Страны где есть работорговля. Рабство в XXI веке: торговля людьми как прибыльный бизнес. Как попадают в рабство

Говоря о рабстве стоит понимать, что оно бывает двух видов. Первый вид – носильное рабство, в современном мире встречается редко, его всеми силами пытаются победить. Существуют некоторые точки на земном шаре, где это возможно, в России подобное практически не встречается. Добровольное рабство имеет невероятные масштабы, более того 90% рабов не осознают собственное нахождение в плену. И на этот вопрос здорово ответила наука. Было выявлено, что существует часть мозга, которая отвечает за поиск оправданий. Когда человек совершает что-то плохое, он ищет способы оправдать себя.

То же самое происходит, когда он делает что-то неразумное. Психологи так же обнаружили сильную зависимость между снижением ответственности и желанием подчиниться. На выхлопе мы получаем идеального раба, который будет возмущаться, говорить о том, что ему всё это не нравится, но при этом будет страстно желать оставить всё как есть. А чуть позже подъедут обоснования своему поведению, те самые оправдания.

Впервые с более подробным описанием данной модели поведения я столкнулся в книге Алекса Лесли. Напомню это книга о взаимоотношении полов, в общем-то она по пикапу, но у меня вызвала интерес по другим причинам. Голая психология в чистом виде, грех не прочитать. Так вот Алекс довольно интересно описал поведение мужчины, который возложил ответственность за знакомство и развитие отношений на женщину. Они предсказуемы, скучны, неинтересны. Вроде что-то делают, но всё по стандарту. Многим женщинам в компании таких парней хорошо, потому что они никогда не переступят грань дозволенного, ими легко манипулировать. Делают что им скажут.

Не замечаете здесь некую параллель с работником и начальством? А вот я замечаю. Работник-раб будет делать всё что ему скажут, он выдержит задержку зарплаты, её снижение, необоснованные лишения премий. Причина всё та же – снижение ответственности. Человек не хочет создавать что-то своё, ждать результата, рисковать. Он хочет гарантий, чтобы только устроился, через недельку уже авансик. Неважно продаётся товар, который производит компания, или нет. Учиться чему-то новому тоже нет желания, пусть начальники учатся, а мне платят зарплату. Это типичное поведение раба-добровольца. Для руководства есть несколько неоспоримых преимуществ.

Отсутствие финансовой грамотности

Раб никогда не выйдет на пассивный доход, а значит будет вынужден работать до самой старости. Сколько бы вы не платили рабу, он всё потратит, ничего не отложит, не купит активы, про брокерский счет он ничего и не слышал, на другие виды инвестиций у него не хватит денег никогда, открыть бизнес он не сможет, потому что привык перекладывать ответственность за свою жизнь на начальника и правительство. Идеальная машина для зарабатывания денег. Обещаем ему гарантии, требуем выполнения задач, дальше делаем что хотим. Раб будет возмущаться, но каждое утро как штык на работе. Не потому что любит свою работу, не потому что с помощью компании может реализовывать себя и свои таланты, а потому что надо, нет денег, нечего есть.

Современный раб – потребленец

Маркетинг работает на 5+ уже много десятков лет. Раб при покупке товаров не задумывается над пользой и необходимостью, он берет то, что модно, престижно, круто. Показать, что ты лучше остальных, вот примитивная задача современных рабов. Так у человека с зарплатой 15 000 в руках появляется гаджет за 80 000, а если зарплата дотянула до 20 000 в месяц, то самое время покупать автомобиль за 1,5 ляма. Идеальное поведение раба. Теперь он вынужден работать ещё больше, а значит будет оставаться до поздна, приходить по выходным. В компании друзей он расскажет, что это правительство его заставило, совсем обнаглели там, разворовали всё, а мне приходится трудиться по 12 часов в сутки без выходных, чтоб страну поднять! Свои маленькие неразумные шалости он оправдает, в этом не сомневайтесь.

Кредит как способ принуждения к труду

Я не буду говорить о механизмах обмана, а расчеты по кредитной карте довольно сложны и обвести клиента вокруг пальца при желании можно без особого труда. Но и без того кредит делает свою работу. Рабы очень любят кредиты. Денег постоянно на что-то не хватает, ведь даже при росте доходов они тут же увеличивают расходы постоянно повышая уровень жизни. Приходится брать в долг под проценты, а их суть в том, что вернуть нужно больше. То есть ситуация складывается таким образом — существуют разные ступени уровня жизни. Кто-то может купить себе поддержанный ваз 2106, люди чуть побогаче берут новую калину, ещё богаче идут за поддержанным мерседесом и так далее. Когда человек, способный купить ваз, задумывается над кредитом, чтобы купить калину, он должен понимать, что с учетом кредита он прыгает на уровень поддержанного мерседеса. С учетом процентов 500 000, которые нужно заплатить за новую калину, превратятся в 800 00. То есть человек прыгает на две ступени вверх, но сам думает, что на одну. Типичное поведение раба.

Кто здесь главный?!

Раб настолько слеп, что не видит очевидного. Устраиваясь на работу он убежден, что работает на правительство, прям конкретно на президента. Не удивлюсь если рабы полагают, что Путин знает их в лицо. Соответственно все проблемы, невыплаты, низкая заработная плата и отсутствие перспектив объясняется тем, что это правительство намутило воду. Удивляет ситуация, когда человек зачем-то выучился на учителя, хотя дети его раздражают и в целом работа кажется сложной, а потом требует, чтобы зарплата была как у предпринимателей. Может следовало стать предпринимателем? Ну нет, сейчас вы на меня накинетесь. Медведев однажды уже сказал что-то подобное, потом весь интернет мемасиками заполонили. Просто запомните, что раб всегда уверен в том, что работает на государство. Не на ООО, ИП, ЗАО. На государство. И у него складывается впечатление, что такие зарплаты и задержки сейчас везде, все же на одно государство работаем. Поэтому нет смысла увольняться, учиться, пробовать, везде одно и то же. Мы прокляты.

Миф о стабильности.

Это можно отнести к первому пункту. Смотрите, вот я работал на почте России. В 2012 году моя зарплата была 10 000. Ну там ещё доплачивали пару тысяч, но сам оклад десять. Потом я уволился, помотался везде, в 2016 вернулся. Зарплата 10 000. Я пока развивал свои проекты, создавал сайты, копил немного денег на брокерском счете, в общем проработал там год. То есть доход сотрудников не изменился, а вот продукты подорожали. Умный человек понимает, что рост цен вызван инфляцией и это абсолютная норма. Оклад должен индексироваться ежегодно и повышаться как минимум на уровень инфляции в стране. Вот это стабильность.

Но рабы в схеме не разобрались и в их понимании руководитель молодец, он платит им всё ту же зарплату, не снижает. А вот правительство обалдело, повышает цены тут и там, душит народ. Как объяснить людям истинные причины ухудшения уровня жизни я толком не знаю, но постоянно пробую. Я очень надеюсь, что среди моих читателей все меньше тех, кто в вышеописанных признаках найдёт себя. Иногда мне пишут люди и сообщают, что пересмотрели своё отношение к деньгам и жизни, удалось расплатиться с кредитами, начали формировать капитал. Это самые приятные письма, хочется таких побольше.

