Шумерский язык словарь. Шумерский словарь

ингушский язык борза – «бронза».
Дрневнееврейский язык barzel "железо"
Аккадский язык parzillu "железо"
Ассирийский язык parzilu – «железо»
Древнеанглийский язык bras "латунь,бронзовый"
Сванский язык береж "железо"

Ингушский язык варк "никель"
древнеараб яз варкь "сереб деньги. монеты"
Аварский язык варак "золотая маска"

Шумерский язык дуг говорить/ ингушский язык дуц говорить, дуг рис
Шумер язык ки земля/ ингушский яз ки " земля, шапка"
Шумер язык лу человек/ ингуш яз лу раб, рабочий, ругать, терпеть
Шумер язык кур гора/ ингуш яз кур гора
Шумер яз уд день/ ингуш яз уд бег, ди день
Шумер яз куг светлый/ ингуш яз кьега светлый, яркий
ШуМЕРСКИЙ ЯЗЫК / ИНГУШСКИЙ ЯЗЫК
Sag- боги, главы, аннунаки / Саг -человек, Жрец.
Sag-gig - потомки Саг (шумеры) / Саг-гиг с инг. значит Из чрева Саг.
Shumer - название Шинар / Шинар - на ингуш. яз. Телец, Шинар-вторник, от Ши-второй.
An -небо, бог Неба, гл. бог. Ан- дневное небо
шумер. me-te - «подходящий» / по ингушски метта- подходит
Согласно «Списку Царей» некоего Nur-Ninsuhur из Ларсы, датированного 2170 г. до н.э., исходный Царский Список дополняется до 10 царей путем включения в список царя KICHUNNA, который правил в городе Ларса 43000 лет.
в горной ингушетии есть селение ЛАРС(щас там осетины живут и к осети он относится) имя ингушей Лорс.
Лагаш -город шумера Лагаш - на инг. ступени
Нинхурсаг -Мать людей Нянхорсаг- мать всех людей
EME- "язык" по шумерски Мотт - язык, оамал -учение.
- "отец" - A-A, Ada, Ad Отец -Да
As - по шумерски "первый, начальный" / по ингушски Аз, Ас -Я. (начало)
"год" "годы" - Shaneh - shaw-neh" / Шу -по ингушски год, шумерий- годоисчесления
KUR.GAL - "великая гора". / Кур - гора, Галл- город, дворец, башни.
метафора для Шумера как места, где земля встречается с небом
HA-NA - в шумерской транскрипции "да будет человек / Нах "люди", ноахчи -чеченцы
KAAM - "страна (шумер)","нация"/ КЬАМ - нация, народ на ингуш. отчизна
Sa-Na - означает "содержание человека / Са-по ингушски душа/свет/ Нах -люди., Саг-человек.
is для быков - Еса, Асельг -теленок.
Igi - "глаза", "смотреть" /Барьг -Глаз, гу -видеть
Mar - ложка / Мар -вилка.
у ингушей НАК это тейпы, ФАРГНАКИ, ОУШНАКИ, АКИНАКИ, как у шумер АНУНАКИ(по шум. небожители. сошед. с небес)а по ингушски НАК то дорога, и тейп. (роД) тажкке гар,вяр, это род.(тейп).
an-gur = "круглое небо" / на ингушском Небо круглое тоже Гур-"круглое", ан-небо.
