Самые известные произведения агнии барто. Агния барто. «Взрослые» стороны творчества и жизни

Предварительный просмотр:

Творчество А.Л.Барто

У нас в стране каждую весну, в конце марта во время школьных каникул начинается "Неделя детской книги". "Книжкина неделя" - это праздник, придуманный замечательным писателем Львом Кассилем. Первый раз его провели в 1943 году. Когда в кремле в Колонном зале на Неделе детской книги появлялась эта поэтесса, каждую строчку ее стихов сопровождал гул детских голосов, повторяющих наизусть ее стихи. Она говорила так: "Я начну читать стихотворенье, а вы все вместе, его продолжайте, если знаете. Мое дело сочинять стихи, а читать и знать их должны вы, читатели!" Конечно, вы все знаете эти стихи с детства. Давайте и мы прочитаем все вместе знакомые и любимые строчки: "Уронили мишку на пол...", " Идет бычок, качается...", "Зайку бросила хозяйка...", " Наша Таня громко плачет..." Вот видите, вы тоже хорошо их помните. А зовут эту поэтессу... Агния Львововна Барто.

Агния Львововна родилась в Москве 17 февраля 1906 г. Там она училась и выросла. Отец ее - Лев Николаевич Волов, был ветеринарным врачом, и в доме у них всегда было много разных животных. Любимым писателем отца был Л.Н.Толстой. И как вспоминает А.Барто, отец учил ее читать по его книгам. Еще он любил читать и знал наизусть все басни И.А.Крылова. У каждого в детстве есть мечта - Агния мечтала стать шарманщиком: ходить по дворам, крутить ручку шарманки, чтобы из всех окон высовывались люди, привлеченные музыкой. Стихи она начала писать в раннем детстве - в первых классах гимназии. И писала, как и положено поэтам, в основном о любви: о кавалерах и "розовых маркизах". Главным критиком юной поэтессы был, конечно, ее отец.

А вот серьезно занятся литературой Агнии Львововне посоветовал Анатолий Васильевич Луначарский - нарком (министр) культуры. Он приехал на выпускной концерт в хореографическое училище, где училась А.Л.Барто. На концерте она танцевала под музыку Шопена и читала свое стихотворение - "Похоронный марш". А Луначарский смотрел на ее выступление и улыбался. Спустя несколько дней он пригласил юную балерину к себе в Наркомпрос и сказал, что, слушая ее стихотворение он понял, что А.Л. обязательно будет писать - и писать веселые стихи.

Когда А.Барто первый раз пришла со своими стихами в Госиздат, ее направили в отдел детской литературы. Это ее удивило и обескуражило, ведь она хотела быть серьезным взрослым поэтом. Но встречи и беседы с известными писателями В.Маяковским и М.Горьким окончательно убедили ее в том, что детская литература серьезное дело и стать детским поэтом непросто. Агния Львововна стала бывать в школах, детских садах, прислушиваться к разговорам ребят на улицах, во дворах. Как-то раз она услышала слова маленькой девочки, смотревшей, как передвигают дом у Каменного моста: " Мама, а теперь в этом доме прямо в лес можно ездить?" так появилось стихотворение "Дом переехал".

Замечательный детский писатель К.Чуковский очень хвалил ее цикл стихов "Игрушки". А С.Я. Маршак говорил: "Работайте, не у всех сразу получалось. Юный Антоша Чахонте не сразу стал Чеховым". И поэтесса работала, общалась с ребятами, и получались вот такие чудесные стихи, например, "Обида" и "В театре"

Во время Великой Отечественной войны Агния Львововна жила в Свердловске, печатала военные стихи, статьи. Как корреспондент "Комсомольской правды" в 1942 г. побывала на западном фронте. Но всегда она хотела написать о юных героях: особенно о подростках, которые работали на заводах, заменив ушедших на фронт отцов. По совету Павла Бажова, поэтесса пошла на завод в ученицы и приобрела специальность токаря 2-го разряда. Так было написано стихотворение "Мой ученик", в котором она с юмором рассказывает об этом.

