Стишки на букву у для первоклашек. Конспект логопедического занятия «Звук, буква «У

Екатерина Васильевна Цыганок
Конспект логопедического занятия «Звук [У], буква «У»

ЦЕЛЬ : Дать детям понятие о гласном звуке «У» . Уточнить его артикуляцию. Закрепить навыки четкого произношения звука «У» . учить выделять звук «У» из ряда гласных. Познакомить с графическим обозначением звука «У» .Познакомить с буквой У . научить соотносить звук и букву . Развивать устойчивое внимание на занятии .

ОБОРУДОВАНИЕ : индивидуальные зеркала, предметные картинки со звуком «У» , касса букв .

Ход ЗАНЯТИЯ.

1. Оргмомент. Скажу детям :

Станьте красиво и послушайте, кто может сесть (инструкцию даю вполголоса, от детей требуется максимальное внимание) .

Саша, сядь. Максим, сядь. Все мальчики, сядьте. Все девочки, сядьте.

2. Сообщить детям : Сегодня вы будете учиться хорошо произносить звук «У» и познакомитесь с буквой «У» .

Произношение звука «У» . предложить произнести звук «У» тихо и голосом нормальной громкости. В зеркальца рассмотреть и рассказать артикуляцию звука .

Губы трубочкой, зубы не смыкаются, закрыты губами.

Дети произносят звук хорошо и по одному .

Посмотрите, воздушная струя выходит через «Трубочку» свободно, нет никакой преграды. Мы можем звук «У» голосом долго тянуть, петь. Поэтому он называется гласным, от слова «голос» , «глас» .

Воздух свободно идет через рот,

Звук получается гласный .

Его обозначим красным квадратиком.

3. Игра «Волшебная палочка» .

Повторяй за мной тот, до кого дотронусь указкой. Дети четко повторяют слоги.

ту му ух ну уф ук ус

лу ут ру ум чу су ку и т. д.

4. А теперь проверим, кто самый внимательный – игра «Телеграф» . Я произнесу текст. Его следует запомнить по телеграфу. Кто самый способный? Слушайте :

Му – ту ум – ус гу – ну

Ут – ук су – фу ус – ут

5. Игра «Сигнальщики» .

У детей на руках звуковые сигнальные фонарики красного цвета. Услышав звук «У» , дети поднимают фонарики. Выделение звука :

а) из ряда гласных звуков : а, о, у, и, у…;

б) из слогов : ух, ап, ос, ум… .

6. Произношение слов со звуком «У» . Выделение «У» из начала слов.

а) Показать картинку «Утка» - дети называют, определяют звук «У» .

назову ещё три слова : ухо, Уля, уши – определим первый звук «У» , все вместе повторим слова, интонационно выделяя звук «У» .

затем дети самостоятельно называют картинки со звуком «У» в начале слова. (они выставлены вместе с другими на доске) .

Какой первый звук мы произносим в этих словах? Звук «У» стоит в начале слова, обозначим его место на схеме слова :

утка ужи улица

улитка утюг утенок

уши усы учитель

б) Произнесение слов со звуком «У» в середине слова : произнесу название картинок, оставшихся на доске :

паук петух суп буквы кухня туфли

зубы кубики муха сук бублик губы

катушка бабушка пушка

Скажу, что в этих словах «У» - тоже есть. Предложу детям по цепочке назвать эти слова.

А может, кто сам вспомнит слово со звуком «У» , а мы его не называли.

7. Физминутка.

Утки стайкою летели,

На полянку тихо сели.

Походили, походили,

Поклевали, поклевали,

К речке быстро побежали,

Плавали, ныряли,

Корм себе искали.

8. Дидактическая игра «Один – много» .

Я буду говорить про один предмет, а вы про много :

Улитка – улитки утюг – утюги

Утка – утки ухо – уши

Уж – ужи ус – усы

Улыбка – улыбки улица – улицы

9. Знакомство с буквой «У» .

Познакомить детей с кассой букв (буквы располагаются в алфавитном порядке) .

Показ буквы . Выкладывание букв из палочек . Прописывание букв в воздухе .

10. Возьмите в руки буквы У .

Я буду называть гласные звуки , а вы услышите звук «У» - поднимите букву У :

А, У, О, Ы, У, И, А, У, А, О, Э, Ы….