шум. имя. имя - Хавила - Chaviylah - круг / Хавела -иди сюда
шум. Ашкеназ - огонь разноситель / Ашкеназ -Железная Сила
Энлиль - "бог воздуха, ветра, Духа / Эн лил -Носится Небо.
шум.Мардук (сын Дуку)(Асаг) /имя ингушей, Мардук. (Мужская Вершина)
Ишкур - (Адад, Тешуб)
KUR-"иноземье", ISH-KUR "дальние горы") ингуш. Кур- гора(помимо Лоам, Барз)
Син (Нанна, Наннар) - бог Луны / Нанна -мать, Хиннанна хранит-ца плодородия
Инанна - богиня Любви и Войны, Утренняя звезда, вошедшая в другие религии под именами Иштар
Гештинанна - у ингушей Хранительница и встречающая мертвых в Эл(мир загробный)
Шум."царственность" Kiengi / Киянг -Парень.
LiL ("ветер, воздух, дух") / Лийл -носится, двигаться
Ламех Lemek - могучий / Ламех -Горный, Лев
Ноах/ Нах - люди, на ингушском, самоназвание себя.
Нохар сын Фарры - шумер
Нахичивань - с ингушского значит Там где застрял Нох.
Хурриты -с ингушского уйри -утро
Сирия- Суйре, Сейра, -вечер/ страна заката
Лелит -Расплавиться, Ялийт -умри жен. рода
шум язык ab: домашняя корова / Хайб -домашняя корова
.ka: руно; овечья шерсть. / ингуш. Ка-баран
ama дикий бык, буйво /ингуш. гамаж-буйвол, мууш-рога
ana - "для", "для того, чтобы" / ингуш. ана, хана- зачем?
as: один; единственный; одинокий, /аз -я, ца-один
du делать, создавать, придавать форму, творить, строить (du, "делать"/ ингуш. де-делать. ду, до, ди, да, де -делать
ud, i: уходить, появляться; посылать, отправлять; выносить; подниматься, возрастать; прорастать, давать побег; быть или становиться видимым; являться свидетелем /ехай -ушла, да1юд -идет, ад-бегать
NIN: царица, богиня, дама, госпожа./ Нан, Нян, Нанна -мать
=kir: (ср. gir) - корова, кобыла / Говр -лошадь, Кхал-кобыла
kur, kurum- корзина с рационом еды, порцией/ Кар-в руках
kug-ga: хранитель священного барабана./
lul...dug: лгать.
р. аккад. lillu - слабый, хилый / Г1ийл (хилый), г1ийленг-хиляк
Шум. Sag-gig шумеры-вайнах. яз Саг (люди), Саг-гиг (из чрево Саг)
Шум. Sag- глава, боги Нинхурсаг, Асаг, Пабилсаг/ вайнах. Саг ("человек").
Библейское слово, переводимое как "год" ("годы") - Shaneh / по ингусшки ШУ-год
Название, имя Бога в Библии - Элохим (Элогим) - "elohiym - el-o-heem /El шумерский бог / По ингусшки Ал (это огонь, Царь) ингуши себя навзали Эълийнах, Аълийнах(Боголюди, Цари)
Шум. lu (""человек"") - вайнах.. луо (""человек"") - в обозначении профессий, например, тlем -луо -""человек войны"", ""воин"": ""бlав-луо"" - ""человек башни"", ""башенник"" и т.д
Шум. gаlе (""дворец"")-вайнах. . гIала (""дворец"", ""жилая башня"", ""город"")
