Сам себе логопед: постановка звуков "р", "ж", "ш", "ч". Диагностика нарушений - когда ребенку нужна помощь

Дети, как губки, впитывают в себя окружающие звуки. Они попугайничают и, подобно лесному дрозду, пытаются имитировать слова, которые слышат. Так мы все учимся говорить - сначала слышим, потом воспроизводим.

В детстве я совершенно не выговаривала звук [Р]. Проблема большинства детей, не так ли? Ведь этот звук - один из самых сложных в произношении - причем не только для французов.

Тогда мне очень помогли стихи на имитацию нужного звука. Настоящий взрывной [Р] наконец-то был получен. Собственный детский опыт подтолкнул меня к сочинению стихов, где каждое слово имело бы в своем составе труднопроизносимый звук.

Правильный старт

Подобную тактику применяют на своих занятиях логопеды. Правда, сначала специалисты проводят с детьми артикуляционную гимнастику (движение губ), затем проговаривание отдельных звуков и только потом чтение слоговых рядов (кра-кро-кри) и слов. Чтение стихотворений с повторяющимся звуком - это последняя стадия закрепления.

Крохам и дошколятам

Маленьким деткам любимого Корнеем Чуковским возраста (от 2 до 5 лет) подойдут такие же маленькие стихотворения - в две-пять строчек. Конечно, все зависит от подготовленности ребенка. Ведь некоторые дети уже в 2 года могут «заболтать» взрослого.

ТИГР
Стишок-рычалка развивает звук [р]

Грозный и огромный тигр -
Мастер он звериных игр.
На траву вдруг резко прыг -
И издал свирепый рык.
Но я тигру пригрожу,
Громче тигра зарычу.
Ррррррррр!

ТРАКТОР ТРИЖДЫ ЗАТРЕЩАЛ
Скороговорка для развития произношения дифтонга [тр]

Трактор трижды затрещал -
И прицеп затрепетал.
Громко тарахтел мотор,
Словно ротор-метеор.

ПРИГЛАШУ Я ЛУЧШЕ ГЛАШУ
Стишок-шипелка развивает произношение звука [ш]

Приглашу я лучше Глашу,
чтобы вместе скушать кашу.
Наша каша будет краше
со стаканом простокваши.

Помощь школе

Длинные стихи - более сложный уровень. Они могут использоваться для детей, уже умеющих говорить, но все еще коверкающих слова. Это подготовка к школе. В любом случае, подобные стихотворения так же неплохо чеканят дикцию взрослого человека. Так что на досуге оказывается полезным выучить один такой вирш наизусть и прочесть.

ЖАДНЫЙ ЖУК

Жёлтый жук нёс старый жёлудь.
Жёлудь очень был тяжёлый.
Жёлтый жук был жутко жадным,
Даже листик было жалко.
Жук свой путь держал под гору,
Жёлудь же терял опору.
Жук сердито гнал всех прочь,
Кто желал ему помочь.
Жёлудь вдруг с жука свалился,
С горки живо укатился.
Жук теперь вздыхает сложно.
Жёлудь он сжевать не сможет.

ПЧЕЛКА
Стишок-жужжалка развивает произношение звука [ж]

С медом коржик я сжую,
И про пчелку расскажу.
Пчелка в улее живет
И нам жалует свой мед.
Пчелку надо уважать
И никак не обижать.
Есть у пчелки тоже жало.
Обижать же пчелку жалко.
Потому я с ней дружу
И, как пчелка, все жужжу.

МОХНАТЫЙ МИШКА
Стишок-шумелка для развития произношения шумного звука [ш]

В школу шел мохнатый мишка.
У него под мышкой книжка.
Мишка шумным был мальчишкой,
Забиякой и врунишкой.

И грустила мама мишки,
Что шалит ее сынишка.
Но любил он маму слишком -
Обижать ее не вышло.

Стал хорошим и послушным,
Собирал свои игрушки.
И теперь поет кукушка,
Что он лучший на опушке.

ПОЧЕМУЧКА
Стишок развивает произношение звука [ч]

Почемучка, между прочим,
Почемучать любит очень.
Почемучает он маму,
Почемучает упрямо.
- Почему?! - вопит он звучно. -
Колет пальчики колючка?
Почему на небе тучка?
Почему у деда внучка?
Почему я Почемучка?!!!
Маме с папой будет взбучка -
Не отстанет Почемучка.