На доске картинки со звуком «У» - будем хором называть и если услышите слово со звуком «У» вначале слова – поднимите букву :

Паук зубы учитель утка пуговица

Лук туфли уши улитка

Суп буквы усы ужи

11. Итог занятия .

С каким звуком мы познакомились ?

Что мы со звуком делаем ? (произносим)

Какой звук «У» и почему?

Если «У» напишем, то что это будет? (буква )

Расскажите о букве «У» .

Знаете ли вы, какие слова очень любят все учителя? Урок, ученик, учебник, ум, учиться, уметь, умнеть, узнавать. Эти слова, как и само слово «учитель», начинаются со звука [у]. Поговорим о нем подробнее. Произнесите звук [у] и понаблюдайте, как работает ваш рот. Губы вытянулись вперед трубочкой, рот сузился, звук проходит свободно, без преград, шумов не слышно. Его можно тянуть, петь. Звук образуется только с помощью голоса. Значит, этот звук гласный. Этот звук напоминает вой ветра или волка.

Отгадайте загадку.

Наткёт, наплетёт,

Сядет и добычи ждёт.

Кто это? Паук (рис. 1).

В этом слове есть звук [у]. Паук плетёт паутину. Для кого? Будем подбирать слова. Договоримся: если в слове есть звук [у], то паук поймал добычу в сети, а если нет звука, то не поймал. Муха - есть звук [у] в середине слова. Поймал. Комар - нет звука [у]. Не поймал. Жук - есть звук [у] в начале слова. Поймал. Бабочка - нет звука [у]. Не поймал. Мотылек - нет звука [у]. Не поймал. Гусеница - есть звук [у] в середине слова. Поймал. Муравей - есть звук [у] в середине слова. Поймал. Пчела - нет звука [у]. Не поймал. Как назвать одним словом всех, кого мы перечислили? Насекомые (рис. 2).

Рис. 2. Иллюстрация к словам муха, жук, гусеница, муравей ()

Послушайте песенку, которую поёт муха (рис. 3). Сосчитайте, сколько звуков [у] она произнесёт. Услышите звук - ставьте точку. Зу-зу-зу.

Пол внизу.

Я ползу по потолку

В гости к чёрному крючку.

Зу, как жарко,

Зу-зу-зу.

Ах как чешется в глазу.

Сколько точек получилось? 13.

Придумайте свои слова, в которых встречается несколько звуков [у]. Например, кенгуру (2 звука), кукуруза (3 звука) (рис. 4), бурундук (3 звука), кукушка (2 звука).

Рис. 4. Кукуруза ()

Есть слова, в которых звук [у] стоит в начале: утконос, уж - животные; утка, удод - птицы (рис. 5); укроп - растение; Уран - планета.

Теперь отправимся в сказочный музей, где живут герои на [у]: Урфин Джюс (предводитель деревянных солдат) (рис. 6), Медвежонок Умка, Удав.

Рис. 6. Урфин Джюс ()

Произносить правильно звук [у] нам поможет скороговорка:

Ученик учил уроки - у него в чернилах щёки.

А какие есть имена на букву У? Таких немного: Ульяна, Устина, Устинья, Ундина.

Чтобы записать эти имена, понадобится буква У.

Печатные буквы похожи и различаются только размером (рис. 7). Наши предки называли букву У «ук», что означало учение.

Рис. 7. Печатная буква У ()

На что похожа печатная буква У?

У - улитка на дорожке - (рис. 8)

Смело выпустила рожки.

Уходите-ка с пути!

Не мешайте дом везти.

У - сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

Вспомним выученные буквы: А, О, У. Соединим две буквы вместе и прочитаем:

АУ - когда зовут в лесу (рис. 9);

УА - так плачет малыш;

У-у-у! - гудит сильный ветер;

У! У! У! - ухает филин.

Чтобы лучше запомнить букву, её нужно сложить из разных предметов, например из счётных палочек или карандашей, ленточек или кружков.

Придумайте свой интересный рисунок с этой буквой.

У буквы У есть еще одна очень важная работа: она служит специальным знаком и указывает на то, что это учебное транспортное средство, на котором учатся будущие водители правилам вождения (рис. 10).

