Сжала руки под темной вуалью размер. Стилистический анализ стихотворения А. Ахматовой "Сжала руки под тёмной вуалью…". Возможно вам будет интересно

Драматургия Антона Чехова особенная ниша в русской художественной литературе и вершина его творчества - данное произведение, о сюжетной линии которого может рассказать краткое содержание пьесы «Вишнёвый сад» для читательского дневника, а о богатстве образов героев и нестандартной лирической атмосфере - только полное прочтение.

Сюжет

Раневские Любовь и её дочь Аня возвращаются в родное поместье из Парижа после 5-летнего отсутствия. Семья находится на грани нищеты, после того как второй супруг Раневской ограбил её и сбежал.Теперь родовое имение Раневских под угрозой продажи за долги. Женщин встречают брат старшей Раневской и её приёмная дочь, всё это время проживающие в поместье.

Имение вместе с вишнёвым садом желает приобрести Лопахин, происходящий из крестьян, но прилично разбогатевший. Он намерен вырубить сад, а землю продать и сдать под дачные участки. Любовь в ужасе от такой перспективы. Она всегда жила и живёт иллюзиями, раздаёт деньги и не верит, что они вот-вот закончатся.

Сад и дом выставлены на торги. Их покупает Лопахин, мечтающий, но решающийся сделать предложение приёмной дочке Раневской. Любовь плачет, её успокаивает дочь. Женщины собираются для возвращения в Париж. В конце слышится стук топора - вишнёвый сад идёт под сруб.

Вывод (моё мнение)

В век, когда в цене в разы выросли выгода и личное обогащение, нет места томным воспоминаниям. Прагматикам не постичь романтиков.

«Вишневый сад» — последняя пьеса А. П. Чехова. Он написал её за год до своей смерти. За историей дворянской семьи, которая потеряла свой сад, писатель скрыл историю своей Родины, которую, по мнению автора, в будущем ждало то же жалкое существование, что и дворянство без усадьбы. Подробнее о его замысле мы написали в , а сейчас мы можете узнать сюжет и основные события книги, прочитав краткий пересказ по действиям от «Литерагуру».

Жила во Франции пять лет. Несколько месяцев с ней провела младшая дочь Аня. В мае им обеим пришлось вернутся на Родину. На станцию отправляются лакей Фирс, брат Раневской Гаев и старшая дочь Варя (вот их ). А дома их ожидают купец Лопахин и горничная Дуняша. Они сидят в комнате, которую до сих пор по старой привычке называют «детской». рассуждает о том, как может повернуться жизнь, что он, сын крепостного, теперь свободный и зажиточный купец.

Прибывают экипажи со станции. Раневская и Аня радуются возвращению. Усадьба не изменилась с момента их отъезда. Вскоре для читателя становится очевидно, что Любовь Андреевна попала в сложное финансовое положение. Ей пришлось продать все свое заграничное имущество и вернутся в Россию. Лопахин ей напоминает, что и усадьбу с садом в августе придется продать с молотка, если они с братом срочно не придумают решения. Купец тут же предлагает им вариант, который кажется ему весьма удачным. Вырубить сад, поделить землю на участки и сдавать дачникам. Но Любовь Андреевна и Гаев только отмахиваются, говоря, что сад – самое ценное на территории всей губернии. Они надеются на помощь богатой тети из Ярославля, хотя отношения с ней натянутые.

Действие 2

С приезда Раневской прошло несколько недель. Но ни она, ни Гаев не торопятся решать свои проблемы. Более того, они продолжают сорить деньгами. Возвращаясь из города, куда ездили в компании Лопахина позавтракать, они останавливаются у старой церквушки. Незадолго до их появления, на этой скамейке конторщик Епиходов объяснялся в любви Дуняше. Но легкомысленная девушка предпочла ему лакея Яшу.

Лопахин вновь напоминает о торгах. Он в очередной раз предлагает им вырубить сад. Но брат с сестрой только отмахиваются от его слов, говоря, что тетушка обязательно вышлет денег. Да и времени еще достаточно. Купец не понимает их, называет странными и легкомысленными.

