Уча мы учимся. «Уча других, мы учимся сами…. Смотреть что такое "Уча, учимся" в других словарях

После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан. Не надо так.

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами...Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Согласия и толки

Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Исус

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Галстуки и рукава

В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя, это только одно из объяснений. Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.

Вопрос креста

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Алилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» - поклон до персей или до пупа; «средний» - в пояс; малый земной поклон - «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).

Спрашивает: Александр

Отвечает:

Уважаемый Александр!

Старообрядческая Церквь не имеет евхаристического общения с Русской Православной Церковью (т.е. невозможно взаимное регулярное причащение старообрядцев в православном и православных в старообрядческом храме).

Отношение Русской Православной Церкви к старообрядчеству формировалось на протяжении многих столетий от возникновения старообрядческого раскола до сегодняшнего дня и прошло несколько периодов. Первоначальный этап был связан с возникновением раскола и с той огромной опасностью, которую он представлял для единства русского православия и Российского государства. Ситуация в то время побуждала Российскую Церковь к очень решительным и жестким (вплоть до наложения проклятий на придерживающихся старых обрядов и не признающих законной иерархии после Патриарха Никона) постановлениям о старообрядцах, которые были вынесены на целом ряде соборов семнадцатого столетия. В синодальную эпоху часть старообрядцев попыталась усвоить себе священство, которое получалось бы не путем переманивания клириков господствующей церкви, как это было до того, а через рукоположение от архиерея. История с начинателем старообрядческой иерархии заштатным греческим архиепископом Амвросием широко известна и описана во многих исторических и канонических пособиях. Следует указать, что действительность старообрядческой иерархии никогда не признавалась нашей церковью. Здесь следует отнестись к суждениям таких великих святых, как святитель Димитрий Ростовский, прямо писавший книги по обличению раскола, святитель Филарет Московский, неустанно противодействовавший расколу в пределах Московской епархии и в целом в Православной Церкви, святитель Феофан Затворник и других. Параллельно с обличением раскола как такового смягчалось отношение Российской Церкви к придерживающимся старых обрядов. Была введена практика так называемого единоверия. Для тех старообрядцев, которые безусловно желали служить по дониконовским книгам, но согласны были признать благодатной иерархию господствующей Церкви и войти с ней в общение разрешалась такая форма бытия внутри церкви. Единоверческое движение получило определенное распространение в особенности в девятнадцатом столетии. После исторических катаклизмов начала двадцатого века у старообрядцев возникла еще одна ветвь старообрядцев-поповцев, идущая от бывшего обновленческого епископа Николы (по их произношению) или Николая Гостева, перешедшего к старообрядцам и давшего иную ветвь, которая называется старообрядцами новозыбковской иерархии. Сейчас у старообрядцев есть две иерархии - новозыбковская и так называемая белокриницкая иерархия. Недавно предстоятель новозыбковской старообрядческой ветви усвоил себе титул патриарха, видимо упреждая подобное стремление у преобладающих количественно белокриницких старообрядцев. В 1971 году на Поместном Соборе нашей церкви как знак расположения к старообрядцам в условиях, когда все верующие люди находились в стеснении в атеистическом государстве, было принято решение о снятии клятв, на придерживающихся старых обрядов. Впрочем, это решение не следует воспринимать, как какое-то извинение со стороны Церкви, отмену ее собственной позиции по данному вопросу или тем более признание старообрядческой иерархии как имеющей подлинное достоинство. Таков официальный взгляд Церкви на старообрядчество.


Ответ на этот вопрос прочитали 2623 посетителей

Знакомьтесь, Радченко Мария Егоровна, учитель начальных классов школы №49 имени героев-даманцев г.Хабаровска.

ЭССЕ «ПРОФЕССИЯ, КОТОРУЮ Я ВЫБРАЛА».

