Ты внемлешь грохоту громов и. Александр Пушкин — Эхо: Стих. «Эхо» Александр Пушкин

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего,наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. (Мт. 25, 31-46)

Синодальный перевод

Когда-то неправедный – несправедливый – суд осудил на смерть Воплощенного Сына Божьего, а в конце всех времен Сын Божий будет судить мир. И этот суд назван страшным. Конечно же, не потому, что страшен для человека Бог, нет – Бог есть Любовь, но страшными могут быть поступки человека и страшным суд будет потому, что человеку нечем будет оправдаться перед Богом. И в неделю о Страшном суде, в преддверии Великого поста, на Литургии мы слышим слова Господа, которые Он произнес за три дня до Своей смерти, – символический рассказ о Страшном суде, о том, как оправдывается и как осуждается человек.

Первый раз Господь пришел в мир в уничижении – скрыв Свое величие завесой человеческой природы, а второй раз Господь придет в явлении Своей Славы со Своими ангелами, и все люди воскреснут из мертвых и «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5.29). И отделит Господь одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит одних справа, а других с лева от Себя. И тем, кто справа, скажет: «Придите, наследуйте Царство, уготованное Вам от сотворения мира», а тем, кто слева, скажет: «Идите в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелом его». И тем, и другим Господь объяснит причину оправдания и причину осуждения. Дважды – и тем, и другим – Господь объяснит, что Он был голоден и Он жаждал, что Он был странником и Он не имел одежды, что Он был болен и Он был в темнице. Только праведникам скажет, что они Господа накормили и напоили, ввели в дом и одели, посетили в болезни и тюрьме, а грешникам скажет, что они не оказали Господу никакой милости. Дважды – и праведники, и грешники – с удивлением спросят Господа: «Когда это мы видели Тебя алчущим, жаждущим, странником, больным или заключенным?» И тогда Господь объяснит, что все, что было сделано хоть одному из Его братьев, было сделано лично Ему, и наоборот, отказ в помощи «одному из меньших сих» – есть отказ от помощи Ему! Поразительно: Бог отождествляет Себя с нами, и наша боль, наша скорбь, наши несчастья и наши страдания – это Его боль.

Он действительно «взял на Себя немощи наши и понес болезни наши» – так сказано о Господе пророком Исайей и эти слова повторяет в Новом Завете евангелист. «Кто из читающих Евангелие не знает, – говорит Ориген, – что Христос сделал Своими все страдания человеческие? Разве Сам Христос не заявляет, что страждет в каждом из болящих, со всеми, кто лишен одежды и крова? что Он терпит голод и жажду вместе с людьми?» (Ориген. О молитве, 10-11). Но как часто люди, не знакомые ни с Евангелием, ни с учением Церкви, предъявляют Богу обвинения: почему, если Он есть, Он допускает несчастье и несправедливость? В Евангелии и в учении Церкви нам дано непостижимое откровение: Бог, «на Которого не смеют взирать Ангелы» умаляет Себя до человека, «становится во всем, кроме греха, подобным нам». И Он – Воплощенный Бог становится жертвой клеветы, предательства, человеческой злобы и подлости: Он умирает чудовищной смертью – на Кресте. Но умирает для того, чтобы торжествовала жизнь, а не смерть, свет, а не тьма. Умирает, чтобы победить смерть Воскресением, чтобы даровать человеку воскресение из мертвых! Воскресший Христос Бог пребывает с нами в Своей Церкви и в конце всех времен Он придет судить живых и мертвых. И Господь научил нас, как получить оправдание на этом суде и войти в вечное Царство Божие. Быть человеком по отношению к людям, к тем кого Сам Господь называет Своими братьями.

Но почему в рассказе о суде не звучит вопрос о вере? Быть может, потому что вера предполагает такое отношение к человеку, которое в притче исполнили посетившие ближнего в темнице и в болезни, накормившие голодного и напоившие жаждущего и тем послужившие Самому Христу сказавшему: «Верующий в Меня на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».

Посвятил написанное в 1825 году стихотворение «Я помню чудное мгновенье...» Анне Керн. Через пятнадцать лет композитор Глинка положил эти строчки на музыку и посвятил романс её дочери - Екатерине Керн, в которую был долго влюблён.

