Типы личности лиц склонных к агрессии. Пассивно-агрессивное расстройство личности. Желание плюс страх

"Да" и "нет" не говорите, черный с белым не берите..."
детская считалочка.

"Ни тпру, ни ну". Это поговорка олицетворяет процесс, который психологи называют "пассивной агрессией".

Словосочетание из двух противоречащих друг другу процессов. Пассивность для нас олицетворяет крайнюю форму бездействия, а агрессия ни что иное, как воплощение активного начала.

Таким образом, мы имеем дело с двумя противоположными по направленности процессами, которые умудряются ужиться вместе.

Одна моя знакомая рассказывала историю, как она оказалась наедине с молодым человеком в купе ночного поезда и всю ночь боролась с его домогательствами. Можете себе представить? Всю ночь "ни тпру, ни ну". Это как надо было отказывать, чтобы другой продолжал не слышать и не понимать? Ведь речь шла не о невменяемом насильнике, а обычном мужчине, который проявлял своё желание и был в этом настойчив.

Другой пример, встречающийся в моей преподавательской работе. Способная и умная слушательница никак не может начать практику. У неё все для этого есть. И речь идёт не о неуверенности в себе, это всего лишь поверхностная отговорка.

На практических занятиях она демонстрирует хорошие навыки и знания, задаёт правильные вопросы и точно отмечает глубокие процессы. Она уже оформила патент и даже сняла кабинет для работы. Но никак не начинает консультировать.

Для определения пассивной агрессии я хочу сразу обозначить тот факт, что она может быть как привычной психологической защитой у человека, так и стойкой личностной характеристикой, важной частью личности, определяющей его характер и жизнь. Поэтому вы можете встретить черты описываемого процесса и у себя, и у многих людей в разные моменты жизни.

Каковы главные характеристики пассивно-агрессивной личности?

Перед нами бунтарь, профессиональный революционер, партизан, который не сдаётся. Он всегда "против". Даже, когда ему это невыгодно. Пословица "назло маме отморожу себе уши" про них.

Заходя в комнату (в процесс, в отношения и т.д.) он первый примечает недостатки. Он сразу видит, что здесь не так и не станет молчать. Скажет он в острой, ироничной, колкой манере. Подденет вас. Правда, сделает это не напрямую, не личностно, а в неопределенной форме к третьему лицу. Например так: "Ну конечно, никому и в голову не пришло проветрить помещение перед занятиями".

Его способность видеть несоответствия могла бы вас восхищать, если бы все это было подано в этичной манере. Но задача пассивно-агрессивной личности не исправить недостатки. Ей не важен результат. Ей нужен процесс. И процесс этот - борьба. Не открытая битва ради победы. А именно борьба, лучше скрытая, но упорная и бесконечная.

Он будет бороться со всем и всеми. Если не с кем снаружи, то с собой внутри. Цена не важна. Как я уже говорила, важен процесс, но не результат.

Это люди процесса, бойцы невидимых фронтов с невидимыми врагами.

В контакте с ними вы можете удивляться тому, как простые вещи превращаются в непреодолимые. Как легкий шаг становится невозможным, а простое действие превращается в бесконечный запутанный процесс. Вы удивлены и возмущены тем, почему задание не выполнено, хотя никаких препятствий не было.

Почему вместо простого решения и действия человек продолжает задавать уточняющие вопросы, уводящие от смысла. Почему, согласившись вчера, сегодня ничего не произошло.


Рядом с ним вы неизбежно начнёте чувствовать гнев. Вас как будто провоцируют и поддразнивают. И когда вы срываетесь, вам тут же указывают на плохой характер или отсутствие должного воспитания.

Давайте рассмотрим каждое составляющее. Начнём с гнева или агрессии. Она есть, но она ищет непрямые выходы. Сарказм, ирония, поддразнивание, провокации. Все, чтобы дать выход гневу идёт в ход. Главное - сделать это непрямым путём.

Итак, подчеркнём первую значимую составляющую. Гнев есть и его очень много. Это значит, что энергия у человека есть. Её много и хватит на все, что ему надо. Поэтому, когда наш персонаж обращается за поддержкой и просит совета, помощи, поддержки будьте осторожны! Что бы вы ему не дали, это не пойдёт впрок.

Любимая психологическая игра (Эрик Берн, теория психологических игр, Транзактный анализ) называется "Да, но..." Выглядит так: у вас попросили совета, вы дали, и тут же следует возражение. Да, говорит просящий, но я уже это пробовал, делал и т.д. И НИЧЕГО ХОРОШЕГО НЕ ВЫШЛО.

Если вы продолжите давать другие советы и рекомендации, то готовьтесь к тому, что их ждёт та же участь. Пока вам в голову не придёт блестящая мысль - собеседнику не нужен результат. Тогда что же ему нужно? Вот тут пришло время раскрыть вторую составляющую - пассивность.

Пассивность в поведении пассивно-агрессивной личности это скорее не бездействие, а противодействие, которое выражается в сопротивлению тем действиям, которые принесут результат. Внешне кажется, что человек просто не делает что-либо ради цели. Но на самом деле внутри него идёт борьба.

Он хочет результата (ну кто не хочет?) и сопротивляется ему. И вся его энергия, а мы помним, что её много, идёт на сопротивление этому действию. Почему, спросите вы, и будете правы? Ведь это, по меньшей мере, странно.

Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо углубиться в прошлое такого человека, в то время, когда формируется эта часть личности. В возрасте активного действия мы находимся с того момента, как обретаем свою силу. Но понять свою силу и освоить её мы можем только через контакт с другим.

Пример из практики:

Максим рос послушным мальчиком. Его мама была крайне тревожной женщиной, полной страхов, связанных с её сыном. Эти страхи делали её активной в отношениях с ним. Она знала каким должен быть ребёнок у хорошей мамы, и поэтому она мало слушала Максима. Ну разве маленький мальчик может знать, что ему надо? А мама всегда знает.

Поэтому её отношение к ребёнку напоминало больше насилие, чем заботу. Начиная от кормления, заканчивая выбором друзей. Глотая ненавистную кашу, а потом играя ненавистные гаммы в ненавистной музыкальной школе, Максим начал искать способы, против которых мама оказывалась бессильна.

Например, он мог сжать зубы или вырвать. Он мог просто молча сидеть над скрипкой, не прикасаясь к струнам. В эти моменты мама взрывалась и орала, но Максим ясно чувствовал свою победу. Он чувствовал свою силу, когда учительница почти рыдала от бессилия и злости, а он всего лишь стоял и молчал у доски.

И в своём детском уме он вывел формулу: "Сила не в действии, а сопротивлении". Раз уж ему не давали реализовать и почувствовать его собственную силу в том, что хотел делать он, то единственная возможность получать удовольствие от собственной силы он гарантированно получал, когда чему-то противился. Иногда потом, во взрослой жизни, он ловил себя на мысли, что он и не против того, чему противится, но сделать уже ничего не мог.

