События и мероприятия. Костылев Георгий Дмитриевич

- (1 мая 1929, Москва 23 марта 2008, там же), российский ученый (литературовед, философ, культуролог), доктор филологических наук. Основные работы ученого посвящены теории литературы, национальным художественным образам мира, русской философской… … Энциклопедический словарь

ГАЧЕВ Георгий Дмитриевич - (р. 1929) российский критик, литературовед, философ. Основные работы посвящены теории литературы, национальным художественным образам мира, русской философской мысли. Книги: Содержательность художественных форм. Эпос, лирика, драма (1968), Жизнь… … Большой Энциклопедический словарь

Гачев, Георгий Дмитриевич - (р. 01.05.1929) спец. в обл. культурологии, эстетики, проблем нац. ментально сти; д р филол. наук. Род. в Москве. Окончил филол. ф т МГУ (1952) и асп. Ин та мировой литературы (1957). С 1957 работает в системе АН СССР (РАН): в Ин те мировой… … Большая биографическая энциклопедия

Гачев Георгий Дмитриевич - … Википедия

ГАЧЕВ Георгий Дмитриевич - (р. 1.5.1929, Москва), литературовед, культуролог, писатель; д р филол. наук (1983). Род. в семье болг. философа, политэмигранта в СССР. Окончил филол. ф т МГУ (1952). Работал учителем (рус. яз. и лит ра; англ. яз.) в Брянске. С 1954 науч. сотр.… … Российская педагогическая энциклопедия

ГАЧЕВ Георгий Дмитриевич - (1.05.1929, Москва) философ, культуролог, эстетик, д р филологических наук, ведущий научный сотрудник Ин та славяноведения и балканистики РАН. В трудах Г. выдвигаются идеи ускоренного развития культуры, национальных образов мира, гуманитарного … Русская Философия. Энциклопедия

Георгий Дмитриевич Гачев - … Википедия

Гачев (фамилия) - Гачев болгарская фамилия. Известные носители Гачев, Аврам Петков (1871 1941) болгарский политик. Гачев, Георгий Дмитриевич (1929 2008) советский и российский философ, культуролог, литературовед и эстет. Гачев, Дмитрий Иванович… … Википедия

Гачев - Гачев болгарская фамилия. Гачев, Аврам Петков (1871 1941) болгарский политик. Гачев, Георгий Дмитриевич (1929 2008) советский и российский философ, культуролог, литературовед и эстет. Гачев, Дмитрий Иванович (1902 1946) … … Википедия

ГАЧЕВ - Георгий Дмитриевич (род. 1929), литератор, культуролог. Сотрудник Института славяноведения и балканистики РАН с 1985. Теоретические исследования литературы, типологии художественного сознания. Взгляд на естествознание с позиции художника (Книга… … Русская история

Книги

  • , Гачев Георгий Дмитриевич. Книга философа, литературоведа, культуролога Георгия Дмитриевича Гачева (1929-2008) - завершающий труд уникальной серии "Национальные образы мира" . Автор предлагает культурно-эвристический… Купить за 1465 руб
  • Образы Божества в культуре. Национальные варианты , Гачев Георгий Дмитриевич. Книга философа, литературоведа, культуролога Георгия Дмитриевича Гачева (1929-2008) - завершающий труд уникальной серии`Национальные образы мира`. Автор предлагает культурно-эвристический…

Материал из Н.Ф. Федоров

СТРАНИЦА ПАМЯТИ ГЕОРГИЯ ДМИТРИЕВИЧА ГАЧЕВА Гачев Георгий Дмитриевич (1 мая 1929, Москва - 23 марта 2008, Переделкино) философ, культуролог, литературовед и эстетик.

