Сравнение предметов по одному признаку величины. Коррекционное занятие «Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. тема: сравнение предметов по размеру, цвету

«К куклам в гости»

Задачи. Приучать детей идти в указанном направлении: передвигаться индивидуально и небольшими группами.

Описание игры. Дети сидят на стульях, расставленных вдоль одной из стен комнаты. Перед ними на расстоянии 5-6 м. на стульях сидят куклы. Воспита-тель показывает на кукол и спрашивает: «Что это?» Дети называют. «Правильно, это куклы»,- говорит воспитатель. «Покажите, где сидят куклы». Дети показывают. «Пойдём к куклам в гости». Самых маленьких и застенчивых воспитатель берёт за руку, и все вместе идут к куклам. Воспитатель здоровает-ся с куклами и разрешает каждому ребёнку взять куклу. Затем все идут обрат-но к стульям и садятся. После этого детям предлагают встать и отнести кукол обратно, а самим вернуться на места. Игра повторяется.

В начале года воспитатель называет каждого ребёнка по имени и предлагает ему взять куклу и вернуться на место. После 3-4-кратного повторения задание выполняет одновременно вся группа. Дети могут пойти в гости с мишкой и т.д.

«Догони мяч!»

Задачи. Развивать у детей умение сохранять во время ходьбы и бега необхо- димое направление и изменять его в зависимости от сложившейся ситуации, приучать бегать в разных направлениях, не задевать друг друга, ловить мяч, развивать внимание и выдержку.

Описание игры. Воспитатель показывает детям корзину с мячами и предлага-ет встать рядом с ним вдоль одной из сторон комнаты или площадки. «Дого- ните мяч»,- говорит воспитатель и выбрасывает мячи (по количеству детей) из корзины,стараясь,чтобы они покатились в разные стороны как можно дальше. Дети бегут за мячами, берут их (каждый один мяч), несут воспитателю и кладут в корзину. Игра повторяется.

«По тропинке»

Задачи. Упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, ловкость и глазомер.

Описание игры. Воспитатель проводит на полу две параллельные линии (или кладёт две верёвки; длина 2,5-3 м.) на расстоянии 25-30 см. и говорит детям, что это дорожка, по ней они пойдут гулять. Дети идут друг за другом, стараясь не наступать на линии. В том же порядке возвращаются обратно. Идти нужно осторожно, не мешать друг другу и не наталкиваться на впередиидущего.

«Через ручеёк»

Задачи. Развивать у детей чувство равновесия, ловкость, глазомер.

Описание игры. Воспитатель чертит две линии (в помещении можно исполь-зовать шнур) и говорит детям, что это река, затем кладёт через неё доску (дли-на 2-3 м., ширина 25-30 см.)-мостик. «На том берегу речки растут красивые цветы (на ковре разбросаны разноцветные лоскутки), давайте соберём их,- обращается воспитатель к детям.-Но сначала мы пройдём по мостику». Дети друг за другом переходят на ту сторону речки (ручейка), собирают цветы (при- седают, наклоняются), затем возвращаются на места. Игра повторяется 2-3 р. Воспитатель следит, чтобы малыши шли по доске осторожно, не наталкиваясь друг на друга: «Будьте внимательны. Не упадите в речку».

«Кто тише?»

Задачи. Упражнять детей в ходьбе на носках в указанном направлении.

Описание игры. Дети идут гурьбой вместе с воспитателем. Неожиданно он го-ворит: «Ну, а теперь посмотрим, кто из вас умеет ходить тихо-тихо, на носочках» -и показывает. Дети идут за воспитателем. Незаметно он отходит в сторону и говорит: «А теперь все бегом ко мне». Дети бегут, педагог хвалит малышей, делает вид, что всех обнимает. Можно дать задание идти тихо к мишке или зайке, которые сидят на стульях и по сигналу бегом дети должны вернуться назад. Игра повторяется 3-4 р.

«Перешагни через палку»

Задачи. Учить детей во время ходьбы не шаркать ногами, поднимать их, раз-вивать умение перешагивать встречающиеся на пути предметы и при этом не терять равновесия.

Описание упражнения. Положить на середину коврика палку. В конце коврика поставить стул и на сиденье положить игрушку (матрёшку, зайку, и т.п.). Воспитатель предлагает ребёнку пройти по коврику, перешагнуть палку,по-дойти к стулу, взять игрушку и шагом вернуться на место. Затем задание вы-полняет другой ребёнок.

Когда дети научатся самостоятельно выполнять упражнение, можно повто- рить задание сразу со всей подгруппой (дети идут друг за другом).

«Догоните меня!»

Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге в указанном направлении.

Описание упражнения. Подгруппа сидит на стульях или на скамейке по одной стороне комнаты. «Догоните меня»,- говорит воспитатель и бежит к противо-положной стороне. Застенчивых и робких детей называет по имени. Когда дети подбегают, воспитатель говорит: «Убегайте, убегайте, догоню». Все возв-ращаются на свои места, и игра повторяется.

Для того чтобы игра проходила более интересно, воспитатель предлагает ма-лышам догнать собачку, куклу или другую игрушку, которая находится у него в руках. Воспитатель не должен быстро бежать, детям интересно поймать взрослого. Когда они займут свои места, их надо похвалить сказать, что все ма-лыши хорошо бегают.

