Самая высокая скорость повышения работоспособности. Работоспособность: как ее повысить? Средства из аптеки

Инициативность – способность личности, выраженная в стремлении к самостоятельным общественным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости.
Педагогический словарь

На энтузиастах и инициативных людях держится мир: благодаря им появляются новые интересные идеи и находят свое воплощение в различных сферах жизни. В условиях бизнеса, где в данный момент уже довольно сложно найти свободную нишу, свежие решения и их реализация позволяют открывать новые возможности для развития и прочного становления. Здоровая напористость, отстаивание своих интересов, умение заметить возможность и вовремя ею воспользоваться – вот что отличает инициативного человека.

  • Инициативность – это большое количество свободной энергии, которая находит свой выход в плодотворной деятельности.
  • Инициативность – это умение своевременно и к месту выражать свой энтузиазм.
  • Инициативность – это физическая и мыслительная активность, которая не остается незамеченной.
  • Инициативность – это свобода самовыражения.
  • Инициативность – это предприимчивость и находчивость.

Преимущества инициативности

  • Инициативный человек всегда может воплотить свои идеи в жизнь.
  • Инициатива позволяет заявить о себе, достичь желаемых результатов, реализовать собственные амбиции и занять высокое положение в обществе.
  • Инициативность показывает активную жизненную позицию, что не оставляет равнодушными бизнес-партнеров, работодателей и окружающих вас по жизни людей.
  • Плодотворная реализация идей благодаря здоровому энтузиазму, деловитости и находчивости может приносить хорошие дивиденды – не только материальные, но и моральные.

Проявления инициативности в повседневной жизни

  • Люди, занимающие лидирующие позиции в какой бы то ни было сфере, – это люди инициативные. Они смогли направить свою энергию и энтузиазм в нужное русло. Лидеры в политике, бизнесе, науке – не пассивные созерцатели, а истинные полководцы.
  • Владельцы крупных компаний или небольшого бизнеса – это активные и способные к смелым решениям люди. Они не дают застаиваться своей энергии, умеют правильно использовать ее для собственного благосостояния и на пользу обществу.
  • Представители и вдохновители общественных организаций, пожалуй, самый яркий пример инициативности. Эти люди ведомы высокой идеей улучшения жизни общества в целом. Активисты различных движений способны смело выражать свою гражданскую позицию по существенным для них вопросам, стремятся вдохновить ею остальных. И, несмотря на то что не всегда и не всеми поддерживаются и адекватно воспринимаются, неустанно выдвигают различные инициативы для поддержания своей основной идеи.
  • Сфера творчества и креатива также может служить хорошим примером инициативности. Если бы многие прекрасные мысли и задумки не нашли своего воплощения, мир был бы намного беднее духовно.

Как развить инициативность

Сразу стоит отметить, что инициативность – это смелость и ответственность за свои решения.

Встречается много людей, чьи идеи свежи и порой даже гениальны, однако воплощает их кто-то другой. Тот, кто: а) смелый, б) предприимчивый, в) находчивый.

Так какой же минимум необходим для того, чтобы инициатива не угасала?

Итак, в первую очередь необходимо перестать обращать внимание на негативную оценку ваших действий: сплетни, пересуды и оговоры. Скорее всего, они происходят из зависти – а это первый признак того, что вы способны сделать что-то такое, на что у других не хватает ни ума, ни решительности. Исключением является конструктивная критика, которую всегда надо анализировать и принимать во внимание.

Предприимчивость и находчивость – это умение оценить ситуацию и понять, каким образом и когда именно стоит проявить энтузиазм. Ведь инициатива наказуема лишь в том случае, когда она проявлена не вовремя и не в правильной форме.

Лень – не союзник. Напряженность и усталость часто выпускают наружу «ай, потом», «сейчас что-то не хочется» и «может быть, в другой раз». Однако такое отношение никогда не приведет к успеху. Промедление оправданно лишь в том случае, когда анализ ситуации показал, что стоит подождать более подходящего момента или действовать сломя голову стратегически не правильно.

Самое главное, если вы человек амбициозный и настроенный на успех, – сделать первый шаг (пускай даже он будет и не один)!

