Социально политическое и экономическое развитие в мидии. Мидия: Тайны и загадки истории. Ассирийцы в Мидии

МИДИЯ - ис-то-ри-че-ская об-ласть и пер-вое го-су-дар-ст-во в северо-западных об-лас-тях Иран-ско-го на-го-рья.

Пер-во-на-чаль-ная тер-ри-то-рия Мидии про-сти-ра-лась от гор За-гро-с на за-па-де до гор Эль-бур-с и пус-ты-ни Деш-те-Ке-вир на вос-то-ке. На-зва-ние сто-ли-цы Мидии из-вест-но как греческое Аг-ба-та-ны [Эк-ба-та-ны (‘Αγβάτανα, ‘Εϰβάτανα)], древне-персидское Хан-гма-та-на (ны-не Ха-ма-дан). Све-де-ния о Мидии со-хра-ни-ли ан-тич-ные, биб-лей-ские, ас-си-ро-ва-ви-лон-ские и древне-персидские ис-точ-ни-ки. Ми-дий-ские пись-мен-ные па-мят-ни-ки не-из-вест-ны. Впер-вые стра-на ми-дий-цев бы-ла упо-мя-ну-та в опи-са-нии по-хо-да ас-сирийского ца-ря Сал-ма-на-са-ра III в 834 году до н. э. При его пре-ем-ни-ке Шам-ши-Ада-де V (823-811 годы) ас-си-рий-цы ста-ли со-вер-шать ре-гу-ляр-ные по-хо-ды в Мидию, где они по-лу-ча-ли в ка-че-ст-ве да-ни скот и ло-ша-дей. Кро-ме то-го, за-вое-ва-ние Боль-шо-го хо-ра-сан-ско-го пу-ти оз-на-ча-ло бы для ас-си-рий-цев под-чи-не-ние главной ма-ги-ст-ра-ли Древнего Вос-то-ка, зна-чительным уча-ст-ком ко-то-ро-го вла-де-ли ми-дий-цы. К концу VIII века Ас-си-рии уда-лось под-чи-нить лишь западную часть Мидии, вклю-чив её в со-став сво-их про-вин-ций Хар-хар и Ки-ше-су в рай-оне гор За-грос. Около 671 года на тер-ри-то-рии Мидии вспых-ну-ло вос-ста-ние ман-ней-цев, ким-ме-рий-цев и ми-дий-цев, на-прав-лен-ное про-тив ас-сирийского гос-под-ства и воз-глав-лен-ное ми-дий-ским во-ж-дём Каш-та-ри-ти. Имен-но его вы-де-лял ас-сирийский царь Асар-хад-дон сре-ди про-чих уча-ст-ни-ков вос-ста-ния: Каш-та-ри-ти об-ви-нял-ся в ор-га-ни-за-ции вой-ны про-тив Ас-си-рии, на борь-бу с ним на-прав-ля-лась ас-сирийская ар-мия, с ним же Асар-хад-дон пла-ни-ро-вал вес-ти пе-ре-го-во-ры о ми-ре. К вос-став-шим при-сое-ди-ни-лись и другие вла-де-те-ли ре-гио-на, в том числе царь Эл-ли-пи. По-сле по-бе-до-нос-ного за-вер-ше-ния вос-ста-ния около 670-669 годов Асар-хад-дон при-ка-зал ус-та-но-вить сто-ро-же-вые по-сты на гра-ни-це с Мидией. В это вре-мя на-ча-лась кон-со-ли-да-ция Мидии как го-судар-ст-ва и её уси-ле-ние за счёт при-сое-ди-не-ния не-боль-ших со-сед-них вла-де-ний.

В Мидии власть на мес-тах осу-ще-ст-в-ля-лась сат-ра-па-ми (от ми-дий-ско-го хшат-ра-пан), ко-то-рые воз-глав-ля-ли ад-ми-ни-ст-ра-цию, ве-ли су-деб-ные и фи-нан-со-вые де-ла, со-би-ра-ли по-вин-но-сти и про-во-ди-ли на-бор в опол-че-ние. В VIII-VII веках в Мидии рас-про-стра-нил-ся маз-да-изм - культ Аху-ра-маз-ды. Зо-роа-ст-ризм стал официальной ре-ли-ги-ей в начале VI века.

Ан-тич-ная, ас-си-ро-ва-ви-лон-ская и персидская тра-ди-ции по-раз-но-му ос-ве-ща-ют по-ли-тическую ис-то-рию Мидии. Ге-ро-дот на-зы-ва-ет име-на и вре-мя прав-ле-ния 4 ми-дий-ских ца-рей: Дей-ок (53 го-да), Фра-орт (22 го-да), Киак-сар (40 лет), Ас-ти-аг (35 лет). По Ге-ро-до-ту, Дей-ок лишь объ-е-ди-нил ми-дий-цев, а про-сла-вил цар-ст-во Фра-орт, ко-то-рый на-чал «по-ко-ре-ние Азии», за-вер-шён-ное Ки-ак-са-ром. Из кли-но-пис-ных ис-точ-ни-ков из-вест-ны име-на двух по-след-них ца-рей Мидии: Ки-ак-сар [на древне-персидском языке - (Х)Увах-шт-ра, на элам-ском языке - Ма-киш-та-ра, на ва-ви-лон-ском языке - Ума-киш-тар) и Ас-ти-аг (на ва-ви-лон-ском языке - Иш-ту-ме-гу)]. В Бе-хи-стун-ской над-пи-си ца-ря Да-рия I вто-рой царь Фра-орт (Фра-вар-тиш) упо-ми-на-ет-ся под име-нем Каш-та-ри-ти (Хшат-ри-ту).