К лавочке подходят дочери Раневской и Петя Трофимов (вот их ). Раневская заводит разговор о гордом человеке. Но беседы не выходит, и вскоре все один за другим покидают скамейку у церкви. Аня и Петя остаются наедине. Влюбленный Трофимов пытается очаровать девушку своими речами. Он говорит, что нужно, отринув все материальное, стремится к идеалу. Аня, которая, как и мать, легко поддаётся красивым словам, увлекается Петей, не замечая его никчемности.

Действие 3

Наступает август. Раневская, кажется, совсем не думает о судьбе усадьбы. В день торгов она устраивает пышную вечеринку. Любовь Андреевна даже приглашает оркестр. Все танцуют, общаются и радуются. Однако ощущается веселье напускное. Мысли каждого в комнате обращены к Гаеву и Лопахину, отправившимся на торги.

В ходе разговора Петя начинает критиковать Раневскую и её интрижку с аферистом из Франции, который обокрал ее. Он смеется над её нежеланием признавать очевидной правды. Но она тут же обвиняет его в двуличности. Ведь он «вечный студент», который даже не может окончить курса, проповедует всем тяжкий труд и стремление к идеалу. Петя убегает из комнаты в истерике.

С торгов возвращаются Гаев и Лопахин. Купец торжествует, хотя и пытается скрыть это в первые минуты. А Гаев рядом с ним даже не пробовал скрывать слез и разочарования. Они рассказывают, что и усадьба, и сад проданы. Теперь купец — владелец той самой усадьбы, где его отец был крепостным. Оркестр стихает, Раневская, тяжело опустившись на стул, рыдает. Аня, чей мозг одурманен словами Пети, успокаивает мать тем, что теперь у них начинается новая жизнь, не обремененная ничем материальным.

Действие 4

Последнее действие разворачивается в октябре. Лопахин, не дожидаясь отъезда прежних хозяев, начинает вырубать сад. Тетя из Ярославля все же дала денег Гаеву и Раневской. Но Любовь Андреевна забрала их у брата и вернулась во Францию к своему любовнику. Варе, ее дочери, пришлось пойти работать экономкой в соседнюю усадьбу, ведь новый хозяин сада так и не сделал ей предложения, все еще чувствуя себя ниже господ. Аня готовится сдавать гимназический экзамен и ищет подработку. Петя уезжает в Москву, чтобы продолжить обучение. Его беспокоит только пара потерянных галош. Гаеву предлагают место в банке. Однако вся семья уверена, что из-за своей лени он не задержится там надолго. Лопахин, так и не сумев признаться Варе в своих чувствах, уезжает по работе в Харьков. Все прощаются, поместье запирают на ключ.

На сцене появляется Фирс, о котором позабыли даже хозяева. Он ходит по усадьбе, бормоча себе под нос об ушедшей жизни. Добравшись до дивана, старик опускается на него и, наконец, затихает. Тишину нарушает только стук топоров.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Антона Павловича Чехова.

Имение помещицы Любови Андреевны Раневской. Весна, цветут вишневые деревья. Но прекрасный сад скоро должен быть продан за долги. Последние пять лет Раневская и её семнадцатилетняя дочь Аня прожили за границей. В имении оставались брат Раневской Леонид Андреевич Гаев и её приемная дочь, двадцатичетырехлетняя Варя. Дела у Раневской плохи, средств почти не осталось. Любовь Андреевна всегда сорила деньгами. Шесть лет назад от пьянства умер её муж. Раневская полюбила другого человека, сошлась с ним. Но вскоре трагически погиб, утонув в реке, её маленький сын Гриша. Любовь Андреевна, не в силах перенести горя, бежала за границу. Любовник последовал за ней. Когда он заболел, Раневской пришлось поселить его на своей даче возле Ментоны и три года за ним ухаживать. А потом, когда пришлось продать за долги дачу и переехать в Париж, он обобрал и бросил Раневскую.

Гаев и Варя встречают Любовь Андреевну и Аню на станции. Дома их ждут горничная Дуняша и знакомый купец Ермолай Алексеевич Лопахин. Отец Лопахина был крепостным Раневских, сам он разбогател, но говорит о себе, что остался «мужик мужиком». Приходит конторщик Епиходов, человек, с которым постоянно что-нибудь случается и которого прозвали «тридцать три несчастья».