Золотая середина

Пассивность

Инициативность

Навязчивость, авантюризм

Крылатые выражения об инициативности

Любой программе действий присущи риски и затраты, но они гораздо меньшие, нежели отдаленные риски и затраты, порождаемые комфортным бездействием. - Джон Кеннеди - Чтобы преуспеть, нужно быть готовым удвоить частоту своих неудач. - Томас Дж. Уотсон - Ни одно великое открытие не было сделано без энтузиазма. - Ралф Уолдо Эмерсон - «Излишняя инициативность свойственна людям, не способным оценить последствия своих поступков. - Илья Шевелев - Джин Ландрам / 13 мужчин, которые изменили мир В книге собраны истории успеха самых удачливых, настойчивых и инициативных мужчин. Их новаторский подход, умение найти «золотую жилу» и невероятная настойчивость подарили новые возможности для всего человечества и воистину изменили мир. Джин Ландрам / 13 женщин, которые изменили мир На примере самых выдающихся женщин конца ХХ столетия знаменитый биограф показывает, как благодаря упорству, трудолюбию, энтузиазму, инициативности и вере в себя можно достичь больших высот в творчестве, бизнесе или общественной жизни. И для этого не обязательно быть мужчиной! Джон С.Максвелл / 21 обязательное качество лидера Одна из глав книги посвящена инициативности как важнейшему качеству преуспевающего человека. Одним из выдающихся бизнесменов был Кеммонс Уилсон – основатель крупнейшей сети отелей Holliday INN. Его история успеха начинается с того времени, когда он начал работать – с 7 лет. А его находчивость, предпринимательская хватка и смелость служат прекрасным примером и вдохновляют.

Способность проявлять инициативу — это качество, которое свойственно лидерам, менеджерам, предпринимателям, руководителям. Психологи считают, что инициативность также указывает на зрелость личности человека. Быть инициативным — значит быть самостоятельным, проявлять волю к достижению личных и общественных целей, предпринимать проактивные действия к желаемой цели. Речь идет как об интеллектуальной, так и о физической работе. Антиподом инициативности является полное , пассивность, ведомость, подавленной и/или аморфное состояние, а также .

Инициативный человек обладает следующими характерными особенностями:

  • он полон сил и энергии;
  • ум его гибок и способен находить неожиданные решения;
  • высокая предприимчивость;
  • способность отвечать за свои решения, ответственность;
  • самостоятельность, способность вести за собой;

Именно благодаря способности предпринимать инициативу, терпеть неудачи и предпринимать все новые и новые попытки — предприниматели в конце концов запускают бизнес, воплощают самые смелые идеи в жизнь.

Хотя в странах бывшего СССР и есть пословицы, которые говорят, что инициатива наказуема, но для любой личности инициативность — это очень важное качество, которое сопутствует успеху в карьере.

Чтобы проявлять инициативу, нужно обладать смелостью, быть готовым сделать рискованный шаг . При этом инициативность — это важное качество и предвестник .

Как развить инициативность?

Инициативность наряду с силой волей и другими положительными качествами возможно тренировать. Начать можно со своих текущих обязанностей. К примеру, делать работу не от обеда и до звонка, а предприниматель дополнительные усилия для повышения качества обслуживания клиентов. Возможно, вам за это не доплатит начальство, но это уже будет первым шагом к тому, чтобы стать более инициативным.

Следующим шагом можно взять на себя ответственность за какой-нибудь проект в работе или учебе. Это может быть какая-то небольшая зона ответственности, но вы должны постараться сделать все максимально хорошо.

Со временем и по мере первых успехов, можно замахиваться на все новые и новые задачи. И со временем вы оглянуться не успеешь, как ты станешь уже новой версией себя. Более активным и инициативным человеком.

Еще я мог бы посоветовать изучить и применить некоторые идеи из деловой литературы. Например, семь навыков высокоэффективных людей от Стивена Кови. Там Стивен советует быть проактивным и дает множество других полезных советов для развития личности и карьеры.

Когда и как лучше проявлять инициативу?

Разумеется, в таких строгих компаниях как банки или налоговая инициатива не всегда может оказаться уместной. Многое также зависит и от вашего коллектива. В молодых и динамичных командах инициатива привествтвуется. В более закостенелых организациях вы можете столкнуться с пассивно-агрессивным противодействием. Исходить нужно из конкретной ситуации. В некоторых случаях от инициатив стоит воздержаться. А есть рабочие ситуации, такие как , где инициатива не только уместна, но и весьма желательна.

