Состав русской эмиграции. Эмиграция первой волны. Вклад Русской эмиграции в мировую культуру

(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался…
И где веселья быстрый день?
Промчался лётом сновиденья,
Увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!..
А. Пушкин

Наверное, главное, что вы видите вокруг, да и замечаете в самих себе, - это неустроенность, болезни, несправедливость. В мире слишком много такого, что огорчает сердце человека, приносит боль всему живому. Каждый сталкивается с тем, что называется злом, грехом, неправдой, смертью.

Но если человек был создан прекрасным и добрым, а природа не знала катаклизмов и страданий, то куда же все это делось? Как зло появилось в мире, который создан и благословлен Богом, любящим нас Небесным Отцом?

Сначала давайте выясним первый, исходный вопрос: что такое зло?

Что такое зло?

Видели вы, как кто-то закрывает в доме наглухо окна и двери? Иногда это делают так, что свет уже не проникнет внутрь. В комнатах воцаряется полный мрак.

Отсутствие света есть тьма.

Так и зло по своему содержанию есть отсутствие добра.

Господь зла не сотворил. Разве допустит талантливый художник в своих произведениях какое-то уродство или изъян? Все, что существует, по самой своей природе добро и прекрасно. Тогда что же такое зло, откуда оно, как возникает?

Зло не имеет самостоятельного бытия, своей собственной природы. Оно - порок, болезнь, искажение того, что уже существует. Оно похоже на вирус, который сам по себе, отдельно от живой клетки не существует.

Это добровольное желание разумных существ жить без Бога. Зло явилось как сознательное уклонение от добра, противление ему. Оно - протест против Бога и всего, что от Бога. Поэтому зло есть уклонение от бытия к небытию, от жизни к смерти.

Зло коренится в неправильно понятой свободе и неверно направленной воле. Оно ищет во всем самостоятельности, обособленности от Творца, и поэтому само по себе есть величина совершенно мнимая, в действительности равная круглому нулю.

То есть зло - это извращенное состояние воли разумных существ?

Да. Это состояние богоборчества и богопротивления. А как сила, направленная против Создателя, оно всегда разрушительно.

Самая суть зла в постоянном искажении, повреждении того, что существует. Те, кто делают зло, причиняют вред и великие страдания в первую очередь самим себе, так как идут вопреки собственной природе, созданной по образу Божию.

Может ли избравший зло радоваться своему выбору?

Естество каждого из нас отражает добро и свет, в полноте пребывающие в Небесном Отце. Например, заметьте, что, когда вы бескорыстно помогаете ближнему, то на душе сразу становится легко и приятно. В сердце есть глубокая потребность нести добро и свет другим.

И если счастье - это внутреннее тепло сердца, которое любит всех, простор добра, живущего в душе, то служитель зла становится самоубийцей, вырывающим сердце из собственной груди.

Служители зла подобны героям «Пира во время чумы» Пушкина, которые самонадеянно пели:

Итак, - хвала тебе, Чума,
Нам не страшна могилы тьма,
Нас не смутит твое призванье.
Бокалы пеним дружно мы,
И девы-розы пьем дыханье,
- Быть может… полное Чумы.
А чума косила их одного за другим.

Зло — процесс духовного самоуничтожения личностей, отвернувшихся от Бога.

Так откуда же зло в мире?

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней», - восклицал пророк Исайя (Ис. 14: 12-15).

Зло впервые появилось еще в мире ангелов, задолго до создания человека.

Среди бесплотных духов святостью и духовным величием особенно выделялся один - Денница, или Люцифер (что значит Светоносен). По своей близости к Богу он превосходил всех остальных ангелов.

Вы помните, что ангельская природа, как и человеческая, нуждается в постоянном совершенствовании и утверждении себя в добре. Ангелы, как и люди, имеют единственный источник своей святости и духовных сил в Боге. И ангел так же, как и каждый из нас, обладает свободной волей, которая способна не только следовать воле Божией, но и уклоняться от нее.

Теперь скажите, в каком случае люди становятся далеки друг от друга, хотя бы и жили в одной квартире? - Когда они теряют взаимную любовь. Так и тот, кто теряет любовь к Богу, становится далек от Него. В этом - величайшее падение.

Денница, высший ангел, залюбовался своей тварной, ангельской красотой. Он отверг любовь к Богу и пожелал сам занять место Бога.

Это называется гордостью, или самолюбием (эгоизмом). Суть такого греха заключается в своекорыстном повороте внимания к самому себе. Падший ангел проявил такой интерес к себе, что его собственное «я» стало для него в центре мироздания. Денница сделался кумиром для самого себя, а все остальное посчитал за средство к своему прославлению.

Собранье зол его стихия.
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров.
Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших
Сидит уныл и мрачен он.
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь,
И звук высоких ощущений
Он давит голосом страстей,
И муза кротких вдохновений
Страшится неземных очей.
М. Лермонтов, «Мой демон»

Отпав от Бога

Люцифер полностью обнажился от небесной благодати. Так он оказался пуст и холоден. Но поскольку никакая личность не терпит внутренней пустоты, Денница стал заполнять ее плодами своего воображения. Он посчитал себя царем мира и решил везде утверждать свое могущество. Для этого он стал клеветать на Бога и противиться всему, что от Бога. Поэтому имя его стало дьявол, что значит «клеветник» и сатана, то есть «противник». Дьявол соблазнил и увлек за собой много других ангелов, которые также стали злыми духами и называются демонами, или бесами.

Однако далеко не все ангелы последовали падшему Деннице. Большинство остались до конца верны Богу, они отвергли от себя соблазн темных ангелов. Дьявол и демоны его были низвергнуты с Небес, жилищем их стала сфера поднебесная - физическое пространство видимого мира. Будучи темными, злыми духами, испытывая бессилие перед Богом, демоны завидуют всему светлому и доброму. Однако они настолько укоренились во зле, что покаяние стало для них невозможно.

Не имея внутри себя покоя и мира, испытывая холод одиночества, демоны своей целью полагают всеобщее уничтожение. Внутреннее содержание демона — неимоверная ненависть к Богу. Они исполнены ненависти ко всему существующему, способны, нести только разрушение и муки.

Для привлечения живых существ в свои сети демоны часто принимают на себя личину добра, то есть прибегают к обману и лжи. Как говорит Священное Писание, дьявол «человекоубийца от начала… и отец лжи» (Ин. 8: 44). Не правда ли, это очень страшно?

Андерсен мудро описал действия дьявола в сказке «Снежная Королева»: «Жил-был тролль, злющий-презлющий; попросту говоря, дьявол. Как-то раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же плохое и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. Прелестнейшие лужайки выглядели в нем вареным шпинатом, а лучшие из людей - уродами, или казалось, что они стоят кверху ногами, а животов у них вовсе нет! Лица искажались до того, что нельзя было и узнать их; случись же у кого веснушка или родинка, она расплывалась во все лицо. Дьявола все это ужасно потешало. Если человеку приходила добрая, благочестивая мысль, то она отражалась в зеркале невообразимой гримасой, так что тролль не мог не хохотать, радуясь своей выдумке. Все ученики тролля - у него была своя школа - рассказывали о зеркале как о каком-то чуде.

- Теперь только, - говорили они, - можно увидеть весь мир и людей в их настоящем свете!

И вот они бегали с зеркалом повсюду; скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нем в искаженном виде. Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и Самим Творцом. Чем выше поднимались они, тем сильнее кривлялось и корчилось зеркало от гримас; они еле-еле удерживали его в руках. Но вот они поднялись еще, и вдруг зеркало так перекосило, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги. Миллионы, биллионы его осколков наделали, однако, еще больше бед, чем самое зеркало. Некоторые из них были не больше песчинки, они разлетались по белу свету, попадали, случалось, людям в глаза и так там и оставались. Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны, - ведь каждый осколок сохранял свойство, которым отличалось самое зеркало. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда».

За сознательное противление Богу и всему доброму дьявола со всеми падшими ангелами ожидают вечные муки, предначатие которых они испытывают уже сейчас.

