Татарский фактор российской государственности в XVI-XVII вв. Овосточивание московской Руси

Что пить в бане , можно ли пить алкоголь в бане. Сколько можно пить в бане воды. Можно ли пить газированные напитки. Как влияет баня на водно-солевой баланс в нашем организме, постараемся разобраться в этой статье.

Питьевой режим в бане

Из-за наш организм во время банной процедуры теряет около 2 л воды, а это его суточная потребность в жидкости. Вместе с потом из него выводятся не только токсичные вещества, но и полезные минеральные соли, а это может привести к расстройству водно-солевого баланса, что очень опасно для организма.

Самочувствие начинает резко ухудшаться и при потере более 4 л воды.Если жидкости теряется 10 % от массы тела, нарушается сердечная деятельность, а если 20 % от массы тела - в организме происходят необратимые изменения.

Для того чтобы избежать излишней потери воды во время банной процедуры, необходимо соблюдать определенный питьевой режим. В перерывах между заходами в парную выпивайте 2-3 стакана жидкости. Это могут быть минеральная вода, сок или чай.

Много ни в коем случае нельзя, поскольку это создаст дополнительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему и может привести к различным нарушениям в ее деятельности. Особенно важна данная рекомендация для людей пожилого возраста.

Если по окончании банной процедуры вы по-прежнему испытываете чувство жажды, не торопитесь ставить на огонь полный чайник и приступать к затяжному чаепитию. С жаждой оно, конечно, поможет вам справиться, а вот здоровью особой пользы не принесет.

Если очень хочется пить, поступите так. Налейте в стакан кипяченую воду и прополощите рот. Выждав 15-20 минут, не спеша, небольшими глотками выпейте 150-200 мл жидкости. Если жажда не проходит, подождите еще 2 часа и снова выпейте 1 стакан жидкости.

Пить пиво в бане

Многие любители бани предпочитают в между заходами в парную употреблять пиво и другие горячительные напитки.Это чревато не только тем, что вы, к примеру, может оказаться вместо своего приятеля в другом городе, как это произошло с героем небезызвестного фильма.

Алкоголь создает нагрузку на сердечно-сосудистую систему и почки, не говоря уже о том, что под его воздействием притупляется острота реакций, а это в бане, где приходится иметь дело с горячей водой, недопустимо.

Пить в бане чай

После бани на Руси всегда пили чай с вареньем и медом. Как ни странно, именно этот горячий напиток очень хорошо устраняет чувство жажды и охлаждает разгоряченное тело. Воздействие чая будет гораздо более эффективным, если добавить в него свежий лимон.

Можно обычный черный чай. Он прекрасно тонизирует и освежает, стимулирует обменные процессы, а также содержит витамины, танин, эфирные масла и другие полезные для здоровья компоненты.

Но вместе с тем не стоит забывать и о том, что в состав чая входит кофеин, а потому употребление этого напитка в больших количествах может привести к осложнениям со стороны сердечно-сосудистой системы, особенно у пожилых людей.

Пить в бане травяные настои

Очень полезно чай с различными растениями, например мать-и-мачехой, ромашкой, мятой, зверобоем, плодами шиповника, душицей и др. Хорошо также добавлять в чай смородиновые, малиновые и земляничные листья.

Можно использовать отвары лекарственных растений и в качестве самостоятельного напитка. Они оказывают противовоспалительное и желчегонное действие, а кроме того, содержат много витаминов. Если вы простужены, полезно выпить после бани отвар липового цвета, чай с медом или малиной.

Любителям хорошо отдохнуть в парилке обязательно нужно знать, что пить в бане можно, а от каких напитков лучше отказаться. Во время пребывания в парной человек начинает реагировать на воздействие высоких температур, что выражается в виде сильного потоотделения. Это приводит не только к потере воды, но и к выведению токсинов, шлаков и других вредных веществ. А так как наш организм состоит на 90 % из воды, после хорошей пропарки появляется сильная жажда, которую утоляют с помощью всевозможных травяных отваров и прочих полезных чаев.

Какие напитки можно употреблять

Баня – это удивительное место, где человек может одновременно и отдохнуть, и очистить свой организм от вредных веществ. Но вместе с этим он испытывает огромный стресс во время стремительной потери жидкости. Именно поэтому после процедуры восстанавливают водный баланс в организме с помощью питья. Но какие напитки для бани рекомендуется употреблять, а какие категорически нельзя принимать после парилки?

Еще издавна считалось, что в бане нужно пить чай, настоянный на всевозможных лечебных травах с добавлением меда. Но, кроме этого, есть еще много различных напитков, которые также будут полезны после посещения бани или сауны. К ним относятся:

  • квас;
  • натуральный сок;
  • отвары из целебных трав;
  • минеральная вода.

Что касается чая, то его стоит употреблять правильно – слегка теплым. Ни в коем случае не выпивайте его холодным. Пить любые напитки желательно не залпом, а небольшими глотками. Процесс чаепития стоит растянуть минут на 10. Это позволит не только максимально насладиться передышкой после парной, но и укрепить здоровье, пополнив организм полезными веществами.

Чай пьют не обычный, как мы привыкли дома, а настоянный на разных травах с добавлением фруктов и даже ягод. Но если травяной настойки у вас нет, то ее можно заменить зеленым чаем с лимоном. Он также будет полезен для сердечно-сосудистой системы и для слизистых оболочек кишечного тракта.

К холодным напиткам для употребления в бане относятся натуральные фруктовые и овощные соки.

Для этого можно использовать яблоки, морковь, апельсины, клюкву, смородину, бруснику, а также другие фрукты, овощи и ягоды. Такие напитки не просто утоляют жажду, но и являются источником витаминов. Они повышают иммунитет человека, насыщают организм полезными веществами, а также возвращают упругость коже, тем самым сохраняя ее естественную красоту.

Отвары на целебных травах стоит делать правильно. Готовя смесь растений своими руками в домашних условиях, нужно придерживаться определенных доз и разумных концентраций. С приготовлением отваров стоит быть очень осторожным. Но, тем не менее, такой способ чистки организма благотворно влияет на общее состояние человека, позволяя реже болеть – как минимум простудными заболеваниями.

Еще одним традиционным напитком считается квас. Он отлично утоляет жажду, активизируя работу всего организма. Но не стоит покупать напитки в торговой сети. Точно так же, как и готовые соки в упаковках, магазинный квас может содержать в себе большое количество консервантов. Поэтому его лучше сделать своими руками. Это может быть хлебный или фруктовый напиток.

Минеральную воду берут только без газа, так как углекислый газ активирует все функции в организме, человек после парной получает лишнюю нагрузку на сердце. Точно также категорически запрещено употреблять любые алкогольные напитки. Несмотря на то, что многие привыкли брать с собой в баню пиво, вино или сорокаградусный напиток, делать это настоятельно не рекомендуется.

