Современные методы преподавания в школе. Методы, формы и средства обучения и воспитания: виды и классификации. Информационные технологии в образовании

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методы обучения в современной школе Презентация учителя начальных классов МБОУ «ООШ №11» г.Вязники Демидовой Светланы Викторовны «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» Д.Пойа

«Скажите мне – я забуду, Покажите мне – я запомню, Вовлеките меня – я пойму». Китайская пословица «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению». Н.А.Умов Развитие школьника происходит более результативно, если он включен в деятельность.

Человек запоминает 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. 90% , когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения. Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю. К. Бабанский) . Методы обучения - это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. (И. Ф. Харламов).

«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения». В.А. Сухомлинский

Требования к методам обучени я Научность методов. Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников. Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом, на выполнения задач воспитания школьников. Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.

Выбор методов обучения зависит: От общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока. От времени, отведенного на изучение того или иного материала. От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей. От уровня подготовленности учащихся. От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств. От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Особенности современного урока Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится. Создается доброжелательная атмосфера. Формируется высокий уровень мотивации. Придаётся большое значение способам учебной работы. Уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности, творческого отношения к учебному процессу.

Организационные основания урока Работают все и работает каждый. Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого. Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям. Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение. Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.

Ученик – активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный. Учитель – консультант, наставник, партнер. Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.

Особенности современных методов обучения Метод-это не сама деятельность, а способ её осуществления. Метод должен обязательно соответствовать цели урока. Метод не должен быть неправильным, неправильным может быть только его применение. Каждый метод имеет своё предметное содержание. Метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности. (По Левиной М.М.)

Процесс обучения должен вызывать у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.

Моя личная позиция Оптимальное сочетание форм работы на уроке. Обучение учащихся основным приемам учебной деятельности. Развитие мыслительных процессов у учащихся. Создание условий для обеспечения высокой активности ученика на уроке. Реализация принципа индивидуального подхода.

Опираясь на современные достижения педагогики, психологии и методики, я исхожу из следующих положений: Потребность в познании принадлежит к числу важнейших человеческих потребностей. Интерес к знаниям как глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения пробуждает творческое мышление, создает благоприятные условия для проявления творческой индивидуальности. Ведущими принципами, позволяющими реализовать поставленные задачи, становятся: принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип развития творческих способностей учащихся; принцип создания положительного эмоционального фона учебной деятельности; принцип гуманизации начального образования.

Моя деятельность направлена на то, чтобы обеспечить условия для развития личности, сделать процесс отлаженным и управляемым, формировать мыслящих субъектов. Я стараюсь сочетать научность преподавания с доступностью, яркую наглядность с игрой, добиваться, чтобы все ученики работали увлеченно. Этому способствует набор педагогических умений, которыми я обладаю. Умения: демонстрирую детям свое полное к ним доверие; Организую сообщение нового материала в форме увлекательного диалога; не нарушаю единство логической структуры урока; исхожу из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению; стараюсь вовлекать учащихся в деятельность, которая пробуждает радость познания и вызывает стойкую любознательность. Созданию атмосферы успеха в учебной деятельности помогает индивидуальный подход к учащимся.

Школьная мотивация По результатам диагностики «Школьная мотивация» выявлено: Исходя из этого определила уровни познавательной деятельности учащихся.

Начальный уровень Пассивные дети, с трудом включаются в работу, не в состоянии решить учебную задачу. Цель: пробуждение интереса к учебной деятельности, создание предпосылок для перехода ученика на более высокий познавательный уровень. Содержание деятельности: «создание атмосферы успеха»; «эмоциональная подзарядка»; «активное слушание»; « комплиментарный » стиль общения.

Средний уровень Заинтересованность детей в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой или необычными приемами. Цель: воспитание умения учащихся упрочить достигнутый успех, проявлять интерес к интеллектуально волевым усилиям. Содержание деятельности: держать внимание в состоянии «напряженного удивления»; чередование видов деятельности в соответствии с требованиями здоровьесбережения на уроке; использование эмоциональных приемов, игр.

Высокий уровень Учащиеся активно включаются во все формы работы. Цель: воспитание потребности в поиске нестандартных решений, в самовыражении и самосовершенствовании. Содержание деятельности: использовать ролевые ситуации; проблемные задания; работа с дополнительными источниками. Результативность: достигнутый успех пробуждает интерес к познанию и предполагает переход каждого ученика на более высокий уровень.

Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы. Наиболее продуктивными считаю: Игровые формы; Организация групповой, парной и индивидуальной работы; Организация самостоятельной деятельности учащихся; Создание конкретных ситуаций, их анализ; Постановка вопросов, активизирующих диалог. Проблемное обучение. Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество. Л.Н.Толстой.

Игра «Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям ». С. Френе Дидактические игры – вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность учащихся, помогают легче усвоить учебный материал. Ролевые игры - это маленькая сценка, разыгрываемая учениками, помогающая наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. На уроках математики, для развития активности и внимания, провожу устный счет с элементами игры.

Пары и группы Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы. Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные карточки». Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках.

Проблемные методы. Не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию. Способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности. Проблемный вопрос -вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения. Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения. Проблемные задания -задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.

Метод проектов Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий. Использую в основном на уроках окружающего мира. «В гости к зиме», «Мои домашние питомцы», «Тайна моей фамилии».

Основные этапы проектной деятельности - Выбор темы проекта. - Работа с разными источниками. - Выбор формы предъявления проекта. - Работа над проектом. - Оформление результатов. - Защита проектов. Подведение итогов. В конце работы ученик должен ответить на вопросы: Выполнил ли я то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что было сделано плохо? Что было выполнить легко, а в чем я испытывал трудности? Кто бы мог сказать мне спасибо за этот проект?

Метод дискуссии Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта. Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Учащиеся должны знать правила ведения дискуссии. Учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и подвожу их к выводам. Ученики не боятся сделать ошибку в ответе, зная, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все вместе они примут правильное решение. Для проведения дискуссии и принятия решений использую, например, такие методы, как «Светофор», «Мозговая атака».

ИКТ Применение ИКТ учителями начальной школы в образовательном процессе позволяет: развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности; усилить мотивацию учения; сформировать у школьников умение работать с информацией, развить - коммуникативную компетентность; активно вовлекать учащихся в учебный процесс; создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе. Ребёнок становится жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Метод незаконченного рассказа Использую в основном на уроках литературного чтения. Читая текст, останавливаюсь на самом интересном месте. У ребенка возникает вопрос: «А что же дальше?» Если возник вопрос, значит, есть потребность узнать, а значит, ребенок обязательно прочтет текст. «Чтение с остановками». В тексте выделяются 2-3 остановки, задаются детям вопросы, побуждающие к критическому мышлению. Что заставило героя поступить именно так? Как дальше будут развиваться события? Используется прием «Дерево предсказаний». Дети учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста. Что будет дальше? Чем закончится рассказ? Как будут развиваться события после финала? 1 вариант 2 вариант 3 вариант

Методы начала урока «Улыбнемся друг другу». Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть ясного дня, тепло солнечных лучей. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу. «Приветствие». Учащиеся проходят по классу и приветствуют друг друга, говоря при этом слова приветствия или называя свои имена. Это позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Методы выяснения целей «Знаем – не знаем» Цели использования метода - результаты применения метода позволяют мне понять, что из спланированного на урок материала ученики знают, а что нет. На какие знания школьников можно опираться, давая новый материал. Я задаю обучающимся вопросы, подводя их к цели и задачам урока. Учащиеся, отвечая на них, выясняют совместно со мной, что они уже знают по данной теме, а что нет. «Цветочная поляна» Перед началом выяснения ожиданий и опасений я объясняю, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Свои ожидания ученики записывают на цветах синего цвета, а опасения – красного. Те, кто записал, прикрепляют цветы к поляне. После того, как все ученики прикрепят свои цветочки, я озвучиваю их, после чего мы организуем обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения уточняем записанные ожидания и опасения. В завершении метода я подвожу итоги выяснения ожиданий и опасений. «Воздушные шарики»

Методы подведения итогов Позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу. Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. « Кафешка » Я предлагаю ученикам представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь их прошу их ответить на несколько вопросов: - Я съел бы еще этого… - Больше всего мне понравилось… - Я почти переварил… - Я переел… - Пожалуйста, добавьте… «Ромашка» Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.

«Итоговый круг» На плакате большой круг, разделённый на секторы: «Усвоение мною новых знаний», «Моё участие в работе группы», «Мне было интересно», «Мне понравилось выполнять упражнения», «Мне понравилось выступать перед ребятами». Всем ученикам предлагается фломастером нарисовать кружочек. Чем ярче ощущения, тем ближе к центру располагается кружочек. Если отношение негативное – кружочек рисуется за пределами круга.

Методы релаксации Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Метод «Земля, воздух, огонь и вода». Учащиеся по команде учителя изображают одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду. Я сама принимаю в этом участие, помогая при этом неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении. «Веселый мяч». « Физминутки для глаз».

Результаты Применение различных форм и методов, обеспечивающих включение учащихся в активную познавательную деятельность, позволяет сделать следующие выводы: Качество знаний

Степень обученности учащихся

Вывод «Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая сделать их немного занимательными» Необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения в начальной школе: позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме; способствуют лучшему усвоению знаний; вызывают интерес к познанию; формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции. Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.

Всем творческих успехов


Под формой обучения принято понимать механизм, способ организации учебного процесса. По сути, это не только форма урока, но и процесс организации всей педагогической деятельности — по отношению к упорядочиванию отдельных субъектов, целей обучения, функций и отдельных циклов.

Классификация форм обучения

В методике образования существует несколько классификаций форм обучения, которые учитывают разные аспекты.

1. По способу получения образования : очное, заочное, самообразование.

Подавляющее большинство школ в России — очные. Но сейчас все чаще старшеклассники выбирают после 9 класса вечерние, или, как их называют — открытые школы, которые позволяют получить законченное среднее образование, совмещая обучение с работой. Система открытого образования весьма популярна за рубежом. И в России у этой системы большие перспективы.

Еще одна форма обучения, которую можно отнести к этой классификации — экстернат. Обучение экстерном у нас никогда не поощрялось, хотя и не запрещено, в Законе "Об образовании" предусмотрена такая форма обучения. Просто на практике эта форма образования не отработана и рассматривается для каждого случая отдельно.

2. По количеству образовательных учреждений:

  • Простая форма — наиболее привычная, действующая по схеме: одна школа — одна программа.
  • Смешанная форма предполагает участие нескольких учреждений в образовании одного ребенка. Сюда можно отнести межшкольные учебно-производственные комплексы, на которых ученики старших классов проходят практику. Сейчас на смену привычным УПК приходят ресурсные центры, университетские комплексы, научно-исследовательские центры, где учащиеся проходят практику на дорогостоящем оборудовании.
  • Второй вариант смешанного обучения — профильное образование для старшеклассников. То есть, 10 и 11 классы формируются по принципу углубленного изучения одного или нескольких предметов.

3. По степени участия педагога в обучении:

  • Самообразование — одна из сложных форм обучения. Цель всего современного образования — научить ребенка учиться самостоятельно.
  • Самостоятельное обучение — это получение знаний в ходе самостоятельной работы, но по заданию учителя. То есть направление обучения задает педагог. К видам самостоятельной работы относят работу с учебником, выполнение письменных работ, написание рефератов, сочинений, изложений и пр.
  • Обучение с помощью педагога. Этот вид в свою очередь делится на:
    • Индивидуальные формы работы: обучение на дому, Дальтон-план, Батавия-план, план Келлера, бригадно-проектная форма.
    • Коллективные: классно-урочная система, лекционно-семинарская система.

4. По количеству педагогов :

  • Обычный вариант — 1 педагог-1 класс.
  • Бинарный — для освещения темы приглашается еще один педагог. Это всем известные бинарные (интегрированные) уроки.

5. По способу организации отдельного урока . Здесь учитываются выбранные учителем формы урока: игровые, выездные, конкурсы, семинары, диспуты, тренинги, мастер-классы и пр.

Если формы обучения и воспитания по 1-ой и 2-ой классификации диктуются вышестоящими органами, то в 3-5 классификации учитель волен сам выбирать наиболее оптимальную и эффективную форму для организации обучения по своему предмету.

Что такое метод обучения. Классификация методов

Метод обучения — это способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка.

Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принято классифицировать следующим образом:

I. Методы организации урока и процесса обучения

  1. По источнику материала: словесные, практические, мультимедийные.
  2. По характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.
  3. По логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.
  4. По степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.

