Словообразование. Средства общения

Страница 20 из 32

Упражнение: №1-№40 №41-№70 №71-№90 №91-№120 №121-№150 №151-№200 №201-№230 №231-№251 №252-№280 №281-№310 №311-№330 №331-№350 №351-№380 №381-№410 №411-№440 №441-№470 №471-№500 №501-№530 №531-№560 №561-№590 №591-№621 №622-№650 №651-№680 №681-№710 №711-№740 №741-№770 №771-№810 №811-№840 №841-№870 №871-№910 №911-№950 №951-№1059

Правописание корней с чередованием гласных а-о

Упражнение 561 (585). Око нча"тельно (ко" нчено), тро пи"нка (тро" пка), повто ре"ние (повто" р).

Упражнение 562 (586). Мы вспомнили про та и"нственную нашу, про за га"дочную бе­лую тра ву". Листья у неё немножко на ма ли"новые похожи. А цветы" белые да пышные .(Предложение простое, нераспростра­ненное, повествовательное, невосклицательное.) А уж пахнут!
Малиновые, выделяем в слове:
1) окончание - ые
2) основу - мапинов - выделяем из основы:
3) корень - малин - и суффикс -ов -
4) приставки нет.

Упражнение 562 (с). 1. Если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по овраг ам (овраж ек (г//ж )) под снег ом (снеж ок (г//ж )) бурлит- журчит теплая вода, моет корни брусники. 2. К вечеру лёд трес­нул, разошёлся. 3. Филька выскоч ил окончание нулевое (выскак ивать (ч//к ) на ули­цу и побеж ал (бег (г//ж )) к мельнице. 4. Из-под картуза посмат­ривали на всех быстрые глаза мельника.
Прислушаться - при -, т. к. неполнота действия, что сделать?
К мель ницe - смягчающий ь, дат. пад., 1-е скл.

Упражнение 563 (587). Ответ см. в конце учебника.

Упражнение 564 (588). В таблице представлены орфограммы гласные в корне слова: проверяемые гласные, непроверяемые гласные и чередующиеся безударные гласные.
1. Они указывают на безударные гласные в корне слова.
2. Нет, не одинаков. Данные орфограммы делятся на три категории: в первой колонокке таблицы безударную гласную можно проверить, подобрав проверочное слово, в котором ударение падает на безударную гласную. Во второй колонке представлены слова, написание которых уточняется при помощи словаря. В третьей колонке - слова, написание безударных гласных в которых определяется по правилу для данного корня.

Упражнение 565 (589). 1) С проверяемыми безударными гласными в корне: оста но"­вка ., уко ра"чивать, уда ре"ние, прока ти"ться , пла ни"рование, поса­ ди"ть, протя ну"ть , ро бе"ть, па ха"ть.
2) С чередующимися гласными корня: рос л и", вы"раст или, предл ож и"ть . предлаг а"ть, поклон и"ться, раскла"н яться.
Про ка ти" ть ся - ка" тит, про - неизменная приставка, что сде­лать?

Упражнение 566 (590).

Предлагать услуги - делать предложение, предполагать ре­зультат - высказать предположение, слагать стихи - произвести сложение, прилагать усилия - найти приложение, соприкасаться руками - войти в соприкосновение, касаться одежды - совер­шить касание.

Предложение - то, что предлагается. Предложение - поступ­ление товаров на рынок. Предложение - синтаксически и инто­национно оформленная конструкция, выражающая сообщение.

Упражнение 567 (591). Класть - кладу - кладёшь - кладёт - кладём - кладёте - кладут

Положить - положу - положишь положит - полбжим - по- ложйте - положат.
Без приставки не употребляется глагол положить.
Ты не мог бы положить книгу на верхнюю полку? Аккурат­ные люди кладут все вещи на определенные места. Запомни одно правило: куда положишь что-нибудь, там ты это и возьмешь.

Упражнение 568 (592). 1. Я пообещал отцу, что по окончании работы положу инст­рументы в специальный ящик. 2. В моей памятке записано: «Будь аккуратен, всегда клади свои вещи на отведённое для них место». 3. Закончив уроки, я собираю книги, тетради и кладу их в портфель. 4. Когда прочитаешь книгу, положи её на прежнее место. 5. Для сохранения здоровья не клади в еду много соли.
(В) памятке - память, помянем, пр.п., 1-е скл.
Прочитаешь - про - - неизменяемая приставка, читка, (читать) I спр., 2-е л., ед. ч..
Сохранения, выделяем в слове:
1) окончание -я 2) основу сохранени - выделяем из основы:
3) корень -хран - и суффиксы - ен - и -м - 4) приставка со -.
[А]:«[_____ ],[_

Упражнение 569 (593). В корнях - кас -, -кос - и -лаг - , -лож - пишется а , если после корня стоит суффикс а , в остальных случаях пишется о .

Упражнение 569 (с). 1. Жил отважный капитан, он объездил много стран, и не раз он бороздил океан.

(Предложение сложное, с бессоюзной связью, повествова­тельное, невосклицательное.)
2. Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая.

Однокоренными словами являются: б оро з дил - бра зды, ор­фограммы в этих словах можно объяснить чередованием полно­гласных и неполногласных сочетаний.

Упражнение 570 (594).

В своем докладе он коснулся очень трудного вопроса, кото­рый не был до конца изучен.

Не касается - частица не с глаголами пишется раздельно; ко­рень - кас -, т.к. суффикс а ; что делает?

Упражнение 571 (595).

Написание этих слов подчиняется разным правилам: в одном случае слова пишутся с корнем -кос -, - кас - по правилу чередо­вания гласных в корне слова (коснуться, прика са ться), в других, потому что можно подобрать проверочные слова (косица - ко­сы, косой - косо).
Осторожно - наречие, неизменяемое слово, в предложении выполняет роль обстоятельства.
Лег ко е (прикосновение) - лего нько; какое ?

Упражнение 572 (597). В корне - раст - / -рос - пишется а перед и перед щ , в ос­тальных случаях пишется о : растение, наращивание, выросший.
Исключения: отрас ль, рост ок, рост овщик, Рост ов. Рост ислав.

Упражнение 573 (598). Правило чередования гласных в кор­нях раст//рос

Исключения: отрас ль, отрас левой, рос ток, ро ст овщик, Ро ст ов, Ро ст ислав, ро ст очек.



Упражнение 575 (601). 1) С гласной а в корне: Растение, вырастали, растительный, отрасти, сращение, отрасль, возрастание, проращение. 2) С глас­ной о в корне: росли, взросление, вырос, поросль, разрослись, на вырост, росточки.

Упражнение 576 (602) . - Ты, рябина моя, рябинушка, ты когда взошла, когда вырос­ла , ты когда цвела, когда вызрела?
- Я весной взошла, летом выросла, по зорям цвела, в полдень вызрела.
(Что сделала?) вызрела - глагол, начальная форма - вы­зреть , I -е спр., употреблено в форме прош. вр., ед. ч., ж. р., в предложении является сказуемым.


Упражнение 578 (604). Возвра ще"ние - возвра" т (чередование ш//т), се"рдц е - серде" чко, ви да"л - ви" деть,
Берёзки - словарное слово, поса"же ны - поса" дит (посажены - второе спряжение, третье лицо),
Вы"рос ли - чередование корней, ве тви"стыми - вe" тви, де ре"­вьями - де" рево, обр ащ ён - чередование корней, некo"ш еный - кo" с ит (ш//с), луг - луго вой, па сла"сь - пa" с, коро ва - словарное сло­во, отр аст ивший - чередование корней, обед - обед ать, сме рка"­лось - ме" ркнет.

Упражнение 579 (605).

Упражнение 581 (609). I. Световая окраска горизонта перед восходом и заходом солнца - заря. 2. Отсвет заката или пожара - зарево. 3. Отдалён­ная мгновенная вспышка па небосклоне, отблеск молний даль­ней грозы - зарница. 4. Птичка, поющая на зорьке - зоревка. 5. Просветление мысли, внезапная находка ума- озарение.

Упражнение 581 (с) . Организаци я, квитанци я - в окончаниях; ци клон, ци тировать, ци рковой, ди сциплина, оци нковать, ци стерна, ци фровой, ци р­куль - в корне; сестрицы н, курицы н, птицы н, синицы н - в суф­фиксах; цы пленочек, цы ганский, цы кнуть - исключения.
Гласные после ц: в корнях после ц пишется и, не подчиняются этому правилу следующие слова: цыпленок, цыган, цыкнуть, на цыпочках. В окончаниях и суффиксах пишется ы , в соответствии с произношением, хотя в написании фамилий в документах могут быть исключения (Спицин - Синицын).
Слова, которые не подчиняются правилу написания ы и и после ц
це ментировать (словарное слово), оце нить (оц" енка), проце дить (це" дит).
Некоторые слова нужно проверять по словарю, некоторые можно проверить, подбирая однокоренные слова.

Упражнение 582 (611).


А когда ехал вдоль полотна железной дороги, то и поезд обо­гнал, будто допотопную телегу.
Прошло, выделяем в слове:
1) окончание - о 2) основу -прошл - выделяем из основы:
3) корень -игл -, суффикса нет 4) приставку про -.
Поездах, выделяем в слове:
1) окончание - ах 2) основу поезд выделяем из основы:
3) корень -езд -, суффикса нет 4) приставку по -.
Допотопную, выделяем в слове:
1) окончание - ую - 2) основу -допотопн - выделяем из основы:
3) k орень - потоп - и суффикс -н - 4) приставку до -

Упражнение 583 (612) . Ответ см. в конце учебника.

