Тубельский александр наумович личная жизнь. Тубельский, александр наумович - биография. Награды и звания

Содержание статьи
Изменения, которые происходят в настоящее время, коснулись всех сфер жизни общества. Педагогическая сфера также не осталась в стороне. Рассматривая федеральный закон «Об образовании Российской Федерации», мы видим, что система образования должна быть направлена на развитие личности выпускника, на создание соответствующих условий для его самоопределения и самореализации. Поэтому на данный момент необходимо решить проблему самоопределения и самореализации личности. Сейчас создаются школы, которые будут соответствовать таким требованиям, и примером таких школ может служить «Школа самоопределения».

А.Н. Тубельский и его школа

Александр Наумович Тубельский - Заслуженный учитель Российской Федерации, президент «Ассоциации демократических школ» (Россия), кандидат педагогических наук, директор «Школы самоопределения» (школа № 734 города Москвы) . Нововведения, принёсшие школе широкую известность, начались в 1985 г. с появлением в школе Александра Наумовича, поэтому эту школу часто называют школой Тубельского.

«Школа самоопределения» - системное образовательное учреждение, обучающее ребят 3-17 лет. Обучение совмещается с работой по формированию индивидуального содержания образования. Это одна из ярчайших не только в России, но и в мире доступных школ, имеющая собственную конституцию.

Цели обучения в школе Тубельского:
- поиск учениками своего «Я», самоопределение учащихся;
- участие ребенка в различных сферах деятельности, таких, как познавательная деятельность, трудовая, общественно-организаторская, а так же художественно-творческая и спортивная деятельность;
- обучение детей обязательным дисциплинам;
- развитие способности правильно формулировать и выражать свои мысли;
- формирование у ребенка взгляда на общество и представления себя в нем;
- физическое развитие;
- подготовка учащихся к трудовой деятельности.

Особенностью школы является идея свободного выбора, формирование способностей учеников к самореализации и самоопределению. Изучая обязательные предметы и получая знания, которые необходимы учащимся для познания общей картины мира, при этом им предоставляется право самостоятельно выбирать предметы. Преподаватели помогают найти проблему для более тщательного изучения, индивидуальный темп и способы ее решения, организуют совместную и разделительную деятельность учащихся и учителей. Дети обучаются по учебному плану, который для каждого составляется индивидуально.

Становление личности в школе Тубельского

Процесс становления человеческой личности и процесс обучения как процесс определения и образования образа «Я», реализуется в соответсвии со следующими правилами.

1. Личностно ориентированное образование (личностный смысл учебы). Каждый педагог раскрывает смысл предмета или курса, понимание содержания предмета, личное представление о деятельности, в которой содержание этого предмета дает начало образованию и становлению личности. Усваивая необходимый материал учебного предмета, каждый учащийся определяет личностный смысл, и в этом заключается его деятельность, формируется мыслительная деятельность, а не просто изучаются отдельные алгоритмы и понятия.

2. Межпредметные погружения: преподаватели, работающие в одном классе, на протяжении двух-трех дней работают над общими и универсальными понятиями и умениями.

3. Оценивание своей деятельности.

4. Экзамен на определение способностей к творчеству.

5. Взаимодействие в творческой деятельности учеников разного возраста.

6. Некое образовательное пространство, наполненное различными вещами, символами и материальными объектами, которые несут свою культурную осмысленность.

7. Место педагогической деятельности в искусство-исследовательском направлении .

Особенности организации учебно-воспитательного процесса

В работе «Школы самоопределения» имеется ряд организационных особенностей.

В дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию у ребенка органов чувств, а так же способности и умению владеть своим телом. Условием для данного развития является деятельность ребенка в социальной, культурной, природной и естественной среде. В различных возрастных группах дети вместе со своими преподавателями проживают различные жизненные события, как индивидуальной, так и коллективной жизни. Сюда можно отнести: смену времен года, праздники, различные ролевые и сюжетные игры. Так же внимание уделяется посадке растений и наблюдением за тем как они растут, изобразительному искусству, занятиям, включающим ручной труд, занятия физической культурой и музыкой.

В начальной школе начинается обучение литературе, грамматике и арифметике. Это обучение происходит в индивидуальном темпе, для каждого учащегося а, при всем этом особенное внимание школы уделяется средствам, с помощью которых происходит выражение чувств, интересов и опыта учеников, а так же условиям для процесса рефлексии и способности выстраивать свою деятельность.

