Речевая ошибка допущена в предложении. II. Вступительное слово

Это издание предназначено для продолжения изучения русского языка на базовом и профильном уровнях. Курс нацелен на достижение учащимися коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.
Предлагаемый курс представляет современный русский язык как систему. Материал дан крупными блоками. Теоретический материал изложен полно, логично, доступно, многоаспектно, снабжен достаточным количеством убедительных литературных примеров.
Тексты и отдельные предложения, данные в качестве дидактического материала, отобраны из высокохудожественных произведений XIX-XX веков.

Ключевые компетенции.
Языковедческая.
Освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах.
Овладение основными нормами русского литературного языка.
Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная
Овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Слово о русском языке (Вступительная статья) 5
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
§ 1. Слово и его значение 10
§ 2. Однозначность и многозначность слов 11
§ 3. Изобразительно-выразительные средства русского языка 13
§ 4. Омонимы и их употребление 15
§ 5. Паронимы и их употребление 17
§ 6. Синонимы и их употребление 18
§ 7. Антонимы и их употребление 20
§ 8. Происхождение лексики современного русского языка 22
§ 9. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления 26
§ 10. Употребление устаревшей лексики и неологизмов 28
§ 11. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление 29
§ 12. Лексикография 31
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ
§ 13. Звуки и буквы 34
Фонетический разбор слова 36
§ 14. Орфоэпия 37
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
§ 15. Состав слова 42
Морфемный разбор слова 47
§ 16. Словообразование 50
Словообразовательный разбор 54
§ 17. Формообразование 56
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
§ 18. Принципы русской орфографии 60
§ 19. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова 61
§ 20. Чередующиеся гласные в корне слова 65
§ 21. Употребление гласных после шипящих 72
§ 22. Употребление гласных после Ц 75
§ 23. Правописание звонких и глухих согласных 77
§ 24. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, 34, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ 79
§ 25. Правописание двойных согласных 80
§ 26. Правописание гласных и согласных в приставках 87
§ 27. Приставки ПРЕ- и ПРИ- 89
§ 28. Гласные ИиЫ после приставок 92
§ 29. Употребление Ъ и Ь 95
§ 30. Употребление прописных букв 98
§ 31. Правила переноса слов 103
Самостоятельные части речи
§ 32. Имя существительное как часть речи 105
Морфологический разбор имени существительного 109
§ 33. Правописание падежных окончаний имен существительных 111
§ 34. Гласные в суффиксах имен существительных 118
§ 35. Правописание сложных имен существительных 121
§ 36. Имя прилагательное как часть речи 126
Морфологический разбор имени прилагательного 129
§ 37. Правописание окончаний имен прилагательных 132
§ 38. Правописание суффиксов имен прилагательных 133
§ 39. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных 136
§ 40. Правописание сложных имен прилагательных 139
§ 41. Имя числительное как часть речи 143
Морфологический разбор имени числительного 144
§ 42. Склонение имен числительных 145
§ 43. Правописание имен числительных 147
§ 44. Употребление имен числительных в речи 149
§45. Местоимение как часть речи 151
Морфологический разбор местоимения 153
§ 46. Правописание местоимений 155
§ 47. Глагол как часть речи 158
Морфологический разбор глагола 161
§ 48. Правописание глаголов 165
§ 49. Причастие как глагольная форма 169
Морфологический разбор причастия 170
§ 50. Образование причастий 172
§ 51. Правописание суффиксов причастий. И и ИИ в причастиях и отглагольных прилагательных 173
§ 52. Деепричастие как глагольная форма 178
Морфологический разбор деепричастия 179
§ 53. Наречие как часть речи 182
Морфологический разбор наречия 183
§ 54. Правописание наречий 184
§ 55. Слова категории состояния 190
Морфологический разбор слов категории состояния 191
Служебные части речи
§ 56. Предлог как служебная часть речи 192
Морфологический разбор предлога 193
§ 57. Правописание предлогов 195
§ 58. Союз как служебная часть речи. Союзные слова 198
Морфологический разбор союза 199
§ 59. Правописание союзов 201
§ 60. Частицы 202
Морфологический разбор частицы 202
§61. Правописание частиц 203
§ 62. Частицы НЕ и ИИ. Их значение и употребление 204
§ 63. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи 206
§ 64. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова 211
Морфологический разбор междометия 212
Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты 214
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
§ 65. Основные принципы русской пунктуации 220
Пунктуационный анализ 222
§ 66. Словосочетание 224
§ 67. Виды синтаксической связи 225
Синтаксический разбор словосочетания 226
Предложение
§ 68. Понятие о предложении. Классификация предложений 229
Простое предложение
§ 69. Виды предложений по цели высказывания 230
§ 70. Виды предложений по эмоциональной окраске 231
§ 71. Предложения утвердительные и отрицательные 232
Виды предложений по структуре
§ 72. Двусоставные и односоставные предложения 233
§ 73. Тире между подлежащим и сказуемым 236
§ 74. Распространенные и нераспространенные предложения 239
§ 75. Полные и неполные предложения 240
§ 76. Тире в неполном предложении 241
§ 77. Соединительное тире. Интонационное тире 242
§ 78. Простое осложненное предложение 246
Синтаксический разбор простого предложения 246
§ 79. Предложения с однородными членами. Знаки
препинания в предложениях с однородными членами 248
§ 80. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях 251
§ 81. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях 254
§ 82. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами 255
§ 83. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами 257
§ 84. Обобщающие слова при однородных членах 261
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения
§ 85. Обособленные и необособленные определения 266
§ 86. Обособленные приложения 273
§ 87. Обособленные обстоятельства 279
§ 88. Обособленные дополнения 283
§ 89. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения 285
§ 90. Знаки препинания при сравнительных оборотах 292
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением
§ 91. Знаки препинания при обращениях 293
§ 92. Вводные слова и вставные конструкции 296
§ 93. Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова 303
Сложное предложение
§ 94. Понятие о сложном предложении 308
§ 95. Знаки препинания в сложносочиненном предложении 310
Синтаксический разбор сложносочиненного предложения 311
§ 96. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным 318
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным 319
§ 97. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными 322
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными 323
§ 98. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 328
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения 330
§ 99. Период. Знаки препинания в периоде 337
§ 100. Сложное синтаксическое целое и абзац 338
Предложения с чужой речью
§ 101. Способы передачи чужой речи 341
§ 102. Знаки препинания при прямой речи 342
§ 103. Знаки препинания при диалоге 345
§ 104. Знаки препинания при цитатах 346
Употребление знаков препинания
§ 105. Сочетание знаков препинания 349
§ 106. Факультативные знаки препинания 352
§ 107. Авторская пунктуация 353
Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты 356
КУЛЬТУРА РЕЧИ
§ 108. Язык и речь 372
§ 109. Правильность русской речи 373
§ 110. Типы норм литературного языка 374
§111.0 качествах хорошей речи 377
СТИЛИСТИКА
Функциональные стили
§ 112. Научный стиль 384
§ 113. Официально-деловой стиль 389
§ 114. Публицистический стиль 394
§ 115. Разговорный стиль 399
§ 116. Художественный стиль 401
§ 117. Анализ текста 403
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Михаил Васильевич Ломоносов 409
Александр Христофорович Востоков 411
Федор Иванович Буслаев 412
Владимир Иванович Даль 414
Яков Карлович Грот 415
Алексей Александрович Шахматов 417
Дмитрий Николаевич Ушаков 419
Виктор Владимирович Виноградов 420
Сергей Иванович Ожегов 422
Приложения
Говорите правильно 424
Пишите правильно 428
Рекомендуемая литература 435
Список условных сокращений 438.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
- fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать книгу Русский язык, УМК, 10-11 класс, Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А., 2010 - Яндекс Народ Диск.

