Сообщение о поэме анна снегина. «Кто такая Анна Снегина в одноименной поэме Есенина

– великий русский поэт, сердце которого принадлежало родной стране. Он с упоением восхвалял ее пейзажи и натуру, быт и традиции в своем творчестве. Не обошел этот мотив и поэму «Анна Снегина».

История создания персонажа

Стихотворное произведение, опубликованное в 1925 году, стало своеобразным подведением итогов совместного пути поэта и его любимой страны. В нем пересекаются две темы: лирическая и эпическая. Первая выражается в описании возвышенных чувств главного героя к девушке.

Вторая представляет собой описание мыслей автора относительно судьбы его страны. Поэма описывает взгляды Есенина, сформировавшиеся в ходе определенных исторических событий. Поэт воссоздал в своем сочинении образ описываемого времени и наполнил его живым содержанием.

В «Анне Снегиной» нашла отражение биография Есенина. Он описывает юношу, выходца из крестьян, увлекшегося поэзией. Как и его создатель, герой стал известным в дореволюционные годы. Из уст мельника читатели не раз слышат имя Сергуша. Достоверно говорить о том, что поэт описывал в стихах себя, нельзя, но сопоставленные факты дают повод для размышлений на этот счет. Анна описывает поэта, и характеристика, которую она дает, подтверждает догадки.

Главный герой упоминает, что рожден осенью, а день рождения Есенина приходится на 3 октября. Подобно автору, персонаж не любит войну и устал от нее. Собственные воспоминания и переживания вдохновили Есенина на создание поэмы. Создавая героев произведения, поэт ориентировался на окружающих его личностей. Избранные персонажи – Лабутя, мельничиха и ее муж – это образы односельчан автора. Прон Оглобин похож на , пропагандировавшего ленинизм.


Лидия Ивановна Кашина стала прототипом Анны Снегиной. Она жила в деревне Константиново, которое в произведении обрело имя Радово. Это малая родина Есенина и его пристанище после ужасов войны. После революции дом помещицы стал собственностью крестьян, а Кашина переехала в другую усадьбу.

Вряд ли история любви и отказа имела место быть, но автор был вхож в дом Лидии Ивановны. Двое ее детей очень любили поэта. У женщины не ладились отношения с мужем. В 1918 году она переехала в Москву и стала работать стенографисткой. Анализ жизни и образов Кашиной и Снегиной показывает, что у этих персон множество отличий, но есть нюансы, которые их роднят.

Поэма «Анна Снегина»

Сквозь судьбу поэта, в образе которого Есенин видит собственное отражение, и любовную линию транслируются события, происходящие в России. Центральным действующим лицом поэмы оказывается женщина. Снегина – символ чистоты, воскрешения, утраченной юности.

Лирика в поэме раскрывается через несостоявшуюся любовную историю. Отношения двух героев поэмы развиваются на фоне классовой борьбы. Ясности не хватает в происходящем в мире и в отношениях героев. Революция разлучает их, уводя Анну в Англию.


Иллюстрация к поэме "Анна Снегина"

Поэт, понимающий закономерность расставания, остается холоден и не отвечает на горячие письма девушки взаимностью. Воспоминания о трогательном и нежном чувстве звучат лишь в финале произведения. Разлука с возлюбленной ознаменовала расставание героя с юностью.

По сюжету Анна – дочь помещицы, безэмоциональной, прагматичной и расчетливой женщины. Девушка стала супругой белогвардейца и обрела новый статус. При этом ее взгляды сильно расходятся с тем, что диктует ее новое положение в обществе. Поэт же остается верен себе и предпочитает крестьян обществу Снегиных.

Автор описывает Анну в двух временных измерениях. В прошлом, где девушка становится лелеемым воспоминанием героя, и в настоящем, во время эмиграции. Уехав в Лондон, она не испытывает ненависти к простым крестьянам, в ходе бунта присвоившим ее дом.


Книга Есенина "Анна Снегина"

Женщина понимает закономерность происходящего и пишет душевное письмо, проявляя благородство своей натуры и душевную глубину. Для поэта письмо оказывается ненужным фактом. Причина его появления раздражает героя.

Главная мысль произведения заключается в рассуждениях о бессмысленности войны, в которой человеку не находится места. Идеалы, проповедуемые революцией, не стоят тех жертв, которые принесены на ее алтарь. Поэт делает собственные выводы о России, попрощавшейся с патриархальным строем, равно как и с уехавшей Снегиной. Обеих – и страну, и женщину – он вспоминает с легкой светлой грустью.