УДК 316.34:326:342.721

ЛИНЬКОВА О.М. Сущность современного рабства

Статья посвящена исследованию особенностей современного рабства. Автор показывает, насколько актуальна проблема рабства в условиях современного социально-политического и социально-экономического кризиса, а также раскрывает сущность современного рабства. Выделены и описаны основные формы современного рабства, а именно: трудовое, долговое, рабство по контракту, физическое, военное, призывное, пенитенциарное, религиозное, сексуальное. В статье раскрывают причины и многообразные последствия возникновения и распространения современного рабства.

Ключевые слова: рабство, торговля людьми, трудовая эксплуатация, трудовое рабство, долговое рабство, рабство по контракту, физическое рабство, военное рабство, призывное рабство, пенитенциарное рабство, религиозное рабство, сексуальное рабство.

История знает не так много общественных явлений, столь многогранных, противоречивых и вместе с тем таких устойчивых, как рабство.

Когда заговариваешь о рабстве как о современном социальном явлении, обычная реакция собеседника - удивление: ведь все это было давно, в эпоху рабовладения. Иначе говоря, в нашем сознании со словами «рабы» и «рабство» обычно ассоциируются рабовладельческие отношения в древнем мире или практиковавшееся в ХУ1-Х1Х вв. использование вывезенных из Африки невольников на плантациях Нового света. Считается, что окончательно рабство прекратило свое существование в конце XIX века, когда в 1888 году последняя рабовладельческая страна - Бразилия -предоставила свободу своим невольникам. Отдельные обнаруженные факты рабовладения и работорговли приписывали либо криминальным группировкам, либо связывали с социально-экономической отсталостью некоторых африканских и азиатских стран. Действительно, во многих из них рабство продолжало официально существовать вплоть до 40-50-х годов ХХ века. Например, в Непале, где правительство отменило рабство только под нажимом мировой общественности, или в Мавритании, где рабство отменялось много раз. Последний раз это произошло в 1980 году, когда пра-

вительство этой страны постановило, что рабство в стране закончилось и больше не существует. Конвенция о запрещении рабства была подписана ещё в 1926 году, а в 1956 году была заключена Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работоторговли, а также институтов и обычаев, сходных с рабством1.

Казалось бы, проблема рабства давно потеряла свою актуальность. Сегодня принято считать, что рабства в мире нет. Однако утверждение, что в современном либеральном обществе рабство невозможно, - это просто миф. Многие, возможно, поспорят с этим. Но если мы будем внимательны ко всему, что нас окружает, то мы увидим процветающее рабство. Например, посмотрим на новый супермаркет, на стройке которого и днем и ночью работают мужчины из бывших союзных республик, заедем на любую автомойку, где круглосуточно нас обслуживают подростки с затравленными глазами, практически во всех газетах мы видим объявления о сексуальных услугах... Список примеров может быть очень длинным. Если мы зададим вопрос, кто же эти люди, согласные работать, а главное, работающие в таких условиях, то ответ будет один -это рабы. Это современное рабство, тщательно скрываемое, изощренное и оттого еще более жестокое и унизительное, не-

жели в глубокой древности, в эпоху рабовладения, о которой мы знаем из школьных учебников. О современных рабах почти не пишут в газетах, о них умалчивают государственные правозащитные организации, о них практически ничего не знают люди в Европе и Америке, Австралии и России. Однако в современном мире, несмотря на все декларации прав человека, рабство существует, причем в гораздо больших масштабах, чем в древности, и в более уродливых формах, поскольку официально это явление даже не признается, а потому прав современные рабы не имеют никаких.

Масштабы и формы современного рабства достаточно широки и глобальны. Точное количество современных рабов в мире неизвестно. Современные исследования предлагают широкий диапазон оценок характера и масштабов современного рабства. В 2005 году ООН пришла к выводу, что каждый год в рабство попадают около 700 тысяч человек, Госдепартамент США/Department of State годом позже назвал схожую цифру - от 600 до 800 тысяч человек. Организация Human Rights Watch считает, что реальное число ежегодно продаваемых в рабство людей достигает 800-900 тысяч. По оценкам Центра Безопасности Человека /Human Security Centre (ныне действует при Университете Саймона Фрэзера /Simon Fraser University в Ванкувере, Канада), ежегодно в рабство продается до 4 миллионов человек. Международная Организация Труда\ International Labour Organisation в 2006 году опубликовала доклад, согласно которому принудительным (то есть фактически рабским) трудом в мире занимаются 12,3 миллиона человек. Есть еще более шокирующие оценки. Эксперты организации Anty-Slavery утверждают, что в современном мире насчитывается до 200 млн. рабов2. Однако наиболее точные цифры приводит известный американский социолог исследователь проблемы рабства Кевин Бейлз. По его мнению, на сегодняшний день в мире насчитывается до 27 миллионов человек, находящихся на положении рабов. Рабский неоплачиваемый труд составляет определенную долю в современной глобальной экономике, причем долю немалую. По подсчетам международ-

ных правозащитных организаций, годовой доход, приносимый рабами своим владельцам, колеблется в пределах 13-15 миллиардов долларов США. Но хотя непосредственное значение рабского труда в современной мировой экономике может показаться небольшим, недооценивать его не стоит. Прежде всего потому, что он отнюдь не изолирован от мира границами отдаленных районов отсталых стран, а интегрирован в мировую экономику. Рабы создают товары, которые экспортируются во многие страны мира, а услугами сексуальных рабынь пользуется огромное количество мужчин в самых разных частях света.

Современные рабовладельцы - это преступники, которые используют различные виды трудовой деятельности незащищенных слоёв населения, нарушая их права на достойную жизнь.

В основном проблема современного рабства исследуется юристами. В своих исследованиях они касались правового аспекта торговли людьми, современного проявления трудовой эксплуатации, использования труда несовершеннолетних и т.п.3. Однако, становясь все более и более актуальной, эта проблема в настоящее время не оставила равнодушными и социологов, философов, психологов. Цель написания данной работы заключается в исследовании современного рабства как одной из социальных проблем, а также в выяснении его основных форм, причин и последствий.

В Конвенции, подписанной в Женеве 25 сентября 1926 года, рабство рассматривается как «положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности». Известный социолог Э. Гидденс определяет рабство как крайнюю форму неравенства, при которой одни люди являются в буквальном смысле слова собственностью других4. Согласно мнению международных правозащитных организаций, современное рабство определяется на основе трех основных критериев:

1) деятельность человека контролируется с помощью насилия или угрозы применения насилия;

2) человек находится в данном месте и занимается данным видом деятельности против своей воли и не может изменить ситуацию по собственному желанию;

3) за работу человек получает ничтожную плату либо вообще ее не получает5.

Современные рабовладельцы наживаются на людях, которые не имеют ни социальной, ни правовой защиты. Жертвами современного рабства могут оказаться люди всех национальностей и культур. Никто в современном мире не застрахован от рабства. Рабом может стать как гражданин из развивающихся стран с низким экономическим развитием, так и граждане высокоразвитых цивилизованных государств Европы и США.

Итак, мы видим, что рабство никуда не исчезает, а просто принимает разнообразные формы. Основа рабства - полный контроль одного человека над жизнью и судьбой другого - сохраняется во всех новых проявлениях рабства. Стоимость же современного раба значительно понизилась. В некоторых странах мира раба можно купить менее чем за $100 или обменять на козу (!). По оценкам организации Free the Slaves, в 1850 году на американском Юге среднестатистический раб продавался за сумму, равную $40 тыс, с учетом изменения покупательной способности доллара США. Ныне там же «раба» можно «купить» за $120, и это приносит рабовладельцам значительную прибыль.

