Странах азии африки америки и. Страны Азии и Африки во второй половине XX — начале XXI века. Вьетнам и Корея


Колб Е.Г.

ИСТОРИЯ НовОГо времени

Конспект лекций

Минск 2011


ЧАСТЬ 1.

ИСТОРИЯ Нового времени СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

Модернизация Индии в ХIХ в.

1. Модернизационые процессы в социально-экономической сфере.

2. Изменения в антиколониальном движении. Создание ИНК.

3. Изменения в деятельности ИНК на рубеже веков.

В Х1Х в. по темпам и масштабам модернизация Индия уступала только Японии. Инициаторами модернизации Индии были британские колонизаторы, заинтересованные в получении от Индии максимальных прибылей. Первый шаг по модернизации Индии был сделан налогово-аграрной реформой 1793 г. В первой половине Х1Х в. последовала целая серия реформ (отмена монополии Ост-Индской компании, создание учебных заведений западного типа, расширение сети ирригационных сооружений, мероприятия по стимулированию сельхозпроизводства и др.).

Традиционная Индия ответила на действия колонизаторов сипайским восстанием 1857-1859 гг., подавление которого позволило британцам активизировать трансформацию индийского общества.

В 60-80-х гг. Х1Х в. британцы продолжили реформирование аграрной системы Индии и окончательно установили в стране частную собственность на землю. Собственниками земли помимо старой аристократии стали лица, которые ранее даже формально не обладали правом на владение землей (купцы, ростовщики, общинная верхушка). Но установление частной земельной собственности не сопровождалось увеличением объемов производства, так как большинство помещиков не вели собственного хозяйства и заботились лишь о получении арендной платы с крестьян. С целью стимулировать сельхозпроизводство британцы начали создавать плантации по производству технических культур. Однако это не привело к массовому переходу индийских помещиков к предпринимательской деятельности. Исключением стали только т.н. «новые помещики» из числа горожан, купивших землю для получения прибыли.

Более динамично проходила модернизация в промышленности. Мощным стимулом для ее развития стало строительство британцами железных дорог. В 1854 г. в Бомбее была создана первая хлопчатобумажная фабрика, положившая начало процессу индустриализации Индии. К концу Х1Х в. в Индии было основано около 1тыс. промышленных предприятий, главным образом мелких и средних. Процесс индустриализации Индии тормозился британцами, увидевшими в индийских предпринимателях опасных конкурентов. Для контроля над национальной промышленностью британцы использовали широкий набор методов: кредиты, таможенные тарифы, поставки оборудования и запчастей. Но наиболее широко применяемым средством контроля стало создание «управляющих агентств» – смешанных англо-индийских компаний, в которых индийцы занимались производством, а британцы – финансированием и сбытом.

Итоги британской политики по трансформации Индии достаточно противоречивы. С одной стороны, под влиянием колонизаторов начался процесс индустриализации и создания современной инфраструктуры, появились слои индустриального общества. С другой стороны, Индия заплатила за модернизацию колоссальную социальную цену. Положение основной массы крестьян ухудшилось, так как очень немногим из них удалось создать на своих землях прочные хозяйства. Тяжелым было положение ремесленников, которым приходилось работать в среднем по 14 часов в сутки, но и это не всегда позволяло выдержать конкуренцию с фабричной продукцией. Еще более тяжелым было положение рабочих, особенно на предприятиях индийских предпринимателей. Показателем социальной цены модернизации в Индии может служить динамика голодных лет. В 1825-1850 гг. голод дважды поражал Индию и унес жизнь 400 тыс. человек, в 1850-1875 гг. Индия голодала уже 6 раз, потеряв 5 млн. человек, в 1875-1900 гг. голод поразил Индию 18 раз и привел к гибели 26 млн. человек.

Ухудшение положения населения привело к тому, что во второй половине Х1Х в. в Индии постепенно стало оживать антиколониальное движение, временно замершее после жестокого подавления сипайского восстания. В это время в освободительном движении произошли качественные изменения, связанные с выходом на политическую сцену интеллигенции современного типа. Ее представители в 60-70-х гг. Х1Х в. создали ряд светских и религиозных просветительских организаций, выступивших с критикой традиционного общества и связывавших будущее Индии с продолжением модернизации по западному образцу. Стремясь предотвратить нарастание оппозиционных настроений среди интеллигенции, британцы в 1861 г. приняли закон о создании совещательных Индийских советов при генерал-губернаторе и губернаторах провинций, в 80-х гг. приняли законы о местном выборном самоуправлении. Эти действия призваны были создать иллюзию сопричастности индийцев к управлению страной. Иллюзии развеялись в 1883 г., когда британский парламент отклонил законопроект, предусматривавший подсудность британцев в Индии обычным судам, где присяжными могли быть индийцы. Это решение подтолкнуло индийских националистов к объединению, и в декабре 1885 г. на съезде представителей просветительских организаций в Бомбее была создана первая политическая партия – Индийский национальный конгресс (ИНК).

ИНК создавался с разрешения британцев, понимавших, что легальную организацию будет легче контролировать. Первоначально ИНК не доставлял британцам особых хлопот, поскольку занимал очень умеренные позиции. Конгресс не требовал независимости и выступал лишь за создание благоприятных условий для развития индийской экономики и за уравнение индийцев в правах с британцами. ИНК использовал исключительно мирные методы борьбы: подачу петиций и меморандумов с изложением своих требований и проведение кампаний в прессе.

Эта умеренность ИНК вытекала из социального состава партии, объединявшей главным образом крупных предпринимателей и верхушку интеллигенции. Крупные предприниматели в это время видели своего главного конкурента не в британцах, а в местных ремесленниках, и опасались, что борьба за независимость может привести к разрыву экономических связей с Британией. Индийская интеллигенция считала, что британцы выполняют в Индии «цивилизаторскую миссию», не имела опыта работы с народными массами и поэтому опасалась, что при возникновения массового движения за независимость страна вернется к старым порядкам.

В 90-е гг. Х1Х в. антиколониальное движение в Индии активизировалось. Во многом это было вызвано проведенной британцами финансовой реформой, в результате которой доходы индийцев сократились вдвое. В ряде районов страны прошли крестьянские выступления. Внутри ИНК обострились споры по вопросу стратегии, что привело в середине 90-х гг. к появлению в партии двух течений. Оба течения выступали за уравнение в правах индийцев с англичанами, но различались методами деятельности. Течение «умеренных» сохраняло верность петиционным кампаниям и было против вовлечения в борьбу широких народных масс, течение «крайних» во главе с Б.Тилаком выступало за установление контактов ИНК с разными слоями населения, чтобы использовать массовые акции как средство давления на британцев. Сторонники Тилака начали работу среди крестьян и в 1896 г. провели в Махараштре кампанию по неуплате налогов.

Британцы внесли коррективы в свою политику в Индии. С целью расколоть освободительное движение они начали целенаправленно разжигать вражду между индусами и мусульманами, хотя ранее жестко пресекали столкновения на конфессиональной почве. Изменилось и отношение британцев к ИНК. В 1899 г. вице-король Индии Керзон взял курс на «мирную смерть» ИНК. Британцы ужесточили цензуру индийской прессы, в 1904 г. приняли закон об индийских университетах, сокративший число студентов-индийцев и повысивший вдвое плату за обучение. В 1905 г. Керзон разработал план раздела Бенгалии на индусскую и мусульманскую части с предоставлением мусульманам преимуществ в обеих частях.


Япония в XVI – XVIII вв.

1. Объединение Японии. Политическая система сегуната Токугава.

2. Социально-экономическая система страны.

3. Кризис традиционного общества в Японии.

В середине XVIв. в Японии появляется тенденция к объединению страны. Она была вызвана несколькими причинами: крестьянскими восстаниями конца XV-начала XVI вв., испугавшими князей; стремлением городского населения к созданию единого рынка; активизацией европейцев в регионе.

Особенность централизации Японии заключалась в том, что страну объединил не император, а лидеры аристократических группировок. Первый шаг сделал Ода Нобунага, который в 1573 г. сверг сегунат Асикага, объявил себя сегуном и поставил под контроль около половины страны. Но в 1582 г. он покончил жизнь самоубийством, чтобы не попасть в плен к соперникам. Объединение продолжил Тоетоми Хидэеси, правивший Японией в 1582-1598 гг. Он подчинил себе всю страну и даже предпринял неудачную попытку захватить Корею. После смерти Хидэеси оазвернуласт борьба за власть между его сыном Хидэери и его зятем Иэясу Токугава. Последний в 1600 г. в битве при Сэгикахара одержал решающую победу и стал властелином Японии, приняв в 1603 г. титул сегун.

