Сердце в будущем живет настоящее уныло. «Если жизнь тебя обманет…» А. Пушкин. «Если жизнь тебя обманет…» Александр Пушкин

Кате-рина Львовна, «по наруж-ности женщина очень приятная», живет в зажи-точном доме купца Измай-лова со вдовым свекром Борисом Тимо-фе-е-вичем и немо-лодым мужем Зино-вием Бори-со-вичем. Детей у Кате-рины Львовны нет, и «при всем доволь-стве» житье её «за нелас-ковым мужем» самое скучное. На шестой год заму-же-ства

Зиновий Бори-сович уезжает на мель-ничную плотину, оставив Кате-рину Львовну «одну-одине-шеньку». Во дворе своего дома она мерится силой с дерзким работ-ником Сергеем, а от кухарки Аксиньи узнает, что молодец этот служит у Измай-ловых уже месяц, а из преж-него дома был изгнан за «любовь» с хозяйкой. Вечером Сергей приходит к Кате-рине Львовне, жалу-ется на скуку, говорит, что любит, и оста-ется до утра. Но в одну из ночей Борис Тимо-фе-евич заме-чает, как из невест-кина окна спус-ка-ется книзу красная рубаха Сергея. Свекр грозит, что все расскажет мужу Кате-рины Львовны, а Сергея в острог отправит. В ту же ночь Кате-рина Львовна отрав-ляет своего свекра белым порошком, припа-сенным для крыс, и продол-жает «алигорию» с Сергеем.

Между тем Сергей стано-вится сух с Кате-риной Львовной, ревнует её к мужу и говорит о своем ничтожном состо-янии, призна-ваясь, что хотел бы «пред святым пред вечным храмом» мужем ей быть. В ответ Кате-рина Львовна обещает сделать его купцом. Возвра-ща-ется домой Зиновий Бори-сович и обви-няет Кате-рину Львовну в «амурах». Кате-рина Львовна выводит Сергея и смело целует его при муже. Любов-ники убивают Зиновия Бори-со-вича, а труп хоронят в погребке. Зиновия Бори-со-вича беспо-лезно разыс-ки-вают, а Кате-рина Львовна «пожи-вает себе с Сергеем, по вдовьему поло-жению на свободе».

Вскоре к Измай-ловой приез-жает жить мало-летний племянник Зиновия Бори-со-вича Федор Ляпин, деньги кото-рого были у покой-ного купца в обороте. Науща-емая Сергеем, Кате-рина Львовна заду-мы-вает извести бого-бо-яз-нен-ного маль-чика. В ночь Всенощной под праздник Введения мальчик оста-ется в доме наедине с любов-ни-ками и читает Житие святого Федора Стра-ти-лата. Сергей хватает Федю, а Кате-рина Львовна душит его пуховою подушкой. Но как только мальчик умирает, дом начи-нает трястись от ударов, Сергей пани-кует, видит покой-ного Зиновия Бори-со-вича, и только Кате-рина Львовна пони-мает, что это с грохотом ломится народ, увидевший в щелку, что в «грешном доме» дела-ется.

Сергея заби-рают в часть, и он при первых словах священ-ника о страшном суде призна-ется в убий-стве Зиновия Бори-со-вича и назы-вает Кате-рину Львовну соучаст-ницей. Кате-рина Львовна все отри-цает, но на очной ставке призна-ется, что убила «для Сергея». Убийц нака-зы-вают плетьми и приго-ва-ри-вают к каторжным работам. Сергей возбуж-дает сочув-ствие, а Кате-рина Львовна ведет себя стойко и даже на родив-ше-гося ребенка смот-реть отка-зы-ва-ется. Его, един-ствен-ного наслед-ника купца, отдают на воспи-тание. Кате-рина Львовна думает только о том, как бы поскорей на этап попасть и Сергея пови-дать. Но на этапе Сергей неласков и тайные свидания его не радуют. У Нижнего Новго-рода к заклю-ченным присо-еди-ня-ется москов-ская партия, с которой идут солдатка Фиона свобод-ного нрава и семна-дца-ти-летняя Сонетка, о которой говорят: «около рук вьется, а в руки не дается».