В детстве у пассивно-агрессивной личности есть драматический опыт такого "мягкого", а иногда и довольного жесткого насилия в виде заботы и контроля со стороны родителей. И они решили отомстить. Отомстить тем, что не дать родителю увидеть результат. Поэтому лучшее, что можно сделать, это не достичь цели и не получить результата.

Сделать родителю больно, чтобы он, в тайной надежде, понял, как плохо ребенку. Чтобы спросил, а чего хочешь ты, вместо того, чтобы насильно пичкать тем, что кажется правильным родителю. Разве не наивысший пилотаж мести родителям - это не стать счастливым? Ведь одним из важных результатов родительства является счастливый ребёнок. И лишить родителя этой награды становится той самой неосознанной целью, к которой стремиться пассивно-агрессивная личность.

И цена здесь не важна. Ведь речь идёт о внутреннем Ребёнке, которому он сам пока не важен. Родитель превыше всего, он источник жизни и любви. Поэтому свои уши не жалко отморозить.

Таким образом, сразу два зайца становятся трофеем в этой битве: возможность чувствовать свою силу (через сопротивление) и месть родителю (через неполучение результата).

Напомню, что процесс этот бессознательный. И человек может искренне удивляться отсутствию результата своих действий до тех пор, пока не увидит, что он сам себе самый главный враг. Что подсознательно он строит процесс действий так, что результат невозможен. Он выбирает не тех людей, он не чувствует ситуацию, не замечает важных деталей, не слышит рекомендаций.

Такие люди часто опаздывают, пропускают решающие встречи и ссорятся с нужными людьми. И они всегда находят оправдание и объяснения своему поведению. И даже звучат убедительно. Чаще всего причину он видит не в себе, а в других людях, в обстоятельствах.

Их проблема в том, чтобы выражать свои потребности прямо, используя силу гнева. Но они боятся проявить гнев, так как в детстве это было невозможно и опасно. Поэтому гнев, а вместе с ним сила и энергия, блокируются и поворачивают на 180", то есть против себя.

Жизнь становится сплошным преодолением трудностей. Как в знаменитом ролике, в котором клиентка жалуется на головную боль и проблемы, в то время как не видит огромного гвоздя в своей голове.

Ещё одна важная черта пассивно-агрессивной личности - это застревание в ловушке "или-или". "Или ты съешь эту кашу, или ты мне не сын", говорила мама. Родитель на оставлял ребёнку выбора. Или делаешь как я сказал, или теряешь мою любовь. Эта ловушка крепко застревает в образе мышления, что делает процесс выбора крайне сложным.

Из таких личностей получаются хорошие критики и детективы, журналисты, ведущие расследование и сатирики. Их зоркий глаз не упустит из вида ничего.

Они часто хорошие и верные друзья, с тонким чувством юмора и готовностью прийти на помощь. Кстати, юмор тоже их отличительная черта. Они чрезвычайно ироничны. Все дело в том, что у гнева и юмора есть одна схожая функция: они снимают напряжение. А так как гнев у пассивно-агрессивной личности заблокирован, то много энергии может выйти через юмор. Вот они его и отшлифовывают.

В социальных сетях пассивно-агрессивную личность легко вычислить. Их область - это комментарии. Дело в том, что они крайне редко проявляют инициативу. Они склонны уже впрыгнуть и проехать на "чужой лошади", стать заметным за счёт другого. Их комментарии критичны и саркастичны. Он раззадоривают аудиторию и, в конце концов, исчезают, подтвердив, что мир и люди несовершенны.

В качестве клиентов пассивно-агрессивная личность - испытание для консультанта. Игра "Да, но" кого угодно доведёт до истерики. Поэтому, главный принцип в работе, это давать инициативу в определении цели, клиенту.

Пока вы не получите ответ на вопрос "Что бы вы хотели?", ничего не предлагать. Терапевт в переносе станет тем самым родителем, которому надо отомстить. И дождаться изменений и продвижения в жизни клиента будет крайне сложно.

То, что пассивно-агрессивная личность часто является очень способной и талантливой дает надежду на быстрое получение результата. В случае, если личность откажется от идеи мести и начнёт осваивать свою силу через прямое выражение гнева. Научится прямо говорить "нет", вместо того чтобы уходить в засаду и строить катакомбы для партизанских действий.

Вместо "или-или" начнёт употреблять местоимение "и". И то и другое, вместо или-или.

Надеюсь, что эта информация поможет вам лучше разбираться в людях и в себе, а значит даст возможность улучшит качество жизни.

Пассивно-агрессивное расстройство личности - это состояние, при котором люди выражают гнев и негативные чувства скрыто через свои действия вместо того, чтобы напрямую выплеснуть агрессию на окружающих. Оно характеризуется склонностью к обструкционизму, постоянным проволочкам, упрямству, напускной забывчивостью и намеренной неэффективностью во всех делах. Люди с пассивно-агрессивным типом личности постоянно на всё жалуются, находятся в угнетённом состоянии, активно выражают свой пессимистический настрой и неуступчивы во всём. Очень часто они стараются реализовать себя в зависимых отношениях, находя удовлетворение в противостоянии всем попыткам партнёра добиться адекватной производительности, продуктивной самостоятельной работы, равноценной отдачи в домашних делах и т. д.

Когда впервые было диагностировано пассивно-агрессивное расстройство личности

Впервые как клинический случай оно было описано полковником Уильямом Меннингером во время Второй мировой войны. Он отметил своеобразное отклонение у некоторых мужчин, подрывающее их военное соответствие. Меннингер указывал на явно вызывающее, но не идущее вразрез с прямыми приказами поведение солдат. Оно выражалось «пассивным противодействием», как, например, нарочная медлительность, неспособность понять приказ, допущение ошибок, общая неэффективность и пассивная обструкция. Сам полковник не выделял расстройство как отдельный недуг и объяснял его «личностной незрелостью» и реакцией на военный стресс.

Впервые о классификации пассивно-агрессивного расстройства личности как отдельной группы расстройств зашла речь ещё в 50-х годах прошлого века, а широко заговорили об этой проблеме в конце 80-х и начале 90-х, когда благодаря возможностям Всемирной паутины была отмечена массовая распространённость такого поведения в общении интернет-пользователей. И хотя далеко не все электронные письма, заметки и сообщения с характерным содержанием свидетельствуют о наличии у их авторов этой проблемы, социологические и клинические исследования показали, что ~96-98% лиц, относящихся к пассивно-агрессивному типу личности, реализуют своё обычное поведение и в сетевом общении.

