Термин челядь. Челядь - это что такое? Значение слова челядь

Челядь как категория древнерусского населения

В Древней Руси словом «челядь» назывались рабы, которые в девятом – десятом веках стали одним из самых распространённых объектов купли-продажи. Древний литературный памятник «Повесть временных лет» описывает так походы князей Киевской Руси (переведено): «Брали они тогда скот, вежи с добычей, верблюдов, коней, овец с челядью, захватив торков и печенегов с вежами. И возвратились на Русь с большим количеством пленных и со славой и с великой победой!».

В девятом – двенадцатом веках челядью называли лично зависимых людей из числа взятых в плен во время военных действий. Неполноправное положение челяди было закреплено и законодательно: так за то, что был убит холоп убийца был обязан уплатить штраф в пять гривен, которые отходили господину убитого в качестве возмещения ущерба. А позже, челядью принято было называть широкий круг феодально-зависимых людей вместе с холопами.

С одиннадцатого века термином «челядь» называли зависимое население, которое было занято работой в феодальном хозяйстве.

Необходимо также отметить то, что рабы – иноплеменники являлись самым древним типом зависимых людей на территории, которая была занята восточными славянами. Именно их с самого начала формирования Руси и было принято называть челядью.

Являясь ходким товаром, челядь олицетворяла собою некое богатство. При случае ею одаривают, а также она ставится наравне с неодушевлёнными вещами торга.

В описании челяди в Краткой правде (в шестнадцатой статье) в ней легко можно узнать обыкновенного раба. Так как челядь состоит в полной собственности своего господина, поддерживаемой и признаваемой законом. Сбежавшего от хозяина челядина ловили и возвращали владельцу словно скот. С юридической точки зрения, которую освещает нам Краткая правда челядин является полностью бесправным и выступает как объект права по отношению к своему законодателю и в качестве вещи по отношению ко своему господину.

Изучая холопов и челядь описанную в Краткой правде, историк И. Смирнов убедился в том, что внутри неё данные термины чётко расходятся и делятся между правдой Ярославичей и Древнейшей Правдой. Из этого автор делает вывод об отмирании челядинства, которое происходит примерно в середине одиннадцатого века.

Однако о присутствии челяди в социальной структуре Руси в двенадцатом веке говорит нам Пространная Правда, упоминая то, что сбежавшего челядина нужно возвращать господину.

Многие слышали слово "челядь", но не все знают его значение. Чтобы более детально разобраться и понять смысл, обратимся к истории. Холоп, смерд, челядь... В Древней Руси эти слова использовались повсеместно, а в нынешнее время только иногда проскакивают в лексиконе. Что же они означают на самом деле? Рассмотрим ниже.

Что такое челядь?

Так называли всех подневольных людей, приобретенных на невольничьих рынках, пленных, то есть рабов. Челядь, или челядины, использовались для различной работы без особой специализации, то есть для домашней, в качестве прислуги или «мальчика на побегушках». У некоторых владельцев были даже «мальчики для битья», на которых в минуты ярости и агрессии вымещали всю злость хозяева.

В среднем стоимость одного молодого челядина равнялась десяти монетам, а за старика или ребенка давали не больше пяти. Особенно были в цене молодые иностранные девушки, захваченные в плен во время войн и набегов на чужие земли в периоды походов. Таких рабынь использовали не только для работы на кухне или в прачечной, но и в качестве сексуальных утех, хотя были и такие, что жили в доме хозяина в качестве жены.

В XVIII-XIX веке, когда рабство постепенно стало упраздняться, слово «челядь» постепенно заменили на «холоп», подразумевая всех дворовых работников, хотя его смысловое значение несколько отличалось от «челяди».

Что такое холоп?

Холопами называли подневольных людей, но в рабство они попали из-за долгов, а также по решению суда за тяжелые преступления. В холопы продавали детей из-за невозможности их кормить. Холопкой можно было стать, выйдя замуж за раба (что случалось, но редко). При этом государство пыталось не злоупотреблять закупками людей и обкладывало налогом на челядь, что таким владельцам не давало слишком много вольноправства в отношении крепостных.

