Психологическая зрелость женщины. Психологическая зрелость: понятие, периоды, уровни и особенности. Что такое зрелость человека

Вы можете посмотреть на свою жизнь глазами стороннего наблюдателя, занять нейтральную позицию, чтобы оценить поступки, мысли, эмоции. Такой подход позволяет лучше понять свои сильные и слабые стороны и решить, в каком направлении двигаться дальше.

2. Самоконтроль

Вы сначала думаете, а потом делаете, можете просчитать целесообразность и последствия поступков. Инфантильный человек живёт эмоциями и сиюминутными желаниями. Зрелый - не срывается на близких, умеет , если назревает глупый конфликт.

3. Благодарность

Вы научились за то, что с вами произошло, и то, чего вам удалось избежать. Вы по достоинству оценили людей, которые делают вас счастливым, и не принимаете их как само собой разумеющееся.

4. Непредубеждённость

Вы не на словах, а на деле перестали оценивать книгу по обложке, а людей - по формальным признакам и стереотипам. Подростковый максимализм больше не мешает осознавать, что мир не чёрно-белый, окружающие могут отличаться от вас и оставаться хорошими, а правильных мнений иногда существует несколько.

Вы понимаете, что для вас приемлемо в отношениях - любовных, дружеских, рабочих - и как далеко вы готовы зайти, чем пожертвовать, чтобы их сохранить. И если кто-то нарушает , вы будете действовать, обсуждать, а не делать вид, что ничего не произошло и все так живут.

6. Устойчивые моральные нормы

Вы рассматриваете свои поступки не через призму «что люди подумают» или «а если кто увидит». Зрелый человек определился с моральными границами. От неправильных поступков его предостерегает не неотвратимость наказания или возможное осуждение, а чёткое осознание, что это недопустимо. Поэтому он не делает сомнительных для себя вещей, даже если никто не увидит и не узнает.

7. Ответственность

Вы отвечаете за слова и действия, не обещаете невыполнимого, не перекладываете решения на другого. Зрелый человек осознаёт, что качество его жизни - это полностью его . Внешние обстоятельства могут вносить свои коррективы. Но если вы продолжаете жаловаться, что всё плохо, но ничего не делаете, чтобы изменить ситуацию, то вы скорее инфантильная личность, а не жертва обстоятельств.

Вы научились таким, какой есть, со всеми достоинствами и недостатками. Это вовсе не означает, что нужно перестать совершенствоваться и исправлять недочёты. Но стоит научиться быть довольным собой сейчас, на любом этапе пути к идеалу, потому что у этой дороги нет конца и обидно провести всю жизнь, ненавидя и упрекая себя.

9. Терпение

Вы перестали рассчитывать только на мгновенный результат и научились ждать плодов своего труда. Чтобы некоторые вещи случались, недостаточно их хотеть - нужно упорно работать. И даже это не гарантирует, что вы добьётесь своего.

10. Самостоятельность

Вы понимаете, что никто не должен решать ваши проблемы. Зрелый человек не действует на авось в надежде, что кто-то поможет выплыть из бездны. Спустить деньги на безделушку и оставить семью без еды, думая, что родители или друзья подкинут деньжат, - это инфантилизм. Корректировать поведение так, чтобы в случае проблемной ситуации была возможность всё решить самостоятельно, - поступок зрелого человека.

11. Умение извлекать уроки

На ошибках учатся, но не все. Зрелый человек извлекает уроки из неудач, распознаёт аналогичные ситуации и не допускает повторных провалов.

Вы не убегаете от проблем, не закрываете на них глаза, не думаете, что они как-нибудь сами рассосутся. Зрелый человек признаёт трудности и ищет способы с ними справиться.

13. Честность

В большинстве случаев вы не считаете нужным лгать. На пути к зрелости вы окружили себя людьми, с которыми этого не требуется: не нужно носить маски и приукрашивать действительность. Если всё-таки нужно, зрелый человек отдаёт себе отчёт, для чего он это делает. Попытка обезопасить чувства человека с помощью лжи и желание манипулировать им - не одно и то же.

14. Умение выстраивать отношения

Зрелый человек осознаёт, что он не центр Вселенной, поэтому умеет выстраивать равноправные партнёрские отношения, в которых не только берёт, но и отдаёт. Он способен сострадать, оказывать поддержку, уделять внимание и проявлять искренний интерес, а также принимать помощь, не чувствуя себя уязвимым.

