Стресс в современном мире необходимость или неизбежность. Стресс и современный человек. Два вида – две причины

Глобальные проблемы современности – это совокупность наиболее острых, жизненно важных общечеловеческих проблем, успешное решение которых требует объединения усилий всех государств. Это проблемы, от решения которых зависит дальней­ший социальный прогресс, судьбы всей мировой цивилизации.

К ним относят, в первую очередь, следую­щие :

· предотвращение угрозы ядерной вой­ны;

· преодоление экологического кризиса и его последствий;

· разрешение энергетического, сырьевого и продо­вольственного кризисов;

· сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами “третьего мира”,

· стабили­зация демографической ситуации на планете.

· борьба с транснациональной организо­ванной преступностью и международным терроризмом,

· ох­рана здоровья и предотвращения распространения СПИДа, нар­комании.

Общие особенности глобальных проблем состоят в том, что они:

· приобрели поистине планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы народов всех государств;

· угрожают человечеству серьезным регрессом в дальней­шем развитии производительных сил, в условиях самой жизни;

· нуждаются в неотложных решениях и действиях по пре­одолению и предотвращению опасных последствий и угроз жиз­необеспечению и безопасности граждан;

· требуют коллективных усилий и действий со стороны всех государств, всего мирового сообщества.

Проблемы экологии

Неудержимый рост производства, последствия научно-технического прогресса и неразумного природопользования сегодня ставят мир перед угрозой глобальной экологической катастрофы. Детальное рассмотрение перспектив развития человечества с учетом актуальных природных процессов приводит к необходимости резкого ограничения темпов и объемов производства, ибо их дальнейший бесконтрольный рост может толкнуть нас за черту, за которой уже не окажется в достаточном количестве всех необходимых ресурсов, необходимых для жизни человека, в том числе чистого воздуха и воды. Общество потребления , сформировавшееся сегодня, бездумно и безостановочно растрачивая ресурсы, ставит человечество на грань мировой катастрофы.

За последние десятилетия заметно ухудшилось общее со­стояние водных ресурсов - рек, озер, водохранилищ, внутренних морей. Между тем глобальное потребление воды удвоилось меж­ду 1940 и 1980 гг., и по оценкам специалистов, вновь удвоилось к 2000 г. Под влиянием хозяйственной деятельности происходит истощение водных ресурсов , исчезают малые реки, сокращается водоотбор в крупных водоемах. Восемьдесят стран, на которые приходится 40% населения Земли, испытывают в настоящее время нехватку воды .

Остроту демографической проблемы нельзя оценить, абст­рагируясь от экономических и социальных факторов. Сдвиги в темпах роста и структуре населения происходят в условиях со­храняющихся глубоких диспропорций в размещении мирового экономического Соответственно, в странах с большим экономическим потенциалом неизмеримо выше общий уровень расходов на здра­воохранение, образование, сохранение природной среды и, как следствие, продолжительность жизни намного выше, чем в груп­пе развивающихся государств.

Что же касается стран Восточной Европы и бывшего СССР, где проживает 6,7% населения Земли, то они от­стают от экономически развитых стран в 5 раз

Социально-экономические проблемы , проблема возрастающего разрыва между высокоразвитыми странами и странами третьего мира (т.н. проблема `Север - Юг`)

Одними из серьезнейших проблем современности являются проблемы социально-экономического развития. Сегодня налицо одна тенденция - бедные беднеют, а богатые богатеют . Так называемый `цивилизованный мир` (США, Канада, Япония, страны Западной Европы - всего около 26 государств - примерно 23% мирового населения) на данный момент потребляют от 70 до 90% производимых благ.

Проблема взаимоотношений `Первого` и `Третьего` миров и получила название проблемы `Север - Юг`. Касательно нее существует две противоположных концепции :

· причиной отсталости стран бедного `Юга` является так называемый `Порочный круг бедности`, в который они попадают, и зачёт чего не могут начать эффективное развитие. Многие экономисты `Севера`, приверженцы этой точки зрения, считают, что в своих бедах виноват сам `Юг`.

· что основную ответственность за нищету стран современного `Третьего мира` несет именно `цивилизованный мир`, ибо именно при участии и под диктовку богатейших стран мира происходил процесс формирования современной экономической системы, и, естественно, эти страны оказались в заведомо более выгодном положении, что сегодня позволило им сформировать т.н. `золотой миллиард`, погрузив в пучину бедности все остальное человечество, нещадно эксплуатируя как минеральные, так и трудовые ресурсы стран, оказавшихся не у дел в современном мире.

Демографический кризис

В 1800 г. на планете было лишь около 1 млрд. людей, в 1930 - 2 млрд., в 1960 - уже 3 млрд., в 1999 человечество достигло 6 млрд. Сегодня население земли возрастает на 148 чел. в минуту (247 рождаются, 99 умирают) или на 259 тыс. в день - таковы современные реалии. При этом рост населения в мире происходит неравномерно . Доля развивающихся стран в общей численности жителей планеты возросла за последние полвека с 2/3 почти до 4/5. Сегодня человечество стоит перед необходимостью контроля за ростом населения, ибо число людей, которое способна обеспечить наша планета все же ограничено, тем более, что возможный недостаток ресурсов в будущем (о котором речь пойдет ниже) вкупе с огромной численностью людей, населяющих планету, может привести к трагическим и необратимым последствиям.

Другой крупный демографический сдвиг – быстрый процесс “омоложения” населения в группе развивающихся государств и, наоборот, старения жителей развитых стран. Доля детей до 15 лет за первые три послевоенные десятилетия увеличилась в большинстве развивающихся стран до 40-50% их населения. В результате в настоящее время именно в этих странах сосредото­чена наибольшая часть трудоспособной рабочей силы. Обеспечение занятости огромных трудовых ресурсов развиваю­щегося мира, особенно в бедных и беднейших странах, является сегодня одной из острейших социальных проблем подлинно меж­дународного значения.

В то же время увеличение продолжитель­ности жизни и замедление темпов рождаемости в развитых стра­нах привели здесь к существенному увеличению доли престарелых людей , что повлекло за собой огромную нагрузку на пенсионную, здравоохранительную и попечительскую системы. Правительства оказались перед необходимостью выработки но­вой социальной политики, способной решать проблемы старения населения в XXI в.

Проблема исчерпаемости ресурсов (минеральных, энергетических и иных)

Научно-технический прогресс, давший толчок развитию современной промышленности потребовал резкого увеличения добычи самых различных видов минерального сырья. Сегодня с каждым годом возрастают объемы добычи нефти, газа, и других полезных ископаемых . Так, по прогнозам ученых, при нынешних темпах разработки запасов нефти хватит в среднем еще на 40 лет, запасов природного газа должно хватить на 70 лет, а угля - на 200 лет. Здесь следует учитывать, что сегодня человечество получает 90% энергии за счёт теплоты сгорания топлива (нефть, уголь, газ), причем темпы потребления энергии постоянно растут, и рост этот происходит не линейно. Так же используются и альтернативные энергоисточники – ядерная, а также ветровая, геотермальная, солнечная и другие виды энергии. Как видно, залогом успешного развития человеческого общества в будущем может стать не только переход к использованию вторичного сырья, новых источников энергии и энергосберегающих технологий (что, безусловно необходимо), но, в первую очередь, пересмотр принципов, на которых строится современная экономика, не оглядывающаяся ни на какие ограничения в плане ресурсов, кроме тех, которые могут потребовать слишком больших денежных затрат, которые не оправдаются в последствии.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Не секрет, что в психологии не бывает точного и четкого определения какого-либо понятия, так же как и не бывает его одного варианта. Тоже и со стрессом. Дам пару простых и понятных его определений.