Рис. 10. Учебный автомобиль ()

А теперь рассмотрим письменные буквы У, которые отличаются по написанию.

Потренируйтесь их писать (рис. 11):

Рис. 11. Письменные буквы У ()

Начинаем писать букву У ниже дополнительной линейки. Слева направо делаем закругление. Опускаем вниз прямую линию, не дойдя до верхней линии рабочей строки. Закругляем вправо, коснувшись линии. Ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо. Доводим линию до уровня первого элемента и начинаем опускать прямую линию вниз до нижней линии рабочей строки. Не доходя до неё, делаем закругление влево, коснувшись её.

Рис. 12. Схема написания прописной маленькой буквы у ()

Начинаем писать заглавную букву у от верхней линии рабочей строки. Сверху вниз опускаем прямую линию. Не доходя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись её. Линию ведём до верхней линейки рабочей строки, отклоняясь вправо. Опускаем прямую линию вниз, пересекая нижнюю линейку рабочей строки. Делаем закругление влево (петля должна быть небольшой) и ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо. Пересекаем прямую линию буквы на нижней линейке рабочей строки. Заканчиваем писать на середине рабочей строки.

Рис. 13. Схема написания прописной заглавной буквы У ()

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас.
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Logolife.ru ().
  2. Festival.1september.ru ().
  3. Doc4web.ru ().

Домашнее задание

  1. Потренироваться писать прописью заглавную и маленькую букву У.
  2. Вспомнить 5 сказок со словами с буквой У.
  3. Выучить стихотворение про букву У.

Цель занятия: изучаем букву У, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой У, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву У по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Утро Улитка Утка Утюг

Спросите, на какой звук начинаются слова — названия картинок?
Чтобы произнести [У], нужно сделать губы трубочкой, приоткрыть рот и «включить» голос. Повтори: УУУ

Мешают ли зубы, губы или язык, свободно выходить воздуху изо рта? (Нет, не мешают.)

Закрой глаза. Что ты слышишь? (Шум транспорта, музыку и т. д.)
Мы слышим разные звуки.
Еще раз закрой глаза и послушай: Ааа, Ууу… Это тоже звуки - звуки речи человека. Из звуков составляются слова, которыми мы говорим.

ААА - это звук, АИСТ - это слово.
УУУ — это звук, УТКА — это слово.
Запомни, пожалуйста: звуки мы слышим, произносим. Буквами можно записать звуки речи, слова. Буквы мы видим, пишем, читаем.

Различать понятия звук, буква, слово дошкольник сможет постепенно, в результате постоянного повторения в течение длительного времени.

Узнайте звук

Поднимите руку, если услышите звук [у] в словах: паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица.

Кто больше?

  1. Придумайте слова со звуком [у] в начале (улица, утро, ужин), в середине (руки, груша, капуста), в конце слова (хожу, несу, внизу).
  2. Придумайте слова, в которых звук [у] второй (лужа, сук, тумбочка).
  3. Угадайте слова, в которых всего три буквы, причем вторая и третья - ук (жук, лук, сук, бук).

Задание: печатная буква У для дошкольников

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Я не хвастая скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые -
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые,
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг -
Электрический… (утюг).

Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг
Электрический… (утюг).

Вот пришла и осень,
И придут метели.
И с прощальным криком
Птицы… (улетели).

Долгожданный дан звонок -
Это кончился… (урок).

Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу? … (Ученик.)

Все ребята со двора
Малярам кричат: … (ура)

Сказка про букву У

Про маленького паучка
На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который больше всего на свете боялся мух.
Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись над ним, а его братья - большие пауки ругали и называли лодырем.

«Надо доказать всем, что я не лодырь»,- решил маленький паучок.

И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину в саду.

«Вот обрадуются утром братья,- думал довольный паучок,- ведь это так красиво - красная паутина!»

Но увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины.
Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась.

А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает, где он живет…

Загадки для детей на букву У

Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе её везет,
Очень медленно ползет.
(Улитка)

На дорожку вышли рожки.
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять.
(Улитка)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет!
(Утка с утятами)

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
А ниточка в реке.
(Удочка)

Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утенок)

По полотняной стране,
По реке Простыне
Плывет пароход то назад, то вперед,
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать.
(Утюг)

Пословицы и поговорки на букву У

Ученье - путь к уменью.