Причины возникновения пассивно-агрессивного расстройства личности

По мнению большинства современных исследователей, в большей части случаев корни проблемы зарождаются в детстве. Анализ данных различных групп испытуемых, в зависимости от возраста, пола, расы, национальности и социального статуса не выявил выраженной корреляции и показатель менялся в зависимости от используемых методов исследования. В то же время прослеживается однозначная связь с нарушением системы стимулов в раннем детстве. Чаще всего это происходит в неблагополучных семьях, где ребёнок не ощущает себя настолько безопасно, чтобы свободно выражать разочарование, гнев и другие чувства.

Это же относится и к излишне консервативным семьям, где ярко выражена роль доминирующего главы семейства и активно практикуется физическое и психологическое наказание. В таких условиях честное выражение чувств запрещено, а дети неосознанно учатся подавлять и отрицать свои эмоции, используя другие каналы для выражения обиды и разочарования. Не находя возможностей для естественной разрядки, ребёнок со временем начинает считать их нормой и в процессе взросления они становятся своеобразным клише, по которым формируется личность.

Признаки и основные симптомы пассивно-агрессивного поведения

Лица с пассивно-агрессивным расстройством личности большую часть времени находятся в раздражительном или даже взволнованном состоянии. У них отмечается низкая толерантность к разочарованию и колебания в настроении, которые сменяются в очень быстрой последовательности. Такие люди нетерпеливы с другими, а их заинтересованность в общении как правильно резко сменяется антипатией либо скукой и полным игнорированием.

При пассивно-агрессивном расстройстве люди всё время чувствуют себя недовольными, обвиняют остальных в жестоком обращении и обмане, считают, что их недооценивают, а любые неудачи списывают на обстоятельства.

По отдельности эти признаки могут просто являться чертами характера человека и не свидетельствуют о специфическом отклонении, но в совокупности они зачастую точно указывают на проблему. В частности, о пассивно-агрессивном расстройстве говорит одновременное наличие таких симптомов, как:

  • постоянная обида на всех;
  • противодействие любым требованиям других людей;
  • откладывание работы на потом для срыва сроков её выполнения;
  • медлительность и совершение преднамеренных ошибок в любых видах деятельности;
  • циничное, угрюмое или враждебное отношение ко всем;
  • частые жалобы человека на то, что его предают, обманывают и недооценивают;
  • нежелание решать свои проблемы;
  • полное неприятие критики и жестокие придирки во всем, кто пытается дать совет;
  • зависть и презрение по отношению ко всем людям, которые наделены властью или в целом более успешны.

Если они сопровождаются неуверенностью в себе, неумением выразить свои потребности и желания напрямую, а также неспособностью человека задать необходимые вопросы, чтобы выяснить, что от него ожидается, то это с 99% вероятностью говорит о наличии указанного расстройства.

Классификация пассивно-агрессивных типов личности

Поскольку в последние два десятилетия этой проблеме уделяется много внимания, сегодня уже составлена более или менее точная классификация «негативистских» или «пассивно-агрессивных» типов личности. К примеру, известный американский психолог Теодор Миллон выделил четыре отдельных подтипа этого расстройства:

Подтип

Черты характера

колеблющийся Неуверенность и запутанность; невозможность назвать точную причину собственного капризного поведения; нерешительность как во взаимодействии с другими, так и в качестве основной субъективной черты протекания всех процессов в психике.
недовольный Ворчание, мелкие придирки, вспыльчивость по пустякам, капризность, озлобленность, жалобы по любому поводу, раздражительность, притворство для избегания открытой конфронтации.
замаскированный Противодействие выражается завуалированным и неоднозначным образом. Чаще всего это наигранная медлительность, забывчивость, неэффективность, пренебрежение уставами и правилами, упрямство. Человек также становится очень извилистым и старается использовать лишь косвенные методы саботажа, чтобы избежать прямых претензий во вредительстве.
резкий (грубый) Спорность, непримиримость, бескомпромиссность, капризность, сварливость; характер становится едким и раздражительным; человек получает удовольствие, унижая и оскорбляя других.

Популярной является и подробная классификация по категориям, которую предложил американский профессор Preston Ni из Калифорнийского Университета. Изучение вопросов межличностной эффективности, профессионального общения, а также межкультурного взаимопонимания и организационных изменений побудило его уделить внимание и этому вопросу. Всего он выделяет десять общих категорий, которым соответствуют люди с пассивно-агрессивным расстройством и по его мнению, большинство проявляет хотя бы несколько из них на регулярной основе.

  1. Общая вербальная враждебность . Примеры : распускание сплетен; необоснованная критика в адрес других; непризнание общепринятых правил и норм; снисходительное обращение ко взрослым, как к детям.

Чем руководствуется : унижение других помогает ощущать себя в доминирующем положении. Причинение моральных страданий другим и лишение их эмоционального равновесия совершается для облегчения собственной нехватки в покое и безопасности. Основное желание - поддержать своё ложное чувство важности за счёт критики остальных и заставить всех страдать «за компанию». В семье это выражается в виде конкуренции за власть над домочадцами и полный контроль в отношениях.

  1. Высмеивание. Примеры : сарказм, враждебные шутки по отношению к другим, желание дразнить людей до выведения их из себя. Характерной чертой является потребность максимально унизить человека, избежав открытого конфликта и выяснения отношений, сославшись на «просто шучу».

Чем руководствуется : вымещение собственного скрытого гнева и дискомфорта на подходящей для этой цели жертве. Основное желание - маргинализировать чужое человеческое достоинство и авторитет до своего уровня.

  1. Общая замаскированная враждебность . Примеры : демонстрация пренебрежения и обиды по отношению к людям, угрюмость, желание причинить эмоциональную боль упрёками или игнорированием.

Чем руководствуется : попытка компенсировать свою внутреннюю незащищённость, преднамеренно создавая негативный эмоциональный фон в ближайшем окружении и выводя людей из равновесия.

  1. Психологическая манипуляция . Примеры : двуличие, патологическая склонность к интриганству, желание умышленно подставить человека при любой возможности (ради удовольствия и зачастую без какой-либо выгоды для себя), показная жертвенность, перекручивание одной и той же информации в разговоре с разными людьми, разглашение или утаивание важных фактов в зависимости от ситуации. Характерной чертой является притворство и сильное желание защитить себя от раскрытия.

Чем руководствуется : перенаправление внимания от собственных проблем путём бесконечного вмешательства в чужую жизнь с помощью интриг и обмана. Достижение ложного чувства превосходства за счёт манипуляции другими людьми.

  1. Травля . Примеры : необоснованные обвинения в чужой адрес с попыткой отыскать самое уязвимое место жертвы и причинить ей максимальную душевную боль.

Чем руководствуется : достижение ложного чувства счастья и собственной полноценности на фоне страданий других.

