – не счесть!
Науке себя посвятить без сомнений
И вклад привнести – для каждого честь!

«Новые идеи»
Пусть новый день в научный мир
Несет добро открытий новых,
Чтоб каждый миг удачным был,
И с каждым благодатным словом

К вам вдохновение пришло,
Идеи новые явились,
Чтоб счастье в вашу жизнь вошло,
И все мечты осуществились!

«»
Да здравствуйте российская наука!



Вперед шагами бодрыми идет,

Учитель: Наука в России отнесена к числу одного из приоритетов государства.

Наука прошла большой и сложный путь развития - от египетских и вавилонских памятников до атомных электростанций, лазеров и космических полетов. Человечество прошло и проходит длительный и трудный путь от незнания к знанию, непрерывно заменяя на этом пути неполное и несовершенное знание все более полным и совершенным. Обычно принято говорить о преемственности в науке. Без Евклида и Архимеда не было бы Ньютона, без Ньютона не было бы Эйнштейна и Бора и т.д. В общем, такое утверждение верно. По существу каждый исследователь должен быть осведомлен о том, что сделано до него в изучаемом им вопросе, критически оценить результаты, полученные его предшественниками.

Наука могла знать и знала мрачные времена упадка и застоя, но трудно поверить, что ум человеческий мог столько спать. Стремление к знаниям, любопытство, наконец, присуще природе человека. Невозможно представить, что за такой гигантский срок никто не совершил ни одного открытия! Можно долго говорить о тяжелых временах средневековья и инквизиции, но никакие казни не смогли остановить прогресса науки. Может все-таки прав академик математик А.Т. Фоменко, утверждающий, что история ранее второго тысячелетия еще ждет своего изучения.


Да здравствуйте российская наука!
Я с этим днем хочу поздравить вас.
Пускай удача вам протянет руку,
Пускай мечты сбываются сейчас.

Пусть мир научный горестей не знает,
Вперед шагами бодрыми идет,
Пусть ряд открытий новых ожидает,
Все лучшее пускай произойдет.

Оригинальный сценарий Дня Науки для школьников.

Сценарий ко дню науки написан для средней школы, 5-7 классы.

Школьники собираются в актовом зале. Трое ведущих – старшеклассник и двое первоклассников (мальчик и девочка) начинают праздник:
Старшеклассник: Здравствуйте, друзья! Сегодня у нас торжественный день и радостный праздник – мы отмечаем День науки.

Мальчик: А мы-то здесь причём? Мы ведь не учёные!

Старшеклассник: А дело в том, что первая встреча с науками происходит как раз в стенах школы, поэтому можно смело утверждать, что День наук – это праздник и всех школьников тоже.

Девочка: Вот я бы хотела быть настоящим учёным.

Мальчик: У тебя не получится, ты – девчонка. Настоящий учёный носит очки и галстук – как профессор кислых щей в «Денискиных рассказах».

Девочка: Скажешь тоже! Учёные бывают разными – вспомни учёного в разных носках и с оторванной пуговицей из рассказа кота Матроскина. И есть много женщин учёных. Дело не в одежде! Настоящий учёный должен много знать и уметь, быть образованным человеком.

Старшеклассник: Всё правильно! Но самое важное даже не знания и умения. Главное то, что настоящий учёный умеет думать самостоятельно и у него очень большая скорость мысли. Именно этому мы должны научиться в школе – нашей первой в жизни Академии наук. И именно этому посвящён наш сегодняшний праздник-квест!

Школьники делятся на команды примерно по 10 человек. Каждая из команд получает по флажку своего цвета и отправляется в гости к разным наукам (они живут в кабинетах астрономии, химии, физики, математики, биологии и географии), где ребят ждут разнообразные задания и открытия. Задача – собрать 6 частей пазла своего цвета (пазл представляет собой квадрат Никитиных, у каждой команды свой цвет – как на флажке, чтобы не запутаться) и как можно больше бонусных звёзд.

Старшеклассник: Как только все 6 частей пазла будут на руках – встречаемся на этом же месте. Победит та команда, которая быстрее всех справится с заданием и получит больше бонусов. А теперь – в путь!