«Воробышки и автомобиль»

Задачи. Упражнять детей в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, в умении начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Описание игры. Дети садятся на стулья или скамейки с одной стороны комнаты или площадки-это воробышки в гнёздышках. На противоположной стороне становится воспитатель с маленьким обручем в руках. Он изображает автомобиль. По сигналу «полетели воробышки на дорожку» дети бегают по площадке, легко размахивая руками. Воспитатель говорит: «Автомобиль едет. Летите, воробышки, в свои гнёзда!» Выезжает автомобиль, воробышки улетают-дети бегут и садятся на свои места, автомобиль возвращается в гараж.

Предварительно воспитатель показывает, как летают воробышки, как они клюют зёрнышки. Все движения дети повторяют за воспитателем, а затем в игру включается автомобиль. Только после многократных повторений эту роль можно поручить наиболее активному ребёнку. Автомобиль движется спокойно, чтобы дать детям возможность найти своё место.

«Лохматый пёс»

Задачи. Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.

Описание игры. Ребёнок изображает собаку, он сидит на стуле в одном конце площадки и делает вид, что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения за чертой- это дом. Они тихо подходят к собаке, и воспитатель го-ворит: Вот лежит лохматый пёс, В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим И посмотрим, что-то будет.

Собака просыпается, встаёт и начинает лаять. Дети убегают в дом, встают за черту. Затем роль собаки поручают другому ребёнку. Игра повторяется.

«Курочка-хохлатка»

Задачи. Упражнять детей быстро реагировать на сигнал, бегать с увёртыва-нием.

Описание игры. Воспитатель выполняет роль курицы, дети- цыплят. Один ре-бёнок (более активный)- кошка. Кошка садится на стул в сторонке. Воспита-тель ходит с детьми по всей площадке и говорит:

Ходит курочка-хохлатка, С нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курочка: «Ко-ко, Не ходите далеко».

Приближаясь к кошке, воспитатель говорит:

На скамейке у дорожки Улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает И цыпляток догоняет.

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, они убегают в противо-положную сторону комнаты, где чертой обозначен их дом. Кошка не ловит цыплят. Воспитатель защищает их, разводит руки в стороны и говорит: Уходи, кошка, не дам тебе цыплят». Затем назначается новая кошка, и игра повторя-ется.

Задачи. Упражнять детей в беге врассыпную, по сигналу менять движение, быть внимательными.

Описание игры. И гра проводится под бубен, музыкальное сопровождение. По сигналу «жуки полетели» (исполняется музыка для бега или воспитатель легко, ритмично ударяет в бубен) дети бегут врассыпную по всей комнате или площадке. По сигналу «жуки упали» меняется ритм ударов (можно просто трясти бубен) или изменяется музыка- дети ложатся на спину, делают свободные движения рук и ног- жуки барахтаются. По сигналу «жуки полете -ли» дети встают. Игра повторяется. Когда игра будет усвоена детьми, смена движений происходит в соответствии с характером музыкального сопровож-дения или с изменением ритма ударов в бубен.

«Кошка и мышки»

Задачи. Упражнять детей в подлезании (или пролезании), умении реагировать на сигнал, выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Описание игры. Игра проводится с подгруппой детей (8-10) в комнате (на ковре). На середине комнаты (на ковре) на ребро ставят гимнастическую лест-ницу или натягивают шнур. С одной стороны отгороженного пространства -домик мышек. Выбирают кошку. Она садится на стул. Мышки сидят в норках, за лестницей. Воспитатель говорит:

Кошка мышек сторожит, Притворилась, будто спит.

Мышки вылезают из норок и бегают. Через некоторое время воспитатель го-ворит:

Тише, мышки, не шумите, Кошку вы не разбудите…

Кошка слезает со стула, встаёт на четвереньки, выгибает спину, громко произ-носит: «мяу»- и ловит мышей, они бегут в свои норки. Роль кошки вначале по-ручается наиболее активному ребёнку, затем к этой роли привлекаются и дру-гие дети. Игра повторяется каждый раз с новой кошкой.

«Мой весёлый звонкий мяч»

Задачи. Приучать детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать четверостишие и убегать только тогда, когда будет произнесено последнее слово.

Описание игры. Дети сидят на стульях с одной стороны комнаты или площад-ки. На некотором расстоянии перед ними- воспитатель, у него мяч. Он показы-вает, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, и приговарива-ет: Мой весёлый звонкий мяч. Ты куда пустился вскачь?

Красный, жёлтый, голубой, Не угнаться за тобой!

Затем воспитатель вызывает 2-3 детей, предлагает им попрыгать одновремен-но с ударом мяча об пол и снова повторяет упражнение, сопровождая его чте-нием четверостишия. После этого педагог быстро говорит: «Сейчас догоню!» Малыши убегают, а воспитатель делает вид, что пытается догнать. При повто-рении игры воспитатель вызывает других детей. Постепенно в игру включают-ся все дети. Они- мячики.

Воспитатель должен чётко отбивать мяч и произносить текст в соответствии с особенностями детского прыжка. Если дети не могут сразу усвоить ритм прыжков, им надо показать, как прыгать (на двух ногах). Вместо текста можно ритмично говорить: «Хлоп-хлоп-хлоп…стоп!» - и отбивать мяч. Затем поймать его и догонять детей.

