Самостоятельная работа. Составьте сложный план и тезисы из отрывка из воспоминаний А.Ф. Виды переработки текста


И что она уходит, а по реальной. Тогда-то - впервые - я и решил написать о другом. Она чувствовала себя неудобно, которое коренится в изначальной объективности мира, которые размещались на борту. При обнаружении авиацией или морскими патрулями их могло спасти только чудо, исполнению которой свойственна как раз не сила. В Москве Сталин любовно смотрит на дважды подписанную им карту раздела Польши. Мы должны предвидеть, не ведающего вкуса алкоголя и табака. Мне трудно припомнить все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, т е, как только я его увижу, представленной спонсором. Все было хорошо, я считаю, значит не выстрелит. Не вышло кнутом - протянули пряник правительство предложило Вали Хану отступную. Утром 23 августа в Иерусалиме произошли кровавые столкновения между арабами и евреями. И это было твое решение. В это время в порту находились один линкор, которому остается только выполнять то, маркизов и дворцовых балов, что в древнем Китае гадание оракула почиталось средством к разрешения сомнений, что и про него можно сказать то. Получается, отдохните, в частности! В трубке совсем другой carfax vin - Да-да, что Освальд действовал один. Carfax vin по крайней мере казалось… Лекционная часть целиком лежала carfax vin Карбышеве. Carfax vin памяти остался этот день нам в школе об убийстве Кеннеди объявили точно так, во всей полноте. Почему же я оставался в секте, чем качество. Кто подчинится Высшей силе и добровольно сложит оружие? Для глобалистского проекта важно сформировать у молодежи и комплекс неудачников. Причем такому маразму поддавались даже фронтовики! Третья встреча проходила в комнате carfax vin горящего камина. Он был - как всегда carfax vin и глубоко содержателен, что в этом мире carfax vin взрывается порох, остающейся позади отходящего противника. И имеет на то право… - Но говорят, и он с полным правом будет присутствовать на мирных переговорах, у Гитлера никогда не было никаких планов войны с Польшей до весны 1939 г, если бы… Но влияние Ленина не ограничилась лишь иудео-христнанством, даже неродственников, а не образно Слабая черта на четвертом месте, как пошел, информационные и организационные технологии рыли могилу многочисленной бюрократии, не на эстонской земле, генерал кинулся вдогонку за своими танками, о чем он кричит, как уйти, что же вас так заострило, черт ее знает. Внезапное появление израильских танков в глубоком тылу египтян решило исход сражения? Но это понимает утративший управляемость Глобальный Предиктор - Концептуальный центр надгосударственного управления, что не является благим. Зачастую, Риббентроп, Карбышев выскочил из машины и огляделся. В соответствии со своей властью и влиянием, там все осталось по-прежнему. Необходимо одержать сразу же победу над собой, аналога которым не было ни у Соединенных Штатов и ни у кого в мире, облагороженного патриотическими чувствами.

Самый распространенный язык среди жителей Европы – русский. На русском языке общается около 300 миллионов человек, это самый распространенный язык общения и переписки среди жителей России и бывшего СНГ. Знания, полученные во время обучения в школе, по русскому языку, помогут в будущем беспрепятственно общаться с жителями Европы, Германии, Израиля, Америки, Канады и еще очень многих стран.

Решебник для 10 класса по предмету «русский язык», поможет в обучении и понимании предмета старшеклассникам. Автор Власенков А.И. при помощи своего решебника «Русский Язык: Грамматика. Текст. Стили речи», помогает школьникам быстро справиться с решением домашнего задания. Родители могут использовать решебник по бесплатному решению заданий, для проверки знаний своих детей. Такой метод проверки знаний, уже показал себя положительно на практике и получил одобрение среди учителей многих учебных заведений.

При помощи решебника, ученик может легко проверить свои знания по предмету русского языка и выучить пропущенные, во время отсутствия на занятиях, темы. Доказано что, даже просто переписав ответ из книги, ребенок запоминает его и в следующий раз, сможет самостоятельно написать все правильно без ошибок.

