Развитие звуковой аналитико синтетической активности дошкольников. «Работа по формированию звуковой аналитико — синтетической активности детей старшего дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте

Парциальная образовательная программа «От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» -результат многолетнего опыта работы автора с детьми дошкольного возраста (более 25 лет). В ней определены содержание, объем, условия реализации и планируемые результаты освоения программы «От звука к букве. Формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей 2-7 лет (образовательная область «Речевое развитие»). Программа сопровождается учебно-методическим комплектом для детей 2-7 лет (24 пособия), в который включены дидактические пособия, как для взрослых, так и детей. Наличие УМК является одним из условий эффективной реализации Программы (ФГОС ДО). Рекомендуется всем участникам образовательного процесса - детям, педагогам, родителям.

Пояснительная записка.
Парциальная образовательная программа «От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (далее - Программа) и учебно-методический комплект (УМК) дополнены и переработаны в свете основополагающих требований Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее Стандарт) к структуре Программы и ее объему, условиям реализации Программы и результатам ее освоения.
Содержание Программы ориентировано на речевое развитие детей 2-7 лет, которое осуществляется в двух направлениях:
- систематизация и учет речевого развития детей, полученного из разных источников (игры, общения, обучения и т. д.);
- организация работы с детьми по освоению ими содержания Программы.

В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательноисследовательской деятельности), в игре, общении, самостоятельной деятельности детей, для которой педагог создает условия, сопровождает ее, поддерживает. Содержание Программы представляет одно из направлений образования в области «Речевое развитие», включающее не только решение речевых задач, но и формирование любознательности, познавательной мотивации, предпосылок учебной деятельности.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (2-3 года)
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года)
СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 лет)
СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7 лет)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной и рекомендуемой литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Программа «От звука к букве, Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте», Колесникова Е.В., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет, К рабочей тетради «От А до Я», Колесникова Е.В., 2016
  • Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет, К рабочей тетради «Я начинаю читать», Колесникова Е.В., 2016

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия по-ступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки од-них фонем и отличает их от других.
При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Г.М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавли-вать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.
Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.
Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.
Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.
А.Н.Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться». И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной. Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.» Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:
1) определение порядка слогов и звуков в слове,
2) установление различительной роли звука,
3) выделение качественных основных характеристик звука.»
Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая.
Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

  • Звуковая аналитико -синтетическая деятельность . Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа...


  • Звуковая аналитико -синтетическая деятельность . Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детског... подробнее ».


  • В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
    При этом большую роль играют первичные формы аналитико -синтетической деятельности , благодаря которым ребёнок...


  • Найдено 4647 совпадений. Звуковая аналитико -синтетическая деятельность . … Текст и возможности анализа Аудитории … Землеотвод и освоение участка. …


  • Синтетические и аналитические счета. В предыдущих вопросах рассматривали счета по отношению к балансу и подразделяли их на активные и пассивные.
    Для оперативного руководства хозяйственной деятельностью , а также контроля за сохранностью собственности...


  • Оборотные ведомости ведутся раздельно по синтетическим и аналитическим счетам. Данные для оборотных ведомостей берутся из бухгалтерских сче- тов, в которых рассчитывают обороты и выводят новые остатки.


  • Артикуляторно-фонетическая дислалия. (обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.) Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка...


  • Но не стоит забывать, что синтетические счета используются в соответствии с экономическим содержанием обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности . Шифр – это условное обозначение счета.


  • Активная мышечная деятельность (физическая нагрузка). Мышечная деятельность является непременным условием развития двигательных и вегетативных функций организма человека на всех этапах его жизнедеятельности.


  • 23. Основные стадии познания природы: натурфилософская, аналитическая, синтетическая , интегрально – дифференциальная стадии.
    и внедрения во все сферы народно-хозяйственной и социально-политической деятельности общества таких катализаторов прогресса, как ЭВМ...

Найдено похожих страниц:10


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 10 «Березка»

(Консультация для педагогов)

Подготовила воспитатель

подготовительной группы

№8 «Черничка»

Ерина Г.П.

