Римляне кто они. Откуда взялась римская империя. Акведуки Римской империи. Дорога жизни имперского города


Вы родились в Древнем Риме и пережили первый год? Поздравляю! Перед вами еще каких-то 25 лет жизни. Конечно, это не означает, что вы не можете стать «почтенным» шестидесятилетним стариком. Но для этого надо много удачи. И стоит ли доживать, если старость – это болезнь?

Если бы вы родились в Древнем Риме, то прожить вы должны были в среднем 27 лет. Конечно, если вы выжили в первые месяцы жизни. Известно, что высокий уровень младенческой смертности был результатом состояния современной медицины тех времен, но не только. Убивали «бракованных» детей: их душили, топили, резали…

✔ Предварительный отбор (почти) натуральный

Это не было незаконным деянием. Закон двенадцати таблиц приказывал убивать детей с видимыми дефектами. Для римского общества в течение многих столетий это было очевидным и естественным. С пониманием к этому процессу относился известный философ Сенека Младший.

Здоровые младенцы также не могли чувствовать себя в безопасности. Отец мог убить малыша по какой-либо причине: из-за неподходящего пола потомства или подозрения, что ребенок – плод прелюбодеяния. В 1 году до нашей эры некий Илларион, рабочий из Александрии, писал своей жене: «Если ты успешно родишь, если это будет мальчик, оставь его в живых, а если девочка – брось». В других частях Римской империи было не лучше.

Отказ от ребенка – это не убийство, но младенцы и так, как правило, умирали от голода, холода или в пасти диких животных. Лишь в 4 веке с подачи христианства стали наказывать за детоубийство. Запрет на продажу в рабство подкидышей датируется 529 годом, когда западная часть Римской империи уже принадлежала истории.


✔ Очень трудное детство

Болезни и ближайшие родственники «устраняли» вместе 36% новорожденных. Остальные могли радоваться жизни. Если был пережит первый критический год, будущее выглядело уже гораздо лучше. Они могли дожить уже и до 33 лет в среднем. Но статистика и дальше была немилостивой: до десятого дня рождения доживало менее половины детей. Для тех, кому это удалось, средний возраст смерти был оценен в 44 с половиной года.

✔ Двадцатилетние счастливчики

Если вам было 20 лет, то вы могли считать себя счастливым: 60% ваших ровесников были уже мертвы. Лишь каждый третий римлянин доживал до 30 лет. Мужчины погибали в войнах, а женщины, рожая детей. Кроме того, на статистику смертности влияли данные о смертных казнях. «Сорок лет прошло, как один день», - мог бы сказать только каждый четвертый житель Римской империи. Но многие из тех, кто дожил до этого прекрасного возраста, сказали бы, что жизнь только начинается после 40. Некоторые именно тогда делали большую карьеру и даже становились императорами, например, как сорокалетний Марк Аврелий (в 161 году) или сорокасемилетний Септимий Север (в 193 году).


✔ Уже старость?

На заре существования Рима за начало старости принято было считать 46 лет. Сорокапятилетний Сципион, обращаясь к Ганнибалу, называл себя старым. Такое восприятие могло укорениться из-за того, что в обществе преобладали молодые люди. Лысеющие мужчины и седеющие женщины очень сильно выделялись из толпы. Лица, имеющие 50 и более лет, составляли всего 8% населения. Согласно Lex Iulia de maritandis ordinibus (закон о браке), женщины после 50 года жизни освобождались от брачных обязательств. Большинству из них и так оставалось лишь несколько лет на этой земле.

Если вы нашли себя среди 11% счастливчиков, которые отпраздновали свое шестидесятилетие, то все равно имели шансы! Стоит помнить, что в 193 году Пертинакс стал императором в возрасте 66 лет. Это вовсе не означает, что в римской истории нет лиц, которые прожили 80 лет. Примером может служить даже святая Елена, матерь императора Константина I. Но это не получилось прожить ни одному императору! Ближе всего к этим годам был Тиберий, который умер в возрасте 78 лет, и Гордиан I, завершивший сою жизнь суицидом на 79 весне жизни.


✔ Откуда эти данные?

Демографы, занимающиеся Римской Империей, имеют дело с твердым орешком, потому что хронологический и географический диапазон велик, а источников мало. Самым интересным из них является, так называемая таблица Ульпиана. Ее автор, римский адвокат, который умер в 223 году, разработал для нужд современной рентной системы таблицу ожидаемой продолжительности жизни. Представленные выше данные основаны на анализе этой таблицы авторства американского исследователя Брюса Фриера.

Не все демографы доверяют таблице Ульпиана. Некоторым средний возраст кажется слишком низким и пытаются использовать другие источники, в том числе, цензовые списки из Египта или надписи надгробий. В дополнение к средней продолжительности жизни, выплывающий из таблицы Ульпиана, предлагают другой расчет, например, 30 лет.

✔ Доживший до 30 лет – старец?