Окончил филологический факультет МГУ (1952). Работал учителем русского, английского языка, русской литературы в Брянске (1952–1954). Аспирант (1954–1957), младший научный сотрудник (1957–1961, 1963–1971) Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН. В 1961 г. оставил институт, работал слесарем и автослесарем в с. Твардица, в 1962–1963 г. – матрос Черноморского пароходства. В конце 1963 г. вернулся в ИМЛИ и возобновил научную работу. В 1965 г. принят в Союз писателей. В 1972–1985 – младший научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН. В 1986–2008 – старший, затем ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН. Член-корреспондент РАЕН (1994). Награжден орденом Паисия Хилендарского Болгарской академии наук (1980). В 1983 г. защитил докторскую диссертацию. Доктор honoris causa Университета в г. Велико Тырново (2004), Софийского университета (2006).

Взгляды и творчество

Георгий Гачев развивал теорию ускоренного развития культуры, согласно которой народы, культурное развитие которых было заторможено историческими обстоятельствами, вступая на арену культуры, за короткое время проходят основные стадии мирового духовного развития, «догоняя» Европу, в которых эти стадии подчас занимали столетия (свою теорию называл «теорией относительности в гуманитарной культуре»). Опираясь на Гегеля, стремился постичь «феноменологию духа» народа, понять, как универсальное проявляется в национальном, «онтогенез», индивидуальный опыт духовного роста национального целого, повторяет «филогенез», опыт развития человечества, выработанные им в этом развитии формы быта, государственности, культуры. Гегелевский принцип единства исторического и логического лег в основу работ Гачева, посвященных развитию образного сознания в рус. и мировой литературе (Жизнь художественного сознания». М., 1972; Образ в русской художественной культуре. М., 1981). Георгий Гачев подчеркивал, что рус. литература в XIX в. была синтетической формой национального самосознания, «выполнила роль национальной рус. философии». Обращаясь к проблеме соотношения традиции и новаторства в культуре, выдвинул идею содержательности художественных форм, доказывая, что «форма есть отвердевшее содержание», литературные структуры в момент своего возникновения вбирают в себя жизненный и духовный опыт своего времени и затем излучают его на каждую последующую эпоху, так что создание литературного текста есть сложное взаимодействие новой творческой идеи и жанровой структуры, несущей в себе архетипическое содержание. Виды, стили, жанры искусства – варианты миропонимания, призмы, по-разному преломляющие бытие.

Главный труд Георгия Гачева – многотомная серия «Национальные образы мира» (1960-е–2007), посвященная анализу национальных ментальностей. Философ разработал методологию, позволяющую увидеть всякий национальный организм как целостность, понять его энтелехию, его идею, которая проявляется на различных уровнях: природа, быт, язык, культура, научные и философские теории. Ввел понятие национальный Космо-Психо-Логос: единство природы, в которой живет народ, национального характера и способа мышления. Описывая национальный Космос, использовал выработанный в философии досократиков натурфилософский язык четырех стихий: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Определял различия национальных культур по соотношению пространства и времени, вертикали и горизонтали, -гонии (рождения) и -ургии (труда), мужского и женского, растительной и животной образности, вариантам религиозного чувства. Изучая национальные логики, подчеркивал образный априоризм, присутствующий в глубинах языка философа и отсылающий к первичным интуициям, которые присущи всем представителям данной национальной культуры. Выработал свой алгоритм чтения национальной предметности (жилища, кухни, музыки, танца, одежды) и телесности («тело человека – “тело отсчета” в национальном космосе»). Писал «философию быта как бытия», раскрывая смыслы вещей, давая эстетическое осмысление повседневности (Вещают вещи, мыслят образы. М., 2000). Занимался проблемой диалога между естествознанием и гуманитарной культурой, демонстрируя, как один и тот же сегмент бытия отражается в науках о природе и в науках о человеке. Утверждал целостность познания (синтез образного и рассудочного, метафоры и понятия), взаимопереплетенность мысли и жизни. Свой тип мышления называл «ПРИ-влеченным», стремился показать, как внутренний, личный опыт познающего субъекта отражается на ходе анализа. Работал в жанре жизненно-философского дневника, «жизнемысли», внутри которого писал свои трактаты и исследования.

Несколько статей и жизнемыслей

В связи с годом мировым Моцарта: 250 лет с рождения - нам повод заново продумать миф, мощный, внесенный в общественное и художественное сознание России Пушкиным в его «маленькой драме» «Моцарт и Сальери». Она - из того протуберанца, вспышки его гения, что совершалась в Болдинскую осень 1830 года... Георгий Гачев. // НГ-Экслибрис . - 30 апреля 2009.

