Широко распростирает химия. Любимая наука Ломоносова – химия. «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда не посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются пред. нечто прибавилось, то это отнимается у

Чумакова Юлия

Среди славных имен прошлого русской науки, есть одно особенно нам близкое и дорогое – имя Михаила Васильевича Ломоносова. Он стал живым воплощением русской науки. Основным направлением в своей работе он выбрал химию. Ломоносов был самым выдающимся ученым своего времени. Его деятельность требовала видимых результатов. Этим объясняется настойчивость, с которой он добивался успехов.

Тема презентации: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». Это презентация о деятельности М.В. Ломоносова в области химии.

Эта тема актуальна тем, что М.В. Ломоносов является одним из великих ученых, которого без сомнений можно поставить на одно из первых мест среди разносторонне одаренных людей среди человечества. Его успехи в области науки поразительны. Все, к чему обращался Ломоносов, носило характер глубокого профессионализма. Именно поэтому его деятельность вызывает огромный интерес и уважение в настоящее время.

Работа была выполнена под руководством учителя химии (доклад) и информатики (презентация)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Доклад «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие» на VI ученической научно-практической конференции «И отблеск твой горит и ныне…»

Среди всех наук, которыми занимался энциклопедист Ломоносов, первое место объективно принадлежит химии: 25 июля 1745 года специальным указом Ломоносову было присвоено звание профессора химии (то, что сегодня называется академиком - тогда такого звания просто ещё не было).

Ломоносов подчёркивал, что в химии «высказанное должно быть доказываемо», поэтому он добивался издания указа о строительстве первой в России химической лаборатории, которое было завершено в 1748 году. Первая химическая лаборатория в Российской академии наук - это качественно новый уровень в её деятельности: впервые в ней был осуществлён принцип интеграции науки и практики. Выступая на открытии лаборатории, Ломоносов сказал: «Изучение химии имеет двоякую цель: одна - усовершенствование естественных наук. Другая - умножение жизненных благ».

Среди множества исследований, выполненных в лаборатории, особое место занимали химико-технические работы Ломоносова по стеклу и фарфору. Он провел более трёх тысяч опытов, давших богатый экспериментальный материал для обоснования «истинной теории цветов». Сам Ломоносов не раз говорил, что химия - его «главная профессия».

Ломоносов читал в лаборатории лекции студентам, учил их экспериментальному мастерству. Фактически это был первый студенческий практикум. Лабораторным опытам предшествовали теоретические семинары.

Уже в одной из своих первых работ - «Элементы математической химии» (1741) Ломоносов утверждал: «Истинный химик должен быть теоретиком и практиком, а также философом». В те времена химия трактовалась, как искусство описывать свойства различных веществ и способы их выделения и очистки. Ни

методы исследования, ни способы описания химических операций, ни стиль мышления химиков того времени не удовлетворяли Ломоносова, поэтому он отошел от старого и наметил грандиозную программу преобразования химического искусства в науку.

В 1751 году, на Публичном собрании Академии наук, Ломоносов произнёс знаменитое «Слово о пользе химии», в котором изложил свои взгляды, отличные от господствующих. То, что задумал свершить Ломоносов, было грандиозным по своему новаторскому замыслу: он хотел всю химию сделать физико-химической наукой и впервые особо выделил новую область химического знания - физическую химию. Он писал: «Я не токмо в разных авторах усмотрел, но и собственным искусством удостоверен, что химические эксперименты, будучи соединены с физическими, особливые действия показывают». Он впервые стал читать студентам курс по «истинной физической химии», сопровождая его демонстрационными опытами.

В 1756 году в химической лаборатории Ломоносов провел серию опытов по кальцинации (прокаливанию) металлов, о которых писал: «…деланы опыты в заплавленных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать, прибывает ли вес от чистого жару; оными опытами нашлось, что славного Роберта Бойля мнение ложно, ибо без пропущения внешнего воздуха вес сожженного металла остается в одной мере…». В результате Ломоносов на конкретном примере применения всеобщего закона сохранения доказал неизменность общей массы вещества при химических превращениях и открыл основной закон химической науки - закон постоянства массы вещества. Так Ломоносов впервые в России, а позднее Лавуазье во Франции окончательно превратили химию в строгую количественную науку.

