Специфика самореализации в профессиональной деятельности. Специфика самореализации личности в социальных сферах жизнедеятельности. Признаки того, что вы на правильном пути

Рассматривая профессиональную деятельность как предмет изучения в психологии, необходимо отметить следующее. Профессиональная деятельность изучается как особая функция субъекта в процессе трудовой деятельности. В этом смысле изучение профессиональной деятельности неразрывно связано с анализом тех особенностей предметной действительности, которые определяют ее содержание, а также с анализом изменений в развитии человека как следствием осуществления субъектом этого вида деятельности.

Проблема профессионального становления личности непосредственно связана с вопросами освоения профессиональной деятельности, с вопросами развития и реализации личности на различных этапах ее профессионального пути.

Л.И. Белозерова трактует профессиональное становление как процесс развития от стремления реализовать свои творческие, потенциальные возможности к пониманию своего призвания, к формированию профессионализма. Она утверждает, что профессиональное становление осуществляется через развитие самосознания личности. Профессиональное самосознание находит выражение в самосовершенствовании, самообразовании личности. Профессиональное становление происходит по мере обучения, воспитания, самообразования студента, являясь по отношению к нему интегрирующим процессом.

Термин «самореализация» (self-realisation) впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. В настоящее время этот термин отсутствует в отечественной справочной литературе, в то время как в зарубежной он трактуется неоднозначно. Чаще всего понятие «самореализация» интерпретируется как «реализация собственного потенциала».

Самореализация личности в профессиональной сфере на жизненном пути предполагает следующие этапы: профессиональное самоопределение (выбор вида и направленности деятельности), становление в избранной профессии, профессиональный рост и развитие профессиональной компетентности. Однако периодически человек уточняет, корректирует ход своей самореализации, возвращаясь к тому или иному ее этапу. Генезис затруднений и трудностей самореализации в профессиональной сфере уже закладывается в предпосылках самореализации личности и впоследствии имеет место на каждом из выделенных этапов, а на самих затруднениях отражается специфика профессии.

Первый этап самореализации - самоопределение. Самоопределение является одним из центральных механизмов становления личностной зрелости, который заключается в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми.

Понятие профессиональное становление личности - процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление.

Э.Ф. Зеер считает, что профессиональное становление - это большая часть онтогенеза человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни. Учёный утверждает, что движение личности в пространстве и времени профессионального труда получило название профессионального становления субъекта деятельности. Автор даёт краткое определение профессионального становления - это «формообразование» личности, адекватное деятельности, и индивидуализация деятельности личностью. Э.Ф. Зеер сформулировал следующие концептуальные положения :

профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность;

· ядром профессионального становления является развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности;

· процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен, неповторим, однако в нём можно выделить качественные особенности и закономерности;

· профессиональная жизнь позволяет человеку реализовать себя, предоставляет личности возможности для самоактуализации;

· индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и не нормативными событиями, случайными обстоятельствами, а также иррациональными влечениями человека;

· знание психологических особенностей профессионального развития позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию, строить, творить свою историю.

Профессиональное становление - это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала для достижения вершин профессионализма.

Профессиональное становление представляет собой динамический процесс «формообразования» личности, адекватной деятельности, который предусматривает формирование профессиональной направленности, профессиональной компетентности и профессионально важных качеств, развитие профессионально значимых психофизиологических свойств, поиск оптимальных способов качественного и творческого выполнения профессионально значимых видов деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности. Системообразующим фактором этого процесса на разных стадиях становления выступает социально-профессиональная направленность, формируемая под влиянием социальной ситуации комплекса взаимосвязанных развивающихся профессионально значимых видов деятельности и профессиональной активности личности.

Переход от одной стадии становления к другой инициируется; изменениями социальной ситуации, сменой и перестройкой ведущей деятельности, - что приводит к - профессиональному развитию личности кризису ее психологической организации, формированию новой целостности, сменяющейся дезорганизацией и последующим установлением качественно нового уровня функционирования центром которого становятся профессионально обусловленные психологические новообразования.

Профессиональное становление личности представляет собой процесс повышения уровня и совершенствования структуры профессиональной направленности, профессиональной компетентности, социально и профессионально важных качеств и профессионально-значимых психофизиологических свойств через разрешение противоречий между актуальным уровнем их развития, социальной ситуацией и развивающей веду щей деятельностью .

Процесс профессионального становления опосредован профессионально значимыми видами деятельности и социальной ситуацией. Динамика профессионального становления подчинена общим закономерностям психического развития: преемственности, гетерохронность, единству сознания и деятельности.

Действенность профессионального становления личности зависит от следующих условий: психологически обоснованного выбора профессии; профессионального отбора оптантов, имеющих интерес и склонность к профессии, формирования у них профессиональной направленности, придания содержанию и технологии профессионально-образовательного процесса в учебном заведении развивающего характера; последовательного освоения специалистом и профессионалом системы взаимосвязанных видов деятельности.

На начальных стадиях профессионального становления решающее значение имеют противоречия между личностью и внешними условиями жизнедеятельности. На стадиях профессионализации и особенно профессионального мастерства ведущее значение приобретают противоречия внутрисубъектного характера, обусловленные внутриличностными конфликтами, не довольством уровнем своего профессионального роста, потребностью в дальнейшем саморазвитии и самоосуществлении. Разрешение этих противоречий приводит к нахождению новых способов выполнения профессиональной деятельности, смене специальности, должности, а иногда и профессии.

Переход от одной стадии профессионального становления к другой сопровождается кризисами. Поскольку они психологически обоснованы, назовем их нормативными. Крушение профессиональных намерений, прекращение профессионального образования, вынужденное увольнение, переквалификация также сопровождаются кризисами (назовем их ненормативными). Следует также констатировать, что любая профессиональная деятельность деформирует личность, приводит к образованию социально и профессионально нежелательных качеств, черт характера.

В процессе профессионального становления возникают противоречия двоякого рода:

· между личностью и внешними условиями жизнедеятельности.

· внутриличностные.

Основным противоречием, детерминирующим развитие личности, является противоречие между сложившимися свойствами, качества ми личности и объективными требованиями профессиональной деятельности.

Образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качёства составляют профессиональный потенциал развития специалиста. Реализация потенциала зависит от многих факторов:

· биологической организации человека,

· социальной ситуации,

· характера профессиональной деятельности,

· активности личности, ее потребности в саморазвитии и самоактуализации.

Но ведущим фактором профессионального становления личности является система объективных требований к ней, детерминированных профессиональной деятельностью, в процессе выполнения которой и возникают новые свойства и качества. Смена или перестройка способов ее выполнения, изменение отношения к ведущей деятельности обусловливают стадиальность развития личности.

В профессиональном становлении также большое значение имеют социально-экономические условия, социально-профессиональные группы и активность самой личности. Субъективная активность человека определяется системой устойчиво доминирующих потребностей, мотивов, интересов, ориентаций и т.п.

Детерминация профессионального становления личности различными психологическими школами трактуется по-разному.

Социально-психологические теории рассматривают профессиональное развитие как результат социальной селекции и предшествующей выбору профессии социализации.

Психодинамические теории в качестве детерминант профессионального развития человека рассматривают инстинктивные побуждения и эмоционально окрашенный опыт, полученный в раннем детстве. Важную роль играет реальная ситуация в мире профессий, которую наблюдает личность в детстве и ранней юности.

Представители психологии развития факторами профессионального становления считают предшествующее (до выбора профессии) образование и психическое развитие ребенка.

Л.М. Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности :

· адаптивную модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний, алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм. Адаптивная модель отражает становление специалиста, который является носителем профессиональных знаний, умений и опыта.

· модель профессионального развития, которая характеризуется способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей. Модель профессионального развития характеризует профессионала, владеющего профессиональной деятельностью в целом, способного к ее самопроектированию и совершенствованию движущими силами развития специалиста являются противоречия между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, опытом и способностями. Основная движущая сила развития профессионала - внутриличностное противоречие между «Я-действующим» и «Я-отраженным». Переживание этого противоречия побуждает профессионала к поиску новых способов самоосуществления.

Можно выделить следующие траектории профстановления:

1. Плавное, бесконфликтное и бескризисное профессиональное становление в рамках одной профессии.

2. Ускоренное развитие на начальных стадиях становления с последующими стагнацией и спадом. Реализуется, как правило, также в рамках одной профессии.

3. Ступенчатое, скачкообразное личностное и профессиональное развитие, приводящее к вершинным достижениям (не обязательно в рамках одной профессии) и сопровождающееся кризисами и конфликтами профессионального становления.

Изменение темпа и вектора развития происходит в основном при смене стадии становления. Решающее значение при этом имеют изменения социальной ситуации развития, ведущей деятельности и собственной активности личности. Каждый из трех основных вариантов становления имеет разнообразные версии.

При профессиональном становлении могут возникать затруднения, которые, в свою очередь, накладываются на ранее имевшиеся затруднения в ходе профессионального самоопределения (выбора профессии). При этом личность либо «доопределяется» и адаптируется в ходе профессионального становления, либо оказывается в ситуации безработицы. Возможен также вариант обретения новой профессии, в которой личность сможет самореализоваться более адекватным образом, чем ранее. Однако в данном случае необходимо наличие значительного личностного потенциала и способности выйти на иной, более высокий уровень самореализации.

В этап профессионального роста входят развитие профессиональной компетентности и последующая адаптация уже не себя к профессии, а профессии к себе (Е.П. Ильин). Безусловно, существует преемственность, плавный взаимопереход между этапами профессионального становления и профессионального роста. Последний соответствует высокому уровню самореализации личности - уровню смысложизненной и ценностной реализации (сущностной аутентичности). В структурно-функциональной модели самореализации личности имеет место сбалансированность между блоками модели при некотором превалировании блока «хочу» взаимосвязанного со смысложизненными и ценностными ориентациями. При этом блок «хочу» содержит выраженный компонент аутентичности. Низкий уровень самореализации отличается преобладанием данного блока, примитивно выраженного, с превалирующим потребностным компонентом. Именно на этом уровне аккумулируются различного рода затруднения самореализации в профессиональной сфере.

С уровнями самореализации, генезисом самореализации личности связано понятие личностной зрелости и ее становления, что особенно важно в профессиональной сфере как одной из основных сфер жизнедеятельности. Характеристика, атрибутивно присущая личности, самореализующейся в профессиональной сфере, - личностная автономность. Таким образом, автономность может служить одним из условий личностной зрелости и, соответственно, высокого уровня самореализации личности.

Близким понятиям к понятию профессионального становления, самоопределения является понятие «профессиональная самореализация», раскрываемым А. Маслоу «через увлеченность значимой работой», К. Ясперсом через «дело», которое делает человек. В этом понятии также акцентируется активность личности в процессе профессионализации человека. Но понятие «профессиональная самореализация» является более узким, чем понятие «профессиональное самоопределение» и характеризует лишь одну стадию профессионального самоопределения.

Итак, Э.Ф. Зеер утверждает, что профессиональное становление личности обогащает психику, наполняет жизнедеятельность человека особым смыслом, придаёт профессиональной биографии значительность. Профессиональное становление - это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала для достижения вершин профессионализма.

Возможность и стремление человека к самореализации заложены в нем с самого рождения. Каким образом будет раскрыт внутренний потенциал зависит от людей, принимающих активное участие в воспитании ребенка. Именно они с самого детства формируют его отношение к жизни. В дальнейшем, благодаря воспитанию, каждый из нас выбирает тот способ самореализации, который ему больше подходит. Существуют различные ее виды, уровни и признаки, которые будут рассмотрены в этой статье.

Что такое самореализация

Самореализация - это воплощение задатков человека, его потенциала и талантов через определенную деятельность. Данный термин можно рассматривать в двух плоскостях. С одной стороны – действие, а с другой – цель этого самого действия. Человеку всегда есть куда двигаться дальше . То есть самореализация личности не имеет четких рамок или ограничений, а соответственно даже самые реализовавшиеся люди всегда имеют возможность развиваться дальше.

Согласно « » известного американского психолога Абрахама Маслоу, стремление к самоактуализации находиться на самой вершине человеческих желаний, являясь высшей степенью развития личности.К слову, А. Маслоу, проанализировав поведение людей, которые добились чего-то в жизни, выявил основные признаки самореализовавшихся личностей:

  • Они умеют лучше других отделять реальность от фантазий;
  • Воспринимают себя такими, какими они есть;
  • Любят простоту, естественность, им незачем играть на публику;
  • Очень ответственные люди, умеющие принимать необходимые решения;
  • Обладают высокой степень самодостаточности;
  • Легче других переносят испытания, «удары» судьбы;
  • Проводят регулярную переоценку своих жизненных ориентиров;
  • Не перестают удивляться окружающему миру;
  • Ощущают свою полноценность, внутреннюю гармонию;
  • Без проблем учатся;
  • Имеют свои взгляды на мир, на понятия добра и зла;
  • Они сдержаны, дружелюбны, ценят чувство юмора;
  • Регулярно генерируют новые идеи, любят творчество;
  • Терпимы к другим, но если необходимо, проявляют мужество и решительность;
  • Преданы своей семье, друзьям, идеалам, принципам.

А каким образом можно достичь такой гармонии с самим собой и окружающим миром, рассмотрим в следующем разделе.

Виды самореализации

Поскольку человек – биосоциальное явление, рассматривать вопрос его становления как личности в отрыве от социума не корректно. Можно выделить несколько разновидностей самореализации:

  • Личностная;
  • Творческая;
  • Профессиональная;
  • Социальная.

Все они взаимосвязаны между собой и должны быть в жизни человека. Главными катализаторами их развития становятся воспитание и образование ребенка, которые закладывают модель его поведения в будущем. Рассмотрим их более детально.

Личностная самореализация

Поскольку каждый из нас позиционирует себя как личность, то этот вопрос становится важным с раннего детства. Ребенок хочет уважения, понимания, одобрения своих поступков. Эта тенденция только усиливается с возрастом, либо приводя к успеху, либо к депрессии и комплексам. Ведомый таким стремлением, человек выбирает несколько возможных стратегий своего жизненного пути:

  • Стремление к благополучию и материальному достатку;
  • Успешность в покорении «вершин», карьерный рост;
  • Развитие своих умений и навыков, включая хобби.

В любом из перечисленных пунктов в центре ставится личность индивидуума, ее самореализация, вне зависимости от вида деятельности. Главное – получить признание и одобрение. В первую очередь, от родственников и друзей. Поэтому так важно гармонизировать пространство вокруг себя начиная со своего ближайшего окружения.

Творческая самореализация

Стремление создавать что-то новое неразрывно связано с эволюцией человеческого вида. Все шедевры мировой культуры, достижения науки и техники вызваны именно этим порывом. Таким образом самореализация личности посредством творчества уходит своими корнями в глубинные основы человеческого бытия. Креативные, нестандартно мыслящие люди всегда добиваются большего успеха, чем те, кто действует шаблонно. Особенно это актуально в XXI веке – эпохе стремительного развития технологий и информационных потоков. Благодаря творчеству мы формируем свой отклик на окружающую действительность, расширяем свое мировоззрение. Самое главное, что творить может любой из нас. Меняются только формы выражения созидательного акта. Поэзия, проза, живопись, скульптура, поделки по металлу и дереву, лепка, вышивка, оригами, икебана, графический дизайн и множество других направлений. Каждый может найти себе подходящее занятие. И не так важно стать лучшим, главное получить признание и одобрение.

Профессиональная самореализация

Успех на работе также важен большинству людей. И дело здесь не только в деньгах и продвижению по службе. Нет. Куда важнее чувство востребованности, одобрения и признания со стороны коллег и руководства. Важно помнить, что работа – только часть жизни. Она не в силе заменить другие аспекты.

Такой вид самореализации преследует следующие цели:

  • Чувство принадлежности к определенному сообществу людей;
  • Стремление занять свое место в служебной иерархии;
  • Желание быть признанным среди коллег;
  • Понимание своих сильных и слабых профессиональных сторон;
  • Планирование своего будущего.

Каждый, взглянув на этот перечень, может с легкостью определить на каком этапе находится лично он.

Социальная самореализация

Связана с обретением общей социальной успешности в том количестве, которое необходимо конкретному индивидууму для ощущения счастья. Данный вид самоактуализации является собирательным по отношению к предыдущим. По сути, социальная самореализация – это именно та, высшая степень человеческих потребностей, о которой говорил Абрахам Маслоу. Чтобы добиться успеха в социуме можно идти совершенно разными путями. Становиться первоклассным сотрудником, быть частным предпринимателем, заниматься актерской либо любой другой деятельностью.

Общество настолько многогранно, что в нем найдется место каждому. И, соответственно, в любом проявлении человеческой активности можно быть признанным и получить одобрение. Хоть, стоит оговориться. По-настоящему состоявшиеся люди от чужого мнения не зависят, они и так уже все и всем доказали. Кто еще не успел самореализоваться в полной мере, ищут подтверждение своим успехам в отзывах других. Но, это лишь один из этапов становления личности, через который проходят практически все.

Самореализация – неотъемлемый компонент полноценной жизни человека, без которой он не мыслим, как биосоциальный вид. Достичь это состояние можно различными путями, среди которых как личное признание, так и творческая, профессиональная и социальная реализованность человека. Главное помнить, что перечисленные виды самореализации являются взаимосвязанными частями одного целого. И для ощущения успешности необходимо совершенствоваться в каждом из них.

В этой статье мы рассмотрим то, к чему стремится практически все человечество - самореализация . Сначала давайте ответим на вопрос - что такое самореализация? имеет несколько определений. Давайте прочтем их.

1) Самореализация - это выявление своих способностей (талантов) и развитие их человеком в какой-либо конкретной деятельности.

2) Самореализация - это полная реализация индивидуального потенциала человека.

Что эти определения означают? Дело в том, что потребность в самореализации лежит в каждом из нас. Потребность реализовать себя в полной мере, это что-то наподобие встроенной функции, находящаяся в каждом из нас. по теории Маслова относится к наивысшей потребности человека.

Я слышал множество историй о таких людях, которые имели ВСЁ в самом широком понимании этого слова. Они зарабатывали огромные деньги, скупали виллы, яхты, иномарки и так далее, но при этом чувствовали себя НЕУСПЕШНЫМИ. Они ощущали внутреннюю пустоту. И чтобы заполнить ее - они транжирили деньги на вещи, которые временно заполняли их пустоту и делали их . Но с каждым разом такие действия приносили все более непродолжительный эффект. Богачи в чем-то нуждались, а именно - в реализации своего потенциала.

Наверняка Вы меня спросите - Если человек столь богатый, неужели он не реализовал себя в полной мере? Я отвечаю - Если человек испытывает нужду, если он чувствует себя опустошенным, значит ДА, он не самореализовался в жизни. Но почему? Есть несколько причин. Например, потому что нет интереса к своему делу или он занимается совсем не тем, чем ему хочется. Быть может, этот человек реализовал чужие . Сам хотел стать пианистом, а его папа убедил, что ему лучше стать профессиональным каратистом.

И вот, этот человек из года в год упорно тренируется, чтобы оправдать надежды отца. Побеждает в различных соревнованиях, завоевывает первые места, титулы, медали и так далее. Отец прыгает от счастья. Ведь его сынок достиг того, чего он когда-то хотел. Таковы родители - всегда хотят, чтобы их дети добились их цели за них. Отец восторженно прыгает, а вот его сын чувствует что-то не то. Его эти победы не радуют. Он не чувствует самореализации.

Но каждый раз, когда сын видит играющего пианиста - у него загораются глаза. Он чувствует, что именно этим он хочет заниматься - радовать себя и публику игрой на пианино. Именно в этом деле он реализует свой потенциал в полной мере. Как Вы думаете, если этот человек не посвятит себя игрой на пианино, то чем будет заниматься его сын? Правильно!!! Этот человек принудит своего сына заниматься игрой на пианино, и теперь он будет воплощать его цели. А у него, может быть, склонность к футболу!!!

Вот такой вот замкнутый круг. Если мы сами не реализовали свой потенциал в какой-либо деятельности, то ищем кого-то, кто реализует его за нас, причем в той самой деятельности, от которой мы отказались. И этими людьми будут наши дети, так как чужие люди вызывают в нас зависть. Ведь они занимаются тем, чем нам всегда хотелось заниматься, а вот у нас не получилось - нужно было оправдать надежды наших родителей.

Самореализация

Так что те люди, которые самореализовались в какой-то конкретной деятельности - самые счастливые люди на свете. - это значит быть нужным и востребованным. Именно этого хотят все люди, даже не подозревая об этом. Реализация своего потенциала побеждает деньги. Ничто не делает человека счастливым так, как самореализация.

Как говорил один человек: «Я не завидую тем людям, у которых больше денег, чем у меня, но я завидую тем людям, которые счастливее меня» . Прочтите эту фразу еще раз!!!

Давайте рассмотрим конкретный пример, когда люди ради самореализации готовы пахать за копейки. Как часто Вы ходите в театр? Думаю, Вы знаете, что актеры получают копейки за свою работу. А профессия актер - очень тяжелая профессия. И вот Вы сидите и смотрите спектакль и думаете про себя: «Профессии всякие нужны, но почему они работают за копейки. Ведь им наверняка даже на проезд не хватает. Лучше бы банкирами стали или адвокатами. Эти профессии хотя бы кормят» . Да все верно, хорошие адвокаты зарабатывают солидные суммы. И что же заставляет людей выходить на сцену и не менять профессию долгие годы, а может быть вообще никогда? Конечно же, это публичность, актерский коллектив или состав (трупа), любовь к своему делу. Когда человек выходит на сцену и радует своей игрой зрителей - ничто не делает его таким счастливым. Когда в конце спектакля он стоит в одной линии со своими близкими друзьями и наблюдает бурные аплодисменты - он чувствует, что кому-то он нужен и что живет не просто так. А когда цветы начинают дарить… ЭХ!!!

Вот оно - чувство самореализации.

Что ж, я думаю из этого примера Вы поняли, что значит самореализация. Многие люди стремятся подняться по карьерной лестнице, чтобы иметь больше власти и авторитета. Они управляют людьми и чувствуют свою важность. Но позже они осознают, что роль руководителя - это не их роль. Многие руководители хотят быть ведомыми, а не ведущими. Когда они ведомы, они чувствуют себя намного лучше.

Один бизнесмен закрыл свой бизнес и стал работать дизайнером. Он стал зарабатывать намного меньше денег, чем раньше, но чувствовал себя намного счастливее и свободнее. Профессия дизайнер делала его самым счастливым человеком, потому что именно в ней он реализовывал себя.

Одна женщина уволилась с одной работы и устроилась на другую. Ее доходы сократились на 30%, а это очень много. Но как-то раз, она заметила, что ее затраты тоже сократились. Почему? Потому что при той работе она тратила больше денег, пытаясь заполнить свою пустоту различными материальными ценностями. А ее новая работа приносила ей удовольствие и радость. Поэтому расходы резко сократились, а свободных денег при меньшей зарплате стало больше.

Думаю, Вы теперь поняли, какую главную потребность Вам нужно удовлетворять. Сделав это - Вы будете самым счастливым человеком. Но сначала Вам надо определить деятельность, в которой Вы по-настоящему самореализуетесь. Это не так сложно. Вы все равно в той или иной степени подозреваете, чем Вам нужно заниматься, чтобы реализовать себя.

А если нет, то есть некоторые эффективные способы. В помощь Вам статья - . Ответив на все вопросы честно - Вы . А именно исполнив свое предназначение - Вы самореализуетесь по-настоящему.

Есть еще один факт. Все мы в детстве точно знаем, кем хотим стать и в большинстве случаев оказываемся правы в выборе своего предназначения. Дело в том, что дети имеют сильно развитую , и если с детства мама и папа дают возможность своему ребёнку прислушиваться к себе, и не навешивают на него свои не воплощенные фантазии (как я уже писал выше), тогда найти себя и начать самореализовываться куда легче.

Самое главное - прислушаться к себе. Вы должны понять свои желания, зафиксировать основную идею, которая крутится у Вас в голове. Например, Вы постоянно по психологии, читаете биографии самых выдающихся психологов, обращаете на них внимание, испытываете некую зависть, что Вы не на их месте, думаете, как же им повезло, что они стали теми, кем стали. Если Вы уловили такие мысли, значит Вам нужно стремиться именно к этому.

ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО ВЫ НА ПРАВИЛЬНОМ ПУТИ:

  1. То, чем Вы занимаетесь, доставляет Вам удовольствие.
  2. Вы сами не понимаете, откуда у Вас берутся силы на выбранную Вами деятельность.
  3. Ваша деятельность действительно является полезной не только для Вас, но и для окружающих.
  4. Вы чувствуете, что у Вас есть резерв личностного и профессионального развития внутри выбранной деятельности.
  5. Вы хотите совершенствоваться в выбранной Вами виде деятельности.
  6. Вы хотите заниматься своей деятельностью снова и снова. Вы вскакиваете с постели, лишь бы поскорее приступить к работе.

Самореализация - это наивысшая потребность человека реализовать свои таланты и способности.

Это стремление индивида проявить себя в обществе и продемонстрировать свои положительные стороны.

Запомните, самореализация это то, к чему стоит стремиться. Реализация себя всегда было есть и будет самой достойной целью человека. Именно это сделает Вас самым счастливым человеком.

как достичь цели, способы достижения целей, как достигнуть цели

Нравится

В общем смысле самореализация личности — это деятельность, присущая психологически зрелым, по своему уникальным и имеющим собственную индивидуальность людям. Конечно, продолжительность жизни определяется высшими силами, но глубина и ширина жизненного пути зависят только от личности. Проблема самореализации достаточно распространенная. Как найти себя в обществе, какие факторы необходимы для успешной реализации себя, как успешной и гармоничной личности.

Что такое самореализация личности

Самореализация личности — это способность пройти путь самопознания и принять себя, найти собственную нишу и в полной мере раскрыть свои способности, раскрыть весь потенциал и получить удовольствие от каждого поступка и .

Многие психологи отмечают, что проблема самореализации требует всестороннего изучения и профессионального решения. В современной жизни часто встречается две категории людей:

  • первая категория долгие годы занимается , но погружается в бушующий жизненный океан, не реализовав уникальные возможности и таланты;
  • вторая категория не предпринимает попыток раскрыть себя не задумываясь о том, что такое самореализация и проживает отведенные годы впустую.

Еще один пример – прекращение финансирования успешного научного проекта. В связи с этим профессиональная самореализация ученого невозможна.

Потребность в самореализации, как матери, испытывает каждая женщина. Невозможность реализовать свое прямое предназначение на фоне постоянного одиночества трансформируется в алкогольную зависимость.

Основные условия личностной самореализации

Профессор школы социальной экологии Сальваторе Мадде в своих трудах определил факторы, способствующие самореализации личности.

  • Свобода, как условие самореализации личности.
  • Чувство абсолютного контроля над собственной жизнью.
  • Способность адаптироваться в жизненных условиях.
  • Спонтанность в принятии решений.
  • Наличие творческого потенциала.

Это важно! Очевидно одно – полноценная, успешная социальная и творческая самореализация личности возможна только при наличии уверенности в собственных силах и целеустремленности. Только при условии определенного жизненного азарта, трудолюбия и понимая поставленной цели можно стать
.

Движущие силы самореализации

Творческая самореализация

Творческая самореализация личности предполагает успешное применение талантов. При этом речь идет не только об искусстве, но и о научной деятельности. Для творческих личностей жизненно необходимо создать шедевр в искусстве, сделать научное открытие. Эти возвышенные стремления становятся мотивацией на творческую самореализацию своего таланта.

Это важно! Психологи отдельно выделяют самореализацию для женщины, которая, как правило, трактуется предназначением, заложенным природой, — найти любовь, создать семью, родить ребенка и воспитать его.

  1. Прежде всего, нужно грамотно и реально оценить собственные таланты и способности. Для этого психологи рекомендуют взять лист бумаги, создать спокойную, расслабляющую обстановку и записать качества и увлечения, над которыми необходимо работать.
  2. Честно и беспристрастно запишите все черты своего характера, независимо от того, насколько они ценятся обществом.
  3. Перечислите все виды деятельности, в которых вам хотелось бы реализовать себя. Вспомните о своих мечтах, чем вам хотелось заниматься в детстве. Как отмечают психологи, детские мечты отражают истинную личность человека. Напротив каждого вида деятельности запишите необходимые , которые помогут добиться успеха. Ведь только в происходит самореализация личности.
  4. Сравните списки и таким образом, вы увидите, какой вид деятельности подходит вам лучше всего. На первый взгляд, такой способ подходит только для подростков, которые не определились с профессией. Тем не менее, по статистике, большинство взрослых не удовлетворены своей работой и хотели бы сменить вид деятельности. Такая неудовлетворенность продиктована, прежде всего, неумением правильно определить свои таланты и расставить жизненные приоритеты.
  5. Многие ошибочно полагают, что реализовать себя можно только в профессиональной деятельности. Однако это всеобщее заблуждение. Необходимо абстрагироваться от традиционных взглядов и оценить себя всесторонне. Вполне возможно, что человеку удастся проявить себя во время отдыха или, занимаясь любимым хобби. Главное, чтобы процесс доставлял удовольствие – это основной признак того, что стратегия самореализации выбрана верно и проходит успешно.

Смотрите на видео — мнение эксперта о самореализации личности и поиске достойной цели в жизни.