Г. Радужный 2016 г.

Формирование аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте.

Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

Задача педагогов детского сада – подготовить необходимую базу для успешного овладения чтением и письмом ребенком в школе. Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической модели.

Поэтому необходимо до знакомства с буквами и обучения чтению и письму ознакомить детей со звуковой действительностью языка.

Для того чтобы при знакомстве с первыми буквами, при чтении и письме первых слогов ребенок смог открыть позиционный принцип русского чтения, то есть учился ориентации на букву гласного, следующую за буквой согласного, необходимо, чтобы в до буквенный период обучения дети научились различать звуки (фонемы) гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые.

Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками фонемного анализа (расчленения слова на составляющие его звуки) и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое).

Цель фонемного анализа – научить малыша ориентироваться в звуковой системе русского языка, познакомить с устройством звуковой формы, оболочки слова, с важнейшими характеристиками звука.

В своей исходной форме фонемный анализ есть установление последовательности фонем в полном слове. В отличие от естественного интуитивного деления слова на слоги, расчленению слова на звуки нужно специально учить. Если спросить ребенка из группы, какой первый звук он слышит в слове МАМА, он ответит МА.

И это не случайно, так как именно такое деление слова отражает естественный механизм его членения: сочетание согласного с последующим гласным (слияние) представляет собой настолько неразрывную в артикуляционном отношении целостность, что нужно специально обучаться членить ее на отдельные звуки.

Недаром Д.Б.Эльконин писал, что для формирования способов фонемного анализа естественный механизм членения звуковой структуры слова необходимо перестроить. Так же по данным В.К.Орфинской выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально.

Принимая во внимание все вышесказанное, в старших и подготовительных группах должна проводиться специальная работа по формированию у дошкольников навыков звукового анализа и синтеза. Эта работа проводиться по следующим этапам:

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков, различение одинаковых звук комплексов по высоте, силе и тембру, различение слов, близких по звуковому составу. На данном этапе используются игры: «Что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Что за чем звучало?», «На чем играет Буратино?», «Тихо-громко», «Высоко-низко», «Угадай, кто в домике живет», «Угадай, кто позвал», «Найди правильное слово» и другие. Формирование понятий «звук», «слово», предложение».

На втором этапе дети получают знания об основных законах речи: речь состоит из слов; словами обозначаются предметы, их признаки, действия предметов и с предметами; слова состоят из звуков; из слов можно составлять предложения; даются понятия «звук», «слово», «предложение».

Дети учатся составлять предложения из 2-4 слов, делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т.д., строят схемы предложений. В качестве основного методического приема используется «живая модель», когда сами дети обозначают слова предложения. Используемые на этом этапе игры: «Живые звуки», «Живое предложение», «Добавь слово», «Собери словечко», «Слова рассыпались», «Кто больше составит слов» и т.п.

Формирование умения интонационно выделять каждый последующий звук в слове, определение звуковой последовательности в слове, введение фишек для обозначения звуков. Д.Б. Эльконин характеризовал фонемный анализ как многократное произнесение слова с интонационным выделением (протягиванием, «подчеркиванием» силой голоса) каждого последующего звука. Образец такого произнесения дает педагог.

Ребенок выделяет голосом первый звук на фоне слитного произнесения слова, после того как он выделен, называет звук изолированно, затем – то же с остальными звуками в слове. Например, ребенок произносит: «МММАК. Первый звук – [M]». Далее ребенок произносит слово, интонируя следующие звуки: «МАААК. Второй звук – [A]. МАККК. Третий звук –[K]».

Для познания звуковой стороны языка нужна развитая способность слышать звучащее слово. Что нужно, чтобы узнать звук? Всего лишь услышать его. Почему так трудно услышать отдельные звуки, из которых состоит слово? Звуки до обучения очень часто вообще не существуют в сознании ребенка. В отличие от невидимого летучего и мгновенного звука букву и увидеть можно и даже потрогать.