К основным условиям, порождающим современное рабство, можно отнести: социальную дезорганизацию, экономический кризис, политическую нестабильность.

Говоря подробнее, следует указать следующие причины возникновения современного рабства.

1) Социально-политические: войны, стихийные бедствия, политическая или этническая борьба способствуют обнищанию большинства людей и принуждают их работать в рабских условиях за ничтожную плату. Часто люди из-за перечисленных условий переезжают в другие страны, чтобы избежать бедности. Но и там им редко сопутствует удача, беженцы еще легче становятся «добычей» современных рабовладельцев.

2) Социально-экономические: демографический взрыв в странах третьего мира практически исчерпал имеющиеся ресурсы и привел к росту предложения рабочей силы и падению ее цены. Модернизация и глобализация мировой экономики также поспособствовали невиданному обогащению элит и растущему обнищанию большинства населения. Вынужденный переход к рыночному сельскому хозяйству, потеря общей земли, а также политика правительств, которые занижали доходы фермеров ради дешевого хлеба для горожан, привели к банкротству миллионы крестьян и вытеснению их с земли, подчас в рабство.

3) Социально-правовые: эти причины опираются на коррумпированность власти и правоохранительных органов, отсутствие законов, направленных на борьбу с рабством, низкий уровень правосознания людей, их юридическую безграмотность, отсутствие достаточного количества бесплатных юридических консультаций, а также пассивность правоохранительных органов в решении проблем, связанных с торговлей людьми, защитой их прав и т.д.

Итак, мы видим, что в современном мире численность потенциальных рабов настолько велика, что предложение превышает спрос, тем самым снижая их цену. Дешевизна является одной из главных отличительных черт современного рабства. Помимо этого признака Кевин Бэйлз приводит и другие отличия современного рабства от традиционного:

1) уклонение от оформления права собственности;

2) очень высокий уровень прибыли;

3) переизбыток потенциальных рабов;

4) краткосрочные отношения;

5) легкая заменяемость рабов;

6) этнические различия не имеют значения.

Таким образом, современное рабство существенно отличается от рабства прошлых веков. Не существует одной-един-ственной формы рабства, так же как не существует одной-единственной формы брачных отношений. Люди изобретательны и адаптивны, а потому метаморфозы людской жестокости и форм эксплуата-

ции бесконечны. Современные формы рабства многочисленны и разнообразны. Мы выделим самые распространенные из них.

1) Трудовое рабство. Эта форма наиболее близка к традиционному рабству. Человек захватывается, либо рождается, либо продается в постоянное рабство, при этом часто оформляются права собственности. При таком рабстве люди работают в основном в сельском хозяйстве, на стройках, в сфере услуг, выполняя самую тяжелую, неквалифицированную работу. Подобная форма рабства встречается повсеместно, но чаще всего в Северной и Западной Африке и некоторых арабских странах. В России трудовое рабство практикуется у цыган и северокавказских народов. Разъезжая по стране в поисках работы, многие так называемые «бомжи» попадают в самое настоящее рабство в аулы северокавказских республик или к цыганам, где их заставляют делать грязную домашнюю работу, ухаживать за скотом или работать в огородах, при этом ничего не платя и держа впроголодь на положении рабов. Трудовое рабство неразрывно связано с другой не менее ужасающей формой - торговлей людьми.

2) Торговля людьми приобрела в последние годы глобальные масштабы. По оценкам ООН, людей продают в рабство (похищают, завлекают обманом и т.п.) в 127-ми странах мира, в 137-ми государствах эксплуатируются иностранные жертвы торговцев людьми6. В 11-ти государствах отмечен «очень высокий» уровень активности похитителей людей, среди них Россия, Украина, Беларусь, Молдова и Литва. В Армении, Грузии, Казахстане и Узбекистане этот уровень «высокий». 10 государств являются излюбленным местом переправки современных рабов; в их числе США, Израиль, Турция, Италия, Япония, Германия, Греция. Торговля людьми является распространенной и все более широкой практикой. Набор людей для целей экономической или сексуальной эксплуатации осуществляется с использованием насилия, обмана или принуждения. Торговец осуществляет контроль и право собственности путем:

Принуждения жертв работать вопреки своей воле;

Управления свободой их передвижения, например, вследствие конфискации их паспортов и невыплаты заработной платы (при наличии таковой);

Определения места и времени работы и уровня оплаты (при наличии таковой);

Использования таких практик, как, например, ритуалы вуду, предусматривающие применение обета молчания, избиений и изнасилования.

3) Долговое рабство - самая распространенная форма рабства в современном мире. Человек становится залогом за деньги, полученные в долг, но продолжительность и характер зависимости не определены, и работа не уменьшает суммы первоначального долга. Долг может распространяться и на последующие поколения, закабаляя потомков должника. В случае неуплаты долга могут захватывать и продавать детей в дальнейшую долговую зависимость. Право владения не оформляется, но существует тотальный физический контроль над порабощенными работниками. Долговое рабство наиболее распространено в Индии и Пакистане.

4) Рабство по контракту. Оно ярко демонстрирует, как можно использовать современные трудовые отношения для того, чтобы замаскировать новые формы рабства. Обычно предлагаются контракты, гарантирующие занятость на каком-нибудь предприятии или фабрике, но, когда рабочих привозят на место работы, они обнаруживают, что превращены в рабов. Контракт используется как приманка, чтобы придать рабству вид легитимных рабочих отношений. Контрактное рабство можно найти во всем мире, наиболее часто оно практикуется в Юго-Восточной Азии, Бразилии, некоторых арабских странах.

Рабство по контракту существует и в России. На положении рабов в России фактически оказываются строительные рабочие, прибывающие в Москву и ряд других крупных городов из провинции и бывших союзных республик. Многие безработные в надежде поправить свое материальное положение обращаются в кадровые агентства и другие фирмы, суля-

щие им большие деньги за «вахтовые работы» в Москве или на Крайнем Севере. Там они оказываются на положении рабов, трудясь по 12 часов и ютясь в ужасающих условиях в вагончиках-бытовках, в цехах или на строящихся объектах. Зарплату им платят гораздо меньшую, чем обещали, или вообще не платят ничего.

Помимо вышеперечисленных форм современного рабства, которые являются самыми распространенными в мире, существуют и другие легко идентифицируемые формы порабощения.

5) Физическое рабство. Эта форма является одной из самых жестоких и антигуманных. Источниками этого рабства являются физически неполноценные люди, которых заставляют заниматься попрошайничеством.

6) Сексуальное рабство характеризуется абсолютным контролем одного лица над другим и не всегда связано с каким-либо финансовым вознаграждением. Оно включает:

Эксплуатацию проституции, когда проститутка систематически передает свой заработок третьим лицам;

Принудительное занятие проституцией вопреки воле человека;

Принудительные браки и продажа жен - недавно возникшая форма сексуальной эксплуатации, связанная с оповещением через средства массовой информации о женщинах, готовых вступить в брак, так называемых невестах по почтовому заказу, которые впоследствии становятся рабынями мужей.