Рецепты травяных чаев

Перед посещением парной стоит пить тонизирующие напитки, а вот после банной процедуры рекомендуются успокаивающие чаи. При этом время приготовления будет зависеть от толщины стеблей и листьев выбранного растения. Так, например, если вы используете крупные листья, отвар должен настояться 30 минут, а для мелких будет достаточно 10–15 минут. Готовя напиток из грубых стеблей, корней или плодов, стоит сначала хорошо измельчить ингредиенты, прокипятить, а затем дать снадобью настояться около 10 минут.

Простой рецепт чая из листьев и плодов

После проваривания целебное снадобье должно настояться 5–7 минут. Для тонизирующих напитков можно брать плоды шиповника, листья клубники, брусники или черники. Подойдут также стебли зверобоя.

Для второго варианта тонизирующего чая нужно взять вязолистную таволгу и зверобой в соотношении 1:1. Для этого стоит закипятить воду в отдельной посудине, а затем засыпать в нее приготовленную смесь из трав. До готовности все должно настояться 30–35 минут.

Еще один хороший, давно известный напиток для баньки – ромашковый чай. Он воздействует на организм как успокоительное, потогонное и антисептическое средство. Для его приготовления: поступают таким образом.

  1. Берут одну чайную ложку цветков ромашки.
  2. Заливают 1 стаканом кипятка.
  3. Напиток должен настояться 20–30 минут.

Можно сделать успокаивающий чай из зверобоя, мяты и душицы.

На 1 стакан кипятка всыпают 1 чайную ложку травяной смеси, дав настояться в течение 10 минут. Принимая такой напиток после бани, можно стабилизировать артериальное давление, насытить организм полезными веществами, а также улучшить общее состояние после парной.

Как делать отвары и настои правильно

Для того чтобы приготовить полезное питье, важно знать, какими именно целебными свойствами обладает то или иное растение. Например, липа помогает вылечить простуду, мята благотворно действует на сердечно-сосудистую систему, а чабрец и лаванда полезны при болезнях дыхательных путей. Все травы, которые будут использоваться для отваров и настоев, нужно хорошо высушить и правильно хранить.

Определившись с ингредиентами, можно приступать к приготовлению отвара. Если вы заинтересованы в его длительном хранении, воспользуйтесь таким способом. Возьмите 100 г сухой измельченной травы (любой, на ваше усмотрение) и залейте ее водой в количестве 4 л. Нужно закипятить отвар и на медленном огне варить 5 минут. Затем выключить плиту и дать ему полностью остыть. Остывший отвар нужно процедить через марлю и разлить в стеклянные бутылки. Таким образом, его можно хранить достаточно долго.

Кроме этого, для приготовления настоя, который хорошо употреблять в парной, можно использовать такие растения, как:

  • боярышник;
  • шалфей;
  • эвкалиптовые листья;
  • мать-и-мачеху;
  • пустырник;
  • можжевельник;
  • березовые почки.

Очень полезным считаются настои для аромата в бане. Они не только создают приятную атмосферу, но и благотворно влияют на организм человека. Хвойные настои или снадобья с шишками хмеля обладают тонизирующим эффектом, помогают при простудных заболеваниях, а также укрепляют иммунитет. Для приготовления нужно измельчить ветки ели и залить их 5 л кипятка.

Настой должен стоять под крышкой, укутанный полотенцем, в течение 30 минут.

Готовя сборный настой для употребления в бане, надо все компоненты соединять в равных пропорциях. В зависимости от выбранного растения, время запаривания будет разным. Но какой бы вы не выбрали рецепт, посещение парной зарядит вас энергией и бодростью на всю неделю.

Натуральные морсы и квас для бани

Заходя в парную на короткое время, хорошо в паузах отдыхать, попивая полезные напитки, например, квас. Его лучше всего готовить самому. Для этого подойдет хлеб из любых сортов муки (пшеничная, гречневая, ржаная и др.). Но чтобы сделать полезный квас для бани, также можно использовать и различные ягоды или фрукты. Для первого рецепта понадобятся ржаные корки хлеба. Их нужно нарезать небольшими кусочками и залить кипяченой водой. Приготовленный квас должен перебродить 7 дней.

Для фруктового кваса можно взять яблоки, малину, вишню или бруснику. Крупные фрукты надо нарезать на ровные части, и при необходимости удалить семена. Например, для яблочного кваса берут:

  • 500 г яблок;
  • 100 г сахара;
  • 10 г сухих дрожжей;
  • 2 л горячей воды.

Смешав все ингредиенты, кроме дрожжей, заготовку ставят на медленный огонь в большой кастрюле. Варить квас нужно 10 минут. Охладив полученный напиток до температуры 30°, добавить дрожжи. Брожение длится 12 часов, после чего квас можно процеживать через марлю и разливать в бутылки.

Свежие натуральные соки очень полезны как для питья в бане, так и в повседневной жизни. Они повышают активность ферментов, выводя из организма вредные вещества и токсины. Виноградный, морковный или свекольный сок можно получить, просто воспользовавшись соковыжималкой. Для некоторых людей остро стоит вопрос, что нужно пить после бани, чтобы похудеть. Принцип похудения с помощью посещения саун или парных заключается в ускорении обменных процессов, сжигании жиров, а также выводе лишней влаги из организма.

Приготовить такой напиток очень просто. Для этого хорошо вымойте корнеплоды и ботву свеклы, редьки, редиски, листья одуванчика. Морковь также следует помыть, но не чистить. Все ингредиенты выжимают на соковыжималке и сразу пьют напиток, не храня его в холодильнике или другом месте. Такой сок употребляют по окончании парных процедур, небольшими глотками или через трубочку.

Лечебные напитки после парной

Современные синтезированные лекарственные средства никогда не сравнятся по своим лечебным свойствам с натуральными травяными настойками и другими лекарствами, полученными из целебных растений. Их также можно пить после парных процедур, но только по рекомендации лечащего врача. В зависимости от существующих проблем со здоровьем, специалист назначит определенный вид лечебного напитка.