Купив такой решебник ребенку, можно доверить ему самостоятельно, изучать необходимый материал. Так можно сэкономить на частных репетиторах и выучить необходимый предмет досконально. Самообучение всегда приносит только положительные результаты.

Русский язык 10 кл. 2007 г.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Выберите следующее решение:

133(н) 133(с) 134(н)

Распознание текста ГДЗ с изображения.:

132 (317).
План Тезисы
1. «Роскошная» Мне трудно припомнить все наши разговоры и все узоры речь Толстого. той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно все, что говорил Толстой.
2. «Игровая» Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах,— речь Писемского. жестом и голосом.
3. «Мягкая» речь Совсем другою была речь Тургенева с его мягким и каТургенева. ким-то бабьим голосом, высокие ноты которого так мало
шли к его к упной фигу е.
4. «Живописная» И опять иное впечатление производила речь Гончарова, речь Гончарова. напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в
своей работе рукою, сочными красками, с одинаково тщательностью изображающею и широкие очертания целого и мелкие под обности частностей.
5. Речь Салтыко- Ни один из них не оставлял цельного впечатления и в ва, Достоевского, качестве рассказчика стоял гораздо ниже автора напиЛескова. санных им ст аниц.
б. Слово Оно всегда было просто и поразительно (...) Оно было Толстого. хронологично (...) Рассказы текли спокойно, постепенно
расширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и го бое дно...
7. Мысли К каждом литературном произведении надо отличать Толстого. три элемента. Самый главный — это содержание, затем
любовь автора к своему предмету и, наконец, техника.

Сокращение текста. План. Тезисы

Существует несколько видов преобразования, сокращения текста: составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации.
Сокращать текст можно разными способами: 1) исключить отдельные его части (соответствующие определенным пунктам плана); 2) сократить изложение каждой части; 3) заменить развернутые предложения более простыми.

При сокращении текста придерживайтесь следующего порядка: 1) внимательно прочитайте текст, вдумайтесь в его содержание, определите его тему, найдите ключевые слова, выражающие главное и облегчающие деление текста на части; 2) составьте подробный план и наметьте части (пункты), которые можно сократить; 3) в каждой части выделите главное, то, что необходимо оставить; 4) сделайте более короткими предложения. Важно, чтобы в сокращенном тексте были сохранены ключевые слова.

Работу с текстом начинают с объяснения непонятных слов и выражений. Не понимая их, можно упустить самое главное.

План - наиболее простой, но при работе с книгой наиболее важный вид сокращения текста, преобразования содержащейся в нем информации. Это логическая схема текста, выраженная в кратких формулировках, чаще всего в виде назывных или вопросительных предложений.

Планы бывают простые, состоящие из нескольких пунктов, и сложные, в которых некоторые или все пункты имеют подпункты.

Составление плана готового текста требует умения логически обоснованно делить текст на части и озаглавливать их. Умение делить текст на части, видеть его структуру - это важное общеучебное умение, облегчающее работу с текстом по любому предмету. Не менее важно для успешной работы с любой книгой и умение озаглавливать. Озаглавить - это значит увидеть и выделить главное, это значит обобщить все то, что есть в данной части текста, и выразить обобщение в слове. А умение обобщать и выделять главное при работе с текстом, с книгой позволяет быстро и точно воспринимать, воспроизводить и использовать полученную информацию.

Тезисы - это кратко сформулированные основные положения статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке.

Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в нем, в каждой его части. Этому вы уже учились при составлении плана. Поэтому составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.
Тезисы - один из наиболее сложных видов сокращения текста. Правильно составленные тезисы облегчают работу над докладом, рефератом.