"«Девчонка, Наташка, теперь первоклашка, теперь ученица она…»! И сейчас эти слова, для меня, как некий символ нового этапа в жизни. Я давно не первоклассница, не школьница, не ребенок… Но я - счастливый человек, потому что каждый год могу слышать слова этой песни и видеть счастливые, немного растерянные лица первоклашек и их родителей! Помню себя, маленькую девочку в нарядной форме с огромными белыми бантами в тоненьких косичках. Мама и папа улыбаются, говорят ободряющие слова. Мама берёт меня за ручку и, я чувствую, как дрожит её рука, и понимаю, что ОНИ волнуются! А я, бесконечно счастлива, ведь я - взрослая! Я - школьница, а не «малышня-карандашня»! Но потрясение моё еще впереди - встреча с той, кто определил моё становление в настоящей взрослой жизни! Линейка окончена, и меня за руку берёт мой первый учитель. Мне показалось, я перестала дышать! Все эти годы меня учила не Марья Петровна, а Василиса Прекрасная и Василиса Премудрая в одном лице! Я приходила домой, рассаживала кукол и становилась ЕЮ! Всё, выбора у меня уже не было, я буду только учителем у таких же малышей! Сейчас, когда я не школьница, не студентка, не практикантка, а дипломированный учитель, принятый на работу в школу, я понимаю, насколько мне повезло с учителями в жизни! Именно общение с моими школьными учителями утвердило меня в своём дальнейшем профессиональном выборе. Школа позади, колледж… И снова я в фаворе! Преподаватели? Учителя? Я - везунчик!!! Все преподаватели в колледже профессионалы высокого класса, сумевшие поддержать в нас, студентах, веру в то, что профессия учителя - это призвание, и мы не ошиблись в своём выборе. Экзамены позади. Я - учитель! Я дипломированный специалист! Обращаюсь к записи в дипломе: «учитель начальных классов общеобразовательной школы». Но я понимаю, что на самом деле я «и швец, и жнец, и на дуде игрец»: учитель, психолог, артист, мастер разговорного жанра, фокусник - иллюзионист и многое другое, всего не перечесть! Учёба позади? Ну, нет, я же молодой специалист! И снова мне кажется, что я ничего не знаю, не умею… А дети - такие маленькие, беззащитные, как я когда-то. Но я беру себя в руки: Учительница может всё! Я - Василиса Прекрасная, я учусь быть Василисой Премудрой! Нет в руках у меня волшебной палочки, рядом со мной мудрые, добрые, понимающие Наставники. И я опять учусь. И это здорово! У меня сейчас первый класс, а у них учительница - Первоклашка! «Учитель и ученик растут вместе»"...

Уча, учимся

Уча, учимся
С латинского: Docendo discimus (доцэндо дисцимус).
Вариант известной фразы римского философа-стоика Сенеки (Луций Анней Сенека Младший, ок. 4 до н. э. - 65 н. э.). См. Пока учим, учимся .
Смысл выражения: человек лучше всего познает предмет тогда, когда он делится своими знаниями с другими людьми.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Уча, учимся" в других словарях:

    Книжн. О творческом преподавании. /i>

    Уча учимся. Книжн. О творческом преподавании. /i> Выражение древнеримского философа Сенеки. БМС 1998, 591 … Большой словарь русских поговорок

    - (ок. 4 гг. до н.э. ок. 65 гг. н.э.) сын Сенеки Старшего, писатель, философ стоик, воспитатель и советник Нерона Смысл благодеяний прост: их только дарят; если что возвращается, то уже прибыль, не возвращается нет убытка. Благодеяние оказано для… …

    Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. Сенека Многому я научился у своих наставников, еще большему у своих товарищей, но больше всего у своих учеников. Талмуд Я плачу учителю, но учат моего сына его соученики. Ралф Эмерсон При… … Сводная энциклопедия афоризмов

    И. Иттен. 1920 Иоганнес Иттен (нем. Johannes Itten; 11 ноября 1888(18881111 … Википедия

    Донбасская национальная академия строительства и архитектуры Девиз Уча, учимся (Навчаючи, навчаємось) Год основания 1972 … Википедия

    И. Иттен. 1920 Иоганнес Иттен (нем. Johannes Itten; 11 ноября 1888, Сюдерн Линден, Швейцария 27 мая 1967, Цюрих) швейцарский художник, теоретик нового искусства и педагог. Получил всемирную известность благодаря сформированному им учебному курсу… … Википедия

    Иттен, Иоганнес И. Иттен. 1920 Иоганнес Иттен (нем. Johannes Itten; 11 ноября 1888, Сюдерн Линден, Швейцария 27 мая 1967, Цюрих) швейцарский художник, теоретик нового искусства и педаго … Википедия