Шум: tur (""повреждать"") -вайнах.яз. тур (""меч"", ""шашка"") и дору (""кромсаю"", ""режу"")
Шум. geme (""рабыня"") - вайнах. . гIам (""ведьма"", ""колдунья"", ""злая женщина"")
Шум. nine (""хозяйка"", ""мать"") - вайнах.. нана (""хозяйка"", ""мать"")
Шум. bar (""емкость"") - вейнах.. бар-ам (""мера"")
Шум. ur(""город"")- вейнах.. ур-ам (""улица"", ""квартал"") ар-улица, ура-вверх
Шум. daim (""постоянно"", ""всегда"") -вайнах.. даим (""постоянно"", ""всегда"")
Шум. matt"" страна"", ""место"")-вайнах.. мат, мет(""страна"", ""место"") - меттиг (""местечко"")
Шум esa(""теленок"") -вайнах..эса (""теленок"")
Шум. erin (""община""), еri (""воин"") - чеч.. гIера (""дружина"", ""отряд воинов"")
Шум. аgar (""орошаемая территория"", ""нива"") -ахар (""пахота""), ахар-хо (""земледелец"")
Шум. аb (""корова"") - инг. хьайб (""скотина"")
Шум. аn (""небо"", ""божество неба"") - вайнах. ан (""небо"", ""горизонт"")
Шум. аd (""отец""), аdad (""дед"", ""предок"") -вайнах. Да, дада (""отец"")
Шум. Кurrа (""лошадь"", ""конь"") вайнах. говр (""лошадь"")
Шум. ka (""ворота""), Каli (""запирать"") инг. ков (""ворота""), къовла (""запирать"")
Шум.tug (""платье"", ""одежда"") - вайнах. тега (""шить"") от тей-нитка
Шум. kuruh (""счастливый"", ""отличный"", ""прекрасный"") - вайнах. кура (""гордый"", ""спесивый"") /крутой.Шумер яз ан небо/ ингуш яз ан небо
Шумер яз саг голова / ингуш яз саг человек, олень
Шумер яз ири город/ ингуш яз ири острый, урам улица, квартал
Шумер яз мах могучий, ингуш яз мах игла/ иврит махат игла/ ингуш яз маг, мага, мога, могаш, Могуш здоровье, могучий, мочь
Шумер яз дуг добрый/ ингуш яз дик, дика добрый
Шумер яз зу знать / ингуш яз йоуз узнаю, зий наблюдать, смотреть
Шумер яз иль поднимать/ ингушский яз эйл, эйла, эйлар поднимать, халэйл, айда, эйдар поднимать
Шумер яз нин госпожа/ ингуш яз нан мать
Шумер яз калам шумер / ингуш яз коалум карандаш
Шумер яз Ама мать/ ингуш яз ам озеро, Ама привыкать, мамиг грудь
Шумер яз ур-саг герой / ингуш яз ур саг высший человек, урс нож, урарт яз урс нож
Шумер яз дириг превосходный/ ингуш яз дериг полный
Шумер яз гиг больной/ ингуш яз гиг живот/ греч яз гигнино дитя
Шумер яз хур-саг (царать голова) / ингуш яз хурсаг ничтожный человек, поросенок
Шумер яз минус женщина/ ингуш яз миноуси жен имя
Шумер яз эр "слеза "/ ингуш яз эр гончая, собака "
Эйра "смена"
Шумер яз аб корова/ ингуш яз хайб скотина
Шумер яз шир песня/ингуш яз ашар песня, илли