Не стоит думать, что если вы безинициативен, то это нельзя изменить. Благодаря свойству нейропластичности мозга мы можем прокачивать любые свойства нашей психики. И действует это подобно тренажерному залу. Чтобы становиться все более и более инициативным — нужно проявлять инициативу, предпринимать действия, нести ответственность за решения. Но это нужно делать постоянно — при любой удобной возможности. Действуй на опережение — и у тебя все получится!

Ирина Волкова
Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

В древней Индии говорили : «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали»

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности , не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено , что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности ».

Современная ситуация в Российском образовании характеризуется интенсивными поисками путей формирования инициативного , ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. На этом фоне всесторонний объективный анализ современных тенденций развития дошкольного образования позволяет выделить особо актуальные понятия : самостоятельность и инициативность дошкольников .

Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях

(Советский энциклопедический словарь)

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности , критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Идеология современного дошкольного образования , заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования , - поддержка разнообразия детства .

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей .

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью :

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

Не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести :

1) Дидактическая игра.

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду , дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями , которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании . Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности .

2) Продуктивные виды деятельности.

ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНСТРУИРОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ) .

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность , инициатива , которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

3) Самоорганизованная деятельность .

САМООРГАНИЗАЦИЯ - деятельность , направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей .

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно –развивающей среде в ДОУ , которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер . Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

4) Трудовая деятельность.

Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность , правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д. Б.) .

Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения : это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте , в дальнейшем продолжают развиваться .

5) Метод «проектов» .

Применение “метода проектов” способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу : умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.

6) Развитие коммуникативных качеств.

В процессе развития коммуникативных качеств.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков :

1. развиваем умение сотрудничать ;

2. развиваем умение активно слушать;

3. развиваем умение самостоятельно высказываться ;

4. развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий .

В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели : воспитывать самостоятельность и инициативность , формировать самосознание ребёнка , уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности .

Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности :

1. Требуя от ребенка самостоятельности , руководствуюсь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой , сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.

2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!» .

3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно , не дожидаясь помощи : посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.

В то же время, психологи давно установили, что каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» – то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя.

Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности . Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Например, взрослые часто пресекают попытки детей выполнить какое-либо действие, например, подмести пол. Потому что знают, что вместо желанной чистоты в помещении будут клубы пыли. Выходит, еще один способ развития самостоятельности – тренировка конкретных навыков.

Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания , самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Самостоятельность ” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.

Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности . Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.

Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность , инициативность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста .

«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность , смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

Китайская пословица гласит :

«Расскажи - и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать - и я пойму»

Дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности. Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н.Я.Михайленко), в труде (М.В.Крулех, Р.С.Буре), в познании (А.М.Матюшин, З.А.Михайлова, Н.Н.Подъяков), в обучении (Е.Е.Кравцова, Л.В.Артемова).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование инициативности…

ФОРМИРОВАНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности. Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н.Я.Михайленко), в труде (М.В.Крулех, Р.С.Буре), в познании (А.М.Матюшин, З.А.Михайлова, Н.Н.Подъяков), в обучении (Е.Е.Кравцова, Л.В.Артемова).

С 6-11лет с наибольшей вероятностью и наименьшими потерями могут сформироваться мотивация и навыки самообучения. К концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия, система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения, основы ответственного отношения к результатам своих действий. Ребенок стремится к реализации своего «я», к подтверждению своей самостоятельность. С 1,5 до 3-х лет у ребенка формируется автономия, с трех до 5 лет – инициатива, с 6 до 11 лет – трудолюбие (Эриксон Э., 1998).

Если взрослые не делают акцент на изучении и развитии самостоятельности (1,5-3 года), на достижении ощущения компетентности и инициативы (3-5 лет), на постановке и достижении персональных целей (6-12 лет), следующий период – с 11 до 18 лет – не даст возможности исследовать границы допустимого, достичь самоидентичности, у ребенка может сформироваться чувство стыда, вины, некомпетентности.

Поэтому логично формированию инициативности, самостоятельности, ответственности уделять внимание не только в подростковом, но и в младшем школьном и даже в дошкольном возрасте.

