Сущность эстетического восприятия. Смотреть что такое "эстетическое восприятие" в других словарях

Рассматривая процесс нравственно-эстетического воспитания, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. В разные возрастные периоды должны быть различные подходы к такому воспитанию. Б.Т.Лихачев пишет о младшем школьном возрасте следующее: «Вместе с тем независимо от уровня самосознания детей период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения развития нравственно-эстетического восприятия и формирования эстетического отношения к жизни». Б.Т. Лихачев. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985 г. Стр. 35.

Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношения к миру, постепенно трансформирующегося в свойства личности. Основные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь, влияют на формирование мировоззрения, привычек и убеждений.

Принимая во внимание межпредметные связи, нравственно-эстетическое воспитание в школе может проводиться практически на всех уроках. Особое место такому воспитанию отводится на уроках литературы, музыки, труда и изобразительного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать мир как через произведения искусства и литературы, так и через собственное творчество.

Нравственно-эстетическое воспитание нужно начинать как можно раньше. Это поможет не только сформировать личность ребенка, но и развить многие психические качества, так как нравственно-эстетическое воспитание неизбежно связано с восприятием искусства, анализом, синтезом, развитием внимания, наблюдательности и т.д.

В восприятии эстетического объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции и т.д. Именно полифония человеческой психики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством и с другими эстетическими предметами, наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования мировоззрения, морально-нравственных качеств, творческих способностей личности.

Психологический механизм восприятия эстетического объекта представляет собой особую систему, в которую входят, с одной стороны, так называемые аффективно-потребностные структуры личности, выражающиеся в потребностях, интересах, идеалах и др., составляющие собственно динамическую часть системы; а с другой стороны - операциональные структуры личности, такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т.п.

Внутрисистемные отношения зависят от возраста, индивидуально-типологического склада, уровня художественной образованности и других особенностей личности. Ценностные ориентации личности обусловлены всем предшествующим социальным опытом, семейным воспитанием, дошкольным и школьным образованием, информацией, получаемой от средств массовой информации и др. Такие ориентации сводятся к определенным ценностно-эстетическим нормативам, критериям нравственно-эстетического вкуса.

Развитие операциональных структур, связанных с эстетическим восприятием, не остается нейтральным по отношению к уровню и характеру нравственно-эстетических потребностей. Возросшие способности в области цветовидения, музыкального слуха, фонематических способностей, воссоздающего творческого воображения должны сказаться на культуре запросов и интересов личности в сфере нравственно-эстетических ценностей. В свою очередь творческое воображение и мышление зависят от развития сенсорной организации индивида.

Сфера нравственно-эстетического отношения ребенка чрезвычайно широка и окрашивает практически все его мироощущение. Дети этого возраста, в основном, верят, что жизнь создана для радости. Опосредованность отношения ребенка к действительности влечет за собой поверхностность его нравственно-эстетического отношения. Открывая мир как радостное, прекрасное, полное красок, движения, звуков целое, как созданное для исполнения его желаний, ребенок еще очень неглубоко проникает в сущность прекрасного.

Несмотря на конкретно-сказочное восприятие мира, в младшем школьном возрасте новые обязанности и новая ответственность подготавливают качественный скачок в сознании ребенка: резко меняются узкие рамки привычного мира дошкольника. На грани возрастов переоцениваются прежние ценности: старая форма может наполнится новым содержанием. Эти переходные процессы происходят и в сфере нравственно-эстетических отношений.

Несмотря на ряд положительных преобразований, в этом возрасте есть и многие отрицательные стороны. Чрезмерная наглядность восприятия и мышления младшего школьника не только определяет фотографичность, диффузность построения образа, его фрагментарность, но и лишает ребенка того, что называют личностным отношением к предмету или явлению. Если говорить о более конкретных видах искусства, например, об архитектуре и скульптуре то здесь младший школьник никогда не обращается к такому моменту, как выбор материала для произведения или какого-либо фрагмента здания в качестве его смыслового знака.

Учитывая возрастные особенности, можно успешно в системе развивать ребенка как личность, поднимая уровень нравственно-эстетической воспитанности. Это можно сделать, обращаясь к произведениям искусства, тем более что мы живем в таком прекрасном городе, где нас на каждом шагу окружают великолепные образцы искусства: живописи, скульптуры и архитектуры.

Перед восприятием архитектурного сооружения ребенок должен ознакомиться с ним. Ознакомление может происходить посредством прочтения какого-либо материала об архитекторе и сооружении, либо учитель может сам рассказать о них. В начальной школе можно применить оба метода ознакомления. Это позволит ребенку полнее представить архитектурное сооружение.

Впечатление, получаемое от архитектурного произведения, складывается из целого ряда ощущений. Сюда входит ощущение величины здания, которая мысленно соотносится с величиной собственного тела, ощущение пространственной протяженности, которая познается мышечными усилиями при перемещении внутри здания или вокруг.

Архитектура не только зрима, как картина или скульптура, она осязаема и физически, и мысленно. Архитектура слышима: гулкие шаги в храме, поскрипывание половиц в деревянном жилом доме, приглушенное эхо голосов в просторном дворцовом зале.

У младшего школьника еще маленький запас знаний и образов, поэтому, даже прогуливаясь по нашему городу, нужно обращать внимание ребенка на здания, рассказывать историю их создания, раскрывать их художественную ценность, выявлять особенности стилей.

При восприятии данного вида искусства есть еще одно важное качество: наличие собственного отношения к образу. Это качество плохо развито у младшего школьника, который чаще всего пользуется мнением и оценкой взрослых. Педагогу нужно стремиться заложить основы объективного и заинтересованного отношения ко всем явлениям действительности и к искусству. При нравственно-эстетическом воспитании ребенка важно помнить, что любое отношение должно опираться на понимание общественной, исторической и художественной ценности здания, на понимание того, что архитектура является неотъемлемой частью общей материальной и духовной культуры нашего общества.

Эстетическое восприятие дает целостный чувственный образ отражаемого объекта. Само содержание эстетического восприятия в конечном счете определяется предметом восприятия, т. е. эстетическими явлениями действительности и искусства. Но немаловажную роль в этом процессе имеет и структура эстетического субъекта, та установка, которая характеризует это восприятие как эстетическое.

