Развитие мышления: способы тренировки мозга. Эффективное мышление. Остерегаться излишней оптимизации

Эффективное мышление – это умение приходить к логически обоснованным, полезным и правильным умозаключениям; способность ставить цели и выстраивать алгоритмы их достижения.

Эффективное мышление - довольно многогранное понятие, которое, в сущности, не нуждается в представлении. Все понимают, что оно включает в себя такие качества как скорость, объективность, результативность и неординарность. Но вот как добиться этой эффективности? Дается ли данная способность природой, является ли она талантом, воспитывается в детстве или развивается с помощью тренировки? Конечно, во многом предпосылки к развитию «соображалки» заложены в генах и родительском воспитании. Но формирование эффективного мышления может происходить и в зрелом возрасте - для этого необходимо лишь сознательно подходить к процессу «думания» и улучшать свои результаты с помощью занятий и упражнений.

Но для начала давайте разберемся с вопросом, что мешает большинству людей мыслить быстро и качественно.

Враги эффективного мышления

Главные враги эффективности в мышлении - это привычки думать определенным образом. Мысль скользит по накатанной дороге, ведь так думали наши родители или друзья, так думало человечество на протяжении десятилетий. И мы так думали, и ничего плохого, вроде бы, не происходило - а значит, наш способ мышления вполне нормален и годится для жизни. И правда - он годится для среднестатистической жизни человека, живущего от зарплаты до зарплаты. Но не имеет ничего общего с эффективностью мышления, помогающей реализовывать в жизнь далеко идущие планы или совершать открытия. Чтобы вырваться из трясины стандартного мышления и перейти к эффективному, необходимо избавиться от ряда шаблонов.

1. Боязнь перемен

Это свойство психики присуще практически всем людям и человечеству в целом. К любому новому веянию, будь то научная мысль, творческий прорыв или техническое нововведение, изначально относятся с подозрением, поднимают на смех или порицают. К примеру, паровоз пытались создать многие изобретатели, но все они наталкивались на скептическое отношение общества. Идею называли нелепой фантазией, паровую машину - исчадием ада, а путешествия по железной дороге считали слишком опасными. Ведь при огромной скорости 40 километров в час пассажиры не смогут дышать, у них начнутся судороги, галлюцинации, они будут сходить с ума и умирать прямо в вагонетках! Это сейчас вы улыбаетесь, читая эти строки, а в 18-19-м веке, когда паровоз медленно пробивал себе путь к массовому использованию, это были серьезные аргументы.

Таким же образом высмеивали идею фотографии, телевидения и полетов на луну. Ну а о судьбах Джордано Бруно и Галилео Галилея, думаю, знают все.

Что движет этими людьми, так рьяно сопротивляющимися новому? Лень и страх. Лень - потому что каждое нововведение вызывает трудоемкий процесс реформирования многих сфер жизни, включая способ мышления, о котором мы сегодня говорим. Новшества тянут за собой цепочку неизбежных изменений, под которые волей-неволей придется подстраиваться - а это трудно и не всегда приятно. Страх - потому что не каждый способен пройти через эти изменения. Люди боятся, что они не смогут этого сделать, боятся провала и позора, им страшно оказаться на задворках цивилизации, не сумев приспособиться к ее развитию. Поэтому они старательно тормозят это развитие.

Избавьтесь от страха и лени, научитесь, как минимум, рассматривать новинки с беспристрастной позиции, не цепляясь за привычные стереотипы. Конечно, не все новое хорошо - не стоит тут же бросаться в объятия новизны. Но и бояться ее не нужно.

2. Соблюдение правил

Само по себе оно не является плохим - есть полезные правила, сохраняющие нашу жизнь, здоровье, помогающие нам понимать друг друга и контролировать общественные взаимосвязи. Есть грамматические правила, ПДД, законы - их соблюдение облегчает нашу жизнь, а эксперименты на этой почве не сулят ничего хорошего.

Но существуют и правила, которые можно назвать спорными - правила морали, общественные традиции, религиозные догмы. Они заложены в нас в качестве моделей мышления и поведения; отступая от них, мы демонстрируем нонконформизм. Для творческих людей и изобретателей он является символом поиска, для ханжей и снобов - качеством отщепенцев и изгоев. Да, нонконформисты всегда были белыми воронами, но именно они делают открытия в науке и творчестве, изменяют жизнь людей к лучшему, помогая избавляться от устаревших и бесполезных моделей и традиций.

Конформизм вытекает из трусости, боязни пойти наперекор обществу и оказаться «психом-одиночкой». Мы начинаем подчиняться общим правилам, чтобы сберечь существующее положение. Но тем самым мы лишаем себя возможности творчески мыслить и видеть решения в нестандартных ситуациях. Печально, что часто нас подталкивают к этому самые близкие люди, переживающие о нашем благополучии - родители, друзья, учителя. Нас учат не высовываться и жить по правилам, тем самым лишая нашу личность той индивидуальности, которая заложена в нее природой.

Лучший способ избавиться от слепого следования правилам - не оглядываться на мнение окружающих, а жить своим умом. Как говорила мама: «А если все пойдут прыгать с крыши - ты тоже пойдешь?»

3. Самообман

Многие люди обманывают себя, хотя, казалось бы, это невозможно. Алкоголики и курильщики уверены, что могут бросить в любой момент, полные люди убеждены в том, что мало едят. Бездельники обвиняют в своих неудачах окружающих, а в низкой зарплате — начальство.

Соль самообмана заключается в том, что человек меняет свое мышление в зависимости от ситуации. Он думает так, как ему выгоднее думать, забывая при этом старые договоренности и собственные решения, принятые ранее.

Часто самообман становится инерционным эффектом от обмана окружающих. Некто притворяется, что сведущ в какой-то сфере, создает определенную иллюзию, улучшенный образ для других, и со временем сам начинает верить в этот образ.