Значительной задачей преподавателя является воздействие на ученика и побуждение его к осмыслению способов для индивидуальной работы. Когда преподаватель находиться вместе с учащимся, то происходит обсуждение их предстоящей работы.

Раз в неделю учащиеся посвящают себя трудовой деятельности. При этом они сами для себя определяют виды трудовых занятий, это могут быть занятия кулинарией, шитьем, работой в библиотеке, и другие. А спустя пару месяцев свое занятие можно поменять. Отсюда, следует, что на протяжении нескольких лет ученик реализует свои способности в различных видах деятельности.

В старшей школе подготовка ведется по индивидуальным планам, составленным самим учеником, кроме некоторых обязательных предметов.

Выводы

Федеральные государственные образовательные стандарты, собственные педагогические прерогативы требуют внедрения в образовательный процесс инновационные формы, методы работы с детьми. Работу по личностному самоопределению, определению будущей профессиональной перспективы лучше всего начинать с раннего возраста. Резюмируя вышеизложенный материал, можно сделать вывод о том, что заложенные концептуальные основы обучения «Школы самоопределения» раскрывают пути решения актуальной в современном обществе проблемы самоопределения и самореализации личности. Благодаря приобретенным при обучении навыкам в различных вида труда, ученик способен лучше социализироваться и соответствовать задачам модернизации российского образования, отражающим воспитание образованного, конкурентоспособного, творческого гражданина.

Использованные источники
1. Александр Тубельский. Биография. - URL: http://persones.ru/person-12058.html (дата обращения 10.12.2014),
2. Храпченкова И.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. педвузов. - Новосибирск: НГПУ, 2011. -101 с.

Не интересует то, что порекомендовал робот? Тогда загляните на случайно выбранные страницы:

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики, психологии и социологии

Кафедра: Информационные технологии в образовании

по дисциплине

«Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»

Тема: Тубельский Александр Наумович. Школа самоопределения.

Преподаватель Иманова О. А.

Студент ПП10-02Б Рукосуева А. Е.

Красноярск 2013

Биография Тубельского А. Н.…………………………………………………….3

Школа самоопределения………………………………………………….………5

Погружение………………………………………………………………………..7

Уклад……………………………………………………………………………….8

Детский садик……………………………………………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………….10

Биография

Тубельский Александр Наумович - Российский деятель образования, президент «Ассоциации демократических школ» (Россия), кандидат педагогических наук, директор «Школы самоопределения» (школа № 734 города Москвы), Заслуженный учитель Российской Федерации.

Александр Наумович родился в Москве 2 октября 1940 года. В 1971 году окончил исторический факультет Московского областного педагогического института имени Н.К. Крупской. В 1979-м защитил диссертацию на звание кандидата педагогических наук.

Трудовую деятельность начал в 18 лет рабочим завода «Стройдеталь» в Краснодаре. Через год был призван на службу в советскую армию. Отслужив, как и положено, три года, работал пять лет старшим пионервожатым в школах-интернатах Москвы. Следующие пять лет руководил работой Клуба вожатых Московского Дома пионеров. Позже работал организатором по внеклассной работе и учителем истории в школе № 733 (1972-1974 гг.), заместителем директора по методической работе Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Москвы (1974-1982 гг.), а затем - старшим научным сотрудником Лаборатории трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР. В 1985 году коллектив учителей школы № 734 пригласил Тубельского А.Н. на должность директора. Александр Наумович предложил концепцию нового содержания образования и, реализуя эту концепцию, школа в 1987 году победила во всесоюзном конкурсе инновационных школ, одной из первых получила статус экспериментальной площадки федерального значения. Тубельский А.Н. является автором педагогики самоопределения, ориентированной на создание условий для развития индивидуальности ребёнка. По инициативе Тубельского школа № 734 была преобразована в 1992 году в комплексное образовательное учреждение - Научно-педагогическое объединение «Школа самоопределения». Под руководством Александра Наумовича она стала победителем конкурса авторских школ (1989), конкурса «Школа будущего» (2006), конкурса инновационных школ в рамках Национального проекта «Образование» (2007). В 1990-м А.Н. Тубельский был избран президентом Ассоциации инновационных школ, а в 2000-м - президентом Ассоциации демократических школ России. Большое внимание уделял он воспитанию нового поколения педагогов. На базе НПО занимались студенты-педагоги, регулярно организовывались семинары учителей.