Задача педагога сформировать у ребенка целенаправленный и осознанный способ действия для вычленения звуковой последовательности слова, научить его выполнять определенную последовательность операций, контролировать и оценивать свои действия. Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух.

Чтобы увидеть звук и материализовать его педагог использует специальные цветные фишки (квадратики желтого цвета). Можно использовать игровые персонажи Звуковички. Звуковички живут в Стране Живых Слов и занимаются звуковым строительством. Действия со словами или их звуковыми схемами совершаются педагогом вместе с детьми от имени этих лингвистических персонажей.

Чтобы «увидеть» анализируемое слово ребенку предлагается карточка-схема, на которой изображен предмет. Название, которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками - квадратиками желтого цвета.

Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове. На этом этапе необходимо научить детей последовательному интонационному выделению звуков в слове и пооперационному контролю над правильностью звукового анализа. Используемые на этом этапе игры: «Скажи, как я», «Добавь звук», «Веселый мяч», «Поймай звук», «Звуковой лес», «Звуковички», «Дружные звуки», «Цепочка слов», «Расшифруй слово» и другие.

Формирование понятий «гласные звуки», «согласные мягкие звуки», «согласные твердые звуки». Формирование навыков восприятия и различения звуков речи, формирование навыка интонационного выделения изучаемого звука в слове, предложении и тексте, формирование умения давать характеристику звуку (гласный-согласный, согласный твердый - согласный мягкий, звонкий согласный-глухой согласный), обучение фиксации звуков цветными фишками, определение позиции звука в слове (начало, конец, середина), подбор слов на заданный звук, подбор слов с определенной позицией звука в слове;

На четвертом этапе, когда дети знакомятся с гласными звуками, согласными твердыми и согласными мягкими звуками, желтые фишки меняются: гласные звуки обозначаются красной фишкой, согласные твердые – синей, а согласные мягкие – зеленой. Дети узнают, что произнесению гласных звуков ничто «не мешает» - ни губы, ни зубы, ни язык, воздушная струя выходит через рот свободно. Звуки поются, тянутся.

На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» - губы, зубы, язык. Сразу вводится названия твердых и мягких согласных звуков.Усвоению теоретического материала и новых для детей понятий помогает знакомство и игра с волшебниками Страны Слов – Тимом и Томом. Тим и Том воплощают различение мягкости и твердости согласных звуков. Тиму соответствует зеленая фишка, Тому – синяя. Так в соединении игровой и обучающей форм действия с условными значками (фишками) подготавливается будущее учебное действие моделирования.

Дети определяют позицию звука в слове (начало, конец, середина), подбирают слова на заданный звук с помощью волшебников Тима и Тома. Используемые на этом этапе игры: «Полечим звуки», «Поможем Тиму (Тому)», «Какой звук?», «Твердый или мягкий?», «Назови пару», «Угадай-ка», «Подбери слово» и другие.

Деление слов на слоги, подбор слов с заданным количеством слогов, построение (моделирование) слоговой схемы слова, анализ обратного и прямого слогов;

Используемые игры: «Поможем Мастеру слогов», «Прохлопай слово», «Прошагай слово», «Подбери слово» и т.д.

Определение ударения в слове, построение слого-ударной схемы (модели) слова. Сначала дети обучаются определять ударный слог и составлять слого-ударные схемы, а затем определять ударный гласный звук. В этом детям помогает сказочный персонаж - Ударный Мастер, который живет в Стране Слов. Ударный гласный звук хорошо слышен, если слово «позвать», но при этом произнести его не по слогам, а целиком.

Педагог дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением. Можно предложить детям произнести слово быстро, тихо, шепотом. В этом случае ударение становится еще более различимым.

На седьмом этапе педагог обучает детей фонемному анализу: дети не только осваивают определенную последовательность операций, но и приобретают способность контролировать и оценивать свои действия. Педагог вооружает дошкольника алгоритмом звукового анализа:

Скажи слово и послушай себя. Ребенок произносит вслух слово, которое он будет разбирать. Другого способа предъявить звуковую структуру слова, кроме как произнести его, нет.