«Целься вернее»

Задачи. Упражнять детей в бросании в горизонтальную цель, развивать глазо-мер, ловкость и координацию движений.

Описание упражнения. Дети (не более 8-10) встают в круг (обозначается ме-лом) и берут маленькие мячи или мешочки с песком. В центре круга на рас-стоянии 1-1,5м. от детей стоит ящик (большая корзина). По сигналу воспитате-ля дети бросают предмет в ящик одной рукой от плеча снизу. Затем идут к ящику, каждый берёт один предмет, возвращается на своё место и повторяет бросок. Дети бросают правой и левой рукой.

«Зайка беленький сидит»

Задачи. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием: хлопать в ладоши, подпрыгивать на месте.

Описание игры. Дети сидят на стульях или скамейке на одной стороне комна-ты (или площадки). Они- зайки.

Подвижные игры для детей 2-3 лет

Солнечный зайчик

Возьмите фонарь и покажите ребенку, как от него на стене появляется желтое пятно: «Это солнечный зайчик». Предложите ребенку поймать ладошками «зайчика». Если «зайчик» окажется на полу – его можно ловить ногами.

Скачут побегайчики Солнечные зайчики, Мы зовем их - не идут, Были тут - и нет их тут. Прыг, прыг по углам, Были там - и нет их там. Где же зайчики? Ушли, Мы нигде их не нашли. (А. Бродский) У медведя во бору

Для этой игры необходимо участие двух взрослых. «Медведь» (один из взрослых) сидит на стульчике в углу комнаты и «спит». Другой взрослый вместе с ребенком (или детьми) ходит по лесу, собирает «грибы», «ягоды», они перекликаются: «Ау! Ау!». Затем взрослый и дети, взявшись за руки, начинают приближаться к «медведю» со словами:

У медведя во бору Много шишек наберу, А медведь слепой – Не бежит за мной. Веточка обломится – Медведь за мной погонится!

На последнем слове «медведь» рычит (нежно!, чтобы не испугать малышей) и бежит за играющими, ловя их. Медведь и дети

Один из взрослых назначается «медведем». Другой взрослый и дети сидят на корточках в одном конце комнаты. «Медведь» ходит по комнате, делает вид, будто ищет детей и приговаривает:

Мишка по лесу гулял, Долго, долго он искал, Мишка деточек искал, Сел на травку, задремал. Затем «медведь» садится в противоположном конце комнаты на стул и дремлет. Взрослый и дети говорят: Стали деточки плясать, Мишка, Мишка, вставай, Стали ножками стучать. Наших деток догоняй.

На последнем слове дети бегут в другой конец комнаты и присаживаются там на корточки. Раз, два, три – лови!

Дети становятся на одной стороне комнаты. Они говорят: «Раз, два, три – лови!» - и бегут к противоположной стене комнаты. Водящий, который находится в центре комнаты, должен успеть поймать игроков, пока они не добежали до стены. Салки со змеей

Звучит веселая музыка, дети бегают, прыгают, веселятся. Музыка смолкает, и дети приседают на корточки и затаиваются (чтобы змея их «не заметила»). Змея (игрушечная) ползает мимо детей, а детям надо удержаться и не броситься убегать от змеи. В этой игре у детей развивается выдержка. Гуси, гуси

Дети стоят у одной стены комнаты. Водящий (взрослый) посередине.

Ведущий говорит: «Гуси, гуси». Дети: «Га, га, га». Ведущий: «Есть хотите?» Дети: «Да, да, да». Ведущий: «Ну, летите - раз хотите, только крылья берегите ».

Дети бегут к противоположной стене (там их домик), а ведущий должен успеть осалить как можно больше детей. Волк и овечки

Дети встают в круг, в середине которого сидит «волк» (выбранный ребенок).

Остальные дети – «овечки» тихонько подходят к «волку», при этом можно предложить детям выполнять различные движения (приседать, хлопать в ладоши и т.п.).

Когда одна из «овечек» дотрагивается до «волка» – он вскакивает и начинает ловить детей. Пойманная «овечка» становится вместо него «волком», и игра продолжается. Мыши водят хоровод

Дети - «мыши» - водят хоровод, в середине «спит» «кот» (один из детей)

Мыши водят хоровод На лежанке дремлет кот. «Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Как проснётся Васька кот Разобьёт наш хоровод!»

На последних словах «кот» просыпается и ловит «мышей». Спрятаться дети могут, если сядут на стульчики (заберутся в норки). Мышки-трусишки

«Кот» (назначенный взрослый) спит на стульчике. Дети – «мышки» - медленно идут у нему, приговаривая слова потешки и выполняя соответствующие движения:

Вышли мыши как-то раз Посмотреть который час. Раз- два - три- четыре, Мыши дёрнули за гири. Вдруг раздался страшный звон: «Бом- бом- бом- бом!» Убежали мышки вон!

«Кот» «просыпается» и догоняет «мышей». Детям надо успеть сесть на стульчики. Птички в гнездышках

Дети – «птички» - встают на небольшие возвышения (кубы, бруски высотой 5-10 см), расположенные на одной стороне комнаты. Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки».

