Тема свободы в творчестве. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Молодой поэт возводит свободу в принцип творчества


Сочинение.

Тема свободы в лирике Пушкина.

Тема свободы — одна из важнейших тем в лирике Пушкина. Свобода для Пушкина — высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог бы представить своего существования. Свобода — основа дружбы. Свобода — условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия, становилась «святым провиденьем», когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы («И.И. Пущину»). Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Уже в стихах 1817-1819 свобода становится то высшим общественным благом — предметом «похвального слова» («Хочу воспеть Свободу миру»), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то шагом от заблуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости («Я здесь, от суетных оков освобожденный, / Учуся в Истине блаженство находить»), то смыслом поэтической «жертвы» («Свободу лишь учася славить, / Стихами жертвуя лишь ей») и обозначением душевного состояния поэта («тайная свобода»).

Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.

Петербургский период. Свобода — абсолютная, общечеловеческая ценность, она вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней Пушкин нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств.

Аллегории свободы противопоставлены аллегорическим образам «Тиранов мира», «Неправедной власти», «увенчанного злодея»… «Вольность» — весь мир, а не только Россия лишен свободы, а поэтому нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Но это также взгляд просвещенных дворян.

Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В ни хон видит источник несвободы… …с апелляцией к разуму монарха…

Поэт — противник насилия, свобода не может быть достигнута в рез-те революции (акт возмездия тиранам).

В «Деревне» свобода не абстрактная идея всеобщего блага, а конкретно — свобода русского крестьянства..

В «К Чаадаеву» на первый пан выходит внутренняя свобода, без которой не мыслится свобода общественная. Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге.

Романтическая лирика 1820-1824. Тема свободы — центральная. Кинжал — «тайный страж свободы» («Кинжал»), «Наполеон», «К морю» — пронизывает мотив свободы. «К Дельвигу» — «одна свобода мой кумир». Свобода для Пушкина в годы изгнанничества — один из политических символов, готовился к дороге «в дыму, в крови, сквозь тучи стрел», ведущей к торжеству свободы.

В 1823 — разочарование, пессимистические настроения из-за: 1) поражение европейских революций; 2)в заговорщиках, которые не решались посвятить…3) сомнения в возможности скорой революции. «Свободы сеятель пустынный…» — кризис веры в возможность скорого достижения общественной свободы (люди оказались не готовы к восприятию «живительного семени» свободы.)

Ведущим стал мотив личной свободы. «Узник» — на воле есть все, что ассоциируется с личной свободой — тучи, гора, «морские края», ветер. Узник — это поэт-изгнанник, уставший от неволи, но не сломленный, не сдавшийся. «К морю» — море, как и океан, стихия, буря, гроза, шторм, всегда ассоциировались со свободой. Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа. Море — еще и символ человеческой жизни, которую может «вынести» куда угодно, к любой «земле». Но теперь его понимание свободы стало другим — т.к. свобода — благо, неугодное тиранам, он жаждет свободы стихийной, ее идеал всегда живет в сердце человека.

«Во глубине…» — послание написано языком политических аллегорий, близких и понятных декабристам.

Конец 20-х — 30-е. Свобода — личная независимость, «достоинства личного». Любое нарушение прав личности, какими обстоятельствами оно бы ни было вызвано, расценивалось поэтом как подавление личности человека, стремление унизить его, низвести до положения раба.

Свобода для Пушкина — это свобода иметь собственное мнение об обществе, об историческом прошлом своего народа, возможность критически оценивать «громкие права, от коих не одна кружится голова». К личной неприкосновенности относятся и семья, дом творческий путь.

Итог. «Я памятник…». Отмежевавшись от всего, что способно только унизить человека, Пушкин пришел к новому пониманию свободной жизни. В ней спутниками человека, ничем не ограниченного в своих передвижениях по земле, будут природа, красота которой создана творческим гением Бога, и произведениями искусства, созданные художниками — людьми, вдохновленными Богом.

Тема свободы занимает в лирике А. С. Пуш-кина особое место. Свободолюбивые мотивы были сильны в лирике Пушкина и до 1820 го-да, и в равной мере они свойственны зрелому периоду его творчества. Ведь недаром Пуш-кин, подводя итоги своему пути, утверждал в «Памятнике» как главнейшую свою заслугу то, что в свой «жестокий век» восславил он свободу. Однако в романтический период те-ма свободы в поэзии Пушкина была ведущей. Мотивы свободы не просто часто встречают-ся в романтической лирике, но и пронизыва-ют ее насквозь, придавая ей весьма своеоб-разный, неповторимый облик.