Упражнение 584 (614). Самое верное средство обога ти"ть (бога" т) свой язык - чтение. (Тире, т. к. пропущена связка.) Чем больше прикас а"ешься (чередование гласных в корне) к страни­цам

Я замер на месте, когда белка начала спускаться с дерева. Де­вочка замирала от страха каждый раз, когда видела эту огромную собаку.


Раздел науки о языке, в котором изучается состав слова, называется м о р ф е м и к о й.

15. Спишите. В какой морфеме пропущены буквы? Вспомните правило правописания гласных в корне слова, которому под­ чиняются слова в 1-й части. Каким правилам подчиняется пра­ вописание гласных в корнях слов во 2-й части? О Подберите

и запишите по одному слову с таким же составом морфем, как

и у выделенных слов.

Развевающий

разв..вать

скорость,

лыжи, закр. .пить2

п..руса2 ,

заскр..петь

боли, прим..рять

прим..рять

противников,

объед..нять2 людей.

Изл..гать

просьбу2 ,

комнат, осторожное прик.

Сновение,

к..саться

сильно2

заг..релый2

спортсмен,

можжевельника,

выр..щенная

нат..рать

расст..лить

зап..рать

квартиру,

бл..стеть

соб..рать

зам..реть

мгновение,

разж..гать

16. Спишите, обозначая те морфемы, в которых после шипя­ щих должна быть буква о или ё(е). О Сделайте выводы о пра­ вописании с -г(е) после шипящих: 1) в корне, 2) в суффик­ се, 3) в окончании.

ж..лтоватый,

ш..пот, ч..лн,

щ..голять,

вый, дёш..во.

Нож..нка, нож..ньки, лодч..нка, реч..нька, вол-

ноч..вка, корч..вка,

возмущ..нный, ра-

ЗОЖЖ..ННЫЙ, КОПЧ..НЫЙ, уч..ный, горяч., спорить, гром-

4.. говорить.

III. Саранч..й, врач..м, карандаш..м, чуж..й, боль- ш..го, свеж..го.

IV. Печ..т, береж..т, разожж..т.

17. Определите, какими способами образованы следующие сло­ ва. О Какие способы образования слов вы ещё знаете? Приве­ дите примеры.

Подпрыгнуть, пригород, независимый; гитарист, ве­ сенний, танцевать; подоконник, подземный, взгруст­ нуть; хлебозавод, МГУ, вуз, зарплата, спортклуб.

18. Приведите несколько слов, образованных тем способом, ко­ торый указан ниже. Назовите каждый из этих способов.

19. Запишите сначала слова с приставкой при-, потом с пре-. Определите значение приставокпри- ипре- и сформулируйте правила их правописания.

Пр. .коснуться, пр..морье, пр..одолеть, пр..мудрый,

злой, пр..града.

20. Спишите. Укажите слова, в которых приставки пре- ипри- уже не выделяются, и слова, в которых они выделяются. В по­ следних укажите значение приставок. О Сформулируйте пра­ вила правописания приставокпре- и при-.

Пр. .землиться в степи, пр..открыть дверь,

пр..рвать

переговоры, пр. .соединиться к

беседе, пр. .задуматься

над книгой, превысить норму,

пр. .вокзальная пло­

щадь, пр..смешное

пр. .ключение, пр..одолеть

ствие, пренебрегать опасностью,

передать пр..вет, объ­

опоздания,

преобразование

пр..видение,

пр..красная

дама, имя

Раздел науки о языке, в котором изучаются спосо­ бы образования слов, называется с л о в о о б р а з о в а ­

н и е м.

22. Прочитайте. О Составьте словосочетания со словами, о происхождении которых говорится в этом тексте. Как называ­ ется раздел науки о языке, изучающий происхождение слов?

В каждом языке, в том числе и рус­

ском, есть слова иностранного происхож­ дения. В них пре- ипри- или вовсе не яв­

ляются приставками, или имеют совсем другое значение.

Возьмём слова президиуми президент.Слово президиум

означало в Древнем Риме «стража», «защита», а прези­ дент - «сидящий впереди или во главе» (в латинском языке здесь была приставкапре- - «пред»).

Из латинского языка пришли к нам слова привилегия (от словапривилегиум - «исключительное право», «преимущество») иприоритет (отприор - «первый») - «первенство в чёмлибо». (По И. Рейнке, В. Шапкину.)

23. Спишите. Сделайте словообразовательный разбор выделен­ ных слов. В словах с пропущенными буквами обозначьте:

п р и с т а в к и:

устранить

беспорядок,

пред..сто-

рия2 романа, безопасный

сверхчувствительная

ра..ставить мебель,

монта, и..ездить всю страну, и..тратить деньги;

с у ф ф и к с ы:

усталый груз..ик, молодой

лимо..ый напиток, кож..ная сумка,

клюкв..ный

стари..ый ковёр;

ни..кое помещение,

матро..кий

танец, францу. .кий язык; доклад..вать командиру, участ­

в состязании,

чествовать

победителей, чувст­

вовать радость;

в) п р и с т а в к и и

с у ф ф и к с ы:

вымыть подоко..ик,

б..зоблачный

насте..ый

календарь,

пр..морский

г) с о е д и н и т е л ь н ы е

г л а с н ы е о ие:

лес..завод,

Хранилище,

Устройство,

(фабричн..) заводской, (желт..) крылый, (жёлт..) крас­ ный, (голубоват..) серый, (немецк..) русский, (светл..) си­ ний, (юг..) восточный.

4. Лексика и фразеология

24. Прочитайте. Подберите синонимы к выделенным словам. О Приведите примеры, которые бы подтверждали высказан­ ную в этом тексте мысль. О К какому стилю вы отнесли бы этот текст? Мотивируйте свой ответ.

Наиболее изменчивым в языке является словарный состав... Словарный состав языка быстрее всего реагиру­ ет на все изменения в производстве и в другихсферах общественной жизни. (Акад. В. В. Виноградов.)

Раздел науки о языке, в котором изучается словар­ [ ный состав, называется л е к с и к о л о г и е й.

25. Прочитайте. Спишите предложения из I части, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните слова, употреб­ лённые в переносном значении. О Определите лексические значения выделенных слов в остальных частях упражнения. Как называются слова, которые имеют несколько лексичес­ ких значений? Приведите примеры таких слов.

I. 1) Ничего не сказала рыбка лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море. (П.) 2) Глубокое мол­ чание царствовало кругом. (П.) 3) Сильный характер, как и сильный поток, встречая препятствие, только раз­ дражается и усиливается ещё больше но зато, опрокинув

бины гнутся под тяжестью спелых ягод, над ними про­

А. Баркову.)

III. Он мне сказал: «В кино?

Он не спросил: «А что идёт?» Мол, это к делу не идёт. Даю билет, и он идёт.

(Ах, как костюм ему идёт\) Вдаль наша улицаидёт. Трамвай по улицеидёт.

И дождь на улице идёт.

А он пешком себе идёт. Упорно к цели он идёт. Идёт! - о том и речь идёт.

(А. Шибаев.)

26. Прочитайте. О каком знаменательном событии в истории человечества говорится в тексте? Спишите. Подчеркните сло­ ва, появившиеся в нашем языке в связи с освоением косми­ ческого пространства. Как называются новые слова, которые появляются в языке? О К какому стилю относится этот текст?

Тишина, небо и степь1 ! И вот в этой беспр. .дельной степи люди созд..ли космодром.

В ночь1 с 11 на 12 апреля 1961 г. мы не спали. В 3 часа начались заключительные проверки всех систем кор..бля.

Юрий Алексеевич подходит к группе руководителей и, поднеся руку к гермошлему, докладывает:

Товарищ председатель Государственной комиссии, старший лейтенант Гагарин к полёту на первом в мире к..смическом кор..бле «Восток» готов! (По А. Иванову.)

27. Приведите примеры слов, появившихся в нашем языке

в последние годы. Составьте с ними предложения.

28. Прочитайте и укажите слова, которые устарели. Спишите, подчёркивая их. О К каким из устаревших слов можно подо­ брать современные синонимы? Подберите их. К каким нельзя подобрать? Почему?

Раз (в) начале осени Кирила Петрович соб..рался в от..езжее поле. (На) кануне был отдан приказ псарям

Кирила Петровича на своём1 собач..м языке. Тут (же) на­

ходился и лазарет для бол..ных

пр..смотром

штаб-лекаря

Тимошки...

Петрович

г..рдился

сим пр..красным зав..дением и (н..)

когда (не)

похваста(т, ть) ся

каждый осматривал его

в двадцатый раз. (А. С. Пушкин.)

29. Прочитайте текст и определите, к какому стилю он отно­ сится. О Найдите разговорные слова во 2-м абзаце, подберите к ним общеупотребительные синонимы.

чуть ли не на каждую точку океана у него припасена ис­ тория.