ШУМЕРСКИЙ СЛОВАРЬ

Адад, Адду (аккадск.), Ишкур (шумерск.) - в древневосточных мифологиях (в Шумере, Вавилонии, Палестине и др.) бог грозы, ветра и дождя.
Аккадский АДАД, АДДУ: От ингуш.языка Тоа "молния"/ Тоада "мокрый, влажность"/ Тъадам "капля"/ тIоададала глаг. *мокнуть
Ингуш.яз. Да "отец"/ Тоада-да "отец влаги"/ Тъадам-да "Капельный хозяин"
Шумерский Ишкур -(от ингуш. иш, юш, еша, баша, ваша, даша "мокрый"/ тающий")
Ишкур "ингуш.яз. Мокрый Рог. ишк сущ. *крупа/ йиш сущ. *голос йиша сущ. *музыка *сестра/ Йиши "разрешаю"
Айа - аккадская богиня, Отождествлялась с шумерской богиней Шенирдой. Прозвище - «Невеста». Богиня света.
Ингушский язык Iай нареч. *зимой /Iа сущ. *зима / Ингушский язык Йо "девушка", Нус "невеста"
Шенирда. Шенирда. Шенирда или Айя - супруга солнечного бога Уту / Шамаша и по ассоциации богиня света.
Ингуш.яз. Шенир "телец"/ шенир "две-двери"/ двойное утро/ шинара сущ. *вторник/ ингуш.яз. шин хан-ханнахьа нареч. *регулярно/
Уту на ингуш.языке уду "бег"/ ди "день"/ уту "ставить"/
Шамаш- на ингуш.яз. Ша "лед", Шо "вы"/ шей "свой"/ Маша "паутина"/ маш "шаль"/ Шам-йаш "Тающий лед" Ши-ам-уш "двойное озеро высосонное"
УТУ - (шумер., «светлый», «сияющий», «день»), Шамаш (аккад., «солнце»; общесемитское в том же значении шамс, шапс), в шумеро аккадской мифологии солнечный бог, сын бога луны Нанны (аккад. Син), брат Инанны (Иштар). Супруга его шумерская Шенирда
Нанна на ингуш.языке Мать, Червь
Аккад - государство, существовавшее в XXIV - XXII веках до н. э., а также древняя область в средней части Месопотамии, на территории современного Ирака. Столица - город Аккаде.
По ингушский Аккейт "разбить"/ Аккоуд "достать"/ Акка "зверь" де-создать, делать, есть, отец, хозяин, убить, родить, день, дей "терять, предки"
Аккад с ингуш.языка переводится как Зверь-Отец./ Ахк-Кад "Летняя Чаша"/ Ахкад "выратое"/ Акк-ад "звери бегут"
Алала (алали) -Клич пахаря, божество плодородия у хурритов
На ингуш.языке Алалай "клич удивления"/ Алэлей "ключ спартанцев при вызове Ареса(Эниалия)
с ингуш.яз. Ала-ли "Пламя дай"/ Хала-ли "скот дай"/
Эрра (Йрра)- у аккадцев бог чумы и войны
От ингуш.яз. йр, йрра "убить"/ йюра "убийца"/йера "делающий, убийца, создающий"
Эгъара "дурной"/ Ягър "горящая"/ Йогра "прихъодящее"
ЭНМЕШАРРА. ЭНМЕШАРРА: ЭНМЕШАРРА. (шумер., «господин всех ме»), в шумерской мифологии бог подземного царства, один из древнейших богов.
С ингуш.яз. Эйн "поднятый"/ Йин "теневой"/ Ен "мертвый"/ Анму "небесноподобный" Шара "гладкий, ровный"/ шера "растянутый, широкий"/ Шайра "свой"/ Шар "год" Машар мир, свобода)
С инг.яз. это ЭНМЕШАРРА (Поднятый Теневой Мертвый Мир)
В шумерской мифологии бог подземного царства, один из древнейших богов. Энмешарра и его супруга Нинмешарра считались предками Ана и Энлиля. У Энмешарра - семеро детей
НИН-МЕШАРА все это ингушское название МАТЬ МИРОВ ЗНАЧИТ.
т.е с ингуш. ЕН-МЕШАРРА / НИН-МЕШАРА "МЕРТВЫЙ МИР"/ МАТЬ МИРОВ"/
Тиамат - мировой океан-хаос солёных вод, из которого родилось всё (в том числе и боги) в шумеро-вавилонской мифологии.
С ингуш.яз. Тьема-мат "Место Войны"/ Русское Тьма-мет "место тьмы"/ инг.яз. Тий-мат "мост миров(земель)"/
Инг.яз. Том-ат "ядро-рублленное"/ инг.яз. Тоа "молния"/ Том, тьема "война"/ Том "ядро, частица, сердцевина, ум" Татта-мат "место толчков"
Нинхурсаг-
с ингуш.языка Нин(мать) хур(всех) саг (людей)
Нин-хурсаг (мать нечтожных людей) (мать поросят)
Ки или Нинхурсаг (NIN.HURSAG - букв. «Владычица лесистой горы») - в шумеро-аккадской мифологии - богиня земли, богиня-мать, супруга бога
с ингуш. Ки "земля, шапка, ещё, зреть"(Вовнуш-ки "земля башен")/ Кур "гора"/ Ур "высь"/ ингуш.яз. Сисаг "баба, супруга" нин, нан, нян "мать"