Любимые герои пушкинской лирики роман-тической поры всегда причастны к свободе и жаждут ее. Таковы Карагеоргий из стихо-творения 1820 года «Дочери Карагеоргия» («гроза луны, свободы воин»), Брут в стихо-творении «Кинжал» («...но Брут восстал воль-нолюбивый»), Чаадаев из пушкинского посла-ния к нему («...вольнолюбивые надежды ожи-вим»), генерал Пущин из стихотворения, ему адресованного («И скоро, скоро смолкнет брань средь рабского народа, ты молоток возьмешь во длань и воззовешь: свобода!»), и так далее.

Самого себя в стихах романтического пери-ода Пушкин называет «свободы друг миролю-бивый» («Алексееву»). Он дорожит свободным характером своей лиры и дает ей имя «воль-ного гласа цевницы» («Из письма к Гнедичу»). В стихотворении «Дельвигу» он провозглаша-ет: «Одна свобода мой кумир». Понятие сво-боды относится Пушкиным к разряду высших человеческих ценностей. В стихотворении 1823 года «Л. Пушкину» он восклицает: «Те-перь ты юноша — и полною душой цветешь для радостей, для света, для свободы. Какое поприще открыто пред тобой...»

Мотивы свободы в южной лирике Пушкина являются не только тематически ведущими, но и конструктивными в стилистическом пла-не. В значительной мере они определяют особенную образность пушкинских стихов этого времени. В мире природы в ту пору Пушкина привлекают преимущественно мо-ре, океан, грозы, всякого рода стихии. Пото-му и привлекают, что, попадая в поэтический контекст, они естественно ассоциируются со свободой. В стихотворениях Пушкина гро-за — «символ свободы» («Кто, волны, вас ос-тановил...»), океан — свободный («Приветст-вую тебя, свободный океан...»), море — «сво-бодная стихия».

Образом свободной стихии открывается последнее романтическое стихотворение Пушкина «К морю» (1824). Показательно, что это итоговое и программное (по определе-нию М. Цветаевой, «наиромантичнейшее») стихотворение Пушкина посвящено теме свободы. Как сюжетная завязка, как ввод в самое главное звучат начальные слова сти-хотворения:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой...

С этим исходным образом воплощенной свободы (море свободное и оно же — стихия:

свободное и стихия — как бы вдвойне свобо-да) в стихотворении все связано: и слова, и мысли, и поэтические воспоминания. В тес-ной связи с ним возникают в стихотворении и образы Наполеона и Байрона. Соотнесен-ность этих образов и этих имен с образом мо-ря не является лишь внешней (оба они погиб-ли вблизи моря). Хотя и по-разному, оба они соотносятся в сознании Пушкина с понятием свободы. В стихотворении «Недвижный страж дремал...» Пушкин именно в таком свете ха-рактеризовал Наполеона: «Мятежной вольно-сти наследник и убийца». Байрон соотносится с понятием свободы по-иному и особенно тесно и непосредственно. Для Пушкина, авто-ра элегии «К морю», Байрон прежде всего пе-вец свободы и человек, погибший за свободу:

Исчез, оплаканный свободой,

Оставя миру свой венец,

Шуми, взволнуйся непогодой:

Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем не укротим...

Однако Пушкин южного периода не только воспевает свободу, но и сомневается в ней, му-чается теми проблемами, которые свобода ставит перед человеком, перед людьми и наро-дами. В трактовке темы свободы у Пушкина-романтика нет однозначности и одномерности. В известном смысле можно сказать, что в по-становке и решении этой темы в целом он вы-ступает не только как романтик: он выходит за пределы узко романтического сознания.

Постановка Пушкиным темы свободы, если брать ее всесторонне и в полном объеме, но-сит остропроблемный характер. В освещении этой темы у Пушкина все далеко не так просто, как может показаться на первый, не очень вни-мательный взгляд, и тем более не все решено до конца. В стихотворении «Демон» Пушкин причислял чувство свободы к «возвышенным» чувствам. Таким именно оно и было для него всегда. Вместе с тем слово «свобода», вызы-вая у Пушкина сильный порыв и высокий энту-зиазм, не менее того вызывало его и на труд-ные размышления. Свобода для него была и возвышенным идеалом, и трагической в сво-ей глубокой основе проблемой.