  1. Саботаж и сваливание вины на других . Примеры : показная медлительность, заторможенность, забывчивость, «тупость»; желание создать вокруг себя максимум волокиты и расстроить как можно больше чужих планов. Потребность является патологической и заставляет человека действовать даже без какой-либо личной выгоды.

Чем руководствуется : создание иллюзии собственной важности и властности; желание поставить всех в зависимое от себя положение чтобы блокировать успех других людей. Зачастую испытывает жгучую зависть по отношению к тем, кто более успешен, что выражается в необоснованных обвинениях и резкой беспочвенной критике.

  1. Автоматическое противодействие . Примеры : упрямая несговорчивость, жёсткость, неэффективность, склонность всё осложнять, привычка оставлять любое дело незавершённым, попытки саботировать работу других.

Чем руководствуется : компенсация собственной несостоятельности. В этом случае «победа» достигается за счёт разочарования и негативных эмоций жертвы.

  1. Закулисный саботаж . Примеры : срыв выполнения любых задач, проектов и мероприятий; причинение материальных потерь или допущение перерасхода ресурсов; патологическое вредительство; разрушение налаженной работы и личностных связей окружающих людей; преднамеренное распространение вредной информации.

Чем руководствуется : получение морального удовлетворения за счёт мести и «наказания» других людей; достижение эмоционального удовольствия от наблюдения за результатом своих «трудов».

  1. Показная жертвенность . Примеры : преувеличение значимости личных вопросов; манипуляция состоянием собственного здоровья; умышленное придумывание мнимых проблем для того, чтобы привязать жертву к себе и пользоваться её сочувствием и благосклонностью; взятие на себя роли мученика, который пожертвовал своим благополучием ради окружающих (обычно с упрёком в том, что эта жертва не была оценена по достоинству).

Чем руководствуется : желание пользоваться доброй волей и заботой получателя и вызывать с его стороны сильную эмоциональную привязанность для совершения манипуляции.

  1. Самобичевание . Примеры : преднамеренное создание ситуации, в которой можно было бы достичь статуса пострадавшего; беспочвенные укоры и упрёки; самоповреждения и шантаж суицидом.

Чем руководствуется : желание запугать или доставить страдания эмоционально зависимым людям, причинив вред самому себе. Любовь к созданию драм для концентрации внимания вокруг себя.

Впрочем, по мнению профессора, сам по себе последний признак нельзя рассматривать в качестве отдельного симптома расстройства, поскольку он может быть и своеобразным криком о помощи, являясь свидетельством других психических заболеваний.

Лечение пассивно-агрессивного расстройства личности

Сложность лечения расстройств этой группы состоит в том, что в большей части случаев люди просто неспособны получать удовольствие и моральное удовлетворение иными способами. Нормальная система стимулов в данном случае не работает, поэтому основная программа сводится к психотерапии и психоанализу, в ходе которого пациента учат вычленять «вредные» мысли и стимулы для сознательного их замещения «полезными».

Согласно результатам клинических наблюдений, чаще всего типичным для пассивно-агрессивных расстройств является следующий набор автоматических установок и мыслей:

  • «они не смеют указывать мне, что делать»;
  • «я буду поступать только так, как хочу»;
  • «буду всё делать назло им»;
  • «никто не испытывает благодарности за выполненную мною работу»;
  • «все вокруг только используют меня»;
  • «я никогда не смогу достичь реального успеха»;
  • «люди не хотят понимать меня»;
  • «моя жизнь несчастлива, и с этим уже ничего нельзя поделать»;
  • «у меня все равно ничего не получится»;
  • «быть честным и откровенным - это слабость»;
  • «окружающие хотят ограничить и подавить мою личность».

Терапевт выясняет какие именно патологические мысли и стимулы действуют у человека на «автоматическом» уровне и учит сознательно блокировать их. Курс лечения, как правило, длится не меньше одного года и за это время доктор и пациент проходят путь от стадии осознания причин и последствий такого поведения до разработки методов мягкого противостояния. Наилучших результатов можно добиться в том случае, если ближайшее окружение тоже участвует в процессе и мягко, но решительно перестаёт потакать слабостям больного, пользуясь созданными терапевтом заместительными шаблонами. В особенно запущенных случаях допускается устранение острых симптомов (депрессия, тревога, вспышки гнева) медикаментозными методами, после чего проводится традиционная терапия.

Прогноз и возможные осложнения

В целом при условии адекватного лечения прогноз довольно хорош. Если человек смог открыться и осознать причины проблемы, поддерживающая психотерапия обычно приносит отличные результаты. Конечно, будучи заложенным в глубоком детстве, это расстройство личности, как правило, сохраняется очень долго. Но при постоянных волевых усилиях пациента для его преодоления, оно может «выгореть» с терапией и замениться положительным жизненным опытом.

Впрочем, существует и такое понятие, как индивидуальная толерантность, от которого сильно зависит успех всего мероприятия. Даже если положительный результат кажется стабильным, человек может не до конца воспринимать новые идеи и балансировать на грани. «Доминирующая мыслеоснова» слишком глубоко укоренилась в его личности, поэтому такому лицу хватает даже малейшего толчка, чтобы снова впасть в состояние хаоса и неудовлетворённости. Зачастую осложнения возникают, когда есть мнимое или реальное отсутствие стабильности в жизни. Это относится к любой области: социальной, профессиональной, духовной, правовой, финансовой и пр. Также осложнения могут возникнуть, когда пациент ослабляет контроль над негативными мыслями, а ближайшее окружение не обращает на это внимание и потакает его поведению либо, наоборот, выражает жёсткое противодействие. Ведь ключевой составляющей психотерапии является именно мягкое противостояние негативным идеям.

Характер. Между тем, он обладает рядом отличительных признаков. Рассмотрим далее, как проявляется пассивная агрессия.

Общие сведения

Пассивно-агрессивный тип личности отличается выраженным сопротивлением внешним требованиям. Как правило, об этом свидетельствуют обструкционные и оппозиционные действия. Пассивно-агрессивный тип поведения выражается в промедлении, низком качестве работы, "забывании" обязательств. Зачастую не соответствуют общепринятым стандартам. Более того, пассивно-агрессивная личность противится необходимости следовать нормам. Безусловно, эти характеристики можно наблюдать и у других людей. Но при пассивной агрессии они становятся моделью поведения, паттерном. Несмотря на то что такая форма взаимодействия считается не самой лучшей, она не слишком дисфункциональна, но до той поры, пока не станет схемой жизни, препятствующим достижению целей.