  1. Диабетический напиток. Для людей, страдающих от диабета, подходят чаи с сахаропонижающим действием. Для этого нужно смешать листья черники, семена льна, измельченные стручки фасоли и солому зеленого овса в равных пропорциях. Если взять по 2 грамма каждого ингредиента, то полученную смесь нужно залить двумя литрами кипятка.
  2. Мочегонный напиток. Для его заваривания надо взять по 5 г сушеного зверобоя, листьев черной смородины и травы эспарцета. Залить все одним стаканом кипятка. Чай лучше настаивать в небольшом чайничке 10 минут.
  3. Потогонный напиток. Нужно смешать в равных пропорциях сушеные плоды малины и соцветия липы. Залить двумя стаканами кипятка 2 ст. ложки приготовленной смеси в отдельной посудине и накрыть ее крышкой. Лечебный напиток заваривается за 5 минут.
  4. Настой от кашля. Чай из мать-и-мачехи, подорожника и корня солодки, которые берут в частях 4:3:3 соответственно, способствует отходу мокроты, улучшая не только дыхание человека, но и его общее состояние. Смешав все ингредиенты, нужно взять 1 ст. ложку сухой смеси и залить двумя стаканами кипятка. Настаивают чай 30 минут.
  5. Желчегонный напиток. Для заваривания такого чая понадобится трилистник, семена кориандра, мята и цветы бессмертника – в пропорциях 3:2:2:4 соответственно. Одну столовую ложку смеси заливают одним стаканом кипятка, дав напитку настояться 20 минут.

Так как посещение парилки является не только жиросжигающей процедурой, но и процессом, при котором выводится влага из организма, человеку необходимо постепенно восстанавливать свой водный баланс с помощью лечебных жидкостей. Но врачи рекомендуют не увлекаться питьем чая или любого другого напитка. Если вы будете в бане около двух часов, то достаточно выпить два-три стакана жидкости, но в несколько заходов. Есть и специальные рецепты фруктово-овощных и других напитков, которые хорошо пить именно после парилки.

Даже самые нужные для здоровья отвары, морсы, соки и прочее употреблять в бане надо в разумных дозах и в свое время. Ведь только соблюдение всех правил чаепития в перерывах и после парных процедур поможет в очищении и омоложении всего организма. Тогда процесс будет не только приятным, но и полезным.

Баню посещают для здоровья и париться нужно с умом. Восстанавливать потерю жидкости тоже нужно правильно. Какие напитки больше всего подходят для бани?

Во время пребывания в парной, под воздействием высокой температуры активизируются теплообменные процессы в организме, и человек начинает обильно потеть. Вместе с потом выводятся вредные вещества, шлаки и токсины.

Потери жидкости, вызванные потоотделением, организм стремится восполнить. Норму жидкости в бане трудно установить. Степень потоотделения зависит от продолжительности пребывания в парилке, от температуры воздуха в ней, от общего физического состояния человека.

У опытных парильщиков есть опыт, сколько пить, когда пить они уже знают. А у новичков возникают вопросы.

Лучше всего пить минеральную воду . При интенсивном потоотделении организм теряет не только жидкость, но и соли, то для поддержания баланса минеральная вода самый подходящий напиток.

Между заходами в парилку полезно пить потогонные настои , липовый чай, малиновый настой или приготовить напиток из смеси зеленого чая, зверобоя, брусничного и листа.

Потоотделение продолжается еще долго и после бани. Полезен в этом случае теплый зеленый чай, травяные настои и квас. Даже если жажда сильна, пить лучше маленькими глотками чай с лимоном, минеральную воду, или квас. Не рекомендуется пить сразу по нескольку стаканов. Дайте отдохнуть всем органам после нагрузок.

Алкогольные напитки, пиво, например, в бане пить не следует. Баню посещают для здоровья, и отравлять печень и почки алкоголем – не разумно. Про более крепкие напитки и говорить не приходится. Водке в бане делать нечего.

Если потеря жидкости слишком большая, могут возникнуть неприятные сигналы обезвоживания — головная боль, немотивированный озноб, усталость. Пить нужно много для полного устранения симптомов.

Можно приготовить мятный чай : 5 веточек свежей мяты, 1 столовая ложка сахара, 2 чайные ложки сухого . Мяту лучше заваривать отдельно от зеленого чая, затем напитки смешать в чайнике.

Или настой шиповника : на 1 литр воды — 2 столовые ложки сахара, 150–200 г сушеного шиповника, 20 г , кусочек апельсиновой цедры.

Хорош также и чай из листьев брусники : три столовые ложки листьев брусники залить литром кипятка, дать настояться 15-20 минут, после этого добавить мед по вкусу и разлить по чашкам.

Зимой и осенью полезен чай из сушеных ягод и листьев : смесь сушеных ягод рябины и малины, ложки сушеных листьев смородины перемешать и заварить. Пить этот чай лучше теплым.

К середине XV века Золотая Орда была разделена на три отдельных государства: Казанское ханство (созданное в 1445г.), Крымское ханство (1449г.) и оставшуюся часть Золотой Орды, имевшую своим центром Сарай на Нижней Волге и известную как Большая Орда. К востоку от Волги в первой половине XV века появилось несколько других государств: Тюменское ханство в Западной Сибири, Ногайская орда, Казахское ханство (ранее именовавшееся Киргизским) и Узбекское ханство. Население каждого из них представляло собой смесь монгольских правящих родов с местными тюркскими племенами, которые сами были смесью тюрков с тюркизированными иранцами.

С падением Монгольской империи тюркский (татарский) элемент Золотой Орды вышел на передний план. Русские летописи и иные документы даже в монгольский период использовали термин "татары". Поэтому, как и в предыдущем томе "Россия в средние века", мы должны назвать правящий народ Золотой Орды и наследующих ей ханств "татарами", а не "монголами".

Используя раздоры среди татар, великий князь московский Василий II около 1452г. фактически освободился от татарского сюзеренитета и прекратил выплату регулярной дани. Более того, ему удалось привлечь несколько групп татар в свои владения. И в 1480 г., в правление великого князя Ивана III, Москва стала юридически независимой.

Угроза нападения со стороны татар, однако, не миновала. Даже после окончательного распада Золотой Орды (1502 г.) ее наследники, Казанское и Крымское ханства, были способны создать сильную армию. Крымские ханы с 1475 г. были вассалами турецкого султана, что в определенной мере ограничивало их власть, но в то же время обеспечивало им при необходимости поддержку могущественной Османской империи.

Татарские набеги беспокоили как Восточную Русь, так и южную часть Западной Руси, т.е. как Московию, так и Украину (последняя находилась в это время под властью Литвы и Польши).

Если бы великие князья московские и короли Польши (великие князья литовские) объединили свои силы, они могли бы устранить опасность, подчинив себе как Казань, так и Крым. Вместо этого правительства Восточной и Западной Руси враждовали друг с другом, и каждое искало поддержки у татар.

В последней четверти XV века Польша и Литва заключили союз с Золотой Ордой против Московии. Иван III ответил союзом с крымским ханом Менгли-Гиреем.

В правление Василия III (1505-1533 гг.) ханы Крыма перешли на польско-литовскую сторону и совершили множество опустошительных набегов на Русь.

Казанские татары также постоянно доставляли Москве беспокойство. Как Иван III, так и Василий III пытались решить эту проблему, заключая соглашения с правящими казанскими ханами и с их помощью обеспечивая правление тех, кто был дружественен Москве. Эта политика была успешна лишь частично и непродолжительное время. Существовала сильная прокрымская и антимосковская партия среди влиятельных казанских вельмож, которая взяла дела в свои руки в конце 1530-х г. И набега казанских татар на Русь возобновились при сильной поддержке крымских ханов.