Для проведения звукового анализа подбираются слова сначала односложные, затем двусложные с открытыми слогами, далее трехсложные и двусложные со стечением согласных.

Состоящие из фонем в сильных позициях, например, СЫН, МАК, ЛАПА, РУКА, БУМАГА, ТАРАКАН, СТАКАН, ЧАШКИ.

Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове. Назови его и дай характеристику. С этого момента начинается собственно звуковой разбор. Требование протянуть первый звук напоминает детям способ действия, а указание на то, что звук протягивается в составе целого слова, подсказывает средство контроля за правильностью выполнения действия.

После того, как ребенок назвал нужный звук, то есть не только выделил его в составе полного слова, но и произнес изолированно, он характеризует звук: гласный звук, согласный твердый звук или согласный мягкий звук.

Обозначь выделенный звук. Необходима материализация действий звукового анализа. Без этого дети забывают, какое слово они анализируют, какой звук они уже выделили, нужно ли им продолжать разбор, или он уже закончился.

Проверь, все ли звуки слова уже выделены, прочитай свою запись. Эта операция позволяет сделать фонемный анализ действительным средством обучения чтению. Называя последовательно найденные звуки, ребенок осуществляет ту самую аналитико-синтетическую работу со звуками. Ведя пальчиком вдоль составляемой схемы, и «пропевая» звук за звуком, он реально читает еще до знакомства с буквами. При этом последовательное слитное произнесение звуков становится пропедевтикой слитно-протяжного чтения.

Найди ударный слог. Нахождение ударения не является неотъемлемой частью звукового анализа. Однако, учитывая задачи последующего обучения грамоте, а главное трудности перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, формирование умения самостоятельно определить ударный гласный звук включается в звуковой разбор.

Последняя операция. Проверь, получилось ли слово. Для этого прочитай его по слогам. Хотя вычленение каждого звука осуществляется в полном слове и, значит, контролируется по ходу анализа, нужно еще раз подряд произнести все звуки слова (прочитать), чтобы убедиться в правильности выполненной работы. Сформированный способ слогоделения существенно поможет детям на начальных этапах чтения.

Итак, этап звукового анализа предшествует этапу введения букв и обеспечивает исходную лингвистическую ориентацию детей в языке – представление о слове как о значащей форме.

Звуковой анализ не служит исключительно практической цели – выделению фонемы, а имеет более широкие задачи. Он должен дать ребенку ориентацию в звуковой системе языка, без которой нельзя сформировать действие воссоздания звуковой формы слова, то есть невозможно научить читать.

Примечание:

Звуковой аналитический метод , когда к звуку идут путем делением фразы на слова, слов на слоги, слогов на звуки.

Звуковой синтетический метод , когда от звука идут к слогу, от слогов – к слову.

Список литературы:

1.Быкова И.А «Обучение детей грамоте в игровой форме: методическое пособие.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.

2.Дурова Н.В « Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического восприятия»:М «Школьная пресса» 2010

3. Журова Л.Е «Обучение дошкольников грамоте».М.:Школа-Пресс,2000

4.Орфинской В.К « Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей-анартриков и моторных алаликов»

5. Эльконин Д.Б. «Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста//Доклады АПН РСФСР. 1957. № 1.

Современный взгляд на формирование звуковой аналитико-синтетической активности у детей старшего дошкольного возраста

Сегодня педагоги дошкольных учреждений осваивают новые образовательные программы , используют на занятиях разные методы. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Важность речевого развития подчёркивают и новые стандарты, где этому развитию посвящён целый раздел (ФГОС). И в одной из задач говорится о том, что на дошкольном этапе мы должны формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки обучению грамоте.

Современная ситуация развития ребенка характеризуется достаточно ранним и интенсивным погружением ребенка в информационную среду, в связи с чем обучение грамоте, чтению в дошкольном возрасте многие педагоги и родители рассматривают как залог будущего успешного обучения ребенка в школе. Поэтому очень важно найти правильный подход. Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения в школе. Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а также для учителя, который примет наших детей в 1 класс . Обучая грамоте, мы осуществляем пропедевтику дислексии и дисграфии.

Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов: формирование звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением всех звуков, формирование фонема тических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка, готовность к звуко-буквенному анализу и синтезу, т. е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове.

Подготовительный этап. Знакомство с неречевыми звуками.

Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие «звук». Развивается слуховое внимание.

Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);

Затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);

Узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).

Основной этап. На втором этапе происходит знакомство с речевыми звуками. На этом этапе главное – формирование фонематических процессов. Вот как происходит знакомство с гласными звуками. Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, как кричит ослик? Дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный (используем квадрат красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков. После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук Этапы изучения буквы для детей старшего дошкольного возраста Для того чтобы ребенок усвоил буквы можно выделить несколько этапов их изучения:

1. Выделение изучаемого звука из слова. Звук находится в сильной позиции (под ударением). На начальных этапах допустимо утрированное произношение звука.

2. Называние буквы. Букву называем твердым звуком, например, звук [С] обозначается буквой [C], а не [ЭС] или [СЭ]. Этот момент очень важный, так как, называя букву, это приводит, к тому, что малыш будет читать, например, «каэрот», вместо «крот. Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы. Предлагается буква, написанная простым шрифтом, среднего размера в черно-белом варианте.

3. Сопоставление печатной буквы с графическим образом. Ребенку предлагается картинка, которая похожа на изучаемую букву. создаётся зрительный образ буквы (показ буквы из весёлой азбуки). Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы.

4. Стихотворное описание графического образа, (целостного) буквы. Детям предлагается описание буквы в стихах. По ассоциации ребенку легче запомнить графический образ буквы. Здесь можно предложить « дорисовывать букву», при этом педагог заранее создает образ заданной букве.

5. Анализ буквы. Дети определяют следующее: из каких элементов состоит буква, из скольких элементов, как расположены эти элементы в пространстве.

6. Конструирование и реконструирование буквы. Педагог предлагает следующие варианты: конструирование букв по образцу, конструирование по памяти, дополнение недостающего элемента, опускание лишнего элемента, изменение расположения буквы или её элемента в пространстве.

7. Знакомство с объемным вариантом буквы. Обязательно детям предлагается объемный вариант буквы, который можно потрогать. При ощупывании буквы развиваются операции стереогноза.

8. Развитие тактильного восприятия буквы. Дети пальцем обводят контуры буквы, изготовленной, например, из наждачной бумаги (бархатной).

9. Закрепление (автоматизация) образа буквы. Педагог может предложить следующие задания: лепка букв из пластилина, соленого теста, вырезывание буквы ножницами, выкладывания букв из любого подручного или бросового материала. Такие упражнения не только способствуют быстрому запоминанию названий букв, но и отлично развивают пальчики.

10. Распознавание буквы в предложениях, текстах.

11. Знакомство с траекторией движений при написании буквы. Можно предложить выполнить следующее: запись буквы в воздухе, обведение буквы по трафарету, запись буквы мокрым пальцем на гладкой поверхности, на стекле, на песке.

12. Автоматизация звуко-буквенных связей. Пантомима «Живая буква» (ребенок с помощью своего тела изображает заданную букву), изобрази букву с помощью пальцев, узнавание буквы по-разному расположенной в пространстве, нахождение «спрятавшихся» букв в так называемых «совмещенных буквах» (ребенку предлагается определить, сколько и каких букв «спряталось» в каждой фигуре).

13. Самостоятельное написание буквы. Основное направление: от звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения «идут» от целостного образа буквы к расчлененному.

Список литературы:

1. , Телышева интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. – М., 1998.

2. Новиковская грамматика для детей 4–6 лет. – СПб.: КОРОНА, 2004.

4. Ткаченко упражнения для развития речи: Альбом дошкольника. – М.: Книголюб, 2004.

5. Ткаченко фонематического восприятия. – М.:

6. , Сушинскас будущих первоклашек. – Р/Д: Феникс, 2004.

7. , От первого слова до первого класса. – М., 2002.