В самом конце войны, перед Днем Победы в семье А.Л.Барто произошло большое несчастье - погиб ее сын Гарик. Придя из института, он отправился покататься на велосипеде, и попал под машину. Стихи ушли из дома. Агния Львововна стала ездить по детским домам, где жили сироты - жертвы войны. Там она снова убедилась в том, насколько дети неравнодушны к поэзии. Она читала им свои стихи и видела, как дети начинали улыбаться. Так появилась новая книга стихов "Звенигород" (1947 г.) - книга о воспитанниках детских домов и о людях, которые заботятся о них. Случилось так, что в 1954 г. эта книжка попала в руки к женщине, у которой во время войны потерялась 8-летняя дочь Нина. Мать считала ее погибшей, но, прочитав поэму, стала надеяться, что дочь жива и о ней так же кто-то заботился все эти годы. Агния Львововна передала это письмо в специальную организацию, где работали люди, самоотверженно и успешно занимавшиеся поисками пропавших людей. Через 8 месяцев Нина нашлась. Об этом случае была напечатана заметка в газете. И тут у Агнии Львововне стали приходить письма от разных людей: "Помогите найти моего сына, дочь, маму!" что было делать? Для официального розыска нужны точные данные. А зачастую, ребенок, потерявшийся маленьким, их не знает или не помнит. Таким детям давали другую фамилию, новое имя, врачебная комиссия устанавливала примерный возраст. И Агнии Львововне пришла в голову такая мысль: не сможет ли помочь в поисках детская память. Ребенок наблюдателен, он видит и запоминает увиденное на всю жизнь. Главное нужно было отобрать самые неповторимые воспоминания детства. Эту идею удалось проверить с помощью радиостанции "Маяк". С 1965 г. 13 числа каждого месяца А.Барто вела передачу "Найти человека". Вот вам пример - поэтесса рассказывает про Нелю Неизвестную, зачитывает ее воспоминания: "Ночь, гул самолетов. Помню женщину, на одной руке у нее грудной младенец, в другой тяжелый мешок с вещами. Мы куда-то бежим, я держусь за юбку, а рядом двое мальчишек. Одного из них зовут Роман". Через три часа после передачи пришла телеграмма "Неля Неизвестная наша дочь, ищем ее уже 22 года". Почти 9 лет вела эту передачу А.Л.Барто. Удалось воссоединить 927 семей. В 1969 г. ей была написана книга "Найти человека", в которой рассказывались истории потерявших и нашедших друг друга людей. Эту книгу и работу на радио она посвятила светлой памяти своего сына Гарика.

Когда у дочери Агнии Барто Татьяны родился сын Володя, он стал самым желанным и любимым внуком Агнии Львовны. Именно о нём поэтесса создала целый цикл стихов: "Вовка - добрая душа". Послушайте два стихотворения из этого цикла: "Как Вовка стал старшим братом" и "Как Вовка стал взрослым".

А еще А.Л.Барто писала сценарии к детским фильмам "Слон и веревочка" и "Подкидыш". Эти фильмы любят смотреть все: и взрослые, и дети.

А.Л.Барто побывала во многих странах земного шара и везде встречалась с детьми. Побывав однажды в Болгарии, в маленьком городке она познакомилась с девочкой Петриной, которая очень хотела переписываться с ребятами из Москвы. Барто рассказала об этом московским детям и дала адрес Петрины. В течение 10 дней болгарская школьница получила больше 3000 писем. В первый день пришло 24 письма и девочка ответила на все. Но на другой день пришло еще 750 писем. Вскоре из почтового отделения позвонили и сказали, что они завалены письмами для Петрины и не могут нормально работать. Болгарские ребята устроили субботник: собрали письма и раздали всем детям, чтобы те ответили на них. Так завязалась дружеская переписка между советскими и болгарскими ребятами.

Умерла А.Барто 1 апреля 1981 г. Ее именем названа одна из малых планет, что вращаются вокруг Земли. После нее осталась полтора миллиона книг на 86 языках, замечательные стихи, которые вы помните с детства, которые будете читать своим детям: "Игрушки", "Младший брат", "Однажды я разбил стекло", "Вовка - добрая душа", "Мы с Тамарой", "Все учатся", "Звенигород", "За цветами в зимний лес" и другие.

Поэзия доброты в творчестве А.Л. Барто

Сегодня никого не удивить сообщением о том, что дети читают все меньше и меньше. Как сохранить интерес к чтению, как упрочить уважение к книге? Этот вопрос стоит не только перед учителями, но и перед работниками библиотек. Не секрет, что дети сегодня чаще прибегают к помощи компьютера, где почти всегда находят ответы на все свои вопросы. А «услужливые» составители компьютерных программ предложат их вниманию краткое содержание, а точнее «выжимки» из любого произведения.