Также существовали специальные «кабальные» книги, в которых фиксировались сроки кабалы или «холопства», после завершения которых хозяин холопа обязан был отпустить его на свободу. Впрочем, это случалось довольно редко, так как за время холопства часто время кабалы увеличивалось, особенно у должников и проданных детей: их родители в годы голода вторично закладывали их на более длительные сроки.

Чем отличались смерды от челяди и холопов?

Различия были существенные: челядь и холопы - это рабы, не имевшие своего участка земли, дома и имущества. После смерти хозяина они переходили к его наследникам, были частью материального хозяйства, права голоса нигде не имели.

Смерды же, напротив, владели клочком своей земли, некоторым имуществом, домом и были свободными жителями, чаще всего земледельцами и скотоводами, а звали их так насмешливо за то, что простолюдины в баню ходили не слишком часто, поэтому пахли не совсем приятно. Хотя этимологи-историки утверждают, что «смерд» - это измененное «смурд», которое на индоевропейском наречии означало «простой человек».

Смерды имели право голоса на народных вече (собраниях, сходках), а также могли передавать свое нехитрое имущество в наследство потомкам, это было невозможно для челяди. Что такое челядь? Получается, что челядины - это самая высокая степень зависимости, рабы-иностранцы, не имеющие ничего, даже права голоса. После них идут холопы - рабы местного происхождения, крепостные, иногда временного порядка (до окончания срока холопства), а следом за ними смерды - свободные крестьяне с правом голоса, хотя и бедные.

Употребление слов в современном мире

Называть человека "смерд" или "челядь" в Древней Руси - это нормальное, обычное явление, но вот в цивилизованное время что означает, если называют холопами или смердами? Это говорит о том, что говорящий презрительно относится к людям (или конкретному человеку), стараясь его унизить своим превосходством, будь то материальное или социальное положение.

Обычно так ведут себя недалекие люди, для которых материальный аспект жизни первичен, а интеллектуальные и духовные качества личности оставляют желать лучшего. Что означает слово "челядь" еще? Тот, кто употребляет его, - человек-эгоист. Такое поведение свидетельствует о "рабовладельческих" замашках говорящего, эгоцентризме, свидетельствующим о его презрении к людям, которые находятся ниже по социальной лестнице.

Современная молодежь может упоминать эти слова в разговоре в качестве шутки, стёба, чаще всего без подтекста и желания унизить собеседника.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова челядь

челядь в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

челядь

челяди, мн. нет, собир., ж.

    До отмены крепостного права - дворовые слуги (истор.). Детина в красной рубахе бренчит на балалайке перед дворовой челядью. Гоголь. Свободно действовал один, держа под страхом всю семью и челядь жалкую свою. Некрасов. Много разной челяди и приживальщиков ютилось под его кровлей. Тургенев.

    перен. Прислужники (презрит.)....Часть народного дохода, шедшая до сих пор для кормления эксплоататорских классов и их челяди, должна остаться отныне в самом производстве... Сталин.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

челядь

И, ж., собцр.

    При крепостном праве: дворовые слуги помещика.

    перен. Чьи-н. прислужники, приспешники (презр.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

челядь

    1. Дворовые слуги помещика (в Российском государстве до отмены крепостного права).

      Любые слуги.

  1. перен. Те, кто прислуживают кому-л., угодничают перед кем-л. (обычно с оттенком пренебрежительности).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

челядь

    в Др. Руси (9-12 вв.) рабы; позже широкий круг феодально-зависимых людей России.

    В 18-19 вв. дворовые люди помещиков.