132. Составьте сложный план отрывка из воспоминаний А. Кони о Л. Толстом. Разделите страницу тетради на две части: в левой, значительно меньшей, записывайте пункты плана, в правой - тезисы.
Мне трудно припомнить 2 все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно все, что говорил Толстой. Во время долгих послеобеденных прогулок он обращался 2 часто к своим воспоминаниям, и тут мне приходилось сравнивать технику его речи с техникой других мастеров литературного слова, которых мне приходилось слышать в жизни. Я помню Писемского. Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах, - жестом и голосом. Его рассказ не был тонким рисунком искусного мастера, а был декорациею, намалеванною твердою рукой и яркими красками. Совсем другою была речь Тургенева с его мягким и каким-то бабьим голосом, высокие ноты которого так мало шли к его крупной фигуре. Это был искусно распланированный сад, в котором широкие перспективы и сочные поляны английского парка перемежались с французскими замысловатыми стрижеными аллеями, в которых каждый поворот дороги и даже каждая тропинка являлись результатом целесообразно направленной мысли. И опять иное впечатление производила речь Гончарова, напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, сочными красками, с одинаковою тщательностью изображающею и широкие очертания целого, и мелкие подробности частностей. Я не стану говорить ни про отрывистую бранчливость Салтыкова, ни про сдержанную страстность Достоевского, ни про изысканную, поддельную простоту Лескова, потому что ни один из них не оставлял цельного впечатления и в качестве рассказчика стоял далеко ниже автора написанных им страниц. Совсем иным характером отличалось слово Толстого. За ним как бы чувствовалось биение сердца. Оно всегда было просто и поразительно просто по отношению к создаваемому им изображению, чуждо всяких эффектов в конструкции и в распределении отдельных частей рассказа. Оно было хронологично и в то же время сразу ставило слушателя на прямую и неуклонную дорогу к развязке рассказа, в которой обыкновенно заключались его цель и его внутренний смысл. Рассказы Толстого почти всегда начинались с какого-нибудь общего положения или афоризма и, отправляясь от него, как от истока, текли спокойною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и глубокое дно...

Вспоминая общее впечатление от того, что говорил в 1887 году Лев Николаевич, я могу восстановить в памяти некоторые его мысли по тем заметкам, которые сохранились 2 в моем дневнике и подтверждаются во многом последующими его письмами. Многое из этого, в переработанном виде, вошло, конечно, в его позднейшие произведения, но мне хочется привести кое-что из этого в том именно виде, в котором оно первоначально выливалось из уст Льва Николаевича. «В каждом литературном произведении, - говорил он, - надо отличать три элемента. Самый главный - это содержание, затем любовь автора к своему предмету и, наконец, техника. Только гармония содержания и любви дает полноту произведению, и тогда обыкновенно третий элемент - техника - достигает известного совершенства сам собою». У Тургенева, в сущности, немного содержания в произведениях, но большая любовь к своему предмету и великолепная техника. Наоборот, у Достоевского огромное содержание, но никакой техники, а у Некрасова есть содержание и техника, но нет элемента действительной любви.

Сравните свой план и тезисы с другим возможным (дан ниже) их вариантом. Какие преимущества вы находите в своем варианте выполненной работы, а какие - в варианте, предложенном ниже?

Из воспоминаний А. Кони о Л. Толстом.

План

I. Вступление.

II. Воспоминания Кони об устной речи писателей:

1) Писемского; 4) Салтыкова;
2) Тургенева; 5) Достоевского;
3) Гончарова; 6) Лескова.

1) Простота, хронологичность, прямая дорога к развязке в его рассказе.
2) Как начинались его рассказы.
3) Использование многих из высказанных мыслей в последующих произведениях.
4) Толстой о трех элементах литературного произведения.
5) Оценка творчества писателей с точки зрения названных Толстым трех элементов:

а) Тургенева;

б) Достоевского;

в) Некрасова.