1 Учебно-методический комплект по русскому языку для классов Издательство «Русское слово» Авторский коллектив: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.


УМК по русскому языку для классов


В составе учебно-методического комплекта Гольцова Н.Г. Программа курса "Русский язык. 10–11 классы" Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10–11 классы. Книга для учителя.


В составе учебно-методического комплекта Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10–11 классы. Поурочное планирование. Профильный уровень. Базовый уровень. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: Орфография и пунктуация классы. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах классы.






8 Учебный комплект Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В., Мищериной М.А. Русский язык кл. стал лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2003 год


9 Об авторах ГОЛЬЦОВА Нина Григорьевна доктор филологических наук, профессор, проректор, зав. каф. стилистики русского языка, риторики и культуры речи Московского Государственного Областного университета ГОЛЬЦОВА Нина Григорьевна доктор филологических наук, профессор, проректор, зав. каф. стилистики русского языка, риторики и культуры речи Московского Государственного Областного университета


Об авторах ШАМШИН Игорь Викторович кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики русского языка, риторики и культуры речи Московского Государственного Областного университета ШАМШИН Игорь Викторович кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики русского языка, риторики и культуры речи Московского Государственного Областного университета


Об авторах МИЩЕРИНА Марина Алексеевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы Московского Государственного Областного университета Директор школы 16 г. Химки, Московской обл. МИЩЕРИНА Марина Алексеевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы Московского Государственного Областного университета Директор школы 16 г. Химки, Московской обл.