Большой юридический словарь

челядь

название зависимого населения Киевской Руси. Около VI-IX вв. - рабы-пленники в состоянии патриархального рабства. В IX-Х вв. стали объектом купли-продажи. С XI в. термин "Ч." относился к части зависимого населения, занятого в феодальном хозяйстве. В XVIII - XIX вв. Ч. называли дворовых людей помещиков.

Челядь

название зависимого населения Киевской Руси. Около 6≈9 вв. Ч. ≈ рабы-пленники в состоянии патриархального рабства. В 9≈10 вв. они стали объектом купли-продажи. С 11 в. термин «Ч.» относился к части зависимого населения, занятого в феодальном хозяйстве. В 18≈19 вв. Ч. называли дворовых людей помещиков.

Лит.: Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., т. 1, М., 1952; Зимин А. А., Холопы на Руси, М., 1973.

Википедия

Челядь

Челядь - название зависимого населения в Древней Руси.

В VI - IX веках челядь - рабы-пленники. В IX - X веках они стали объектом купли-продажи. С XI века термин «челядь» относился к части зависимого населения, занятого в феодальном хозяйстве. В середине XI века его сменил термин « холопы ».

Несколько иное значение термин «czeladź» приобрёл с XVI века в Речи Посполитой, а после её раздела в конце XVIII века в Российской империи. В России в XVIII-XIX веках слово «челядь» обозначало дворовых людей помещика.

Примеры употребления слова челядь в литературе.

Но если денег в самом деле нет, если казначей с двадцатью сундуками золота бежал в Артанию, как говорят в народе, если даже челядь наполовину пришлось отпустить на прокорм в ближайшие села.

С народной не мирясь обузой, Царей и челядь их дразня, Для Беранже была я музой, - Молитесь, люди, за меня!

Анкудинов ответил громко, для всех, кто мог вопрос Самуила услышать и столь же сомневаться, как и велемудрый старец: - Бог дал помазанникам своим державы и государства не для того, чтобы они сладко пили и ели, окружив себя покорной и ласкательной челядью , хотя бы и княжеского происхождения.

Да, - ответил вошедший, - я услышал, вельможный пан, что тебя осадили разбойники, и поспешил с челядью на помощь.

По всем вероятиям, экзекуция занимавших высокое положение и почетные должности дам и мужчин производилась в каком-либо другом помещении, таком, которое настолько было отдалено от помещений челяди , что исключалась всякая возможность насмешек со стороны последней.

И уже проводив обоз, и когда последний верхоконный пропал за дальним увалом дороги, боярин поворотил, торжественно глянул на жену, сына и челядь , достав плат, отер увлажненные глаза и чело, сказал твердо: - Теперя Можай не возьмут!

Чтобы рассеять скуку званых вечеров, гранды нередко заставляли плясать свою челядь .

Для первых встречаем название людей полных, челяди дерноватой, выражение: послать на отхожую - значило освободить подобных людей.

В случае смерти сыновей завещатель отдает половину своего имения брату, а другую половину велит продать и вырученное раздать по церквам на поминовение, челядь дерноватую отпустить на волю.

Бывал крестный Иван Никитич и в московском доме, на Девичьем Поле, у Погодина, который за что-то полюбил и приласкал его, - видел знаменитое древлехранилище, что после смерти Погодина по рукам разволокла челядь , своими глазами видел гоголевскую замусоленную жилетку, видел сюртук Пушкина, простреленный на дуэли, бережно хранимый Погодиным в стеклянном футляре.

Бутурлин сбил его с ног ударом кулака, но через минуту был вынужден обнажить шпагу, отбиваясь от дреколья напавшей на него челяди Тритату.

Вол или яловая корова не попадайся на глаза жолнерской челяди , сено в скирдах и зерно скошенное в полях забирают силком как свое собственное.

Товару, портов, сукон, узорочья и полона набрали в Жукотине бессчетно, и теперь, медленно распродавая челядь низовским купцам, ушкуйники дурили, объедались и опивались, не думая уже до Масленой, до твердых зимних путей, ворочать в Новгород.