Воз-вы-ше-ние Мидии на-ча-лось при ца-ре Каш-та-ри-ти. Его пер-вым круп-ным ус-пе-хом ста-ло за-вое-ва-ние Урар-ту (не ра-нее 640-х годов), а за-тем Пер-сии (Ан-шан) (не ра-нее 630-х годов). В по-сле-дую-щие го-ды на-ча-лось сбли-же-ние Мидии и Ва-ви-ло-нии, ре-зуль-та-том ко-то-ро-го стал их со-юз в вой-не про-тив Ас-си-рии в 616-605 годах. Офи-ци-аль-но со-юз-ный до-го-вор ме-ж-ду ми-дий-ским ца-рём Ки-ак-са-ром и На-бо-па-ла-са-ром был за-клю-чён в хо-де вой-ны в 614 года на руи-нах раз-ру-шен-ной ми-дий-ца-ми сто-ли-цы Ас-сирийского цар-ст-ва - города Аш-шур. В 612 году со-вме-ст-ны-ми си-ла-ми со-юз-ни-ков за-хва-че-на вто-рая сто-ли-ца Ас-си-рии - город Ни-не-вия. По-след-ний оп-лот ас-сирийского ца-ря город Кар-ке-миш был унич-то-жен ва-ви-лон-ским ца-рём На-ву-хо-до-но-со-ром II в 605 году. Хо-тя пря-мых сви-де-тельств уча-стия ми-дий-цев в оса-де го-ро-да нет, кос-вен-ные дан-ные по-зво-ля-ют это пред-по-ла-гать. В ре-зуль-та-те раз-де-ла ас-сирийских вла-де-ний ме-ж-ду по-бе-ди-те-ля-ми к Мидии ото-шла вся Северная Ме-со-по-та-мия (се-вер-нее ли-нии Хар-ран - Аш-шур). Со-глас-но Ге-ро-до-ту, Ки-ак-сар за-кон-чил по-ко-ре-ние «Верх-ней Азии» [тер-ри-то-рия к вос-то-ку от реки Га-лис (ны-не река Кы-зы-лыр-мак) в Ма-лой Азии] в хо-де 5-лет-ней вой-ны с ца-рём Ли-дии Али-ат-том, ко-то-рая пре-кра-ти-лась в день сол-неч-но-го за-тме-ния 28.05.585 года. По мир-но-му до-го-во-ру гра-ни-цей ме-ж-ду Ли-ди-ей и Мидией ста-ла река Га-лис. Вла-де-ния Мидии на вос-то-ке, по-ви-ди-мо-му, ста-ли вклю-чать Пар-фию, Арейю, Гир-ка-нию, Дран-гиа-ну и часть Кар-ма-нии.

В 550 году в ре-зуль-та-те мя-те-жа к вла-сти в Мидии при-шёл Кир II из ди-на-стии Ахе-ме-ни-дов, царь Ан-ша-на, вас-саль-но-го вла-де-ния на юге стра-ны. В мар-те 522 года во вре-мя вос-ста-нии Гау-ма-ты, сверг-ше-го сы-на Ки-ра II - Кам-би-за II и став-ше-го персидским ца-рём, на его сто-ро-ну пе-ре-шли все стра-ны, вхо-див-шие в со-став го-су-дар-ст-ва Ахе-ме-ни-дов, в том числе Мидия, о чём сви-де-тель-ст-ву-ет Бе-хи-стун-ская над-пись. 29.09.522 года Гау-ма-та был убит Да-ри-ем I, за-хва-тив-шим власть. Осе-нью 522 года Фра-вар-тиш из ро-да Ки-ак-са-ра воз-гла-вил вос-ста-ние и вос-ста-но-вил власть ми-дий-цев прак-ти-че-ски на всей тер-ри-то-рии бывшего Ми-дий-ско-го цар-ст-ва. Од-на-ко в 521 году до н. э. вос-ста-ние бы-ло жес-то-ко по-дав-ле-но Да-ри-ем I, в ию-не то-го же го-да Фра-вар-тиш был каз-нён в ми-дий-ской сто-ли-це - городе Эк-ба-та-на.

Около 800-625 гг. ПОЯВЛЕНИЕ МИДИЙЦЕВ.

Эти полуварварские потомки азиатских скифов и индоевропейских иранцев занимали территорию, именуемую теперь Северо-Западным Ираном, - Курдистан и Азербайджан. В 700-623 гг. на них до некоторой степени распространялось ассирийское правление.

625-585 гг. до P.X. ЦАРСТВОВАНИЕ КИАКСАРА.

Он присоединился к Набупаласару Вавилонскому, чтобы сбросить ассирийское иго. Организовал регулярную армию. Обеспечив безопасность юго-западных границ союзом с Халдеей, он быстро расширил свою империю на запад до Лидии и на восток почти до Инда. Это была самая большая империя, существовавшая в мире до тех пор, однако ей недоставало развитой административной системы Ассирии, Египта или Халдеи.

609 г. до P.X. ЗАХВАТ ТЕРРИТОРИЙ. В результате ликвидации Ассирийской державы мидийцы захватили восточную часть Малой Азии, коренную территорию Ассирии, и район Харрана в Верхней Месопотамии.
Имеются также основания полагать, что мидийцы завоевали территорию Урарту, а также Гирканию и Парфию.