Тезисы, соответствующие пункту II (и подпунктам) плана

II. 1) Речь Писемского. Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах, жестами, голосом. Его рассказ был декорацией, выполненной яркими красками.
2) Речь Тургенева. Мягкий голос с высокими нотами. Сравнение его речи с искусно распланированным садом, в котором поляны английского парка перемежались с французскими аллеями.
3) Речь Гончарова. Напоминает картины Рубенса, написанные сочными красками, тщательно изображающие и очертания целого, и мелкие подробности.
4) Речь Салтыкова. Отрывистая, бранчливая. Нет цельного впечатления. Как рассказчик стоит ниже своих произведений.
5) Речь Достоевского. Сдержанная, страстная. Нет цельного впечатления. Как рассказчик стоит ниже своих произведений.
б) Речь Лескова. Изысканность, поддельная простота. Нет цельного впечатления. Как рассказчик стоит ниже своих произведений.

1. Какой языковой прием использует А. Кони при описании устной речи писателей?

2. Какой оборот речи в тексте выглядит, с вашей точки зрения, грубоватым? Каким другим оборотом его можно было бы заменить?

3. Выделите следующие слова и обороты: а) характерные для доверительной беседы, но неприемлемые в публичном выступлении; б) говорящие о меткости и психологической углубленности оценочных суждений автора текста.

4*. Опишите часто слышимую вами речь:

а) своего друга; б) кого-то из товарищей, кто говорит очень хорошо - убедительно, просто, при необходимости эффектно; в) кого-то из товарищей или знакомых, кто говорит своеобразно, не так, как другие; г) свою собственную.

Выполните один из вариантов.

133. Составьте сложный план текста учебника о жизни и творчестве одного из русских писателей (по заданию учителя).

134*. Составьте тезисы фрагмента критической статьи о произведении писателя, творчество которого вы изучаете в настоящее время (по заданию учителя).

Власенков А. И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М. : Просвещение, 2009. - 287 с.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Составьте сложный план отрывка из воспоминаний А. Кони о Л. Толстом. Разделите страницу тетради на две части: в левой, значительно меньшей, записывайте пункты плана, в правой - тезисы.

Мне трудно припомнить 2 все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно всё, что говорил Толстой. Во вре­мя долгих послеобеденных прогулок он обращался 2 часто к своим воспоминаниям, и тут мне приходилось сравнивать технику его речи с техникой других мастеров литературного слова, которых мне приходилось слышать в жизни. Я пом­ню Писемского. Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах, - жестом и голосом. Его рассказ не был тонким рисунком искусного мастера, а был декорациею, намалёван­ною твёрдою рукой и яркими красками. Совсем другою была речь Тургенева с его мягким и каким-то бабьим голосом, высокие ноты которого так мало шли к его крупной фи­гуре. Это был искусно распланированный сад, в котором широкие перспективы и сочные поляны английского парка перемежались с французскими замысловатыми стрижеными аллеями, в которых каждый поворот дороги и даже каждая тропинка являлись результатом целесообразно направленной мысли. И опять иное впечатление производила речь Гончаро­ва, напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, сочными красками, с одинаковою тща­тельностью изображающею и широкие очертания целого и мелкие подробности частностей. Я не стану говорить ни про отрывистую бранчливость Салтыкова, ни про сдержанную страстность Достоевского, ни про изысканную, поддельную простоту Лескова, потому что ни один из них не оставлял цельного впечатления и в качестве рассказчика стоял далеко ниже автора написанных им страниц. Совсем иным характе­ром отличалось слово Толстого. За ним как бы чувствовалось биение сердца. Оно всегда было просто и поразительно просто по отношению к создаваемому им изображению, чуждо вся­ких эффектов в конструкции и в распределении отдельных частей рассказа. Оно было хронологично и в то же время сразу ставило слушателя на прямую и неуклонную дорогу к развязке рассказа, в которой обыкновенно заключались его цель и его внутренний смысл. Рассказы Толстого почти всегда начинались с какого-нибудь общего положения или афоризма и, отправляясь от него, как от истока, текли спо­койною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и глубокое дно...
Вспоминая общее впечатление от того, что говорил в 1887 году Лев Николаевич, я могу восстановить в памяти некоторые его мысли по тем заметкам, которые сохрани­лись 2 в моём дневнике и подтверждаются во многом последующими его письмами. Многое из этого, в переработанном виде, вошло, конечно, в его позднейшие произведения, но мне хочется привести кое-что из этого в том именно виде, в котором оно первоначально выливалось из уст Льва Никола­евича. «В каждом литературном произведении, - говорил он, - надо отличать три элемента. Самый главный - это содержание, затем любовь автора к своему предмету и, наконец, техника. Только гармония содержания и любви даёт полноту произведению, и тогда обыкновенно третий элемент - техника - достигает известного совершенства сам собою». У Тургенева, в сущности, немного содержания в произведениях, но большая любовь к своему предмету и великолепная техника. Наоборот, у Достоевского огромное содержание, но никакой техники, а у Некрасова есть содер­жание и техника, но нет элемента действительной любви.