Кате-рина Львовна устра-и-вает очередное свидание с любов-ником, но застает в его объя-тиях безот-казную Фиону и ссорится с Сергеем. Так и не поми-рив-шись с Кате-риной Львовной, Сергей начи-нает «чепу-риться» и заиг-ры-вать с Сонеткой, которая будто «ручнеет». Кате-рина Львовна решает оста-вить гордость и мириться с Сергеем, а во время свидания Сергей жалу-ется на боль в ногах, и Кате-рина Львовна отдает ему толстые шерстяные чулки. На следу-ющий день она заме-чает эти чулки на Сонетке и плюет Сергею в глаза. Ночью Сергей вместе с това-рищем изби-вает Кате-рину Львовну под хихи-канье Сонетки. Кате-рина Львовна выпла-ки-вает горе на груди Фионы, вся партия во главе с Сергеем над ней изде-ва-ется, но Кате-рина Львовна ведет себя с «дере-вянным спокой-ствием». А когда партия пере-прав-ля-ется на пароме на другую сторону реки, Кате-рина Львовна хватает Сонетку за ноги, пере-ки-ды-ва-ется вместе с ней за борт, и обе тонут.

Эта экранизация самого известного произведения Лескова, оставляет двойственные впечатления. С одной стороны Р. Балаян (режиссер) умеет снимать красиво, и он эстет. Талантливый эстет. И в этом фильме есть много талантливого, поэтического, завораживающего. Другое дело, что от духа произведения осталось совсем не много. Но положим, не было и такой задачи, и сразу было заявлено что снято «по мотивам», что очевидно дает право на неограниченные вольности в обращении с литературной основой. Еще более удивляет выбор актеров на главные роли. Почему они? Недавно смотрела экранизацию этого же произведения Анджея Вайды, и эта польская версия кажется мне практически эталонной. По крайней мере, как прекрасно подобраны актеры, какая чуткость к первоисточнику, и несмотря на некоторые мистические фантазии (которые и у Лескова присутствуют: сны Катерины Львовны, и пр.) и неточности, они не кажутся неуместными. Думаю, что самые прекрасные литературные экранизации те, которые ставят себе задачей как можно точнее и вернее отразить замысел автора, не режиссера, не съемочной группы, а именно автора. Так лучше всего получается.

С точки зрения кинематографической (если такая есть) лента Балаяна очень талантлива, но она весьма неровная, то есть не одинаково, неравномерно талантливая. Например, есть совершенно бездарные сцены, например та, где Н. Андрейченко невыносимо долго кричит с завязанными глазами о том, что «живая она с Сергеем не расстанется». Очень глупо и досадно. Словом, не самый лучший способ произнести это роковое и тяжелое пророчество главной героини. Предыдущим оратором, отмечалась`неприличная сцена» в амбаре (?). Ну положим сцена показана с максимальным тактом и «вуалью», но без неё конечно можно, да и нужно было обойтись. Достаточно было и тех весьма тонких, эротических сцен, которыми и без того изобилует лента. «Эротика» в этом фильме, весьма изысканна, и вся построена на сложной игре отражений и светотени — это безусловно интересно, с визуальной точки зрения, но совершенно не соответствует духу здоровой, плотской, страстной, простой (не побоюсь этого слова) любви Сергея и Катерины у Лескова. В конце концов у Балаяна есть злоупотребление эстетикой — например три сцены с венками из цветов, это в некотором роде перебор. Если уж любовь на природе, то не обязательно ведь непременно венки, не так ли? Все эти придирчивые, быть может, замечания пишу единственно с целью понять, почему так хороши, порой просто изумительны одни сцены в фильме, и так плохи, бездарны другие. Тоже касается игры Н. Андрейченко: в некоторых сценах она совершенно бездарна, или кажется такой, потому что играет «что-то уж совсем не то», в некоторых убедительна, верна, трогательна. Например, в большинстве сцен её Катерина Львовна эксцентричная глупая кокетка, которая к тому же обожает детишек. (Федю). Кто читал произведение, понимает насколько это не соответствует описаниям Лескова. У Лескова характер «леди Макбет» мощный, сильный: «живая, не расстанусь». У Андрейченко, местами что-то получилось, местами какие-то провалы. Почему? Игра Абдулова более менее ровная, но роль явно не его. Почему режиссеры берутся за классику, и как-то намеренно коверкают и переиначивают её, ничего этим не выигрывая? Не понимаю. Конечно это не Лесков. Но это и не «Леди Макбет». Героине Н. Андрейченко отлично подошли бы слова из «Бриллиантовой руки»: «Невиноватая я, он сам пришел!», и это могло бы быть хорошим эпиграфом к этой роли, с такой ошеломляющей невинностью, легкостью, инфантильностью совершает её Катерина Измайлова свои преступления.

Последняя сцена очень художественная, сильная, последние сцены вообще хороши и сильны. Вот такая неровная, но безусловно интересная лента.