До последних дней А.Н. Тубельский работал профессором Московского педагогического государственного университета. Является автором и редактором 16 книг и более 150 статей по проблемам нового содержания образования, развития демократического уклада школьной жизни.

Школа самоопределения

« Демократически воспитанный человек - это не тот, который делает то, чего хочет, а тот, который может сам ставить себе границы. Границы хорошего и плохого, границы поведения в разных ситуациях , границы между знанием и незнанием. В этом смысле мы понимаем и термин “самоопределение” - умение ставить себе пределы», - говорит Александр Тубельский.

Процесс образования здесь – это как процесс поиска, узнавания, формирования образа «Я». Эти процессы опираются на следующие принципы:


  • Личностный смысл учебы(личностно ориентированное образование). Каждый учитель раскрывает собственный смысл курса или предмета, свое понимание его содержания, свое представление о деятельности, в которой это содержание становится моментом образования личности. Овладевая материалом учебного предмета, каждый ученик находит в нем свой личностный смысл, и в этом состоит его деятельность и ее осмысление.

  • Межпредметные погружения: учителя, работающие в одном классе, в течение нескольких дней работают над одними понятиями или универсальными умениями.

  • Рефлексия:учебные понятия являются предметом обсуждения детей, темами своеобразного подросткового философствования. Это позволяет учителям осмысленно проектировать и осуществлять образовательный процесс вместе с детьми.

  • Творческий экзамен как открытое соревнование:накопление опыта самоопределения, где создается своеобразное поле для сопоставления своих представлений с представлениями других людей .

  • Культурное взаимодействиеребят разных возрастов и самоуправление.

  • Особое образовательное пространство:пространство, наполненное людьми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл.

  • Педагогическая деятельность как искусство и исследование:подобно ребенку, выходящему в личностное развитие после того, как он научается задавать вопросы самому себе и про себя, учитель должен критически оценивать свой предмет, свой профессиональный опыт.
Главное определение того, что происходит в этой школе,- нестандарт. Стандартов здесь не любят. Тубельский - известный противник любой стандартизации школьного образования. Объясняет это тем, что ни ребенка, ни педагога нельзя загонять в рамки. "Почему у нас в школах так мало преподавателей-мужчин? – говорит директор "Школы самоопределения", заведующий лабораторией педагогики самоопределения Александр Тубельский. - Потому что для мужчины творчество необходимо. Ему сложно представить себе, что он из года в год будет заходить в один и тот же класс, объяснять, а потом спрашивать один и тот же параграф. Скучно!"

Педагогам "Школы самоопределения", а среди них предостаточно мужчин, скучать не приходится. Учителя, могут выбрать любую форму проведения занятий (погружение, обычные уроки и т. д.). В школе же их удерживает именно свобода творчества. Обучение ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе. Сама структура учебного дня тоже варьируется. Решение - что будем делать сегодня - принимается голосованием, в котором участвуют и учитель, и ученики.

ПОГРУЖЕНИЕ

Погружение "по Тубельскому" - это система обучения , при которой всю неделю или несколько дней подряд изучается один и тот же предмет.

Погружение - один из любимых терминов учителей и учеников школы Тубельского. Погружение - это система обучения, при которой всю неделю или несколько дней подряд изучается один и тот же предмет. Например, если у шестого класса идет погружение в математику, то в расписании стоит по четыре-пять уроков математики (правда, уроки здесь длятся всего 35 минут). История, география, словесность на этот период отодвигаются на второй план и появляются в виде редких довесков к основному предмету, только если это необходимо для повторения .

Сам термин и общие принципы погружения известны давно. Их в своей книге "Объять необъятное" раскрыл Михаил Щетинин. Но здесь эти общие принципы реализуются в конкретных условиях. Каждый раз с новыми детьми, то есть каждый раз с чистого листа . Поэтому - эксперимент.

Слова о погружении от ученицы школы самоопределения:

«- Пять уроков по одному и тому же предмету, наверное, выдержать очень сложно? - осторожно интересуюсь у ученицы десятого класса, которую мне выделили в качестве экскурсовода.

Я сюда только год назад пришла, мне сначала было сложно,- объясняет она.- Потом привыкла. Зато удобно делать уроки: в старой школе надо было пять предметов готовить, а здесь только один.

Учиться здесь труднее? - продолжаю разведку.

Девочка на минуту задумывается.

Наверное, здесь просто интереснее».


УКЛАД

Уклад - это, система отношений и совокупность ценностей, складывающиеся в той или иной человеческой общности. Элементами уклада являются:


  • Нормы и правила;

  • Организационная структура;

  • Традиции;

  • Ситуации;

  • Формы и виды жизнедеятельности.
Если под образованием понимается образование личности, то, с нашей точки зрения, оно происходит не только во время специально организованного обучения, но и в процессе всей жизнедеятельности . При этом уклад всегда выступает как элемент содержания образования. Если уклад не осознан как системообразующий фактор, то для образовательной общности, его реализующей, он выступает как скрытое содержание образования.

ДЕТСКИЙ САДИК

В обстановку эксперимента дети попадают еще в детском саду, куда принимают в трехлетнем возрасте. Здесь не готовят к школе в общепринятом смысле , не учат чтению, счету и т. д. Здесь выращивают растения, занимаются ручным трудом, музыкой, физкультурой, учат взаимодействовать с другими людьми (именно поэтому обучение идет в разновозрастных группах, чтобы ребенок, приходя в школу, имел опыт общения и со сверстниками, и со старшими или младшими детьми). Составлять планы занятий с детьми педагоги отказываются принципиально. Воспитатели ориентируются на "сегодняшнюю потребность ребенка".

«Я одобряю Ваш жизненный путь, я принимаю его всей


душой. Дети - это ангелочки в земном раю. И вы согревали этих ангелочков»! Я бы сейчас с ним поговорил. Мне хочется его
порадовать - ведь вложение любви в детишек - такая долгая инвестиция!

Я сейчас говорю: СПАСИБО ВАМ!»

Концепция школы основывается на следующей антропологической позиции: появившись на свет, индивид начинает осуществлять свою предзаданность (А.Н. Тубельский), которая реализуется в онтогенезе в определённых культуросообразных формах мышления и деятельности (философии, религии, науке, искусстве, экономике, производстве и т.п.). Процесс образования есть развёртывание этой предзанятости, поиск, узнавание, формирование ребёнком образа "Я". Роль школы - создавать систему благоприятных условий для осуществления такого процесса.

Принципы школы самоопределения.

    Личностный смысл учёбы. Каждый учитель раскрывает свой собственный смыл курса или предмета, своё понимание его содержания, своё представление о деятельности.

    Межпредметные "погружения". Учителя вместе с детьми работают над одними понятиями или универсальными умениями. Вместо "правильного" вывода в конце "погружения" организуется рефлексия: что понял ученик про себя и про то, чем занимались на уроке.

    Рефлексия позволяет учителям осмысленно вместе с детьми проектировать и осуществлять образовательный процесс.

    Творческий экзамен является той образовательной ситуацией, где возможно накопление опыта самоопределения, где создаётся своеобразное поле для сопоставления своих представлений с представлениями других людей: товарищей, младшеклассников, учителей, различных субъектов культуры - писателей, поэтов, филологов и т.п.

    Разновозрастное взаимодействие и самоуправление учеников. Старшеклассники проводят уроки в младших классах. Это не столько готовит ребят к выбору педагогической профессии, сколько расширяет опыт самостоятельного действия и рефлексии. Старшеклассники проходят стажировки в других школах, по месту предполагаемой учёбы или работы.

    Совокупность образовательных пространств: учебного, игрового, трудового, художественно-творческого, в котором ребёнок приобретает опыт жизни. Предполагается взамен классно-урочной системы создавать насыщенную среду - пространство, наполненное людьми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл. В свободном взаимодействии со всем этим ребёнок сможет образовывать себя.

    Педагогическая деятельность как искусство и исследование. Большинство учителей школы вовлечены в поисковую педагогическую работу. Ежемесячные семинары для коллег из разных школ России являются способом профессионального саморазвития учителей школы.

Структура школы. Подготовка детей к школьному периоду состоит не в формировании первоначальных навыков чтения, письма и счёта, а в подготовке к жизни в свободном образовательном пространстве школы, умению ориентироваться во взаимодействии с природой, культурой, другими людьми.

В начальной школе освоение общекультурных навыков чтения, письма, счёта ведётся в индивидуальном для каждого ребёнка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов.

В основной школе главная задача состоит в обеспечении "пробы сил" подростка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной деятельности. Кроме обязательных предметов выделяется время для уроков по выбору, а также для занятий в кабинетах-лабораториях для работы над самостоятельно выбранными темами и проектами.

В старшей школе за исключением нескольких обязательных предметов обучение ведётся по индивидуальным учебным планам, которые составляет сам ученик. Основная форма учебного процесса - мастерская, которой руководит учитель или приглашённый специалист. Для желающих освоить все курсы базисного учебного плана введены "интенсивы", где за короткое время можно освоить государственный образовательный минимум.

Учебный процесс. Основной организационной формой учебно-воспитательного процесса является "погружение", когда в течение нескольких дней изучается только один предмет, причём тема, виды работ, критерии оценки продвижения и форма зачёта вырабатываются детьми вместе с учителем.

В разновозрастных группах вместе с воспитателем дети "проживают" различные события индивидуальной и коллективной жизни, смену времён года, традиционные праздники, играют в ролевые игры, имитирующие занятия взрослых, сюжетные игры в театр, цирк, музей и т.п.

Принципиальным является отказ от программирования деятельности детей, воспитатель должен угадать их насущную потребность в той или иной деятельности, преобладающее настроение группы и отдельного ребёнка, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодеятельности.

Особенностью учебного занятия в школе самоопределения является его версионный характер, когда содержание курса или темы представляется в виде нескольких равноправных гипотез, различных способов работы, предлагаемых учителем, учениками и существующих в культуре.

Один день в неделю посвящается трудовой подготовке - учащиеся сами определяют виды деятельности, которыми хотят овладеть: изготовление изделий из дерева, металла, шитьё и конструирование одежды, кулинария, художественные ремёсла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т.п. Через два месяца ученик может сменить мастерскую. Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда.

Особое место занимают мастерские по общеобразовательным и дополнительным предметам, в которых происходит передача способов работы: естественнонаучного исследования, текстологического анализа художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в керамике или батике и др. Учителя-мастера ученик выбирает сам из числа учителей, работающих в школе (с их согласия). Позиция ведущего мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий.

Балльной системы оценивания не существует, в конце учебного периода составляется качественно-содержательная характеристика, в которой отмечаются продвижения ребёнка в освоении и выращивании способов работы, даются рекомендации как повысить эффективность учёбы, совершается также переход от оценки к самооценке.

Учебный год завершается творческими экзаменами, на которых проводится защита самостоятельной работы, готовящейся в течение года. Такая защита, проводимая открыто в присутствии приглашённых учениками родителей и товарищей, является демонстрацией и показателем индивидуального продвижения детей.

Школа самоопределения. Шаг второй. / Ред. и сост. А.Н. Тубельский. –

М.: АО «Политекс», 1994.

Ушел из жизни Александр Наумович Тубельский

Вчера скончался Великий Педагог, на чьих идеях взрослели и становились многие современные педагоги, создатель авторской школы, которая в сознании широкой педагогической общественности неразрывно связана с его именем, школы Тубельского - «Школы самоопределения».

Алекандр Тубельский стал для России одним из тех лидеров гуманистического, демократического подхода к образованию, которым дышала российская школа 1980-90-х гг. Идеи Александра Наумовича находили живой отклик не только в его школе, но и во всей России, во многих странах мира.

В 1985 году, в самом начале перестройки, он пришел в школу № 734, стал ее директором и 22 года руководил ею до последнего дня. Коллективом учителей и детей были подхвачены его новаторские. Множество ударов пришлось ему принять, чтобы отстоять право детей и школы жить своей жизнью. В середине 80-х школа была не грани закрытия - непривычной казалась свобода самовыражения даже в перестроечные годы. Пройдя нелегкий путь, в 1987 году наша школа стала авторской школой Тубельского, «Школой самоопределения» - центром реформ образования периода перестройки.

Свобода от догм, общепринятых рамок, взаимопонимание, уважение и толерантность были его стилем жизни и основой педагогических взглядов. Александр Тубельский не боялся отстаивать свои ценности и учил быть свободными детей и взрослых – учителей и родителей. Он как никто другой умел вдохновить, объединить, создавать атмосферу со-трудничества, со-творчества, заразить своей энергией всех – учителей, детей, родителей.

«При настоящей свободе нельзя обойтись без того, чтобы у человека не сформировалось уважение к самому себе. Мы привыкли говорить: научись уважать других, а потом требуй уважения к себе. Мне кажется, что формула другая: уважай себя и через это, понимая, что другой человек тоже уважает себя, не унижай его. Вот это я и вкладываю в понятие достоинства», - говорил Александр Наумович.

Тубельский Александр Наумович родился в городе Москве 2 октября 1940 года. В 1971 году окончил исторический факультет Московского областного педагогического института им. Н.К.Крупской, педагог высшей квалификационной категории. Трудовую деятельность начал в 1958 году рабочим завода «Стройдеталь» города Краснодара. В 1959-1962 годах проходил службу в рядах Советской армии. С 1962 по 1967 год работал старшим пионервожатым в школах-интернатах Москвы (№№ 3, 42, 44). В 1967-72 годах руководил работой Клуба вожатых Московского Дома пионеров. Работал организатором по внеклассной работе и учителем истории школы № 733 (1972-74), заместителем директора по методической работе Дворца пионеров и школьников им. Н.К.Крупской гор. Москвы (1974-1982). В 1979 г. защитил диссертацию на звание кандидата педагогических наук. С 1982 г. по 1985 г. А.Н. Тубельский – старший научный сотрудник Лаборатории трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР. В 1985 г. коллектив учителей школы № 734 г. Москвы пригласил Тубельского А.Н. на должность директора школы. Александр Наумович предложил концепцию нового содержания образования и, реализуя эту концепцию, школа в 1987 году победила во всесоюзном конкурсе инновационных школ, одной из первых получила статус экспериментальной площадки федерального значения. Тубельский А.Н. является автором педагогики самоопределения, ориентированной на создание условий для развития индивидуальности ребенка. В 1992 г. по инициативе Тубельского А.Н. школа № 734 была преобразована в комплексное образовательное учреждение – Научно-педагогическое объединение «Школа самоопределения». Под его руководством школа стала победителем конкурса авторских школ (1989) конкурса «Школа будущего» (2006), конкурса инновационных школ, проходившего в рамках Национального проекта «Образование» (2007) В 1990 году А.Н.Тубельский был избран Президентом Ассоциации инновационных школ, а в 2000 года – Президентом Ассоциации демократических школ России. А.Н. Тубельский уделял большое внимание воспитанию нового поколения педагогов. На базе НПО занимались студенты-педагоги, регулярно организовывались семинары, повышение квалификации учителей Российских школ. До последних дней он работал профессором Московского педагогического государственного университета. А.Н. Тубельский – автор и редактор 16 книг и более 150 статей по проблемам нового содержания образования, развития демократического уклада школьной жизни. Отличник народного просвещения (1972), Заслуженный учитель школы РФ (1994), Лауреат премии Президента РФ в области образования (2001). Награжден медалью К.Д.Ушинского и медалью «В память 850-летия Москвы». - НПО Школа Самоопределения .

Гражданская панихида по Александру Наумовичу Тубельскому состоится в субботу 2 июня с 11.00 по 13.00 в НПО «Школа самоопределения». Похороны – на Николо-Архангельском кладбище. Отъезд от школы в 13.00.

Российский деятель образования, президент «Ассоциации демократических школ» (Россия).


Работал на заводе «Стройдеталь» в Краснодаре. В 1959-1962 годах проходил службу в рядах Советской армии. Работал старшим пионервожатым в школах-интернатах Москвы (1962-1967). В 1971 году окончил исторический факультет Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской. Работал организатором по внеклассной работе и учителем истории школы № 733 (1972-1974), заместителем директора по методической работе Дворца пионеров и школьников им. Н. К. Крупской (1974-1982), в Лаборатории трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР (1982-1985).

По инициативе А.Н.Тубельского в 1992 году Министерством образования РФ и Московским Департаментом образования на базе общеобразовательной школы № 734 и детского сада № 869 было создано Научно-педагогическое объединение «Школа самоопределения», которое в числе первых в России встало на путь поиска демократических перемен в сфере образования.

Профессор Московского педагогического государственного университета, автор и редактор 16 книг и более 150 статей по проблемам содержания образования, укладу школьной жизни.

Отличник народного просвещения (1972), Заслуженный учитель школы Российской Федерации (1994), Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (2001).

Награждён медалью К. Д. Ушинского и медалью «В память 850-летия Москвы».

Публикации

Тубельский А.Н. Школа самоопределения: первый шаг (Из опыта работы коллектива школы №734 в первом экспериментальном учебном году). – В 2-х ч. - М., 1991. – Ч.I -155 с.; Ч.II. - 183 с.

Тубельский А.Н. Школа самоопределения // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - Вып.3. - М.: Инноватор, 1995. - С. 75-83.

Учитель, который работает не так (опыт развития индивидуальности учеников и учителей в массовой школе) / Под ред. А.Н.Тубельского. – М.: Изд-во Московского Центра вальдорфской педагогики, 1996. – 336 с.