Своеобразное объединение Японии наложило сильный отпечаток на внутренне устройство страны, т.к. важнейшей заботой дома Токугава, не имевшего законных прав на управление Японией, стало предотвращение возникновения оппозиции. В стране сохранилось деление на 200 княжеств, в которых князья были полными хозяевами при условии лояльности к дому Токугава. В 1634 г. была введена практика заложничества для контроля за поведением князей. В Японии не только сохранились, но и были усилены внутренние перегородки для минимизации контактов между княжествами. Для контроля над настроениями населения был создан разветвленный полицейский аппарат. Официальной религией страны стало конфуцианство, более отвечавшее интересам сегунской власти, чем доминировавший в Японии буддизм.

Историки нередко называют Японию периода сегуната Токугава самой западной из всех восточных стран. Такая характеристика объясняется особенностями социальной и экономической системы Японии, похожими на европейский феодализм.

Особенностью социальной системы Японии стало установившееся при Токугава четкое сословное деление с непроницаемыми границами. Высшим сословием стало сословие самураев, делившееся на несколько разрядов (клан Токугава и 7 родственных кланов – князья (фудай и тодзама дайме) – хатамото – рядовые дружинники). Жизнь самураев строго регламентировалось кодексом «Бусидо», который объявил военную службу единственным достойным самурая занятием и назвал императивом жизни самурая верность хозяину и сохранение чести. На втором месте в обществе стояло сословие крестьян. Сегунские указы 1643 и 1649 гг. детально регламентировали жизнь и деятельность крестьян вплоть до мельчайших деталей. Это объяснялось стремлением сделать крестьянское хозяйство максимально эффективным и увеличить производство риса – главного богатства в тогдашней Японии. Третье место в сословной системе занимало сословие ремесленников, объединенных в цехи и живших на основе цеховых уставов. В самом низу сословной системы находилось сословие купцов, объединенных в торговые гильдии. При этом сословие купцов считалось низшим, т.к. аристократия видела в них безнравственных людей, ничем не брезговавших для получения прибыли.

Экономическая система Японии имела 2 главные особенности:

1) Япония была единственной страной Востока, где сложилось крупное частное землевладение. Формально верховным собственником земли был сегун, но реально ей владели князья и хатамото. Земля делилась на наделы крестьян, которые считались наследственными арендаторами должны были выплачивать землевладельцам арендную плату в размере 50% урожая.

2) государственное вмешательство в экономику было в Японии заметно слабее, чем в других странах Востока. Сегуны, порой принимая законы экономического характера, почти не вмешивались в экономическую жизнь княжеств. Сегуны и князья при всем призрении к купечеству оставляли ему достаточный простор для деятельности. Проведению единой политики в отношении торгово-ремесленных слоев препятствовал тот факт, что не все города находились под властью сегуна. Многие из них располагались во владениях князей и даже порой получали статус «вольных».

Эти особенности социально-экономической системы обусловили более динамичное развитие Японии по сравнению с другими восточными странами. В XVII в. благодаря объединению страны в Японии наблюдался экономический подъем: посевные площади увеличились вдвое, производство риса выросло на 50%, динамично развивались ремесло и торговля. Но уже с начала XVIII в. в Японии начался затяжной кризис, вызванный противоречием между традиционной системой и новыми социально-экономическими реалиями.

Глубинной причиной кризиса стал процесс монетизации японской экономики, вызванный развитием ремесленного производства и расширением ассортимента товаров. Это привело к следующим последствиям:

1) стал расти размер ренты и налогов, усилились злоупотребления чиновников;

2) землевладельцы начали требовать выплаты ренты в денежной форме, что вынуждало крестьян обращаться за ссудами к ростовщикам, нередко попадая в финансовую зависимость;

3) в XVIII в. прекратился рост производства риса, в стране наблюдались периодические голодовки, распространилось детоубийство («мабика»), остановился естественный прирост населения;

4) началось разложение сословной системы. Князья перестали содержать отряды дружинников, что вынудило рядовых самураев уходить в города, где они вопреки нормам кодекса «Бусидо» становились врачами, учителями, литераторами, формируя своеобразную самурайскую интеллигенцию. Князья в поисках новых источников доходов начали втягиваться в торгово-предпринимательскую деятельность, также нарушая нормы «Бусидо». В первой половине Х1Х в. в поисках средств сегуны и князья начали продавать купцам самурайские титулы. В деревне происходило расслоение крестьянства на зажиточную верхушку и пауперизующееся большинство. В середине Х1Х в. в японском обществе появилась прослойка сомо (предпринимателей), в которую входили часть князей, крупные ремесленники и торговцы, зажиточное крестьянство.

Это процесс разложения традиционного общества, несомненно прогрессивный с точки зрения перспектив развития страны, обернулся для основной части населения ухудшением условий жизни. Рост числа крестьянских и городских восстаний вынудил власти страны провести три серии реформ: реформы годов Кехо (30-начало 40-х гг.XVIII в.), реформы годов Кансэй (1787-1793) и реформы годов Тэмпо (1830-1843). Реформы преследовали цель восстановить традиционную систему и вылились в борьбу с роскошью, ограничение деятельности торгово-ростовщических слоев, установление государственного контроля за ценами, списание долгов крестьян и самураев и в других шагах по усилению государственного вмешательства в экономику. Однако из-за саботажа князей, купечества и чиновников эти реформы не дали ожидаемого эффекта.

В середине Х1Х в. в Японии четко проявился политический кризис сегуната, проявившийся прежде всего в появлении оппозиции. Ее костяк составили князья, недовольные политикой правительства. Князей поддерживали торгово-ростовщические слои, чью деятельность сегунат старался ограничить в первую очередь. Лозунгом оппозиции стала идея передачи реальной власти в руки императора.


Иран в XVI – XVIII вв.

1. Установление династии Сефевидов. Реформы Аббаса I.

2. Кризис династии Сефивидов. Правление Надир-шаха.

3. Политическая борьба во второй половине XVIII в. Установление династии Каджаров.

Одной из особенностей Ирана было то, что этническая, хозяйственная и культурная пестрота иранского общества ставили развитие страны в сильную зависимость от личности правителя. При сильных правителях страна процветала, при слабых – переживала внутренний кризис.

В 1502 г. власть в Иране захватил монашеский орден Сефевийе и была установлена династия Сефевидов, первым представителем которой стал Исмаил (1502-1524). Он занял престол в 16-летнем возрасте и первоначально находился под сильным влиянием аристократии. Повзрослев, шах предпринял действия по ослаблению придворных группировок. Он постепенно отстранил от власти многих из тех, кто привел его на трон, и сделал главной формой земельного владения тиуль – условное держание с обязательством военной службы и уплаты налогов. Исмаил также провел серию военных походов, подчинив своей власти Хорасан, Азербайджан и Грузию, и неудачно пытался захватить принадлежавший Османской империи Ирак. Преемники Исмаила оказались слабыми правителями, что привело к междоусобной борьбе аристократических группировок, чем воспользовались соседи. Османы захватили ряд земель на северо-западе Ирана, а узбеки – на востоке страны. В начале 80-х гг. XVI в. Иран как государство фактически прекратил свое существование.

В это трудное для страны время шахом Ирана в 1587 г. стал 16-летний Аббас I. Его возвела на престол одна из придворных группировок, рассчитывающая править страной при малолетнем шахе. Однако Аббас оказался хорошим политиком. Он сумел развязать борьбу между дворцовыми группировками, добился их взаимного ослабления и прочно взял власть в свои руки. В1590 г. Аббас заключил крайне невыгодный мир с Османской империей, но это позволило ему начать проведение реформ, нацеленных на укрепление страны.

Первым шагом Аббаса стало укрепление армии. Шах создал регулярную армию, после чего до 30 тыс. человек сократил число кочевой конницы, которая легко становилась орудием в руках знати. Опираясь на новую армию, Аббас отнял у знати большинство земель и сделал тиуль главным видом земельного владения, тем самым экономически привязав знать к трону. В городах были созданы крупные казенные мастерские, а также были установлены твердые налоги на ремесленников и торговцев. Большое внимание шах уделял развитию транзитной торговли, которая приносила крупные поступления в казну. С этой целью в Иране были построены новые дороги и караван-сараи. Реформированию подверглась и система управления. Чиновники и правители национальных окраин были жестко подчинены центральной власти, но при этом ряд этнических районов (Восточная Грузия, Курдистан, Арабистан) сохранили автономию и свою традиционную систему управления.

Реформы усилили страну и позволили Аббасу вернуться к проведению активной внешней политики. Шах вернул отданные Османской империи земли, отвоевал у узбеков Хорасан и выбил из района Персидского залива обосновавшихся там португальцев.

После смерти Аббаса в 1629 г. созданная им система позволила Ирану процветать еще около столетия, несмотря на то, что преемники Аббаса оказались слабыми правителями. В начале XVIII в. в стране возобновились внутренние усобицы, пришли в упадок ремесло и торговля. Трудностями Ирана воспользовались его соседи. Россия на короткое время захватила Дербент и Баку, Османская империя захватила Армению, почти весь Азербайджан и западную часть Ирана. Но главная угроза исходила от афганцев, которые в 1722 г. захватили основную часть Ирана, в том числе и тогдашнюю столицу Исфахан.