Пассивно-агрессивный человек: особенности

Люди этой категории стараются не быть напористыми. Они полагают, что прямая конфронтация несет опасность. Проводя тест на тип личности, можно выявить характерные особенности поведения. В частности, люди рассматриваемой категории считают конфронтацию одним из способом вмешательства посторонних в их дела и контроля. При обращении к такому человеку с просьбой, которую он не хочет исполнять, сочетание возмущения существующими внешними требованиями и недостаточной уверенности в себе вызывает реакцию в провокационной манере. Пассивно-агрессивный образ общения не предполагает создание возможности отказа. Обязательствами в школе или на работе люди этой категории также возмущены. В целом тех, кто наделен властью, они рассматривают как склонных к несправедливости и произволу. Соответственно, как правило, они обвиняют других в возникающих у них проблемах. Такие люди не могут понять, что трудности они создают собственным поведением. Исследователи отмечают, что кроме всего прочего, пассивно-агрессивный человек легко поддается смене настроения и склонны пессимистично воспринимать происходящее. Такие люди сосредотачиваются на всем негативном.

Тест на тип личности

Тотальный паттерн сопротивления стандартам в профессиональной и социальной сферах возникает в ранней взрослости. Он выражается в разных контекстах. На пассивную агрессию указывает ряд признаков. Человек:

Историческая справка

Пассивно-агрессивный стиль поведения был описан достаточно давно. Однако до Второй мировой это понятие не использовалось. В 1945 г. Военный департамент описал "незрелую реакцию" как ответ на "обычную военную стрессовую ситуацию". Она проявлялась в неадекватности или беспомощности, пассивности, вспышках агрессии, обструкционизме. В 1949 г. в техническом бюллетене ВС США этот термин присутствовал для описания солдат, у которых обнаруживался этот паттерн.

Классификация

В DSM-I реакция разделялась на три категории: пассивно-агрессивная, пассивно-зависимая и агрессивная. Вторая характеризовалась беспомощностью, тенденцией держаться за окружающихся, нерешительностью. Первая и третья категории отличались реакцией людей на фрустрацию (невозможность удовлетворить какую-либо потребность). Агрессивный тип, в ряде аспектов имеющий признаки антисоциального, проявляет раздражение. Его поведение отличается деструктивностью. Пассивно-агрессивный человек делает недовольное лицо, упрямится, начинает замедлять работу, снижать ее эффективность. В DSM-II такое поведение относят к отдельной категории. При этом агрессивный и пассивно-зависимый типы включены в группу "прочих расстройств".

Клинические и экспериментальные данные

Несмотря на то что пассивно-агрессивный стиль поведения остается сегодня малоизученным, как минимум в двух работах изложены ключевые его характеристики. Так, Кенинг, Троссман и Уитман исследовали 400 пациентов. Ими было обнаружено, что самым распространенным диагнозом стал именно пассивно-агрессивный. При этом у 23% выявлены признаки зависимой категории. 19% пациентов полностью соответствовали пассивно-агрессивному типу. Кроме этого, исследователи установили, что ПАРЛ наблюдается у женщин вдвое реже, чем у мужчин. Традиционная симптоматическая картина включала в себя тревогу и депрессию (41% и 25% соответственно). У пассивно-агрессивного и зависимого типов открытое возмущение подавлялось страхом наказания либо чувством вины. Исследования также были проведены Муром, Алигом и Смолами. Они изучали 100 пациентов с диагнозом пассивно-агрессивного расстройства через 7 и 15 лет в период терапии в стационаре. Учеными было выявлено, что проблемы в социальном поведении и межличностных отношениях вместе с соматическими и эмоциональными жалобами являлись основными симптомами. Исследователи также обнаружили, что значительная часть пациентов страдает депрессией и злоупотребляет спиртным.

Автоматические мысли

Выводы, которые делает человек с ПАРЛ, отражает его негативизм, обособленность и стремление выбирать путь наименьшего сопротивления. К примеру, любые просьбы рассматриваются как проявление требовательности и назойливости. Реакция человека состоит в том, что он автоматически сопротивляется вместо того, чтобы проанализировать свое желание. Для пациента характерно убеждение, что окружающие пытаются его использовать, и, если он это позволит, то станет ничтожеством. Такая форма негативизма распространяется на все мышление. Пациент ищет отрицательную интерпретацию большей части событий. Это касается даже положительных и нейтральных явлений. Такое проявление отличает пассивно-агрессивного человека от пациента в депрессии. В последнем случае люди сосредотачиваются на самоосуждении или отрицательных мыслях о будущем, окружающем. Пассивно-агрессивный индивид считает, что другие пытаются установить контроль над ними, не оценивая их по достоинству. Если же человек получает в ответ негативную реакцию, то он предполагает, что его снова неверно поняли. Автоматические мысли свидетельствуют о раздражении, которое появляется у пациентов. Они достаточно часто настаивают, что все должно идти по определенной схеме. Такие необоснованные требования способствуют снижению устойчивости к фрустрации.

Типичные установки

Поведение пациентов с ПАРЛ выражает их когнитивные паттерны. Промедление, низкое качество работы обусловлены возмущением необходимостью исполнять обязанности. Человек настроен на то, что ему приходится делать то, что он не хочет. Установка, касающаяся промедления, состоит в следовании по пути минимального сопротивления. К примеру, человек начинает считать, что дело можно отложить на потом. Столкнувшись с неблагоприятными последствиями неисполнения обязанностей, он выражает недовольство окружающими, которые имеют власть. Оно может проявиться в вспышке гнева, но, вероятнее всего, будут использованы пассивные методы мести. К примеру, саботаж. В психотерапии поведение может сопровождаться отказом в сотрудничестве при лечении.

Эмоции

Для пациентов с ПАРЛ обычными состояниями будут являться раздражение и обстоятельство вполне объяснимо, поскольку люди считают, что от них требуют соответствовать произвольным стандартам, их недооценивают либо неправильно понимают. Пациентам зачастую не удается достичь поставленных целей в профессиональной сфере, а также в личной жизни. Они не способны понять, каким образом их поведение и имеющиеся установки влияют на сложности, которые у них возникают. Это приводит к дальнейшему раздражению и недовольству, поскольку они снова считают, что виной всему обстоятельства. Эмоции пациентов в большей степени обуславливаются их уязвимостью перед внешним контролем и интерпретацией просьб как желанием ограничить их свободу. При взаимодействии с окружающими они постоянно ожидают предъявления требований и, соответственно, сопротивляются.

Предпосылки для терапии

Основной причиной обращения пациентов за помощью являются жалобы окружающих на то, что эти люди не оправдывают ожиданий. Как правило, к психотерапевтам обращаются сослуживцы или супруги. Жалобы последних связаны с нежеланием пациентов оказывать помощь в домашних делах. К психотерапевтам часто обращаются начальники, недовольные качеством выполненной работы подчиненных. Еще одна причина посещения врача - депрессия. Развитие этого состояния обуславливается хроническим недостатком поощрения и в профессиональной сфере, и в личной жизни. К примеру, следование по пути минимального сопротивления, постоянное недовольство требованиями может вызвать убеждение у человека в том, что у него ничего не получается.