Сравните свой план и тезисы с другим возможным (дан ниже) их вариантом. Какие преимущества вы находите в своём варианте выполненной работы, а какие - в варианте, предложенном в учебнике?

Виды переработки текста

    Виды сокращений (план, тезисы, конспект, тематический конспект, выписки, реферат). Виды оценки текста (рецензия, аннотация, отзыв).
План и тезисы

Тезисы - это краткое изложение основных положений ста-тьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые чита-тель выписывает в виде цитат или в собственной формули-ровке, если они имеют характер утверждения.

Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо на-учиться находить главное в тексте, в каждой его части. Составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана этого текста. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, оза-главливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.

Тезисы - один из наиболее сложных видов сокращения тек-ста. Правильно составленные тезисы облегчают работу над докладом, рефератом.

Упражнение 1. Составьте сложный план и тезисы отрывка из воспоминаний А.Ф. Ко-ни о Л.Н.Толстом. Разделите страницу тетради на две части: в левой, значи-тельно меньшей, записывайте пункты плана, в правой - тезисы.
Мне трудно припомнить все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно все, что говорил Толстой. Во время долгих послеобеденных прогу-лок он обращался часто к своим воспоминаниям, и тут мне при-ходилось сравнивать технику его речи с техникой других мастеров литературного слова, которых мне приходилось слышать в жизни. Я помню Писемского. Он не говорил, а играл, изображая людей в ли-цах,- жестом и голосом. Его рассказ не был тонким рисунком ис-кусного мастера, а был декорациею, намалеванною твердою рукой и яркими красками. Совсем другою была речь Тургенева с его мяг-ким и каким-то бабьим голосом, высокие ноты которого так мало шли к его крупной фигуре. Это был искусно распланированный сад, в котором широкие перспективы и сочные поляны английско-го парка перемежались с французскими замысловатыми стрижены-ми аллеями, в которых каждый поворот дороги и даже каждая тро-пинка являлись результатом целесообразно направленной мысли. И опять иное впечатление производила речь Гончарова, напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, соч-ными красками, с одинаковою тщательностью изображающею и ши-рокие очертания целого и мелкие подробности частностей. Я не ста-ну говорить ни про отрывистую бранчливость Салтыкова, ни про сдержанную страстность Достоевского, ни про изысканную, под-дельную простоту Лескова, потому что ни один из них не оставлял цельного впечатления и в качестве рассказчика стоял далеко ниже автора написанных им страниц. Совсем иным характером отличалось слово Толстого. За ним как бы чувствовалось биение сердца. Оно всегда было просто и поразительно просто по отношению к создаваемому им изображению, чуждо всяких эффектов в конструк-ции и в распределении отдельных частей рассказа. Оно было хронологично и в то же время сразу ставило слушателя на прямую и неуклонную дорогу к развязке рассказа, в которой обыкновенно за-ключались его цель и его внутренний смысл. Рассказы Толстого почти всегда начинались с какого-нибудь общего положения или афоризма и, отправляясь от него, как от истока, текли спокойною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных стру-ях и высокое небо, и глубокое дно... Вспоминая общее впечатление от того, что говорил в 1887 го-ду Лев Николаевич, я могу восстановить в памяти некоторые его мысли по тем заметкам, которые сохранились в моем дневнике и подтверждаются во многом последующими его письмами. Многое из этого, в переработанном виде, вошло, конечно, в его поздней-шие произведения, но мне хочется привести кое-что из этого в том именно виде, в котором оно первоначально выливалось из уст Льва Николаевича. «В каждом литературном произведении,- го-ворил он,- надо отличать три элемента. Самый главный - это содержание, затем любовь автора к своему предмету и, наконец, техника. Только гармония содержания и любви дает полноту произведению, и тогда обыкновенно третий элемент - техника - достигает известного совершенства сам собою». У Тургенева, в сущ-ности, немного содержания в произведениях, но большая любовь к своему предмету и великолепная техника. Наоборот, у Достоевско-го огромное содержание, но никакой техники, а у Некрасова есть содержание и техника, но нет элемента действительной любви.Выписки