Внешняя угроза заставила иранскую знать объединиться для борьбы с захватчиками. В этой борьбе блестяще проявил себя иранский полководец Надир-хан, который изгнал турок и афганцев и в 1729 г. восстановил на престоле династию Сефевидов. Победы резко повысили авторитет Надир-хана, который в 1736 г. низложил династию Сефевидов и стал правителем Ирана.

Надир-шах сразу же начал завоевательные походы, в результате которых к Ирану были присоединены Грузия, Армения, Азербайджан, Афганистан, а правители Хивы и Бухары признали себя вассалами Ирана. Крупным успехом Надир-шаха стал захват в 1739 г. Дели, откуда была вывезена огромная добыча в размере 700 млн. рупий.

Военная добыча позволила шаху на время понизить налоги и удовлетворить армию, основу которой составляли отряды кочевников. Это создало возможность для проведения внутренних реформ. Надир-шах восстановил разрушенные города и ирригационные системы, упорядочил налогообложение, вновь сделал тиуль главной формой земельных владений. Политика веротерпимости позволила шаху получить поддержку народов национальных окраин.

Надир-шах смог на время усилить Иран и был очень популярен среди населения. Но в 40-х годах XVIII в. он предпринял неудачные походы в Дагестан и Аравию, что вызвало рост налогов, в том числе и для тех категорий, которым шах установил налоговые льготы. В ответ начались крестьянские восстания, которые топились в крови. Шах стал весьма подозрительным и развернул репрессии против своего окружения, что вызвало недовольство аристократии. В 1747 г. Надир-шах был убит своими родственниками.

После убийства Надир-шаха в Иране развернулась борьба за власть между правителями северного племени каджаров и южного племени зендов. В 1758 г. она завершилась победой зендов, чей вождь Керим-хан стал правителем Ирана под титулом векиля (регента). Он предпринял шаги по укреплению центральной власти и на время стабилизировал обстановку в стране.

После смерти Керим-хана в 1779 г. среди зендов развернулась борьба за власть, чем воспользовался находившийся у зендов в плену вождь каджаров Ага-Мухаммед. Он бежал из плена, поднял восстание каджарский племен, разбил зендов и в 1796 г. короновался в Тегеране, основав новую династию – династию Каджаров. Ага-Мухаммед был чрезвычайно жестоким правителем и уже в 1797 г. был убит придворными. В стране возобновилась борьба за власть, завершившаяся в 1801 г. победой сына Ага-Мухаммеда Фатх-Али-шаха.

Таким образом, на протяжении XVI-XVIII вв. Иран в своем развитии фактически топтался на месте, отстав не только от европейских стран, но и от Османской империи. Это отставание было тем более опасным потому, что с начала Х1Х в. растущее внимание к Ирану начали проявлять Россия и Британия.


Начало «пробуждения Востока»

1. Причины активизации национально-освободительного движения в начале ХХ в.

2. Антиколониальное движение в Индии.

3. Синьхайская революция в Китае.

4. Иранская революция.

5. Младотурецкая революция.

В начале ХХ в. колониализм исчерпал свою прогрессивную роль в колониях. К этому времени стало очевидно, что колонизаторы мешают дальнейшему развитию народов. Негативные последствия колониальной политики стали внутренними причинами подъёма антиколониального движения. Колониальным режимом была недовольна основная часть населения: крестьяне, ремесленники, национальная буржуазия, рабочие, интеллигенция. Внешними причинами антиколониального движения стали революция 1905 – 1907 гг. в России и особенно победа Японии в войне 1904 – 1905 гг. с Россией, когда впервые восточная страна победила одну из главных колониальных держав.

В начале ХХ в. в колониях и зависимых странах прокатилась волна освободительных выступлений, самыми крупными из которых стали движение в Индии (1905 – 1908), революции в Китае (1911 – 1913), Иране (1905 – 1911).

В Индии антиколониальное движение началось в декабре 1905 г., когда англичане разделили провинцию Бенгалия на индусскую и мусульманскую части, предоставив в обеих мусульманам привилегии перед индусами. Антибританское движение развернулось под лозунгами свадеши («своя земля») и сварадж («своё правление»). Первый лозунг означал свободное развитие национальной экономики, второй - изменение статуса Индии, хотя конкретная цель не называлась. Освободительное движение проявилось в забастовках, массовых демонстрациях и бойкоте английских товаров. Возглавила движение главная партия страны - Индийский национальный конгресс (ИНК).

Движение широко охватило Индию и дало стране реальный шанс добиться независимости. Но в этот решающий момент в ИНК развернулась борьба между умеренным крылом, стремящимся только к большей свободе действий для индийского капитала, и радикальным крылом во главе с Б. Г. Тилаком, выступавшим за самоуправление Индии в составе Британской империи. В 1907 г. умеренное крыло, поверив обещаниям англичан провести реформы, потребовало прекратить движение. В ответ радикалы вышли из ИНК и попытались создать свою партию, но потерпели неудачу. Этот раскол ИНК позволил британцам усилить репрессии против освободительного движения и подавить его в 1908 г. Тем не менее, англичанам пришлось в 1908 – 1911 гг. провести в Индии некоторые реформы, которые предоставили индийской буржуазии больший простор для деятельности. В 1911 г. был отменён раздел Бенгалии.

В Китае революция началась в октябре 1911 г., когда на юге страны началось восстание против маньчжурской династии Цин, чья политика вызвала недовольство основной части населения. Революцию возглавил блок либералов и революционеров. Уже в ноябре 1911 г. 15 из 18 провинций отказались подчиняться Цинам. В декабре 1911 г. в Нанкине была провозглашена Китайская республика, её временным президентом стал лидер революционеров Сунь Ятсен. Но у республиканцев не хватало сил для свержения монархии, поэтому преобладавшие в руководстве республикой либералы предложили главе цинского правительства генералу Юань Шикаю стать президентом в обмен на свержение династии. В феврале 1912 г. он добился отречения Цинов и стал президентом Китая.

Юань Шикай стремился к неограниченной власти, поэтому сразу же начал ограничивать деятельность парламента и нарушать конституцию. Либералы и революционеры, объединившиеся в 1912 г. в Национальную партию (Гоминьдан), с целью сохранить республику в мае – августе 1913 г. подняли восстание на юге Китая. Однако население восстание не поддержало, т.к. не понимало призывов к борьбе за демократию. Подавив восстание, Юань Шикай в 1914 г. ввёл новую конституцию, предоставившую ему неограниченные полномочия, а в 1915 г. провёл референдум, на котором население высказалось за восстановление монархии. Против планов президента весной 1916 г. выступили губернаторы ряда провинций и командиры воинских частей, боявшиеся при монархии потерять тот контроль над провинциями, который они установили за годы республики. Юань Шикаю пришлось отказаться от восстановления монархии, а летом 1916 г. он внезапно умер. Таким образом, революция свергла монархию и установила в Китае республику, но с 1916 г. страна раскололась на сферы влияния милитаристских группировок и перестала существовать как единое целое.

В Иране революция началась в декабре 1905 г. в виде стихийных выступлений ремесленников и торговцев против произвола шахского правительства. В 1906 г. их поддержали крестьяне и рабочие. Возглавил борьбу блок либеральных помещиков и духовенства. Первоначально оппозиция требовала только уволить нескольких министров, но летом 1906 г. появилось требование ввести конституцию. В августе 1906 г. под давлением оппозиции шах издал Основной закон, предусматривающий созыв парламента. Оппозиция продолжила борьбу и добилась принятия в октябре 1907 г. Дополнений к Основному закону, в которых определялись права и свободы населения. Иран стал конституционной монархией. Летом 1908 г. шах при помощи русских казаков разогнал парламент и отменил конституцию. В ответ оппозиция подняла восстание и в марте 1909 г. добилась восстановления конституции. Иранский парламент попытался ограничить влияние в стране России и Англии, которые потребовали изменить политику. Боясь интервенции, иранское правительство в декабре 1911 г. разогнало парламент, что означало окончание революции. В новом парламенте большинство мест оказалось у консервативной аристократии, которая заблокировала любые попытки реформ. Таким образом, иранская революция привела к установлению конституционной монархии, но она не смогла создать условия для движения страны вперёд, а также не привела к подлинной независимости страны.

В Турции революция была проведена младотурецким движением, которое объединяло либеральную интеллигенцию и патриотически настроенных офицеров. Это движение возникло в 1889 г. и своей главной задачей считало восстановление конституции 1876 г. В июле 1908 г. офицеры-младотурки подняли восстание в Македонии и двинулись на столицу, не встречая сопротивления султанских войск. 24 июля 1908 г. султан Абдул-Хамид I восстановил конституцию. В 1909 г. он попытался поднять мятеж, но младотурки его легко подавили и взяли в свои руки всю полноту власти. Однако они не решились пойти на глубокие внутренние реформы, поэтому Турция осталась слабой отсталой страной. В 1911 – 1913 гг. Турция потеряла свои владения в Северной Африке и едва не лишилась всех владений в Европе. В этих условиях младотурки взяли курс на сотрудничество с Германией, надеясь с её помощью возродить мощь страны. Таким образом, младотурецкая революция также не привела к усилению страны и к подлинной независимости.