II

К середине XVI века для московских государственных деятелей стало ясно, что формальная политическая независимость Московии от татарских царей (как именовались на Руси ханы) не могла обеспечить и не обеспечила безопасность русских людей. Союз татар с Польшей угрожал самому существованию Московского государства.

Не только правительство, но и народ в целом понимали, что следует предпринять эффективные усилия, чтобы установить контроль над татарскими ханствами. Как Иван III, так и Василий III попытались сделать казанских ханов вассалами великого князя московского. Эти попытки провалились. Московским правителям оставалось лишь раз и навсегда завоевать Казань. Это было сделано в правление сына Василия III Ивана IV (ставшего царем в 1547 г.).

В 1552 г. Казань была взята штурмом, и ханство было включено в "царство Московское и всея Руси". Четырьмя годами позже к Москве было присоединено Астраханское ханство.

Весь бассейн Волга находился теперь в руках русских. На соседние народы и племена эти завоевания произвели колоссальное впечатление. Многие кабардинские князья на Северном Кавказе дали клятву верности русскому царю. В Ногайской орде, которая контролировала территорию между Нижней Волгой и Аральским морем, взял власть род, дружественно настроенный к русским. В 1555 г. в Москве появились посланники сибирского хана Ядигара, чтобы выразить готовность их властителя стать вассалом царя Ивана IV.

На реализацию огромного потенциала русской победы потребовалось много времени. Хотя степная зона была разделена на две части русским завоеванием Казани и Астрахани, борьба России со степными народами не была завершена. Крымские татары продолжали контролировать русские пограничные земли в течении всего XVII века (Крым был аннексирован Россией лишь в 1783 г., при Екатерине II).Однако при рассмотрении произошедшего в целом, события 1550-хгг. оказались главным поворотным пунктом в русско-татарских отношениях. Они заложили основание Русской евразийской империи. На новой фазе политического объединения Евразии московские цари выступили в роли наследников Чингисхана, только монголы в свое время начали свое нашествие на Русь с востока и двигались на запад, русская же экспансия шла в противоположном направлении, с запада на восток.

С геополитической точки зрения русское царство базировалось на восстановлении политического единства территории Монгольской империи. Только на этот раз центром объединения была Москва, а не Каракорум. По словам князя Трубецкого, Российская империя может быть названа наследием Чингисхана.

В продолжительном процессе строительства своего государства русские полагались не только на вооруженную силу. Когда им приходилось защищаться или не было иного пути достижения целей, они сражались, но искали и другие способы добиться своего - пытались, например, привлечь на свою сторону татар и иные восточные народы и племена, заполучить их правителей в качестве вассалов или же пригласить их на царскую службу.

Эта политика периодически терпела неудачи и приносила обратные ожидаемым результаты, но по своей сути она оказалась весьма дальновидной. Это не распространилось только на крымских татар (поддерживаемых Турцией). Отчаянная борьба с ними продолжалась на протяжении всего XVII столетия. После распада Золотой Орды оставался только один независимый татарский властитель, поэтому меньшие ханы и вельможи с достаточной легкостью приносили клятву верности русскому царю.

В большинстве ханств этого периода хан не был автократическим правителем. Он зависел от могущественных аристократических родов. Москва старалась установить дружбу с влиятельными родами, чтобы привлечь их на свою сторону и создать в ханствах, где правители были настроены по отношению к России агрессивно, прорусскую партию. Эффективно действующим побудительным мотивов часто становились богатые подарки (в большинстве своем меха) потенциальным друзьям среди татарских вельмож.

В некоторых из многоплеменных ханств, подобных Казанскому и Сибирскому, татары составляли высший слои, правящий местным племенами угро-финского или иного этнического происхождение. Для этих подчиненных племен не имело большого значения, должны ли они платить ясак (дань, обычно мехами) татарскому хану монгольского происхождения (потомку Чингисхана) или же царю.

Золотая Орда была первоначально известна как Белая Орда. В качестве наследника хана этой орды московский правитель стал теперь "белым ханом" или "Белым царем" для своих татарских и монгольских вассалов.

Эти вассальные ханы, мурзы (князья) и народы, подобные ногайцам (и позднее калмыкам), которые принимая царский сюзеренитет оставались в своих прежних владениях на периферии Московии, всегда оказывались последовательными и надежными союзника" но все они в то или иное время в значительной мере поддерживали русских. Наиболее верными периферийными вассалами царя были кабардинцы на Северном Кавказе.

Что же касается татар, то наибольшую помощь Москве оказывали те, что поселились в самой Московии. Они в конце концов стали органической частью того, что мы можем назвать российским содружеством.

Наиболее важной из этих татарских групп была группа, находившаяся под предводительством сына хана Улуг-Махаммеда, Касима, называемого русскими царевичем (сыном хана). В конце 1452 г. или в начале 1453 г. великий князь Василий II Московский даровал ему город Городец-на-Оке, который стал столицей нового ханства под опекой Москвы - ханства Касимова (именовавшегося русскими Касимовским царством). Другие татарские князья, перешедшие на московскую сторону, также получили в качестве владений или бенефициев города вокруг Москвы.

После завоевания Казани казанские татары и подчиненные им народы, подобные башкирам, чувашам и черемисам (мари), стали подданными царя либо (некоторые, после временного сопротивления) пошли к нему на службу. Князья (мурзы) в каждом случае получали статус русских дворян. Они составляли другой важный элемент татарских (и связанных с ними) служилых людей.

Царь не вмешивался в религиозные верования татарских (и позднее калмыцких) вассалов и подданных. Русским казалось естественным, что восточные народы должны унаследовать свою собственную веру - будь то ислам или буддизм. Характерное заявление относительно собственной политики терпимости по отношению к исламу было сделано царем Иваном IV турецкому султану в 1570 г.

"Наш государь, - сказал его посланник И.П. Новосильцев, - не враг ислама. Его вассал царь Саин-Булат правит в Касимове; царевич Кай-була - в Юрьеве; Ибак - в Сурожском стане; ногайские князья - в Романове. Все они свободно воздают дань Мухаммеду в своих мечетях".

В этих словах мы ощущаем осознание царем Иваном IV евразийской природы его империи.

Кроме вассальной зависимости, другим путем поступления татар на царскую службу было самостоятельное перемещение их в Московию. В большинстве подобных случаев вновь прибывший охотно переходил в русскую православную веру и, если он принадлежал к дворянству, был принят согласно его положению. Его потомки быстро принимали русские традиции и образ жизни.