Но, может быть, демоны исправятся?

Однажды к преподобному Антонию Великому пришел дьявол и начал рыдать.
- Кто ты и что с тобой случилось? - спросил преподобный.
- Святой отец, - ответил дьявол, - я не человек, я - злой демон. - Что же тебе нужно?
- Ничего более, - отвечал злой дух, - кроме того, чтобы ты спросил Господа, примет ли Он покаяние дьявола?
- Иди домой пока, а завтра я тебе дам ответ, - сказал святой.
В тот же вечер преподобный Антоний молился Господу.
- Владыко Господи! Открой мне, недостойному рабу Твоему, простишь ли Ты человека, превзошедшего грехами демонов?
Святой Антоний думал, что у него был грешник, назвавший себя демоном по смирению!
Вдруг перед святым предстал ангел Божий и сказал:
- Зачем ты молил Господа за дьявола? Ведь он приходил искушать тебя!
- Я этого не знал, - ответил Антоний. - Почему же Господь не открыл мне этого?
- Не смущайся, - ответил ангел. - Когда к тебе искуситель придет снова, то скажи ему:
- Ты - древнее зло, ты - сама гордость. Как же ты можешь принести достойное покаяние? Древнее зло не делается новым добром!
Сказав это, ангел скрылся. На другой день дьявол снова явился а образе плачущего человека.
Когда святой Антоний передал ему слышанное от ангела, злой дух засмеялся и сказал:
- Если бы я считал себя древним злом, то я позаботился бы о спасении гораздо раньше, но не теперь. Теперь мне самому служат люди и даже трепещут предо мной. Возможно ли мне, господствующему над грешниками, сделаться ныне смиренно кающимся? Нет! Нет!
Сказав это, дьявол исчез.
- Да, - подумал святой Антоний, - поистине древнее зло не может сделаться добром!

К чему привела зависть демонов?

Порочное существо, если видит нравственную чистоту и достоинства другого, то испытывает лютую зависть. Лишь чистая, боголюбивая праведная душа порадуется чужому счастью. А собственная испорченность хочет, чтобы все вокруг были такими же.

Дьявол позавидовал райской жизни первых людей и решил лишить их блаженства. Произошло искушение наших прародителей, и они не устояли.

Ученый Паскаль, затронув вопрос испорченности человеческого существа, взывал: «Смирись, немощный ум, умолкни, несмысленная природа; познай, что человек - существо бесконечно непонятное для человека, и вопроси у твоего Владыки о неведомом тебе истинном твоем состоянии. Послушай Бога».

Святое Откровение так описывает историю грехопадения первых людей:

3мей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: «Адам, где ты?» Он сказал: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся». И сказал Бог: «Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого я запретил тебе есть?» Адам сказал: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». И сказал Господь Бог жене: «Что ты это сделала?» Жена сказала: «Змей обольстил меня, и я ела». И сказал Господь Бог змею: «За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Жене сказал: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». Адаму же сказал: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3: 1-19).

Представленное повествование является не мифом или аллегорией, а реальной историей. В этих простых словах заключена величайшая трагедия, случившаяся с человечеством.

Кто скрывался за змеем?

Само ли по себе пресмыкающееся - змей - искушало людей? Поскольку змей обращается к жене, рассуждает, клевещет на Бога, то можно точно утверждать, что в данном случае действует существо разумное, то есть личность, и при этом личность недобрая, лживая.

В Священном Писании наименование змея присваивается падшему Деннице, например в Апокалипсисе: «Низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную» (Откр. 12: 9); «Дракон, змий древний, который есть дьявол и сатана» (20: 2).

Образ змея наиболее соответствует характеру дьявола, так как напоминает вкрадчивость, изворотливость и ядовитость падшего в глубину духовной тьмы.

То есть пресмыкающегося не было? - Было! Невидимый змей - злой дух - воспользовался животным - змеем как орудием для совращения человека.

Он специально обращает свое обольщение вначале на Еву, то есть женщину, существо более слабое и склонное к чувственности.

Самая страшная ложь

Обращаясь к Еве, демон употребляет не прямую ложь, а ложь самую страшную - полуправду. Извращая повеление Божие, он говорит: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3: 1).

Лукавый специально пытается расширить запрещение Бога (ведь Господь повелел не вкушать всего от одного дерева), чтобы представить Его Существом суровым. Демон хочет подорвать доверие человека к Богу, показать, будто Господь не любит людей и не заботится о них. Но главное, дьявол свое обращение к Еве предлагает в форме вопроса, чтобы вовлечь ее в диалог с собой.

Представьте стог сена: как бы ни был он велик и плотно уложен, достаточно к одной травинке прикоснуться язычку пламени, и от сена останется лишь пепел. Так и человеку, достаточно только обратить внимание на лукавого, вступить с ним в самый небольшой контакт, и это уже влечет за собой бедствие души. Первая ошибка Евы заключалась в том, что она вообще стала отвечать на вопрос змея.

Казалось бы, еще нет ничего худого, Ева всего лишь ответила, что Бог запретил вкушать только от одного дерева. Но посмотрите внимательно: в словах Евы уже словно присутствует нота недовольства Божией заповедью, и она почему-то добавляет, что Господь запретил даже прикасаться к дереву.

Гипнотизм демона

Помните стишок из сказки Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес»:

К нам сегодня приходил
Наш знакомый Крокодил.
Говорил: «У вас в пруду
Я друзей себе найду.
У вас тут плавают ерши
- Они для дружбы хороши».
Увидел Крокодил ершей,
Улыбнулся до ушей,
И слышится из пасти:
«Ребятушки, залазьте!»

Удав, желая задушить жертву, сначала гипнотизирует ее своим взглядом. Животные цепенеют, чуть ли не сами уже лезут в пасть змея.

Ошибка Евы заключалась в том, что она вообще обратила внимание на слова демона и тем более продолжала беседовать с ним, хотя знала его богоборческую сущность. Воздействие лукавого духа гипнотическое. Змей льстивым вопросом, под видом заботы о благополучии человека, привлек внимание к себе, а затем достиг и сочувствия Евы. Семя недоверия к Богу посеяно в ее душе.

Теперь дьявол действует наглее и прямо клевещет на Бога: «Нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3: 5). Искуситель пытается представить Бога лживым и завистливым, утаивающим от человека полезное для него. Демон льстит слуху, будто нарушив повеление Божие и вкусив плод, люди станут «как боги».

И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня;
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда
И, дав предчувствия блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
М. Лермонтов, «Мой демон»

Но ведь Господь и так изначально предназначил человека к богоподобию. Только достичь это возможно путем единения с Богом, когда наша воля свободно следует за волей Божией. Тогда Господь постепенно преображает человека, все более приобщая его к Своим свету и вечной жизни.

А сатана предложил, как казалось, совсем «простой» способ: сорвать запретный плод и вкусить, как будто сам плод обладал магической, волшебной силой, делающей человека равным Богу.

Ошибка первых людей заключалась и в том, что райское дерево они посчитали за некий талисман, насильственно овладев которым будто бы можно было мгновенно стать самостоятельными властителями всего мира.

Новое «откровение»

Предложение змея было коварно. Он не сказал: «Сорвите и ешьте» - соблазн предлагается не в форме повеления от своего «я», собственное лицо лукавый скрывает. Он специально ссылается на Бога: «…не умрете… знает Бог, что… вкусите… и будете, как боги…» В этом совершенно новом для людей «откровении» о Боге соблазн удался.

Предложение змея вызвало в душе Евы кипение гордости, сопряженное с настроением протеста Богу. Поэтому на дерево она смотрит уже другими глазами. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» (Быт. 3: 6). Вместо святых мыслей душу жены наполнили одни чувственные, приземленные помыслы и желания.

Совершив грех в душе, она совершает его и на деле. «И взяла (она) плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3: 6). Как поступила Ева, так поступил и Адам, он разделил с ней все греховные мысли, чувства и дела.