Поэтому начинать прививать интерес к чтению, уважение к слову надо с дошкольного возраста, а укреплять его с самого раннего школьного возраста. Эффективнее всего будет обращаться к творчеству известных любимых с дошкольного возраста авторов, таких так – Маршак С., Чуковский К., Михалков С., Барто А., Осеева В. и др. Обращаться к тем произведениям, которые дети знают, любят и содержание которых им понятно. При этом нужно не забывать, что чтение любого произведения должно стать открытием для ребенка он обязательно должен узнавать, что-то новое.

Пожалуй, нет ни одного ребенка, в чьем детстве не звучали бы стихи А. Барто. В 2006 году Агнии Львовне Барто исполнилось бы 100 лет со дня рождения и 25 лет со дня смерти, но поэзия Барто по – прежнему современна, интересна и понятна любому малышу.

Для формирования интереса к чтению родной литературы у обучающихся я использую произведения А.Л. Барто.

«Поэзия добрых дел»

Для того, чтобы сформировать и закрепить интерес у обучающихся начальных классов к поэзии А.Л. Барто я использую различные формы и методы работы (вербальные, наглядные, игровые, индивидуальные, групповые).

Сегодня я расскажу о ряде мероприятий, посвященных жизни и творчеству Агнии Львовны Барто и адресованных учащимся начальных классов.

Час интересных сообщений «Всем детям ровесница».

Учащимся предлагается приготовить сообщение о жизни или о творчестве А. Барто (самостоятельно или с помощью родителей, учителя или библиотекаря). Учащиеся рассказывают интересные сведения об авторе и ее деятельности, читают стихи, демонстрируют рисунки, книги, которые они читали, когда были совсем маленькие. К этому мероприятию оформляется тематическая полка «Я читаю стихи Агнии Барто», где представлены книги и портрет А. Л. Барто. Участвуя в таком мероприятии, дети с неподдельным интересом знакомятся с творчеством автора своих любимых стихов. Одним из сообщений было сообщение о деятельности А. Барто в послевоенные годы.

Этот период деятельности поэтессы очень заинтересовал обучащихся поэтому была организованна проектно-исследовательская деятельность. Дети собирали материал из разных источников (книги, периодические издания, Интернет). В результате выполнена электронная презентация «Поэзия добрых дел или найти человека» , которая отражает важную и значительную деятельность Агнии Львовны – поиск людей. В презентации представлены сведения о том, как была организована радиопередача «Найти человека», демонстрируются первая обложка «Звенигорода» и фотография Нины – первого ребенка, которого удалось найти А. Барто. Современным учащимся интересен этот период деятельности А. Барто. Дети умеют сопереживать героям «Звенигорода», с интересом слушают истории из передачи «Найти человека». Мне кажется, это очень важно, что дети не остаются равнодушными к таким историям. Они задумываются о своем поведении по отношению к родителям и родным, ставят себя на место тех потерявшихся во время войны детей. И имя А.Л. Барто после знакомства с презентацией «Найти человека» ассоциируется у детей теперь уже не только со стихами из цикла «Игрушки».

По прежнему очень эффективна такая форма мероприятий, как громкие чтения «Стихи детям» . Громкие чтения включают в себя небольшую беседу о жизни и творчестве автора и выразительное чтение стихотворений, как ведущей, так и обучащимися. Очень хорошо проходит игра во время громких чтений: «Я начну, а вы продолжите», в которую очень часто играла сама поэтесса.

На протяжении нескольких дней в библиотеке работает книжная выставка «Если вы попросите я Вам расскажу» , которая состоит из трех разделов: «Игрушки», «Я расту», «Труден бой самим с собой». Книги с этой выставки пользуются повышенным спросом. Так же на выставке присутствуют игрушки, рисунки, поделки, отзывы о стихах А. Барто.

Постепенно рисунков набирается много и я организовываю выставку рисунков «Иллюстрация к стихотворениям А. Барто».

Рисунки у детей добрые, светлые, индивидуально выразительные. В них так легко узнаются стихи Барто. Просматриваются погружение в тему, атмосфера соучастия, радости от деятельности. С помощью рисунка дети выражают свои впечатления о прочтенном.