Катерина Львовна, «по наружности женщина очень приятная», живёт в зажиточном доме купца Измайлова со вдовым свёкром Борисом Тимофеевичем и немолодым мужем Зиновием Борисовичем. Детей у Катерины Львовны нет, и «при всем довольстве» житье её «за неласковым мужем» самое скучное. На шестой год замужества

Зиновий Борисович уезжает на мельничную плотину, оставив Катерину Львовну «одну-одинешеньку». Во дворе своего дома она мерится силой с дерзким работником Сергеем, а от кухарки Аксиньи узнает, что молодец этот служит у Измайловых уже месяц, а из прежнего дома был изгнан за «любовь» с хозяйкой. Вечером Сергей приходит к Катерине Львовне, жалуется на скуку, говорит, что любит, и остаётся до утра. Но в одну из ночей Борис Тимофеевич замечает, как из невесткина окна спускается книзу красная рубаха Сергея. Свекр грозит, что все расскажет мужу Катерины Львовны, а Сергея в острог отправит. В ту же ночь Катерина Львовна отравляет своего свёкра белым порошком, припасённым для крыс, и продолжает «алигорию» с Сергеем.

Между тем Сергей становится сух с Катериной Львовной, ревнует её к мужу и говорит о своём ничтожном состоянии, признаваясь, что хотел бы «пред святым пред вечным храмом» мужем ей быть. В ответ Катерина Львовна обещает сделать его купцом. Возвращается домой Зиновий Борисович и обвиняет Катерину Львовну в «амурах». Катерина Львовна выводит Сергея и смело целует его при муже. Любовники убивают Зиновия Борисовича, а труп хоронят в погребке. Зиновия Борисовича бесполезно разыскивают, а Катерина Львовна «поживает себе с Сергеем, по вдовьему положению на свободе».

Вскоре к Измайловой приезжает жить малолетний племянник Зиновия Борисовича Федор Ляпин, деньги которого были у покойного купца в обороте. Наущаемая Сергеем, Катерина Львовна задумывает извести богобоязненного мальчика. В ночь Всенощной под праздник Введения мальчик остаётся в доме наедине с любовниками и читает Житие святого Федора Стратилата. Сергей хватает Федю, а Катерина Львовна душит его пуховою подушкой. Но как только мальчик умирает, дом начинает трястись от ударов, Сергей паникует, видит покойного Зиновия Борисовича, и только Катерина Львовна понимает, что это с грохотом ломится народ, увидевший в щёлку, что в «грешном доме» делается.

Сергея забирают в часть, и он при первых словах священника о страшном суде признается в убийстве Зиновия Борисовича и называет Катерину Львовну соучастницей. Катерина Львовна все отрицает, но на очной ставке признается, что убила «для Сергея». Убийц наказывают плетьми и приговаривают к каторжным работам. Сергей возбуждает сочувствие, а Катерина Львовна ведёт себя стойко и даже на родившегося ребёнка смотреть отказывается. Его, единственного наследника купца, отдают на воспитание. Катерина Львовна думает только о том, как бы поскорей на этап попасть и Сергея повидать. Но на этапе Сергей неласков и тайные свидания его не радуют. У Нижнего Новгорода к заключённым присоединяется московская партия, с которой идут солдатка Фиона свободного нрава и семнадцатилетняя Сонетка, о которой говорят: «около рук вьётся, а в руки не даётся».

Катерина Львовна устраивает очередное свидание с любовником, но застаёт в его объятиях безотказную Фиону и ссорится с Сергеем. Так и не помирившись с Катериной Львовной, Сергей начинает «чепуриться» и заигрывать с Сонеткой, которая будто «ручнеет». Катерина Львовна решает оставить гордость и мириться с Сергеем, а во время свидания Сергей жалуется на боль в ногах, и Катерина Львовна отдаёт ему толстые шерстяные чулки. На следующий день она замечает эти чулки на Сонетке и плюёт Сергею в глаза. Ночью Сергей вместе с товарищем избивает Катерину Львовну под хихиканье Сонетки. Катерина Львовна выплакивает горе на груди Фионы, вся партия во главе с Сергеем над ней издевается, но Катерина Львовна ведёт себя с «деревянным спокойствием». А когда партия переправляется на пароме на другую сторону реки, Катерина Львовна хватает Сонетку за ноги, перекидывается вместе с ней за борт, и обе тонут.

Вы прочитали краткое содержание повести Леди Макбет Мценского уезда. Предлагаем вам также посетить раздел нашего сайта Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Главная героиня этого произведения Лескова – Катерина. Прозвище её дано ей соседями-помещиками, точней, ими подхвачено с чьей-то лёгкой руки. Как известно, шекспировская леди ради власти и любви совершила страшные убийства, а после не могла отмыть воображаемую кровь со своих рук.

Так и Катерина из Мценского уезда – испачкала руки кровью. Её жизнь за купцом была очень скучной. Напившись утреннего чаю, муж уезжал на целый день. Жена-красавица бродила по чистым, богатым и пустым комнатам. Счастье, если заснёт… Не было у неё отрады – ребеночка. И такая скука долгие годы, что хоть вешайся. А если и выбиралась она с мужем в гости, то там было тяжко – все только её и контролируют: как села, что сказала…

Вот однажды прорвало мельничную плотину, да так серьёзно, что муж был дневать и ночевать там. И тут-то Катерина познакомилась с их молодым приказчиком Сергеем. Красавец и весельчак, он сразу «разбудил принцессу», ей захотелось говорить, смеяться, радоваться жизни. И вот Сергей пришел к Катерине ночью – обманом, будто ему надо попросить что-то важное. Она смущалась, а он намекнул ей на любовные отношения, на то, что она тут «канарейка в клетке», что ребенка от старого купца ей не родить… И остался до утра.

Старенький отец её мужа был дома. Через несколько ночей он заметил, как Сергей выходит из комнат хозяйки. Не испугался, а подошел к «вору», а тот и повинился, позволил себя избить.

Однако роман продолжился. Сергей ведь сам не прост, он жалуется Катерине на своё унизительное положение. Влюбленная обещает его сделать даже и купцом. А свёкра она травит крысиным ядом, чтобы он не донёс мужу об «амурах». Муж всё-таки обвиняет Катерину Львовну в измене, но тогда его тоже убивают – и хоронят в погребе.

Страшный сон снился героине, будто душит её кот – страшно тяжелый. Но вдруг поворачивает к ней морду, а лицо у него человеческое… Кошмары её мучают, практически совесть.

Но когда на воспитание попадает племянник Федя – наследник, его тоже решает преступная парочка убить. И они душат его подушкой. Но в момент преступления в дом вламывается народ, ведь кто-то увидел удушение в щелку. Сергей «сдаёт» Катерину в полиции. Обоих судят, отправляют в ссылку. По пути Сергей тяготится Катериной, ведь у него уже роман с молодой осужденной. Для себя просит теплые вещи у бывшей любовницы, но дарит их своей Сонетке. Увидев это, Катерина хватает девушку и скидывает за борт в холодную воду. И тонет сама тоже.

История учит не строить счастья своего на несчастье других, тем более, на их крови.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лесков. Все произведения

  • Воительница
  • Леди Макбет Мценского уезда
  • Человек на часах

Леди Макбет Мценского уезда. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка

    У старика со старухой было двое детей. После их смерти старшая дочь Алёнушка стала заботиться о младшем брате, которого звали Иванушкой. Однажды собралась сестрица в поле. Младшего брата побоялась одного оставить дома, взяла с собой.

  • Краткое содержание Шукшин Постскриптум

    Рассказ Василия Шукшина «Постскриптум» был написан в 1972 году. Здесь основное повествование ведется, как можно догадаться из названия, в эпистолярном стиле – то есть в форме письма.

  • Краткое содержание Гайдар Школа

    Повесть «Школа», созданная советским писателем Аркадием Гайдаром, рассказывает о событиях, происходивших в России с 1916 до конца 1918 года.

  • Краткое содержание Линдгрен Приключения Эмиля из Леннеберги

    Эмиль – мальчик, который находиться в детстве, причем даже не старается выйти из этого возраста. Но, так как он мал еще, это считается вполне нормальным. Но дело в том, что частенько Эмиль переходит все границы в своих шалостях

  • Краткое содержание Чехов Враги

    Небольшой рассказ Антона Павловича Чехова "Враги" начинается с описания непростой ситуации, в которую попал доктор Кирилов. Его сын скончался от дифтерита. Андрей был единственным ребёнком в семье.

«Первую песенку зардевшись спеть.»

Глава первая

Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета. К числу таких характеров принадлежит купеческая жена Катерина Львовна Измайлова, разыгравшая некогда страшную драму, после которой наши дворяне, с чьего-то легкого слова, стали звать ее леди Макбет Мценского уезда.