Рассмотрение окружения в качестве источника контроля также приводит к формированию негативного отношения к миру в целом. Если появляются обстоятельства, при которых пациенты пассивно-агрессивного типа, стремящиеся к независимости и ценящие свободу собственных действий, начинают полагать, что в их дела вмешиваются окружающие, у них может развиться тяжелая форма депрессии.

Пассивная агрессивность является непрямым выражением гнева, при котором человек пытается расстроить или ранить вас не самым очевидным способом. Сложность заключается в том, что такому человеку легко отрицать наличие недобрых намерений. Люди проявляют склонность к пассивно-агрессивному поведению по той причине, что они не умеют справиться с конфликтом должным образом. Однако существуют способы помочь такому человеку осознать собственное поведение и решить проблему пассивной агрессии посредством общения.

Шаги

Часть 1

Как распознать пассивно-агрессивное поведение

    Познакомьтесь с признаками . Коварная природа пассивной агрессии кроется в том, что человек может правдоподобно отрицать такое поведение. В ответ на ваши обвинения он может заявить, что не понимает, о чем речь, либо обвинить вас в чрезмерной реакции. Всегда доверяйте своим чувствам и научитесь различать пассивную агрессию.

    Убедитесь, что вы не преувеличиваете. Может показаться, что человек пытается досадить вам, но также возможно, что вы просто чрезмерно мнительны и все принимаете на свой счет. Оцените свои слабые места - в прошлом вам часто попадались люди, усложняющие вашу жизнь? Этот человек похож на них? Вы предполагаете, что он ведет себя так же?

    Обратите внимание на ощущения, которые вызывает у вас человек. При общении с пассивно-агрессивным человеком вы можете чувствовать разочарование, гнев и даже отчаяние. Может показаться, будто вы просто не способны угодить человеку, что бы вы ни говорили или ни делали.

    • Вас может ранить тот факт, что вы выступаете принимающей стороной пассивно-агрессивного поведения. Например, человек может устроить вам молчаливый бойкот.
    • Вас может сбить с толку тот факт, что человек постоянно жалуется, но ничего не делает, чтобы исправить ситуацию. Проследите за своими инстинктами.
    • Нахождение рядом с таким человеком может утомлять или опустошать вас, так как вы тратите слишком много энергии, чтобы справиться с пассивно-агрессивным поведением.

    Часть 2

    Реакция на пассивно-агрессивное поведение
    1. Всегда сохраняйте положительный настрой. Сила позитивного мышления помогает справиться с повседневными делами. Люди с пассивно-агрессивным поведением будут пытаться затянуть вас в воронку негатива. Иногда они стараются вызвать отрицательную реакцию, чтобы в ответ перенести внимание на вас и оказаться как будто не виноватыми. Не допускайте этого.

      • Оставайтесь позитивным, чтобы не опускаться до их уровня. Не давайте таким людям повода. Не оскорбляйте их, не кричите и не раздражайтесь. Оставаясь спокойным, вы будете в более выгодном положении, чтобы перенести внимание на их действия, а не на свои. Разозлившись, вы лишь отвлечете внимание от реальных проблем.
      • Моделируйте положительное поведение. Общаясь с детьми и взрослыми, реагируйте на свои конфликты так, чтобы другие знали, как взаимодействовать с вами. Пассивная агрессия испускает эмоции, пряча их за маской безразличия. Вместо этого будьте открытым, честным, прямо выражайте свои эмоции. Столкнувшись с таким пассивно-агрессивным поведением, как демонстративное молчание, направьте разговор в продуктивное русло.
    2. Всегда сохраняйте спокойствие. Если вы расстроены, то не спешите принимать решений и для начала успокойтесь (пройдитесь, включите музыку и потанцуйте, решите кроссворд), а после этого решите, что вы хотите получить от этой ситуации, то есть с каким разумным исходом вы сможете примириться.

      • Контролируйте свои эмоции, особенно гнев. Не нужно прямо обвинять людей в пассивной агрессии, это лишь позволит им все отрицать и обвинить вас в раздувании проблемы, чрезмерной восприимчивости или подозрительности.
      • Ни в коем случае не выходите из себя. Не позволяйте человеку понять, что он или она смогли вывести вас. Это лишь подкрепит их поведение и все повторится снова.
      • Сдержитесь от проявления ответного гнева или другой эмоционально окрашенной реакции. Так вы возьмете ситуацию в свои руки и будете выглядеть человеком, которым нельзя помыкать.
    3. Начните разговор о проблеме. При условии сохранения эмоциональной стойкости, самоуважения и спокойствия, лучше всего просто выразить то, как вы видите ситуацию. Например: «Я могу ошибаться, но предполагаю, ты расстроилась, что Диму не пригласили на вечеринку. Давай обсудим это?»

      • Говорите прямо и по существу. Если выражать свои мысли нечетко и говорить общими фразами, то человек с пассивно-агрессивным поведением легко сможет перекрутить сказанное. Если вы собираетесь противостоять такому человеку, то лучше высказываться прямо.
      • Опасность конфронтации порождается возможностью свободной трактовки фраз вроде «Ты опять за старое!». Так вы ни к чему не придете, лучше сразу сказать о конкретном действии. Так, если вас раздражает молчаливый бойкот, то приведите в пример конкретный случай, когда он имел место.
    4. Человек должен осознать, что он расстроен. Не обязательно нагнетать обстановку, но сохраняйте твердость и скажите: «Похоже, ты сейчас очень расстроена» или «Складывается впечатление, что тебя что-то беспокоит».

    Часть 3

    Как защититься от пассивно-агрессивного поведения

      Установите границы для таких людей. Вы, конечно, не желаете разжигать противостояние, но не нужно также становиться боксерской грушей для пассивно-агрессивных людей. Это одна из форм жестокого обращения, которая может навредить вам. Вы имеете полное право установить границы.

      • Частой ошибкой является излишняя мягкость. Уступив пассивно-агрессивному поведению, вы теряете нити контроля над ситуацией. Это своего рода силовое противоборство. Можно сохранять спокойствие и положительный настрой, но при этом оставаться сильным и твердым в своих решениях.
      • Соблюдайте установленные границы. Дайте понять, что вы не станете терпеть дурное обращение. Если человек постоянно опаздывает и нервирует вас, то сообщите, что при следующем опоздании вы просто пойдете в кино без него. Это один из способов сказать, что вы не собираетесь расплачиваться за чужое поведение.
    1. Найдите и рассмотрите корень проблемы. Лучший способ справиться с такой злостью - оценить все перспективы как можно раньше. Для этого нужно понять первопричину гнева.