Колб Е.Г.

ИСТОРИЯ НовОГо времени

СТРАН АЗИИ, АФРИКИ И Латинской Америки

Конспект лекций

Минск 2011


§ 5. ПУТИ РАЗВИТИЯ СТРАН АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

Большинство народов стран Азии и Африки ко времени их превращения в колонии и полуколонии индустриальных держав жили в условиях феодального или родоплеменного строя. Результаты их покорения промышленными странами были крайне неоднозначны.

Особенно разрушительным был колониализм, использовавший при эксплуатации колоний методы докапиталистической эпохи. Они включили ограбление колоний, вывоз в метрополии золота, серебра, памятников культуры, создание системы работорговли, от которой особенно пострадало население Экваториальной Африки в XVI-XIX веках.

Причины подъема антиколониальных движений. Метрополии конца XIX - начала XX века, заинтересованные в расширении внешних рынков, использовании ресурсов колоний, в том числе и дешевой рабочей силы, пытались создать систему упорядоченного управления своими владениями. Колониальная администрация, как правило, старалась опереться на поддержку местной знати (особенно это было свойственно Великобритании в Индии), сохраняя ее власть и привилегии. Ограничивалась лишь возможность разжигания феодальных усобиц, проведения самостоятельной внешней и военной политики. Разрушение традиционного жизненного уклада не было целью колонизаторов (так, в Индии англичане оставили в неприкосновенности кастовую систему), тем не менее, образ жизни народов колониальных стран претерпевал изменения.

Натиск европейских товаров разорил многих местных ремесленников. Крестьянство, оказавшееся вынужденным платить налоги не только местным князьям, но и колониальным властям, разорялось, лишалось земли. Это разрушало

систему общинного земледелия и натурального хозяйства, то есть уклады крайне консервативные, косные, не менявшиеся столетиями, несовместимые с любым развитием. Высвобождавшаяся дешевая рабочая сила использовалась во вновь создающихся отраслях, обслуживавших экономику метрополий. Это, в свою очередь, расширяло сферу распространения товарно-денежных отношений, ускоряло распад традиционных укладов.

Такое же влияние оказывала политика индустриальных государств на зависимые от них страны, ставшие объектом торгово-экономической экспансии. Так, Китай еще в XIX веке, потерпев поражение в войне с Великобританией, вынужден был согласиться открыть для свободной торговли пять крупнейших портов, принять обязательство установления низких таможенных пошлин (не более 5%) на английские товары. В открытых портах англичане получили право создавать сеттльменты - поселения со своей администрацией, войсками и полицией. Английские подданные получили право экстерриториальности, то есть неподсудности китайским властям. Вслед за Великобританией подробных уступок, ставших типичными для зависимых стран, добились от Китая Франция и США. Затем начался раздел Китая на экономические сферы влияния, захват опорных пунктов на его территории.

Германия в 1898 г. оккупировала бухту Киао-Чао, навязав правительству Китая договор об ее аренде на 99 лет. Россия тогда же взяла «в аренду» Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур. Великобритания получила на тех же условиях полуостров Цзюлун и примыкающие к нему острова, где находилась с 1842 г. колония Гонконг. Усиливавшаяся Япония в результате войны с Китаем 1894-1895 гг. заставила его отказаться от контроля над Кореей, ставшей формально независимой, а фактически - сферой влияния Японии. США в 1899 г. выступили с доктриной «открытых дверей» в Китае. Согласно этой доктрине, вызвавшей возражения только у России, ни одной из великих держав не следует иметь больших экономических льгот, чем другие. Это также предполагало, что любые Дополнительные уступки Китая одной из них сопровождались уступками остальным державам.

Сопротивление господству индустриальных держав над странами, оказавшимися в положении колоний и полуколоний, не прекращалось с момента возникновения колониальной системы. Оно стало важнейшей чертой исторического развития XX века.

Страны Азии в начале XX века. В XIX - XX веках не редкостью был подъем массовых антиколониальных движений. Общей их чертой стала нацеленность на восстановление традиционного жизненного уклада, изгнание иностранцев. Например, во время так называемого «боксерского» восстания в Китае в 1900 г. (другое название - восстание ихэтуаней, «желтых повязок»), инициаторами которого были крестьяне и городская беднота, восставшие разрушали железные дороги, линии связи, убивали иностранцев и китайцев, носивших иностранную одежду.

Ни одно из антиколониальных выступлений под традицио-налистскими лозунгами не закончилось успехом. Слишком велико было военно-техническое превосходство колонизаторов. Кроме того, идея возврата к порядкам доколониальных времен была близка лишь беднейшим, необразованным слоям населения, религиозным лидерам, которых раздражала деятельность христианских миссионеров. Местная феодальная знать раскололась на сторонников и противников новых порядков.

В колониях и зависимых странах существовала влиятельная прослойка правящей элиты, чиновничества, представителей торгово-промышленного капитала, сотрудничавшей с капиталом и властями метрополий. В этой прослойке, которую называли «компрадорской» (продажной), так же как и в других слоях населения, существовало стремление к освобождению. В то же время насильственные методы борьбы за освобождение рассматривались ею как вредные и бессмысленные. Образованной части населения было понятно, что в ответ на восстания войска колонизаторов и их местных союзников разорят обширные территории, а одержав победу, ужесточат режим управления, что ослабит шансы на освобождение.

Местные чиновники, предприниматели, сотрудничающие с колонизаторами, старались избежать насильственные методы борьбы за освобождение. Альтернативой им выступал курс на постепенное, поэтапное ослабление власти метрополий мирными средствами. Этот курс предполагал проведение реформ, овладение индустриальным производством в сотрудничестве с капиталом метрополий.

По сути дела, сама идея перемен, развития была для большинства народов Азии продуктом европейского завоевания. Метрополии не ставили себе цели содействия развитию экономки колоний и зависимых стран. Тем не менее, определен-ые предпосылки будущей модернизации ими были созданы. В колониальных странах сложился новый слой правящей элиты, получившей образование в развитых странах и стремящейся к модернизации своих обществ. Для доставки товаров, вывоза сырья и продукции плантаций, а также в военно-стратегических целях в большинстве колоний была создана сеть железных дорог, получили развитие отдельные отрасли горнодобывающей промышленности, плантационное хозяйство ориентировалось на внешние рынки. Народы колоний получили доступ, хотя и ограниченный, к достижениям европейской медицины. В годы первой, а особенно второй мировой войны во многих заморских владениях, слаборазвитых странах возникли предприятия по ремонту и сборке военной техники, увеличилось производство электроэнергии.

Показательно, что в XX веке наименее развитыми оказались те страны Азии, которым удалось отстоять свою независимость, или те владения, где власть колонизаторов была чисто номинальной, ограниченной. Так, Афганистан, неоднократно подвергавшийся английским нашествиям с территории Британской Индии и сохранивший свою независимость, и к концу XX века остается одним из немногих государств мира без железных дорог, с родоплеменной структурой общества, преобладанием натурального хозяйства, охваченным религиозной и межплеменной войнами.

Стремление к ускоренному развитию, к тому, чтобы догнать державы, пережившие промышленный переворот, создать современную индустрию, военную технику, проявлялось во многих колониальных и зависимых странах. Однако добиться быстрых результатов на этом пути удалось лишь Японии. Источником ее успехов стал компромисс между сторонниками традиционализма и модернизации. Первые поняли, что сохранить традиционный облик японского общества, самобытность его культуры невозможно без модернизации, изучения и освоения европейской и американской науки и техники, создания европейского типа системы образования. Были найдены такие формы осуществления процесса модернизации, которые лишь при крайней необходимости меняли Привычные формы жизни и быта основной массы населения, сложилась самобытная и неповторимая японская культура начала XX века, сочетавшая многие черты, присущие феодальному обществу (особая роль императора и знати, патерналистские отношения нанимателей и наемных работников), с высокоразвитой индустрией.

Другие колониальные и зависимые страны также пытались вступить на путь модернизации. Однако интересы ее осуществления вступали в противоречие со стихийным традиционализмом масс, разделявшимся многими религиозными лидерами, а также выходцами из среды клановой и феодальной знати. Модернизацию можно было осуществить лишь с привлечением иностранного капитала и технологий. Она предполагала развитие по капиталистическому пути, требовала эффективной центральной государственной власти, способной проводить реформы, поддерживать промышленность. Все это трудно совмещалось с популярными в массах идеями уравнительного распределения земли или общинного землепользования, стремлениями военно-феодальной, бюрократической элиты к укреплению своей власти.

В большинстве стран Азии сближение приверженцев традиционализма и сторонников развития по европейскому пути оказывалось возможным лишь на непродолжительное время. В Китае недовольство маньчжурской династией, идущей на постоянные уступки иностранным державам, ничего не предпринимавшей для модернизации страны, было повсеместным. В 1911-1912 гг. в результате революции Китай был провозглашен республикой. Однако приверженцы свершившей революцию партии гоминдан в 1913 г. были изгнаны из парламента, лидер гоминдана Сунь Ятсен эмигрировал. Со смертью в 1916 г. генерала Юань Шикая, узурпировавшего президентскую власть, Китай стал ареной противоборства феодально-милитаристских клик, контролировавших власть в провинциях.

В Турции в 1908 г. так называемая младотурецкая революция, возглавленная военными, стремившимися к модернизации, привела к крушению абсолютизма и замене его конституционной монархией. Был создан парламент, большинство в котором завоевали сторонники модернизации. Но итоги их правления оказались ограниченными. Расширилось железнодорожное строительство с участием германского капитала, была проведена модернизация армии с привлечением германских офицеров.

В начале XX века в странах Востока, за исключением Японии, формировались лишь предпосылки модернизации. В Китае и Турции сложились отдельные очаги индустриального производства. Доля рабочего класса, наемных работников, занятых в промышленности, строительстве и транспорте, не превышала 1% самодеятельного населения.

Особенности развития стран Латинской Америки. Более серьезные предпосылки модернизации существовали в странах Латинской Америки. Колониальная зависимость от Испании и Португалии была ликвидирована там еще в начале XIX века. После войны за независимость (1816), освободилась Аргентина, в 1821 г. - Мексика, в 1824 г. - Перу, независимость в 1822 г. получила и Бразилия, хотя до 1889 г. она оставалась монархией под властью сына, а затем внука короля Португалии.

В 1823 г. США приняли «Доктрину Монро», провозглашавшую недопустимость вмешательства европейских держав в дела американских государств. Благодаря этому опасность повторного колониального завоевания Латинской Америки исчезла. США, располагавшие обширной и еще не полностью освоенной территорией, ограничились аннексией части территории Мексики и установлением контроля над зоной Панамского канала, которая ранее принадлежала Колумбии.

К началу XX века, благодаря притоку капиталов из США, отчасти из Англии, во многих латиноамериканских странах была создана развитая сеть железных дорог. Только на Кубе ее протяженность оказалась большей, чем во всем Китае. Быстро росла добыча нефти в Мексике и Венесуэле. Горнодобывающая промышленность развивалась в Чили, Перу и Боливии, хотя в целом преобладала аграрная ориентация экономики.

Характерной чертой Латинской Америки было существование крупных помещичьих хозяйств - латифундий, производивших для рынков развитых стран кофе, сахар, каучук, кожи и т.д. Местная промышленность была развита слабо, основные потребности в промышленных товарах удовлетворялись за счет их ввоза из индустриальных стран. Тем не менее, в начале XX века в ряде латиноамериканских государств (Аргентине, Чили) уже получило развитие профсоюзное движение, сложились политические партии.

Традиционализм в Латинской Америке носил специфический характер. Историческая память о традициях в государствах доколумбовой цивилизации, уничтоженных европейскими колонизаторами еще в XVI веке, сохранялась лишь в отдельных труднодоступных районах. Большую часть населения составляли исповедующие католическую религию потомки детей от смешанных браков коренного населения, индейцев, переселенцев из стран Европы, рабов, вывезенных из Африки (метисы, мулаты, креолы). Лишь в Аргентине численно преобладали выходцы из стран Европы.

Устойчивой традицией, сложившейся со времени войн за независимость, была особая роль армии в политической жизни. Существование диктаторских режимов, опиравшихся на армию, отвечало интересам прежде всего помещиков-латифундистов. Они сталкивались с протестом работников плантаций против низкой оплаты труда и тяжелых его условий, использования латифундистами внеэкономических, феодальных методов принуждения к труду.

Плантаторы и военные чаще всего проявляли незаинтересованность в каких-либо переменах. Неудовлетворенность аграрно-сырьевой ориентацией латиноамериканских стран на мировом рынке проявляла в первую очередь укрепляющая позиции национальная торговая и промышленная буржуазия.

Символом грядущих перемен в Латинской Америке стала мексиканская революция 1910-1917 гг., в которой войну безземельного крестьянства против латифундистов поддержала буржуазия с ее стремлением к утверждению демократии. Несмотря на военное вмешательство США в события в Мексике, итогом революции стало принятие компромиссной демократической конституции 1917 г., установившей в Мексике республиканский строй. Он сохранялся, в отличие от других латиноамериканских стран, неизменным на протяжении всего XX века.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из ноты правительства США правительству Великобритании по поводу политики «открытых дверей» в Китае, 22 сентября 1899 г.:

«Искреннее желание моего правительства заключается в том, чтобы интересам его граждан в пределах соответствующих сфер интересов в Китае не было причинено ущерба исключительными мерами любой из контролирующих держав. Мое правительство надеется сохранить в них открытый рынок для торговли всего мира,

устранить опасные источники международного раздражения и тем самым ускорить объединенные действия держав в Пекине, чтобы провести административные реформы, столь настоятельно необходимые для усиления императорского правительства и сохранения целостности Китая, в чем, по его мнению, весь западный мир одинаково заинтересован. Оно полагает, что достижение этого результата может быть в значительной степени продвинуто и обеспечено декларациями различных держав, претендующих на сферы интересов в Китае <...> следующего по существу содержания:

1) что она не будет никоим образом затрагивать прав договорных портов или узаконенных интересов в пределах так называемой сферы интересов или арендованной территории, которые она может иметь в Китае;

2) что действующий китайский договорный тариф будет одинаково применяться во всех портах, находящихся в пределах упомянутой сферы интересов (за исключением свободных портов), ко всем товарам, независимо от национальной принадлежности. Что взимаемые таким образом пошлины должны взыскиваться китайским правительством;

3) что в портах, находящихся в пределах этой сферы, она будет взимать не более высокие портовые сборы с судов иной национальности, чем с судов своей собственной, и что на железных дорогах, построенных, контролируемых или эксплуатируемых в пределах ее сферы, не будут установлены более высокие тарифные ставки на товары, принадлежащие подданным или гражданам других национальностей, чем те, которые взимаются на подобные же товары, принадлежащие собственным гражданам данной державы и перевозимые на равные расстояния».

Из революционной листовки ихэтуаней во время восстания в Северном Китае (1900).:

«Иностранные дьяволы явились со своим учением, и число обращенных в христианство, римско-католиков и протестантов с каждым днем все увеличивается. Эти церкви не имеют родственных связей с нашим учением, но, благодаря своей хитрости, они привлекли на свою сторону всех алчных и корыстолюбивых и в необычайных размерах совершали притеснения, пока всякий честный чиновник не был подкуплен и не сделался их рабом в надежде на иностранное богатство. Так-то были основаны телеграфы и железные дороги, стали фабриковаться иностранные ружья и пушки, и различные мастерские служили усладой для их испорченной натуры. Иностранные дьяволы находят превосходными локомотивы, воздушные шары и электрические лампы\ Хотя они и ездят на носилках, не соответствующих их рангу, все же Китай считает их варварами, которых Бог осуждает и посылает на землю духов и гениев для их истребления».

Из заключительного протокола между Китаем и иностранными державами в связи с подавлением восстания ихэтуаней, 7 сентября 1901 г.:

«Статья 5. Китай согласился запретить ввоз в свои владения оружия и боевых припасов, а равно и материала, предназначенного исключительно для производства оружия и боевых припасов. Императорским указом от 25 августа 1901 г. было постановлено запретить такой ввоз в течение двух лет. Новые указы могут быть изданы впоследствии, чтобы продолжить этот срок через каждые два года, в случае если державы найдут это необходимым. Статья 6. Императорским указом от 22 мая 1901 г. его величество император Китая обязался уплатить державам вознаграждение в четыреста пятьдесят миллионов хайгуанских лан (таэлей) <...> Эта сумма будет приносить 4% годовых, а капитал будет уплачен Китаем в 39 лет <...>

Статья 7. Китайское правительство согласилось считать квартал, занимаемый миссиями, специально предназначенным для их пользования и поставленным под охрану их собственной полиции;

в этом квартале китайцы не будут иметь права селиться <...> Статья 8. Китайское правительство согласилось срыть форты в Та-ку, а равно те, кои могут помешать свободному сообщению между Пекином и морем. Во исполнение сего были приняты меры. Статья 10. Китайское правительство взяло на себя напечатание и обнародование в течение двух лет во всех городах провинций следующих императорских указов:

а) указ от 1 февраля 1901 года, запрещающий под страхом смертной казни принадлежать к антиевропейской партии;

б) указы от 13 и 21 февраля, 29 апреля и 19 августа 1901 года, содержащие перечень наказаний, к которым присуждены виновные <...>

д) указ от 1 февраля 1901 года, коим объявляется, что все генерал-губернаторы, губернаторы и провинциальные или местные должностные лица отвечают за порядок в их округах и что в случае новых антиеевропейских беспорядков или других нарушений трактатов, которые не будут немедленно подавлены и за которые виновные не понесли наказания, эти должностные лица будут немедленно отставлены без права занять новые должности и получать новые почести».

Из работы Д. Неру «Взгляд на всемирную историю». 1981. Т. 1. С.472,475,476:

«Одной из целей, к которой последовательно стремилась английская политика в Индии, было создание имущего класса, который, будучи креатурой англичан, зависел бы от них и служил бы им опорой в Индии. Англичане поэтому укрепили позиции феодальных князей и создали класс крупных заминдаров и талукдаров и даже поощряли социальный консерватизм под предлогом невмешательства в дела религий. Все эти имущие классы были сами заинтересованы в эксплуатации страны и вообще могли существовать только благодаря такой эксплуатации <...> В Индии постепенно сложился средний класс, накопивший некоторый капитал, чтобы вложить его в дело <...> Единственным классом, чей голос был слышен, являлся новый средний класс; детище, родившееся фактически от связи с Англией, начинало ее критиковать. Этот класс рос, и вместе с ним росло национальное движение».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Объясните, как вы понимаете термин «традиционализм».

2. Охарактеризуйте изменения, происшедшие в колониях и зависимых странах в результате создания колониальных империй.

3. Существует утверждение, что колониализм принес странам Азии и Африки больше позитивных изменений, чем негативных. Обдумайте и обоснуйте свою точку зрения на данное утверждение.

4. Приведите примеры массовых антиколониальных выступлений: что было общей их чертой, что их отличало по целям, направленности, средствам борьбы?

5. Раскройте на примерах истории Японии, Китая, Индии и других стран особенности и последствия попыток модернизации в колониальных и зависимых странах. Объясните свое понимание слов «стихийный традиционализм масс «.

6. Назовите характерные черты модернизации стран Латинской Америки.


Рабочая программа

М.: «Просвещение», 2008 2.Загладин, Н. В. Всемирная история . XX век / Н. В. Загладин. - М.: Русское слово... К.В. Игры на уроках истории . 10 -11 классы . – М.: Русское слово... , В.С.Морозова «История России XX -начало XXI века . 11 класс . Базовый уровень...

  • Приложение к пояснительной записке к учебному плану профильного (социально-экономического

    Программа

    2001, авт. Хачатурян В.М. Программа курса «Всемирная история :XX век» .10 -11 классы . Авт. Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Русское слово... конца XIX века» авт. Загладин Н.В. Русское слово 2004 «Обществознание»: 10 -11 класс – «Обществознание 10 -11 кл...

  • Настоящая программа представляет возможность всем учащимся получить необходимый российскому гражданину минимум исторических знаний к концу 11 класса

    Программа

    ... «Всемирная история . История России и мира в XX -начале XXI века» , учебник для 11 класса , М, «Русское слово», 2009 Н.В.Загладин «Всемирная история XX века» ...

  • Взаимосвязанные проблемы модернизации и развития были и остаются центральными для десятков государств, стремящихся повысить свою роль в мировой экономике, особенно возникших на месте распавшихся колониальных империй.

    При значительном многообразии этих государств, различиях в уровнях и типах их социально-экономического развития, несовпадении подходов к решению проблем развития выделяется ряд сходных характеристик, позволяющих рассматривать страны Азии, Африки и Латинской Америки, или «Юга», как их иногда называют, в качестве определенной общности.

    После второй мировой войны начался процесс деколонизации, связанный с распадом колониальных империй европейских держав. Большое влияние на этот процесс оказал захват Японией обширных территорий в Азии и создание там местных администраций, с которыми пришлось столкнуться европейским метрополиям после завершения войны в бассейне Тихого океана.

    Многие из бывших колоний приобрели независимость мирным путем. Другие, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались удержать любой ценой. Итогом были колониальные войны Великобритании в Малайе, Франции в Индокитае и Алжире, Португалии в Анголе и Мозамбике, стоившие народам этих стран больших жертв и приведшие к разрушениям, материальным потерям.

    Еще в 1940-е гг. независимость приобрели Филиппины, Британская Индия, Индонезия, в 1950-е гг. освобождения добились народы Юго-Восточной Азии. 1960-е гг. вошли в историю как «год Африки», когда большая часть колониальных владений на этом континенте приобрели независимость. Последняя в истории колониальная империя -- Португалии -- рухнула в 1975 г.

    Конфликты и кризисы в развивающихся странах. Приобретение независимости далеко не всегда гарантировало возможности дальнейшего беспрепятственного развития. Границы многих вновь возникших государств не совпадали с этническими, религиозными, что стало причиной многих конфликтов, как внутренних, так и международных. После предоставления независимости Британской Индии произошел ее раскол по религиозному признаку на Индию и исламский Пакистан, миллионы человек стали беженцами. Из-за оставшихся спорными приграничных территорий между этими странами уже несколько раз возникали военные конфликты. Постоянный очаг напряженности появился на Ближнем Востоке, где по решению ООН на территории Палестины предполагалось создать арабское и еврейское государства. Конфликт между ними, завершившийся в 1948 г. захватом Израилем всей территории Палестины, привел к состоянию постоянной напряженности в отношениях между ним и соседними арабскими государствами, неоднократно приводившей к войнам.

    Наличие во многих развивающихся странах природных ресурсов не всегда помогало решению стоящих перед ними задач. Не имеющие возможности самостоятельного освоения богатств своих недр, обладающие ими страны становились ареной особенно острой конкурентной борьбы между ведущими державами мира, крупнейшими ТНК. Главными инструментами в этой борьбе выступала организация переворотов, сепаратистских движений. Так, в 1960-е гг. в Заире (бывшем бельгийском Конго) в провинции Катанга развернулось сепаратистское движение, приведшее к гражданской войне, вводу войск ООН в эту страну. В наиболее населенной стране Африканского континента, Нигерии, народность игбо, населявшая богатую нефтью провинцию Биафра, провозгласила независимость, что привело к трехлетней гражданской войне. В 1970-е гг. в Анголе три крупные военно-политические группировки (МПЛА, УНИТА, ФНЛА), опиравшиеся на различные племенные объединения, после освобождения от колониальной власти Португалии вступили в борьбу друг с другом за контроль над страной. При этом на стороне одной из них выступили СССР и Куба, другая была поддержана США и ЮАР, третья -- соседним Заиром.

    Итоги первых преобразований. В большинстве выбиравших свой путь развития государств еще преобладали докапиталистические отношения.

    Вплоть до 1930-х гг. латиноамериканские страны развивались преимущественно как аграрные государства. Они вывозили продукцию крупных латифундий (помещичьих хозяйств), широко использовавших труд низкооплачиваемых наемных работников.

    Начиная с 1930-х гг., а особенно в послевоенные годы, большинство стран Латинской Америки вступило на путь модернизации, ускоренного индустриального развития. Этому способствовал ряд благоприятных обстоятельств.

    В годы второй мировой войны возрос спрос на аграрную продукцию латиноамериканских стран. Будучи удаленными от театров военных действий, эти страны обеспечили приют многим эмигрантам из воюющих стран, скрывающимся от войны и ее последствий (в том числе и из разгромленных держав фашистской оси). Это обеспечило приток квалифицированных специалистов, рабочих. Латинская Америка воспринималась как относительно безопасный и, благодаря обилию природных ресурсов, неосвоенных земель, выгодный район для вложения капиталов. Несмотря на частые перевороты, сменявшиеся военные режимы, как правило, не решались затрагивать интересы иностранного капитала, тем более что большая его часть принадлежала корпорациям США. Соединенные Штаты не стеснялись прибегать к прямому военному вмешательству или смене правящих фигур в латиноамериканских странах, если ущемлялись их интересы. Так, в ответ на национализацию земель, принадлежащих крупнейшей аграрной компании США «Юнайтед фрут», в Гватемале в 1954 г. при поддержке американских военных был организован переворот. Новое правительство вернуло компании ее собственность.

    Неудачи попытки свержения правительства Ф. Кастро на Кубе, пришедшего к власти революционным путем, после свержения режима генерала Ф. Батисты в 1959 г. и взявшего курс на сотрудничество с СССР, заставили США скорректировать свою политику. В 1961 г. президент США Д. Кеннеди предложил странам Латинской Америки программу «Союз ради прогресса», на которую было выделено 20 млрд. долларов. Цель этой программы, принятой 19 странами, состояла в содействии решению назревших социально-экономических проблем стран континента, предотвращению появления у них стремления искать поддержки СССР.

    Авторитарные режимы: опыт модернизации. Программа Д. Кеннеди помогла решению проблем модернизации, но не укреплению основ политической стабильности. Цикл чередования военных и гражданских режимов в Латинской Америке прервать не удалось, поскольку он выполнял, по сути дела, ту же социально-экономическую роль, что смена у власти правых и левых партий в странах демократии.

    Военные, диктаторские режимы, как правило, брали курс на ускоренную модернизацию экономики, ограничивали права профсоюзов, свертывали социальные программы, замораживали зарплату для большинства наемных работников. Приоритетом становилась концентрация ресурсов на широкомасштабных проектах, создание льгот для привлечения иностранного капитала. Эта политика нередко приносила значительный экономический эффект. Так, в крупнейшей стране Латинской Америки -- Бразилии (население 160 млн. человек) «экономическое чудо» пришлось на годы пребывания у власти военной хунты (1964--1985).

    Строились дороги, электростанции, развивалась металлургия, нефтедобыча. Для ускоренного освоения внутренних районов страны столица была перенесена с побережья вглубь территории (из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа). Началось быстрое освоение природных богатств бассейна реки Амазонки, население этого района возросло с 5 до 12 млн. человек. С помощью зарубежных корпораций, в частности таких гигантов, как «Форд», «Фиат», «Фольксваген», «Дженерал Моторс», в стране было налажено производство автомобилей, самолетов, компьютеров, современного оружия. Бразилия стала поставщиком машин и оборудования на мировом рынке. Ее аграрная продукция начала конкурировать с американской. Наряду с ввозом капитала страна начала вкладывать свой капитал в менее развитые страны, в частности Африку.

    Новая социальная структура современного общества

    Социальная структура общества - это есть совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними.

    Современное общество основывается на широком разделении труда и функций людей в процессе общественного воспроизводства.

    Большинство народов стран Азии и Африки ко времени их превращения в колонии и полуколонии индустриальных держав жили в условиях феодального или родоплеменного строя. Результаты их покорения промышленными странами были крайне неоднозначны.

    Особенно разрушительным был колониализм, использовавший при эксплуатации колоний методы докапиталистической эпохи. Они включили ограбление колоний, вывоз в метрополии золота, серебра, памятников культуры, создание системы работорговли, от которой особенно пострадало население Экваториальной Африки в XVI--XIX веках.

    Причины подъема антиколониальных движений

    Метрополии конца XIX--начала XX века, заинтересованные в расширении внешних рынков, использовании ресурсов колоний, в том числе и дешевой рабочей силы, пытались создать систему упорядоченного управления своими владениями. Колониальная администрация, как правило, старалась опереться на поддержку местной знати (особенно это было свойственно Великобритании в Индии), сохраняя ее власть и привилегии. Ограничивалась лишь возможность разжигания феодальных усобиц, проведения самостоятельной внешней и военной политики. Разрушение традиционного жизненного уклада не было целью колонизаторов (так, в Индии англичане оставили в неприкосновенности кастовую систему), тем не менее, образ жизни народов колониальных стран претерпевал изменения.

    Натиск европейских товаров разорил многих местных ремесленников. Крестьянство, оказавшееся вынужденным платить налоги не только местным князьям, но и колониальным властям, разорялось, лишалось земли. Это разрушало систему общинного земледелия и натурального хозяйства, то есть уклады крайне консервативные, косные, не менявшиеся столетиями, несовместимые с любым развитием. Высвобождавшаяся дешевая рабочая сила использовалась во вновь создающихся отраслях, обслуживавших экономику метрополий. Это, в свою очередь, расширяло сферу распространения товарно-денежных отношений, ускоряло распад традиционных укладов.

    Такое же влияние оказывала политика индустриальных государств на зависимые от них страны, ставшие объектом торгово-экономической экспансии. Так, Китай еще в XIX веке, потерпев поражение в войне с Великобританией, вынужден был согласиться открыть для свободной торговли пять крупнейших портов, принять обязательство установления низких таможенных пошлин (не более 5%) на английские товары. В открытых портах англичане получили право создавать сеттльменты -- поселения со своей администрацией, войсками и полицией. Английские подданные получили право экстерриториальности, то есть неподсудности китайским властям. Вслед за Великобританией подробных уступок, ставших типичными для зависимых стран, добились от Китая Франция и США. Затем начался раздел Китая на экономические сферы влияния, захват опорных пунктов на его территории.

    Германия в 1898 г. оккупировала бухту Киао-Чао, навязав правительству Китая договор об ее аренде на 99 лет. Россия тогда же взяла «в аренду» Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур. Великобритания получила на тех же условиях полуостров Цзюлун и примыкающие к нему острова, где находилась с 1842 г. колония Гонконг. Усиливавшаяся Япония в результате войны с Китаем 1894--1895 гг. заставила его отказаться от контроля над Кореей, ставшей формально независимой, а фактически -- сферой влияния Японии. США в 1899 г. выступили с доктриной «открытых дверей» в Китае. Согласно этой доктрине, вызвавшей возражения только у России, ни одной из великих держав не следует иметь больших экономических льгот, чем другие. Это также предполагало, что любые Дополнительные уступки Китая одной из них сопровождались уступками остальным державам.

    Сопротивление господству индустриальных держав над странами, оказавшимися в положении колоний и полуколоний, не прекращалось с момента возникновения колониальной системы. Оно стало важнейшей чертой исторического развития XX века.

    К началу XX в. большинство стран Азии и Африки все еще сохраняли свою национально-культурную самобытность и находились в разной степени зависимости от ведущих европейских государств. Особенностью восточных цивилизаций (за исключением Японии) был их аграрно-традиционный характер. Однако новые тенденции XX в. постепенно проникали и в эти страны. Новые формы принимали национально-освободительные движения. Страны Латинской Америки, хотя и добились независимости, испытывали огромное влияние Европы и США.

    Территориальный передел мира. После Первой мировой войны произошел территориальный передел мира. Побежденная Германия лишилась своих колониальных владений.

    В 1918 г. великие державы декларативно провозгласили право народов на самоопределение. Для его реализации была создана мандатная система управления колониями. Ее предложили Англия и Франция с целью узаконить захваченные ими германские колонии в Африке, Азии, на Тихом океане и владения Османской империи на Ближнем Востоке.

    Мандат, дававшийся Лигой Наций, разрешал «передовым нациям» Осуществлять «священную миссию», т. е. опекать народы, которые «еще не в состоянии управлять собой» и собственными территориями. Такая формулировка отражала идеологию «белого» колониализма , которой придерживались руководители европейских государств. Мандаты на управление получили главным образом Великобритания и Франция -- традиционные колониальные державы. В конечном итоге положение колоний после Первой мировой войны мало изменилось. Колониальные страны навязывали подвластным народам модель развития, копировавшую европейские образцы и нарушавшую местные исторические традиции, что вызывало естественный отпор и сопротивление.

    Национально-освободительное движение за независимость и модернизацию. Национально-освободительное движение -- это борьба угнетенных народов за национальную независимость, экономическую самостоятельность, духовное освобождение и социальный прогресс. Возглавляли его национально и патриотически настроенные буржуазия, офицерство, интеллигенция, священнослужители, вожди родовых и религиозных кланов. Социальную базу антиколониальной борьбы составляли крестьянство, рабочие, ремесленники, торговцы, мелкие предприниматели, служащие. Как правило, все эти социальные группы шли к достижению своей цели под знаменем идеологии национализма. В данном случае национализм был прогрессивным явлением, поскольку эта идеология сплачивала нацию в борьбе против иностранного господства. Большую роль в национально-освободительных движениях играла религия (ислам на Ближнем и Среднем Востоке, индуизм в Индии и т. д.). Методы борьбы зависели от конкретной исторической ситуации, соотношения политических сил, степени консолидации патриотических кругов общества, иных факторов и обычно включали демонстрации, митинги, восстания, акции гражданского неповиновения и др.

    Национально-освободительные движения не только принимали различные формы, но и имели ряд региональных особенностей.

    Китай. Китай формально был независимым государством, но за влияние в этой стране постоянно вели борьбу страны Запада, Россия и Япония. Ход модернизации здесь крайне осложнялся внутриполитической борьбой после свержения Цинской династии. Основным препятствием на пути поступательного развития Китая являлись военно-феодальные клики, фактически расколовшие страну на ряд отдельных самостоятельных областей.

    Национальная партия (Гоминьдан), созданная Сунь Ятсеном еще в 1912 г., поставила своей задачей установление национального суверенитета, объединение страны, ликвидацию остатков феодализма и преодоление вековой отсталости. После 1917 г. Сунь Ятсен разработал новое содержание «трех народных принципов» (национализм, народовластие и народное благоденствие), которые должны были привести к победе национальной революции и установлению демократической республики и общества «государственного социализма». Началом активной борьбы Китая за национальную независимость считается «движение 4мая» 1919г., когда пекинские студенты выступили против передачи Японии провинции Шаньдун.

    Гоминьдан и Коммунистическая партия Китая (КПК, основана в 1921 г.) в союзе с СССР сумели создать Национально-революционную армию и базу для военных действий на юге Китая. Национальная революция против военно-феодальных клик началась с патриотического «движения 30 мая» 1925 г. Завершилась она летом 1928г. успешным окончанием Северного похода Национально-революционной армии во главе с Чан Каиши и объединением страны под властью Гоминьдана. Но раскол между коммунистами и Гоминьданом привел к длительной и жестокой гражданской войне. КПК боролась за превращение национально-демократической революции в социалистическую, а Гоминьдан -- за буржуазно-демократический путь развития страны. До 1949 г. официальным руководителем Китая являлся Чан Кайши.