Согласно вычислениям Н.П. Загоскина, 156 русских дворянских семей были татарского или иного восточного происхождения. Среди них выделялись в XVI и XVII столетиях Вельяминовы-Зерновы, Сабуровы и Годуновы.

По московскому порядку, татарские цари и царевичи занимали высокое положение и обладали преимуществом в дворцовых ритуалах, вне зависимости от того, оставались ли они мусульманами или крестились. После крещения они могли даже претендовать на московский трон.

В 1573 г. вышеупомянутый Саин-Булат, царь Касимова, решил принять христианство (получив при этом имя Симеона) и поэтому должен был уйти с трона Касимова. Два года спустя Иван IV назвал Симеона великим князем московским, а себя - его вассалом в качестве удельного князя. Симеон носил титул царя (как бывший царь Касимова). Решение Ивана IV изменилось в 1576г.; он вновь принял трон московский и сделал царя Симеона великим князем тверским.

В ситуации с царем Симеоном в Московии характерно, что впоследствии, после смерти царя Федора в 1598 г., он был одним из кандидатов на трон. Правда, занял его тогда Борис Годунов (русский боярин татарского происхождения).

Рассмотрев все это, есть много оснований утверждать, что татары, став частью русского государства и общества, принимали активное участие в создании Русской евразийской империи.

К середине XVII века система мусульманских татарских анклавов в Московии исчерпала себя. В конце августа 1653 г. тогдашний царевич Касимова Сеид Бурган (сын царя Арслана) перешел в христианство, возможно при некотором давлении со стороны царя Алексея и патриарха Никона. Он получил христианское имя Василий. В противовес прежней традиции он продолжал возглавлять ханство Касимова, хотя большинство его подданных оставались мусульманами. Василий умер около 1679 г. После его смерти царством Касимовским номинально правила его мать, царица Фатима (вдова Арслана). Когда она умерла (ок. 1681 г.), царство перестало существовать, и город Касимов с его районом был переведен под русскую администрацию Касимовские татары получили разрешение оставаться мусульманами.

Даже после 1653 г., в период правления царя Алексея Михайловича, татарские царевичи - теперь уже лишь крещеные - продолжали занимать почетное место при царском дворе, но они утеряли свою значимость в армии и администрации.

Среди периферийных народов на юго-востоке и востоке следует специально упомянуть о черкесах на Северном Кавказе. Князья их западной ветви, адыгейцев, которые жили вблизи Черного моря, попали под сюзеренитет крымского хана и турецкого султана. Но князья восточной ветви - кабардинцы, жившие в горной местности, в 1557 г. присягнули на верность царю Ивану IV. С этого момента большинство кабардинцев последовательно поддерживало Москву против крымских татар и, в XVII веке, - против калмыков. В 1561 г. царь Иван, первая жена которого умерла в 1560 г., женился на кабардинской княжне. Ее братья и некоторые другие родственники пошли на царскую службу. Они именовались князьями Черкасскими (черкас - старорусское имя черкесов), и многие из них стали выдающимися московскими военачальниками и государственными деятелями.

III

Московская политика подготовила почву для юго-восточной экспансии русского государства. Государственная политика переселения в XVI веке сопровождалась перемещением как из Восточной, так и из Западной России на юг, в степную зону. людей пограничья, известных как казаки (в русском используется термин "казак", в украинском - "козак").

Казаки были организованы в военные содружества, также называемые "войском". Несколько подобных военных коммун появилось в XVI веке: "выше днепровских порогов" - (Запорожье), сообщество украинских казаков ; донская казачья армия; яикские и терекские армии (последняя - на Северном Кавказе). Они располагались в долинах рек, поскольку там были менее доступны для татар. Их армии были организованы традиционным для степных народов образом:

подразделения из десяти (десяток), ста (сотня) и тысячи (тысяча) человек; тысячное подразделение было известно как полк.

Казаки оказались незаменимыми союзниками как для Московии, так и для Польши в борьбе против татар и Турции. Время от времени запорожские и донские казаки предпринимали дерзкие морские набеги на турецкие города, расположенные на побережье Черного моря.

Казаки вели себя независимо и не всегда согласовывали свои действия с Москвой и Польшей. Когда казацкая морская экспедиция организовывалась в мирный период, она создавала неудобства и для московитского, и для польского правительств, что вело к конфликту между казаками и царем или сеймам (польским парламентом).

Как польское, так и московское правительства пытались держать казаков под своим контролем. Польский король, Стефан Баторий, попытался ограничить деятельность казаков, сделав их регулярной пограничной службой, верной ему и находящейся под командой назначенных им офицеров. Это было началом института "реестровых" казаков на польской службе.

Московское правительство признавало донскую и иные восточно-русские казацкие армии как отдельные государства до 1614 г., когда донские казаки признали вассальную зависимость от царя.

В то же время, однако, Москва формировала внутри своих границ иные казацкие соединения из тех, кто прямо соглашался пойти на царскую службу. Эти группы организовывались по казацкому типу внутри каждого соединения, но находились под командованием московских армейских командиров. Эти "служилые казаки" играли важную роль в защите южных границ Московии, равно как и в русском завоевании Сибири.

Реки, вдоль которых селились свободные казаки, изобиловали рыбой. В ранний период рыболовство было главной ветвью казацкой экономики. Позднее для донских казаков приобрело важное значение коневодство. Военные трофеи были другим важным доходом казацких армий. До конца XVII века земля на Дону не возделывалась.

Распространение русского сельского хозяйства на восток и юг стало возможным лишь после завоевания Казани.

Первоначальным побудительным мотивом русского проникновения в Сибирь был поток мехов и выгоды от торговли мехом. Сначала колонизация шла медленно, но к середине XVII века позиции русских в Сибири стали достаточно устойчивыми. К этому времени большое значение в Сибири приобрели поиск залежей железа и иных металлов и их обработка и плавление.

Даже после завоевания Казани, когда для русской сельскохозяйственной колонизации открылось Поволжье, проникновение переселенцев из сердца Московии на юг, в степную зону, в значительной степени сдерживалось сопротивлением крымских татар. Борьба Московии с ними продолжалась в течении всего XVII столетия. Крымское ханство было само по себе грозной военной силой, и когда это требовалось, хан обращался к помощи своего сюзерена, османского султана. Более того, татары пользовались московскими конфликтами с Польшей. Поляки охотно шли на союз с ханом, надеясь что его поддержка поможет им взять верх над Москвой.

Крымские татары совершали набеги на московские южные границы почти каждый год. 1586-1574 гг. в этом отношении оказались особенно тяжелыми для России.

В 1569 г. турки при поддержке крымских татар начали амбициозную кампанию против Астрахани. Их грандиозные планы однако, провалились.