- Вот тут,- он тычет карандашом в карту,- в про­

шлом году выловили огромную акулу. Так вот, эта аку­ ла извернулась и проглотила ведро с картошкой. Все хо­ хочут, а повар наш чуть не ревёт. Картошку два часа чи­ стил, а она её - хоп и в момент слопала... А вот тут

30. Прочитайте. Каким общим признаком объединены синони­ мы, входящие в каждый ряд? В чём отличие между ними? Со­ ставьте и запишите предложения или словосочетания, исполь­ зуя синонимы одной из этих групп.

1) Холод, мороз, стужа; 2) хотеть, стремиться, жаждать; 3) вежливый, лю­ безный, деликатный; 4) ошибка, оплошность, промах;

5) влажный, мокрый, сырой; 6) загореться, вспыхнуть, запылать; 7) весенний, вешний; 8) думать, мыслить, раз­ мышлять.

31. Прочитайте. Укажите фразеологические обороты. Объясни­ те их значение. О Расскажите, что вы знаете о фразеологиче­ ских оборотах русского языка. О Приведите примеры.

1) Тяжёлая и сильная рыба бросилась под берег. Я на­ чал выводить её на чистую воду. (Пауст.) - Тишин кри­ чал, что он выведет на чистую воду всех хвастунов и за­ знаек. (Осеева.) 2) Делайте, как хотите, Константин Алексеевич, я умываю руки. Вы будете отвечать за всё. (Степанов.) - Иван Ильич стал умываться. Он с отды­ хом умыл руки, лицо, вычистил зубы. (JI. Т.)

Раздел науки о языке, в котором изучаются фра­ зеологические обороты, называется ф р а з е о л о г и е й.

32. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните фра­ зеологические обороты. О Какие из фразеологических оборо­ тов относятся к разговорному стилю, какие - к книжным сти­ лям? Приведите свои примеры.

стуч..ло так,

(как) будто он

дух (не) сколько вёрст. (Л. Т.) 2)

отставку,

(Л. Т.) 3) Одно зару­

би себе на носу: выд..ржки тебе надо (по) больше. (Поп.)

дороге в Вёшенскую они загов..рили о

положен.,

очень быстро

уцелевших

брёвен на скорую

тили избёнку, покрыли её тёсом. (Т.) 6) Задул холодный ветер, разверзлись хляби небесные, реки затопили луга

и дороги. (Ч.) 7) Товару у нас кот наплакал. (Шукш.)

8) Артиллерия по (давно) (не) ударит в грязь лицом. (Твард.)

33. Спишите, заменяя выделенные слова синонимичными фразеологическими оборотами.

Долго размышлять над задачей, работатьнебрежно, трудитьсяупорно, совсемотчаяться, сильно преувели­ чивать, уметьмолчать, сильно рассердиться, собрать­ сянаспех, делатьнеохотно, крайне затруднить.

держать язык за зубами, на скорую руку, скрепя серд­ це, упасть духом, поставить в тупик.

34. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в употреб­ лении фразеологических оборотов. Запишите исправленный ва­ риант.

1) Тема защиты родной земли красной полосой про­ ходит в наших былинах. 2) Бобчинский и Добчинский

ли большой вклад в освоение Арктики. 5) Во всём про­

в имении начала бить другим ключом.

5. Морфология

35. Вспомните, какие части речи относятся к самостоятель­ ным, какие - к служебным. Прочитайте текст. Приведите из него примеры тех и других. В чём особенность междометия как части речи? Укажите междометия в тексте. Спишите, рас­ ставляя знаки препинания. Объясните их употребление.

Вы никогда не видели как синичка пляшет3 | Снача­ ла я сам думал что такое бывает только в сказке3 | Од­ нажды около восьми часов утра вышел я на улицу и ос­ тановился у крыльца | Ах какое необыкновенно яркое, высокое было небо над головой | Я полюбовался небом и вдруг услышал удивительную3 птичью песенку j Дога­ дался что поёт синица-кузнечик | Где же она | Я окинул взглядом высокие тополя и увидел птичку на длинном голом суку j Но (не) сошла (ли) она с ума | Синичка пры­

речи, формы слов и их грамматические значения, на­ зывается м о р ф о л о г и е й.

36. Прочитайте. Найдите существительные и прилагательные в первом предложении. Что обозначают эти части речи? Какие постоянные и переменные признаки имеет существительное? Чем морфологические признаки существительных отличаются от морфологических признаков прилагательных? Озаглавьте текст и спишите. О Для чего служат количественные и поряд­ ковые числительные?

честв.. поэта. Многое из написа..ного Пушкин., потом в

Петербург..,

задумано

в псковск.. уединени.. .

владельц..

Михайловского,

был крепо. .ником-помещиком.

«свою дереве..ку на

Парнасе»,

мечтал бросить «свин­

Петербург», навсегда

поселиться

на Псковщин..

и жить среди родной природы

и простого народа. Меч­

там Пушкина не суждено было

Незадолго

смерт.., как бы

предчу..твуя

клоч..к3

деревн..3

Святогорь..,

похоронить

(По С. Гейченко.)

37. Прочитайте. Укажите местоимения и назовите их разряд. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Объяс­ ните их употребление. О Чем отличаются местоимения от дру­ гих самостоятельных частей речи? А что объединяет все эти части речи?

навстречу j Кем (бы) он мог оказа(т, ть)ся

стрелять

но винтовка

зацепилась

нул3 (н..)

почу..твовал

как животное л..знуло меня. Возвр. .тилась

Она осторожно взяла зубами мою

хонько визжать.

(бы) тропу которая вывела меня на дорогу. (По В. К. Ар­ сеньеву.)

38. Прочитайте. Найдите глаголы. Что обозначает глагол как часть речи? Какие постоянные морфологические признаки он имеет? Спишите, расставляя знаки препинания. О В каком на­ клонении употребляется большинство глаголов во 2-м абзаце текста? Расскажите об изменении глагола в изъявительном, повелительном, условном наклонениях.

другим же предметам можно учи (т, ть) ся как придё (т, ть) - ся. (Не) думаю3 что это правильное решение.

Крупные учёные никогда (не) были узкими специали­

те в себе умение сосредоточи (т, ть)ся на том, чем вы за­ нимаетесь приучайт..сь настойчиво добива(т, ть)ся це­ ли (не) страшит..сь (не) удач. (Акад. И. К. Кикоин.)

39. Спишите пословицы, над каждым глаголом укажите его спряжение. О Сформулируйте общее правило написания безударных окончаний глаголов.

1) Руки побор..т 3 одного, а знание побор..т тысячи.

2) Надо много учи(т, ть)ся, что (б) много знать. 3) Днём раньше посе..шь, неделей раньше пожнёшь. 4) Конь вырве(т, ть)ся - догон..шь, а сказанного (н..) ворот..шь.

5) (Н..)удержался за гриву, за хвост (н..)удерж..шься.

6) Правда глаза кол..т. 7) Клевета что уголь: (н..)

6 класс

§ 8, 10. Правописание аффиксов. Производное слово и орфография

Задание 122

– Давненько мы не вспоминали фонемный принцип русской орфографии. Все словообразование да словообразование, – вздохнула Настя Кувшинчикова. – А почему суффиксальный дериватор -лив- , а не -лев- в прилагательном талантливый, -ость- в существительном добросовестность , приставочный об- в глаголе обтесать ?..
– Да что тут вспоминать! – возмутился Вова Бутузов. – Всем еще с 5-го класса известно, что выбор буквы определяется по сильной позиции фонемы. Почему талантлив ый ? Да потому что дождлив ый, добросовестность – злость , об тесать – об резать ...

Прервем спор ребят и поговорим.
О каких сильных позициях фонем говорит В.Бутузов?
Все ли сильные позиции для гласных и согласных назвал Вова? Вспомните не упомянутые им.
Вы заметили, что Вова Бутузов несколько самоуверен? Бывает, и знаешь про фонемный принцип нашей орфографии, а встретишься со словом, к примеру, дрожж_вое (тесто) – и сразу проблема: -ив- или -ев- ? Так что давайте потренируемся.

Задание 123 . Начнем с корня. Какие буквы вы вставите на месте пропусков в следующих предложениях?

Подозреваемый в преступлении долго ум_лял группу захвата не задерживать его, но все его м_льбы были тщетными.
М_ловато ты понимаешь в словообразовании!
Не ум_ляй заслуги друга в помощи, оказанной тебе по русскому языку!
Тебе не удастся ум_лить меня согласиться на эту авантюру!
Как ни ум_ляла Н.Кувшинчикова В.Бутузова постричься, он остался непреклонным и продолжал ходить с длиннющей шевелюрой.
Ум_лять значение словообразования в улучшении орфографической грамотности – значит проявлять невежество.
Ум_ляю, не ум_ляйте роль смысла!

Задание 124 . Познакомьтесь с фрагментом уже цитировавшейся энциклопедии «Я познаю мир. Русский язык».

«Что же касается правописания приставок, то тут уже ничего не поделаешь: их приходится просто запоминать, благо не так уж их и много. Ну что ж, искусство (быть культурным человеком) требует жертв, а потому наиболее употребляемые приставки (с вариациями) предлагаем вам просто-напросто запомнить. Желаем успеха! Вот они, красавицы: без- (бес-), вз- (взо-, вс-), воз- (вос-), вы-, до-, за-, из- (изо-, ис-), на-, над- (надо-), не-, недо-, низ- (нис-), о-, об- (обо-), от- (ото-), пере-, по-, под- (подо-), пра-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (разо-), рас-, роз- (рос-), с- (со-), су-, у-, через- (чрез-, черес-) ».

