Рус драматург с немецкой фамилией. Русские или немецкие? Великие немецкие писатели и поэты

4 , 7:09

Фраза «жить бобылем» сегодня используется для обозначения холостых мужчин, которые не стремятся к женитьбе и созданию семью. А кто есть этот самый бобыль?

Этимология

С XV до XVIII века бобылями в Русском государстве называли конкретное сословие. В него входили одинокие крестьяне без земельного участка. Таких людей еще именовали «нетяглые» - они освобождались от налога на землю. По мнение летописцев, слово «бобыль» - это адаптированная версия шведского термина boabyle, обозначающего наемного рабочего. Это не единственная трактовка исторического явления. Есть также латышские и румынские версии со значением «лентяй» и «батрак».

Кому на Руси жить хорошо?

С середины XV столетия на русских землях появились бобыли - люди, подписавшие «бобыльскую оброчную запись». Этот документ лишал написавшего человека прав и вверял ему массу обязанностей, выполняя который он получал еду и хоть какую-то одежду. Следовательно, бобылями являлись очень бедные люди, которые практически нанимались в рабство.

Бобыли обитали как в сельской местности, так и в городах. Представители этого сословия занимались земельными работами по найму, не брезгуя мелкой торговлей и ремеслом. Бобыли часто жили при монастырях, где обрабатывали церковные наделы. Чтобы пользоваться чужой землей в своих целях, им приходилось платить владельцу надела специальный налог - бобыльщину.

Хронология событий

Первое летописное упоминание бобылей датируется 1500 года. Основное рабочее население русских земель относилось к ним с презрением - их считали тунеядцами и гуляками. Такое мнение было вызвано в первую очередь тем, что бобылям делали налоговую «скидку». До 1679 года они отрабатывали только половину стандартного набора повинностей (тягла).

В конце XVII века бобылей и бобылок (бедных вдов), у которых в собственности имелся личный двор, приравняли по размеру тягла к обычным крестьянам. Данная мера оказалась действенной: в 1718 году сословие бобылей стало полноценной часть крестьянской общины.

Бобыли в искусстве и литературе

Феномен «бобылей» привлекал и по-прежнему привлекает художников, писателей и поэтов. Самым характерным примером «бобыльского» творчества служит картина В.Г.Перова «Гитарист-бобыль». На ней изображен убогий человек в старом кожухе и поношенных сапогах, играющий на гитаре. Рядом с ним на столе красуется бутыль алкоголя и полупустой стакан. Не менее жалостливую картину словом описал Сергей Есенин в рассказе «Бобыль и Дружок».

Все люди на Руси делились на сословия. С XV по XVIII века термином «бобыль» называлось одно из сословий. Составляли его крестьяне, которые были одиноки и не имели земельных наделов.

Раньше крестьяне были обязаны платить налог на землю. Зачастую такая плата была неподъемной ношей для людей. Бобыли освобождались от уплаты данного налога.

Версии трактовки слова бобыль

  • Летописцы считали, что термин бобыль произошел от шведского слова boabyle, что переводится как человек, работающий по найму.
  • С румынского и латышского языка данный термин переводится как лентяй или батрак.

Когда появились бобыли

Новое сословие упоминается в исторических источниках с середины XV века.

Представители сословия:

  • Одинокие крестьяне, не имеющие земли.
  • Крестьяне, отказавшиеся от своих наделов.

Чтобы получить освобождение от уплаты налога на землю, люди должны были подписать «бобыльскую оброчную запись». Решались на такой шаг только совсем обнищавшие представители крестьянского сословия. Документ окончательно лишал человека хоть каких-то прав и обременял массой обязанностей.

Основное крестьянское сословие относилось с презрением к бобылям, считая их лентяями. Связано это с освобождением от налога. До середины 1679 года бобыли отрабатывали лишь половину от всех стандартных крестьянских повинностей, однако эти повинности сменялись каторжной работой по найму.

По факту, записавшись в «бобыли», люди фактически нанимались в рабство, выполняя любую, зачастую очень тяжелую работу, за кусок хлеба и хоть какую-нибудь одежду.