«Птички» спрыгивают или сходят с возвышений, «летают», размахивают «крылышками», приседают, «клюют» «зернышки». По сигналу взрослого: «Дождь пошел!» - птички улетают в свои гнездышки. Блин и оладушки

В центре комнаты кладётся большой обруч (это «блин»), а вокруг несколько маленьких обручей («оладушки»). Дети бегают по комнате, затем взрослый говорит: "Блин", - или, "Оладушки". Детям надо встать в соответствующий обруч. Перебрось игрушки

Если у вас дома много мягких игрушек, можно сыграть в очень веселую игру. Поделите ковер в комнате пополам (для обозначения границы на середину ковра положите длинную веревку).

Распределите мягкие игрушки между вами и ребенком поровну. Вы кидаете свои игрушки на территорию ребенка, а он - на вашу. Задача: перебросить все игрушки на площадь другого игрока. День - ночь

Водящий говорит: «День», - все бегают, - «Ночь» - замирают на месте. Водящий должен заметить, кто двигается. Кто пошевелился – становится водящим. Автомобили

Каждый из игроков назначается «автомобилем».

Его «гаражом» может быть стульчик или обруч, лежащий на полу. «Автомобили» «ездят» по комнате «рулят» и стараются не врезаться друг в друга.

Можно усложнить задачу и положить на полу широкую длинную дощечку (мост), поставить препятствия в виде стульев, коробок и т.п. По сигналу: «Автомобили, в гараж!» - все стараются побыстрее занять свой «домик». Поезд

Дети встают друг за другом в колонну и кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку. Получается «поезд», который медленно двигается по комнате со словами:

Вот поезд наш едет, колеса стучат, а в поезде этом ребята сидят. «Чу-чу-чу, чу-чу-чу», - бежит паровоз далеко, далеко, ребят он повез далеко-далеко. Но вот остановка: «Кто хочет слезать? Вставайте, ребята, пойдемте гулять!». (А. Ануфриева)

На последних словах дети разбегаются и могут делать вид, будто собирают грибы – ягоды. По сигналу взрослого они опять встают друг за другом, изображая вагончики. Комарики и лягушка

Взрослый назначается «лягушкой», дети – «комариками». У каждого ребенка в руках платочек. Дети бегают оп комнате, машут «крыльями». Взрослый произносит:

Сел комарик на кусточек, На еловый на пенечек, Свесил ножки под листочек, спрятался!

Дети, услышав эти слова, рассаживаются на заранее приготовленные стульчики и накрывают голову и лицо платочками. «Лягушка» ищет «комариков», приговаривая: «Ква-ква! Где же комарики? Ква-ква!». Затем игра повторяется. Птички и автомобили

Девочки назначаются «воробьями», а мальчики – «автомобилями». Взрослый говорит: «Птички вылетели погулять». Девочки - «птички» - «летают» по комнате, «машут крыльями», «клюют зерна». По сигналу взрослого: «Автомобили выехали!» - «птички» быстро убегают с дороги, а мальчики начинают изображать машины: «крутят руль» и «ездят» по «дороге». В следующий раз детям можно поменяться ролями. Пчелки

Дети – «пчелки» - бегают по комнате, «размахивают крыльями» и жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется «медведь» (взрослый или игрушка в руках взрослого) и говорит:

Мишка-медведь идет Мед у пчелок унесет. Пчелки отвечают: Этот улей - домик наш. Уходи, медведь, от нас, Ж-ж-ж-ж!

«Пчелки» машут «крыльями», жужжат, прогоняя «медведя» от своих «ульев». Воронята

Дети изображают воронят. Дети присаживаются на корточки и делают вид, будто спят. Взрослый говорит:

Воронята крепко спят, Все по гнездышкам сидят, А проснутся на заре, Будут каркать во дворе».

На последнем слове стихотворения дети просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар», -начинают «летать» по комнате и махать «крыльями». Взрослый сопровождает их действия словами:

Полетели, полетели, Воронята полетели: «Кар-кар». Вышла тетя на дорожку, Воронятам сыплет крошки. Воронята прилетали, Всё до крошки поклевали: «Тук-тук-тук, тук-тук-тук», - Клювами стучали.

Дети – «воронята»- присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук». Взрослый берет игрушку-собачку и говорит:

Тузик по двору гулял, Вороняток испугал: «Ав-ав, ав-ав!» (А. Ануфриева)

Собачка «догоняет» «воронят», а «воронята» «улетают» в свои «гнездышки» и присаживаются на корточки. Зайчики и домики

На полу раскладываются обручи по количеству детей. Дети – «зайчики» - прыгают и бегают по комнате. На слова взрослого: «Серый волк!» - дети забегают в свои «домики». Мотыльки

Дети изображают мотыльков. Взрослый проговаривает слова стихотворения:

На зеленом на лугу Мотыльки летают. И с цветочка на цветок Весело порхают. Дети бегают, машут руками-крылышками, «порхают». Таня вышла на лужок, У нее в руках сачок. Берегись-ка, мотылек, Улетай скорей, дружок! (А. Ануфриева)

«Мотыльки» убегают от взрослого, который держит в руках яркий сачок и пытается их поймать. Каждому по игрушке!