Проблемность темы свободы, ее внутрен-няя трагедийность связаны были для Пушки-на больше всего с постепенно укреплявшим-ся в нем сознанием неспособности людей и народов современного ему мира не только бороться за свободу, но и принять ее. По сути именно этой теме внутренней несвободы че-ловека в большой мере посвящена поэма Пушкина «Цыганы». Можно также вспомнить, что в послании «В. Л. Давыдову» (1821), вы-держанном в основном в легком и шутливом тоне, коснувшись поражения революции в Неаполе, Пушкин говорит уже без тени шутки, с глубокой горечью:

Народы тишины хотят,

И долго их ярем не треснет...

Горькие пушкинские мысли о свободе, про-звучавшие в этом стихотворении, имели вполне конкретное обоснование — события в Неаполе. Однако очень скоро подобные мысли станут для Пушкина не случайными, связанными с тем или иным конкретным слу-чаем, а постоянными. Они сделаются родом убеждений, не обязательно прикрепленных к тому или иному историческому примеру. Так, в стихотворении 1822 года «В. Ф. Раев-скому» та же по существу мысль о свободе и несвободе людей, которая звучала также в послании «В. Л. Давыдову», получает уже явно обобщенное толкование.

Я говорил пред хладною толпой

Языком истины свободной,

Но для толпы ничтожной и глухой

Смешон глас сердца благородный.

Везде ярем, секира иль венец,

Везде злодей иль малодушный...

Это уже поэтические мысли, а не только по-этические чувства и наблюдения, это поэтичес-ки выраженные выводы опыта: социально-исто-рического, биографического и не менее того — внутреннего, духовного. Трактовка Пушкиным темы свободы в ее трагическом повороте не ог-раничивается одним или двумя стихотворения-ми. Она намечает особую и достаточно устойчи-вую линию в пушкинской лирике, она находит в стихах все новое развитие.

Эта тема с особенной силой звучит в стихо-творении 1823 года «Свободы сеятель пустын-ный...». Об этом стихотворении сам автор пи-сал так: «...написал на днях подражание басне умеренного демократа Иисуса Христа (Изыди, сеятель, сеяти семена свои)...» Признание Пушкина означает более всего то, что стихо-творение его написано в стиле евангельской притчи, в той же серьезной и возвышенной то-нальности. Однако же мысли в нем звучат не евангельские, а характерно пушкинские:

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Быть может, никогда прежде поэтический го-лос Пушкина не звучал так гневно и так печаль-но. Однако было бы неверно видеть в мыслях Пушкина и в его словах сколь-нибудь катего-рические выводы. В финале стихотворения не авторские решения, а мучительные вопросы. Стихотворение Пушкина о сеятеле — это не сатира, а высокая драма. И в мучительных со-мнениях своих Пушкин продолжает любить свободу и мечтать о ней не менее горячо, чем прежде. Свободолюбивые стихи он пишет па-раллельно трагическим стихам о свободе. Но это как раз и характеризует объемность пушкинского сознания, это и обусловливает проблематику пушкинского творчества и ост-рый драматизм в решении темы.

У Пушкина разные подходы к теме существу-ют не столько сами по себе, сколько в своем противоречивом единстве и цельности. Чтобы понять истинный смысл таких стихотворений Пушкина, как «Свободы сеятель пустынный...», нужно не забывать обо всех его свободолюби-вых стихах. Только в контексте всей пушкин-ской лирики о свободе становятся вполне про-ясненными в своей трагической и высокой мысли начальные слова «Сеятеля»:

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя —

Но потерял я только время,

ТЕМА СВОБОДЫ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА.

Лирика Пушкина тесно связана с некоторыми историческими событиями. В его стихах отражено восстание декабристов, жестоко подавленное самодержавием. Пушкин переживал все эти события, они стали частью жизни поэта. Все это нашло отражение в строках пушкинских стихотворений. Тема свободы глубоко волновала пушкинскую лирику. В его стихотворениях тех лет явно просматривается его отношение к происходящему. Анализируя такие произведения, как «Вольность»(1817), «К Чаадаеву»(1818), «К морю»(1824), «Во глубине Сибирских руд»(1827), которые были написаны поэтом в период освободительного движения декабристов первой четверти 19 в., можно четко увидеть тему свободы, вольности и не скрытую борьбу против самодержавия.

