Смотреть что такое "V век" в других словарях. основных органов Афинского государства

Грузия в V веке

1. Картли в первой половине V века. В первой половине V века Иран активизировал свою захватническую политику в отношении кавказских стран. В 428 году иранцы упразднили царскую власть в Армении. Ясно, что такая же участь должна была постигнуть и Картли.

Шах Иездигерд II (438–457) проводил крайне жесткую религиозную политику. Он стал насаждать маздеизм (огнепоклонство) в Картли, Албании и Армении. Знатные азнауры Грузии, Армении и Албании были вызваны к шахскому двору. Шах потребовал от них отречения от христианской веры и принятия маздеизма. Дидазнауры были вынуждены сделать вид, что согласились на требование шаха, надеясь на родине вернуться к своей вере. Однако шах не удовлетворился одним их согласием и послал с ними в Грузию магов – огнепоклонников-жрецов, которые должны были проповедовать маздеизм, закрыть христианские церкви, изгнать христианских священнослужителей и утвердить иранские обычаи и нравы. Шах оставил у себя заложников, среди которых был Аршуша питиахш . Только в Армению шах послал семьсот магов. Над Картли, Албанией и Арменией нависла серьезная опасность. В случае осуществления замысла Иездигерда эти страны становились провинциями Ирана. Маги развернули активную деятельность по выполнению задания шаха. Однако за этим последовало крупное восстание в Армении и Албании в 450–451 годах. Первоначально восстание развивалось успешно, но Ирану удалось подавить его. Несмотря на поражение восстания, шах был вынужден отказаться от своих планов. Картли не принимала активного участия в борьбе против Ирана, что было обусловлено несколькими причинами: Картли была для Ирана самой отдаленной северо-западной страной, и здесь, видимо, иранское господство не было столь тяжелым, как в других регионах Грузии; помимо этого в Иране находился заложником один из самых влиятельных дидазнауров – Аршуша питиахш. И третье, в Картли, повидимому, не оказалось никого, кто взял бы на себя руководство восстанием.

В 451 году состоялся Халкидонский церковный собор , на котором было отвергнуто монофизитство. В Восточной Римской империи (Византии) и в Картли широкое признание нашло диофизитство. Иран всегда поддерживал то религиозное течение, которое преследовалось Византией. Поэтому естественно, что Иран встал на сторону монофизитского христианства. Предполагается, что в этот период картлийский престол не был занят, поскольку наследник царского престола Вахтанг был малолетним, и, естественно, не мог править страной и контролировать политические процессы в государстве.

2. Вахтанг Горгасал. О царствовании Вахтанга Горгасала рассказывает в своем сочинении грузинский историк Джуаншер . Когда умер картлийский царь Мирдат , его сыну Вахтангу было семь лет и государством правила его мать Сагдухт . В детские же годы Вахтанга с Северного Кавказа на Картли напали аланы (осетины), разорили ее и захватили сестру Вахтанга Мирандухт .

Аланы были кочевым ираноязычным народом. Они появились в I веке в низовьях Волги и Дона. В IV веке аланы были покорены гуннами . Часть их последовала за гуннами и вместе с вандалами образовала царство в северной Африке. Другая часть аланов укрылась в предгорьях Северного Кавказа.

Гунны как единая этническая группа сформировались во II–IV веках. В IV веке они начали свои походы на запад. Гунны разгромили аланов и вторглись в Европу. Самым известным вождем гуннов был Аттилла (445–453) . Часть гуннов обосновалась на Северном Кавказе. Впоследствии они смешались с другими народами.

Вахтангу Горгасалу было шестнадцать лет, когда грузины предприняли ответный поход на Северный Кавказ. Они разбили аланов и освободили пленных. В бою царь лично уничтожил несколько лучших воинов противника. Вахтанг Горгасал поставил свои гарнизоны в крепостях и надежно закрыл проходы через Кавказский хребет. Согласно историку Джуаншеру, Вахтанг Горгасал продолжил свои походы в Западной Грузии до Цихе-Годжи и нанес поражение византийцам. Он освободил от византийцев Кларджети , и построил здесь значительный город Артануджи . В состав Картлийского царства вошло также Эрети .