В процессе эстетического восприятия действительность предстает перед субъектом во всех своих свойствах и проявлениях. Красота природы, героический поступок или трагическое событие в эстетическом восприятии раскрываются в своих объективных качествах. И произведения искусства в этом восприятии выступают не только как художественно-значительная форма, но и как определенное содержание. Здесь восприятие идет от целостного чувственного образа, от внешнего бытия произведения искусства к анализу его содержания, к размышлению, к раскрытию этого содержания через сложную цепь ассоциаций.

Эстетическое восприятие определяется как объективно-ассоциативное, т. е. как восприятие, содержащее объективную информацию об эстетических сторонах объекта и вместе с тем характеризующее субъекта как активную, творческую натуру, в которой воспринимаемый объект способствует углублению эстетического богатства личности. Это восприятие носит углубленный характер, так как, несмотря на свою чувственно-образную природу, помогает человеку проникнуть в существенные стороны воспринимаемого объекта.

Законы художественного восприятия раскрывают существенные и необходимые связи художественной рецепции. Процесс художественного восприятия протекает в глубине сознания человека, творчески активен (реципиент выступает как «соавтор», сотворец, исполнитель произведения для себя); включает обусловленную принадлежностью к рецепционной группе интерпретацию и оценку произведения в свете личностно преломленного опыта культуры; интерпретации и оценки произведения зависят от возможностей его активной встречи с разными рецепционными эпохами и рецепционными группами, а границы «раскрытия» «веера» оценок и интерпретаций обусловлены программой художественного восприятия, заложенной в произведении; доставляет эстетическое наслаждение, которое стимулирует творческую активность этого восприятия; интенсивность эстетического наслаждения зависит от упорядоченности и сложности структуры художественного произведения.

Установка в эстетическом восприятии всегда связана с положительными эмоциями, так как в этом процессе человек всегда испытывает радость, удовольствие, наслаждение независимо от того, воспринимает он трагические или прекрасные явления. Это обусловлено тем, что объективные явления действительности и произведения искусства могут выступать в качестве эстетических объектов только тогда, когда они связаны с процессом утверждения совершенного, прекрасного. Поэтому трагические, низменные, отвратительные, уродливые явления действительности могут приобретать эстетический смысл только через их отрицание и, следовательно, через утверждение подлинно эстетических ценностей.



Глубина эстетического восприятия усиливается также тем, что оно, как правило, носит непосредственный характер, в его структуре отсутствуют такие элементы установки, которые отвлекали бы человека от образно-чувственного осмысления объективных эстетических свойств воспринимаемых объектов.

В эстетическом восприятии мир представлен перед человеком во всей своей реальной красоте, во всех своих реальных эстетических сторонах и процессах, во всей своей непосредственности. И непосредственность эстетического восприятия как бы сливается с непосредственностью самой действительности, между ними не возникает гносеологических оттенков, которые бы мешали образно-чувственному познанию и осмыслению воспринимаемого. Но это вовсе не значит, что в эстетическом восприятии стихийно, «автоматически» раскрываются эстетические стороны действительности – для понимания эстетической сущности природы и человека нужна высокая культура эстетического восприятия.

Особенность осмысления проблемы эстетического восприятия на современном этапе заключается в активном включении в ее разработку таких дисциплин, как психология, социология и искусствознание. По своему содержанию эта проблема включает в себя ряд аспектов, таких, как анализ объекта эстетического восприятия, определение его роли в этом процессе, исследование его воздействия на реципиента. Многие философские и психологические концепции, в которых рассматривается эта проблематика, исходят из признания обусловленности процесса восприятия эстетичностью самого объекта, вследствие чего возникают вопросы, какой объект может быть назван эстетическим, в чем именно заключается его эстетичность и какие качества этого объекта вызывают у субъекта восприятия эстетические эмоции, чувства, переживания. В качестве особого свойства, выделяющего эстетический объект из других, эстетика чаще всего называет красоту. Но отождествление эстетического объекта с прекрасным объектом мало что проясняет в проблеме эстетического восприятия, поскольку в понятие прекрасного в различные исторические периоды вкладывалось разное содержание – так, а античности прекрасное отождествлялось с благом (калокагатия); в эстетике реализма определяющей характеристикой прекрасного выступала социальность и т.п. В то же время в эстетике существовует тенденция сводить прекрасное к физическим качествам объекта – его цвету, размеру, структуре поверхности. Поиски объективных законов красоты приводили к попыткам обнаружения ее связи с числом, пропорцией («золотое сечение»). Однако выявление физических характеристики прекрасного не привело к формированию универсального понятия красоты, поскольку отбор этих качеств производился на основе их соответствия определенному эстетическому идеалу, обладающему определенной социальной и исторической конкретностью.

Восприятие эстетически значимого объекта подвергается анализу в экспериментальной эстетике , сложившейся на рубеже XIX – XX вв. на основе психофизики. Эта эстетика рассматривает процесс эстетического восприятия как детерминированный не социальными факторами, а психофизиологическими качествами реципиента. В экспериментальных методиках, разработанных этим направлением, анализируется эстетическая реакция реципиента на внешний стимул, в качестве которого выступает эстетически значимый объект. Эстетические качества последнего признаются объективно существующими и сводятся к формальной организации объекта.