Как не попасть в ловушку самообмана? Помните, что первое принятое решение обычно верно - оно исходит исключительно из нашей логики, личной морали и совести. Когда мы включаемся в процесс и сталкиваемся с трудностями, начинают работать такие негативные черты характера, как лень, зависть или жадность. Эти эмоции заставляют принимать новые решения, выгодные темным сторонам нашего эго. Поэтому для того, чтобы не сбивать самого себя с толку, нужно научиться очищать мышление от этих нашептываний.

4. Во имя спасения образа

В каждом человеке на уровне подсознания заложена необходимость сохранять положительный образ, созданный им для самого себя и окружающих. Совершая ошибки или какие-то неприглядные поступки, он старается сделать все, чтобы уберечь свой имидж от разрушения, а репутацию - от пятен. И самое интересное, что он будет обманывать в первую очередь себя, а следом - остальных.

Наиболее распространенный способ сохранения своего положительного образа - оправдание. Оправдывают свои действия внешними факторами все, начиная от маленького ребенка, который разбил вазу, и заканчивая убийцей. «Я был вынужден, у меня не было другого выхода, я не мог поступить иначе, так получилось», — стандартный набор оправданий, сопровождающийся пространственными пояснениями обстоятельств.

Еще один сценарий при спасении образа - это подгон фактов. Этим грешат СМИ - преследуя определенную цель, они выбирают факты, подтверждающие их теорию, и отбрасывают те, что опровергают ее. Правда, они делают это сознательно, в то время как среднестатистические обыватели подгоняют факты под свои теории неосознанно. Обычно это делается задним числом, когда дело сделано - остается только создать грамотное объяснение своих поступков. По сути, это то же оправдание.

Подсознательное побуждение в любых спорных ситуациях - отрицать свою причастность и искать факты, подтверждающие невиновность. Это побуждение проистекает исключительно из страха, что наше эго будет повержено и унижено. Как вы понимаете, такой подход лишен конструктивности. Нужно учиться честно оценивать свою роль в развитии событий, быть объективным в суждениях относительно своей вины или невиновности и не преувеличивать важности внешних факторов.

5. «Своя рубашка ближе к телу»

У каждого из нас есть интересное свойство психики - мы всегда считаем свое лучшим, чем чужое. Свои друзья - хорошие, чужие - безответственные хулиганы. Свои дети умные и любимые, чужие им и в подметки не годятся. Говорят, что на соседском лугу и трава зеленее - но это далеко не всегда так. Во многих ситуациях мы по-разному оцениваем два абсолютно одинаковых объекта только потому, что один из них имеет к нам непосредственное отношение.

Лучше всего этот эффект прослеживается в войнах и междоусобицах. Воины своей армии - «герои-освободители», противника - «оккупанты и убийцы». Свои «вынуждены принимать меры», чужие - «бесчинствуют». В СССР даже существовало два разных понятия: разведчик и шпион. Первым гордо назвали агентов советских спецслужб, а вторым, брезгливо - иностранцев и перебежчиков.

Люди склонны разделять всех на «мы» и «они», считая других людей худшими. Отсюда проистекает расизм, мужской шовинизм, нездоровый феминизм, непонимание между людьми разных возрастов, сословий и материального положения. Да, во многом мы отличаемся, но подобное разделение отдаляет людей друг от друга так, будто они - с разных планет.

Этот эффект заставляет нас субъективно относиться к поступкам, достижениям и предложениям разных людей, зависимо от личных симпатий. Вы можете носиться с воплощением нелепой идеи человека, в которого влюблены, отбрасывая предложения толковых специалистов; можете вложить деньги в провальный проект приятеля, отказав в инвестициях хорошему стартапу. Чтобы уметь выбирать лучшее, необходимо научиться ставить друзей и незнакомых в один ряд, руководствуясь исключительно оценкой качества самого предложения или достижения.

6. Стереотипы

Все мы знаем, что стереотипы - это плохо. Сразу же вспоминаются крылатые «все бабы дуры» и «все мужики козлы».

Но дело обстоит немного иначе. В действительности стереотип - это продукт индукции, когда мы делаем обобщающий вывод, исходя из множественных повторяющихся предпосылок. Мозг автоматически формирует стереотипы, чтобы не сочинять каждый раз новые алгоритмы реакций - попав в похожую ситуацию, он вспомнит о такой же, и среагирует так же. Проблема в том, что не все стереотипы соответствуют истине. А если быть точнее - у каждого стереотипа есть слабое место. И исходит оно из простого логического правила, говорящего, что истинность индуктивного умозаключения никогда не составляет 100%. Кроме того, стереотипы имеют свойство устаревать.

Например, узнав от разных знакомых, что в каком-то магазине обвешивают и продают несвежие продукты, вы придете к выводу, что в этот магазин лучше не ходить, и будете правы. Может, там обвешивают не каждый раз, и не все продукты несвежие, но лучше ведь перестраховаться. Но вот у магазина меняется руководство, внедряется новая политика, увольняются недобросовестные сотрудники. Те люди, которые не слышали об этом магазине, сделают там покупку и создадут новый стереотип - они будут советовать магазин знакомым и ходить в него сами. Вы же будете продолжать обходить его стороной, следуя устаревшему стереотипу, который может сохраняться в течение многих лет после изменения условий.

В общем, мысль ясна - не стоит делать тотальных обобщений и слепо доверять им, не нужно идти на поводу у общественных стереотипов, ведь они могли давно устареть, и даже созданные собственноручно стереотипы зачастую могут сыграть плохую шутку со своим создателем.

Учимся мыслить эффективно

Итак, мы поговорили о том, чего не нужно делать. Теперь давайте обратим свои взоры в сторону методик, способных помочь развить быстрое и эффективное мышление.

Начнем с того, что мышление пересекается со множеством неразрывно связанных компонентов, каждый из которых нужно систематически развивать - это интуиция, логика, творческое начало и фантазия, память, концентрация и интеллект.