В древние времена долгое время принято было считать старость болезнью. Только под влиянием известного врача Галена (2 век нашей эры) она стала признаваться как естественный этап жизни. Вопреки тому, что говорит статистика, римляне порогом, от которого начинается старость, считали возраст около 60-66 лет. Это удивительно близко к современной геронтологии. Неслучайно знаменитый римский оратор Цицерон написал трактат о старости, когда ему был 61 год, посвятив его 64-летнему другу Аттику. Не стоит забывать, однако, что порог старости мог меняться в зависимости от социального статуса. Экономический разрыв, деливший элиту и простых людей, был огромен. Таким образом, санитарные условия, медицинская помощь и питание богатых и бедных определяли продолжительность и качество жизни.

Для наиболее глубокого рассмотрения темы стоит остановиться на нескольких моментах: во-первых, описания известных римлян, данные современниками; во-вторых, скульптурное творчество; в-третьих, данные палеоантропологии (останки римских офицеров и т.д.); в-четвертых, антропологические данные современных итальянцев.

Для наибольшей объективности стоит остановиться на римлянах живших в эпоху, которая начинается в период Поздней Республики (данные о римлянах живших в более раннюю эпоху покрыты «налётом» мифов и содержат минимум информации о внешнем облике), а заканчивается в период Раннего Домината (в течение периода Домината происходит постепенная варваризация армии и чиновничьего аппарата).

Итак, вот некоторые описания римлян, данные современниками:

Плутарх о Сулле:

«Все черты внешнего облика Суллы переданы в его статуях, кроме разве взгляда его светло-голубых глаз…»

Гай Светоний Транквилл о внешности некоторых римских кесарей период принципата:

О Гае Цезаре:

«Говорят, он был высокого роста, светлокожий, хорошо сложен. Лицо чуть полное, глаза черные и живые…»

Об Августе:

«Глаза у него были светлые и блестящие…Зубы у него были редкие, мелкие, неровные, волосы – рыжеватые и чуть вьющиеся, брови – сросшиеся; уши – небольшие, нос – с горбинкой и заостренный, цвет кожи – между смуглым и белым. Росту он был невысокого…»

О Тиберии:

«Телосложения он был дородного и крепкого, росту выше среднего, в плечах и в груди широк, в остальном теле статен и строен с головы до пят…Цвет кожи имел белый…лицо красивое, хотя иногда на нем вдруг высыпали прыщи; глаза большие и с удивительной способностью видеть и ночью, и в потемках… »

О Гае Калигуле:

«Росту он был высокого, цветом лица очень бледен, тело грузное шея и ноги очень худые, глаза и виски впалые, лоб широкий и хмурый, волосы на голове – редкие, с плешью на темени, а по телу - густые»

О Клавдии:

«…был он высок, телом плотен, лицо и седые волосы были у него красивые, шея толстая…»

О Нероне:

«Росту он был приблизительно среднего, тело – в пятнах и с дурным запахом, волосы рыжеватые, лицо скорее красивое, чем приятное, глаза серые и слегка близорукие, шея толстая, живот выпирающий, ноги очень тонкие»

О Веспасиане:

«Роста он был хорошего, сложения крепкого и плотного…»

Здесь стоит сделать несколько ремарок:

- Во-первых , римское скульптурное творчество отличалось высоким уровнем реалистичности, который позволяет выделить определенный архетип (хотя облик тех или иных личностей может немного варьировать в зависимости от изображения), т.е. портретный материал римлян (основная масса которого была создана в эпоху раннего принципата) можно считать относительно объективным источником информации о внешности людей;

- Во-вторых , данные о пигментации римлян далеко не всегда являются объективными в силу нескольких обстоятельств…вот, что об этом пишет американский исследователь Грегор (1961 год):

«…Как латинский «флави», так и греческий «ксантос», так и «хари» - обобщенные термины со множеством дополнительных значений. «Ксантос», который мы смело переводим как «блондин», использовался древними греками, чтобы определять «любой цвет волос, за исключением чёрного как уголь, и цвет этот был по всей вероятности не светлее, чем тёмно-каштановый» ((Вэйс, Кейтер) Серджи)…Как латинский «флави» или грекечеиский «ксантос», так и индийский «хари» - генерализированный термин со множеством вариаций и альтернативных значений. «Ксантос», который мы переводим эквивалентно понятию «блондин» использовался греками античности для определения «любого цвета волос светлее ярко чёрного, и данный цвет был не светлее каштанового» (Вэйс, Кейтер)…»

Т.е. в случае с «flavi» (в большинстве переводов – «светлый/рыжеватый») мы имеем место с довольно широким спектром оттенков: от тёмно-каштановых (но не чёрных) до золотисто-русых (но не белокурых).

Следующим образом древних римлян характеризует американский антрополог К. Кун:

«Ранние римляне, судя по бюстам их потомков в эпоху Августа и исходя из описаний, были, как правило, не очень высокими, но с массивным телосложением. Их черепа имели гладкую крышку и округления в боковой части, как и у кельтов. Особенности строения лица включали известный «римский» нос, который, возможно, имели частично этрусское происхождение...Их тип не является автохтонным в Средиземноморском бассейне и имеет более северное происхождение. Однако римляне рассматривали кельтов, вторгшихся в Италию, как высоких и белокурых, следовательно, блондизм римлян (включая рыжие волос) был в меньшинстве.
Более подробная информация может быть получена в ходе изучения останков римлян, которые умерли вне метрополии, на колониальной периферии. Например, чиновник шестого легиона (размещенного в Йорке), Теодорианус, приехал из маленького города Номентум (в Лацио). Трое других, похороненных в Йорке, также были римлянами по происхождению. Останки этих людей объединены одним типом: долихоцефалия/мезоцефалия; низкая черепная коробка; низкий широкий лоб; сильно выступающий «орлиный нос»; короткие широкие квадратные лица…»

Для сравнения с данными К. Куна можно рассмотреть скульптурные портреты римских патрициев (созданные в эпоху Августа):

Ну и в качестве дополнения – портреты более известных римлян (слева-направо): Цицерон, Марк Антоний и Марк Красс

Подытожив вышеуказанные данные, можно выделить следующий тип, характерный для римлян:

Рост – средний / средне-высокий
Цвет волос – от золотисто-русого до тёмно-каштанового/чёрно-каштанового
Цвет глаз – от серо-голубых до чёрных
Средне-сильная / сильная профилировка лица
Спинка носа – прямая/волнистая или выпуклая (знаменитый «римский нос»)
Цвет кожи – от бледно-розового до оливково-смуглого
Лицо – средневысокое и среднеширокое. Чаще квадратной или прямоугольной формы
Телосложение – массивное
Лоб – низкий и широкий
Головной указатель – от суб-брахицефалии до суб-долихоцефалии. Доминирование промежуточных значений

Предки латинов пришли в Центральную Италию с Севера – из Альпийского региона. Об этом говорит и фактор ИЕ-зации Италии (хотя он имел диффузный характер), об этом говорит и лингвистический фактор (наличие в латыни соответствующей лексики), об этом говорит и сравнение расового типа римлян как с автохтонами Италии, так и с автохтонами Альп.
Если учитывать, что наиболее вероятной родиной латинов являются юго-восточные склоны Альп, то можно провести сравнение между вышеуказанными данными римлян и данными современных итало-швейцарцев – потомков автохтонов Альп (регион Тичино).

Современные итало-швейцарцы (из работ Otto Schlaginhaufen):

…вышеуказанные примеры итало-швейцарцев отображают тот же тип, что мы видим на скульптурных римской знати: мезоцефалия/долихоцефалия; среднеширокое и средневысокое лицо; светло-смешанная/тёмно-смешанная пигментация; средне-сильная/сильная профилировка лица (включая знаменитый «римский нос»).

В дополнение – несколько примеров северных итальянцев (из работ Рипли)

…эти примеры представляют собой другой тип, представленный в портретном материале (и описаниях современников): средневысокое и среднеширокое лицо; ярко выраженная брахицефалия; светло-смешанная или тёмно-смешанная брахицефалия.

В целом же, прежде чем проводить линию преемственности между древними италиками и современными итальянцами, стоит сделать несколько ремарок:

- Во-первых , понятие «римляне» (на протяжении период Республики и Принципата) включало в себя и потомков латинов (рассмотренных выше), и потомков этрусков (см. ниже), и потомков самнитов, умбров и других романизированных племён Центральной Италии.

- Во-вторых , с римлянами корректно сравнивать только жителей современной Центральной Италии и Северо-Западной Италии. Северо-восточные итальянцы испытали сильно влияние кельтов и других племён Центр. Европы, а южные итальянцы являются потомками эллинов, иллирийцев и финикийцев.

Теперь предстоит очертить вышеуказанную зону – она будет включать Лацио, Тоскану, Эмилию-Романью, Кампанию (Неаполитанию) и Пицен.

Теперь стоит очертить антропологические признаки , характерные для данной зоны (исходя из работы Ливии, Куна и Биасутти):

Рост – средний/средне-высокий
Цвет глаз и волос – доминирование темно-смешанных оттенков
Блондизм – в пределах 5-10%
Лицо – средне-высокое/высокое и узкое/средне-широкое
Нос – прямой или выпуклый
Профилировка – средне-сильная или сильная
Размер черепной коробки - средне-крупный/крупный

В целом, эта зона характеризуется доминированием Средиземно-Балканской расы с влиянием Центральноевропейской расы (как результат диффузии ИЕ языков и более поздней кельтской миграции).

Если проводить банальные параллели между современными центральными итальянцами и портретами римлян, то и здесь можно найти комплементарные образы – несколько изображений итальянцев:

…впрочем, это сравнение не является единственно-объективным показателем преемственности.

В качестве заключения

Чтобы определиться относительно преемственности между древними римлянами и современными жителями региона, стоит определиться с дефиницией «римлян». Если под римлянами подразумевать собственно изначальных латинов, то конечно же преемственности нет, т.к. за первые несколько веков латины успели раствориться среди италийского населения. Если же под «римлянами» подразумевать италиков эпохи Республики и Принципата (латинов, этрусков, самнитов, сабинов, осков и умбров), то современные жители Центральной Италии являются их потомками.

В качестве небольшого дополнения – фото-сет жителей Флоренции:

…и небольшая подборка данных по населению современной Италии:

P.S. Данную информацию можно как опровергнуть, так и подкрепить новыми данными – всё зависит от уровня аргументации.

Историки полностью игнорируют существование эллино-ромеев, и продолжают поддерживать лживое догматическое утверждение Карла Великого 794 года о том, что языком римлян была и остаётся латынь, несмотря на то, что источники свидетельствуют о том, что первым языком римлян был древнегреческий.

Эта историческая фальсификация была выдвинута Карлом Великим в 794 году с целью разъединить римлян, порабощённых франко-латинянами, и свободных восточных римлян.

Французский император Людовик II (855-875 гг.) в 871 г. в письме к римскому императору Василию Ι (867-885) полностью поддерживает ложь Карла Великого: «…нам дано управление Римской Империей за нашу правую веру. Греки из-за их ложной веры перестали править римлянами. Они не только покинули город (Рим) и столицу Империи, но и оставили римский народ и даже латинский язык. Они переселились в другую столицу, и теперь у них другая национальность и другой язык».

Давайте сопоставим эти ложные утверждения с исторической реальностью и с процессом, в результате которого Рим завоевал власть над всем цивилизованным миром того времени, говорящем на греческом языке.

Эллино-ромеи появились при объединении всех грекоязычных племён, живших на территории Италии. Аборигены, пришедшие сюда из Ахеи (Греция) задолго до Троянской войны, ассимилировались с остатками пеласгов, живших на территории Италии и почти исчезнувших от неизвестной болезни.

Марк Порций Катон - единственный, кто упоминает в истории племени пеласгов и их объединении с аборигенами, в труде De Origines, позже Дионисий Галикарнасский повторяет его рассказы слово в слово.

Аборигены и пеласги объединились с поселенцами из Трои, и так возникли древние латиняне - жители города Альба Лонга, говорящие на древнегреческом языке.

Часть грекоязычных латинян из Альба Лонга под предводительством Ромула и Рема основали Рим на холмах Палатин и Капитолий. В основании Рима также приняли участие сабиняне с холма Квиринал, которые переселились в Италию из Лаконии (Южная Греция).

Римляне (ромеи) продолжили завоевание и ассимиляцию остальных эллино-латинян и сабинян.

Кельтские племена с Дуная вторглись в северную Италию и подавили этрусков, восставших против Рима. Кельты победили римскую армию и вошли в Рим в 390 г. до н.э. Только холм Капитолий не был завоёван. Там собралась вся римская молодёжь, охраняя все сокровища и священные тексты Рима. Собрав крупную дань, кельты оставили Рим, а римляне завоевали всю северную Италию.

Кроме того, в 218 г. до н.э. римляне завоевали и включили в свою империю Сицилию, Сардинию и Корсику, где проживали эллино-ромеи.

После кельтов, самую большую угрозу для римлян представляли карфагенцы которые под предводительством Ганнибала вторглись в Италию на своих знаменитых слонах вместе со своими союзниками македонцами.

Македонцы победили греческих союзников Рима. Римляне дошли до Испании в попытке разгромить карфагенскую армию, и разрушили Карфаген.

Римская армия пошла в Грецию, чтобы освободить своих союзников от македонцев и, в конце концов, захватила Македонию и присоединила её к Римской Империи.

Рим бросился на помощь своим союзникам галатам и каппадокийцам и освободил их от понтийского царя Митридата VI (121/120-63 гг. до н.э.). Результатом было присоединение к Римской Империи Армении, Ассирии и Месопотамии, так что её границы простирались теперь до берегов Каспийского моря.

Таким образом, Средиземное море стало островком в центре Римской Империи.

Надо подчеркнуть, что эллино-ромеи Италии объединили грекоязычные племена в одну нацию, которая говорила как по-гречески, так и на латинском языках.

Первые римские историки писали по-гречески, а не на латинском. Почему?

Четыре первых римских историка-летописца писали на греческом языке: Квинт Фабий Пиктор, Люций Цинций Алимент, Гай Ацилий и Альбин.

Первым текстом, написанным на архаическом латинском языке был Кодекс двенадцати, написанный в 450 г. до н.э. исключительно для плебеев. А поколения греков продолжали соблюдать свои тайные законы, которые передавались с молоком матери.

Это произошло потому, что римские народные законы создавались аристократами в сотрудничестве с представителями плебеев. Со временем такое большое число плебеев овладело греческим языком, что их представители вошли в правящие органы грекоязычных провинций Римской Империи.

Первые римские историки, писавшие на латыни

Согласно Цицерону, одними из первых римлян, написавших тексты на латыни, были Сабина Клавдий и Аппий Клавдий Слепой, бывший консулом в 307 и 296 гг. до н.э. Он произнёс речь на латыни в Сенате против подписания договора о мире с царём Эпира Пирром.

Первыми римскими историками, писавшими на латыни, были Порций Катон (234-140 г. до н.э.) и Люций Кассий Хемин (ок. 146 г. до н.э.).

На каком же языке разговаривали и писали римляне? Конечно, по-гречески

Всё вышесказанное согласуется с общими принципами римлян. Все римские историки просто повторяли то, что было написано в римских «Священных летописях», от которых не сохранилось ничего.

Хотя, может, что-то и сохранилось, но хранится в тайне, чтобы ложь Карла Великого могла существовать и дальше...

Иоаннис Романидис

Древний Рим – не просто географическое название. Не просто территория на картах древнего мира. Это целая эпоха. Эпоха становления человека, как творца, как завоевателя, как строителя государств, философа, скульптора, законодателя и хранителя гражданских прав и свобод. Сложно перечислить все то глобальное наследие, которое оставили нам древние римляне. Но сталкиваемся мы с ним ежедневно – в медицине и праве, в науке и искусстве, в литературе и в быту. И пускай великой Римской Империи не суждено было существовать вечно, но часть того, что создали римляне останется с человечеством на века.

История Древнего Рима

История Древнего Рима – яркая иллюстрация того, как страна, начинающаяся с болота, может разрастись на половину мировой карты. И того, как легко разрушить отлаженную работу крупнейшего государства, если не уделять достаточное внимание интересам всех его регионов.

История Древнего Рима занимает 723 года и иллюстрирует зарождение, становление и гибель одной из самых могущественных древних цивилизаций.

Начинался Рим в 753 г. до н.э. со строительства города на семи холмах, среди болотистой местности, в окружении постоянно воинствующих народностей – этрусков, латинов и древних греков.

Ко второму веку нашей эры город, начинавшийся с болот, подчинил себе Европу, Средиземноморье, побережье Африки и Ближний Восток, превратившись в крупнейшее мировое государство.

Становление всей последующей европейской цивилизации проходило под мощным влиянием Древнего Рима. И несмотря на то, что в 476 г. н.э. могущественная Римская Империя пала, её историческое, культурное и законодательское наследие по сей день играет глобальную роль во всем устройстве человеческой цивилизации.

Периоды Древнего Рима

Учеными принято делить становление и развитие Рима, как государства, на при основных периода:

  1. Царский. Начинается с создания самого города Рим. Согласно легенде, его воздвигли на холмах двое вскормленных волчицей братьев – Ромул и Рем. Имя первого из них и носит «вечный город». Ромул стал первым из царей в истории Рима. На заре его появления население состояло преимущественно из беглых преступников. Но постепенное усовершенствование ремесел и формирование государственных структур привело к неожиданно резкому развитию Рима. Уже скоро его влияние возросло настолько, что соседние государства, опасаясь оказаться под гнётом неожиданно окрепшей страны, постоянно пребывали в состоянии военной агрессии.
    Власть в Риме в этот период принадлежала царям, но не наследовалась. Правителей назначал сенат. Первым римским царем был Ромул, последним – Луций Тарквиний. Когда череда правителей стала приходить ко власти исключительно через кровь, подкуп и манипуляции, сенат принял решение провозгласить в Риме республику.
  2. Республиканский. Вся власть в руках Сената. Отличительная черта периода – множество успешно реализованных завоеваний. Постепенно границы Римской Республики захватывают всю Италию, Сицилию, Сардинию и Корсику. Дальнейшее развитие Рима существенно подавило процветающий на тот период Карфаген, подарим римлянам владение всем Западным Средиземноморьем. Захватили римляне и Македонию, раздробив её на четыре отдельных владения.
  3. Период Римской Империи. Власть по-прежнему сосредотачивается в Сенате, но существует и единый правитель – Император. К тому моменту Рим разросся до невероятных размеров. Удерживать власть над таким огромным государством становится сложно и постепенно происходит раскол на Западную Римскую Империю и Восточную (впоследствии – Византию). Вместе с тем, именно в период Империи происходит необычайное единение всего Античного мира, причем не под страхом силы, а на более духовном основании.
    Ранний имперский период – это принципат. Формально власть находилась в руках сената и магистратуры, а по факту – уже в руках императора. Позже эту форму сменит доминант, который по сути вернет на просторы Рима монархию, наделяя императора неограниченной властью. Именно эта убежденность во вседозволенности позже и приводит к краху Великой Империи.

Боги Древнего Рима

Религия Древнего Рима – это язычество. Какой-то четкой организации она не имела. Впрочем, на тот период это было естественной ситуацией – практически все верования мира представляли собой синтез древних культов различных народностей. В Риме каждому из богов приписывалась отдельная сфера человеческой жизни и отдельная природная сила. Кому поклоняться – каждый выбирал сам, в зависимости от своего ремесла и потребностей. Атеистов в Древнем Риме не было – богов чтил каждый, соблюдая соответствующие ритуалы. Некоторые из них проводились на уровне домов, а некоторые – на уровне государства. На основе различных гаданий и обращений к богам даже принимались важные государственные решения.

Все Боги Древнего Рима антропоморфны, но наделены силами природы.

  • Главный Бог Древнего Рима – Юпитер. По аналогии с греческим Зевсом, он является громовержцем, властителем Неба.
  • Его супруга – Юнона, опекалась вопросами женского плодородия. Считалась покровительницей брака и деторождения. Вдохновленные образом Юноны, римляне стали первой народностью, законодательно увековечившей моногамию.
  • Тройку главных богов Пантеона замыкает Минерва – богиня мудрости, аналог греческой Афины Паллады. Опекалась полезными открытиями, но славилась воинственным характером, из-за чего и её тоже называли молниеносной богиней.
  • Растительным и животным миром в Древнем Риме опекалась богиня Диана.
  • Венера – особенная богиня для римлян, ведь её считали прародительницей Энея и покровительницей всего римского народа. А также отождествлением весны, женской красоты и плодородия.
  • Флора – богиня полевых плодов, цветения и весны.
  • Янус – один из интереснейших богов у древних римлян. Являлся двуликим олицетворением дверей, начала и конца, входа и выхода. Владелец ключа от небесных ворот и посоха, отгоняющего непрошенных гостей.
  • Веста – богиня домашнего очага. Почиталась в каждом доме, так как семья в Риме так же являлась предметом культа.
  • Церера – особенно почиталась у земледельцев, так как являлась богиней плодородия.
  • Бахус – ещё один особенный для римлян Бог. Покровитель виноделия. Культ Бахуса являлся одним из самых почитаемых в Империи.
  • Вулкан – особенно чтился ремесленниками, так как был покровителем огня и кузнечного дела.

Это – лишь небольшая часть обширного римского пантеона. Постоянные контакты с другими народностями так же наложили отпечаток на религию римлян. Большая часть Римского Пантеона заимствована у греков. Такое высокое число заимствований ученые объясняют масштабной экспансией Рима и уважительным отношением к чужим верованиям. Путем включения богов подчиненного народа в свою религию, римляне упрощали процесс ассимиляции очередной народности.

Искусство Древнего Рима

Отличительная черта искусства Древнего Рима – его практичность. Если греки через культуру проводили воспитательные процессы, римляне сосредоточились на организации пространства с помощью искусства. Главная задача любого произведения – нести пользу. Остальное второстепенно.

Скульптура

Скульптуре в Древнем Риме отводилось особенное место. Ею обильно украшали стены зданий, колонны, фонтаны и внутренние дворики в домах знати. Во многом римская скульптура формировалась под влиянием Древней Греции. В идеализированном изображении скульптур богов явно читается влияние греков. Но были у римлян и свои новшества, главное из которых – скульптурный портрет.

Именно в портретных скульптурах римляне первыми использовали особенный реализм. Если внимательно рассматривать бюсты римских императоров и сенаторов, можно заметить и двойные подбородки, и обвисшую кожу, и чрезмерно тонкие волосы. Все эти изъяны во внешности, по сути, являются тем, что отличает одно лицо от другого. И в этом случае римляне не стремились к идеализации, передавая человеческую внешность такой, какой она есть. В этом и было их новаторство.

Живопись

Предназначение живописи носило исключительно декоративный характер. Картины должны были сделать помещение визуально привлекательнее. Не стоит искать в римских фресках особого философского смысла, назидательных сцен из жизни и других педагогических целей. Всё куда практичнее. Главное – чтобы было красиво. Римляне одними из первых стали использовать роспись стен для визуального расширения пространства в помещении. Древнеримские художники первыми достигли высокого мастерства в использовании света и тени, создании перспективы. Потому им особенно хорошо давались пейзажные изображения.

Литература

Как и во многих других отраслях искусства, в римской литературе отчетливо ощущается влияние Древней Греции. Яркий тому пример – одно из известнейших римских произведений, «Энеида» Вергиллия, поразительно похожая на гомеровскую «Иллиаду». Однако, если забыть о факте заимствования, нельзя не признать прекрасного литературного слога произведения и идеальной латыни.

Еще один известный римский литератор – Гораций, придворный поэт, подаривший миру не мало талантливых стихов.

Архитектура Древнего Рима

Наибольшего новаторства древние римляне достигли в области архитектуры. Архитекторы работали в четком соответствии с нуждами государства, постоянно совершенствуя уже имеющиеся или заимствованные наработки. Благодаря этому появляются арки вместо поперечных балок, дорабатывается система акведуков, военных машин и лагерей, опорных стен и очистных сооружений.

В вопросах декорирования зданий римляне также ушли дальше греков. Архитектура Древнего Рима строится не на мраморных блоках, а на легком горном туфе, кирпичной кладке и строительных растворах. Это позволяло создавать большее разнообразие архитектурных форм, делать здания больше и выше, добиваться архитектурного разнообразия.

Именно римляне подарили миру бетон, с помощью которого научились отливать различные архитектурные формы. Это позволило совершить стремительный рывок в вопросах декоративной архитектуры и, вместе с тем, увеличить прочность построек.

Величайшие памятки архитектуры Древнего Рима – это римский Форум, здания древних театров, мавзолеи и, конечно же, Колизей. Последний стал своеобразным олицетворением Рима в мировой культуре. Это образец действительно продуманной архитектуры. Не смотря на потрясающую для своего времени вместительность – здание рассчитано на 45 тысяч зрителей, в Колизее никогда не было толчеи и давки. Все благодаря грамотно спланированному разделению транспортных и пешеходных потоков. Колизей стал первым зданием, которое создавалось с учетом влияния на остальной пейзаж города.

Города Древнего Рима

Градостроение в древнем Риме – яркая иллюстрация рассвета человеческой цивилизации как таковой. К строительству городов в империи подходили как никогда продуманно. Города Древнего Рима в обязательном порядке включали в себя минимум две перпендикулярные друг другу дороги. На пересечении дорог располагался центр города и рынок, а также все значимые социальные постройки.

Рим

Рим – столица империи. Город-метрополия, вечный город, доказавший справедливость такого титула. Построен на семи холмах, освоен народностью, основанной на синтезе как минимум трех племен – этрусков, сабинян и латинян. В эпоху пика процветания Римской Империи, Рим справедливо можно было считать центром человеческой цивилизации.

Карфаген

Древний Карфаген – город, построенный не римлянами, но ставший частью Римской Империи в результате военного захвата. В свое время жители Карфагена не пожелали сдаваться врагу и инициировали массовое самосожжение. Город был полностью разрушен захватившими его римлянами. Но в период правления Юлия Цезаря именно римляне отстроили его заново, превратив в образец развития человеческой цивилизации.

Трир

Говоря про города Древнего Рима, нельзя не вспомнить и мифический Трир, возведенный Октавианом Августом. Этот красивейший город входил в тройку самых крупных населенных пунктов Империи и считался её западной столицей. Более того, в своё время император Константин сделал своей резиденцией именно Трир, планируя впоследствии сделать из города столицу.

Вместо послесловия

Трудно переоценить величие Древнего Рима. Это государство показало нам, как далеко может шагнуть человеческая мысль, сколько прекрасного создать и достигнуть, и как легко потерять уже созданное, пребывая во власти своих амбиций. Историю Древнего Рима стоит узнать хотя бы для того, чтобы взять на вооружение её успехи и всегда помнить о причинах её неудач.

На нашей планете продолжается компания по фальсификации прошлого и исторических документов, цель которой – уничтожение великого прошлого нашей цивилизации. История Древнего Рима – яркий пример масштабной диверсии…

Баварский исследователь Гернот Гайзе издал в 1994 году книгу «Кем были римляне на самом деле?», в которой делает вывод, что римляне – чаще всего – обычные коренные жители Европы: кельты, галлы да франки, не имеющие никакого отношения ни к Италии, ни к латинской культуре. В числе доказательств – само имя города Рим.  Г. Гайзе обнаружил, что в Европе «любой мало-мальски большой город, как-то связанный с «римлянами», назывался Римом».

Аахен: «Второй Рим», а также «Aurea Roma renovata». Майнц: «Другой Рим» (XI–XII века), а раньше «Aurea Maguncia Romane». Трир: «Бельгийский Рим», «Второй Рим», «Малый Рим», «Северный Рим». Немецкий город Бамберг прямо назывался Римом, а на шведском острове Готланд, куда итало-римляне и не забирались, город с названием Рим есть до сих пор. И так – без конца, по всей Европе!

Нынешняя же столица Италии, как выяснил Г. Гайзе, лишь в средние века стала называться Roma quadrata, т. е. Квадратный Рим (Квадратный Кремль, Квадратная Крепость), а до того Рим был известен под именем Palatium.

Отсюда – основной вывод: Ветхий Рим мог стоять где угодно, но не в Италии, которой история античного Рима не может принадлежать в принципе. Просто потому, что селение с названием Palatium слишком уж долго не имело в своем названии этого добавления – «Рим». А без него – никак!

Ясно, что для полного понимания этого мало, и Г. Гайзе начал искать, на каком языке слово «Рим» или производные от него имеют осмысленный перевод, и оказалось, что, помимо значений «кремль», «крепость», в древнегреческом языке слово «рим» означает «армию, войско, воинское подразделение, вооруженные силы, колонну». А значит, «римляне» – это не жители города Рима и не граждане Римской империи, а в первую очередь военные, члены той общности, которую греки называли «Rom», возможно, сам гарнизон античного кремля, или крепости, – любой в Европе.

Отступление. Исторические источники знают и второе имя Вечного города – Urbs. Именно так его и называют в подавляющем числе античных и средневековых документов, но вот означает это слово просто – «город», хотя можно перевести и как «жертвенник». И поскольку это название Рима – не имя собственное, то и принадлежать оно может ЛЮБОМУ городу, например, Карфагену (ныне Тунис), кстати, носившему звание «Африканский Рим».

Карфаген вообще отличный кандидат в Римы. Именно здесь сосредоточено около 90 % всех построек мира в древнеримском стиле. Именно здесь протекали наиболее яростные диспуты ранних христиан, и именно в Карфагене создано то самое Римское право, – это в науке уже общеизвестный факт. Затем Карфаген пал, архивы вывезли, и отцом Римского права стал итальянский Urbs, в коем и населения-то в 1420 году было всего 17 500 человек.

Что ж, подобьем итоги. Римов на землях Европы – не один десяток, и ни один из них – не итальянский. Итальянский Palatium, он же Urbs, стали величать Римом лишь в средние века. Признаки античного Рима находятся, в частности, в Карфагене, не правившем в Европе никем.

Вопрос. Так была ли эта титаническая итальянско-германская империя под названием Рим? Если можно создать на новом месте Древнюю Грецию и Персию, Вавилонию и Македонию, Мидию и Фригию, то почему бы не создать и Римскую империю – так же, на бумаге? Например, на основе вывезенных из других «римов» и «урбсов» типа Карфагена и Александрии бумаг. Мало ли где библиотеки пылали? Вот лишь наиболее известные партии книг и рукописей, вывезенных в итальянский Рим, – иногда за деньги, иногда военной силой.

1622 год. 2000 латинских и 430 греческих рукописей и 8000 книг из Гейдельберга.

1658 год. 1500 латинских рукописей из библиотеки герцогов Урбино.

1690 год. 2000 латинских рукописей из библиотеки шведской королевы Кристины.

1746 год. 300 рукописей из собрания Capponiani.

1748 год. 3000 латинских и 473 греческих рукописей из библиотеки Ottoboni.

Таких партий были сотни и сотни. Считается, что в 1565 году папа зачем-то собрал в центральном архиве в Ватикане все документы Церкви. Не так ли появилась нынешняя история Церкви? И не так ли родились две тесно связанные с ней 1000-летних Римских империи? И главное… чтобы создать такую империю, не надо перетасовывать все архивы: просто прикажи инквизиции уничтожить еретические словари (их было немного) и напиши новую словарную статью, где черным по белому написано, что «Roma» или «Romane» в названии города означает, что город был частью Римской империи. И все. Остальное будет создано уже в умах.

О римских императорах чуть подробнее

В 1926 году была завершена, а в 1935 году опубликована книга Вилгельма Каммайера «Универсальная фальсификация истории» о подделках юридических документов средневековья. В. Каммайер, как юрист, начал исследование грамот с тривиального правила: любой дарственный юридический документ (а дарственные грамоты – наиболее распространенный вид средневековых документов) должен содержать в себе информацию о том, кто, что, когда и кому подарил, и где эта грамота была составлена.

Оказалось, что хранящиеся в библиотеках грамоты часто не соответствуют исходным юридическим критериям. Встречаются грамоты без даты или с явно позже вставленной датой, с неполной датой (отсутствует год или день) или датой, написанной в не соответствующей указанному времени написания манере. Нередко датированные одним днем грамоты «подписывались» дарителем в разных точках на карте.

Последнее замечание наиболее интересно. При анализе мест и дат написания грамот у В. Каммайера вышла следующая картина: правители не имеют столицы, в которой они более или менее постоянно пребывают, они непрерывно путешествуют с места на место – порой молниеносно и на огромные расстояния – с целью одаривания грамотами все новых и новых подданных. Причем это делают все германские императоры, независимо от возраста, состояния здоровья и обычной человеческой логики.

Германским императорам не раз удавалось находиться единовременно в разных далеко отстоящих друг от друга городах. Для императора Конрада, например, в течение 50 лет почти каждый год указываются 2-3 разных города как место пребывания на христианском празднике.

Главная цель масштабной кампании по фальсификации исторических документов, – счел В. Каммайер, – заключалась в замалчивании языческой истории, удлинении христианской и приписывании ей всех почти достижений цивилизации. Был и спрос на юридическое подтверждение прав на владения со стороны новых властителей, лишь недавно отнявших оные у законных правителей. Поддельные дарственные должны были свидетельствовать о древности прав на владения и восходить к одному из прежних христианских королей, коих, если нужно, для этой цели просто выдумывали.

Каммайер был убежден в следующем: подлинные документы языческой германской истории были уничтожены и заменены фальсифицированными документами галло-романской истории. Существование католических пап до так называемого авиньонского пленения было полностью выдумано. История до 1300 г. невосстановима, так как все более ранние документы были уничтожены и заменены фальшивыми. Войны между национальными церквями в допапский период истории церкви были впоследствии представлены, как борьба с еретиками* и вероотступниками.

* Едва этот тезис Каммайера принимаешь, циклы в истории папства становятся историями покоренных католиками национальных епископатов, а улики начинают бросаться в глаза. Папы ведь (подобно вездесущему императору Конраду) жили и в разбросанных по всей Европе Римах, и в Латеране, и в Авиньоне, и даже в еретическом Берне. Аргумент посерьезнее – известная, как «ведьмино» животное, кошка. Дело в том, что в языческой кельтской, галльской и франкской Европе роль кошки выполняла фретка – ручной хорек. Кошку же из портовых городов привозили чужаки: сирийцы, армяне, евреи, греки да латиняне. И значит, «антикошачьи истерии» народа и властей это действия против греков, евреев, да латинян – тех, кто и принес христианство в Европу. Похоже, что когда Церковь присвоила историю побежденных земель, она присвоила и эту против ее же миссионеров направленную истерию.

Когда Каммайер предложил свой труд вниманию историков ГДР, на него обрушились репрессии. Он потерял работу, рукопись книги была конфискована и долгое время считалась утерянной, вся недвижимость семьи была национализирована, а сам он и его семья были обречены на нищету. Есть мнение, что Каммайер умер от недоедания.