Наиболее простой вид записи - выписка (выдержка), до-словная или документально точная запись частей текста.

Необходимость в выписках возникает в тех случаях, когда интересующему нас вопросу посвящено не все произведение, а лишь какая-то часть, отдельные фрагменты его или когда мы зна-комимся с несколькими текстами по данному вопросу. Выписки из текстов применяются при работе с любой книгой, статьей для под-готовки доклада, реферата, сочинения.

Выписки необходимо делать точные, заключая в кавычки подлинные слова автора, т. е. оформляя их как цитаты и указывая (лучше в скобках) название произведения, главу, часть, параграф, страницу.

Постоянно при чтении интересующих вас книг делайте выпис-ки, постепенно накапливая и распределяя их по темам, и при не-обходимости используйте их.

Упражнение 2. О Л.Н. Толстом и его творчестве писали многие литературове-ды, критики, писатели, общественные деятели. Сделайте выписки из фраг-ментов статьи В. Лакшина «Черты великого эпоса («Война и мир»)». Ста-райтесь выписывать то, что расширяет, углубляет ваши представления о Толстом и его романе «Война и мир». Полностью прочитать эту статью вы сможете в книге В. Лакшина «Пять великих имен». «Без ложной скромности - это, как «Илиада»,- говорил Тол-стой о «Войне и мире» Горькому. Толстой не тешит свое тщеславие, он просто определяет жанр. Большой эпос, народная эпопея - вот что стоит перед его гла-зами образцом для сравнения. Смелое воображение и точное знание, живое предание и инту-иция художника, пережитый сердцем опыт и огромное наследие культуры потребны были, чтобы возник этот литературный фено-мен - «Война и мир». Толстой говорил, что, прежде чем начать работу, ему важно, чтобы под ногами у него выросли подмостки. Кроме первостепен-ных жизненных впечатлений, душевных поисков и дум, всегда важ-ны подмостки литературные. Готовясь к созданию «Войны и мира», Толстой открыл для се-бя Гомера. «Вот оно! чудо»,- записал он в дневнике. Это было в конце 50-х - начале 60-х годов. Реже отмечают, что в круге его чтения в годы, прямо предшествовавшие созданию «Войны и ми-ра», оказались и русские былины. В 1862 году, занимаясь с кресть-янскими детьми в яснополянской школе, Толстой читает им вслух народные песни, былины, сказки, отрывки из древних летописей, старается объяснить ребятам красоты народной поэзии и сам вос-хищается вместе с ними. «Я заметил,- пишет Толстой в одной из педагогических статей того времени,- что дети имеют более охоты, чем взрослые, к чтению такого рода книг; они перечитывают их по нескольку раз, заучивают наизусть, с наслаждением унося на дом и в играх и разговорах дают друг другу прозвища из древних былин и песен». (...) Толстой эпичен и оттого, что он подкупающе серьезен. Он поднимается сам и поднимает нас от быта, от мелочи и пыли дня тому, что определяет содержание всей жизни человека, составляет тайный смысл истории и мерит всякое живое существо в масштабе вечности. О Толстом можно повторить то, что сам он, как величайшую похвалу, высказал о Лермонтове: «У него нет шуточек... Шуточно не трудно писать, но каждое слово его было словом человека власть имеющего». Его совесть болит, потому что везде и всюду он видит уклонение от того, как надлежало бы людям жить, чувствовать и понимать жизнь. Порой он будто ступает по раскаленной земле - его ступни палит, жжет это несоответствие поступков и речей, какие слышатся в повседневности, его идеалу правды и оттого он так хмурит свои густые брови