Уважаемые читатели! У вашего малыша были проблемы с произношением букв Р, Ж, Ч, Ш и др.? Вы прибегали к помощи логопедов? Ждем ваши комментарии!


ТРЕНИРУЕМ ГУБЫ


ТРЕНИРУЕМ ЯЗЫК



Получить код для вставки в блог или на сайт >>>

Дети часто нечетко или неправильно произносят звуки, потому что их артикулярный аппарат плохо развит. Задачу его развития и выполняют эти упражнения. В каждом упражнении необходимо фиксировать определенное положение губ или языка на 1-2 секунды. Чтобы малышу было понятно, как правильно выполнять упражнения, сядьте с ним лицом к лицу и делайте их вместе, пусть он видит, какое положение должны принимать губы и язык. Одно упражнение занимает приблизительно 3-4 секунды.


ТРЕНИРУЕМ ГУБЫ

1.Улыбайтесь, не открывая рта и максимально растягивая губы.

2.Не переставая улыбаться, откройте рот так, чтобы было видно все зубы. Не ослабляйте натяжение губ.

3.Вытяните губы трубочкой вперед, как будто собираетесь произнести звук «У».

4.Из этого положения напрягите губы, как при произнесении звука «О».

5.Широко откройте рот, как при произнесении звука «А».


ТРЕНИРУЕМ ЯЗЫК

1.Постарайтесь достать кончиком языка подбородок.

2.Откройте рот и упритесь кончиком языка в нижние зубы, чтобы язык выгнулся горкой.

3.Закройте рот и попеременно упирайтесь кончиком языка то в левую, то в правую щеку.

4.Максимально высуньте язык изо рта и двигайте им то вправо, то влево, не ослабляя натяжения языка.

5.Вытяните высунутый язык вперед так далеко, как только сможете.

6.Упритесь кончиком языка в верхнее нёбо, натягивая уздечку. Если это упражнение вызовет у ребенка трудности, возможно, слишком короткая уздечка. В этом случае надо обратиться к врачу, чтобы ее подрезали.

7.Из предыдущего положения резко опустите язык вниз, чтобы он ударился о нижнее нёбо с цокающим звуком.

Если вы будете регулярно выполнять эти упражнения, то очень скоро заметите, насколько четче ваш малыш стал говорить.

Обязательно поправляйте его, когда какие-то звуки он будет произносить неправильно.

Постарайтесь выучить несколько самых простеньких скороговорок и повторяйте их несколько раз в день.

Не думайте, что хорошая дикция - это необязательная роскошь. Вы не представляете, насколько вашему ребенку будет проще общаться с детьми и взрослыми, когда он будет говорить четко и внятно.

Источник »


Свернуть

Посмотреть как это будет выглядеть...

Врачи считают, что пока ребенку не исполнилось четырех лет, обращаться к логопеду не имеет смысла - рано. Но вы сами можете потренировать губы и язык вашего малыша с помощью приведенных ниже упражнений и, возможно, вам не придется обращаться к логопеду.

Дети часто нечетко или неправильно произносят звуки, потому что их артикулярный аппарат плохо развит. Задачу его развития и выполняют эти упражнения. В каждом упражнении необходимо фиксировать определенное положение губ или языка на 1-2 секунды. Чтобы малышу было понятно, как правильно выполнять упражнения, сядьте с ним лицом к лицу и делайте их вместе, пусть он видит, какое положение должны принимать губы и язык. Одно упражнение занимает приблизительно 3-4 секунды.


ТРЕНИРУЕМ ГУБЫ

1.Улыбайтесь, не открывая рта и максимально растягивая губы.

2.Не переставая улыбаться, откройте рот так, чтобы было видно все зубы. Не ослабляйте натяжение губ.

3.Вытяните губы трубочкой вперед, как будто собираетесь произнести звук «У».

4.Из этого положения напрягите губы, как при произнесении звука «О».

Первый звуки, которые начинает произносить малыш, очень радуют родителей. Но со временем может случиться так, что ребенок плохо выговаривает несколько букв, и со временем улучшения не наступает. В этом случае можно обратиться к логопеду, а можно заниматься самостоятельно дома с ребенком.

Итак, логопедические занятия можно разделить на 4 большие группы:

Одним из главных условий таких занятий является заинтересованность ребенка. Ни в коем случае не стоит заставлять малыша выполнять какие-то упражнения. Важно, чтобы ребенку было интересно. Для этого большинство занятий важно проводить в игровой форме.

Полезные советы

Мелкая моторика

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, ведь существует прямая связь между пальцами и центром речи. Поэтому давайте ребенку трогать больше предметов разных размеров и текстуры.

Лицевая гимнастика

Это упражнения, предназначенные для языка и губ, тренировка которых способствует развитию речи. Для этого необходимо использовать зеркало, чтобы ребенок мог видеть свои движения. Существует масса упражнений, которые уже зарекомендовали себя как действенные средства для развития детской речи. Найти их можно в свободном доступе или попросить помощи у логопеда.

Подражание звукам

Умение распознавать источники звуков - важный навык, который необходимо поддерживать. Для этого можно использовать разнообразные игры. Например, за ширмой поставить несколько предметов из разных материалов - дерева, стекла, металла и постукивать по ним, предлагая ребенку угадать - какой предмет издает этот звук.

Стихи и скороговорки

Запоминание и рассказывание стихов и скороговорок положительно влияет не только на речь, но и на память. Это способствует пополнению словарного запаса. Поэтому старайтесь учить с ребенком побольше разных стишков, скороговорок и прибауток.

Умение красиво говорить для современного общества важно! В общем, это фактически аксиома, которая ни в каких доказательствах не нуждается. А чтобы в речи было прекрасно не только содержание, но и форма, нужно четко и правильно произносить звуки и слова.

Это пригодится не только дикторам или педагогам, это существенно упростит жизнь ребенка в школе, а если вспомнить о тесной взаимосвязи органов речи и отделов мозга, продуцирующих различные мыслительные процессы в умных головах наших детей, необходимость усовершенствовать произношение становится прямо-таки одной из главнейших.

Нужно ли помогать

Над этим вопросом я сама размышляла довольно долго. Раньше всегда считала, что к логопеду ходят только детки, которые устойчиво сюсюкают, картавят и шепелявят и казалось, что их не так уж и много, для большинства же логопед не нужен. Как впрочем, и специальные занятия.

К моему величайшему сожалению, так к этому вопросу продолжают относиться и очень многие мамочки младших дошкольников. Мол, само все исправится, вот перед школой тогда и разберемся. И в итоге на бедного 6-летку взваливают сразу огромный и неподъемный груз всего, что нужно сделать перед школой.

Мне ситуацию с логопедией и ее важностью прояснила наш невропатолог. Очень приятная женщина и опытный специалист. После одной из бесед с нею я окончательно уверилась – помогать ребенку отработать произношение звуков нужно обязательно.

Если пустить все на самотек, запросто можно нажить проблемы с дальнейшим обучением чтению и письму.

Когда лучше всего начинать

Следующий вопрос, который, естественно волнует родителей – это вопрос времени. Тут стоит избегать крайностей. Оптимальный возраст для начала логопедических занятий – 3-4 года. В общем, в идеале тогда же стоит хотя бы раз сходить к логопеду.

Именно к этому времени речевой аппарат ребенка почти полностью развит, и кроме того, у малышей начинает формироваться фонематическое мышление, проще говоря, естественным образом возникает интерес к звукам, и этим непременно нужно пользоваться.

При этом помним, что некоторые логопедические дефекты могут сохраняться и до 5, реже 6 лет.

Важно обратить внимание

Логопедические занятия дома должны преследовать несколько целей:

Обогащаем словарный запас ребенка

Работаем собственно над чистотой произношения

Следим за плавностью и грамматической правильностью выстраиваемых маленьким учеником предложений.

Формы проведения занятий




Прежде всего, выделите в речи малыша звуки, в произнесении которых он иногда путается и совершает ошибки. Чаще всего это шипящие («ш», «ж», «щ»), свистящие (з’, с’, ц) и пресловутый звук «Р».

