Сравнение предметов по длине. Конспект занятия по фэмп «сравнение предметов по длине и ширине. Включение в систему знаний

Данный урок предназначен для самостоятельного ознакомления с темой «Сравнение предметов. Расположение предметов по размеру». Здесь вы узнаете, что значит сравнить предмет, по каким признакам сравнивают предметы, научитесь находить у предметов общие черты и различия. А также узнаете, как сравнивать предметы по размеру и располагать их в порядке возрастания или убывания.

Тема: Начальное знакомство с математикой

Урок: Сравнение предметов. Расположение предметов по размеру

На данном уроке мы будем сравнивать предметы и располагать их по размеру.

Сравнить предметы - это значит найти в них сходства и различия.

I. Отгадайте загадки:

1. В южных странах он растет,

Этот всем известный плод.

Выбирать нужно умело.

Если желтый - значит, спелый.

За деньгами лезь в карман,

Чтоб купить себе...

Правильный ответ: Банан (рис. 1).

2. Растет на грядке и в теплице,

В салате очень пригодится.

Зеленый, длинненький бывает.

Кто догадался - молодец!

Растет на грядке...

Правильный ответ: Огурец (рис. 1).

II. Что общего у банана и огурца?

Правильный ответ: форма, размер, они съедобны.

III. Чем они отличаются?

Правильный ответ: цветом (банан - желтый, огурец - зеленый), вкусом и запахом; банан - фрукт, а огурец - овощ.

Мы сравнили банан и огурец по форме, размеру, цвету, вкусу, назначению - это все признаки, по которым можно сравнивать предметы.

1. Рассмотрите картинки (рис. 2- 4) и назовите общий признак группы.

Правильный ответ: цвет (все предметы красного цвета).

Правильный ответ: форма (все предметы круглой формы).

Правильный ответ: материал изготовления (все они сделаны из дерева).

2. Определите материал изготовления следующей группы предметов (рис. 5).

Правильный ответ: стекло.

3. Какой общий признак группы (рис. 6)?

Правильный ответ: вкус (это сладости).

4. Назовите общий признак следующей группы предметов (рис. 7).

Правильный ответ: назначение (это школьные принадлежности).

5. Рассмотрите предметы в таблице (рис. 8). По какому признаку расположены предметы в ряду?

Правильный ответ: по назначению (первый ряд: яблоко, лимон, груша, апельсин - это фрукты; второй ряд: шорты, футболка, куртка, платье - это одежда; третий ряд: тарелка, чайник, кружка, кастрюля - это посуда).

По какому признаку расположены предметы в столбиках?

Правильный ответ: по цвету (в первом столбике - предметы красного цвета, во втором - желтого, в третьем - зеленого, в четвертом - оранжевого).

Определите предмет из таблицы по его признакам:

- Желтый кислый фрукт.

Правильный ответ: лимон.

- Зеленая керамическая посуда.

Правильный ответ: кружка.

- Красная одежда из ткани.

Правильный ответ: шорты.

Поиграем в игру. Рассмотрите картинки и скажите, что изменилось (рис. 9- 10).

Правильный ответ:

1. Размер;

Усложним задание.

Правильный ответ:

4. Форма и размер;

Домашнее задание

1. Укажите, какие признаки изменяются.

Тема: «Измерение и сравнение длины предметов»

Цели:

  • Закрепление умения сравнивать длины предметов способом наложения (приложения), на глаз.
  • Формирование умения измерять длины предметов различными мерками.
  • Закрепление знаний о геометрических фигурах.
  • Знакомство со старинными русскими мерами длины ЛОКОТЬ, САЖЕНЬ, ПЯДЬ, ОБХВАТ РУК, ВЕРШОК, КОСАЯ САЖЕНЬ. (ФУТ, ДЮЙМ.)
  • Развитие логического мышления, воображения, мышления, памяти.
  • Развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы.
  • Расширение кругозора, словарного запаса.
  • Развитие навыков самостоятельной работы, контроля и самоконтроля.
  • Развитие умения работать с учебником.