Так, уже первые экспериментальные исследования, проведенные Г.Т. Фехнером , основывавшиеся на измерении большого количества простых предметов, ставили целью подтвердить утверждение об эстетической значимости «золотого сечения». Немецкий психолог назвал свой метод «эстетикой снизу», в отличие от философской «эстетики сверху». Следствием этих экспериментов стал ряд законов (принципов) эстетического удовольствия, таких, например, как «принцип эстетического порога», из которого следует, что необходимым условием того, чтобы вещь нам нравилась, является сила воспроизводимого ею впечатления, в противном же случае действие объекта на эстетическое чувство может быть настолько слабым, что не переходит порога сознания, не осознается. Еще один принцип - «закон эстетической помощи или усиления», согласно которому для эстетического чувства необходимо совместное действие отдельных эстетических впечатлений (комбинация звуков и ритма в мелодии предоставляет несравненно большее эстетическое удовольствие, нежели то, что возникло бы от простого сложения впечатления от восприятия звука и ритма в отдельности). Эстетическое чувство, как утверждает Фехнер, нуждается в известной смене впечатлений, равно как и в том, чтобы эти впечатления не сменялись в пестром беспорядке, но были связаны общими принципами. Наиболее оригинальный и важный принцип - «эстетических ассоциаций». Причем, одновременно с введением этого принципа Фехнер вносит и одно важное различение: при восприятии вещи, которая возбуждает эстетическое удовольствие, одновременно действуют два различных фактора – внешний и внутренний. К внешнему он относит те свойства вещи, которые составляют ее объективный фактор эстетического впечатления (форму, линии, цвет и т.п.); к внутреннему - все, накопленное нами из личного опыта, что мы присоединяем к восприятию этого объекта. Последнее сливается, ассимилируется непосредственно с данными извне впечатлениями в некое единое целое. Именно эти представления и образуют ассоциативный фактор эстетического удовольствия. Фехнер указывал, что первичные впечатления выступают своеобразными носителями эстетического значения и, лишь благодаря сопутствующим ассоциациям создается и тот субъективный смысл и та специфическая экспрессия, которые получают воплощение в образе восприятия. Следовательно, ассоциативный фактор, относясь к внутреннему содержанию эстетического восприятия, выполняет своеобразную интегрирующую функцию, соединяя в себе значение и экспрессию, объединяет различные уровни психики. При этом воспоминание в эстетическом опыте выражает не только «рациональные» знания об эстетическом объекте, но и способно к воспроизведению соответствующих переживаний, дающих возможность субъекту предчувствовать, предвосхищать в объекте восприятия определенное эстетическое содержание. Таким образом, принцип ассоциаций, обусловливая и эмоциональную окраску вещи, и ее эстетическое значение, определяет и содержание эстетического удовольствия. Фехнер особенно подчеркивает важность этого принципа, утверждая, что на нем «зиждется половина его эстетики».

Начиная с Фехнера, эстетика широко развернула экспериментальное изучение эстетических отношений. Круг элементов, способных выступить первичными атомами эстетической формы, все расширялся, изучались уже не только сочетания этих элементов, но и комбинации геометрических фигур, цветов, звуков. В России это эстетико-позитивистское направление связано с именами И. Догеля, В. Вельямовича, Л. Оболенского, В. Савича и др. Система воззрений Ф. на природу возникновения эстетического впечатления также получила в дальнейшем детальную интерпретацию, она была развита К. Валентайном, Г. Гельмгольцем.

Неоднократно предпринимались также и попытки психологического анализа эстетического наслаждения. К числу наиболее значительных из них принадлежит теория вчувствования Т. Липпса .

Немецкий психолог, философ, эстетик Теодор Липпс выступил систематизатором немецкой психологии конца XX столетия, в которой видел основу всех наук – философии, логики, эстетики, этики. В центре его концепции психологии искусства стоит понятие вчувствования , которому он дал наиболее полное и глубокое теоретическое обоснование.

Согласно этой теории, воспринимая какой-либо объект, субъект совершает особый психический акт, проецируя на этот предмет свое эмоциональное состояние, на основе которого и возникает эстетическое впечатление. Липс отвергает попытку Фехнера объяснить имманентность эстетического изображения и впечатления ассоциативным фактором, утверждая вместо этого неразрывность соединения сенсорного восприятия внешней формы с тем внутренним содержанием, которое она передает. Психолог считал, что объект прекрасен, если в нем отображаются жизненные силы, рассматривая в то же время вчувствование как общепсихологический процесс, проявляющийся не только в эстетическом удовольствии. Именно поэтому он отличает простое, или практическое, повседневное вчувствование от эстетического. Первое сопровождает все наши восприятия и чувствования (так, мы не можем смотреть на лицо другого человека или на его движения не представляя и не вчувствываясь в те внутренние его состояния, выражением которых они нам кажутся). На этом виде вчувствования в значительной степени основаны все нравственные симпатии или антипатии к другим людям. Поэтому Липпс называет его симпатическим, которое, однако, по его мнению, неполно и несовершенно, ибо может наталкиваться на множество внешних обстоятельств и препятствий, ограничивающих его проявление. Эстетическое же вчувствование проявляется вполне и без остатка. Только искусство обладает возможностью реализовать подобное полное вчувствование, ибо все то, что изображает искусство, является для нас своего рода действительностью, которую мы сопереживаем одновременно и как «эстетическую реальность», благодаря чему отпадает служащее помехой впечатление повседневной действительности. В то же время искусство в своих проявлениях отражает типические и значительные черты, возвышая их до общечеловеческих. Благодаря этому, говорит Липпс, «я в то же время чувствую и мою личную жизнь возвышенной и приподнятой, а для этого необходимо, чтобы я в самом себе видел способность к значительным человеческим страстям, чтобы мое настроение и склонности шли навстречу тому, что изобразил художник». Таким образом, утверждает психолог, «моя идеальная эстетическая личность вкладывается при вчувствовании в вещи, и вчувствование основывается на согласовании моей личности с тем, что доставляет произведение искусства или явление природы». Именно поэтому основным содержанием нашего вчувствования всегда является «внутренняя деятельность», активность нашей личности.

По аналогии с эстетикой пространственных форм Липпс формулирует и своего рода «эстетику временных отношений», пытаясь объяснить и эстетическое влияние ритма, его формальных элементов и их комбинаций, в трактовке которых психолог вынужден оставить чисто психологическую точку зрения и обратиться к области «объективного» (механического, физиологического) анализа ритмических форм. На основе принципа вчувствования им объясняются и эстетические удовольствия от цветов, цветовых соотношений, а также формулируется эстетика языка и речи. Область прекрасного понимается Липсом как «область спокойного и изживающего себя наслаждения, где наше эстетическое чувство удовлетворяется беспрепятственно». Эстетическое же удовольствие при восприятии трагического он объясняет тем, что страдание человека повышает «чувство его самооценки».

Наиболее наглядно иллюстрирует эту закономерность введенный Липсом закон «психологической запруды»: «если какое-нибудь психическое движение, например, связь представлений, задерживается в своем естественном течении, то это движение образует запруду, останавливается и повышается именно в том месте, где наталкивается на препятствие». Так, благодаря трагическим «задержкам» повышается ценность страдающего героя, а благодаря вчувствованию в этот процесс, – и наша собственная ценность. Здесь срабатывает принцип сочувствия (симпатии), состоящий в непосредственном вкладывании нашей собственной ценности в сопереживания других людей. Таким образом, ценность, которая имеет для нас другая личность, есть наша собственная, вложенная в нее ценность в форме «объективированного чувства собственной ценности». И средством к этому является сострадание.