Наконец подъезжают экипажи. Дом наполняется людьми, все в приятном возбуждении. Каждый говорит о своем. Любовь Андреевна разглядывает комнаты и сквозь слезы радости вспоминает прошлое. Горничной Дуняше не терпится рассказать барышне о том, что ей сделал предложение Епиходов. Сама Аня советует Варе выйти за Лопахина, а Варя мечтает выдать Аню за богатого человека. Гувернантка Шарлотта Ивановна, странная и эксцентричная особа, хвалится своей удивительной собакой, сосед помещик Симеонов-Пишик просит денег взаймы. Почти ничего не слышит и все время бормочет что-то старый верный слуга Фирс.

Лопахин напоминает Раневской о том, что имение скоро должно быть продано с торгов, единственный выход — разбить землю на участки и отдать их в аренду дачникам. Раневскую предложение Лопахина удивляет: как можно вырубить её любимый замечательный вишневый сад!

Лопахину хочется подольше остаться с Раневской, которую он любит «больше, чем родную», но ему пора уходить. Гаев обращается с приветственной речью к столетнему «многоуважаемому» шкафу, но потом, сконфуженный, вновь начинает бессмысленно произносить излюбленные бильярдные словечки.

Раневская не сразу узнает Петю Трофимова: так он изменился, подурнел, «милый студентик» превратился в «вечного студента». Любовь Андреевна плачет, вспоминая своего маленького утонувшего сына Гришу, учителем которого был Трофимов.

Гаев, оставшись наедине с Варей, пытается рассуждать о делах. Есть богатая тетка в Ярославле, которая, правда, их не любит: ведь Любовь Андреевна вышла замуж не за дворянина, да и вела себя не «очень добродетельно». Гаев любит сестру, но все-таки называет её «порочной», что вызывает недовольство Ани. Гаев продолжает строить проекты: сестра попросит денег у Лопахина, Аня поедет в Ярославль — словом, они не допустят, чтобы имение было продано, Гаев даже клянется в этом. Ворчливый Фирс наконец уводит барина, как ребенка, спать. Аня спокойна и счастлива: дядя все устроит.

Лопахин не перестает уговаривать Раневскую и Гаева принять его план. Они втроем завтракали в городе и, возвращаясь, остановились в поле у часовни. Только что здесь же, на той же скамье, Епиходов пробовал объясниться с Дуняшей, но та уже предпочла ему молодого циничного лакея Яшу. Раневская и Гаев словно не слышат Лопахина и говорят совсем о других вещах. Так ни в чем и не убедив «легкомысленных, неделовых, странных» людей, Лопахин хочет уйти. Раневская просит его остаться: с ним «все-таки веселее».

Приходят Аня, Варя и Петя Трофимов. Раневская заводит разговор о «гордом человеке». По мнению Трофимова, в гордости нет смысла: грубому, несчастному человеку нужно не восхищаться собой, а работать. Петя осуждает интеллигенцию, не способную к труду, тех людей, кто важно философствует, а с мужиками обращается, как с животными. В разговор вступает Лопахин: он как раз работает «с утра до вечера», имея дело с крупными капиталами, но все больше убеждается, как мало вокруг порядочных людей. Лопахин не договаривает, его перебивает Раневская. Вообще все здесь не хотят и не умеют слушать друг друга. Наступает тишина, в которой слышится отдаленный печальный звук лопнувшей струны.

Вскоре все расходятся. Оставшиеся наедине Аня и Трофимов рады возможности поговорить вдвоем, без Вари. Трофимов убеждает Аню, что надо быть «выше любви», что главное — свобода: «вся Россия наш сад», но чтобы жить в настоящем, нужно сначала страданием и трудом искупить прошлое. Счастье близко: если не они, то другие обязательно увидят его.

Наступает двадцать второе августа, день торгов. Именно в этот вечер, совсем некстати, в усадьбе затевается бал, приглашен еврейский оркестр. Когда-то здесь танцевали генералы и бароны, а теперь, как сетует Фирс, и почтовый чиновник да начальник станции «не в охотку идут». Гостей развлекает своими фокусами Шарлотта Ивановна. Раневская с беспокойством ожидает возвращения брата. Ярославская тетка все же прислала пятнадцать тысяч, но их недостаточно, чтобы выкупить имение.