Многочисленные опыты и материалистический взгляд на явления природы привели Ломоносова к идее о «всеобщем законе природы». В письме к Эйлеру в 1748 году он писал: «Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого.

Так, сколько материи прибавляется к какому-нибудь телу, столько же теряется у другого. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое возбуждает своим толчком другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому». Через десять лет он изложил этот закон на собрании Академии наук, а в 1760 году опубликовал в печати. В упомянутом выше письме Эйлеру Ломоносов сообщил ему, что этот очевидный закон природы некоторые члены Академии ставят под сомнение. Когда директор академической Канцелярии Шумахер, без согласования с Ломоносовым, направил ряд работ Ломоносова, представленных к печати, на отзыв к Эйлеру, ответ великого математика был восторженным: «Все сии сочинения не токмо хороши, но и превосходны - писал Эйлер, - ибо он (Ломоносов) изъясняет физические материи, самые нужные и трудные, кои совсем неизвестны и невозможны были к толкованию самым остроумным ученым людям, с таким основательством, что я совсем уверен в точности его доказательств. При сем случае я должен отдать справедливость господину Ломоносову, что он одарован самым счастливым остроумием для объяснения явлений физических и химических. Желать надобно, чтобы все прочие Академии были в состоянии показать такие изобретения, которые показал господин Ломоносов».

Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие … куда ни посмотрим, куда ни оглянемся - везде обращаются перед очами нашими успехи её прилежания. М. В. Ломоносов.

Слайд 3 из презентации «Органическая химия» . Размер архива с презентацией 392 КБ.

Химия 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Строение нуклеиновых кислот» - Полимер. Комплиментарность. Генетический код. ДНК. Строение НК. Модель ДНК. Нуклеиновые кислоты. Эритроциты. Три кодона являются знаками препинания. Соединение нуклеотидов. Аминокислота закодирована тремя нуклеотидами. Открытие НК. Виды РНК. Свойства генетического кода.

«Мир металла» - Знаете ли вы металлы. Металлические свойства. .Как называется “царь ”металлов. План. Химические свойства. Задания. Путешествие в «мир металлов». Влияние металлов на окраску растений. Биологическая роль металлов. Вредное влияние металлов и их соединений на организм человека. 4Al + 3O2. Общая характеристика металлов. Интересные материалы о металлах. Содержание металлов в картофеле. Золото, серебро, железо.

«Органическая химия» - Валентные свойства. Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Белок. Цель. Главные составляющие. Моющие средства. Углеводы. Ф. А. Кекуле. Предмет органической химии. Э. Г. Фишер. Аминокислоты. Нормальный бутан. Органическая химия – это химия соединений углеводородов. А. М. Бутлеров. Синтетика. Гибридизация. Топливо. Полимеры.

«Химические свойства серы» - Повторение строения. Использование интерактивной доски. Радиус серы. Вопросы для повторения. Взаимодействие с кислородом. Сера. Химические свойства. Химические свойства серы. Урок химии. Взаимодействие с углеродом. Взаимодействие серы с водородом. Кислород. Взаимодействие с металлами.

«Углерод, соединения углерода» - Жесткость воды и способы ее устранения. Вопросник. Добавление соды. Влияние курения на внутренние органы. Применение соединений углерода: углекислый газ. Сталактиты и сталагмиты. Парниковый эффект. Круговорот углерода в природе. Буры и сверла. Влияние курения на развитие плода. Последствия использования жесткой воды. Алгоритм работы в парах сменного состава. Кристаллическая решетка графита. Элементы, встречающиеся в живых организмах.

«Серебро» - Известно давно, как и золото.В природном серебре содержание Ag обычно составляет 97-99%. Характерные признаки серебра. Медная монета, опущенная в азотнокислый раствор серебра, покрывается налетом серебра. Серебро - самородный благородный металл. Условия образования и нахождения. Химически серебро малоактивно, с кислородом воздуха практически не взаимодействует. Потенциальная опасность для здоровья.