География бобылей

Этот вид сословия был распространен как в селах так и в городах. Бобыли брались за любую работу: торговля, ремесла, обработка земли по найму. Жили они и при монастырях, где обрабатывали церковные наделы. Если бобыль хотел пользоваться чужой землей, ему приходилось платить хозяину надела. Такая подать называлась бобыльщина.

Ближе к концу XVII столетия бобылей, которые владели личным двором обязали платить тягл на ровне с обычными крестьянами. В итоге сословие бобылей очень скоро почти исчезло и в 1718 году они вернулись обратно в крестьянскую общину.

« Жить бобылём » - не просто забавная фраза, которая пришла из средневековой Руси. В XV веке бобылями называли вполне конкретных мужчин, и за них никто не хотел выходить замуж. Зачастую холостяки умирали в одиночестве.

Бобылями называют и современных мужчин. Что нужно сделать человеку, чтобы получить нелицеприятное прозвище, и чем современные бобыли отличаются от традиционных?

Этимология слова

Даже обывателю понятно, что слово «бобыль» - заимствованное. В русский язык оно попало из шведского. В скандинавских странах boabyl - наёмный рабочий без частной собственности. Латыши и румыны бобылями ещё называли людей, которые не хотят трудиться и живут на шее у общества.

Жить бобылём - значит не проявлять никакого интереса к социуму. Бобыли обязательно были холостыми и нелюдимыми. По понятным причинам.

«Гитарист-бобыль». В. Перов

Ни кола ни двора

Бобыли на Руси были вполне конкретным сословием. Если крестьянин имел землю, на которой трудился, то бобыль не имел ничего. Вместо этого бобыли выполняли определённую работу, которая гарантировала получение крова и еды. Интересно, что налог бобыли тоже не платили. В государстве велась «бобыльская оборочная запись» - реестр лиц, освобождённых от уплаты оброка. В народе их называли «нетягловыми».

Бобыли могли жить в городах и деревнях, лишь бы работа была. По этой причине они брались за любой труд. Иногда бобыли становились торговцами или ремесленниками. Иногда жили при монастырях и помогали служителями обустраивать храмы. Опять же, за кров и еду.

Как только у бобыля появлялась земля, появлялся и налог. Однако даже эта мзда была особенной. «Бобыльщина» значительно меньше била по карману. По этой причине крестьяне бобылей недолюбливали. Неприятно трудиться и платить полный налог, когда рядом бедный и ленивый, но хитрый бобыль пользуется льготами.

Гол как сокол

Бобыль - значит бедный и неперспективный. Пока трудолюбивый крестьянин, весь в седьмом поту, возделывал землю, бобыль жил под чьим-нибудь крылом. Ни собственности, ни, так сказать, приданного. Не удивительно, что холостяки зачастую умирали в одиночестве.

Более того, с бобылями никто не хотел общаться, даже простые крестьяне. Людская нелюбовь делала «нетягловых» нелюдимыми, закрытыми и замкнутыми. Принимая правила игры, они и вели себя соответственно. От бобыля часто можно было услышать грубость или резкое слово.

Кстати, бобылями становились не только мужчины. Бобылки - бедные вдовы. Также, как и представители сильного пола, бобылки не имели земли и работали за еду. Женились на бесперспективных вдовах абсолютно с такой же неохотой.

Жить бобылём

Бобыли встречаются и сегодня. Правда, определение лишилось классового подтекста. Прозвище мужчины получают только за образ жизни. Однако замуж за бобылей не хотят выходить, как и 500 лет назад.

От «нетягловых» XV века современные хмурые холостяки унаследовали замкнутость и нелюдимость. Случается так, что бобыли годами живут без женского внимания и общения с противоположным полом. В результате строить отношения с современными бобылями очень сложно.

Психологи отмечают, что у таких холостяков зачастую завышена самооценка. Мужчина убеждён, что проблемы в общении с противоположным полом - это проблемы противоположного пола. Иногда бобыли «перебирают» кандидаток, разрывая отношения даже из-за незначительных недостатков. В любом случае «нетягловые» холостяки, что в прошлом, что в настоящем, - не лучший вариант для семейного счастья.

Богачу-дураку
И с казной не спится;
Бобыль гол как сокол,
Поет-веселится.
Он идет да поет,
Ветер подпевает;
Сторонись, богачи!
Беднота гуляет!

Мы иногда считаем бобылем холостяка.

Возможно, это и так. Но в первую очередь, это представитель особого сословия на Руси, которое настолько нищенствует, что нет ни собственного двора, ни землицы, даже чашки с кружкой .

Ясно же, что за такого никто и не пойдет.
Вот и были бобыли не женаты, как бобылки все - не замужние.

Поэтому у нас это слово и ассоциируется с семейным одиночеством.

Хотя, у некоторых из них все-таки имелись семьи: жены-бобылихи, да дети-бобылята.

Чем жил бобыль?


В основном, такой человек брался за самую черную работу, мог работать просто за кусок хлеба, подряжался смотреть за чужими полями, от собственного налога на землю их освобождали, так как ее у них не было.

На Руси существовала "бобыльская оброчная запись", подписав ее, человек лишался прав и, можно сказать, попадал в рабство.

Бобыли водились как в городе, та и в сельской местности, жили как у родственников, так по людям или при монастырях.

Так как своей земли у них не было, то они могли просить себе в найм чужую землю, а за это платили специальный оброк - "бобыльщину".

На Руси их народ презирал, называл их тунеядцами, а еще гуляками и люди были недовольны тем, что бобылям делали скидку на налог "тягло".

Иногда в это сословие попадали после долгой службы в армии , ведь служили лет по 25, а при возвращении иногда получалось так, что никого из родных ни осталось в живых, да и землю, и двор растащили.

Существовали целые бобыльские слободки, куда и селили таких людей. Например, возле Петергофа существовала такая деревенька.

Этимология слова точно не установлена: в различных языках встречаются похожие словосочетания

  • Есть предположение, что это одна из версий шведского слова, значение которого - "наемный рабочий".
  • Также, возможно, его происхождение из прибалтийских языков со значением "батрак" или "лентяй".

Фраза «жить бобылем» сегодня используется для обозначения холостых мужчин, которые не стремятся к женитьбе и созданию семью. А кто есть этот самый бобыль?

Этимология

С XV до XVIII века бобылями в Русском государстве называли конкретное сословие. В него входили одинокие крестьяне без земельного участка. Таких людей еще именовали «нетяглые» - они освобождались от налога на землю. По мнение летописцев, слово «бобыль» - это адаптированная версия шведского термина boabyle, обозначающего наемного рабочего. Это не единственная трактовка исторического явления. Есть также латышские и румынские версии со значением «лентяй» и «батрак».

Кому на Руси жить хорошо?

С середины XV столетия на русских землях появились бобыли - люди, подписавшие «бобыльскую оброчную запись». Этот документ лишал написавшего человека прав и вверял ему массу обязанностей, выполняя который он получал еду и хоть какую-то одежду. Следовательно, бобылями являлись очень бедные люди, которые практически нанимались в рабство.

Бобыли обитали как в сельской местности, так и в городах. Представители этого сословия занимались земельными работами по найму, не брезгуя мелкой торговлей и ремеслом. Бобыли часто жили при монастырях, где обрабатывали церковные наделы. Чтобы пользоваться чужой землей в своих целях, им приходилось платить владельцу надела специальный налог - бобыльщину.

Хронология событий

Первое летописное упоминание бобылей датируется 1500 года. Основное рабочее население русских земель относилось к ним с презрением - их считали тунеядцами и гуляками. Такое мнение было вызвано в первую очередь тем, что бобылям делали налоговую «скидку». До 1679 года они отрабатывали только половину стандартного набора повинностей (тягла).

В конце XVII века бобылей и бобылок (бедных вдов), у которых в собственности имелся личный двор, приравняли по размеру тягла к обычным крестьянам. Данная мера оказалась действенной: в 1718 году сословие бобылей стало полноценной часть крестьянской общины.

Бобыли в искусстве и литературе

Феномен «бобылей» привлекал и по-прежнему привлекает художников, писателей и поэтов. Самым характерным примером «бобыльского» творчества служит картина В.Г.Перова «Гитарист-бобыль». На ней изображен убогий человек в старом кожухе и поношенных сапогах, играющий на гитаре. Рядом с ним на столе красуется бутыль алкоголя и полупустой стакан. Не менее жалостливую картину словом описал Сергей Есенин в рассказе «Бобыль и Дружок».