Петя Трофимов «успокаивает» Раневскую: дело не в саде, с ним давно покончено, надо взглянуть правде в глаза. Любовь Андреевна просит не осуждать её, пожалеть: ведь без вишневого сада её жизнь теряет смысл. Каждый день Раневская получает телеграммы из Парижа. Первое время она рвала их сразу, потом — сначала прочитав, теперь уже не рвет. «Этот дикий человек», которого она все-таки любит, умоляет её приехать. Петя осуждает Раневскую за любовь к «мелкому негодяю, ничтожеству». Сердитая Раневская, не сдержавшись, мстит Трофимову, называя его «смешным чудаком», «уродом», «чистюлей»: «Надо самому любить… надо влюбляться!» Петя в ужасе пытается уйти, но потом остается, танцует с Раневской, попросившей у него прощения.

Наконец появляются сконфуженный, радостный Лопахин и усталый Гаев, который, ничего не рассказав, тут же уходит к себе. Вишневый сад продан, и купил его Лопахин. «Новый помещик» счастлив: ему удалось превзойти на торгах богача Дериганова, дав сверх долга девяносто тысяч. Лопахин поднимает ключи, брошенные на пол гордой Варей. Пусть играет музыка, пусть все увидят, как Ермолай Лопахин «хватит топором по вишневому саду»!

Аня утешает плачущую мать: сад продан, но впереди целая жизнь. Будет новый сад, роскошнее этого, их ждет «тихая глубокая радость»…
Дом опустел. Его обитатели, простившись друг с другом, разъезжаются. Лопахин собирается на зиму в Харьков, Трофимов возвращается в Москву, в университет. Лопахин и Петя обмениваются колкостями. Хотя Трофимов и называет Лопахина «хищным зверем», необходимым «в смысле обмена веществ», он все-таки любит в нем «нежную, тонкую душу». Лопахин предлагает Трофимову деньги на дорогу. Тот отказывается: над «свободным человеком», «в первых рядах идущим» к «высшему счастью», никто не должен иметь власти.

Раневская и Гаев даже повеселели после продажи вишневого сада. Раньше они волновались, страдали, а теперь успокоились. Раневская собирается пока жить в Париже на деньги, присланные теткой. Аня воодушевлена: начинается новая жизнь — она закончит гимназию, будет работать, читать книги, перед ней откроется «новый чудесный мир». Неожиданно появляется запыхавшийся Симеонов-Пищик и вместо того, чтобы просить денег, наоборот, раздает долги. Оказалось, что на его земле англичане нашли белую глину.

Все устроились по-разному. Гаев говорит, что теперь он банковский служака. Лопахин обещает найти новое место Шарлотте, Варя устроилась экономкой к Рагулиным, Епиходов, нанятый Лопахиным, остается в имении, Фирса должны отправить в больницу. Но все же Гаев с грустью произносит: «Все нас бросают… мы стали вдруг не нужны».

Между Варей и Лопахиным должно, наконец, произойти объяснение. Уже давно Варю дразнят «мадам Лопахина». Варе Ермолай Алексеевич нравится, но сама она не может сделать предложение. Лопахин, тоже прекрасно отзывающийся о Варе, согласен «покончить сразу» с этим делом. Но, когда Раневская устраивает их встречу, Лопахин, так и не решившись, покидает Варю, воспользовавшись первым же предлогом.

«Пора ехать! В дорогу!» — с этими словами из дома уходят, запирая все двери. Остается только старый Фирс, о котором, казалось бы, все заботились, но которого так и забыли отправить в больницу. Фирс, вздыхая, что Леонид Андреевич поехал в пальто, а не в шубе, ложится отдохнуть и лежит неподвижно. Слышится тот же звук лопнувшей струны. «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель Е. В. Новикова

– молодой лакей
Прохожий
Начальник станции
Почтовый чиновник
Гости, прислуга

Действие первое

Рассвет. Уже май. В саду цветут вишневые деревья. Однако ещё холодно. Окна в комнате, которую до сих пор называют детской, закрыты. В доме все ждут приезда хозяйки из Парижа. Раневская Любовь Андреевна должна приехать с 17-летней дочерью Аней, гувернанткой Шарлоттой и лакеем Яшей. В комнате беседуют горничная Дуняша и купец Лопахин Ермолай Алексеевич. Дуняша очень волнуется, а Лопахин переживает, что проспал на станции, а поезд приехал с опозданием и он не смог встретить Раневскую.