Цель: узнать почему химия была любимой наукой Ломоносова, и какой вклад внес в нее Михаил Васильевич Содержание: Биография Биография Марбургский университет Заслуги Ломоносова Заслуги Ломоносова Закон сохранения массы веществ Закон сохранения массы веществ области, в которых Ломоносов оставил свои след области, в которых Ломоносов оставил свои след МГУ им. Ломоносова МГУ им. Ломоносова Кабинет химика М.В.Ломоносова Кабинет химика М.В.Ломоносова Наука химия Наука химия утверждение наук в отечестве утверждение наук в отечестве Памятник М.В.Ломоносову на родине Памятник М.В.Ломоносову на родине Могила М.В.Ломоносова в Александра – Невской лавре Могила М.В.Ломоносова в Александра – Невской лавре


Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор. Его отец, Василий Дорофеевич, был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели и преуспевающим купцом. Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор. Его отец, Василий Дорофеевич, был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели и преуспевающим купцом.


В 1735 году из Московской академии в Академию наук были вызваны 12 наиболее способных учеников. Трое из них, в том числе Ломоносов, были отправлены в Германию, в Марбургский университет, затем он продолжил образование в Фрейбурге. В 1735 году из Московской академии в Академию наук были вызваны 12 наиболее способных учеников. Трое из них, в том числе Ломоносов, были отправлены в Германию, в Марбургский университет, затем он продолжил образование в Фрейбурге.


Заслуги Ломоносова Любимая наука Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон; Любимая наука Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон; Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния; Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния; Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп; Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп; Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера; Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера; Он первый в мире географ- полярник; Он первый в мире географ- полярник; Занимался историей древних славян историй изготовления фарфора; Занимался историей древних славян историй изготовления фарфора; А сколько он сделал для совершенствования русского языка! А сколько он сделал для совершенствования русского языка! Сочинял стихи; Сочинял стихи; Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины ("Портрет Петра I", "Полтавская битва"); Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины ("Портрет Петра I", "Полтавская битва"); Открыл первый российский университет в Москве. Открыл первый российский университет в Москве.




Он создал первый университет. Он лучше сказать, сам был первым нашим университетом. А. С.Пушкин. В 1748 г. сформулировал важнейший закон химии – закон сохранения массы вещества в химических реакциях. Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее.


История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след. Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след.









Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины. Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины.



Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru

ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

Сценарий внеклассного мероприятия по химии

«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…»

Цели:

1. Расширять знания по химии, прививать интерес к науке.

2. Развивать творческие способности.

3. Воспитывать умение работать в команде.

Участники: обучающиеся 9 класса.

Форма проведения: КВН.

Порядок проведения:

1. Клятва капитанов.

2. Разминка.

3. Конкурс «Угадайка».

4. Конкурс «Таблица Д.И.Менделеева».

5. Конкурс «Нарисуй сам».

6. Конкурс капитанов.

7. Конкурс «Экспериментаторов».

8. Музыкальный конкурс.

9. Конкурс «Задание из конверта».

10. Домашнее задание.

11. Подведение итогов.

Ведущий:

О вы, счастливые науки!

Прилежно простирайте руки

И взор до самых дальних мест

Пройдите землю и пучину

И степи и глубокий лес

И саму высоту небес.

Везде исследуйте всечасно,

Что есть велико и прекрасно,

Чего еще не видел свет…

В земные недра ты, химия,

Проникни взора остротой

И что содержит в нем Россия

Драги сокровища открой.

М.В. Ломоносов.

Добрый вечер, дорогие друзья. Мы пригласили вас сегодня стать свидетелями соревнования в находчивости, веселости, а также в знании предмета химии между командами 9 класса.

Приглашаем команду «Химики» (представление команды, приветствие) Приглашаем команду «Лирики» (представление команды, приветствие)

Ведущий:

Перед началом соревнований, капитаны команд дают клятву.

КЛЯТВА КАПИТАНОВ.

Мы, капитаны команды Химики (Лирики) собрали свои команды на поле химической дуэли и перед лицом своих команд, болельщиков, жюри и мудрой книгой химии, торжественно клянемся:

1) Быть честными. внеклассный химия воспитание творческий

2) Не обливать друг друга кислотой в физическом и моральном отношении.

3) Не применять методов борьбы, бокса и карате, при решении химических заданий.

4) Не терять чувство юмора до конца вечера.

Ведущий:

А сейчас разминка. Тема разминки: «Экологические проблемы и химия. Кто виноват?» Команды приготовили друг другу по 4 вопроса.

Первой начинает команда Химики.