(У каждой команды свой маршрут, главное – пройти все 6 кабинетов. Каждой команде нужен один провожатый. Порядок прохождения комнат лучше продумать заранее в зависимости от количества команд)

Астрономия. В кабинете астрономии висит карта звёздного неба, на доске прикреплено изображение Солнца. Понадобятся изображения планет солнечной системы и карточки с известными созвездиями.

Ребят встречает «сотрудник центра управления полётами». Он предлагает команде отправиться в космическое путешествие по нашей солнечной системе. Для начала проверяет знания будущих «космонавтов» – просит в качестве разминки ответить на вопросы. Сколько планет в нашей солнечной системе? Как они называются? Что такое созвездие? Млечный путь? Спутник?

Теперь, когда ответы на вопросы получены, можно приступить к заданию. Ребятам раздаются карточки с изображением созвездий, нужно найти это созвездие на общей карте звёздного неба. За каждое правильно найденное созвездие даётся планета (изображение, вырезанное из картона). Когда все 9 планет собраны, ребята должны расположить их верно на доске вокруг Солнца.

Бонусное задание – за него ребята получают звёздочки, которые потом пригодятся при подсчёте результатов – рассказать про каждую планету солнечной системы какой-то интересный факт. Например:

Меркурий
– самая близкая к солнцу планета
– назван Меркурий в честь римского бога, покровителя путешественников и торговцев
– вращается вокруг своей оси медленно (58.5 суток занимает один оборот), а вокруг солнца быстро – за 88 дней.

Венера
– близка по строению к Земле – у неё даже есть атмосфера
– из-за близости к Земле воспринимается нами как яркое светило – её можно видеть невооружённым глазом по утрам
– названа в честь богини любви и красоты

Земля
– единственная планета солнечной системы, на которой есть жизнь
– 30% планеты занимает суша, а 70% вода

Марс
– красная планета
– Марс- бог войны
– у Марса два спутника – Деймос и Фобос

Юпитер
– Галилео Галилей в 1610 открыл 4 спутника, вращающихся вокруг Юпитера, доказав тем самым, что Земля – не центр Вселенной
– самая большая планета солнечной системы
– у Юпитера более 50 спутников

Сатурн
– бог земледелия
– известен своими кольцами, хотя, это не единственная планета с кольцами, но у Сатурна они самые заметные
– самая дальняя планета, которую можно увидеть без телескопа

Уран
– в отличие от других планет вращается в противоположную сторону
– раньше считался не планетой, а звездой

Нептун
– назван в честь бога воды
– на этой планете самые сильные ветра

Плутон
– карликовая планета, некоторые учёные вовсе не считают его планетой
– единственная планета, название которой придуман ребёнок

Выполнив задание, ребята получают часть пазла и звёзды и отправляются дальше.

Биология. В классе на доске нарисован кроссворд, который ребятам предстоит разгадать. Понадобятся стаканчики с землёй, жёлуди.
В кабинете ребят встречает юная девушка – сама наука Биология. У неё для ребят особое задание. Биология – это наука о жизни, значит миссия ребят – жизнь. Но миссия эта очень ответственна, поэтому для начала нужно проверить знания и умения команды.

Игра «вспомни всех» – ребята встают в круг и по очереди называют известных им птиц и животных своего края (можно добавить и растения) . Названия не должны повторяться.

Кроссворд

  • Запасливый грызун с защёчными мешками. (хомяк)
  • Пресмыкающееся, умеющее менять окраску в зависимости от внешних условий и настроения (хамелеон)
  • Наука о методах создания и улучшения сортов растений и пород животных (селекция)
  • Дерево, на котором растут вкусные и полезные орешки, хотя на самом деле это вовсе не орехи, а шишки. (кедр)
  • Арабская легенда гласит, что однажды некий пастух заметил, в какое бодрое настроение приходят его овцы и как начинают резвиться, когда поедят листья и плоды этого растения. Он рассказал о своём наблюдении мулле, и тот попросил принести плодов этого дерева, чтобы употреблять их самому и давать своим ученикам, чтобы они не уснули во время молитвы. Теперь из плодов этого дерева готовят популярный напиток. О чём речь? (кофе)
  • Самый быстрый зверь. (гепард)
  • Единственное из четвероногих животных, у которого все четыре ноги равнофункциональны. У других животных одна пара конечностей служит для разгона, другая для торможения. К тому же этот зверь – единственное млекопитающее, кроме человека, которое умеет стоять на голове (слон)
  • Млекопитающее отряда неполнозубых, получившее своё имя за неторопливость (ленивец) .
  • Когда европейцы приплыли в Австралию, то спрашивали аборигенов: «как называется это прыгающее животное с сумкой»? В ответ аборигены говорили: «не понимаем!». С тех пор мы так и зовём это животное. Как в переводе с австралийско-аборигенского языка «не понимаем»? (кенгуру)
  • Атмосферные осадки, которые бывают такими большими, что могут уничтожить посевы, сделать вмятины на автомобилях и даже травмировать людей. (град)