В Волоколамском патерике (сборнике истории определенного монастыря и жизнеописаний иноков) записан такой случай: «Татары пленили у одного воина жену. Он взял секиру и своего пса и пошел вслед за ними. Татары, остановившись в одном селении, упились и спали, как мертвые. Воин секирой отсек всем им головы. Войдя в одну комнату, он увидел свою жену, лежащую с татарским князем на одре, который также спал, упившись вином. Жена, увидев мужа, разбудила варвара. Он вскочил и начал биться с воином. Одолев воина, он уже сел на него и, вынув нож, хотел заколоть. В этот момент собака, видя своего хозяина в опасности, стремительно бросилась на князя и стащила его. Воин, встав, убил князя… Так зверь избавил своего господина, жена же предала его на смерть».

Почему прародители пали?

Согласно одной австралийской легенде, собака и кенгуру некогда были людьми и превратились в таких животных тогда, когда сами стали вести себя как собака и кенгуру.

Никто не принуждал первых людей идти вопреки заповеди Божией. Как бы ни была велика сила соблазна, исходившего от дьявола, она нисколько не нарушала изначальной свободы человека. Прародители могли и принять вражеское обольщение, и отвергнуть его. Ведь их душа была совершенно свободна от какого-либо порока, и поэтому она не испытывала внутреннего влечения ко греху.

Нарушение заповеди Божией было не навязано людям, а предложено, они добровольно отдали себя в послушание демону.

«Дьявол получил успех не от своей силы, но от беспечности и нерадения Адама (и Евы)», -утверждает святитель Иоанн Златоуст.

Плод нерадения

Господь заповедал людям возделывать Рай и хранить. Это означало необходимость постоянно заботиться и хранить в своей душе состояние богообщения. Прародители проявили беспечность, стали невнимательны к общению с Богом, потому и не сохранили себя в состоянии райском, благодатном.

Адам еще не знал, что с ним будет, когда окажется без Бога. Человек без Бога - ничто, но прародители еще не обладали опытным знанием этого. Однако от человека подобного и не требовалось. Ему необходимо было постоянно помнить, кто он вообще есть: тварное существо, счастье которого зависит от близости Творцу.

И тем не менее человек свой взор от Господа отвратил. «Удивительно, с какой легкостью совершилось падение праотцев! - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). - Не было ли оно предуготовано их внутренним расположением? Не оставили ли они в раю созерцание Творца, не предались ли созерцанию твари и своего собственного изящества? Прекрасно созерцание себя и твари, но в Боге и из Бога; с устранением Бога оно гибельно, ведет к превозношению и самомнению… Праотцы, оказав преслушание Богу и склонившись в послушание дьяволу, сами себя сделали чуждыми Бога, сами себя сделали рабами дьявола».

Так началась духовная катастрофа человечества, приведшая и всю сотворенную Вселенную к страданиям.

Но винить ли нам праотцев?

Размышляя о грехопадении наших прародителей и последствиях этого во всем мире, может невольно возникнуть мысль, что вся вина лежит только на праотцах.

Как бы мы поступили на месте Адама и Евы?

Народное шуточное стихотворение «Стефанида и Пахом» предлагает один из ответов.

Ах, как много переносим
Мы и горя и забот:
Землю пашем, сено косим,
Так что градом льется пот.
Кабы этак не сгубили
Долю праотцы свою,
Мы теперича бы жили
Припеваючи в раю.
Али это не обида -
Нам терпеть за грех чужой, -
Так ворчала Стефанида,
С поля идучи домой.
- И Адам не меньше
Виноватый в том.
Он не жениным советом,
А своим живи умом.
Сзади шел один богатый
Барин, добрый, дароватый.
Он их ропот услыхал
И с участием сказал:
- Не вините безрассудно
Вы родителей своих.
Слова нет, что жить вам трудно.
Но ведь это не от них.
Вы б не лучше поступили,
Твердо я уверен в том.
Кабы вы бы сами были
В положении таком.
Чтобы больше вы не смели
На судьбу свою роптать,
Я хочу на самом деле
Вашу твердость испытать.
Завтра вы ко мне придите,
Я вам дам особый дом.
В нем живите, как хотите,
Не печальтесь ни о чем.
У меня работать в поле
Вас не будут принуждать.
Жить вы будете на воле,
Сладко есть и отдыхать.
Ваше платье очень худо -
Я велю другое дать.
И к столу четыре блюда
Ежедневно подавать.
Ешьте все вы на здоровье,
Кроме блюда одного.
А потом оно закрыто.
Ну и что им до него.
Им теперь уж все довольно -
Их оставила нужда,
Только мучает невольно
Любопытство иногда.
Раз, сидя за этим блюдом,
Стефанида говорит:
- Что ж за кушанье под спудом
Тут секретное стоит?
Кабы это было можно
Заглянуть туда глазком,
Или с края осторожно
Хоть лизнуть бы язычком.
Ведь от этого не будет
Нам с тобою ничего.
Да оно и не убудет,
Если взглянем на него.
- Так, пожалуй, это можно,
- Ей на то Пахом сказал.
- Посмотри, но осторожно,
Чтоб хозяин не узнал.
- Да не бойся, не узнает,
- Говорит ему жена.
И поспешно открывает
Блюдо тайное она.
Видят чудо - не варенье и не пышки.
Кто представит их испуг?
Две проворненькие мышки
Быстро выскочили вдруг.
Стефанида испугалась,
Крышку на пол уронив.
И сама чуть не упала,
Крышку вдребезги разбив.
Крышка вдребезги разбилась,
Мышки спрятались под стол.
В это время дверь открылась
И сам барин к ним вошел.
- Так-то слово вы сдержали, -
Грозно крикнул он на них. -
И не вы ли осуждали
Прародителей своих.
Тут подал он наставленье,
Им полезное сказал.
И назад опять в селенье
Перебраться приказал.
И пошли они, вздыхая,
В деревенский домик свой,
Как изгнанники из рая,
С сокрушенною душой.
Путь их к хижине убогой
Им теперь не весел был.
А Пахом жену дорогой
Будто правый все корил.
- Да уж полно плакать,
не поможет, -
Наконец сказал он ей.
Осуждать так всякий может,
Да не сделает умней.

Вопросы:

  • Какое определение злу могли бы дать вы?
  • Если Бог создал все добрым, то как и когда появилось зло?
  • Может ли, на ваш взгляд, служитель зла быть счастлив?
  • В чем заключалось грехопадение первых людей?
  • Какую самую главную ошибку допустила Ева?
  • Почему гибельно вступать с демоном даже в самый небольшой контакт?
  • В чем же состояла причина падения наших прародителей?

Валерий Духанин


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Как рассказывает Библия о сотворении мира? Библия указывает на причину возникновения зла в мире. Эта причина – грех. Что такое грех? Это нарушение человеком Божиих заповедей (повелений). А прояв­ления греха и его последствия могут быть разные: обман, воровство, убийство и т. д. Даже природные бедствия могут возникать по причине человеческих грехов. Бог, сотворив первых людей – Адама и Еву, поселил их в прекрасном саду, который носит название рай. Господь разрешил Адаму есть плоды от лю­бых деревьев, кроме древа (дерева) позна­ния добра и зла. Это особенное древо находилось в райском саду. Господь предупредил: «Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь». Прежде видимого мира и человека Бог сотворил мир неви­димый, мир бестелесных духов – ангелов. Эти разумные существа так же, как человек, созданы свободными. Лучшим среди них был ангел Денница. Видя свою красоту, силу и со­вершенство, Денница возгордился. Он забыл, что всё, что он имеет – дар Божий, он поднял мятеж против Бога и увлёк на свою сторону часть ангелов. Падший Денница лишился красоты и стал называться диаволом (другое написание – дьявол). Это слово значит «клеветник», «лжец». Его называют также сатаной, что значит «противник». Он стал предводителем остальных падших анге­лов, которые сделались безобразными демо­нами (или бесами). Диавол завидовал блаженству и славе пер­вых людей. В образе змея-искусителя он появился перед Евой и убедил её, что, вкусив плодов с древа познания добра и зла, люди станут как боги. После грехопадения Адам и Ева были изгнаны из рая. Это произошло потому, что, допустив недоверие к Богу и лукавство, пер­вые люди не могли уже быть в общении с Ним.Грех первых людей называется первородным грехом. Вместе с человеком изменилось и всё тво­рение. Страх и смерть вошли в мир. Зависимость человека от греха именуется рабством греху.Таким образом, ослушавшись Творца, первые люди сделали свой выбор в пользу смер­ти. Они стали смертными. Ад – это место вечных му­чений для грешников, то есть людей, которые, живя на земле, отвергли Бога и его заповеди. _дам и Ева. Зап_ведь. Грех_падение. А_. Рай – место пребывания первых людей до грехопадения.Заповедь – правило, данное Господом людям ради их спасения. Грех – нарушение Божией заповеди. Древо познания добра и зла – дерево с запретными плодами, находившееся посередине рая.Грехопадение – отпадение от Бога из-за совершения греха. Первородный грех – грех Адама и Евы, который изменил природу человека.Рабство греху – зависимость от греха. Ад – место пребывания падших ангелов и грешников в состоянии вечных мучений.Спасение души – очищение от грехов, восстановление общения с Богом. Читать урок 4, рассмотреть иллюстрации, ответить на вопросы.Запомнить новые слова. Нарисовать дерево жизни или дерево познания добра и зла – которое тебе больше нравится.