Эффективный способ мышления невозможно развить, к примеру, без определенной базы знаний, внимательности, умения анализировать и сопоставлять факты, способности к запоминанию сложной информации и многих других полезных вещей. Это как язык - чтобы разговаривать на нем, недостаточно выучить слова - нужно знать грамматику, пунктуацию, стилистику, идиоматические сочетания и еще очень много чего. Давайте рассмотрим по отдельности все компоненты, формирующие быстрое и эффективное мышление.

Поскольку наш сайт посвящен саморазвитию, здесь имеется уже немало материала о развитии важных составляющих умственной деятельности. Чтобы не повторяться и не писать слишком большую статью, мы просто сделаем отсылки к этим статьям.

1. Логическое мышление

Эффективно мыслить, не опираясь при этом на основные логические законы, мы просто не способны. Успешные люди обладают строгим логическим мышлением, помогающим приходить к неожиданным и в то же время верным выводам, используя очевидные предпосылки, доступные каждому. Пока человек с хромающей логикой будет смотреть на факты и не понимать, в чем дело, — логик все упорядочит, разложит по полочкам, выстроит красивую и четкую логическую последовательность. Эта разница показана на примерах Гастингса и Эркюля Пуаро в произведениях Агаты Кристи, доктора Ватсона и Шерлока Холмса у Конан Дойля.

2. Творческое мышление

Эффективное мышление предполагает наличие творческого, ведь именно оно помогает нам избавиться от стереотипности, банальности, узости восприятия. Человек может сколько угодно читать книги и пересказывать энциклопедию наизусть, но пока он не умеет выходить за границы известного, он будет думать чужими мыслями - не более того.

Творческое мышление, или как его еще называют, креативность, обязательно для любого, кто создает свой собственный продукт, а не копирует чужие - будь то интеллектуальное творчество или промышленные изобретения. Эффективно мыслить мы сможем лишь тогда, когда наше воображение пустится в бесконечное путешествие, подбрасывая нам все новые идеи.

3. Стратегическое мышление

Тактика и стратегия - военные понятия, перекочевавшие в повседневную жизнь. Планирование и организация любой деятельности подразумевают стратегические задатки. Стратег должен уметь держать в голове планируемые и уже совершенные действия, предвидеть шаги противника и другие не зависящие от него внешние факторы, предполагать все возможные результаты своих действий и способы реагирования на эти результаты. Ему необходимо обладать хорошей памятью, аналитическим умом и даром предвидения. Чтобы развить мышление стратега, научитесь играть в шахматы и пошаговые стратегии вроде «Героев».

Хорошо развитые логическое, творческое и стратегическое мышление как раз и являются основой для эффективного. Но есть и вспомогательные компоненты, без которых невозможно обойтись.

4. Память, внимательность, концентрация

Это - интеллектуальные инструменты. А все мы знаем, что затупленные или ржавые инструменты никогда не станут хорошими помощниками в развитии. Тот, кто плохо запоминает информацию, не сможет ею оперировать. Тот, кто пропускает детали, не сумеет сложить воедино картину событий. Тот, кто не способен сконцентрироваться на мыслительной задаче, будет выполнять ее долго, отвлекаясь на всякую ерунду. Какая уж тут эффективность?

Все эти инструменты должны находиться в состоянии постоянной готовности, их необходимо тренировать и использовать. Здесь как в спорте - пока спортсмен занимается, он силен, быстр и ловок. Но стоит ему бросить - через некоторое время мышцы становятся дряблыми и слабыми. Вернувшись к занятиям, он через некоторое время восстановит форму и снова будет таким же сильным. С инструментами мышления - та же история. Тренируйте их, чтобы всегда быть в умственном тонусе.

5. Интуиция и эмоции

Казалось бы, причем здесь эти иррациональные и неподконтрольные свойства человеческой души? Очень даже причем. Начнем с того, что не такие уж они иррациональные, и не такие уж неподконтрольные.

Интуиция является подсознательным обращением к имеющемуся опыту - пользуясь ее помощью, мы оперируем незначительными деталями, ускользающими от сознания. Не зря существует такой термин, как профессиональное чутье - опытный специалист порой не может подробно объяснить, почему выбрал именно этот путь решения задачи. Но его выбор почти всегда ведет к положительному результату.

Эмоциональный интеллект - также не из области фантастики. Он существует наравне с рациональными мышлением, обладая меньшей точностью, но большими объемом и оперативностью.

Оба эти явления способны как помогать, так и мешать эффективному мышлению - все дело в том, как их настроить и в какой степени полагаться на них. И, конечно, их нужно учиться контролировать.

6. Очистка мысленного пространства от хлама

Какими бы мы ни были умными, творческими и образованными, если у нас в голове хаос, наше мышление не будет эффективным. Чтобы сделать голову ясной, нужно идти по двум путям - очищения информационного поля и успокоения мыслей. Наше общество перегружено огромным потоком информации, причем не всегда качественной - даже не стоит пытаться переварить ее всю.

Когда мысли скачут с одной на другую, вы нервничаете, а мозг паникует и судорожно смешивает полезные операции с бесполезными - совсем не до эффективности.

Методики эффективного мышления

В любой деятельности за теорией всегда следует практика. Ведь много умных слов - это, конечно, хорошо, но конкретные рекомендации по воплощению всей этой информации в жизнь просто необходимы. Каждая техника эффективного мышления затрагивает одну из вышеперечисленных сфер умственной деятельности человека - память, логику, внимательность; помогает в решении определенных задач:

P.S.:В этой обширной статье не затрагивалось такое понятие как интеллект - не оттого, что он был несправедливо забыт, а оттого, что во многих определениях интеллект и есть мышление. Существует и более широкое понятие интеллекта - как способности человека к умственной и психической деятельности, в которую входят мышление, память, восприятие, воображение, ощущение и т.д. Этих качеств немало, поэтому были упомянуты лишь те, что имеют непосредственное отношение к эффективности мышления.

Часть первая. Принципы эффективного мышления

Пришло время для дальнейших действий. Пожалуйста, посмотри на заявленное тобой время и сравни с действительностью. Запиши результат.

Если ты вовремя, то, значит, ты действительно решил что-то менять в своей жизни и готов отвечать за каждое свое слово и решение. Если существует некая разница в любую временную сторону, то остановись и подумай. Если ты вернулся к книге раньше заявленного времени, то подумай, как часто для принятия решения ты тратишь гораздо больше времени, чем тебе действительно необходимо. К каким результатам это приводит? Как много новых, реальных и перспективных, возможностей проходит мимо тебя? Ты не вовремя!

Если заявленное тобой время уже давно наступило, а ты изменил своему слову, то подумай над тем, насколько важен тебе результат и причины, по которым ты решил принять соответствующее решение. Ты находил массу более важных дел. Или это твоя обычная отговорка, когда ты не выполняешь взятых на себя обязательств. За такими действиями могут быть скрыты и неорганизованность, и собственная неуверенность в правильности выбора, и сомнения в получении результата, и многое другое. Остановись, подумай над этим. Сейчас ты не во время собственной тренировки. Ты назначаешь себе время сам. И отвечаешь за каждое мгновение своего времени и за каждое принятое тобой решение.

Для того чтобы приступить к дальнейшей работе, необходимо выяснить, какой результат ты хочешь получить. Что в данный момент жизни, самое важное для тебя. В какой области жизни для тебя важнее всего получить определенный результат. Давай сразу договоримся, что «добиваться» и «побеждать» – слова не нашего лексикона. Обрати внимание на корни этих, казалось бы, позитивных слов. Исторически здесь корни «бить» и «беда». Задумайся, насколько тебе нужны эти составляющие. Просто заменим их действительно позитивными выражениями – «достигать» и «выигрывать». Твое собственное мироощущение от этого действительно выиграет.

В течение всего твоего тренинга мы постоянно станем обращать внимание на то, какую роль играют твои слова и выражения, как они влияют на результаты принятых решений и на то, какое впечатление своими словами ты производишь на других людей, что на самом деле может стоять за собственными высказываниями. Вероятно, хватит предисловий. Перейдем к делу.

Первое, с чем тебе надо разобраться, это то, что ты имеешь. Есть хорошее выражение: «Имеем то, что имеем». Всегда бери фактическую реальность за точку отсчета. Других вариантов начала пути просто нет! Для начала ответь на один простой вопрос: «Кто ты такой?» Опиши себя. Все, что сможешь. Свои внешние данные, личностные, черты характера. Выполняя это задание, забудь об оценках. Делай как при обычной математической задаче. Дано. Не плохо и не хорошо. Просто это имеется в наличии. Может быть, ты первый раз так подробно и внимательно себя рассмотришь. Чем больше подробностей, тем лучше. Обрати внимание на все свои родинки, шрамы, морщинки, складки, на особенности внешности и характера. Ты можешь подробно нарисовать картину своего образа мышления, собственных эмоций. Перечисли свои способности и таланты. Составь список собственных достижений, которыми ты гордишься. Они могут быть совершенно не значительными для других, а для тебя могут играть важную роль. Напиши все то, что тебе нравится в окружающем мире: природные явления, здания, люди, предметы искусства. Ведь это все то, что есть только у тебя. Все то, что привлекает твое внимание, нашло отображение в тебе. Ты единственный в своем роде. Проведи полную ревизию того, что имеешь. Ты даже не представляешь, сколько открытий тебя ожидает. Следующим шагом станет ревизия твоего окружения. Опиши свою семью, своих родных. Если сможешь, вспомни несколько событий из своего детства, которые произвели на тебя большое впечатление и запомнились. Как ты думаешь, почему именно эти события ты запомнил. Подумай, какую роль они сыграли в твоей жизни и, может быть, играют до сих пор. Вспомни о том, о чем ты мечтал в детстве, кем ты хотел стать и что иметь, каким тебя видели родители, какую роль в твоей жизни они играли. Чему больше соответствует твоя настоящая жизнь: собственным детским мечтам или желаниям родителей? Во что ты верил и продолжаешь верить? Как изменились твои мечты и желания? На память приходит один восхитительный фильм, в котором главный герой встречается с самим собой только в возрасте 12 лет. И ребенок у себя взрослого спрашивает: Что произошло в моей жизни за все эти годы? И взрослый, себе ребенку отвечает: «Я – успешный человек, у меня собственный процветающий бизнес, у меня большой дом и много денег, я – уважаемый человек». Ребенок спрашивает: «А я сейчас во взрослом возрасте летаю на самолете, как мечтал? И у меня есть собака? И где моя жена?» И взрослый герой сам себе, ребенку, отвечает, что всего этого нет и не надо, так как всего другого предостаточно и он и так очень успешный человек. И в ответ слышит от самого себя: «Я не летаю на самолете, у меня нет собаки, нет любимой женщины и семьи? Какой ужас, я – неудачник! И на что ты потратил мою жизнь?» Задай и ты себе тот же самый вопрос. На что я потратил все эти годы и почему не позволил себе осуществить собственные детские мечты? Какой человек оказывал на тебя большое влияние в детстве и кто оказывает влияние до сих пор? Что нового ты открыл для себя в отношениях с родными? Ты можешь открыть себе совершенно неожиданные страницы своей жизни и получить ответы на вопрос, что имеет огромное значение в жизни для тебя и почему тебе трудно сегодня принимать решения. Ответы на многие жизненно важные вопросы («почему я поступаю так, а не иначе»), кроются в собственном детстве. Прежде чем перейти к следующему пункту нашего тренинга, заполни следующую таблицу.

Точно так же, как ты описывал себя, максимально подробно, сделай описание этих двух типажей. Сравни с собственным описанием и любым способом выдели черты из этой таблицы, схожие с собственными. Переходя к следующему этапу, зафиксируй основное. 4. Если ты был честным с собой, то готов двигаться дальше. Если еще есть сомнения, то вернись и заверши начатое упражнение.