Вопрос о языке шумеров является едва ли не самой главной тайной этой цивилизации. Археологи имеют не так много, но всё же достаточно объектов для раскопок - скрытых под землёй и песком руин шумерских городов. Историки изучают, переводят и сравнивают тексты клинописных глиняных табличек шумеров, в которых содержатся сведения о различных сферах жизни этого общества, от повседневных бытовых вопросов до дипломатических договоров и легендарных эпосов. А вот у лингвистов задача всё никак не решается: примерно полтора века назад они расшифровали шумерскую клинопись, но вот дальше исследования не идут…

О шумерском языке известно многое…

Впрочем, говорить о шумерском языке как о совсем уж загадочном не совсем правильно. На самом деле информации о языке этой древней цивилизации у учёных много. Благодаря расшифровке клинописных табличек историки сумели выяснить, что шумерский язык распространился в Междуречье в IV тысячелетии до нашей эры и в качестве основного разговорного использовался вплоть до начала II тысячелетия до нашей эры. После этого разговорным языком этих территорий стал язык новых завоевателей, аккадцев, но шумерский язык продолжал долгие века оставаться основным универсальным письменным языком региона, активно использовавшимся для контактов между различными народами и государствами. Окончательно употребление шумерского языка прекратилось примерно во II веке до нашей эры, то есть уже после завоевания Персидской империи Александром Македонским .

Кроме того, основываясь на материалах клинописных табличек, лингвисты смогли даже выделить периоды развития шумерского языка: архаический (3200 - 2750 годы до нашей эры); старошумерский (2750 - 2136 годы до нашей эры); новошумерский (2136 - 1196 годы до нашей эры); позднешумерский (1996 - 1736 годы до нашей эры); послешумерский, то есть период, когда язык развивался лишь в письменно виде, без практического использования устной речи живыми носителями языка (XVIII - II века до нашей эры). Более того: в наше время предпринимаются значительные усилия по восстановлению фонетики, звучания шумерского языка, то есть восстановления его устной формы. Правда, это довольно сложная задача, так как шумерская письменность является полифонической, то есть различные символы имеют разное произношение.

Главные загадки не раскрыты

Однако все эти важные достижения учёных для науки всё-таки на данный момент отошли на второй план. Когда древний язык имеет множество памятников, когда письменность в общем и целом восстановлена, что позволяет переводить сложные тексты на самые разные темы, когда даже установлены фазы и особенности развития языка, главным становится вопрос о его происхождении. Так как именно лингвистические данные являются основными в исследовании вопроса о родственных связях различных древних народов, об их взаимоотношениях, ареалах обитания и территориальных миграциях. Археологических данных в таких случаях обычно либо катастрофически не хватает, либо они вовсе отсутствуют.

Добро пожаловать в словарь русский - шумерский. Пожалуйста, напишите слово или фразу, которую Вы хотите проверить, в текстовом поле слева.

Недавние изменения

Glosbe является домом для тысячи словарей. Мы предлагаем не только словарь русский - шумерский, но и словари всех существующиих парыязыков - онлайн и бесплатно. Посетите главную страницу нашего сайта, чтобы выбрать из доступных языков.

Translation Memory

Glosbe словари являются уникальными. На Glosbe вы можете увидеть не только перевод на язык русский или шумерский: мы предоставляем примеры использования, показывая десятки примеров перевода предложений содержащих переведенные фразы. Это называется «память переводов» и очень полезно для переводчиков. Можно увидеть не только перевод слова, но и как оно ведет себя в предложении. Наша память переводов приходят в основном из параллельных корпусов, которые были сделаны людьми. Такой перевод предложений является очень полезным дополнением к словарям.