Досада ли на то, что вот не удалась задуманная назавтра сходка с своим братом в неприглядном тулупе, опоясанном кушаком, где-нибудь во царевом кабаке, или уже завязалась в новом месте какая зазнобушка сердечная и приходится оставлять вечернее стоянье у ворот и политичное держанье за белы ручки в тот час, как нахлобучиваются на город сумерки, детина в красной рубахе бренчит на балалайке перед дворовой челядью и плетет тихие речи разночинный отработавшийся народ?

Скрипели колеса, игриво ржали лошади, рядом с возками бежала челядь , что-то кричали княжата, видя среди бегущих слуг своих соперников по голубиным гонам и по игрищам.

В древнейших дошедших до нас источниках, договорах Олега и Игоря с Византией, заключающих в себе остатки еще более древнего «закона русского», в «Русской Правде» Ярослава говорится о продаже и покупке холопов (рабов) и челяди. Челядь – первая категория зависимого люда на Руси, вырастающая из патриархального рабства. В глубокой древности термин «челядь», «челядо» означал членов семейной общины, детей, подчиненных власти отца, патриарха.

Трахтемировское городище на Днепре

Позднее в состав богатых семей стали входить рабы-пленные, всякого рода слуги, люди, задолжавшие и обязанные работать на своих господ, и т. д. И с течением времени термин «челядь» стал обозначать людей, обслуживающих хозяйство князей, бояр и прочей знати.

«Челядь» – прежде всего рабы, приобретаемые в результате «полона», в процессе войн и «примучивания» таких сборов дани, которые иногда очень мало чем отличались от первого.

Но понятие «челядь» несколько шире, чем собственно раб – «холоп» или «роба». Этих последних позднее стали называть «челядин полный». Итак, всякий холоп – челядин, но не всякий челядин – холоп. Челядью являются и слуги, работающие в хозяйстве господина. Это были рядовичи – люди, задолжавшие и заключившие «ряд» (договор) с господином и обязанные работать на него, закупы – люди, взявшие «купу», т. е. ссуду, и отрабатывающие за нее в хозяйстве своего заимодавца, ремесленники и т. д.

Челядью называли и управляющих хозяйством князей и бояр и их домом и двором: огнищан, ведавших княжим домом – «огнищем», старост, тиунов, конюхов, кормильцев и т. д. Это были привилегированные слуги, в военное время составлявшие личную дружину князя или боярина, а в мирное время являвшиеся их опорой и помощниками в деле управления.

Эти слуги, фактически отличаясь своим положением от раба, юридически являются теми же рабами. Самый факт, что все, в какой-то мере попавшие в зависимость от князя или боярина, становятся в положение раба, чрезвычайно характерен для того времени. Даже наем свободной рабочей силы в те времена часто приводил к потере «наймитом» своей независимости.

Небольшое по своим размерам хозяйство, включающее в себе запашку, сады, огороды, выпасы и выгоны для скота, самый скот, «бортные ухожаи», «бобровые гоны», «ловища» и «перевесища» и прочие промыслово-охотничьи и рыболовные угодья, держится на челяди.

Челядь обслуживает и собственное хозяйство князя, и хозяйство «великих» и «светлых» князьков и бояр и прочих «нарочитых», «лучших людей», и их двор в широком смысле слова – усадьбу, дом, семью, разных «воев», скоморохов, волхвов и прочих лиц, сливающихся с семьей князя и крупных бояр и наполняющих их «горницы» и «гридницы», их «хоромы» и «сени».

В городе, населенном княжой «челядью» от огнищанина и конюха до холопа, сосредоточивается управление окрестной княжеской землей. На ее территории стоят княжеские села. Некоторые из них известны нам по именам, так как о них попутно, случайно упомянул летописец. Это село Ольжичи, принадлежавшее Ольге, Берестово, село князя Владимира. Источники называют еще село Будутино, принадлежавшее Малуше, матери Владимира, село Ракома под Новгородом, куда ездил Ярослав в свой «двор» в 1015 г.