Раньше главными поставщиками секс-рабынь были азиатские страны - Таиланд и Филиппины. После распада СССР роль основных поставщиков женщин стали играть бывшие республики Союза: Украина, Беларусь, Латвия и Россия. В последние 10 лет сотни тысяч женщин были вывезены из Центральной и Восточной Европы и республик бывшего СССР для занятия проституцией в более чем 50 стран. К еще одной разновидности сексуального рабства можно отнести и привлечение детей в порноиндустрию. Под страхом насилия детей заставляют сниматься в порнофильмах, заниматься проституцией.

7) Военное рабство. В это рабство попадают мужчины для участия в вооруженных конфликтах. Сюда же относится рабство, поддерживаемое правительством. В сегодняшней Бирме широко распространены захват и удержание в рабстве гражданских лиц правительством и армией. Десятки тысяч мужчин, женщин, детей используются как носильщики в ходе военных кампаний против местных жителей или как рабочие в правительственных строительных проектах. В данном случае вновь мотивом выступает экономическая выгода: не столько получение прибыли, сколько снижение транспортных или производственных расходов в ходе военной кампании.

8) Призывное рабство - рабство, когда командиры, пользуясь своим положением, используют солдат как рабов. Такое явление больше всего распространено на территории бывшего СССР - солдаты выполняют неуставные задачи, при этом командиры получают материальное вознаграждение. Нередко случается, что солдата продают в рабство, а документально его объявляют пропавшим без вести или дезертиром.

9) Пенитенциарное рабство - это совершенно новая форма рабства. Оно встречается везде. Это форма заключается в использовании труда заключенных. Пенитенциарное рабство очень выгодно, так как лица, находящиеся в местах лишения свободы, лишь частично являются гражданами государства (права «изымаются» на время исправления), что, в свою очередь, позволяет дешево и безвозмездно использовать рабочую силу.

10) Религиозное рабство в основном сопровождается вовлечением людей в различные религиозные секты. Люди продают свое имущество, жилье и все деньги отдают «духовным» руководителям, чтобы стать полноправными членами секты. В дальнейшем они превращаются в бесправных рабов, полностью подчиняющихся воле своих так называемых «духовных» наставников. В некоторых странах в силу обычаев девочки и молодые женщины становятся ритуальными рабынями во искупление грехов, совершенных членами их

семей. Например, в Нигерии, Гане, Того, Бенине женщин передают местным шаманам, для которых они готовят еду, убирают, удовлетворяют сексуальные потребности до тех пор, пока шаманы не освободят их, обычно после рождения нескольких детей.

Порабощением можно назвать и такие случаи, как использование людей в качестве доноров для трансплантации органов и тканей, принудительная беременность и вынашивание детей, фиктивное усыновление7.

К основным последствиям современного рабства следует отнести ухудшение здоровья индивида, пострадавшего от рабства. Раздражительность, бессонница, депрессивное состояние и посттравматические стрессовые расстройства представляют собой общие психологические проявления среди жертв рабства. Антисанитарные и стесненные условия проживания в сочетании с плохим питанием способствуют появлению множества неблагоприятных факторов, угрожающих здоровью, таких как различные виды чесотки, туберкулез и другие инфекционные заболевания. Рабство может привести к распространению болезней, передающихся половым путем, включая ВИЧ/СПИД. Поэтому, несмотря на то, что эти люди далеки от социума, их эксплуатация влияет на общее здоровье населения.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что современное рабство не только представляет собой проблему нарушения прав человека и национальной

безопасности, но и влечет за собой серьезные последствия для здоровья нации.

Подводя итоги, следует сказать, что современное рабство является одной из нерешённых проблем в современном обществе. Среди причин, порождающих современное рабство, самыми актуальными до сих пор остаются социально-политические, социально-экономические и социально-правовые причины. Решение в первую очередь проблем бедности, а также социальной и правовой защищённости населения позволит, на наш взгляд, минимизировать эту проблему.

1 Конвенция о рабстве [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ russian/documen/convents/ convention_slavery.htm

2 Доклад Государственного департамента США о торговле людьми 2007 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www crime.vl.ru.228.10.2008 г. Загол. с экрана.

3 Макаров С.Н. Реализация международно-правовых обязательств по борьбе с рабством и работорговлей в уголовном законодательстве России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 208 c.

4 Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС. 1999. С. 196-197.

5 Ванчугов В.В. Современное рабство. [Электронный ресурс]. Режим доступа http:// www.humanities.edu.ru/db/msg/80132

6 Доклад «Торговля Людьми: Глобальные Закономерности» / Trafficking in Persons: Global Patterns был опубликован в 2006 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www crime.vl.ru.228.10.2008 г. Загол. с экрана.

7 Мизулина Е.Б. Торговля людьми и рабство в России: международно-правовой аспект. М.: Юристъ, 2006.

Ввела в международный оборот следующие определения раба и работорговли:

1. Под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности.
2. Под работорговлей понимаются все действия, связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; все действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; все действия по продаже или обмену лица, приобретённого с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов.

Рабство осуждено договором Лиги Наций в 1926 году и во Всеобщей декларации прав человека ООН от , а также во всех других главных документах, касающихся прав человека.

На протяжении последних 5000 лет рабство существовало почти повсюду. Среди наиболее известных рабовладельческих государств - Древняя Греция и Рим , в Древнем Китае понятие си , эквивалентное рабству, известно с середины II тысячелетия до н. э. В российской литературе существовала традиция отождествлять крепостных крестьян с рабами, однако, несмотря на целый ряд сходных черт, у рабства и крепостничества были некоторые различия. В более поздний период рабство существовало в США и Бразилии . Рабство на Древнем Востоке имело много отличительных черт. Современное понятие раба не учитывает этих различий, понятие крепостной в правах человека отсутствует и полностью совпадает с определением раба. В тоталитарных государствах крупнейшим рабовладельцами стали не индивидуальные собственники, а сами эти государства, таким образом, прикрывая реальное положение рабов тем, что те якобы принуждаются к труду согласно установленным тоталитарным государством законами. Также во время Второй мировой войны в нацистской Германии широко использовался рабский труд.

Сущность рабства и положение раба

Неразрешённой до сего дня проблемой в изучении сущности рабства является неразработанность его научной-популярной классификации. Прямое следствие этого пробела - представление большинства людей о рабстве, как о какой-то особой составляющей истории Древнего мира. В лучшем случае, люди воспринимают рабство как принадлежность исключительно рабовладельческого строя.

Одним из важнейших критериев для классификации рабства является фактор формирующего субъекта.

Значительное распространение (а, соответственно, и особую угрозу для общества) современное рабство имеет в тех случаях, когда приобретает системный характер, когда основным формирующим субъектом порабощения становится не отдельное преступное частное лицо, а государство.

Появление рабовладения

Для достижения эффективности производства жизненно необходимо разделение труда . При организации такого разделения тяжёлый (прежде всего, физический) труд является наименее привлекательным. На определённом этапе развития общества (когда развитие технологий обеспечило производство работником большего объёма продукции, чем необходимо ему самому для поддержания жизни) военнопленных , которых прежде убивали, стали лишать свободы и принуждать их к тяжёлому труду на хозяина. Люди, лишённые свободы и превращенные в собственность господина, стали рабами.