1. Стресс это такое состояние организма человека, при котором все его системы находятся в напряжении, как физическом, так и психологическом.

2. Стресс это реакция организма человека на какое-нибудь воздействие извне.

Понятно любому человеку, что стресс является неотъемлемой частью его жизни. Не большой стресс или случайные переживания безвредны. Опасен же сильный и долгий стресс, чрезмерный. Именно чрезмерный стресс и будем рассматривать в этой статье. Тот, который может оказать пагубное воздействие на организм даже здорового человека. Для наглядности, разделим это пагубное воздействие на психологическое и физическое, которые будут отличаться по своим симптомам. К психологическим симптомам стресса можно отнести раздражительность человека, казалось бы, на пустом месте, снижение интереса к жизни в целом и к ее сферам в отдельности. А вот к физическим симптомам относят более видимые болезни: язва или рандомные боли во всем организме, будь-то сердце или голова.

Самый главный вопрос, который должен волновать это почему возникает стресс, его причины. Постараюсь перечислить самые главные причины-факторы стресса, на мой взгляд.

1. Рабочие моменты жизни человека:

1.1 Скучная и нелюбимая работа – неинтересная. Когда приходится прикладывать усилия воли для ее выполнения, таким образом, переступая через себя. Часто такая ситуация вызывает неосознанное беспокойство, недомогания.

1.2 Неопределенность собственной роли в коллективе – когда работник неуверен в том, что от него требуется, в первую очередь его поведение в конкретных ситуациях.

1.3 Конфликты на рабочем месте – споры ругань, предвзятое отношение коллег.

1.4 Конфликт ролей – самым простым примером данной причины стресса может быть несколько начальников на одного подчиненного, соответственно несколько разных поручений на одно задание.

1.5 Рабочая перегрузка – слишком большой объем работы, который надо сделать за не большой временной промежуток. Интересно то, что и слишком малая рабочая нагрузка также приводит к стрессу, банально, фрустрация относительно собственной значимости.

1.6 Другие причины, под которыми можно понимать посторонний шуми на рабочем месте, например длительный ремонт в соседнем помещении. Также сюда можно отнести температурные изменения и свет – естественный или искусственный.

2. Личная жизнь человека. В данном разделе, факторы вызывающие стресс могут быть отрицательными и положительными, но знак не влияет на силу стресса и его побочные эффекты.

2.1 Отрицательный стресс в личной жизни может быть представлен неприятностями в личной жизни или отсутствием таковой, смертью родственников, отсутствием понимания и поддержки со стороны близких людей.

2.2 Положительный стресс тот, который происходит с нами в моменты безграничного счастья: встреча с любовью всей жизни, свадьба, значимое достижение в спорте или работе, долгожданная встреча с друзьями или рождение ребенка. Казалось бы, откуда тут взяться стрессу, ведь это хорошие события, которые приносят в нашу жизнь столько тепла! Но со стороны физиологии эти события вызывают то же напряжение, которое весьма не благополучно сказывается на организме.

Интересное понятие, стрессовое напряжение. Что же это? Все просто. Это ответ на происходящую ситуацию. Здесь и сейчас! Причинами может стать: отсутствие времени – жизнь в постоянной спешке, отсутствие нормального режима сна, употребление энергетических напитков и алкоголя, отсутствие возможности выговорится, а как следствие нет доверия к людям.

Как же понять, что вы находитесь на грани стрессового напряжения?

1. Быстрая утомляемость, которая приводит к элементарным ошибкам в работе.

2. Ухудшается память, мысли просто не задерживаются в голове. Были, и вот их нет!

3. Частая и повышенная возбудимость, но быстро перетекающая в усталость, сходящая на ноль.

4. Сбой в режиме приема пиши: либо переедание, либо частый отказ от еды.

5. Алкоголь и сигареты становятся верным спутником. Они на некоторое время снимают усталость и тревожность, тем самым помогая человеку почувствовать себя лучше. Жаль, только что эффект от таких «лекарств» не долгосрочен, да и проблем приносит огромное количество.

6. Бывает, возникает боль, то в одном месте, то в другом. Бесконтрольная и беспричинная, что может только напугать человека, еще больше взволновать его.

Ну что, узнаете себя? Какой стиль жизни вы ведете? Стрессовый или нет?

Под стрессовым стилем я понимаю все беды сразу, плюс не способность быстро пережить их. Этими бедами могут быть трудности в семье, отсутствие понимая, конфликты на работе, постоянная спешка из-за нехватки времени на выполнение работы. Это может привести к не правильной жизненной позиции: жизнь слишком сложная штука, в которой мне сложно приспособится. Как вывод, люди, получаются запрограммированы на постоянные неудачи, на безвыходные ситуации – замкнутый круг.

Если есть стрессовый стиль жизни, то должен быть и не стрессовый. Здесь не будем учитывать не большой стресс, без него жить не получится. Суть этого стиля в том, что человек доволен жизнью, может сам быстро справляться с временными трудностями, он окружен заботой и любовью. Ну а самое главное, эти люди имеют свое хобби, которое и является их «спасательным кругом». Интересная деятельность, которая приносит положительные результаты и эмоции, помогает человеку почувствовать себя значимым. Это помогает наслаждаться жизнь на полную катушку, развивает чувство юмора, которое, как известно, является самым действенным средством для преодоления напряженных ситуаций, конфликтов.

Пришло время написать несколько простых способов борьбы с напряженными ситуациями и стрессом в целом. Поверьте, ничего нового я не напишу. Но постараюсь кратко и понятно изложить всеми нами известные способы «релаксации» или отдыха.

1. Банально, дышите носом. Самый простой способ успокоится. Две минуты медленно дышать, при этом сердцебиение замедляется.

2. Постараться избавится от гнетущих душу мыслей. Знаю, дело сложное, но полезное. Можно постараться сделать акцент на тяжести своего тела, думать об этом. О том, как вы расслабляетесь и успокаиваетесь.

3. Я, как сторонник физической нагрузки, могу еще порекомендовать минут 10-15 выполнять не хитрые упражнения. Больше на растяжку мышц, чем на физическую нагрузку. Напрягать выборочно мышцы собственного тела, научится чувствовать его. Можно сказать, что это отсылка к йоге, впрочем, это правда.

4. На вдохе напрягам мышцы своего тела, а на выдохе расслабляем. Просто, но эффективно.

От релаксации перейдем к более понятным и привычным способам, тем которые не требуют специальных занятий.

1. Стоит раз и навсегда решить для себя, что является более приоритетным и прекратить переживать по мелочам. Ведь эти мелочи имеют свойство накапливаться, соответственно из мелких превращаются в крупные.

2. Надо, научится уважительно, относится к другим, не важно, на сколько, отвратительно ведет себя человек, вы относитесь к нему уважительно. В такой ситуации сами заметите то, как быстро вас прекратит волновать его поведение.

3. Знаете, слово нет, бывает хорошим. Учитесь говорить его. Это избавит от лишних хлопот, ведь брать на себя не нужную работу или ответственность только по душевной доброте может принести вам больше неприятностей. Не стесняйтесь говорить нет!

4. Стоит слушать других, а не говорить только о себе любимом.