Из архивов русской поэзии

А. С. Пушкин помнил себя с 4 лет. Он несколько раз рассказывал о том, как однажды на прогулке заметил как колышется земля и дрожат колонны, а последнее землетрясение в Москве было зафиксировано как раз в 1803 году. И, кстати, примерно, в то же время произошла первая встреча с Пушкина с императором - маленький Саша чуть было не попал под копыта коня Александра I, который тоже выехал на прогулку. Слава богу, Александр успел придержать коня, ребенок не пострадал, и единственный, кто перепугался не на шутку - это няня.

Из биографии А. С. Пушкина

А в знаменитый лицей Пушкин А. С. , оказывается, поступил по блату. Лицей основал сам министр Сперанский, набор был невелик - всего 30 человек, но у Пушкина был дядя - весьма известный и талантливый поэт Василий Львович Пушкин, который был лично знаком со Сперанским. Уж не знаю как чувствовал себя дядя впоследствии, но в списке успевающих учеников, который подготовили к выпускному вечеру, Пушкин был вторым с конца.

Из биографии А. С. Пушкина

Первая дуэль А. С. Пушкина случилась в лицее, а вообще его вызывали на дуэль больше 90 раз. Сам Пушкин предлагал стреляться больше полутора сотен раз. Причина могла не стоить выеденного яйца - например, в обычном споре о пустяках Пушкин мог неожиданно обозвать кого-нибудь подлецом, и, конечно, это заканчивалось стрельбой.

Из биографии А. С. Пушкина

Статистика

34617 Стихотворения

889 Анализы стихов

57 Статьи

552 Все поэты

41 Современники

2008 - 2019 Сборник русской поэзии "Лирикон"

Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом —
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.

Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов —
И шлешь ответ;
Тебе ж нет отзыва… Таков
И ты, поэт!

Анализ стихотворения «Эхо» Пушкина

А. С. Пушкин очень остро чувствовал огромное значение поэта в обществе. Большое количество произведений он посвятил важнейшим проблемам своего времени. При этом поэт видел, что его призывы к добру и справедливости не находят отклика в современниках. Свое горькое разочарование он описал в стихотворении «Эхо» (1831 г.).

Пушкин размышляет над самой природой эха, которое неизбежно отзывается на любые громкие звуки («ревет ли зверь», «трубит ли рог»). При этом у эха нет выбора, оно просто обязано раздастся в ответ. Этот феномен автор сравнивает с творчеством поэта. Громкие звуки символизируют крупнейшие общественно значимые события. А эхом становится душа поэта, которая чутко реагирует на это. По мнению Пушкина, настоящий поэт никогда не должен оставаться в стороне. Если он проповедует высшие идеалы, то любое проявление зла и несправедливости вызовет в нем чувство протеста и желание заявить о нем. Автор косвенным образом упрекает поэтов «чистого» искусства, которые закрывали глаза на проблемы ради материального благополучия и признания в обществе. Их творчество никак не связано с жизнью народа и подчинено желаниям невежественной толпы.

Еще больше сближает поэта с эхом то, что оба не получают достойного отзыва. Эхо громко раздастся в ответ, но после многократного повторения постепенно смолкнет. В природе вновь воцарится тишина, как будто ничего и не произошло. Революционное заявление поэта также сначала произведет большой эффект. Но оно не увеличит числа его сторонников и не приведет к распространению идей о справедливости. Равнодушная толпа не обратит внимания на безумную выходку поэта и постарается поскорее забыть о ней. Обществу гораздо спокойнее живется без бунтарей и революционеров. Оно будет до конца цепляться за свое мнимое спокойствие и умиротворение.

В стихотворении «Эхо» ощущается огромная горечь Пушкина. Мотив разочарования в его творчестве появляется со времени подавления восстания декабристов. Мятежники считали, что если даже потерпят поражение, то своим примером пробудят народные массы. Этого не произошло. В лучшем случае к декабристам испытывали жалость. Их попытка переворота никого не воодушевила и вызвала только презрение. Пушкин был горячим сторонником идей декабристов. Их провал он считал своим личным поражением. После сибирской ссылки многих друзей поэт почувствовал одиночество, которое и описал в стихотворении.