      • Если такому человеку не характерно гневное поведение, то поговорите с общими знакомыми, которые могут знать причину и вовремя распознать признаки зарождающейся злости.
      • Копните глубже и справедливо оцените причины, толкающие к такому поведению. Пассивная агрессия обычно является симптомом других проблем.
    2. Учитесь ассертивной коммуникации. Коммуникация может быть агрессивной, пассивной и пассивно-агрессивной. Продуктивность всех этих видов уступает ассертивной коммуникации.

    3. Поймите, когда лучше полностью избегать встреч с человеком. Если человек регулярно задействует пассивно-агрессивное поведение, то очевидно, что лучше прекратить с ним общение. Ваше благополучие важнее.

      • Найдите способы как можно реже видеться с таким человеком и не оставаться наедине. Всегда будьте в коллективе.
      • Если такие люди несут только отрицательную энергию, то дважды подумайте, стоит ли в принципе общаться с ними.
    4. Не делитесь информацией, которую можно использовать против вас. Не сообщайте пассивно-агрессивным людям личную информацию, свои эмоции и мысли.

      • Такие люди могут задавать вопросы, которые на первый взгляд кажутся невинными и без злого умысла. Можете отвечать на них, но не вдавайтесь в подробности. Проявляйте дружелюбие, но отвечайте кратко и размыто.
      • Избегайте разговоров о ваших чувствах и слабостях. Пассивно-агрессивные личности часто запоминают такие детали, даже упомянутые вскользь, а позднее используют их против вас.
    5. Обратитесь за помощью к посреднику. Это должен быть объективный представитель третьей стороны из отдела кадров, близкий (но объективный) родственник или общий друг. Суть в том, чтобы задействовать человека, которому доверяете не только вы, но и ваш пассивно-агрессивный собеседник.

      • Перед встречей с посредником сообщите ему или ей о своих беспокойствах. Старайтесь взглянуть на ситуацию с чужой точки зрения и понять, что порождает злость. Обойдитесь без предосудительности и попытайтесь понять причины отталкивающего поведения в ситуации, когда вы стараетесь помочь.
      • При разговоре один на один вы рискуете услышать «Да брось, это просто шутка» или «Ты слишком остро реагируешь». Именно поэтому лучше задействовать третью сторону.
    6. Сообщите о последствиях, если человек не меняет поведения. Поскольку пассивно-агрессивные личности действуют скрытно, они почти всегда противятся попыткам изменить их поведение. Отрицания, оправдания и перевод стрелок - вот лишь несколько шаблонов.

      • Независимо от ответа заявите, как вы намереваетесь поступить. Важно привести одно-два жестких последствия, чтобы призвать такого человека пересмотреть свое поведение.
      • Умение понять и очертить последствия - один из самых действенных способов заставить пассивно-агрессивного человека «уступить». Сообщенные должным образом последствия остановят сложного человека и могут изменить его нежелание сотрудничать.
    7. Подкрепляйте надлежащее поведение. В контексте поведенческой психологии подкрепление обозначает что-то, что вы делаете или даете человеку после того, как он придерживался определенного поведения. Цель подкрепления - повысить частотность такого поведения.

      • Это может означать награду за хорошее поведение, которое нужно сохранить, или наказание за плохое поведение, от которого нужно избавиться. Позитивное подкрепление - не самая простая из задач, поскольку отрицательное поведение бросается в глаза сильнее, чем положительное. Всегда старайтесь рассмотреть хорошее поведение, чтобы не упустить возможность подкрепить его.
      • Например, если пассивно-агрессивный человек откроется и честно озвучит свои чувства («Мне кажется, что ты специально так ведешь себя со мной!»), то это отличный знак! Закрепите такое поведение следующими словами: «Спасибо, что поделилась со мной. Я очень ценю то, что ты можешь рассказывать мне о своих чувствах».
      • Это привлечет положительное внимание к хорошему поведению, позволит узнать эмоции. Теперь можно пытаться начать открытый диалог.
    • Если придираться, ворчать и злиться, то вы лишь разожжете конфликт и дадите человеку больше оправданий и поводов не признавать ответственность.
    • Примиряясь с таким поведением или принимая на себя чужую ответственность, вы допускаете и поощряете пассивно-агрессивное поведение.
    • Люди, придерживающиеся такого поведения, часто ощущают гордость за свое умение контролировать эмоции.

Даже если вы не слышали о таком термине, как пассивная агрессия , вы наверняка сталкивались с этим явлением. Более того, многие из нас время от времени ведут себя как пассивные агрессоры. Однако для некоторых это разовое, ситуативное поведение, для других же – «базовая модель». Мы предлагаем разобраться, что же такое пассивная агрессия и как противостоять тем, кто ее на нас использует .

Под пассивными агрессорами в рамках данной статьи мы будем понимать тех, кто часто прибегает к такому поведению – в целом по жизни или же в конкретных ситуациях / при взаимодействии с конкретными людьми.

По отношению к другим людям

Представим себе человека, который чувствует по отношению к кому-либо гнев, неприязнь, злобу, обиду, но не может или не хочет выражать чувства открыто. Однако он все же считает необходимым продемонстрировать свое негативное отношение – так, чтобы внешне это не нарушало социальных, общественных, этических норм , но красноречиво передавало его чувства и эмоции.

И для этого находятся различные средства. Самый частый пример – «удачно подобранный» подарок (скажем, пассивный агрессор знает, что неприятный ему человек сидит на диете, но все равно дарит сладости; для вегетарианца он купит набор для шашлыка, а для человека с больными зубами – орешки). В ход могут пойти нарочитое затягивание сроков на работе (но так чтобы формально нельзя было примерить дисциплинарные меры), активное навязывание своего мнения под видом заботы (характерно для напряженных отношений внутри семьи, особенно в парах теща – зять, свекровь – невестка) и другие варианты. Все это и есть проявления пассивно-агрессивной модели поведения .

Главная ее особенность – при внешне положительном или нейтральном поведении человек задевает, обижает, раздражает или как-либо еще отрицательно влияет на того, против кого данное отношение направлено . Именно в этом и есть смысл пассивной агрессии – насолить, вызвать злобу, ответную агрессию и т.д., но формально выглядеть так, будто он тут совершенно не при чем. Со стороны получается, будто агрессор белый и пушистый, а его визави начинает конфликт, излишне нервный и бурно на все реагирует.

Следует отличать проявления пассивной агрессии от очень назойливых в своей заботе или просто бестактных людей. Основная разница в том, что цель агрессора – насолить, разозлить. Тогда как заботливые/бестактные такой задачи перед собой не ставят.

По отношению к какому-либо делу

Пассивная агрессия может касаться не только «неугодного человека», но и «неугодного дела» (как по работе, так и в личной жизни). Здесь мы тоже можем столкнуться с затягиванием сроков, с тем, что задача вообще не будет сделана (под каким-либо благовидным предлогом) или сделана небрежно, для галочки.
В таких случаях дело часто прокрастинируется до самого последнего момента, а потом выполняется в очень быстром темпе или не выполняется вовсе.

