Сравнение предметов по величине. Сравнение предметов. Расположение предметов по размеру. Дидактические игры по формированию представлений о величине (размере, длине, ширине, высоте) предмета

Предварительная работа

Когда дети научатся выделять и сравнивать разные парамет­ры величины предметов при резкой контрастности их размеров, объясняем, что в тех случаях, когда на глаз сравнить нельзя, применяется способ приложения и наложения.

Методика обучения

Дети меряются ростом, вставая рядом или спиной друг к другу, чтобы узнать, кто выше, кто ниже (приложение).

Дети примеривают пальто, кофту. Выясняют, что вещи меря­ют, чтобы узнать, в самый ли раз они человеку, такого ли они размера (наложение).

Воспитатель объясняет, что, меряясь ростом и меряя одежду, дети сравнивают предметы по размеру способами приложения и наложения.

Затем детям предлагается сравнить, например, полоски, не­много различающиеся по длине. Совместно с детьми формули­руется правило и проговаривается сначала при помощи воспита­теля, затем самостоятельно.

Одна полоска прикладывается к другой (если цвет одинаковый) (рис. 20) или накладывается на другую (если цвет разный) так, чтобы их концы, обычно слева, совпадали. Если при этом дру­гой конец одной полоски выступает, значит, она длиннее, а дру­гая - короче. Если правые концы точно совпали, значит, полоски одинаковые по длине.

Замечание: правило для сравнения ширины аналогично. Только необходимо подравнять полоски обычно по нижней сто­роне.

Для сравнения высоты предметы необходимо поставить ря­дом на ровную горизонтальную поверхность на одну линию или один перед другим.

Дидактические игры

«Ателье»;

«Мастерская»;

«Найди пару»;

«Магазин»;

«Соберем домик» и др.

Методика работы по развитию глазомера (задача 4)

Вся предыдущая работа оказывает влияние на развитие глазомера ребенка. С детьми средней группы полезно проводить специфические упражнения для развития глазомера.

Фрагмент:

Наглядный материал : на столе много разных полосок, на фланелеграфе образец.

Ил и: образец у каждого ребенка на парте, на фланелеграфе много полосок.

Посмотри на полоску-образец, запомни длину.



Найди такую же по длине.

Образец воспринимается только зрительно и остается на месте. После выполнения задания дети проверяют правильность своего выбора способом приложения или наложения.

Замечание : аналогичные упражнения проводятся с шириной и высотой.

Усложнения

1. Количество полосок, из которых выбирают, увеличивается от 2 до 5 (в старших группах до 10).

2. Уменьшается контрастность размеров.

3. Даются задания на сравнение величины по представле­нию:

Что выше у нас на участке забор или беседка?

Что длиннее: дорога до беседки или до ворот?

Назови два предмета, про которые можно сказать, что один толще другого.

Дидактические игры

«Подбери пары лыж»;

«Сбор фруктов»;

«Дополни предложение» («Дуб толще...») и др.

Методика обучения раскладыванию предметов в убывающем и возрастающем порядке по размеру (выкладыванию сериационных рядов) (задача 5)

Предварительная работа

После формирования навыков сравнения размеров предме­тов на глаз и способами приложения и наложения тренируем в выкладывании сериационных рядов.

Особенности наглядного материала

Наборы одинаковых предметов, различающихся только од­ним параметром. Как усложнение можно впоследствии работать с предметами, различающимися цветом, двумя-тремя парамет­рами.

Например: наборы полосок (10 штук) одинаковой ширины (около 2 см), разной длины (примерно 5-25 см с разницей око­ло 2 см), одного и разного цвета, демонстрационные и раздаточ­ные.

Это пособие универсально. Его можно использовать при ре­шении различных программных задач, выбирая нужное количе­ство полосок необходимого размера.

Аналогично:

Наборы полосок (10 штук) одинаковой длины (около 20 см) разной ширины (примерно 1-6 см с разницей около 0,5 см), одного и разного цвета, демонстрационные и раздаточные.

Наборы предметов (10 штук) одинаковых по всем параметр рам кроме высоты, демонстрационные и раздаточные.