Статистика

В настоящее время у нас есть 204 переведенных фраз. В настоящее время у нас есть 5729350 переводов предложений

Сотрудничество

Помогите нам в создании крупнейшего русский - шумерский словарь онлайн. Просто войдите и добавьте новый перевод. Glosbe является объединенным проектом и каждый может добавлять (или удалять) переводы. Это делает наш словарь русский шумерский настоящим, так как он создается носителями языков, которые использует язык каждый день. Вы также можете быть уверены, что любая ошибка в словаре будет исправлена быстро, так что вы можете положиться на наши данные. Если вы нашли ошибку или вы сможете добавлять новые данные, пожалуйста, сделайте это. Тысячи людей будут благодарны за это.

Вы должны знать, что Glosbe наполняется не словами, а представлениями о том, что означают эти слова. Благодаря этому, за счет добавления одного нового перевода, создаются десятки новых переводов! Помогите нам развивать словари Glosbe и Вы увидите, как ваши знания помогают людям по всему миру.

Тип : силлабо-идеографическая

Языковая семья : не установлена

Локализация : Северная Месопотамия

Время распространения :3300 г. до н. э. - 100 г. н. э.

Родиной же всего человечества шумеры называли остров Дильмуи, отождествляемый с современным Бахрейном в Персидском заливе.

Наиболее ранняя представлена на текстах, найденных в шумерских городах Урук и Джемдет-Насра, датированных 3300 г. до н.

Шумерский язык до сих пор продолжает оставаться для нас загадкой, поскольку и сейчас не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей. Археологические материалы позволяют предположить, что шумеры создали Убайдскую культуру на юге Двуречья конца V - начала IV тысячелетия до н. э. Благодаря возникновению иероглифической письменности шумеры оставили множество памятников своей культуры, запечатлев их на глиняных табличках.

Сама клинопись была письмом силлабическим, состоящим из нескольких сот знаков, из которых наиболее употребительными были около 300; в их число входили более 50 идеограмм, около 100 знаков для простых слогов и 130 для сложных; были знаки для цифр по шестидесятичной и десятичной системам.

Шумерская письменность развивалась на протяжении 2200 лет

Большинство знаков имеют по два и несколько чтений (полифонизм), так как нередко рядом с шумерским они приобретали и семитическое значение. Порой они изображали смежные понятия (например, «солнце» - bar и «светить» - lah).

Само изобретение шумерской письменности было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации. Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой. Ее заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках.

На рубеже IV-III тысячелетий до н. э. мы имеем бесспорные доказательства того, что население - Нижней Месопотамии было шумерским. Широко известная история о Великом потопе впервые встречается именно в шумерских историко-мифологических текстах.

Хотя шумерская письменность была изобретена исключительно для хозяйственных нужд, первые письменные литературные памятники появились у шумеров очень рано: среди записей, датируемых XXVI в. до н. э., уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны.

Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на Древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.

Впоследствии письменность утрачивает рисуночный характер и трансформируется в клинопись.

Клинописью в Месопотамии пользовались почти три тысячи лет. Однако потом она была забыта. Десятки веков клинопись хранила свою тайну, пока в 1835 году необычайно энергичный англичанин Генри Роулинсон - английский офицер и любитель древностей - не расшифровал ее. Однажды ему сообщили, что на отвесной скале в Бехистуне (близ города Хамадан в Иране) сохранилась надпись. Это оказалась одна и та лее надпись, выполненная на трех древних языках, в том числе и на древнеперсидском. Роулинсон сначала прочитал надпись на этом известном ему языке, а потом сумел разобраться и в другой надписи, определив и расшифровав более 200 знаков клинописи.

В математике шумеры умели считать десятками. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд, год - на 12 месяцев, а окружность - на 360 градусов.

На рисунке вы видите, как за 500 лет иероглифические изображения числительных превратились в клинописные.