Природу своего края ребята знают хорошо, кроссворд решили, значит можно им доверить важное задание. Каждый получает стаканчик с землёй и сажает жёлудь. Весной ростки ребята пересадят в лес или парк.

Химия. На доске нарисован цветик-семицветик, только у него не хватает трёх лепестков: красного, синего и зелёного. Для заданий будут нужны: насыщенный раствор соли, раствор медного купороса, крахмал, йод, таблетки фурацилина, поднос с содой, разноцветные пищевые красители, разведённые уксусом (в целях безопасности и удобства использования краски должны находиться в пузырьках с капельницей).
Ребят в классе встречает волшебник. Объясняет, что попали они в сказку «Цветик-семицветик», только вот беда – в ней исчезли некоторые цвета. Нужно помочь волшебнику восстановить краски. Вместе с ним ребята делают химические опыты.

  • Крахмал + йод – дают синий цвет.
  • Насыщенный раствор соли + раствор медного купороса – получается зелёный цвет.
  • Измельчённая таблетка фурацилина + всё тот же раствор соли окрашивают раствор в красный цвет.

Сказка спасена! Ребята получают заветный фрагмент пазла. В качестве дополнительного задания предлагается нарисовать «химическую» картину. Для этого на поднос, покрытый тонким слоем соды, нужно капать разноцветные специально приготовленные краски. Ребята делают это по очереди, продолжая рисунок предыдущего человека (у каждого одинаковое количество времени на работу) . Получится интересная шипящая картина.

Математика. Ребята заходят в кабинет, а их там ждёт… клоун с разноцветными воздушными шарами.
– Вы удивлены? Ожидали увидеть здесь учёного-математика? Да, я и есть математик, просто я очень люблю искусство, особенно театр и живопись. Поэтому я приготовил для вас задания математические, но творческие.

Ребята делятся на пары (или тройки ), каждая группа получает карточку с вопросом о каком-либо математическом термине. Ответ нужно показать остальной команде либо пантомимой, либо изобразить в виде ребуса.

  • Утверждение, истинность которого устанавливается при помощи доказательств. (теорема)
  • Величина, характеризующаяся числовым значением и направлением. (вектор)
  • Утверждение, не требующее доказательств. (аксиома)
  • Одна из координат, определяющих положение точки. Находится на оси Х. (абсцисса)
  • Луч с началом в вершине угла, делящий угол пополам. (биссектриса)

В качестве бонусных вопросов ведущий предлагает вот такие задачи.

1. В одном автобусе ехали 18 мальчиков, во втором – 18 девочек. 5 девочек пересели в автобус к мальчикам. Но водитель отказался вести переполненный автобус. Тогда 5 человек (среди них были и мальчики, и девочки) пересели в первый автобус. Вопрос: кого больше – мальчиков в девичьем автобусе или девочек в мальчишеском? (Одинаково. Независимо от того, сколько девочек и мальчиков было среди пересевших в первый автобус. Общее количество детей в каждом автобусе осталось ведь одинаковым.)

2. На Марсе существует гостиница, в ней бесконечное количество номеров. Однажды в гостиницу прилетело 10 сатурнян. Но свободных мест не было. Хозяин гостиницы не растерялся: он попросил всех постояльцев переехать в комнату с номером на 10 больше, чем он жил раньше. Таким образом он освободил 10 первых номеров, сатурняне разместились там. Но вот прилетели юпитеряне. Их было бесконечное количество. Как их разместить в гостинице? (нужно переселить каждого постояльца в комнату с номером в 2 раза большим, чем раньше. Таким образом освободится бесконечное количество нечётных номеров)

*Задачи взяты из книги Мартина Гарднера «А ну-ка догадайся!»