  • Поэма «Анна Снегина» написана трехстопным амфибрахием – стихотворным размером, который безмерно любил Николай Некрасов.
  • Литературоведы не раз сравнивали «Анну Снегину» с произведением – «Евгением Онегиным». Сходства находили в фамилиях главных героев и поэтической традиции, которая повлияла на Есенина. Автор воплотил собственный идеал, описывая Снегину.

  • В 1966 году на стихи Есенина советский композитор Александр Холминов написал оперу, которая ставилась в известных театрах Советского Союза и обрела долгую сценическую жизнь.
  • В 1968 году композитор Владислав Агафонников написал одноименную оперу. В 1969 году Викентий Серков снял по ней музыкальный телефильм. В нем впервые образ Есенина был воплощен на экране. В роли поэта выступил Виталий Безруков, а в роли Анны – . Сольные партии исполнили певцы Александр Мищевский и Лариса Соколенко.

  • Поэму Сергей Есенин посвятил Александру Воронскому, литературному критику и журналисту, в чьих изданиях работы автора часто публиковали.
  • На многих театральных сценах ставят балет «Анна Снегина» по мотивам поэмы. Фото и видео постановок опубликованы в интернете.

Цитаты

Вам больно, Анна,
За ваш хуторской разор?»
Но как-то печально и странно
Она опустила свой взор...»
«Далекие милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,

Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
С Есенин
Поэма “Анна Снегина” – одна из лучших в творчестве Сергея Есенина. Это и эпическое произведение, так как раскрывает судьбы народа в революции, и лирическое, отражающее суть человеческих переживаний, внутренний мир героев.
Поэма полна драматических коллизий, связанных с судьбой народа. Кульминационная сцена поэмы – тревожный, заинтересованный разговор радовских мужиков с поэтом о земле.
Кричат нам,
Что землю не троньте,
Еще не настал, мол, миг.
За что же тогда на фронте
Мы губим себя и других?..
Есенин изображает революционные события с исторической точки зрения. С этими событиями связаны и судьбы героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, хутор которой во время революции крестьяне “забрали в волость с хозяйками и со скотом”; крестьянина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за новую власть и мечтающего скорее открыть “коммуну в своем селе”; старика-мельника и его жены – доброй, ворчливой хлопотуньи; рассказчика-поэта, земляка Прона, вовлеченного революцией в “мужицкие дела”.
Не слышно собачьего лая,
Здесь нечего, видно, стеречь –
У каждого хата гнилая,
А в хате ухваты да печь.
Гляжу, на крыльце у
Прона Горластый мужицкий галдеж:.
Толкуют о новых законах,
О ценах на скот и рожь.
В поэме русский народ разобщен. Поэт показывает разных “мужиков”: крестьяне – труженики горячо приветствуют революцию, но есть и такие, которых, по выражению Прона, “еще нужно варить”, есть закоренелые собственники, вроде “отвратительного малого” – возницы, есть крикуны и бездельники, как Лабутя, ищущие в революции “легкой жизни”. По-разному воспринимают ломку старой жизни и другие герои поэмы.
Анна Снегина, когда-то мечтавшая с юным поэтом о славе, выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни.
“Когда-то я очень любила
Сидеть у калитки вдвоем.
Мы вместе мечтали о славе…
И вы угодили в прицел,
Меня же про это заставил
Забыть молодой офицер…”
На что-то надеясь, она отправляется искать счастья на чужбине. Последняя встреча героя поэмы с Анной Снегиной происходит “на расстояньи”, как бы незримо. Но от этого значение ее нисколько не снижается, а становится заглавно-ключевым.
В самом деле, еще раз вдумаемся в строки лондонского письма героини, по легкости слога, казалось бы, такого беспечного. Оно не только наполнено горькими раздумьями-воспоминаньями о безоблачных днях юности, но и суровыми, бескомпромиссными оценками своего жизненного пути.
Я часто хожу на пристань
И, то ли на радость, толь в страх,
Гляжу средь судов все пристальней
На красный советский флаг.
Теперь там достигли силы.
Дорога моя ясна…
В путях и перепутьях по чужим городам и весям Анна Снегина не утратила в сердце главного – любви к Родине. Поэтому она приходит в порт, издали с тоской и волнением смотрит на красный флаг: это частичка утраченной ею, но не забытой отчизны.
Конечно, все не так просто! Поэт это прекрасно осознает. “Красный флаг – символ новой России – радует ее, но и страшит. Она не забыла, что ей пришлось пережить. Когда-то на вопрос поэта она ответила молчанием, в котором угадывалась не только боль утраты, но и осознание исторической справедливости народного возмездия.
“Скажите,
Вам больно, Анна,
За ваш хуторской разор?”
Но как-то печально и странно
Она опустила свой взор…
С каждым годом эта новая Россия становится для Анны Снегиной все ближе. Мечты, думы об этой, казалось бы, утраченной навсегда и вновь обретенной Родине – это единственное, что согревает ей душу, удерживает на этой грешной земле.
Теперь на чужбине для героини все роднее и ближе становится образ человека, любовь которого она отвергла дважды. Узнав, что человек, некогда любивший ее, жив, находится по-прежнему на Родине, Анна отправляет ему письмо, в котором открывает свою душу.
Так часто мне снится ограда,
Калитка и ваши слова…
Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна.
Скорее всего, она не ждет ответа на свое письмо, да и сама не будет больше писать. Все необходимое она уже высказала, облегчила душу, а возврата к старому нет, время не может бежать вспять.
Эта поэма Есенина поражает глубиной содержания при внешней простоте повествования. Она подтверждает гениальность и мастерство поэта.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)