Катерина Львовна не родилась красавицей, но была по наружности женщина очень приятная. Ей от роду шел всего двадцать четвертый год; росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза черные, живые, белый высокий лоб и черные, аж досиня черные волосы. Выдали ее замуж за нашего купца Измайлова с Тускари из Курской губернии, не по любви или какому влечению, а так, потому что Измайлов к ней присватался, а она была девушка бедная, и перебирать женихами ей не приходилось. Дом Измайловых в нашем городе был не последний: торговали они крупчаткою, держали в уезде большую мельницу в аренде, имели доходный сад под городом и в городе дом хороший. Вообще купцы были зажиточные. Семья у них к тому же была совсем небольшая: свекор Борис Тимофеич Измайлов, человек уже лет под восемьдесят, давно вдовый; сын его Зиновий Борисыч, муж Катерины Львовны, человек тоже лет пятидесяти с лишком, да сама Катерина Львовна, и только всего. Детей у Катерины Львовны, пятый год, как она вышла за Зиновия Борисыча, не было. У Зиновия Борисыча не было детей и от первой жены, с которою он прожил лет двадцать, прежде чем овдовел и женился на Катерине Львовне. Думал он и надеялся, что даст ему бог хоть от второго брака наследника купеческому имени и капиталу; но опять ему в этом и с Катериной Львовной не посчастливилось.

Бездетность эта очень много огорчала Зиновия Борисыча, и не то что одного Зиновия Борисыча, а и старика Бориса Тимофеича, да даже и самое Катерину Львовну это очень печалило. Раз, что скука непомерная в запертом купеческом терему с высоким забором и спущенными цепными собаками не раз наводила на молодую купчиху тоску, доходящую до одури, и она рада бы, бог весть как рада бы она была понянчиться с деточкой; а другое и попреки ей надоели: «Чего шла да зачем шла замуж; зачем завязала человеку судьбу, неродица», словно и в самом деле она преступление какое сделала и перед мужем, и перед свекром, и перед всем их честным родом купеческим.

При всем довольстве и добре житье Катерины Львовны в свекровом доме было самое скучное. В гости она езжала мало, да и то если и поедет она с мужем по своему купечеству, так тоже не на радость. Народ все строгий: наблюдают, как она сядет, да как пройдет, как встанет; а у Катерины Львовны характер был пылкий, и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и свободе: пробежать бы с ведрами на реку да покупаться бы в рубашке под пристанью или обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою; а тут все иначе. Встанут свекор с мужем ранехонько, напьются в шесть часов утра чаю, да и по своим делам, а она одна слоняет слоны из комнаты в комнату. Везде чисто, везде тихо и пусто, лампады сияют перед образами, а нигде по дому ни звука живого, ни голоса человеческого.

Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать со скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню, устроенную на высоком небольшом мезонинчике. Тут тоже посидит, поглазеет, как у амбаров пеньку вешают или крупчатку ссыпают, – опять ей зевнется, она и рада: прикорнет часок-другой, а проснется – опять та же скука русская, скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться. Читать Катерина Львовна была не охотница, да и книг к тому же, окромя Киевского патерика, в доме их не было.

Скучною жизнью жилось Катерине Львовне в богатом свекровом доме в течение целых пяти лет ее жизни за неласковым мужем; но никто, как водится, не обращал на эту скуку ее ни малейшего внимания.

Глава вторая

На шестую весну Катерины Львовниного замужества у Измайловых прорвало мельничную плотину. Работы на ту пору, как нарочно, на мельницу было завезено много, а прорва учинилась огромная: вода ушла под нижний лежень холостой скрыни, и захватить ее скорой рукой никак не удавалось. Согнал Зиновий Борисыч народу на мельницу с целой округи, и сам там сидел безотлучно; городские дела уж один старик правил, а Катерина Львовна маялась дома по целым дням одна-одинешенька. Сначала ей без мужа еще скучней было, а тут будто даже как и лучше показалось: свободнее ей одной стало. Сердце ее к нему никогда особенно не лежало, а без него по крайней мере одним командиром над ней стало меньше.

Сидела раз Катерина Львовна у себя на вышке под окошечком, зевала-зевала, ни о чем определенном не думала, да и стыдно ей, наконец, зевать стало. А на дворе погода такая чудесная: тепло, светло, весело, и сквозь зеленую деревянную решетку сада видно, как по деревьям с сучка на сучок перепархивают разные птички.

«Что это я в самом деле раззевалась? – подумала Катерина Львовна. – Сем-ну я хоть встану по двору погуляю или в сад пройдусь».

Накинула на себя Катерина Львовна старую штофную шубочку и вышла.

На дворе так светло и крепко дышится, а на галерее у амбаров такой хохот веселый стоит.

– Чего это вы так радуетесь? – спросила Катерина Львовна свекровых приказчиков.

– А вот, матушка Катерина Ильвовна, свинью живую вешали, – отвечал ей старый приказчик.