В младшем школьном возрасте детям придется уже самостоятельно, критически мыслить, свободно ориентироваться в новых условиях, принимать ответственные решения, самостоятельно планировать, корректировать свою деятельность. Рефлексия – центральное новообразование учебной деятельности младших школьников. И старший дошкольный возраст – период предшкольной подготовки – может стать фундаментом для успешности ребенка в новом виде деятельности, поскольку именно дошкольное образование – первая ступень образовательной системы, период становления личности ребенка.
Развитие воли начинается в раннем детстве и проходит длинный путь. Уже на третьем году жизни дети проявляют самообладание, то есть способность к самоограничению. К трем годам появляется стремление к самостоятельности. Причем, маленькому ребенку легче подчиниться приказу делать что-то, чем требованию не делать чего-то (Ильин Е.П., 2000)

Результаты исследований Кулачковской С.Е. (1973) показали, что от 4 до 6 лет способность ребенка сдерживать импульсивное поведение возрастает в 3 раза. С 4-х лет развивается умение контролировать свои действия. Возраст 6 лет характеризуется скачком в волевом развитии: ребенок берет на себя инициативу выбора цели, выполнения сложных заданий.
Воля, волевые качества не являются врожденными, они формируются в процессе жизни ребенка. Условия в семье, в дошкольном образовательном учреждении определяют развитие воли и ее направленность. В дошкольном возрасте формирование воли во многом зависит от его ближайшего окружения (микросреды), что накладывает большую ответственность на родителей, ближайших родственников, а также сотрудников дошкольных образовательных учреждений.
Уровень проявления волевых качеств определяется:
-константными факторами (способность к волевому напряжению, типологическими особенностями)
-ситуативными (интенсивность потребности, сила эмоции)
Критерием уровня развития воли дошкольника является его практическая деятельность (исполнение).
Реальное волевое поведение человека часто определяется сочетанием многих личностных качеств (и волевых, и нравственных). В нравственно-волевом поведении могут проявляться сразу несколько волевых качеств, и поведение будет определяться их сочетанием.
Г. Мюнстерберг (1997) отмечает, что надо развивать у ребенка не абстрактную «силу воли», а конкретные волевые качества. Среди развиваемых волевых качеств в этот сензитивный период в жизни человека (6-11лет) мы выделяем прежде всего инициативность, самостоятельность и ответственность.

Формирование самостоятелььности

Как правило, объектом исследований механизмов формирования самостоятельности являются школьники, что связано с острой необходимостью формирования этого качества в связи с учебной деятельностью. Однако предпосылки самостоятельности закладываются у ребенка у ребенка уже на 2-3-м году жизни. В связи с прямохождением и относительно свободным передвижением в пространстве он научается удовлетворять некоторые из своих потребностей. « … К началу дошкольного возраста – к 3 годам, а иногда и раньше – проявляется, в зависимости от индивидуальных особенностей темперамента, у одних больше, у других менее выраженное стремление к самостоятельности … » (Рубинштейн С.Л. , 2000).

В дошкольной педагогике развитие самостоятельности у детей изучалось в разных видах деятельности, которые, по мнению исследователей, и являются главными факторами формирования этого личностного качества:

Бытовой труд (Л.А.Порембская)

Конструктивно-игровая деятельность (Ф.В.Изотова);

Художественная деятельность (Н.А.Ветлугина);

Игра (; А.И. Матусик, Н.Я. Михайленко, С.А. Марутян и др.)

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин), в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Д.В. Сергеева), в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности. Проблема воспитания самостоятельности у дошкольников рассматривается в двух аспектах: умственном (Т.В.Зенцова, Л.В.Лабашова, М.Н.Силаева, Т.И.Мышьякова, И.Б.Слито, У.В.Ульенкова) и нравственном (О.А.Акулова, Н.Г.Година, А.О.кузина, Л.Н.Пустынникова идр.).

Борисова Т.С (2011) выделяет 3 компонента развития самостоятельности:

1. Интеллектуальный: продуктивное и традиционное мышление (Формирование самостоятельности, по мнению Выготского Л.С. (1983), во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, достигать цели

2. Эмоциональный: при определенных условиях эмоции могут существенно повышать продуктивность мыслительной деятельности.

3. Волевой: элементы воли, закладывающиеся у детей еще в преддошкольном возрасте; уровень развития воли зависит от средств, форм и методов воспитания.

