В чем состоит эффект ореола. Эффект ореола или эффект обобщения. Успех во всем

Жизнь человека очень сложна и многогранна. А если рассматривать её с чисто психологической точки зрения – тем более. Каждый человек обладает только ему присущими уникальными чертами и качествами, внутренними миром, душевной организацией и специфическими свойствами психики. Люди ежедневно общаются с другими людьми и взаимодействуют с обществом, занимаются какой-либо деятельностью, выполняют определённые функции и достигают результатов. И нередко, наблюдая за процессом жизнедеятельности, можно заметить в жизни человека и общества некие закономерности – социально-психологические феномены, которые характеризуют особенности взаимоотношений людей между собой. Именно этим закономерностям и посвящён представленный материал.

В этой статье мы расскажем о том, что такое психологические эффекты и какое отражение они нашли в жизни человека и общества. Нами будут рассмотрены различные особенности воздействия психологических эффектов посредством межличностного общения и массовой коммуникации. А также мы узнаем о многих эффектах восприятия, проявляющихся в общении, процессе работы, игровой деятельности и других сферах жизни людей.

Итак, что же это за феномен – психологические эффекты?

Что такое психологические эффекты?

Психологические эффекты (социально-психологические эффекты ) являются стабильными и легко обнаруживаемыми закономерностями, отражающими межличностные характеристики отношений людей в социуме и раскрывающими особенности тех процессов, которые отражают параметры их общения и взаимодействия. Проще говоря, психологические эффекты – это часто повторяющиеся явления, возникающие во время общения людей и взаимодействия человека с обществом.

Основываясь на психологических эффектах, многие специалисты строят свои теории и умозаключения, а обычные люди, даже не имея специальных знаний, могут делать свои выводы и выявлять интересные особенности в жизни человека, групп людей и общества в целом. Эти явления довольно часто наблюдаются в повседневности. Знания о психологических эффектах позволяют глубже понять природу человека и особенности его психики. А применение этих знаний на практике способствует саморазвитию, личностному росту, улучшению отношений с другими и повышению качества жизни.

Ниже мы приводим примеры самых известных и распространённых психологических эффектов.

Эффект плацебо

Вообще, термином «плацебо» называют какое-либо вещество, не обладающее лечебными свойствами, но используемое в качестве такового. А целебный эффект, вызываемый этим веществом, связан с верой пациента в то, что он принимает не «пустышку», а настоящее лекарство. В психологии же эффект плацебо представляет собой прекрасный пример того, как то, что мы говорим людям, влияет на их восприятие. Ведь основан эффект плацебо на внушении. Человеку просто сообщают, что, например, какой-то препарат оказывает определённое воздействие, и он начинает этого воздействия ожидать. В итоге, в результате внушения, происходит и ожидаемый эффект.

Проверить, насколько приведённая информация соответствует действительности, вы можете на собственном опыте. Самый простой пример: наверняка у кого-то из ваших родных или друзей время от времени возникает головная боль, дискомфортные ощущения в желудке или что-нибудь подобное. Когда случится недуг, скажите человеку, что через минуту принесёте лекарство – растворённую в воде таблетку. Пусть человек подождёт. Отойдите куда-нибудь, налейте стакан воды и потяните время, делая вид, что добавляете в воду лекарство. Потом дайте человеку выпить эту воду, ещё раз напомнив, что лекарство очень хорошее и совсем скоро состояние нормализуется. Вероятность того, что через небольшой промежуток времени этому человеку станет легче, составляет 80%, несмотря на то, что выпил он стакан обычной воды.

Узнать подробнее об эффекте плацебо вы можете .

Эффект Веблена

Эффект Веблена – это необоснованный с экономической точки зрения повышенный спрос на товары высокой ценовой категории. Причём, чем выше поднимается цена, тем выше на товары спрос. Данный эффект характерен, в основном, для товаров, которые недоступны большинству людей из-за своей высокой цены. А это, в свою очередь, подчёркивает социальное положение владельцев таких вещей. Эффект Веблена характерен, главным образом, для людей, которые ценят статус товаров, привержены какой-то конкретной марке или бренду. Иногда этому эффекту поддаются люди, переходящие на ступень выше по социальной лестнице (карьерный рост, более престижное место работы и т.п.). Также эффект Веблена - это показатель того, что в психике подверженных ему людей доминируют мотивы стремления к роскоши и престижу.

Наглядно увидеть воздействие эффекта Веблена на психику человека вы можете, просто обратив внимание на окружающих вас людей. Более всего его влиянию подвержена молодёжь. В наше время существует огромнейшее количество различных фирм, брендов, торговых марок. И у каждой из них есть своя армия поклонников. Обратите внимание на то, что покупают молодые парни и девушки: обувь и одежду, которая совершенно проста на вид, но стоит довольно дорого. Или телефоны, стоящие многие тысячи рублей, хотя бюджетных аналогов им существует множество. И, как правило, чем дороже будут новинки, тем больше людей захотят их приобрести. Но тут ничего не поделаешь, ведь это влияние моды. К тому же, в наше время, к сожалению, широко распространено заблуждение: чем дороже вещи у человека и чем их больше, тем значимее его персона. Хороший совет родителям: воспитывайте в своих детях здоровое отношение к материальным ценностям.

Больше информации об эффекте Веблена можно найти .

Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник – это психологический феномен, который заключается в том, что люди склонны запоминать внезапно прерванные занятия и задания, чем те, которые успели завершить. Данные об этом эффекте были получены опытным путём: проводилось несколько экспериментов, участниками которых были школьники и студенты. Во время этих экспериментов испытуемые заканчивали одни задания и прерывали выполнение других. По окончанию экспериментов подводились итоги, где результатом всегда был больший процент запомненных незавершённых заданий, чем завершённых.