Турки не повторили свой поход на Астрахань. Татары, которые лишь наполовину поддерживали эту кампанию, оказались более опасными для России, нежели турки. Летом 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей с сильной армией подошел к Москве. Ему не удалось захватить Кремль, но он сумел спалить весь посад. Девлет-Гирей повторил свой набег в следующем году, но в этот раз русские были более бдительны и отразили нападение татар.

Между 1572 и 1584 гг. (дата смерти царя Ивана IV) татары и ногайцы ежегодно совершали набеги на пограничные московские провинции, но меньшими силами, нежели в ходе кампании Девлет-Гирея 1571 и 1572 гг. В правление царя Федора заботами Бориса Годунова рубежи Москвы были укреплены, и нападения татар постепенно прекратились. После 1591 г. татарских рейдов почти не было.

Ситуация изменилась в Смутное время. Крым заключил союз с Польшей. Ногайцы также не преминули поживиться за счет Московии. Восстановление порядка в России в 1613 г. и избрание на трон Михаила Романова привели к установлению более мирных отношений между Москвой и Крымом. Между 1618 и 1630 гг. крупных татарских набегов на московские владения не было.

Новый кризис возник во время Смоленской войны между Москвой и Польшей (1632-1634 гг.). Крымский хан вновь выступил на стороне Польши. В 1637 г. донские казаки захватили Азов, что чуть не привело к полномасштабной войне между Москвой и Турцией. Но Москва уступила, и казакам пришлось в 1642 г. оставить Азов.

Татарские набеги на Московию продолжались до конца 1640-х гг. Очередная смена декораций пришлась на начало в 1648г. украинской войны с Польшей. Глава запорожских казаков гетман Богдан Хмельницкий заключил союз с крымским ханом. В течение нескольких лет татары были вовлечены в казацко-польскую войну.

После объединения Украины с Москвой в 1654 г. татары вновь изменили свою политику и стали на сторону Польши и сочувствующих ей казаков. В 1676 г. казаки под управлением гетмана Дорошенко стали вассалами турецкого султана. Последовала война между Москвой и Турцией, поддержанной крымскими татарами (1676-1682 гг.).

С помощью "левобережных" казаков, которые оставались верны объединению, Москве удалось сдержать турецкий натиск. Но в результате войны большая часть "правобережной" Украины (теперь разделенной между Польшей и Турцией) была разорена.

В 1686 г. между Москвой и Польшей был заключен союз. В 1687 г. и в 1689 г. Москва и левобережные казаки предприняли две кампании против Крыма. Кампании были неудачными, но они показали, что баланс власти смещается и теперь татарам придется занять оборонительные позиции.

Ущерб, нанесенный русскому народу постоянными татарскими набегами в XVI и XVII веках был огромен. Каждое вторжение сопровождалось грабежами и поджогами крестьянских деревень и дворянских имений, и толпы пленников - мужчин, женщин и детей - угонялись в Крым. Некоторых пленников татары оставляли у себя в качестве рабов. За других просили у русского правительства выкуп. Большинство продавалось в Каффе и на других невольничьих рынках для вывоза за границу. Османское правительство и турецкие купцы охотно покупали русских пленников.

Захват пленных составлял главную цель татарских набегов. Общее число пленных, уведенных татарами из Московии в XVI и XVII столетиях, может быть оценено лишь приблизительно. Источники содержат цифры относительно многих походов, но нам не известно, все ли они надежны.

Может показаться, что в XVI веке (до 1591 г.) татары захватили большее число московитов, нежели в XVII веке. Объяснением тому может быть укрепление русской системы обороны и ее лучшая организация в XVII веке.

Согласно исчисленьям Новосельского, общее число пленников, захваченных татарами в Московии в течение первой половины XVII века, не могло быть менее 150 или 200 тысяч человек. Сам Новосельский признает, что это - минимальное количество. Поскольку цифровые данные в источниках недостаточно полны, мы можем предположить, что реально общее число больше. Татарские набеги на Украину были еще более опустошительными, чем на Москву (где защита была лучше организована).

Работорговля обеспечивала татарам значительный доход. Крымский хан после каждого рейда оставлял часть пленников себе, как правило, это составляло от 5 до 10 % захваченных. В 1640-х гг. хан Ислам-Гирей получал свою долю не живым товаром, а деньгами - 10 золотых монет (8 московских рублей) за человека.

Цены на рабов менялись в зависимости от количества захваченных в каждом набеге и покупательского спроса. Средняя стоимость хорошего пленника (сильного и здорового) составляла 50 золотых монет (40 рублей). Размеры выкупа, требуемого за пленников, превышали рыночную стоимость рабов и часто были непомерными.

В 1640 г. татары привели в резиденцию московских посланников в Крыму И. Фустова и И. Ломакина несколько недавно захваченных пленных с целью выкупа. Посланники выкупили некоторых из них, в том числе двух крестьян, за которых они заплатили 80 рублей за каждого. За сына боярского И. Жукова татары потребовали выкуп в 500 рублей. Когда посланники отказались заплатить эту сумму, татары начали пытать Жукова. Чтобы спасти его, посланники предложили 180 рублей наличными, а Жуков поклялся доплатить по возвращении домой (предположительно, посланники гарантировали уплату).

В 1644 г. новые московские посланцы в Крыму заплатили 100 рублей выкупа за пушкаря Е. Прибыткова, который поклялся добавить еще 600 рублей.

Московское правительство почти каждый год должно было тратить значительные средства на выкуп пленников. Например, в 1644 г. траты на эти цели составили 8500 рублей; в следующем году - 7357 рублей. Эти суммы составили лишь часть татарского дохода от выкупа пленников, поскольку во многих случаях пленники должны были платить татарам сверх правительственных взносов. В XVII веке правительство ввело специальный налог на покрытие собственных расходов по сделкам о выкупе, так называемые полоняничмые деньги.

Общая сумма дохода татар, получаемая со сделок по выкупу и торговли пленниками, должна была достигать в первой половине XVII столетия многих миллионов рублей.

Необходимость быть всегда готовым к татарским набегам заставляла московское правительство мобилизовывать каждое лето (в это время обычно приходили татары) значительную часть дворянской армии к югу от Оки. В стратегических точках воздвигались крепости, становившиеся опорой линий оборонительных укреплений. Все это требовало денег и рабочих рук.

Одновременно с организацией обороны против татар Москва старалась предотвратить их набеги дипломатическими путями, в частности, преподнося крымскому хану и вельможам значительные подарки (поминки), что почти становилось постоянной данью. Каждое московское посольство к хану (обычно каждые два года посылали двух человек) везло дорогие подарки, в большинстве своем сибирские меха.

В период с 1613 г. по 1650 г. общая сумма таких подарков составляла от 7000 до 25000 рублей в зависимости от политической ситуации.