Оборудование:

  • Полоски бумаги различной длины.
  • Шнурки различной длины.
  • Тесьма (лента) трех цветов.
  • Рисунки с изображением значения старинных русских мер длины.
  • Палочки – мерки различной длины.
  • Проволока (изогнутая в форме ломаной).
  • Рисунок – математическая загадка.
  • Учебник «Математика» 1 класс, А.Л. Чекин, АКАДЕМКНИГА, 2007г.
  • Листок с заданиями для самостоятельной работы.
  • вырезанные из бумаги ладони «великана», «гнома».

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация учебной деятельности

Учащимся предлагается рассмотреть на доске чертеж: прямая (синяя, красная), отрезок (синий, красный), ломаная (замкнутая, незамкнутая), кривая (замкнутая, незамкнутая), точка.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие предметы образуют пары? По какому признаку?
  2. Каким признаком обладает каждая фигура?
  3. Какой предмет на чертеже «лишний»?
Фронтальная работа.

По виду (отрезки, прямые, ломаные)
Длина.

Точка (не имеет длины).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Можно ли сравнить предметы по длине? Прямые – нельзя, они не имеют определенной длины. Отрезки – можно. Ломаные и кривые – трудно.
Как определить, какой отрезок длиннее, короче? На глаз, наложить друг на друга.
Как определить, какой предмет длиннее, короче? (Демонстрируются предметы: шнурки, полоски бумаги, палочки, ленты, проволока. Ленты напоминают кривые. Проволока - ломаную.) На глаз, наложить друг на друга.
Поиск других способов. Учащиеся предлагают свои варианты.

3. Локализация затруднения

Сравнение длин полосок. На доске 2 полоски. Накладывать друг на друга нельзя. Предлагают способ сравнения длины.
Трудно сравнить на «глаз». Нужны другие способы.

4. Построение плана проекта

Что вызвало трудности?

Почему появились трудности?
Что нужно сделать, чтобы эти трудности преодолеть?

Нельзя пользоваться знакомым способом. Нужен новый способ. Необходимо научиться измерять и сравнивать длину предметов.

5. Реализация построенного проекта

1. Выбор метода решения учебной задачи.
Работа по учебнику стр. 10 № 1.
Раскрасить ту полоску, которая длиннее.
Какие полоски легче сравнить по длине?
Учащиеся подводятся к выводу: для более удобного сравнения длин полосок лучше располагать их от одной отметки.
2. Практическая работа – сравнение длины шнурков. Шнурки в руках учеников. Ученики сидят за партами в разных рядах класса.
Как измерить?
Необходимо измерить шнурки.
Знакомятся с понятием МЕРА (МЕРКА).
Измеряют с помощью предложенной учителем мерки.
Мерки разные. Ученики измеряют, получают разные числа. Сравнивают длину по числам, проверяют по длине. Шнурки одинаковые.
Вывод: мерки должны быть одинаковые.
3. Знакомство с мерой – КЛЕТКА.
Работа с учебником №1, стр.10.
Чем отличается шуруп от гвоздя?
Сравнение предметов по длине на клетчатой бумаге.

Счет клеточек.
Сравнивают полученные числа.
Сравнивают длины шурупа и гвоздя.

4. Выбор точной мерки.
Работа с учебником. №2 стр.10.
Измерение ширины ворот шагами, с помощью палки.

Предполагают результат измерения ширины ворот шагами, с помощью палки. Выбирают точный способ измерений ширины ворот.

6. Первичное закрепление во внешней речи

1. Перечисление главных требований к измерению длины предметов.

Измерять можно различными мерами – клетками, с помощь палки. Мерки должны быть одинаковы.

2. Практическая работа.

Измерение длины учительского стола.
Измерение расстояния от задней стены класса до доски.
Измерение длины доски.
Знакомство с мерками – палочки разной длины: 30 см, 50 см, 1 м. Дети с длиной палочек не знакомятся.
Знакомство с правилами безопасной работы с острыми предметами.

Ученики объединяются в команды по рядам, выбирают измерителей, счетоводов, контролеров.
2 команды измеряют одну длину разными мерками. По окончании работы сравнивают результаты измерения. Делают вывод: мерки должны быть одинаковыми.

7. Включение в систему знаний

1. Решение заданий на включение знаний в систему знаний.

Предположите, какими могут быть мерки для измерения длины.

Предлагают свои способы измерения длины.

2. Знакомство со старинными русскими мерами длины: ЛОКОТЬ, САЖЕНЬ, ПЯДЬ, БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ, ОБХВАТ, ВЕРШОК, КОСАЯ САЖЕНЬ. Другие меры ФУТ, ДЮЙМ.

Измерение длины различных предметов в классе новыми мерами.
Объяснение выражений: косая сажень в плечах, пядь земли, от горшка два вершка, футбол, Дюймовочка.
Сравнить предложенные меры длины на доске с мерами, предложенными в учебнике. №3 стр.11.
Измерение длины полоски с помощью большого пальца руки.

Учащиеся рассматривают иллюстрации на доске, объясняют каждую меру.
Упражняются в измерении длины предметов.

1- говорят о силачах-богатырях, 2- часть земли, 3-малый рост.

На доске 9 мер длины, в учебнике 5 мер длины.

Индивидуальная работа в учебнике.
Сравнение результатов измерений в паре.
У доски 2 ученика – «превращаются» в гнома и великана: у них появляются ладони великана и гнома. При помощи большого пальца своей новой ладони измеряют длину одинаковых полосок.

3. Штриховка части полоски длиной в 5 больших пальцев.
Сравнение длины полученных полосок.
№ 4, стр.11
Индивидуальная работа в учебнике. Сравнение результатов в паре.
Фронтальная проверка работы «великана» и «гнома».
Чтение вывода Маши.
Самостоятельный вывод.
4. Самостоятельная работа. (Приложение 1 . ) Упражнение в сравнении длины отрезков «на глаз», по клеткам, старинной русской мерой (пядь), построении отрезков заданной длины.

8. Рефлексия деятельности

Оценка деятельности всего класса.
Оценка своей деятельности.
Закончите предложение: Теперь я знаю, что ….
Построение «градусника настроения» на уроке.
Словесная оценка работы на уроке.
Перечисляют, что же нового узнали на уроке.
Совместно строят «градусник настроения»

Тема НОД: ФЭМП. СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ И ЦВЕТУ.

Цель:

Создать условие сравнивать предметы по длине, ширине, цвету

Задачи:

Упражнять в сравнении предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, ещё короче…самый короткий(и наоборот), закреплять знание цветов;

Упражнять в сравнении предметов по высоте, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самая высокая, ниже, еще ниже… самая низкая (и наоборот);

Закрепить полученные знания на занятии о величине предметов на листах с заданием;

Развивать пространственное мышление

Ход НОД:

  1. Введение игрового момента.

Послушайте стихотворение и скажите: герои какой сказки просят им помочь?

(ЧИТАЮ СТИХ)

Правильно. Это герои сказки Льва Толстого «Три медведя».

(ПОКАЗАТЬ КАРТИНУ)

  1. Сравнение предметов по величине и цвету.

Рассмотрите иллюстрацию к сказке «три медведя».

По какому признаку различаются медведи? (По росту, по весу, по возрасту)

(ВЫЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ К ДОСКЕ)

Это Мих.Иванч, Анаст Петна и мален-й Мишутка

Сегодня будем говорить о длине предметов и учиться сравнивать предметы по длине и цвету.

Сейчас расположим героев сказки по росту.

Девочка Маша принесла медведям ШАРФЫ. Самый длинный-Мих Иван, покороче- Анаст Петро и самый короткий Мишутке. (ВЫЗВАТЬ ДЕТЕЙ)

Когда на глаз сравнить нельзя , применяется способ приложения и наложения.

Методика обучения:

Дети меряются ростом, вставая рядом или спиной друг к другу, чтобы узнать, кто выше, кто ниже (приложение)

Дети примеряют пальто, кофту. Вещи меряют, чтобы узнать, в самый ли раз они человеку, такого ли они размера(наложение)

3.РАБОТА ДЕТЕЙ с раздаточным материалом (ПОЛОСКАМИ).

- Детям предлагается сравнивать ПОЛОСКИ немного различающиеся по длине. Совместно с детьми формируется правило и проговаривается сначала при помощи воспитателя, затем самостоятельно.

Разложить полоски от самой длинной до самой короткой

(ПРАВИЛО СРАВНЕНИЯ)

Одна полоска прикладывается к другой(если цвет одинаковый) или накладывается на другую(если цвет разный)так, чтобы их концы, обычно слева, совпадали.

Если при этом другой конец одной полоски выступает, значит, она длиннее, а другая - короче.