Звучит вопрос - 1 мин. для обсуждения.

Ответ команды.

Свой первый вопрос задает команда Лирики.

(И т.д. по 4 вопроса).

Ведущий:

Переходим к конкурсам.

1. «Угадайка».

Объявляем выездной конкурс в пределах школы. Приглашаем по 2 человека. Задание: «Пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что». (Время 25 мин).

2. «Таблица Д.И. Менделеева».

2-ой конкурс требует знания обучающимися периодической системы. Из хаоса знаков выбрать и записать химические элементы и назвать их. Карточки сдать жюри.

3. «Нарисуй сам».

3-ий конкурс приглашает умеющих рисовать. С завязанными глазами рисовать то, что читает ведущий. (1 мин.).

В кабинете химии у доски стоит стол, на столе колба, из колбы выделяется бурый газ.

Нарисовали. Какой это мог быть газ? (NO2).

Слово жюри.

Ведущий:

Конкурс капитанов. (Пригласить на сцену, предложить сесть, дать листок и ручку).

Вы прослушаете рассказ в котором будут названы химические элементы или химические вещества. Запишите их при помощи химических знаков.

Рассказ по химии.

Дело было в Европии, а может и в Америции. Сидели мы с Бором и Берклием на Фермии. Сидел и Калий. Я говорю: «Хватить Кислород портить, и так Сера на душе. Давайте по Рубидию». А Берклий: «Я с Галлии, стало быть, один. А два Рубидия не дам. Что мне совсем Гольмий с Фермий уходить?» Тут я, как самый Актиний, и говорю: «Платина, и все тут!» Наконец Палладий. Стали думать, кому в Барий идти. Берклий и говорит: «Я совсем хром». Тут Бор Плюмбум на нас, сгреб наши Рубидии под Мышьяк и пошел. Мы Радий. Сидим Кюрий, ждем Бора. Вдруг слышим: «Аурум, Аурум!». Я говорю: «Никак Бор!» А Берклий: «Нет, Неон!» А сам хитрый, стоит с Галлий, рука на Талий и Литий ей, что то про Франций. Старый Плутоний. А тут опять: «Аурум, Аурум!» Смотрим, бежит Бор, а за ним соседский Кобальт, Аргон и Гафний на него, и Тербий его за Мышьяк, где наши Рубидии лежат. Бор совсем Лютецкий стал. Кричит, руками машет. Вдруг смотрим, а наш Рубидий у Аргона во Ртути. Тут Берклий нас подвел. Станум он на четвереньки, а сам такой Стронцкий, Стронцкий и говорит: «Аргончик, скажи Гафний». Аргон молчит и только Цезий сквозь зубы свое «Р-р-р-р». Тут Берклий тоже Лютецкий стал и как заорет: «Пошел вон», Аргон убежал. А Берклий Бору и говорит: «Отдавай Рубидий». А бор: «Не Бериллий я ваш Рубидий. Что, я их Родий что ли? Астат меня в покое». А Берклий ему: «Если еще раз тебя на Фермии увижу, Натрий тебе уши».

Капитаны сдают листочки с записанными знаками химических элементов, которые были названы в рассказе.

4. 4-ый конкурс «Экспериментаторов».Приглашают по 2 человека от команды. От жюри по 1 представителю для наблюдения.

Опыт: «Разделение смесей»

а) песок и железные опилки

а) деревянные и железные опилки

б) песок и сахар

б) соль и глина

Опыт: «Распознать вещества»

а) КОН, Н2SO4, KCl

a) NaOH, Ba(OH)2, Н2SO4

Опыт: «Получите следующие вещества»

Подведение итога конкурса капитанов.

Слово жюри.

5. Музыкальный конкурс. Командам было дано подготовить песню и танец на химическую тему.

Подведение итогов конкурса «Экспериментаторов».

6. Конкурс «Задание из конверта».

1) Какое молоко не пьют?

2) Какой элемент является основой неживой природы?

3) В какой воде растворяется золото?

4) За какой элемент в виде простого вещества, то платят дороже чем за золото, то наоборот, платят за то, чтобы от него избавиться?

5) Как называется научное общество советских химиков?

6) Что такое аллотропия? Приведите примеры.

Ведущий:

Слушаем участников выездного конкурса.

Подготовка к домашнему заданию.