1. Ты единственный в своем роде.

2. Ты точно знаешь, откуда ты пришел и кто имеет на тебя влияние.

3. Ты видишь картину того, над чем тебе надо работать в этом тренинге, чтобы быть решительным человеком.

Из книги Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства автора Козлов Николай Иванович

Принципы и стиль жизни эффективного человека Для успеха нужны и внешность, и деньги, и удача, но более всего для стабильного успеха нужна соответствующая голова. Способ отношения к себе, людям и жизни. Мышление успешного человека.А все это укладывается в следующие

Из книги НЛП [Современные психотехнологии] автора Алдер Гарри

Часть первая Принципы и история развития НЛП

Из книги Психосинтез автора Ассаджиоли Роберто

Часть первая: ПРИНЦИПЫ Глава I ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОСИНТЕЗ Для начала я приведу семантическую справку и некоторые исторические сведения. Слово психосинтез и сходные с ним выражения употребляли многие психологи и психиатры. В области психотерапии это прежде

Из книги Принятие бизнес-решений автора Сидорова Наталья

Часть вторая. Система эффективного руководства и оптимизация принятия решения исходя из психологических, возрастных и гендерных особенностей В данном блоке тренинга ты окажешься в роли руководителя организации. Все процессы, тренировки рассматриваются с позиции

Из книги Открытие бытия автора Мэй Ролло Р

Часть Первая. ПРИНЦИПЫ

Из книги Как стать любимой и желанной автора Дуплякина Оксана Викторовна

Часть первая Как извлечь выгоду из собственного

Из книги ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИЯ автора Наранхо Клаудио

КНИГА ПЕРВАЯ ОТНОШЕНИЕ И ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИИ ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ Глава первая. Главенство Отношения Различные школы психоанализа и, более того, терапии поведения, основаны на определенных идеях и теориях, то есть на признании закономерности психологического

Из книги Искусство психологического консультирования [Как давать и обретать душевное здоровье] автора Мэй Ролло Р

Часть первая

Из книги 3 главных открытия психологии. Как управлять собой и своей жизнью автора Курпатов Андрей Владимирович

Часть первая ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МОЗГА Великий русский ученый и по совместительству «дедушка русской физиологии» Иван Михайлович Сеченов первым доказал следующий неоспоримый теперь уже факт: если мы хотим познать человека, мы должны узнать психические механизмы, которые

Из книги Психология конфликта автора Гришина Наталья

Часть IV. Обучение навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения Завершающая часть нашего изложения посвящена возможности обучения людей конструктивным стратегиям поведения в конфликтах и стратегиям преодоления конфликтных ситуаций.

Из книги Почему одни семьи счастливы, а другие нет [Как преодолеть разногласия и приумножить любовь] автора Аксюта Максим

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Гора первая. Признание природных различий между мужчиной и женщиной и уважение свойств партнера Чтобы подняться на эту гору, нужно научиться уважать и беречь индивидуальность друг друга и понимать, что мужчины и женщины совершенно разные существа. Говорят, Глейзер Джудит

Часть III Как попасть на следующий уровень эффективного

Из книги Я всегда знаю, что сказать! Как развить уверенность в себе и стать мастером общения автора Буасвер Жан-мари

Часть первая. Базовые принципы В первой части нашей книги мы предлагаем вам начать с активного исследования себя самого (самопознания), для того чтобы понять, как можно изменить свое поведение (глава 1). Далее необходимо обрести право на самоутверждение и понять, как

Можно по праву назвать венцом человеческого познания. Оно представляет собой мыслительную деятельность со своими целями, мотивами, оперативными функциями и результатами. Охарактеризовать же его можно по-разному: как высшую степень усвоения и обработки информации и установление причинно-следственных связей между объектами реальности, как процесс отображения очевидных свойств объектов и явлений и, следовательно, формирование представлений об окружающей действительности, и как процесс познания мира, основывающийся на непрекращающемся пополнении багажа понятий и представлений о нем.

Но, независимо от трактовки, можно установить, что чем лучше развито мышление у человека, тем более эффективно он может взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, изучать и познавать, понимать феномены и истины. Мышление формируется по мере развития человека с самого его рождения, но жизненные обстоятельства не всегда складываются так, что оно продолжает развиваться. Нередко случается так, что, достигнув какого-то одного уровня, развитие замедляется. Однако на этот процесс, как и на многие другие, каждый из нас в состоянии повлиять. Другими словами, каждый способен
, и о том, как это делается, мы и поговорим в этой статье.

Но прежде чем мы приступим к основному материалу, следует сказать несколько слов о том, каким вообще бывает мышление. Всего существует несколько его основных видов, изучаемых специалистами чаще и более всего:

  • Наглядно-образное мышление;
  • Словесно-логическое (оно же – абстрактное) мышление;
  • Наглядно-действенное мышление;

Ниже мы представим краткое описание каждого из видов мышления и укажем эффективные и простые способы их развития.

Наглядно-образное мышление и упражнения на его развитие

При помощи наглядно-образного мышления реальность преобразовывается в образы, а обычные явления и объекты наделяются новыми свойствами. Оно предполагает зрительное решение проблем и задач без необходимости прибегать к практическим действиям. За его развитие ответственно головного мозга. Наглядно-образное мышление не следует путать с воображением, т.к. в его основе лежат реальные предметы, действия и процессы, а не воображаемые или выдуманные.

Развивать наглядно-образное мышление у взрослых и у детей можно одинаковыми способами. Вот несколько хороших упражнений:

  • Вспомните несколько людей, с которыми вам сегодня довелось общаться, и в деталях представьте их одежду, обувь, прическу, внешность и т.д.
  • При помощи всего двух существительных, одного наречия, трех глаголов и прилагательных опишите слова «успех», «богатство» и «красота».
  • Проведите : представьте форму ушей вашего домашнего животного или, например, слона; подсчитайте количество квартир в вашем подъезде и представьте, как они располагаются в доме; а теперь переверните английскую букву «N» на 90 градусов и определите, что из нее получилось.
  • Опишите в словах следующие объекты и явления: летящего лебедя, сверкающую молнию, кухню вашей квартиры, зарницу, сосновый бор, зубную щетку.
  • Воспроизведите в памяти образ недавней встречи с друзьями и дайте мысленные ответы на несколько вопросов: сколько человек было в компании, и какой была одежда у каждого из них? Какая еда и напитки были на столе? О чем вы беседовали? Каким было помещение? В какой позе вы сидели, какие ощущения испытывали, какой ощущали вкус от употребляемой еды и напитков?

Эти упражнения можно модифицировать по своему усмотрению – можно делать все, что угодно, но главное здесь – задействовать именно наглядно-образное мышление. Чем чаще вы будете им пользоваться, тем лучше оно будет развиваться.

Также можно ознакомиться с курсом, который поможет вам развить свое мышление всего за несколько недель. Посмотрите его вот .

Словесно-логическое (абстрактное) мышление и упражнения на его развитие

Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления:

  • Понятие – когда предметы группируются по признакам;
  • Суждение – когда какое-либо явление или связи между объектами утверждаются или отрицаются;
  • Умозаключение – когда на основе нескольких суждений делаются конкретные выводы.

Развивать словесно-логическое мышление следует всем, но особенно полезно его формировать с раннего возраста у детей, ведь это отличная тренировка памяти и внимания, а также фантазии. Вот какие упражнения вы можете использовать для себя или своего ребенка:

  • Засеките на таймере 3 минуты, напишите за это время максимальное количество слов, начинающихся на буквы «ж», «ш», «ч» и «я».
  • Возьмите несколько простых словосочетаний, например, «что на завтрак?», «пошли в кино», «приходи в гости» и «завтра новый экзамен», и прочитайте их наоборот.
  • Есть несколько групп слов: «грустный, веселый, медленный, осторожный», «собака, кошка, попугай, пингвин», «Сергей, Антон, Коля, Царев, Ольга» и «треугольник, квадрат, доска, овал». Из каждой группы выберите те слова, которые не подходят по смыслу.
  • Определите отличия между кораблем и самолетом, травой и цветком, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
  • Еще несколько групп слов: «Дом – стены, фундамент, окна, крыша, обои», «Война – оружие, солдаты, пули, атака, карта», «Молодость – рост, радость, выбор, любовь, дети», «Дорога – машины, пешеходы, движение, асфальт, столбы». Выберите из каждой группы одно или два слова, без которых понятие («дом», «война» и т.д.) могло бы существовать как таковое.

Данные упражнения, опять же, можно достаточно легко модернизировать и видоизменить, упростив или усложнив по своему усмотрению. Именно благодаря этому каждое из них может стать отличным способом тренировки абстрактного мышления, как у взрослых, так и у детей. Кстати, любые подобные упражнения, помимо прочего, прекрасно развивают интеллект.

Наглядно-действенное мышление и упражнения на его развитие

Наглядно-действенное мышление можно описать как процесс решения мысленных задач посредством преобразования возникшей в реальной жизни ситуации. Оно по праву считается первым способом переработки полученной информации, и очень активно развивается у детей до 7 лет, когда они начинают объединять всевозможные объекты в одно целое, проводить их анализ и оперировать ими. А у взрослых данный вид мышления выражается в выявлении практической пользы у объектов окружающего мира, являясь так называемым ручным интеллектом. За развитие наглядно-действенного мышления отвечает головного мозга.

Прекрасным способом обучения и тренировки здесь можно назвать обычную игру в шахматы, составление паззлов и , лепку всевозможных фигурок из пластилина, однако есть и несколько эффективных упражнений:

  • Возьмите свою подушку и постарайтесь определить ее вес. Затем так же «взвесьте» свою одежду. После этого попробуйте установить площадь комнаты, кухни, ванной и других помещений своей квартиры.
  • Нарисуйте на альбомных листах треугольник, ромб и трапецию. Затем возьмите ножницы и превратите все эти фигуры в квадрат, разрезав один раз по прямой линии.
  • Выложите перед собой на столе 5 спичек и составьте из них 2 равных треугольника. После этого возьмите 7 спичек и составьте из них 2 треугольника и 2 квадрата.
  • Купите в магазине конструктор и составляйте из него различные фигуры – не только те, что указаны в инструкции. Рекомендуется, чтобы деталей было как можно больше – хотя бы 40-50.

В качестве эффективного дополнения к этим упражнениям, шахматам и прочему вы можете использовать и наш отличный .

Логическое мышление и упражнения на его развитие

Логическое мышление есть основа способности человека мыслить и рассуждать последовательно и без противоречий. Оно необходимо в большинстве жизненных ситуаций: от обычных диалогов и совершения покупок до решения различных задач и развития интеллекта. Этот вид мышления способствует успешному поиску обоснований каких-либо явлений, осмысленному оцениванию окружающего мира и и суждений. Главной задачей в этом случае является получение истинного знания о предмете размышлений с основой на разбор его разных аспектов.

Среди рекомендаций для развития логического мышления можно выделить решение логических задач (причем это еще и отличная тренировка памяти и внимания у детей и у взрослых), прохождение тестов на коэффициент интеллекта, логические игры, самообразование, чтение книг (особенно – детективов), и тренировку интуиции.