Лопахин вспоминает, как 5 лет тому назад Любовь Андреевна уехала за границу. Говорит, что она всегда была к нему добра и часто жалела. Его предки были у нее крестьянами, а теперь он вот разбогател. Сам он про себя говорит, что хоть от мужиков и откололся, так благородным и не стал, но богатство сумел нажить. Появляется конторщик Епиходов. Он принес букет цветов для столовой, который тут же роняет. Он жалуется, что с ним все время случаются несчастья, но он уже привык. Ещё жалуется на сапоги, которые скрипят. Дуняша рассказывает, что Епиходов делал ей предложение, но она отказалась, потому что он как «двадцать два несчастья». Однако искреннее жалеет его.

Слышатся звуки экипажа. Поднимается суматоха. С палочкой проходит 87-летний лакей Фирс в старинной ливрее. Затем появляются Раневская с дочерью Аней, братом Гаевым и прислугой. Раневская от радости плачет, вспоминает былые годы. В этой детской прошло и ее детство. Она всех узнает. Здесь и Варя, которую она называет монашкой. Гаев возмущается, что поезда ходят с опозданием. Дуняша очень рада приезду господ. Она пытается рассказать уставшей Ане про Епиходова и про то, как он ей делал предложение. Однако та не слушает, она не спала четыре ночи, все беспокоилась. Дуняша также упоминает Петра Сергеевича. Говорит, что он живет в бане.

Варя просит горничную сварить кофе, а сама в это время беседует с Аней. Аня жалуется на тяжелую поездку с досаждающей гувернанткой Шарлоттой Ивановной. Варя замечает, что все верно, так как семнадцатилетней девушке нельзя путешествовать одной. Аня рассказывает, как нашла мать в Париже среди чужих людей и без гроша. Она продала свое имение в Ментоне, но денег не осталось. Однако Любовь Андреевна сознательно не хочет понимать своего положения. Она все также заказывает дорогие и изысканные блюда, дает чаевые лакеям. Таким образом, денег еле хватило, чтобы приехать в Россию. А на повестке теперь продажа этого имения. Варя очень расстроена, слушает со слезами.

Аня спрашивает Варю, не делал ли ей Лопахин предложения. Варя говорит, что нет и не нужно, так как из этой любви ничего путного не выйдет. Появляется Дуняша с кофе. Она заигрывает с лакеем Яшей, который старается походить на заграничного франта. Варя мечтает о том, чтобы выдать выгодно Аню замуж, а самой уехать к святым местам. Затем она говорит, что уже поздно и Ане надо бы отдохнуть. Аня с грустью вспоминает, как несколько лет назад здесь умер ее отец, а затем и младший брат Гриша, который утонул в реке. Раневская бежала из этого дома без оглядки. А теперь здесь живет бывший учитель брата – Трофимов, и он может напомнить матери про былое горе.

Входит Фирс и ворчит, что Дуняша забыла подать сливки к кофе. Затем появляется Раневская с братом и Пищиком. Она очень рада видеть Фирса в добром здравии и вообще рада быть дома. От счастья она даже целует мебель. Аня прощается и уходит спать. Варя намекает Лопахину и Симеонову-Пищику что уже поздно, пора и честь знать. Лопахин перед уходом признается Раневской, что любит ее больше, чем родную. Он напоминает, что их имение за долги будет выставлено на продажу в конце августа. Однако выход есть. Он предлагает вырубить старый вишневый сад, разбить землю на дачные участки и сдавать в аренду. Это будет приносить Раневской двадцать-пять тысяч в год. Раневская и Гаев против. Они говорят, что их сад самый лучший в губернии.