В это время жюри подводит итог последним конкурсам.

Если команды еще не готовы, тогда вопросы задают болельщикам. За каждый правильный ответ болельщику выдают кружок, а команде прибавляется 1 балл.

1. Есть ли металл, который плавится в руке?

2. Что такое ледяная кислота?

3. Что такое белое золото?

4. Какой спирт не горит?

Ведущий:

Домашнее задание демонстрирует команда Химики(Лирики)

Тема: «Урок химии в прошлом веке».

Подведение итогов.

Награждение участников.

Литература:

1. Блохина О.Г. Я иду на урок химии: книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2001.

2. Бочарова С.И. Внеклассная работа по химии. 8-9 классы.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006

3. Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера.- М.: 5 за знания, 2006.

4. ЦОР по химии, диск для 9 класса. 1C Образование 4. школа: ЗАО «1С», 2006

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование взаимосвязи литературы и химии на примере художественных произведений, химические ошибки в литературе. Художественные образы металлов в лирике Лермонтова. Анализ влияния художественных произведений на познавательный интерес учащихся к химии.

    дипломная работа , добавлен 23.09.2014

    Научно-исследовательская работа дает возможность развивать познавательную активность, творческие способности у учащихся, помогает формировать интерес к научному познанию, развивает мышление. Исследовательская работа может проводиться во внеурочное время.

    статья , добавлен 03.03.2008

    Зависимость сформированности мотивации учащихся к изучению химии от педагогических условий организации педагогического процесса. Наиболее значимые педагогические условия, определяющие мотивацию к изучению химии у учащихся девятых предпрофильных классов.

    дипломная работа , добавлен 13.04.2009

    Нетрадиционное определение химии. Прививание интереса к изучению предмета. Проведение посвящения в химики с целью проверки профессиональной пригодности кандидатов для осуществления превращений между веществами. Химия в загадках, головоломки и опыты.

    презентация , добавлен 20.03.2011

    Формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии; расширить знания учащихся о различных профессиях, формировать интерес к профессиям. Составление и порядок проведения профи-теста среди учеников седьмого класса.

    разработка урока , добавлен 25.08.2011

    Кто такой педагог, и в чём заключается его миссия в жизни ученика. Возможность педагога воспитать в учениках самостоятельность, способность жить и выживать в мире, умение контактировать с людьми, развить умения и навыки, наставить на истинный путь.

    эссе , добавлен 19.01.2014

    Понятие и разновидности контроля знаний учащихся, оценка их практической эффективности. Способы организации тематического контроля, обеспечивающие эффективность учебного процесса, методика их проведения и специфика реализации на уроках химии в школе.

    дипломная работа , добавлен 15.06.2010

    Познавательная, образовательная, развивающая и воспитывающая цели внеклассного мероприятия, его оборудование и правила игры "Виселица". Психологический анализ воспитательного мероприятия, формирование у учащихся ценностных отношений к истории и обществу.

    практическая работа , добавлен 19.01.2010

    Обоснование выбора формы темы воспитательного мероприятия. Работа, проделанная до проведения мероприятия. План воспитательного мероприятия. Ход проведения воспитательного мероприятия (сценарий). Подведение итогов и определение победителя.

    отчет по практике , добавлен 17.04.2007

    Анализ научной литературы, посвященной методологии проведения внеклассного чтения. Подготовка и проведение внеклассного чтения на уроках литературы. Составление плана урока внеклассного чтения по поэме Б. Ахмадулиной "Сказка о Дожде" для учащихся 7-8 кл.

Брейн-ринг по химии

«Широко простирает химия руки свои в дела человеческие».

Расширять знания по химии, прививать интерес к науке

Развивать творческие способности

Воспитывать умение работать в паре

Участники: учащиеся 9-10 классов

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Мы пригласили вас сегодня стать свидетелями соревнования в находчивости, веселости, а также в знании предмета химии между командами 9 и 10 классов.

И так позвольте напомнить, что сегодня мы проводим "БРЕЙН–РИНГ” из 6 раундов.

Уважаемые болельщики, сегодня вам разрешается подсказывать, давать самостоятельные ответы, и можете стать участниками 6 раунда, сразиться с будущими победителями.

За нашим брейн-рингом будет наблюдать наше ЖЮРИ:…….