Положение раба

Условия жизни раба определяются лишь гуманностью или выгодой рабовладельца. Первая была и остаётся редкостью; вторая заставляет действовать различно в зависимости от того, насколько трудно доставать новых рабов. Процесс выращивания рабов с детства - медленный, дорогой, требующий достаточно большого контингента рабов-«производителей», поэтому даже абсолютно антигуманный рабовладелец вынужден обеспечивать рабам уровень жизни, достаточный для поддержания работоспособности и общего здоровья ; но в местах, где добывать взрослых и здоровых рабов легко, их жизнью не дорожат и изнуряют работой.

Источники рабов

  1. На первых стадиях развития единственным, а в дальнейшем весьма существенным источником рабов у всех народов служила война , сопровождаемая пленением воинов противника и похищением людей, проживающих на его территории.
  2. Когда институт рабовладения упрочился и стал основанием экономического строя, к этому источнику добавились другие, прежде всего Естественный прирост рабского населения.
  3. Кроме того, появились законы , по которым должник, не имеющий возможности уплатить свой долг , становился рабом кредитора , за некоторые преступления карали рабством, наконец, широкая отцовская власть позволяла продавать своих детей и жену в рабство. Одним из способов превратиться в раба - холопа на Руси была возможность продать самого себя в присутствии свидетелей .
  4. Существовала (и продолжает существовать) практика обращения в рабство свободных людей путём прямого безосновательного принуждения. Каков бы ни был, впрочем, источник рабства, всегда и везде сохранялась основная идея о том, что раб есть пленник - и этот взгляд отразился не только на участи отдельных рабов, но и на всей истории развития рабства.

История рабовладения

Первобытное общество

Рабов часто истязали

Рабство изначально не отражено в культуре человека. Первые источники встречаются в период захвата семитскими племенами Шумера . Здесь встречается покорение захваченного народа и его подчинение господину. Древнейшие указания на существование рабовладельческих государств на территории Месопотамии относятся к началу третьего тысячелетия до н. э. Судя по документам этой эпохи, это были очень маленькие первичные государственные образования, во главе которых стояли цари. В княжествах, потерявших свою независимость, правили высшие представители рабовладельческой аристократии, носившие древний полужреческий титул «энси» . Экономической основой этих древнейших рабовладельческих государств был централизованный в руках государства земельный фонд страны. Общинные земли, обрабатывавшиеся свободными крестьянами, считались собственностью государства, и население их было обязано нести в пользу последнего всякого рода повинности.

В библейских источниках рабство описано было до потопа (Быт. ). Древние патриархи имели многих рабов (Быт. , ). Рабами делались: люди взятые в военный плен (Втор. , ), или должники не в состоянии уплатить своих долгов (4Цар. , Ис. , Мф. ), так же вор не в состоянии уплатить за украденное (Исх. ) и вступившие в брак с лицом рабского состояния (Быт. , и др.). Иногда человек сам продавал себя в рабство по крайности обстоятельств (Лев. ). Рабы через продажу переходили от одного господина к другому, и покупка была самым обыкновенным способом добывать себе рабов.

По современным представлениям, в эпоху первобытного общества рабовладение сначала отсутствовало полностью, затем появилось, но не имело массового характера. Причиной этого был низкий уровень организации производства , а первоначально - добывания пищи и необходимых для жизни предметов, при котором человек не мог произвести больше, чем необходимо для поддержания его жизни. В таких условиях обращение кого-либо в рабство было бессмысленно, так как раб не приносил пользы хозяину. В этот период, собственно, рабов как таковых не было, а были только пленники, взятые на войне. С древнейших времён пленник считался собственностью того, кто его захватил. Эта сложившаяся в первобытном обществе практика явилась фундаментом для возникновения рабовладения, поскольку закрепила представление о возможности владения другим человеком.

В межплеменных войнах пленников-мужчин, как правило, либо не брали вовсе, либо убивали (в местах, где был распространён каннибализм - поедали), либо принимали в победившее племя. Разумеется, были исключения, когда пленённых мужчин оставляли в живых и заставляли работать, либо использовали в качестве менового товара, но общей практикой это не было. Немногие исключения составляли мужчины-рабы, особо ценные из-за каких-то своих личных качеств, способностей, умений. В массе же бо́льший интерес представляли захваченные женщины, как для рождения детей и сексуальной эксплуатации, так и для хозяйственных работ; тем более, что гарантировать подчинение женщин как физически более слабых было гораздо проще.

Расцвет рабовладения

Рабство появилось и распространилось в обществах, перешедших к сельскохозяйственному производству . С одной стороны, это производство, особенно при примитивной технике , требует весьма значительных затрат труда , с другой - работник может произвести существенно больше, чем необходимо для поддержания его жизни. Пользование рабским трудом стало экономически оправданным и, естественно, широко распространилось. Тогда и сложилась рабовладельческая система, просуществовавшая многие века - как минимум, с античных времён до XVIII века , а кое-где и дольше.

В этой системе рабы составляли особый класс , из которого обычно выделялась категория личных, или домашних рабов. Домашние рабы всегда находились при доме, прочие же работали вне его: в поле, на строительстве , ходили за скотом и так далее. Положение домашних рабов было заметно лучше: они были лично известны господину, жили с ним более или менее общей жизнью, до известной степени входили в состав его семьи. Положение прочих рабов, лично мало известных господину, часто почти не отличалось от положения домашних животных, а иногда бывало и худшим. Необходимость удержания больших масс рабов в подчинении привела к появлению соответствующей юридической поддержки права владения рабами. Помимо того, что сам хозяин обычно имел работников, чьей задачей был надзор за рабами, законы сурово преследовали рабов, попытавшихся бежать от хозяина или взбунтоваться . Для усмирения таких рабов широко применялись самые жестокие меры. Несмотря на это, побеги и восстания рабов были нередки.

Рабский труд и работорговля были важной частью экстенсивной экономики средневековых азиатских государств, созданных кочевниками, таких как Золотая Орда , Крымское ханство и ранняя Османская Турция (см. также Набеговое хозяйство). Монголо-татары, обратившие огромные массы покорённого населения в рабство, продавали рабов как мусульманским купцам, так и итальянским торговцам, владевшим с середины XIII века колониями в северном Причерноморье (Каффа с , Чембало , Солдайа, Тана и др.). Один из наиболее оживленных работоторговых путей вёл из азовской Таны в Дамиетту, находящуюся в устье Нила. За счет рабов, вывезенных из Причерноморья, пополнялась мамелюкская гвардия династий Аббасидов и Аюбидов . Крымское ханство, сменившее монголо-татар в северном Причерноморье, также активно занималось работорговлей. Основной рынок рабов находился в городе Кефе (Каффа). Рабы, захваченные крымскими отрядами в Польско-Литовском государстве и на Северном Кавказе, продавались преимущественно в страны Передней Азии. К примеру, в результате крупных набегов на Центральную Европу в рабство продавались до тысячи пленников. Общее число рабов, прошедших через крымские рынки, оценивается в три миллиона человек. В покоренных Турцией христианских областях каждый четвёртый мальчик забирался из семьи, принуждался к обращению в ислам и в теории становился рабом султана, хотя на практике янычары вскоре стали элитными войсками, претендовавшими на политическое влияние. Из рабов пополнялась янычарская гвардия и султанская администрация. Из рабынь состояли гаремы султана и турецких сановников.