И вот если окинуть общим взглядом панораму современности, то явный крен от сложного в сторону упрощения и примитива во всем. От симфонии и тембров оркестра - попса и там-там, шумовое бряканье из децибелов оглушающих с повтором одного мотивчика - и это в массе - на стадионе под вскидыванье рук ошалелых. ... Георгий Гачев. // НГ-Экслибрис .

По радио - «Зачем люди пишут дневник?». Удваиваем жизнь, ее моменты - сильнее через Слово делаем, укрупняем. Такое мощное средство как Слово, мировой Логос, Культуры - прививаем к себе - разобраться, помочь: облучаем и себя, и все вокруг.

По радио обсуждают Олешу - «Ни дня без строчки» - наплодил сим прецедентом толпища графоманов. Он же - отделывал каждую строчку - как литературу… И вопрос к себе: каков же я?..

Теперь, после развала СССР и Юго­славии – понимаешь, как идея Социализма Коммунизма как секулярная сверхидея была живительна и полезна и цивилизующа – в регионах, где разно-природные этносы с потенциалом животно-звериных цапаний, а также – разные веры – тоже с убийственным фанатизмом. // Литературная газета . - 30 апреля 2014. - № 17(6460).

О Георгии Гачеве

Гачева и читать-то надо в каких-то особенных условиях. Скажем, между копкой грядок во саду, в огороде. Как он сам, делая записи. Дочурка Лариса ещё крохой отлично поняла: «Папочка, иди и запиши это всё – тебе бы только записать». Владимир Поляков. Борщ по-гачевски

Гачев был среди нас - кем он был? Филологом, философом особенного покроя, вообще мыслителем, может быть, культурологом? Но этим последним титулом вот уж не хочется его называть. Гачев был необыкновенное человеческое мыслящее существо. Существо вне ряда и вне сравнения...

Комнатка его, и без того небольшая, заполнена шкафами и полками, всё забито рукописями, которые - вбольшинстве своем - до сих пор не увидели света. Жилище, внешняя среда обитания человека, всегда отражает его нутро, его личность...

Спасибо нашему Времени за то, что мы имели честь жить в эпоху, когда творил Георгий Дмитриевич ГАЧЕВ - этот ЧЕЛОВЕК был и остается с нами, продолжая расширять рамки нашего мировидения, освещать нашу жизнь, делая ее более осознанной и достойной.

Встречаясь в течение двадцати лет в клубе «Свободное слово» в Институте философии РАН со многими известными людьми и яркими личностями, я могу уверенно сказать, что Георгий Дмитриевич Гачев был одним из самых оригинальных умов нашего времени.

В 2011 г. издательство «Логос» (Сербия, Белград) выпустило перевод книги Г.Д. Гачева «Ментальности народов мира». Предлагаем статью Анастасии Гачевой «“Разум восхищенный” Георгия Гачева», помещенную в этой книге в качестве .

Георгию Гачеву. Стихотворения

Леонид Латынин. Г. Гачеву (I)

Власть вертикали слишком велика,
Чтоб твари уподобило нас бремя
Забот и бед, чем медленное время
Гнетет к земле нас долгие века.

Я вверх расту, и корни не в земле –
Они туда – за облако и вьюгу –
Скользят винтом по сумрачному кругу,
И пропадают истины во мгле.

Ты дерево рукою погуби
И вырви вон с корнями – глянет яма.
Сруби меня – и в небе будет яма,
С корнями неубитыми в глуби.

Леонид Латынин. Г. Гачеву (II)

На свете есть пустое ремесло -
Из плоских слов слепить себе дорогу
И мысли осторожной колесо
Пустить взначай по направленью к Богу.

И чем бы ни был занят мир окрест,
Куда б ни плыл вокруг тебя успешно,
Катиться колесу не надоест,
Пока ты жив и не устал, конечно.

Направо – юг, налево – север
А,Назад дорога - воротиться к дому,
Чего-чего, а гласного добра
Избыточно отпущено любому.