После окончания лицея Пушкин пишет оду "Вольность" 1817 год. Проводя анализ этого произведения, можно заметить, что Пушкин в своих стихах открыто выражает свободолюбивые мысли. В "Вольности" он стремится "на тронах поразить порок". В этом стихотворении автор выразил недовольство российским монархом того времени - Александром I. Пушкин не был противником монархии. Он хотел, чтобы правитель был справедливым, гуманным и мудрым. Поэта возмущает несоблюдение монархом закона, он пишет: "Владыки! вам венец и трон / Дает Закон - а не природа..." Монархия - власть законная, но монарх не должен ставить себя выше закона, он должен строго соблюдать закон ("Стоите выше вы народа, но вечный выше вас закон"). Пушкин считает неприемлемым то, что страной правит человек, не подчиняющийся закону. Юный поэт обличает "тиранов мира", которые лишают народ его права на свободу. Он уверен, что те, кто нарушает закон, рано или поздно будут наказаны, подобно Людовику XVI и Павлу I, поплатившихся жизнью за попытку поставить себя выше закона. Таким образом, в оде он обращается к истории и указывает на будущую судьбу властительного самодержавия. Эта ода была первым произведением поэта, обращенным к теме свободы человека и личности.

Следующим его призывом к свержению самовластия было стихотворение «К Чаадаеву», написанное в 1818 году. Оно явилось посланием его друзьям декабристам, находившимся в ссылке.В нем Пушкин выражает ту же мысль. Свободолюбивые мотивы присутствуют и в этом стихотворении. Обращаясь к Чаадаеву, Пушкин протестует против тиранической власти, называя ее "роковой". Автор верит, что "взойдет звезда пленительного счастья", то есть "самовластье" падет. Образ звезды был выбран не случайно, это был декабристский символ, Заключающий в себе главную цель декабрьского восстания. Пушкин подчеркивает, что его чувства есть и чувства друга, к которому он обращается с призывом посвятить отчизне "души прекрасные порывы" ("Недолго нежил нас обман", "Но в нас горит еще желанье"). Так поэт подчеркивает свою общность с молодежью, своими сверстниками. Выражает им слова поддержки. В стихотворении есть точная уверенность в том, что восторжествуют свободолюбивые идеи, что правое дело победит: "И на обломках самовластья. / Напишут наши имена!".

Таким образом, в этом стихотворении можно разглядеть одну, и открыто выраженную тему свободы. Пушкин употребил множество выразительных эпитетов: «тихой славы», «нетерпеливою душой», а так же ярких метафор: «горит желанье», «свободою горим».Благодаря средствам поэтической выразительности мы можем ярко представить все те переживания и сочувствия своим друзьям декабристам, которые переполняли душу поэта.

К этому времени все революции в европейских странах были подавлены, ни одна из них не увенчалась успехом. Эти события, как и восстание декабристов, глубоко отложились в душе поэта, и это существенным образом повлияло на его лирику. В стихотворениях этого периода звучат грустные, печальные ноты. Если в начале своего творчества Пушкин рисовал своего лирического героя в кругу верных друзей, свободным человеком, то в стихотворении "К морю" его герой одинок, несвободен. Это произведение было написано в 1824 году и явилось следующим стихотворением, отражающим тему свободы. Море для Пушкина - символ свободы. Поэт прощается со стихией. Море может быть ласковым, но может быть и губительным, что зависит только от его "прихоти". Стихия свободна, но этой вольной стихии противостоит "брег", где процветает рабство. Поэту ближе вольное море, чем "скучная, неподвижная" земля, но он вынужден прощаться с ним. Поэт переживает по поводу того, что царь не внял его предупреждениям в оде "Вольность", в стихотворении "К Чаадаеву": "Судьба земли повсюду та же". На земле нет той вольности, что свойственна душе поэта и морю. Это стихотворение было направлено несколько иначе. В нем не было такого натиска и рвения к борьбе против самодержавия, в нем лишь мечта о свободе поэта, о свободе его личности и всего народа.