Взгляды Липпса на психологический феномен вчувствования явились в дальнейшем, наряду с воззрениями других представителей «теории вчувствования», теоретической основой для осмысления, развития и распространения этого понятия в теории искусства XX в., в эстетических концепциях В. Воррингера, Дж. Сантаяны и др.

Большой интерес представляют исследования эстетического объекта как целостности по принципу гештальта , согласно которому элементы эстетической формы сами по себе не являются эстетическими, но целостная эстетическая форма, не сводимая к механической сумме ее частей, приобретает новое специфическое качество – эстетичность. В результате ее восприятия у субъекта и возникает эстетическая реакция.

Многочисленные и разнообразные экспериментальные исследования в области эстетического восприятия не привели к выявлению специфичности эстетической реакции субъекта, ее отличию от других психофизиологических реакций.

В теоретической эстетике объективность эстетических качеств объекта восприятия признается далеко не всеми учеными, что связано с использованием иного методологического принципа исследования – рассмотрения эстетического как отношения, вследствие чего признается, что сами по себе объекты эстетически нейтральны и приобретают эстетические характеристики лишь в процессе восприятия объекта реципиентом. Иными словами, эстетическое возникает в отношении, взаимодействии субъекта и объекта, а не существуют само по себе. Сходную позицию демонстрируют и социологические концепции искусства, в которых эстетичность объекта определяется общественным мнением и представляет собой социальную ценность.

Техническое оснащение: мультимедийное сопровождение.

Литература:

Основная:

1. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 2000.

2. Кривцун О.А. Эстетика. М., 1998.

Дополнительная:

1. История эстетической мысли. М., 1985.

Введение

Важнейшим видом духовного производства является искусство. Как и наука, оно представляет собой творение профессионалов - художников, поэтов, музыкантов, т.е. специалистов в области эстетического освоения мира. Этот способ духовного освоения действительности опирается на своеобразный феномен социальной реальности, зафиксированной философией в категории эстетическое.

Идеальный художественный мир вырабатывает систему эстетических ценностей, эталонов красоты, стимулирующих человека стремиться к совершенству, оптимуму в любой сфере деятельности.

Эстетический мир является подлинной памятью человечества. В нем бережно и надежно в течении тысячелетий сохраняются неповторимые особенности множества самых разнообразных укладов жизни.

Другим интересным аспектом рассматриваемой темы является проблема соотношения общечеловеческих начал в искусстве и его национальных особенностей. В сравнении с другими видами духовного производства (наукой, религией) национальный момент в искусстве более весом. Ибо оно сильнее зависит от национального языка, характера, этнографических особенностей и т. д.

Предметом рассмотрения является философия.

Цель работы раскрыть основы искусства, как сферы культуры.

Для изучения темы необходимо рассмотреть следующие вопросы:

  • - эстетическое восприятие мира и его роль в культуре;
  • - искусство как эстетическая деятельность;
  • - функции искусства;
  • - классовое и национальное в искусстве;
  • - социальное содержание искусства.

Эстетическое восприятие мира и его роль в культуре

эстетический культура искусство духовный

Эстетическое не является исключительной прерогативой искусства. Оно составляет одну из общих характеристик самого социального бытия и как бы «разлито» по всей социальной реальности. Эстетическим, т.е. вызывающим у человека соответствующие чувства, может быть все, что угодно: природные ландшафты, пейзажи, любые предметы материальной и духовной культуры, сами люди и всевозможные проявления их активности - трудовые, спортивные, творческие, игровые и пр. То есть эстетическое представляет собой как бы некую грань практической деятельности человека, которая порождает у него специфические чувства и мысли.

Объективной основой возникновения эстетического являются, очевидно, некие фундаментальные закономерности бытия, проявляющиеся в отношениях меры, гармонии, симметрии, целостности, целесообразности и т. д. Конкретно-чувственная, наглядная форма этих отношений в объективном мире порождает своеобразный резонанс в душе человека, который и сам есть частица этого мира и, следовательно, тоже причастен к общей гармонии Вселенной. Настраивая свой предметный и душевный мир в унисон с действием этих универсальных отношений бытия, человек и переживает специфические переживания, которые мы называем эстетическими. Следует заметить, что в эстетике существует и другой взгляд на природу эстетического, отрицающей его объективность и выводящий все формы эстетического исключительно из человеческого сознания.

Эстетические переживания, в силу универсальности лежащих в их основе отношений, способны возникать в любом виде человеческой деятельности. Однако в большинстве из них (труде, науке, спорте, игре) эстетическая сторона является подчиненной, второстепенной. И только в искусстве эстетическое начало носит самодовлеющий характер, приобретает основное и самостоятельное значение.

Искусство как «чистая» эстетическая деятельность есть не что иное, как обособившаяся сторона практической деятельности людей. Искусство вырастает из «практики» в длительном историческом процессе освоения мира человеком. Как специализированный вид деятельности оно появляется лишь в античности. Да и в эту эпоху собственно эстетическое содержание деятельности далеко не сразу становиться обособленным от утилитарного или познавательного. В доклассовый же период истории то, что обычно называют первобытным искусством, искусством в собственном смысле этого слова не являлось. Наскальные рисунки, скульптурные фигурки, ритуальные танцы имели в первую очередь религиозно-магическое значение, а отнюдь не эстетическое. Это были попытки практического воздействия на мир через материальные образы, символы, репетиции совместных действий и т. д. Прямого воздействия на успех первобытного человека в борьбе с внешним миром они, надо думать, не оказывали, зато их косвенное влияние на это несомненно.

Объективно значимым, практически полезным результатом безыскусных упражнений первобытности в «живописи», «песне», «танце» было возникавшее в этих совместных магических действиях радостное чувство общности, единства, неоспоримой силы рода.

Первобытные «произведения искусств» были не предметами спокойного созерцания, а элементами серьезного действия по обеспечению успешной работы, охоты или урожая, а то и войны и т.д. Рождаемые этими действиями эмоциональное возбуждение, подъем духа, экстаз были самой что ни на есть практической силой, помогавшей первобытному человеку достигать своих целей. А отсюда всего лишь один шаг до понимания того, что подобное возбуждение эмоций, «восторг души» обладает самостоятельной ценностью и может быть организован искусственно. Обнаружилось, что и сама деятельность по созданию символов, образов, ритуалов способна приносить человеку чувство удовлетворения безотносительно к какому бы то ни было практическому результату.