Пока у звезд не выгорят лучи,
И смерти не исчерпана тревога,
Ты все равно надейся и молчи,
Что колесо докатится до Бога.

Валентин Берестов. Философский разговор (Георгию Гачеву)

Я - на пне. Философ вверх ногами
Предо мной стоит на голове.
Два зрачка над черными бровями,
Словно мышки прячутся в листве.

Формулу Декарта мировую
Он с французской почвою связал.
Дескать, "мыслю значит существую" -
Англосакс вовек бы не сказал.

И она сложилась бы иначе
В Токио, Багдаде иль Москве.
Осень. Листопад. Георгий Гачев
Предо мной стоит на голове.

Инна Кабыщ. На смерть Г. Гачева

Крики и слёзы, и скрежет колёс.
Кто говорит, что у нас бездорожье?
Давеча Гачева поезд увёз
Из Переделкина в Царствие Божье.

События и мероприятия

  • В четверг, 29 марта 2018, в 18-00. Библиотека истории русской философии и культуры (Дом А.Ф. Лосева, ул. Арбат, д. 33). Семинар "Русская философия: традиции и современность". Обсуждение последней книги Георгия Гачева "Образы Божества в культуре. Национальные варианты" (М.: Академический проект, 2016). Выступают: В.П. Визгин (ИФ РАН), В.В. Варава (МПИ св. Иоанна Богослова), А.Г. Гачева (ИМЛИ РАН), А.А. Золотов (РАХ), М.А. Маслин (МГУ), Б.Н. Тарасов (Литинститут), В.П. Троицкий ("Дом А.Ф. Лосева") и др.

  • 24 марта 2018, дом-музей Булата Окуджавы. "Упуская время, жил счастливо...". Вечер памяти Георгия Гачева.
  • 24-27 октября 2014 г. Международная научная конференция «Национальные образы мира в художественной культуре», 24-27 октября 2014 г.
  • 17 мая 2014 г. 19-45, в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова в рамках международной акции «Ночь в музее» состоится открытие выставки «Творество в жизни и культуре. Отец и сын Гачевы» .
  • 13-14 мая. Конференция «Творческое наследие Георгия Гачева» (к 85-летию со дня рождения) .
  • 12–13 мая 2014 г., 20-40 телеканал «Культура». Документальный фильм «Семейная комедия. Георгий Гачев и Светлана Семенова» (1-2 серии). Режиссер – Елена Ласкари, автор сценария – Александрина Вигилянская.
  • 11 мая 2014 г. Программа философа Алексея Козырева "Философский клуб" на радио "Русская служба новостей", посвященная философскому наследию Георгия Гачева.
  • 8 апреля 2014 г. София, Национальная библиотека.

Гео́ргий Дми́триевич Гребенщико́в (6 мая 1883 или 1884 - 11 января 1964) - писатель, критик, журналист, общественный деятель.

Родился в селе Николаевский рудник на Алтае (после 1917 Каменевка, ныне не существует) в семье горнорабочего. В 1894, не закончив начальной школы, начал самостоятельную жизнь.

Перепробовав множество профессий, занялся журналистикой. Первые литературные опыты относятся к 1905. В 1906 выходит сборник рассказов и очерков «Отголоски сибирских окраин». С 1909 ответственный секретарь журнала «Молодая Сибирь», поступает вольнослушателем в Томский университет, знакомится с Г. Н. Потаниным, разделяет его взгляды на Сибирь.

В 1910-11 по совету Потанина совершает этнографическое путешествия по Алтаю. По их итогам делает доклады о староверах в томском Обществе изучения Сибири, читает лекцию о бухтарминских поселенцах в Сибирском собрании Петербурга, печатает очерк в «Алтайском сборнике». Весной 1912 по рекомендации Потанина становится редактором барнаульской газеты «Жизнь Алтая».

В это время издает двухтомник рассказов и повестей «В просторах Сибири». При содействии М. Горького, с которым находился в переписке, начинает печататься в столичных журналах «Современник» и «Летопись», на средства барнаульского мецената В. М. Вершинина подготовил «Алтайский альманах» (СПб., 1914), в нем публикует произведения В. Шишкова, С. Исакова и других молодых писателей.