5. Заведите себе правило, каждые полчаса рабочего времени уделять пару минут на отдых.

6. Правильное питание тоже еще один из способов поддерживать организм в тонусе. При том не только правильное, но и регулярное.

7. Не делайте скоропостижных выводов, которые чаще приносят только чувство страха, большинство этих выводов основаны на наших умозаключениях, а не на конкретной ситуации, то есть люди склонны действовать сгоряча.

8. Часто ситуации вызывающие стресс проходят сами собой, либо человек может сам справится с ними, без посторонней помощи и уж тем более без привлечения специалистов.

9. Именно активный образ жизни может стать самым надежным соратником в борьбе со стрессами. Просто делайте 20 минутную зарядку каждый день. И чаще гуляйте на свежем воздухе.

Стресс это опасный враг организма, но он не бессмертен. Главное не опускать руки. Человек сам ставит себе границы собственных возможностей. Сам возводит вокруг себя бастионы проблем, замыкаясь в них с головой. Как только, он поймет, что стены это не лучшая защита. Как только, будут сделаны первые шаги в принятии напряженной ситуации, так сразу будет, складывается картинка решения и выхода из стресса.

Стресс и депрессия.

История слова «стресс» сложилась таким образом, что на сегодняшний день оно имеет два разных значения.

В русский язык слово «стресс» пришло из английского, в английский - из латинского.

В 18-19 веках в английском языке это слово использовалось преимущественно в физике и обозначало собой:

    силу давления, натяжения, толкания, сжатия или кручения, возникающую при воздействии одного предмета на другой;

    деформацию, возникшую в предмете под воздействием такой силы.

В 30-х годах XX века всемирно известный врач и биолог Ганс Селье перенёс слово "стресс" в медицину. Сегодня этот термин широко используется в медицине, биологии и психологии и, так же как и в физике, имеет 2 значения:

    физический, химический или эмоциональный фактор, который вызывает физиологическое или психологическое напряжение и может быть причиной болезни;

    физиологическое или психологическое напряжение, возникшее в результате воздействия физических, химических или эмоциональных факторов, нарушивших существовавшее равновесие.

Из этих определений видно, что в первом случае стресс обозначает собой фактор, воздействующий на организм; во втором - результат воздействия такого фактора.

Чтобы избежать терминологической путницы, мы будем использовать слово «стресс» только во втором значении, а для первого возьмём слово «стрессор». В результате мы получим следующие определения:

Стрессор - физико-химический или эмоционально-психологический фактор, который вызывает физиологическое или психологическое напряжение и может быть причиной болезни.

Стресс - физиологическое и/или психологическое напряжение, возникшее в результате воздействия стрессоров, которые нарушили существовавшее равновесие.

Или кратко: стресс - это напряжение, а стрессор - фактор, его вызывающий.

Когда стресс спасает жизнь.

О стрессе принято говорить как о чём-то однозначно отрицательном, вредном, нежелательном. Но такое отношение не всегда справедливо. В определённых ситуациях стресс в буквальном смысле этого слова может спасти человеку жизнь.

Когда в августе 1967 года космонавт Алексей Леонов совершал тренировочный прыжок с парашютом, с ним произошло непредвиденное происшествие. Парашют раскрылся, но лямка обмотала ногу космонавта и зацепилась за металлическую спинку. В результате он летел вниз головой. Бывает, парашютисты ломают ноги. Легко представить, что случилось бы при приземлении на голову. Безусловно, при попадании в такую ситуацию у человека развивается очень сильная стрессовая реакция. Именно благодаря стрессу Алексей Леонов смог согнуть металлическую конструкцию и высвободить лямку. Приземление прошло удачно. Чуть позже четверо (!) космонавтов не смогли разогнуть металлическую спинку, чтобы придать ей первоначальную форму. Четверо сильных здоровых мужчин на земле не смогли сделать то, что смог сделать один в воздухе.

Не только мужчины способны на сверхусилия в подобных ситуациях. Молодой парень ремонтирует автомобиль. Домкрат не выдерживает, и автомобиль придавливает его. Это видят его родители. Отец молодого человека, зная вес автомобиля и трезво оценивая ситуацию, бежит за помощью. Его мать в это время подбегает к автомобилю и руками (!) приподнимает машину. Стресс открыл ей доступ к неприкосновенному запасу сил.

Можно привести ещё много примеров, свидетельствующих о том, что человек в состоянии сильного стресса способен на гигантские мышечные усилия, которые недоступны для него в обычном состоянии.

Стрессовая реакция может спасти человеку жизнь. Но при условии, что угрожающую жизни проблему можно решить посредством физических (мышечных) усилий. Стресс - это реакция битвы или бегства. И он способен дать человеку сверхсилу во время сражения или сверхскорость при бегстве от опасности.

Если же битва или бегство для разрешения проблемы не нужны, стресс может оказаться губительным. Как правило, жизнь в условиях современной цивилизации изобилует именно такими проблемами. Стресс есть, но он не нужен. Стрессовое напряжение накапливается в организме и вызывает целый ряд неблагоприятных последствий. Именно поэтому навыки управления стрессом становятся всё более актуальными.

Можно выделить как минимум 4 группы симптомов стресса: физиологические, интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:

    Стойкие головные боли, мигрень

    Головные боли

    Неопределенные боли

    Нарушение пищеварения

    Вздутие живота образующимися газами

    Запор или диарея

    Спазматические, резкие боли в животе

    Сердцебиения (ощущение, что сердце бьётся сильно, нерегулярно или часто)

    Чувство нехватки воздуха на вдохе

  • Судороги

    Утомление

    Подверженность аллергиям

    Повышенная потливость

    Сжатые кулаки или челюсти

    Обмороки

    Частые простудные заболевания, грипп, инфекции

    Возобновление болезней, имевших место ранее

    Быстрое увеличение или потеря веса тела

    Частое мочеиспускание

    Ощущение покалывания в руках и ногах

    Мышечное напряжение, частые боли в шее и спине

    Кожные сыпи

    Чувство комка в горле

    Двоение в глазах и затруднения при рассматривании предметов

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СТРЕССА:

    Нерешительность

    Ослабление памяти

    Ухудшение концентрации внимания

    Повышенная отвлекаемость

    "Туннельное" зрение

    Плохие сны, кошмары

    Ошибочные действия

    Потеря инициативы

    Постоянные негативные мысли

    Нарушение суждений, спутанное мышление

    Импульсивность мышления, поспешные решения

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ:

    Раздражительность

    Беспокойство

    Подозрительность

    Мрачное настроение, депрессия

    Суетливость

    Ощущение напряжения

    Истощенность

    Подверженность приступам гнева

    Циничный, неуместный юмор

    Ощущение нервозности, боязливости, тревоги

    Потеря уверенности

    Уменьшение удовлетворенности жизнью

    Чувство отчужденности

    Отсутствие заинтересованности

    Сниженная самооценка

    Неудовлетворенность работой

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СТРЕССА:

    Потеря аппетита или переедание

    Плохое вождение автомобиля

    Увеличение проблем в семье

    Плохое распределение времени

    Избегание поддерживающих, дружеских отношений

    Неухоженность

    Антисоциальное поведение, лживость

    Неспособность к развитию

    Низкая продуктивность

    Склонность к авариям

    Нарушение сна или бессонница

    Более интенсивное курение и употребление алкоголя

    Доделывание работы дома

    Слишком большая занятость, чтобы отдыхать

Каждый симптом оценивается в один балл. Уровень стресса до 10 баллов считается приемлемым, более 10 - требующим принятия мер. При этом количество баллов от 20 до 30 указывает на высокий уровень стресса, а более 30 - на очень высокий.