Содержание курса Лексика. Фразеология. Лексикография.Лексика. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Графика. Орфоэпия.Фонетика. Графика. Орфоэпия. Морфемика и словообразование.Морфемика и словообразование. Морфология и орфография.Морфология и орфография. Синтаксис и пунктуация.Синтаксис и пунктуация. Культура речи.Культура речи. Анализ текста.Анализ текста. Из истории русского языкознания.Из истории русского языкознания. «Факультативные знаки препинания» «Факультативные знаки препинания» «Авторская пунктуация» «Авторская пунктуация» «Сочетание знаков препинания» «Сочетание знаков препинания» Лексика. Фразеология. Лексикография.Лексика. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Графика. Орфоэпия.Фонетика. Графика. Орфоэпия. Морфемика и словообразование.Морфемика и словообразование. Морфология и орфография.Морфология и орфография. Синтаксис и пунктуация.Синтаксис и пунктуация. Культура речи.Культура речи. Анализ текста.Анализ текста. Из истории русского языкознания.Из истории русского языкознания. «Факультативные знаки препинания» «Факультативные знаки препинания» «Авторская пунктуация» «Авторская пунктуация» «Сочетание знаков препинания» «Сочетание знаков препинания»


Цели курса Сведения из курса 5-9 классов Сведения по стилистике и культуре речи Исторический комментарий Большее число правил и нормативных вариантов Обобщение и систематизация знаний, закрепление основных правописных и речевых навыков, навыков лингвистического анализа Расширение лингвистического кругозора, углубление уровня понимания не только языковых единиц, но и механизма их функционирования (профильный уровень)


Тематическое планирование БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 34 часа Значение слова, изобразительно- выразительные средства языка, омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Лексика исконно русская, заимствованная, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, лексика общеупотребительная, фразеологический оборот, типы словарей. 5 часов ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ 102 часа Однозначные и неоднозначные слова; омографы, омофоны, омоформы; синонимы лексические, стилистические, контекстуальные; синонимический ряд; типы антонимов, старославянизмы, архаизмы, историзмы, неологизмы, индивидуально- авторские, источники появления фразеологизмов. 14 ч. + 3ч. р/р + 1ч. Готовимся к ЕГЭ Однозначные и неоднозначные слова; омографы, омофоны, омоформы; синонимы лексические, стилистические, контекстуальные; синонимический ряд; типы антонимов, старославянизмы, архаизмы, историзмы, неологизмы, индивидуально- авторские, источники появления фразеологизмов. 14 ч. + 3ч. р/р + 1ч. Готовимся к ЕГЭ


Учебник справочник РазделКоличество тем в разделе Количество основных понятий Общее количество объясненных понятий Правила и нормы литературного языка Схемы разборов Лексика. Фразеология. Лексикография Фонетика. Графика. Орфоэпия Морфемика и словообразование Морфология и орфография Синтаксис и пунктуация Культура речи Стилистика Из истории русского языкознания 10 ВСЕГО


Структура темы Теоретические сведения Система упражнений 1) Тренировочные 2) Объяснительные 3) Комментированное письмо 4) Упражнение на конструирование 5) Упражнения на развитие речи 6) Обобщающие упражнения 7) Контрольные упражнения и задания 8) Выборочные и распределительные упражнения 9) Упражнения по стилистике 1) Тренировочные 2) Объяснительные 3) Комментированное письмо 4) Упражнение на конструирование 5) Упражнения на развитие речи 6) Обобщающие упражнения 7) Контрольные упражнения и задания 8) Выборочные и распределительные упражнения 9) Упражнения по стилистике Вопросы для повторения Рекомендуемая литература


Дидактический материал учебника 570 упражнений 120/66 текстов художественных произведений 35 упражнений на работу со словарями 52 упражнения на развитие речи 7 упражнений по истории языка Задания для самостоятельной работы Словари «Говори правильно» «Пиши правильно» Рекомендуемая литература




Формы урока I. Организационный этап II. Мотивационный III. Проверка д/з IV. Изучение теоретического материала V. Первичное закрепление материала VI. Подведение итогов настрой на совместную работу, создание психологического микроклимата сознательное отношение к предмету, принцип «продвижение адресата» анализ и самоанализ деятельности - учащиеся должны знать - учащиеся должны уметь





Деятельностные подходы (способы освоения учебного материала) самостоятельная работа с учебником работа с учебной и справочной литературой работа с учебной и справочной литературой работа со словарями работа со словарями изучающее чтение теоретического материала изучающее чтение теоретического материала составление схем, планов, структурирование текста составление схем, планов, структурирование текста алгоритмизация алгоритмизация форматирование информации форматирование информации информационно-коммуникативная деятельность информационно-коммуникативная деятельность
Словообразование морфологические способы неморфологические способы 1) аффиксация * префиксальный * суффиксальный * суффиксально- префиксальный 2) сложение 3) усечение основы магнитофон маг 4) обратное словообразование дояр доярка 1) лексико-семантический бригадир (воинское звание) бригадир (руководитель) 2) морфолого- синтаксический прилаг. сущ. 3) лексико- синтаксический тотчас тот час


За дополнительной информацией, с вопросами и предложениями вы можете обращаться, Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5. Дирекция и редакция: (495) Отдел реализации: (495) Коммерческий и информационно-методический отделы: (495) ,

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Н.Г. Гольцова ПРОГРАММА к учебнику Русский язык классы (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) 7-е издание Москва «Русское слово» 2012

2 УДК: *10/11(073) ББК 81.2 Рус-922 Г 63 Г 63 Гольцова Н.Г. Программа к учебнику «Русский язык классы» (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) / Н.Г. Гольцова. 7-е изд. М.: OOO «Русское слово учебник», с. ISBN УДК: *10/11(073) ББК 81.2 Рус-922 ISBN Е.О. Романенко, наследница, 2006, 2012 ООО «Русское слово учебник», 2004, 2012

3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа к учебнику «Русский язык классы» предназначена для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне и составлена из расчета 1 час в неделю (10 класс 34 часа; 11 класс 34 часа). Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Цель курса повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Методологической основой данной программы и курса «Русский язык» в классах являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый и профильный уровни), что позволяет организовывать занятия по русскому языку как в классах неязыкового профиля (общеобразовательных, математических и т. д.), так и в классах с углубленным изучением русского языка и предметов гуманитарного цикла (10 класс 102 часа; 11 класс 102 часа). Программа охватывает все разделы русского языка; основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык». 3

4 Теоретические сведения носят системный, обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков орфографических, пунктуационных, стилистических, т. е. в первую очередь навыков правильного письма, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом. Понимание и отработка данных навыков и умений обеспечивается большим количеством упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам. В программу включены такие темы, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные принципы русской пунктуации». Они очень важны при повторении правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу. Темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращают внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке знаков препинания, их многозначность и многофункциональность. В художественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текста, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять внимание пунктуационному анализу. Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в старших классах, могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе использовать все виды языкового анализа. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Большое место должно быть отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки нормативного использования языковых средств. Учитывая конкретные особенности условий и задач работы, учитель может вносить изменения в примерное распределение учебного времени, рекомендуемого программой, решать вопрос об изучении материала более крупными блоками. Это позволит осво- 4

5 бодить время для практической работы и опережающего рассмотрения отдельных вопросов курса. В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи желательно использовать такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания. Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организованной самостоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются более прочными, чем знания, полученные при пассивном восприятии. Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке. Необходимо учитывать, что учебник может быть использован учащимися и как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экзаменам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

6 10 КЛАСС (34 часа) Введение Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография 1. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение. 1 Одна из задач, стоящих перед учителем, научить учащихся пользоваться различными типами аспектных словарей и выработать у них навык постоянной работы со словарями. Работа со словарями должна быть обязательным элементом урока. Список рекомендуемой литературы см. в конце учебника. 6

7 МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Самостоятельные части речи Имя существительное Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. 7

8 Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатур. Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных. Морфологический разбор имен существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание. Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Имя числительное Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Простые, сложные и составные числительные. 8

9 Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных. Местоимение Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. Глагол Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Категория времени глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глаголов. Правописание глаголов. Причастие Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные. 9

10 Деепричастие Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги. Наречие Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Слова категории состояния Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния. Служебные части речи Предлог Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов. Союзы и союзные слова Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов. Частицы Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. 10

11 Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. Междометие. Звукоподражательные слова Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий. 11 КЛАСС (34 часа) СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ. Словосочетание Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания. Предложение Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. Простое предложение Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. 11

12 Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераcпространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения. Простые осложненное и неосложненное предложения. Синтаксический разбор простого предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах. Сложное предложение Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений. Сложносочиненное предложение. 12

13 Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац. Синонимия разных типов сложного предложения. Предложения с чужой речью Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах. Употребление знаков препинания Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. КУЛЬТУРА РЕЧИ Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи. Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лекси- 13

14 ческие, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт. СТИЛИСТИКА Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства. Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров. ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.

15 Содержание Пояснительная записка класс Введение Лексика. Фразеология. Лексикография Фонетика. Графика. Орфоэпия Морфемика и словообразование Морфология и орфография класс Синтаксис и пунктуация Культура речи Стилистика Из истории русского языкознания

16 Учебное издание Гольцова Нина Григорьевна ПРОГРАММА к учебнику Русский язык классы (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) Зав. редакцией русского языка В.Л. Склярова Редакторы Е.М. Климова, Л.Н. Федосеева Художественный редактор С.Н. Якубовский Корректор М.Г. Курносенкова Верстка Ю.А. Костиной Подписано в печать Формат 60х84 1 / 16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 0,93. Тираж 2000 экз. Заказ ООО «Русское слово учебник» , Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5. Тел.: (495) , ISBN


Рабочая программа по русскому языку 10 класс 68 часов (2 часа в неделю) Пояснительная записка Необходимость в создании программы возникла в связи с тем, что в учебном плане МОУСОШ 61 на преподавание русского

Рабочая программа по предмету «Русский язык». 0- класс. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 0- класса (далее Рабочая программа) разработана в соответствии с требованиями

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет»

Пояснительная записка Рабочая учебная программа для 10-11 классов по русскому языку составлена на основе авторской государственной программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Объем требований по русскому языку На вступительных испытаниях по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 КЛАСС Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования. утвержденного

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования, авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений Н.Г. Гольцовой,

У РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по русскому языку в 10 классе Общее количество часов: 72 часа МБОУ «Гимназия» Г.Новозыбков Пояснительная записка Модифицированная программа составлена на основе Программы МО

1. Пояснительная записка Программа вступительного испытания по русскому языку в Академию составлена на основе государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. В ней конкретизируется

Общие требования Основой данной программы является примерная программа вступительных экзаменов по русскому языку, разработанная Министерством образования России. Вступительные испытания на филологический

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ИНТЕГРАЛ» Рассмотрена на заседании педагогического совета (протокол от 8 августа 015 года) Утверждена приказом НОУ СОШ

Объяснительная записка Программа вступительного испытания по русскому языку разработана с учетом действующей программы по русскому языку для 5-9 классов (письмо Министерства образования и науки Украины

Уро ка Тема урока Русский язык. 10 класс. Профильный уровень (102 часа, 3часа в неделю) Ко ли чес тво час ов Основные термины и понятия 1 Слово о русском языке 1 Русский литературный язык, язык межнационального

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 ЧЕТВЕРТЬ 5 класс 1. Что вам известно об однородных членах предложения? 2. В каких случаях между однородными членами предложения ставится запятая, а в каких нет?

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГБОУ ВПО

Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» Программа вступительного

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Карлова Т.А. РУССКИЙ ЯЗЫК Программа вступительных испытаний для поступающих в Московскую академию экономики и права Тематический план по Русскому языку 2 Наименование

Зовнішнє незалежне оцінювання 2013 року з російської мови 1 Зміст завдання та правильна відповідь Відповідність завдання Програмі зовнішнього незалежного оцінювання з російської мови Дефис между частями

Додаток 2 до наказу Міністерства освіти і науки, молоді та спорту України від 14.07.2011 791 РОСІЙСЬКА МОВА програма зовнішнього незалежного оцінювання Объяснительная записка Программа внешнего независимого

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Кенадского сельского поселения Ванинского муниципального района Хабаровского края Рассмотрено Согласовано Утверждено

П/п Наименование оборудования Кол-во 1 Опорные схемы 59 1.Сложноподчинённые предложения. 2.Фонетика. 3.Сложносочинённые предложения. 4.Лексика. 5.Сложное предложение. 6.Члены предложения. 7.Синонимы, антонимы,

ЧАСТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ ВЫСШАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА УТВЕРЖДАЮ Ректор ОИ ВПШ Председатель приемной комиссии ^ " ж / В.А.Шаров «25» января 2016г. ПРОГРАММА

ЗАТВЕРДЖЕНО Наказ Міністерства освіти і науки України 01.10.2014 р. 1121 ПРОГРАМА ЗОВНІШНЬОГО НЕЗАЛЕЖНОГО ОЦІНЮВАННЯ З РОСІЙСЬКОЇ МОВИ для осіб, які бажають здобувати вищу освіту на основі повної загальної

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ» Кафедра «Общеобразовательные дисциплины» ПРОГРАММА

Додаток 3 до наказу Міністерства освіти і науки України від 03.12.2013 р. 1689 РОСІЙСЬКА МОВА програма зовнішнього незалежного оцінювання Объяснительная записка Программа внешнего независимого оценивания

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа 13» города Сарова РАССМОТРЕНА на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы Протокол 1 от 28.08.2016 СОГЛАСОВАНА

«ЗАТВЕРДЖУЮ» О. Гончара М. В. ПРОГРАМА ІСПИТУ З РОСІЙСЬКОЇ МОВИ дну ім. О. Гончара Фонетика. Графика Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные звуки. Сильная и слабая позиции

Русский язык. 8 класс (расширенный вариант) Предметными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются: 1) представление об основных функциях русского языка, о роли русского языка

10 класс Русский язык ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» Программа вступительных испытаний «Культура речевого общения» (русский язык) Улан-Удэ 2015 Раздел 1. Речь и речевое

Примерное планирование уроков русского языка в 7 классе Учебное пособие: «Русский язык. Учебник для 7 класса» (авторы составители Наталья Береснева, Наталья Нечунаева). * Планирование составлено с учётом

Темы для подготовки к тестированию по русскому языку в 11 класс Активные процессы в современном русском языке Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Написания,

ОГЛАВЛЕНИЕ Раздел 1..2 Пояснительная записка Раздел 2 7 Учебно-тематический план Раздел 3..11 Содержание учебного предмета «Русский язык» (базовый уровень) Раздел 4..30 Требования к уровню подготовки учащихся

Пояснительная записка Тематическое планирование по русскому языку для 8 класса составлено на основе рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов в соответствии с федеральным компонентом государственного

Рабочая программа факультативного курса «Подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ» 10-11 класс на 2013 2014 учебный год

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»

Приложение 1 Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» III ступень (ФК ГОС) 10-11 класс Составитель: Ноздрина Е.В., учитель русского языка, 1 квалификационная категория 1 Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку 10 класc Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего

Зовнішнє незалежне оцінювання 2015 року з російської мови Правильні відповіді до завдань сертифікаційної роботи 1 Зміст завдання та правильна відповідь Відповідність завдання Програмі зовнішнього незалежного

Лицензия: регистрационный 2490 от 22 февраля 2012 года, на бланке серии ААА 002608 Свидетельство о государственной аккредитации: регистрационный 1736 от 12 апреля 2012 года, на бланке серии ВВ 001755 115191,

«Практикум по русскому правописанию» Составитель аннотации: Пряников А.В., кандидат филологических наук, доцент Кафедра русского языка и методики его преподавания Цели изучения дисциплины: Краткая характеристика

Рабочая программа по русскому языку, 7 класс Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование составлено на основе общеобразовательного стандарта основного общего образования по русскому языку

Мартыненко Н.В. русскому языку 10 кл. 35 часов 3 4 Программа разработана в соответствии с программой на основе рабочей программы по русскому языку для 10-11 классов, автор-составитель Баронова М.М. к учебно-методическому

УТВЕРЖДАЮ Председатель приемной комиссии ФГБОУ ВПО «Ульяновской ГСХА им. П.А. Столыпина» А.В. Дозоров 31 января 2014 г. Программа вступительных испытаний по русскому языку, проводимых Академией самостоятельно

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования

Календарно-тематический план по русскому языку для 7 А класса на 2015-2016 учебный год. 1 2 3 4 5 п/п Наименование раздела программы, тема Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения

УТВЕРЖДЕНО Приказ Министра образования Республики Беларусь от 14.10.2013 759 Программа вступительных испытаний по учебному предмету «Русский язык» для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 18» РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей русского языка протокол 1 от29.08.2016 г. СОГЛАСОВАНО НМС протокол 1

Учреждение образования «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова» УТВЕРЖДАЮ Ректор МГУ имени А.А.Кулешова К. М. Бондаренко 2016 г. Регистрационный В- ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Гурьевска Рабочая программа учебного предмета _русский язык в 11 Б классе (профильный уровень) Составила Антипина И. А. учитель русского

«Русский язык» Первоклассник различать, сравнивать: -звуки и буквы; -ударные и безударные гласные звуки; -твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки; -звук, слог, слово; -слово

Календарно-тематическое планирование Русский язык 7 класс п/п Содержание (тема урока) Количество часов I. Общие сведения о русском языке. Русский язык как развивающееся явление. р/к Языковые особенности

Рабочая программа по предмету «Русский язык» 5-9 класс Программа разработана на основе: Авторской программы: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой

Рабочая программа по русскому языку 3 класс Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык» Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: - осознание языка как основного

I. Фонетика и орфоэпия Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Слог, ударение. Позиционная мена гласных и согласных звуков. Краткие сведения об орфоэпии.

УТВЕРЖДЕНО Приказ Министра образования Республики Беларусь от 23.12.2011 813 Программа вступительных испытаний по учебному предмету «Русский язык» для лиц, имеющих общее базовое образование, для получения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и на

РУССКИЙ ЯЗЫК, 8 класс Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе программы С.И. Львовой «Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений

Программа вступительных испытаний по русскому языку (9 класс) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа вступительных испытаний по дисциплине «Русский язык» для поступающих в Образовательное учреждение среднего

РОСІЙСЬКА МОВА програма зовнішнього незалежного оцінювання Додаток З до наказу Міністерства освіти і науки України. від О 3 Объяснительная записка Программа внешнего независимого оценивания по русскому

Программа вступительного испытания по русскому языку Порядок проведения экзамена по русскому языку Экзамен по русскому языку проводится в форме тестирования. На экзамен абитуриент должен явиться в соответствии

Предварительный просмотр:

МОУ средняя общеобразовательная школа №2

Г. Меленки Владимирской области

Потенциал учебно-методического комплекта

(Текст выступления на научно-практическом семинаре «Проблемы развития русского языка и их отражение в школьной практике»).

Емелюшина Валентина Николаевна,

Учитель высшей квалификационной категории,

Заслуженный учитель Российской Федерации

Модернизации российского образования ориентирует «не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей» учащихся.

Языковое образование в школе на современном этапе реализуется в контексте формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенции.

Основное средство для достижения образовательных целей, отвечающих задачам обновления содержания образования, - качество учебной книги.

Проблема выбора школьного учебника является одной из самых злободневных.

От учебника русского языка в старших классах в условиях выбора ожидается следующее:

соответствие основным принципам развития системы образования на современном этапе;

возможность совершенствования языковой и лингвистической компетенции учащихся;

отсутствие дублирования материала, изучаемого в 5-9 классах, для осуществления преемственности между средним и старшим звеньями;

соответствие учащимся того или иного класса по их знаниям, способностям, уровню подготовки.

Этим требованиям, на мой взгляд, в полной мере отвечает УМК «Русский язык", 10-11 классы Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина.

Н.Г. Гольцова. Русский язык, 10-11 классы (Программа курса).

Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык, 10-11 классы (Учебник для общеобразовательных школ).

Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. Русский язык, 10-11 классы (Книга для учителя).

Н.Г. Гольцова, М.А.Мищерина. «Поурочное планирование к учебнику» (Профильный уровень. Базовый уровень).

Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Единый Государственный Экзамен. Русский язык.

Л.Г. Смирнова. «Культура речи».

Т.В. Потемкина, С.В. Сабурова. «Культура устной и письменной речи».

Апробация учебника нового поколения в условиях обычной школы – действенный способ проверки качества учебной книги как основного средства для достижения образовательных целей, отвечающих задачам модернизации школы и обновления содержания образования.

В 2005-2007 годах мной проведено наблюдение за учебной деятельностью учащихся негуманитарного профиля, обучающихся русскому языку по данному комплекту. Осуществлена попытка определения роли и значения УМК в совершенствовании коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

Было выявлено, что концепция данного УМК сохраняет преемственность в обучении русскому языку между основной школой и средней и предусматривает на основе систематизации знаний углубленное изучение предмета, поэтому работа по данному комплекту является логическим продолжением предыдущей деятельности учителя и учащихся по любой программе русского языка с 5 по 9 класс.

УМК полностью ориентирован на компоненты содержания образования учебного предмета «Русский язык». В структуру учебника включены все традиционные разделы русского языка, необходимые для изучения на данном этапе. Положительной чертой учебника является то, что научный материал подается в корректной и приемлемой для учащихся форме, с соблюдением традиционной в школьном курсе русского языка терминологии.

Методический аппарат УМК обеспечивает возможность реализации новых педагогических технологий. Он помогает учителю осуществлять личностно ориентированный подход в обучении, дифференцируя задания по степени сложности. Система вопросов и заданий нацеливает учителя на активно-деятельностный подход в преподавании русского языка на основе поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Учебник Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина представляет собой удачное соединение системности, научности и практической значимости. При доминирующем в процессе преподавания русского языка в школах изучении орфографии и пунктуации в отрыве от языковой системы как органичного единства настоящий учебник направляет школьников на изучение системы языка в целом, что позволяет освоить орфографию и пунктуацию как часть системы, не отдавая ей главенствующие позиции.

Принцип научности можно назвать основным в анализируемом учебнике: в нем представлены все разделы языковой системы, в соответствии с теоретическими трудами ведущих языковедов. Опорой в работе по формированию лингвистического мировоззрения учащихся служат справочные материалы и термины, представленные в начале каждого раздела. В учебнике предусмотрена тесная их связь с вопросами и заданиями по теме, с содержанием текстов упражнений. Учебник обеспечивает решение ряда принципиально важных задач по завершению формирования у учащихся старших классов способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормы, содействует более глубокому усвоению ранее пройденного материала и приобретению школьниками речевой, языковой, социокультурной компетенций .

Другим несомненным достоинством учебника является его практическая ориентация. Знание языковой системы без практического применения этих знаний не дает ничего, но функциональность полученной научной информации позволяет осваивать систему в действии. Дихотомия «язык-речь» в полной мере реализована в анализируемом учебнике: ученик активизирует информацию о языковом явлении и применяет ее на практике, что отражено уже в названиях параграфов: «Синонимы и их употребление», «Паронимы и их употребление» и т.д.

Третьим достоинством учебника является представленность раздела «Культура речи», что особенно важно, так как в век интеграции и развития культурных связей особую роль играет процесс межличностной коммуникации. Успешная деятельность социального субъекта на сто процентов зависит от его коммуникативного потенциала, умения правильно оценивать ситуации общения и выбирать адекватные языковые средства. Особенно важна культура речи для молодых людей, чья социально-психологическая адаптация в мире только начинается: насколько успешно подросток будет выстраивать свою коммуникативную деятельность, настолько успешным и комфортным будет его положение в социуме. Этот раздел учебника особенно актуален в свете плачевного состояния речевой культуры общества в целом и подростков, в частности.

Большое внимание уделяется текстам-образцам художественного слова, что, безусловно, способствует развитию чувства языка и обеспечивает реализацию межпредметных связей. Среди достоинств учебника – обилие публицистических текстов, разнообразных по тематике: культура речи (И.Уразов. «Почему мы так говорим»), экология слова (М.А.Осоргин. «Заметки старого книгоеда»)… Тексты учебного издания способствуют формированию культурологической компетенции старшеклассников. Особенно важно для нас, владимирцев, большое количество текстов – отрывков из произведений нашего земляка В. Солоухина, большая часть которых посвящена постижению духовно-нравственного опыта народа.

Учебник является своеобразным справочником по русскому языку и помогает учащимся организовать свой учебный труд. В нем есть орфоэпический и орфографический словарики, схемы анализа языковых единиц. Разнообразный материал упорядочен с помощью графических обозначений, помогающих легко ориентироваться в учебном материале: ими обозначены упражнения по стилистике, упражнения по развитию речи, исторический комментарий.

Очень полезен новый раздел учебника «Из истории русского языкознания», включающий очерки о жизни и деятельности крупных русистов XVIII-XIX вв. Знакомство с очерками не только расширяют кругозор учащихся, но и способствуют более эффективному достижению образовательных и информационных целей обучения. Старшеклассники получили возможность пользоваться учебником в качестве справочного пособия при решении любых языковых затруднений, что позволяет им более эффективно организовать работу, связанную с устными или письменными текстами на любых предметах, при подготовке к олимпиадам любого уровня, игре «Русский медвежонок – языкознание для всех». Следовательно, можно говорить о том, что данный учебник способствует не только достижению образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, но и формированию языковой компетентности учеников в целом.

Психологический аспект концепции УМК обеспечивает то, что основным содержанием и целью учения является превращение любого школьника в субъекта своей учебной деятельности, действующего по формуле «я учусь», а не «меня учат». Так что работа по данным учебным книгам отражает личностно-ориентированный подход в обучении.

Таким образом, в данном УМК есть все необходимое для достижения триединой цели языковой компетенции: учащиеся расширяют знания о языке, формируют «чувство языка», приобретают языковой опыт.

Учебник может использоваться на уроках (как в общеобразовательных, так и в профильных классах), в дополнительном образовании (при проведении занятий факультативных и элективных курсов). И, что для меня особенно важно, в классах, где обучаются дети разных способностей и разного уровня подготовки. Залог успеха – гармоничное соединение моего «хочу научить» с «хочу и могу научиться» старшеклассника. А материал учебника так подобран, что может удовлетворить запросы самого «продвинутого» ученика и не отбить интерес к учению у слабого. Все это способствует созданию комфортной психологической атмосферы на уроках, формирует определенный уровень человеческих взаимоотношений, позволяет ученику быть успешным.

Изучение курса русского языка в десятом и одиннадцатом классе негуманитарного профиля по УМК авторов Н.Г.Гольцовой и И.В.Шамшина (уроки – 34 часа в год, факультативный курс «Культура русского языка» по программе Л.Г.Смирновой, элективный курс «История русского языка: от Рюрика до наших дней») позволило мне в 2005-2007 годах достичь высоких, эффективных результатов обучения.

Ученики данного класса были призерами и лауреатами конкурсов сочинений на школьном и муниципальном уровне, победителями районной олимпиады по русскому языку и литературе. Положительную динамику учебных достижений учащиеся продемонстрировали и в итоговой аттестации по русскому языку: получили хорошие и отличные оценки за письменный экзамен из 17 учащихся данного класса – 14 человек, из 12 человек, сдававших русский язык в качестве экзамена по выбору (10 из них в форме ЕГЭ), - 9 человек. Поступили в высшие и средние специальные учебные заведения, сдав вступительные экзамены, 100% из всех пытавшихся это сделать. В данный момент все они успешно обучаются в вузах Владимира, Коврова, Иванова, Нижнего Новгорода.

Данный учебно-методический комплект успешно решает задачу завершения базового образования по русскому языку; способствует повышению уровня общей грамотности школьников; реально готовит к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ. Дидактический материал, подобранный для обучения, отличается идейной направленностью, помогает совершенствовать не только учебные умения и навыки в области русского языка, но и способствует формированию действенного мировоззрения, активной жизненной позиции, побуждает к активной преобразующей деятельности, воспитывает нравственно.

Реализация лингводидактических принципов построения учебника по русскому языку в новом учебно-методическом комплекте, экспериментальное обучение учащихся показали возможность и целесообразность использования данного комплекта в учебном процессе

Новый учебно-методический комплект по русскому языку способствует оптимизации процесса обучения, не вызывает трудностей при использовании в учебном процессе в рамках любых педагогических технологий.

Достоинства и преимущества данного курса в условиях модернизации российского образования очевидны.


Учебно методический комплекс под редакцией Н.Г. Гольцовой

Методологической основой данной программы и курса «Рус­ский язык» в 10-11 классах являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку (базо­вый и профильный уровни), что позволяет организовывать занятия по русскому языку как в классах неязыкового профиля (общеобра­зовательных, математических и т.д.), так и в классах с углубленным изучением русского языка и предметов гуманитарного цикла.

Система расположения материала, полнота изложения теоре­тических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспита­тельных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как резуль­тат освоения содержания курса «Русский язык».

Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных уме­ний и навыков. Данный учебник может быть использован как спра­вочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экза­менам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

Большое количество упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам, определяется практической целесообразностью и на­правлено на выработку практических навыков, в первую очередь навыков правильного письма. Включение в программу таких тем, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные прин­ципы русской пунктуации» и др. очень важны при повторении пра­вил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.

Темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращают внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариант­ность в постановке знаков препинания, их многозначность и мно­гофункциональность.

В художественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текс­та, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять внимание пунктуационному анализу.

Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в старших классах, могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе использовать все виды языкового анализа. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксичес­кий виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Боль­шое место должно быть отведено орфографическому и пунктуацион­ному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует уме­ния и навыки нормативного использования языковых средств.

Учитывая особенности условий работы с определенными уча­щимися, учитель может вносить изменения в примерное распреде­ление учебного времени, рекомендуемого программой, решать вопрос об изучении материала более крупными блоками. Это позво­лит высвободить время для практической работы и опережающего рассмотрения отдельных вопросов курса.

В соответствии с современными требованиями коммуникатив­ной направленности в обучении русскому языку программа преду­сматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилисти­ческого и других видов лингвистического анализа. Для развития речи желательно использовать такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организованной само­стоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются более прочными, чем знания, получен­ные при пассивном восприятии.