II. Методы контроля : самопроверки, устные и письменные работы,

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский Государственный Университет им. Е.А. Букетова

Педагогический факультет

Кафедра ТиМДиППП

Методы обучения в современной школе

Курсовая работа по педагогике

Выполнила: ст-ка гр. ПиП-12

Проверил: преподаватель

______________________

Караганда 2009г.


Введение

1.1 Понятие о методе обучения

1.2 Классификации методов обучения

Глава 2. Характеристика методов обучения в современной школе

2.1 Традиционные методы обучения в школе

2.2 Игровые и развивающие методы обучения в современной школе

2.3 Компьютерное и дистанционное обучение в школе

Заключение

Список литературы

Введение

Школьное образование имеет большую прерогативу в развитии человека, которое должно дать адекватные знания и соответствующее воспитание в процессе становления личности школьника как полноправного социального члена общества, так как данный возрастной период определяет большую потенциальную перспективу разностороннего развития ребенка.

Актуальность. Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности используя различные для этого методы обучения.

Метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. И дело не в том, что этой проблеме уделялось недостаточно внимания. Проблема состоит в многогранности этого понятия. В переводе с греческого methodos означает "путь исследования, теория", иначе - способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи. И. Ф. Харламов понимает под методами обучения "способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом". Н. В. Савин считает, что "методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения".

Современные достижения компьютерной техники убедительно доказывают нам, что под методами обучения можно понимать и "способ организации познавательной деятельности учащихся" (Т. А. Ильина) вообще без участия учителя. Таким образом, на современном этапе развития педагогики наиболее адекватным представляется следующее определение: методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. (8, 129)

В первобытном обществе и в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Наблюдение и повторение действий взрослых оказывались доминирующими в процессе передачи опыта. По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объема накопленных знаний простое подражание уже не могло обеспечить достаточный уровень и качество усвоения ребенком необходимого культурного опыта. Поэтому человек был просто вынужден перейти к словесным методам обучения. Это явилось своеобразной поворотной вехой в истории образования; теперь стало возможным передавать большой массив знаний за короткое время. В обязанности ученика входило аккуратное заучивание передаваемой ему информации. В эпоху великих географических открытий и научных изобретений объем культурного наследия человечества настолько возрос, что догматические методы с трудом справлялись с поставленной задачей. Общество нуждалось в людях, которые не только зазубривали закономерности, но и могли их применять. Следовательно, максимального развития достигли методы наглядного обучения, помогающие на практике применять полученные знания. Уход в сторону гуманитарных принципов и идеалов приводит к исчезновению авторитарных методов обучения, и на смену им приходят методы усиления мотивации учащихся. Побудить ребенка учиться теперь должны были не розги, а заинтересованность в учебе и результатах. Дальнейший поиск привел к широкому распространению так называемых проблемных методов обучения, основанных на самостоятельном движении учащегося к знаниям. Развитие же гуманитарных наук, в первую очередь психологии, привело общество к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих внутренних способностей и индивидуальности, одним словом, самоактуализации. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения. Таким образом, из эволюции методов обучения можно сделать три следующих вывода:

1. Ни один отдельно взятый метод не может обеспечить необходимых результатов в полном объеме.

2. Вытекает из предыдущего; хороших результатов можно добиться лишь при использовании целого ряда методов.

3. Наибольшего эффекта можно достигнуть, используя не разнонаправленные, а дополняющие друг друга методы, составляющие систему.

Цель курсовой работы – исследовать методы обучения в современной школе.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

Рассмотреть теоретические основы методов обучения;

Изучить характерные черты некоторых методов обучения в современной школе.

Глава 1. Теоретические основы методов обучения в современной школе

1.1 Понятие о методе обучения

метод обучение школа

Метод обучения является одном из главных компонентов процесса обучения. Если не применять различные методы, то нельзя будет реализовать цели и задачи обучения. Именно поэтому такое большое внимание исследователи уделяют выяснению, как их сущности, так и функциям.

В наше время развитию творческих способностей ребенка, его познавательным потребностям и особенностям мировоззрения необходимо уделять большое внимание. О важности методов обучения писал А.В. Луначарский: «От метода преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке скуку, будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя на нем почти никакого следа, или, наоборот, это преподавание будет восприниматься радостно, как часть детской игры, как часть детской жизни, сольется с психикой ребенка, станет его плотью и кровью. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу и противопоставлять им свою детскую живость в виде шалостей и каверз или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благородной дружбой к своему руководителю. Незаметно методы преподавания переходят в методы воспитания. Одно и другое связано теснейшим образом. А воспитание еще более чем преподавание, должно базироваться на знании психологии ребенка, на живом усвоении новейших методов». (17, 126)

Методы обучения - это сложное явление. То, какими они будут, напрямую зависит от целей и задач обучения. Методы определяются, прежде всего, эффективностью приемов обучения и преподавания.

Вообще методом называется способ, или система приемов, с помощью которых достигается та или иная цель при выполнении определенной операции. Так что при определении сущности метода можно выявить два характерных его признака. Во-первых, здесь следует говорить о признаке целенаправленности действия, а во-вторых, о признаке его регуляции. Это так называемые стандартные характеристики метода вообще. Но есть и специфические, имеющие отношение лишь к методу обучения. К таковым, прежде всего, относятся:

Некие формы движения познавательной деятельности;

Какие-либо способы обмена информацией между учителями и учениками;

Стимулирование и мотивирование учебно-познавательной деятельности учеников;

Контроль за процессом обучения;

Управление познавательной деятельностью учеников;

Раскрытие содержания знания в учебном заведении.

Причем успех осуществления метода на практике и степень его эффективности напрямую зависят от усилий не только учителя, но и самого ученика.

Исходя из наличия многочисленных признаков можно дать несколько определений понятию метода обучения. Согласно одной из точек зрения, метод обучения - способ организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Если подойти к определению с точки зрения логики, то метод обучения можно назвать логическим способом, который помогает овладевать определенными навыками, знаниями и умениями. Но каждое из этих определений характеризует лишь одну сторону метода обучения. Наиболее полно понятие было определено на научно-практической конференции в 1978 г. Согласно ей методами обучения называются «упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития школьников».

Логический подход к определению метода обучения был предложен еще в дореволюционные годы. Позднее в защиту этого подхода выступал МЛ. Данилов. Он был твердо уверен в том, что метод обучения - это «применяемый учителем логический способ, посредством которого учащиеся сознательно усваивают знания и овладевают умениями и навыками». Однако многие исследователи не согласны с этой точкой зрения, справедливо утверждая, что должны учитываться и психические процессы у детей разного возраста. Именно поэтому для успешного достижения результатов обучения так важно воздействовать на развитие психической деятельности. (19, 115)

В рамках этого вопроса интересна и точка зрения Е.И. Петровского, который подходил к определению содержания и сущности методов обучения с общефилософской точки зрения. Он предлагал различать в методах обучения две категории - форму и содержание. Исходя из этого исследователь представлял метод обучения как «форму содержания обучения, соответствующую ближайшей дидактической цели, которую в данный момент обучения ставит учитель перед собой и учащимися». (19, 120)

Ни за что бы не отдала туда своего сына! Это же эксперимент над детской психикой! - возражает другая.

В чем же заключается истина?

Что такое авторские методики и откуда они берутся?

В наши дни с авторскими методиками вы столкнетесь практически в любой школе. Это могут быть и разработки по конкретному предмету, и обширные образовательные программы, отечественный опыт и заимствования из-за рубежа. Самый простой пример: в московских используется как минимум шесть учебников только по одной математике: Петерсон и Моро (традиционалисты), Виленкин, Истомина, Аргинская (занковец), Гейдман (самый сложный). Школа не только имеет право выбрать учебник или дидактическое пособие. Сами педагоги зачастую пишут дополнительные курсы, разрабатывают методики преподавания. В своем творчестве все они обязательно придерживаются государственных стандартов образования. Это значит, что независимо от того по какому методу ведется преподавание, на выходе результат должен быть не ниже установленного.

"Подавляющее большинство педагогов понимают, что обучение и воспитание детей в корне отлично, скажем, от производства мебели. Неудобный стул можно выбросить или починить, а поломанную судьбу не восстановишь. Поэтому, прежде чем ввести в обиход новый метод, учителя самым тщательным образом просчитывают возможный негативный результат и стараются его избежать" . Войцеховская Марина Моисеевна, заслуженный учитель РФ, директор средней школы № 1201 г. Москвы.

Зачем они нужны?

Традиционная методика преподавания подстраивается под естественное развитие ребенка. Однако что считать естественным? Один в пятом классе пишет неплохие стихи, а другой и к десятому способен накропать лишь что-нибудь вроде "Аццкий сотона". Можно, конечно, обвинить во всем самого невежду: мол, уродился тупым и ленивым, но вряд ли это будет правильно. Слишком много факторов влияют на каждого ребенка. Осваивая новые методики, учителя стремятся нивелировать отрицательные воздействия и усилить положительные с тем, чтобы каждый из учеников достиг своего максимума. Подобные идеи не новы, они встречаются в работах Г.С. Ушинского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова.

Отечественные разработки для начальной школы

Лидируют две: методика Занкова и система Эльконина-Давыдова. Они были разработаны примерно в одно и то же время - 60-е годы. Несмотря на их различие (один придерживался дидактики, другие категорически ее отрицали), общим является то, что педагоги стремились отойти от приевшейся зубрежки, развить личностное начало учеников, увидеть их индивидуальность. Учителя-новаторы не просто твердили засыпающим от скуки ученикам разнообразные правила, а пытались заставить их думать самих, по-настоящему понимать параграфы учебника.

В.А. Львовский, зам. директора по научной работе школы № 91, где родилась и применяется методика Эльконина-Давыдова, делит все человеческие знания на две категории: эмпирические (от перемены мест слагаемых сумма не меняется) и теоретические (а почему не меняется?). Первое можно передать путем озвучивания и заучивания, второе нужно понять. Если слушание и запоминание, это процесс пассивный, то, чтобы проанализировать и понять что-либо, нужна активная деятельность детей. Тут наилучшие результаты приносит восприятие класса не как двадцати пяти изолированных друг от друга личностей, а как единого коллектива. Центральным пунктом педагогики становится организация общеклассной дискуссии и разных видов групповых взаимодействий.

Приверженцы этого метода считают, что для того чтобы развивать детей, надо давать им не те задания, которые они могут сделать сегодня (привычный принцип доступности), а те задания, которые сегодня они могут сделать только вместе (в совместном поиске), чтобы завтра они могли это делать сами, индивидуально. Иными словами, детей не одаривают готовыми знаниями, а учат принципам их получения.

Перекликается с этим изложенный в дидактической системе Л.В. Занкова принцип преподавания "на высоком уровне сложности", чтобы ученик напрягался, преодолевал препятствия, постигая материал. Этим Занков стремился вызвать активность учеников. Материал дается как постепенный переход от конкретных, хорошо известных фактов к обобщениям, от простейших обобщений к более сложным. Так происходит систематизация знаний, имеющая сложную структуру.

Степень трудности регулируется соблюдением меры трудности. Учителем предлагается только тот учебный материал, который может быть осмыслен школьниками. Если не соблюдать меры трудности, ребенок, не будучи в состоянии разобраться в предлагаемом материале, поневоле пойдет по пути механического запоминания. Тогда высокий уровень трудности из положительного фактора превратится в отрицательный.

Проблема подготовки учителей

Обе эти системы с успехом используются в государственных и частных школах. Но очень часто от метода остается одно название. Не верьте, если на собеседовании вам скажут что-нибудь вроде "прошлым летом наши учителя побывали на методической конференции, и теперь мы все как один - крупные специалисты в... (название рекомендуемой методики)". Так быстро умение не приобретают!

Чаще всего методики представлены не в чистом виде, а лишь отдельными компонентами. Увы, нередки и искажения. Так занковский принцип "высокой меры трудности" на деле часто оборачивается банальной перегрузкой.

Поддержкой системы Эльконина-Давыдова занимается Открытый Институт Развивающего Образования, кафедра занковцев функционирует при Московском Институте Открытого Образования.

"Проблема состоит в том, что большинству педагогов приходится начинать даже не с нуля, а с преодоления мощного иного опыта. Администрация школы, а лучше сами родители, должны мотивировать учителя на изменения, затем начать замещать традиционный опыт новым. Вторая существенная трудность состоит в том, что учить развивающему обучению традиционными способами - лекциями, семинарами - абсолютно бессмысленно. Нужно живое общение, участие в уроках, стажировки, тренинги" . В.А.Львовский, зам. директора по научной работе средней школы № 91 г.Москвы.

Новое: инновационные поля

Время не остановилось. В наше время творческих личностей в педагогике не меньше, чем сорок лет назад. Школы, активно работающие в этой области, носят название экспериментальных площадок, а их объединение по территориальным округам или областям знаний называется инновационным полем.

Статус экспериментальной площадки не только положительно характеризует школу, но и дает ей некоторые преимущества: дополнительные ставки и средства. К учебному плану выделяются еще 180 часов, оплачиваемые из бюджета. Их используют для послеурочной работы с неуспевающими и, наоборот, с одаренными учениками. Обычно эту методическую работу проводят завучи школ.

В чем же состоят эксперименты?

Не бойтесь этого слова. Как правило, они совершенно безобидны и нетравматичны. Вот пример: в школе № 1201 было выявлено отставание учеников по естественно-научным предметам. Администрация провела "исследование познавательных мотиваций учащихся", а попросту говоря - опрос. На первое место вышла личность учителя, на втором оказалось чувство долга, на третьем - любопытство и любознательность, то есть внутренняя, самая сильная, мотивация, заинтересованность самого ученика.

Чтобы усилить ее, было решено сделать, в качестве эксперимента (!), упор на то, что детям интересно - на лабораторные и практические работы. Результаты поразили самих учителей. Спустя некоторое время на независимой аттестации, проведенной Департаментом образования, с заданием справились 100 процентов учеников, причем около 80 процентов - на четыре и пять.

Конечно, это только начало, и еще не методика. Чтобы она стала такой на эту тему должно быть написано несколько серьезных диссертаций.

Что такое профильное обучение?

Другим распространенным экспериментом считается так называемое профильное, личностно-ориентированное образование. На практике это значит, что детей разбивают на потоки: языковой, гуманитарный, математический, социально-экономический, естественнонаучный. Таким образом, каждый сможет сделать упор именно на те предметы, которые интересны лично ему, а, в конечном итоге, на специальность, которую он впоследствии намерен избрать.

"Дети могут быть умнее, а могут быть глупее. Одним больше нравятся предметы гуманитарного цикла, другим - технического. Но если наличествует определенный интеллектуальный потенциал, то на "четыре" вытянуть ребенка можно всегда. Этот потенциал нарабатывается в семье. Как? Очень просто: почаще водите своего сына или дочь в театры, кино музеи. Читайте с ними книжки. Это развивает мозг, а, следовательно, интеллект. Не нужно переваливать все на школу" . Войцеховская М.М.. директор средней школы №1201 г. Москвы


Информационные технологии в образовании

Еще одним экспериментом является все большее внедрение информационных технологий. Они подразумевают хорошую компьютерную оснащенность школы, а как следствие, более присущи негосударственным учебным заведениям. (Промо-М, Приоритет и др.), из государственных - школа № 166.

О пользе компьютерной грамотности говорить излишне, но оказывается, по мнению психологов (и учителя это знают!) ее наработка обязательно должна сопровождаться развитием устной речи. Только тогда личность формируется гармонично.

На что еще стоит обратить внимание, выбирая школу?

Методики должны коррелировать друг с другом. Так, например, в школе № 1201 был случай, когда учебник по биологии под ред. Калимова не стыковался с учебником по химии. Одну и ту же тему - "Белки" - дети проходили дважды с разрывом в год.

Тем более нехороши методики, если они сильно расходятся со стандартной школьной программой. При переходе в другую школу (а от этого никто не застрахован) возникнут проблемы.

Кроме того, нужно помнить, что все разработки в обязательном порядке должны пройти утверждение в учебно-методических центрах, а наиболее масштабные - в Департаменте образования. По неутвержденной методике ни одна школа (включая негосударственные) преподавание вести права не имеет!

Последнее служит достаточной гарантией, чтобы не бояться новаций. Напротив, если школа их избегает, это не слишком хорошо характеризует данное учебное заведение, говорит о пассивности администрации или о том, что в коллективе нет ярких, творческих, инициативных людей.

Обсуждение

Кто Вам сказал, что учебник Б.П.Гейдмана по математике самый сложный? Это - запмечательный учебник, в основе которого лежит традициионная система обучения.

18.08.2006 20:57:08, Наталья

По-моему, если оставить в стороне терминологию, по _авторской_ методике может работать только автор. А копирование редко приводит к хорошим результатам. О 91 школес ее "авторской" методикой 60-х годов я слышала очень нелестные отзывы - мою подругу пригласили репетировать двух учениц этой школы и о явных недостатках этой программы она мне подробно рассказывает.
Мои дети учились по одной и той же программе, просто у разных учителей. У учительницы старшего творческий подход ко всему в жизни. А у младшего преподаватель просто честно работала. Разница в усвоенных знаниях огромна. А программа-то ни при чем....

02.08.2006 22:31:34, Лея

если быть совсем точными и не допускать абсурдных высказываний типа "этот традиционалист, а этот самый сложный, а истомина, получается, вообще непонятно, кто", то
сейчас в начальной школе существует 3 системы.
1. традиционная. в ее рамках созданы и работают 7 различных умк. (Гармония - привет Истоминой, Школа 2100, Перспективная начальная школа и прочее.)Кстати, в рамках умк школы 2100 по математике уже используются не учебники Петерсон, а учебники, если не ошибаюсь, Демидовой и Козловой
2. система развивающего обучения Занкова
3. система развивающего обучения Эльконина-Давыдова.

То же самое в отношении профильного обучения.

Еще очень интересная фраза "Тем более нехороши методики, если они сильно расходятся со стандартной школьной программой. При переходе в другую школу (а от этого никто не застрахован) возникнут проблемы."

Что есть стандартная школьная программа? Автор, ну почитайте вы хотя бы сборники программ по предметам, узнаете, что давно нет стандартной программы. Есть много действующих программ по каждому предмету. Все они стандартные, в том смысле, что подчиняются образовательному стандарту, все учебники огрифленные и рекомендованные, все замечательно, но вот только уже давно нет "эта основная, стандартная, а это все остальное".
Возьмите программы по русскому языку для средней школы. Сравните их, увидите, что темы по годам ложатся по-разному, что и понятийная теоретическая база кое в чем расходится, но это не значит, что она главная программа, а остальные - нестандартные. Они равны. И по закону тоже.

Это не считая того, что все программы, по которым работают в школах, подчиняются стандарту образования. Из каких компонентов этот стандарт складывается - это отдельный разговор, но федеральный компонент, как правило, общий. ПОнятие "обязательного минимум" тоже еще не отменяли.

М-дя, в общем.

31.07.2006 09:36:06, Тукка

Комментировать статью "Методики преподавания в школах: авторские, развивающие, нетрадиционные..."

Преподавание в школе: подготовка учителей, инновационные и экспериментальные методики, профильное обучение. Выбор школы. Начальная школа: школа России, школа XXI века, система Занкова - школьные программы, стандарт ФГОС, Министерство образования.

Обсуждение

Если хотите, я расскажу, как в Израиле ученики старшей школы выбирают образовательную траекторию - во всех школах страны.

Учатся в младшей школе 6 лет, в средней - 3 и в старшей - еще 3. Всего 12 лет.

я опишу обычную систему образования -светскую и для обычных детей. Есть еще разветвленные системы религиозного образования разных направлений, а также образование для детей с особенностями развития - так же с разделением на сами эти особенности, язык обучения (иврит или арабский), и религиозные/светские школы.

Младшая и средняя школы - по месту жительства. В больших городах иногда есть особые классы с той или иной направленностью, и туда можно пойти не по прописке.

Перед переходом в старшую школу ученик должен выбрать, что именно он будет учить. Каждый предмет имеет свою стоимость в учебных единицах, которые отражают глубину его изучения. Для получения аттестата необходимо успешно сдать экзамены минимум на 22 единицы. Существует 7 обязательных предметов (Священные тексты: Тора, пророки, писания, иврит, литература, история, обществоведение, английский, математика). 5 первых необходимо изучить минимум на 2 единицы, английский можно изучать на 4 или 5 единиц, математику - на 3, 4 или5 единиц. Кроме этого, необходимо выбрать еще 2 предмета для углубленного изучения на 5 единиц. Их список меняется от школы к школе. Например, в школе моих детей он такой: физика, химия, биология, география, литература, программирование (это 10 единиц), компьютерные науки, электроника, история, арабский, испанский, дигитальная музыка, журналистика, театр, еврейская традиция, менеджмент, спорт, социология+психология, искусство, кино, танец, священные тексты, дипломатия). Если кто-то хочет, может еще писать академическую работу на выбранную тему и получить еще 5 единиц.

По всем этим предметам проводятся независимые экзамены, которые проверяют не в школе. Проверяющий не знает, чью работу он проверяет. Для экзаменов по танцам и т.п. приходит комиссия, свои учителя на экзамене не присутствуют.

Таким образом, почти каждый урок ребенок проводит с разными группами и учениками. В английском и математике иногда ученики перемещаются из группы в группу (3.4 или5 единиц) в зависимости от успеваемости.

Впоследствии при поступлении изучаемые предметы, их уровень и оценка, имеют немалое значение.

Не надо путать теплое с мягким!
Да, свобода очень нужна. И волосы могут быть зеленые или синие. Но при чем тут "какой учебник хочу, такой и беру"? даже в свободной школе есть некая программа, для которой есть учебные пособия. Что значит "критерии оценок разные"? - в одной школе разные?? Это странно как-то.
А если в "разных школах разные требования, программа и разная нагрузка"- то это нормально. Дети/родители могут выбрать какая им нужна программа и нагрузка! Ну и соответственно не оставаться без "точных и естественных" наук (если данным детям/родителям они нужны).
Свобода- полезна. Другой вопрос - что она трудна. Свобода подразумевает ответственность. За свой выбор, за свое поведение, за свои слова и решения.
Проще сдать ребенка в кадеты, и пускай его там строят водят!

Начальная школа 1-3 - посоветоваться.. Выбор школы. Образование детей. Еще один момент - собираетесь ли вы учиться в этой школе до 11 класса. Дело в том, что если вы потом захотите переходить в другую школу, то может оказаться, что ваш ребенок сильно младше других, и ему...

Обсуждение

Главное, чтобы был хороший учитель и программа. Мой ребенок занимается по Школе 21 века, ему очень интересно, нравится учиться, уроки делает сам, я только немного могу помочь.

у меня сын пошел в школу, когда еще система 1-3 кое-где сохранялась. Наша директор, спасибо ей, до последнего держалась за этот вариант. Моему сыну было 6 лет и 9 месяцев, его ближайшему другу ровно столько же - они родились с разницей в два дня. Были и еще дети, которые пошли в неполные 7 лет. Была одна девочка, которой было ровно 6. Никаких проблем ни у кого совсем. Почти все обошлись без детских садов, т.е. прямо из дома в школу. Отметки им ставили, по-моему, с третье четверти, а может и раньше.
У меня в классе тоже когда-то были дети, которым исполнилось 7 лет ближе к НГ.

Учеба, школа. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация Нужны отзывы о школе 261 / 179, в интернете мало информации и она очень противоречивая. Интересует старшая школа, 9 класс...

Метод Шаталова. Обучающие программы. Образование детей. Методики преподавания в школах: авторские, развивающие, нетрадиционные... Это значит, что независимо от того по какому методу ведется преподавание, на Знаменитые конспекты Шаталова созданы для того...

Обсуждение

Слышали, даже планировали. Дочка там на одно спец. занятие по англ. ходила, про глаголы, осталась довольна. Сказала, что ещё никто так толково не объяснял.
С дочкой уже вроде проехали, теперь младшего хочу пристроить. Но еще рано нам, пока с первого раза ничего не запоминает.

Сын проходил несколько лет назад. Математику и физику очень понравилось он тогда еще сам читал лекции. Будут вопросы пишите на подник.

У нас в школе решили ввести предметное обучение в начальной школе, т.е. дети должны ходить по кабинетам к каждому предметнику, отменяют классного руководителя - точней оставили 2 предмета за ней, остальные у других учителей.

Обсуждение

У нас со следующего года тоже предметное обучение, ни у кого это паники не вызвало. Класс будет находиться в одном кабинете, а учителя будут приходить по расписанию. Наша классная будет вести русский и литературу, матиматику и информатику будет вести другой учитель начальной школы, английский и так ведет педагог английского, физ-ру ведет физрук, окружающий мир и худ.труд педагог из паралельного класса. Всех педагогов дети знают.

Предметное образование вовсе не подразумевает беготню по кабинетом, у нас в 1 классе предметное образование учителя приходят к нам в класс, есть классный руководитель, которая находится с детьми на всех переменах. Про завуча, 1. Не молчите, это ВАШЕ право знать.
2. Если что-то не устраивает обратитесь в департамент, оооочень действенная штука. 3. Перед собранием состав те список вопросов и задайте ей спокойно на собрании.
PS Моя сестра, обратившись в департамент, смогла поменять учителя, неугодного (по объективным данным)учителя заменили

Методики преподавания в школах: авторские, развивающие, нетрадиционные... Это значит, что независимо от того по какому методу ведется преподавание, на Знаменитые конспекты Шаталова созданы для того, чтобы была возможность быстро опросить ВСЮ теорию у ВСЕХ...

Обсуждение

15-20 лет назад меня саму учили по системе Шаталова. Правда без всяких фокусов "школьная годовая программа за 7-10 уроков". Учили математике и астрономии. При окончании курса астрономии я ее знала очень, очень прилично. Очень много цифр помнила - расстояния до планет, их массу, диаметр, типы звезд, их эволюцию и т.д. Сейчас позабыла почти все. Ну, может, кроме самого основного. У учителя астрономии основа уроков была составление конспектов по методу Шаталова и последующее воспроизведение их в ввиде самостоятельной на следующем уроке. Хорошо для тех, у кого ведущая память -зрительная.
С математикой интереснее. Школьный курс я знаю и сейчас. Т.е. за формулами тригонометрии в справочник не полезу, а выведу, то, что мне нужно. Но, все-таки, нужно учитывать, что с математикой в той или иной форме всю жизнь связана. На математике была другая учительница. У нее основа была - самостоятельное нарешивание в течении урока каждым учеником огромного количества примеров и задач. Она между партами ходила и каждому давала индивидуальные пояснения. Это было что-то вроде одновременной шахматной игры. Конспектами она тоже пользовалась, но только для объяснения нового материала. Д.з было, но его можно было делать когда угодно в течении четверти. Я, в силу лени, предпочитала делать в последнюю неделю до конца четверти все сразу - было очень удобно:) и никаких проблем не составляло, так как основа ее системы была постоянная индивидуальная работа именно в классе. Там еще было деление на группки учеников с "ведущим" в группке, который оказывал помощь и проверку заданий у товарищей. Но вот этот элемент системы Шаталова как-то плохо прижился.

В нашей школе как раз шел набор в такой класс, но там накануне 1 сентября поменяли педагога и мы в него не пошли, а пошли в параллель к молоденькой учительнице по программе " Школа 2100" с математикой Козловой.... Ребенок в итоге обладает всеми признаками...

Обсуждение

Мне есть, что добавить:) Год назад я тоже страстно хотела Э-Д... И по тем же что у вас причинам ниже указанным.
В нашей школе как раз шел набор в такой класс, но там накануне 1 сентября поменяли педагога и мы в него не пошли, а пошли в параллель к молоденькой учительнице по программе "Школа 2100" с математикой Козловой....
Ребенок в итоге обладает всеми признаками самостоятельности и объемного мышления. Я лишь изредка интересуюсь его уроками и очень довольна уровнем преподавания в его классе.
А в том что по программе Э-Д до сих пор родители записывают домашнее задание после 4 урока у учительницы, и детям на продленке тоже всегда объясняют что и как делать:(
Вобщем на основе 1 класса я совсем не жалею, что мы не попали по системе Э-Д. Мы дополнительно занимаемс по Холодовой(мат) и Интеллектике(рус и мат) и этого вполне достаточно.
Выбирать надо педагога,однозначно.Я думаю, что про атомы и электроны можно рассказывать детям с бОльшей осторожностью, чем про "откуда я взялся", т.к. материя сия существенно более сложная:)) Если мама сама не очень понимает, как там электроны в атомах бегают, лучше вообще мозги дитю не пудрить. А вот на уровне: смешали, растворили, осадок выпал, пузыри пошли, etc. -- вполне маме под силу.

о, вот я над этим как раз работаю:))) Пока не очень удачно, поскольку приходится кроме детей и хозяйства еще подрабатывать. Но я надеюсь! :)

Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Кроме обучения чтению и письму есть и другие предметы, можно совершенствоваться в них - это по поводу ребенка.

Обсуждение

Встреваю в обсуждение поздно, когда все уже сказано, но уж очень меня эта проблема интересует. Только другой ее аспект: не "педагоги и раннее развитие", а нужно ли то, что мы понимаем под ранним развитием детям или родителям. Дело в том, что у моего сына (скоро 13, 10-й класс мат. школы) от природы было раннее развтие, я для этого не особенно много делала. Но у него была чудовищная познавательная потребность. У других детишек ее нет, но родители безумно мечтают, чтобы они в 2 года читали, в три решали дроби, одновременно играя на пианино и напевая песни на английском. У меня такое впечатление, что детям это приносит больше плохого (здоровье, психика), чем хорошего. Идея класса для ранне развитых (как раньше говорили, особо одаренных) меня не особенно вдохновляет. Дело в том, что природные способности у детей разные, не одинаковы и направления их талантов. Кто-то больше гуманитарий, кто-то математик или биолог. Вместе им не сойтись. Прибавьте к этому особо настроенных родителей, которые хотят вырастить из малыша гения. Получается чистый дурдом. Я бы ребенка в класс вундеркиндов не отдала ни за что. Конечно, когда одноклассники на 2-3 года старше тебя, проблемы общения возникают. Сын больше дружит с ребятами из 9-го класса, но у нас эта проблема не острая, поскольку школа хорошая, иначе был бы просто кошмар. Все не просто, это и педагоги отлично понимают (или чувствуют). Все равно я не верю, что с помощью традиционного раннего развития (чтение-счет-письмо и пр.) родители добьются выдающихся результатов, если у ребенка нет особых талантов. Пример семьи Никитиных, которые жизнь положили на раннее развитие своих детей, это очень четко показывает. Никто из этих сделанных вундеркиндов ничего не достиг в жизни. Кстати, немалую роль в этом сыграло и то, насколько наплевательски их родители относились к "тупой, консервативной, бесполезной" школе.

Волх, я раньше тоже мучилась этим вопросом. А после посещения одной, ну очень интересной семьи кое-что для себя поняла. Сразу скажу семья еврейская, очень образованная, хорошо воспитаны дети, у которых есть огромная тяга к знаниям, не убитая школой. Все это увидев, я взяла за грудки родителей - колитесь как все это получилось. Порассказали много, но самое главное вот что: развитие знаний, а не навыков, как они сказали. Дома куча энциклопедий, которые глотаются детьми с пеленок. Их не учили до школы ни писать, ни читать, нет, читать они научились совершенно САМИ, перед самой школой. Но придя в школу они хорошо знали географию, историю, биологию, умели играть в шахматы на проф уровне. Родители им очень много РАССКАЗЫВАЛИ, не читали, а рассказывали. Потом конечно в дело пошли и энциклопедии, всякие справочники, но очень долго родительское слово оставалось для детей первостепенным. Современные же родители пытаются любыми путями как можно скорее научить читать, писать, англ. яз-ку. Причем часто ломая малышей. В школе такому малышу просто становится невозможно учиться - отсутствует мотивация и желание, исчезает тяга к знаниям. А школ для одаренных детей много, но для действительно одаренных, а не натасканных. РЕбенок которого родителинатаскали, выдрессировали в такой школе просто не сможет учиться.

10.10.2001 18:23:10, ЛенаН

Романчук Ольга Ивановна

Учитель начальных классов

Средняя школа – гимназия № 12 г. Талдыкорган

Современные методы обучения в начальной школе.

Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт. Во главу угла ставится применение современных образовательных технологий. Традиционные способы преподавания на наших глазах постепенно уходят в прошлое. На первое место выходят активные методы обучения, которые предоставляют обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.

Методы обучения выполняют много функций. Главными являются обучающая, мотивационная, развивающая, воспитательная, организационная Это означает, что с помощью методов учителя не только обучают, но также решают вопросы мотивации, осуществляют воспитательные воздействия, влияют на организацию учебно – воспитательного процесса.

Метод может быть не только способом деятельности, но и способом организации деятельности, то есть метаметодом. Методы обучения состоят из приемов - отдельных разовых действий. В методе ярко просматриваются объективная и субъективная части. Там, где педагог вносит конкретные изменения в метод, проявляется его творчество.

Методы мотивации учебной деятельности

Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.

Методы формирования новых умений

Упражнения, лабораторная работа, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.

Методы обобщения и систематизации изученного

Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков, опорных конспектов, заполнение контурных карт;

Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.

Методы контроля результатов обучения

Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др.

Письменные: диктант, тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др.

Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель, сочинение, рисунок, схема), демонстрация действий и операций и др.

Машинные: тест.

Методы стимулирования учебной деятельности

Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.

Среди последних наиболее успешными с точки зрения решения названной задачи в начальной школе признаны методы проблемного изложения , частично - поисковый метод, метод исследования, проектный метод.

Рассмотрим более подробно данные методы обучения.

Метод проблемного изложения

Данный метод является переходным от исполнительской деятельности к творческой деятельности. В начальной школе ученики еще не могут самостоятельно решать проблемные задачи, а поэтому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя ученики при таком методе не участники, а лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

Частично - поисковый (эвристический) метод обучения заключается в следующих характерных признаках

    Знания детям нужно добывать самостоятельно

    Учитель не сообщает и не излагает знания, а организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств

    Ученики под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникшие задачи, разрешают проблемные ситуации, проводят анализ, сравнение, обобщение, приходят к выводу, в результате данной работы у учеников формируются осознанные прочные знания. Частично - поисковый метод получил свое название потому, что ученики не всегда самостоятельно решают сложную учебную проблему от начала и до конца Исходя из этого учебная деятельность развивается по схеме - ученики - учитель - ученики и т.д. Часть знаний сообщает учитель, часть ученики добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа.

Исследовательский метод обучения выражается в следующих характерных признаках

    Учитель вместе с учениками формирует проблему, решению которой посвящается отрезок учебного времени

    Знания ученикам не сообщаются. Школьники самостоятельно добывают их процессе исследования проблем сравнения различных вариантов полученных ответов.

    Деятельность учителя сводится к опративному управлению процессом решения проблемных задач.

    Обучение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Этот метод предусматривает творческое усвоение знаний.

Метод проектной деятельности

Основными достоинствами проектного метода является высокая степень самостоятельности, инициативности учеников и их познавательной мотивированности, развитие социальных навыков детей в процессе групповых взаимодействий, приобретение ими опыта исследовательско - творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений, навыков.

Одними из новых являются активные методы обучения.

К активным методам обучения относятся:

    проблемные ситуации,

    обучение через деятельность,

    групповая и парная работа,

    деловые игры, драматизация,

    театрализация, творческая игра «Диалог»,

    «Мозговой штурм», «Круглый стол»,

    дискуссия,

    метод проектов,

    методы удивления, любования, уверенности, успеха, диалога,

    метод эвристических вопросов,

    игровое проектирование,

    имитационный тренинг,

    организационно-деловые игры (ОДИ),

    организационно-мыслительные игры (ОМИ),

    дискуссия, синектика и другие.

А. Дистервег считал, что надо заставить ученика работать, работать самостоятельно, приучить его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами, что - либо усвоить.

Наиболее приемлемыми методами активного обучения в начальной школе является успех.

Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.

Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников.

Современная дидактика стоит перед проблемой гуманизации обучения, принципиальным переосмыслением роли учителя и учащихся в учебно – воспитательном процессе, перед необходимостью создания условий для организации учебного сотрудничества во взаимодействии педагог - учащийся. Учебное сотрудничество может сложиться при определенной организации обучения, когда постановка учебных задач требует поиска новых способов действий.Невозможность действовать по готовому образцу создает потребность взаимодействовать со взрослыми.

Вступая в новые отношения с учителем и друг с другом, дети постепенно становятся субъектами учебной деятельности, приобретая самое главное умение - умение самостоятельно учится. Кроме того, их отличает хорошая ориентировка в ситуациях, требующих новых способов действий, умение дискутировать, рассуждать, доказывать, наличие творческой, критической, самостоятельной мысли, проявление личностных черт, убеждений и позиций. Работа в малых группах, парах, оказывает большое влияние на формирование детского коллектива, учебной мотивации и произвольного принятия учебной задачи в любой предметной области.

Использованная литература:

1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически/ Издание 2-е. - СПб.: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003.

2. Активные методы обучения. Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru.

3. Давыдов В.В Проблемы развивающего обучения. – М.: Издательство «Педагогика», 1986. – 240 с.

4. Кукушин В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2005. – 474 с