Увлекательная игра – поиск «Имена от А до Я» , цель которой поиск личных имен, встречающихся в стихотворениях Агнии Барто. Задача каждого участника игры – собрать все стихотворения Барто о своем личном имени. Может оказаться, что таких нет, но без поиска участник этого не узнает. Таким образом, дети вновь становятся исследователями стихотворений А. Барто. Они более глубоко и осмысленно познают творчество Агнии Барто.

Тем учащимся, у которых в процессе поиска оказалось, что в стихах Барто не упоминаются их имена, я предложила составить кроссворд «Имена».

Литературный праздник «Путешествие в страну веселого детства» , посвященный творчеству Агнии Барто.

Оформление зала: выставка книг "Поэзия доброты», портрет А. Л. Барто, рисунки с выставки «Иллюстрация к стихотворению А. Барто», на полках игрушки; щит, изображающий школьную доску.

Действующие лица: ведущая, ВОВКА- «добрая душа», ТАМАРА и ТАНЯ из стихотворения «Мы с Тамарой», две СИНИЦЫ, герои стихотворения |«Три очка за старика». Этот праздник имеет как развлекательный моменты, так и познавательные. В обзоре творчества А. Барто была использована презентация «Поэзия добрых дел или найти человека», а так же кроссворды, составленные самими учащимися и инсценировка стихотворения «Три очка за старичка». Дети принимали активное участие в подготовке и проведении литературного праздника.

Говоря о поэзии А.Л. Барто, можно говорить о преемственности поколений. Неустареваемость произведений! Стихи А. Барто всем хорошо известны: их помнят и цитируют не только дети, но и взрослые. Я считаю, что работу по формированию интереса к чтению необходимо вести комплексно используя различные формы и методы работы. Обязательно должны присутствовать наглядные и игровые формы, а так же исследовательская деятельность. Книга несет не только информацию, но еще и эстетическую ценность, как один из видов искусства – необходимо подчеркнуть в процессе формирования интереса к чтению. По результатам проведенных мероприятий можно сделать следующий вывод: учащиеся с неподдельным интересом знакомятся с произведениями автора. Творчески подходят к изучению деятельности А. Барто (готовят сообщения, оформляют рисунки, выполняют поделки, составляют кроссворды).

Дети заслуживают самых прекрасных стихотворений, серьезных тем. Агния Барто в своем творчестве запечатлела целую эпоху в истории культуры детства, само же ее творчество является достоянием детства нынешнего. И наша задача всесторонне раскрыть это достояние перед детьми.

Своими достижениями считаю:

  • Сформирована группа обучащихся начальных классов из 10 человек, которые являются постоянными участниками всех вышеперечисленных мероприятий, активными читателями.
  • 32 обучающихся начальных классов приняли участие в выставке рисунков.
  • По сравнению с началом учебного года на 43% увеличилось посещение библиотеки обучающимися начальных классов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агния Львовна Барто //Я познаю мир. Дет. энцикл.: Литература. - М., 1999. - С. 44-46.

2. Барто Агния Львовна // Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь в 3-х частях. - 4.1. - М., 1998. - С. 44-47.

3. Барто Агния Львовна // Очерки о детских писателях: Справочник для учителей. - М., 1999. - С. 17-19.

4. Барто Агния Львовна// Кузнецова Н. И. и др. Детские писатели: Справочник для учителей и родителей. - М., 1995. - С. 10-12.

5. Барто А. Л. Немного о себе // Вслух про себя: Сборник статей и очерков советских детских писателей. - М., 1975. -С. 22-23.

6. Барто А. Л. Записки детского поэта. - М.: Сов. писатель, 1976.

Всем детям ровесница // Разумневич В. Л. Книги на всю жизнь. - М.: 1975. - С. 57-86.

7. Заикина А. и др. Умные кроссворды. - М.: Лист, 1999.

8. ПолозоваТ. Праздники для детей. К 90-летию со дня рождения А.Л. Барто. // Начальная школа, 1996, - № 6. - С. 64-67.

9. Соловьев Б. И., Мотяшов И. П. Агния Барто: Очерк творчества. - М.: Дет. лит., 1979.

10. Смирнова В. О творчестве Агнии Барто // Барто А. Стихи детям. - М., 1981. - С. 6-14.

11. Сухин И. Г. Литературные викторины, тесты и сказки-загадки. - М.: Новая школа, 1998.