    Приветствие команд оценивается по пятибалльной системе

ИТАК, давайте теперь дадим слово нашим командам.

I. РАУНД "Великие химики”

1. Прочтите закон постоянства состава химических соединений и назовите имя французского ученого, открывшего этот закон. (Ответ: Пруст Жозеф Луи)

2. К названию химических элементов 3 группы прибавьте числительное, чтобы получалась фамилия русского ученого – химика и композитора.

(Ответ: Бор–один = Бородин Александр Порфирьевич 12. 11. 1833–27. 02. 87 г.)

3. Петр Великий говорил: "Я предчувствую, что Россияне, когда–нибудь, а может быть и при жизни нашей, пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы”.

Вопрос. Сейчас вам предстоит решить, кому принадлежат эти стихи и очень коротко рассказать, что это за человек.

"О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стан чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстры разумом Невтонов

Российская земля рождать”. Ответ. М. В. Ломоносов

5. А. А. Воскресенский работал в Петербургском Главном педагогическом институте, читал лекции в Институте путей сообщения, Пажеском корпусе, Инженерной академии. В 1838–1867 гг. преподавал в Петербургском университете.

Вопрос. Назовите имя самого известного его ученика. Благодарный ученик называл своего учителя "дедушкой русской химии”.

Ответ: Д. И. Менделеев.

6. Приведите любимую поговорку А. А. Воскресенского, которую часто повторял и Д. И. Менделеев”

Ответ: "Не боги горшки обжигают и кирпичи делают”.

7. Кто и когда предложил простую и понятную систему буквенных знаков для выражения атомного состава химических соединений. Сколько лет используются химические символы.

Ответ: 1814 г. шведский ученый Ян Берцелиус. Знаки используются 194 года.

Слово ЖЮРИ

II РАУНД "Кислоты”

1. Какая кислота и ее соли несколько веков служили делу войны и разрушения.

Ответ: Азотная кислота.

2. Назовите не менее 5 кислот, которые человек употребляет в пищу.

Ответ: Аскорбиновая, лимонная, уксусная, молочная, яблочная, валериановая, щавелевая…

3. Что такое "купоросное масло”?

Ответ: серная кислота (пл. 1, 84, 96, 5%, из-за маслянистого вида, получали из железного купороса (до середины 18 века.)

4. Существует понятие кислотные дожди. Возможно ли существование кислотного снега, тумана или росы? Объясните это явление.

Мы первым подзовем кота,

Вторым измерим толщу вод,

Союз на третье нам пойдет

А целым станет

Ответ. Кис-лот-а

"Тайна Черного моря” Ю. Кузнецов.

Трясся Крым двадцать восьмого года,

И ставало море на дыбы,

Испуская к ужасу народов,

Огненные серные столбы.

Все прошло. Опять гуляет пена,

Но с тех пор все выше, все плотней

Сумрачная серная геенна

Подступает к днищам кораблей”.

(!?) Напишите схемы возможных ОВР, имеющих место в данном эпизоде.

Ответ : 2H2S+O2=2H2O+2S+Q

S+O2=SO2

2H2+3O2=H2O+3O2+Q

III . РАУНД (P, S, O, N,)

1. "Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьём воспламененном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие глаза были Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

Узнали? Артур Конан-Дойль "Собака Баскервилей”

(!?) Какой элемент замешан в этой скверной истории? Дайте краткую характеристику этому элементу.

Ответ: Характеристика по положению в ПСХЭ.1669 г. алхимик Бранд открыл белый фосфор. За его способность светиться в темноте он назвал его "холодный огонь”

2. Как вывести нитраты из овощей? Предложите не менее трех способов.

Ответ: 1.Нитраты растворимы в воде, овощи можно вымочить в воде.2. При нагревании нитраты разлагаются, следовательно, необходимо сварить овощи .

3. Какой город в России носит название горной породы-сырья для производства фосфорных удобрений?

Ответ: г. Апатиты, Мурманская область.

4. Как известно, выдающийся естествоиспытатель древности Плиний Старший погиб в 79г.н.э. при извержении вулкана. Его племянник в письме историку Тациту писал”…Вдруг раздались раскаты грома, и от горного пламени покатились вниз черные серные пары. Все разбежались. Плиний поднялся и, опираясь на двух рабов, думал тоже уйти; но смертоносный пар окружил его со всех сторон, его колени подогнулись, он снова упал и задохнулся”.