Рабство в новое время

Рабство, практически повсеместно в Европе заменённое крепостничеством, было восстановлено в новом свете в XVII веке , после начала эпохи великих географических открытий . На колонизируемых европейцами территориях повсеместно, в широких масштабах разворачивалось сельскохозяйственное производство, которое требовало большого количества работников. При этом условия жизни и производства в колониях были чрезвычайно близки к тем, что существовали в древние времена: большие пространства необработанной земли, малая плотность населения, возможность ведения хозяйства экстенсивными методами, с применением самых простых инструментов и элементарных технологий. Во многих местах, в особенности в Америке , работников было просто негде взять: местное население не имело никакого желания работать на пришельцев, свободные переселенцы также не собирались трудиться на плантациях. В это же время в ходе освоения белыми европейцами Африки обнаружилась возможность достаточно легко получить практически неограниченное количество работников, захватывая и обращая в рабство коренных африканцев. Африканские народы большей частью находились на стадии родового строя или начальных стадиях государственного строительства, технологический уровень их не давал возможности сопротивляться европейцам, имевшим технику и огнестрельное оружие. С другой стороны, они были знакомы с рабством ещё до прихода европейцев и рассматривали рабов как один из товаров для выгодной торговли.

В Европе возобновилось использование рабского труда и началась массовая работорговля, которая процветала вплоть до XIX века . Африканцев захватывали в их родных землях (как правило, сами же африканцы), грузили на корабли и отправляли по назначению. Некоторая часть рабов попадала в метрополию, большинство же отправлялись в колонии , преимущественно американские. Там они использовались для сельскохозяйственных работ, в основном на плантациях. Тогда же в Европе преступников , приговорённых к каторге , стали отправлять в колонии и продавать в рабство. Среди «белых рабов» преобладали ирландцы, захваченные англичанами в ходе покорения Ирландии 1649-1651. Промежуточное положение между ссыльными и свободными колонистами занимали «проданные в услужение» (англ. indenture ) - когда люди продавали свободу за право переехать в колонии и там снова «отработать» её.

В Азии африканские рабы использовались мало, поскольку в этом регионе гораздо выгоднее было использовать на работах многочисленное местное население.

Позже всего освободили рабов-негров в Бразилии , где негры наиболее смешались с португальцами и индейцами . По переписи здесь насчитывалось 3 787 тыс. белых, 1 954 тыс. негров, 3 802 тыс. метисов и 387 тыс. индейцев; из негров было около 1,5 млн рабов. Первым шагом к отмене рабства было запрещение в ввоза рабов. В были освобождены рабы монастырей и некоторых учреждений ; в объявлены свободными все дети, рождённые в Бразилии, освобождены все казённые и императорские рабы и учреждён особый фонд для выкупа ежегодно определённого числа рабов. В освобождены все рабы старше 60 лет. Лишь в последовало полное освобождение остальных рабов. Эта мера послужила одним из поводов к революции , низвергнувшей императора дона Педру II .

Прекращение работорговли и отмена рабства

Современное состояние

Распространённость рабства на начало XXI века

В настоящее время рабовладение официально запрещено во всех государствах мира. Последний по времени запрет на владение рабами и использование рабского труда был введён в Мавритании .

Поскольку юридического права на рабовладение в настоящее время не существует, то не существует и классического рабовладения как формы собственности и способа общественного производства, кроме, вероятно, ряда упомянутых ниже по тексту слаборазвитых стран, где запрет существует лишь на бумаге, а реальным регулятором общественной жизни выступает неписаный закон - обычай. По отношению же к «цивилизованным» государствам более корректным здесь является термин «принудительный, несвободный труд» (unfree labor) .

Некоторыми исследователями даже отмечается, что после перехода работорговли на нелегальное положение доходы от неё не только не уменьшились, но даже возросли. Стоимость раба, при сопоставимом сравнении с ценами XIX века , упала, а доход , который он может приносить, вырос.

В классических формах

В формах, типичных для классического рабовладельческого общества, рабство продолжает существовать в государствах Африки и Азии , где формальный его запрет произошёл относительно недавно. В таких государствах рабы занимаются, как и многие века назад, сельскохозяйственными работами, строительством, добычей полезных ископаемых, ремёслами. По данным ООН и правозащитных организаций, наиболее тяжёлое положение сохраняется в таких странах как Судан , Мавритания , Сомали , Пакистан , Индия , Непал , Мьянма , Ангола . Официальный запрет на рабовладение в этих государствах либо вообще существует только на бумаге, либо не подкрепляется сколько-нибудь серьёзными карательными мерами в отношении рабовладельцев.

Современное рабство

Трудовое, сексуальное и домашнее «рабство» в современных государствах

В государствах, зачастую считающихся вполне цивилизованными и демократическими , существуют формы принудительного труда, которые журналисты [кто? ] окрестили штампом «трудовое рабство».

Основными его жертвами становятся незаконные иммигранты или лица, насильственно вывезенные из страны постоянного проживания. Нередко в рабство попадают лица, обратившиеся у себя на родине в рекрутинговые фирмы, обещающие высокооплачиваемую работу за рубежом. Считается, что у таких лиц под различными предлогами изымают документы после прибытия в страну назначения, после чего лишают свободы и принуждают к труду. В России известны примеры использования рабского труда бездомных (например, банда Александра Кунгурцева).

Правительственные и общественные организации, занимающиеся вопросами соблюдения прав человека [кто? ] , постоянно отслеживают развитие ситуации с рабовладением в мире. Но их деятельность ограничивается констатацией фактов. Реальная борьба с работорговлей и использованием принудительного труда сдерживается тем, что использование рабского труда снова стало экономически выгодным.

Работорговля в Чечне

В период контроля территории региона сепаратистами в Чечне работали рынки рабов: в Грозном и Урус-Мартане, где продавали людей, в том числе похищенных из других российских регионов. В документальном фильме «Рынок рабов» телекомпании «ВИД» , снятого на основе свидетельств заложников, рассказывается об обстоятельствах похищения и жизни в плену. Заложники похищались из Северного Кавказа, Ростова, Волгограда, Москвы. В частности, в фильме упоминается случай, когда в Урус-Мартане был сделан заказ на «17-летнюю блондинку, ростом 172 сантиметра, с третьим размером груди, девственницу». Через неделю девушка была похищена в Новороссийске и привезена в Чечню. Места («зинданы»), где содержались рабы, были оборудованы решётками, цепями, нарами, окошками для подачи еды. По данным авторов фильма, в зинданах Грозного и Урус-Мартана содержалось более 6 тысяч человек. Поводом для съёмок фильма стало похищение в Чечне журналистов Ильяса Богатырева и Владислава Черняева.

Влияние рабства на культуру общества

С современной точки зрения, в нравственной жизни человечества рабство имело и имеет крайне вредные последствия. С одной стороны, оно приводит к нравственной деградации рабов, уничтожая в них чувство человеческого достоинства и стремление к труду на благо себя самого и общества, с другой - отражается неблагоприятно на рабовладельцах. Давно известно, что для психики человека крайне вредна зависимость от людей, подвластных его капризам и желаниям; господин неизбежно привыкает исполнять все свои прихоти и перестаёт владеть своими страстями. Распущенность становится существенной чертой его характера .