Для каждого из этих звуков подбираем специальные стихи-чистоговорки. Например, для звука «Ц», у нас было просто обожаемое сыном стихотворение про «Цынцы-брынцы»

Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, заиграй-ка.
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу!
Цынцы-брынцы, куда едешь?
Цынцы-брынцы, в городок.
Цынцы-брынцы, чего купишь?
Цынцы-брынцы, молоток.

Подобные стихи легко найти на тематических интернет-сайтах. Важно произносить стихи выразительно, лучше пусть это будет 2-3 стихотворения для каждого звука, которые ребенок хорошо запомнит, чем бесконечный ряд разных присказок.

К заучиванию скороговорок детки созревают несколько позже. Выберите для начала недлинные и забавные. Часто в скороговорках используются специфические словечки, обязательно разберите их смысл, это поможет уменьшить количество ошибок в произношении, а заодно и словарный запас поможет увеличить.

На скорость начинаем соревноваться только после того, как малыш научится все правильно произносить медленно.

Совсем уж классикой делиться не буду. Но кое-какие интересные варианты приведу. Вот эту у меня сын очень обожал, как и все связанное с динозаврьей темой, а тут звуки-то какие шикарные отрабатываются – «Р»//»Л»:

Верзила динозавр дерзил не зря

Еще одна замечательная скороговорка на «р»:

Перепелка перепелят прятала от ребят

Когда проговариваете стихи и скороговорки важно менять темп произношения – чередуйте – говорите их с ребенком быстро и медленно, потом громко и совсем шепотом.

Отличным игровым заданием на отработку сложных звуков станет игра «Чей голосок?». Играть можно по очереди с ребенком. Вода загадывает какое-либо животное и подражает звукам, которые оно издает. Второй игрок соответственно угадывает.

Очень целесообразно жужжать как пчела, шипеть как змея, рычать как тигр. Можно усложнить задание и угадывать не только само животное, но и его размер. В этом случае тоже можно поиграть с голосом – маленький котенок будет «говорить» совсем по-другому, чем огромный котище.

Эту игру можно совместить и с занятием по развитию речи и еще раз повторить, как называются детеныши разных животных.

Еще одна очень полезная игра – «Передай игрушку». Лучше если в эту игру будет играть много малышей. Мы частенько играли с подругой и ее детьми – получалось очень неплохо, а иногда – смешно до ужаса.

Придумываем, какую игрушку последний в цепочке игрок (лучше взрослый) попросит у самого первого, и по цепочке шепотом передаем это задание. Если все умнички, слушают внимательно и говорят четко, есть довольно серьезный шанс «сохранить» слово.

А вот эта игра поможет ребенку научиться выделять отдельные звуки в речи другого человека и вообще в слове. Выбираем тот или иной звук, опять-таки лучше проблемный и подбираем стихи или отрывок текста, где он часто встречается. Как только ребенок слышит этот звук, нужно хлопать в ладоши.

Эту же игру можно модифицировать и для развития речи. Выбираем тему (фрукты, транспорт, животные Африки – абсолютная свобода фантазии), и просим ребенка хлопать, когда он слышит слово из этой темы. Эта разновидность сыну даже больше нравилась.

Для разнообразия можно поиграть в «Бдительного шофера»: просим малыша отвезти на своем грузовике (для девочек может и какой-то другой вариант быть) все предметы, в названии которых есть тот или иной звук. А перед погрузкой четко проговорить само слово. Предметы можно заменить карточками с картинками.

Дополнит подобные занятия специальная артикуляционная гимнастика. Она совсем простая – комплекс займет буквально 5 минут. Надуваем щечки, широко открываем рот и наоборт, плотно смыкаем, складываем губки в трубочку, вертим языком из стороны в сторону и по кругу.

Можно взять готовый комплекс, а можно придумать самому. Я делала в сказочной форме – рассказывала историю про Язычок, который живет в домике-ротике – просыпается, зарядку делает, убирается и т.д.

Еще малышам очень нравится дуть через соломинку в воду, передувать по столу бумажные шарики. Это тоже очень полезно для формирования органов речи и совершенно не воспринимается как «серьезное занятие».