География. В классе ребят ждёт путешественник. Он объехал весь мир. Фрагмент пазла он отдаст только тем, кто хорошо знает свою Землю. Для этого нужно ответить на несколько вопросов.

  • В каком месте Земли находятся самые большие запасы пресной воды? (Северный полюс и Южный полюс)
  • Почему египтяне называли Евфрат «перевёрнутой водой»? (потому что эта река течёт в противоположном направлении Нилу)
  • Аномальная лесная зона в калининградской области, где встречаются танцующие деревья. (Куршская коса)
  • Могут ли в Природе встретиться белый медведь и пингвин? (Нет, они живут на разных полюсах: белый медведь на северном, пингвины – на южном.)
  • Город в России. Его название – самое нежное и приятное слово для каждого человека. (Город Мама)
  • Самый маленький и холодный океан (Северный ледовитый)
  • Континент, где находится одно-единственное государство, и обитают сумчатые животные. (Австралия)

Физика. В кабинете физики ребят ждёт… Золушка. Ей очень хочется поехать на бал, но у неё столько дел, а физику она знает не очень хорошо! Нужно ей помочь.

  • На подносе рассыпаны деревянные и железные опилки. У Золушки есть чайная ложка, сито, магнит и зубная щётка. Нужно отделить деревянные опилки от железных. (Легче это сделать с помощью магнита)
  • Нужно найти скорость игрушечной инерционной машинки – ведь куколки сестёр тоже хотят ехать на свой игрушечный бал. У Золушки есть машинка, рулетка и секундомер. (Расстояние, пройденное машинкой, нужно поделить на время – получается скорость)
  • На полу рассыпаны конфетти – это сёстры репетировали бал. Нужно всё быстро убрать, не трогая конфетти руками, а у Золушки есть только воздушный шарик. (Нужно наэлектризовать шарик и собрать конфетти им)
  • У Золушки есть 3 стакана с водой. Мачеха приказала сделать из них пирамиду. Золушка пробовала накрыть два стакана листом бумаги, а сверху поставить третий, но у неё ничего не получилось. (Лист бумаги нужно сложить гармошкой, тогда он сможет выдержать вес наполненного стакана)

Бонусный вопрос: с чем связан факт, что у рек, текущих с севера на юг или с юга на север больше подмывается правый берег? (Про силу Кориолиса ребятам знать не обязательно, а вот догадаться, что связан этот факт с вращением Земли – можно)

Все части квадрата найдены. Команды встречаются в актовом зале, складывают свой пазл. Ведущие подсчитывают баллы (бонусные звёзды могут помочь при спорных ситуациях или же быть отдельной номинацией)

Победители получают шуточный диплом «учёного-кипячёного» и «профессора кислых щей».