Типичные симптомы экзаменационного стресса

Одним из довольно распространённых видов стресса является экзаменационный стресс. Так же как и в случае с «обычным» стрессом, симптомы экзаменационного стресса могут быть отнесены к одной из четырёх групп:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:

    усиление кожной сыпи

    головные боли

  • «медвежья болезнь» (диарея)

    мышечное напряжение

    углубление и учащение дыхания

    учащённый пульс

    перепады артериального давления

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ:

    чувство общего недомогания

    растерянность

  • неуверенность

  • депрессия

    подавленность

    раздражительность

КОГНИТИВНЫЕ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ) СИМПТОМЫ:

    чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете

    неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих)

    воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене (исключение из вуза, лишение стипендии и т.п.)

    кошмарные сновидения

    ухудшение памяти

    снижение способности к концентрации внимания, рассеянность

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:

    стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену

    избегание любых напоминаний об экзаменах

    уменьшение эффективности в учёбе в экзаменационный период

    вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах

    увеличение употребления кофеина и алкоголя

    ухудшение сна

    ухудшение аппетита

Тревога и агрессия.

Реакция битвы или бегства - так часто называют стресс. В соответствии с этим определением можно выделить два вида стресса: стресс нападения и стресс бегства. Как правило, первый вид стресса сопровождается агрессивными эмоциями, второй - тревожными.

Эмоции агрессивного ряда:

    раздражение

  • возмущение

  • негодование

Эмоции тревожного ряда:

    чувство напряжённости

    обеспокоенность

    взволнованность

    озабоченность

    взбудораженность

    ощущение опасности, угрозы

    чувство замешательства

    чувство тревоги

    смятение

    растерянность

Любая из данных эмоций свидетельствует о более или менее сильном стрессе.

Когда болезнь уже развилась, справиться с ней бывает нелегко. Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Эффективной профилактикой психосоматических заболеваний являются современные методы стресс-менеджмента.

Стрессовая реакция представляет собой довольно сложное явление. Она включает в себя и психологические, и физиологические механизмы.

Поэтому эмоциональный стресс может вызывать развитие целого ряда серьёзных болезней. Часто их объединяют под общим термином «психосоматические заболевания» (psycho - душа, soma - тело).

К психосоматическим заболеваниям относятся:

    иммунодепрессия (угнетение иммунитета)

  • крапивница

  • остеохондроз

    головная боль напряжения

  • болезнь Рейно

    ревматоидный артрит

    сенная лихорадка

    гипертоническая болезнь

  • ишемическая болезнь сердца

    атеросклероз

    сахарный диабет

    болезни щитовидной железы

    язвенная болезнь и др.

Психосоматические заболевания

Стресс и депрессия – две стороны одного процесса

Ю.В.Хмелевский

Депрессия это болезнь или состояние организма? Давайте попробуем разобраться в этом вместе. Медицина характеризует депрессию следующими симптомами:

    подавленное, угнетенное настроение, утрата интереса к близким, повседневным делам, работе;

    бессонница, раннее пробуждение по утрам или, напротив, чрезмерно долгий сон;

    раздражительность и беспокойство, быстрая утомляемость и упадок сил;

    отсутствие аппетита и похудание или иногда, наоборот, переедание и увеличение веса;

    неспособность сосредоточиться и принять решение;

    снижение полового влечения;

    чувство собственной бесполезности и вины, ощущение безнадежности и беспомощности;

    частые приступы рыданий;

    мысли о самоубийстве.

С другой стороны депрессию можно рассматривать как ответную реакцию на стресс. Со стрессами мы сталкиваемся практически постоянно, решая те или иные проблемы. Например, плохая отметка на экзамене или не сдача зачета вызывает стресс (сильные отрицательные эмоции) большей или меньшей степени. Мы можем испытывать стресс, стоя в длинной очереди, из-за трудностей на работе или проблем в семье, при отсутствии взаимной любви, когда хотим сделать многое, а времени для этого нет, когда имеются нереализованные возможности, ежедневный просмотр по телевизору криминальных историй и многие другие причины, перечень которых можно продолжить почти до бесконечности. И после стресса обязательно наступает ответная (защитная) реакция организма – состояние депрессии. В ответ на каждый даже самый маленький (незначительный) стресс организм отвечает адекватной депрессией. Но небольшие стрессы даже полезны организму. Они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки (по терминологии канадского ученного Ганса Селье). Чем больше стресс, тем сильнее (глубже) и продолжительнее состояние депрессии. По времени депрессия средней тяжести продолжается до двух недель. В тяжелых случаях (при сильных стрессах, например гибель близких людей) депрессия может продолжаться несколько месяцев и даже несколько лет. Вот почему обязательное поминание усопшего через 3, 9 и особенно 40 дней (“прощание с душой”) помогает вначале снизить стрессовое напряжение, а затем выйти из депрессивного состояния членов семьи, родственников и друзей. Во время стресса организм мобилизуется и максимально расходует свою энергии и направляя ее на защиту организма. После стресса организм находится в состоянии “разряженного аккумулятора”, истощения, т. е. депрессии, после чего начинается постепенное накапливание энергии (“подзарядка” организма) до момента полного восстановления сил и энергии. Процесс (продолжительность) депрессии или торможения организма во времени (продолжительность) приблизительно в три раза длиннее, чем время воздействия стрессовой ситуации (процесса возбуждения организма) и это надо учитывать при ликвидации последствий любого стресса, большого или самого маленького.

На графике приведены процессы (две кривые) возбуждения и торможения организма при разных стрессовых ситуациях. 1-ый график отражает реакцию организма на небольшой (малой амплитуды и продолжительности) стресс, с которым мы встречаемся повседневно. Кривая 2 отражает реакцию организма на сильный стресс. В отрицательной фазе организм наиболее энергетически ослаблен и на этом фоне могут развиваться различные болезни, особенно в периоды затяжной депрессии. По статистике до 70% обращающихся в поликлинику по поводу соматических заболеваний имеют ту или иную форму депрессии.

И так, “бомбардировка” организма малыми стрессами и защита небольшими и короткими по времени депрессиями это обычное состояние организма, привыкшего к постоянной защите от окружающей среды. Сильные стрессы, отнимают много энергии у организма и вызывают глубокую (на графике глубина депрессии отмечена отрезком ВС) и продолжительную депрессию (сильная заторможенность организма со значительным понижением активности). Организм постепенно накапливает энергию, стараясь вернуться к состоянию динамического равновесия, которое было у него до стресса, т.е. самовосстанавливается. Хотелось бы обратить внимание, что самое тяжелое и опасное для возникновения других болезней время для организма во время депрессии наступает не сразу после окончания действия стресса (точка А, для кривой 2), а спустя какое-то время, от конца действия стресса (точка В). На этом промежутке времени надо особенно следить за своим здоровьем. Можно сделать однозначный вывод, что причиной всякой депрессии (депрессивного состояния) является стресс. Депрессия – неспецифическая реакция организма на стресс. Небольшие депрессии, при слабых стрессах – обычное состояние организма, с которым организм, как правило, справляется самостоятельно. Сильные, глубокие депрессии, это уже болезнь и без помощи врача здесь уже не обойтись.