Варя приносит матери телеграммы из Парижа. Та рвет их, не читая, и выбрасывает. Она говорит, что не хочет новостей из Европы. Гаев вспоминает, что их шкафу более ста лет. Обращаясь к шкафу, он произносит торжественную речь, затем отправляется спать. Лопахин уходит, обещает вернуться через недели три. Симеонов-Пищик хвалит Лопахина за находчивость, затем просит у Раневской денет, но у нее их нет. Варя с матерью и дядей смотрят в окно. Они любуются садом. Раневская рассказывает, что этот сад ассоциируется у нее с детством.

Появляется Петя Трофимов. Любовь Андреевна в растерянности. Варя напоминает, что это бывший учитель Гриши. Вспомнив о своем погибшем мальчике, она плачет. Как оказывается, Петя заметно подурнел. Про себя он говорит, что вынужден оставаться вечным студентом. Когда Пищик снова просит денег, Раневская говорит Гаеву, чтобы тот дал. Варя сокрушается и говорит, что мать ничуть не изменилась. Все также сорит деньгами. Гаев начинает мечтать о наследстве или о том, чтобы выдать Аню выгодно замуж. Он говорит, что на крайний случай можно попытать счастье у зажиточной тетки в Ярославле. О своей сестре говорит, что она добрая и славная, но порочная. В дверях стоит Аня и все слышит. Она делает замечание дяде и просит не говорить всякую ерунду о своей сестре.

Гаев признает свою ошибку. Затем он начинает строить планы о том, как сохранить имение. Он предполагает, что Лопахин даст денег взаймы на оплату процентов по векселям. Аню он предлагает отправить в Ярославль к бабушке. Он обещает, что приложит все усилия, чтобы имение не было продано. Аню это успокаивает. Фирс ругает Гаева за то, что тот до сих пор не спит. Варя рассказывает Ане, что слуги считают ее скупой. Затем она замечает, что Аня сидя уснула и вовсе ее не слушает. Варя ведет сестру спать и сталкивается с Трофимовым. Тот называет Аню солнышком и восхищается ею.

Действие второе

Действие происходит в поле рядом со старой часовенкой. Вдали виднеется усадьба Гаева и вишневый сад. На скамье сидят Дуняша, Яша и Шарлотта. Епиходов рядом играет на гитаре. Шарлотта рассказывает о своем детстве. Ее родители были циркачами и брали ее на гастроли. Когда они умерли, девочку воспитала какая-то немецкая госпожа. У Шарлотты нет паспорта, и она даже не знает, сколько ей лет. Госпожу, воспитавшую ее и отдавшую в гувернантки, она тоже не помнит. Епиходов восхищается гитарой и называет ее мандолиной. А также он говорит, что носит с собой пистолет, порой хочет застрелиться. Шарлотта замечает, что его должно быть любят женщины.

Дуняша отсылает Епиходова за своей накидкой. В то же время она беспокоится, что он застрелится. Говорит, что в господском доме она вся стала чересчур чувствительная. Кто-то идет, она отсылает и Яшу, чтобы никто такого не подумал про них. Появляются Раневская, Гаев и Лопахин. Лопахин опять интересуется, что делать с садом и согласны ли хозяева разбить его на дачные участки. Раневская говорит, что кто-то курил отвратительные сигареты. Затем она заглядывает в свой кошелек и огорчается. Она понимает, что бездумно тратит деньги, в то время как Варе приходится на всем экономить. Портмоне падает и рассыпается золото. Яша собирает его. Она опять вспоминает, как бездумно тратила деньги в ресторанах на дрянную еду.

Лопахин возвращает ее к разговору об имении. Говорит, что его не прочь купит Дериганов. Гаев отвечает, что их тетушка из Ярославля обещала выслать денег, но не сказала, сколько и когда. Лопахин возмущается тем как неделовито хозяева подходят к вопросу. Говорит, что всячески старается им помочь, а они все ждут чуда. Раневская с Гаевым замечают, что дачники – это пошло. Лопахин обижается и собирается уйти, но они его останавливают. Раневская просит остаться. Она рассказывает, что ей, на самом деле, безумно стыдно. Она верит, что это наказание за ее грехи.