Вы согласны с авторами энциклопедии, что правописание приставок «приходится просто запоминать»?
Докажите, что правописание большинства русских приставок вполне объяснимо.
Правописание каких из перечисленных приставок действительно не подчиняется фонемному принципу? Какому правилу подчиняется их написание?

Задание 125 . Спишите, вставляя пропущенные буквы. Какая приставка пишется в каждом ряду? Почему? Проверьте, все ли слова в первом ряду образованы с помощью приставочного дериватора об- .

О_кладывать подушками, о_клеивать заново, о_садить розами, о_служивать клиентов, о_сохнуть после купания, о_ставить новой мебелью, о_стрелять неожиданно, о_стригать наголо, о_судить выступление, о_считать покупателя, о_тягивающий свитер, о_хватить обеими руками, о_шивать дом тесом, о_ширная область.
На_кусить яблоко, на_писать на конверте, на_страивать мансарду, грозный на_смотрщик, на_треснутый голос.
По_катить, по_качать, по_кладка, по_ключить, по_ковать, по_кожный, по_контрольный, по_кормка, по_красться, по_крепление, по_крутить, по_пасок, по_пилить, по_прыгивать, по_садить, по_сказка, по_скочить, по_скрести, по_талкивать, по_топить, по_тащить, по_твердить, по_тянуть, по_цеплять, под_тожить, под_грать, под_скать.

Задание 126 . От данных глаголов образуйте новые, используя каждый раз подходящую приставку. Учтите: к одному и тому же глаголу может подходить несколько приставок!

Приставки: вз- (вс-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас-) .

Бросать, бить, гадать, жевать, жить, дернуть, калечить, кликнуть, пахать, помнить, принять, пугать, путать, портить, следовать, ссориться, хотеть, царапать, черпать, шевелить.

Опишите ситуацию, в которой могли бы быть использованы сразу несколько получившихся производных глаголов.

Задание 127 . Сколько с пишется в следующих словах? Почему?

Бе_ердечный, бе_илие, бе_мысленный, бе_овестный, бе_порно, бе_трашный, бе_четный; ра_екретить, ра_казать, ра_ветать, ра_вирепеть, ра_еять, ра_ердить, ра_екать, ра_есться, ра_матривать, ра_меяться, ра_ортировать, ра_прашивать, ра_тавлять, ра_тегнуть, ра_телить, ра_тояние, ра_троиться, ра_удить, ра_читать.

Обратите внимание на слово рассчитать. Это глагол, в нем пишется сс (так же, как и в глагольных формах: расс читанный, расс читав ). А вот в существительных, прилагательных и наречиях уже другая разновидность корня: расчет , расчет ливый, расчет ливо . И только одна с !

Составьте предложения с несколькими словами.

Задание 128 . Какую букву вы напишете в приставке в следующих словах? Обязательное условие: все слова имеют одинаковую приставку!

Пр_бивший, пр_бороздить, пр_браться, пр_будить, пр_валенный, пр_везти, пр_гнать, пр_гневаться, пр_грызенный, пр_дрогший, пр_думать, пр_жеванный, пр_киснуть, пр_машка, пр_мерзнуть, пр_мурлыкать, пр_резать, пр_сверленный, пр_сечь, пр_сушенный.

Вы абсолютно правильно поступили, если везде вставили букву о . Получается, что в русском языке существует только приставка про- ? Вовсе нет! Есть у нас и приставка пра- . Вот хотя бы: пра внук . (Степени родства таковы: правнук – внук – отец – дед – прадед . Вот и еще одно словечко с приставкой пра- !)
А теперь разбейте приведенные ниже слова на две группы: с приставкой пра- и не имеющие этой приставки (пра- в них является частью корня).
Правдоподобие, правильный, правнучата, правонарушитель, прадедовский, празднество, практический, праматерь, праотец, праправнук, праправнучка, прачечная, праязык, пращур.

Задание 129 . Даны глаголы: драть, биться, делать, гнить, бросить, дуть, звать, шить, гореть, бежать, грести, бить, жечь. Ответьте на вопросы, используя образованные от них производные с приставкой с- .

Образец :

– Куда подевалась твоя тетрадь? €– Сжег!
– Почему футболист лежит на газоне? – ...
– Что ты делаешь? – Сено...
– А где Иванов? – ...
– Почему у тебя нос шелушится? – ...
– Откуда у тебя новое платье? – ...
– Чего это курица раскудахталась? – Цыплят ...
– Ты только что в шляпе была. Где она? – Ветром ...
– Донесет муравей эту хвоинку? – Нет, наверное, ...
– Что-то вы все без картошки? – ...
– Кто тебе подарил эту шкатулку? – Сам ...
– Почему мы так долго идем? – С дороги ...
– Чем занимаешься? – Ремонтом. Обои со стен ...

А как вы напишете следующие слова: _борная (России по футболу), _бор, _десь, _бой, _дание, _доровый, _гиб, _добный ?

Задание 130 . Будьте осторожны при написании букв на стыке приставки и корня!

Ср.: ввес ти – вес ти (ввести в курс дела – вести за руку) . Какое значение имеет приставочный дериватор в- ? Внимательно прочитайте следующие предложения и вставьте в или вв .

– _едите обвиняемого! – приказал судья.
– Внутри меня водица. Ну что с таким _одиться? Противно!
– Тебе не удастся _ести меня в заблуждение.
– Куда вас _езти?
– Откуда только не _озится товар в Россию!
– _еренный мне пакет доставлен!
– Насмеялись мы _олю!
– В какую пучину бед _ерг ты меня!
– Бабушка еще _яжет носки?
– И стоило нам _язываться в эту историю!

Задание 131 . Придумайте предложения с такими парами глаголов: сечь – ссечь, судить – ссудить, сыпать – ссыпать .

Задание 132 . На какие группы можно разделить следующие слова?

Подорожник, пододеяльник, подельник, подшипник, подарок, подвал, подвижник, подданство, подлинник, подворотня, подстаканник, подтверждение, подхалимство, подчеркнутый, подшофе (навеселе), подслащенный, подержанный, подкоп, подлость, подтягивание.

Задание 133 . Перейдем к правописанию суффиксов. Их очень много. Только прилагательные имеют такой «букет»:

-н- – сонный
-енн- – соответственный
-онн- – традиционный
-лив- – запасливый
-ев- – вермишелевый
-ов- – свинцовый
-ист- – сноровистый
-ин- – орлиный
-ий- – волчий
-оват- (-еват-) – желтоватый, синеватый
-чат- – узорчатый
-еньк- (-оньк-) – скромненький, плохонький
-тельн- – стеснительный
-альн- – стадиальный
-ческ- – стереофонический
-еск- – статистический
-к- – низкий
-ок- – широкий
-ск- – французский
-ан- (-ян-) – кожаный, серебряный
-ственн- – ответственный
-чив- – заносчивый
-аст- – глазастый
-арн- – легендарный
-ит- – сердитый
-овит- – даровитый...

И это еще не все! Запомнить невозможно (да и не нужно). А как быть с правописанием? Подробнее о некоторых случаях мы будем говорить при изучении отдельных частей речи, а большинство же подчиняется известному вам фонемному правилу: проверяй сильной позицией – веснушчат ый – брусчат ый, милостив ый – правдив ый ... Кроме того, как и в случаях с приставками, важно уметь находить границу между исходной основой и суффиксом (см. задание 59 учебника).

Задание 134 . Одинаково ли вы напишете прилагательные мыши_ый и маши_ый ? Почему? Запишите еще несколько прилагательных, образованных с помощью суффиксальных дериваторов -ин- и -н- (во втором случае используйте слова, основа которых оканчивается на ).

Задание 135 . Вы видели картину И.Шишкина «Рожь»? Кто еще не видел, обязательно посмотрите! А теперь задание: спишите текст, вставьте буквы на месте пропусков в словах, объясните их написание. Как образованы слова с пропусками в приставках и суффиксах?

Рус_кое богат_во

Картины Шишкина часто встречают зрителя солнечной опушкой, убегающим в глубь леса ручьем, и_хоженной дорогой или пол_вой тр_пинкой, пр_топтанной в густой траве. Художник словно з_вет нас за собой, чтобы вместе вступить в лесную глуш_, пр_йти по раздольному полю.
Д_леко-д_леко, сколько хватает взгляда, золотит_ся на солнце густая рож_. Ветер легко к_лышет налитые к_лосья. И_чезает во ржи извил_стая тр_пинка. Д_леко впереди мелькают платки идущих по ней крестьянок. Могучие сосны-в_ликаны устремились в голубое небо, и от этого еще шире кажут_ся просторы золотого поля.
Мы смотрим на шишкинскую «Рож_» и думаем о бе_крайних, пр_вольных пр_сторах родной земли, о ее богат_ве и щедр_сти. И, конечно же, сам Шишкин думал не о том лишь, чтобы верно изобразить колосья и сосны. Недаром он пометил для себя: «Раздолье. Пр_стор. Угодье. Рож_. Рус_кое богат_во...».