«Работа по формированию звуковой аналитико - синтетической активности детей старшего дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте»
Воспитатель МБДОУ детский сад «Сказка» ТУГОВА Л.М.
I.Теоретическая часть
Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования большую роль отводит речевому развитию. Одной из задач его является формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.

Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте:
1. Ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи.
2.Ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи.
3.Ознакомление со словесным составом предложения.
4.Ознакомление со звуковым строением слов - формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысл о различительной роли фонемы. Научить детей проводить звуковой (фонемный) анализ.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих полноценный физиологический слух и сохранный интеллект, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития фонематического (речевого) слуха. Многие воспитанники не овладевают в нормативные сроки звуковой стороной языка.
Для работы с детьми по речевому развитию и подготовке к обучению грамоте мы взяли методические разработки Натальи Валентиновны Нищевой. Одной из основных задач Программы Н.В. Нищевой является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонематической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе.
Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. Цель: формировать у детей тональное звукоразличение, шумовое восприятие (фонематические процессы).

Знакомство с гласным звуком начинается с выделения звука из речи. Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный (используем кружок красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь.
При закреплении понятия «гласные звуки»:
-упражнение в пропевании звуков. Воспитатель показывает символ гласного звука и просит ребенка пропеть хорошо знакомую песенку на этот гласный звук;
-выделение гласного в начале слова, в конце слова, в середине односложных слов;
-игра «Разберем картинки». Воспитатель выдает ребенку картинки (аист, утка, арбуз, апельсин, удочка, улитка, автобус), символы гласных звуков А и У и просит ребенка разложить картинки;
- «Прочитай». Воспитатель показывает символы (3 символа) и просит ребенка назвать звуки. Затем просит назвать первый (последний) звук;
- «Разберем картинки» (звук А), «Найди ошибки у Незнайки». Воспитатель дает ребенку картинки (игрушки, индюк, иголка, лук), просит убрать лишнюю картинку и объяснить почему.
- «Назови лишнее слово» (азбука, апельсин, жук, арбуз).
- подбор слов на гласные звуки.
При знакомстве с согласным звуком дается его полная характеристика. Дети произносят звук сами, вместе выясняем, что воздух встречает препятствие, преграду – в виде губ, зубов, значит звук согласный (знакомим с условным обозначением - синий и зеленый кружки). По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги. Одновременно начинается работа над ударением, которое закрепляет слово в единое целое.
При работе над согласными звуками:
-выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина слова);
-работа со схемами. Воспитатель просит ребенка придумать слово к схеме, отобрать картинки, нарисовать предметы, названия которых соответствуют схеме;
-игра «Разложи по полочкам». Воспитатель выдает ребенку картинки, содержащие оппозиционные звуки по твердости-мягкости, глухости-звонкости, и просит ребенка «разложить картинки по полочкам»;
- игра «Составь слово». Воспитатель дает ребенку набор букв и просит его сложить слово;
-выкладывание букв из деталей («Буквенный конструктор»), палочек, ниточек, мозаики.
При знакомстве с буквами, мы в своей работе букву называем, но работаем со звуками. Иначе ребенку будет непонятно, как сливать слоги. Знакомим детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем». Помогаем запомнить букву через ассоциации ребенка, опираясь на свойственное ему наглядно-образное мышление. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картина похожа на букву и начинается на данный звук (с-сушка, т-труба, о-обруч). По ассоциации с предметами дети лучше запоминают буквы (мнемонические приемы запоминания). Рассматриваются элементы, их качество. Можно предложить стихотворение для запоминания образа буквы:
Кольцо у мамы на руке,
Обруч гимнастки тоже.
Баранки, бублики - ну все
На букву О похоже.
При закреплении понятий «слог», «слово», «предложение»:
-работа со слоговыми таблицами. Чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами;