Следующим произведением было стихотворение "Во глубине сибирских руд...", написанное тремя годами позже. Оно обращено к друзьям поэта, которые были отправлены в ссылку в Сибирь. Пушкин поднимает дух декабристов, поддерживает в них надежду как человек, оставшийся на свободе, но верный их делу. Он говорит декабристам, что их дело не погибло, на свободе остались их "братья". Поэт убежден, что самодержавие падет, что свобода восторжествует.Пришло понимание, что свободу никому нельзя принести в дар, ею нужно дорожить как ничем.

Свойственное человеку понимание важности вещей приходит лишь тогда, когда ты это теряешь. Мы подчас не замечаем того огромного значения свободы для человека. Пушкин отразил это в своих произведениях. Он понял насколько тяжело быть несвободным душой. Его борьба против самодержавия ярко отражена в этих произведения. Они очень четко иллюстрируют напряженную атмосферу тех дней.

Поэт знает, что поэзия нужна людям. Герой этих произведений перерождается из "духовной жаждою" томимого человека в поэта-пророка. Это чудесное превращение автор чувствует в себе. Теперь его цель - "глаголом" жечь "сердца людей". Пушкин не случайно выбрал такую задачу. Он хочет продолжать дело своих друзей-декабристов. Вся сила поэта заключается в его слове, в его произведениях. Все стихотворения Пушкина наполнены жаждой справедливости, свободы, патриотизмом. В своих стихах поэт точно передает историческую обстановку того времени. Он открыто указывает на пороки царского режима: беззаконие, рабство, несправедливость. Пушкин воспевает свет, за который боролись декабристы. Даже после поражения декабристского восстания поэт остался верен свободолюбивым идеалам. Тема свободы в понимании Пушкина обретает огромную ценность, превышающую по значимости все сущее в мире:

" На свете счастья нет, но есть покой и воля."(А.С.Пушкин)

Тема свободы в лирики Пушкина была ярко представлена в данных произведениях и не скрыта от посторонних глаз…(А.В.Аверьянова)

В данную подборку стихотворений о свободе входят произведения, знакомые абсолютно каждому школьнику. Это значит, что ни у одного одиннадцатиклассника, сдающего ЕГЭ по литературе, не возникнет сложностей с цитированием. Так что вы сможете не только подобрать художественные произведения, затрагивающие философскую проблему свободы, в качестве примера, но и проанализировать их, аргументируя цитатами из текста.

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой

Лирический герой стихотворения Пушкина находится в заточении и не имеет возможности выбраться на волю. Но, несмотря на это, его душа и мысли свободны, ведь человек с самого рождения волен сам выбирать свой путь, он – независимая личность. Автор уподобляет героя орлу, называя обоих «вольными птицами».

Темой стихотворения является внутренняя свобода личности, которую никто не может ограничить, даже «спрятав» его от окружающего мира. Главное, по мнению поэта, — сохранить независимость убеждений, именно она делает человека недосягаемым даже для физических угроз.

Марина Цветаева, «Кто создан из камня…»

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье

Стихотворение Марины Цветаевой представляет собой некий манифест, оно провозглашает правила жизни, по которым живет лирическая героиня. Она своевольна и не признает ничего, что могло бы хоть как-то ограничить ее свободу. Она презирает тех, кто «создан из камня», то есть людей, которые сами задают себе границы. Главным для неё является чувство душевной свободу, знание, что она может делать все, что хочет, не только в физическом, материальном плане, но и, в первую очередь, в духовном. Ее не могут остановить никакие запреты и предрассудки, она называет себя «бренной морской пеной», что символизирует абсолютную независимость и безграничность.

Николай Некрасов, «Свобода»

С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен

Стихотворение Некрасова посвящено, пожалуй, одному из самых важных событий 19 века – отмене крепостного права (1861 г.). Произведение носит торжественный характер, лирический герой ликует при виде ребёнка, рождённого уже в свободное время. Ведь теперь он может выбирать свой жизненный путь сам, он не обязан следовать никаким правилам, он свободен от уз крепостничества и теперь сам будет строить свою судьбу – именно это автор находит самым важным в жизни каждого человека. Несмотря на то, что в середине стихотворения поэт упоминает о том, что «на место сетей крепостных люди придумали много иных», он все равно уверен, что общество наконец встало на истинный путь, и скоро все люди смогут назвать себя по-настоящему свободными, а значит, счастливыми.