Эффект Зейгарник вы можете испробовать даже на себе. Возьмитесь за выполнение какого-нибудь не очень простого для вас самостоятельно выбранного задания и доведите дело до конца. Сделайте небольшую паузу. Затем возьмите листок и ручку и запишите все детали процесса выполнения. После этого выберите для себя другое задание. Доведите его готовность до половины и прекратите выполнение. После аналогичной паузы запишите все детали процесса. Вы заметите, что то, что вы закончить не успели, воссоздаётся в памяти гораздо легче и отчётливее, чем то, что вы закончили. Такой, так сказать, приём очень практично использовать для контроля выполнения каких-либо заданий и повышения эффективности. Если вы утомились, делая что-то, сделайте паузу, отдохните. После вы сможете продолжить с новыми силами, и в точности помня все детали того, что делали.

Интересные данные об эффекте Зейгарник можно найти по этой ссылке .

Холодное чтение

Холодным чтением называют определённую совокупность приёмов, использующихся экстрасенсами, медиумами, гадалками, иллюзионистами и т.д. Холодное чтение используется для того, чтобы создать впечатление, что применяющий его знает о другом человеке много информации, несмотря на очень короткое знакомство. И практикующий действительно способен многое узнать. Делается это с помощью анализа физических данных человека: пола, возраста, стиля одежды, расовой, религиозной и сексуальной принадлежности, места рождения, уровня образования и других данных. В основном, практикующие используют догадки: если высказанное предположение находит вербальное или не вербальное подтверждение, то продолжается «прощупывание» человека в том же направлении. Если же подтверждения нет, то догадки отбрасываются и находятся другие. Умелые практики холодного чтения могут оказывать на людей очень сильное впечатление и влияние.

Яркий пример холодного чтения - это гадания на улице. Множество людей попадали в такие ситуации, когда на улице подходит человек и говорит, что может погадать, предсказать будущее, снять сглаз, порчу и т.п. Лишь на минуту остановившись, человек, к которому обратились, начинает выслушивать от совершенно постороннего человека детали своей биографии, описание каких-то моментов своей жизни, личных событий и прочего. Человек удивляется, начинает испытывать своеобразный трепет и благоговение перед «магом». Нередко «чтецы» используют свои навыки холодного чтения с целью обмана и вымогательства. Поэтому если вдруг незнакомый человек начинает удивлять вас своими «магическими» способностями, не поддавайтесь на провокации и помните, что, скорее всего, этот человек очень хороший психолог и «читает» вас, как открытую книгу, а вся его «магия» - лишь отточенный навык. Будьте бдительны.

Узнать подобнее о холодном чтении можно вот по этой ссылке .

Эффект Пигмалиона

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это уникальный психологический феномен, который заключается в том, что человек, убеждённый в достоверности какой-либо информации, подсознательно ведёт себя таким образом, чтобы эта информация подтвердилась. Так называемое «пророчество» определяет характер деятельности верящего в него человека. Эффект Пигмалиона, кстати, часто получает подтверждение в проверке паранормальных явлений: сторонники убеждаются в том, что эти явления есть, а противники – в том, что их нет.

Эффект Пигмалиона очень эффективен в применении. Вы можете испытать это, например, на своём ребёнке, который должен в ближайшее время попасть в новое окружение (новый класс, школа, спортивная секция и т.п.). Как правило, многие дети испытывают дискомфорт от того, что им предстоит общаться с незнакомыми людьми, думают о том, как их воспримут, боятся не понравиться и т.д. Скажите ребёнку, что вы уже общались с теми людьми, с которыми ему предстоит встретиться, и они настроены в отношении него очень доброжелательно, позитивно, дружелюбно, и рассчитывают на такое же отношение в ответ. Оказавшись в новом окружении, но будучи настроенным на позитивный лад, ваш ребёнок будет непроизвольно вести себя, рассчитывая на то, что вы ему говорили. А это, в свою очередь, будет реализовывать ваше пророчество. В итоге, велика вероятность того, что отношения в новом коллективе будут приятными и доставят удовольствие и вашему ребёнку и тем, кто будет с ним общаться.

Подобности эффекта Пигмалиона вы найдёте .

Эффект Барнума/эффект Форера

Эффект Барнума (он же эффект Форера или эффект субъективного подтверждения) – ещё один уникальный феномен, смысл которого заключается в том, что люди верят в описания их личности, созданные, по их мнению, конкретно для них, но на самом деле имеют обобщённый характер и могут быть применены в отношении других людей. Эффект Барнума, наряду с холодным чтением, рассмотренным нами выше, нередко применяется различными мошенниками, позиционирующими себя в качестве астрологов, хиромантов, медиумов. Делается это ими с целью обмана.

В нашей повседневной жизни мы можем увидеть множество подтверждений эффекту Барнума. Так, например, вы можете заметить, что многие люди верят в достоверность гороскопов, астрологических прогнозов, описаний их личности в различных тестах и т.д. Попробуйте написать обобщённую характеристику нескольким своим коллегам по работе (всем одну и ту же), используя самые общие описания качеств личности, и дайте им почитать, сказав, что каждая характеристика для каждого из них написана индивидуально. Большинство людей согласится с этим описанием «себя». Так что если кто-то вдруг говорит вам о вас же много интересных вещей, подумайте о том, что это, вероятнее всего, лишь набор общих фраз, и на вас пытаются оказать воздействие. Сами же вы можете использовать такой приём, чтобы располагать к себе людей, налаживать доверительные отношения, вызывать определённые эмоции и реакции. Но помните, что злоупотреблять этим не стоит.

Узнать больше об эффекте Барнума можно .

Эффект аудитории

Эффектом аудитории называют влияние, оказываемое на деятельность человека присутствием других людей. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Благодаря многочисленным исследованиям было замечено, что если человек выполняет лёгкую и знакомую ему работу, то присутствие других людей улучшает его результаты, т.к. стимулирует возникновение правильных реакций. Если же работа сложная и мало знакомая, то присутствие других людей результаты ухудшает, стимулируя неправильные реакции.

Вы можете заметить действие этого эффекта в своей повседневной жизни, просто обращая внимание на себя и окружающих. Спортсмены зачастую показывают лучшие результаты, если знают, что за ними наблюдают зрители. Работники, сталкивающиеся с новым видом деятельности, совершают больше ошибок, если на них смотрят другие люди (начальство, коллеги). Подобные аналогии можно привести из любой сферы жизни. С помощью данного эффекта можно научиться оказывать влияние на людей и результаты их деятельности, просто наблюдая или не наблюдая за ними. Таким же образом вы можете воздействовать и на свою личную эффективность.

Познакомиться с эффектом аудитории более подробно вы можете .

Эффект последовательности

Воздействие эффекта последовательности проявляется в том, что люди могут различным образом реагировать на одни и те же условия, если менять последовательность выполнения заданий. Если, например, в ходе какого-либо эксперимента, исследователь меняет порядок его составляющих, то и адаптация испытуемого к этому эксперименту будет проходить хуже или лучше. По этой причине в психологии учёными принято проводить многие исследования по одной наиболее эффективной схеме.

В жизни людей эффект последовательности часто оказывает влияние на их деятельность. Продуктивность сотрудников организации может повыситься или понизиться, в зависимости от того, как построен распорядок их дня. Различные мероприятия, проводимые на работе начальством, могут привести к преждевременному утомлению или, наоборот, всплеску активности работников. Спортсмен, тренирующийся по определённой программе, сможет повысить свою результативность, если будет варьировать составляющие процесса тренировки. Родители могут влиять на эмоционально и физическое состояние своих детей в течение дня, составив индивидуальный распорядок дня или разработав свой уникальный подход к процессу воспитания. Педагоги могут улучшить успеваемость учеников за счёт изменения обучающего процесса в плане перестановки отдельных его составляющих и т.д.

Эффект Хоторна

Эффект Хоторна - это феномен, проявляющийся в том, что осознание человеком своего участия в каком-либо эксперименте приводит к искажённому, в основном, лучшему результату. Человек, принимающий участие в эксперименте и знающий об этом, начинает действовать более эффективно, сосредоточеннее и усердно, нежели в обычных условиях. Потребность человека в ощущении своей причастности к какой-то особой «экспериментальной» группе вызывает изменение его поведения и, соответственно, влияет на результаты его деятельности. Эффектом Хоторна также часто называют явление, в котором любая инновация приводит к улучшению результатов, т.к. она вызывает у людей энтузиазм.

При помощи эффекта Хоторна можно повлиять на успеваемость учеников или производительность труда работников в организации. Вариантов может быть несколько. Во-первых, можно сообщить людям, что проводится некий важный эксперимент, на основании результатов которого будут сделаны улучшения в данной области. Во-вторых, можно просто ввести в процесс деятельности какое-либо новшество, вследствие чего люди будут выполнять свои функции с большим интересом, чем обычно. Но есть и другая сторона этого вопроса: часто эксперименты проводятся с целью получения данных, наиболее соответствующих действительности. В этом случае осведомлённость людей о проведении эксперимента окажет искажающее воздействие на результаты. Во избежание этого нужно сделать так, чтобы участники эксперимента не знали о нём, либо не были осведомлены о том, что конкретно будет устанавливаться в ходе исследования.

Больше интересных деталей об эффекте Хоторна вы найдёте .

Эффект доктора Фокса

Эффект доктора Фокса заключается в том, что выразительность и импрессивность человека, предоставляющего информацию, может быть для воспринимающего гораздо важнее, чем сама информация, которую он преподносит. Талант рассказчика может завуалировать собой плохое качество, вымышленность, бесполезность и бессодержательность информации. Но в то же время человек, который эту информацию получил, будет уверен в том, что действительно узнал много нового и чему-то научился.

Люди, обладающие выдающимися актёрскими или ораторскими способностями, могут оказывать сильнейшее воздействие на людей своим талантом. Например, вы присутствуете на лекции или семинаре, и перед вами выступает человек, обладающий харизмой, эмоциональностью и умением замечательно рассказывать. При этом лектор совершенно не разбирается в теме, а информационная составляющая его речи находится на очень низком уровне. После мероприятия вы всё равно будете находиться под исключительно положительным впечатлением, уверенные в том, что получили массу полезных знаний. Это ещё раз говорит нам, что, зачастую, имидж человека, особенности его личности и определённые свойства психики оказывают на нас гораздо большее влияние, чем то, что он говорит. А развитие и тренировка своих личных способностей рассказчика позволит вам поддерживать любой разговор и оказывать воздействие на людей, формируя о себе только положительное впечатление.

Узнать больше подробностей об эффекте доктора Фокса можно отсюда .

Эффект первого впечатления

Смысл эффекта первого впечатления заключается в том, что люди при знакомстве с другими людьми и их оценке часто придают значение впечатлению, которое у них возникает в первые минуты общения. Бывает даже так, что при дальнейшем общении все последующие впечатления и сведения представляются неверными и отбрасываются. Первое впечатление может быть сформировано преднамеренно или непреднамеренно. На первое впечатление влияют такие особенности человека, как его внешний вид, манера держаться и разговаривать, уверенность или неуверенность в себе, голос, взгляд и т.д.

При встрече с незнакомыми людьми обращайте внимание на то, как вы сами начинаете их оценивать: обращать внимание на особенности того, с кем общаетесь, эмоции, которые этот человек у вас вызывает. Наверняка вам знакома такая ситуация, когда при встречах с какими-то людьми, с которыми вы недавно познакомились, вы прокручиваете в памяти те «сведения», которые получили ещё при первой встрече. Если человек изначально вам понравился, то и относиться к нему впоследствии вы будете с симпатией. Если же он вам не понравился, то и ваше отношение к нему будет соответствующим. Появившееся ранее ощущение позитива или негатива будет сохраняться даже в случае противоположного поведения этого человека в дельнейшем. Кстати говоря, создавать первое впечатление человек может научиться специально: для этого нужно просто готовиться к встречам с незнакомыми людьми, а в процессе общения следить за собой: речью, поведением, внешним видом и т.д.

Больше интересных особенностей эффекта первого впечатления вы можете найти .

Эффект очевидца

Эффект очевидца (он же эффект свидетеля или синдром Дженовезе) проявляется в том, что люди, которые оказались свидетелями каких-либо чрезвычайных ситуаций, не пытаются помочь тем, кто пострадал, оставаясь в стороне. Интересно то, что чем больше свидетелей, тем меньше вероятность, что кто-нибудь поможет, т.к. каждый из них считает, что помочь должен кто-то другой. А если очевидец один, то и вероятность его помощи существенно увеличивается.

Проявление эффекта очевидца наглядно иллюстрируют различные сводки новостей о происшествиях, где сообщается, что люди, ставшие очевидцами трагических событий, не оказали никакой помощи пострадавшим. Возможно, и вы сами могли наблюдать ситуации, когда, например, человеку стало плохо в людном месте, и он упал, а толпа зевак, находившаяся рядом, просто продолжала наблюдать. Каждый мог помочь, но думал, что поможет кто-то другой. На самом деле, это проявление безразличия и бесчеловечности. Если вдруг вы станете очевидцем какого-то случая, не думайте, что помогут остальные, не оставайтесь безучастными, а поспешите на помощь пострадавшему. Быть может, вы спасёте чью-то жизнь. Не важно, как другие реагируют на ситуацию. Важно то, как отреагируете именно вы.

Интересная информация об эффекте очевидца находится по этой ссылке .

Эффект ореола

Сутью эффекта ореола или хало-эффекта является следующее: если человек произвёл хорошее впечатление, то впоследствии люди будут ему «приписывать» другие хорошие качества, которых на самом деле может и не быть. Если же человек произвёл плохое впечатление, то в дальнейшем люди будут неосознанно стараться видеть в нём плохие качества, независимо от общей характеристики его личности. Эффект ореола часто проявляется в визуальной оценке: если человек красив внешне, то он воспринимается умным, образованным, приятным в общении и т.д. Если же человек обладает не очень привлекательной внешностью, то и оценка его будет противоположной.

На деле эффект ореола может проявиться в работе или учёбе: если вы изначально зарекомендуете себя, как ответственного и добросовестного ученика, студента или работника, будете прилежно выполнять все задания, активно участвовать в учебном или рабочем процессе, вы, тем самым, создадите себе положительную репутацию, которая в будущем будет работать на вас. В дальнейшем вам могут простить небольшие погрешности в работе, невыполнение задания по каким-либо причинам, отсутствие на занятиях и т.п. Но стоит помнить о том, что злоупотреблять этим нельзя, иначе вы можете потерять свою репутацию. Старайтесь всегда и везде показывать себя только с лучшей стороны и проявлять только положительные качества. Именно это сослужит вам хорошую службу. Не нужно притворяться лучше, чем вы есть на самом деле, а стоит уделить внимание своим слабостям и постараться их искоренить, сделав себя более сильной личностью.

Узнать подробнее об эффекте ореола вы можете по этой ссылке .

Конечно же, рассмотренные нами психологические эффекты не являются единственными в своём роде. Подобных эффектов существует масса и все они уникальны и интересны. Психология, как известно, наука очень глубокая и обладает множеством особенностей и нюансов. Но эффектов, приведённых выше, должно быть достаточно, чтобы понять, что жизнь человека наполнена удивительными феноменами, а сама его личность – это предмет глубокого и тщательного изучения.

Желание разобраться в особенностях человеческой натуры – это повод не только к поиску и усвоению новых знаний, но и похвальное стремление стать лучше самим и сделать лучше свою жизнь. Развивайтесь, открывайте для себя новые грани человеческого бытия, аспекты своей личности и неповторимость природы человека!

Не все то золото, что блестит

Замечали ли вы когда-нибудь, что если человек понравился вам при первой встрече, то вы продолжаете быть словно очарованным им в дальнейшем?

Представьте, что вы обратились за консультацией к юристу, врачу или просто заехали в магазин электроники по дороге домой.

Если адвокат, доктор, менеджер или любой другой специалист был внешне привлекателен, красиво одет, обходителен, вел себя приветливо по отношению к вам, то вам начинает казаться, что он не только умен, порядочен и честен, но и профессионал высокого уровня, который всенепременно поможет вам решить ваш вопрос.

То есть от вашего первого впечатления о специалисте будет зависеть, купите ли вы у него дорогой телевизор, доверите ли вести свое дело или лечить вас.

Это результат действия эффекта ореола.

Эффект ореола или гало-эффект – это влияние нашего первого впечатления о человеке на последующее восприятие и оценку его отдельных черт и поступков.

Само слово «ореол» (англ. halo – нимб ) означает золотой венец вокруг головы человека, символ святости, блеск, сияние.

Мы склонны распространять это сияние на весь образ человека, воспринимая внешнюю привлекательность как свидетельство внутренних достоинств. И мы склонны полагать, что красивый и «хороший» человек хорош во всем.

Гало-эффект работает и в обратном направлении. Если сложившийся образ человека является отрицательным, то это первое негативное впечатление также накладывает отпечаток в будущем. Этот эффект называют эффектом рожек или хорнс-эффектом (англ. horns – рожки ).

Интересно то, что эффект ореола прослеживается в поведении абсолютно каждого человека как последствие врожденного человеческого субъективизма.

При уже имеющемся сформированном положительном или отрицательном образе человека наше подсознание из всей поступающей информации выбирает только ту, которая подтверждает этот образ. Например, если человек нам изначально симпатичен, то мы с готовностью верим в то, что он добр, дружелюбен, любит детей и помогает животным. А вот если нам сообщат, что он неприлично себя ведет в общественных местах и грубит прохожим, то эту информацию мы будем воспринимать неохотно, возможно, даже потребуем доказательств.

Но еще интереснее то, что даже лично увидев такое неподобающее поведение человека, обладающего нимбом, мы склонны оправдывать его: «Неееет, он не может так себя вести. Наверное, у него что-то случилось. Должно быть, его кто-то вывел из себя.»

Зато если человек изначально произвел на вас плохое впечатление, то вы будете готовы без особых угрызений совести обвинить его во всех бедах мира и наделить его разнообразными недостатками, которыми он далеко не всегда обладает.

Но так продолжается не всегда. Эффект ореола действует при оценке незнакомых людей при кратковременном общении. Чем больше мы узнаем человека, тем более объективным и обоснованным становится наше мнение о нем. Эффект ореола больше не ослепляет нас, и мы видим как положительные, так и отрицательные черты.

Поэтому пользуйтесь этим чудо-явлением, пока можете. Старайтесь всегда хорошо выглядеть и улыбайтесь! Включайте свой нимб и завоевывайте расположение людей!

В социальной психологии подобного рода ассоциации получили название гало- эффектов, или, проще говоря, эффектов ореола. Суть этих эффектов состоит в том, что одна привлекательная и яркая черта человека, словно ореол или нимб, затмевает для окружающих все другие черты. Если говорить об ореоле физической красоты, то он к тому же распространяется не только на характеристики самого красивого индивида, но и на других людей. Оказывается, находиться в компании красивого человека просто выгодно.

Эффект ореола действует в однополых парах, причем как женских, так и мужских. Люди с заурядной внешностью рядом с красивым индивидом воспринимаются как более привлекательные, и наоборот, рядом с некрасивым - как менее привлекательные.

В разнополых парах этот эффект действует только в одном направлении: мужчина выигрывает от соседства с красивой женщиной, но он же будет выглядеть неприглядно, находясь в компании с некрасивой женщиной. В то же время некрасивая или с заурядной внешностью женщина не получает никаких преимуществ рядом с красивым мужчиной. Дэниел Бар-Тал и Леонард Сейкс (Bar-Tal & Saxe, 1976) показывали участникам эксперимента фотографии, по версии исследователей, семейных пар, на которых были засняты либо некрасивый мужчина рядом с красивой женщиной, либо некрасивая женщина рядом с красивым мужчиной. Мужчина с непривлекательной внешностью рядом с красивой женщиной характеризовался участникам исследования как человек, добившийся значительных успехов - богатый, умный, хороший профессионал. Некрасивая женщина в паре с красивым мужчиной ничего не выигрывала. О ней говорилось только, что она некрасива.

Красивые люди, как мужчины, так и женщины, в большей мере удовлетворены качеством своих социальных взаимодействий с окружающими, чем некрасивые, получают больше удовольствия или удовлетворения от общения. Но имеется и другая, прямо противоположная тенденция, которая проявляется в том, что люди с привлекательной внешностью могут быть не удовлетворены собой и иметь низкую самооценку. По мнению Брэнды Майор и коллег, подобное положение дел является следствием осознания красивыми людьми того факта, что окружающие ценят в них лишь внешнюю физическую привлекательность, а не их социальные качества и достоинства: способности, интеллект, человечность, достижения и т. д. (Чалдини, 1999). Кроме того, чем привлекательнее мужчина, тем больше он общается и взаимодействует с женщинами и меньше - с другими мужчинами. Вместе с тем внешняя привлекательность женщин не коррелирует с количеством социальных взаимодействий. Это объясняется тем, что красивые женщины, как правило, не обладают навыками и искусством социального общения в отличие от красивых мужчин, которые, напротив, очень искусны, а потому и успешны в общении.

Шерон Брем (Brehm, 1992) считает, что это может быть следствием гендерноролевых стереотипов, согласно которым мужчине надлежит быть активным, а красивой женщине - пассивной. Социальное окружение, прежде всего родители, побуждают красивых женщин следовать этому стереотипу, препятствуя тем самым развитию у них навыков социального общения. Что касается некрасивых женщин, то им окружение не препятствует в развитии навыков общения, поэтому они научаются хорошо взаимодействовать с другими людьми и получают от этого удовлетворение.

В заключение отмстим, что стереотипное восприятие красоты действует и в противоположном смысле: хороший - значит красивый. Мы переоцениваем физическую привлекательность тех людей, которые нам нравятся, не из-за их красоты, а по каким-то другим причинам. Так, например, люди, вызывающие у нас восхищение своими талантом, успехами, достижениями и т. д., кажутся нам также и внешне красивыми и привлекательными.

Формулировка «закон предшествования» появилась в 1925 году. Тогда известный психолог из США М. Лундт выявил, что люди больше всего подвержены влиянию первого сообщения или новости. Последующие сообщения о каком-либо событии уже меньше воздействуют на человека. В принципе, этот закон многим известен. Ведь существует поговорка «Встречают по одежке». Законом предшествования активно пользуются студенты, которые на первых курсах стараются получить хорошие оценки. Это будет помогать им в дальнейшей учебе, преподаватели часто смотрят на предыдущие успехи. Закон работает и в средствах массовой информации. Обычно в новостях сначала выдвигается версия канала, чтобы в большей степени повлиять на зрителей.

Мы часто встречаемся с эффектом первого впечатления в обычной жизни. Во время первой встречи с человеком, с каким-то явлением или вещью мы формируем свое отношение. Это отношение существенно влияет на наше последующее мнение. С помощью эффекта первого впечатления можно быстро сформировать все свои мысли в отношении объекта. Не всегда речь идет о непроизвольном впечатлении, иногда мы выносим вердикт намеренно. Огромное влияние на первое впечатление оказывает внешность и поведение. Но наши собственные личностные особенности тоже играют важную роль. От них зависит, будет ли первое впечатление положительным или отрицательным, будем ли мы оценивать отдельные качества или объект целиком и т.д.

Противоположностью эффекта первого впечатления является эффект ореола . Его также называют эффектом нимба или галла-эффектом. Он уже рассматривает сформировавшееся мнение об объекте, человеке или явлении после знакомства с ним. Если мы видим положительную репутацию, то будем приписывать и другие хорошие качества. Необязательно, что эти качества потом проявятся, но эффект ореола будет делать свою работу. Причем если о человеке сложилось негативное мнение, то приписываться будут отрицательные качества, а положительные будут игнорироваться.

Эффект ореола – это один из излюбленных приемов мошенников. Причем о некоторых из них мы могли читать в художественной литературе. Классический пример – это «Ревизор». Хлестаков изначально предстал перед другими героями картины как ревизор, важный и уважаемый человек. Даже если главный герой впоследствии проявлял свою некомпетентность, показывал незнание своей работы, то другие персонажи вовсе этого не замечали. Как и не замечали того, что Хлестаков совершенно не выглядит как ревизор.

Существует несколько условий, которые вызывают эффект ореола в психологии:

  • недостаток времени. У человека нет времени полностью ознакомиться с объектом, тщательно взвесить все за и против, подробно рассмотреть особенности характера и черты личности другого человека.
  • поток информации. Часто у людей просто нет возможности разбираться с каждым, особенно при больших потоках информации, частых знакомствах.
  • отсутствие значимости. Не всегда люди придают большое значение окружающим. Поэтому мнение может быть смутным, больше походить на ореол.
  • стереотипное мнение. Если большая группа людей одинаково высказывается о другом человеке, то мнение может быть навязано их отношением, а не реальным впечатлением и собственными доводами.
  • яркость отдельной черты. Это может быть черта внешности или характера, но если она является неординарной, то будет оказывать влияние на общее впечатление. Обычно яркой чертой является не личность, а внешность.

Мы обладаем одной особенностью – мыслим ложными аналогиями. Это и есть психологическая основа эффекта ореола. Существуют примеры эффекта ореола , с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Они могут часто привести к заблуждениям.

Эффект зачётки

Как уже говорилось выше, студенты часто работают на зачетку, чтобы потом преподаватели завышали им оценки. Реальная работа ведется только на первом-втором курсе, потом студент начинает меньше внимания уделять учебе и даже пропускать занятия. Но эффект ореола означает, что преподаватели будут оценивать таких учеников выше. Если студент прилежно занимался у одного преподавателя на протяжении года, то он будет неосознанно завышать ему оценку, даже если реальные знания не на высоте. Более того, многие преподаватели стараются вытянуть в прошлом хороших учеников, если те показывают крайне низкий уровень знаний. С хорошей зачеткой можно получить «отлично», даже если ответ не тянет и на тройку.

Рядом и вместе

Этот феномен объясняет, почему многие люди любят фотографироваться в чужих дорогих автомобилях или в чужих роскошных загородных домах. Считается, что они перетягивают на себя часть положительных впечатлений и богатства этих объектов. Также многие политики часто появляются в компании знаменитостей – талантливых певцов и актеров. Так они стараются получить немного больше любви и признания публики, которым обладают звезды. Если обычному человеку удалось сфотографироваться с видными деятелями, то фотография станет предметом гордости. Они будто перенимают успех у других. Но стоит помнить, что «рядом» - это еще не означает «вместе».

Успех во всем

Если человек отличается особыми успехами в одной области, то это не значит, то он будет добиваться высот и в других сферах. Хотя многие люди подвержены этому заблуждению. Стоит помнить, что мы не можем быть успешными во всех сферах. Некоторые области требуют прямо противоположных достижений. Например, суровое отношение и жесткость на работе не может соотноситься с мягкостью и нежностью в семье. Хотя многие люди стараются показать свою успешность во всех областях. Например, Арнольд Шварценеггер, будучи успешным актером, решил попробовать себя на политическом поприще. Кстати, этот стереотип чаще всего появляется в политической сфере.

Влияние первого слова

Первооткрывателем этого эффекта называли Йозефа Геббельса. Он утверждал, что человек, который сказал первое слово, всегда будет считаться правым. Этот феномен был подтвержден многими психологами. Они выяснили, что если кандидат во время предвыборной гонки сможет убедительно сказать электорату, что он победит, он действительно в большинстве случаев побеждает. Все дело в завоевании массового сознания. Исследования проводились учеными Йельского университета, а также это открытие сделали К. Ховланд, Н. Джанис и Л.Доуб. По их мнению, если человек первым смог донести свою позицию до людей, обойдя соперников, то его деятельность будет более успешной. Феномен объясняется невозможностью проверить полученную информацию. Если мы слышим от разных политиков определенные обещания, то поверим скорее первому, чем последующим. И такое мнение будет нелегко изменить.

Эффект часто используется для снижения репутации конкурентов. Если на противника польются нелицеприятные факты, то люди могут навязать ему несуществующие грехи. Их аргументация будет непробиваемой: «Оправдывается – значит, виноват». Даже если обвинение было доказано всего на 10%, а опровержение доказано на 100%, люди все равно будут верить первому. Эти слова историки приписывают Гитлеру. Более того, человек, выставляющий обвинения, всегда будет немного выше в сознании людей, чем его жертва.

Как воздействовать на эффект ореола?

Ответ на этот вопрос дает Фил Розенцвейг, которому принадлежит книга «Эффект ореола» . Он утверждает, что с этой психологической особенностью можно бороться и даже разрушить неверное впечатление или мнение. Автор представляет множество примеров, которые являются доказательством его слов. Хотя эти примеры показывают, что так называемый человек с нимбом, который создает вокруг себя эффект ореола, не способен повлиять на ситуацию. Изменения происходит из-за психологического состояния субъекта.

Ураган Катрина, нанесший огромный урон экономике США, унесший множество жизней, стал причиной падения популярности Джорджа Буша. Критике также подверглась и его экономическая политика. Но после 11 сентября популярность выросла, вместе с удовлетворением экономической политикой. После терактов американцы стали видеть в Буше защитника, отсюда повышение репутации. Но люди не могут оценивать ситуацию с разных аспектов. Для них не бывает полумер, президент может быть только плохим или только хорошим.

Также можно взять пример с 2008 года. Тогда во всех странах бушевал финансовый кризис. И многие крупные компании получали письма с негативными отзывами о своей продукции. Отзывы были написаны старыми и проверенными клиентами, которые долгое время пользовались услугами компаний. Это связано со стрессовой ситуацией. Из-за кризиса люди стали замечать мелочи и более остро их воспринимали. Эта реакция описана в социальной психологии. Она является настолько мощной, что повлиять и изменить ее нельзя.

перво http://constructorus.ru

Эффект ореола или эффект обобщения

Для того чтобы было понятно, что подразумевается под этим эффектом, приведем простой пример. Очень часто наши успехи или, что хуже, неудачи в какой-либо области деятельности пролонгируются на другие области. Вот это и есть эффект ореола. Если вы преуспели, скажем, в науке, то люди почему-то склонны думать, что вы обязательно должны преуспеть и в любой другой области, скажем, в бизнесе. Что вообще говоря, совершенно не так, и в жизни полным-полно подтверждений этому. Совершенно не обязательно, что бывший успешный спортсмен станет не менее успешным бизнесменом. Более того, наблюдается скорее обратная тенденция. Так же неверно, что командир-военный сможет с таким же успехом командовать фирмой, с каким он командовал полком. Может и сможет, а может и нет. Те примеры, которые мы знаем, чаще говорят о том, что нет. И обратное, конечно, верно: глупо думать, что глава корпорации из тысячи человек сможет командовать армейской дивизией. Очень многие из нас попадаются на этот эффект на выборах, когда голосуют за известных и добившихся успеха в той или иной деятельности лиц (актеров, военных, артистов, ученых и т. д.), считая, что в Думе они будут такими же профессионалами, какими являлись по своему предыдущему месту работы. Однако, несмотря на многочисленные опровержения, эффект работает. Потому как является следствием другого эффекта, суть которого заключается в том, что люди очень не любят менять своих установок.

Примечание

Понятно почему. Дело в том, что смена установки равносильна признанию в собственной ошибке, чего, естественно, многие не любят.

И, наконец, приведем один из самых распространенных примеров эффекта ореола, с которым все наверняка сталкивались по учебе в вузе. Для того чтобы стать отличником, совершенно не нужно в прямом смысле слова "на отлично" учиться все годы. Достаточно отлично закончить первый курс. Максимум - второй. А дальше оценки будут ставиться "автоматом". И обратное, увы, тоже верно. Если вы поначалу сдавали все на троечки, то потом выскочить из амплуа "троечника" крайне сложно. Посмотрит преподаватель зачетку, а там… И ставит то же самое, независимо от знания вами предмета.

Примечание

Дорогие читатели, из тех, кто обучается в каком-либо учебном заведении! Если вы попались в такую ловушку, и пытаетесь что-то изменить, сделайте одну простую вещь. Закрепите скрепкой предыдущие листки зачетки. Преподавателю будет неудобно при вас возиться со скрепкой, чтобы посмотреть, что вам там понаставили его коллеги, и ваши шансы на объективность заметно повысятся.

Эффект ореола может распространяться не только на одного человека, но и на ту или иную группу людей. Простой пример: очень часто одни и те же школьные учителя, учившие одновременно или с промежутком во времени двух детей из одной семьи, относятся к ним одинаково. Таким образом, если, к примеру, старший брат не знал английского языка, а младший потом попал к той же учительнице, то с немалой долей вероятности она ему автоматически будет ставить плохие оценки, даже если он знает язык лучше нее. (Увы, при нашем нынешнем низком уровне школьного образования нередко встречается, когда ученик знает предмет лучше учителя.) Точно так же, если вы работали раньше в компании, о которой шла плохая слава, против вас часто априори имеется отрицательная установка по принципу "все они там такие (плохие)".

Примечание

Однажды во время разработки сайта одной из компаний мы работали в паре с коллегами из другой студии: они делали дизайн, мы программирование. Коллеги с работой не справились. А ранее в разговоре с руководством компании они упоминали, что с нами знакомы. Так руководство компании поначалу и нас отстранило от разработки программных блоков, хотя мы никаких поводов для такого решения не давали, более того, все они были уже практически готовы. Сработал эффект ореола: если эти не справились, то и их знакомые тоже не справятся. Хотя никаких логических или иных здравых соображений для таких выводов совершенно не было. К счастью, все завершилось нормально, мы и по сей день успешно сотрудничаем, а тогда я пошел к руководству и в достаточно жесткой форме объяснил, в чем они не правы. Для начала обругал на чем свет стоит ту компанию, которая "завалила" проект, сказав, что страдаю по их вине уже не первый раз. В общем, разыграл жертву.

Из книги Перегруженный мозг [Информационный поток и пределы рабочей памяти] автора Клингберг Торкель

Эффект стимуляции Приведенный выше пример показывает, как перекраивается карта мозга, когда в организме происходят структурные изменения, например какая-либо функция прекращает свою работу и мозг перестает получать информацию от того или иного органа. Другой тип

Из книги Перезагрузка. Как переписать свою историю и начать жить на полную мощность автора Лоэр Джим

13. Эффект Флинна Как уже упоминалось ранее, новозеландский профессор Джеймс Флинн обнаружил, что на протяжении всего XX века результаты интеллектуальных тестов значительно улучшались. Если в 1932 году средний результат был равен 100 баллам, то в 1990 году он составил 120

Из книги Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн автора Хьюмс Джеймс

Тренировочный эффект и эффект истории Чем больше сгибаний рук с гантелями вы сделаете, тем больше вырастет ваш бицепс. Увеличьте количество повторений или вес, и бицепс увеличится в размерах и силе. Это не сверхпремудрость. Просто это тренировочный эффект.Когда вы

Из книги Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина) автора Пиз Алан

Эффект эха Эхо - это повторение слова или фразы. Самая частая цитата из Кеннеди - фраза из его инаугурационной речи. Поэтому, дорогие американцы, не спрашивайте, что страна может сделать для вас, - спросите, что вы можете сделать для своей страны. Самая известная фраза

Из книги Здравый смысл врет [Почему не надо слушать свой внутренний голос] автора Уоттс Дункан

Эффект петуха Петух - похотливая особь и может совокупляться с курицами до 60 раз единовременно. Однако он не спаривается с одной и той же курицей более пяти раз в день. После пяти раз петух совершенно теряет к ней интерес и не может добиться эрекции, но, будучи допущен к

Из книги Богини в каждой женщине [Новая психология женщины. Архетипы богинь] автора Болен Джин Шинода

Эффект ореола Такая проблема связана с тем, что специалист по менеджменту Фил Розенцвейг определяет как «эффект ореола». Так в социальной психологии называется склонность распространять оценку одной черты человека (скажем, высокий рост или миловидность) на суждения о

Из книги Территория заблуждений [Какие ошибки совершают умные люди] автора Добелли Рольф

Эффект Медузы У женщины-Афины есть способность запугивать других и лишать спонтанности, живости и созидательной силы людей, которым она не нравится. Иначе говоря, она обладает способностями Медузы.Богиня Афина носила символ своей власти - эгиду, украшенную

Из книги Думай медленно... решай быстро автора Канеман Даниэль

Эффект Пигмалиона Я думаю, что тот, кто поддерживает мечту, помогая человеку расцветать и развивать свои таланты, - психотерапевт, наставник, учитель или один из родителей, - вызывает «эффект Пигмалиона», названный так ученым-психологом Робертом Розенталем в честь

Из книги Без революций. Работаем над собой, оставаясь в гармонии автора Стивенс Майкл

Почему первое впечатление обманчиво Позиционный эффект и эффект недавности Позвольте представить вам двух мужчин: Ален и Бен. Определитесь без долгих раздумий, кто из них вам больше нравится. Ален умен, прилежен, импульсивен, критичен, упрям, завистлив. Бен, напротив,

Из книги Мастер острого словца [Какой дать ответ на подколку, наезд, неудобный вопрос] автора Канашкин Артем

Преувеличенная эмоциональная когерентность (эффект ореола) Если вам нравится политика президента, вам, вероятно, также нравятся его внешность и голос. Склонность хорошо (или плохо) воспринимать в человеке все, включая то, чего вы не видели, называется эффектом ореола.

Из книги Иллюзия «Я», или Игры, в которые играет с нами мозг автора Худ Брюс

Эффект бабочки Несложно себе представить, как действие человека, нажавшего кнопку, чтобы сбросить ядерный боезаряд, повлияет на реальность многих других людей; не стоит говорить, что такие поступки могут стать причиной разительных перемен на всем земном шаре. Вы

Из книги Как располагать к себе людей автора Карнеги Дейл

Эффект оценки Любой человек, которого негативно оценивают по каким-либо параметрам его внешности, поступкам, одежде, социальному положению или другим вещам, связанным с ним, начинает смущаться, отшучиваться, оправдываться и стараться показать себя с лучшей стороны. Это

Из книги Проект «Человек» автора Менегетти Антонио

Эффект владения Наша привязанность к вещам может иметь меньше отношения к личному выбору, чем мы предполагаем. Ричард Талер провел исследование в области экономического поведения, которое мы сейчас считаем классическим. В эксперименте участвовали старшекурсники

Из книги автора

Эффект Люцифера Вы считаете себя злым? Вы можете причинить боль и страдания другому человеческому существу или беззащитному животному? Подумайте, насколько вероятно, что вы совершите что-либо из следующего. Убьете насмерть электрическим током себе

Из книги автора

Эффект ореола Предубеждения могут также основываться на «эффекте ореола». Когда человек обладает одной выдающейся чертой, мы предполагаем, что и в остальном он будет столь же незаурядным.Лизе А., региональному менеджеру, очень понравилась Марджори М., кандидат на