12. Химина 0. С. Поэзия доброты // Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек. - 1998. - №8.- С. 121-123.


Не зря многие литературоведы считают, что писать стихи и прозу для детей - это особый дар, двойной талант. Ведь донести до маленьких читателей мысли в форме, интересной и понятной для них, довольно сложно.

Агния Барто – это поэтесса, творчество которой стало классикой детской литературы. Кроме того, стихи ее продолжают помнить наизусть и при случае цитировать многие взрослые. Ведь простые, на первый взгляд, строчки, соединенные при помощи незамысловатой рифмы, несут в себе глубокую афористичность. Они удивительно точно и легко описывают житейские ситуации, с которыми сталкивается и любой ребенок, и его родители.

Творчество Агнии Барто для детей

В ненавязчивой и мягкой форме стихи Агнии Барто рассказывают малышам о правилах поведения в мире, который они еще только начинают осваивать. Дети смотрят со стороны на себя и своих друзей по песочнице, узнавая их в героях стихов. А это – первый шаг на пути к умению анализировать обстановку вокруг. Поэтому не стоит недооценивать важность стихов Агнии Барто в таком важном деле как формирование детской души. Сама поэтесса очень любила детей и часто предпочитала находиться в их обществе, чем с взрослыми. Получая удовольствие от общения с малышами, Барто одновременно черпала из такого времяпрепровождения сюжеты для своего творчества.

Возможно, в этом и заключается секрет стихов Агнии Барто. Дети доверяют автору, пусть и не видят его. Они чувствуют, что Барто – «своя», знающая об их мире не понаслышке. Ведь малыши сохраняют удивительные интуитивные способности, которые, к сожалению, чаще утрачивается с возрастом. Не лишайте своих детей возможности погрузиться в мир классической детской литературы – расскажите им о стихах Агнии Барто, и конечно, читайте их вместе.

Творчество Агнии Барто отличается тонким юмором, отсутствием морализаторства, но при этом реализмом и легкостью восприятия. Ее стихи – это своеобразная игра с ребенком, в ходе которой он обучается многим полезным вещам.

«Взрослые» стороны творчества и жизни

Мало кто знает, что поэтесса вела активную общественную жизнь. Впрочем, вряд ли могло быть по-другому. Ведь человек, обладающий способностью мыслить критически, просто обязан направлять свой дар в продуктивное русло, на благо людям. Агния Барто некоторое время являлась депутатом Моссовета, писала киносценарии, была членом народного суда. Кроме того, Агния Барто возглавляла ассоциацию, представлявшую русскую литературу для детей в иностранных государствах.

Стихи Агнии Барто (1906-1981) в нашей стране знает каждый ребенок. Ее книги печатались миллионными тиражами. Эта удивительная женщина всю свою жизнь посвятила детям.
Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище.
Литератором она стала благодаря курьезу. На выпускных зачетах в училище, где Барто прочла свое стихотворение "Похоронный марш", присутствовал А. В. Луначарский. Через несколько дней он пригласил ее в Наркомпрос и выразил уверенность, что Барто рождена писать веселые стихи. В 1925 году в Госиздате Барто направили в детскую редакцию. Агния Львовна с увлечением принялась за работу. Она училась у Маяковского , Чуковского , Маршака .
Во время Великой Отечественной Барто много выступала по радио, ездила на фронт корреспондентом от газеты. В послевоенные годы Агния Львовна стала организатором движения по поиску разлученных во время войны семей. Она предложила разыскивать потерявшихся родителей по детским воспоминаниям. Через программу "Найти человека" на радио "Маяк" удалось соединить 927 разлученных семейств. Первая книга прозы писательницы так и называется - "Найти человека".
За свою писательскую и общественную деятельность Агния Барто неоднократно была награждена орденами и медалями. Она много ездила за рубеж, помогала детской интернациональной дружбе. Умерла писательница 1 апреля 1981 года, прожив долгую и такую нужную людям жизнь.
Стиль ее стихов очень лёгкий, они легко запоминаются. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком - но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями так, как будто автор - их ровесница.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Какой жизненный путь прошла Барто Агния? Биография любимой поэтессы, на стихотворениях которой выросло несколько поколений детишек, вызывает интерес как детей, знающих ее стишки наизусть, так и родителей, воспитывающих своих чад на таких знакомых строках. Знаменитые «Идет бычок, качается…», «Наша Таня громко плачет…», «Уронили мишку на пол…» ассоциируются с первыми шагами малыша, первым словом «мама», первой воспитательницей, первым школьным звонком. Стиль этих любимых строк очень легкий, автор разговаривает с ребенком, будто ровесник, на понятном ему языке.