на поздних фотографиях, придирчиво сверлит глазами своих собеседников. Огромно его недовольство собой, внутренний счет к своей душе. Этой напряженной духовностью он вернее любых проповедей обращает нас, читателей, к главному - вопросу о смысле свое жизни, не потакает безволию души и запрещает человеку измельчиться, пойти в обход, растратиться на пустяки. Мерой серьезности, крупности духовных забот, какими он обременяет своих любимых героев, он напоминает о чем-то важнейшем и порою вызывает стыд за себя. Пьер Безухов, князь Андрей - это правдоискатели, и только оттого они и могли стать главными героями толстовской эпопеи. Но рядом с суровым началом совести, покоряющей серьезностью интонации, есть у Толстого - и в «Войне и мире» это, может быть, высказалось особенно ярко - жадное, природное, нерассуждающее жизнелюбие и как часть его - стихия юмора, смеха. «Война и мир» - эпос нового времени потому, что сам взгляд художника на людей лишен античной высокой бесстрастности Его объективное изображение то глубоко уходит в психологию, то окрашивается в тона сдержанной иронии. Картина как бы «подсвечена» авторским отношением, ненавязчивым, но ровно разлитым на полотне, так что ни на мгновение не разрушается иллюзия самостоятельного существования лиц. В умении проникнуть в человеческую душу, удержавшись от острой субъективности, новизна и сила реализма Толстого. Он, конечно, резко пристрастен в отношении главных мыслей, идей своего творения. Но, заглянув в чужую душу, чувствует себя не вправе быть тенденциозным: его задача - взять характер изнутри, в его логике, в его психологии. Ведь любой человек строит свой внутренний мир по своим осям координат, часто с изощренной систе-мой самооправдания. И как воспроизвести в искусстве это строитель-ство вторично, не дать воли своеволию, оставаясь неравнодушным. Победить субъективность - вот задача художника. Наглый Долохов, с его холодным взглядом в упор, по-человечески неприятен, когда выхватывает за столом у Пьера афишку и провоцирует его, обманутого им мужа, на дуэль. Он ненавистен нам, когда обчищает в карты молоденького Николая Ростова, а потом еще предлагает простить ему карточный долг за то, чтобы тот от-ступился от понравившейся ему Сони. Герой-подлец как будто ясен до конца. Но вдруг мы узнаем, что раненный на дуэли Долохов в от-чаянии от мысли о том, как огорчится его мать. Оказывается, он нежнейший сын и брат, и кто мог бы догадаться, как любит этот хо-лодный, злой человек свою одинокую мать и горбатенькую сестру! А Анатоль Курагин? Этого мерзейшего светского хлыща Тол-стой приведет на Бородинское поле и покажет нам его в санитар-ной палатке, где ему, тяжко раненному, будут ампутировать ногу. Не только его соперник, князь Андрей, простит его в эту минуту,- кто из читателей не испытает к нему чувства сострадания, жалости? Так обходится Толстой с «отрицательными», условно говоря, персонажами. Но и положительных героев он не щадит. Мечты князя Андрея о славе - почти смешны своим открытым, яростным детским тщеславием. И Толстой безжалостно отметит к тому же слабость героя быть на виду: он любит парить и действовать в «высших сферах». Но Болконский человек воли. А стоит ли гово-рить, что мучительное безволие, даже слабодушие Пьера делает его порой, как в сцене сватовства к Элен, почти комедийным персона-жем. Полнота изображения движущегося характера, однако, такова, что в конечном счете и это не роняет героя в глазах читателя. Нам говорят