Что же касается конкретных упражнений, то мы советуем вам взять на заметку следующие:

  • Из нескольких наборов слов, например: «кресло, стол, диван, табурет», «круг, овал, мяч, окружность», «вилка, полотенце, ложка, нож» и т.п. нужно выбрать слово, не подходящее по смыслу. Несмотря на простоту, это очень эффективная технология развития логического мышления, а подобных наборов и упражнений можно в огромном количестве найти в интернете.
  • Коллективное упражнение: соберитесь с друзьями или всей семьей и поделитесь на две команды. Пусть каждая команда предложит противоположной разгадать смысловую загадку, где передается содержание какого-то текста. Суть – определить, . Вот небольшой пример: «Церковнослужитель имел в хозяйстве животное. Он испытывал к нему сильные теплые чувства, однако, несмотря на это, произвел над ним насильственное действие, повлекшее его кончину. Случилось же это по той причине, что животное сделало непозволительное – съело часть еды, для него не предназначенной». Размышляя логически, можно вспомнить детскую песенку, начинающуюся со слов: «У попа была собака, он ее любил…»
  • Еще одна групповая игра: член одной команды совершает какое-либо действие, а участник другой должен найти его причину, а затем – причину причины, и так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.

Повторимся, что эти упражнения (в частности – последние два) – превосходные способы развития логического мышления и интеллекта, подходящие людям всех возрастов.

Творческое мышление и упражнения на его развитие

Творческим мышлением называют такой вид мышления, который позволяет необычным образом систематизировать и анализировать обычную информацию. Помимо того, что оно способствует неординарному решению типичных задач, вопросов и проблем, оно также повышает эффективность усвоения человеком новых знаний. Применяя творческое мышление, люди могут рассматривать объекты и явления с разных сторон, пробуждают в себе желание создавать нечто новое – то, чего не было раньше (это и есть понимание творчества в его классическом смысле), развивают способность с одних задач на другие и находить множество интересных вариантов выполнения работы и выходов из жизненных ситуаций.

Способы развития творческого мышления основываются на идее о том, что человек в течение своей жизни реализовывает лишь небольшой процент своего потенциала, и его задача – найти возможности активизации незадействованных ресурсов. Технология развития креативности базируется, в первую очередь, на нескольких рекомендациях:

  • Нужно импровизировать и всегда искать новые пути разрешения повседневных задач;
  • Не нужно ориентироваться на установленные рамки и правила;
  • Следует расширять кругозор и постоянно узнавать что-то новое;
  • Нужно как можно больше путешествовать, открывать новые места и знакомиться с новыми людьми;
  • Нужно сделать обучение новым навыкам и умениям своей привычкой;
  • Нужно стараться делать что бы то ни было лучше других.

Но, конечно же, есть и определенные упражнения на развитие творческого мышления (кстати, советуем вам ознакомиться с нашими курсами по развитию творческого мышления и мышления вообще – вы найдете их и ).

А теперь давайте поговорим об упражнениях:

  • Возьмите несколько понятий, к примеру, «молодость», «мужчина», «кофе», «чайник», «утро» и «свеча», и подберите к каждому из них максимально возможное количество определяющих их суть существительных.
  • Возьмите несколько пар разных понятий, например, «рояль – машина», «облако – паровоз», «дерево – картина», «вода – колодец» и «самолет – капсула» и подберите для них максимальное количество схожих признаков.
  • Представьте несколько ситуаций и подумайте, что может случиться в каждой из них. Примеры ситуаций: «по городу ходят инопланетяне», «из крана в вашей квартире бежит не вода, а лимонад», «все домашние животные научились говорить человеческим языком», «в вашем городе посреди лета в течение недели валит снег».
  • Осмотрите помещение, где вы сейчас находитесь, и остановите взгляд на любом заинтересовавшем вас объекте, к примеру, на шкафе. Запишите на листок 5 прилагательных, подходящих к нему, а затем – 5 прилагательных, абсолютно противоположных.
  • Вспомните свою работу, хобби, любимого певца или актера, лучшего друга или вторую половину, и опишите это (его/ее) при помощи не менее 100 слов.
  • Вспомните какую-нибудь поговорку или , и напишите, основываясь на нем, небольшое сочинение, стих или эссе.
  • Напишите список 10 покупок, которые вы совершили бы перед концом света.
  • Напишите план на каждый день для своего кота или собаки.
  • Вообразите, что, вернувшись домой, вы увидели, что двери всех квартир открыты. Напишите 15 причин, почему это могло произойти.
  • Составьте список 100 своих жизненных целей.
  • Напишите письмо себе в будущее – когда будете на 10 лет старше.

Также для активизации своего творческого потенциала и интеллекта вы можете использовать в повседневной жизни два отличных метода – и . Эти способы развития креативности помогут вам разрушить все стереотипы, расширить зону комфорта и выработать оригинальный и ни на что не похожий тип мышления.

В заключение скажем, что если у вас есть желание организовать или продолжить свое обучение и развивать мышление эффективнее, то вам непременно придется по вкусу один из наших курсов, ознакомиться с которым вы можете по .

В остальном же мы желаем вам всяческих успехов и всесторонне развитого мышления!

Тут должны были быть слова о том, что данная статья научит вас мыслить не просто эффективно, а суперэффективно за считанные минуты. Но этих слов, увы, тут нет.

Не открою Америку, если напишу, что правильное, эффективное мышление является отличной основой для достижения успеха практически в любом деле. А если умение «правильно» думать сочетается в одном человеке с самодисциплиной, то такому человеку можно с полным правом поаплодировать.

Давайте разберемся, а что такое вообще правильная система мышления. На каких принципах она основана? Где те вершины, к которым нужно стремиться? Итак…

1. Первым принципом стоит назвать независимость ума . Это вполне очевидно: можно ли ждать выдающихся результатов от интеллекта, который обременен общественными и личными стереотипами, предрассудками, ? Независимость, помимо этого, проявляется в отсутствии кумиров и недосягаемых авторитетов, чьи слова воспринимаются на веру. Независимо рассуждающий человек всегда должен быть готов взять за ушко и вытащить на солнышко любого гуру, потому что ошибаются все, а известные личности тем более, так как теряют порой изрядную долю самокритичности.

2. Второй принцип — это умение рассуждать о себе самом отстраненно и холодно , то есть , не поддаваясь им и не давая исказить картину мира. Это сложно. Но возможно.