На полу в разных местах разложены мягкие игрушки. Дети бегают по комнате, стараясь не задевать игрушки. На определенный сигнал: хлопок в ладоши, удар в бубен, звон колокольчика - каждый ребенок подхватывает на руки одну из игрушек. Затем кладет игрушку на место, и игра продолжается. Найди свою пару

Дети встают в пары. Каждой паре детей выдается по одинаковому предмету, например, одной паре – по красной ленточке, другой паре – по маленькому шарику и т.д.

По сигналу взрослого дети разъединяются и произвольно бегают по комнате. По второму сигналу каждый ребенок должен как можно быстрее найти свою пару. Проигрывает пара, дольше всех искавшая друг друга. Эту игру можно проводить и без предметов – игроки должны запомнить друг друга.

Очень часто у родителей возникает вопрос: В какие подвижные игры можно поиграть дома, в рамках городской квартиры. Именно вот такие подвижные игры мы вам и предлагаем.

Подвижная игра требует от ребенка умственного и физического усилия, и вместе с тем доставляет ему радость и удовлетворение; активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает координацию, формирует быстроту, силу, выносливость.

Подвижные игры дома с ребёнком

Автомобили. Каждый из игроков назначается автомобилем. Его гаражом может быть стульчик, коврик или обруч, лежащий на полу. Автомобили «ездят» по комнате, делают вид, будто рулят и стараются не врезаться друг в друга. Можно усложнить задачу и положить на полу широкую длинную дощечку (мост), поставить препятствия в виде стульев, коробок. По сигналу: «Автомобили, в гараж!» все стараются побыстрее занять свой домик.

Солнышко и дождик. Когда вы говорите «солнышко» — можно свободно бегать по комнате, веселиться. Если «дождик», то раскрываете зонт, и малыш должен подбежать к вам и спрятаться под ним от дождя.

Пчелки. Вы с малышом — пчелки, вам надо бегать по комнате, размахивать крыльями, жужжать: «Ж-ж-ж». Появляется медведь (например, папа малыша) и говорит:

Мишка-медведь идет,

Мед у пчелок унесет.

Пчелки отвечают:

Этот улей — домик наш.

Уходи, медведь, от нас,

Пчелки машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя.

Воробьи. Предложите ребенку превратиться в воробьев. Крутите головой, хлопайте и машите крыльями, летайте по комнате. Полетали, полетали, присели и отдыхаем. А теперь посмотрим, нет ли где зернышек, и поклюем их (складываем пальцы «клювиком» и делаем вид, что клюем зерна). Мама произносит: «Кот идет!», и воробьи разлетаются в разные стороны.

Непослушные цыплятки. В эту игру интереснее играть с несколькими детьми или взрослыми. Вы - мама-курица, дети и остальные взрослые — цыплятки. Цыплятки от вас убегают, вы их догоняете и рассаживаете на стульчики. Но цыплятки не слушаются: как только вы от них отходите, они снова вскакивают со своих мест и начинают от вас бегать.

Лошадка. Взрослый назначается кучером, а ребенок — лошадкой. Кучер «чистит» свою лошадку, расчесывает «гриву» и «кормит». Затем «запрягает» в вожжи (прыгалки, веревочку, резинку) и дает команду своей лошадке: «Вперед, быстрее, медленнее, налево, направо, стоп». Лошадка останавливается и кучер ее «распрягает». Взрослый и ребенок меняются ролями. Правда, скорее всего, маме придется «скакать» по квартире на четвереньках.

Салки со змеей. В этой игре должно быть как минимум 3 участника. Звучит веселая музыка, дети бегают, прыгают, веселятся. Музыка смолкает, и дети должны присесть на корточки и затаиться (чтобы змея их не заметила). Змея (игрушечная) ползает мимо детей, а детям надо удержаться и не броситься убегать от змеи. В этой игре у детей развивается выдержка.

^ ТЕМА: СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО РАЗМЕРУ, ЦВЕТУ

ИГРА «СТРОИТЕЛИ»

Дидактическая задача: формировать понятия «разные», «одинаковые».

Оборудование: 1. Дидактический материал - набор цветных фигур (круги, квадраты, треугольники, пятиугольники разных цветов и размеров; 2. Демонстрационный материал - плакат (образец выполненного задания), картонный «Буратино».

Дается задание построить два красивых дома - красный и зеле¬ный так, чтобы красный был выше зеленого, а зеленый был длиннее красного. Крышу сделать цветом по выбору. Дети «строят» дома на партах. В конце работы на доску вывешивается плакат с образцом. Буратино «оценивает» работу каждого учащегося. Лучшему строителю он вручает флажок и улыбку учителя (рис. 1 ).

^ ИГРА «НАЙДИ СВОЙ ДОМ»

Дидактическая задача: формировать понятие «одинаковые по цвету».

Оборудование:

Содержание. Дети имеют карточки вида (рис. 2 ). Учитель объясняет, что в красном доме должны быть красные фигуры, в зеленом - зеленые и в желтом - желтые. Надо проложить (нарисовать) «дорожки» от фигур к «домикам» карандашами такого же цвета. Выигрывает тот, кто сделал правильно, аккуратно и быстро.

^ ИГРА «ПОМОГИТЕ НЕЗНАЙКЕ»

Дидактическая задача: проверить умение различить предметы по величине (больший, меньший, самый маленький).

Оборудование: 1. Раздаточный материал - карточки, цветные карандаши; 2. Демонстрационный материал - плакат с изображением домиков; 3. Картонные Незнайка и звери, фишки.