-прием определения количества слогов (слов) по количеству хлопков, числу ударов мяча об пол;
-работа со схемами. Упражнение «Придумай предложение» к схеме (схемы предложений без предлогов и с предлогами).
Обучение дошкольников грамоте включает так же подготовку руки ребенка к письму, развитие графических навыков, формирование фонематического восприятия и устной разговорной речи.
Работа с родителями включает в себя:
- Помощь в изготовлении пособий.
- Консультации для родителей.
- Работа консультативного пункта на базе детского сада «Сказка».
- Проведение мастер – классов в «Дни открытых дверей».
II. Практическая часть
НОД Речевое развитие «Детский сад. Профессии. Звуки и буква Сс»
Образовательные цели. Активизация и актуализация словари по теме «Детский сад. Профессии». Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Сс. Профилактика нарушений письменной речи.
Развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятии, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и обшей моторики.
Воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, контейнер с чечевицей, мелкие предметы, семафоры, буквари, рабочие тетради и тетради «Занимаемся вместе» по числу детей, фишки, мяч.1. Организационный момент. [Уточнение и активизация словаря по теме «Детский сад. Профессии». Совершенствование навыка слогового анализа слов. Совершенствование грамматического строя речи, Объявление темы занятия.]- Для начала опустите руки в контейнер и выберите по одному предмету. Расскажите, что вы выбрали, кому нужен этот предмет.
- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? Правильно мы сегодня поговорим о профессиях работников детского сада.
- Разделите названия этих предметов на слоги.
1-й ребенок. Шприц. Один слог.
2-й ребенок. Поварешка. Четыре слога.
3-й ребенок. Зонд. Один слог.
4-й ребенок. Тюбик. Два слога.
2. Игра «Подними семафор». [Развитие фонематического восприятия.]
Воспитатель раздает детям семафоры.
- Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.
Санки Сашины сломались,
На снегу лежать остались.
(Звук [c])
- Как вы думаете, с какой новой буквой мы сегодня познакомимся? Правильно, познакомимся с новой буквой С, почитаем и поиграем. Давайте произнесем звук [с] все вместе.
- Почувствуйте: когда мы произносим этот звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами, а зубы почти сжаты. Значит, во рту есть преграда из зубов. Как вы думаете, звук [с] - гласный или согласный? (Согласный.)
- Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук в слове санки? Почему? (Синим.) А в слове семена? Почему? (Зеленым.)
- Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, звонкий он или глухой.
(Он глухой.)
- Верно. Это согласный глухой звук, бывает твердым и мягким, если рядом стоит гласная 2 ряда или мягкий знак.
- Сейчас вы будете поднимать семафоры, как только услышите звуки [с] и [с’].
С, т, с’, з, с, д, ш, и, с, ц, с.Са, си, ту, шо, су, за, со, до, се.
Санки, синий, замок, коса, скакать, топать, семена, сухой, широкий, простой, сильный.Дети слушают и поднимают семафоры, услышав звук [с].
- Молодцы! Вы были внимательными и не допускали ошибок.
3. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза]
- А сейчас игра «Кто скорее?» Я буду перечислить звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. С, а. Что получилось? (Са.)
- Верно. Получи фишку. С, о Что получилось? (Со.)
- Правильно. Возьми фишку.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: су, си, усы, сок, нос.
- Возьмите, пожалуйста, схему слово-домик. Определите место звука [с] в слове сок (нос, усы)? Кружок какого цвета вы возьмете? Почему? В какое окно вы положите кружок синего цвета? Почему?
4. Знакомство с буквой Сс. (Формирование навыка осознанного чтении. Развитие фонематического восприятия, связной речи)- Посмотрите на картинку в верхней части. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.
Санки Сашины сломались.
На снегу лежать остались.
- В каких словах этого стихотворения есть звук [с]?(Санки, Сашины, сломались, снегу, остались.)
- Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Сс. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?
- Значит, буква Сс обозначает два звука: [с] и [с/].
- Верно. Давайте поможем мальчику Саше найти на картинке в нижней части страницы все продукты и предметы, названии которых начинаются со звука [с].
(Салат, сосиски, слива, сковорода, солонка, сахарница, стакан, скатерть, стол, стул.)
- Молодцы! Вы быстро нашли все предметы. Я вами горжусь.