Свидетельство роста писательского мастерства - создание в 1913-16 повестей «Ханство Батырбека» и «Любава». В них автор заявляет о себе как о незаурядном писателе-реалисте. С начала 1916 находится в действующей армии, начальник Сибирского санитарного отряда. В московских «Русских ведомостях» публикуются его репортажи и корреспонденции с фронта. В 1917 завершил первую часть своего главного произведения - романа «Чураевы», в котором нашли отражение волновавшие писателя религиозно-нравственные проблемы.

Октябрьские события 1917 не принял. Годы гражданской войны провел в Крыму, сотрудничая в местной печати. В 1920 эмигрировал. Жил сначала во Франции, в Париже был тесно знаком с Н. Рерихом, Ф. Шаляпиным, К. Бальмонтом. С 1924 - в США. В штате Коннектикут основал селение Чураевку, создал совместно с Н. Рерихом книжное издательство «Алатас». Продолжал работу над романом «Чураевы».

В 30-е Гребенщиков - один из духовных лидеров русской эмиграции в Америке. Вел переписку с А. Куприным, И. Буниным, Н. Рубакиным, представителями династии Романовых. Много внимания уделял пропаганде русской культуры, говоря о ее вкладе в духовную культуру Запада. В конце 30-х переселился во Флориду, в Лейкленде преподавал русскую литературу в университете. Во время 2-й мировой войны занимал патриотические позиции. Последняя книга - повесть «Егоркина жизнь» (опубл. в 1968), где нашли отражение впечатления об алтайском детстве писателя. Похоронен на кладбище г. Лейкленда.

Георгий Дмитриевич Гачев

Гачев Георгий Дмитриевич (01.05.1929, Москва - 23.03.2008, Москва) - философ, культуролог, эстетик, докторр филологических наук. Окончил филологический ф-т МГУ (1952). В 1957-1961, 1963-1971 годы младший научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН. В 1965 году принят в Союз писателей. В 1972-1985 году - младший научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН. В 1986-2008 годы - старший, затем ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН. Доктор honoris causa Университета в г. Велико Тырново (2004), Софийского университета (2006). Гачев развивал теорию ускоренного развития культуры, согласно которой народы, культурное развитие которых было заторможено историческими обстоятельствами, вступая на арену культуры, за сравнительно короткое время проходят основные стадии мирового духовного развития, «догоняя» Европу, где эти стадии подчас занимали столетия (свою теорию называл «теорией относительности в гуманитарной культуре» ). Опираясь на Гегеля, стремился постичь «феноменологию духа» народа, понять, как универсальное проявляется в национальном, «онтогенез», индивидуальный опыт духовного роста национального целого, повторяет «филогенез », опыт развития человечества, выработанные им в этом развитии формы быта, государственности, культуры. Гегелевский принцип единства исторического и логического лег в основу работ Гачева, посвященных развитию образного сознания в русской и мировой литературе (Жизнь художественного сознания. М., 1972; Образ в русской художественной культуре. М., 1981). Гачев подчеркивал, что русская литература в XIX веке была синтетической формой национального самосознания , «выполнила роль национальной русской философии». Обращаясь к проблеме соотношения традиции и новаторства в культуре, выдвинул идею содержательности художественных форм; доказывал, что «форма есть отвердевшее содержание», литературные структуры в момент своего возникновения вбирают в себя жизненный и духовный опыт своего времени и затем излучают его на каждую последующую эпоху, так что создание литературного текста есть сложное взаимодействие новой творческой идеи и жанровой структуры, несущей в себе архетипическое содержание. Виды, стили, жанры искусства - варианты миропонимания, призмы, по-разному преломляющие бытие. Главный труд Гачева - многотомная серия «Национальные образы мира» (1960-е - 2007), посвященная анализу национальных ментальностей. Гачев разработал методологию, позволяющую увидеть всякий национальный организм как целостность, понять его «энтелехию», его идею, которая проявляется на различных уровнях: природа, быт, язык, культура, научные и философские теории. Ввел понятие «национальный Космо-Психо-Логос»: единство природы, в которой живет народ, национального характера и способа мышления. Описывая национальный Космос, использовал выработанный в мировоззрении досократиков натурфилософский язык четырех стихий: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Определял различия национальных культур по соотношению пространства и времени, вертикали и горизонтали, -гонии (рождения) и -ургии (труда), мужского и женского, растительной и животной образности, вариантам религиозного чувства. Изучая национальные логики, подчеркивал образный априоризм, присутствующий в глубинах языка философа и отсылающий к первичным интуициям, которые присущи всем представителям данной национальной культуры. Выработал свой алгоритм чтения национальной предметности (жилища, кухни, музыки, танца, одежды) и телесности («тело человека - «тело отсчета» в национальном космосе»). Писал «философию быта как бытия», раскрывая смыслы вещей, давая эстетическое осмысление повседневности (Вещают вещи, мыслят образы. М., 2000). Занимался проблемой диалога между естествознанием и гуманитарной культурой, демонстрируя, как один и тот же сегмент бытия отражается в науках о природе и в науках о человеке. Утверждал целостность познания (синтез образного и рассудочного, метафоры и понятия), взаимопереплетенность мысли и жизни. Свой тип мышления называл «при-влеченным», стремился показать, как внутренний, личный опыт познающего субъекта отражается на ходе анализа. Работал в жанре жизненно-философского дневника («жизнемысли»), внутри которого писал свои трактаты и исследования.