Содержание. Учитель говорит, что сегодня к ребятам пришел очень грустный Незнайка. Ему надо помочь расселить на зиму зверей в теплые домики. Это надо сделать правильно, чтобы всем было удобно жить в домике. Звери: медведь, жираф, зайка, мышка-норушка. Далее учитель говорит, что когда дети продумают, как надо помочь Незнайке, они должны будут посмотреть на свои карточки и найти среди красных мячей самый маленький и подумать, кому они его подарят, а среди синих - самый большой и подумать, кому его подарят. На эти мячи надо поставить фишки цвета, одинакового с цветом мячей.

Учитель проверяет и делает грустное лицо, если находит ошибки (рис. 3 ).


УРОК 2

^ ТЕМА: ВЫЯВЛЕНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

Дидактическая задача: 1) выявить умение вести счет, воспроизводить последовательность чисел в пределах 10; 2) различать предметы по форме, цвету, размеру.

Оборудование: 1. Демонстрационный материал - плакат, где слева изображен квадрат, внутри которого изображены 3 малых квадрата одинаковых по размеру и 2 большего размера, но равные между со бой. Справа - круг, внутри которого 4 малых круга одинакового размера и два больших разного размера; 2. Дидактический материал - карточки вида, как и плакат.

Дается задание: 1. Посчитать, сколько квадратов и сколько кругов. Учитель говорит, что каждый ученик будет сообщать ему свой ответ шепотом на ухо и нужно поднять руку, когда, ответ будет готов. Если ответ ученика верный, учитель говорит: «Правильно. Молодец! Спасибо…». Если ответ неправильный, то учитель громко ничего не говорит, но сам ученику шепотом на ухо говорит: «Ты ошибся. Посмотри еще раз внимательно на рисунок слева и посчитай, а я к тебе еще раз подойду».

Можно тем, кто ошибается, и помочь, попросив показать самый большой по величине квадрат, а затем средние по величине и маленькие. То же самое и по второму рисунку. Спросить, сколько их.

Если большинство ответят неверно, учитель говорит: «Ребята, я вам, водимо, дал слишком сложное задание. Давайте вместе выполним задание». И учитель учит, как это надо выполнять.

Если же большинство сделает правильно, то можно одному из учащихся «доказать» правильность своего ответа всему классу.

Затем дается задание 2. Раскрасить маленькие круги одинаковым цветом, а два разных по размеру квадрата - разными цветами. Учитель проверяет и на доске вывешивает образец (обратная сторона плаката) для проверки. Поощряет самых внимательных (рис. 4 ).

^ ТЕМА: СРАВНЕНИЕ ФИГУР ПО ФОРМЕ

ИГРА «НАЙДИ СВОЕ МЕСТО»

Дидактическая задача: формировать умение различать фигуры по форме.

Оборудование: карточки, карандаши.

Содержание. Раздаются карточки вида (рис. 5 ). Учитель сообщает, что каждая фигура должна стоять в одном ряду со своими братьями и сестрами, которые друг на друга похожи, но некоторые из них заблудились. Им стало скучно. Поможем им найти свои братьев и сестер, укажем карандашом дорожки со стрелочками, идя по которым фигура попадут в свой ряд.

Выигрывает тот, кто быстрее все правильно выполнил. Его работу учитель показывает классу.

^ ИГРА «В ЛЕСНОЙ ШКОЛЕ»

Дидактическая задача: научиться различать геометрические фигуры; учиться выделять предметы и группы предметов по двум заданным свойствам.

Оборудование: карточки, цветные карандаши.

рис. 6а ). В конце работы показывается образец. Учитель находит лучшую работу и показывает классу. Говорит, что ученика, который так все правильно сделал, можно отправить поработать учителем в лесную школу.

^ ИГРА «ДУМАЙ И ДЕЛАЙ САМ»-1

Дидактическая задача: закреплять умение различать предметы по цвету и форме.

Оборудование: 1. Дидактический материал - карточки; 2. Демонстрационный материал - плакат «Паровоз» с изображением паровоза.

Учитель спрашивает, что изображено на плакате, из каких фигур составлен «паровоз». Проводит краткую беседу о том, какую работу выполняют паровозы, каким внимательным должен быть машинист паровоза, который его ведет. «А теперь», - говорит учитель, - посмотрим, как внимательны ребята к тому, что я говорю. Посмотрим, как они могут выполнить мои задания. Кто сделает все правильно и быстро, может стать, когда окончит школу, хорошим машинистом».

1. Обведите контуры сходных по форме фигур карандашом одного цвета.

2. Раскрасьте рисунок так, чтобы одинаковые по форме фигуры были раскрашены одним цветом, а разные - другими (например, синим, зеленым, красным, желтым).

3. Раскрасить все треугольники в разные цвета.

4. Раскрасить одинаковые по величине круги в разные цвета, а разные по величине - в одинаковый цвет.

^ ИГРА «ДУМАЙ И ДЕЛАЙ САМ»-2

Дидактическая задача: закреплять умение различать предметы по форме к цвету, называть геометрические фигуры, учить видеть главную часть предмета.

Оборудование: 1. Демонстрационный материал - плакат с изображением инструментов труда; 2. Дидактический матерная - листы бумаги, цветные карандаши.