(В.Порудоминский)

Задание 136 . Спишите, вставляя пропущенные буквы. Все ли суффиксы с пропусками можно проверить? Определите способ образования слов заморо_ки, ра_пут_ца, бе_дорожье, пр_тал_на, пр_плеш_на .

Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанным.
Возьмем хотя бы ран_юю весну. У нее, у этой еще зябнущей от последних заморо_ков девочки-весны, есть в котомке много хороших слов.
Начинаются о_тепели, ро_тепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, н_здр_ватым, оседает и чернеет. Его с_едают туманы. Пост_пенно развозит дороги, наступает ра_пут_ца, бе_дорожье. На реках п_являют_ся во льду первые пр_мо_ны с черной водой, а на буграх – пр_тал_ны и пр_плеш_ны. По краю сл_жавшегося снега уже ж_лтеет мать-и-мачеха.
Потом на реках прои_ходит первая п_дви_ка льда (именно п_дви_ка, а не дв_жение), когда лед нач_нает косо на_калыват_ся и смещат_ся, и из лунок, продухов и прорубей выступает наружу вода.
Ледоход начинается почему-то чаще всего темными ночами, после того как «пойдут овраги» и полая, талая вода, звеня последними льдинками – «черепками», с_льет_ся с лугов и полей.

(К.Паустовский)

Как вы объясните значение слова продухи ?
А какие «летние» слова вы можете назвать? Напишите с ними свою миниатюру, подобную приведенной.

Задание 137 . Прочитайте текст.

Ученики -ЕК- и -ИК-

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс -ИК- был прилежным учеником, а его друг, суффикс -ЕК- , был самым настоящим прогульщиком, вернее К всегда оставалась на месте, а Е умудрялась улизнуть. Один раз, когда Е опять убежала, учитель, суффикс -ТЕЛЬ- , решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ЕК- . И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом -ЕК- , гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: замоче к – замочка, платоче к – платочку и т.п.

(Энциклопедия «Я познаю мир. Русский язык»)

Какое значение придают словам суффиксальные дериваторы -ек- и -ик- ?
Приведите примеры слов, имеющих эти же суффиксы. Составьте с ними небольшую «ласковую» историю.

Задание 138 . Есть в русском языке суффиксальные дериваторы, словообразовательное значение которых – «лес, состоящий из деревьев одной породы». Найдите их в следующем отрывке; вставьте пропущенные буквы.

Когда вы идете в Михайловское по дороге, ведущей от окра_ны деревни Бугрово к усадьбе Пушкиных, вы видите, что она то подн_мает_ся, то опускает_ся, то вновь подн_мает_ся. Это самая ж_вопис_ная дорога, по которой идут сегодня на п_клон к Пушкину. Из зар_слей березн_ка и ольшан_ка она выводит вас в сосновые рощи, потом снова бежит в ольшан_к, который повсюду воюет с березн_ком и ельн_ком.

(С.С. Гейченко)

Как проверить гласный в суффиксе существительного березн_ком ?
Почему нет оснований писать в существительном ольшаник -нн- ?
Каким производным существительным с тем же словообразовательным значением можно заменить словосочетание сосновая роща ?
Вспомните и запишите еще несколько слов с таким же значением дериватора.

Задание 139 . Много трудностей (и не только в суффиксах, но и в корнях и окончаниях) вызывает написание букв о, е, ё после шипящих. Чтобы не запутаться в этом, внимательно изучите следующую таблицу.

А какая буква пишется в слове ноч_вка ? Рассуждаем: ноч_вка – существительное, значит, слово именное. И, казалось бы, нужно писать букву о . Ан нет! Образовалось-то оно от глагола ночевать . Поэтому и сохраняется в нем «глагольное» написание – ноче вка. Таких слов немного, но они есть: корче вка, уче ный ...
По такому же правилу пишутся отглагольные существительные с суффиксом -ер- : ухажер, дирижер, стажер и др.

Задание 140 . Спишите ученическое сочинение, специально насыщенное словами с орфограммой о – е – ё после шипящих; вставьте пропущенные буквы. Не забывайте обращаться к таблице-подсказке.

Прогулка

Утро. Свеж_е дуновение ветерка. Две девч_нки встали с кроватей, надели парч_вые платья – ж_лтое и ч_рное – и решили прогуляться по улице. Идут и видят: известный дириж_р щ_голяет с ж_ной-госпож_й, держа на аккуратно отглаж_нной ш_лковой беч_вке собач_нку. Вдруг у ж_ны каблуч_к сломался. Дириж_р сразу превратился в ухаж_ра. Несколько ж_сткой манерой взял даму за руч_нку, посадил на краш_ную лавч_нку, взял стройную нож_нку за сапож_к. Оторвал сломанный каблуч_к, неуклюж_ разгладил воротнич_к, поправил шапч_нку, и они продолжили путь, не замечая, что дамочка испачкала свое ш_лковое платье. Посмеялись девч_нки и дальше пошли.
Зашли они в зоопарк и стали зверей рассматривать. Сидит горилла и макаку стриж_т. В другой клетке сидит за реш_ткой медвеж_нок и ест пш_нную кашу. Зайч_нок с гладкой ш_рсткой грызет ч_рствый суш_ный хлеб. Бельч_нок сделал с дерева на дерево огромный скач_к, а потом маленький прыж_к. Кукуш_нок надувает щ_ки, смотря в щ_лку. Волч_нок ест свежесобранный луч_к. Львенок колюч_го еж_нка стереж_т. Пч_лы ш_потом переговариваются.
Увидели девч_нки вывеску: «Друж_к, укрывайся нашей одеж_нкой, и тебе никакой снеж_к не помеха». Это их заинтересовало, и они зашли в магазин. На первом этаже такая картина: сидит мужич_к и говорит: «Покупайте кумач_вый кушач_к, укрывайтесь неж_стким плащ_м, продам все по деш_вке». Слышались и другие голоса: «Свежая туш_нка, сгущ_нка, ш_колад, моч_ные яблоки, копч_ная колбаса, туш_ный поросенок, печ_ный пирог, кваш_ная капуста...». От свистящих и шипящих криков у девчат зазвенело в ушах, и они пошли этаж_м выше. А снизу все слышались голоса и крики: «Расч_сывайте ч_лку фирменной расч_ской, покупайте щ_тки, красивый флаж_к, хрустальный башмач_к, знач_к-жуч_к и знач_к-пауч_к...».
На втором этаже была библиотека. В руки девч_нкам попался орфографический словарь русского языка. Они открыли наобум страницу и прочитали первое попавшееся слово – крюч_к . Вспомнили, что у них дома на скрипуч_й двери есть такой надоедливый крюч_к, что, когда куда-нибудь спешишь, обязательно за него заденешь и порвешь ш_лковое платье. Воспоминание не очень хорош_е, и они стали листать дальше. Слово червяч_к . Вспомним, как мальчишки пугали их взбеш_ным червяком... Перевернули несколько страничек назад – слово морож_ный . Захотелось сразу морож_ного, в животе сразу все заскрежетало. Посмотрели они в окно – стало уже темнеть. И они пошли обратно.
По дороге домой с ними произошло ещ_ много забавных историй. Какие-то мальчишки попали мяч_м в окно; старичку, держащему суч_к в руках, упал на голову ж_лудь, и старич_к долго поч_сывал ушибленное место; дамочке признался в любви какой-то уч_ный; и много чего ещ_. Девч_нки решили, что они теперь будут чаще ходить на прогулки. Советую и вам делать это.

(Оля Малышева, 6-й класс)

Задание 141 . Зачетная работа. Спишите текст, выполните задания.

Как ни стремился я пр_ехать засветло к тому месту на ш_ссе, от которого нужно пов_рачивать направо, ноч_ застала меня в пути.
Во время долгой езды по ш_ссе (сначала по бетонке, а потом по булыжнику) я утешал себя, у_покаивал, что не может быть... не такое уж ненастье... проеду. И вообще, когда едешь по широкой бетонке, кажется, в мире не бывает непр_езжих дорог. Правда, иногда вдруг заденешь кра_шком глаза, увидишь, как от бетонки в лес у_кой полоской тянет_ся в_дянистое мес_во, глубокие, заплывшие глин_стой жиж_й колеи. На мгновение с_жмет_ся сердце, как перед несчастьем, но летящая навстречу бетонка мигом развеет дурное пре_чу_ствие. И мелькнувшая лесная дорога словно пр_снилась, словно п_мерещилась от слезинки в глазу.
Два пучка света, выбрасываемые вперед моим «газиком», то совсем уп_рались в дорогу, когда п_падалась выбо_на, то прыскали к облакам. Они пре_ставлялись мне умными живыми щ_пальцами, которые автомобиль – тоже живое существо – выпускает, чтобы ощ_пывать, изучать дорогу.
Вот щ_пальца замешкались, п_ползли вправо, совсем с_скользнули с камен_ой п_лосы, о_шарили мокрую траву, к_наву, чахлый куст_к, ж_рные пласты пашни и нед_уменно зам_рли на водной глади.