Исследования Харламова М.В. показали, что старшие дошкольники уже обладают достаточным уровнем развития самостоятельности при условии:

накопления представлений и знаний о формах самостоятельного поведения, осознания детьми значимости самостоятельности в личностном и социальном плане;
формирования положительного отношения к деятельности;
формирования элементов самоконтроля и самооценки при выполнении деятельности;
Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:

Стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей

Умение ставить цель деятельности

Осуществление элементарного планирования деятельности

Реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели

Можно говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению (Агеев В.В., 2008). Самостоятельность проявляется в создании сюжетов и организации совместных игр, в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов), в способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение и деятельность и поведение других детей.
Самостоятельного ребенка отличает прежде всего внешне наблюдаемая уверенность. Получая положительное подкрепление и одобрение окружающих своим действиям, он становится увереннее. Успешный личный опыт самостоятельных дел порождает у дошкольника стремление проявить себя, попробовать свои силы в новых делах.
Главной же особенностью самостоятельности старших дошкольников является ее ОРГАНИЗОВАННОСТЬ. Ведь при поступлении в школу от детей потребуется не самостоятельность вообще (которая может проявляться в своеволии, нарушении дисциплины), а именно организованная самостоятельность, направленная на решение познавательных задач, способствующая безболезненной адаптации к новым условиям.

Именно в старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен регулировать свое поведение в соответствии с необходимостью. « … У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это – первое самостоятельное проявление ребенком силы воли…» (Ильин Е.П., СПб, 2000, с. 207)

С переходом к школьному обучению характер самостоятельности меняется: ребенок должен самостоятельно ориентироваться в ситуации, мыслить самостоятельно, высказывать свою точку зрения.

В исследованиях Цукерман Г. (2003) учебная самостоятельность рассматривается как проявление более общей человеческой способности – способности к саморазвитию («умению учиться»), психическим механизмом которой является рефлексия. В способности учиться присутствует компонент самостоятельности, инициативности. И сформироваться такая самостоятельность не может за 1-2 месяца адаптации к школе. Поэтому такое важное значение формированию этого качества должно уделяться в старшем дошкольном детстве.

Формирование инициативности

Инициативность является важной характеристикой воли.
По определению в “Советском энциклопедическом словаре”, инициатива – (от латинского initium – начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

В “Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков”(2006) инициативность определяется, как “характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности – поведении, осуществляемом на внешние стимулы.

В педагогической литературе инициативность рассматривается чаще всего как качество школьника, его усилия, направленные на удовлетворение познавательных интересов и потребностей. Однако среди ученых нет единого мнения о данном феномене. Ильин Е.П. (2000) рассматривает инициативность как частный случай самостоятельности. В то время, как Годин Г.Н, Елисеева З.Н. считают самостоятельность одним из критериев инициативы.

Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

В статье Коротковой Н. А. и Нежнова П. Г. (2005) вводится такое понятие, как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы:

1-й уровень: Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии); активно использует предметы-заместители; многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие с незначительными изменениями.

2-й уровень: Имеет первоначальный замысел; активно ищет или изменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.

3-й уровень: Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего - в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Инициативный дошкольник стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет находить занятие, соответствующее собственному желанию; включаться в разговор, предлагать интересное дело. В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью.

Инициативное поведение дошкольника проявляется прежде всего в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их. Способность планировать свои действия развивается постепенно, проходя через несколько этапов:

Отсутствие какого-либо планирования (3 года);
- ступенчатое планирование (4-5 лет);
- целостное планирование (6-7 лет).
Итак, для инициативной личности характерно:
- произвольность поведения;

Самостоятельность;

Развитая эмоционально волевая сфера;

Инициатива в различных видах деятельности;

Стремление к самореализации;

Общительность;

Творческий подход к деятельности;

Высокий уровень умственных способностей;

Познавательная активность.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности может стать условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.
Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. Следует отметить, что инициативность ребенка может заблокироваться, если родители, воспитатели не будут позволять ему действовать самостоятельно, если они постоянно и чрезмерно наказывают его. У значительной части детей наказание вызывает чувство вины, что препятствует развитию любознательности, инициативности и произвольности. Ребенок начинает ощущать собственную никчемность, ему не хватает решимости постоять за себя, он становится зависим от родителей и сверстников, что в дальнейшем может привести к глубинным личностным изменениям.
Конфликт между инициативностью и чувством вины приходится на третью стадию развития ребенка, на возраст от четырех до пяти лет, и соответствует дошкольному детству. Здесь происходит самоутверждение ребенка. Он проявляет любознательность и активность в изучении окружающего мира, подражает взрослым, включается в полоролевое поведение, постоянно строит планы и пытается их осуществить. Все это способствует развитию чувства инициативы. При аномальном развитии – переживания повторных неудач формируют чувство вины, пассивность, отсутствие признаков полоролевого поведения. “Инициатива добавляет к автономии способность принимать на себя обязательство планировать, энергично браться за какие-нибудь дела или задачи, чтобы продвигаться вперед; если же раньше появится своеволие, поведение скорее воодушевляется неповиновением или, во всяком случае, протестующей независимостью” (Эриксон Э., 1998).

К концу старшего дошкольного возраста инициатива и самостоятельность проявляются значительно дифференцированнее и разнообразнее

Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.


Одним из значимых показателей степени развитости человека является уровень его инициативности. Что же такое инициативность? Инициативность - это способность личности к самостоятельной деятельности, умственная или физическая волевая активность, своевременно проявляемая в организации действий, направленных на достижение как собственных, так и общественных целей.

Инициативный человек - это энергичный, обладающий достаточной долей находчивости и предприимчивости индивидуум, свободно самовыражающийся и всегда готовый лично отвечать за последствия принимаемых им решений. Инициативность - это устойчивое свойство личности, которое проявляется не под влиянием чьих-то указаний, напротив, это осознанное и решительное желание что-то начать или преобразовать.

Инициативность и энтузиазм движут миром: благодаря этим качествам, интересные новаторские идеи реализуются в различных областях жизнедеятельности.

Инициативность свойственна смелым людям, не боящимся сделать первый шаг и самостоятельно принять решение. При этом данное качество является очень важным не только в сферах деятельности, связанных с риском и огромной ответственностью. Оно прекрасно дополняет другие базовые таланты и помогает проявить себя в общественной и политической деятельности (пожалуй, самый наглядный пример инициативного человека – это вдохновитель общественной организации или лицо, представляющее ее, активист движения или политик, чья идея об улучшении жизни населения и смелое отстаивание гражданской позиции вдохновляет многих), в бизнесе и предпринимательстве (крупные предприниматели или владельцы небольшой фирмы – по своей сути должны быть инициаторами, способными к смелым и решительным действиям), в науке и творчестве (новаторство, креативность и творчество – весьма благоприятная среда для проявления инициативности, мир был бы беднее, если бы многие идеи и замыслы не были воплощены).

Что дает инициативность человеку

Отличающее инициативных людей умение разглядеть возможность и своевременно ею воспользоваться, открывает для них новые горизонты и перспективы. В условиях бизнеса, где найти свободную нишу с каждым днем все труднее, самостоятельность и инициативность, а также напористость в реализации замыслов дает существенные преимущества и гарантирует успех. Также инициативность не остается без вознаграждения и щедро поощряется на предприятиях, где ценят энергичных, самостоятельных и деятельных сотрудников. Некоторыми фирмами инициативность в работе коллективов стимулируется даже специально.

Преимущества инициативности очевидны. Любому, кто ей может похвастаться, она помогает реализовать амбиции, воплотить в жизнь все свои идеи, мечты и желания. Инициативность демонстрирует активную жизненную позицию человека, что никогда не остается незамеченным работодателем, партнером по бизнесу, да и всеми окружающими. Она помогает человеку занять высокое социальное положение, и приносит не только материальное, но и моральное удовлетворение.

Большинство людей, отличающихся инициативностью интересны в общении, и являются душой компании. К ним прислушиваются, за ними следуют (кстати говоря, инициативность – это одно из основных лидерских качеств личности ). Инициативный человек – это специалист по созданию интересных идей и организации досуга, в компании такие личности незаменимы.

Как вы могли понять, инициативность – качество, развитие которого дает конкретные преимущества и «обещает» успех. Поэтому людям, желающим реализовать себя в полной мере, важно знать, как развить инициативность. Но, прежде чем перейти к советам и способам воспитания в себе этого свойства, необходимо отметить, что инициатива может быть как ответственная, так и безответственная. Безответственная инициативность свойственна легкомысленным людям с романтическим складом характера. Такой «деятель» может легко вкинуть предложение или начать что-то делать, даже не продумав основные нюансы: цену вопроса, наличие ресурсов, рентабельность, необходимость начинания и его последствия. В ответственной же инициативе продумано все до мелочей. Это надо понимать! А теперь давайте рассмотрим способы развития инициативности.