А. Г. Гачева

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 126.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

Ускоренное развитие литературы. М., 1964, 2-е изд.: Неминуемое. М., 1989; Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968,2-е изд. - 2008; М„ 1980; Национальные образы мира. М., 1988; Русская дума: Портреты русских мыслителей. М, 1991; Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М., 1991; Наука и национальные культуры: Гуманитарный комментарий к естествознанию. Ростов-на-Дону, 1992; Образы Индии. Опыт экзистенциальной культурологии. М., 1993; Русский Эрос. М., 1994,2-е изд. - 2004; Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995,2-е изд. - 2007; Америка в сравнении с Россией и Славянством. М., 1997; Воображение и Мышление. М., 1999; Евразия - космос кочевника, земледельца и горца. М., 1999; Центральная Азия: Казахстан, Киргизия. Космос Ислама. М., 2002; Кавказ: Грузия, Азербайджан, Армения. М., 2002; Болгария в сравнении с Россией (опыт экзистенциального литературоведения). М., 2007; Миры Европы. Взгляд из России. Англия (Интеллектуальное путешествие). М., 2007; Миры Европы. Взгляд из России. Италия (Интеллектуальное путешествие). М.» 2007; Эллада, Германия, Франция: опыт экзистенциальной культурологии. М., 2008; Ментальности народов мира. М., 2003,2-е изд. - 2008; Дневник современного философа (в соавт.). М., 2010; Образы Божества в культуре. Национальные варианты. М., 2014.



12.05.1922 - 29.08.2014
Герой Российской Федерации


И онин Георгий Дмитриевич - к окончанию Великой Отечественной войны - командир артиллерийского дивизиона 3-й гвардейской механизированной ордена Ленина Краснознамённой бригады 1-го гвардейского механизированного Венского орденов Ленина и Кутузова 2-й степени корпуса 3-го Украинского фронта, полковник в отставке.

Родился 12 мая 1922 года в посёлке Яготин ныне город Киевской области (Украина). Русский. В детстве с семьёй переехал в город Балашов Саратовской области. Окончил среднюю школу № 1 города Балашов в 1940 году.

В 1940 году призван в РККА и направлен на учёбу в 3-е Ленинградское артиллерийское училище. В первые дни Великой Отечественной войны курсанты были досрочно выпущены из училища и направлены на фронт. Младший лейтенант Ионин в июле 1941 года получил направление на должность командира взвода управления артдивизиона в 100-ю стрелковую дивизию Западного фронта. В боях с 22 июля 1941 года. Сражался в Смоленском оборонительном сражении летом 1941 года. За массовый героизм личного состава и успешные наступательные бои в ходе контрудара под Ельней 100-я стрелковая дивизия была преобразована в 1-ю гвардейскую дивизию. Стал гвардейцем и Георгий Ионин. В составе дивизии сражался на Юго-Западном фронте, участвовал в Московской битве.