В 590 до P.X. ВОЙНА С ЛИДИЕЙ Киаксар (Увахшатра) и мидийская армия вторглись в Малую Азию, где на их пути встало Лидийское царство. Война продолжалась 5 лет, но ни мидийцы, ни лидийцы не могли осилить друг друга. В 585 до н. э. во время битвы на Галисе, произошло солнечное затмение. Обе стороны были напуганы этим и сочли сей факт как акт божественных сил. Они заключили мир, который был скреплён браком между сыном Увахшатры, Иштувегу, и лидийской принцессы. Граница между державами была проведена по реке Галис, к Мидии, таким образом, отошла Каппадокия.

МИДИЙСКАЯ держава была еще довольно слабым государственным образованием, включавшим различные полунезависимые области и племена. Однако мидийские цари, по-видимому, стремились к укреплению всей этой обширной державы. На западе Мидийское царство вступило в столкновение с малоазийским государством Лидией. Война завершилась битвой на берегах реки Галиса в день полного солнечного затмения 28 мая 585 г. Обе воюющие стороны, не сумев одолеть одна другую, заключили мир, скрепленный браком между Астиагом, сыном Киаксара, и дочерью лидийского царя. В конце 585 г. умер Киаксар и на престол вступил Астиаг.

553 г. до н. э. ВОССТАНИЕ ПЕРСОВ. Началась война между Мидией и её восставшими подданными - персами. Персидский царь Кир II из рода Ахеменидов за короткий срок завоевал Мидию и многие другие страны, имея огромную и хорошо вооружённую армию

553-550 г. до н. э. МИДИЯ ЗАВОЁВАНА ПЕРСАМИ.

Мятеж персов после трех лет рискованной войны завершился низвержением мидийского царя Астиага и захватом престола Мидийской державы его внуком Киром II – отныне державы Ахеменидов.

В конце II - начале I тысячелетия до н.э. на территории Северного Ирана расселяются ираноязычные племена, которые на протяжении тысячелетия мирно проникали в остальные части Ирана и ассимилировались местным населением. С IX в. до н.э., согласно ассирийским клинописным историческим текстам, все население Ирана упоминается под общим названием мидян.

Мидия как историческая область охватывала в древности территорию, ограниченную на севере рекой Араксом и хребтом Эльбрус к югу от Каспийского моря, на востоке пустыней Дешт и Кевир, на западе и на юге черными цепями Загроса.

Письменные источники свидетельствуют о пестроте населения Мидии, которое было неоднородным и в культурном отношении. Если среди ираноязычных племен главным занятием было скотоводство, что обусловлено территорией проживания, то в земледельческих областях Северо-Западной Мидии отмечен относительно высокий уровень развития производительных сил.

Начиная с IX в. до н.э., граничившие с Мидией, стали совершать на ее территорию многочисленные грабительские походы. В течение VIII в. до н.э. мидийские области находились в зависимости от ассирийцев и платили им регулярные подати, основу которых составляли изделия ремесла и скот. Эта экспансия с запада ускорила консолидацию мидийских племен и появление государственных образований.

Борьба за независимость и возвышение Мидии

С VIII в. до н.э. на территории Мидии начинают образовываться первые мелкие государства-области, среди которых на первое место выдвинулось государство Мана , впоследствии ставшее культурным и экономическим ядром Мидийской державы VI в. до н.э. Государство Мана нередко вступало в борьбу с Ассирией и Урарту и не было по-настоящему побеждено ни одной из этих держав.

Наряду с Маной и более мелкими царствами существовал союз мидийских племен, длительное сохранение которого объясняется необходимостью солидарности мидийских племен в борьбе с внешней агрессией. Согласно сообщениям древнегреческого историка Геродота (V в. до н.э.) большую объединительную роль среди мидийских племен играл некий Дейок.

К началу I тысячелетия мидийское общество вступает в новую эпоху - начинается период классообразования и создания рабовладельческого общества, хотя племенные связи еще длительное время продолжают сохранять свое значение.

VIII в. до н.э. в истории Мидии отмечен двумя периодами ассирийских нашествий, первый - с 834 по 788 г. и второй - с 744 по 678 гг., которые сильно разрушили и опустошили страну на определенное время. Ассирия формально подчинила себе всю Мидию, хотя удерживать ее территорию в составе своего государства было для ассирийцев чрезвычайно трудной задачей. В различных мидийских областях вспыхивали частые восстания, так как сборы дани наталкивались на ожесточенное сопротивление мидян.

На рубеже VIII и VII вв. до н.э. в Передней Азии возник новый политический фактор, в значительной мере изменивший соотношение сил. Это были кочующие племена: киммерийцы, треры и скифы, проникавшие из Причерноморья в Западную Азию.

В 673 г. до н.э., воспользовавшись военными действиями между ассирийцами и киммерийцами, мидийские племена подняли большое восстание против Ассирии. Руководил восстанием один из мидийских вождей - Каштарити . Восстание охватило значительную территорию - всю Центральную Мидию, причем повстанцы действовали наступательно и угрожали осадой и взятием сразу многим ассирийским крепостям. Восстание имело полный успех.

Каштарити - один из вождей мидийского восстания - объединяет все мидийские племена и ликвидирует мелкие областные государственные образования. К середине VII в. до н.э. царство Мидия становится крупным государством Древнего Востока, оно упоминается в качестве независимого наряду с Урарту, Хабушкией, Ассирией.

Скифское завоевание Мидии и изгнание скифов

Ассирия не смогла примириться с поражением, нашла себе союзника против мидян в лице скифов и вновь напала на Мидию, после чего над страной в 653 - 625 гг. до н.э. установилось скифское господство.