Вокруг сел лежали «нивы», «ловища», «перевесища», «места», обнесенные «знаменьями» с княжеской тамгой. Князья либо захватывали свободные земли и угодья, либо отнимали земли у общин, превращая «сельских людей», «простую чадь» в рабочую силу своего хозяйства.

В этих «градах» и селах князья сажали на землю своих пленников – холопов. Так зарождалось и росло княжое землевладение.

В княжеских селах стояли «хоромы», где живал сам князь, как это было во времена Владимира и Ярослава (Берестово и Ракома). Тут же жили княжеские тиуны, старосты, разного рода слуги, часто занимавшие высокие посты в дворцовой иерархии, работали холопы, рядовичи, смерды.

На дворе стояли всякие хозяйственные постройки: клети, овины, гумна, хлебные ямы, хлевы. Тут же располагались скотный двор и птичник.

На лугах паслись стада скота и косяки лошадей с княжеским «пятном» – клеймом, находившиеся под наблюдением конюхов и сельских тиунов или старост. На эти же выпасы гоняли свой скот княжеские смерды, холопы и прочая челядь, работавшая на князя.

В доходах князя вместо всякого рода поборов, штрафов, военной добычи и т. д. все большее и большее значение приобретают поступления от хозяйства.

Вслед за княжеским развивалось и боярское землевладение. Первое время, на заре русской государственности, в период войн и походов, доходы княжеских дружинников состояли главным образом из военной добычи, части дани, которой делился с ними князь, полюдья, наконец, из части княжеских судебно-административных доходов.

Наиболее видным, богатым и влиятельным дружинникам князья давали дань с покоренных племен и присоединенных земель.

К концу X и особенно в XI в. картина резко меняется. Времена походов с целью захвата военной добычи и взимания дани кончаются. Источником обогащения становится население самой Руси. Устанавливаются характер и нормы дани – «уроки», создаются административно-финансовые единицы – «погосты», «места», местные организационные центры, где сосредоточивается княжеская администрация.

Ускользнуть от обложения данью становится все труднее и труднее. Всюду рыщут княжеские тиуны, «аки огнь», и рядовичи, «аки искры», всюду княжие мужи: посадники, данщики, вирники, мечники, ябетники, мостники, городники и т. д.

Число их все увеличивается, а функции умножаются. Содержание их падает на плечи населения. «Кормы», «поминки», «поборы», «виры», «продажи», «пошлины» всей своей тяжестью ложатся на плечи простого «людья». Дань перерастает в феодальную ренту, и особенно быстро этот процесс протекает на княжеских землях.

Начинается «окняжение» земли. В этом процессе окняжения земли князьям помогают их соратники по былым войнам и походам – дружинники. Они становятся правой рукой князя. Из их среды формируются княжеская администрация и вотчинные слуги. Она, эта дружинная среда, выделяет, с одной стороны, посадников, данщиков, вирников, мечников, ябетников и прочих членов княжеской администрации, с другой – огнищан, тиунов, старост и других деятелей княжеского вотчинного управления. Их «кормит» сельский люд, данники, князья, в их пользу поступают некоторые поборы, с ними делится своими доходами князь, многие из них живут с князем под одной крышей и сидят на княжеских пирах за одним столом с ним.

Теперь не дани с земли, а сама земля с сидящим на ней людом представляет собой ценность в глазах дружинника. И вчерашний воин, мечтавший о военной добыче и грабеже, о «серебряных лжицах», выкованных из серебра, добытого князем в результате успешной войны, превращается в землевладельца.

Челядь - это что такое? Если вы сейчас читаете эти строки, то вас тоже наверняка интересует данный вопрос. Это понятие очень часто можно встретить в литературе, кинематографе и учебниках истории, но далеко не все люди знают его истинное значение. Цель данной статьи состоит в том, чтобы рассказать историю происхождения данного слова и объяснить его смысл. Заинтересованы? Тогда желаем приятного прочтения!