Не каждый знает о личной трагедии этого светлого человека, о той важной жизненной роли, которую взяла на себя Агния Львовна Барто, биография которой тесно связана с детьми. В послевоенные годы знаменитая поэтесса помогла встретиться тысячам потерявшихся во время войны людей.

Агния Барто: творчество и биография

Для детей Агния Барто - самый первый и любимый писатель, чьи стихотворения они, повзрослев и создав семьи, рассказывают уже своим детям. Родилась Агния Львовна 1906 года в семье Волова Льва Николаевича - ветеринарного врача. Семья вела типичный для тех времен образ жизни вполне обеспеченного дома: с домашним начальным образованием, французским языком, парадными обедами. Воспитанием занимался отец; будучи поклонником искусства, он видел свою дочь знаменитой балериной, которой Агния не стала. Девочку интересовало другое русло - стихотворное, которым она увлеклась вслед за своими гимназическими подругами.

В 1925 году были изданы стихов для детей: «Китайчонок Ван Ли», «Мишка-воришка». Агния была очень застенчивой и, однажды решившись прочесть свое стихотворение Чуковскому, авторство приписала пятилетнему мальчику. Окончательно в выборе тематики поэзии талантливая девушка определилась после беседы с Владимиром Маяковским, в которой он говорил о необходимости принципиально новой способной сыграть важную роль в воспитании будущего гражданина. Агния Барто верила, что ее произведения воспитают высококультурных, патриотичных, честных граждан своей страны. Биография Агнии Барто для детей связана с любимыми стихотворениями; из-под пера поэтессы с 1928 по 1939 год вышли такие сборники стихов: «Мальчик наоборот», «Братишки», «Игрушки», «Снегирь».

Жизнь поэтессы: творческая и личная

Личная жизнь Агнии Барто не была скучной; достаточно рано она создала семью с поэтом Павлом Барто, родила ребенка - сына Гарика.

Первый брак дал трещину, возможно, по причине юношеской спешки, а может быть, это связано с профессиональными успехами, с которыми не смог смириться Павел Барто. В 29 лет Агния ушла к другому мужчине - ученому-энергетику Андрею Владимировичу Щегляеву, ставшему главной любовью ее жизни. От него Агния родила дочь Татьяну. Неконфликтный характер Агнии Барто и авторитет декана энергомашиностроительного факультета МЭИ («самого красивого декана Советского Союза») - Андрея Владимировича - привлекали в их дом актеров, музыкантов, писателей. Агния Барто очень тесно дружила с и Фаиной Раневской.

Барто Агния, биография которой вызывает интерес уже повзрослевших поколений, выросших на любимых стихах, достаточно много путешествовала в составе делегаций от Советского Союза, в 1937 году участвовала в проходящем в Испании Международном конгрессе в защиту культуры. Именно там она собственными глазами увидела, потому что заседания проходили в пылающем осажденном Мадриде, а среди разрушенных домов бродили осиротевшие дети. Наиболее тяжелое впечатление на Агнию произвел разговор с испанкой, которая показала фотографию сына и закрыла пальцем его голову, объясняя таким образом, что мальчику ее оторвало снарядом. Как передать чувства матери, пережившей собственного ребенка? На этот страшный вопрос она получила ответ спустя несколько лет.

Барто Агния: биография в годы войны

Агния Барто знала о неизбежности войны с Германией. В конце 30-х годов она побывала в этой чистой, опрятной стране, видела хорошеньких кудрявых девочек в нарядах, украшенных свастикой, слышала звучащие на каждом углу нацистские лозунги. С поэтессой война обошлась милосердно; она даже во время эвакуации находилась рядом с мужем, получившим направление на Урал, а именно в Свердловск. По мнению Агнии Барто, которое вскоре подтвердилось словами писателя Павла Бажова, уральцы были закрытыми, суровыми и недоверчивыми людьми. Свердловские подростки, заняв место ушедших на фронт взрослых, работали на оборонных заводах.