Другие сочинения:

  1. Поэма С. Есенина “Анна Снегина” начинается и заканчивается лирическим аккордом – воспоминаниями автора о ранней юности, о “девушке в белой накидке”. Развитие сюжет получает в первой части поэмы: герой возвращается в родные места после трехлетнего отсутствия. Свершилась Февральская революция, но Read More ......
  2. Поэма С. Есенина “Анна Снегина” на­чинается и заканчивается лирическим аккордом – воспоминаниями автора о ранней юности, о “девушке в белой на­кидке”. Развитие сюжет получает в первой час­ти поэмы: герой возвращается в родные места после трехлетнего отсутствия. Свершилась Февральская революция, но Read More ......
  3. Тема этой поэмы революция и человек в ней в 17 год герой поэмы Сергей встретил дезертиром с первой мировой войны, т. к. “Прохвосты и дармоеды сгоняли на фронт умирать”. Он вернулся в родное село, но жизнь там не приносит успокоения: Read More ......
  4. Тема Родины – главная тема в творчестве С. А. Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края присутствует во всех его стихах. Написанная в 1925 году поэма “Анна Снегина” отражает впечатление Есенина от поездок в родное село Константиново Read More ......
  5. Большая поэма Сергея Есенина “Анна Снегина” явилась своего рода итогом творчества поэта, который сам считал ее своим лучшим произведением. В этой поэме Есенин отображает события в России 1917 г. и, как настоящий поэт-пророк, предчувствуя беду, словно предупреждает об опасности, грозящей Read More ......
  6. Поэма “Анна Снегина” автобиографична: лирический герой спустя несколько лет возвра­щается в родное село, где многое изменилось: люди перестали це­нить человеческую жизнь, а во главе соседнего села поставлен Прон Оглоблин, Булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, С утра по Read More ......
  7. “Анна Снегина” – лирико-эпическая поэма С. Есенина. Она была начата поэтом в ноябре 1924 г., а завершена в январе 1925 г. Эту поэму можно назвать поэмой-воспоминанием. Нет, не детства – юности. Они живы в памяти – те “суровые, грозные годы”. Read More ......
  8. Эта поэма, написанная в 1925 г., по признанию поэта, “лучше всего, что я написал”. Жанр поэмы определяют как лиро-эпический: внутренний, лирический сюжет произведения неразрывно связан с рассказом о том, что “случилось, что стало в стране”. Образцом для подражания Есенину послужил Read More ......
Поэма Есенина “Анна Снегина”

Анна Снегина

А. Воронскому

1

"Село, значит, наше - Радово,

Дворов, почитай, два ста.

Тому, кто его оглядывал,

Приятственны наши места.

Богаты мы лесом и водью,

Есть пастбища, есть поля.

И по всему угодью

Рассажены тополя.


Мы в важные очень не лезем,

Но все же нам счастье дано.

Дворы у нас крыты железом,

У каждого сад и гумно.

У каждого крашены ставни,

По праздникам мясо и квас.

Недаром когда-то исправник

Любил погостить у нас.


Оброки платили мы к сроку,

Но - грозный судья - старшина

Всегда прибавлял к оброку

По мере муки и пшена.

И чтоб избежать напасти,

Излишек нам был без тягот.

Раз - власти, на то они власти,

А мы лишь простой народ.


Но люди - все грешные души.

У многих глаза - что клыки.

С соседней деревни Криуши

Косились на нас мужики.

Житье у них было плохое -

Почти вся деревня вскачь

Пахала одной сохою

На паре заезженных кляч.


Каких уж тут ждать обилий, -

Была бы душа жива.

Украдкой они рубили

Из нашего леса дрова.

Однажды мы их застали…

Они в топоры, мы тож.

От звона и скрежета стали

По телу катилась дрожь.


В скандале убийством пахнет.

И в нашу и в их вину

Вдруг кто-то из них как ахнет! -

И сразу убил старшину.

На нашей быдластой сходке

Мы делу условили ширь.

Судили. Забили в колодки

И десять услали в Сибирь.

С тех пор и у нас неуряды.

Скатилась со счастья вожжа.

Почти что три года кряду

У нас то падеж, то пожар".



Такие печальные вести

Возница мне пел весь путь.

Я в радовские предместья

Ехал тогда отдохнуть.


Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью на брата лез.

Я понял, что я - игрушка,

В тылу же купцы да знать,

И, твердо простившись с пушками,

Решил лишь в стихах воевать.

Я бросил мою винтовку,

Купил себе «липу», и вот

С такою-то подготовкой

Я встретил 17-ый год.


Свобода взметнулась неистово.

И в розово-смрадном огне

Тогда над страною калифствовал

Керенский на белом коне.

Война «до конца», «до победы».

И ту же сермяжную рать

Прохвосты и дармоеды

Сгоняли на фронт умирать.

Но все же не взял я шпагу…

Под грохот и рев мортир

Другую явил я отвагу -

Был первый в стране дезертир.



Дорога довольно хорошая,

Приятная хладная звень.

Луна золотою порошею

Осыпала даль деревень.

"Ну, вот оно, наше Радово, -

Промолвил возница, -

Недаром я лошади вкладывал

За норов ее и спесь.

Позволь, гражданин, на чаишко.

Вам к мельнику надо?

Так вон!..

Я требую с вас без излишка

За дальний такой прогон".

Даю сороковку.

Даю еще двадцать.

Такой отвратительный малый.

А малому тридцать лет.

"Да что ж ты?

Имеешь ли душу?

За что ты с меня гребешь?"

И мне отвечает туша:

"Сегодня плохая рожь.

Давайте еще незвонких

Десяток иль штучек шесть -

Я выпью в шинке самогонки

За ваше здоровье и честь…"



И вот я на мельнице…

Осыпан свечьми светляков.

От радости старый мельник

Не может сказать двух слов:

"Голубчик! Да ты ли?

Озяб, чай? Поди продрог?

Да ставь ты скорее, старуха,

На стол самовар и пирог!"


В апреле прозябнуть трудно,

Особенно так в конце.

Был вечер задумчиво чудный,

Как дружья улыбка в лице.

Объятья мельника круты,

От них заревет и медведь,

Но все же в плохие минуты

Приятно друзей иметь.


«Откуда? Надолго ли?»

«На год».

"Ну, значит, дружище, гуляй!

Сим летом грибов и ягод

У нас хоть в Москву отбавляй.

И дичи здесь, братец, до черта,

Сама так под порох и прет.

Подумай ведь только…

Четвертый

Тебя не видали мы год…"

. . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . .


Беседа окончена…

Мы выпили весь самовар.

По-старому с шубой овчинной

Иду я на свой сеновал.

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Состарившийся плетень.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»

Далекие, милые были.

Тот образ во мне не угас…

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас.

2

"Ну что же! Вставай, Сергуша!

Еще и заря не текла,

Старуха за милую душу

Оладьев тебе напекла.

Я сам-то сейчас уеду

К помещице Снегиной…

Вчера настрелял я к обеду

Прекраснейших дупелей".


Привет тебе, жизни денница!

Встаю, одеваюсь, иду.

Дымком отдает росяница

На яблонях белых в саду.

Как прекрасна

И на ней человек.

И сколько с войной несчастных

Уродов теперь и калек!

И сколько зарыто в ямах!

И сколько зароют еще!

И чувствую в скулах упрямых

Жестокую судоргу щек.


Не пойду навеки!

За то, что какая-то мразь

Бросает солдату-калеке

Пятак или гривенник в грязь.


"Ну, доброе утро, старуха!