Материал предназначен для классных руководителей, воспитателей и родителей. Мой конспект предназначен для старших школьников, учащихся 15-17 лет. Мероприятия в учебных заведениях позволяют школьникам раскрыть свои творческие способности, раскрываются знания и внутренний потенциал старшеклассников.
Цель мероприятия:
поздравить научных сотрудников, способствовать развитию умения работать в коллективе.
Задачи: научить ребят ответственности; воспитать любовь к научной деятельности; развить чувство общественной значимости науки в стране; развитие логического мышления, внимания и речи.
Предварительная подготовка к мероприятию, оформление кабинета вывеской, шарами.
Форма: интеллектуальная игра
Ход внеклассного мероприятия:
Классный руководитель:
Добрый день, ребята! Сегодня в День российской науки мы хотим, чтоб в нашей стране уважали научные успехи наших ученых, и чтоб, вы, ребята осознавали огромные возможности мировой науки.
Ученица:
Ведь, как известно, День российской науки в нашей стране отмечается ежегодно 8 февраля. С праздником всех научных сотрудников!
Классный руководитель:
Праздник был учрежден указом президента РФ Б. Н. Ельциным в 1999 году.
Ученица:
8-го февраля 1724 года указом правительствующего сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук.
Классный руководитель:
В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991-ом – в Российскую академию наук.
Ученица:
Это немного из истории праздника. А сейчас время конкурсной части нашего мероприятия. Здесь вы сможете раскрыть свои знания о ученых.
Классный руководитель:
Первый конкурс легкий. Он называется «Фамилия ученого». Условие простое. В коробке смяты небольшие листы бумаги, где в каждом указана первая буква фамилии одного ученого. Ваша задача сказать фамилию ученого на попавшую букву. Вы можете указать от 1 до 3-х фамилий, как вспомните.
Ученица ходит и подносит коробочку с замятыми листочками бумаги. Буквы можно напечатать заранее. Ниже приведены примеры букв и возможные ответы учащихся.
А: Ампер А.-М.;
Л: Ломоносов М. В.;
П: Пирогов Н. И.;
С: Сеченов И. М.;
М: Мечников И. И. и т.д.
Для второго конкурса ребята должны будут разделиться на две группы. Содержание задания можно напечатать заранее.
Ученица: Второй конкурс «Правильное соответствие». Условия таковы: вам выдаются листы бумаги, где указаны фамилии, а на других название должности ученого или академика. Ваша основная задача установить правильное соответствие.
3 соответствия на одну группу.
Слова: советский ученый, основоположник практической космонавтики, российский ученый в области механики, основоположник современной гидродинамики и аэродинамики, педагог и популяризатор науки, член-корреспондент РАН, М. В. Ломоносов, автор учебника «Органическая химия», Е. Н. Жуковский, ученый – естествоиспытатель, поэт, реформатор русского языка, Л. Д. Ландау, советский математик, академик, Д. И. Менделеев, П. С. Александров, советский физик, академик, нобелевский лауреат, С. П. Королев.
Правильные ответы: Е. Н. Жуковский - основоположник современной гидродинамики и аэродинамики, педагог и популяризатор науки, член-корреспондент РАН; Д. И. Менделеев - автор учебника «Органическая химия»; Л. Д. Ландау - советский физик, академик, нобелевский лауреат; С. П. Королев - советский ученый, основоположник практической космонавтики; П. С. Александров - советский математик, академик.
Классный руководитель:
Молодцы! Следующий конкурс «Я - лучший чтец». Вам выдаются отрывки из од М. В. Ломоносова Г. Р. Державина. Оценивается выразительность чтения. Из двух групп ребята сами выбирают, кто будет читать отрывок.
Первой группе:
Ода на день брачного сочетания Их Императорских Высочеств Петра Феодоровича и княгини Екатерины Алексеевны 1745 г.(М.В. Ломоносов)
1
Не сад ли вижу я священный,
В Эдеме Вышним насажденный,
Где первый узаконен брак?
В чертог богиня в славе входит,
Любезнейших супругов вводит,
Пленяющих сердца и зрак.
В одном геройский дух и сила
Цветут во днях уже младых,
В другой натура истощила
Богатство всех красот своих.
2
Исполнил Бог свои советы
С желанием Елисаветы:
Красуйся светло, Росский род.
Се паки Петр с Екатериной
Веселья общего причиной:
Ликуйте, сонмы многих вод.
Рифейских гор верьхи неплодны,
Одейтесь в нежный цвет лилей;
Пустыни и поля безводны,
Излейте чистый ток ключей.
3
На встоке, западе и юге,
Во всем пространном света круге
Ужасны росские полки,
Мечи и шлемы отложите
И в храбры руки днесь возьмите
Зелены ветви и цветки.
Союзны царства, утверждайте
В пределах ваших тишину,
Вы, бурны вихри, не дерзайте
Подвигнуть ныне глубину.
Второй группе:
Ода на великость.(Г. Р. Державин)
Живущая в кругах небес
У Существа существ всех сущих,
Кто свет из вечной тмы вознес
И твердь воздвиг из бездн борющих,
Дщерь мудрости, душа богов!
На глас моей звенящей лиры
Оставь гремящие эфиры
И стань среди моих стихов!

Возлегши на твоих персях,
Наполнясь твоего паренья,
Я зрю, - блистает свет в очах;
Я мню, - перо творит веленья!
Восторгся дух зарей в чертог!
Страны вселенныя, взирайте,
Божествен образ познавайте:
Великость в человеке - Бог!

Светила красныя небес,
Теперь ко мне не наклоняйтесь;
Дубравы, птицы, звери, лес,
Теперь на глас мой не сбирайтесь:
Для вас высок сей песни тон.
Народы! вас к себе сбираю,
Великость вам внушить желаю,
И вы, цари! оставьте трон.

Ученица:
Получилось очень неплохо! Конкурс «Художники». Перед вами стол, где лежат листок бумаги и фломастеры. Команды должны нарисовать картину, которая будет содержать научную тематику. Возможно, у вас получится нарисовать книгу, глобус или стакан с карандашами. Глаза у одного участника завязываются шарфиком, двое могут подсказывать. Затем по команде первый человек меняется на другого, участники завязывают глаза, а далее тоже самое делает третий участник. До последнего человека в команде. Оценивается аккуратность и правильное рисование.
Классный руководитель:
Вот так плавно подошли к последнему конкурсу, который называется «30 секунд». Выбрав участника, который будет выполнять данное задание, за 30 секунд должен будет назвать слова, которые относятся к науке.
Пример: карта, широта, долгота, исследование, труд, учебник, академик, сборник, рукопись и т.д. Время для перечисления слов по секундомеру измеряется в 30 секунд.
Ученица:
Ну, вот и подошло наше внеклассное мероприятие к концу! Я хочу поздравить всех российских научных сотрудников и ученых с праздником, Днем науки. Пусть каждый ваш труд будет всемирным признанием!
Классный руководитель раздает благодарности участникам мероприятия.
Классный руководитель:
Мы гордимся достижениями академиков, ученых и научных сотрудников! Благодаря вам наше общество движется вперед. С праздником! Спасибо! До свидания!
Источники:
Г. Р. Державин Ода на великость. 1774. Режим доступа:
М. В. Ломоносов. Ода на день брачного сочетания Их Императорских Высочеств Петра Феодоровича и княгини Екатерины Алексеевны 1745 г.

Тематический классный час «Да здравствует российская наука!»

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг!

А.С.Пушкин

Цели:

  1. Познакомить учащихся с историей возникновения Дня науки, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в различных области науки.
  2. Развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению школьных предметов как основ научных знаний.
  3. Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией «Вселенная» , музыкальные композиции, портреты известных ученых, презентация о М.В.Ломоносове, плакаты, посвященные разным областям научных достижений.

НА ДОСКЕ: Я стою и расту-

Я РАСТЕНИЕ.

Я стою, и расту, и хожу-

Я ЖИВОТНОЕ.

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю-

Я ЧЕЛОВЕК.

Я стою и чувствую:

Земля под моими ногами,

ВСЯ ЗЕМЛЯ.

Опираясь на землю, я поднимаюсь:

И надо мною небо-

ВСЕ НЕБО МОЕ…

Михаил Пришвин

Презентация «Звездное небо, планеты», космическая музыка

Ведущий: 8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук, первоначально называлась Академией наук и художеств. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 - в Российскую академию наук.

Ведущий: В 1999 году Указом Президента РФ от 7 июня «следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук» в этот день был учрежден праздник российских ученых.

Ведущий: До сегодняшних дней многие научные коллективы отмечают День науки «по старому», то есть, в третье воскресенье апреля. День российской науки: Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук (1724)

Ведущий: Между этими двумя указами - огромный путь, пройденный российскими учеными. Российская наука всегда шла в авангарде мирового научного прогресса и дала миру много великих имен и открытий.

Ведущий: Во всем мире известны имена таких ученых, как М.В.Ломоносов, И.П.Павлов, Д.И.Менделеев, Э.К.Циолковский, П.Л.Капица, Л.Д. Ландау, И.В.Курчатов, А.П.Александров, С.П.Королев, многие другие.

Презентация о деятелях российской науки

Ломоносов- наш первый российский «университет»

Науки юношей питают –чтение стихотворения



Исследовать космос, ваять города.

Циолковский К.Э. – презентация и сообщение о нём

Менделеев Д.И. – презентация и сообщение о нем

… Гидрогениум два, оксигениум –

Н2О – открывайте кран –

Вот химическое соединенье.

Молекула воды – океан.

Элементы и атомы,

В менделеевский взятые круг,

Сделали химию самой богатой

И самой творческой из наук.

Читая Менделеева

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй Менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Есть просто газ легчайший водород.

Есть просто кислород, а вместе – это

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма

И темно-бурые растворы брома,

И кажется вселенная сама

Одной лабораторией огромной!

Ведущий: Благодаря их открытиям Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.

Ведущий: И сегодня научный потенциал России остается высоким. Россия занимает лидирующие позиции в научных направлениях, которые будут определять в ХХI веке прогресс в физике, химии, биотехнологиях, материаловедении, лазерной технике, геологии и многих других областях науки и техники.