При этом лишь в классовом обществе эта деятельность смогла приобрести совершенно самостоятельный характер, превратиться в род профессиональных занятий, ведь только на этой ступени общество оказывается в состоянии содержать лиц, освобожденных от необходимости постоянным физическим трудом добывать себе средства существования. Именно поэтому искусство в собственном смысле этого слова (как профессиональная эстетическая деятельность) появляется по историческим меркам довольно поздно.

Искусство, как и другие виды духовного производства, создает свой особый, идеальный мир, который как бы дублирует объективно реальный мир человека. Причем первый обладает такой же целостностью, как и второй. Стихии природы, общественные установления, душевные страсти, логика мышления - все подвергается эстетической переработке и образует параллельный реальному миру мир художественного вымысла, который порой бывает убедительнее самой реальности.

Искусство одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания.

К искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу.

В более широком значении искусство - особа форма практической деятельности, осуществляемой умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто в эстетическом смысле.

Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно восприимчивой форме - в форме типических художественных образов.

Главный отличительный признак художественный признак художественного творчества состоит не в создании красоты ради возбуждения эстетического удовольствия, а в образном освоении действительности, т.е. в выработке специфического духовного содержания и в специфическом духовном функционировании, внедряющем это содержание в культура.

Искусство проявилось еще на заре человеческого общества. Оно возникло в процессе труда, практической деятельности людей. На первых порах искусство непосредственно переплеталось с их трудовой деятельностью.

Свою связь с материальной производственной деятельностью, хотя более опосредованную, оно сохранило и по сей день. Правдивое искусство всегда было верным помощником людей в труде и жизни. Оно помогало им бороться с силами природы, доставляло радость, вдохновляло на трудовые и ратные подвиги.

Определяя смысл искусства, как особой формы человеческой деятельности теоретики шли двумя путями: одни абсолютировали отдельные функции искусства, видя его назначение в познании реального мира, или в выражении внутреннего мира художника, или в чисто игровой активности; другие ученые утверждали именно многомерность, разность, полифункциональность искусства, не подымаясь до объяснения его целостности.

Искусство в классовом обществе имеет классовый характер. "Чистого искусства", "искусства для искусства" - нет и не может быть. Доступность и доходчивость, огромная убедительность и сила эмоционального искусства делают его могучим орудием классовой борьбы. Поэтому классы используют его в качестве проводника своих политических, нравственных и других идей.

Искусство - часть надстройки, и оно служит базису, на основе которого развивается.

Искусство на основе диалектико-материалистической методологии и принципов системного исследования, ищет пути преодоления различных односторонних истолкований природы.

В искусстве запечатлевается общая структура реальной человеческой деятельности, что обуславливает его разносторонность и одновременно целостность.

Сопряжение познавательной, оценочной, созидательной и знаково-коммуникативной функции, позволяет искусству воссоздавать (образно моделировать) человеческую жизнь в ее целостности, служить ее воображаемом дополнением, продолжением, а иногда и заменой. Это достигается благодаря тому, что носителем художественной информации является художественный образ, в котором целостное духовное содержание выражается в конкретно-чувственной форме.

Поэтому искусство обращено к переживанию, в мире художественных образов человек должен жить подобно тому, как он живет реально, но сознавая иллюзорность этого "мира" и эстетически наслаждаясь тем, как искусно он сотворен из материала мира реального.

Искусство предоставляет человеку дополнительный жизненный опыт, хотя и воображаемый, но зато специально организованный и бесконечно раздвигающий рамки реального житейского опыта индивида. Оно становится могущественным способом специально направленного формирования каждого члена общества. Оно позволяет человеку реализовывать свои неиспользованные возможности, развиваться душевно, эмоционально и интеллектуально, приобщаться к накапливаемому человечеством коллективному опыту, вековой мудрости, общечеловеческим интересам, устремлениям и идеалам. Поэтому искусство выполняет специально-организованную функцию, и способно влиять на ход развития культуры, своеобразным "самосознанием", которой оно становится.

Структура искусства, как всякой сложной динамической системы, отличается гибкостью, подвижностью, вариационной способностью, что позволяет ему вступать во множестве конкретных модификаций: различные виды искусства (литература, музыка, живопись, архитектура, театр, киноискусство и т.д.); различные его роды (например, эпический и лирический); жанры (поэма и роман); разные исторические типы (готика, барокко, классицизм, романтизм).

В каждом реальном художественном явлении обнаруживается особая модификация общих и устойчивых черт художественно-образного освоения мира, в котором та или иная сторона его структуры приобретает главенствующее значение, и соответственно по-своему складывается взаимосвязь остальных ее сторон, например, соотношение познавательных и созидательных способностей.

Как бы ни сопрягались в творческом методе основные грани художественной структуры, он всегда, прежде всего, характеризует содержательную сторону творчества, преломление жизненной реальности через призму миросозерцания художника, а затем способ воплощения этого содержания в форме.

Эстетическое восприятие

процесс приема и преобразования эстетической информации, предполагающий способность человека чувствовать красоту окружающих предметов, различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенные и низменные черты в реальной действительности и в произведениях искусства и испытывать при этом чувства наслаждения, удовольствия или неудовольствия.

"Нет истинного творчества без мастерства, без высокой требовательности, упорства и работоспособности, без таланта, который на девять десятых состоит из труда. Однако все эти существенные и необходимые качества ничего не стоят без художественной концепции мира, без мировоззрения, вне целостной системы эстетического восприятия действительности" (Ю.Б. Борев).


Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. - М.: Флинта, Наука . Н.Ю. Русова . 2004 .

Смотреть что такое "эстетическое восприятие" в других словарях:

    Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей.… … Большая советская энциклопедия

    См. эстетическое восприятие …

    Эстетическое развитие - развитие способности воспринимать эстетические аспекты происходящего и создавать их самому (красивое, безобразное, торжественное, величавое, гармоничное и т.д.) Дети, отмечает К.Чуковский, любят музыку, петь, танцевать, декламировать,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Эмоциональное состояние, возникающее у человека в процессе эстетического восприятия окружающей действительности и произведений искусства. Рубрика: Эстетические категории в литературе Антоним/коррелят: Эстетическое восприятие Некоторые… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ - наиболее общая категория эстетики, с помощью которой обозначается ее предмет и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий. В качестве особой категории сформировалась в эстетике в 20 в. на основе… … Философская энциклопедия

    Эстетическое - Наиболее общая категория эстетики; метакатегория, с помощью которой обозначается ее предмет и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий. В качестве категории сформировалась в эстетике в XX в. на… … Энциклопедия культурологии