Ты что-то немного сдала…"

И слышу сквозь кашель глухо:

"Дела одолели, дела.

У нас здесь теперь неспокойно.

Испариной все зацвело.

Сплошные мужицкие войны -

Дерутся селом на село.

Сама я своими ушами

Слыхала от прихожан:

То радовцев бьют криушане,

То радовцы бьют криушан.

А все это, значит, безвластье.

Прогнали царя…

Так вот…

Посыпались все напасти

На наш неразумный народ.

В селе крыши крыты железом, у каждого сад и гумно, по праздникам мясо и квас, “недаром когда-то исправник любил погостить у нас”. Старшина помимо оброка требовал себе еще “по мере муки и зерна”, но это “народу было не в тягость”. Но по соседству было село Криуши, в котором жили плохо, мужики оттуда украдкой рубили радовские дрова, однажды радовские их застали за этим занятием, схватились за топоры, в стычке случайно убили старшину, за это десятерых услали в Сибирь, с тех пор и в Радове начались неурядицы. Автор замечает, что он тоже игрушка в чужих руках, что война, которую вели “купцы да знать”, не имеет к нему никакого отношения.

И, твердо простившись с пушками,

Решил лишь в стихах воевать.

Я бросил мою винтовку

Купил себе “липу”, и вот

С такою-то подготовкой

Я встретил 17-й год.

Свобода взметнулась неистово.

И в розово-смрадном огне

Тогда над страною калифствовал

Керенский на белом коне.

Война “до конца!”, “до победы!” –

И ту же сермяжную рать

Прохвосты и дармоеды

Сгоняли на фронт умирать.

Но все же не взял я шпагу…

Под грохот и рев мортир

Другую явил я отвагу –

Был первый в стране дезертир.

Автор приезжает на мельницу. Старый мельник очень ему рад, приглашает к чаю. Мельник расспрашивает автора о его планах, откуда он приехал. Автор отвечает, что приехал на год. Мельник говорит, что таких мест не найти нигде, напоминает, что уже четыре года автор уже не был здесь. Автор идет спать на сеновал, по дороге вспоминая о своей первой любви, когда в шестнадцать лет “девушка в белой накидке сказала мне ласково “Нет!”

Вчера дупелей. Автор выходит с сеновала, смотрит на окружающую его величественную природу, вспоминает, что из-за войны на земле теперь столько “уродов и калек”, чувствует несоответствие между этими двумя вещами. Автор утверждается во мнении, что он правильно сделал, не пойдя на войну. Старуха, жена мельника, сообщает автору, что и в селе теперь неспокойно, что “сплошные мужицкие войны – дерутся селом на село”. Добавляет, что все это из-за безвластия, из-за того, что прогнали царя, выпустили из острогов преступников. Каторжане вернулись по домам, старуха говорит, что и в соседнее село Криуши вернулся Прон Оглоблин – “булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, с утра по неделям пьян. И нагло в третьевом годе, когда объявили войну, при всем честном народе убил топором старшину. Таких теперь тысячи стало – творить на свободе гнусь. Пропала Расея, пропала, погибла кормилица-Русь”. Автор собирается и отправляется поздороваться с местными мужиками. По дороге ему навстречу попадается мельник на дрожках. Мельник рассказывает, что только что был у Снегиных, что дочь Онегиных, “замужняя Анна”, интересовалась автором, не он ли поэт, вспоминала, что он когда-то был в нее влюблен. Автор идет дальше, ему хорошо среди лесов и полей. Он доходит до Криуши, где не был три года. Деревня в запустении, хаты гнилые, никакого добра нет, на крыльце у Прона “горластый мужицкий галдеж – толкуют о новых законах, о ценах на скот и рожь”. Автор здоровается с мужиками, те приглашают его посидеть и послушать про их крестьянскую жизнь. Хотя они автора и считают не из своего круга, но все же “свойским, мужицким, нашим”. Интересуются, отойдут ли без выкупа крестьянам пашни господ, не понимают, почему с этим тянут. Наконец спрашивают: “Кто такое Ленин?” “Я тихо ответил: “Он – вы”.

Автор простудился и четыре дня пролежал, болея. Мельник, у которого он гостил, очень обеспокоен. “Поехал, кого-то привез… Я видел лишь белое платье да чей-то привздернутый нос”. На пятые сутки автор выздоровел, и выяснилось, что за ним ухаживала та самая младшая Онегина, в которую он был в юности влюблен. Она вспоминает о тех днях, когда они любили вместе сидеть у калитки и мечтать о славе. “И вы угодили в прицел, меня же про это заставил забыть молодой офицер”. Автор рад гостье, приглашает ее садиться, начинает читать стихи про кабацкую Русь. Онегина говорит о том, что ей обидно, что его пьяные дебоши известны по всей стране. Интересуется, не следствие ли это неудовлетворенной страсти, и когда узнает, что это не так, удивляется еще больше:

“Тогда еще более странно губить себя с этих лет. Перед вами такая дорога…” Все, что было в юности, оживает в душе автора, с Анной они расстаются на рассвете. Утром прибегает мельник с запиской от Прона Оглоблина, в которой тот приглашает автора прийти. Автор идет в Криушу, Оглоблин подбивает народ отправляться к Снегиной требовать угодья без всякого выкупа. Оглоблин приглашает автора ехать вместе с ними. Взяв лошадь, едут. Скоро приезжают в усадьбу Снегиных. Прон входит и с порога требует отдать угодья. Сергей входит к Анне, та плачет, так как получила известие, что ее муж убит на фронте. Она просит оставить ее в покое, обвиняет Сергея в том, что ее мужа убили, а он отсиживается здесь. Автор уходит, говорит Прону, что “сегодня они не в духе… Пойдем-ка, Прон, в кабак”.

Все лето автор проводит в охоте. Недавние события постепенно забываются. Мельник с Сергеем собираются на охоту на зайцев, в это время приходит Прон и приносит известие о том, что теперь новая власть – Советы – которая без всякого выкупа с лета отдает все пашни и леса, “и Ленин – старшой комиссар”. Оглоблин очень рад, говорит, что “я первый сейчас же коммуну устрою в своем селе”. У Прона есть брат Лабутя, который с японской войны “носил на груди две медали”, но, несмотря на это, трус и хвастун. Заходя в кабак, он попрошайничал, потом, напившись, рассказывал о “сдавшемся Порт-Артуре” и о своей отваге. Когда к власти пришли Советы, медали он спрятал в сундук, “но с тою же важной осанкой, как некий седой ветеран, хрипел под сивушной банкой про Нерчинск и Турухан”. Прон не любит своего брата, постоянно его ругает, но тем не менее они едут вдвоем описывать снегинский дом. Мельник приводит бывших помещиц к себе. “И снова нахлынуло что-то…” Анна извиняется перед автором за то, что оскорбила его при их последней встрече, объясняет, что боялась “преступной страсти”, говорит, что любила мужа, ей не хотелось, чтобы Сергей ее бросил, “как выпитую бутыль…” Сергей переводит разговор на другое, интересуется, как они относятся к тому, что устроили в их усадьбе. Анна не отвечает, но “как-то печально и странно она опустила свой взор…”. Под вечер они уезжают, куда – неизвестно. Конца истории автор так и не узнал, так как “я быстро умчался в Питер – развеять тоску и сон”.

Эх, удаль!

Цветение в далях!

Недаром чумазый сброд

Играл по дворам на роялях

Коровам тамбовский фокстрот.

За хлеб, за овес, за картошку

Мужик залучил граммофон, –

Слюнявя козлиную ножку,

Танго себе слушает он.

Сжимая от прибыли руки,

Ругаясь на всякий налог,

Он мыслит до дури о штуке,

Катающейся между ног.

Шли годы, размашисто, пылко,

Удел хлебороба гас.

Немало попрело в бутылках

“Керенок” и “ходей” у нас.

Фефела! Кормилец! Касатик!

Владелец землей и скотом,

За пару измызганных “катек”

Он даст себя выдрать кнутом.

Мельник присылает автору письмо, в котором рассказывает о судьбе Оглоблина Прона. С момента последнего приезда Сергея в Криушу прошло шесть лет. Оглоблина Прона в двадцатом году расстреляли, когда в деревню нагрянул отряд деникинцев. Его брат Лабутя залез в солому, где просидел до отъезда казаков, а после этого “по пьяной морде” голосит: “Мне нужно бы красный орден за храбрость мою носить!” Мельник уговаривает Сергея приехать в деревню. Автор собирается и отправляется на родину. Скоро он снова на мельнице, мельник рад, сообщает, что у него есть письмо для Сергея, которое лежит здесь уже почти два месяца. На письме лондонская печать. Письмо от Снегиной. В письме Онегина тоскует о России, говорит, что часто ходит на пристань, заканчивает письмо словами: “Дорога моя ясна… Но вы мне по-прежнему милы как родина и как весна…” Автор берет овчинную шубу и идет на сеновал, вспоминая, что когда-то ему было шестнадцать лет и что у калитки, которая видна с сеновала, “девушка в белой накидке” ему ласково сказала “нет”.

Далекие, милые были!..

Тот образ во мне не угас.

Мы все эти годы любили,

Значит, любили и нас.

(No Ratings Yet)

  1. Поэма “Анна Снегина” написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лирического жанров в единое нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия, нет последовательного рассказа о событиях....
  2. Задушевная лирика Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным. Поэма “Анна Снегина” – одна из вершин в творчестве поэта. В ней проступает тонкая, простая и нежная душа Есенина, который сделал себя...
  3. Лев Николаевич Толстой – великий русский прозаик XIX века. Его смело можно назвать автором, который способен уместить на страницах своего романа целую жизнь героя, раскрыть его характер, вложить в его...
  4. Л. Н. ТОЛСТОЙ АННА КАРЕНИНА Мне отмщение и Аз воздам. Это эпиграф из Библии, смысл которого в том, что воздаяние за грехи – в руках Божьих. “Все счастливые семьи похожи...
  5. Воспевание могучих Сил природы – одна из характерных черт творчества Толстого. Толстой краток изображая мир мертвых вещей, зато очень красочно и детально описывает природный мир, окружающий его героев. Глубокое проникновение...
  6. Книга – это верный советчик в жизни, сокровищница неисчерпаемых знаний и настоящий друг. Мы учимся, развиваемся, взрослеем, и все время она рядом с нами. Итак, все начинается с книги. Современная...
  7. Сергей Антонович Клычков Чертухинский балакирь Роман (1926) Было это в Чертухине давно, “когда еще ямщик Петр Еремеич молодой был”. Жили два брата, Аким и Петр Кирилычи Пенкины. Аким рано женился,...
  8. Конфликт Конфликт (от латинского conflictus – столкновение) – столкновение между персонажами или между персонажами и средой, героем и судьбой, а также внутренние противоречия персонажа. Конфликты могут быть внешними (столкновение Чацкого...
  9. Первое Веймарское десятилетие отметилось также произведением великого автора “Фауста” Гете, который написал балладу под названием “Лесной царь” . Несмотря на то, что баллады для автора были любимейшей из видов литературного...
  10. Нельзя не вспомнить знаменитое полотно Исаака Ильича Левитана “Осенний день. Сокольники”. Написал он егов 1879 году и по сей день оно находиться на почетном месте в Третьяковской галерее. Знаменитой и...
АННА СНЕГИНА

Поэму Сергея Есенина “Анна Снегина” изучают в 11 классе на уроках литературы. Сам автор считал её лучшим своим произведением: он вложил в поэму всё своё мастерство, самые трогательные воспоминания молодости и зрелый, слегка романтический взгляд на прошлые отношения. История безответной любви поэта не основная в произведении – она происходит на фоне глобальных событий в русской истории – войны и революции. В нашей статье вы найдёте подробный анализ поэмы по плану и много полезной информации при подготовке к уроку или тестовым заданиям.

Краткий анализ

Год написания – январь 1925 года.

История создания – написана на Кавказе в 1925 году “на одном дыхании”, на основе воспоминаний о прошлом и переосмысления исторических событий 1917-1923 годов.

Тема – основными являются темы родины, любви, революции и войны.

Композиция – состоит из 5 глав, каждая из которых характеризует определённый период в жизни страны и лирического героя.

Жанр – лироэпическая поэма (по определению автора). Исследователи творчества Есенина называют её повестью в стихах либо стихотворной новеллой.

Направление – автобиографическое произведение.

История создания

Поэма “Анна Снегина” была написана Есениным в январе 1925 года, незадолго до смерти. В то время он находился на Кавказе и очень много писал. Произведение, по словам автора, писалось легко и быстро, на одном дыхании. Сам Есенин был крайне доволен собой, считал поэму своим лучшим произведением. В нём переосмыслены события революции, военные действия, политические события и их последствия для России.

Поэма глубоко автобиографична, прототипом Анны Снегиной стала знакомая поэта Лидия Ивановна Кашина, которая вышла замуж за дворянина, офицера белогвардейца, стала далёкой и чужой. В юности они были неразлучны, а в более зрелом возрасте Есенин случайно встретил Лидию, и это стало толчком к написанию поэмы.

Смысл названия достаточно прост: автор выбрал вымышленное имя со значением чистого, белого снега, образ которого возникает в произведении несколько раз: сквозь бред во время болезни, в воспоминаниях поэта. Снегина так и осталась для лирического героя чистой, недоступной и далёкой, оттого её образ так притягателен и мил ему. Критика и общественность приняли поэму холодно: она была непохожа на остальные произведения, вопросы политики и смелые образы отпугивали знакомых от комментариев и оценок. Поэма имеет посвящение Александру Воронскому – революционеру и литературному критику. В полном варианте она была опубликована в 1925 году в журнале “Бакинский рабочий”.

Тема

В произведении переплетаются несколько основных тем . Особенностью произведения является то, что в нём много личных переживаний и образов прошлого. Тема родины , в том числе малой родины – родного села поэта Константиново (которое в повествовании названо Радово). Очень тонко и трогательно описывает лирический герой родные места, их быт и уклад, нравы и характеры людей, живущих в деревне.

Герои поэмы очень интересны, разнообразны и разноплановы. Тема любви раскрыта по-есенински откровенно: лирический герой видит в возлюбленной образ прошлого, она стала женой чужого человека, но по-прежнему интересна, желанна, но далека. Мысль о том, что он тоже был любим греет лирического героя и становится утешением для него.

Тема революции раскрыта очень честно, показана глазами независимого очевидца, который нейтрален в своих взглядах. Он не борец и не вояка, ему чужды жестокость и фанатизм. Возвращение домой отразилось в поэме, каждое посещение родного села волновало и расстраивало поэта. Проблема разрухи, бесхозяйственности, упадка деревни, бед, которые стали итогом первой мировой войны и революции – всё это показывает автор глазами лирического героя.

Проблематика произведения разнопланова: жестокость, социальное неравенство, чувство долга, предательство и трусость, война и всё, что сопутствует ей. Основная мысль или идея произведения состоит в том, что жизнь изменчива, а чувства и эмоции остаются в душе навсегда. Отсюда следует вывод: жизнь изменчива и быстротечна, но счастье – это очень личное состояние, которое неподвластно никаким законам.

Композиция

В произведении “Анна Снегина” анализ целесообразно проводить по принципу “вслед за автором”. Поэма состоит из пяти глав, каждая из которых относится к определённому жизненному периоду поэта. В композиции есть цикличность – приезд лирического героя на родину. В первой главе мы узнаём, что главный герой возвращается на родину, чтобы отдохнуть, побыть вдалеке от города и шумихи. Послевоенная разруха разобщила людей, армия, требующая всё больших вложений, держится на деревне.

Вторая глава повествует о прошлом лирического героя, о том, какие люди живут в селе и как их меняет политическая обстановка в стране. Он встречается с бывшей возлюбленной, они долго разговаривают.

Третья часть – раскрывает отношения Снегиной и лирического героя – чувствуется взаимная симпатия, они по-прежнему близки, хотя возраст и обстоятельства разделяют их всё больше. Гибель супруга – разъединяет героев, Анна сломлена, она осуждает лирического героя за трусость и дезертирство.

В четвёртой части происходит отторжение имущества у Снегиных, она с матерью переезжает в дом к мельнику, объясняется с возлюбленным, раскрывает ему свои опасения. Они по-прежнему близки, но суматоха и стремительное течение жизни требует возвращения автора в город.

В пятой главе описывается картина нищеты и ужасов гражданской войны. Анна уезжает за границу, откуда шлёт весточку лирическому герою. Деревня меняется до неузнаваемости, только близкие люди (в особенности, мельник) остаются всё так же родными и близкими, остальные деградировали, пропали в передрягах и потерялись в существующих смутных порядках.

Жанр

В произведении охвачены достаточно масштабные события, что делает его особенно эпичным. Сам автор дал определение жанру – “лироэпическая поэма” , однако критики-современники дали жанру немного другое обозначение: повесть в стихах или стихотворная новелла.

Новелла описывает события с острым сюжетом и резкой концовкой, что очень характерно для произведения Есенина. Нужно отметить, что сам автор не был теоретически подкован в вопросах литературоведения и жанровой специфики произведений, поэтому его определение несколько узко. Художественные средства, используемые автором, настолько разнообразны, что их описание требует отдельного рассмотрения: яркие эпитеты, живописные метафоры и сравнения, оригинальные олицетворения и другие тропы создают неповторимый есенинский стиль.