Ведущий: И сегодня в стране работают замечательные ученые, чьи исследования вызывают колоссальный интерес в мире. Об этом говорит тот факт, что в декабре 2000 года , спустя 22 года после Петра Капицы, российский физик, академик Жорес Иванович Алферов стал лауреатом Нобелевской премии.

Ведущий: В 2000 году российскими учеными был сделан ряд открытий: открыт 116-й элемент таблицы Менделеева, впервые в мире построена единая «кривая» изменений магнитного поля нашей планеты за последние 600 миллионов лет, колебания которого обнаруживают связь с глобальными изменениями климата;

Ведущий: ученые из Научно-исследовательского кинофотоинститута разработали и изготовили экспериментальную телесистему, которая позволяет смотреть трехмерное цветное изображение без специальных очков;

Ведущий: ученые из Института биофизики клетки РАН обнаружили, что повышенная солнечная активность может провоцировать вспышки эпидемий,

Ведущий: новосибирские ученые открыли механизм старения человека, что позволит через несколько лет решить проблему продления человеческой жизни;

Ведущий: ученые из МГУ и Института биоорганической химии РАН обнаружили, что одноклеточный микроорганизм Tripanosoma Gruzi Chagas синтезирует вещество, которое подавляет и убивает раковые клетки, а здоровье остается целым и невредимым.

Ведущий: Достижения российской науки, изменяющее современные представления о здоровье человека, о причинах возникновения «болезней цивилизации», о реальных возможностях их предотвращения и избавления от них постепенно получают признание в мире.

Тайны созданья, загадки природы
Людей волновали, манили всегда
Разум и воля сподвигли народы
Исследовать космос, ваять города.

Сколько талантов вскормила Россия:
Сеченов, Павлов, плеяда врачей!
Сотни сердец бьются в такт с медициной,
И свет их горит, словно пламя свечей.

Для Родины нашей в нелегкое время
Должны мы продолжить ответственный путь.
Наука – это не тяжкое бремя,
Наука – соль жизни, знания суть.

Как много еще впереди откровений,
Волнений, исканий, открытий – не счесть!
Науке себя посвятить без сомнений
И вклад привнести – для каждого честь!

«Новые идеи»
Пусть новый день в научный мир
Несет добро открытий новых,
Чтоб каждый миг удачным был,
И с каждым благодатным словом

К вам вдохновение пришло,
Идеи новые явились,
Чтоб счастье в вашу жизнь вошло,
И все мечты осуществились!

«»
Да здравствуйте российская наука!



Вперед шагами бодрыми идет,

Учитель: Наука в России отнесена к числу одного из приоритетов государства.

Наука прошла большой и сложный путь развития - от египетских и вавилонских памятников до атомных электростанций, лазеров и космических полетов. Человечество прошло и проходит длительный и трудный путь от незнания к знанию, непрерывно заменяя на этом пути неполное и несовершенное знание все более полным и совершенным. Обычно принято говорить о преемственности в науке. Без Евклида и Архимеда не было бы Ньютона, без Ньютона не было бы Эйнштейна и Бора и т.д. В общем, такое утверждение верно. По существу каждый исследователь должен быть осведомлен о том, что сделано до него в изучаемом им вопросе, критически оценить результаты, полученные его предшественниками.

Наука могла знать и знала мрачные времена упадка и застоя, но трудно поверить, что ум человеческий мог столько спать. Стремление к знаниям, любопытство, наконец, присуще природе человека. Невозможно представить, что за такой гигантский срок никто не совершил ни одного открытия! Можно долго говорить о тяжелых временах средневековья и инквизиции, но никакие казни не смогли остановить прогресса науки. Может все-таки прав академик математик А.Т. Фоменко, утверждающий, что история ранее второго тысячелетия еще ждет своего изучения.


Да здравствуйте российская наука!
Я с этим днем хочу поздравить вас.
Пускай удача вам протянет руку,
Пускай мечты сбываются сейчас.

Пусть мир научный горестей не знает,
Вперед шагами бодрыми идет,
Пусть ряд открытий новых ожидает,
Все лучшее пускай произойдет.

Оформление выставки достижений 9 класса в области изучения отдельных предметов.