Если правые концы точно совпали, значит, полоски одинаковые по длине.

Назовите длину каждой ленточки

4.Физкульминутка

Я предлагаю вам вместе со мной отправиться в лес и навестить ТРЁХ МЕДВЕДИЙ.

Три медведя шли домой:

Папа был большой- большой,

Мама с ним - поменьше ростом,

А сынок – малютка просто.

Очень маленький он был,

С погремушками ходил,

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.

5.Закрепление полученных знаний (на листах с заданием)

Ребята, девочка Маша принесла вам листочки с рисунками.

6. Динамическая пауза

Стоя у рабочего стола, дети выполняют динамическую паузу

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем .

Перед вами два карандаша (красный и коричневый) и лист с заданием.

Предлагает рассмотреть рисунки и раскрасить.

Какие способы сравнения мы знаем?

Правильно, способы сравнения (приложения и наложения)

7. Дети выполняют задания на листах

8. Итог.

Итак,

Меряясь ростом и меряя одежду, мы сравнивали предметы по размеру способами приложения и наложения.

Что мы сравнивали по размеру? Как сравнивали?

(ПрИКЛАДЫВ АЛИ _НАКЛАДЫВАЛИ)

Способ наложение и способ приложения

Мы учились сравнивать предметы по величине

Сравнение ширины:

Необходимо подравнять полоски обычно по нижней стороне

Для сравнения высоты:

Предметы необходимо поставить рядом на ровную горизонтальную поверхность на одну линию или один перед другим

Сравнения величины:

Одна полосочка прикладываеся к другой (или накладываеся), так, чтобы концы совпадали

Если конец полоски выступает, то она длиннее, а другая короче

Если правые концы совпали, полоски одинаковые по длине



Математические задачи для детей от 3 до 4 лет. Упражнения на сравнение предметов
(Раздел профессора А.В. Белошистой)
Вернуться в начало >>>>

Занятие 15.

Цель занятия: Обучение детей сравнению предметов по длине приемом приложения. Сравнение множеств способом взаимно - однозначного соответствия.

Упражнение 1.

Цель упражнения: обучить сравнивать длины приемом приложения.

Сюжет: куклы в магазине выбирают ленты: две куклы (большая и маленькая) и ленты двух размеров (длиннее и короче), цвет лент разный.

Обсуждаем с ребенком на примере двух лент, какие и почему надо купить Маше (большой кукле) и Кате (маленькой кукле). Затем ребенок разбирает остальные ленты, приговаривая: длинная - Маше, короткая - Кате.

Покажи мне все длинные ленты.

Покажи все короткие ленты.

Возьмите из каждой группы по ленте и, уронив их кучкой, спросите ребенка:

Почему ты уверен, что эта красная лента длиннее этой синей?

Если ребенок сам правильно выкладывает ленты, сравнивая их длины прикладыванием, это хорошо, если нет, помогаем ему выполнить это действие:

На этом этапе выложить ленты можно любым образом: так, как изображено выше, и так, как изображено ниже:

Главное - должна быть явной разница в длинах.

Упражнение 2.

Цель упражнения: применение умения сравнивать количества установлением взаимно-однозначного соответствия.

Просим ребенка определить, у какой куклы лент больше. Это можно сделать любым способом: сосчитать, если ребенок уже может сделать это самостоятельно, или выложить ленты парами: длинная - короткая. Если ребенок пользовался счетом, все равно попросите его показать, каких лент больше, способом образования пар. (Кукла Маша не умеет считать. Разложи ленты так, чтобы ей было видно, каких больше.)

На основе этого предметного действия в дальнейшем ребенок будет знакомиться с отношениями "столько же" и "больше на /меньше на".


Упражнение 3. "Кто это?"

Цель упражнения: развитие внимания и воссоздающего воображения. Развитие анализа и синтеза.

Игра с разрезными картинками. Можно использовать готовые игры, где картинка разрезана так:

Но в этот набор надо добавить варианты:

Изготовить карточки для игры можно из любой открытки с ясным и четким рисунком или, наклеив на картон картинку из старого журнала. Не используйте открытки с букетами цветов, когда они разрезаны, в них трудно разобраться. Лучше, чтобы на картинках были дети, звери, птицы, машины, сюжеты сказок и т.п. Каждая картинка дается ребенку отдельно, т. е. он собирает один предмет из частей. Если ребенок хорошо справляется с этим, можно смешать части двух картинок.

Если ребенку трудно выделить предмет из фона, надо либо взять его изображение без фона, либо вырезать предмет по контуру и в таком виде наклеить на карточку, которую уже затем разрезать нужным образом.

Упражнение 4.

Цель упражнения: применение умения сравнивать длины предметов приложением.

В большой коробке (8-10 карандашей) просим ребенка положить карандаши "по росту", "красиво". Карандаши должны быть соответствующим образом заранее подготовлены к такому упражнению (его называют сериация), чтобы ребенок мог его выполнить.

Обсуждая результат, задаем вопросы:

Какой карандаш самый короткий? (Красный.)
- Самый длинный? (Черный.)
- Покажи синий карандаш. Где он стоит? (В середине.)
- Между какими карандашами стоит синий карандаш? (Между зеленым и голубым.)

Затем разрешаем ребенку порисовать этими карандашами, если ему хочется.

Вариант: Предлагаем ребенку рисунок "забор" и просим раскрасить так, как он разложил карандаши в коробке: самый длинный столбик - самым длинным карандашом и т. д.

Помогайте ребенку не сбиться в выборе соответствующих карандашей. Затем снова сложите карандаши в коробке "по росту" и сравните их порядок с раскраской забора. Если есть ошибки, помогите ребенку найти их.

Тема:

Сравнение предметов

по длине

Цель занятия

Учить сравнению двух предметов по длине. Научить рассказывать о результатах сравнения, употребляя слова: длиннее, короче.

Материалы

Для воспитателя: ворота (2 шт.), к которым прикреплена горизонтальная полоска (длинная и короткая, одной ширины и цвета); игрушки: заяц, волк, мышонок.

Для детей: полоска такой же длины и ширины, как на каких-либо воротах, ленты разной длины.

Ход занятия

Сидя за столом

Дети сидят полукругом на стульчиках, перед ними - стол, на котором лежат развернутые ленты. Предложите детям поиграть в игру «Кто скорее свернет ленту». Вызванные ребята, по сигналу, начинают скручивать (скатывать) ленты. Кто быстрее с этим справится, тот победил.

После первой попытки многие из них понимают, в чем залог успеха, и, когда игра возобновляется, бегут к столу, чтобы взять короткую ленту. Спросите у детей, почему они выбирают именно такую. Пусть сами объяснят: если лента длиннее, то скручивается дольше, а если короче, то быстрее.

Вместе с ребятами проверьте, так ли это, прикладывая одну ленту к другой, обращая их внимание на разницу в длине.

Подведите итог: действительно, ленты неодинаковые: одна длиннее, другая короче. Длинную ленту скручивать дольше, а короткую - быстрее.

Для выполнения этих упражнений следует, прежде всего, научить ребенка раскладывать предметы так, чтобы их основания находились на одной воображаемой линии. Это важно, потому что так их легче сравнивать.

Поиграем

В конце занятия проводится игра «Автомобили».

«Автомобили»

Игра немного видоизменена по сравнению с вариантом, предложенным в занятии 3.

На столе лежат длинные и короткие полоски одной ширины.

Воспитатель предлагает детям взять по одной полоске. Это «номера» машин. А ворота - гаражи. Пусть ребята представят себе, что все они «машины», у каждой свой «номер». «Машины» будут ездить по городу. Но как только ведущий скажет: «Машины, в гараж!» - каждый должен найти свой гараж и въехать в него. Для этого необходимо приложить «номер» своей машины к «номеру» на воротах. Если «номера» будут одинаковые по длине, можно въезжать. Если занятие займет много времени, игру «Автомобили» можно провести на свежем воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сравнение предметов по длине»

Конспект занятия во 2 младшей группе по сенсорному развитию, целью которого является упражнять в сравнении предметов по длине, обозначая словами результаты сравнения. Различать и называть геомет...

НОД ФЭМП "Сравнение по длине. Измерение длины"

Программное содержание.Закрепить умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести речевую практику слова «длиннее», «короче».Формировать представление об изм...

Комплексное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, возраст детей 5-6 лет. В процессе данного занятия реализуются коррекционно-образовате...