Видоизменение числительных шумерского языка из иероглифов в клинопись

Существенные перемены в отношении клинописи произошли, когда за дело взялись археологи. В начале 40-х гг. XIX в. Француз Поль Бота и англичанин Генри Лейард раскопали на севере Ирака две столицы Ассирии - Ниневию и Кальху, о которых говорится в Библии. Необычной находкой сезона 1849 года стала библиотека царя Ашшурбанапала из Ниневии, собранная в период государства Передней Азии. Библиотека содержала более 20 тысяч клинописных табличек. Это был один из важнейших источников знаний о клинописной литературе. Клинописные знаки были «явно не персидского, но семитского происхождения», - отмечает Г.В. Синило. Ученые получили такое большое количество семитских текстов, что перевод этих текстов дело недалекого будущего. И вот будущее пришло. В.В. Емельянов пишет об этом так: «Королевское общество по изучению Азии предложило четырем лучшим знатокам клинописи испытать свои способности. Раулинсон, Тэлбот, Хинкс и работавший во Франции немецко-еврейский ученый Юлиус Опперт (1825--1905) получили в запечатанных конвертах надпись ассирийского царя Тиглатпаласара I и должны были прочесть и перевести ее независимо друг от друга. Если во всех четырех присланных обществу работах дешифровка и перевод будут примерно одинаковы, значит, можно говорить о начале новой науки. Если нет - что ж нужно работать дальше. Истинно английский лабораторный эксперимент. Переводы сошлись, и день 17 марта 1857 года стал официальным днем рождения ассириологии - науки об истории, языках и культуре народов клинописной традиции».

В результате появилась такая наука как ассириология, так как изначально найденные тексты считали ассирийскими по происхождению. Поздней эти тексты назвали ассиро-вавилонскими или аккадскими - по имени города Аккадэ, цари которого первыми оставили записи на этом языке. Аккадские надписи расшифровывались довольно стремительно. Оказалось, что аккадский похож на древнееврейский и арабский языки. Но были и обнаружены таблички, которые не поддавались дешифровке, либо таблички, написанные на двух языках. В.В. Емельянов пишет: «обнаружились обстоятельства, омрачившие триумф дешифровщиков. Множество текстов из Ниневийской библиотеки было составлено на двух языках. Уже Хинкс, Опперт и Раулинсон заметили, что клинопись изначально не рассчитана на семитский язык: во-первых, знаки следуют слева направо; во-вторых, они во многих случаях читаются односложно; в-третьих, их названия не соответствуют семитским именам изображаемых предметов. Тогда вспомнили о существовании клинописных словарей с надписями трех видов, и оказалось, что каждое семитское слово в них комментирует слово, записанное той же клинописью, но на непонятном языке. Неужели клинопись изобрели не семиты? И если не семиты, то кто? Как назывался этот народ, когда он жил и почему о нем ни словом не упомянуто в Книге книг? К разрешению этой проблемы приступили лучшие филологические умы Франции и Германии. В результате сложилось две точки зрения».

17 января 1869 г. в Париже филолог Ю. Опперт представил свой доклад на заседании Общества нумизматики и археологии, в котором высказал довольно смелую мысль о том, что народ, придумавший клинопись, - шумеры. В доказательства он приводил некоторые эпитеты, которыми называли себя ассирийские цари, называвшие себя «царями Шумера и Аккада». Опперт рассуждал, что раз Аккад связан с семитским народом Месопотамии (в то время этому были уже документальные подтверждения), значит, Шумер был местом происхождения несемитского племени, которое придумало клинопись. Так же эта теория нашла отражение и в словарях, в которых было найдено выражение «шумерский язык», синонимом к которому являлось словосочетание «язык прорицаний». В своих рассуждениях Опперт пошел дальше: «анализ структуры шумерского языка привел его к выводу о его близком родстве с турецким, финским и венгерским языками,- блистательное проникновение в структуру языка, который еще двадцать лет назад не существовал для научного мира». Тем не менее, ученые решили, что шумерский язык древнее аккадского и что для аккадцев он выполнял такую же роль, что греческий для римлян и латынь для средневековой Европы. Однако появилась интересная мысль о том, что название Шумер не связано с территорией, о которой говорил, Оперт, и это не было самоназванием шумеров. В доказательство можно привести несколько точек зрения. Например, известный немецкий шумеролог XX в. А. Фалькенштейн, выдвигает гипотезу, что слово Шумер - искаженная семитская форма шумерского названия территории, где находился храм шумерского бога Энлиля. Другая точка зрения была у датского шумеролога А. Вестенхольца. Шумер - это искажение словосочетания Ки-эме-гир («земля благородного языка»; именно так называли свой язык шумеры). Итак, мы видим, что однозначного ответа, откуда произошло название Шумер, до сих пор нет.