Методика обучения

Последовательность работы: величина -» длина ~> ширина -» высота -» толщина -» величина

Сначала детям предлагаем самостоятельно выложить нужную последовательность. Обсуждаем, как они это делали, и формули­руем правило сериации. Если дети затрудняются в выполнении задания, можно сначала познакомить их с правилом, а затем тренировать в его выполнении и проговаривании.

Примерное правило выкладывания полосок в убывающем порядке по длине:

1. Выбрать из полосок самую длинную и отложить,

2. Из оставшихся полосок выбрать самую длинную и положить под первой, подравнивая левый край.

3. Продолжать выбирать из оставшихся полосок самую длин­ную и ставить в ряд.

4. Положить последнюю полоску.

Замечание: при выборе обсуждаем относительность вели­чины:

Полоска, выбранная как самая длинная из оставшихся, оказалась самой короткой из отложенных.

Сравни соседние полоски.

Красная длиннее желтой, но короче синей (А < В, но А> С).

Показываем транзитивность отношений «больше - мень­ше», «длиннее - короче», «шире - уже», «выше - ниже», «тол­ще - тоньше»:

Если красная полоска длиннее синей, а синяя длиннее желтой, то красная длиннее желтой (А<В и В<С=> =>А< С).

Усложнения

1. Начинаем с трех предметов (с младшими дошкольниками), затем даем 5 предметов (в средней группе), потом до 10 предме­тов (в старшей группе).

2. Уменьшаем контрастность величины.

3. Вводим разный цвет, форму и другие признаки: «Расставь фигуры в ряд по возрастающей величине»

4. Предлагаем упражнения, в которых надо восстанавливать (исправить) порядок в нарушенной последовательности уже расставленных в ряд предметов: добавить недостающий, убрать лишний, переставить в нужном порядке.

5. Упражняем в сравнении плоских предметов по двум параметрам одновременно (ленты по длине и ширине).

6. Предлагаем выложить сериацию по одному параметру независимо от другого параметра.

7. Детям подготовительной группы можно предложить нарисовать на листе бумаги в клетку, как они будут работать (спланировать свои действия).

Дидактические игры

«Чья коробочка?» («У меня три коробочки от заводных игру­шек: курочки, цыпленка и утенка. Надо все игрушки положить по коробочкам. Кто больше всех? Кто меньше всех? Что ты мо­жешь сказать про утенка? Поместится ли курочка в коробку цы­пленка? А поместится ли цыпленок в коробку курочки? ...»);

«Три медведя», «Палочки в ряд», «Ступеньки», «Сломанная лестница»;

«Кто выше ростом?» (Дается задание по представлению, за­тем можно проверить правильность, используя наглядность: «Петя выше Саши, Саша выше Даши. Кто самый высокий?...»).

Одна из мыслит, операций, состоит в сопоставлении познаваемых объектов по нек рому основанию с целью выявления сходства и различия между ними. С помощью С. выявляются количеств, и качеств, характеристики предметов, устанавливаются связи между… … Российская педагогическая энциклопедия

ОТНОШЕНИЕ - в логике то, что в отличие от свойства характеризует не отдельный предмет, а пару, тройку и т.д. предметов. Традиционная логика не рассматривала О.; в современной логике О. пропозициональная функция от двух или большего числа переменных. Бинарным … Философская энциклопедия

Тест академических способностей (scholastic aptitude test) - Т. а. с. (SAT) представляет собой трехчасовой по продолжительности тест в формате множественного выбора, измеряющий вербальные и мат. способности, важные для успешного обучения в колледже. Все действующие формы SAT, предназначенные для… … Психологическая энциклопедия

МЕТОДОЛОГИЯ ДЕДУКТИВНЫХ НАУК - методология наук, в которых используется по преимуществу или даже единственно дедуктивная аргументация. Отличительной особенностью дедуктивных теорий является возможность логического вывода большей части их содержания из небольшого числа исходных … Философская энциклопедия

Отношение - по одна из основных логико философских категорий, отражающая способ (род) бытия (и познания). Звучит достаточно невразумительно. Читаем дальше: Понятие об отношении возникает как результат сравнения любых двух предметов (называемых субъектами … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

Классический объект пояса Койпера - Сравнение орбит крупнейших кьюбивано (синие) и крупнейших плутино (красные) (c H<4,5). По горизонтальной оси размер большо … Википедия