Как развить инициативность

Начинается в раннем возрасте. Но что делать, если как личность вы уже сформировались, а данное качество так в вас и не проснулось? Для начала хорошо было бы провести сеанс визуализации , в котором со стороны увидеть себя человеком инициативным, полным энтузиазма и решительности. Но все-таки в первую очередь следует для себя твердо решить, надо ли вам это вообще. Живут же люди и без этого качества, и хорошо живут.

Сразу стоит отметить, что для проявления и развития инициативности необходимо научиться понимать и правильно оценивать складывающуюся обстановку, в которой предстоит действовать и проявлять энтузиазм, четко осознавая все нюансы, прогнозируя успех мероприятия и выбрав подходящее для этого время. Ведь известно, что инициатива наказуема лишь тогда, когда она проявлена в неправильной форме и не вовремя.

Понятно, что на 100% просчитать и учесть все подводные течения и камни нельзя, как нельзя быть уверенным и в правильности собственных суждений по, казалось бы, явным моментам. Однако помните, что для достижения поставленной цели и решения задачи, при проявлении инициативы, важно основательно проработать план действий, иначе она имеет шанс оказаться безответственной, и, следовательно, провальной и плохо воспринятой!

Также помимо расчетов и планирования важно иметь решимость к действию и смелость нести ответственность за каждый свой шаг. В мире множество людей, способных придумывать свежие и порой даже гениальные идеи, однако воплощенными в жизнь они бывают совершенно не теми, кто их придумал, а людьми, в первую очередь смелыми и решительными.

Инициативность, как качество характера, не возникает просто так, его надо планомерно и постепенно развивать, учась продвигать и отстаивать свои интересы. Не рассчитывайте, что кто-то за вас сделает всю работу, надейтесь только на себя, и всю ответственность за собственную жизнь, за личный успех и благополучие возлагайте исключительно на себя. Конечно, можно делегировать полномочия, давать поручения , инициируя новый проект, просить о помощи и т.д., но речь не об этом, а о том, что постановщиком спектакля под названием «Жизнь», со всеми целями, планами и достижениями должны быть вы! Не стоит бездействовать, ожидая перемены обстоятельств и пассивно выжидая, надеясь на какие либо благоприятные изменения. Действуйте, а заметив недостатки и упущения, стремитесь их незамедлительно исправить, не ожидая указания сверху.

Нельзя научиться проявлять инициативу, не избавившись от привычки постоянного затягивания дел. Лень и прокрастинация , пассивность и безразличие - смертельные враги инициативности. Перестаньте откладывать на потом то, что можно сделать сегодня, сейчас. В этом вам помогут следующие рекомендации:

  • Каждый день, не дожидаясь дополнительных команд, указаний и напоминаний совершайте те действия, которые должны быть предприняты;
  • Ежедневно делайте дела, которые вам непривычны, дела, которые принесут пользу другим людям (бескорыстно);
  • Изо дня в день объясняйте, хотя бы кому-нибудь одному, важность и необходимость привычки делать то, что должно быть сделано, без вспомогательных усилий. Человек лучше усваивает то, чему учит других – это факт;
  • Проявляйте инициативу в небольших, повседневных делах, которые, так или иначе, связаны с вашей обычной работой.

Для развития инициативности и для того, чтобы она не угасала, важно не зацикливаться на отрицательных оценках, звучащих в ваш адрес. Не критикуют только тех, кто ничего не делает, но именно к критике и стоит прислушиваться (только конструктивной), а вот пересуды, сплетни и оговоры пропускайте мимо ушей. Чаще всего они звучат из-за зависти и являются верным признаком того, что вы на что-то способны, в отличие от тех, у кого не хватает решительности и ума.

Для того чтобы стать инициативным человеком, надо не только иметь «гибкий ум », но и обладать хорошей физической формой или, по крайней мере, быть всегда в тонусе. Ведь инициативность – это огромный поток свободной энергии, находящей свой выход в эффективной деятельности, который может существовать только в здоровом теле.