Приложенные файлы

Если добро ассоциируется у нас с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей (а в пределе - для всех живых существ), то зло - это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло - всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло деструктивно, оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия, к гибели.

Говоря об эмпирической жизни человека, мы должны отметить, что зло, существующее в мире, может быть разделено по край мере на три вида.

  • 1. Во-первых, физическое, или природное, зло. Это все естественные стихийные силы, которые разрушают наше благополучие: землетрясения и наводнения, ураганы и извержения вулканов, эпидемии и обычные болезни. Исторически природное зло не завис от человеческой воли и сознания, биологические и геологические процессы происходили всегда помимо людских желаний и действий. Впрочем, издревле существовали учения, утверждавшие, что именно негативные человеческие страсти, злоба, гнев, ненависть совершают такие вибрации на тонких уровнях мироздания, которые провоцируют и вызывают природные катаклизмы. Таким образом, духовный мир людей оказывался существенно связанным с якобы чисто природным злом. Подобный взгляд находил выражение и в религии, которая всегда говорила, что физические несчастья, нежданно свалившиеся на людей, - это результат Божьего гнева, ибо люди натворили столько безобразий, что последовало наказание. В современном мире многие явления «природного зла» оказываются уже прямо связаны с масштабной деятельностью человечества, с нарушением экологического баланса. И все-таки шторм смерчи, ливни и засухи - прежде всего действие объективных стихий - зло неизбежное и от нас не зависящее;
  • 2. Другим видом объективного зла является зло в общественных процессах. Правда, оно совершается уже с участием человеческого сознания, и все-таки во многом помимо него. Так, социальная чуждость, которая находит выражение в классовой ненависти, насилии, в тяжелых чувствах зависти, презрения, рождается из объективного процесса разделения труда, который неизбежно несет с собой частную собственность и эксплуатацию. Точно так же объектив противостояние интересов, борьба за земли, источники сырья оборачивается агрессией, войнами, в которые множество людей оказываются втянуты помимо своей воли. Социальные катаклизмы разражаются так же стихийно и неконтролируемо, как бури, и тяжелое колесо истории безжалостно проезжает по тысячам и миллионам судеб, ломая их и калеча. Результирующая, возникающая из взаимодействия и столкновения многих воль, обнаруживает себя в исторических событиях как слепая и могучая сила, которую невозможно укротить индивидуальным усилием, невозможно отвести ее от себя. Будучи образцово нравственным, хорошим, порядочным человеком, можно волею судеб оказаться в эпицентре социального зла - на войне, в революции, в рабстве. Правда, все те же древние эзотерические (предназначенные для посвященных) учения утверждают: «ничто не коснется человека, чего он сам не заслужил». Страдания от социального зла понимаются в этом случае как закономерное следствие безнравственного поведения и мыслей в какой-нибудь прошлой жизни. Однако мы не можем с достоверностью утверждать, что наше «я» в самом деле многократно приходит в мир, и потому не станем напрямую увязывать объективную сегодняшнюю ситуацию с моральным несовершенством в предполагаемом прошлом. Социальное зло - часть естественного, исторического процесса;
  • 3. Третий вид зла - собственно нравственное зло. Разумеется, в реальности оно далеко не всегда существует «в чистом виде», и все же мы обязаны говорить о нем. Нравственным злом мы называем то зло, которое совершается при непосредственном участии человеческого внутреннего мира - сознания и воли. Это зло, происходящее и творимое по решению самого человека, по его выбору. Современные исследователи выделяют два основных вида морального зла - враждебность и распущенность. Они разворачиваются в целом букете человеческих пороков - нравственно осуждаемых качеств. К враждебности мы относим агрессию, насилие, разрушительность, гнев, ненависть, желание гибели, стремление к подавлению других. Это зло активное, энергичное, стремящееся к уничтожению чужого бытия и благополучия. Оно направлено во вне. Враждебный к другим человек сознательно стремится нанести другим вред, ущерб, страдание, унизить их.

В XX веке философы и психологи много занимались проблемой агрессии и активного зла. Существует целый ряд версий относительно причин этого вида морального зла и его укорененности в человеческой природе. Так, Зигмунд Фрейд полагал, что наряду со стремлением к жизни - Эросом в человеке есть также инстинкт смерти - Танатос. Он заставляет людей стремиться к смерти, разрушению, уничтожению, и если индивид не обрушит силу и энергию своего Танатоса на других, то он уничтожит самого себя.

Теория «фрустрации-агрессии» полагает, что враждебное поведение всегда спровоцировано блокированием (фрустрацией) некоей целенаправленной устремленности. Субъект, влекомый мощной потребностью, желает получить искомое, и отвечает на помеху яростью. Нередко эта ярость обрушивается вовсе не на истинную причину неудовлетворенности, а на совсем случайную жертву - на тот кто оказался ближе. Кроме того, агрессия возникает как ответ неприемлемое обращение - угрозы, нападки на самого человека или на то, с чем он себя идентифицирует - семью, нацию, страну высшие ценности. Нередко пусковым механизмом активной враждебности является страх: тот, кто перешел от обороны к нападению, уже не испытывает этого мучительного и унизительного чувства.

Целый ряд теорий связывают враждебность и агрессию, свойственную людям, с социальным научением. Общество часто одобряет враждебность, награждает за нее и обучает своих членов агрессивному поведению, его формам и приемам. У животных механизмы агрессии имеют приспособительный характер, они «работаю на выживание сильнейших, имеют глубокий биологический смысл. Однако у животных есть и мощное инстинктивное блокирован злобы и разрушительности, по крайней мере по отношению к их сородичам. В человеке ограничительные инстинкты не работают, а нейропсихологические пусковые механизмы агрессии присутствуют. Общество способно активизировать «дремлющий вулкан хваля за жестокость, награждая за безжалостность, демонстрируя любование свирепыми схватками и приковывая внимание к «инфернальным» (адским) злодействам, к маньякам и убийцам.

Интересную социокультурную трактовку жестокости и разрушительности дает Э. Фромм. Он считает, что «злокачественная агрессия», та, что не является обороной, а выступает страстью к разрушительности в чистом виде, есть результат неверно проживаем жизнь, не реализации человеческих сущностных сил. Человек не знает, не понимает, как быть продуктивным, как выйти из депрессии и скуки, как научиться получать удовольствие от процесса жизни. Эта глубокая неудовлетворенность, имеющая корни и в противоречивой природе человека, и в пронизанной отчуждением культуре, проявляет себя в виде энергичной враждебности.

Несмотря на многочисленность теорий, ни одна из них не дает достаточно исчерпывающего объяснения неизбывной человеческой враждебности по отношению к ближним и тем более не может указать «волшебного средства» для избавления от нее.