И естественно, не забываем работать пальчиками. Развитая мелкая моторика – не гарантия, но очень важный залог хорошей правильной речи – поэтому лепим и собираем мозаики, рвем салфетки для декупажа и т.п.

Такие несложные занятия сможет провести каждый родитель, а польза для малыша от них колоссальная!

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,

Логопедические упражнения для детей

Ваш малыш растёт и говорит первые слова, а вам даже в голову не приходит системно взяться за развитие речи ребенка? Как понять, всё ли в пределах нормы - ведь нарушение может проявиться не обязательно в плохой дикции, но и в ограниченном словарном запасе, а может заявить о себе и не очень правильный алгоритм грамматического построения предложений?

По мнению специалистов, развитие речи годовалого ребенка требует исключения из лексикона родителей пресловутого сюсюканья и коверкания слов, сленговых и жаргонных выражений. Зато полезны регулярные упражнения, направленные на общее развитие.

С крохой старше 4 лет занятия с логопедом являются обязательным звеном педагогической работы. После 5 лет самое время спохватиться родителям детей с явными дефектами речи. Ведь к 6-7 годам на него обрушится огромная нагрузка подготовки к школе, поэтому развитие речи к тому моменту уже должно быть пройденным этапом.

Чтобы вовремя приняться за развитие речи ребенка дошкольного возраста, протестируйте кроху на основные признаки задержки речевого развития:

1. Особенности поведения:

a. Гипервозбудимость, расторможенность

b. Пассивность, инфантильность

2. Рассеянное внимание, неспособность к концентрации, бессистемная игра с предметами

3. Неловкая моторика:

a. неразвитость движений кисти

b. тонкие движения пальцев

c. почти отсутствует щипцовый захват

d. речевой аппарат плохо развит, ребёнок не может повторить за взрослым движения губами и языком

4. Явные проблемы с дикцией: малыш с трудом выговаривает слова, глотает слоги, не артикулирует шипящие, свистящие звуки, искажена буква Р или Л, нелогично строит предложения.

В зависимости от глубины проблемы следует предпринять меры: занятия со специалистами, посещение логопедической группы в детском саду, комплекс упражнений и массажей, направленных на улучшение общей моторики и физического развития.

Как развивать речь ребёнка, чтобы закрепить новые навыки, и организовать ежедневный тренинг дома?

Логопедические упражнения для детей и домашнее обучение помогут родителям существенно улучшить положение дел:

  1. В игровой форме следует пробовать воспроизводить шумы и голоса: рычите, шипите, жужжите, щёлкайте языком, причмокивайте губами. Доводите каждый звук до чёткого исполнения.
  2. Артикуляционная гимнастика. Просите малыша следить и повторять каждое движение: вытягивать губы в трубочку, надувать щёки, высовывать язык, касаться им щёк, губ, зубов.
  3. Увлекайте кроху простой сборкой конструкторов, мозаики, лепкой, изготовлением аппликаций - это развивает мелкую моторику.
  4. Коллекционируйте скороговорки и труднопроизносимые слова: сначала попробуйте произносить их медленно. Сверяя правильность и произношение, постепенно наращивайте темп.
  5. Работайте над речевой техникой: тренируйте правильное дыхание, практикуйте любое упражнение на развитие лёгких - надувайте воздушные шары, дыханием толкайте по ровной поверхности мячик для настольного тенниса
  6. Учите ребёнка играть голосом - просите произнести любое слово громко, вполголоса, тихо, шёпотом. Предложите называть предметы и говорить целые предложения с высокими и низкими интонациями, меняйте темп слов и общую скорость беседы.
  7. Развитие речи ребенка дошкольного возраста напрямую зависит от словарного запаса. В 1,5 года ребёнок обходится набором из 15-20 слов. С 5 до 7 лет карапуз должен знать уже до 3500 слов, включая образные выражения и устойчивые словосочетания. Читайте сказки, учите пословицы и поговорки, рассказывайте друг другу басни и стихотворения. Каждое занятие может быть посвящено освоению целого круга понятий в рамках отдельно взятой темы. Обогащайте речь и память малыша новыми словами и терминами. Название каждого понятия следует сверять с малышом на правильность употребления в общем потоке речи.