(В.Солоухин)

Можно ли говорить об исходной основе для слов шоссе, бетонка, булыжник, ненастье, щупальца, прыскать ?
Объясните написание суффикса в слове глин_стый .
Определите способ образования слов: жижа, мес_во, вправо, гладь, пр_сниться, в_дянистый .
С каким явлением мы сталкиваемся в словах слезинка, полоска, куст_к ? Входит ли в этот ряд слово бетонка ?

§ 9. Словообразовательный тип

Задание 142 . Один из «Денискиных рассказов» В.Драгунского (читали их?) называется «Зеленчатые леопарды».
Как вы понимаете значение слова зеленчатые ?
Что вам помогло его понять?
Какое словообразовательное значение имеет суффиксальный дериватор -чат- ?
Какие слова образованы по этой же модели?
Проверьте, входят ли в этот ряд прилагательные веснушчатый, клетчатый ?

Задание 143 . Какое производное вы вставите на месте вопросительного знака?

1. лаборант: лаборантка; ? : аспирантка; студент: ?;
2. болтун: болтунья; говорун: ?; ? : хохотунья;
3. белый: беловатый; ? : красноватый; желтый: ?;
4. греметь: загреметь; пылать: ?; пылать: ?

Вы правильно решили, если вместо вопросительного знака поставили: аспирант, студентка; говорунья, хохотун; красный, желтоватый; запылать, шуметь .
А почему в ваших ответах нет слов студенточка, хохотушка, желтенький, нашуметь ? Ведь и студенточка , и хохотушка – тоже названия лиц женского пола...
В лингвистике существует понятие «словообразовательный тип». Попробуйте выделить его общие признаки на основе разнообразных примеров.
Если вы затрудняетесь с выводами, прочитайте материал учебника на с. 29.
Две пары слов, входящие в один словообразовательный тип, образуют словообразовательный квадрат:

Почему обе пары входят в один словообразовательный тип?

2) Выражают одно и то же словообразовательное значение – «имеющий что-то».

Кроме того, оба производных слова относятся к одной и той же части речи – являются прилагательными. (Отнесенность к одной и той же части речи также является обязательным признаком словообразовательного типа!)

Задание 144 . Проверьте, верно ли построены пропорции.

Входят ли в этот словообразовательный тип прилагательные вежливый, кропотливый, дождливый ?

Задание 145 . Герой упоминавшихся уже «Денискиных рассказов» Мишка, отвечая на вопрос, что он любит, перечисляет огромный ряд гастрономических вкусностей, среди которых встречаем: утятина, гусятина, индятина . Все ли слова Мишка образовал верно? Учтите, что все они входят в один словообразовательный тип!

Задание 146 . В романе А.И. Солженицына «В круге первом» встречается такое предложение:

Он не только худ, он был, конечно, со многими немочами и недомогами, но, сколько видно было за солнцем, глаза дядины не покрылись старческим туском и отрешенностью.

Как образовано существительное туск ?
К какому типу относится его образование?
Помогут ли вам ответить на этот вопрос слова высь, ширь и т.п.?
Вернитесь к заданию 61а. В чем особенность образования существительного туск ?
Являются ли общеупотребительными слова немочи и недомоги ? К какой лексической группе вы отнесете их?

Задание 147 . Слово туск – это новое, придуманное автором слово, авторский неологизм. А как появляются новые слова (не заимствования)? Произвольно? Или по уже имеющимся образцам?

Поработаем словотворцами

В знакомой вам миниатюре Л.Петрушевской «Пуськи бятые» (а если еще не читали, то обязательно найдите ее и прочитайте) встречаем глагол стрямкали . Образуйте от него по правилам русского словообразования следующие слова:

– существительное, обозначающее действие;
– прилагательное со значением «склонный, способный к такому действию»;
– существительное – название лица по его действию (только ли одно существительное с таким значением можно образовать?).

В чем преимущество таких закономерностей в нашем словообразовании?
Что было бы, если бы словообразовательные аффиксы не повторялись, каждый был бы представлен единичным случаем?

Подсказка . Сейчас очень широко распространено слово компьютер . Слово заимствованное. Но посмотрите, как его основа приспособилась к нашим словообразовательным образцам:

    если «состоящий из..., имеющий...», то – компьютерный (к примеру, класс, ср. книжный (шкаф);

    если название процесса, то компьютеризация (ср. модернизация );

    если профессия, то компьютерщик (примеры вспомните сами – вы их знаете много).

Задание 148 . Лингвистическое сочинение: порассуждайте, мудро ли устроено наше словообразование?

Задание 149 . Устное лингвистическое изложение. Прочитайте материал учебника на с. 31, ответьте на вопросы:

Что такое продуктивный тип словообразования?
Какой тип словообразования является непродуктивным?
В каких случаях непродуктивный тип вновь становится продуктивным?

Попытайтесь определить словообразовательный тип и лексическое значение непонятного вам слова в следующих строках И.Лиснянской:

Ах, моя судьба –
Вся как есть татьба...

Задание 150 . Кто быстрей, кто больше?

Докажите, что суффиксальные дериваторы -ений- (у существительных) и -ск- (у прилагательных) – одни из самых продуктивных в русском языке. Можете консультироваться, советоваться...

Итак, мальчики: склонять склонений э ...
девочки: январь – январск ий ... (кстати, в других прилагательных, образованных от названий месяцев, пишется ь !).

Задание 151 . Суффикс -ений- (и его разновидность -ний- ) добросовестно служит на благо русскому языку. Многие производные слова этого словообразовательного типа используются для связи предложений. (Какие виды связи предложений вы знаете?)

Ср.: Я склоняю у доски существительное. Склонение – это изменение по падежам и числам .

Вставьте на месте пропуска однокоренное отглагольное существительное, образованное посредством суффиксального дериватора -ений- (-ний-) .

Моя мама любит гладить белье. __________ для нее – одно удовольствие.
Мы долго стояли на остановке. Это __________ нам уже начинало надоедать.
Муж терпел пустую болтовню жены три часа. На четвертом его _____________ лопнуло.
Из-за неопределенности своего положения я ходил из угла в угол. Это бесцельное __________ вконец измучило меня.
Любите читать. ___________ – вот лучшее учение.

С каким видом связи предложений вы здесь встретились?

Задание 152 . А вот как обыгрывает этот словообразовательный тип Э.Успенский, вспомните его знаменитых героев из Простоквашина.

Тут телефонный мастер Косолапченко телефон включил. И он сразу звонить начал:
– Пригласите для разговора кандидата в Думу Ломовую-Бамбино Т.С.
– Товарищ Ломовая-Бамбино у аппарата.
– Товарищ Ломовая, в сельском клубе села Троицкое состоится регистрация кандидатов в городскую Думу. Вам необходимо срочно явиться.
– Очень хорошо. Когда состоится явление?
– Завтра в четырнадцать часов.
– Спасибо. Я обязательно «явлюсь», – сказала тетя Тамара.

Слово явление построено грамотно, широко распространено в речи... Но почему в этом контексте оно вызывает улыбку?

Задание 153 . В некоторых случаях для создания подобного комического эффекта писатели умышленно создают не существующие в языке слова, используя тот же словообразовательный тип. У того же Э.Успенского:

«А еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать! Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои папа и мама, жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний ».

Или вот с дериватором -ость- :

«Дорогие папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно зимой даже на снегу спать...»

Когда допустимы такие новообразования?
А в научной речи подобные выгоняния и лохматости допустимы?

Задание 154 . Вот вам еще одно словечко того же словообразовательного типа (с суффиксом -ений- ): изгрызение . Скажете, нет такого? – Ошибаетесь! У писателя А.И. Герцена читаем: «Дело... об изгрызении плана оного мышами». Подобные словообразовательные модели (отглагольные существительные) писатели нередко употребляют для создания пародий. Вот еще характерные примеры:

Хозяйка вышла затем, чтобы привести в исполнение мысль насчет загнутия пирога. (Н.В. Гоголь)
Из его слов можно было заключить, что он усматривает в действиях Блюма факт перегнутия палки. (И.Ильф и Е.Петров)

В «Современной идиллии» М.Е. Салтыкова-Щедрина предлагается такой способ компенсации за оскорбления:

Такса

За словесное оскорбление укоризною в недостатке благовоспитанности 20 коп.
За словесное оскорбление укоризною в недостатке благовоспитанности с поднятием руки, но без нанесения 75 коп.
За нанесение по лицу удара рукой с рассечением какой-либо части оного (носа, бровей, губ и пр.) – 3 руб.
Примечание . Равным образом воспрещается выколотие глаза, откушение носа, отсечение руки или ноги, отнятие головы и проч.

К каким словообразовательным типам относятся пародийные словообразования (изгрызение, загнутие, перегнутие, выколотие, откушение, отнятие) ?
Постройте словообразовательные квадраты, в которые они входят.

Задание 155 . Получается, что в литературном языке отглагольными существительными можно пользоваться либо только для создания комически-пародийного эффекта, либо же совсем нельзя пользоваться? – Можно и даже нужно. Хотя бы для краткости, упрощения синтаксической единицы. Ср.:
Чтобы оживить беседу, можно вставить в разговор новое, только что самостоятельно изобретенное словечко.

Для оживления беседы можно вставить...

Задание . «Сократите» предложения.

    Весна – пора, когда пробуждаются деревья.

    В природе весна вступает в свои права, когда начинает двигаться сок у деревьев.