Умелые руки не знают скуки.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Умный себя винит, глупый - своего товарища.

Нет скуки, коль заняты руки.

Возьми книгу в руки - не будет скуки.

Умеешь ошибаться, умей и поправляться.

Утро вечера мудренее.

Берись дружно - не будет грузно.

Лучше ученый, чем золоченый.

У дружбы нет границ, у знаний нет дна.

Стихи про букву У для детей

Улитка просит Уточку:
Закинь-ка в речку удочку.
Уточка закинула -
Уклейку-рыбку вынула.
(Г. Сатир)

Как улитке перед сном
Скучно в домике своем!
Сказку выдумать пытается,
Грустной сказка получается.
(Г. Виеру)

Улитка-улитка,
Шагаешь ты прытко:
От калитки до меня
Проползешь четыре дня.
(Я. Аким)

У пруда утенок-крошка
В страхе кличет утку-мать:
«Ой, боюсь!
Укусит мошка,
Помоги мне убежать».
(Ф. Бобылев)

Я по совести скажу:
Плохо, плохо мне, УЖУ,
Очень гадок я на вид…
А ведь я - не ядовит!
(Б. Заходер)

Удивительный народ -
Птица с именем удод.
Не подстрижен, не причесан.
Рыжий клок торчит над носом -
Вся прическа на весу,
Перья даже на носу.
Парикмахерская, видно,
Не работает в лесу.
(А. Пудваль)

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели,
И открыли поскорей
Двадцать девять букварей.
Мы учили букву А,
Мы учили букву У.
Малыши кричат УА.
Мы в лесу кричим АУ.
С буквы А - арбуз и аист
(Мы запомнить постарались).
С буквы У у нас, ребята.
Ухо, удочка, утята…
Вот чему на первый раз
Научился первый класс.
(Л. Демьянов)

Укротительница львов
Удивит учеников:
Укрощает льва и львицу,
Ужас как мышей боится!
(В. Берестов)

Учитель у меня в портфеле!
Кто? Быть не может! Неужели?
Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его учебником зовут.
(В. Берестов)

Ученик учил уроки -
У него в чернилах щеки.
(С. Маршак)

У опушки
Две старушки
Брали грузди
И волнушки.
Филин: - У-ух!
Филин: - У-ух!
У старушек замер дух.
Жутко!
(Е. Благинина)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Конспект логопедического занятия для дошкольников

Тема: ЗВУК [У]. БУКВА «У»

Цели: учить четко произносить звук [у]; учить выделять звук [у] из ряда гласных, из начала слова, из середины слова; знакомство с буквой «У»; развивать фонематическое восприятие , силу голоса; развивать графические навыки; развитие мелкой моторики пальцев рук .

Оборудование: картинка-символ звука [у]; индивидуальные зеркала на каждого ребенка; профиль, изучаемого звука; предметные картинки на звук [у]; плакат «лесной полянки»; трафареты для рисунка утенка.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед. Сядет тот, кто назовет слово, в котором первый звук [а].

Сообщение темы.

Логопед. Гном Звукознайкин принес картинку – символ звука [у]. Паровоз гудит: у-у-у.

Произнесение звука [у].

  1. Детям предлагается очень четко произнести звук [у] тихо, громко, высоким голосом, низким голосом. Пользуясь зеркалами, дети контролируют положение губ, языка. Далее рассматривают положение губ и языка на профиле.
  2. Характеристика звука [у] – гласный, его можно петь, произносить протяжно и отрывисто.
  3. Произношение обратных и прямых слогов: ут, ум, ун, ту, пу, му, ну и т. д.
  4. Игра «Кто самый внимательный?» — выделение звука [у] из гласных: поднять карточку с символом звука [у]: а, у, ы, а, о, у, э, у и т. д.

Рассмотреть картинки, упражнять в произношении слов: утка, утюг, утята, улитка, уж.

Выделение звука [у] из начала слова: ухо, утенок, указка, улица, уха, уши, улыбка, укроп.

Выделение звука [у] из середины слова, произношение слов со звуком [у] в середине слова: туфли, муха, паук, пух.

Проведение физкультминутки «Поезд».