Значение слова "челядь"

Как правило, выделяют два значения термина "челядь":

  1. Дворовые слуги (до отмены крепостного права на территории Российской империи).
  2. Любые прислужники.

Эти определения можно встретить практически во всех существующих толковых словарях русского языка. С одной стороны, они правильны, но с другой стороны, челядь - это более широкое понятие, чем "раб" или "прислуга". Именно поэтому мы сейчас обратимся к истории.

Изначальный смысл

В древние времена словом челядь называли членов семейства, детей, которые подчинялись воле главного патриарха - своего отца. Со временем в состав таких семейных общин стали входить пленные рабы, разного рода прислуга, должники и т. д. Потом, спустя многие годы челядью стали именовать людей, которые присматривали за хозяйством государственных правителей, бояр и прочих влиятельных личностей.

Холоп и челядь - это одно и то же?

И вот мы добрались до темы, которая сильно волнует многих людей. Когда пытаешься дать полный и развернутый ответ на вопрос о том, что такое челядь, определение слова сформулировать, то как бы ни пытался, но все равно наткнешься на сравнение с понятием "холоп". Многие люди ошибочно путают два этих слова, предполагая, что они имеют один и тот же смысл. Как уже говорилось ранее, слово "челядь" имеет более широкое понятие, чем "холоп" или "раб", несмотря на то, что двух последних через некоторое время стали именовать "челядин полный". Согласно иерархическому строю, всякий холоп являлся челядином, но не всякий челядин был холопом.

К челяди относятся:

  1. Рабы, попавшие на Русь после военных походов и сборов дани.
  2. Рядовичи - должники господина, которые заключили с ним ряд (договор), согласно которому вынуждены отдавать долг, работая на него.
  3. Закупы - те, кто взяли купу (так на Руси именовали ссуду) и отрабатывали ее у того, кто им ее предоставил.
  4. Привилегированная прислуга, которая во время войны находилась в личной дружине государственного правителя или боярина, а в мирное время была их правой рукой в делах хозяйственных. К ним относились конюхи, старосты, огнищане (люди, отвечавшие за огнище - княжеский дом). Несмотря на то что юридически эти люди по-прежнему оставались рабами, на деле же их положение было куда лучше, чем у других слуг.

Где жила челядь?

Данной теме тоже стоит уделить внимание, дабы дать полный и развернутый ответ на вопрос о том, челядь - это что такое. В каждом городе, населенном челядью, сосредотачивалось управление окрестных земель, находившихся под контролем князя. На этих землях находились и так называемые княжеские села. Например, село Ольжичи принадлежало княгине Ольге, село Берестовичи - князю Владимиру, Ракома - князю Ярославу и т. д. Князья либо брали под свой контроль свободные территории и угодья, либо отбирали земли у общин, превращая жителей в своих рабочих. В этих городах и селах государственные правители Древней Руси сажали на землю своих пленных - холопов.

Во времена Владимира и Ярослава в захваченных селах находились княжеские хоромы, в которых жила прислуга, занимавшая высокую должность, старосты, рядовичи, холопы, смерды и другие. Во дворе находился хлев, птичник, скотный двор и другие постройки. На лугах паслась скотина и лошади, на которых стояло княжеское «пятно» - клеймо. Они находились под присмотром старост, конюхов и деревенских тиунов. Выпасом всего это зверья, как правило, занимались холопы, смерды и прочая челядь, работавшая на государственного правителя Руси.

Вскоре стало развиваться и боярское земледелие. Изначально главным источником доходов княжеских воевод была добыча, полученная во время походов, доля дани, которой делился князь, и доля княжеских судебно-административных доходов. Со временем, когда военные походы прекратились, их основным источником прибыли стало само население Руси.

Теперь вы знаете о том, что такое челядь. Надеемся, что предоставленная в статье информация была вам полезна и вы узнали немало интересных фактов!