Иногда агрессоры изначально знают, что делать ничего не будут или будут, но спустя рукава , однако по тем или иным причинам сказать об этом прямо не могут и не хотят. Здесь проявление пассивной агрессии по отношению к человеку, к которому наш герой в принципе может и не испытывать отрицательных чувств, связано с самим фактом того, что подобная задача была поставлена .

Такие пассивно-агрессивные проявления по жизни встречаются намного чаще , и даже человек, обычно не прибегающий к подобной модели, может ее использовать. Например, когда на него ультимативно свалили сверхурочную работу или когда далекие знакомые полезли с неуместными просьбами.

В целом пассивная агрессия – это проявление инфантильного поведения . Иногда человек [вроде как] вынужден прибегать к такому методу, потому что приличия не позволяют поступить иначе – из-за субординации, из-за того что не хочется окончательно портить отношения, из-за того что агрессор осознает правоту других людей, но все равно чувствует досаду и раздражение. Например, у человека может быть много работы, но коллега напоминает ему о презентации, которая должна быть сделана еще неделю назад. Формально наш герой понимает, что коллега здесь не при чем, однако все равно злится на него и делает презентацию для галочки.

Есть люди, которые постоянно прибегают к такой модели выражения эмоций и фактически учатся ей еще с детства . В том числе это может быть связано с тем, что человек всеми силами стремится избежать прямого конфликта , так как не умеет или не знает, как себя в таком случае вести. Агрессор, как правило, надеется, что его «тычки исподтишка», формально выраженные в общественно приемлемой форме, не приведут к открытому конфликту и
поэтому выбирает такую форму проявления эмоций.

Иногда люди в принципе не привыкли / боятся показывать чувства открыто . Как правило, такое поведение закрепляют родители в детстве, отрицая право сына или дочери на проявление эмоций, говоря, что это неправильно, или даже наказывая за них. Пример – когда ребенок злится или плачет, ему отвечают «Ну что ты разнылся, все же хорошо», «А ну сейчас же перестал реветь», «Не устраивай истерик, здесь нет ничего такого» и т.д. Если родители слишком часто затыкали ребенка таким образом, не вникая в его проблему, у маленького человечка формируется установка: чувства нельзя проявлять открыто. Но от этого сами по себе они никуда не деваются, поэтому ребенок привыкает выражать их завуалированно. Во взрослом возрасте агрессор как бы вынуждает своего оппонента начать открытый конфликт вместо себя – ну а когда он начат (не нашим героем), уже можно проявлять чувства открыто.

Как бы то ни было, зрелые, самодостаточные личности не прибегают к пассивной агрессии в отношении других людей.

Как противостоять пассивному агрессору?

Общение с пассивным агрессором (если его поведение направлено в вашу сторону), как правило, сопряжено с отрицательными эмоциями, причем зачастую вы тоже не можете выразить их открыто – из-за тех же правил приличия или субординации, которые «вынудили» агрессора прибегнуть к своей модели. А иногда все дело в том, что формально никто ничего плохого вам не сделал и конфликтовать вроде не из-за чего. Тем не менее тяжесть коммуникации нависает, становится источником раздражения и других отрицательных эмоций. Вот несколько советов, как бороться с проявлениями пассивной агрессии.

  1. Не поддавайтесь на провокацию . Самый очевидный и самый сложный совет. Цель пассивного агрессора – разозлить вас, испортить настроение, вызвать открытый конфликт. Если ему это удалось, значит, он выиграл. Поэтому, если вам подарили неприятный подарок, улыбнитесь и возьмите (а выбросите после ухода гостей). Оставайтесь спокойными, не огрызайтесь в ответ, не показывайте неприятных эмоций.
  2. Подумайте, есть ли шанс что-то исправить . Здесь
    важно не понять мотивы другого человека (о них вы можете просто ничего не знать), а решить более принципиальный вопрос: стоит ли работать над отношениями или это бесполезно. Например, если вы понимаете, что пассивную агрессию к вам проявляет вторая половинка, близкий друг или хороший коллега, то здесь имеет смысл попытаться что-то исправить. Но такая инициатива вряд ли будет поддержана, если в роли агрессора выступают начальник, родители супруга/супруги и т.д.
  3. Проанализируйте, связано ли такое поведение с вами лично и есть ли тут ваша вина . Порой причины агрессии таковы, что повлиять на них не в ваших силах, – это может быть зависть, хроническая нелюбовь родителей к любым пассиям своих детей, неудовлетворенность по жизни. Как было сказано выше, об истинных причинах вы можете так и не узнать. С другой стороны, если такое поведение очевидно вызвано какой-то промашкой с вашей стороны, подумайте, как мы можете исправить ситуацию. Не взваливайте на себя лишнюю вину, но и не отказывайтесь от ответственности, если она есть.
  4. Действуйте сообразно ситуации . Если вы решили работать над отношениями, когда эмоции поутихнут, попробуйте спокойно обсудить случившееся. Никого не обвиняйте – иначе вы скатитесь к конфликту. Представьте, что ваша общая с агрессором задача – разобрать сложившееся положение и понять, как решить проблему. Например, «Клиент был очень недоволен вчерашней презентацией. Давай подумаем, что сделать, чтобы такое больше не повторялось». Если речь о «неисправляемых» отношениях, подумайте, как можно минимизировать влияние агрессора на вас. Когда дело касается тещи/свекрови и пр., обязательно обсудите проблему с партнером, чтобы не было обид с его стороны (но не обвиняйте никого).
  5. Делитесь своими чувствами и мыслями . Этот пункт распространяется на те ситуации, где пассивно-агрессивную модель применяет в общем-то положительно настроенный к вам человек.
    Постарайтесь объяснить (не обвинить!), почему сложившаяся ситуация была вам неприятна и почему вы не хотели бы ее повторения. Если ваш визави просто гнет свою линию («А что тут такого», «Я ничего не сделал», «Да что ты так реагируешь»), не ждите его оправданий – просто объяснитесь сами. Если же агрессор приводит рациональные аргументы, выслушайте его – возможно, причины подобного поведения кроются там, где бы вы никогда не подумали. Однако такие идеалистические ситуации, к сожалению, встречаются редко. В первую очередь потому что пассивная агрессия – признак инфантильности, а те, кому она свойственна, далеко не всегда готовы к серьезным, взрослым разговорам и признанию своей вины и ответственности.
  6. Дайте отпор . Действовать на пассивного агрессора его же методами – значит, опуститься на его уровень. Конечно, самым большим разочарованием него будет ваша (по крайней мере внешняя) абсолютная непрошибаемость. А может, стоит попробовать использовать на агрессоре