15. Реалистично-оптимистический взгляд на мир

Вы реально оцениваете ситуацию, но не теряете веры в лучшее и присутствия духа. Зрелый человек понимает, что хорошие вещи не могут происходить непрерывно, бывают и неудачи. Но чёрные полосы заканчиваются, особенно если не опускать руки. Однако пессимизм и пораженческие настроения могут привести к тому, что сил радоваться не будет даже в по-настоящему светлые дни.

Можете дополнить этот список? Делитесь в комментариях.

Период взросления занимает значительный отрезок жизни. Физическое созревание женщин в Центральной Европе завершается к 17 годам, мужчин - к двадцати. Физическое созревание еще не означает, что человек достиг своей зрелости, так как он должен созреть с психической и социальной точки зрения. Можно утверждать, что психическое и социальное осознание своей зрелости занимает намного больше времени, чем физическое. Взрослым считается человек по завершении физического развития и психического созревания. Зрелость - длительный период, среднее звено жизни человека между юностью и старостью (примерно от 19 до 40 лет). В этот период человек наиболее работоспособен.

Зрелость - это не только физическое, но также психическое и социальное созревание, последние по времени более продолжительны.

Физическое созревание

Процесс взросления начинается с периода полового созревания, его первые признаки появляются в 7-9 лет. Половое созревание обычно завершается к 18-19 годам. В этот период формируются вторичные половые признаки, ускоряется рост. Средний рост мужчин Центральной Европы составляет 160-190 см, женщин на 10-15 см ниже. Индивидуальные различия роста, прежде всего, связаны с наследственностью: у высоких родителей обычно высокие дети. Разумеется, на рост оказывают влияние и другие факторы, например, питание, пол, раса, сложение.

Нарушения роста

Как описывалось выше, нормальным ростом мужчин считается 170-190 см, женщин - 154-175 см. Если рост значительно выше или ниже приведенных значений, в таком случае диагностируют нарушение роста.

Нарушения роста человека

Наименование

Мужчины, см

Женщины, см

Очень низкий

Очень высокий

Гигантизм

Разные типы телосложения

Пропорции тела человека полностью завершают свое формирование с окончанием периода полового созревания:

Лептосоматик - характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности обычно длинные и худые.

Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный с большим животом и круглой головой на короткой шее. Характеризуется малым или средним ростом.

Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

Внутренние органы

По окончании полового созревания заканчивается период окончательного формирования внутренних органов. Например, средний вес сердца взрослого здорового мужчины составляет примерно 310 гр, женщины - 260 гр. Печень человека весит около 1500 гр, поджелудочная железа - 60-100 гр, почки - 160 гр, селезенка 150-200 гр. Головной мозг весит 1300-1800 гр (однако умственные способности человека не зависят от массы головного мозга). У мужчин легкие состоят приблизительно из 400 миллионов альвеол, у женщин - из 320 миллионов.

Совершеннолетие

Человек считается совершеннолетним с восемнадцати лет. согласно действующему законодательству, с этого возраста человек несет полную ответственность за свои действия (подсуден) и обладает всеми правами гражданина государства (дееспособен).

Периоды жизни взрослого человека

Согласно физическому и психосоциальному развитию, жизнь взрослого человека можно разделить на три основных периода:

- От 18-25 лет - начало зрелости.
- От 25-50 лет - середина зрелости. В этот период здоровый человек достигает апогея физических и психических сил, делает профессиональную карьеру, создает семью.
- От 50-65 лет - зрелость. В этот период физическая сила даже здорового человека ослабевает: постепенно атрофируются мышцы, изнашиваются суставы, стареют органы. Однако интеллектуальные способности человека обычно не снижаются, он по-прежнему способен учиться.
- По достижении 65 лет начинается период старения. Ускоряется процесс разрушения клеток, появляются характерные симптомы старения.
- Старость начинается с 75 лет, обычно человек физически истощен.
- Человек, который прожил свыше 90 лет, является долгожителем.

На заметку

Так называемый кризис среднего возраста встречается у многих женщин и мужчин после 40 лет, он обусловлен гормональными изменениями в организме в сочетании с психосоциальными конфликтами и не имеет ничего общего с неврозом.

Психологическая зрелость личности является многомерным и многозначным конструктом, активно разрабатываемым в современной психологии. Различные подходы и авторы акцентируются на разных аспектах данного феномена, выделяя ведущие в его психологическом содержании свойства. В структуре психологической зрелости выделяются эмоциональная, когнитивная, социальная, нравственная стороны.