Европа в XVIII веке входит в полосу политических революций и промышленного переворота. Новое время стало эпохой, когда зарождаются основы индустриальных типов цивилизации. Идеологией эпохи становится Просвещение - третий после Ренессанса и Реформации духовный переворот, покончивший со средневековой системой духовных ценностей. В его основе лежала вера в то, что силой человеческого разума и научного знания можно преобразовать общество.

Идеи Просвещения оказали влияние и на Восточную Европу, где они приняли форму просвещенного абсолютизма. Суть политики просвещенного абсолютизма заключалась в том, чтобы, опираясь на абсолютную власть просвещенного монарха, провести реформы в интересах монархии и ее подданных.

Идеи просвещенного абсолютизма увлекали прусского короля Фридриха II, австрийского императора Иосифа II и русскую императрицу Екатерину II.

Эпоха просвещения при Петре I

Россия со вступлением в Новое время также приобретала качественно новые цивилизационные измерения, связанные с модернизацией традиционного уклада общественной жизни. Начало процессу положил Петр I, нацеленный на создание мощного государства с высоким международным статусом и престижем. Реализация цели предполагала развитие экономики, промышленности, образования и культуры, а также создание «регулярного» государственного управления.

Первый император стремился ориентировать Россию на европейские образцы организации системы государственного управления и ведения военного дела, адаптировать ее к новым историческим условиям, приобщить к уровню максимальных мировых достижений в технике, образовании и культуре.

Главные цели Петра I были достигнуты: после победы над Швецией в Северной войне Россия стала сильнейшим государством Европы. Однако вместо глубинной модернизации произошло привитие европейских порядков и форм жизни российскому самодержавию и крепостничеству.

Реформы, во многом копировавшие европейский опыт, способствовали созданию мощной армии и сильного флота, смене приказной системы государственного управления отраслевыми коллегиями, созданию на месте Боярской Думы Сената.

С упразднением должности патриарха церковь была подчинена государству, реорганизована система местного самоуправления, открыта возможность пополнения дворянского сословия за счет преданных царю лиц из различных слоев, имевших способности и особые заслуги.

Первый император выступил покровителем развития национальной промышленности и торговли, создал условия для широкого развития мануфактурного производства, металлургии и металлообработки, заложил основы новых отраслей: судостроения, стекольного и фаянсового дела, производства бумаги.

Поставив задачей поддержку торговли, он ввел протекционистские меры, поощрял вывоз русских товаров за границу и облагал высокими пошлинами ввозимые изделия. Государство активно вмешивалось в сферу торговли, регулируя цены и налоги, вводя монополию на заготовку и сбыт многих товаров, в том числе импортных и экспортных: соли, льна, пеньки, табака, воска и других.

Петр I, выступавший за модернизацию и европеизацию России, издал в 1713 и 1715 годах указы о «крещении инородцев», согласно которым некрещеным землевладельцам, которые имели крепостных православного вероисповедания, предлагалось в течение полугода креститься или потерять свои земли и крестьян.

Решение было направлено в первую очередь на изменение социального статуса, существовавшего в XVI - XVII века сословия «служилых татар».

Если до 1713 года татарских помещиков было до 2000, то в последующем их численность в губернии резко сокращается. Часть их вынуждена была принять православие, другие записались в купечество, третьи пополнили податное сословие и были приравнены к ясачным крестьянам.

Казань новый торговый центр

В Казани губернском центре сконцентрировалось большое количество чиновников, выросло городское население, разворачивалось активное городское строительство. Основные губернские учреждения размещались в Кремле, большинство зданий которого были каменными.

Уже в 30-е годы XVIII века по приказу губернатора были разрушены обветшалые деревянные стены, окружавшие городской посад, и он слился с ближайшими слободами. Началось регулярное архитектурное планирование города.

Новая роль Казани была связана с политикой стимулирования отечественной мануфактурной промышленности и торговли. Первые крупные казанские мануфактурные предприятия были ориентированы на обеспечение армии и флота. Еще в 1714 году в городе появилась казенная суконная мануфактура, выпускавшая сукно для армии. Вскоре она перешла в частные руки и заметно увеличилась. Сложившееся вокруг нее поселение получило название Суконной слободы.

В 1718 году в Казани было организовано адмиралтейство, где построено более 300 судов, составивших ядро Каспийского русского флота. В Заречье, где вплоть до конца 1820-х годов размещалось адмиралтейство, была создана казенная кожевенная мануфактура («помповый» завод), вырабатывавшая прочные кожи для судовых насосов (помп). В районах месторождения меди, особенно в восточной части губернии, государство, нуждавшееся в металле, поощряло создание медеплавильных заводов. Небольшие, но многочисленные мыловаренные и свечные мануфактуры обеспечивали выпуск качественного казанского мыла и свечей. Работали винокуренные заводы, обувные, скорняжные и кузнечные мастерские, появлялись мануфактуры, особенно текстильного профиля, принадлежавшие татарским купцам.

К концу XVIII века в городе насчитывалось около 200 предприятий. Получают развитие кожевенные предприятия города, созданные татарскими предпринимателями. К середине XVIII века в городе уже имелось 34 «козловых» и «юфтяных» завода, принадлежавших Айтовым, Юсуповым, Азимовым, Исхаковым. Изделия их вывозились далеко за рубеж, вплоть до Китая. Татары первыми в поволжском регионе стали варить мыло.

Вообще татарские купцы в Казани давали русским значительную фору. В Оренбурге, ставшем в 1744 году центром губернии с пограничной таможней, Меновым и Гостиным двором, караван-сараем, сложилась многочисленная и богатая татарская Сеитовская слобода. Для организации систематической торговли России с Азией первый губернатор Оренбурга Неплюев «организовал в 1750-х году русско-татарское акционерное общество с капиталом в 20 тысяч рублей, ведущую роль в нем занимали татарские предприниматели».

В середине XVIII века почти вся розничная торговля не только Поволжья - в среде марийцев, чувашей и удмуртов, но и в Северном и Центральном Казахстане находилась в руках татар. Ключевую роль в организации оптовой торговли играла Казань, через которую проходили основные потоки российских, европейских и восточных товаров. Центрами торговли были Гостиный двор у Кремля, торговые ряды на Булаке, Сенной рынок в Старотатарской слободе, Рыбные ряды в современном центре Казани.

Во второй половине XVIII века Казань становится крупным центром хлебной торговли: губерния производила до 5 миллионов пудов хлеба в год, вывозила она также лес, водку, уксус, мыло, свечи, мед, воск, сукно, кожи, пушнину, ткани.