Мало того, что она всегда сорила деньгами, так она ещё и вышла замуж за человека пьющего и живущего в долг. Затем она полюбила другого, но погиб ее сын. Когда она в ужасе бежала в Париж, тот человек последовал за ней. Там она купила дачу, а он заболел. Она ухаживала за ним три года, не ведая покоя, а он измучил ее, обобрал и сошелся с другой. Раневская даже пыталась отравиться. Теперь ей захотелось вернуться на родину и искупить свои грехи. А из Парижа пришла телеграмма от ее бывшего возлюбленного, в которой он умоляет ее вернуться.

Лопахин рассказывает, что смотрел смешную пьесу, а Раневская говорит, что ему бы на себя почаще в зеркало смотреть. Ведь он серо живет и говорит много ненужного. Он говорит, что отец его был человеком темным, так ничему его и не научил. Раневская говорит, что жениться ему надо и добавляет, что на Варе, так как она хорошая девушка. Он не возражает. Появляется Фирс и приносит Гаеву пальто. Раневская говорит, что постарел Фирс, а он отвечает, что итак долго живет. Гаев опять мечтает о векселе на оплату долгов. Лопахи его приземляет и говорит, что ничего не выйдет.

Приходят Варя, Аня и Петя Трофимов. Лопахин посмеивается над Трофимовым и говорит, что ему скоро уж пятьдесят, а он все в студентах ходит. Петя же про Лопахина говорит, что тот хищник, нужный в природе. Раневская возобновляет с Петей разговор о «гордом человеке». Тот говорит, что нечем гордиться, надо идти работать. По сути человек груб и неумен. Довольно ему восхищаться собой, надо заниматься работой. А в России пока немногие работают. Большая часть интеллигенции прозябает и к труду не стремиться. Лопахин отмечает, что сам работает с раннего утра и до ночи, а вокруг мало порядочных людей. Гаев говорит о природе, как она совершенна и прекрасна. Все замолкают и прислушиваются к звукам. Где-то лопается струна.

Подвыпивший прохожий спрашивает, в какой стороне станция, а потом просит копеек тридцать на дорогу. Раневская подает ему золотой, так как мелочи у нее нет. Варя возмущается, что дома есть нечего, а мать сорит деньгами. Раневская говорит, что отдаст ей все, что имеет, так как сама не умеет распоряжаться деньгами. Затем она просит у Лопахина взаймы и говорит Варе, что просватала ее. Та обижается, со слезами на глазах говорит, что с этим не шутят. Лопахин снова напоминает, что 22 августа уже торги.

Аня с Петей остаются одни. Петя говорит, что Варя боится их оставлять одних, но ей их не понять. У них ведь другая цель, они выше любви. Аня жалуется, что стала другой, даже вишневый сад уже не любит. Трофимов замечает, что вся страна словно сад. А сад вишневый – это словно ее родословная, с каждого листочка смотрят ее крепостные предки. Он также философствует о русских людях и их образе жизни. Говорит, что нужно искупить грехи предков, работая без устали. Аня говорит, что покинет дом. Он уговаривает ее бросить все и стать свободной как ветер. Варя зовет Аню, но она убегает. ­

Действие третье

В доме Раневской проходит бал. Гостиная от залы отделена аркой. Играет еврейский оркестр. В комнате танцуют пары: Пищик с Шарлоттой, Петя с Раневской, Аня с почтовым чиновником, Варя с начальником станции. Варя незаметно плачет. Пищик сетует на свою бедность. Петя отмечает, что есть что-то лошадиное в его фигуре. Пищик не обижается, ведь лошадь – доброе животное. Трофимов дразня, называет Варю «мадам Лопахиной», а она его в ответ – «облезлым барином». Варя говорит, что зря наняли музыкантов, ведь платить нечем. Раневская все ждет брата с торгов, надеется, что тот сможет выкупить их имение на деньги ярославской тетушки.