Правила проявления инициативы

Первым аспектом проявления инициативы является ее уместность. Если говорить о данном роде активности применительно к работе и своим должностным обязанностям, то следует понимать, что инициатива уместна не везде. Инициативные сотрудники воспринимаются в разных компаниях по-разному, причем это зависит от многих факторов, например, таких как: личность начальника, корпоративная этика, специфика коллектива и даже форма собственности предприятия. Известно, что на госслужбе инициатива приветствуется редко. Также она не в почете в компаниях с конкретно прописанным регламентом, со строгими внутренними правилами или устоявшимися традициями и наистрожайшей субординацией. Так что, находясь в подобных условиях и решившись проявить инициативу в работе , будьте готовы к скрытому или явному противодействию.

Если для вас важно иметь возможность выплескивать весь свой энтузиазм и проявлять в работе самостоятельность и инициативность , ищите работу в молодой и современной команде, где агрессивно осваиваются новые направления рынка (например, такие как – продажи, интернет, связь и другие информационные технологии). В таких коллективах, особенно на startup этапе, инициативность, предприимчивость и энергичность чаще всего поощряется.

Уместность инициативы также обусловлена той должностью, которую занимает инициатор. Понятно, что активности и проявления себя креативной личностью от обычного служащего банка никто не ждет. Зато эти проявления весьма ожидаемы, например, от работающего в этом же банке pr-менеджера. Инициатива – это часть работы, свойственная многим профессиям (в основном творческим), но не всем!

При проявлении инициативы необходимо заранее ставить в известность всех заинтересованных лиц, иначе могут возникнуть проблемы. Инициатива бизнесмена без уведомления своих партнеров или инициатива сотрудника без согласования с коллегами и начальством, может стать проблемной и привести к потерям или каким-нибудь другим неблагоприятным последствиям. Это же касается личных и семейных отношений, близкие люди должны знать о ваших серьезных и судьбоносных решениях.

Чтобы ваша инициатива отличалась успешностью необходимо подходить к инициированию новой деятельности, озвучиванию и реализации новых замыслов со всей ответственностью (в начале статьи уже было сказано о том, что такое инициатива безответственная). Желаете быть услышанным? Хотите, чтобы ваши предложения были восприняты на «ура» и получили «добро» на воплощение их в жизнь? Тщательно обдумайте аргументы, подготовьте весомые доказательства целесообразности преобразований (не приукрашивайте), если надо, то обязательно предоставьте соответствующие расчеты, оцените, каким образом и за счет каких ресурсов выгоднее данную инициативу претворить в жизнь. Все это касается не только работы по найму, но и инициатив в бизнесе, в личных и общественных делах - презентуйте свои идеи правильно, тогда поддержка вам будет обеспечена.

Хорошая возможность высказать свои мысли и идеи – устраиваемые в рабочем коллективе мероприятия типа мозгового штурма . Инициативному человеку – грех не воспользоваться этой ситуацией. Обычно о них предупреждают заранее, так что можно подготовиться.

Есть инициативные и сверхинициативные люди. У последних энергия бьет через край, а количество генерируемых идей просто зашкаливает. Недостатком сверхинициативности является неумение вовремя остановиться и сконцентрироваться на чем-то одном. Такие люди быстро остывают к собственным идеям (мысль, озвученная, буквально несколько минут назад, кажется им уже устаревшей и неактуальной) и берутся то за одно, то за другое. Поэтому, если вы относите себя к чрезмерно деятельным – не забывайте про тормоза. Если то и дело в вашей голове рождается новая идея , притормаживайте, выбирайте самую лучшую и обязательно добивайтесь ее реализации.

В процессе реализации инициатив всегда появляются преграды и сложности. Одной из таких проблем может быть пассивность людей, с которыми вы решили (или вам пришлось) начать что-то новое. От этого не уйти, инертных людей очень много, и чтобы вовлечь их в работу, придется постараться. Самое главное, мотивировать - внятно объяснить им какие выгоды они получат, воплотив вашу инициативу (коллеги или подчиненные получат новый опыт, партнеры прибыль и т.д.). Также важно как можно четче очертить круг их обязанностей.

Желаю, чтобы большинство ваших инициатив оказалось успешным! Создавайте, творите, находите единомышленников! Не огорчайтесь, если сразу не получается увидеть результат, некоторые проекты требуют раскачки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .