Специфика мотивной организации художественного текста федора сологуба. «На севере диком стоит одиноко…»

Одинок я - нет отрады;
Стены голые кругом;
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем.
М.Ю. Лермонтов

Открывая томик Лермонтова, погружаешься в мир авторской жизни, его мыслей, переживаний. Его произведения пронизаны безысходной грустью; почему-то не можешь представить его улыбающимся, спокойным, счастливым. Лицо автора невольно представляется мрачным, лишенным мимики, с темными глазами, в которых застыли одиночество и тоска. В чем же причина этого трагического разлада с жизнью? В том, что судьба рано лишила его родительской ласки, отказалась подарить ему и женщину, которая бы его любила, понимала? В том времени, когда страх преследований стал нормой отношений между людьми? He знаю. Возможно, все это переплелось и соединилось в этом «мрачном гении» России.

Ho, скорей всего, лучше о душе и чувствах поэта скажут его стихи. Малейшие нюансы, все оттенки одиночества можно отыскать в его поэзии. Пожалуй, наиболее выраженное чувство одиночества проявилось в стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...»

Одиночество тюрьмы обусловливается обстоятельствами, которые не зависят от человека. Ho почему же тогда писатель одинок и в кругу столь горячо любимой им природы? Красота природы всегда притягивала и очаровывала Лермонтова. Она волновала его душу, наполняла ее несравненной энергией, любовью. Казалось бы, это счастье. Тем не менее автор не может успокоиться. Что-то томит его. Что-то очень сильно его волнует, не дает покоя, заставляет забыть все прелести жизни. Ничто не может развеять тоску писателя. Даже природа, где все полно и гармонично.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что лее мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

Настроения автора всегда изменчивы. Ощущение покоя и тишины часто резко прерывается ощущением внезапной боли. Лермонтов сам задается вопросом, пытаясь разобраться в собственной отъединенности от мира, в причине своего беспокойного одиночества. Ho в чем же кроется суть печали Лермонтова, если он не жалеет о прошлом и не ждет ничего от будущего?

Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Эту мечту можно понимать по-разному. Как гармонию с миром и как надежду на встречу с близкой родственной душой. Ho Лермонтов обречен на вечные скитания среди чуждых ему людей. Он «плавает» в обществе лжи, фальши и скуки. Из царства фальши и пустоты он уносится в незабываемый мир детства. Память оживляет в нем милые сердцу картины: «сад с разрушенной теплицей», «спящий пруд», «высокий барский дом».

Лермонтов отрекается от всех чувств. Он смотрит с «холодным вниманьем» вокруг, трезво оценивая все происходящее.

В стихотворении «И скучно и грустно» уже нет того всплеска эмоций, который присущ писателю.

Желанья... что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят - все лучшие годы.

Ho, если задуматься, разве человек может жить без мечты и желаний? Они ведь дают незримую силу, энергию, наполняют жизнь смыслом. Ho Лермонтов не хочет «вечно желать». Он хочет обрести покой и найти вечную любовь, которая бы связала его с близким ему человеком:

Любить по кого же?...на время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно.

Вот именно это, то, что «вечно любить невозможно», и делает писателя обреченным на вечное одиночество. Лермонтов осознает, что никогда не сможет удовлетворить свою душу вечной любовью. Когда-нибудь может произойти разрыв. Тогда какая разница - когда быть одиноким и страдать: потом или сейчас?

МОТИВЫ СКОРБИ И ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА.
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока,

Это страшное признание Лермонтова сделано в последний год его жизни. Как будто предчувствуя скорую гибель, поэт смотрит на пройденный путь. В его взгляде с новой силой воплощается глубокая скорбь, всегда сопутствовавшая Лермонтову. “Про­рок” - последняя капля в чаше его страданий. И если пушкин­ское последнее стихотворение “Я памятник себе воздвиг неруко­творный...” устремлено в будущее, то лермонтовский “Пророк” полон отчаянья, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не пропали даром. Осмеянный, презираемый пророк - вот лермонтовское продолжение и опро­вержение строк Пушкина:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Скорбь и одиночество Лермонтова проходят на смену жизнеу­тверждающей, светлой поэзии Пушкина.

Судьба Лермонтова во многом определила настроение его поэ­зии. Николаевская эпоха наложила свой отпечаток на творчество поэта. Это усугублялось тяжелыми обстоятельствами жизни Лер­монтова, особенностями его натуры. Детство его было омрачено сложными отношениями в семье, что отразилось в стихах:

Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть...

Лермонтов глубоко страдал от невозможности быть понятым:

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной ...

Один из основных мотивов творчества Лермонтова - противо­поставление многогранной и духовно богатой личности поэта пусто­те светского общества. Эта тема нашла свое завершение в образе го­нимого пророка.

Лермонтов был одинок, и тема одиночества звучит почти в каж­дом его произведении. Это во многом объясняется личными качест­вами поэта. По свидетельствам современников, он был резким, зам­кнутым человеком. Однако главная причина трагического одиноче­ства Лермонтова заключается, видимо, в том, что он мало встречал в жизни людей, отвечавших его необычайно высоким нравствен­ным и интеллектуальным требованиям. Как преображается лири­ческий герой Лермонтова в стихотворении “Памяти А. И. Одоев­ского”, когда речь идет о близком, любимом друге!

Но он погиб далеко от друзей...
Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
Покрытое землей чужих полей,
Пусть тихо спит оно, как дружба наша
В немом кладбище памяти моей!

Это стихотворение рождено чувством невосполнимой утраты. Но чаще одиночество, тоска поэта выливаются в гневное презрение к людям, чью неприязнь или равнодушие он всегда вопринимал очень болезненно:

И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моем...

В стихотворениях “Монолог”, “I января 1841 г.” и во многих других Лермонтов шлет проклятия “светским цепям”, убивающим душу человека.

Сложный характер Лермонтова лишь обострял те противоре­чия, которые сложились между думающим, страстным поэтом и равнодушной, холодной светской толпой. Уже в его юношеских стихотворениях звучит возмущение жестокостью законов и уни­женным положением человека в России второй четверти XIX века:

Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! этот край... моя отчизна!

Ранняя разочарованность в политической ситуации, невозмож­ность применить свои силы на гражданском поприще в те годы, после поражения декабристов, - все это было истинной трагедией для Лермонтова. Он не раз открыто, бесстрашно выступал против сытых вельмож, полицейского надзора:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Тяжелое положение в николаевской России Лермонтов пережи­вал, как личное горе. В стихотворениях “Дума”, “Смерть поэта”, “Родина ” отразилась его боль, связанная с пассивностью молодого поколения, утратой истинных ценностей.

Скорбь и одиночество, вызванные общественными и личными причинами, наполняют все творчество Лермонтова. Стремлением поэта к истинному чувству и болью неразделенности проникнута его любовная лирика:

Страшись любви: она пройдет,
Она мечтой твой ум встревожит,
Тоска по ней тебя убьет,
Ничто воскреснуть не поможет.

Вся тяжесть одиночества и скорби поэта с огромной силой во­плотилась в произведениях о природе . Пейзаж здесь неотделим от переживаний поэта. Лермонтов то противопоставляет свой внутрен­ний мир цветению природы, то сравнивает собственную судьбу с пе­чальной историей одинокой сосны или гонимого ветром листка. Иногда автор пытается отыскать в природе спасение от преследую­щего его отчаянья:

Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка... -
...Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.

Величие и мудрое спокойствие природы становятся последней отрадой осмеянного пророка.

Чувство скорби не покидает Лермонтова, когда он обращается к теме назначения поэзии. Тяжкие сомнения, боль за певца, продаю­щего свое вдохновение, звучат в стихотворениях “Безумец я...” и “Поэт”:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?

На смену “сладостному союзу” поэтов, воспетому Пушкиным, приходит одиночество Лермонтова. Пушкинское гордое безразли­чие к мнению толпы сменяется порывом:

Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я - или Бог - или никто!

Но толпа не понимает и не признает своего гения. И тогда воз­никает “Пророк”, как крик отчаяния, как выбор, как решение судьбы. Противоборство между поэтом и окружающим миром, по­родившее скорбь и тоску творчества, приводит Лермонтова к трагической гибели.

Проходит рефреном через все произведения. В первую очередь это связано с биографией поэта, наложившей отпечаток на его мировоззрение. Он рано потерял мать, отношения с отцом не сложились. Единственным близким человеком была бабушка - Елизавета Арсеньева, которая в маленьком Мише Уже в детстве Лермонтов осознал, что отличается от окружающих. На протяжении всей своей недолгой жизни поэт был одинок. Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова - это не только тематика его творчества, но и состояние души.

«Поэт совсем другой эпохи»

Так называл поэта Белинский, сравнивая с А.С. Пушкиным. Уже в ранней лирике Лермонтова появляются ведущие мотивы его творчества: поэтическое избранничество, влекущее за собой одинокое существование. Но он понимает, что не в силах что-либо изменить, поэтому своего рода изгнанничество принимает добровольно. «Я к одиночеству привык», — признается лирический герой, который так похож на самого Лермонтова.

На характер поэта повлияло и время, в которое он жил и творил. восстание декабристов - эти события отложились в памяти не только Лермонтова, но всех его современников. Так, в стихотворении «Дума» поэт приходит к выводу, что пессимистические настроения характерны для всего поколения. Лирический герой - уставший, окруженный толпой, но Его беспокоит бездействие, безразличие людей к общественной жизни.

Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова (материал «Парус»)

Знаменитый «Парус» поэт написал в семнадцать лет. Почвой для него стали личные переживания юного Лермонтова. Из-за конфликта с профессором поэту пришлось бросить Московский университет и по настоянию бабушки переехать в Петербург для поступления в школу юнкеров. Переживания поэта о будущем легли в основу стихотворения. Образы моря, бури, паруса сопровождают мотивы скорби и одиночества в лирике Лермонтова, особенно в раннем творчестве. Лирического героя можно охарактеризовать как мятежного и одинокого. Именно таким и был сам поэт, всю жизнь «искавший бури».

Один в толпе

Умный и образованный Лермонтов тяжело сходился с людьми. Свою непохожесть на других он увидел еще в детстве. По воспоминаниям современников, он был прямым, едким, скрытным человеком, поэтому часто его недолюбливали и даже ненавидели. Лермонтов сильно страдал от невозможности быть понятым.

Так, в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» он рисует общество бездушных людей, лишенных человеческого тепла. Фальшивая, ограниченная толпа угнетает лирического героя, он понимает, что ему здесь не место. Мечтательно он рисует образ возлюбленной. К сожалению, он осознает, что это все обман, а он все так же одинок.

Мотив одиночества в лирике Лермонтова звучит и в произведении «Выхожу один я на дорогу…», которое он написал за три месяца до своей гибели. В нем поэт философски подводит итоги своей жизни, размышляет о смерти. «Жду ль чего? / Жалею ли о чем?» - спрашивает у себя лирический герой. Он мечтает сладко заснуть под дубом, наслаждаясь пением возлюбленной.

Свою скорую трагическую гибель поэт предчувствует и в стихотворении «Пророк», написанном за несколько недель до смерти. Лермонтова не покидает чувство скорби, он полон отчаяния, он не верит в признание потомков, ценность своего труда. Он сравнивает себя с пророком, которому суждены гонения и непонимание окружающих.

Любовные страдания, нашедшие отражение в лирике поэта

Известно, что Лермонтову не везло в любви. Самая сильная привязанность поэта, образ которой остался жить на страницах произведений и в строчках стихотворений, - очаровательная Варенька Лопухина - стала чужой женой. Сложные взаимоотношения связывали их до самой смерти поэта, известие о которой окончательно сломило Варвару. Она пережила любимого всего на десять лет. Именно черты Лопухиной он искал в других женщинах.

Еще одна муза поэта - Екатерина Сушкова - лишь играла его чувствами, впрочем, как и Наталья Иванова, изменившая ему. Неудивительно, что тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова особенно ярко прослеживается в любовных стихотворениях.

«Мы случайно сведены судьбою» - первое произведение, адресованное Вареньке Лопухиной. Уже в нем звучит мотив разлуки, невозможности счастья и взаимной любви. В стихотворении «Нищий» мотив одиночества в лирике Лермонтова вызван неразделенными чувствами. Произведение было написано в 1830 году и имеет отношение к раннему творчеству поэта. В стихотворении Лермонтов сравнивает себя с нищим, которому вместо подаяния положили в руку камни. Такими были отношения поэта с Екатериной Сушковой, которые и легли в основу произведения.

Цикл стихотворений, посвященных Наташе Ивановой, - история и горького разочарования. «Я недостоин, может быть, / Твоей любви», - обращается к ней автор. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» - пишет поэт незадолго до гибели. Кому посвящено это стихотворение, до конца не установлено.

Одиночество или свобода?

Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М. Ю. Лермонтова - центральные в стихотворении «Тучи». Оно было написано в 1840 году, накануне второй ссылки поэта на Кавказ. Образы туч, волн и облаков символизируют свободу, которой так не хватает лирическому герою. Он сравнивает себя с тучками, с иронией называет их «изгнанниками». Свобода и одиночество в творчестве поэта не могут существовать друг без друга. Так, в стихотворении «Желанье» герой жаждет временной свободы, а в «Узнике» она становится единственной целью.

«На севере диком стоит одиноко…»

Лермонтов никогда не занимался переводами, однако зимой 1841 года, незадолго до гибели, сделал несколько переводов стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне, которые вошли в «Лирический цикл». Нам это произведение известно как «На севере диком стоит одиноко…». В нем особенно явственно чувствуется мотив одиночества в лирике Лермонтова. Мы знаем, что из-за непростого характера поэта не понимали и не принимали. А ему так хотелось тепла, поддержки близкого человека.

Образ сосны, растущей на крайнем севере, олицетворяет мысли и настроения самого Лермонтова. В одиноком дереве поэт узнал себя. Однако он не терял надежды встретить настоящего друга - в стихотворении его прототипом стала пальма, растущая на юге и такая же одинокая, как и сосна.

Вместо заключения

Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова пришла на смену светлой поэзии А.С. Пушкина. Поэт всю жизнь боролся с окружающим миром и глубоко страдал от того, что его не понимают. Душевные переживания нашли отражение в его творчестве, пронизанном тоской и скорбью.

Любовь у Пушкина - светлое, вдохновляющее чувство, а у Лермонтова она неотделима от печали и боли. Так, писатель и критик назвал Александра Сергеевича дневным, а Михаила Юрьевича - ночным светилом нашей поэзии.

Мысли и взгляды Лермонтова были новы и непонятны для России, поэтому ему сложно было найти единомышленников. Его дважды отправляли в ссылки, стихотворения подвергали жесткой цензуре. Но, несмотря на все это, поэт боролся, прямо выражал свои чувства и мысли, при этом осознанно обрекая себя на одиночество.

ВВЕДЕНИЕ

Какой бы стороны творчества М.Ю.Лермонтова мы не коснулись, стихи это или проза, лирические или эпические произведения - везде прослеживается тема одиночества. Она проходит непрерывным мотивом через всю его поэзию. Ни у кого из русских поэтов эта тема не вырастала в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова. Он является создателем трагической концепции человека, обреченного жить в вечном и неустранимом конфликте с обществом, эпохой, мирозданием и, что самое страшное, в разладе с самим собой.

Что касается главного направления творческих поисков писателя, то оно, как раз -таки, заключается в преодолении отчуждения между личностью и окружающим ее внешним миром. Именно в лирике наиболее полно отразились идейные и художественные искания писателя, его основные творческие интересы, факты личной биографии и «биографии» его поколения.
Как уже было сказано, тема одиночества пронизывает все творчество писателя. Для Лермонтова она была актуальна на протяжении всей жизни, актуальна она и сейчас. В одних произведениях о ней не говорится открыто, в других,- напротив, он доносит до нас именно то, что хочет. Но как бы Лермонтов не пытался выразить свое одиночество: замаскировать его или кричать о нем, оно остается главенствующим, значимым для поэта.
Смысл движения Лермонтова, как писателя, состоит в постоянном возвращении к излюбленным образам, темам и мотивам (особенно к теме одиночества), которые на каждом новом этапе варьировались, обогащались и усложнялись, отражая стремительное развитие личности самого писателя и рост его художественного мастерства.

Объектом исследования в данной работе является М.Ю. Лермонтов и его поэзия.

Предмет исследования: мотив одиночества в ранней лирике поэта и лирике позднего периода.
Цель данной работы: рассмотреть этапы лирики Лермонтова и попытаться понять, как отражена в них тема одиночества, и почему поэт, за всю свою жизнь, так и не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отечестве.
Задачи:
1)Показать, как отражена тема одиночества на раннем (юношеском) этапе творчества Лермонтова.

2) Показать, какие черты приобретает тема одиночества в зрелой лирике
3)Изучить лирику Лермонтова и найти стихотворения, наиболее удачно выражающие тему одиночества, проанализировать их.
4)Проследить эволюцию развития мотива одиночества в раннем и зрелом периодах творчества М. Ю.Лермонтова; выявить, в какой период творчества эта тема раскрывается наиболее полно; что нового внес Лермонтов в трактовку темы одиночества.

В работе были использованы в основном типологические, сравнительно-исторические и структурно-семантические методы исследования художественных произведений.

Глава 1. Основные понятия.

1.1.Понятие о мотиве в литературоведении.

«Мотив», каждый встречал этот термин в своей жизни, многие знают его значение благодаря обучению в музыкальных школах, но также этот термин широко используется в литературоведении. Мотив различается в своем определении, но какое же значение он имеет в литературных произведениях. Для людей, имеющих отношение к изучению и анализу литературных произведений необходимо знать значение мотива.

Мотив (фр. motif, нем. motiv от лат. moveo - двигаю) - термин, перешедший в литературоведение из музыковедения. Это «наименьшая самостоятельная единица формы музыкальной Развитие осуществляется посредством многообразных повторений мотива, а также его преобразований, введении контрастных мотивов Мотивная структура воплощает логическую связь в структуре произведения».

1. Впервые термин зафиксирован в «Музыкальном словаре» С. де Броссара (1703). Аналогии с музыкой, где данный термин - ключевой при анализе композиции произведения, помогают уяснить свойства мотива в литературном произведении: его вычленяемость из целого и повторяемость в многообразии вариаций.

Мотив стал термином для ряда научных дисциплин (психология, языковедение и др.), в частности литературоведения, где имеет достаточно широкий диапазон смыслов: существует целый ряд теорий мотива, между собой далеко не всегда согласующихся.

2. Мотив как явление художественной словесности тесно соприкасается и пересекается с повторами и их подобиями, но им далеко не тождественен.

В литературоведении понятие «мотив» использовалось для характеристики составных частей сюжета еще И.В. Гёте и Ф. Шиллером. В статье «Об эпической и драматической поэзии» (1797) выделены мотивы пяти видов: «устремляющиеся вперед, которые ускоряют действие»; «отступающие, такие, которые отдаляют действие от его цели»; «замедляющие, которые задерживают ход действия»; «обращенные к прошлому»; «обращенные к будущему, предвосхищающие то, что произойдет в последующие эпохи».

3.Исходное, ведущее, главное значение данного литературоведческого термина поддается определению с трудом. Мотив - это компонент произведений, обладающий повышенной значимостью (семантической насыщенностью). А.А. Блок писал: «Всякое стихотворение - покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды. Из-за них существует произведение».

4. То же самое правомерно сказать о некоторых словах и обозначенных ими предметах в романах, новеллах, драмах. Они и являются мотивами.

Мотивы активно причастны теме и концепции (идее) произведения, но их не исчерпывают. Являя собой, по словам Б.Н. Путилова, «устойчивые единицы», они «характеризуются повышенной, можно сказать, исключительной степенью семиотичности. Каждый мотив обладает устойчивым набором значений».

5. Мотив так или иначе локализован в произведении, но при этом присутствует в формах самых разных. Он может являть собой отдельное слово или словосочетание, повторяемое и варьируемое, или представать как нечто обозначаемое посредством различных лексических единиц, или выступать в виде заглавия либо эпиграфа, или оставаться лишь угадываемым, ушедшим в подтекст. Прибегнув к иносказанию, скажем, что сферу мотивов составляют звенья произведения, отмеченные внутренним, невидимым курсивом, который подобает ощутить и распознать чуткому читателю и литературоведу-аналитику. Важнейшая черта мотива - его способность оказываться полуреализованным в тексте, явленным в нем неполно и порой оставаться загадочным.

Понятие мотива как простейшей повествовательной единицы было впервые теоретически обосновано в «Поэтике сюжетов» А.Н. Веселовского. Его интересовала по преимуществу повторяемость мотивов в повествовательных жанрах разных народов. Мотив выступал как основа «предания», «поэтического языка», унаследованного из прошлого: «Под мотивом я разумею простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения. При сходстве или единстве бытовых и психологических условий на первых стадиях человеческого развития такие мотивы могли создаваться самостоятельно и вместе с тем представлять сходные черты»[ Веселовский 1992:84 ].

6. Веселовский считал мотивы простейшими формулами, которые могли зарождаться у разных племен независимо друг от друга. «Признак мотива - его образный одночленный схематизм…» [Веселовский1992: 301].

Например, затмение («солнце кто-то похищает»), борьба братьев за наследство, бой за невесту. Ученый пытался выяснить, какие мотивы могли зародиться в сознании первобытных людей на основе отражения условий их жизни. Он изучал доисторический быт разных племен, их жизнь по поэтическим памятникам. Знакомство с зачаточными формулами привело его к мысли, что сами мотивы не являются актом творчества, их нельзя заимствовать, заимствованные же мотивы трудно отличить от самозарождающихся.

Творчество, по Веселовскому, проявлялось прежде всего в «комбинации мотивов», дающей тот или иной индивидуальный сюжет. Для анализа мотива ученый использовал формулу: a + b. Например, «злая старуха не любит красавицу - и задает ей опасную для жизни задачу. Каждая часть формулы способна видоизмениться, особенно подлежит приращению b» [Веселовский 1992:301]. Так, преследование старухи выражается в задачах, которые она задает красавице. Задач этих может быть две, три и больше. Поэтому формула a + b может усложняться: a + b + b1 + b2. В дальнейшем комбинации мотивов преобразовались в многочисленные композиции и стали основой таких повествовательных жанров, как повесть, роман, поэма.

Сам же мотив, по мнению Веселовского, остался устойчивым и неразложимым; различные комбинации мотивов составляют сюжет. В отличие от мотива, сюжет мог заимствоваться, переходить от народа к народу, становиться бродячим. В сюжете каждый мотив играет определенную роль: может быть основным, второстепенным, эпизодическим. Часто разработка одного и того же мотива в разных сюжетах повторяется. Многие традиционные мотивы могут быть развернуты в целые сюжеты, а традиционные сюжеты, напротив, «свернуты» в один мотив. Веселовский отмечал склонность великих поэтов с помощью «гениального поэтического инстинкта» использовать сюжеты и мотивы, уже подвергшиеся однажды поэтической обработке. «Они где-то в глухой темной области нашего сознания, как многое испытанное и пережитое, видимо, забытое и вдруг поражающее нас, как непонятное откровение, как новизна и вместе старина, в которой мы не даем себе отчета, потому что часто не в состоянии определить сущности того психического акта, который негаданно обновил в нас старые воспоминания» [Веселовский 1992:70].

Мотивы могут выступать либо как аспект отдельных произведений и их циклов, в качестве звена их построения, либо как достояние всего творчества писателя и даже целых жанров, направлений, литературных эпох, всемирной литературы как таковой. В этой надындивидуальной стороне они составляют один из важнейших предметов исторической поэтики.

На протяжении последних десятилетий мотивы стали активно соотноситься с индивидуальным творческим опытом, рассматриваться в качестве достояния отдельных писателей и произведений. Об этом, в частности, свидетельствует опыт изучения поэзии М.Ю. Лермонтова.

В понимании Веселовского, творческая деятельность фантазии писателя не произвольная игра «живыми картинами» действительной или вымышленной жизни. Писатель мыслит мотивами, а каждый мотив обладает устойчивым набором значений, отчасти заложенных в нем генетически, отчасти явившихся в процессе долгой исторической жизни.

Но какие бы смысловые тона ни придавались в литературоведении слову «мотив», остаются самоочевидными неоценимая значимость и подлинная актуальность этого термина, который фиксирует прежде всего реально существующую грань литературных произведений .

1.2.Одиночество: понятие и сущность.

Каждый человек на себе ощущал действие одиночества, но редко кто задумывался над тем, что заставляет его так переживать и беспокоиться при этом.
Так что же такое одиночество, и какова его природа?
Анализ имеющихся источников показал, что единого ответа на этот вопрос не существует. Очевидно, что само слово «одиночество» подразумевает «остаться наедине с самим собой». Наедине – это не значит, что буквально, одному.
Чувство одиночества нередко приходит и к тем, кто постоянно находится в обществе в окружении других.
«Одиночество рассматривается в литературе с разных аспектов, среди которых можно выделить:
1. религиозный аспект;
2. философский аспект;
3. социально-психологический аспект;
4. психоаналитический аспект, и т.д.» .
Но необходимо отметить, что даже внутри каждого аспекта имеется множество направлений, которые по-своему рассматривают данную проблему.
Наибольший интерес для обсуждения представляют социально-психологический и психоаналитический аспекты, которые исходят из состояния психики конкретного человека и его отношения с обществом.
Сторонники социально-психологического подхода возлагают ответственность за возникновение одиночества на общество.
«Они выделяют несколько факторов, способствующих усилению одиночества в современном обществе:
1. ослабление связей в первичной группе;
2. увеличение семейной и социальной мобильности;
3. Другие аналогичные факторы» .
Одной из главных причин одиночества, по их мнению, является ориентация на других.
Люди с такой ориентацией хотят нравиться, постоянно приспосабливаются к обстоятельствам, а также обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий.
Это приводит к тому, что такая личность может приобрести «синдром обеспокоенности» и зависимость от других людей. Эта личность будет постоянно испытывать потребность проявления внимания к себе со стороны других, причем эта потребность в современном обществе никогда не может быть удовлетворена и человек становится «одиноким в толпе».
Психоаналитический аспект ставит во главу проблемы исключительно личностные переживания индивида, его психологическое воспитание, уходящее корнями в детство.
Один из представителей психоанализа Зилбург различал одиночество и уединенность.
Уединенность -считал он - «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то».
Одиночество же - это непреодолимое, неприятное (оно как «червь» разъедает сердце), постоянное ощущение. Зилбург считает, что причинами одиночества являются такие черты личности как нарциссизм, мания величия и враждебность, а также стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества.
Такая нарциссистическая ориентация начинает формироваться в детском возрасте, когда ребенок вместе с ощущением радости быть любимым испытывает потрясение, вызванное тем, что он - маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других.
Об этиологии одиночества писал и Г. Салливан. Рассматривая потребность в человеческой близости, он считал, что она, «начинаясь в младенчестве (стремление ребенка к контакту), в подростковом возрасте приобретает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. Если подросток не может удовлетворить эту потребность, то у него может развиться глубокое одиночество» .
Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки. Существуют так называемые «промежуточные» представления об одиночестве, которые сочетают в себе несколько перечисленных выше аспектов данной проблемы.
Так, например, человеко-центрированный подход (К. Роджерс), который сочетает в себе психоаналитический и социально-психологические подходы. К. Роджерс считает, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность. Согласно мнению Роджерса, одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его - феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я».
Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа, то получиться следующая картина:
1. Первоначально общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с установленными нормами поведения в рамках определённой социальной роли. При этом истинное «Я» конкретного человека может не соответствовать той роли, которую ему выбрало общество.
2. Из-за несоответствия истинного «Я» и проявления этого «Я» в отношениях с другими людьми возникают противоречия, которые приводят к потере смысла существования.
3. Человек, чтобы решить эту проблему, устраняет барьеры на пути к собственному «Я», то есть, он сливается с обществом, но при этом у него возникает страх быть отвергнутым. Он считает, что его собственное «Я» может быть не принято окружающими, что заставляет его придерживаться социальной роли, быть как все, что в свою очередь, ведёт к опустошённости и к чувству одиночества.
Конечно, можно подумать, что в данном случае человек принимается обществом, и он не может быть одиноким, но на самом деле, общество принимает не самого человека, а его «маску», «социальную тень», а сам человек, его внутреннее «Я» погружается в одиночество. Точек зрения на проблему одиночества множество. Одни считают, что одиночество – это неотъемлемая часть человека. Другие считают, что одиночество – это зло и с ним надо бороться.
Несмотря на многообразие взглядов в данном направлении, можно сделать вывод о том, что одиночество понимается в двух основных смыслах:
1. Фактическое одиночество, то есть, отсутствие вокруг людей;
2. Психологическое одиночество (одиночество в толпе), то есть, внутреннее переживание индивида» .

Глава II.Мотив одиночества в русской литературе.

Практически для всех поэтов и писателей состояние одиночества является одним из основных переживаний в жизни, которое находит отражение в их творчестве и влияет на их поэзию. При этом переживание самого состояния одиночества служит палитрой для глубины и яркости отражения особенностей бытия. Так, русская поэзия начала XX века отразила и раскрыла суть мирового кризиса, связанная с потерей религиозности, катастрофой ценностей, отсутствием перспектив развития, к тому же заглубленной социальными антагонизмами.

Как часто говорит об одиночестве В. Брюсов! Интимные стихи Брюсова, очень личные,и вместе с тем выражают общий для его времени нравственный опыт, достаточно невеселый, даже горький.

Стихотворение 1903 года «Одиночество» воспроизводит беспощадность заключения:«на дне души - тюрьмы», ощущение отделенности от других людей и в страсти, наконец, то, что особенно невыносимо - быть «вечно в центре круга, где вечно замкнутый кругозор ».

Тема одиночества личности - одна из ключевых в лирике Блока. Здесь поэт выступает в первую очередь наследником традиции Лермонтова, который написал гениальное стихотворение: «Выхожу один я на дорогу». Лирический герой Александра Блока - поэт, творческая личность - как правило, изображается или отшельником, или созерцателем чужой жизни. В нем представлены ведущие символистские мотивы: раздвоенности (контраста), тайны, вечности, одиночества.

Великолепие формы стиха и приземленность, пошлость описываемой в нем действительности создают мотив раздвоенности уже в первых четырех строфах. Из-за негативного отношения (скепсис, иронию, сарказм) лирического героя к низкой действительности выражена его внутренняя непричастность к ней, значит, налицо мотив одиночества. И в итоге лирический герой пришел к выводу, что истина - в одиночестве, но не пустом и бесполезном, а в дарующем многообразие бытия, выраженное через символ вина.

Футуризм без Маяковского представить невозможно. Он был самым известным и талантливым поэтом-футуристом (не будь Маяковского, футуризм не получил бы такой популярности). Едва ли не основной темой раннего Маяковского становится тема трагического одиночества поэта: «Я одинок, как последний глаз идущего к слепым». Причина этого в том, что вокруг - нет людей. Есть толпа, масса, сита, что жует, смотрящий «устрицей из раковины вещей».

Таким образом, многие русские поэты раскрывают трагедию одинокой души, брошенной в холодный, враждебный, жестокий мир. Они доказали, что одиночество - это не отрешенность от жизни, это упрек и вызов окружающей действительности. Стихи наполнены мыслями о смысле жизни.

Глава III. Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

Я думал: "Жалкий человек.

Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он - зачем?"
«Валерик»
Одной из главных тем лирики Лермонтова стала тема одиночества. Одиночество приобретает самые разные черты: это и заточение, и любовное одиночество, проявляющееся во многих любовных стихотворениях, и одиночество человека в мире:
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье - все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
«Одиночество»
Слова с корнем «один» встречаются чаще других в создании им поэтических образов: «белеет парус одинокой», «вверху горит одна звезда», «выхожу один я на дорогу» и т.д. Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучит этот мотив его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество. В самом начале творчества Лермонтова эта тема раскрывается им в традициях романтизма.
Тема одиночества возникает у Лермонтова в традиционно-элегическом облике унылого героя, как чисто внешняя отчужденность, удаленность лирического героя от мира людей или как вынужденное изгнанничество, как вечное скитальчество и сиротство. В самых ранних стихах одиночество нередко носит весьма абстрактный характер: зачастую оно только называется. Но за абстрактной условностью стояли напряженные поиски своего места в мире и своего героя, отвечающего грандиозным устремлениям личности и высокой поэтике романтизма.

3.1Ранняя лирика.
Ранние стихотворения Лермонтова – это своего рода лирический дневник, в котором лирические размышления были составной частью становления личности. Главным мотивом творчества были внутренняя жизнь поэта, его мысли и мечты. Он созидал свою судьбу, а в стихах выразил то, чем питалась его душа, видя в них единственных и неизбежных спутников своей юности, способных запечатлеть невыразимое, не вмещавшееся в узкие рамки привычного прозаического слова. Раздумья автора отмечены редкой по его возрасту (14-20 лет) зрелостью. Исходным становится переживание печального одиночества: «Брожу один как отчужденный!» . Мрачные чувства – результат биографических факторов, таких как отсутствие родительского тепла (мать умерла, когда мальчику было всего 2 года; с отцом сложились непростые отношения); позже, неразделенное увлечение одной, бесславно окончившаяся любовь к другой. Не прошла и без последствий отстраненность от сокурсников Московского университета. Но во всем этом мы видим лишь внешние причины горестного настроя. Внутренне же, душа пылкая многое воспринимает с мучительным недоумением: причину надлома – «средь веселья дух страждет и грустит», невосполнимую потерю – «дух погас и состарился», одновременно совсем иную склонность – «Я к одиночеству привык». Проникновением в тайны столь сложного мироощущения и стала ранняя поэзия Лермонтова.
Юный Лермонтов владел «сильно действующим словом» . Он обращал свой взор прежде всего на отрицательные явления, как бы накапливая доказательства порочности того мира, о котором писал. Всюду авторское неприятие действительности рождает цепь острых, сгущенных определений: «злобы яд», «полны ядом… объятия», «умы и хладные, и твердые, как камень» .
«В ранней лирике личность романтика противопоставлена целому миру. Конфликт с миром означал не только противостояние обществу, но и мятеж против неба, Бога и мироздания. Романтическая антитеза человек-мир побуждала лирического героя Лермонтова остро ощущать собственное избранничество» . Лирическое «я» - могущественная личность, способная единолично разрешить коренные вопросы общественного и нравственного устройства мира, который кажется ей абсолютно несовершенным, лишенным гармонии, а нередко и смысла. Герой ранней лирики был избранником неба, убежденным в том, что его ожидает прекрасная и трагическая судьба. И хотя в стихотворениях Лермонтова не говорилось о конкретном содержании жизненного пути героя, смысл его был вполне ясен: это не жизнь среди толпы посредственностей, а высокая миссия – личная и поэтическая:
Настанет день – и миром осужденный,
Чужой в родном краю,
На месте казни – гордый, хоть презренный –
Я кончу жизнь мою…
Лирический герой словно перебирает варианты своей судьбы, не останавливаясь ни на одном. В каждом из них – конфликт с миром, противоречие между его ролью освободителя и отчуждением от людей:
За дело общее, быть может, я паду
Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу;
Быть может, клеветой лукавой пораженный,
Пред миром и тобой врагами униженный,
Я не снесу стыдом сплетаемый венец
И сам себе сыщу безвременный конец…
«Из Андрея Шенье», .

3.2.Одиночество лирического героя.
Лирический герой Лермонтова - это «передовой человек своего времени, беспокойный и мятежный романтик» . Это - человек, окруженный враждебной ему действительностью, отгородившийся от нее в своем одиночестве, затаивший на нее злую обиду, страдающий и трагический, полный могучей страсти и воли, умеющий мыслить беспощадно критически и в какой-то момент готовый во имя общего блага к каким-то разрушительным, но неведомым для него подвигам. Это - человек глубоко интеллектуальный, способный к синтетическим философским обобщениям, наделенный пронзительным аналитическим сознанием, находящий противоречия и неблагополучие в том, что большинству его соотечественников казалось незыблемым и непререкаемым.
Главным средством лирической обрисовки характера романтического героя становится контраст; лирическое «Я» предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей сверхчеловеческих целей, и реальным положением героя в мире, в обществе, которые не нуждаются в его подвигах. Мечты о гражданском деянии, о славе («За дело общее, быть может, я паду…»; «Я грудью шел вперед, я жертвовал собой…»; «И Байрона достигнуть я б хотел…»; «…в себе одном нашел спасенье целому народу…») оказываются неисполненными: никто не требует от героя ответственного поступка, и его самоотдача без настоятельной общественной потребности выглядит ненужной и напрасной. «Герой с его нравственным и духовным максимализмом – чужд всему, что привело к ощущению потерянности, трагическому скептицизму, к преобладанию эмоции обиды и холодного презрения. Но герой Лермонтова, сохраняя жизненную стойкость и бескомпромиссность, не смиряется под ударами судьбы» .
Во многих юношеских стихах все эти противоречия осознаны в отвлеченно-романтическом и метафизическом свете: таков, по мысли поэта, его удел, такова предопределенная свыше роковая доля, которой невозможно избегнуть, ибо она не зависит от подвластных герою обстоятельств. Это еще более увеличивает его страдания и одиночество.

3.3.Новаторство Лермонтова.
Лермонтов внес в трактовку темы одиночества что-то новое, и это новое, прежде всего, его абсолютный и глубоко личный характер, связанный с неприятием лермонтовским героем мира, коренных основ миропорядка. Герой Лермонтова постоянно и везде одинок: он одинок среди людей, которые преследуют его «жестокостью», «клеветой», «злобой», не способны понять его высоких стремлений и потому враждебны ему:
Души их певца не постигали,
Не могли души его любить,
Не могли понять его печали,
Не могли восторгов разделить
«К*» - «Мы случайно сведены судьбою» .
Ему нет места среди «хладной», «бесчувственной» «толпы», среди «надменного» и «бездушного» «света». Он одинок и в своей «отчизне», «где стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»), в «стране рабов, стране господ» («Прощай, немытая Россия»). И, наконец, он одинок в целом мире, который неизменно является ему «пустыней»: «пустыня мира» («Демон»), пустыня жизни («Благодарность»). Это всеобъемлющее одиночество обнаруживается и в таких глубоких и интимных человеческих отношениях, которые по природе своей в наибольшей степени предполагают возможность душевной связи между людьми: любовь, дружба, родство.

3.4.Природа в лирике.
Тема, связанная с морской стихией, в творчестве М. Ю. Лермонтова - это тема одиночества, изгнанничества, странничества. Юный Лермонтов отказывается от привычных жизненных ценностей: он не верит в счастье, не ценит покой и окружающую его гармонию. Смысл его «плавания» по бурному «морю» жизни романтический бунтарь, побуждаемый духом протеста и мятежа, видит не в достижении счастья, не в бегстве от него, а в самом движении. В коротком стихотворении «Парус» (1832) по существу представлена целая программа жизни романтика с мятежной душой, который покою предпочитает бурю, с презрением относится к любому «берегу», ограничивающему его свободу. Гармония в природе раздражает его, ведь она не соответствует его собственной жажде бури и мятежа. Одинокий романтик «просит бури» - только она способна примирить его с миром.
Лирический герой Лермонтова в своем одиночестве тянется к природе, умеет видеть ее красоту. В соединении с природой тема одиночества звучит с необыкновенной силой. Природа словно подчеркивает его:

Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит,
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.

Одинокая сосна мечтает о далекой пальме:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна…

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

Одиноким остается утес-великан из стихотворения “Утес”
... Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Одинок был и сам поэт и в жизни, и в своем творчестве. Еще в юности он словно предсказал свою судьбу и дал свой лирический портрет в стихотворении, которое, по сути, стало программным:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Подражая Байрону, юный поэт противопоставляет своего лирического героя серой, бездушной толпе. Но вот уже в 1830 году в стихотворении «Стансы» появляется неожиданная нота:
Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом;
Я б с ним препровожденный миг
Прочел потерянным досугом…
На светлый запад удалюсь,
Вид моря грусть мою рассеет.
Ни с кем в отчизне не прощусь –
Никто о мне не пожалеет!

Оказывается, одиночество лирического героя не навязано ему миром, но избрано им добровольно, как единственно возможное состояние души. Ни друг, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Бездомье героя - ему мученье, но и его единственный путь.
Отсюда начинается новая, именно лермонтовская трактовка темы одиночества - изгнания, странничества. Одиночество странника - особое, ибо оно избрано им добровольно. Непонимание окружающим миром становится не клеймом проклятия, но знаком высокого избранничества. В стихотворении «О, полно извинять разврат!», посвященном Пушкину, автор обращает к нему удивительный призыв:
Изгнаньем из страны родной
Хвались повсюду, как свободой…
Мир отвергает героя, изгоняет его, но герой также отвергает этот мир и уходит от него.

3.5.Зрелая лирика.

С 1835-1836 годов творческие принципы Лермонтова существенно меняются. Не отказываясь от романтического мировоззрения и метода целиком, он начинает смотреть на своего героя и на действительность с большей объективностью и трезвостью. Мотив одиночества, пронизывающий почти все творчество Лермонтова, в его зрелой лирике приобретает новые черты. Ощущение, отъединенное от людей, поэт воспринимает теперь не столько как объективно трагическое состояние человека, стремящегося разрушить противостояние с миром и сознающего невозможность этого. В стихах последних лет мотив одиночества лишается личностной или любовной окраски. В переводе стихотворения Г. Гейне «На севере диком стоит одиноко…» (1841) Лермонтов отступает от подлинника. В немецком языке слово «сосна» мужского рода, а «пальма» - женского. Таким образом, у Гейне речь идет о разлуке двух влюбленных, а у Лермонтова - об одиночестве в более широком, общечеловеческом плане.
Зрелая лирика Лермонтова является высочайшим взлетом и достижением его творчества и всей русской литературы. В зрелых стихотворениях Лермонтова продолжается развертывание и углубление центрального для его лирики образа положительного героя того времени. Лирический герой является трагической фигурой не только тогда, когда он выступает как носитель литературной миссии. Зрелая, как и юношеская, лирика Лермонтова остается трагической во всех ее проявлениях. Любовь к свободе, порывы страсти, беспокойства и негодования сочетаются в его новых стихах, как и прежде, с голосами разочарования, одиночества и горькой безнадежности.
Одной из причин того, что мотивы грусти и одиночества заняли большое место в поэзии Лермонтова, являлось его отношение к обществу. Лица людей казались ему масками, прикрывающими безумие и пустоту, а жизнь - маскарадом. Тема маски неразрывно связана с проблемой потерянного поколения, впервые в русской литературе глубоко осмысленная именно Лермонтовым. Он «стремится понять переживания простого человека, найти в народном сознании новые ценности и не может примириться с тем, что люди его поколения, усвоив «поздний ум» отцов, старятся в бездействии, живут без цели, покорно склоняются перед властью» . Нравственно опустошенные молодые современники не способны ни на труд, ни на подвиг, они равнодушны к наукам и искусству. Осуждая свое поколение, поэт прекрасно понимает, что он является его представителем. Не отделяя себя от своих современников, обвиняет и себя, поэтому он употребляет местоимения «мы», «нас», «наше»… Страшный трагический образ «обанкротившегося» поколения создал Лермонтов в стихотворении «Дума» (1838):
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Важная особенность стихотворения в том, что размышления о современниках – это процесс осознания лирическим героем своего истинного положения в мире. Его мысль движется от печального раздумья к мрачному, трагическому обобщению, от высокой романтической ноты к скорбной и горькой иронии. Лирический герой осознает, что его личная судьба тождественна судьбе поколения. Поэт судит свое поколение, но одновременно и о самом себе говорит в тоне сурового самоосуждения и самоиронии. Лермонтову было свойственно трагическое мироощущение, он уверен, что человек не может быть счастливым в этом несовершенном мире.
Действительно, только оставаясь в принципиальном одиночестве,которым он мучился и к которому в то же время стремился, право, которое он оберегал и отстаивал у «ничтожного мира», он мог обнаружить уникальность своего «Я»; только такая позиция была достойна его, как и всякого истинного героя. Но одновременно он тяготился своим одиночеством, признаваясь, что оно «страшно» ему, и жаждал связи с другой, родственной душой. Мцыри мечтал:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной
.
«Мцыри»
Эта откровенно выраженная тоска по родной душе постоянно присутствует в лирике Лермонтова, и тем трагичнее оказывается невозможность ее обрести, разделить с ней свою судьбу. Лермонтовский Демон также страдал от своей космической бесприютности, и в итоге - «позавидовал невольно неполной радости земной».
Стремление к этой «неполной», краткой, даже отвергаемой земной радости и убеждение в том, что истинный удел - в гордом, мятежном одиночестве, бросающем вызов творцу и миру, - трагически разрывало сознание Лермонтова и определяло пафос его творчества (особенно раннего), проникая во все его роды и жанры - драмы, поэмы, прозу.
Сохраняя устойчивость, полноту символического и психологического содержания, одиночество как жизненная позиция в зрелом творчестве Лермонтова обретает некоторые новые черты. Здесь оно уже не признак исключительности; во всяком случае, не это акцентирует поэт. Одиночество уже ничего не обещает его герою, оно может быть скучным, тщетным, но при этом всегда подлинным выражением трагизма, остроту которого в поздней лирике Лермонтова в большей степени связывает с одиночеством среди людей, чем с одиночеством вселенского масштаба («Пророк», «Смерть поэта», «Воздушный корабль»).
Такое одиночество не снимает высокого личного трагизма, но предстает как естественный неизбежный общий итог бытия. Оттого так свободно переходит Лермонтов от «Я» к «мы» в своей беспощадной характеристике исторически одинокого поколения («Дума»). «В зрелом Лермонтове крепнет стремление вырваться из круга трагического одиночества, пойти навстречу людям» . И в поисках выхода из него его уже не смущает проза обыденной жизни, соизмеримость с ней и с жизнью других людей, «простого человека». Однако тяготение к народной жизни, общим ценностям не устраняет одиночества «лермонтовского человека»; отказ от прежних романтических иллюзий лишь усиливает и углубляет испытанный реальностью трагический характер его одиночества; для пророка сохранение связи с мировым «целым» возможно лишь ценой вынужденного разрыва с людьми («Пророк»). Основным источником лермонтовского одиночества является противостояние героя и мира; дистанция, разделяющая их, до конца остается непреодоленной.
В стихотворении «И скучно и грустно» (1840) очень ярко проявляется скептицизм Лермонтова, пожалуй, больше он не был выражен так сильно. Все традиционные жизненные ценности – дружба, любовь, желания, радости и страдания, чувства и страсти – не только подвергнуты сомнению, но и отвергнуты побежденным, холодным, рассудочным анализом. Но это печальная победа, ведь лирический герой страдает от того, что
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…

и что «вечно любить невозможно». Ему горько от мысли, что ни в отношениях между людьми, ни в самом себе он не может найти ничего, что примирило бы его с жизнью. К жизни, объявленной «пустой и глупой шуткой», лирический герой подходит как максималист, не желающий довольствоваться малым. Его не устраивает видимость дружбы, не выдерживающей испытания невзгодами, несбыточные желания, любовь «на время», «ничтожные» радости и муки.
«За скептическим монологом одинокого «лермонтовского человека» скрывается не внутренняя пустота, а горькое убеждение в трагизме своего существования, в невозможности достигнуть гармонии между человеком и равнодушным к нему миром» . Стихотворение, несмотря на его «персональность», полную открытость лирического «я», имеет огромный обобщающий смысл: ведь в нем выражен не только индивидуальный опыт Лермонтова – это итог раздумий всего лермонтовского поколения. В горьком личном опыте сконцентрирован опыт многих людей.
Чем больше всматривался поэт в окружающую его петербургскую жизнь, тем больше понимал он пустоту и фальшь светского общества. Одиноко было Лермонтову в толпе петербургских балов, маскарадов, раутов. Лирический герой стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840) снова одинок, находясь в «пестрой толпе», где вместо живых людей мелькают «приличьем стянутые маски». Он внешне ничем не выделяется из этой толпы, но «наружно погружается в их блеск и суету», вспоминает о детстве, о деревне, о настоящей любви. Здесь мы видим тот «остаток чувства», который еще есть в современном человеке. Однако мысли мимолетны, их спугивает «шум толпы людской». В душе героя рождается протест, но, как истинный сын своего времени, он не способен, открыто высказывать окружающим свою злость и горечь.
В стихотворении «Благодарность» - «за все, чем я обманут в жизни был» , - обнажается двойственная природа лермонтовского одиночества. Враждебный человеку мир - с отъединенностью от «врагов» и «друзей» - и волевое, гордое, не примиренное «Я» поэта, не желающее пойти на какой-либо компромисс с этим миром, ни перед чем не останавливающееся в противостоянии ему, вплоть до противоборства как равных «Я» и бога. Лермонтовская «с небом гордая вражда»- та окончательная «точка», которая замыкает круг безысходности его одиночества.
Все рассмотренные нами стихотворения в полной мере выражают
одиночество лирического героя Лермонтова.

В ранней лирике М. Ю. Лермонтова мотив одиночества разрабатывается в романтическом ключе, в зрелом творчестве одиночество принимается как органичная часть бытия.

Поздняя лирика Лермонтова, на мой взгляд, лишена подражательности и «байронического» романтизма, свойственных ранним произведениям поэта.

В стихотворениях позднего периода отсутствует позиция избранности и превосходства. Это стихотворения глубокого философского содержания, смысл которого – в горьком примирении с окружающей действительностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда открываешь томик Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной, пронизанной безысходной грустью поэзии, то почему-то никогда не можешь представить его улыбающимся или спокойным. В памяти всплывает лицо с мрачными всезнающими темными глазами, в которых застыли одиночество и тоска. Рассмотрев и проанализировав его стихи, становится ясно, почему поэт представляется нам таким, что происходит с поэтом,что отражается в его душе. Все нюансы, все оттенки одиночества находим мы в его поэзии. Лермонтовские стихи об одиночестве навевают светлую грусть, вызывают желание понять этого великого поэта, побольше узнать о нем и, конечно же, огромное восхищение этим неповторимым талантом. Мотив одиночества, используемый разными поколениями поэтов, наиболее ярко всё же проявляется в творчестве М.Ю. Лермонтова, далее он продолжал своё развитие в произведениях литературы ХX века, не забыт он и сейчас.

Рассматривая раннюю и позднюю лирику поэта, мы наблюдаем эволюцию мотива одиночества, эволюцию лирического героя. В ранней лирике личность романтика противопоставлена целому миру. Конфликт с миром означал не только противостояние обществу, но и мятеж против неба, Бога и мироздания. Романтическая антитеза человек-мир побуждала лирического героя Лермонтова остро ощущать собственное избранничество. Лирическое «я» - могущественная личность, способная единолично разрешить коренные вопросы общественного и нравственного устройства мира, который кажется ей абсолютно несовершенным, лишенным гармонии, а нередко и смысла. Герой ранней лирики был избранником неба, убежденным в том, что его ожидает прекрасная и трагическая судьба. Мотив одиночества в зрелой лирике поэта приобретает новые черты. Ощущение, отъединенное от людей, поэт воспринимает теперь не столько как объективно трагическое состояние человека, стремящегося разрушить противостояние с миром и сознающего невозможность этого. В стихах последних лет мотив одиночества лишается личностной или любовной окраски. Развитие мотива одиночества приводит героев Лермонтова к такому финалу: лермонтовский человек стремится к успокоению и гармонии с Космосом и в итоге принимает свое одиночество, растворяя его в звучащем макропросранстве.

Лермонтов внес в трактовку темы одиночества новое, прежде всего, его абсолютный и глубоко личный характер, связанный с неприятием лирическим героем мира, коренных основ миропорядка. Герой Лермонтова постоянно и везде одинок: он одинок среди людей, которые преследуют его «жестокостью», «клеветой», «злобой», не способны понять его высоких стремлений и потому враждебны ему.

Таким образом, своими лирическими произведениями Лермонтов утверждает мысль о том, что там, где господствует антигуманное, жестокое и фальшивое общество, обесцениваются независимая мысль, искреннее чувство, человечность. Здесь нет места прекрасному и высокому. Лирика Лермонтова полна скорби об одиночестве человека в мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лермонтов,М.Ю. Сочинения в двух томах.Т.1 [ Текст ] / Сост. и комм. И.С.Чисовой.- М.: Правда, 1988.-720 с.
  2. Лермонтов, М.Ю. Стихотворения, поэзия. - М., 1957. - 145 с.
  3. Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова / Под ред. Дроздовой Г.Н. М.: Литра, 1998.
  4. Анненский,И.Ф. Об эстетическом отношении Лермонтова к природе,Литературные памятники [Текст]. - М., «Наука» 1979. - 52 с.
  5. Андреевский, С.А. Очерк о Лермонтове// Литература в школе. - 1995 №7. - 17 с.
  6. Белинский,В.Г. Полное собрание сочинений [Текст]. -М., 1834- 1848
  7. Блок,А.А. Записные книжки. 1901-1920. С. 84.
  8. Бем,А. К уяснению историко-литературных понятий//Известия/ОРЯС АН. 1918. Т. 23. Кн. 1. С. 231.
  9. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: Уч. Пособие/под ред. Л.В. Чернец. - М.: Высшая школа; «Академия», 1999. - 556 с.
  10. Веселовский,А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. С. 305.
  11. Гаспаров,Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы ХХ века. М., 1994. С. 30-31.
  12. Гёте,И.В. Об искусстве. М., 1957. С. 351.
  13. История русской литературы в 4-х томах, [Текст]. - Л.: «Наука», 1980. - 254 с.
  14. Путилов, Б.Н. Веселовский и проблемы фольклорного мотива//Наследие Александра Веселовского: Исследования и материалы. СПб., 1992. С. 84, 382-383.
  15. Томашевский, Б. Поэтика: Краткий курс. М., 1996. С. 71.
  16. Хализев, В.Е. Теория литературы. М., 2007. - 405 с.
  17. Щемелева, Л.М. Мотивы поэзии Лермонтова /Л.М.Щемелева, В.И.Коровин, А.М.Песков, В.Н.Турбин //Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. (С. 290-312.)
  18. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990. С. 357.

19.Литературная энциклопедия в 11томах [Текст]. - М., 1929- 1939. - Т.7. - 378 с.

20.Лермонтовская энциклопедия [Текст]. - М., Большая энциклопедия 1999. - 53 с.
21. А. Данилец. Проблема одиночества.[ Электронный ресурс] http://www.proza.ru/2012/12/18/646 А.Данилец (дата обращения: 23.02.2015).


Является основной. Она прослеживается в его произведениях самого разного масштаба, начиная от совсем небольших стихотворений и заканчивая внушительными поэмами. Интересно, что обратившись к биографии писателя, мы сможем увидеть, насколько тесно она связана с его творчеством.

Больше всего впечатлений вынес Лермонтов из детства . Мальчик остался на воспитании у бабушки, которая потакала каждому его капризу и чрезмерно его опекала. Маленькому Мише неразрешено было видеться с отцом, которого ему так не хватало. Однако бабушка Елизавета Алексеевна считала, что родитель имеет негативное влияние на отпрыска, поэтому ребёнок провёл в одиночестве, без друзей и взрослых людей, которые его понимали бы, всё своё детство и юношество.

Кроме того, М. Ю. Лермонтов был довольно болезненным, часто уезжал в горы и на воды в Петрозаводск. От постоянных проблем со здоровьем он не выходил в свет, не искал новых знакомств.

Сам поэт не раз говорил о том, что это уединение, отрешенность от яркой и насыщенной светской жизни, отсутствие близких людей, нисколько ему не мешает жить, а,напротив, он свыкся с этим состоянием и рад ему. К тому же следует помнить, в какое время вырос Лермонтов: война с Наполеоном, восстание декабристов - всё это повлияло на формирование характера не только молодого Михаила, но и всего его поколения. Да и сам поэт считал, что души всех его сверстников пронизаны такими же настроениями.

Но несмотря на всё заверения Михаила о том, что он находится в абсолютной гармонии со своим внутренним я, лирический герой его стихотворений страдает . На него давит невыносимое одиночество, его пожирает тоска. Он устал от шумной толпы и даже в окружении множества людей не может не почувствовать себя одиноким. Это «лишний человек», идеи и взгляды которого отличаются от большинства, который привык мыслить свободно, не соглашаться с другими.

Лермонтова сильно беспокоил тот факт, что его поколение нисколько не развивалось. Всё вокруг будто застыло на месте: сознание людей, общественное движение. Всё меньше было новшеств, новаторских идей. Люди жили, не думая о будущем своих потомков, просто плыли по течению и оставались всем довольны.

Тема одиночества в лирике Лермонтова: стихи

Наиболее известными произведениями с темой одиночества считаются следующие:

Парус

Стихотворение «Парус» , пожалуй, одно из самых известных произведений в лирике М. Ю. Лермонтова, главной темой и мотивом которого является одиночество. Его знает каждый школьник, и с первого взгляда оно очень простое, однако история сочинения «Паруса» довольно занятная.

Сотворил его Михаил Юрьевич ещё в подростковом возрасте, в семнадцать лет. В течение его учёбы в московском университета у молодого человека возникали определённые проблемы из-за сложного характера. И однажды между Лермонтовым и одним из профессоров произошёл серьёзный конфликт. По настоянию бабушки юноша покинул учебное заведение и перевёлся в школу для юнкеров, находящуюся в Санкт-Петербурге. Образ бушующего моря, огромных волн и сильного ветра оказали на Михаила Юрьевича большое впечатление. В стихотворении, пронизанном грустью, скорбью и одиночеством Лермонтов находит себя. Парус - и есть образ поэта. Такой же одинокий, мятежный, на протяжении всей жизни «ищущий бури».

Образ моря и паруса ещё появится в раннем творчестве поэта, как самая близкая его натуре ассоциация с душевными переживаниями, тоской и невозможностью найти себя в этой жизни.

Одиночество длиною в жизнь

Лермонтов был довольно образованным и интеллигентным человеком . Его ум был живой, личность Михаила Юрьевича могла заинтересовать многих. Однако даже на светских мероприятиях в полных залах людей, поэт редко находил себе приятелей. И происходило это отнюдь не из-за умственной ограниченности окружавших его людей. Дело в том, что если верить воспоминаниям современников, Лермонтов был очень острым на язык, недобрым и едким человеком. Он мог обидеть, оскорбить, и люди начинали не просто недолюбливать поэта, но и ненавидеть его.

И, разумеется, всё это находило отражение в его поэзии. Например, в стихотворении «Как часто пёстрой толпой окружён» Михаил описывает толпу бездушную и ограниченную, каждый член которой выступает копией другого. Лирический герой произведения рисует в своём воображении прекрасную девушку, возлюбленную, которая отличалась бы от других, понимала его. Но прилив одиночества и грусти разрушает его мечтания, он снова оказывается в серой действительности и приходит в отчаяние.

Стихотворение, написанное совсем незадолго до гибели, имеет название «Выхожу один я на дорогу» . В нём писатель не просто размышляет о жизни, но подводит итоги своего существования. «Жалею ли о чём?» - вопрошает поэт, и тут же говорит о том, что прошлого ему ничуть не жаль. Испытываемое одиночество всё ещё тяготит его, и единственной мечтой лирического героя становится упокоение на природе, под дубом, под песни любимой.

Кульминацией всей лирики Михаила Юрьевича становится стихотворение «Пророк», написанное за две недели до кончины. Оно преисполнено невыносимого отчаяния, чувства одиночества, тоски. И здесь Лермонтов сравнивает себя с «лишним человеком», которого общество не желает принимать. Он чужд всем и мысли его непонятны никому. Лирический герой, пророк, вынужден бесконечно скитаться по миру, недопонятый и одинокий.

Любовные мотивы

Лермонтов был не только едким и порой жестоким человеком, но и не особенно привлекательным. Маленький рост, небольшой горб вкупе с неприятным характером не сослужили хорошую службу поэту в нахождении возлюбленной. Он не пользовался популярностью у женщин и даже имел некоторые комплексы, связанные с этим.

Любовью Лермонтова, которая нашла отражение на страницах его произведений, была очаровательная девушка, ставшая чужой супругой . Однако образ Варвары Лопухиной оставался с Михаилом Юрьевичем до самой смерти, и именно её отражение он пытался выискать в других женщинах.

Тот факт, что в любовной поэзии так ярко прослеживается тема одиночества и тоски, ведь многим женщинам просто нравилась играть с его чувствами. Так поступала и красавица Наталья Иванова, и известная Екатерина Сушкова, вдохновившая Михаила Юрьевича на написание прекрасных стихотворений.

  • Первое любовное стихотворение, посвящённое любви всей жизни М. Ю. Лермонтова, Варваре, называется «Мы случайно сведены судьбою». В нём автор осознаёт всю безнадёжность ситуации, невозможность взаимной любви. Он взывает к Лопухиной и просит стать единственной радостью в его жизни: «Будь, о, будь моими небесами, будь товарищ грозных бурь моих».
  • В основу сочинения «Нищий» легли отношения Михаила Юрьевича с Сушковой. Поэт сравнивает камень, поданный нищему вместо милостыни, со своей безответной любовью к Екатерине, ведь также и она вместо взаимности одарила его лишь насмешками и презрением.
  • А вот Наталье Ивановой Лермонтов сочинил целый цикл стихотворений. В них он рассказывает читателю о чувстве горького разочарования, которое настигло его после влюблённости в Иванову. «Болезнь груди моей» - так пишет поэт в своих строках. Казалось бы, какое светлое состояние - любовь! Однако в жизни Михаила Юрьевича ей всегда сопутствовали одиночество и тоска. «Я недостоин, может быть, твоей любви, не мне судить» - говорит Лермонтов в отчаянии и грусти.

Мотив одиночества и свободы

Одиночество в лирике Лермонтова нередко связано со свободой . Лирические герои тоскуют по вольной жизни, пытаются вырваться из оков обыденной жизни. Кавказ и горы - главные свободы в произведениях М. Ю. Лермонтова. Знаменитая поэма «Мцыри» повествует о мальчике, отданным на воспитание к монахам. Однако в нём течёт кровь свободолюбивых народов, и, не примиряясь со своей участью, Мцыри сбегает. Во время своего путешествия он сталкивается со многими опасностями, оказывается тяжело ранен. После того как его принесли обратно в монастырь, юноша умирает со словами о том, что эти три дня на свободе он не променял бы никогда на долгую жизнь.

Так и жил поэт, свободно, мысля широко и вольно, не боясь суждений общества. И несмотря на то что он был обречён на постоянную тоску, дух его не был сломлен, а мотив одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова сделал все его произведения вечными.