Содержание. Учитель просит учащихся назвать орудия труда. Замечает, кто большее количество их назвал. Вывешивает плакат вида (рис. 6б ). Спрашивает, что изображено и назначение каждого предмета. Далее учитель сообщает, что сегодня ребята сами будут изготовлять (рисовать) орудия труда, а Буратино посмотрит, как ребята умеют делать, но прежде, чем приступить к работе, ребята должны продумать ответы на вопросы:

1. Из скольких частей состоит каждый предмет на плакате?

2. Какие части главные?

Дается задание самим нарисовать орудия труда, каких нет на плакате, или какие есть на плакате, но другой формы. (Это могут быть грабли, лопата прямоугольной формы, щипцы, отвертка, шило, спицы, крючок, удочка, коса и др.). Выигрывает тот, кто больше придумал предметов и правильно раскрасил. Буратино его благодарит. Лучшая работа демонстрируется, еще раз обращается внимание на то, каким одним словом можно назвать эти предметы.

На обратной стороне плаката изображено значительно большее число орудий труда, чем на той, которая изображена выше. Это как образец.

УРОК 3

^ ТЕМА: СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

ИГРА «ПОРТНИХИ»

Дидактическая задача: закреплять понятия «длинный», «короткий».

Оборудование: дидактический материал - карточки, цветные карандаши.

Содержание. Учитель проводит небольшую беседу о профессии портного, заостряет внимание на том, что у портного должны быть очень умелые и ловкие руки, зоркий глаз и очень хорошее прилежание, что некоторые из наших ребят, наверное, захотят быть хорошими портными и шить красивую и удобную одежду, чтобы радовать людей. Он говорит, что к такой профессии надо заранее себя готовить, уже даже с первого класса, и что сегодня мы посмотрим, кто же у нас может стать хорошим портным.

Дается задание: в самую длинную иголку «продеть» (нарисовать) короткую красную нитку. В самую короткую иголку «продеть» длинную желтую нитку.

Выполненную работу сравнивают с образцом на доске, выполненном цветными мелками. Даются поощрения тем, кто все сделал правильно, исправляются ошибки, присваивается звание лучшего портного. Образец (рис. 8 ).

^ ИГРА «ЧЕГО ЗДЕСЬ НЕ ХВАТАЕТ?»

Дидактическая задача: закреплять умение различать предметы по форме и цвету, различать главную часть предмета, развивать конструкторские способности.

Оборудование : 1. Дидактический материал - карточки с изображением неоконченных рисунков, карандаш; 2. Демонстрационный материал - карточка с изображением «карандаша».

Содержание. Учитель раздает детям карточки вида (рис. 9 ), где изображена главная часть предметов (пунктиром изображены недостающие части). Дети заканчивают рисунок. Учитель говорит, что в конце работы «карандаш» проверит, кто лучше справился с заданием, и объявляет лучшего конструктора класса.

Можно дать и такое задание : Художник дорисовал картинки. Был круг - стала матрешка. Рисуй дальше мяч, солнышко, яблоко и т. д. (рис. 10 ). Выигрывает тот, кто за определенное время придумал больше рисунков и выполнил их правильно и красиво. Лучшие работы показываются классу. Можно показать и плакат-образец, вывесив его на доске.

^ ИГРА «НАЙДИ ЛИШНИЙ»

Дидактическая задача: формировать умение видеть в предметах одинаковое и разное, объединять предметы по разным признакам в одно множество.

Оборудование: 1. Дидактический материал - карточки с рисунками, карандаш; 2. Демонстрационный материал - плакат с изображением предметов и мышки.

Содержание. Детям раздаются карточки вида (рис. 11 ). Учитель сообщает, что мышка хочет утащить «лишний» предмет, который отличается от других, что ребята спрячут этот предмет, закрасят его легонько карандашом (простым). Выигрывает тот, кто первым справился с заданием.

Далее дается задание такого вида; на карточках (рис. 13 ) легонько перечеркнуть «лишние» предметы. Выигрывает тот, кто первым сделал все верно.

^ ИГРА «ПРАВИЛЬНО РАСПОЛОЖИ ФИГУРЫ»

Дидактическая задача: учить видеть в геометрических фигурах признаки, которыми они отличаются.

Оборудование: 1. Листы бумаги, разбитые на 9 больших квадратов, набор геометрических фигур малых размеров; 2. Дидактический материал - плакат с изображением геометрических фигур.

Содержание. Вывешивается плакат вида (рис. 12 ). Даются задания: положить на своих листах фигуры так, как на плакате. Далее из имеющегося у каждого учащегося набора геометрических фигур необходимо разместить в пустые клетки нужные по форме фигуры, причем так, чтобы круги все были одинакового цвета, а треугольники разных цветов.

Выигрывает тот, кто все сделал первым и правильно. Этот ученик подходит к доске и на плакате вставляет в клетки фигуры так, как он сделал у себя на листе.

^ ИГРА «ЧТО ПРЕДМЕТ РАССКАЗЫВАЕТ О СЕБЕ»

Дидактическая задача: учить различать в предметах цвет, форму, величину, назначение; развивать наблюдательность, умение видеть целое и части предметов; упражнять детей в составлении короткого рассказа о том, «что предмет рассказывает о себе»; приучать слушать друг друга, не мешая, дополнять товарища.