Агнии было просто необходимо общаться с детьми, от которых она черпала сюжеты и вдохновение. Чтобы хоть как-то к ним приблизиться, поэтесса освоила профессию токаря 2-го разряда. Работая у токарного станка, она усердно доказывала свою пользу обществу, насильно поставленному в рамки жестокой войны. Агния Львовна выступала по радио Москвы и Свердловска, писала военные статьи, очерки, стихи. 1942 год она провела на Западной фронте, будучи корреспондентом «Комсомольской правды». В послевоенные годы посетила Англию, Болгарию, Японию, Исландию и ряд других стран.

Личная трагедия Агнии Барто

В Москву поэтесса вернулась в 1944 году. Жизнь вошла в привычную колею, друзья возвращались из эвакуации, дети снова приступили к учебе. Все с нетерпением ждали конца войны. 4 мая 1945 года стало трагическим днем для Агнии. В этот день грузовик, выехавший из-за угла, насмерть сбил катавшегося на велосипеде 15-летнего Гарика. Праздник Победы померк для материнского сердца, не стало ее ребенка. Тяжело пережив эту трагедию, Агния всю свою любовь обратила на дочь Татьяну, продолжая упорно заниматься творчеством.

1940-1950-е годы ознаменовались выходом новых сборников Агнии Барто: «Веселые стихи», «Первоклассница», «Стихи детям», «Звенигород». В это же время поэтесса работала над сценариями детских фильмов «Алеша Птицын вырабатывает характер», «Подкидыш», «Слон и веревочка». В 1958 году был написан значительный цикл сатирических детских стихотворений «Лешенька, Лешенька», «Дедушкина внучка».

Любимая поэтесса всех поколений

Барто Агния, биография которой интересна ее поклонникам, благодаря написанным стихотворениям, стала влиятельным литератором, любимицей всего Советского Союза, «лицом советской детской книги». В 1947 году была опубликована поэма «Звенигород», рассказывавшая о детях, потерявших в годы войны родителей. Написана она была после посещения детского дома в Звенигороде - подмосковном городке. Этой поэме, в которой использовались беседы с детьми, была уготована особая доля. После выхода «Звенигорода» Агнии Львовне пришло письмо от женщины, которая потеряла во время войны восьмилетнюю дочь. Обрывки воспоминаний детей, отображенных в поэме, показались женщине знакомыми, и она тешила себя надеждой, что Агния общалась именно с ее пропавшей дочерью. Так на самом деле и оказалось. Родные люди встретились спустя 10 лет.

На радиостанции «Маяк» в 1965 году начала выходить в эфир передача «Ищу человека», ведущей которой стала Агния Барто. В основе поисковых работ лежали детские воспоминания, которые, по мнению писательницы, настолько цепки и остры, что остаются с ребенком на всю жизнь. За 9 лет кропотливой работы Агнии Барто удалось соединить тысячи людских судеб.

В личной жизни все шло благополучно: муж успешно продвигался по карьерной лестнице, Агния стала бабушкой прекрасного внука Владимира, для которого написала стих «Вовка - добрая душа». Поэтесса по-прежнему колесила по миру, была лицом любой делегации, потому как умела себя держать в обществе, разговаривала на нескольких языках, прекрасно танцевала и красиво одевалась. Двери дома Агнии Барто всегда были открыты для гостей; за одним столом собирались академики, начинающие поэты, знаменитые актеры и студенты МЭИ.

Последние годы Агнии Барто

В 1970 году от рака умер Андрей Владимирович - муж Агнии Барто, которого она пережила на 11 лет. Все эти годы Агния Львовна неустанно работала, написала 2 книги воспоминаний, более сотни стихотворений. Боясь одиночества, могла часами разговаривать по телефону с подругами, старалась часто видеться с дочерью и внуками. С благодарностью ее вспоминают семьи репрессированных знакомых, которым Агния Львовна находила хороших докторов, помогала доставать дефицитные лекарства, «пробивала» квартиры - даже для незнакомых людей.

Умерла Агния Барто в Москве в 1981 году, 1 апреля. Сделав вскрытие, врачи были потрясены очень слабыми сосудами и не понимали, как в последние 10 лет кровь поступала в сердце такого светлого человека. Краткая биография Агнии Барто охватывает ключевые моменты ее жизни, трудные и плодотворные; мы до сих пор читаем ее стихи, воспитываем на них детей, растим внуков.