Распущенность дает общее название другой группе человеческих пороков: малодушию, трусости, лени, холопству, неумению совладать со своими влечениями, желаниями и страстями. Распущенный человек легко поддается соблазнам, недаром христианство утверждает, что дьявол овладевает душой двумя путями - либо силой, либо обольщением. К распущенности можно отнести жадность, обжорство, похотливость, неуемную страсть к самым разным удовольствиям.

Вся история развития морали и моральной философии - это упорная и настойчивая борьба с распущенностью, и надо сказать, что до победы еще весьма далеко. Распущенный человек не соблюдает императивов благоволения к другим, потому что не способен отказаться от своих удовольствий, насколько бы они ни были грубыми, вредными для здоровья и извращенными. Эгоизм и телесные влечения преобладают в нем и вытесняют всякую деятельную заботу о ближних. Он слаб перед собственными желаниями, он их слуга и раб. В сущности, уступать своим влечениям гораздо проще, чем им противостоять, и распущенный с легким сердцем предается своим слабостям. Его «я» влечется на поводу у тела и эмоций, воля молчит даже тогда, когда надо сделать усилие и отказаться от немедленного удовлетворения желаний. Распущенный человек уподобляется животному, которое не знает социокультурных ограничений и запретов, он боится и избегает усилия, преодоления, строгой дисциплины, стремится ускользнуть от всякого дискомфорта, требующего терпения. Такие люди легко становятся предателями и угодливыми холопами, они готовы жертвовать кем угодно и чем угодно ради собственного удобства, сытости и благоустроенности.

В обыденной жизни распущенные индивиды на первый взгляд не так опасны как агрессивные. Ну, слаб человек, такова природа! Пьет, гуляет, спит полдня, никому, в общем-то, не мешает. Однако как только безудержные желания распущенного человека не могут вовремя насытить себя, он очень легко превращается в самого злобного и жестокого агрессора. Злобность и трусость, лень и неутомимость в насилии часто сочетаются между собой. Распущенные люди не гнушаются ни воровством, ни убийством ради того, чтобы удовлетворить свои ненасытные желания, а уж обман, ложь, коварство для них обычное дело.

Таким образом, два вида пороков тесно связаны друг с другом и переплетаются между собой.

Горько сетуя на повсеместную распространенность зла и его многоразличные облики, философы с давних времен ставили перед собой вопрос: откуда взялось зло? Почему оно обступает нас со всех сторон и в своих объективных, и в субъективных формах? Была ли действительность изначально хороша и совершенна, или она при своем рождении из небытия уже явила себя злой, уродливой и жестокой? На вопрос о происхождении зла в мире существует целый ряд ответов, хотя истиной в последней инстанции не владеет никто. Рассмотрим эти возможные ответы, начав «с конца», с тех концепций, которые появились в Новое время.

XVII-XVIII века укореняют моральное и социальное зло в человеческой природе. Такие знаменитые авторы, как Т. Гоббс и И. Кант, считают человека по природе эгоистичным и злым, стремящимся оттеснить других людей от благ, да еще, возможно, и потешиться над их страданиями. Ни материалист Гоббс, ни скептик Кант не ищут за пределами человеческой природы никаких трансцендентных причин, делающих людей злыми. Эгоизм и зло - естественные качества, поскольку в эмпирической реальности люди конкурируют друг с другом, а, как известно, кто смел, тот два съел. По Гоббсу, государство и мораль возникают именно как механизм, умеряющий человеческую зловредность, иначе человечество давно истребило бы себя. И хотя Кант считает, что человек может и обязан исполнять моральный закон благоволения, это не отменяет естественной укорененности во зле.

Близкий по смыслу ответ дает и знаменитый философ XIX века Фридрих Ницше. Для него жестокость, агрессивность, безжалостность - нормальное проявление воли к власти, которая свойственна не только человеку, но и всей природе. Быть жестоким и лишенным сантиментов - значит утверждать себя, проявлять в себе фундаментальное вселенское начало, а следовать христианскому милосердию - это идти по пути вырождения. Таким образом, зло оказывается и онтологически укорененным, и морально оправданным.

В философско-социологической концепции К. Маркса моральное и социальное зло тесно связывается с существованием частной собственности, ее уничтожение должно стать основой для повсеместного исправления нравов и установления гармонии между людьми.

Без религиозные версии происхождения зла - достаточно позднее явление в истории этики, и по объему своему они всегда занимали весьма скромное место в человеческой мысли. Издревле объяснение негативных сторон жизни опиралось на мифологические, религиозные и идеалистические представления, кладущие в основу эмпирической действительности некое трансцендентное духовное начало.

Первая версия, которую я хочу здесь назвать, это представление о морально-онтологической двойственности, лежащей в фундаменте мироздания. Эту версию развивал и отстаивал зороастризм, или маздеизм, - древнее учение персов. Согласно учению пророка Заратуштры (греческая форма - Зороастр), у истоков мироздания стоят два равноправных могучих духа - добрый бог Ахурамазда (Ормузд) и злой - Анхра-Майнью (Ариман). Ахурамазда сотворил все доброе, чистое, разумное, его противник - все злое, нечистое и вредное. Бог добра поддерживает жизнь, творит плодородные земли, воду, сияющий огонь, его обиталище на небе. Анхра-Майнью создал смерть, пустыню, бесплодие, и живет он под землей. Но самое главное то, что между богами идет непримиримая борьба, в которой добро и зло не просто сражаются, а смешиваются, перепутываются друг с другом, и становится очень трудно отделять одно от другого. Наш мир - смешение, и взаимопроникновение добра и зла. Конечно, в перспективе добро должно победить, но Ахурамазда не господствует над силами зла, он может только неутомимо им противостоять.

Надо сказать, что идея моральной двойственности мира, провозглашенная Заратуштрой, впоследствии была подхвачена христианской ересью манихейства.

В III веке нашей эры перс Мани из Вавилонии соединяет зороастризм с учением о пришествии Иисуса.

Что, конечно, вызывало протест и гонения со стороны христианской церкви. В соответствии с идеями христианства добро не может быть равноправно со злом, добро - выше.

Коснувшись взглядов христианства, я фактически уже перешла к изложению второй крупной позиции в религиозном понимании происхождения зла, позиции, которая кладет в основание мира добро. Для христианства зло принципиально вторично, потому что мир творится одним-единственным Богом, явленным в трех лицах. Бог есть Благо и Бытие, он сотворят мир от полноты и из любви, потому зло не может быть присуще его детищу. Однако откуда же оно тогда взялось? Если Бог - абсолютное добро, без ущербное благо, то почему кругом столько страданий? Может быть, Господь все-таки зол? Нет, это исключено. Но тогда, возможно, он не всесилен и не справился с некими злыми началами, возникшими помимо его воли? Это решение тоже отпадает, ибо Всевышний вездесущ и всемогущ, мир находится под его неусыпным контролем, и ни один волос не упадет с головы человека без воли Божьей.

Тогда откуда же ненависть и жестокость? Так в христианской философии веками обсуждается проблема теодицеи - божественное оправдания в вопросе о наличии в мире зла.

Одно из решений этого вопроса вновь приводит от монотеизма к некоему варианту двойственности мира. В соответствии с ним Бог творит мир из Ничего, и негативная природа Ничто примешивается к совершенному Божьему творению, порождая временность, смертность, старение и прочие скверные вещи, включая все виды морального зла. Но это объяснение может навести на мысль, будто Ничто - это явление, не подвластное Богу.

Чтобы избежать такого ненужного казуса, теология предлагает другое объяснение происхождения зла. Зло порождено гордыней и неверным употреблением свободы.

Первое, еще «до человеческое», зло возникло в результате зависти и гордыни. Светлый ангел Люцифер, или Денница, пожелал стать наравне с Богом, вознамерился сам занять место Творца. Он-то и начал противостояние со Всевышним, переманив на свою сторону целый сонм неустойчивых ангелов, которые теперь стали приспешниками богоборческой силы. Люцифер из ангела света становится Дьяволом, претендуя на чужое, по праву занятое место. Его обуревают главные тяжелые страсти, свойственные моральному злу - жажда эгоистического самоутверждения, враждебность к созданному Господом миру, зависть к важнейшему атрибуту Бога - способности творчества. В том-то все и дело, что Дьявол - лишь обезьяна Бога, он не способен на собственное созидание и умеет только красть то, что создается Богом. Кроме того, он сам - тварь, а не Творец, он принципиально вторичен и в конечном счете подчинен Божьей силе и Провидению.

Причиной, сыгравшей роль «пускового механизма» зла, стала свобода, которую Господь дал сотворенным им духам. И той же свободой он наделил человека. Бог не желал создавать «оловянных солдатиков», которые были бы автоматически покорны его воле. Он творил человека в полном смысле слова по своему образу и подобию, наделяя его свободой и способностью к любви. Человеку была дана возможность выбирать - следовать ли ему Божьей воле или предаться иным путям, отозваться на иные призывы. Адам не выдержал экзамен. Он нарушил Божественный запрет, соблазнился искушением змия, пожелал «ведать добро и зло», как Всевышний. Свобода и гордыня вторично породили зло, низвергнув Адама в бренный земной мир, где его потомки полностью вкусили боль, старость, смерть, ненависть и жестокость.

Версия, приписывающая происхождение зла свободе, снимает с Бога ответственность за зло и переносит его на тварей - духов и людей, проявивших бунтарство.

Третья фундаментальная версия, объясняющая наличие зла в мире - самая древняя. Она восходит к ведическому учению. Согласно ей, зла в мире вообще нет. Но как же так, возникает резонный вопрос, мудрецы утверждают, что зла нет, когда кругом кровь, голод, несправедливость? Как можно не замечать столь явных вещей? «Все это видится нам, - отвечают восточные мыслители, потому, что мы занимаем в мире частичную, партикулярную позицию. Мы глядим на все со своей маленькой, ограниченной точки зрения, и потому наш взгляд упирается в те мнимые «несовершенства» бытия, которые на самом деле гармонично вписаны в целое мироздание. Мир можно уподобить роскошному ковру, в затейливом узоре которого участвуют самые разные нити, в том числе и черные. Без черных нитей не будет красивого красочного ковра. Наша частичная позиция заставляет нас видеть только черноту, переживать негативное так, словно оно не есть элемент гармонии. Чтобы увидеть действительность в ее истинном свете, надо подняться над человеческой личностной точкой зрения, возвысить и расширить свое восприятие до божественной позиции, обнимающей все существующее, тогда мы убедимся, что зла нет, что на самом деле все прекрасно и благостно, замечательно и совершенно».

Подобная точка зрения встречается и у христианских авторов. Ее глубоким недостатком является призыв к людям выйти за рамки человеческого, чтобы пережить доброту мира. Получается, что пока мы существуем в теле, пока наш горизонт - это человеческий горизонт, мы обречены на зло и страдание, и только йоговская медитация либо озарение святого способны преодолеть тесные рамки нашей земной позиции. Благо выступает как находящееся за пределами человеческого. Надо сказать, что проблема соотнесенности взгляда с позиции «божественного разума» и обычного человеческого рассудка волновала даже выдающихся эзотериков. Например, индийский мыслитель XX века Шри Ауробиндо, поднявшийся до «интегрального сознания» и способный пребывать в свете и гармонии, прекрасно понимал, что его личное блаженство на высотах духа не отменяет бездны страданий, которым подвергаются обычные люди, живущие рядом с ним, его соотечественники.

Поэтому немалую часть своей жизни Ауробиндо провел в уединении, ставя на себе эксперименты: он пытался низвести свет сознания в клетки материи, чтобы сделать всех людей разумными и бессмертными, способными на истинное приобщение к добру.

Гармония мира как целого - слабое утешение для тех, кто пребывает в «черной полосе», испытывая все ее негативные воздействия. И все-таки по современным представлениям, именуемым «холистическими» (то есть основанными на усмотрении целостности), взгляд на мир как на единство, если и не избавляет нас от зла, то способен уменьшить количество страданий, вызываемых самим нашим способом мирового отношения.

Дело в том, что в целом ряде древних учений, в частности в каббале - иудаистской мистической концепции мира, - говорится о том, что действительность противоречива, но эта противоречивость не есть добро и зло. Мир делится на правое и левое, верх и низ, мужское и женское, день и ночь, но все эти противоположности есть условия бытия друг друга. Они не антагонисты, не враги. Поэтому, пытаясь уничтожить одну сторону как «противника», мы одновременно уничтожаем и другую. В каббалистическом представлении действительность - это иерархия миров, и нигде в них нет добра и зла, они возникают только в самом нижнем мире - эмпирическом мире, в котором мы живем.

Именно тут, и, видимо, благодаря нашей пристрастной точке зрения, противоположности становятся непримиримыми оппозициями, превращаются в отряды сил, сражающихся друг против друга. Сторонники холистического подхода считают поэтому, что людям следует избавиться от склонности драматизировать взаимоотношения противоположностей, перестать превращать свет и тьму в Бога и Дьявола. Зло, таким образом, рождается из самого нашего отношения к чему-либо как к злу, из воинственности, нежелания найти общий язык и компромисс. Холистическая позиция должна помочь найти добро через избавление от субъективистской злобности. Гармония мира не дана нам непосредственно, но мы можем утвердить добро в своей жизни, опираясь на идею такой гармонии, созидая ее своими мыслями и поступками.

1. Тема о зле в человеке.

Зло существует во всем мире - страдания, жестокая борьба, смерть - все это царит в мире, но только в человеке мы находим устремление к злу, как таковому. Это устремление постепенно доходит до идеи зла, - и среди людей мы нередко находим потребность к совершению зла. Это, конечно, есть некая болезнь духа, но она настолько связана с самой природой человека, настолько она повсеместна и захватывает все эпохи в истории, все возрасты людей, что встает вопрос, почему человек жаждет творить зло, ищет того, чтобы расстраивать чужую жизнь, прибегает к насилию, к уничтожению других людей?

Вопрос этот болезненно ущемляет и наше религиозное сознание. Почему Бог, источник жизни и всякого блага, допускает страшное развитие зла, терпит те ужасы, которые от убийства Авеля Каином до наших дней наполняют смятением нашу душу? Где причина непостижимого развития именно у людей жажды зла, - чего мы не находим в дочеловеческой природе? Борьба за существование, беспощадная и жестокая, идет, правда, в дочеловеческой природе, но здесь она является только борьбой за само существование, а не определяется никаким инстинктом разрушения или жаждой зла. Только человек может испытывать наслаждение от самого разрушения, переживать странную потребность сеять страдания. Именно в этой наклонности ко злу, в потребности творить зло, человек резко и глубоко отличается от всего дочеловеческого мира. При объяснении "загадки" человека мы не можем обойти этого вопроса - тем более, что пока мы не объясним для себя страсти разрушения у человека, мы еще не проникли в тайну человека. С другой стороны, наше религиозное сознание, которое видит в Боге не только Творца вселенной, но и Промыслителя, мучительно переживает то, что с развитием исторической жизни зло не только не ослабевает, но, наоборот, увеличивается, становясь все более утонченным и страшным.

Рассмотрим различные попытки объяснения зла в человеке.

2. Объяснение зла из неведения.

Наиболее упрощенным пониманием зла является то, которое исходит из мысли, что человек всегда ищет только добра и если совершает зло, то только по неведению. Эта точка зрения, которая носит название "этического интеллектуализма," впервые была с полной ясностью выражена еще Сократом, по учению которого зло никогда не является целью деятельности человека; только благодаря нашей ограниченности, неумению все предвидеть, учесть заранее последствия нашего поведения, мы, согласно этой теории, совершаем поступки, которые причиняют страдания другим людям. С этой точки зрения, для устранения зла необходимо развитие интеллекта, рост просвещения - и тогда зло исчезнет. Такой оптимизм часто встречается и в наше время.

Что сказать на это? Прежде всего, надо признать, что отчасти сведение злых движений к неведению в том смысле верно, что если бы все люди могли предвидеть те печальные результаты, какие могут получиться от тех или иных наших действий, то многого бы люди не делали (даже имея желание причинить кому-нибудь зло). Сколь ко в этом смысле на свете неожиданных, никому не нужных страданий, сколько напрасных, нами же создаваемых тяжестей! Лишние слова, насмешки, прямое причинение боли, даже насилие не имели бы, может быть, места, если бы люди наперед знали, чем все это кончится. Но увы, как часто, даже предвидя все то горе, какое принесут людям те или иные слова, действия, многие все же идут на них, - и это предвидение только увеличивает их злую радость. В том-то и суть, что источник злых движений заключается в нашей воле - как это впервые, с потрясающей силой показал блаж. Августин (V в.). Можно знать заранее все недобрые последствия наших слов или действий, и все же именно потому на них идти. Тут мы имеем дело с чистым желанием зла, с какой-то извращенной жаждой причинять страдания, даже убивать - в глубинах нашей воли, т.е. в нашем свободном решении зреет это желание зла, которое часто в том смысле может быть названо "бескорыстным," т.е., что мы не ждем никакой пользы для себя, а жаждем зла, как такового.

А с другой стороны, рост просвещения, развитие культуры несомненно сопровождается не уменьшением, а ростом преступности. Современный прогресс открывает

такие тонкие по своей технической стороне возможности зла, каких не знало прежнее время. Люди просвещенные, образованные не совершают мелкого воровства, прямого насилия - тут им мешает как раз их "культурность," но тем страшнее, тем утонченнее формы зла, которыми так богато наше время. Вообще зло в человеке происходит не от неведения, а из того темного корня, где вспыхивает желание зла. Раскольников (герой романа Достоевского "Преступление и наказание") был человек безукоризненной честности в житейских отношениях, а в то же время преступная идея убийства богатой ростовщицы, зародившись в глубине его души, зрела долго и закончилась тем, что он убил эту ростовщицу.

3. Объяснение зла из тяжких социальных условий.

Теория этического интеллектуализма, сводящая зло в человеке к слабости или ограниченности ума, редко кем защищается в наше время, - было бы слишком наивно думать, что корень зла в неведении. Гораздо распространеннее и в наши дни учение, согласно которому зло в истории, в человеческих действиях проистекает из тяжелых социальных условий, в которых живет огромное большинство людей. Нищета и вечная нужда, невозможность обеспечить самые скромные условия жизни, часто настоящий голод, "болезни, развивающиеся вследствие тяжких условий жизни (когда, напр., в одной комнате ютится целая семья в 3-5 человек), создают постоянное раздражение, озлобленность, желание чем-нибудь "ущемить" тех, кому живется легче, - все это питает и развивает злые движения у людей. Во всем этом очень много правды, - и отсюда у всех, кто отдает себе в этом отчет, вырастает потребность способствовать социальным реформам, потребность существенного и серьезного изменения социального строя. На этой почве вырастали и вырастают различные утопические планы, нередко переходящие в революционную программу (напр., в марксизме), - все для того, чтобы исчезла нищета, эксплуатация бедных и темных людей, чтобы перед "всеми был открыт путь просвещения, чтобы все люди одинаково могли бы пользоваться, в случае болезни, самыми высшими достижениями медицины. Этот гуманизм, эта забота о тех, чья судьба сложилась неблагоприятно, живет верой, что при улучшении социальных условий исчезнут постепенно ненависть и злоба, зависть и потребность причинять страдания. Но так ли это? И живой наш опыт, и прямое рассуждение

показывают всю зыбкость такого оптимизма, вскрывают. недостаточно глубокое понимание зла. Прежде всего оказывается, что в зажиточных и даже богатых условиях жизни тоже цветут "цветы зла," т.е. развивается тоже потребность причинять страдания или даже убивать, как это возможно у тех, кто живет в тяжелых социальных условиях. Конечно, никто из богатых людей не будет красть хлеб, как это сделал Jean Valjean (в романе V. Hugo -"Les Miserables" - "Отверженные"), но помимо того, что у богатых людей часто развивается жадность, в силу которой они эксплуатируют рабочих, - люди, живущие в прекрасных условиях жизни, часто испытывают потребность таких "развлечений" и удовольствий, которые причиняют чрезвычайные страдания другим. Преступления, вытекающие из тяжких условий жизни (нищета, голод и т.д.), становятся по мере развития социальных реформ все реже, но одно явление гангстеров, зародившееся в Америке и ныне уже распространенное всюду, похищение детей у богатых родителей, чтобы получить большой "выкуп," и т.д., все это вовсе не слабеет, а растет. Очевидно, в человеческой душе есть какой-то источник или проводник злых движений, которые, конечно, зреют легко, когда человеку живется тяжело, но которые вовсе не исчезают у тех, кому живется не тяжело. Преступность не проистекает только от тяжелых социальных условий, - она в тяжких условиях легче и быстрее проявляет себя, - но она бесспорно живет в душах и тогда, когда условия жизни вовсе не обременяют человека. Именно в последнем случае особенно ясно, что корень зла в человеческой душе сидит очень глубоко. Возникает вопрос - почему человек может находить наслаждение в зле? Как возможно зло - не в порядке каких-то извращений, которыми может быт. одержим человек, а в порядке обычных форм душевной жизни? Почему человек постепенно стоит перед возможностью зла, т.е. перед искушениями, которые он должен подавлять в себе? Не нужно впадать в излишний пессимизм о человеческой природе, но в самом деле нельзя отвергать факта "невидимой брани," внутренней борьбы, которую должен вести в себе всякий человек. Даже те, кто достигал высшей святости, стояли перед искушениями, для преодоления которых они должны были иметь много духовной силы. Именно это и ставит вопрос о какой-тo сверхчеловеческой силе зла, которая стоит над людьми и посылает в мир постоянные излучения зла. Так родилась - яснее всего в персидском религиозном сознании за 1000-2000 лет до Р. Христова

Идея, что зло обладает божественной силой. Обратимся к этому учению о зле.

4. Дуалистическое решение темы зла.

Ариман, злое божество в персидских верованиях, есть постоянный противник бога добра - Ормузда. Хотя в конце нынешнего периода Ормузд победит Аримана и на земле воцарится лишь добро, по персидскому верованию, но пока Ариман обладает достаточной силой, чтобы сеять зло и разрушать все доброе. Это верование персов достойно внимания в том отношении, что зло мыслится здесь, как сверхчеловеческая, космическая сила, как божественный источник зла. Это есть система дуализма; раздвоение добра и зла, столь распространенное среди людей, оказывается лишь отражением в людях более глубокого космического раздвоения. Но зло не обладает и в персидском религиозном сознании творческой силой, его стихия только состоит в разрушении, и это значит, что зло (в этом понимании) предполагает наличность добра (ибо без этого в чем бы могла проявиться разрушительная стихия зла?). Иначе говоря, в этом учении зло не первично, а вторично - оно не обладает первичностью, изначальностью. В том же персидском религиозном сознании Ариман выступает как сила лишь тогда, когда уже начала действовать сила добра.

Доведенный до конца дуализм все же не может быть удержан и действительно в персидском сознании Ариман в конце нынешнего "зона" будет побежден Ормуздом, т.е. зло исчезнет. В таком случае, как же оно могло возникнуть? Божество, которому предстоит быть побежденным, не есть, очевидно, божество в точном смысле слова. Добро же не могло само из себя родить зло, и то, что зло будет побеждено добром, показывает, что в таком понимании зла нет надлежащей правды. Если верно то, что зло овладевает человеком в порядке искушения, т.е. что зло есть что-то надчеловеческое и сверхчеловеческое, если с другой стороны оно не могло бы возникнуть из недр добра, то в этой всей системе дуализма есть какая-то неясность. Если же мыслить зло, как действительно божественную (в точном смысле слова) силу, то все же зло все время ведет борьбу с добром, т.е. нет в божественной сфере равновесия, обеспечивающего ей вечность. Борьба зла с добром должна, очевидно, кончиться победой одного или другого начала, т.е. будет или одно добро, или одно зло ^последнее означало бы

постепенное разрушение всего, т.е. превращение бытия в ничто).