Шарлотта показывает фокусы. Все в восторге. Петя опять дразнит Варю, а она злится. Когда Раневская спрашивает ее, почему она не рада быть Лопахиной, Варя отвечает, что он возможно и хороший человек, но ведь негоже ей самой делать ему предложение. Все вокруг уже судачат, называют их жених с невестой, а он все молчит. Варя говорит, что если бы у нее было, хотя бы сто рублей, бросила бы все да ушла в монастырь. Раневская просит Трофимова больше не дразнить девушку и оставить ее в покое. А он говорит, что зол на нее оттого, что она не оставляла их с Аней одних все лето. При этом добавляет, что они с Аней выше всякой любви.

Раневская просит Петю утешить ее и сказать, что с имением все будет в порядке. Он говорит, что не надо обманывать себя, дело ведь вовсе не в имении. Она просит пощадить ее, говорит, что любит Петю как родного, даже Аню отдала бы за него, но ему нужно доучиться. Петя указывает на телеграмму, упавшую рядом с Раневской. Она объясняет, что это ее бывший возлюбленный из Парижа пишет, просит вернуться к нему. Она также говорит, что, несмотря на то, что он ее обобрал и предал, она не может жить без него. Петя удивляется и осуждает ее, на что Раневская говорит, что ему пора самому повзрослеть и влюбиться, уж столько лет, а он все гимназист второго класса. Он обижается и убегает.

Она кричит вслед, что пошутила. Слышен грохот. Петя падает с лестницы. Раневская бежит туда и просит у него прощения. Прибегает Аня и говорит, что сад продан. Раневская переживает за слуг, за Фирса, говорит, что не знает, куда их девать. Яша просится с ней в Париж. Варя ругает Епиходова, что тот ничего не делает, а только ходит как гость. Затем она палкой Фирса случайно ударяет входящего в зал Лопахина. Тот радостно заявляет, что торги закончились и теперь он – новый хозяин этого имения. Гаев опоздал на поезд и приехал поздно. Он расстроен, что не смог купить имение и плачет. А Лопахин рассказывает, как торговался с Деригановым и в итоге дал девяносто тысяч за вишневый сад. Он рад владеть имением, в котором его предки были рабами.

Лопахин просит музыкантов играть, вслух мечтает, как вырубит сад и построит дачи, а также как его дети и внуки будут расти в имении. Раневская расстроена. Он говорит ей, что надо было раньше думать и прислушаться его. А теперь поздно. Лопахин называет себя новым помещиком, владельцем вишневого сада. Аня подходит к матери и утешает ее. Говорит, что с садом уже ничего не поделать и обещает, что они посадят новый сад.

Действие четвертое

В комнате стоит багаж. Отъезжающие собирают вещи и прощаются. Лопахин зовет всех выпить, но никто не хочет. Он напоминает, что до поезда сорок шесть минут. Про себя говорит, что зимой поедет в Харьков, а то скучно тут без работы. Петя говорит Лопахину, чтобы сильно не размачивал руками. На прощание Лопахин предлагает ему денег, но тот отказывается. Лопахин говорит, что Гаев устроился работать в банк на шесть тысяч в год, но, наверное, долго там не удержится, очень уж ленив.

Появляется Аня и просит не вырубать сад до их отъезда. Аня интересуется у Яши про Фирса, отправили ли его в больницу, но тот не уверен. Яше говорят, что пришла его мать попрощаться, но он не выходит. Говорит, что хочет скорее уехать подальше от всего этого невежества. Появляются Раневская с Гаевым. Они расстроены, прощаются с имением. Любовь Андреевна прощается с дочерью. Аня решила начать новую жизнь. Пойдет работать в гимназию и будет помогать матери. Раневская говорит, что в Париж едет на деньги тетушки из Ярославля, а Аня надеется, что та скоро вернется.

Раневская напоминает Лопахину о Варе. Просит не тянуть и сделать девушке предложение. Он говорит, что так и сделает. Но как появляется Варя, начинает говорить о пустяках. Варя сообщает, что будет экономкой у Рагулиных. Все прощаются и шумно уезжают. Епиходов остается ответственным за дом. Лопахин дает ему последние указания, затем запирает дом и уходит. В запертом доме остается один Фирс. Он сам болен, но все переживает за Гаева, чтобы тот не забыл одеть пальто. С неба слышится отдаленный звук лопнувшей струны. А вокруг тишина. И только слышно, как в саду топором вырубают деревья.