- А теперь давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками.
- Теперь рассмотрите картинки и прочитайте подписи под ними.
- Что такое носики? Дети. Это семена клена.
- Теперь прочитайте предложения.
- Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы! Обратите внимание: слово Оксана написано с большой, заглавной буквы. Почему? (Имена людей всегда пишутся с большой буквы.)
5. Пальчиковая гимнастика «Наша группа». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Воспитатель приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.
6. Работа в тетради № 2 [Развитие тонкой моторики.]
Воспитатель приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
- Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней части?
Дети. Стол, стул, большую и маленькую буквы Сс.
- Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?
Дети. Синий и зеленый, потому что буква С – согласная.
Дети раскрашивают буквы.
- А теперь подумайте, как правильно раскрасить стол и стул, Выполняйте задание.
Дети выполняют задание, воспитатель контролирует их и оказывает помощь, если это необходимо.
- Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые. Давайте напишем букву Сс. Посмотрите, как я делаю это на доске. Я пишу сверху вниз полукруг, открытый вправо. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. Слова и предложения мы напишем после тихого часа. Закройте тетради.
7.Рассказ по серии картинок «День в детском саду». [Развитиесвязной речи.]
- Давайте рассмотрим картинки и составим рассказ «День в детском саду». Что изображено на первой картинке? (Утром мамы привели детей в детский сад. Их встретила воспитатель. Дети разделись, попрощались с мамами и пошли в помещение группы.)
- Посмотрите на вторую картинку. Куда пригласила детей воспитатель? Что сделали дети? (Воспитатель пригласила детей мыть руки. Дети хорошо вымыли и вытерли руки.)- Рассмотрите следующую картину. Что было дальше? (Дети пошли завтракать. Повар сварила им вкусную кашу и какао. Дети съели кашу, выпили какао и поблагодарили повара.)- Рассмотрите четвертую картинку и расскажите, что было дальше. (После завтрака дети пошли на музыкальное занятие. Вместе с музыкальным руководителем они пели и танцевали.)- Что вы видите на следующей картинке? (После музыкального занятия дети пошли в группу. Руководитель по ИЗО учила их рисовать осенний пейзаж.)- Что было после рисования? Посмотрите на следующую картинку. (После занятий дети вместе с воспитателем пошли на прогулку. Они гуляли в осеннем парке, собирали листья, играли в пятнашки.)- Рассмотрите следующую картинку. Что было после прогулки? (После прогулки дети переоделись, вымыли руки.)
- Рассмотрите следующую картинку. (Дети вымыли руки и пошли обедать. Они с аппетитом ели гороховый суп, картофельное пюре с котлетой, пили яблочный сок.)- Отлично. Окончание рассказа вы придумаете с Юлией Алексеевной после тихого часа и повторите весь рассказ целиком.
8. Игра «Семейка слов». (образование однокоренных слов).
Все педагоги воспитывают детей в детском саду. Давайте попробуем образовать слова от слова воспитывать.
- Как называется человек, который воспитывает детей? (Воспитатель.)
- Какие дети в детском саду? (Воспитанные.)
- Как воспитатели называют детей? (Воспитанники.)
- Что получают дети в детском саду? (Воспитание.)
- Отлично. Это было очень трудное задание.
9. Окончание. [Оценки работы детей.]
По просьбе воспитателя дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Воспитатель оценивает деятельность каждого ребенка.

Предложенные нами методические рекомендации могут быть использованы педагогами, родителями для занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Особое внимание мы предлагаем уделять игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников грамоте и являются существенным компонентом этого обучения. Эти игровые приемы так же могут быть использованы родителями при подготовке детей к овладению грамотой.
Спасибо за внимание!
13 февраля 2015 г. воспитатель Тугова Л.М.
Список используемой литературы
Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. М.: Мозаика - Синтез, 2009. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").
Комарова Л. А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях - М.: Гном, 2013
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1968.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства Образования и Науки от 17 октября 2013 г. № 1155).
Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М.: Просвещение, 1976.