Федор Тютчев, «Silentium»

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей

Лирический герой в стихотворении Тютчева находит свободу не во вне, не в окружении, а в самом себе. Он призывает нас к молчанию, ведь внутри каждого из нас существует отдельный мир, в котором можно обрести истинное счастье. Чтобы не потерять эту гармонию и независимость, нужно скрывать свои чувства, не позволять другим разрушить душевный покой и, тем самым, ограничить свободу. Кроме того, люди, которые любят распространяться о своих переживаниях, становятся скованными общественным мнением и самим фактом его необходимости в их личной жизни. От этой зависимости Тютчев нас предостерегает.

Михаил Лермонтов, «Три пальмы»

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

Стихотворение Лермонтова «Три пальмы» представляет собой восточное сказание о трёх пальмах, которые молились о том, чтобы их кто-нибудь увидел, но когда Бог услышал их просьбу и прислал к ним странников, они безжалостно их срубили. Произведение наталкивает читателя на мысль, что свободным человек может быть лишь в одиночестве. Любое общество ограничивает индивида, не даёт ему свободы выбора, мнения, действий. Только в уединении можно остаться честным по отношению к себе и обрести желанную волю выбирать и решать за себя, что лучше, а не искать истину в пересудах и перебранках.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Многими поколениями литературоведов исследуется тема свободы в лирике Пушкина. Начнем свои рассуждения с общего толкования лирики.

По своей сути, она представляет собой вторичную субъективную реальность. Лирика - это эмоциональный и красочный пересказ человеком определенных событий сквозь призму своих чувств, эмоций, впечатлений.

В этом случае его лирика, посвященная теме свободы, способна не просто мобилизовать, она становится знаменем. И это действительно так! Как вы думаете, чьи стихи декламировали декабристы?

Свобода знакома Александру Сергеевичу с детства

Тема свободы была близка Пушкину, исходя из самой его сущности. Это уникальный человек, который стал поэтом волей Божьей, который сам дышал этой свободой, который творил исключительно по вдохновению, который за всю свою недолгую жизнь не нарушил ни единого своего принципа!

Тема свободы в лирике Пушкина на первоначальном этапе его творчества звучала сообразно стилю, которому поэт в ту пору следовал, - романтизму. Заметим, что внутренняя свобода как черта характера глубинно соответствовала его личности. Свободолюбие будущего классика формировалось в детстве: нелюбимый сын в семье, он был предоставлен самому себе. В то же время мать муштровала его сестру, а отец - брата. Случилось чудо, из-за которого вся Россия должна отвесить поясной поклон Арине Родионовне, няне маленького гения: естественный интерес мальчика к народным сказам и былинам постепенно перерос в приверженность искусству, во внутреннюю потребность творить...

Молодой поэт возводит свободу в принцип творчества

На этапе раннего творчества тема свободы в лирике Пушкина звучала в контексте романтического, пробайроновского стиля, которому он поначалу следовал. Так, в стихотворении "Поэт" для автора мерилом свободы выступает "свободный ум" стихотворца (т. е. то, что сейчас называют свободой творчества). По убеждению молодого поэта, идеальный творец стихов живет исключительно своими чувствами и абсолютно автономен по отношению к обществу.

В стихах, посвященных Н. Я. Плюсковой, тема свободы в лирике Пушкина отождествляется с моральным принципом: не пресмыкаться пред "земными богами" и не размахивать "кадилом лести". То есть, по мнению выпускника Царскосельского лицея, свобода творчества изначально не приемлет ничьих указаний, о чем писать и как писать.

Потребность свободы народа-победителя

Первоначальное байроновское понимание свободы поэтом не могло быть окончательным. Причина - динамизм эпохи.

Александр Сергеевич впитал в юношеском возрасте тот патриотический подъем русских людей, который сопровождал их победу над французским завоевателем. Лучшие интеллигенты уже осознали, какой продуктивный потенциал крестьянства России не задействуется в ее развитии из-за рабства. Поэтому-то и прослеживается эволюция темы свободы в лирике Пушкина. На фоне титанического действа войны, самодовольной спеси завоевателей, героизма не только профессиональных русских офицеров, но и тысяч и тысяч крестьян, Байроновская свобода теперь показалась классику неубедительной. Ведь именно желание сотен и сотен тысяч русских людей поднимало дубину народной войны и обрушивало на головы Непобедимой Армады.

