Тушинский ковш как аномальная зона. Сходненская чаша. История древних поселений и современность

1. Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни.

2. Жизнь нашу можно удобно сравнивать со своенравною рекою, на поверхности которой плавает чёлн, иногда укачиваемый тихоструйною волною, нередко же задержанный в своём движении мелью и разбиваемый о подводный камень. - Нужно ли упоминать, что сей утлый чёлн на рынке скоропреходящего времени есть не кто иной, как сам человек?

3. Никто не обнимет необъятного.

4. Нет столь великой вещи, которую не превзошла бы величиною ещё большая. Нет вещи столь малой, в которую не вместилась бы ещё меньшая.

5. Смотри в корень!

6. Лучше скажи мало, но хорошо.

7. Наука изощряет ум; ученье вострит память.

8. Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?

9. Самопожертвование есть цель для пули каждого стрелка.

10. Память человека есть лист белой бумаги: иногда напишется хорошо, а иногда дурно.

11. Слабеющая память подобна потухающему светильнику.

12. Слабеющую память можно также сравнивать с увядающею незабудкою.

13. Слабеющие глаза всегда уподоблю старому потускневшему зеркалу, даже надтреснутому.

14. Воображение поэта, удрученного горем, подобно ноге, заключенной в новый сапог.

15. Влюбленный в одну особу страстно - терпит другую токмо по расчету.

16. Если хочешь быть красивым, поступи в гусары.

17. Человек, не будучи одеян благодетельною природою, получил свыше дар портного искусства.

18. Не будь портных, - скажи: как различил бы ты служебные ведомства?

19. Скрывая истину от друзей, кому ты откроешься?

20. Что есть лучшего? - Сравнив прошедшее, свести его с настоящим.

21. Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную.

22. Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.

23. Женатый повеса воробью подобен.

24. Усердный врач подобен пеликану.

25. Эгоист подобен давно сидящему в колодце.

26. Гений подобен холму, возвышающемуся на равнине.

27. Умные речи подобны строкам, напечатанным курсивом.

28. Начало ясного дня смело уподоблю рождению невинного младенца: быть может, первый не обойдется без дождя, а жизнь второго без слёз.

29. Если бы тени предметов зависели не от величины сих последних, а имели бы свой произвольный рост, то, может быть, вскоре не осталось бы на всём земном шаре ни одного светлого места.

30. Стрельба в цель упражняет руку и причиняет верность глазу.

31. Бердыш в руках воина то же, что меткое слово в руках писателя.

32. Магнитная стрелка, непреодолимо влекомая к северу, подобна мужу, который блюдет законы.

33. Первый шаг младенца есть первый шаг к его смерти.

34. Смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться.

35. В доме без жильцов - известных насекомых не обрящешь.

36. Ничего не доводи до крайности: человек, желающий трапезовать слишком поздно, рискует трапезовать на другой день поутру.

37. Пища столь же необходима для здоровья, сколь необходимо приличное обращение человеку образованному.

38. "Зачем, - говорит эгоист, - стану я работать для потомства, когда оно ровно ничего для меня не сделало?" - Несправедлив ты, безумец! Потомство сделало для тебя уже то, что ты, сближая прошедшее с настоящим и будущим, можешь по произволу считать себя: младенцем, юношей и старцем.

39. Вытапливай воск, но сохраняй мёд.

40. Пояснительные выражения объясняют тёмные мысли.

41. Не всякому человеку даже гусарский мундир к лицу.

43. Камергер редко наслаждается природою.

44. Никто не обнимет необъятного.

45. Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется.

46. Прежде чем познакомишься с человеком, узнай: приятно ли его знакомство другим?

47. Здоровье без силы - то же, что твердость без упругости.

48. Все говорят, что здоровье дороже всего; но никто этого не соблюдает.

49. Достаток распутного равняется короткому одеялу: натянешь его к носу, обнажатся ноги.

50. Не растравляй раны ближнего; страдающему предлагай бальзам... Копая другому яму, сам в нее попадешь.

51. Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днём, когда и без того светло; а месяц - ночью.

52. Но, с другой стороны: солнце лучше тем, что светит и греет; а месяц только светит, и то лишь в лунную ночь!

53. Самолюбие и славолюбие суть лучшие удостоверения бессмертия души человеческой.

54. Душа индейца, верящего вметемпсихозию, похожа на червячка в коконе.

55. Рассуждай токмо о том, о чём понятия твои тебе сие дозволяют. Так: не зная законов языка ирокезского, можешь ли ты делать такое суждение по сему предмету, которое не было бы неосновательно и глупо?

56. Принимаясь за дело, соберись с духом.

57. Перо, пишущее для денег, смело уподоблю шарманке в руках скитающегося иностранца.

58. Щёлкни кобылу в нос - она махнет хвостом.

59. Не робей перед врагом: лютейший враг человека - он сам.

60. И терпентин на что-нибудь полезен!

61. Всякий необходимо причиняет пользу, употреблённый на своём месте. Напротив того: упражнения лучшего танцмейстера в химии неуместны; советы опытного астронома в танцах глупы.