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - в самом общем смысле формирование восприимчивости человека к иск ву и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Иск во понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности. В разные эпохи подчеркивалось… … Философская энциклопедия

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - процесс формирования и развития эстетич. эмоционально чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий её рост в соответствии с социальным и… … Российская педагогическая энциклопедия

    ВОСПРИЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ - (художественное) вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и. целостном В. произв. иск ва как эстетической ценности, к рое сопровождается эстетическим переживанием. Нек рые исследователи обозначают этот процесс как «худож.… … Эстетика: Словарь

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе Э. в. вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном… … Эстетика: Словарь

Книги

  • Теория информации и эстетическое восприятие , А. Моль. Без суперобложки. Книга французского ученого А. Моля является интересной попыткой распространить методы математики, кибернетики и экспериментальной психологии наизучение некоторых вопросов… Купить за 700 руб
  • Эстетическое воспитание при обучении математике в средней школе. Учебное пособие , Фирстова Наталья Игоревна. В данном учебном пособии представлены пути реализации эстетического воспитания учащихся на уроках математики в средней школе. Пособие адресовано не только преподавателям математики,…

В воспитании эстетической культуры очень большое значение имеет взаимосвязь эстетического восприятия и эстетического творчества. В детстве, отрочестве и ранней юности каждый ученик должен восхищаться красотой во всех ее проявлениях; только при этом условии у него утверждается бережливое, заботливое отношение к красоте, стремление вновь и вновь обращаться к тому предмету, источнику красоты, который уже пробудил восхищение, оставил в его душе след.

В эстетическом восприятии, как познавательном и эмоцио­нальном процессе, тесно связаны понятия, представления, суждения - вообще мышление, с одной стороны, и пережива­ния, эмоции - с другой. Успехи эстетического воспитания за­висят от того, насколько глубоко раскрывается перед учеником природа прекрасного. Но влияние на его духовный мир кра­соты природы, произведений искусства, окружающей обста­новки зависит не только от объективно существующей кра­соты, но и от характера его деятельности, от того, как эта красота включается в его отношения с окружающими. Эстети­ческие чувства пробуждает та красота, которая входит в жизнь человека как элемент его духовного мира.

Каждый человек осваивает и красоту природы, и музы­кальную мелодию, и слово. И это освоение зависит от его активной деятельности, под которой мы понимаем труд и со­зидание, мысль и чувство, воспринимающие, создающие и оценивающие красоту. Чем больше в природе предметов, очелове­ченных эмоциональным восприятием, пережитых как красота окружающего мира, тем больше красоты видит человек вокруг себя, тем больше волнует, трогает его красота - и созданная другими людьми, и первозданная, нерукотворная. Тех детей и подростков, для которых постоянное общение с природой стало важным элементом их духовной жизни, глубоко волну­ют, трогают описания природы в художественных произведе­ниях, изображение картин природы в произведениях жи­вописи.

Мы добиваемся, чтобы каждый наш воспитанник с малых лет сердечно, заботливо относился к деревцу, к кусту роз, к цветам, к птицам - ко всему живому и красивому. Исклю­чительно важно, чтобы эта забота стала привычкой. Поэтому у нас каждый ребенок ухаживает за растением в уголке кра­соты своего класса. У каждого есть свой скворечник или своя дуплянка для синичек, каждый оберегает гнездо ласточки. Эта сфера эстетического творчества имеет глубоко личный, инди­видуальный характер. Без индивидуальных, личных чувств нет эстетической культуры.

Большое значение имеет и эстетическое творчество, свя­занное с восприятием художественных ценностей - литерату­ры, искусства.

Эстетическое восприятие произведений литературы, музы­ки, изобразительного искусства тоже" требует активной дея­тельности. Эта деятельность заключается в эстетической оцен­ке, в глубоком переживании тех качеств, которыми обладает предмет восприятия сам по себе. Мы добиваемся того, чтобы с малых лет ребенок переживал красоту слова в художествен­ном произведении, чтобы его волновало и описание природы, и изображение духовного мира героев. Ученик, который в дет­стве много раз переживал красоту слова, стремится выразить словами свои самые сокровенные мысли. Многолетний опыт убедил нас, что литературными опытами - сочинением сти­хов, рассказов, очерков - в годы отрочества и ранней юности увлекаются те, на кого в детстве оказала большое воздействие красота, выраженная словом в произведениях выдающихся писателей.


Слушанию художественных произведений и выразительно­му чтению дети посвящают свое свободное время. В младших классах на чтение любимого произведения отводятся особые уроки; на этих уроках каждый читает то, что ему больше все­го нравится, что его волнует,- стихи, отрывки из рассказов, повестей. Учитель тоже читает свое любимое произведение. Конечно, урока не хватает, проводится утренник любимых произведений. Потом утренник посвящается одному большому произведению.

В средних и в старших классах читаются отрывки из про­изведений классической и современной литературы - как оте­чественной, так и зарубежной.

Опыт убеждает, что восприятие красоты произведений жи­вописи (как по оригиналам, так и по копиям) пробуждает у де­тей стремление выразить в красках, линиях, сочетаниях от­тенков свои мысли и чувства, свое отношение к окружающему миру. Это стремление мы развиваем и поддерживаем. У детей есть альбомы для рисования, и многие дети не только зарисо­вывают в них отдельные предметы или их сочетания, но и от­ражают в рисунках свои чувства.

Время от времени в школе устраиваются выставки детско­го рисунка. Так, в 1964/65 учебном году одна из таких выста­вок рисунков учащихся 1-4 классов была посвящена теме «Воспоминания О летних каникулах», другая - теме «Наш плодовый сад и виноградник», третья - «Наступила золотая осень», четвертая - «Зима», пятая - «Мечты о полетах в кос­мос».

На наших юношей и девушек потрясающее впечатление произвел рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Они и до чтения этого рассказа знали о неизвестном герое, совершив­шем героический подвиг в нашем селе в дни фашистской окку­пации.

После одной из карательных экспедиций фашисты собрали население села и торжественно объявили, что все партизаны, наконец уничтожены - последний из них, взятый в плен жи­вым, сейчас это подтвердит. Действительно, нашелся преда­тель, сказавший то, что так хотелось врагам. Сотни крестьян стояли, подавленные этим известием. И вот в эту минуту из "Толпы вышел юноша, подошел к группе фашистских офицеров и попросил разрешения сказать несколько слов крестьянам. Фашисты разрешили. Юноша сказал: «Не верьте фашистам. Я - партизан. Нас тысячи, мы боремся, и будем бороться. Я шел сюда на верную смерть, но эта смерть необходима: вы должны верить, что, пока жив народ, живы и борцы за его дело - партизаны».