Для мидян скифское господство имело определенное значение. С одной стороны, они учились конно-стрелковой тактике скифов, с другой стороны, господство скифов содействовало выработке межплеменного языка не только на территории собственно Мидийского царства, но и на всей территории Мидии в целом: иранский язык мидян и иранский язык скифов были настолько близки, что взаимопонимание между обитателями Скифского и Мидийского царств было полным. Вместе с тем скифское господство не затрагивало основ мидийской государственности, а выражалось только в откупе от скифских набегов определенной данью.

В 625 г. до н.э. царем Мидии стал Киаксар (по-ирански Хувахштра), сын Каштарити. Он разгромил скифов, объединил все мидийские племена, подчинил, в частности, персов и создал единую державу со столицей в Экбатанах (ныне Хамадан). Мидийское царство вновь представляло значительную политическую и военную силу.

Киаксар, следуя примеру своих соседей - ассирийцев, у которых армейская структура была тщательным образом разработана, впервые создал регулярную армию, делящуюся на стратегические и тактические единицы и соединения, исходя не из племенных связей, а из военной необходимости государства в целом. Он также упорядочил деление войска по родам оружия. Это было последним шагом на пути оформления государственности в Мидии.

Период наивысшего могущества Мидии

После изгнания скифов начинаются основные завоевания мидийцев на Иранском нагорье. Заключив союз с Вавилонией, главный удар Мидия направляет против своего исконного врага Ассирии. Киаксар даже породнился с вавилонским царствующим домом, отдав свою дочь замуж за царевича Навуходоносора. Эта антиассирийская коалиция оказалась настолько мощной, что в 605 г. до н.э. ей удалось полностью разгромить Ассирию.

Покончив с Ассирией, Мидия завоевывает Урарту, Парфию, Гирканию, подчиняет себе племена Восточного Ирана, ставит в зависимость Персию и приходит в соприкосновение с кочевыми сакскими племенами в пределах Средней Азии.

Конец VII и начало VI в. до н.э. были на всем протяжении от Черного до Каспийского моря периодом серьезных политических и этнических сдвигов, перегруппировок сил, выступавших вместе с Мидией и против нее; в эти сдвиги были вовлечены скифы, урарты, армяне, остатки хурритов и предки иберов, жители Малой Азии и т.д. Итогом этих перегруппировок стала война Мидии и Лидии 590 и 585 гг.

Этой войне предшествовал период натянутых отношений между Мидией и Вавилонией после завершения раздела ассирийского наследства. Обе великие державы вступили в соперничество, и столкновение между ними было неизбежно. Однако Мидия увязла в событиях на севере, а затем в Малой Азии.

К этому времени отмечается территориальный рост Лидийского царства, его владения подошли вплотную к урартским границам. И здесь интересы Лидии сталкивались с интересами Мидии. Пятилетняя мидийско-лидийская война закончилась 28 мая 585 г. до н.э. Во время битвы произошло солнечное затмение, предсказанное греческим ученым Фалесом. Обе стороны усмотрели в солнечном затмении плохое для себя предзнаменование и заключили мирный договор, скрепленный династическим браком между детьми обоих государств. Граница между Лидией и Мидийской державой была проведена по реке Галис (сов. Кызыл-Ырмак).

Киаксар, расширив Мидийскую державу до ее крайних пределов, умер в том же году. Большая и могущественная держава осталась по наследству сыну Киаксара Астиагу (584 - 550 гг. до н.э.), который был последним царем Мидии. Он подчинил своей власти , ранее находившийся в зависимости от Вавилонии. Это привело к резкому ухудшению отношений между Вавилонией и Мидией, и обе стороны начали готовиться к войне.

Кир Великий — внук последнего властителя Мидии и по совместительству — завоеватель этой страны

Гибель Мидийского царства

Государственная структура Мидийской державы, по сравнению со структурой Ассирии VII в. до н.э. была довольно рыхлой. Были непрочные военно-административные объединения, существование которых в значительной мере зависело от случайности военных успехов или поражений. Ядром державы была Мидия. Это была территория, управлявшаяся непосредственно из Экбатаны, с населением, имевшим все обязанности и преимущества граждан Мидии и подданных мидийского царя.

В результате территориального роста колоссально возросло богатство мидийской знати и размах ее рабовладельческих хозяйств. Имущественное расслоение среди свободных зашло далеко, однако черты патриархальности в обществе еще сохранялись. В VII - начале VI в. до н.э. здесь еще не было развитых форм рабства, а лишь патриархальное рабовладение. В Мидии существовал закон, согласно которому бедные представители общества могли отдать себя зажиточному человеку, который обязался их кормить. Бедные переходили в положение, подобное рабскому, однако, с той разницей, что они могли в любое время уйти от своего хозяина, если были неудовлетворенны своим пропитанием.

В целом в Мидии VI в. до н.э. основную массу составляли свободные общинники-землевладельцы, непосредственные производители материальных благ, их руками в основном и было создано могущество Мидийской державы. Захват колоссальных богатств путем грабительских войн и тяжелых податей вызвал стремительное обогащение мидийской знати, резкого имущественного расслоения общества и быстрого нагнетания противоречий.

В период правления Астиага в государстве значительную роль играла племенная аристократия - потомки мидийских вождей. Она сильно ограничивала царскую власть, проводившую в тот момент прогрессивную политику объединения страны.

Все эти быстро нарастающие противоречия, продолжительные войны, а также конфликты с Вавилонией осложнили положение Мидии и привели Мидийскую державу к гибели.

В 550 г. персы, во главе которых стоял царь Кир II Великий (558 - 529 гг. до н.э.) из рода Ахеменидов (не чужой, кстати, человек — с большой вероятностью, Кир был внуком Астиага — прим. ), покоряют Мидию и присоединяют ее к своему государству.

Мидийское царство, образовавшееся некогда из племенного союза, занимает видное место в политической, культурной и экономической истории древности. Это одно из государств, где широко распространился зороастризм и учения, непосредственно связанные с ним. Оно просуществовало в период с 670 г. до н. э. по 550 г. до н. э., но в годы своего расцвета простиралось гораздо шире условных этнических границ.

Географическое местонахождение

Некогда крупное древневосточное государство, именовавшееся Мидией, ныне является располагающейся на западе этнографической областью, которой владеет Иран. На карте Древнего мира она охватывала внушительную территорию, которая на севере была ограничена рекой Араксом и Эльбрусом, а на Западе - острогами крупнейшей современной горной цепи Загрос. Южная часть государства мидян была ограничена Каспийским морем. К Востоку от территории простиралась солончаковая пустыня Деште Кевир, ныне являющаяся центральной часть Ирана.

Возникновение государства

Первое упоминание о мидянах встречается в ассирийских летописях второй половины 9 в. до н. э. В своих трудах Геродот называет племена, населявшие Мидию, ариями. Судя по всему, это являлось их самоназванием. В священном писании этого древнего государства речь идет о «Стране Ариев».

Когда именно иранские племена из Средней Азии проникли на территорию современного Ирана, неизвестно. Большинство ученых-историков склоняются к тому, что это произошло около 2000-1500 лет до н. э. Вероятно, что первоначально племенной союз сложился из коренных, принадлежащих к данной местности племен. Однако уже в 9-8 вв. до н. э. начинают происходить изменения. Связаны они были с приходом новых племен. Государство Мидия в этот период характеризуется усилением ираноязычного элемента, который впоследствии стал преобладающим.

С 8 в. до н. э. на территории будущей державы начинают появляться первые мелкие объединения. Это своеобразные государства-области, среди которых наиболее значительным является Мана. Именно оно в дальнейшем стало экономическим и культурным центром Мидии. Таким образом, в определенный момент на одной территории существовали племенные союзы и государства-области. Если верить записям Геродота, то человек, их объединивший, то есть основатель государства Мидия - это Дейок.

Дейок (Дайукку)

Первоначально Дейок занимал должность судьи, а приблизительно с 670 по 647 гг. до н. э. являлся первым царем Мидии. По свидетельствам, оставленным Геродотом, он имел большой авторитет среди своих соплеменников, отличался справедливостью и, руководствуясь ею, разрешал споры по самым разнообразным вопросам, в то время как по всей стране царило полное беззаконие. Именно по этой причине его избрали судьей. Об этих качествах Дейока знала вся Мидия, поэтому после очередного собрания он был избран царем. Первое, что сделал правитель - это объединил шесть племен: магов, бусов, струхатов, аризатнов, будиев и паретакенов. По его указанию древнее государство обрело свою столицу в виде вновь строящегося города Экбатана.

Последующие цари Мидии

О периодах правления царей Мидии античные авторы приводят ряд противоречивых сведений. Достаточно долгое время хронология выстраивалась на трудах Геродота, считавшихся наиболее надежными источниками.

  • Фравартиш, или Фраорт (около 647-625 гг. до н. э.) - сын Дейока (первого царя), унаследовавший от него власть. Амбициозный и воинственный правитель, пошедший войной на персов и покоривший их. Покорив и некоторые другие народы, в конечном итоге был разгромлен ассирийцами.
  • Увахшатра, или Киаксар (около 625-585 гг. до н. э.) - прямой потом предыдущего царя. Именно он привел в порядок армию, разделив ее по видам оружия и функциям. На период правления Киаксара приходится нашествие скифов и второй поход в Ассирию.
  • Иштувегу, или Астиаг (около 585-550 гг. до н. э.) - сын Киаксара и последний мидийский царь. При нем Мидия после кровопролитной трехлетней войны была завоевана персами.

Мидийское общество

В настоящее время историки располагают недостаточным количеством археологических и иных данных, которые позволили бы исследовать социальный строй и государственную структуру Мидии. В археологическом плане она изучена слабо, и большинство источников (архивы городов) еще не раскопаны. Однако имеются предположения о том, что в 9-8 вв. до н. э. мидяне жили в условиях военной демократии. По сути, данный период представляет собой переход от первобытнообщинного строя к раннерабовладельческому. Основными столпами экономики были земледелие и скотоводство, в особенности коневодство, а также развивающиеся ремесла.

Сильное влияние на развитие общества оказали военные успехи, ведь это было довольно воинственное государство. Мидия в процессе завоевательных войн со своими «соседями» соприкоснулась с самыми древними цивилизациями на Востоке. В результате сначала в западной части страны, а затем и повсеместно стал увеличиваться удельный вес рабского труда, который использовался не только в царском хозяйстве, но и в храмовых комплексах, в домах знати. Затем, вероятно, произошло усиление эксплуатации общинников и, как следствие, углубление классового антагонизма. Это стало одной из причин ослабления государства и его доступности для завоевания соседними странами.

Столица государства Мидия

Столица Мидии город Экбатана (ныне Хамадан) располагался в плодородной долине. По оценке историков, он был основан приблизительно 3000 лет до н. э., несмотря на то, что ассирийские источники указывают на 1100 год до н. э. О богатстве Экбатаны ходили легенды. Древнегреческий историк Полибий при описании царского дворца упоминает о 7 стадиях в окружности, цитадели и при этом полном отсутствии стен у города. Все деревянные части постройки были из кипариса и кедра, колонны, балки и потолки обшиты золотыми и серебряными пластинами, а кровельные доски выполнены из чистого серебра. Золотыми были колонны и в храме Эны. Город был разграблен Александром Македонским.

Бывшая Экбатана, а ныне Хамадан (на фото выше) считается одним из древнейших городов не только в Иране, но и во всем мире. Он и поныне окружен зелеными горами. Красота природы и многовековая история привлекают множество туристов.

Культура Мидии

В 7 в. - первой половине 6 века до н. э. государство Мидия являлось центром иранской культуры, которую в дальнейшем позаимствовали и развили персы. Известно о ней немного. Совсем недавно знания ограничивались лишь сохранившимися изображениями на барельефах из Ассирии. Скромные данные, полученные в результате археологических раскопок, позволяют судить об архитектуре древнего государства. Так, немецкими археологами был раскопан в 70 км от Хамадана Храм огня, датируемый 8 в. до н. э. Он имеет форму ромба. Внутри сохранился алтарь высотой 1,85 м, состоящий из четырех ступенек и цоколя.

Исследователи Древнего мира полагают, что люди, населявшие древнее государство, во многом были похожи на персов, в т. ч. и по характеру обычаев. Мужчины носили длинные бороды и волосы. Одевались мидяне в штаны и короткие сапожки (подобно персам) и длинные свободные одеяния со свободными рукавами, подвязанные поясом, на котором закреплялся акинак - короткий меч. Пехотинцы на вооружении имели короткие копья и плетеные щиты, обтянутые кожей. Мидийцы имели превосходную конницу. Царь сражался на колеснице, стоя прямо в центре войска. Доспехи, как и у многих других иранских народов, были пластинчатыми, они покрывали не только всадников, но и их коней.

Религия в Мидии

Сложно представить, но в Мидии (современный Иран на карте мира) широкое распространение получила одна из древнейших религий - зороастризм, а ислам в эти земли пришел гораздо позже. Она берет начало в откровении пророка Спитамы Заратустры, учение которого в основу всего закладывает свободный нравственный выбор человеком благих слов, помыслов и деяний. Предполагается, что при последнем мидийском царе Астиаге зороастризм приобрел статус государственной религии. Ныне она сохранилась лишь в маленьких общинах Индии, Ирана, Азербайджана и Таджикистана.

В Мидии существовал культ Ардвисура Анахиты - богини плодородия. В главном городе государства находился ее храм.

Язык Мидии

В среде ученых сформировалось два взгляда на мидийский язык. Одни абсолютно уверены в его существовании, другие - отрицают, считая, что древний народ говорил на нескольких диалектах, которые в совокупности с персидским составляют единый язык - древнеиранский. Аргументом в пользу второй версии служит отсутствие необходимой степени родства среди потомков мидийского: курдский, татский, талышский, тати и т. д. Однако в любом случае можно предполагать, что общим языком в Мидии выступал диалект Экбатанского округа. Вероятно, он считался государственным.

Безусловно, существовала и письменность, но, к сожалению, ее памятников не обнаружено. Отметим, что клинописное письмо, которым пользовались персы, является приспособленной урартской клинописью. Она, в свою очередь, могла попасть к ним только через мидийцев.

Падение государства

Как государство Мидия перестала существовать приблизительно в 550 г. до н. э.

Мидийский царь Киаксар после изгнания скифов из страны заключил военный союз с Вавилоном против Ассирии, который был скреплен браком его внучки и сыном вавилонского правителя. В 613 г. до н. э. объединенная армия взяла штурмом и разграбила Ниневию. Ассирийская империя пала, а ее обломки были поделены между союзниками. Мидянам досталась северная часть. Дальнейшие территориальные войны пошатнули крепость союза. В итоге вавилонский царь заключил соглашение с молодым и амбициозным правителем покоренной Персии, который в 553 г. до н. э. поднял восстание против мидийского господства. Война длилась три года. Царь Мидии, по сведениям Геродота, был предан собственным военачальником. Экбатана была разграблена, а Кир из династии Ахеменидов стал правителем Персидской империи. Народ Мидии сохранил в ней определенные привилегии, однако время от времени поднимал восстания, направленные против слишком больших податей.

До наших дней не сохранилось никаких письменных свидетельств о некогда существовавшем древнем государстве, окруженном водами Каспийского моря и пустыней Деште Кевир, а также о мидийском обществе и его правителях. Раскопки городов Мидии никогда не велись, а ее столица Экбатана давно погребена под современным иранским Хамаданом. Описания же Геродота довольно расплывчаты и в последние десятилетия ставятся учеными под сомнение все чаще.

Расселение ираноязычных племен. Мидия занимала территорию Северо-Западного Ирана. Западная часть страны, охватывавшая районы горных хребтов Загроса у границ с Ассирией, позднее, в античной историографии, получила название Мидия Атропатена. К востоку от Атропатены простиралась равнинная часть Мидии.

В III-II тысячелетиях до н. э. на этой территории обитали племена оседлых земледельцев и скотоводов, говорившие на касситском, кутийском, хурритском и других неиндоевропейских языках. Собственно же мидийцы и родственные им персы, как уже было сказано, говорили на различных диалектах иранских языков, принадлежавших к индоевропейской языковой семье.

В настоящее время считается, что предками ираноязычных племен были скотоводы Восточной Европы, откуда часть их направилась через Кавказ и вдоль побережья Каспийского моря в Иран и Среднюю Азию. Они вторглись в Иран на рубеже XII-XI вв. до н. э. и постепенно распространились по всей территории в первой трети I тысячелетия до н. э. Это проникновение, однако, не носило характера завоевания, повсеместно шло смешение пришельцев с местным населением, которое в результате продолжительного общения с пришельцами постепенно становилось ираноязычным. Во многих районах страны в IX-VIII вв. до н. э. старое, неираноязычное население все еще оставалось преобладающим. Однако начиная со второй половины VIII в. до н. э. иранцы уже составляли большинство населения во многих областях Западного Ирана, в том числе и в Мидии. С этими процессами - расселением ираноязычных племен и ассимиляцией ими местного населения - связано широкое распространение могил вооруженных всадников. О занятии иранских племен коневодством свидетельствуют, в частности, указание клинописных текстов о регулярной уплате этими племенами дани лошадьми ассирийским царям, а также тот факт, что еще в VIII в. до н. э. вавилоняне заимствовали иранский термин для названия люцерны, переводимый как «лошадиная еда». Находки богатых могил, в которых много художественных изделий, сосудов из золота, указывают на обособление военных предводителей, стоящих во главе воинственных конных дружин.

Начиная с IX в до н. э. ассирийцы стали совершать походы на территорию Мидии с целью захвата добычи. В это время в Северо-Западном Иране существовали десятки мелких княжеств, в которых жили как мидийцы, так и местное население кутийско-касситского происхождения. Резиденциями правителей этих мелких владений служили крепости и укрепленные цитадели небольших городков. В своих походах ассирийцы доходили до центра Иранского плато. Например, в 744 г. до н. з Тиглатпаласар III совершил поход до горы Бикни (совр. Демавенд близ Тегерана) и получил от мидийцев в качестве подати 9 т лазурита и 15 т различных бронзовых изделий. В течение VIII в. до н. э. мидийские области находились в зависимости от ассирийцев и платили им регулярные подати, главным образом ремесленными изделиями и скотом.

В конце VIII в. до н. э. стали возникать первые крупные политические объединения на территории Западного Ирана, во главе которых стояли племенные вожди. Одним из таких объединений была область Манна, ядро будущего Маннейского царства, занимавшая районы к юго-востоку от озера Урмии. Необходимость оказывать сопротивление грабительским ассирийским нашествиям несомненно ускорила объединение и ряда небольших мидийских княжеств в единое государство.

В конце VIII в. до н. э. ситуация в Передней Азии усложнилась из-за вторжения туда киммерийских племен из Северного Причерноморья. В начале VII в. до н. э. следом за киммерийцами из Северного Причерноморья в Переднюю Азию вторглись также скифские племена, часть которых осела в области Сакасена вокруг озера Урмии и оттуда стала совершать набеги на Урарту и Ассирию. В этническом отношении скифы и киммерийцы были родственны как между собой, так и с мидийцами и персами. Все они говорили на различных диалектах иранских языков. Персы называли все скифские племена саками. Греки же называли кочевые племена Юго-Восточной Европы и Средней Азии скифами. В современной научной литературе наименование «скифы» обычно применяется к древним жителям Северного Причерноморья, а скифы Средней Азии называются саками. Киммерийская и скифская конница, состоявшая из прекрасно обученных всадников, стрелявших из лука на полном скаку, представляла немалую угрозу для древневосточных государств.

В течение длительного времени киммерийцы находились в Малой Азии, а именно в восточной части Каппадокии и в области Манна. Около 715 г. до н. э. они нанесли поражение урартскому царю Русе I, а во время царствования в Ассирии Асархаддона (681-669 гг. до н. э.) стали угрожать и ее северным границам. В 679 г. до н. э. они вторглись в Ассирию, но ассирийцам удалось одержать над ними победу. Однако около 675 г. до н. э. киммерийцы разгромили Фригийское царство в Малой Азии и снова стали угрожать границам Ассирии. Тем временем скифы из области Сакасены стали предпринимать грабительские походы на страны Передней Азии и между 630 и 620 гг. до н. э. доходили даже до границ Египта, опустошив Сирию и Палестину.

Возникновение и расцвет Мидийской державы. В 672 г. до н. э., воспользовавшись военными действиями между ассирийцами и киммерийцами, индийские племена подняли восстание против ассирийского ига. Восстание возглавил один из мидийских вождей по имени Каштарити (Геродот называет его Фраорт). На стороне мидийцев выступили также киммерийцы и скифы, но вскоре ассирийский царь Асархаддон, выдав свою дочь замуж за скифского вождя, сумел добиться, чтобы скифы отошли от восставших. Мидийцы же продолжали борьбу и в 671 г. до н. э. создали независимое государство, изгнав ассирийцев с западной части своей территории. Каштарити начал постепенно объединять все мидийские племена, ликвидируя мелкие княжества.

К середине VII в. до н. э. Мидия стала крупным государством Древнего Востока. В 653 г. до н. э. мидийский царь Каштарити предпринял поход против Ассирии. Но в это время скифы, будучи союзниками ассирийцев, напали на мидийцев. Не выдержав борьбы на два фронта, мидийцы потерпели поражение, Каштарити погиб, а над страной в 653-625 гг. до н. э. установилось господство скифов.

В 625 г. до н. э. царем Мидии стал его сын Киаксар, Он нанес поражение скифам и окончательно объединил все мидийские племена в единое государство со столицей в Экбатанах (совр. Хамадан), создал сильную регулярную армию, реорганизовав ее по родам оружия (копьеносцы, лучники и конница), вместо прежнего ополчения, собиравшегося по племенному принципу.

Теперь мидийцы могли обратиться против своего исконного врага - Ассирии, которая к тому времени уже более десяти лет воевала с Вавилонией. В 614 г. до н. э. войско во главе с Киаксаром опустошило ассирийскую провинцию Аррапху, затем вскоре захватило древнейшую столицу Ассирии Ашшур и истребило ее жителей. После этого мидийцы и вавилоняне заключили союз против своего общего врага - Ассирии. В августе 612 г. до н. э., вызвав искусственное наводнение, мидийцы и вавилоняне после опустошительного штурма ворвались в столицу Ассирии Ниневию и буквально сравняли ее с землей.

В конце 612 г. до н. э. мидийцы, отягощенные добычей, вернулись домой, предоставив вавилонянам завершение войны с ассирийцами. Когда ассирийцы укрепились в городе Харране в Верхней Месопотамии, а Египет послал на помощь им значительный отряд войска, вавилонскому царю Набопаласару пришлось обратиться за поддержкой к Киаксару. Мидийское войско сыграло решающую роль во взятии Харрана (609 г. до н. э.). Одна вавилонская надпись сообщает: «Сверху и снизу, справа и слева, подобно урагану, явился он (т. е. царь Мидии) ... и без страха разрушил их (т. е. харранцев) святилище и города на границе с Аккадом (т. е. Вавилонией) ... и храм их нисколько не пощадил». Вскоре ассирийцы прекратили сопротивление, и в результате разгрома их державы мидийцы захватили коренную территорию Ассирии (т. е. Северную Месопотамию) и область Харран. Наряду с Вавилонией и Египтом Мидия стала крупнейшей державой на Ближнем Востоке.

Еще в период совместной борьбы мидийцев и вавилонян против Ассирии их союз был закреплен династическим браком между Навуходоносором, сыном Набо-паласара, и дочерью Киаксара. Когда Навуходоносор II стал вавилонским царем, отношения с Мидией оставались еще дружественными. Но Навуходоносор опасался чрезмерного усиления Мидии и поэтому на границе с нею построил сильно укрепленную стену. Кроме того, несколько позднее в Вавилоне стали охотно принимать политических беженцев из Мидии и назначали им щедрое содержание. В свою очередь, мидийцы допускали в страну вавилонян, бежавших из-за разногласий с Навуходоносором.

Тем временем мидийский царь Киаксар расширял границы своего государства за счет южных и восточных соседей. Была лишена независимости Персия, удалось захватить также Парфию и Гирка-нию, расположенные к юго-востоку от Каспийского моря. Около 593 т. мидийцы подчинили своей власти Урарту и захватили его столицу Тушпу, а через несколько лет покорили Скифское царство в Са-касене и Манну.

В 590 г. до н. э. вся Каппадокия (восток Малой Азии) до реки Галис была захвачена индийцами, что породило конфликт с Лидией, обеспокоенной завоеваниями Киаксара в Малой Азии. Война между Мидией и Лидией длилась пять лет, но ни одна из сторон не смогла одержать решающей победы. Солнечное затмение 29 мая 585 г. до н. э. во время одного из сражений было воспринято обеими воюющими сторонами как плохое предзнаменование. Поэтому вскоре был заключен мирный договор, установивший границей между Лидией и Мидийской державой реку Галис, за договором последовал брак между сыном Киаксара Астиагом и лидийской царевной.

В 585 г. до н. э. Киаксар умер, оставив в наследство своему сыну Астиагу, последнему царю Мидии (585-550 гг. до н. э„), большую и могущественную державу, подчинившую своей власти также Элам, ранее находившийся в зависимости от Вавилонии. Это привело к резкому ухудшению отнощений между Вавилонией и Мидией, и бывшие союзники начали готовиться к войне, еще не подозревая о том, что вскоре им поодиночке придется обороняться от нового могущественного врага. Этим врагом были персы, которые восстали против Мидии и в 550 г. до н. э. захватили ее.

В настоящее время наука еще не располагает достаточными данными для исследования социального строя и государственной структуры мидийского общества, поскольку Мидия в археологическом отношении все еще недостаточно изучена и архивы мидийских городов пока не раскопаны. Однако большие военные успехи мидийцев можно во многом объяснить тем, что в Мидии в начальный период классовое расслоение было невелико, и вооруженные народные массы играли значительную роль в военной и политической жизни страны. В VII- начале VI в. до н. э. здесь еще не было развитых форм рабства, а лишь патриархальное рабовладение, когда бедняк в силу экономических причин сам прибегал к покровительству богатого соседа и таким образом попадал в зависимость от него,

Захват колоссальных богатств ассирийских царей и знати заметно ускорил классовое расслоение в мидийском обществе, поскольку львиная часть добычи досталась его верхушке. Однако продолжительные войны неблагоприятно сказывались на хозяйстве рядовых общинников, составлявших ядро мидийской армии. Когда к середине VI в. до н. э. значительная часть общинников оказалась порабощенной знатью, страна стала добычей внешних врагов.

В VII - первой половине VI в. до н. э. Мидия была центром иранской культуры, которую заимствовали и развили персы. О ней, однако, известно не много.

Еще совсем недавно наши знания о мидийской архитектуре ограничивались изображениями на ассирийских рельефах. Теперь в местности Нуш-и-джан в 70 км к югу от современного Хамадана (древние Экбатаны, столица Мидии) найден храм огня VIII в. до н. э., построенный в форме ромба. В храме сохранился алтарь огня высотой 185 см, состоящий из цоколя и четырех ступенек.

Описание царского дворца в Экбатанах сохранилось в трудах Геродота и Полибия. Дворец представлял собой архитектурный комплекс и был окружен семью крепостными стенами. При этом одна стена возвышалась над другой на высоту бастиона; сами бастионы были окрашены в различные цвета, два из них, примыкавших к дворцу, были соответственно посеребрены и позолочены. Внутри этих стен находились дворец и сокровищница. Дворец имел в окружности более одного километра. Потолок и портики дворцовых покоев были сделаны из кедра, обшитого золотом и серебром.