Вопрос. Из чего состояли серные пары, погубившие Плиния?

Ответ:1)0,01% сероводорода в воздухе убивает человека почти мгновенно. 2)оксид серы (IV).

5. Если вы хотите побелить потолки, покрыть медью какой-нибудь предмет или уничтожить вредителей в саду вам не обойтись без темно-синих кристаллов.

Вопрос. Назовите формулу соединения образующего эти кристаллы.

Ответ. Медный купорос. СuSO4 * 5 H2O.

Слово ЖЮРИ

IV . РАУНД – вопрос – ответ

    Какой элемент всегда рад? (радон)

    Какие элементы утверждают, что «могут другие вещества рождать» (углерод, водород, кислород)

    Какая среда будет при растворении карбоната натрия в воде? (щелочная)

    Как называется положительно заряженная частица, которая образуется при пропускании тока через раствор электролита (катион)

    Какой химический элемент входи в состав сооружения, которое вынужден был красить Том Сойэр (забор – бор)

    Название какого металла несет в себе волшебника (магний-маг)

V . РАУНД (As , Sb ,Bi )

1. Уголовное право законодательство всегда выделяло отравление из числа других видов убийств как преступление особенно тяжелое. Римское право видело в отравлении совокупность убийства и предательства. Каноническое право ставило отравление в один ряд с колдовством. В кодексах XIV в. За отравление устанавливалась особо устрашающая смертная казнь – колесование для мужчин и утопление с предварительным истязанием для женщин.

В разное время, в разных обстоятельствах, в разном виде он выступает как яд и как уникальное целительное средство, как вредный и опасный отход производства, как компонент полезнейших, незаменимых веществ.

Вопрос. О каком химическом элементе идет речь, назовите порядковый номер и его относительную атомную массу.

Ответ. Мышьяк. Аr =34.

2. Каким хроническим заболеванием страдает олово? Какой металл способен излечить заболевание?

Ответ. Олово превращается в порошок при низких температурах –"оловянная чума”. Атомы висмута (сурьмы и свинца) при добавлении к олову цементируют его кристаллическую решетку, прекращая "оловянную чуму”.

3. Какой химический элемент алхимики изображали в виде извивающейся змеи?

Ответ. С помощью извивающейся змеи в средние века изображали мышьяк, подчеркивая его ядовитость.

5. Какой химический элемент алхимики изображали в виде волка с раскрытой пастью?

Ответ. В виде волка с раскрытой пастью изображали сурьму. Этот символ она получила из-за своей способности растворять металлы, и в частности золото.

6. Соединением какого х.э. был отравлен Наполеон?

Ответ. Мышьяк.

VI. РАУНД (Химия в быту)

1. Без чего нельзя испечь пирог из кислых яблок?

Ответ. Без соды.

2. Без какого вещества невозможно отутюжить пересушенные вещи?

Ответ. Без воды.

3. Назовите металл, находящийся при комнатной температуре в жидком состоянии.

Ответ. Ртуть.

4. Какое вещество используется для обработки слишком кислых почв.

Ответ. Известь.

5. Горит ли сахар? Попробуйте это сделать.

Ответ. Все вещества горят. Но для возгорания сахара нужен катализатор- пепел от сигареты.

6. Человечество с древних времен использовало консерванты для хранения продуктов. Назовите основные консерванты.

Ответ. Поваренная соль, коптильный дым, мед, масло, уксус.

Пока ЖЮРИ подсчитывает итоги конкурсов и объявят нам победителя, я задам вопросы болельщикам:

    Какое молоко не пьют? (известковое)

    Какой элемент является основой неживой природы? (водород)

    В какой воде растворяется золото? (царская водка)

    За какой элемент в виде простого вещества, то платят дороже чем за золото, то наоборот, платят за то, чтобы от него избавиться? (ртуть)

    Что такое аллотропия? Приведите примеры.

    Что такое ледяная кислота? (уксусная)

    Какой спирт не горит? (нашатырный)

    Что такое белое золото? (сплав золота с платиной, никелем или серебром)

Слово ЖЮРИ.

Награждение победителей