62. Часами измеряется время, а временем жизнь человеческая; но чем, скажи, измеришь ты глубину Восточного океана?

63. Говорят, что труд убивает время; но сие последнее, нисколько от этого не уменьшаяся, продолжает служить человечеству и всей вселенной постоянно в одинаковой полноте и непрерывности.

64. На дне каждого сердца есть осадок.

65. Под сладкими выражениями таятся мысли коварные: так, от курящего табак нередко пахнет духами.

66. Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.

67. Никто не обнимет необъятного!

68. Болтун подобен маятнику: того и другой надо остановить.

69. Два человека одинаковой комплекции дрались бы недолго, если бы сила одного превозмогла силу другого.

70. Не всё стриги, что растёт.

71. Ногти и волосы даны человеку для того, чтобы доставить ему постоянное, но лёгкое занятие.

72. Иной певец подчас хрипнет.

73. Поощрение столь же необходимо гениальному писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза.

74. Единожды солгавши, кто тебе поверит?

75. Жизнь - альбом. Человек - карандаш. Дела - ландшафт. Время - гумиэластик: и отскакивает и стирает.

76. Продлжать смеяться легче, чем окончить смех.

77. Смотри вдаль - увидишь даль; смотри в небо - увидишь небо; взглянув в маленькое зеркальце, увидишь только себя.

78. Где начало того конца, которым оканчивается начало?

79. Чем скорее проедешь, тем скорее приедешь.

80. Если хочешь быть счастливым, будь им.

81. Не в совокупности ищи единства, но более - в единообразии разделения.

82. Усердный в службе не должен бояться своего незнанья; ибо каждое новое дело он прочтёт.

83. Петух пробуждается рано; но злодей ещё раньше.

84. Усердие всё превозмогает!

85. Что имеем - не храним; потерявши - плачем.

86. И устрица имеет врагов!

87. Возобновлённая рана много хуже противу новой.

88. В глубине всякой груди есть своя змея.

89. Только в государственной службе познаёшь истину.

90. Иного прогуливающегося старца смело уподоблю песочным часам.

91. Не шути с женщинами: эти шутки глупы и неприличны.

92. Чрезмерный богач, не помогающий бедным, подобен здоровенной кормилице, сосущей с аппетитом собственную грудь у колыбели голодающего дитяти.

93. Магнит показывает на север и на юг; от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни.

94. На чужие ноги лосины не натягивай.

95. Человек раздвоен снизу, а не сверху, - для того, что две опоры надёжнее одной.

96. Человек ведёт переписку со всем земным шаром, а через печать сносится даже с отдалённым потомством.

97. Глупейший человек был тот, который изобрёл кисточки для украшения и золотые гвоздики на мебели.

98. Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе.

99. Чувствительный человек подобен сосульке; пригрей его, он растает.

100. Многие чиновники стальному перу подобны.

101. Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння.

102. В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол.

103. Взирая на высоких людей и на высокие предметы, придерживай картуз свой за козырёк.

104. Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное!

105. Земной шар, обращающийся в беспредельном пространстве, служит пьедесталом для всего, на нём обретающегося.

106. Если на клетке слона прочтёшь надпись "буйвол", не верь глазам своим.

107. Муравьиные яйца более породившей их твари; так и слава даровитого человека далеко продолжительнее собственной его жизни.

108. Всякая вещь есть форма проявления беспредельного разнообразия.

109. Во всех частях земного шара имеются свои, даже иногда очень любопытные, другие части.

110. Глядя на мир, нельзя не удивляться!

111. Самый отдалённый пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдалён.

112. Философ легко торжествует над будущею и минувшею скорбями, но он же легко побеждается настоящею.

113. Небо, усеянное звёздами, всегда уподоблю груди заслуженного генерала.

114. Доблий муж подобен мавзолею.

115. Вакса чернит с пользою, а злой человек - с удовольствием.

116. Пороки входят в состав добродетели, как ядовитые снадобья в состав целебных средств.

117. Из всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание.

118. Любовь, поддерживаясь, подобно огню, непрестанным движением, исчезает купно с надеждою и страхом.

119. Рассчитано, что петербуржец, проживающий на солнцепёке, выигрывает двадцать процентов здоровья.

120. Человеку даны две руки на тот конец, дабы он, принимая левою, раздавал правою.

121. Иногда достаточно обругать человека, чтобы не быть им обманутым!

122. В сепаратном договоре не ищи спасения.

123. Ревнивый муж подобен турку.

124. Почти всякий человек подобен сосуду с кранами, наполненному живительною влагою производящих сил.

125. Умная женщина подобна Семирамиде.

126. Любой фат подобен трясогузке.

127. Вестовщик решету подобен.

128. Девицы вообще подобны шашкам: не всякой удаётся, но всякой желается попасть в дамки.

129. Всегда держись начеку!

130. Спокойствие многих было бы надёжнее, если бы дозволено было относить все неприятности на казённый счёт.

131. Не ходи по косогору, сапоги стопчешь!

132. Советую каждому: даже не в особенно сырую и ветреную погоду закладывать уши хлопчатою бумагою или морским канатом.

133. Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый?

134. Снег считают саваном омертвевшей природы; но он же служит первопутьем для жизненных припасов. Так разгадайте же природу!

135. Барометр в земледельческом хозяйстве может быть с большою выгодою заменён усердною прислугою, страдающею нарочитыми ревматизмами.

136. Собака, сидящая на сене, вредна. Курица, сидящая на яйцах, полезна. От сидячей жизни тучнеют: так, всякий меняло жирен.

137. Неправое богатство подобно кресс-салату, - оно растёт на каждом войлоке.

138. Всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает входящую в оную пищу, а другая от неё засоряется.

139. Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельств, но также по понятиям каждого.

140. И саго, употреблённое не в меру, может причинить вред.

141. Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём пятна.

142. Время подобно искусному управителю, непрестанно производящему новые таланты взамен исчезнувших.

143. Талантами измеряются успехи цивилизации, и они же представляют верстовые столбы истории, служа телеграммами от предков и современников к потомству.

144. И при железных дорогах лучше сохранять двуколку.

145. Покорность охлаждает гнев и даёт размер взаимным чувствам.

146. Если бы всё прошедшее было настоящим, а настоящее продолжало существовать наряду с будущим, кто был бы в силах разобрать: где причины и где последствия?

147. Счастье подобно шару, который подкатывается: сегодня под одного, завтра под другого, послезавтра под третьего, потом под четвёртого, пятого и т.д., соответственно числу и очереди счастливых людей.

148. Иные настойчиво утверждают, что жизнь каждого записана в книге Бытия.

149. Не совсем понимаю: почему многие называют судьбу индейкою, а не какою-либо другою, более на судьбу похожею птицею?

150. Козыряй!

151. Лучшим каждому кажется то, к чему он имеет охоту.

152. Издание некоторых газет, журналов и даже книг может приносить выгоду.

153. Никогда не теряй из виду, что гораздо легче многих не удовлетворить, чем удовольствовать.

154. Хорошего правителя справедливо уподобляют кучеру.

155. Добрая сигара подобна земному шару: она вертится для удовольствия человека.

156. Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою.

157. Благочестие, ханжество, суеверие - три разницы.

158. Степенность есть надёжная пружина в механизме общежития.

159. У многих катанье на коньках производит одышку и трясение.

160. Опять скажу: никто не обнимет необъятного!

Метемпсихоз - религиозно-мистическое учение о переселении душ.
Терпентин - смолистый сок хвойных деревьев; при перегонке даёт скипидар и канифоль.
Доблий - доблестный (церковнослав.)

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши
понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в
круг наших понятий.
Козьма Прутков.

Считается, что если человек научился складывать буквы в слова, то он умеет читать. На самом деле это самоочевидное умозаключение ошибочно. Читатель, увидев и узнав знакомые буквы и слова, считает, что он прочитал художественное произведение. Это заблуждение настолько широко распространено, что считается истиной. На самом деле в мире нет ничего самоочевидного. Самые обычные вещи, при вдумчивом изучении, открывают бездну нового и интересного.
Даже если Вы придерживаетесь, вполне разумного, принципа: «нравится - читаю, не нравится - не читаю», коего придерживаюсь и я, не должен уподобляться персонажу анекдота, который не любит кошек, потому, что не умеет их готовить.
Даже простое понимание - почему тебе нравится одно и не нравится другое - доставляет эстетическое и нравственное удовольствие. Порой приходится читать то, что тебе не нравится, просто потому, что это «у всех на слуху», лишь для того, чтобы высказать своё мнение доходчиво и аргументировано. При этом большинство собеседников замолкает, а, оставшиеся, впредь интересуются твоим мнением даже если с ним не согласны. Это радует.
Кроме того, понимание «почему», экономит время - не тратя его на попытки вникнуть в произведение, которое ты читать не будешь.
В мире нет ничего самоочевидного. Потратив время и силы на приобретение знаний о мире и литературе, как его части, откроете для себя его красоту. Пересядете с бумажного кораблика случайных сведений на океанский лайнер знаний и отправитесь в плавание по океану Литература.
Чтобы проникнуть в замысел автора и получить удовольствие от формы его воплощения необходимо знать как устроено художественное произведение. Следует отметить, что у хорошего автора смысл произведения получается шире сознательного замысла. Происходит это из-за того, автор тоже подвержен стереотипу «самоочевидного» и находится читатель, для которого «самоочевидное» для автора - не является очевидным. Такой читатель открывает новое не только для себя, но и для автора. (Замечу здесь: авторы частенько посмеиваются над такими читателями, но авторы ошибаются не реже хороших читателей.)
С надеждой на то, что я убедил Вас в необходимости научиться правильно читать, перехожу к изложению руководства.
Как и всё Сущее, художественное произведение имеет несколько планов, составных частей, которые взаимодействуют между собой по определённым законам. Это взаимодействие и приводит к созданию художественного впечатления у читателя.
Начнём с составляющей Формальной. Формальной в том смысле, что определяет Форму произведения. Будет ли это Проза или Поэзия, Афоризм или Роман, Стихотворение или Поэма. Выбор за Автором. Мы же, что написано - то и читаем. Но уже на этом этапе Читатель может выбрать: прочтёт ли он одну строчку или много страниц, будет ли он наслаждаться ритмически организованными строчками или предпочтёт неспешное повествование. Можно одну и ту же мысль или идею, хоть и не всегда, изложить одной строкой и многостраничным повествованием; четверостишием или поэмой. Некоторые, особо хитрые, Авторы претворяют свои объёмные труды Эпиграфом, сочетая и то и другое.
Следующая составляющая Формально-структурная.
Она определяет структуру произведения. То есть будут-ли в прозаическом произведении главы, а в поэтическом - строфы. И так далее, и тому подобное. Вплоть до абзацев. Так Автор выделяет, для Читателя, смысловые блоки для удобства восприятия написанного. Если Вам читать неудобно, лучше перечитать. Возможно Вы прочитали не то, что написал Автор.
Здесь же следует отметить План произведения. Будет-ли изложено в прямой или обратной исторической последовательности, от одного или нескольких действующих лиц или от лица Автора. Как очевидца или участника разных событий, или со свей точки зрения на одни и те же события, и т. д., и т. п. Здесь, среди Читателей, тоже есть свои любители и не любители.
И ещё - Формально-сюжетная составляющая.
Это жанр произведения: Авантюра, Бытописание, Героика, Детектив, Драма, История, Комедия, Криминал, Любовь, Мистика, Приключения, Сатира, Трагедия, Утопия, Фантасмагория, Фантастика, Фэнтези, Эротика, Юмор, (если что забыл, добавьте сами). Эта составляющая важна для Читателя потому, что у каждого Читателя есть свой любимый жанр. Это так же важно для Автора, чтобы Читатель увлёкся и не заметил банальность основной идеи, ляпы и нестыковки изложения и, не смотря на это, получил удовольствие от чтения.
Я назвал эти составляющие формальными просто потому, что они относятся к форме изложения. Значение их для читателя, исключая Формально-сюжетную, невелико.
Перейдём к самой важной для читателя составляющей - содержательной. Именно из-за содержания мы и читаем. На первый взгляд - всё очевидно и просто. Складывай буквы в слова - и будь счастлив! Ан нет! Всё не так просто! Автор не пишет: «Дорогой Читатель! Я считаю, что жить надо так-то и так-то», ставит точку и конец. Нет! Через поступки, переживания и диалоги персонажей он стремится донести свои мысли до Читателя, чтобы Читатель не только узнал, но и принял их душой, через сопереживание героям произведения. Даже если Автор задался целью просто повеселить Вас, он пишет о том, что ЕМУ представляется смешным и забавным. И не обязательно будет таким для Вас. Вам не смешно потому, что «это не смешно»?! Нет! Просто Вы никогда не смотрели на описываемое явление с точки зрения принятой Автором! Самое главное, самое интересное, да и сама суть художественного произведения - это новый взгляд на вещи. Сверхзадача художественного произведения (но не обязательно автора) вывести Читателя ЗА круг его привычных понятий.
И так, переходим к следующей составляющей художественного произведения - Внешне-содержательной.
Внешне-содержательная составляющая и есть как раз то, что мы узнаем просто сложив буквы в слова. Получим ответы на вопросы: кто - кто?, кто с кем?, о ком - о чём?, кто - где - когда?, каким образом?, зачем? и почему?. Как видим, вариантов не та уж много.
Я люблю читать сказки. В ранней юности мне попалась статья о классификации сюжетов сказок. В этой статье всё сводилось к тому, что существует персонаж типа «А», персонаж типа «В», ситуация типа «a», ситуация типа «b» Их было несколько больше, но, я надеюсь, принцип понятен. Соответственно сюжет A+b+… Получилось конечное и небольшое число вариантов. Художественная литература ничем от сказок не отличается.
Откуда же берётся всё разнообразие литературных произведений? Конечно же из фантазии Авторов. Автор наделяет персонажей и ситуации индивидуальными чертами. Именно это мы читаем. Именно здесь скрывается большинство читательских «нравится - не нравиться». Нравиться - рождается из гармоничного, внутренне не противоречивого, развития ситуаций и описания их словами и речевыми конструкциями, им соответствующим, и вызывающие у Читателя соответствующие эмоции. Не нравится - соответственно наоборот. Из этого следует важный практический вывод: определение хорошо написанной книги не читая её. Я делаю так: открываю книгу на любой странице, читаю пару абзацев, вижу гармонию - начинаю читать, не вижу гармонию - не читаю. Возможно я её не дочитаю по какой-либо другой причине. На пример: «просто тема не моя». Но время на чтение заведомо мне не интересной книги не потратил. Это как в магазине одежды - вывернул на изнанку, посмотрел как шов обработан, и всё ясно. Хорошая книга «крепко сшита». Идеал недостижим, поэтому на мелкие огрехи, не мешающие читать и понимать написанное, можно не обращать внимание. Лишь бы интересно было. Бывает и тема интересная, и техника хорошая, а не читается. Это проявляется индивидуальный стиль Автора. Таковы люди: все Читатели и Авторы думают по разному. «Голова по-другому устроена». И сделать с этим ничего нельзя! Чаще всего заметно это не очень и не мешает совсем, или мало. Но бывает и так, что человек «думает с другого конца». Его представления о «самоочевидном», о причинно-следственных связях, настолько разнятся с Вашими, что понять его Вам трудно. Тут уж Ваш выбор: читать или бросить. Автор не виноват. Ну головы устроены по-разному. Бывает.
К этой же составляющей относится фактографический материал. Условно его можно разделить на Обыденный и Специальный. Обыденный - это то, где живут персонажи, как одеваются, что едят, какими вещами пользуются. Специальный - это то, что относится к особой атрибутике: военной, научной, колдовской, исторической, футуристической и т. д., и т,п. Читатели, частенько, в погоне за сюжетом, не обращают на него внимания. Напрасно! Хороший Читатель у хорошего Автора может много чего узнать нового и интересного. Только надо быть осторожным. Бывает что Автор, «ради красного словца», «скармливает» читателю небылицы и выдумки. Если они не касаются каких-либо основополагающих моментов - это простительно. В конце концов художественное произведение не научный труд. Но бывает Автор уж настолько «начинает чистить селёдку с хвоста», что очень хочется «ейной мордой ему в харю тыкать». От жанра произведения это не зависит. Самое что ни на есть фантазийное фэнтези может содержать интересные и достоверные факты и сведения, а роман, заявленный как исторический, не содержать ни одного, сколько-нибудь достоверного факта. Даже художественные биографии грешат весьма вольными «фантазиями на тему...». Бывает я читаю роман с толковым словарём и справочниками. Сознаю, что такая дотошность «на любителя».
Ещё одна составляющая художественного произведения - ассоциативно-содержательная. Её особенность в том, что она воздействует на Читателя опосредовано, через его, Читателя, жизненный опыт, знания и сформированные, на основании этого опыта и знаний, понятия и представления о мироустройстве и своём месте в мире. Для этого Автор, при описании персонажей и ситуаций, использует слова и речевые конструкции которые с одной стороны являются внешне-содержательными, с другой стороны - понимаются каждым Читателем по своему. Этот эффект связан с тем, что любое слово, имея общечеловеческое значение, имеет и личный смысл, основанный на личном опыте.
К этой же составляющей относятся Отсылки. Автор, используя особые речевые обороты, намекает Читателю на известные факты и события, не являющиеся предметом произведения, но похожие на описываемые. Стремясь этим расширить значение описываемых событий, подчеркнуть их общность и типичность. Отсылают, как правило, к персонажам и событиям, историческим личностям, их поступкам и высказываниям ставшим как бы эталоном, имеющим однозначную оценку всеми. Это Библия, Евангелие, классическая, часто древняя литература, сюжеты живописных полотен, и т. д. Даже само существование отсылки - отсылка к Екклезиасту:
«Что было, то и будет; и что делается, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас».
Используя отсылку как опору Автор помогает Читателю пройти путь от его, Читателя, понятий и представлений к понятиям и представлениям, создать которые задача произведения.
Используют так же более простой приём - Намёк. Когда, не называя прямо явление или ситуацию, Автор, с помощью слов и речевых конструкций косвенно таковые характеризующие, подталкивает Читателя к желаемым выводам. При этом, в зависимости от предыдущего теста, его контекста, текущего текста и заданных характеристик персонажа, «ширина» и «глубина» ассоциаций может быть различной. Так если персонаж точит шпагу - он раздражен, готовится к строевому смотру, дуэли или битве. Если граф «Т» вплетает в бороду стальные лезвия - изложить все возможные ассоциации даже не возьмусь.
Есть ещё приём, который я называю Скрытый Повторный Намёк. Когда слово или выражение многократно повторяется, но на столько связано с текущим текстом, что Читателю не приходит в голову вычленить его. Только закрыв книгу, Читатель осознаёт, что ему внушили мысль, которой он не заметил, читая книгу.
Как видите, асоциативно-содержательная составляющая очень важна, столь же сложна и неоднозначна. Полное её описание и анализ требует специального исследования, читать которое будут только специалисты. Поэтому я и писать не стал. Просто поищите её в книге, которую читаете.
Заканчивая, я хочу сделать некоторые замечания и предупреждения.
Человек стал Человеком вовсе не потому, что начал тыкать заострённой палкой во все, что движется и ковырять ей всё, что не движется. Человек стал Человеком потому, что начал рассказывать сказки и истории в начале изустно, затем письменно. Из этого следует моё убеждение, единственный способ стать и оставаться Человеком - это научиться Читать и Писать.
Никогда не идентифицируйте Автора с его героями! Автор Субъект реальности - его герои Объект. Они застывшее в янтаре слов мгновение! Случайный взгляд! Случайное слово! Случайная мысль!
Никогда не идентифицируйте художественное произведение и его героев и реальную жизнь! Не примеряйте их к реальным жизненным ситуациям и людям! Особенно близким! Прилетит не слабо! Помните: литература - это то, что могло бы быть, но никогда не было, а жизнь - то, чего быть не могло, но было.
С уважением и надеждой, что был Вам полезен,

Ваш Сергей Гекур.

, vetterok , prelestinka , marijka2012 .

Рассказ про поход в Сходненский Ковш я один раз уже написал. Почти написал, но невовремя вырубился компьютер, и всё сгинуло. Долго не мог собраться с силами, чтоб написать ещё раз. Вот собрался, написал. Старался, по возможности, повторить, вспомнить, чтоб было не хуже, чем тот первый сгинувший вариант. Не совсем удалось. Ну что уж теперь.

Уже заранее перед походом, дня где-то за два, у меня наблюдалось возбуждение и предвкушение. В песне Высоцкого про речку Вачу такое состояние характеризуется словами "Проводник в преддверье пьянки извертелся на пупе". Тут было не по случаю пьянки, (исходя из состава участников, пьянка предполагалась, но это не главное). Ожидание было, что вот послезавтра.. завтра.. сегодня будет что-то хорошее.
По предыдущему опыту такое преувеличенное ожидание - это сигнал, что или совсем ничего не получится, или получится, но уловить не успеешь, проскочит, останется только, как у Бонифация - "каникулы кончились".
В этот раз реализовался второй вариант. Каникулы - правда кончились, но и, действительно, всё получилось.

Обстоятельства благоприятствовали, начиная с погоды, - как специально, после трехдневных дождей солнце с утра успело достаточно подогреть атмосферу, подсушить траву и тропинки. Из тех, кто заранее собирался участвовать, почти никто не отпал, не запутался, не опоздал.

Ветерка с Прелестинкой я заметил на Тушинской, на скамейке, ещё из вагона. Когда подошёл к ним, одновременно с другой стороны подошёл Игорь Яркевич, а с третьей - Павел Круг. Вот его встретить было неожиданно и удивительно. Правда, оказалось, что он не с нами в поход, а просто направляется на работу из Красногорска - поздоровался, попрощался и направился к подошедшему поезду. Но, всё равно, встретить хорошего человека - это хорошая примета, а такого большого хорошего человека - большая хорошая примета.
Далее стали дозваниваться до остальных обещавшихся участников. Попытки дозвониться до Евгения Лесина прервались появлением самого Евгения Лесина, попытки дозвониться до Маши увенчались нахождением Маши в центре зала - она для надёжности решила ждать там, чтоб не путаться в двух выходах.
Для приличия подождали ещё несколько минут, дождались появления на электронных часах над тоннелем цифр 14.14.14 и двинулись.

Сначала сделали зигзаг на Тушинский рынок и обратно. Тушинского рынка сейчас как бы нет, но он есть. На месте, где раньше был рынок, сейчас пустое заасфальтированное пространство, неплотно заставленное автомобилями. А рынок ушёл в пополье - спрятался в подвальном этаже торгового центра. Центр сам большой и высокий, голову я не задирал и не считал, но кажется там этажей десять. И всем своим весом он вдавил в землю минус первый этаж, на котором располагается, собственно, всё ценное - продуктовый рынок и Рюмочная с демпинговыми ценами. Лесин и Яркевич, спустившись по лестнице, сразу повернули в сторону Рюмочной, а остальные - в сторону рынка.

Отступление, касающееся Рюмочной: на данный момент информация о Рюмочной перешла в разряд сведений исторических, 30 августа было последним днём работы Тушинской Рюмочной, а Лесин с Яркевичем были последними её посетителями - выпустив их, Рюмочная закрылась навсегда. "И правильно, - сказал Лесин, - не может существовать такое хорошее место внутри плохого места. Непонятно вообще, как они так долго держались".

Начали всё-таки двигаться в направлении Сходненского ковша. С паузами в определённых ритуальных местах:

в железнодорожном тупичке, где за нами следил вертолёт,

на мосту через Сходню,

в посёлке Комсомольском, на скамейке у подъезда.

Посёлок Комсомольский (Комсомолка) был частью, отдельной от города Тушино ещё в те времена, когда Тушино было городом, отдельным от Москвы. Память об этом до сих пор сохраняется в названиях трёх улиц посёлка, которые называются 1-й Тушинский проезд, 3-й Тушинский проезд, 2-й Тушинский проезд (именно так, в таком порядке - сначала идёт 1-й, потом 3-й и потом 2-й). Согласитесь, бессмысленно было бы называть проезд, находящийся в Тушино, Тушинским проездом, ну, всё равно, что назвать какую-нибудь из улиц Москвы "Московская улица", как будто остальные - не московские.
Отдельность свою Комсомольский посёлок до сих пор сохраняет, а вместе с ней и некоторое отставание во времени - лет на 15-20.

Сюда не заезжают автобусы, единственная автомобильная дорога может оказаться перекрытой железнодорожным составом, который что-то медленно везёт на Домостроительный комбинат, в магазинах до сих пор продаётся такой раритет, как эскимо на палочке без шоколада.

В этот раз мы особенно в Комсомольский посёлок не углублялись, прошли краем. В одном из дворов встретили трансформаторную будку с тропическим пейзажем. Ветерок с Прелестинкой сфотографировались на её фоне, чтоб получилась "прощальная Сингапурская фотография" (они как раз перебирались жить из Сингапура в Турцию с заездом в Москву).

Территорию Комсомольского посёлка покинули, перейдя по пешеходному мосту через Сходню (Вообще через Сходню очень много пешеходных мостов. Объясняется это повышенной извилистостью Сходни, а также ленивостью и трудолюбием местных жителей: ленивостью - в смысле лень обходить, а трудолюбием - в смысле не лень строить мосты.)
Мост, связывающий Комсомолку и Строительный проезд, - один из самых капитальных и оживлённых, используется не только пешеходами, но и водителями разнообразных двухколёсных транспортных средств.

Окрестности моста украшены инопланетными пейзажами.

За мостом немедленно сделали ещё один привал. Яркевич увидел тропинку, уводящую в заросли к берегу Сходни, и настаивал, что надо по ней идти.

Возражать смысла не было. Пошли.

Тропинка привела на маленький полуостров. На полуострове возле самого берега реки была круглая дырка в земле. В темноте, вероятно, эта дырка представляет некоторую опасность - на глаз губина там будет поболее, чем в рядом текущей Сходне. Но людьми знающими дырка используется, чтоб удобно сидеть, свесив ноги вниз. По краю там положены специальные подстилки из газет и нетолстых журналов.

Правда, к моменту нашего прихода эти подстилки были уже сильно попачканными. Так что мы садиться не стали, привал был стоячий.

Обилие привалов привело к тому, что пришлось подкорректировать маршрут. Первоначальный вариант был -
пройти через бывшие 1-й и 2-й рабочие посёлки
(район современных Походного и Трикотажного проездов),
мимо места, именуемого "Пол-горы",
(когда-то там стоял Тушинский лагерь "царевича Дмитрия", который в нумерации Лжедмитриев называется "вторым", сейчас гора наполовину срыта, поэтому и "Пол-горы"),
по пути ещё несколько раз пересечь Сходню
и спуститься в Ковш по пологой дорожке от Светлогорского проезда.
Примерно так мы шли с Лесиным и Яркевичем год назад, во время разведывательного похода.
Но, предчуствуя дальнейшие обильные привалы на таком хитром пути, решили пойти по-другому - спуститься в Ковш со стороны проезда Донелайтиса, там, где в прошлогоднем походе мы из Ковша выбирались.

Спуск представлял собой узкую и, по виду, скользкую глинистую тропинку.
Чтобы дать грунту ещё чуть-чуть просохнуть и укрепиться, сделали ещё один привал (как последний альпинистский лагерь перед восхождением, аналогично).

Были некоторые опасения, что после привала, несмотря на то что тропинка подсохнет, падать на спуске мы будем не меньше, а больше. Но эти опасения не подтвердились.

Спустившись, мы оказались на плоском дне Сходненского Ковша, рядом с местом, где Сходня его (в смысле - Ковш) покидает.

Дальнейший маршрут почти не допускал отклонений. Среди травы шла отчётливая тропинка в северном направлении.

Сходненская чаша расположена на территории района Южное Тушино Северо-Западного административного округа . С трёх сторон «Чаша» ограничена высокими крутыми коренными берегами, в южной части находится петля русла Сходни. Диаметр «Чаши» по бровке склонов до 1 км, глубина около 40 м, площадь около 75 га или 107 га по другим источникам, во втором случае чаша является третьим по величине памятником природы в Москве (больше только Щукинский полуостров - 450 га, Серебряноборская терраса - 300 га).

Чаша образована в послеледниковый период, когда более полноводная Сходня протекала у нынешней верхней кромки обрыва. С течением времени русло реки углублялось, отступая в южном направлении под давлением коренных пород, пока несколько обмелевшая река не оказалась на дне промоины.

Территория чаши ограничена с севера бульваром Яна Райниса, с востока проездом Донелайтиса, с юго-запада Фабричным проездом, и северо-запада Светлогорским проездом. В южной части парка, на правом берегу Сходни, расположен стадион «Труд», относящийся к Тушинской чулочной фабрике (до 1929 года завод «Проводник»).

Ближайшие транспортные узлы: метро Сходненская, железнодорожная платформа Трикотажная.

Биологическое разнообразие

Склоны чаши покрыты смешанной растительностью: берёзы, ясеня, клёна, тополя по склону; есть осина, дуб, вяз, рябина и др. У русла реки: пойменные ракитники, обширное осоково-рогозовое болото с трёхлистной вахтой, хвощём, многоколосковой пушицой, зарослями мелких ив и небольшими болотинами.

На территории парка гнездятся камышница, камышевки-барсучки и соловьи, варакушка, обыкновенная овсянка и др.

В конце XX века на территории чаши можно было встретить следующие виды животных, занесённые в Красную книгу Москвы: остромордая лягушка, обыкновенный тритон, живородящая ящерица, обыкновенный уж, ласка, заяц-русак; птиц - бекас, камышница, луговой конёк. В 2004 году зайцев и ласок уже нельзя было обнаружить, одной из причин их исчезновения называют бродячих собак.

В конце XX века чаша была местом остановки стай перелётных птиц (уток, куликов) во время весеннего пролёта.

История

По берегам реки Сходни находят следы поселений человека разумного времён каменного века, палеолита: кости первобытного быка, мускусного овцебыка и северного оленя.

В Тушинской чаше, на берегах Cходни, при раскопках найдена сходненская черепная крышка, относящаяся к эпохи верхнего палеолита. В чаше также находится Тушинское городище раннего железного века (Дьяковская культура), исследованное в 1927 г. археологом К. Я. Виноградовым. Рядом с городищем находился курганный мо­гильник XI-XIII веков.

Здесь проходил древний торговый путь, действовавший, вероятно, с I тысячелетия до н. э. по XIII век н. э.. Путь связывал Москву с Владимиром и . По реке Сходне (иначе Всходне, Входне) суда поднимались вверх по течению (всходили, входили) до волока у села Черкизово, а затем перетаскивались на Клязьму, обратно суда спускались (выходили, сходили), откуда и произошла название реки.

В окрестностях чаши были села и деревни: (на месте древнего дьяковского городища), (вымерла от чумы в 1664 г.), Петрово и Братцево. Две последние деревни просуществовали вплоть до 1980 г.

В 1940-60-х годах застраивается район Южное Тушино.

С 1970-х годов в Сходненском ковше тренировались дельтапланеристы.

До 1990-х годов склоны чаши использовались под огороды.

В 1991 году местности был присвоен статус особо охраняемой природной территории. В июне 1998 году постановлением Правительства Москвы территория парка была включена в комплекс «Природный парк Тушинский», имеющий статус особо охраняемых природных территорий.

В 2004 году официальное название «Сходненский ковш, проезд Донелайтиса» было изменено на «Сходненская чаша».

Галерея

См. также

  • Петрово - бывшая деревня у северного склона чаши
  • Спас - бывшее село к югу от чаши
  • Братцево - местность к северо-западу от чаши
  • Тушино

Несколько лет назад я случайно проезжал мимо усадьбы Братцево. Стояла осень и огромный парк превратился в золотой. Все деревья, дорожки, земля -- все было желтым. Именно тогда я и решил как-нибудь побывать в этом месте.

В конце лета я таки заехал в Братцево.
Наверное, это один из самых малолюдных парков Москвы. Здесь бывают разве что жители близстоящих домов.

Первое, что увидел -- вот этот шикарный деревянный особнячок:

Он довольно неказисто выглядел с тыльной стороны, но с парадного входа - весьма привлекательно:

Что удивительно -- в нем до сих пор жили люди.

Но я решил свернуть направо, к выходу из парка. Именно там стояли вековые деревья и должен находиться пешеходный мост.

Мост сразу нашелся. Старый, пешеходный, но довольно крепкий. Он переброшен через глубокий овраг. В овраге идет своя жизнь, в которую человек никак не вмешивается:

Возвращаемся к усадьбе. Вход со стороны парка:

Объезжаем задние кругом и видим вход со стороны МКАДа =)

Если сесть на ступеньки, и посмотреть вперед, открывается отличный вид на район Митино:

МКАД скрывается за густыми деревьями в середине фотографии.

Дорожка ведет в объезд здания, этот вход мы уже видели:

А знаете что находится в левой части усадьбы, если смотреть на фото выше?
Никогда не догадаетесь!

Детский сад. Даже табличка есть.

Кстати, чуть не забыл. Здесь когда-то провел целое лето великий русский живописец И.И.Шишкин, а после этого написал картину "Полдень. Окрестности Москвы". Вот она:

Парк неухожен, что создает впечатление заброшенности:

И это, скажу вам, БОМБА!
Я не ожидал увидеть в Москве столь эпичные виды природы:

Все это великолепие окружено домами!

А представляете, какой вид из окон школы, стоящей на самом краю обрыва открывается? Какие там уроки могут быть, все школьники в облаках летают!

Я постарался забраться чуть выше, чтобы охватить все то великолепие, которое можно увидеть, сидя в классе на уроке. Вот что у меня получилось:

Просто Мега!
Иных слов нет.

Вокруг ковша сделана дорожка. Виды каждые двести метров немного, но меняются:

Там внизу - речка и болота. Есть тропинка, по которой можно спуститься и побродить по дну ковша, но она весьма узкая и с велосипедом я на ней не поместился.

Возможно, следующим летом мне удастся побродить там внизу.

Сходненский ковш - отличное место, чтобы удивить подружку видом и удивиться самому. Если человек видит этот памятник природы впервые -- ВАУ эффект ему обеспечен.