Ошеломленные фашисты не сразу пришли в себя. Юноша был схвачен и здесь же расстрелян. Но его слова вдохнули в тех, к кому они были обращены, новые силы.

Нарисованная Шолоховым картина по-новому раскрыла нашим юношам и девушкам героический поступок неизвест­ного юноши, имевший место в их родном селе четверть века назад.

Маленькие дети, ученики 3 класса, часто плачут, когда учительница читает им рассказ польского писателя Г. Сенке­вича «Янко-музыкант». Они становятся как бы непосредствен­ными участниками событий, о которых рассказывает писа­тель; горе, о котором он говорит, становится их собственным горем; они вспоминают, что раньше часто не обращали вни­мания на эти маленькие происшествия их повседневной жиз­ни. Мысленно ставят себя на место мальчика, стараются ре­шить, что бы они сами сделали на его месте. Советские дети, конечно, не могут представить себе условия жизни давно ушедшего общества, они мысленно переносят в тот страшный мир свои моральные и эстетические критерии. Они с негодова­нием говорят о помещике-эксплуататоре; каждый утверждает, что он вместе со своими товарищами обязательно наказал бы жестокого помещика...

Особенно обогащает видение мира лирическая поэзия. Чте­ние стихотворения Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шум­ных» всегда создает в представлении юношей и девушек картину непреходящей, бессмертной жизни, навевает мысли о преемственности поколений. Учениками овладевает грустное настроение при мысли о том, что человек смертен, что моло­дое становится дряхлым, но эта грусть еще больше оттеняет красоту жизни, ее радости: юноши и девушки переживают стремление как можно полнее, глубже познать в жизни все то, что связано с созиданием, с бессмертной жизнью природы и вечностью человеческих порывов к счастью. Поэтическое слово пробуждает благородные порывы души. Однажды после чтения этого стихотворения кто-то из юношей сказал: «Поса­дим дуб, который будет жить тысячу лет...» Посадили желудь, вырос дубок, теперь ему уже десять лет. Он еле достиг челове­ческого роста, но все у нас называют его тысячелетним. Так из поколения в поколение ученический коллектив передает эстафету мечты о бессмертной непреходящей жизни.

Мы придаем большое значение рассматриванию произведе­ний живописи. В начальных классах мы делаем это на уроках чтения, в средних и старших классах - на уроках литерату­ры. Иногда одна и та же репродукция рассматривается не­сколько раз - в младшем, среднем и в старшем возрасте. Первое рассматривание обычно не сопровождается широкими объяснениями, касающимися деталей картины. Ученики рассматривают репродукцию обычно в заключение беседы, в ходе которой у них создается определенное отношение к тому или иному явлению природы, общественной жизни, или же после непосредственного общения с природой.

Например, совершая с детьми прогулку, мы отдыхаем на освещенной солнцем поляне в березовой роще. Дети не могут не почувствовать здесь красоту белых стволов на фоне яркой зелени, игры света и теней. Стройные деревья, голубое небо, яркое солнце, сверкающая вдали река, зеленая лужайка, жужжание пчел - все это входит в их духовный мир как оче­ловеченные предметы. По возвращении мы показываем им репродукцию картины Левитана «Березовая роща», и она про­изводит на детей очень сильное впечатление, хотя это рассмат­ривание и не сопровождается объяснениями. В гениальном произведении художника дети находят как бы самих себя; оно пробуждает у них мысли и чувства, только что пережитые при непосредственном общении с природой, но теперь эти чувства возникают как воспоминание о прошлом, как желание еще и еще общаться с природой, чувствовать, переживать кра­соту.

Для учеников средних и старших классов у нас проводят­ся вечера и утренники, посвященные отдельным произведени­ям живописи. Кратко остановившись на жизненном и творче­ском пути художника, мы основное внимание уделяем образам произведения, стремимся в ярких, красочных словах передать содержание произведения, охарактеризовать свойственную художнику манеру письма.

Для того чтобы раскрыть красоту произведений живописи перед учениками, сами учителя должны иметь соответствую­щую подготовку в области эстетической культуры, постоянно повышать свои знания. У нас каждый учитель непрерывно пополняет свой личный альбом репродукций картин выдающих­ся художников. В педагогическом коллективе проводятся занятия, посвященные изобразительному искусству. В течение ряда лет сложилась и программа бесед о произведениях жи­вописи. Эта программа включает в каждую беседу по одному (иногда по два-три) произведению выдающихся художников - русских, советских, зарубежных. Отдельные беседы посвяща­ются также архитектуре и скульптуре.

Могучим средством эстетического воспитания является музыка. Музыка - это язык чувств, переживаний, тончайших оттенков настроений. Чуткость восприятия языка музыки, понимание его зависят от того, как в детстве и отрочестве воспринимались произведения, созданные творчеством народа и композиторами. Не меньше половины времени, отводимого на пение и музыку, мы используем на слушание музыкальных произведений. Мы учим детей, понимать музыкальную мело­дию, потом переходим к слушанию простых пьес. Каждому произведению предпосылается беседа, благодаря которой у де­тей создается представление о картине или переживании, переданных специфическими средствами музыки.

Здесь, как и при восприятии произведений живописи, мы придаем очень большое значение природе: учим детей, слу­шать музыку природы. Например, в тихий летний вечер дети собираются в саду или на берегу пруда. Заходит солнце, с каж­дой минутой меняется окраска деревьев, холма, виднеющегося вдали, необъятных полей с высокими скифскими курганами. Дети всматриваются в окружающий мир, вслушиваются в зву­ки. Оказывается, самый тихий летний вечер полон множеством" звуков. Непосредственно после слушания музыки природы де­тям предлагается прослушать записанную на пластинку соответствующую народную песню или произведение композито­ра. У детей возникает желание еще и еще слушать музыкаль­ные мелодии, передающие красоту летнего вечера. Во время повторного слушания музыкального произведения развивается эмоциональная память, углубляется чуткость и восприимчи­вость к красоте мелодии. Постепенно ребенок начинает чув­ствовать в мелодии музыкальное выражение чувств, впечатле­ний, настроений, переживаний. Так, еще до ознакомления с музыкальной терминологией ученики овладевают языком образов, что имеет очень большое значение не только для музыкального воспитания, но и вообще для формирования и раз­вития чувств.

