Ревизские сказки

Ревизские сказки

Коллекция материалов и переписей населения XVIII века "Ландратские книги и Ревизские сказки" (Ф. 350) содержит материалы ряда подворных переписей 1707-1718 годов, первых трех подушных переписей - I, II и III ревизий 1719-1767 гг., а также делопроизводственные документы учреждений, проводивших I и II ревизии: Канцелярии генерального ревизора В.Н. Зотова, губернских и провинциальных канцелярий переписи и свидетельства населения 1719-1764 гг.
Материалы переписей 1709-1718 гг. концентрировались в воеводских и губернских канцеляриях, а после реформы центральных учреждений России 1711-1714 гг. были переданы в Камер-коллегию - учреждение, ведавшее раскладкой и сбором государственных доходов.
Впоследствии в Камер-коллегию (по мере их создания), поступали сказки и переписные книги первых трех ревизий, а вместе с ними части делопроизводства учреждений, проводивших I и II ревизии. Таким образом, на протяжении XVIII века сложилась коллекция материалов переписей населения, вошедшая впоследствии в научный оборот под названием "Ландратские книги и ревизские сказки" (ф. 350).
Вместе с фондом Камер-коллегии коллекция поступила на хранение в Государственный архив старых дел, фонды которого в настоящее время являются составной частью Центрального государственного архива древних актов.
В настоящее время фонд 350 насчитывает 4816 ед. хр., которые систематизированы по трем описям в соответствии с характером содержания и единства происхождения.
Оп. 1 содержит - материалы переписей 1707-1718 гг., проведенных по образцу переписей XVII в., в основе которых лежал подворный учет населения;
Оп. 2 содержит - материалы переписей населения I, II и III ревизий 1719-1767 гг., в основе которых лежал подушный учет населения, в связи с изменением принципов налогового обложения.
Оп. 3 содержит - делопроизводственные материалы учреждений, проводивших перепись населения I и II ревизий.
Опись I cодержит материалы переписей населения России за 1707, 1710, 1712, 1715-1718 гг. Все переписи этого периода сходны между собой однородностью поставленных перед ними задач и техникой их выполнения.
Главная задача переписи - учет податного населения, а так как основой налогового обложения являлся двор, то и структура всех переписей однородная - "подворная". Население учитывалось строго по дворам и в итогах подсчитывалось не только количество людей, но и дворов.
Организация переписей связана с особенностями местного управления - периода учреждения губерний, становления новых органов власти на места. Переписи проводились по именным указам не "переписчиками", посланными из центра, а представителями новой местной администрации ландрихтерами, ландратами, а в некоторых случаях губернаторами. Переходный период от старой системы управления к новой сказался на переписи 1709 г. - первой переписи проведенной после учреждения губерний. В некоторых губерниях она была проведена по старому образцу - переписчиками, посланными из Разрядного приказа. Естественно, что книги, составленные ими, содержат элементы росписных списков городов: описание городовых строений, "зелейной казны" и др.
Техника проведения переписей традиционна: сбор сказок, составление на их основе переписных книг, затем, по переписным книгам, составлялись перечневые книги, которые повторяли структуру переписной книги и являлись сборником итогов переписи уезда или его части по каждому населенному пункту.
Все переписи учитывали не только "жилые" дворы, но и "пустоту". Переписные статьи сравнивались с данными предыдущих переписей в основном 1678 и 1710 гг. При всех переписях этого периода (кроме переписи 1709 г.) переписи подлежали не только мужчины, но и женщины.
По широте охвата переписи этого периода делятся на общие "валовые": 1709, 1710, 1715 гг. - задачей которых являлся сбор сведений о населении и другим вопросам всей или большей части России, и частные, которые учитывали население отдельных районов или определенных групп населения.
К категории частных переписей относятся: перепись 1713-1714 гг. черкес и населения новопоселенных деревень Казанской и Азовской губерний, территорий, приписанных к Адмиралтейству и ряда уездов Петербургской губернии, не включенных в перепись 1710 г., а также перепись 1718-1719 гг. проведенная по указу Камер- коллегии в Киевской, Азовской, Казанской губерниях. Вследствие того, что задачей последней переписи являлся анализ существовавших и изыскание новых источников доходов, эти материалы содержат подробные сведения о налоговом обложении населения, наличия оброчных статей и условиях их содержания, помещичьем и крестьянском хозяйствах и другим вопросам экономики.
Опись II содержит материалы переписей податного населения I, II и III ревизии за 1719-1767 гг.
В связи с необходимостью увеличения доходов государства правительство обратилось к перестройке системы взимания прямых налогов: подворное обложение заменяется подушным; с этой целью в 1719 г. начинается новая перепись населения, которая завершилась в 1727 г., впоследствии эта перепись получила название I-ая ревизия. О проведении переписи в январе 1719 г. был опубликован указ Сената "Об учинении общей переписи людей податного состояния". По этому указу переписи подлежали (только мужчины) - "дворцовые, государственные, патриаршие, архиерейские, монастырские, церковные, помещичьи, ясачные крестьяне и однодворцы"; переписи не подлежали "до особого определения впредь завоеванные города, астраханские и уфимские татары, башкиры и сибирские ясачные иноверцы".
На протяжении 1720-1721 гг. был издан ряд новых указов, расширявших круг учитываемого населения. Первичный документ переписи- сказка. Сказки подавались владельцами, старостами и выборными, церковно-служителями и главами семейств. На основании сказок составлялись переписные книги, перечни, табели и другие итоговые документы. для проведения переписи и обработки ее материалов было создано специальное учреждение - Канцелярия генерального ревизора В.Н. Зотова. В губернии и провинции для сбора сказок были посланы штаб и обер-офицеры.
В 1721-1722 гг. на основании сказок, собранных в 1719-1721 гг. были составлены переписные книги, которые должны были служить основой для подушного обложения населения. К этому времени стало очевидно, что сведения в сказках не точны, владельцы и сказко-податели утаивали значительную часть податного населения, не были поданы сказки о ямщиках, мастеровых и работных людях, подьячих и ряде других категорий населения, подлежавших подушному обложению. С целью "ревизии" сведений поданных в 1719-1721 гг. на места были посланы офицеры, которые должны были учесть наличное население, проверить правильность данных в сказках 1719-1722 гг. и собрать сказки о крестьянах и других податных сословиях, прибывших после подачи сказок 1721 г. От этого периода переписи отложились сказки, содержащие частные сведения о населении: о "прибылых и убылых", "утаенных и прописных", новорожденных и наконец общая смотровая сказка, в которую включались данные о податном населении за весь период переписи с 1719-1723 гг.
Кроме названных сказок, в опись 2 вошли сказки "свидетелей". Эти сказки собирались с церковнослужителей, чтобы проверить правильность данных полученных от мирских властей. На основе сказок переписные канцелярии составляли переписные книги и книги переписи населения на содержание полков.
II ревизия (1744-1747 гг.) проводилась под руководством Сената, на основании именного указа имп. Елизаветы Петровны и инструкции офицерам, посланным на места в качестве ревизоров-переписчиков. В помощь им на местах создавались уездные и провинциальные переписные канцелярии.
Перепись проводилась в центральных районах России и в Сибири; в Прибалтике и Малороссии перепись не проводилась.
Вторая ревизия так же, как и первая учитывала только мужчин. В переписные канцелярии подавали сказки о податном населении, на основе собранных сказок были составлены переписные книги следующих видов:
1) Переписные книги податного населения (общие).
2) Книги переписные "убылых" после I-ой ревизии.
3) Книги переписные населения неположенного в подушный оклад (богодельцы, отставные, служилые люди и др.).
4) Книги переписные прибылых населения II-ой ревизии. Все виды переписных книг отправлялись в Кмер-коллегию и вошли в состав ф. 350, сказки 2-ой ревизии остались в местных учреждениях (см. фф. губернских и провинциальных канцелярий и ф. 905)
III-я ревизия (1762-1767 гг.) проводилась по указу Сената от 28 ноября 1761 г. воеводскими, провинциальными и губернскими канцеляриями. В сказки 3-ей ревизии были включены податные сословия (крестьяне, однодворцы, посадские люди, разночинцы и бывшие служилые люди) и небольшая часть неподатных категорий (ямщики), кроме того 3-ья ревизия включила в сказки женщин.
Подлинные ревизские сказки остались на местах - в воеводских провинциальных и губернских канцеляриях, а копии сказок были отосланы в Камер-коллегию и в настоящее время вошли в состав ф. 350 и лишь по Ярославскому и Хлыновскому уездам включены подлинные сказки 3-ей ревизии.
В ф. 350 включены также сказки, собранные в 1772-1774 гг. по г. Москве и уезду после эпидемии чумы.

При ревизии операций по бюджетным и текущим счетам ревизор должен установить: какие счета открыты в проверяемом учреждении, учесть, что осуществление расходных операций с бюджетных счетов производится органами казначейства по спецификам экономической классификации расходов в пределах выделенных лимитов, открытых на текущий финансовый год.

Ревизия операций по счетам осуществляется сплошным методом.

В связи с этим после проверки законности открытия счетов приступить к проверке сохранности выписок учреждений банка и территориальных органов казначейства и приложенных к ним оправдательных платёжных документов. Сохранность выписок учреждений банка и территориальных органов казначейства, проверяется путём сличения остатков денежных средств в них на конец дня (выписки), переходящих на начало следующего дня. При этом ревизор особое внимание обращает на возможные случаи переноса рабочих дней по решению Правительства на выходные и субботние дни, в которые на одинаковую сумму могут быть совершены как приходные, так и расходные операции, в результате чего, ревизор по остаткам средств в выписке не всегда может убедиться в их сохранности. Поэтому, чтобы удостовериться в правильности переноса остатка средств, обращается внимание на первую строку выписки, в которой банком указывается кроме входящего остатка, дата осуществления предыдущих операций. В необходимых случаях целесообразно провести встречную проверку.

Проверяется правильность заполнения реквизитов в выписке и нет ли подлога или исправлений, неоформленных должным образом, в дате выписки, номерах документов, являющихся основанием для записи операций, шифре операций по коду классификатора банка, сумме и наличии на выписке штампа банка и территориального органа казначейства.

Ревизор должен удостовериться в наличии оправдательных документов по каждой сумме, отражённой в выписке. Это делается путём сопоставления каждой записи построчно в выписке с приложенными к ней платёжными документами записям отражённых в мемориальном ордере № 2 – накопительной ведомости формы 381.

Для проверки правильности расчётов в государственных учреждениях осуществляющих учёт исполнения плана финансирования самостоятельно следует проверить аналитический учет открытых лимитов, кассовых расходов которая ведется в книге учета лимитов (ассигнований) и расходов ф.294 по программам, подпрограммам и спецификам бюджетной классификации.

При наличии в проверяемом учреждении внебюджетных счетов необходимо проверить есть ли разрешение на образование специальных средств с установленным источником доходов и определением целей, на которые они могут расходоваться.

Проверка внебюджетных счетов аналогична проверке бюджетных счетов, разница лишь в том, что остатки внебюджетных средств не счетах переходят на следующий год.

Кроме того, в процессе проведения контроля банковских операций необходимо проверить:

    Соблюдение погашения кредиторской задолженности в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе»

    Нет ли случаев перечисления государственными учреждениями средств из счета спонсорской и благотворительной помощи на текущий счет средств, получаемых от реализации платных услуг

    Нет ли случаев необоснованных перечислений, не допускается ли акцепт бестоварных счетов, не скрываются ли на счёте «денежные средства в пути», недостачи денег, местонахождение которых неизвестно

    Нет ли перечислений денежных средств в конце квартала, года сторонним организациям за невыполненные работы, неоказанные услуги, неполученные материальные ценности и возврат этих средств в начале следующего квартала, года

    Имеются ли факты безвозмездного поступления денежных средств от кого либо и в каких количествах. Каким образом они использованы

    Использование бюджетных средств не по целевому назначению. При выявлении таких фактов подробно осветить механизм образования и указать по чьей вине это произошло.

    Своевременность отражения в бухгалтерском учёте переводных операций

    Тождественность остатков денежных средств по учётным данным с остатком в книге «Журнал - главная», балансом, отчётом об исполнении плана финансирования.

» Ревизские сказки

Привожу статью С.В. Гузенко об этом документе. Некоторые сведения также предоставлены Ю.В. Коноваловым.

Несколько слов о том, что представляет из себя (1718-1858 гг.). В обозначенный период времени он являлся основной формой учета податного и значительной части неподатного населения России.

Ревизская сказка - документ, на основании которого производилось взимание подушной подати в России XVIII-XIX вв. В ревизской сказке содержались сведения об одном лице или ряде лиц, составляющих одну семью. На основании каждой поданной сказки в ходе ревизии составлялись сводные ревизские сказки, содержащие суммарные сведения отдельных сказок по селениям, волостям, станам и уездам. В них последовательно перечислялись все члены семей или отдельные лица, жившие на определенной территории. Ревизские сказки, как правило, составлялись и подавались в имениях - помещиками или их приказчиками, в поселениях государственных крестьян - старостами и другими должнос-тными лицами, отвечающими за своевременное проведение ревизий, в городах - пред-ставителями городского управления.

Ревизиями в XVIII-XIX вв. назывались переписи податного населения, подлежащего подушному обложению и воинской повинности. При Петре I все население было разделено на податное и неподатное. Свободными от податей были потомственные и личные дворяне, духовенство (освобождение распространялось только на лиц, занимающих штатные должности, и их детей), все лица, состоящие на государственной службе, придворные служители, медики, маклеры, лица, получившие ученые степени, купцы, почетные граждане, «обельные вотчинники» в Олонецкой губернии, коробовские белопашцы в Кос-тромской губернии.

К податным сословиям принадлежали все сельские обыватели и до 1863 г. мещане, цеховые и рабочие в городах. Единицей подушного обложения являлась ревизская душа. По собственному желанию к податному сословию причислялись лица, которым предоставлялось право поступать на службу или избирать род жизни (дети чиновников, причетников). Обязательному включению в состав податного сословия подлежали лица, пропущенные по ревизии, возвратившиеся из побегов; лица, у которых истек срок льготы освобождения от подушной подати; лица, возвратившиеся в податное сословие (например, монахи, оставившие свой сан).

С 1719 по 1858 гг. было проведено десять Генеральных (всероссийских) ревизий:

1 - 1719-1725 гг. (окончательный текст датирован 1722 г. с сохранением возрастов по 1719 г.). В черновых вариантах встречаются женские имена.

2 - 1744-1745 гг. (окончательный текст часто датирован 1747 г.; возраста оставлены по 1745 г.).

3 - 1762-1763 гг. С этой ревизии пере-писываются женщины с указанием происхож-дения жен и мета выдачи замуж дочерей.

4 - 1782 г.

5 - 1795 гг.

6 -1811-1812 гг. Ревизия не была закон-чена в связи с войной. В черновых вариантах встречаются женские имена.

7 - 1816 г. С этой ревизии раздельное написание мужчин и женщин на соседних страницах разворота. Упрощается инфор-мация о женщинах: нет сведений о времени и причине их выбытия из списка, о происхождении жен.

8 - 1833-1834 гг.

9 - 1850 г.

10 - 1857-1858 гг.

На местах, в основном - в городах и заводах, проводились и дополнительные ревизии. После 1858 года для учета населения местными властями создавались подворные списки, продолжавшие ревизские сказки и близкие к ним по формуляру.

позволяют установить следующие сведения: сословную принадлежность лица, подающего сказку; возраст, фамилию, имя, отчество и место рождения; место постоянного жительства; наличие детей мужского и женского пола (кроме 1, 2 и 6 ревизий) с указанием времени и места их рождения; родственников и «работных людей» с указанием фамилий, имен, возраста и сословной принадлежности; размеры податей, уплачиваемых казне; имущественное положение подающего сказку (не всегда); в ряде случаев по 1-5 ревизиям - национальность; по 1 ревизии - физические недостатки («увечен», «слеп»).

С 3-й ревизии вводится единая печатная форма ревизской сказки, просуществовавшая практически без изменений до 10-й ревизии.

Начиная с 3-й ревизии, в сказки вносились сведения обо всех лицах мужского и женского пола (фамилия, имя, отчество, возраст, сословная принадлежность, место жительства). В формуляр сказки 7-й ревизии для некоторых категорий населения вносятся сведения о специальности; сведения о женском поле выделены и составили правую часть сказки.

Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!

Некоторые понятия имеют разные толкования. Чаще всего это связано с историей. Она влияет и на смысл выражений, и на их дальнейшее понимание. Речь пойдет о ревизских сказках, об их историческом прошлом, какое отношение к ним имеет Николай Васильевич Гоголь, и что с ними сделал Театр на Таганке?

Контроль

Ревизская сказка - это документ, в котором отражались результаты проведенной проверки податного населения. Проводилась она несколько лет. В общей сложности было проведено 10 ревизий с 1718 по 1856-й. Цель такого контроля была в том, чтобы осуществлять подушное налогообложение населения.

Ревизская сказка имела вид обычного журнала, в котором находился список. В него вносили поименно жителей Российской Империи. В нем указывалось имя, отчество и фамилия человека, который владел двором, а также вся информация о его семье.

Уточнения

Никакой систематики в проверках найти нельзя. Между первой и второй прошло 25 лет, между второй и третьей менее 20-ти. Но за это время между ревизиями проводились уточнения. Специалисты фиксировали наличие или отсутствие лица, а также указывали на причины «отлучки».

Все эти подробности относились уже к следующей переписи, а поэтому часто бывало, что душа уже умершего человека все равно фиксировалась. Такие случаи приводили к тому, что держава увеличивала собираемость подушевного налога, а также происходили те самые злоупотребления, о которых и говорил Николай Васильевич Гоголь в «Мертвых душах».

Исторические события

Первая ревизская сказка была зафиксирована в 1718 году. В общей сложности проверка продлилась до 1724 года. Её проводили особые переписчики, которыми командовали полковые и земские комиссары. В итоге, первая «перепись» учитывала 5,4 миллиона мужчин. Женщины не учитывались при проверке.

Во время второй ревизии в 1743 году снова проверяли лишь мужчин. Кроме того, попытались даже установить правило, которое требовало проводить ревизии раз в 15 лет. Уже в 1761 году прошла третья проверка, которая разнилась тем, что провели её без участия офицеров. Списки подавались в губернских конторах, а также провинциальных и воеводских учреждениях.

Четвертая ревизская сказка была записана в 1781 году, результаты стали принимать городничие, суды и казенные палаты. 5-ю ревизию провели в 1794 году, и она ничем не отличалась от предыдущей. А вот 6-ю пришлось прервать из-за угрозы военного конфликта с Францией. Поэтому в 1815 году была проведена уже 7-я ревизия.

Восьмая и девятая ревизии проводились по специальному утвержденному государством Манифесту, который был установлен в 1833 году. В список входили мужчины, на обратной стороне указывались женщины. Проводить сборы стали помещики и комиссии. Проверять их работы стали чиновники, которым нужно было контролировать метрические книги и находить все «утаенные и прописанные» души.

Последняя ревизская сказка была проведена с 1857 по 1859 года. По её результатам было найдено более 11 миллионов душ мужского пола. Часть крепостных людей составила почти 35% от всего населения Империи.

Хранение

Мало кто знает, но именно благодаря этим документам можно проводить генеалогическое исследование. Результаты проверок находятся в Российском государственном архиве древних актов, а также в других архивах субъектов федерации. Здесь можно найти ревизские сказки уезда Тверской провинции или Волынской губернии. Фрагменты этих проверок есть даже в электронной форме. Таким образом, можно проследить изменение формы актов.

В интернете также можно найти ревизские сказки губернии, в которой, по вашему мнению, могли проживать потомки. К примеру, есть целый архив Пермского края, в котором указаны года проведения ревизий, уезды, села и даже заводы.

Если в интернете сложно найти информацию, можно обратиться к архивам города, но как показывает практика, далеко не везде сохранились ревизские сказки. Многие были утрачены во время войны.

Писательские труды

Часто именно с литературой связывают понятие «ревизская сказка». Гоголь Николай Васильевич в свое время написал поэму «Мертвые души», и именно исторический документ о переписи населения вдохновил его на это произведение. «Мертвые души» как раз и относятся к ревизским сказкам. Как уже говорилось ранее, из-за уточнений, которые фиксировались лишь в последующий год, некоторые умершие могли считаться живыми. Поэтому манипуляции с отсутствующей «ревизской душой» встречались часто и были вполне законными. Именно на этом и основывается сюжет гоголевского произведения - афера Чичикова.

Другие варианты

Конечно, первый вариант связи «Мертвых душ» с ревизскими сказками более вероятен. Но исследователи предполагают также еще одну теорию. Часто утверждают о мистических наклонностях Гоголя, а поэтому не удивительно, что возможно «Мертвые души» пошли от поэмы Данте «Божественная комедия». Считается что персонажи поэмы - это души, которые сам писатель встретил в «аду» своей современности.

Театральный смысл

Исторические события привели к тому, что Гоголь написал свою поэму «Мертвые души». Но он был не единственный, кто в своем творчестве упомянул этот «журнал». В 70-х годах было поставлено представление, которое так и называлось - «Ревизская сказка». Шнитке Альфред создал музыкальное произведение к этому театральному действию - «Гоголь-сюита».

Представление было поставлено в Театре на Таганке. Возглавлял все это действо талантливый режиссер-постановщик Юрий Любимов. Цель спектакля имела задачу донести до посетителя внутренний мир Гоголя, показать его душу. Кроме того, режиссер хотел не просто рассказать и напомнить о писателе, но и указать на главный мотив судьбы Гоголя.

Спектакль «Ревизская сказка» - это очень активная постановка, которая содержит фрагменты из произведений Гоголя. Здесь зритель увидит и «Мертвые души», и «Шинель», и «Записки сумасшедшего», «Ревизор», «Нос», и другие известные и не очень произведения. Спектакль являлся обширным, он использовал все средства сценической выразительности, актеры не просто показывали пьесы, а прежде всего их автора.

Музыкальное сопровождение

Как уже говорилось, автором главной темы спектакля стал Альфред Шнитке, который и написал музыку для постановки, которая называлась «Гоголь-сюита». «Ревизская сказка» переполнена музыкой и все потому, что Гоголь был очень близок к ней. Он любил её, знал нотную грамоту. Поэтому не случайно его произведения были прославлены благодаря опере.

Шнитке же сумел передать с помощью музыки то настроение и тему. «Гоголь-сюита» является неотъемлемой частью спектакля, она не просто сопровождает все действия, которые происходят на сцене, а также играет важную роль, создает особое пространство и время.

Музыкальное произведение, как и спектакль в общем, состоит из нескольких частей. Каждая имеет особое название, по которому можно догадаться, что сейчас будет происходить на сцене. Например, начинается постановка с «Увертюры», далее действо переходит в «Детство «Чичикова». После упоминаются повести «Портрет» и «Шинель». Следом пятая часть сюиты «Фердинанд VIII» и еще три части: «Чиновники», «Бал» и «Завещание».

Значение

Ревизские сказки были значимы для всего населения и истории в целом. Но, как и любое государственное явление, имели свои неточности и огрехи. Поэтому были позже описаны в литературе. Наиболее ярко о них рассказал Николай Васильевич Гоголь. Конечно, после него были и другие произведения, но «Мертвые души» можно считать наиболее ярким и точным отображением событий того времени.

Театр на Таганке поставил спектакль «Ревизская сказка», но по смыслу рассказывал о Гоголе. Именно поэтому главным действующим персонажем является писатель. Сейчас эта постановка выведена из репертуара.

Сейчас многие пытаются восстановить историю своей семьи: изучают архивные документы, рисуют генеалогическое древо, пишут поколенную роспись. И зачастую сталкиваются с совершенно непонятными названиями документов. К примеру — «ревизские сказки». Что это такое? Как с ними работать? И вообще — что из них можно почерпнуть для восстановления истории своего рода?

В начале ХVШ в. налоговая система претерпела новые изменения. Вводилось подушное обложение, единицей которого стала мужская душа. В соответствии с новой системой налогообложения была принята и новая форма учета населения — так называемые ревизии («подушные переписи»). Всего в России было проведено 10 ревизий.

Указ о проведении 1 ревизии издал Петр I 26 ноября 1718. Она началась после опубликования указа Сената от 22 января 1719 и продолжалась до 1727. Были переписаны не только русские, но и большинство других народов. И все же ряд народов (башкиры, часть татар и др.) не был учтен. Кроме того, первоначально ревизия не распространялась на Прибалтику, Малороссию, Слободскую Украину, а также на украинцев, живших в русских губерниях. Правда, позже на всех этих территориях были проведены местные ревизии населения или осуществлены другие формы учета населения (например, в Малороссии — «переписи», учитывавшие численность дворов и служащего казачества).

2 ревизия была произведена после опубликования указа от 16 декабря 1743: началась в 1744 и закончилась в 1747. Она, как и 1 ревизия, вновь не коснулась ряда народов (башкир, части татар, сибирских племен, лопарей). Не проводилась 2 ревизия и на территории Малороссии. Тем не менее 2 ревизия охватила некоторые категории населения, которые не были охвачены 1 ревизией. В частности, были учтены жители Ингерманландии (населенная финнами часть нынешней Ленинградской области), украинцы на русских землях и в Слободских полках, а также и иностранцы, принявшие православие. Сенатским указом от 22 марта 1746 предусматривалось, что отдельно должна регистрироваться этническая принадлежность учитываемого ревизией населения, при этом разрешалось при учете крещеных инородцев не указывать их этническую принадлежность.
Через 17 лет после начала второй ревизии было решено провести третью ревизию . На этот раз правительство пришло к выводу о включении в ревизские сказки также и всех лиц женского пола. До этого их численность определялась путем удвоения числа, лиц мужского пола. Третья ревизия началась в 1762 и в основном завершилась к середине 1764. С учетом всех пропусков и «беглых душ» общая численность населения России к 1763 году составила 23200 тыс. чел. Однако ревизия недоучла значительную часть населения, и позже, уже в ходе следующей, 4, ревизии было обнаружено большое число недоучтенных 3 ревизией приписных душ. К началу 3 ревизии был окончательно установлен список категорий населения, подлежащих ревизскому учету, и разработана форма документов, составляемых во время ревизий. С 3 ревизии вводится единая печатная форма ревизской сказки, просуществовавшая практически без изменений до 10 ревизии. Начиная с 3 ревизии, в сказки вносились сведения обо всех лицах мужского женского пола (фамилия, имя, отчество, возраст, сословная принадлежность, место жительства).
В 1781-1783 проходила 4 ревизия . В отличие от всех предыдущих она распространилась на всю территорию России, охватив и те окраинные районы, где до этого проводились лишь свои местные исчисления. Она указывала этническую принадлежность не только «некрещеных иноверцев», но и «новокрещеных», т.е. принявших православие в 30-50-х годах XVIII в. Не выделялись давно принявшие христианство этнические общности: белорусов, поляков (кроме живших в Риге), латышей, эстонцев, ижорцев, карел, финнов, коми, коми-пермяков и др.
23 июня 1794 г. был издан именной указ о проведении следующей, 5, ревизии, которая должна быть завершена к началу 1796. Формуляры документов остались такими же, как и во время Четвертой ревизии. По ее итогам в России уже насчитывалось 28300 тыс. человек.
Последующие ревизии – 6, 7, 8, 9 и 10 начали проводиться соответственно в 1811, 1815, 1833, 1850, 1857 гг..
В формуляр сказки 7 ревизии для некоторых категорий населения вносятся сведения о специальности; сведения о женском поле выделены и составили правую часть сказки.
Ревизии не охватывали полностью все население, большинство из них не покрывало всей территории страны, и были растянуты во времени (хотя сроки их проведения постепенно уменьшались). На протяжении почти полутора столетий ревизии фактически являлись единственной достаточно широкой формой учета населения страны, лишь в некоторых районах помимо них проводились местные исчисления.
Ревизские сказки позволяют установить следующие сведения : сословную принадлежность лица, подающего сказку; возраст, фамилию (если была), имя, отчество и место рождения; место постоянного жительства; наличие детей мужского и женского пола (кроме 1-2 и 6 ревизий) с указанием времени и места их рождения; родственников и «работных людей» с указанием фамилий, имен, возраста и сословной принадлежности; размеры податей, уплачиваемых казне; имущественное положение подающего сказку (не всегда); в ряде случаев по 1-5 ревизиям — национальность; по 1 ревизии — физические недостатки («увечен», «слеп»). Установить можно именно возраст на момент переписи, а не год рождения, поэтому подсчитанный год рождения по разным ревизиям как правило различается.
Категории населения, перечисленные в ревизских сказках тех времен : мещане, церковнослужители, солдаты, цеховые, из купечества, крестьяне. Последняя категория включала в себя следующие группы: вольные хлебопашцы, однодворцы, бобыли, черносошные, дворовые, экономические, удельные и т. д. В «переписные листы» вносилось гражданское состояние каждого из переписываемых абонентов на настоящую и прошлую ревизию. Например, воинская служба имела следующие варианты: сдан в рекруты, сдан в ратники, в ополчении, отдан в арестантские роты. Важной считалась информация по перемещениям населения, где были такие варианты, как: переселен, самостоятельно переселились, переведен, пришли неизвестно откуда, в неизвестной отлучке, в бегах, вольноотпущенные.
Однако даже последние ревизии были очень далеки от всеобщей переписи, так как не включали в себя огромную группу, освобожденную от учета. От учета были освобождены:
1) дворяне,
2) гос. служащие,
3) домашние учителя,
4) нижние воинские чины (донские, черноморские и иные казаки),
5) почетные граждане,
6) лица, принадлежащие к почтовому и театральному ведомствам,
7) все лица получившие ученые, медицинские, академические степени,
мастера казенных заводов и т.д.
Не все ревизские сказки сохранились. Не все сохранившиеся описаны (то есть попали в описи), то есть, даже если они и есть, вам скажут, что их нет. Сохранившиеся не всегда даются исследователям – для этого они должны быть прошиты, пронумерованы и в хорошем состоянии.А вообще-то они хранятся в федеральных архивах — фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА); Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА) — и в региональных архивах — фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды.