Учебно-методический материал по русскому языку на тему: Упражнения " Буква спряталась"

«Буквы спрятались»

Ребята сегодня к нам пришёл в гости Буратино, попросить нас о помощи научить его читать. Но для того чтобы научиться читать нужно знать что? (буквы). Но можно ли за один раз узнать все буквы? (нет) Почему? (Потому что их много) Сколько? (33). Правильно, поэтому мы сегодня с Буратино выучим только сонорные буквы. Но эти буквята решили поиграть в прятки с буратино, давайте поищем их. Но для того что бы их отыскать надо выполнить задания и для этого нужно быть внимательными.

Снеговики

Посмотрите сколько много снеговиков, но для того чтобы они не растаяли нам нужно прочитать на них слова и найти одинаковый звук: роза, рысь, ракета, рот, корова, пирог.

А теперь скажите, какой один и тот же звук встретился в этих словах? (р). А теперь нам нужно найти два одинаковых снеговика и мы узнаем, какая буква здесь прячется? (р). Посмотрите на букву р . Из каких частей состоит буква р ? Она состоит из палочки, к которой присоединился полукруг. Прорисуйте букву р в воздухе.

Упражнение

Давайте сделаем упражнение, но для этого нужно присесть и взять зеркальце. Приоткройте рот и кончиком языка почистите зубы с внешней и внутренней стороны, двигая кончиком языка по твёрдому нёбу. Теперь посмотрите, как у меня язык находится за верхними зубами. Сделайте и вы так. Язык широкий. Удержите язык широким за верхними зубами и подуйте на его кончик. Улыбнитесь! Скажите, как рычит собака? (р-р-р-р).

Повторите за мной:

Ра-ра-ра - начинается игра,

Ры-ры-ры - у мальчиков шары,

Ро-ро-ро - у нас новое ведро.

Какую первую сонорную букву мы нашли? (р).

Послушайте четверостишье:

Всё бело, бело, бело,

Много снега намело.

Вот весёлые деньки,

Все на лыжи и коньки!

Какой звук я выделяла в этом стихотворении? (звук л). Что общего между звуками р и л ? (они согласные). Чем они отличаются? (Когда произносим р , кончик языка прижат к верхним зубам, написанием).

Буратино с Мальвиной вчера ходили в магазин и купили для новой квартиры мебель, в названиях которых есть звук л . Вам нужно составить эти слова из букв которые лежат на столе. (стол, стул, кресло).

Какую букву мы нашли? (л).

Буква Н

Ребята посмотрите, а здесь прячется следующая буква. Вика скажи, какая здесь спряталась буква? (н). Как ты узнала? (потому что буквы р, л уже были).

При произнесении этого звука н , воздух проходит через нос, и потому звук н называется носовым. Звук может быть мягким н´ и твёрдым н.

Соня скажи какой это звук - гласный или согласный? (согласный).

Сейчас вам нужно взять синюю карточку и поднять её, если услышите твёрдый согласный н, зелёную карточку - если услышите мягкий звук н´.

Сон, лень, сосна, снег, встань, Нина.

Ребята вы такие молодцы познакомили Буратино с буквами. Таня скажи с какими? (Н,Л,Р). Кто мне скажите эти буквы какие? (согласные сонорные).

Снежинки

Ребята нам с вами осталось ещё найти 2 буквы. Одна из которых прячется в слогах, а эти слоги прячутся в снежинках. Сейчас каждый возьмёт снежинку и сядет на своё место.

Лера какая буква прячется в этих слогах? (М).

Загадка

Дети послушайте загадку и скажите, какая буква здесь спряталась.

И надела поясок,

Н надела поясок.

Буква Н надела ровно,

Буква И – наискосок.

Ты ей шляпу подари –

Станет краткой буква И.

Когда мы его произносим, мы улыбаемся, обнажая верхние и нижние зубы.

Й- мягкий согласный.

Скажи Серёжа, как вскрикивают от испуга? (ОЙ). Чем мажут маленькую царапину или ранку Алёна? (Йодом).

Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь в птицу

Может превратиться. (Яйцо).

Буква Й . Буква И. Чем отличаются? (и – гласный, й- согласный мягкий).

Ребята с какими сонорными буквами мы познакомили Буратино?(Р,Л,М,Н,Й). Кто мне скажет, какие они – гласные или согласные? (согласные).

За то, что вы познакомили Буратино с сонорными буквами, он решил вас отблагодарить и дарит вам вот такие вот монетки с его портретом.

А сейчас он предлагает вам поиграть.


Дома стоят,
Друг на друга глядят.
Пешеходы идут,
Сумки несут.
И автомобили
Куда-то покатили. Что это?

Это улица.

На улицах всегда большое движение, много людей, много машин и …. опасностей. Вы знаете правила безопасности на улице? Давайте, повторим! ….

Правила безопасного поведения на улице


В начале урока мы вспомнили правила поведения на улице — это очень хорошо. Но ещё сегодня мы познакомимся с новым звуком. С каким? Конечно, с первым звуком слова улица. Что это за звук? Проговорите звук [у]. Где этот звук встречается? Какой он?

Верно, звук [у] — гласный!

1. «Лови звук» . Хлопните в ладоши, если услышите звук [у ] в словах: паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица.

2. Определите позицию звука [у ] в словах: зубы, утка, наука, кенгуру, глобус.

3. «Доскажи словечко»

Идут ко мне унылые –
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые,
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг –
Электрический… (утюг)

Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может… (удочка)

Он не птицей называется,
Хоть откладывает яйца.
У него утиный нос,
Зверь не страшный… (утконос)

А вы знаете, что… утконосы живут в Австралии.

Клюв утконоса не жёсткий как у птиц, а мягкий. Во рту утконоса имеются защечные мешки, как у хомяка.

Будучи всего 30-40 см в длину, утконосы роют норы длиной до 10 м. В нору ведут два хода: один подводный, другой располагается под корнями деревьев или в зарослях.

Оказывается, укол роговых шпор этого млекопитающего (на задних ногах) является ядовитым и несет смерть небольшим животным. Для человека он в целом не смертелен, однако вызывает очень сильную боль и отек, который может продолжаться много дней или даже месяцев.

4. Чистоговорки

  • Уа-уа – в коляске плачет детвора.
  • Ау-ау – кто потерялся, не пойму.
  • У-у-у-у – воет волк в лесу.
  • Ух-ух-ух – накалился наш утюг.
  • Уч-уч-уч – светит в окна солнца луч.
  • Ур-ур-ур – кошка нам сказала: «Мур».

5. Один — много. (образование существительного множественного числа):

  • утка – утки
  • учитель –
  • ухо –
  • ученик –
  • участок –
  • узел –
  • учебник –
  • улей –
  • угол –
  • улица –
  • утюг –
  • удочка –
  • умник –
  • улитка –

6. Какие предметы, названия которых начинаются со звука [у] , нарисованы на картинке? Раскрасить их (сохранить на компьютере и распечатать)

Знакомьтесь с буквой У . У добная буква! У добно в ней то, что можно на букву повесить пальто! А ещё У у мная!

1. Найди спрятанные буквы У . Обведи их.

2. Раскрась листок с буквой У :

3. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву У с правой стороны рисунка.

4. Соедини с буквой У только те предметы, названия которых начинаются со звука [у] .


5. Подчеркни такую же букву, как внизу слева. Обведи в кружок все буквы У справа.

6. Соедини точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Чем отличаются два квадрата справа?


7. «Кто больше?»

  • Придумайте слова со звуком [у ] в начале (улица, утро, ужин ), в середине (руки, груша, капуста ), в конце слова (хожу, несу, внизу ).
  • Придумайте слова, в которых звук [у ] второй (лужа, сук, тумбочка ).
  • Угадайте слова, в которых всего три буквы, причем вторая и третья – ук (жук, лук, сук, бук ).

8. «Найди слова»

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а

у – – у – –

у – – – у – –


у – – – – у – –

у – – – – – у – –

у – – – – – – у – –

у – – – – – – – у – –

у – – – – – – – – у – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа :

ум, ухо, урок, укроп, ученик, Шура, муха, лужа, бусы,

усадьба, утренник. душа, рука, муза.

9. «Наоборот»

Подберите антонимы, начинающиеся с буквы У , к словам:

красивый –… (уродливый ), широкий – … (узкий ), невезучий – … (удачливый ), вечер – … (утро ), грусть – … (улыбка ).

10. «Занимательные модели»

Придумайте слова по следующим моделям:

  • – у – (Бук, зуб, суп.)
  • – – у – (Стук, круг, паук.)
  • – – – у – (Парус, арбуз, вдруг.)

11. «Кто это? Что это?» . Не забывайте, что во всех словах-отгадках есть буква У .

1. Это «ура» от других отличается

Тем, что летит и назад возвращается.

– у – – ра – –

2. Эта уха на березе сидит.

– – уха – –

3. Эта рука притаилась в реке.

Р – – у – ка

4. Этот буян никогда не дерется.

Бу – – ян

5. Эта овца на рубашке пасется.

– – – ов – ца

О т в е т: бумеранг, глухарь, ракушка, бурьян, пуговица.

12. Кроссворды

Школа

Впишите в клетки названия школьных принадлежностей, которые должен иметь каждый ученик в своем портфеле.

О т в е т: ручка, учебники, тетради, дневник, линейка, карандаш, резинка.

13. Все слова на букву У .

Впишите в клетки названия известных вам змей, птиц, моллюска и австралийского водоплавающего животного.

О т в е т: уж, удав, утка, удод, улитка, утконос

14.

Ползёт улитка по дорожке,
Как буква У её два рожка.

Возьми жёлтый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву У .

15. Пишем…

16.

Пословицы и поговорки

  • Без муки нет науки.
  • Умный себя винит, глупый – своего товарища.
  • Не учись разрушать, а учись строить.
  • Учение – путь к умению.
  • Умелые руки не знают скуки.
  • Умел ошибаться, умей и поправляться.
  • Утро вечера мудренее.
  • У дружбы нет границ, у знаний нет дна.

Словарь

  • Убранство — то, что служит украшением чего-нибудь, обстановка.
  • Убыток — снижение благосостояния.
  • Уведомление — официальная информация, извещение, направленная одним человеком другому.
  • Уверенность — это свойство человека, связанное с ощущением внутренней силы, веры в себя, в свою способность двигаться вперед, преодолевать трудности.
  • Уговор — это взаимное соглашение о чём-нибудь.
  • Уикенд — от английского «конец недели», то есть суббота и воскресенье.
  • Указ — это общие правила поведения (нормы права), издаваемый высшим лицом, например, Президентом.
  • Уклад — это порядок в организации жизни, быта и т.п.
  • Умиление — это нежное, приятное чувство, которое появилось от чего — нибудь трогательного.
  • Уроженец — это человек родом из определённой местности, родившийся в определённой местности.
  • Усадьба — это комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Убить двух зайцев — разу выполнить два нужных, важных дела.
  • Умерять пыл — успокоиться.

Картинка 20 из презентации «Задания по обучению грамоте» к урокам русского языка на тему «Грамота»

Размеры: 533 х 380 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока русского языка, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Задания по обучению грамоте.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 723 КБ.

Скачать презентацию

Грамота

«Урок обучения грамоте» - Мухомор. Боровик. Тема «Согласные звуки [г],[г ], буквы Г, г». Познакомиться с ……………………………. учиться отличать ……………………………… учиться читать………………………………….. Цели урока: Урок обучения грамоте.

«Занимательная грамматика» - Библиотека виртуальных загадок и головоломок. Осень. Переменка. Уважаемые родители! На веселой переменке Три картинки рассмотри И к забавным почемучкам Ты ответы подбери! Щенок цветов нарвал букет И шлет тебе большой привет. Лисица вертит головой: как интересно ой, ой, ой! Для детей от 6 до 9 лет Рубрики: 1)Воображалки 2)Занимательная грамматика 3)Переменка 4)Читалочка.

«Задания по обучению грамоте» - От какой буквы деталь? Обучение грамоте в подготовительной к школе группе. Составь слово из букв разрезной азбуки, магнитных букв. Узнай знакомую букву. Допиши букву. Какая буква выглянула в окошко? Вам понадобятся: Выполни задания по обучению грамоте. Какие буквы спрятались?

«Письмо 1 класс» - Будем дружно мы учиться букву главную писать! Сколько слогов? Урок письма 1 класс. Сколько согласных? Сколько букв? Анализ слова. Моторика Каллиграфия Паузы Анализ слова Речь Внимание Мышление. Подумаем. Танец утят. Письмо заглавной буквы В. Аист Лоси Сова Соотнесите картинки и слова. Сколько гласных?

«Уроки письма в 1 классе» - МОУ Еткульская НОШ № 2. Урок письма в 1 классе. Иней, очки, щуки. Лужок снежок снежинки пушинки. . Развивать воображение, внимание, память. Воробьи по проводам Скачут и хохочут. Учитель: Смирнова А.В. Воспитание положительных качеств личности. Уметь выделять звонкие и глухие согласные шипящие звуки.

«Обучение грамоте» - ЗЕБУ Не знает ни снега, Ни вьюги, Он родился и вырос На юге. Работа со звуковыми моделями. Обучение грамоте по букварю В.В.Репкина. Работа с пословицами. Ружьё. Артикуляционная гимнастика. Игра в слова. Тема урока: Буква Ь- разделительный знак. Отольются волку овечкины слёзы. Содержание. Содержание урока.

Всего в теме 11 презентаций

Сегодня мы изучали звук "а".
Так протекало занятие:

Найди "а", где спряталась?

Учим стишок

Среди наклеек ищем слово, которое начинается на звук "а" (арбуз) и наклеиваем

Выполняем задания



Из множества букв ищем "а", вырезаем из книжки "а", раскрашиваем "а" - и все на доску.



Выкладываем из спичек и мозаики "а" (одну букву делаю я, другую - дочь)



Найди за каким забором спряталась "а"

Соедини цифры. Что получилось? Гора? А как гору превратить в букву "а"?


В слове "мама" потерялась буква "а". Давай поможем ей найти дорогу, и у мамы появится улыбка!


Найди все буквы "а", подчеркни и сосчитай сколько их.

А теперь фокус-покус







Вроде бы и все, но тут ребенок запротестовал: "Мамааааа, мы еще из пластилина не лепили!!! "

Ну и на ночь был у нас кукольный (куклы перчатки) спектакль. Идея такова:
Кощею Бесмертному стало скучно. Решил он букву "а" похитить. Все звери стали говорить слова без звука "а". Вот была бесмыслица (ребенок так хохотал, как звери говорили). Тогда волк пошел к феи за советом и волшебством, чтоб она вернула все на места свои (на фею волшебство Кощея не действует). Но фея не смогла помочь волку, т. к. волшебством одним делу не поможешь, нужны еще и знания. И отправила фея волка к мудрому льву. Волк просит льва помочь. Лев и волк отправляются к Кощею спасать букву "а". Но забеяка Кощей хохочет над ними, говорит, что вернет "а", если они смогут ее отгадать. Затем попеременно Кощей достает разные буквы и спрашивает: "Это буква "а"?". Волк просит помогать Алису (дочку), а мудрый лев комментирует как называются буквы, которые показывает Кощей (использовала буквы-магниты). Всеобщими усилиями спасаем букву "а". Все радуются!! Все так потрудились, что устали. Идут спать, желают спокойной ночи, выражают благодарность, говорят, что Алиса - очень умная девочка. Happy end! И спатьки

Мы изучали сегодня не только букву "а", а так же при помощи выше перечисленных заданий мы развивали логику, моторику, повторяли счет, развивали творческие навыки, воображение, экспериментировали.

Здесь наш первый урок. -

Эти упражнения выполняются на 1-м этапе обучения чтению. Это очень хороший вид тренировки, способствующий умственному развитию детей. Упражнения помогают ребёнку хорошо запомнить графический облик букв, развивают произвольное внимание, зрительное восприятие, воображение.

Запоминание букв. Обучение чтению.

Буквы - это основа чтения. Запоминание их происходит достаточно просто - ребёнок должен достаточное количество раз увидеть их, услышать, написать, попробовать на вкус, слепить. Чем больше ребёнок будет повторять как выглядят и звучат буквы, тем быстрее произойдет процесс запоминания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Буква спряталась».

Эти упражнения выполняются на 1-м этапе обучения чтению. Это очень хороший вид тренировки, способствующий умственному развитию детей. Упражнения помогают ребёнку хорошо запомнить графический облик букв, развивают произвольное внимание, зрительное восприятие, воображение.

Запоминание букв. Обучение чтению.

Буквы - это основа чтения. Запоминание их происходит достаточно просто - ребёнок должен достаточное количество раз увидеть их, услышать, написать, попробовать на вкус, слепить. Чем больше ребёнок будет повторять как выглядят и звучат буквы, тем быстрее произойдет процесс запоминания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте с презентацией. Тема: Заглавная буква М. Упражнение в чтении слов с изученными буквами.

На уроке используется игровая ситуация, дети через развивающие задания, подводящий диалог, открывают новое знание. Первоклассники имеют возможность продемонстрировать друг другу свои знания, полученны...

Упражнение в написании слов и предложений с буквой С и другими ранее изученными буквами

Данная презентация является приложением к уроку обучения грамоте по теме:"Упражнение в написании слов и предложений с буквой С и другими ранее изученными буквами" в системе "Школа 2100"....

Урок обучения грамоте в системе "Школа 2100". .Для закрепления ранее изученного материала использованы занимательные упражнения, направленные на развитие познавательного интереса, логического мышле...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...