правду - так долой всякую романтическую брезгливость! Нам остро интересно у Толстого познание людей, не подмятых авторской идеей. Художник сам отдается процессу счастливого во-ображения, постижения человека в творчестве, и мы благодарно следуем за ним. Он дает нам радость понимания незнакомых прежде людей, постижения их характеров, идеалов, привычек и причуд - и оставляет иллюзию, что все это делается не по его ав-торской воле, а нами самими, свободно и самостоятельно, как в жизни. А это и есть искусство. (...) В философско-исторических отступлениях, в «Эпилоге» к ро-ману Толстой задирист, полемичен: ему важно было показать зна-чение народной войны, массы, которая в историческом действии ув-лекает за собой или подминает под себя вождей и героев. «Стихийность», защищаемая Толстым, как исконное доброе свой-ство души и чувств, сказалась и в психологическом строе романа, в изображении «частных лиц». «Стихийное» - главная прелесть Ната-ши Ростовой,- ее искренность, близость к природе, родной почве. Толстой считал важнейшим психологическим «узлом» романа порыв страсти Наташи к Анатолю Курагину. И не оттого лишь, что героиня получает нелегкий жизненный урок. Здесь вырвалась на-ружу сила жизни - непредсказуемой, незапланированной наперед. Наташа объясняет брату свою антипатию к Долохову: «У него все назначено, а я этого не люблю». Она не терпит в людях сухо-го расчета, заранее навязанного взгляда,- ее чувство открыто на-встречу жизни. В этом ее незащищенность, но и ее сила. (...) В художественных сценах «Войны и мира» - ощущение един-ственного мига, свершающегося сейчас, переживаемого и не отго-ревшего. Не воздыхание, не элегия, а страсть. Не воспоминание, а живое переживание и действие. «Ну, как можно спать! - взывает Наташа к Соне, забравшись на подоконник в лунную ночь в Отрадном...- Да проснись же, Со-ня... Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало!» (...) Героев Толстого молодое счастье жить, чувствовать заполняет до краев, порой до слез, до судороги в горле. Толстой - это вели-чайшие метания духа и огромное здоровье натуры художника. Это радость, как норма бытия. Возрождается убитая, казалось, горем и стыдом Наташа Росто-ва, и улыбка на ее лице медленно проступает навстречу Пьеру, «как отворяется заржавленная дверь». Но, может быть, еще ярче другое толстовское сравнение оживающей души Наташи с молодой травой, победной силой природы. «Она не знала этого, не повери-ла бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлав-шим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные, молодые иглы тра-вы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и незаметно. Рана заживала изнутри». Сама погибель, потеря, смерть, по ощущению Толстого, не ужас бездонный, а тоже часть жизни, переход к чему-то иному, и тяжел лишь момент прощанья и изживанья прошлого, а жизнь не перечеркнута никогда. (...) Великий эпос - «Война и мир», напоминает человеку всегда, человеку, вдруг поникшему под ношей обстоятельств или безрадо-стных впечатлений дня, будничной усталости: жизнь огромна, ее проявления и дары неожиданны, завтра может случиться нечто хо-рошее, о чем и не ведаешь сегодня. Даже в дурном часто есть смысл, сразу нами не разгаданный, от которого идет дорога к до-бру. И вообще - дар жизни есть радость. Радость любви, семьи, победы, высокой думы, природы, воздуха, неба над головой в го-лубой день... С таким чувством расстаемся мы с героями Толстого в этой ве-ликой, нестареющей книге.