Каждая личность уникальна по-своему. Жизненный путь отдельно взятого человека никогда не получится повторить. Но если длина нашей жизни предначертана свыше, то ее ширина, зависит лишь от нас. И здесь у многих возникает проблема и заключается она в самореализации человека как личности. Одним удается найти свою нишу, другие всю жизнь проводят в поисках, а третьи и вовсе проживают лучшие годы впустую. Как найти себя и полностью раскрыть свой потенциал? Об этом мы сейчас и поговорим.

Психология самореализации личности

Самореализация – это не только процесс совершенствования личности и познания себя. Также это и результат постоянного роста и работы с внутренним потенциалом. О людях, которые смогли реализовать свои внутренние ресурсы, обычно говорят, что они состоялись в жизни. Однако чтобы это произошло, человек обязан постоянно развиваться. Психологические проблемы самореализации личности заключаются в несоответствии между энергетическим и интеллектуальным потенциалом человека и степенью его актуализации. Иными словами, в силу различных жизненных обстоятельств истинный потенциал личности может не совпадать с конечным результатом ее деятельности. Это часто приводит к ощущению неудовлетворенности собственной жизнью. Несмотря на это потребность в самореализации сохраняется у каждой личности и этот феномен уже долгое время изучается ведущими психологами мира.

В своих исследованиях С.Л. Рубинштейн пришел к выводу, что основным механизмом формирования личности являются мотивы. Они проявляются в мыслях и поступках человека. Если, к примеру, человек берет на себя ответственность, смелость в принятии решений и работает со своими страхами, то впоследствии эти поступки укоренятся в его сознании в виде определенных черт характера. В результате все новые свойства будут связаны в единую систему, с помощью которой человек сможет, либо наоборот окажется не в состоянии раскрыть себя.

К. Роджерс выделял два типа личности:

  • полноценно функционирующая;
  • неприспособленная.

Однако другой его коллега С. Мадди сравнил несколько теорий личности и взял за основу в своих исследованиях следующие хараткеристики полноценного человека:

  • творчество – без него невозможна жизненная реализация личности;
  • принцип «здесь и теперь» - включает в себя подвижность личности, ее высокую адаптивность и спонтанность в принятии решений;
  • свобода действий во всех жизненных ситуациях – ощущение контроля над своей жизнью.

Стратегии самореализации личности

Самореализация – это процесс, который длится в течение всей жизни человека. Она становится возможной только тогда, когда сама личность осознает свои способности, интересы и потребности. Иными словами вся жизнь человека строится на цепочке действий, направленных на самореализацию и достижение жизненных целей. Чтобы состояться в жизни важно прилагать усилия, которые состоят из определенных стратегий. Выполнение этих стратегий и является главным условием самореализации личности.

С изменением возраста человека, меняются его потребности, а значит, цели и жизненные стратегии тоже видоизменяются. К примеру, в юности человек начинает определяться в выборе профессиональной деятельности, а многие на первых порах начинают решать и вопросы личной жизни. Когда первая ступень самореализации достигнута и человек обзавелся семьей и профессией, начинается коррекция и видоизменение стратегий. Когда уходит потребность в обретении должности, начинается адаптация к этой должности, окружению и т.п. Что касается семьи, то и там происходит нечто подобное. Стратегии выбираются личностью с учетом возраста, характера и потребностей. Хотя нередки случаи, когда срабатывает принцип «здесь и сейчас», когда у человека нет времени на раздумья или выгода подвернувшегося действия очевидна.

Возникает резонный вопрос - какие существуют способы самореализации личности? Какими инструментами пользуется человек, чтобы достичь общественного признания и занять свое место в жизни? На самом деле все довольно просто. Ежедневно мы раскрываем себя в труде, в хобби и увлечениях, а недавно появился и новый способ самореализации – глобальная сеть и мировое информационное пространство. Однако все же главным и основным средством, через которое проходит весь потенциал человека, является творчество. Психологи считают, что только творческая активность может привести человека к сверхнормативной деятельности без преследования какой-то определенной цели. Иными словами, творчество – это добровольное занятие, на которое человек готов тратить все свои силы ради того чтобы проявить себя и свои возможности. Но что мотивирует человека на длительную и кропотливую работу над собой? Это, как правило, общеизвестные и общечеловеческие ценности, потребности и механизмы.