Тем не менее, существовало другое понимание происхождения клинописи. Его выдвинул известный всему миру выдающийся семитолог Иосиф Галеви в 1874 г. Он отстаивал мнение, что семиты придумали клинопись, а непонятный язык - это всего лишь тайнопись вавилонских жрецов. Однако эта абсурдная точка зрения была опровергнута, когда французский консул в Ираке Эрнест де Сарзек раскопал шумерский город Лагаш, который был совершенно непохож на семитское поселение. Об этом пишет В.В. Емельянов: «Клинопись этого города была близка к рисунку, а статуи изображали бритоголовых безбородых людей среднего роста, с носами арменоидного типа, с довольно короткими конечностями, но зато с большими ушами и глазами». После этого открытия исследования шли быстрыми темпами: открыли священный центр шумеров город Ниппур, а затем и город Ур. И по сей день, ведутся раскопки шумерских городов учеными и археологами из разных стран.

Нельзя обойти стороной и человека, который первым в мире написал книгу «История Древнего Востока». Им был филолог и нумизмат Француа Ленорман, который попытался дать характеристику грамматике шумерского языка. Однако он не знал, как назвать этот несемитский язык и по ошибке назвал его «аккадским», но это не умаляет его достижений в сфере изучения шумерского языка.

Результатами всех, более чем столетних, исследований стали два многотомных словаря: на английском языке, издается Институтом востоковедения Чикагского университета, и на немецком - под международным патронажем.

Благодаря исследованиям ученых, миру постепенно становилось известно о древних жителях Месопотамии, а у археологов в руках оказывалось все больше и больше глиняных «книг», которые находили под песками пустынь Ближнего Востока.

Изучение шумерского языка продолжается и сегодня, но все же остается загадкой происхождение, как самих шумеров, так и шумерского языка. По поводу последнего было выдвинуто множество мнений. Одна гипотеза принадлежит И.М. Дьяконову. Он предполагал, что шумерский язык может быть родственным языкам народов мунда (северо-восток Индостана), являющихся наследниками древнейшего доарийского населения Индии. По этому поводу В.В. Емельянов говорит, что «его предположение может быть отчасти подтверждено сообщениями шумерских источников о контактах с землей Арата - аналогичный населенный пункт упоминается и в древнеиндийских текстах ведического периода». И в подтверждение того, что это только теория, В.К. Афанасьева отмечает: «шумерийцы до сих пор остаются одними из наиболее загадочных жителей земли. Мы знаем, что они пришли в Двуречье, но не знаем откуда. Мы знаем их богатейшую литературу, но до последних лет ни среди мертвых, ни среди живых языков не удавалось отыскать для них не то, что близкого, даже далекого родственника. Все же исследования и изыскания продолжаются, изучение шумерской фонетики медленно, кропотливо и неуклонно движется, и, возможно, в этой области нас ожидают в недалеком будущем большие открытия. Так, удалось наметить возможности типологического (но только типологического!) сближения шумерского с кетским на Енисее и с языком одного из племен горного Афганистана. Появилось предположение, что, скорее всего шумерийцы пришли откуда-то с Востока и, возможно, долгое время их обитания были глубинные области Иранского нагорья. Насколько справедливы эти гипотезы, покажет будущее».

Поэтому с 1889 г. шумерологию принимают как самостоятельную дисциплину, и термин «шумерский» принимают для определения истории, языка и культуры этого народа.