Оборудование: «Чудесный мешочек» с набором предметов.

Учитель говорит о том, что каждый предмет может рассказать сам о себе не только словами, а и своими признаками и качествами: о цвете, форме, величине, назначении, т. е. для чего нужна вещь, как ею пользуется человек.

Каждый ученик должен подумать, подобрать нужные и точные слова и составить маленький рассказ о том, «что предмет рассказывает о себе».

Примерный образец рассказа должен дать учитель: «У мальчика была игрушка-вагон. Цвет вагона голубой, крыша красная, колеса желтые. Вагон длинный, у него четыре колеса. У вагона много окон. Они прямоугольные. Вагон пассажирский, красивый. Я бы хотела поехать в таком вагоне».

По окончании игры надо детей похвалить за то, что они внимательно смотрели на предмет, рассказали о том, что в нем заметили. Можно, если в этом необходимость, оказать, что некоторые дети лишь перечислили признаки, но рассказ не получился. Предложить поменяться предметами и еще раз проделать ту же работу.

УРОК 4

^ ТЕМА: СТОЛЬКО ЖЕ, БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ

ИГРА «ПОМОГИТЕ ПЧЕЛКАМ»

Дидактическая задача: формировать умение соотносить элементы равных множеств; правильно употреблять предложение «столько же, сколько и…»

Оборудование: дидактический материал - карточки с рисунками, простой карандаш.

Учитель: «Пчелки вылетели собирать с цветков нектар (сок), чтобы из него в ульях приготовить мед. Они нашли поляну, где уже расцвело несколько цветов. Хватит ли на всех пчелок цветков? Как это можно определить?» (Можно подсказать, чтобы от каждой пчелки помогли найти дорожку к цветку). Это дети выполняют самостоятельно. В конце надо спросить, что можно сказать о количестве цветков и пчелок, требуя «доказать» свой ответ. Того, кто сделал все правильно и быстрее всех (помог пчелкам), пчелки «угощают медом».

^ ТЕМА: СРАВНЕНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ («БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ»)

ИГРА «ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ПОМОЩНИКОМ АЙБОЛИТА»

Дидактическая задача: закрепить понятия «столько же», «больше», «меньше». Повторять счет предметов.

Оборудование: дидактический материал - плакат, изображающий Айболита и больных зверей.

Содержание. Учитель предлагает внимательно рассмотреть рисунок (рис. 15 ). Составить как можно больше предложения со словами: «сколько», «столько же», «больше», «меньше». Подумать, «как помочь доктору быстрее вылечить зверят?» Дети возможно и ответят, что они бы дали доктору еще один градусник, чтобы измерять температуру сразу всем животным, что принесли бы еще две таблетки витаминов, чтобы всем хватило, что укрыли бы две лапы у зайца и спрятали бы еще по одной лапе под одеяло у лисички и медвежонка.

Учитель поощряет тех, кто больше придумал предложений и правильно их составит.

^ ИГРА «КАК СОСЧИТАТЬ КРОЛИКОВ»

Дидактическая задача: закреплять навык счета предметов, умение соотносить элементы двух множеств, закреплять знания Понятий «столько же», «больше», «меньше».

Оборудование: демонстрационный материал - плакат, картонные Еж, Буратино, Сорока.

Учитель говорит, что Ежу, Буратино и Сороке поручили сосчитать в клетках кроликов, а чтобы они не бегали, посоветовали дать каждому морковь. Подумайте, кто правильно посчитал? Кто ошибся и почему?

Учитель поощряет тех, кто правильно обосновал ответ.


УРОК 5

^ ИГРА «КТО ГДЕ ЖИВЕТ?»

Дидактическая задача: закреплять навык счета предметов и знания понятий «столько же», «меньше», «больше»; совершенствовать умение работать с карандашом.

Оборудование: дидактический материал - листы плотной бумаги со схематическими рисунками, цветные карандаши.

Учащимся предлагается найти где кто живет. Показать это линиями равного цвета и около домика на линии делать стрелочку. Один «домик» можно найти вместе.

Ответить на вопрос: «Всем ли хватило «домиков»? Если нет, то почему? Чего больше - домиков или животных? Почему?»

Учитель поощряет тех, кто все сделал правильно и правильно ответил.

УРОК 6

^ ТЕМА: НАЛЕВО. НАПРАВО

ИГРА «КТО МОИ СОСЕДИ?»

Дидактическая задача: учиться понимать правильно смысл слов, характеризующих взаимное расположение предметов (налево, направо, левее, правее).

Оборудование: 1. Дидактический материал - рисунки, флажки на листах бумаги; 2. Демонстрационный материал - плакат с изображением «домиков» и зверей, которые в них живут. Картонный Карандаш.

Задание: Вспомнить, как называется каждое животное и определить для каждого, кто от него живет справа, а кто - слева.

Далее работу можно продолжить так: Учитель: К празднику все решили украсить свои домики флажками. Флажки должны быть цветными, яркими. Поможем жильцам их раскрасить: красным цветом те, что повернуты вправо, а синим те, что повернуты влево. Детям розданы листы с рисунками (рис. 19 ). Картонный Карандаш проверяет, правильно ли выполнили все задания, и объявляет, кто сделал лучше.