В первой половине V века Иран обложил Картли тяжелой воинской повинностью – грузинское войско должно было выступать в иранских походах. Сам царь вместе с грузинским войском неоднократно принимал участие в войнах в Средней Азии и Индии.

Вернувшись на родину, царь твердо решил освободить страну от иранского господства . Для этого в первую очередь необходимо было укрепить царскую власть, обуздать вероломных феодалов и обрести союзников в борьбе с Ираном. Византия – главный противник Ирана – всецело было занята своими проблемами. Ей стоила больших усилий защита собственной территории от нашествий «варваров». В 40-х годах V века гунны во главе с Аттиллой разорили всю территорию Византийской империи и попытались взять Константинополь, но потерпели крах. В еще более тяжелом положении оказалась Западная Римская империя. В 410 году вестготы под руководством своего царя Алариха взяли «вечный город».

В 50-ых годах V века в Италию вторгся Аттилла. В 476 году предводитель одного из германских племен Одоакр взял Рим и сверг с престола последнего римского императора Ромула Августула. На этом Западная Римская империя прекратила свое существование.

Царь Вахтанг Горгасал в первую очередь обратил внимание на грузинскую церковь. Он повидимому собирался провести реорганизацию картлийской церкви, но ему воспротивился архиепископ Микаэл . Этот конфликт между Вахтангом Горгасалом и Микаэлом произошел после возвращения царя из Средней Азии. Царь лично встретился с архиепископом. Летописец сообщает по этому поводу, что когда царь нагнулся, чтобы поцеловать подол ризы Микаэла, тот с такой силой ударил ногой в лицо царя, что выбил у него зубы. Царь сообщил о случившемся Константинопольскому патриарху и отправил Микаэла в Константинополь. Он просил патриарха прислать в Картли католикосом Петра, а епископом – Самоэла, и вместе с ними двенадцать новых епископов.

Учреждение католикосата в Картли было большим политическим явлением в истории Грузии, так как оно означало автокефалию грузинской церкви.

В Грузии Иран имел своих сторонников. Это были дидазнауры, которые противились усилению царской власти. Одним из них был влиятельный питиахш Варскен . В 482 году он был убит по приказу царя. Это убийство стало сигналом к восстанию против иранцев. В восстании участвовали армяне, предводительствуемые известным армянским полководцем Ваганом Мамиконяном . К ним должно было присоединиться большое наемное войско гуннов. Но гунны нарушили обещание и прислали лишь 300 воинов. Восстание 482–484 годов потерпело поражение, главной причиной тому была измена. Вахтанг вынужден был на определенное время перейти в Западную Грузию. Вернувшись в Картли, царь вновь начинает борьбу против иранских поработителей. В битве на Самгорском поле царь был смертельно ранен. Его отвезли в крепость Уджарма, где он и скончался. Грузинская церковь причислила Вахтанга к лику святых и днем его поминания установила 30 ноября (13 декабря).

К сожалению, точная дата его царствования не известна. По сведению Джуаншера , царю было шестьдесят лет, когда он погиб.


3. Западная Грузия во второй половине V века. Во второй половине V века в Западной Грузии происходит весьма интересное развитие событий. Эгриси, или Лазика, ослабло, что было обусловлено усилением Картли при царствовании Вахтанга Горгасала. Очевидно, определенная часть территории Западной Грузии (Аргвети, Таквери, Сванети) вошла в состав Картлийского царства.

Царь Лазики Губаз I , желая выйти из-под формального подчинения Византийской империи, соправителем на престол посадил своего сына. Император Маркиан (450–457) пошел походом против лазов, но потерпел поражение и стал готовиться к новой войне. Не терял времени зря и Губаз: он послал послов в Иран и к византийскому императору. Шах Ирана Иездигерд воевал с гуннами, поэтому он отказал Губазу в помощи. Император же потребовал, чтобы Губаз либо прекратил войну и отказался от трона, либо отстранил от царствования сына. Губаз предпочел отказаться от престола в пользу сына. Этим он достиг своей цели: сын получил царский престол не от византийского императора, а от собственного отца.

В 465 году царь Губаз прибыл в Константинополь. Он явился к императору в персидском одеянии в сопровождении копьеносцев по мидийскому обычаю. Царя сперва осудили за восстание против римлян, но затем отнеслись к нему доброжелательно и отпустили с миром. Видимо, Губаз произвел благоприятное впечатление своим красноречием, и тем что носил христианские знаки.


Колин Дуглас Гордон

Эпоха Аттилы. Римская империя и варвары в V веке

Предисловие

В V веке описание исторических событий, происходящих в западной части римского мира, в сущности, ограничивалось компиляцией скудных хроник. В восточной же части ряд историков, писавших по-гречески, поддерживали литературную традицию классического и эллинистического периодов и сознательно стремились связать современность с прошлым, добавляя к трудам своих предшественников важные повествования о своем времени. Так, они описали смертельную агонию Западной империи и отчаянную, хотя в итоге увенчавшуюся успехом, борьбу за выживание ее восточной части.

К сожалению, эти исторические сочинения V века сохранились в отрывках разного объема в трудах более поздних авторов. Однако даже в таком виде они представляют собой важные источники для интерпретации истории того критического периода, в который были созданы. Профессор Гордон впервые перевел основную часть этих фрагментов на английский язык. Он написал введение, облегчающее их интерпретацию, и соединил их с краткими дополнительными рассказами таким образом, чтобы представить ясное связное повествование о важных военных и политических событиях, произошедших со времени смерти императора Феодосия I в 395 году до завоевания Италии Теодорихом в 493 году.

Поскольку эти отрывки сохранились в трудах более поздних авторов, которые цитировали их по разным причинам, то они, естественно, представляют собой фрагменты, в основном касающиеся людей или событий, повлиявших на Восток, а не на Запад. Однако такое выделение Востока, возможно, отражает изначальный характер греческих исторических трудов V века, ибо их авторы писали с позиций жителей Восточной империи и стремились рассмотреть события, о которых имели более подробные и правдивые сведения, на протяжении долгого времени. Происходившее на Западе, вероятно, описывалось в соответствии со значимостью для Востока и особенно для отношений, существующих между двумя империями.

В светской истории того периода основной темой является борьба римлян против варваров – если можно использовать последнее наименование для обозначения всех иноземных врагов обеих империй, несмотря на то что многие из них достигли высокого уровня развития цивилизации, особенно в результате контактов с самими римлянами. Мы видим обе империи окруженными как изнутри, так и снаружи. Племена вдоль их северных границ от Британии до Кавказа были готовы к нападению на имперские укрепления, как только появлялась малейшая надежда, что им удастся прорваться. С обратной стороны приграничной линии укреплений находились люди, поселившиеся здесь с согласия римлян в качестве независимых военных союзников, поддерживаемых римскими деньгами, чьи правители стремились захватить лучшие земли и получить для своих подданных большую свободу за счет своих номинальных владык. Кроме того, существовали отдельные люди и крупные отряды, имевшие собственных командиров и поступившие на имперскую военную службу. В большинстве своем эти группы состояли из варваров-наемников, многие из которых занимали высшие военные посты при императорах и слишком часто стремились подчинить правительство своей власти. Историки не скрывают, что существование империй зависело от варварских военных подразделений и основная их проблема заключалась в том, как использовать и одновременно контролировать своих наемников и союзников.

Хотя большинство этих варваров имели германское происхождение, в начале и середине V века величайшая угроза и для Востока, и для Запада, возможно, исходила от гуннов, особенно когда они объединились под властью Аттилы (445–453). Эти ужасные воины не только вынуждали прочих варваров искать убежища на территории империй, но и заставляли некоторых присоединяться к ним в нападениях на римлян. Кроме того, сами гунны совершали крупные набеги на римские земли и облагали огромной данью как Запад, так и Восток. И все-таки мы обнаруживаем отряды гуннов, служащих в качестве наемников под римскими штандартами. В одном длинном отрывке, вышедшем из-под пера историка и чиновника Приска, находившегося в составе посольства, которое отправил восточный император Феодосий II, мы встречаем живое описание Аттилы на пике его могущества, а также варварской роскоши, в которой тот жил. Из свидетельств Приска и других авторов складывается впечатление, что Аттила в разных ситуациях мог захватить обе империи, если бы направил свои войска против них. То, что он удержался от такого шага, похоже, было отчасти связано с желанием сохранить столь богатый источник дани, выплачиваемой золотом, а отчасти с недоверием к влиянию цивилизованной городской жизни, которую вели люди, которых он считал плохими воинами. Его неожиданная смерть в 453 году оказала важнейшее влияние на продолжение существования империи на Востоке.

А (у), предлож. о веке, на веку; мн. века, ов; м. 1. Промежуток времени в сто лет; столетие. Двадцатый век. В прошлом веке. Прошла четверть века. В глубине веков; из глубины веков (о том, что берёт начало в далёком прошлом). Многие народные… … Энциклопедический словарь

Муж. срок жизни человека или годности предмета; продолжение земного бытия. Век обыденки день; век дуба тысячелетие. | Быт, бытие вселенной в нынешнем ее порядке. Скончание века близко. | Столетие. Ныне девятнадцатый век по Рожд. Хр. |… … Толковый словарь Даля

Сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? века, чему? веку, (вижу) что? век, чем? веком, о чём? о веке и на веку; мн. что? века, (нет) чего? веков, чему? векам, (вижу) что? века, чем? веками, о чём? о веках 1. Век это временной период… … Толковый словарь Дмитриева

ВЕК, века (веку), о веке, на веку, мн. века (веки устар.), муж. 1. Жизнь (разг.). «Век живи век учись.» (посл.) Прибавить веку (удлинить жизнь). На своем веку он испытал много приключений. На мой век мне работы хватит. «Зла, в девках целый век.»… … Толковый словарь Ушакова

См. время, долго, жизнь в кои веки, во веки веков, доживать век, загубить век, испокон века, испокон веков, испокон веку, на веки веков, на веки вечные, ни во веки веков, от века до века, отжить свой век, промаяться век, промаячить век, спокон… … Словарь синонимов

ВЕК, а, о веке, на веку, мн. а, ов, муж. 1. Период в сто лет, условно исчисляемый от рождения Иисуса Христа (Рождества Христова). Третий век до нашей эры. Двадцатый в. (период с 1 января 1901 г. до 31 декабря 2000 г.). Начало века (десятые… … Толковый словарь Ожегова

Век неспокойного солнца … Википедия

Век вековать

Век свековать - ВЕК ВЕКОВАТЬ. ВЕК СВЕКОВАТЬ. Устар. Экспрес. 1. Долго жить; проживать жизнь. Так и осталась Алёна одна век вековать (Бажов. Ермаковы лебеди). Ну, брат, сказал Кустоломов, квартирка у тебя, конечно, незавидная, да ведь тебе не век здесь вековать… … Фразеологический словарь русского литературного языка

век - вековать времяпрепровождение век кончается действие, субъект, окончание век начался действие, субъект, начало век прожить окончание, времяпрепровождение век прошёл действие, субъект, окончание доживать век окончание,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

The Age of Stupid Жанр … Википедия

Книги

  • Век Джойса , И. И. Гарин. Если писать историю как историю культуры духа человеческого, то XX век должен получить имя Джойса - Гомера, Данте, Шекспира, Достоевского нашего времени. Элиот сравнивал его `Улисса` с…
  • Век надежд и крушений , Олег Волков. Издание 1990 года. Сохранность хорошая. Главным произведением в сборнике "Век надежд и крушений" одного из старейшин отечественной литературы Олега Васильевича Волкова, издаваемого к его…