ЭХО
Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом -
На всякой звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.

Ты внемлешь грохоту громов
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов -
И шлешь ответ;
Тебе ж нет отзыва... Таков
И ты, поэт!

Смысл первый Физический. Всё, происходящее в воздушном пространстве, обычно порождает определенные звуки. Эхо является подражанием этим звукам, откликом на них. Однако, сам этот отклик не порождает в вызвавших его предметах, ответного отклика. Поэт так же отзывается на окружающую его действительность, создавая стихи. Однако, действительность на его стихи не отзывается никак.
Смысл второй. Духовный. Зверь, рог, гром, дева – все в единственном числе, все одиноки. Эхо – символ их одиночества. Только оно откликается на их зов. В одиночестве мы приходим в этот мир, и в одиночестве покидаем его. Эхо – символ одиночества КАЖДОЙ отдельной жизни, каждого существа и даже каждого явления природы. Таким же символом одиночества является творческая судьба поэта.
Смысл третий. Окружающая нас действительность не способна воспринять (осознать) то, из чего она состоит, саму себя (в лесу каком? Глухом. В воздухе каком? Пустом). Трагедия среды обитания всего живого в том, что среда эта сама по себе изначально инертна, она не располагает возможностью воспринимать себя, не обладает способностью осознавать себя. Такова же и среда обитания поэта. Она невосприимчива к нему, не готова слышать его голос, поскольку ей нечем слышать.
Смысл четвертый. Множественность одиноких миров. Эхо слышит грохот уже не одного грома, а неизвестного количества громов, внемлет не просто голосу морской бури, но различает бесчисленные голоса её валов, прислушивается к всеобщему крику, рождённому неведомо сколькими пастухами! И поэт слышит и откликается на зов не только одной определённой души, нет, он знает о множественности миров! И слышит их одновременно! Поразительное свойство – быть эхом всего мира!
Смысл пятый. Зверь в глухом лесу зовёт не эхо, а другого зверя, рог хочет услышать ответ другого рога, гром – другого грома, дева призывает юношу, пастухи окликают друг друга или свои стада, в конце концов, и вал движется не вслед за эхом, а вслед за бегущим впереди валом. Каждая душа ищет схожую с ней родственную душу. Зверю видится зверь, рогу рог, грому гром, валу вал. Эхо – на уровне подсознания – это нечто желаемое, но не действительное. Поэт пишет стихи о любви, о ненависти, о самых разных чувствах, вкладывая в них реальные чувства, но сами стихи – всего лишь слова, всего лишь эхо чувств, но не сами чувства. И потому нет им отзыва…
Смысл шестой. Мир физический полон самых разнообразных звуков. Мир духовный – самых разнообразных чувств. Эхо является естественным камертоном звуков живой природы. Таким же камертоном человеческих чувств является поэт. Эхо не только издает ответные звуки, но прежде того оно внемлет звукам, достигающим его! То же происходит и с поэтическим творчеством: прежде чем поэт создаёт стихи, он чутко слушает и, главное, слышит других!
Смысл седьмой. Эхо, как явление, невозможно без того, чтобы не воспринимать нечто иное. Поэт не возможен, если он слышит одного лишь себя, он непременно впитывает в себя окружающую действительность, творчеству присуще неравнодушие и сопереживание миру, как реальному, так и воображаемому.
Смысл восьмой. Эхо имеет протяженность во времени и пространстве, поскольку все перечисленные в стихотворении явления практически никогда не происходят в одном месте и в одно и то же время. Поскольку поэт сравнивается с эхом, то и его творчество провозглашается изменчивым как во времени, так и в пространстве. Поэзия – это явление, которому, как и эху, присущи все четыре измерения Вселенной – три пространственных и одно временное.

Вполне возможно, что смыслов, вложенных в такое коротенькое стихотворение его автором, гораздо больше. Присмотритесь. Прислушайтесь… Так и есть. Ведь это – Пушкин! И о чем бы он ни писал, он всегда писал о любви.