Во времена повсеместного, широко распространённого рабовладения рабство оказывало разлагающее влияние на семью : сплошь и рядом рабыни, едва выйдя из детства, принуждались удовлетворять сексуальные потребности господина, что разрушало семью. Дети господина, находясь в постоянном соприкосновении с рабами, легко перенимали пороки как родителей, так и рабов; жестокость и пренебрежение к рабам, привычка ко лжи и безответственности прививались с детства. Конечно, встречались отдельные исключения, но они были слишком редки и ничуть не смягчали общего тона. Из семейной жизни разврат легко переходит в общественную, как особенно рельефно показывает античный мир .

Вытеснение свободного труда рабским приводит к тому, что общество делится на две группы: на одной стороне - рабы, «чернь», в значительной степени состоящая из людей невежественных, продажных, проникнутых мелким, эгоистическим честолюбием и постоянно готовых поднять гражданскую смуту; на другой - «знать » - кучка богачей , возможно, образованных, но при этом праздных и развратных. Между этими классами - целая бездна, что является ещё одной причиной разложения общества.

Другим вредным последствием рабства является обесчещение труда. Занятия, предоставленные рабам, считаются позорными для свободного человека. С увеличением масштабов использования рабов возрастает число таких занятий, в конце концов всякий труд признается позорным и бесчестящим, а наиболее существенным признаком свободного человека считается безделье и презрение к какой бы то ни было работе. Воззрение это, будучи порождением рабовладения, в свою очередь поддерживает институт рабства, да и после упразднения рабовладения остаётся в общественном сознании. Для реабилитации труда в сознании людей требуется значительное время; до настоящего момента такое воззрение сохранилось в отвращении некоторых слоёв общества ко всякой хозяйственной деятельности.

Рабство в культуре

В Библии

В кинематографе

См. также

формы, переходные к крепостничеству
  • колоны
Воины-рабы (боевые холопы)
  • Афинская полиция (полиция в древних Афинах состояла из государственных рабов)
профессии
  • Ланиста
  • Работорговец
  • Охотник за беглыми рабами
законы о рабстве прочее

Примечания

Ссылки

  • Анри Валлон «История рабства в античном мире. Греция. Рим»
  • Говард Зинн. Создание межрасовых барьеров (история рабства в Америке) // Зинн Говард. Народная история США: с 1492 года до наших дней. - М., 2006, с. 37-55


Должность: студент 2 курса
Учебное заведение: Владимирский Государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
Населённый пункт: Владимирская область, город Владимир
Наименование материала: эссе
Тема: "Существует ли рабство в современном мире? Каковы его особенности?"
Дата публикации: 28.11.2017
Раздел: высшее образование

рассматривается

существовании

современном обществе, о его формах и методах воздействия на человека. Её

основная идея заключается в том, что как бы мы не пытались бороться с ним,

в капиталистическом обществе его существование неизбежно.

Ключевые слова: рабство, капитализм.

In this article, the question of the existence of slavery in modern society, its

forms and methods of influencing a person. Its main idea is that no matter how we

try to fight it, in capitalist society its existence is inevitable. Key words: slavery,

Существует ли в современном обществе рабство? Каковы его

особенности?

В настоящее время мы в большей степени ощущаем воздействие каких-

социальных

факторов

жизнь, делая

Общество

пренебрегает

духовными

предпочитает

материальное, которое, по их мнению, принесет куда больше пользы. Так,

одни начинают работать в ненавистной компании, берут кредиты, становясь

хроническими должниками. Другие тратят приличные суммы на одежду из

бутиков, гаджеты и тусовки в ночных клубах. Поэтому такую зависимость

людей можно прировнять к рабству. Но рабская система появилась еще в

древнем мире.

Рабство в мире существовало задолго до того, как появилось государство

под названием «Древний Рим». Вот что мы читаем об истории рабства в

известных

энциклопедических

словарей:

«Рабство появляется с развитием сельского хозяйства приблизительно 10 000

и с п о л ь з о в а т ь

п л е н н и ко в

сельскохозяйственных работах и заставляли их работать на себя. В ранних

цивилизациях

оставались

источником

источником

являлись

преступники

заплатить своих долгов. Рост промышленности и торговли способствовал еще

более интенсивному распространению рабства. Возник спрос на рабочую

силу, которая могла бы производить товары на экспорт. И потому рабство

достигло пика своего развития в греческих государствах и Римской империи.

Рабы выполняли здесь основные работы. Большинство из них трудилось в

рудниках,

ремесленном

производстве

земледелии.

использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, а иногда врачей или

поэтов. В древнем мире рабство воспринималось как естественный закон

существовал

немногие

писатели,

влиятельные люди видели в нем зло и несправедливость».

современном

существует,

принимая

формы: экономическое,

социальное,

духовное

виды. Кроме того, некоторые государственные структуры охраняют формы

современного рабства и определяют их как «благо».

актуальность

заключается

современном

чувствует

свободным

личностном

самоопределении,

существующей

называемой

«долговой

экономики»,

навязываемых

идеологических

традиций культуры и морали. Поэтому важно понять, что от нас зависит в

этой ситуации, и дать ей адекватную оценку.

На сегодняшний день рабство имеет совершенно иные признаки. Оно ушло

в подполье, т. е. стало нелегальным, или приобрело формы, позволяющие ему

сосуществовать с современными законами.

Р а б с т в о

Система

общественных

взаимоотношений,

допускается нахождение человека (раба) в собственности у другого человека

(господина,

рабовладельца,

государства.

физического,

существую

«Кислород», 2014. – 166с.

«экономическое»,

«социальное»,

«наемное»,

«капиталистическое»,

«непрямое», «духовное», «долговое» и т.п.

Например, «социальное» рабство в современном мире разделило общество

на классы богатых и бедных. Так как попасть в класс богатых очень сложно, в

нем можно если только родиться, то многие люди становятся заложниками

своего положения, бросая все свои силы на достижения уровня этого класса.

«Духовное рабство» в современном мире характеризуется тем, что люди

часто сталкиваются с депрессиями, психологическими расстройствами, что

заставляет их замкнуться в себе, то есть стать рабом своего сознания.

наиболее

подробно

рассмотрим

«экономическое

рабство». Это

зависимость человека от экономических факторов как форм рабской системы.

Причинами

развития

экономического

капиталистическая

Современный капитализм и различные формы рабства представляют

увеличение

капитала

присвоение

продукта,

произвёл

работник.

Никто не ставит под сомнение, что мы сегодня живем при капитализме

(наши власти, правда, не любят слово «капитализм», заменяя его совершенно

бессмысленным словосочетанием «рыночная экономика»)

и поэтому

современная экономика держится на том, что каждый выполняет свою

работу: кто-то управляет, а кто-то выполняет грязную работу – это ли не

пример рабовладельческих отношений?

Современному человеку, работающему по договору найма, порой некогда

задумываться об аналогиях и сравнивать себя с рабом Древнего Рима. Более

намекнуть

подобную

аналогию,

обидеться.

Особенно, если человек занимает какую-то руководящую должность, если у

автомобиль,

квартира

атрибуты

современной

Катасонов В.Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации» / Научный редактор

О.А.Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2013. – 1072с.

«цивилизации».

различия

классическим

Древнего

современным

работником.

Например,

получал миску с едой, а второй получает деньги, чтобы купить эту миску.

перестать

последний

обладает

«привилегией» перестать быть рабом: то есть быть уволенным.

Несмотря на то, что работа, которую выполняют люди, оплачивается, и,

казалось бы, они перестают зависеть от кого-либо, на самом деле является

мифом, так как большую часть полученных за свою работу средств они

тратят на различные платежи и налоги, которые потом уходят в бюджет

государства.

Не стоит забывать и тот факт, что мы живем в обществе современной

«цивилизации»,

красиво»,

соответствовать всем стандартам современной «элиты» не зависимо от того

какой у него доход. Но оставшейся части средств порой не хватает для

удовлетворения

потребностей.

включается

механизм

экономики

вынуждения

начинают

больше погружаясь в долговую яму.

Такое явление как инфляция не редкость и, казалось бы, она объяснима, но

рост цен при отсутствии роста зарплаты рабочего обеспечивает скрытое

незаметное ограбление. Все это заставляет среднестатистического человека

все ниже и ниже опускаться на колени, приклоняясь перед современной

буржуазией, делая из него самого настоящего раба.

Таким образом, можно сделать вывод, что какие времена бы не настали, в

условиях

капиталистической

цивилизации

Общество

свободно

полностью.

ограничен в своих возможностях, всегда будет тот, кто подчиняет, и кто

подчиняется. Будь то проблемы в его сознании или политика государства, в

Катасонов В.Ю. От рабства к рабству. От Древнего Рима к современному Капитализму, издательство

«Кислород», 2014. – 166с.

котором он живет, проблемы на работе или в социальной жизни, во всех этих

сферах человек подвергается скрытому рабству.

Список литературы

Катасонов

Древнего

современному Капитализму,

издательство «Кислород», 2014. – 166с.

ISBN: 978-5-901635-40-7

Катасонов

Капитализм.

идеология

«денежной

цивилизации»

редактор

О.А.Платонов.

Институт

русской цивилизации, 2013. – 1072с. ISBN 978-5-4261-0054-1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени

Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Кафедра «Философии и религиоведения»

Эссе на тему:

«Существует ли в современном обществе рабство? Каковы

его особенности?

Выполнила студентка группы ТСБ-116

Саханина Екатерина Александровна

Проверила:

доцент кафедры ФиР

Александрова Ольга Степановна

Последние исследования показали, что во всём мире более 45 миллионов человек, в том числе и детей, используемых в качестве рабов. Об этом сообщила организация Walk Free Foundation. /сайт/

Walk Free Foundation провела исследование, по результатам которого составила рейтинг стран с наибольшим количеством рабов. Оказалось, что число рабов в современном мире можно сравнить с населением крупной страны, такой как Испания или Аргентина. Анализ показал, что данные предыдущих исследований были существенно занижены.

Исследование показало, что 58% всех рабов родом из Индии, Китая, Пакистана, Бангладеша и Узбекистана. К странам с наибольшим числом рабов относятся Северная Корея, Узбекистан, Камбоджа, Индия и Катар.

Как отмечает международная организация, существуют свидетельства использования рабского труда с помощью системы исправительно-трудовых лагерей. Такая сеть рабского труда широко распространена в Китае. В Узбекистане жителей принудительно заставляют убирать хлопок.


По данным правозащитных организаций, подпольная работорговля является третьим по прибыльности криминальным бизнесом в мире после торговли оружием и наркотиками. «Вполне возможно, что рабский труд использовался для изготовления ваших ботинок или сахара, который вы добавляете в свой кофе. Рабы клали кирпичи, из которых состоит стена фабрики, на которой произведён ваш телевизор», - пишет социолог Кевин Бэйлз, автор книги «Новое рабство в глобальной экономике».

Как попадают в рабство?

Чаще всего в рабство попадают те, кто был похищен или незаконно мигрировал. По данным ООН, в 11 странах отмечен «очень высокий» уровень активности похищения людей. Там ежегодно крадут более 50 тысяч человек. К этим странам относятся Зимбабве, Конго, Новая Гвинея, Судан, Китай, Литва, Россия, Украина и Беларусь.

Некоторых заманивают в рабство обманом. Обычно при этом схема всегда одинаковая: сначала работнику обещают высокую зарплату в другом городе или стране, после приезда у него отбирают документы и принуждают к труду. Девушкам часто сулят карьеру в модельном бизнесе, а по факту заставляют заниматься проституцией или в лучшем случае работать на подпольных швейных фабриках.

Мужчин чаще всего принуждают к тяжёлому физическому труду. Самым известным примером являются бразильские углежоги. Их набирают из местных нищих, обещая высокооплачиваемую работу. Затем у них отбирают паспорт, трудовую книжку и отвозят в глухие леса Амазонии, откуда некуда бежать. Там работников заставляют без отдыха сжигать огромные эвкалипты для получения угля.

Число углежогов составляет более 10 тысяч. Правозащитные организации пока не могут справиться с этой проблемой. Во многом причиной этому служит заинтересованность местных властей в теневом бизнесе, который несёт огромную прибыль.

Ситуация с рабством в России

Согласно рейтингу Walk Free Foundation, в России на сегодняшний день в рабстве живут 1 млн 48 тысяч 500 человек. Таким образом, Россия занимает 16 место в мире по соотношению свободных граждан и рабов. По общему числу рабов наша страна находится на седьмом месте в мире.

По оценкам из доклада Госдепа, только в Москве и Московской области не менее 130 тысяч человек работают бесплатно. Они не имеют документов и живут в ужасных условиях. Многих заставляют насильно заниматься попрошайничеством.

Попрошайничество в Москве - обычное явление. Фото: MAXIM MARMUR/AFP/Getty Images

В России действует общественная организация «Альтернатива», которая помогает людям, попавшим в подобные ситуации. За четыре года существования активисты освободили более 300 человек из разных регионов России. По оценкам сотрудников организации, в России ежегодно в трудовое рабство попадает около 5 тысяч человек. Всего в стране около 100 тысяч подневольных рабочих.

Активисты организации отмечают, что в основном жертвам работорговцев становятся люди из провинции, желающие улучшить условия своей жизни и не разбирающиеся в трудовых отношениях. Таких на вокзалах Москвы уже поджидают вербовщики. Они предлагают приезжим хорошую работу на юге. После этого ведут жертву в привокзальное кафе, где есть договорённости с официантами. Там им в чай добавляют снотворное, после чего увозят в нужном направлении.

Чаще всего рабочих везут к метро «Тёплый стан», а оттуда автобусом в Дагестан. В Дагестане нелегальные рабочие трудятся на кирпичных и других заводах. Когда идут крупные проверки в регионе, то рабов просто выкидывают за забор. Волонтёры «Альтернативы» отмечают, что серьёзной «крыши» у рабовладельцев нет, всё происходит на уровне участковых и младшего офицерского состава. Поэтому часто хозяева заводов не препятствуют освобождению людей.

При этом прокуратура Дагестана не установила факты принуждения к труду работников предприятий по производству кирпича. «Фактов принуждения в какой-либо форме к труду прокурорской проверкой не установлено», - сообщает ведомство.

Участник движения «Альтернатива» Олег Мельников отметил, что правительство нашей страны просто не признаёт рабство. «Как мне кажется, у нас в России просто нет политической воли, чтобы признать, что в нашей стране существует рабство. И некоторые следователи мне прямо говорили, что никогда не возбудят дела по статье „рабство“. И следователи просят использовать формулировку при возбуждении уголовных дел „незаконное удержание двух и более лиц“, а не „рабство“», - отметил правозащитник.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?