Как правило, у меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны с возбуждением конституции, например тревогой или испугом, фобией или невротической тревожностью. У холериков – типичная стрессовая реакция – гнев. Вот почему они чаще страдают гипертонией, язвой желудка, язвенным колитом. У флегматиков под действием стресса снижается активность щитовидной железы, замедляется обмен веществ и может повышаться содержание сахара в крови, что приводит к преддиабетическому состоянию. В стрессовых ситуациях они “нажимают” на еду, в результате чего могут становиться тучными. Сангвиники со своей сильной нервной системой легче всего переносят стрессы.

В идеале, на любой стресс организм должен не реагировать совсем или с минимальной реакцией, но практически такого в жизни не бывает и чтобы достигать этого необходима упорная и длительная тренировка организма. Люди, не владеющие культурой здоровья, особенно молодежь стараются решить проблемы связанные со стрессами и депрессией с помощью наркотических веществ (самый быстрый, легкий и доступный путь для преодоления стресса или выхода из депрессии, но и самый вредный для здоровья). В последствии у них появляется зависимость (постоянная тяга) к таким наркотическим веществам как табак, алкоголь, марихуана, и так далее из которой без посторонней помощи уже невозможно освободиться. И эти проблемы из личностных постепенно переходят в государственные (борьба государства с наркомафией, лечение наркоманов и др.). Традиционная медицина решает эти проблемы своими не менее эффективными, но абсолютно безопасными для здоровья методами. И, чтобы снизить до минимума последствия стресса на организм она выработала определенные рекомендации и советы.

Стресс может вызывать депрессию. Это связано с тем, что при стрессе организм тратит свои резервы, а в послестрессовом периоде нуждается в восстановлении. Поэтому некоторая подавленность, угнетённость и нежелание что-либо делать являются вполне закономерными результатами стресса. Подобные эмоции препятствуют дальнейшей деятельности, что даёт организму возможность быстрее восстановить свои силы. В норме такое состояние бывает не сильно выраженным, длится недолго и после отдыха исчезает.

Однако слишком длительный или слишком тяжёлый стресс может привести к клинически значимой депрессии, которая требует квалифицированной помощи врача-психотерапевта или психиатра.

Как отличить нормальную послестрессовую депрессию, которая проходит самостоятельно, от патологической, которая требует медикаментозного или психотерапевтического профессионального вмешательства?

Это можно сделать с помощью следующих 10 вопросов:

    Чувствуете ли Вы угнетённость, подавленность, тоску?

    Утратили ли Вы способность испытывать удовольствие от тех занятий, которые Вас обычно радовали (работа, увлечения, чтение и т.д.)?

    Испытываете ли Вы постоянное чувство усталости и утраты энергии?

    Отмечаете ли Вы снижение уверенности и самооценки?

    Чувствуете ли Вы вину перед другими?

    Бывают ли у Вас мысли о том, что жизнь больше не имеет для Вас ценности?

    Испытываете ли Вы затруднения при сосредоточении внимания и принятии решений?

    Жалуетесь ли Вы на беспокойство или, напротив, чувство общей заторможенности?

    Страдаете ли Вы бессонницей или, наоборот, спите больше обычного?

    Отмечаете ли Вы снижение или повышение аппетита или веса?

Если Вы положительно ответили на любые два из первых трёх вопросов, общее количество положительных ответов четыре и более, эти симптомы не связаны с соматическими заболеваниями, и Вы отмечаете их у себя на протяжении двух и более недель, - вероятность диагноза «Депрессия» является довольно высокой. В этом случае было бы правильно обратиться к врачу-психотерапевту, психоневрологу или психиатру для уточнения диагноза и назначения эффективного лечения.

Стадии истощения характеризуется беспокойством, раздражительностью, депрессией . Переживаемый стресс отрицательно сказывается и на выполняемой... ее сотрудники. Если они подвержены стрессу , сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это...

В современном мире люди испытывают хронический стресс, так как попадают в стрессовые ситуации. Особенно тогда, когда поглощены работой, заботой о детях, общественной деятельностью или спортом.

Отношения между полами зачастую воспринимаются как неблагодарные, предсказуемые и общественно «запрограммированные». А жизнь - как бег с препятствиями, которые трудно преодолеть.

У таких людей, как правило, отсутствует чувство юмора. Им трудно расслабиться без алкоголя, найти время отдохнуть на природе, в кругу друзей или заняться любимым хобби. Поэтому они попросту мирятся с выполнением угнетающих социальных ролей.

Стресс - состояние сильного напряжения, возникающее в наиболее сложных условиях или при особых обстоятельствах жизни. Выражается эмоциональным и физическим расстройствами, которые мешают человеку разумно действовать в сложившейся ситуации.

Взаимосвязь между темпераментом человека и его реакцией на стресс:

В переводе с английского слово стресс означает » давление, напряжение». Стресс - это своеобразный ответ организма на неожиданно возникшую сложную ситуацию. Полная свобода от стресса ведет к смерти. Стресс поддерживает в рабочем состоянии биологические механизмы защиты организма от вредных воздействий и тренирует их. Без стресса жить невозможно.

Стресс в жизни человека

Различают негативные и позитивные виды стрессов. Обычно стресс воспринимается как отрицательное явление. Считается, что он наступает только во время неприятностей (попадание в аварию, несданный экзамен, конфликт с родными и т.д). На самом деле существует и позитивный стресс - эмоциональный подъем, который может быть вызван разными событиями: повышение по карьерной лестнице, крупный выигрыш, свадьба, рождение ребенка, очень дорогой подарок.

Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на эмоциональное состояние человека, но и на физическое здоровье. Хотя некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть: перевод на другую должность, смена коллектива, рождение ребенка.
Существуют ситуации, обусловленные поведением человека и принятием определенных решений. Например, переезд на новое место жительства, переход в другое учебное заведение, смена места работы, развод… Эти ситуации способны вызвать душевный дискомфорт.
Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы: несчастные случаи, смерть близких, природные явления.

Психологи считают, что стрессы все же полезны нашему организму, так как они его постоянно активируют и тренируют. Благодаря этому возникает синдром общей адаптации организма. Классическая модель синдрома общей адаптации включает в себя три стадии развития стресса: тревога, сопротивление, истощение и отражает физиологически ориентированный подход к стрессу.

Типы стрессов:

  • физиологические; проявляются как: язвы, мигрень, гипертония, сердечные боли и др.
  • психологические; проявляются как: раздражительность, конфликт с окружающими, чувство беспомощности, потеря аппетита, депрессия…

Причины стрессов:

  • около 61% случаев стрессы возникают из-за рабочих, семейных и финансовых проблем;
  • 22% - психологического характера;
  • 7% - из-за болезни.

Факторы стресса:

  • Вне организации. Стресс на работе нельзя ограничить событиями, происходящими непосредственно на рабочем месте. Каждая организация является социальной системой, внутри которой работают люди. Любые проблемы в жизни каждого из этих людей (с жильем, финансами, в личной жизни) имеют влияние и на остальных работников.
  • Групповые. Имеется ввиду отсутствие групповой сплоченности коллектива. Или появление нового работника, которого коллектив отказывается «принимать в свои ряды». Это может вызвать сильный стресс у новичка.
  • Внутри организации. Здесь могут быть физические факторы, такие как: плохо организованное рабочее место, многолюдность, шум, слишком высокая/низкая температура воздуха, плохое кондиционирование и т.д. А также масса психологических: конфликты с сотрудниками, несогласие с начальством, неудовлетворение соотношением объема выполняемой работы к заработной плате и многие другие.
  • Производственные. Монотонная механическая работа, боязнь потерять работу(из-за кризиса в стране, возраста, неадекватности начальства, наличия маленьких детей в семье…), опасность при выполнении работ, сложность задач, степень ответственности и др.
  • Организационная структура. Например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, является источником стресса для подчиненного, вынужденного одновременно выполнять распоряжение двух руководителей.
  • Стрессогенный стиль управления. Методы неоправданного давления и угроз являются одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных
  • Давление рабочего графика. Работа в ночные смены, неудобный скользящий график, чрезмерно напряженный рабочий график без выходных - все это также является сильным стрессором.

Высокие уровни стресса оказывают вредное воздействие на человека. А также на физическую, психологическую и эмоциональную стороны его жизни. Однако, слишком низкий уровень — «болото» приводит к снижению работоспособности. А легкий стресс наоборот - может оказать положительное воздействие, поскольку улучшает кровообращение, усиливает активность клеток мозга, мобилизирует человека жить и работать в новых для него условиях.

Рассмотрим возможные реакции организма на стресс:

  1. Адаптация. Человек обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий. Но частые стрессы приводят к истощению адаптационной защитной системы организма, что становится причиной серьезных заболеваний.
  2. Пассивность. Проявляется у человека, адаптационный резерв, которого недостаточен и не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессия. Но такая реакция может быть временной.
  3. Активная защита от стресса . Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия и способствующее для улучшения состояния здоровья (спорт, музыка,, хобби).
  4. Расслабление. Повышает природную адаптацию человека.
  5. Тревога. Обычно в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка происходит в организме всегда, независимо от того какой будет реакция на стресс.

Борьба со стрессом

Существует множество способов и методов борьбы со стрессом. Вот некоторые из них:

  1. Разработайте систему приоритетов на работе и дома.
  2. Научитесь говорить «нет».
  3. Не спешите соглашаться с теми, кто выставляет противоречивые требования (конфликты ролей).
  4. Научитесь совмещать свои собственные интересы и с интересами людей.
  5. Обязательно научитесь расслабляться и отдыхать.
  6. Планируйте свое свободное время.
  7. Отрегулируйте продолжительность сна.
  8. Начните вести дневник - записывайте больше положительных эмоций.
  9. Попробуйте использовать музыко-, фито- и.
  10. Выберите для себя новое хобби: фотографирование, рисование, рукоделие, походы, велопробежки и т.д.

Противострессовая корректировка дня. Очень часто люди возвращаясь домой стараются избавиться от своих дневных впечатлений и неурядиц, вымещая на домашних свое плохое настроение. Причина стресса- неумение избавляться от накопившихся за день впечатлений.
Поэтому рекомендуется сразу после работы совершить прогулку по свежему воздуху. А по возвращении домой: примите душ, переоденьтесь, расслабьтесь. Выпейте чая с близкими, спокойно побеседуйте о чем-нибудь. Но не решайте свои проблемы сразу, так как в состоянии усталости сделать это практически невозможно. Важно, чтобы инициатива корректировки дня исходила от вас самих!

Антистрессовый образ жизни - это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. От нас зависит каким он будет. Составными частями такого образа жизни являются:

  • начало трудового дня,
  • режим питания,
  • двигательная активность,
  • качество отдыха,
  • длительность сна,
  • взаимопонимание с окружающими,
  • реакция на стресс и многое другое.

Человек может сознательно воздействовать на процессы, происходящие в организме, так как он обладает способностью управлять стрессом, используя противострессовую корректировку режима дня, оказание первой помощи при остром стрессе, умение проводить самоанализ личного стресса.

Первая помощь при остром стрессе

Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (кто-то напугал, разозлил, обругал начальник…) - у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе: «Стоп!». Чтобы резко затормозить развитие острого стресса. После этого необходимо найти эффективный способ самопомощи. Тогда в любой критической ситуации, которая может возникнут в любую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу.

  • Противострессовое дыхание: сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание, медленно выдохните.
  • Минутная релаксация: расслабьте уголки рта, увлажните губы, слегка улыбнитесь; расслабьте плечи, сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела. Помните, ваше лицо и тело отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние.
  • Инвентаризация: оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите окружающие вас предметы; не торопясь мысленно «переберите» все предметы один за другим, говоря: коричневый письменный стол, белые шторы, оранжевая ваза для цветов и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлекаетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.
  • Беседа: поговорите на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом. Или позвоните по телефону своему другу/подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом. Только не обсуждайте в этот момент саму стрессовую ситуацию. К ней вы вернетесь позже, когда успокоитесь.
  • Покиньте это помещение , перейдите в другое или прогуляйтесь по парку, чтобы побыть наедине со своими мыслями.

Необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации и выстоять в жестоких испытаниях. Адаптационные способности можно в себе воспитать и усовершенствовать.

Нестрессовый стиль жизни

Благоприятный (нестрессовый) стиль жизни допускает наличие «творческого» стресса в определенные периоды жизни.
Имеет «пути спасения», позволяющие вовремя расслабиться, отстаивать свои права и потребности, налаживать отношения взаимного уважения, тщательно выбирать себе друзей, завязывать добрые взаимоотношения.

Такой стиль жизни создает благоприятные условия для участия в интересной, благодарной работе. Которая обеспечивает подлинное вознаграждение и сохраняет стимулирующую рабочую нагрузку. Такая работа полна позитивными целями и положительными событиями.

Человек сам вкладывает энергию в различные виды деятельности. Такие как: активный отдых, культурные мероприятия, саморазвитие, семью, близких и знакомых. Стремиться сохранить хорошую физическую форму, следит за питанием, не имеет вредных привычек. Наслаждается жизнью, находит удовольствие в простых вещах, имеет хорошо развитое чувство юмора.

Введение………………………………………………………………….……3

1.Общие понятия стресса……………………………………………………..4

1.1 Понятие стресса…………………………………………………………...4

1.2. Причины и последствия стресса……………………………….………..8

1.3. Методы борьбы со стрессом……………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………...15

Список литературы…………………………………………………………..17


Введение

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти.

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению его воздействия.

Поэтому актуальность моей курсовой работы под названием «Управление стрессами» определяется тем, что в ней подведены результаты исследования по вопросам стресса.

Предметом курсовой работы является понятие стресса.

Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.

Цель курсовой работы – выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.

Задачи курсовой работы:

1. Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».

2. Проанализировать причины и последствия стресса у работников.

3. Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса.

4. Изучить методы борьбы со стрессом.

5. Проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.


1.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СТРЕССА

1.1 Понятие стресса

Стресс (от англ. «stress» - напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса .

К числу важнейших понятий, вошедших в науку и обыденный лексикон в 20 веке, таких как ядерная энергия, геном, компьютер и Интернет, можно отнести и слово «стресс». Открытие этого явления связано с именем выдающегося канадского исследователя Ганса Селье.

Еще, будучи студентом-медиком, Г. Селье обратил внимание на то, что симптомы многих болезней распадаются как бы на две части – специфическую, характерную для данной болезни, и неспецифическую, одинаковую для различных заболеваний. Так, практически при всех болезнях появляется температура, наблюдается потеря аппетита, слабость .

Позднее, занявшись научными исследованиями в области физиологии, Г. Селье стал изучать наиболее общие физиологические реакции, являющиеся генерализованной реакцией организма на сильное внешнее воздействие. Он установил, что отвечая на него, организм мобилизует свои силы, при необходимости включает резервы, стараясь приспособиться к действию неблагоприятных факторов и противостоять им. Такую приспособительскую реакцию организма на внешнее воздействие Г.Селье назвал общим адаптационным синдромом, или стрессом. Адаптационный синдром был именован потому, что по мнению ученого, он приводил к стимуляции возможностей организма в целях защиты, с тем чтобы бороться с неблагоприятными воздействиями, стрессорами. Указание на то, что эта реакция является синдромом подчеркивает, что она захватывает разные органы или даже организм в целом, проявляясь в комплексной реакции.

Процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия разворачивается во времени.

Было выделено три стадии стресса:

Тревоги, во время которой в ответ на действие неблагоприятного фактора происходит мобилизация организма;

Сопротивления, когда за счет мобилизации возможностей организма происходит адаптация к стрессору.

Истощения - стадия, которая наступает, если стрессор силен и действует длительное врем, когда силы организма истощаются и уровень сопротивления падает ниже обычного уровня .

Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса. Возможен нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы, а также другие формы.

Эустресс. Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям .

Симптомы Дистресса:

1. Головная боль;

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение; усталость, вялость.

Что может быть источником стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких, расставание с любимым человеком)

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

8. Монотонная работа;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

12. Финансовые трудности;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);

Группа риска:

1. Женщины, так как они более эмоциональны, чем мужчины;

2. Пожилые люди и дети;

3. Люди с заниженной самооценкой;

4. Экстраверты;

5. Невротики;

6. Люди, злоупотребляющие алкоголем;

7. Люди, с генетической предрасположенностью к стрессам.

Результаты исследований по вопросам стресса, проведенных в США, показывают, что ежегодные издержки, связанные с его последствиями – абсентизмом (беспричинным отсутствием на работе), снижением производительности труда, повышением стоимости медицинского страхования, составляют огромную сумму – около 300 млрд. долларов. Более того, они постоянно возрастают.

Этот и многие другие примеры показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Однако Г. Селье неоднократно подчеркивал, что стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти. Негативные последствия несет не сам по себе стресс, а реакции, связанные с ним. Поэтому, организуя работу по уменьшению влияния факторов, способных вызвать стресс, следует учесть, что не только высокий, но и слишком низкий уровень стресса приводит к снижению производительности .

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по регуляции его уровня.

1.2 Причины и последствия стресса

Большинство людей ежедневно сталкиваются с влиянием большого количества разнообразных неблагоприятных факторов, так называемых стрессоров. Если вы опоздали на работу, потеряли деньги или получили низкую оценку на экзамене – все это окажет большее или меньшее влияние на вас. Подобные события подтачивают силы человека и делают его более уязвимым.

Факторы и условия, способные вызвать стресс, подверглись многократному изучению. Возникновение стресса может быть связано с условиями труда (температура воздуха, шум, вибрация, запахи и т.д.), а также с психологическими факторами, личными переживаниями (неясность целей, отсутствие перспектив, неуверенность в завтрашнем дне). Важными факторами стресса могут выступать плохие межличностные отношения с коллегами – острые и частые конфликты, отсутствие групповой сплоченности, чувство изолированности положение изгоя, отсутствие поддержки со стороны членов группы, особенно в сложных и проблемных ситуациях.

При всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить, что ни действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет.

Во многих исследованиях было показано, что зачастую мелкие, незначительные события вызывают больший стресс, чем серьезные происшествия. Объясняется это тем, что к крупным событиям человек так или иначе готовится, поэтому переносит их легче, между тем мелкие, каждодневные раздражающие факторы истощают его и делают уязвимым.

Работа менеджера связана с действием на него многочисленных стрессоров. Психологические исследования выявили, что лидерская позиция вызывает у человека особое нервно- эмоциональное напряжение. Так, в экспериментах А. А. Герасимовича испытуемые решали совместную задачу. Одни из них был назначен «главным». При выполнении задания, состоящего из серии последовательных задач, обнаружилось, что у ведомых расслабление происходило в паузах между задачами, а у лидера – только по окончании всей работы, когда объявлен конечный результат совместной деятельности .

Следует учесть, что факторы стресса не ограничены только событиями, происходящими на работе или в частой жизни человека, а определяются также общей ситуацией в стране, регионе, городе и поэтому прямо нам не подконтрольны. Несомненно, за последние годы граждане России пережили значительный стресс-изменение привычных ориентиров, принципов общественной жизни. Для многих людей перемены в образе жизни, работы, местожительства не прошли бесследно – рост заболеваемости и смертности от болезней, вызванных нервно – психическим перенапряжение, служит тому доказательством.

Вышесказанное свидетельствует о том, что анализ причин, способных вызвать стресс у работников конкретной организации, является важнейшей задачей менеджмента .

Последствия стресса могут проявляться на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Высокий уровень стресса является причиной обострения многих сердечно-сосудистых, язвенных, нервно-психических заболеваний.

Многочисленные исследования по вопросам стресса показали, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную. Например, было обнаружено, что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток – «убийц», отвечающих за борьбу с вирусами. Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемость среди студентов резво повышается.

Высокий уровень стресса сопровождается психическим напряжением, которое на стадии истощения характеризуется беспокойством, раздражительностью, депрессией.

Переживаемый стресс отрицательно сказывается и на выполняемой работе. Апатия, опоздания, отсутствие на работе без уважительной причины – вот наиболее часто встречающиеся симптомы стресса. Алкоголизм и наркомания также зачастую являются попыткой «уйти» от проблем .

При длительном стрессе происходят изменения не только в самочувствии и работоспособности человека, но и в характере его социального поведения, общения с другими людьми.

А. Китаев - Смык выделил три вида дезорганизующих особенностей общения, возникающих в результате длительного стресса .

Первая особенность состоит в том, что у человека, изнуренного стрессом, легко возникает неприязнь ко всякой инициативе и инициаторам. Например, если кто-либо обращается к нему с вопросом, он отвечает неприязненно, у него может мгновенно вспыхнуть раздражение, иногда скрываемое за стиснутыми зубами, нередко прорывается озлобленность. По малейшему поводу и даже без него в душе человека, подвергнутого стрессу, затаивается обида. Вокруг все ему кажется несправедливым, соседи и сослуживцы воспринимаются как недостойные люди или дураки, начальники – как пройдохи или глупцы, приказы он зачастую считает неверными.

Вторая особенность проявляется в том, что человеку становится неприятен, слишком тяжел груз ответственности за порученное дело и за доверившихся ему людей. Он уклоняется от обязанностей, перекладывает их на других, старается доказать свою непричастность к ошибкам и срывам в работе.

Третья особенность связана с чувством отчужденности от других людей, в том числе от членов семьи и коллег. Иногда человек месяцы и даже годы находится в состоянии стресса из-за жизненных невзгод. Тягостные мысли о том, что он никому не нужен и ему не нужен никто, являются его постоянными спутниками. Такая реакция порождает замкнутость, зацикленность на своих проблемах и переживаниях .

1.3 Методы борьбы со стрессом

Выше говорилось о том, что стресс имеет не только негативную, но и позитивную сторону. Более того, очевидно, что невозможно полностью избавить от него человека. Поэтому, разрабатывая и осуществляя меры по борьбе со стрессом, менеджер должен сосредоточиться на тех аспектах стрессовых состояний работников, которые прямо и непосредственно оказывают негативное влияние на производственное поведение и эффективность их трудовой деятельности. Борьба с чрезмерным стрессом – это прежде всего выявление и устранение стрессоров – факторов, его вызывающих. Они могут быть выявлены на двух основных уровнях: на индивидуальном – определение факторов, вызывающих стресс у конкретного работника и требующих изменений в организации и условиях его труда; на уровне организации – определение факторов, негативно влияющих на значительную группу работников и требующих изменений в деятельности всей организации.

Существуют несколько методов работы, направленных на уменьшение стресса в организации .

Во-первых, это мероприятия, связанные с изменением условий труда и включающие расстановку работников, их обучение, планирование и распределение работы. Их следует проводить уже на стадии отбора, подбирая людей, отвечающих требованиям рабочих заданий, способных без внутреннего напряжения справиться с порученной работой.

Во-вторых, это изменения отношения работников, их восприятия и оценки тех или иных процессов и событий. Например, сотрудники могут испытывать стресс, в связи с проводимой реорганизацией, разъяснение политики компании, привлечение большого числа работников к этому процессу помогут снять напряжение и вызванный им стресс.

В-третьих, непосредственно направленные на борьбу со стрессом мероприятия – физкультурные паузы, обеспечение, обеспечение полноценного отдыха сотрудников, создание комнат психологической разгрузки и тому подобное.

Разрабатывая методы борьбы со стрессом, следует учитывать индивидуально – психологические особенности людей. Те меры, которые будет позитивно влиять на одних сотрудников, могут быть недейственны или даже вредны в отношении других. Так, например, часто в пособиях по организационному поведению и управлению персоналом говорится о том, что необходимо разнообразить и обогатить содержание труда работников. Многие считают это универсальным средством борьбы со стрессом. Однако подобная рекомендация должна использоваться с учетом индивидуальных особенностей работников. Так, для одних оптимальным является разнообразие труда, а для других – постоянство и привычные формы работы.

Не следует жалеть средств и усилий, потраченных на профилактику стресса и борьбу с его последствиями, потерять можно гораздо больше.


Самый первый шаг в любой программе со стрессом – признание того, что он существует. Любая программа решения проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван. Рассмотрим примеры организационных программ:

1. Для эффективного достижения результатов важно отношение работников к своей работе. Они должны: четко понимать ее смысл; знать, чего от них ждет учреждение; быть уверенными в том, что сумеют оправдать их ожидания.

Стресс возникает, когда работники не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся с работой. Если роль сопряжена с чрезмерным стрессом, то руководство может прореагировать на это следующим образом: уточнить роль человека в общей работе; снизить нагрузку; применить методы снижения стресса, если он имел место (например, организовать встречу работника с теми, кто вызывает проблемы, чтобы выработать решение).

2. Также важна корпоративная культура школы, которая, диктует соответствующее поведение и мотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культуру формируют и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу, сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражение в культуре. Если же имеются проницательные лидеры, то они постараются сформировать открытость, обучение и учет потребности работников.

3. Программы борьбы со стрессом можно реализовать в масштабе компании. Некоторые программы имеют конкретную ориентацию:

Злоупотребление алкоголем и наркотиками;

Перевод на другое место;

Консультирование в области карьеры и т.п.

Другие носят наиболее общий характер:

Программа эмоционального здоровья;

Центр содействия работникам;

Программа оценки здоровья;

Специальные услуги здоровья.

Существуют две разновидности программ борьбы со стрессом – клиническая и организационная. Первая инициируется фирмой и направлена на решение индивидуальных проблем: вторая имеет дело с подразделениями или группами трудового коллектива и ориентирована на проблемы группы или всей организации.

4. Клинические программы. Такие программы основаны на традиционном медицинском подходе к лечению. Элементы программы включают:

Диагноз. Человек, который, испытывает проблему, обращается за помощью. Медицинский персонал компании стремится поставить диагноз.

Лечение. Консультирование или укрепляющая терапия. Если персонал компании не в состоянии помочь, то работника отправляют к специалистам.

Скрининг. Периодическое обследование сотрудников на весьма стрессовых работах позволяет выявить ранние признаки проблемы.

Профилактика. Работников, подверженных значительному риску, обучают и убеждают в том, что для борьбы со стрессом следует что-то предпринять.

Заключение

Итак, в первой главе, мы выяснили, что же такое стресс, определили основные понятия стресса. Узнали, что открытие этого термина связано с именем канадского исследователя Ганса Селье. Он же выявил понятие общего адаптационный синдром – приспособительской реакции организма на внешнее воздействие.

Существует три стадии стресса – тревога, сопротивление, истощение. Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Рассмотренные примеры в первой главе показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Также мы рассмотрели основные причины и последствия стресса в школе. Выяснили, что при всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить - они действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет. Работа инспектора отдела кадров связана с действием на него многочисленных стрессоров. А лидерская позиция вызывает у человека особое нервно-эмоциональное напряжение.

Что же касается последствий стресса, рассмотренных в первой главе, то можно сказать, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную. Например, было обнаружено, что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток – «убийц», отвечающих за борьбу с вирусами. Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемость среди студентов резво повышается.

Выделили три вида дезорганизующих особенностей общения. Что же касается рекомендаций по данной теме «Управление стрессами», то нужно отметить следующие пункты.

Самый первый шаг в любой программе со стрессом – признание того, что он существует. Любая программа решения проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван.

Стресс возникает, когда работники не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся с работой.

Каждый из указанных методов направлен на обеспечение большего соответствия между конкретной ролью и работой или организационной средой. Эту же логику используют в программах обогащения труда, предполагающих уточнение и реорганизацию работ, с тем, чтобы труд стал более содержательным, интересным и заключал в себе возможность внутреннего поощрения. Назначение заданий, заключающих в себе такую возможность, обеспечивает лучшее соответствие между работником и выполняемой им работой.

Также важна корпоративная культура школы, которая диктует соответствующее поведение и мотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культуру школы формирует и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу, сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражение в культуре. Если же имеются проницательные лидеры, то они постараются сформировать открытость, обучение и учет потребности работников.

Программы борьбы со стрессом можно реализовать в масштабе школы.

Общий вывод таков: более здоровые работники – это более счастливые люди, не знающие что такое стресс. Они выходят на работу регулярно, работают лучше и дольше остаются в рядах компании.


Список литературы:

1. Волкова И. А. Основы менеджмента: Учебное пособие для студентов специальности «Управление персоналом».- Омск: Издательство Омского Института Предпринимательства и права, 2005.- 292 с.

2. Гибсон ДЖ.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х. – мл. Организационное поведение, структура, процессы: Пер.с англ.-8-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2007

3. Гринбер Дж.Управление стрессом. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002

4. Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001

5. Иванов С. В. Основы менеджмента: Учебное пособие.- 1-е изд., .- М. : Дрофа, 2007

6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ТОО «Остожье», 2004

7. Китаев – Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа. -2007 . - № 7 – С.98-105

8. Котова И. Б. , Канаркевич О.С. , Петриевский В. Н. Психология. Ростов н/Д: Феникс, 2003. -480 с.

9. Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. СПб.,2000.

10. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования. Е.И. Рогов. – М. 2003. -448с.

11. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига, 2007.

12. Сергеев А. М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : 2005. – 288 с. с.111-115.

Китаев – Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа.-2000.-№ 7.-С.98-105.

Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001

Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. СПб.,2000.