В ноябре 1942 года в Тамбове на базе дивизии был сформирован 1-й гвардейский механизированный корпус под командованием генерала И.Н.Руссиянова, будущего Героя Советского Союза. Всю дальнейшую войну Георгий Ионин прошел в составе этого славного корпуса. Отличился в окружении немецкой группировки под Сталинградом, в Ростовской операции в январе-феврале 1943 года.

В наступательных боях под Сталинградом в районе села Астахово-Боковое 17 декабря 1942 года командир батареи 116-го гвардейского артиллерийского полка 1-го гвардейского механизированного корпуса 3-й гвардейской армии гвардии старший лейтенант Ионин в трудный момент прорыва обороны врага выдвинул свой наблюдательный пункт за проволочные заграждения и корректировал огонь батареи. Были подавлены 8 пулеметных точек, 2 минометных батареи и уничтожено 1 орудие. Оборона врага была прорвана. В бою 3 января 1943 года за хутор Верхне-Обливской прямой наводкой уничтожил 2 танка, 12 автомашин с боеприпасами и 2 автомашины с пехотой врага.

Затем сражался в Донбасской операции в августе-сентябре 1943 года, при освобождении Запорожья и форсировании Днепра, при освобождении Правобережной Украины и Молдавии в 1944 году. Был дважды ранен в боях (летом 1943 года в Донбассе и осенью того же года - на Днепре), после выздоровления возвращался в свою часть (была такая «привилегия» у гвардейцев).

С ноября 1944 года корпус вел тяжелые наступательные и оборонительные бои в районе Будапешта. В январе 1945 года части бригады, в которой воевал уже ставший майором Георгий Ионин, заняли оборону в районе города Бичке. Перед гвардейцами поставлена задача - отразить очередной удар немецких войск из района Комарно к Будапешту с целью деблокировать окруженную в нём советскими войсками 160-тысячную группировку. Командир артдивизиона майор Ионин проявил личный героизм и умелое командование подразделением в этих боях. В течение двух суток непрерывного боя артиллеристы дивизиона совместно с остальными частями бригады отражали натиск трех полков противника, усиленных 50 танками. Дивизион уничтожил 12 танков и до 200 солдат и офицеров противника, много другой боевой техники. Враг не прошел к Будапешту. 13 февраля 1945 года группировка противника в Будапеште капитулировала после тяжелых боев.

В ходе Венской наступательной операции в период с 1 по 14 апреля 1945 года дивизион Г.Д. Ионина уничтожил 5 танков, 8 бронетранспортёров, 15 автомашин, 3 артиллерийские и 2 миномётные батареи, до 300 солдат врага. А всего за годы войны батарея и дивизион Г.Д. Ионина уничтожили 27 танков врага, большое количество другой бронетехники и артиллерийских орудий.

После войны продолжал службу в Советской Армии. Несколько лет служил в Заполярье: заместитель командира артиллерийского полка (город Кандалакша), офицер штаба армии (Мурманск). В 1953 году окончил с золотой медалью Военную академию имени М.В. Фрунзе, а в 1962 году – адъюнктуру при ней. Оставлен в этой академии, был преподавателем, старшим преподавателем, профессором кафедры тактики. Имеет ученые звания кандидата военных наук, доцента и профессора.

После выхода в отставку продолжал работу в Военной академии имени М.В. Фрунзе и в Общевойсковой академии Вооружённых Сил Российской Федерации. Член-корреспондент Академии военных наук (1995). Автор свыше 180 научных трудов, 9 учебников. Участник разработки Боевых уставов Сухопутных войск в 1980-х годах.

У казом Президента Российской Федерации № 347 от 10 апреля 1995 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, полковнику в отставке Ионину Георгию Дмитриевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.