3. Немалое значение имеет поддержание баланса между индивидуальным стилем, в котором вы думаете и общепринятой логикой . С одной стороны, необходимо стремиться к использованию индивидуальных сильных сторон (у кого-то мысли проносятся в виде произносимых про себя фраз, у кого-то зримых образов, у третьего — в виде чего-то среднего). Нет смысла менять личный стиль мыслей — напротив, нужно использовать его преимущества. Однако нельзя забывать, что предъявляя другим результаты своей деятельности, нужно стремиться свести способ донесения мыслей к общепринятому.

Например, когда я пишу статью, я стараюсь придерживаться обыденной, легко прослеживаемой логики, хотя местами было бы «красивее» завернуть какое-нибудь сравнение. Однако такой способ передачи информации хорошо работает только для людей с соответствующим типом интеллекта. А обычное описание худо-бедно понимают все — так как им мы пользуемся в обыденной жизни постоянно.

Не стоит также и упускать другие стили мышления (например, если вы думаете зримыми образами — попробуйте использовать сухие и формальные схемы на бумаге). Это расширяет диапазон доступных приемов.

4. «Объемность» мысли . Этот принцип достаточно сложно объяснить. По моему мнению, «объемность» означает умение и стремление видеть проблему или задачу в комплексе, то есть, не упуская деталей, понимать причины и следствия, связь проблемы с особенностями вашей личности и не останавливаться на одном пути решения.

Понять что-либо по описанию выше весьма затруднительно;) Но постарайтесь — тренируйте эффективность восприятия информации — полезное свойство.

Впрочем, не буду садистом, поясню на примере.

Допустим, человек приступил к утренним пробежкам (или к другому полезному делу) и спустя несколько дней бросил. Не получилось — бывает. Какую мыслительную работу он должен проделать, чтобы его думы можно было счесть эффективными по принципу номер 4? Примерно такую:

  • определиться со своими желаниями и целями, выявить, правда ли он хочет бегать или же нет;
  • понять, что именно ему помешало продолжить занятия;
  • разобраться, не связана ли причина с глубинными свойствами его личности;
  • найти путь разрешения проблемы, причем так, чтобы это помогло не допустить подобных проблем в будущем;
  • отследить эффективность пути решения;
  • внести необходимые коррективы;
  • перенести полученный опыт на другие сферы жизни.

Почему люди не живут той жизнью, о которой мечтают? Что мешает воплощать намерения? Откуда берутся проблемы «на ровном месте»? Многие неприятности – результат неэффективного мышления. Оно формируется в процессе воспитания, обучения в школе, общения в социуме. Как выработать навыки эффективного мышления и проложить собственный путь к успеху?

Мы усваиваем установки и стереотипы, которые заставляют нас выбирать не самый лучший вариант, а «приемлемый» – навязанный извне (родителями, учителями, сверстниками, СМИ). Это нередко тормозит на пути к достижению цели, мешает мыслить рационально и извлекать максимальную пользу из всех имеющихся ресурсов.

Эффективное мышление: что это и как проявляется?

Эффективным называют такое мышление, которое позволяет легко находить новые, более рациональные решения поставленных задач. При этом человек минимизирует затраты времени, сил, денег и получает максимально возможные результаты.

Тот, кому свойственно эффективное мышление, обречен на успех. Он делает больше за меньшие промежутки времени, меньше устает и быстрее достигает целей.

Как научиться мыслить и поступать эффективно?

Мысль – начало поступка. Чтобы совершать предельно рациональные действия, нужно научиться правильно мыслить.

Предлагаем вам рассмотреть 5 советов, которые помогут развить эффективное мышление, ускорят процесс достижения цели и улучшат результаты:

1. Постоянный поиск новых методов.

Человек – раб привычек. Каждый из нас совершает тысячи однотипных действий ежедневно. Мы идем на работу одним и тем же маршрутом, автоматически завариваем кофе, привычно обедаем в одних и тех же заведениях, покупаем в «проверенных» магазинах.

Мы перестаем замечать новые детали только потому, что мозг настроен на однообразие. Так же он и мыслит – однообразно. Чтобы изменить мышление, нужно постоянно обновлять «базу» привычек. Возьмите за правило каждый раз идти с работы другим маршрутом, делать что-то новое и непривычное, по-иному реагировать на обыденные вещи, замечать детали.

В поисках решения обязательно обдумывайте все варианты, в том числе и те, которые хочется сразу же отбросить как нереалистичные. Примите как данность, что реально все, и каждый раз задавайте себе вопрос: «Как это сделать?»

2. Перебирайте все варианты.

Еще один способ научить себя мыслить более эффективно – пробовать все способы по очереди. Определив для себя возможные методы достижения цели, попробуйте их все, перебрав один за другим. Это очень расширит ваши представления о собственных возможностях, т.к. люди обычно выбирают не самый результативный, а самый знакомый и понятный способ решения задачи.

3.Используйте метод мозгового штурма.

Записывайте все идеи и способы достижения цели, какие только придут вам в голову. Даже если какой-то метод покажется вам абсолютно сумасшедшим и нереалистичным, запишите его и обязательно обдумайте.

4.Учитывайте закон убывающей отдачи.

Он гласит, что увеличение расхода ресурсов далеко не всегда приводит к пропорциональному улучшению результата. Это значит, что если потратите вдвое больше времени, сил и денег на решение задачи, результат может быть и лучше, но точно не вдвое.

Нужно научиться работать не больше, а эффективнее и продуктивнее. Впрочем, это вовсе не значит, что следует потакать своей лени.

5.Оптимизируйте, но не чрезмерно

Оптимизация – это прекрасно, но не становитесь фанатом самого процесса. Если вы будете зациклены на постоянных поисках наиболее рациональных решений, у вас может просто не остаться сил для действий. Записывайте свои цели, планируйте пути достижения и действуйте.