Все эти недоумения так же неразрешимы, т.е. тема зла в мире так же остается не разъясненной в учении дуализма, как в предыдущих попытках разобраться в теме зла. Заметим только, что в истории христианских народов был не раз возврат к системе дуализма - таково все манихейство, возникшее в III в., проникшее затем в IX в. в Европу, "богомилы" в Болгарии, позже "катары" в Швейцарии, на юге Франции - напомним альбигойские войны). Это проявляется в том, что источником и проводником зла в мире признается материя (тело), - откуда идет гнушение телом (вплоть до гнушения браком, что было сурово осуждено уже в раннем христианстве).

5. Христианское истолкование зла.

Единственное удовлетворительное решение темы о зле дает христианство. Вот основы христианского понимания зла:

a) Зло не существует, как некое особое бытие или сущность; есть злые существа (злые духи, злые люди), но нет зла самого по себе. Суть же зла состоит в разрыве с Богом; этот разрыв есть акт свободы (у ангелов и у людей).

b) Зло впервые возникло (т.е. появились злые существа) в ангельском мире; один из высших ангелов (Денница), обладая свободой и той силой, которую Господь дал ангелам, захотел отделиться от Бога, т.е. начал бунт. За Денницей последовали еще другие ангелы, - гак возникло "царство Сатаны." До времени Господь попускает их существование.

c) Не имея плоти, т.е. будучи чисто духовными существами, злые ангелы:(сатана и его служители) не могли замутить все бытие, но когда Господь создал человека, имеющего плоть и одаренного, с другой стороны, свободой, перед злыми духами открылась возможность соблазнять людей - и уже через людей внести расстройство в природу. О поврежденности природы вследствие того, что прародители, согрешив, утеряли свое царственное положение и мир остался "без хозяина" (каким должен был быть человек, каким он и был, о чем говорится во 2 главе книги Бытия, мы уже говорили выше.

d) Господь запретил первым людям вкушать от древа познания добра и зла. Господь не закрыл пути

познания вообще, а только закрыл пути "познания добра и зла"; поскольку зло могло состоять лишь в разрыве с Богом, Бог закрыл самый путь для этого. Мысль о разрыве с Богом и не возникла у самих людей, - их соблазнил сатана, предложивший не следовать указаниям Бога, т.е. разорвать с Ним. Свобода, дарованная людям, открывала возможность этого, - ив этом объективная причина, что люди ступили на путь зла

e) Поступив вопреки прямому повелению Господа, люди тем самым нарушили свою сыновнюю связь с Ним, вследствие чего утеряли свое царственное положение в мире. Господь предупреждал Адама, что если он "вкусит плод от познания добра и зла," то "смертью умрет" (ст. 17). И действительно, разорвав с Богом, люди утеряли свою основу в Боге, и смерть вошла в их природу

f) Этим природа человеческая оторвалась от прямой связи с Богом; как говорит Ап. Павел (Римл. 5:12), "одним человеком грех (т.е. отрыв от Бога) вошел в мир и грехом смерть." Изменилась человеческая природа и ослабела; в ней остались ее дары, образ Божий и дар свободы остались в ней, но природа человека стала "удобопревратна," т.е. она стала подвержена соблазнам. Как говорит ап. Павел (Римл. 7:15-23): "Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... уж не я делаю, но живущий во мне грех. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного."

В этих словах Ап. Павла дано яркое описание того, что мы видим у людей; в человеке, кроме образа Божьего, через который всегда струятся лучи свыше, несущие Божью правду нашей душе, т.е. уму и сердцу, совести, - образовался в самой природе человека второй центр его существа - начало греховности. Теперь уже навсегда закрылся перед людьми рай, теперь только "употребляющие усилие восхищают Царство Божие" (Матф. 11:12), ибо "невозможно не придти соблазнам," сказал Господь (Луки 17:1).

То, что грех вошел в человеческую природу, и в ней образовался центр греховности, есть следствие изменения в человеческой природе от греха прародителей. Это есть "первородный грех"; начало греховности, создающее возможность соблазнов (со стороны сатаны и его служителей) не зависит уже только от нашей воли, так как это начало греховности вошло в нашу природу. Однако, от

каждого из нас зависит поддаваться или не поддаваться соблазнам. Путь человека и есть борьба за добро, за жизнь в Боге; совокупность всего того труда, который нам приходится нести в этой борьбе, составляет содержание аскетики (что значить "упражнений").

g) Грех человека замутил и всю дочеловеческую природу. Мы уже приводили (гл. I, § 5) слова ап. Павла о поврежденности всей природы.

6. Почему допущено зло?

Таково христианское объяснение реальности и силы зла. Но тут нередко у людей возникает вопрос - неужели Бог, который предвидел падение Денницы и грех прародителей, не мог создать ангелов и людей с такими свойствами, чтобы грех и зло не могли бы возникнуть? И второй вопрос, уже другого порядка, но связанный с темой зла и постоянно смущающий людей: почему Бог терпит такое страшное развитие зла на земле, какое мы наблюдаем сейчас, почему Он не прекращает его?

Что касается первого вопроса, то ответ на него заключается в понятии свободы. Без свободы человек не мог бы быть человеком в полноте и силе его свойств, - он мог бы быть лишь высшим животным, живущим по инстинктам; лишь в свободе раскрывается наша воля, лишь на просторах свободы зреет в духе творчество идей, развиваются художественные, моральные, религиозные движения. Но свобода только тогда и свобода, когда она безгранична - в этом ее богоподобие. Но в тварном существе, каким является человек, дар свободы должен пройти через испытания, чтобы окрепнуть в своей преданности Богу. Именно потому, что человек обладает свободой, он может оторваться от Бога; только пройдя через испытания он может окончательно утвердиться в свободном стоянии перед Богом. Это сочетание безграничной свободы, доходящей до того, что человек дерзает спорить с Богом, бороться с Ним (как в Ветхом Завете Иаков), - и той немощи, ограниченности, бессилия, которые со всех сторон давят на человека, напоминают ему, что он только тварное существо, зависящее от Бога, зависящее и от внешних условий жизни, - это сочетание высокого дара свободы с ограниченностью тварного существа и ведет нас к чувству бесконечной преданности Тому, Кто есть наш Отец небесный.

Бог мог вообще не создавать человека (хотя бесспорно, что весь план творения был связан с тем, чтобы

создать человека), но создать его Он мог лишь таким, каков он есть - с неизбежностью испытаний и искушений. Не беседовал ли Господь в раю с прародителями, не наставлял ли Он их во всем? Но когда змей соблазнил; Еву, Адам не обратился к Богу, чтобы получить от Него разъяснение, он лукаво последовал за Евой. План "воспитания" прародителей в раю оборвался благодаря им же, - но в предвидении этого еще до сотворения мира Господь предусмотрел послать Сына Божия для спасения; людей (у Петра читаем в 1:2 - что Сын Божий был "предназначен" быть Агнцем "прежде создания мира").

Что касается второго вопроса о том, почему Бог терпит такие ужасы на земле, такое страшное распространение зла повсюду, какое мы сейчас наблюдаем, должно сказать, что это вопрос понимания смысла истории и ее путей. В истории, как и в жизни отдельных людей, действует Промысел Божий; Господь долготерпит, ожидая, что несчастья и страдания образумят людей, обратят их сердца к правде и добру.

Оба вопроса составляют тему т.н. "теодицеи" - "оправдания" Бога. Бог, конечно, не нуждается в "оправдании," но чем больше мы любим Бога, как Источник правды и добра, тем важнее нам согласовать это с теми тяжкими и скорбными недоумениями, которые терзают наш ум. Надо только помнить, что в час, какой изберет Господь, придет конец нынешнему миру, кончится вся-трагедия человеческой истории, Сын Человеческий придет снова на землю во славе, - и тогда будет, по слову в Апокалипсисе (Апок. 21:1), "новое небо и новая, земля."


Страница сгенерирована за 0.07 секунд!