    То, что ольха, орешник и другие ветроопыляемые растения рано цветут, свидетельствует о том, что они хорошо приспособились к жизни в лесу.

    Деревья и кустарники, опыляемые насекомыми, цветут позднее, после того как распустятся листья.

    Чтобы установить такие группы растений, используют признаки их сходства и различия.

    Когда созревают стручки этого растения, они распадаются на отдельные дольки с одним семенем в каждой.

    Если озеро постепенно зарастает, на его месте образуется болото с характерной для него растительностью.

(По: Корчагина В.А. Учебник биологии для 6–7-х классов. М.: Просвещение, 1993)

Какие формулировки явлений, понятий предпочтительнее в научной речи?

Задание 156 . В уже упоминавшемся романе А.Солженицына «В круге первом» находим еще один авторский неологизм:

Но какое разбрасывание стеблей! но какое расколосье мыслей!
Как вы понимаете лексическое значение выделенного слова?
Определите способ образования слова расколосье .
Используя различные приставки: при-, пред-, за-, под-, по-, без- и суффикс -j- , образуйте производные от данных существительных:

плечо, нога, деньги, Карпаты, голова, Кавказ, море, гора, стол, Москва, Урал, Днепр, тишь, сила, Волга, лес, воля, Байкал, кулисы, берег.

Сколько словообразовательных типов здесь встретилось? Продуктивны ли они? Для доказательства попробуйте дополнить своими примерами некоторые из этих типов.
Среди прочих вы образовали несколько производных от географических названий, относящихся к территории России. (Они тоже пишутся с прописной буквы!) А как бы вы назвали местности, находящиеся рядом (до или за ними!) с такими иностранными географическими объектами, как Париж, Амазонка, Сахара, Рим, Миссури, Альпы, Рио-де-Жанейро, Джомолунгма (или, если вы хотите, Эверест ), Лимпопо ?

Задание 157 . Что вы можете рассказать о словах, соответствующих модели З -онк- а ? Каков способ образования этих слов? Приведите примеры слов с таким составом. На сколько групп их можно разбить?
Входят ли они в один словообразовательный тип?
Почему суффиксальные дериваторы в словах книжонка и ручонка являются омонимами?

Задание 158 . В устной речи встречаются и стилистически неоправданные случаи употребления суффиксальных дериваторов, в частности, уменьшительно-ласкательных суффиксов. Ср.:

Мать гладила малыша по головке. – Суффиксальный дериватор -к- , обозначающий «что-то маленькое», стилистически нейтрален и в данном случае не заслуживает никаких упреков.

Другой пример:

Будьте добры, взвесьте полкило колбаски.

По какому принципу образовано слово колбаска ? (Ср.: голова: головка. ) Но о чем здесь идет речь? О чем-то маленьком? Или указывается на ласковое отношение к колбасе?
Не делайте свою речь чересчур «ласковой», это вредная привычка. А пока потренируйтесь – исправьте данные предложения:

– Два билетика, прошу вас!
– Будьте любезны, подайте два салатика и две сосисочки.
– Мне справочку заверьте, пожалуйста.
– Простите, номерочек не подскажете?
– Ну как, клопики не закусали?

Задание 159 . Прочитайте фрагмент повести М.Харитонова «Провинциальная философия». Ответьте на вопросы и выполните задания.

К тридцати годам даже почерк у Антона Лизавина окончательно выработался: некрупные, почти без наклона буквы; а то, бывало, он на одной странице мог гулять и так и этак: то с изящными загогулинами, то просто тяп-ляп, то почти чертежным уставом. Да что там – он заимел наконец свою подпись: одинаково выведенные а и л с абсолютно параллельными росчерками, затем, тесно и прямо, следующие четыре буквы, а вместо последних – расслабленная закорючка хвостиком вниз и влево, как бы говорящая: ну, тут умному человеку все ясно, можно и повольничать. Мелочь, разумеется, но в ней было свое значение. А то, скажем, в сберкассе (с тех пор как у него завелась там книжица) кассирша то и дело требовала, чтобы он расписался на ордере заново. Нет, не так, а как в первый раз. А он уже и не помнил, как было в первый раз.

Как характеризует материальное состояние Антона Лизавина существительное книжица ? А контекст?
К какому словообразовательному типу это слово относится?
Запишите свои выводы в виде словообразовательного квадрата. Помогут ли вам слова лужица, водица ? А птица ?
Можно ли воспроизвести подпись героя по ее описанию? Попробуйте. (Хотя подделка подписей может быть и уголовно наказуемой, но у нас пока просто лингвистический эксперимент, да и подделываем мы подпись литературного персонажа, а не реального лица!)
Опишите свой почерк и собственную подпись (которую в конце работы и можете поставить для наглядности. Пятерку получит тот, у кого ее описание и внешний вид совпадут).

Задание 160 . Контрольные вопросы .

Как живут слова в языке с точки зрения словообразования?
Каковы признаки словообразовательного типа?
Чем хорошо наше словообразование?
Какие трудности, связанные со словообразовательными типами, могут подстерегать нас в речи?

Задание 161 . Проверочная работа .

Разбейте слова на блоки в соответствии со словообразовательным типом, озаглавьте каждый блок. Все ли слова войдут в блоки? Почему?

Артистка, головка, ложка, мышка, развеска, шведка, переписка, румынка, собачка, москвичка, птичка, разборка, перепечатка, юбка, туфелька, кройка, кромка, плетка, англичанка.

Задание 162 . Этимологическая страничка .

НАУКА. Общеслав. Префикс. производное от ука – «учение». Ср. Навыки. Значение – «система знаний» отмечается с XVIII века. См. Учить, неуч.

РЕЧЬ. Общеслав. Производное от rehfi – «говорить», ср. устар . речь, реку, диал . речИ, украинск. Ректи, латышск. rekf – «громко говорить, реветь». Очевидно, того же корня, что рычать. Исходное значение глагола – «реветь, кричать» (о животных).

УМ. Общеслав. Надежной этимологии нет. Наиболее предпочтительно толкование слова как суффикс производного от той же основы, что ук в учить, наука, навык, привыкать.

УРОК. Общеслав. Производное (с перегласовкой е (о) ) от urekfi – «сказать». Ср. указание. См. речь. Урок буквально – «сказанное», далее – «условие, указание» и «обусловленное время» > «урок».

УЧИТЬ. Общеслав. Производное от укъ – «учение», того же корня, что лит. jaukinfi – «приучать», армян. usanim – «учусь, приучаюсь», навык, привыкать, наука.

Продолжение следует

49. Рассмотрите рисунки на с.36. Подберите и запишите к каждому из этих рисунков подпись и пословицу.

1) Общение людей с животными. Ласковое слова и кошке приятно.

2) Общение с помощью жестов. Что в сердце варится, то в лице не утаится.

3) Общение устное и письменное. Кто говорит, тот сеет, а кто слушает - пожинает.

50. Прочитайте сообщение профессора И. Самоварова.

51. Запишите ответы на вопросы.

1) Как люди общались друг с другом в древние времена?

В древние времена люди общались при помощи жестов и мимики.

2) Что можно передать жесьами? Всегда ли пригоден такой способ общения?

Этот способ общения не всегда удобен, например, на далеком расстоянии или в темноте.

3) Что можно передавать звуками речи?

Из звуков речи можно составить слова и выразить ими мысль.

4. В чем состоит великий секрет языка?

Великий секрет языка состоит в умении обозначать предметы окружающего мира звуками.

Законочите предложение.

Все предметы и мысли люди научились обозначать звуками .

52. Сравните разные способы передачи сообщения: с помощью жестов из языка индейцев майя и с помощью звуко-буквенного письма.

Какой способ, по вашему мнению, позволяет более точно выразить мысль?

Какое из высказываний больше соответствует сообщению, переданному на языке жестов? Как вы думаете, можно ли жестами точно воспроизвести сообщение?

53. Прочитайте высказывания выдающихся людей о русском языке.

54. Составиьте текст, используя опорные словосочетания. Какой текст у вас должен получиться: научный или художественный?

Текст научный.

В русском алфавите 33 буквы, из них 21 согласная буква, 10 гласных букв. Буквы имеют гласные и согласные звуки. Две буквы не обозначают звуков, гласных звуков 6, а 4 буквы издают 2 звука одновременно. Гласные звуки в словах бывают ударными и безударными. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, в словах они могут быть твердыми и мягкими.

Првл гр в фтбл. Встртмс н стдн. Збт гл в врт.

56. Определите, какие сочетания звуков являются словами? Почему? Что надо изменить в остальных словосочетаниях, чтобы получились слова?

Прочитайте слова казак, заказ, топот, комок, боб слева направо и справа на лево. В чем особенность этих сло?

57. Прочитайте текст Р.Киплинга. Определите тип текста: описание, повествование или рассуждение. Спиишите текст, вставляя пропущенные буквы. Над выделенными словами укажите их часть речи.

Найдите в тексте и выпишите три слова, все согласные звуки в которых твердые, и два слова, в которых все согласные мягкие.

58. Игра "Члова из слова". Образуйте из букв данных слов новые слова.

Транспорт - порт, спорт, паспорт.

Насос - нос, сосна.

Камыш - мак.

Лыжи - жил, ил.

Жало - ало.

Навес - вес, сев, весна.

59. Разделите слова на слоги. Поставьте ударение в словах. В каком слове ударение ставить не нужно?

Мор-кОвь, рА-ди-о, по-зво-нИшь, до-го-вОр, тУф-ля, дог-на-лА, вклЮ-чат, о-вЁс, мАй-ка, ю-лА, объ-Е-хать, при-ня-лА.

Нельзя перенести : о-вес, ю-ла.

60. Найдите ошибки в разделении слов для переноса. Запишите эти слова, верно разделив их на части для переноса. Укажите, к какой части речи относится каждое из слов.

Существительные : стра-ни-ца, аку-ла, ма-як, май-ка, зай-ка, объ-езд.

Прилагательные : длин-ная, род-ное.

Глаголы : за-пре-тить, отъ-ехать, выль-ет, пе-ре-не-сет.

61. Найдите в отрывке из "Сказки о царе Салтане" А.Пушкина и выпишите слова, которые нельзя разделить на части для переноса.

Выпишите по группам все имена существительные и глаголы.

Нельзя перенести : она, мать.

Существительные : волна, берег, бочку, мать, младенцем, землю.

Глаголы : послушалась, вынесла, отхлынула, чувствует.

62. Прочитайте стихотворные строки. Какие кар-тины природы возникли в вашем воображении? По-думайте, благодаря чему вы смогли их представить.

Какие звуки повторяются в стихотворных стро-ках А. Барто? Что помогает передать повтор этих звуков?

Спишите стихотворные строки Н. Некрасова. Подчеркните слова, создающие грустное настроение. Какие гласные звуки «вторят» ветру? Какие глаго-лы находит поэт, чтобы изобразить ель и лес как живые существа? Как называется такой приём?

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет ,

Глухо шепчет темный лес.

Олицетворение : стаю туч, если надломленная стонет, шепчет лес.

63. Подберите глаголы к данным словам так, чтобы рассказать о названных предметах как о жи-вых существах. Запишите по образцу.

Образец . Берёза — растёт, красуется, шепчет, го-ворит, радуется.

Берёза. Ветер. Тучи. Солнце. Звёзды.

Ветер - воет, летит, забирается, кусает, бьет, ласкает, уснул, пробежал.

Тучи - нахмурились, грозятся, злятся, заплакали.

Солнце - улыбается, играет, ласкает, просыпается.

Звезды - подмигивают, играют, глядят, замерзли.

64. Вспомните девять известных вам правил ор-фографии.

Приведите устно примеры к каждому из девяти правил.

Придумайте сказку о волшебнице-орфографии.

65. Определите, каким правилам подчиняется написание выделенных букв в каждой группе слов.

1. Улетать, перелететь, летательный. 2. Ночной, ноч-ник, заночевать. 3. Арбуз, прорубь, матрос, плод. 4. Пирог, луг, ёрш, карась. 5. Кружки, гудки, глазки, овражки, островки. 6. Ложка, булавка, пряжка, книжка, бумажка. 7. Группа, коллектив, шоссе, колонна, сумма, грамматика, миллион, аллея. 8. Радостный, вестник, сердце, устный, честный, властный, ненастный. 9. Жи-молость, пассажир, хижина, ерши, жираф. 10. Причал, пища, встреча, чаща, щавель, чашечка, учащиеся. 11. Щучий, чудовище, ищу, чучело, чуткий, щуриться.

Спишите слова, подобрав, где это возможно, про-верочные слова.

Проверочные слова:

1 - полет. 2. - ночь. 3 - арбузы, проруби, матросы, плоды. 4 - пироги, луга, ерши, караси. 5 - кружок, гудок, глазок, овражек, островок. 6 - ложечка, булавочка, пряжечка, книжечка, бумажечка. 7 - запомнить. 8 - радость, весть, сердечный, уста, честь, власть, ненастье. 9 - жи/ши. 10 - ча/ща. 11 - чу
щу.

66. Найдите лишнее слово в каждой строчке. Объясните свой выбор.

Запишите из каждой строчки слова, подчиняю-щиеся одному орфографическому правилу. Обо-значьте орфограммы.

1) шевелить.

2) чесать.

3) телефон.

4) грусть.

5) вокзал.

6) кружка.

67. Спишите пословицы, вставляя, где это необ-ходимо, пропущенные буквы. Укажите падеж всех имён существительных.

1. Дере во (В.п.) смотри в плодах (П.п.), а человека (В.п.) — в делах (П.п.).

2. Март (И.п.) — с водой (Т.п.), апрель (И.п.) — с травой (Т.п.), а май (И.п.) — с цветами (Т.п.).

4. Весна (И.п.) красна цветами (Т.п.), а осень (И.п.) — снопами (Т.п.).

5. Яблочко (И.п.) от яблони (Р.п.) недалеко падает.

6. Радость (И.п.) не вечна, и печаль (И.п.) не бесконечна.

7. Одна ласточка (И.п.) весны (Р.п) не делает.

8. На языке (П.п.) мёд (И.п.), а под язы-ком (Т.п.) лёд (И.п.).

9. Не бойся первой ошибки (Р.п.), избегай второй.

10. Догадка (И.п.) не хуже разума (Р.п.).

11. Кошке (Д.п.) — иг-рушки (В.п.), а мышке (Д.п.) — слёзки (В.п.).

68. Прочитайте тексты диктантов, которые со-ставили ученики четвёртого класса. Какой текст вам понравился больше других? Почему?

1. Осенью наши леса кажутся живыми. В лесу мно-го шишек. Слышится свист ветра. Осенние дожди не похожи на летние. Они более затяжные. Хотя воздух свежий.

Тигран Карапитян

2. Наступила живописная осень. Шиповник и жимо-лость облетели. В тиши леса животные приготовили зимнее жильё, где им жить-поживать всю зиму. Не-устрашимая белка насушила грибов и шишек. Они свешиваются с широких веток. Лес ожидает, когда зи-ма накроет его пушистым снегом.

Настя Яровова

3. В погожий осенний денёк я решила пойти в парк. В его тиши можно отдохнуть и понаблюдать за природой.

В этом месте жизнь как будто замирает. Здесь чистый и свежий воздух. Деревья сейчас напоминают рыжих котят. Как они хороши! Самые большие из них уже имеют голые вершины и принялись сторожить, чтобы не срывал проказник-ветер листики с маленьких деревьев. Вот как можно дружить!

Опавшая листва лежит как расшитый узором ко-вёр. Ступаешь на него, а он под ногами шуршит. На широкой полянке растёт шиповник. Пора собирать его спелые плоды, но можно уколоться о его шипы.

На ёлке и сосне висят шишки. Они поддержат зи-мующих птиц. А вот чижи и стрижи покружили над моей головой и полетели в тёплые края.

Из всех жителей парка можно увидеть теперь толь-ко хлопотливую белочку. Она по-прежнему жизнерадо-стна. Всё куда-то торопится, бежит. А ужи и ежи спят в своих норках.

Маргарита Махрина

Подумайте, при изучении какой орфограммы можно использовать эти диктанты. Из третьего текста выпишите слова с данной орфограммой.

Выберите любую из девяти известных вам орфо-грамм. Составьте текст диктанта, который можно было бы использовать при изучении этой орфо-граммы.

Осенний, денек, тиши, деревья, напоминают, котят, хороши, большие, вершины, сторожить, листа, лежит, ковер, ногами, широкий, полянке, плоды, уколоться, шипы, сосне, висят, зимующих, чижи, стрижи, головой, полетели, края, хлопотливую, бежит.

69. Выпишите из орфографического словарика в конце учебника десять слов с непроверяемыми безударными гласными и три слова с непроверяе-мыми согласными. Подчеркните орфограммы. Со-ставьте предложения с любыми тремя из выписан-ных слов.

Непроверяемые безударные гласные : автомобиль, агроном, багаж, беседа, билет, богатство, инженер, вокзал, газета, горизонт.

Непроверяемые согласные в корне : комбайн, металл.

70. Прочитайте стихи русских поэтов. Объясни-те, какие буквы нужно вписать на месте пропусков.

Запишите стихотворение К. Бальмонта, вставляя пропущенные буквы.

Поставьте ударение в словах из первого четверо-стишия. На какие слоги падает ударение в словах?

1) Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

2) воды, колесом, солнце, тихое, скатилось, дорога, сегодня, примечталось, зимы, чаще, звонкой, увидал, рыжий, месяц.

71. В приведённых ниже словах расставьте уда-рения. В каких словах знак ударения ставить не нужно? Объясните, какова роль ударения в сло-вах.

ПозвонИм, понялА, портфЕль, шофЁр, щавЕль, квартИра, свЁкла.

72. Игра «Кто быстрее?». Аня и Ваня подбира-ют группы из пяти слов так, чтобы ударение в каждом слове одной группы падало на определён-ный слог.

на первый слог на третий слог

на второй слог на четвёртый слог

Поиграйте с Аней и Ваней: подберите и запиши-те группы слов.

на первый слог : лето, море, солнце, школа, книга.

на второй слог : каникулы, дорога, закат, поляна, автобус.

на третий слог : приключение, замечание, опоздание, наказание, оправдание.

на четвёртый слог : необходимость, определенность, предупреждение, повествование, произведение.

73. Закончите схему.