Летит поезд во весь дух

Ух – ух – ух!

Круговые движения согнутыми в локтях руками.

Загудел тепловоз у – у – у!

Домой деток повез.

Остановиться, погудеть.

Ту – ту – ту – ту

Я всех мигом довезу!

Повторять те же движения.

Знакомство с буквой «У».

Логопед. Ребята, послушайте стихотворение «Звук и буква «У».

Буква «У» кричит: «Ура!»

Руку тянет вверх она.

Логопед. А теперь послушайте еще один стишок, и скажите в каких словах есть звук [у]. (Логопед медленно читает стихотворение, а дети после каждой строчки называют слова со звуком [у].)

Утенка с рожденья учили купаться.

Умел он и плавать, умел и нырять.

Он каждое утро бежал умываться,

И днем на прогулке учился летать.

Логопед. На что похожа буква «У»? (Ответы детей).

Поставить большую букву «У» красного цвета в кассу гласных букв, вторая буква «У» помещается на лесную полянку (на стене плакат «лесной полянки», буквы крепятся магнитом).

Логопед. Посмотрите на картинку – едет поезд, давайте прочитаем, как он гудит.

Упражнение на внимание.

Логопед. Девочка Уля пришла в магазин. Она купила игрушки в названии которых первый звук [у]. Какие игрушки купила Уля?

Пальчиковая гимнастика.

  1. Выложить букву «У» из палочек.
  2. Показать пальцами рук: козу (указательный и мизинец); козлят (двумя руками); очки (соединить большой палец с остальными по очереди); зайца (указательный и средний); деревья (руки ладонями к себе, расставить пальцы).
  3. Написать букву «У» пальцем в воздухе, мелом на доске.

Работа в тетрадях (по трафаретам).

  1. Написать строчку букву «У».
  2. Нарисовать утенка по трафаретам.

Дома стоят,
Друг на друга глядят.
Пешеходы идут,
Сумки несут.
И автомобили
Куда-то покатили. Что это?

Это улица.

На улицах всегда большое движение, много людей, много машин и …. опасностей. Вы знаете правила безопасности на улице? Давайте, повторим! ….

Правила безопасного поведения на улице


В начале урока мы вспомнили правила поведения на улице — это очень хорошо. Но ещё сегодня мы познакомимся с новым звуком. С каким? Конечно, с первым звуком слова улица. Что это за звук? Проговорите звук [у]. Где этот звук встречается? Какой он?

Верно, звук [у] — гласный!

1. «Лови звук» . Хлопните в ладоши, если услышите звук [у ] в словах: паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица.

2. Определите позицию звука [у ] в словах: зубы, утка, наука, кенгуру, глобус.

3. «Доскажи словечко»

Идут ко мне унылые –
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые,
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг –
Электрический… (утюг)

Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может… (удочка)

Он не птицей называется,
Хоть откладывает яйца.
У него утиный нос,
Зверь не страшный… (утконос)

А вы знаете, что… утконосы живут в Австралии.

Клюв утконоса не жёсткий как у птиц, а мягкий. Во рту утконоса имеются защечные мешки, как у хомяка.

Будучи всего 30-40 см в длину, утконосы роют норы длиной до 10 м. В нору ведут два хода: один подводный, другой располагается под корнями деревьев или в зарослях.

Оказывается, укол роговых шпор этого млекопитающего (на задних ногах) является ядовитым и несет смерть небольшим животным. Для человека он в целом не смертелен, однако вызывает очень сильную боль и отек, который может продолжаться много дней или даже месяцев.

4. Чистоговорки

  • Уа-уа – в коляске плачет детвора.
  • Ау-ау – кто потерялся, не пойму.
  • У-у-у-у – воет волк в лесу.
  • Ух-ух-ух – накалился наш утюг.
  • Уч-уч-уч – светит в окна солнца луч.
  • Ур-ур-ур – кошка нам сказала: «Мур».

5. Один — много. (образование существительного множественного числа):

  • утка – утки
  • учитель –
  • ухо –
  • ученик –
  • участок –
  • узел –
  • учебник –
  • улей –
  • угол –
  • улица –
  • утюг –
  • удочка –
  • умник –
  • улитка –

6. Какие предметы, названия которых начинаются со звука [у] , нарисованы на картинке? Раскрасить их (сохранить на компьютере и распечатать)

Знакомьтесь с буквой У . У добная буква! У добно в ней то, что можно на букву повесить пальто! А ещё У у мная!

1. Найди спрятанные буквы У . Обведи их.

2. Раскрась листок с буквой У :

3. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву У с правой стороны рисунка.

4. Соедини с буквой У только те предметы, названия которых начинаются со звука [у] .


5. Подчеркни такую же букву, как внизу слева. Обведи в кружок все буквы У справа.

6. Соедини точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Чем отличаются два квадрата справа?


7. «Кто больше?»

  • Придумайте слова со звуком [у ] в начале (улица, утро, ужин ), в середине (руки, груша, капуста ), в конце слова (хожу, несу, внизу ).
  • Придумайте слова, в которых звук [у ] второй (лужа, сук, тумбочка ).
  • Угадайте слова, в которых всего три буквы, причем вторая и третья – ук (жук, лук, сук, бук ).

8. «Найди слова»

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а

у – – у – –

у – – – у – –


у – – – – у – –

у – – – – – у – –

у – – – – – – у – –

у – – – – – – – у – –

у – – – – – – – – у – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа :

ум, ухо, урок, укроп, ученик, Шура, муха, лужа, бусы,

усадьба, утренник. душа, рука, муза.

9. «Наоборот»

Подберите антонимы, начинающиеся с буквы У , к словам:

красивый –… (уродливый ), широкий – … (узкий ), невезучий – … (удачливый ), вечер – … (утро ), грусть – … (улыбка ).

10. «Занимательные модели»

Придумайте слова по следующим моделям:

  • – у – (Бук, зуб, суп.)
  • – – у – (Стук, круг, паук.)
  • – – – у – (Парус, арбуз, вдруг.)

11. «Кто это? Что это?» . Не забывайте, что во всех словах-отгадках есть буква У .

1. Это «ура» от других отличается

Тем, что летит и назад возвращается.

– у – – ра – –

2. Эта уха на березе сидит.

– – уха – –

3. Эта рука притаилась в реке.

Р – – у – ка

4. Этот буян никогда не дерется.

Бу – – ян

5. Эта овца на рубашке пасется.

– – – ов – ца

О т в е т: бумеранг, глухарь, ракушка, бурьян, пуговица.

12. Кроссворды

Школа

Впишите в клетки названия школьных принадлежностей, которые должен иметь каждый ученик в своем портфеле.

О т в е т: ручка, учебники, тетради, дневник, линейка, карандаш, резинка.

13. Все слова на букву У .

Впишите в клетки названия известных вам змей, птиц, моллюска и австралийского водоплавающего животного.

О т в е т: уж, удав, утка, удод, улитка, утконос

14.

Ползёт улитка по дорожке,
Как буква У её два рожка.

Возьми жёлтый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву У .

15. Пишем…

16.

Пословицы и поговорки

  • Без муки нет науки.
  • Умный себя винит, глупый – своего товарища.
  • Не учись разрушать, а учись строить.
  • Учение – путь к умению.
  • Умелые руки не знают скуки.
  • Умел ошибаться, умей и поправляться.
  • Утро вечера мудренее.
  • У дружбы нет границ, у знаний нет дна.

Словарь

  • Убранство — то, что служит украшением чего-нибудь, обстановка.
  • Убыток — снижение благосостояния.
  • Уведомление — официальная информация, извещение, направленная одним человеком другому.
  • Уверенность — это свойство человека, связанное с ощущением внутренней силы, веры в себя, в свою способность двигаться вперед, преодолевать трудности.
  • Уговор — это взаимное соглашение о чём-нибудь.
  • Уикенд — от английского «конец недели», то есть суббота и воскресенье.
  • Указ — это общие правила поведения (нормы права), издаваемый высшим лицом, например, Президентом.
  • Уклад — это порядок в организации жизни, быта и т.п.
  • Умиление — это нежное, приятное чувство, которое появилось от чего — нибудь трогательного.
  • Уроженец — это человек родом из определённой местности, родившийся в определённой местности.
  • Усадьба — это комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Убить двух зайцев — разу выполнить два нужных, важных дела.
  • Умерять пыл — успокоиться.