Чем понятнее, доступнее этот язык ребенку уже в младшем возрасте, тем большую роль играет слушание музыки в сред­нем и старшем возрасте.

Умение слушать и понимать музыку - один из элементар­ных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания. Сфера действия музыки начинается там, где кончается речь; то, что невозможно ска­зать человеку словом, можно сказать музыкальной мелодией, потому что музыка передает непосредственно настроения, пе­реживания. В этой связи надо заметить, что музыка является незаменимым средством воздействия на юную душу. Мы стре­мимся построить систему музыкального образования таким образом, чтобы из года в год перед учениками постепенно открывался мир больших идей, отраженных в музыке: идеи братства и дружбы людей (Девятая симфония Бетховена), идеи борьбы человека против безжалостного рока (Шестая симфо­ния Чайковского), борьбы сил прогресса и разума против тем­ных сил фашизма (Седьмая симфония Шостаковича). К пониманию этих идей мы подводим детей постепенно: вначале, как указывалось, они слушают несложные музыкальные произве­дения, в которых выражается чувство восхищения красотой, добром, человечностью, потом переходят к более сложным произведениям.

На музыкальных вечерах, которые проводятся для учени­ков младшего, среднего и старшего возраста, главное место занимает слушание музыки. Программа музыкального обра­зования включает прослушивание вокальных, инструменталь­ных и симфонических произведений и отрывков (увертюр, арий) из опер виднейших русских, советских и зарубежных композиторов.

Каждый музыкальный вечер являетсяочередной ступень­кой в музыкальном образовании. Чтобы научить понимать му­зыку, надо рассказать о музыкальных средствах выражения мыслей и чувств. Мы начинаем с элементарного объяснения музыкальных ассоциаций и аналогий, показываем, как ком­позиторы заимствуют их из окружающего мира звуков. Посте­пенно мы переходим к анализу идеи музыкального произ­ведения.

Переживание· чувства наслаждения прекрасным - первое побуждение к творчеству. Это особенно заметно на литера­турных опытах учащихся. Чем глубже пережил ученик кра­соту, отраженную в поэтическом произведении, тем сильнее у него потребность выразить в слове собственную мысль, чув­ства. Восприятие и творчество здесь не только взаимозависи­мы, но и сливаются нередко в единый процесс эстетической оценки: творчество начинается по существу уже во время чте­ния поэтического произведения. Характерной особенностью литературных, особенно стихотворных, опытов являетсято, что мысль передается с помощью тех конкретно-чувственных образов, с которыми она ассоциировалась во время восприятия поэтического или музыкального произведения.

Я прочитал в течение последних 10 лет свыше 100 учениче­ских стихотворений, в которых изливается чувство грусти в связи с предстоящим расставанием со школой, товарищами. Свои чувства юноши и девушки выражают в таких образах, как далекий курган в прозрачной дымке, который все больше от­даляется, становится еле заметным; увядающее (или, наобо­рот, развивающееся) дерево на берегу пруда (или реки), осве­щенное яркими лучами солнца; облако в безбрежной синеве неба; восход (или закат) солнца; вечерняя (или утренняя) заря; далекий дымок паровоза (или парохода). Тот или иной образ ассоциировался в эмоциональной памяти авторов с чув­ством грусти, навеянной мыслями о расставании.

Чем глубже, тоньше эстетическое восприятие, тем больше возрастает интерес ученика к собственному духовному миру. Многие ученики ведут дневники. Записи в дневниках - яркое свидетельство потребности в творчестве. Эту потребность надо развивать. Умение творить словом, воплощать в художествен­ный образ свои мысли, чувства, переживания нужно не только писателю, но и каждому культурному человеку. Чем больше развито это умение, тем выше эстетическая и общая культура человека, тоньше его чувства, глубже переживания, ярче эсте­тическое восприятие новых художественных ценностей. Вот почему мы придаем большое значение творческим письмен­ным работам - сочинениям.

Работа над сочинениями - это не только развитие речи, но и самовоспитание чувств. Эта работа начинается с общения ребенка с природой. Во время наших путешествий в мир кра­соты мы открываем перед ребенком богатства чувств, пережи­ваний, мыслей, которые вложил народ в каждое слово и бе­режно передает его из поколения в поколение. Дети восхи­щаются красотой утренней зари, - мы раскрываем перед ними эмоциональную окраску слова «заря»; любуются мерцающи­ми звездами - мы раскрываем красоту слова «мерцание». В тихие летние вечера мы проводим на лоне природы беседы, посвященные словам закат, сумерки, тишина, шепот трав, лунное сияние. Здесь же, на лоне природы, читаем бессмертные образцы русской и мировой поэзии - стихотворения, отра­жающие внутренний мир человека.

От эстетического восприятия зависит и побуждение к твор­честву в области изобразительного искусства и музыки. Раз­вивая чувство красоты природы, мы побуждаем детей, выражать свои чувства в красках и линиях. Творчество начинается там, где, изображая лес, горы, степь, реку, ребенок выражает свои чувства. Такое творчество обогащает духовную жизнь. В экскурсии и туристические походы наши ученики берут аль­бомы и карандаши. В те минуты, когда красота природы пере­живается: особенно ярко, они делают зарисовки. Отдельные уроки рисования в начальных и средних классах посвящают­ся рисованию на темы, избранные учениками: дети рисуют то, что оставило в их душе глубокие впечатления.

Признаком эстетической и общей культуры человека явля­ется умение находить в музыке средство выражения своих чувств, переживаний. Создавать новые музыкальные произве­дения могут лишь отдельные люди, но понимать язык музыки, пользоваться сокровищами музыки в духовном общении мо­гут все. Мы добиваемся, чтобы музыкальный инструмент стал необходим каждому, чтобы каждый умел играть на том или ином музыкальном инструменте. Наиболее широко в наших условиях распространена игра на баяне.

Многие наши ученики имеют нотную библиотечку, отдают игре на баяне часы досуга. В свободное время ученик идет в музыкальную комнату, слушает любимое произведение в запи­си на пленке.

Чем выше уровень эстетического развития всех без исклю­чения учеников, тем больше возможностей для развития ода­ренности тех, у кого выявляются задатки творческой деятель­ности в области искусства.