Татары при Петре I

Петровские начинания требовали привлечения к массовым работам сотен тысяч людей. К мануфактурам и заводам приписывались посессионные крестьяне; только на строительство Петербурга из Казанской губернии было отправлено не менее 5 тысяч человек. Возле Петропавловской крепости Петербурга возникла целая татарская слобода, населенная строителями. Пять тысяч татар отправил Петр на строительство крепости на реке Куре. К Казанскому адмиралтейству было приписано огромное количество крестьян, превышавшее к концу XVIII века, по свидетельству историка Н.Ф.Калинина, 100 тысяч человек. Особенно тяжелым было положение лашманов - по преимуществу нерусских крестьян, большинство которых составляли татары. Исследователь проблемы лашманства А.И.Ногманов отмечает устойчивую тенденцию «отатаривания» «обязанного сословия» лесорубов-лашманов. Их отправляли ежегодно - с октября по апрель со своими лошадьми и инструментом на заготовку корабельного леса. Масса лашманов гибла от холодов и болезней, калечилась во время валки леса, в то время как их хозяйства, с которых надо было платить подушную подать, приходили в упадок.

Создание российского флота стоило тысяч жизней, обернулось вырубкой прекрасных боров, разрухой и запустением многих хозяйств. Такова была оборотная сторона успехов во внешней политике и превращения России в великую морскую державу.

Трансформировалась и социальная система татарского общества, сложившаяся во второй половине XVI - XVII века. Она явилась по сути цивилизационным компромиссом, позволившим сохранить характерные особенности экономико-хозяйственного уклада и определенную культурно-политическую самостоятельность.

В 1724 году ясачные татары были включены в податное сословие, стали облагаться вместо прежней подворной подати подушной, размер которой увеличивался. Помимо подушной подати татары должны были нести целый ряд тяжелых повинностей и платить всевозможные сборы - военный, земский, ямской, стрелецкий, лесной, перевозный, с кузниц, мельниц, с рыбной ловли и т.п. Рост имперской армии и бесконечные войны привели к ужесточению рекрутской повинности, которая рассчитывалась из соотношения 1 рекрут от 200-300 дворов, а в годы войны от 50-100 дворов.

Татары при Анне Иоанновне

В годы правления императрицы Анны Иоанновны в 1731 г. Была создана специальная «Комиссия для крещения» инородцев, в 1740 году преобразованная в «Контору новокрещенских дел». Задачами контор было принудительное и ускоренное крещение народов Поволжья. Кроме того, крестившимся обещали деньги, одежду, кресты, иконы и льготы, в том числе освобождение от рекрутчины.

Особой жестокостью отличался возглавивший в 1742 году контору архиепископ Лука Канашевич, прозванный в народе «Аксак-каратуном» (Хромым черноризцем), который отправлял в татарские деревни военные отряды, сгонял жителей к реке и организовывал под угрозой оружия «святое крещение». При нем миссионеры при помощи солдат похищали татарских детей, насильно их крестили и помещали в монастыри на перевоспитание. По его распоряжениям в татарской слободе Казани устраивались крестные ходы, ломались мечети и преследовались мусульманские священнослужители.

В 1742 году церковники обвинили в случившемся в Казани пожаре татар и просили императрицу Елизавету Петровну наказать иноверцев. Вышедший в ответ императорский указ запрещал строить новые мечети и разрешал слом построенных после 1552 года. Недовольства росли и вылились в череду восстаний.

Таким образом, в первой половине XVIII века репрессивное начало в политике по отношению к нерусским народам возобладало. Татары понесли наибольшие потери. Имеется в виду не только деклассирование, лишение социального статуса и включение их в сословный порядок России. Главные потери ощущались в духовной, морально-психологической сфере. Насильственная христианизация, экономическое, политическое и культурное преследование - все это пригибало национальный дух, вносило смятение в национальное самосознание, снижало потенциал цивилизованности.

Татары при Екатерине II

Екатерине II было суждено разработать и внедрить в жизнь программу преобразования государства в просвещенную монархию на основе незыблемого принципа самодержавия и соответственно этой задаче правильно организованного сословного строя и демократизации этноконфессиональной политики. Императрица поставила задачу создания просвещенной монархии не только по форме, но и по духу схожих с западноевропейскими моделями государств.

Перед тем как приняться за выработку программы реформ, Екатерине II было необходимо самоутвердиться как русской царице и российской императрице, «принять» и «покорить» империю, прежде чем даровать подданным новые законы. Именно эти причины-мотивы предопределили суть и предназначение ее поездки по Волге. «Сознательно выбранный «казанский» код путешествия по Волге, - отмечает Г.В.Ибнеева, - был весьма прозрачен: осуществляя поход в Казань, Екатерина символично «покоряла» подвластные ей земли. Но, в отличие от Ивана Грозного, покоряла не огнем и мечом, а своим личным обаянием и распространением благотворных идей просвещения».

В Казани Екатерина II официально принимала представителей мусульманской конфессии - абызов, которые в то время не имели официального статуса указных мулл и соответственно не были признаны властями. Сама эта встреча стала формой признания российской императрицей реального статуса неофициального мусульманского духовенства. Немаловажно и то, что тогда же она дала разрешение строить каменные мечети. Эти акты были не просто формой проявления милосердия, они были мотивированы и сугубо прагматическими соображениями. Среди них особое значение имело убеждение, что без организации «национального диалога» и мира между конфессиями и культурами в России, просвещенная монархия невозможна. Материализацией этих взглядов императрицы стал указ «О терпимости всех вероисповеданий» (1773). Конечно, восточные «мотивы» также присутствовали в ее настойчивой попытке либерализации этноконфессиональной политики. Казань в представлении Екатерины была и оставалась «вратами Востока».

Еще в 1767 - 1768 году Екатерина II направила в Казань архитектора В.И.Кафтырева, разработавшего систематический план перепланировки города, который стал осуществляться уже в 1770-1780-х годах. Благодаря этому сложился основной ансамбль каменных зданий главных улиц города. Новый облик стала приобретать Старотатарская слобода, где в 1767 году была построена первая каменная мечеть города, получившая позднее имя ученого Ш.Марджани.

Екатерина с интересом посетила также Булгарское городище, называя при этом себя «казанской помещицей», а после разгрома города в 1774 году пугачевцами распорядилась выделить средства на его восстановление.

При Екатерине II в Казани по указу Сената была открыта первая провинциальная гимназия в России (1758). До этого в городе были лишь духовные школы (семинария, медресе). В 1769 году при Первой Казанской мужской гимназии по инициативе ее директора М.Веревкина появился класс для желающих изучать татарский язык, преподавателем которого был назначен губернский переводчик Сагит Хальфин.

Екатерина II проводит масштабную программу преобразования полиэтничного, многоконфессионального государства. Ее решительные действия, направленные на либерализацию этноконфессиональной политики, были высоко оценены татарским народом. В исторической памяти татар Екатерина оставалась как «эби-патша» («бабушка-царица»). Согласно ее указу о веротерпимости, была объявлена свобода вероисповедания, отменено насильственное крещение, разрешено мусульманам строить мечети и открывать при них школы