    Раскол в китайском революционном лагере использовала Япония, агрессивная политика которой представляла серьезную опасность для всего Китая. В середине 1930-х п. Чан Кайши был вынужден обратиться к СССР с просьбой о помощи, а затем он и его сторонники объединились с КПК для совместной борьбы против японской агрессии.

    Индия. Индия была крупнейшей колонией Великобритании. Национально-освободительное движение здесь возглавила политическая партия Индийский национальный конгресс (ИНК), идеологом и духовным лидером которого был Махатма Ганди. Созданная им система политических, философских и морально-этических взглядов -- гандизм -- выросла из крестьянской специфики Индии и особенностей индуизма.

    Гандизм стал официальной идеологией ИНК. Сущностью гандизма были общество всеобщего благоденствия и ненасильственное сопротивление (сатьяграха ) как средство достижения этого общества.

    Классовую борьбу Ганди отрицал, поскольку считал ее фактором, разъединяющим общество.

    Сатьяграха включала бойкот привозных товаров, школ, судебных и государственных учреждений; закрытие магазинов, принадлежавших колониальным властям; проведение религиозных акций и демонстраций в знак протеста против действий английской администрации. Даже в тех случаях, когда английские войска открывали огонь по демонстрантам или митингующим, Ганди настаивал на соблюдении принципа ненасилия. Эти формы борьбы сыграли значительную роль в достижении независимости Индии после Второй мировой войны.

    Турция. В результате поражения в Первой мировой войне Турция оказалась на грани утраты своего суверенитета и территориальной целостности. Ряд районов страны был оккупирован иностранными войсками. В августе 1920г. лидеры Антанты навязали султану Севрский мирный договор, по условиям которого Турция по существу была разделена между Англией, Францией, Италией и Грецией. В этих условиях освободительную борьбу турецкого народа в 1918--1923 гг. возглавил генерал М. Кемаль.

    Ценой больших жертв удалось одержать победу над «халифатской армией» и войсками интервентов. В 1922 г. Великое национальное собрание Турции приняло закон об упразднении султаната. В 1923г. была создана новая политическая организация -- Народно- республиканская партия (НРП). В этом же году Турция была провозглашена республикой. Данными актами завершился процесс слома старой политической системы и создания турецкого национального государства, получивший название кемалистской революции.

    Во второй половине 1920-х -- 1930-х гг. в Турции осуществлялась модернизация в разных сферах культурной, социально-экономической и политической жизни. Еще в 1924г. был ликвидирован халифат, упразднялось министерство по делам религий, были закрыты медресе (религиозные учебные заведения), из ведения духовенства изымалось судопроизводство. Вводилось новое административное деление на вилайеты (губернии), подчиненные непосредственно центру. Эти реформы заложили основу первой республиканской конституции 1924 г., оформившей господство национальной буржуазии и помещиков. В стране устанавливался однопартийный режим НРП. В 1925--1928 гг. были приняты новые, по европейскому образцу, уголовный и гражданский кодексы. Запрещалось многоженстно, вводились европейский календарь, европейская одежда и новый латинский алфавит вместо прежнего арабского. В 1934 г. был издан закон о введении фамилий. М. Кемаль принял фамилию Ататюрк, что значит «отец турок». Главным содержанием экономической политики являлся этатизм. В ходе реформ окончательно оформилась идеология ке- мализма -- одного из течений турецкого буржуазного национализма. Ключевым элементом кемализма стал принцип лаицизма, или светского государства.

    С началом Второй мировой войны Турция заявила о своем нейтралитете, затем она лавировала между враждующими державами «Оси Берлин -- Рим -- Токио» и государствами -- членами антигитлеровской коалиции. Только н феврале 1945 г. страна объявила войну Германии и Японии.

    Иран. Особенностью национально-освободительного движения в Иране являлась борьба всех патриотических сил против влияния Великобритании и России (СССР) в стране. После оккупации территории Ирана английскими войсками (1918) началось вооруженное сопротивление интервентам. К власти в 1925г. пришел Реза-шах, основатель новой шахской династии Пехлеви. После установления режима личной диктатуры шаха в стране начались реформы, направленные на модернизацию государства и консолидацию нации. Но постоянная борьба между сторонниками монархии и иранской буржуазией привела к тому, что в Иране усилилось влияние более развитых стран.

    Африка. На Африканском континенте национально-освободительное движение приобрело наиболее активные формы в Египте и Марокко. Крупные восстания в 1919 и 1921 гг. под руководством либеральной партии Вафд заставили Великобританию подписать в 1922г. декларацию о предоставлении Египту «независимости», но англичане еще долго сохраняли свое влияние в этой стране. В Марокко, в горной местности Риф, в 1921--1926гг. племена рифов, провозгласив республику, оказали упорное сопротивление Франции и Испании.

    В целом освободительное движение в период между двумя войнами являлось важным политическим фактором. Страны Азии, Африки все более решительно поднимались на борьбу за достижение подлинной независимости.

    Особенности развития Японии. На фоне сложного положения в большинстве азиатских стран Япония была положительным исключением. Уже на рубеже XIX--XX вв. в ней наблюдались ускоренные темпы экономического развития. Эта страна, которая пошла по пути относительной европеизации, избежала колониальной судьбы большинства азиатских стран. В начале XX в. японская цивилизация даже пыталась стать новым геополитическим центром и активизировала колониальную экспансию под лозунгом «Великой Азии». Ее агрессия в основном была направлена на Корею, Китай, остров Тайвань. В 1930-е гг. правящая элита провозгласила курс на создание «новой политической и экономической структуры». Это означало дальнейшую модернизацию страны, усиление военно-государственного контроля над японской экономикой, а также распространение тоталитарных тенденций в политической жизни. Началось сближение Японии с нацистской Германией и фашистской Италией.

    Латинская Америка. В первой половине XX в. развитие экономики Латинской Америки носило ярко выраженный экспортно-сырьевой характер. Аргентина и Уругвай вывозили мясо и зерно. Страны тропической зоны Центральной Америки и Карибского бассейна, Колумбия, Эквадор, Бразилия экспортировали фрукты, кофе и сахар. Мексика, Венесуэла, Перу, Боливия, Чили поставляли на мировой рынок минеральное сырье (серебро, нефть, стратегические металлы, олово, медь и т. д.). Сырьевая специализация экономики вынуждала латиноамериканские страны импортировать промышленную продукцию и передовые технологии из Европы и США.

    Мировой экономический кризис привел к резкому сокращению спроса на сельскохозяйственную и сырьевую продукцию, падению национального производства, росту безработицы и понижению жизненного уровня населения. В странах Латинской Америки обострились социальные противоречия. В Бразилии и на Кубе произошли революции, в Никарагуа развернулась партизанская борьба. С целью выхода из кризиса правящие круги латиноамериканских стран активизировали политику государственного регулирования. В это же время американский президент Ф. Д. Рузвельт провозгласил в отношении Латинской Америки политику «доброго соседа», означавшую отказ США от интервенции в страны региона.

    Вопросы и задания

    • 1 Что сдерживало и что способствовало модернизации социально-политической и экономической систем восточного общества в межвоенный период?
    • 2 Как на Парижской мирной конференции была решена проблема колоний?
    • 3 Дайте определения понятиям: мандат, мандатная система управления колониями. Решила ли проблему колоний мандатная система? Какие основания были у Д. Ллойд Джорджа характеризовать ее следующим образом: «Мандаты являются просто маскировкой для аннексий»?
    • 4 Заполните таблицу «Национально-освободительное движение в странах Востока в межвоенный период». На чем основана общность национально-освободительного движения в странах Востока? Какие факторы обусловили его различия?

    5 Назовите политических деятелей стран Востока, возглавивших национально-освободительное движение в своих странах. С помощью дополнительной литературы составьте политический портрет одного из них (на ваш выбор).

    В конце 1920-х гг. в Японии стал известен «меморандум Танака», подлинник которого не обнаружен до настоящего времени, в связи с чем многие исследователи считают его поддельным. Проанализируйте отрывок из этого документа и выскажите свое мнение относительно его подлинности: «Ради самозащиты и защиты других Япония не сможет устранить затруднения в Восточной Азии, если не будет проводить политику „крови и железа"... Для того чтобы завоевать Китай, мы должны сначала завоевать Маньчжурию и Монголию. Для того чтобы завоевать мир, мы должны сначала завоевать Китай. Если мы сумеем завоевать Китай, все остальные малоазиатские страны, Индия, а также страны южных морей будут нас бояться и капитулируют перед нами».

    7. Определите особенности социально-экономического развития стран Латинской Америки в межвоенный период.

    Предлагаем обсудить

    Подумайте, почему Япония стала единственной из стран Востока, где произошла фашизация общества.