Коэффициент корреляции - (Correlation coefficient) Коэффициент корреляции это статистический показатель зависимости двух случайных величин Определение коэффициента корреляции, виды коэффициентов корреляции, свойства коэффициента корреляции, вычисление и применение… … Энциклопедия инвестора

Листинг - (Listing) Листинг это совокупность процедур по допуску ценных бумаг к обращению на фондовой бирже Определение листинга, преимущества и недостатки листинга, виды листинга, этапы процедуры листинга, котировальный список листинга, делистинг… … Энциклопедия инвестора

Банк Японии - (Bank of Japan) Банк Японии это центральный банк Японии целью которого является обеспечение ценовой стабильности и стабильности финансовой системы Японии Банк Японии: денежная система Японии, закон о национальных банках, возникновение банковской… … Энциклопедия инвестора

КОЛИЧЕСТВО - филос. категория, отображающая общее в качественно однородных вещах и явлениях. Чтобы выявить в них это общее, необходимо, во первых, установить их однородность, т.е. показать, в каком именно отношении они эквивалентны между собою, во вторых,… … Философская энциклопедия

Вселенная - Крупномасштабная структура Вселенной как она выглядит в инфракрасных лучах с длиной волны 2,2 мкм 1 600 000 галактик, зарегистри … Википедия

Книги

  • Комплект демонстрационных таблиц по математике "Считалочка" . 3-4 года , . Учебный альбом из 8 листов и 16 карточек. Таблицы отпечатаны на полиграфическом картоне плотностью 250 гр./м 2, форматом 68x98 см. Красочность 4+0, одностороннее мелование. Вкомплект входит… Купить за 2297 руб
  • Веселая математика для детей 3-4 лет. Счет и сравнение , Юрченко Ольга. Дорогие родители, в ваших руках набор карточек с веселыми играми и заданиями, которые не только научат ребенка считать и решать несложные математические задачи, нои с ранних лет привьют ему…

Психомоторика. 4 класс.

Коррекционное занятие

для учащихся СКОШ VIII вида

Тема: Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

Учитель олигофренопедагог

ГБОУ «ЛШ№14»

Моисеенко О.В.

Тема: Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

Цель занятия:

Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра.

Формирование способности анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать и сопоставлять результаты восприятия.

Воспитание усидчивости и самоконтроля.

Наглядность: набор цветных геометрических фигур, образец снеговика, картины.

Оборудование: компьютер, мозаичный комплект.

План:

Вводная часть.

Создаём хорошее настроение: «Улыбнитесь! Скажите добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «М» (мирный, мудрый, мечтательный, милый, мамочка).

Выполняем упражнения мозговой гимнастики «Сова» (улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение).

Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко, разведите плечи назад, посмотрите через другое плечо, разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите упражнение, держа плечо другой рукой.

Основная часть.

Задание 1. «Цветная сказка».

Материал к заданию. Набор цветных геометрических фигур

белого, зелёного, красного, жёлтого, оранжевого, синего цветов.

Учитель читает сказку, а ученики составляют её цветовую картинку.

« Наступила зима. Всю землю покрыл снег(какой?) белый

Деревья в лесу стоят голые, только ёлочка (какая?) зелёная .

Пришли дети в лес украсить ёлочку к празднику. Повесили на ёлочку апельсин (какой?) оранжевый (), яблочко (какое?)красное (), грушу (какую?) жёлтую () , сливы (какие?) синие () .

Какие цвета выбрали? (Белый, зелёный, оранжевый, красный, жёлтый, синий).

Как одним словом можно назвать то, что лежит на столе? (Геометрические фигуры).

Назовите эти фигуры. (Квадрат, круг, треугольник).

Покажите мне квадраты. Что общего у этих фигур? (Форма).

Чем отличаются? (размером).

Какие признаки предметов мы отметили? (Цвет, размер, форма).

Работа в тетради.

1.Нарядите ёлочку.

Перед вами геометрические фигуры.

Из них нужно сложить ёлочку. Какие фигуры мы возьмём?

Ёлочку сложили, но скучно ей стоять одной.

Слепим ей снеговика?

Из каких геометрических фигур сложим снеговика?

Одинакового размера эти круги?

Дорисуйте снеговика. (Устная оценка работ).

Какие фигуры использовали?

Какой признак объединяет эти фигуры в каждой группе? (форма, цвет)

По какому признаку они различаются?