Поэт приходит к пониманию невозможности обретения реальной вне общества, меняя лишь себя.

Ода “Вольность” - свидетельство служения Пушкина социальной свободе

Говоря по сути, тема свободы в лирике Пушкина, сместившаяся на акценты социальные, впервые публично проявилась в оде "Вольность". Ее автор демонстрирует уже не аристократическую, но глубоко народную гражданскую позицию, гласящую, что пред Богом равны и крепостные, и знать.

Александр Сергеевич мечтал о том, чтобы рабства не было на земле Русской. Свершить этот акт справедливости, по мнению поэта, должны люди образованные, по-рыцарски выполняющие миссию служения Отчизне...

Появляется чеканный слог. Поэт обращается с призывом напрямую к своим единомышленникам (людям с мировоззрением декабристов).

Пушкин - автор гимна декабристов

Ранее меланхолично звучавшая тема свободы и рабства в лирике Пушкина - романтика - приобретает политический окрас. По-другому и быть не может. На него производит глубокое впечатление встреча с Пестелем, знакомство с Пущиным, братьями Тургеневыми, Муравьевым. Теперь он уверен: менять следует весь уклад жизни общества. Александр Сергеевич, как и его друзья-декабристы, ощутил очевидный диссонанс в том, что солдат-победитель, вернувшись домой, опять становится крепостным рабом. Он непреклонно, шаг за шагом, строчка за строчкой приближается к реализму...

Ему поручили подготовить издание политического журнала общества, с чем поэт справился. Идеологические положения декабристов классик изложил в стихотворениях “Деревня” и “К Чаадаеву”.

И вот уже в стихотворении "Деревня" в творческом стиле поэта появляется нечто новое, конкретное, реалистичное... Александр Сергеевич четко показывает, кому реально нужнее всего помощь со стороны передовой аристократии и интеллигенции: обесправленному и формально приравненному к сельхозимуществу крестьянину, работающему на русской земле. Тема свободы и рабства в лирике Пушкина переходит в абстрагированные, предельно конкретизированные, реалистичные поэтичные формы. Как образно и лаконично поэт говорит об антагонизме самодуров-помещиков и совершенно бесправных крепостных: "Рабство тощее плетется по браздам неумолимого владельца!"

Гимном декабристов считается стихотворение “К Чаадаеву”.

Здесь есть и призыв к замене монархии, и вера в будущее России, “вспрянувшей ото сна”. Стихотворение имело колоссальное влияние на умы молодежи. Оно распространилось по всей России переписыванием. Велением императора Николая I поэт-смутьян был сослан. Очевидно, что кроме двух вышеупомянутых Пушкин написал еще ряд продекабистских сочинений. Однако они так и остались неизвестными, канув в Лету: по приказу императора их изъяли из следственного дела и сожгли.

Декабристы спасли Пушкина от репрессий

Согласно воспоминаний самого классика, его от расстрела в одной партии с пятью такими же казненными декабристами спасло лишь отсутствие 13-14 декабря 1825 г. в Петербурге. Иначе, по его личному признанию императору Николаю I, он был бы тоже на Сенатской площади...

Случайно ли так произошло? Вряд ли. Декабристы знали, что в случае неудачи их ожидают репрессии. И они уберегли свое Знамя. А Знаменем этим был Александр Сергеевич.

Стихотворение “Памятник” - пушкинское свидетельство служения свободе

Скупы сведения о том, как развивается тема свободы в лирике Пушкина далее. Творчество поэта оказывается под колпаком. Теперь для издания любого его сочинения требуется личная виза Николая I либо шефа жандармов Бенкендорфа. Судьба уберегла его и от ссылки, хотя, по воспоминаниям современников, он желал разделить судьбу своих сосланных друзей. Пламенные строки, которые ему удалось передать "во глубину Сибирских руд", дошли до наших дней, свидетельствуя о несломленной вере поэта в декабристские идеалы свободы.

В стихотворении "Памятник" находит свое логическое завершение тема свободы в лирике Пушкина. Сочинение подобного произведения традиционно мог себе позволить Поэт № 1 в государстве.

Начало такой литературной традиции когда-то положил еще древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк. Подобно ему, Пушкин соизмеряет свое бессмертие с мощью Родины, империи. Подобно Горацию, Александр Сергеевич подчеркивает, что его творчество также служило Свободе, нетленной человеческой ценности.