Какая фигура лишняя?

По какому признаку эта фигура войдёт в группу?

По цвету:

Задание 2.

«Собери предметы по признакам». (Компьютерная игра).

Материал к заданию. Компьютерная игра «Учимся пользоваться клавиатурой и мышкой», часть 1/2

Подведение итогов.

По каким признакам можно собрать предметы? (По размеру, по цвету, форме).

Назовите мне цвета? (Красный, жёлтый, синий, белый, зелёный, чёрный).

Назовите мне форму геометрических фигур? (□ ○∆).

Назовите мне размер предметов? (Большой, маленький).

Задание 3.

«Собери мозаику».

Материал к заданию. Геометрические фигуры разных цветов и размеров. Доски для выкладывания мозаики.

Дети выкладывают мозаику, называют составленные предметы и их назначение.

Заключительная часть.

Сегодня на занятии мы повторили признаки предметов. Какие?

(Форма, цвет, размер).

Ребята, если уметь различать предметы по форме, цвету и размеру- можно составить не только отдельные предметы, а настоящие картины. Как это сделала наша ученица Иванова Аня из 9-го класса.

Данный урок предназначен для самостоятельного ознакомления с темой «Сравнение предметов. Расположение предметов по размеру». Здесь вы узнаете, что значит сравнить предмет, по каким признакам сравнивают предметы, научитесь находить у предметов общие черты и различия. А также узнаете, как сравнивать предметы по размеру и располагать их в порядке возрастания или убывания.

Тема: Начальное знакомство с математикой

Урок: Сравнение предметов. Расположение предметов по размеру

На данном уроке мы будем сравнивать предметы и располагать их по размеру.

Сравнить предметы - это значит найти в них сходства и различия.

I. Отгадайте загадки:

1. В южных странах он растет,

Этот всем известный плод.

Выбирать нужно умело.

Если желтый - значит, спелый.

За деньгами лезь в карман,

Чтоб купить себе...

Правильный ответ: Банан (рис. 1).

2. Растет на грядке и в теплице,

В салате очень пригодится.

Зеленый, длинненький бывает.

Кто догадался - молодец!

Растет на грядке...

Правильный ответ: Огурец (рис. 1).

II. Что общего у банана и огурца?

Правильный ответ: форма, размер, они съедобны.

III. Чем они отличаются?

Правильный ответ: цветом (банан - желтый, огурец - зеленый), вкусом и запахом; банан - фрукт, а огурец - овощ.

Мы сравнили банан и огурец по форме, размеру, цвету, вкусу, назначению - это все признаки, по которым можно сравнивать предметы.

1. Рассмотрите картинки (рис. 2- 4) и назовите общий признак группы.

Правильный ответ: цвет (все предметы красного цвета).

Правильный ответ: форма (все предметы круглой формы).

Правильный ответ: материал изготовления (все они сделаны из дерева).

2. Определите материал изготовления следующей группы предметов (рис. 5).

Правильный ответ: стекло.

3. Какой общий признак группы (рис. 6)?

Правильный ответ: вкус (это сладости).

4. Назовите общий признак следующей группы предметов (рис. 7).

Правильный ответ: назначение (это школьные принадлежности).

5. Рассмотрите предметы в таблице (рис. 8). По какому признаку расположены предметы в ряду?

Правильный ответ: по назначению (первый ряд: яблоко, лимон, груша, апельсин - это фрукты; второй ряд: шорты, футболка, куртка, платье - это одежда; третий ряд: тарелка, чайник, кружка, кастрюля - это посуда).

По какому признаку расположены предметы в столбиках?

Правильный ответ: по цвету (в первом столбике - предметы красного цвета, во втором - желтого, в третьем - зеленого, в четвертом - оранжевого).

Определите предмет из таблицы по его признакам:

- Желтый кислый фрукт.

Правильный ответ: лимон.

- Зеленая керамическая посуда.

Правильный ответ: кружка.

- Красная одежда из ткани.

Правильный ответ: шорты.

Поиграем в игру. Рассмотрите картинки и скажите, что изменилось (рис. 9- 10).

Правильный ответ:

1. Размер;

Усложним задание.

Правильный ответ:

4. Форма и размер;

Домашнее задание

1. Укажите, какие признаки изменяются.