Проблема психологической зрелости личности разрабатывается в экзистенциально-гуманистической психологии и психотерапии (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм, Ф. Перлз), в психологии развития (Э. Эриксон, Б. Г. Ананьев, Г. Крайг, Дж. Ловингер, А. Г. Портнова), в акмеологии (А. А. Бодалев, А. Л. Деркач, А. А. Реан), в отечественной психологии личности (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Д. А. Леонтьев, Б. С. Братусь, А. Г. Асмолов, А. Л. Журавлев и другие). Для понимания психологического содержания конструкта «психологическая зрелость личности» рассмотрим основополагающие идеи в этой области.

Одна из наиболее полных концепций личностной зрелости принадлежит Г. Олпорту. Говоря о личностной зрелости, он отмечал, что, во-первых, нелегко описать единство и конкретное многообразие абсолютно зрелой личности, так как способов развития столько же, сколько развивающихся, и в каждом случае здоровье, являющееся конечным продуктом, уникально. «В поисках универсальных критериев зрелой личности мы никогда не должны забывать о широком разнообразии индивидуальных паттернов» . Во-вторых, он отмечал, что следует больше говорить об идеальном, а не о реальном человеке, так как найти все признаки зрелости в одном человеке невозможно. В-третьих, личностная зрелость не связана необходимо с хронологическим возрастом, однако столкновения с трудностями и страданием с возрастом дают большую зрелость. Тем самым, Олпорт наметил механизм формирования зрелости - совладание с трудными жизненными ситуациями. Г. Олпорт выделяет шесть критериев зрелости:

  • 1) расширенное чувство Я;
  • 2) теплота по отношению к другим;
  • 3) эмоциональная безопасность и принятие себя;
  • 4) реалистическое восприятие;
  • 5) самообъективация - понимание себя и юмор;
  • 6) единая философия жизни.

В гуманистической психологии личностная зрелость приравнивается к понятию психологического здоровья. А. Маслоу исходил из того, что иерархия потребностей, разработанная им, распространяется на всех людей, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества, психическое здоровье и, в итоге, личностную зрелость он продемонстрирует. Таким образом, понятие зрелости связывается со стремлением к самоактуализации, как вершине в этой иерархии. В число основных черт, характеризующих зрелых, «самоактуализирующихся людей», А. Маслоу включил: эффективное восприятие реальности (реалистичность), спонтанность, сосредоточенность на проблеме (в противоположность озабоченности собой), отстраненность, независимость от окружения (как автономность и самодостаточность), постоянную свежесть оценок (в аспекте чувствительности к новым переживаниям, открытости опыту), социальное чувство, демократический характер (как уважительное отношение к другим, сострадание), способность формировать глубокие, но избирательные отношения, нравственную убежденность, невраждебное чувство юмора, креативность.

В концепции К. Роджерса в качестве образца психологического здоровья описываются люди, которые открыты переживаниям, полностью доверяют им и свободно движутся в направлении актуализации себя. Если человек свободен и умеет прислушаться к себе, опереться на себя, точно и полно отражая происходящее в нем самом, то «тенденция к актуализации» действует в полную силу и обеспечивает движение человека (несмотря на возможные ошибки и трудности) к более полноценной жизни, к большей личностной зрелости. С. Л. Братченко и М. Р. Миронова на основе работ К. Рождерса составили перечень критериев личностной зрелости, которые складываются из интраперсональных и интерперсональных.

К иптраперсопальпым критериям относятся:

  • принятие и понимание себя;
  • открытость внутреннему опыту переживаний;
  • ответственная свобода;
  • целостность и конгруэнтность;
  • динамичность (как гибкость и открытость изменениям).

Интерперсональные критерии включают:

  • принятие и понимание других;
  • социализированное^ (как конструктуивные социальные оношения, компетентность в разрешении межличностных проблем);
  • творческую адаптивность (в аспекте отношения к жизненным проблемам).

В экзистенциально-ориентированных подходах также фигурирует представление о зрелости. Так, основатель гештальттсрании Ф. Перлз основным критерием личностной зрелости считал автономность , как способность находить опору в самом себе. Э. Фромм важнейшей чертой человеческой личности считал способность любить . В этой связи он выделял зрелую любовь, которая характеризуется такими чертами, как отдавание, забота, ответственность, уважение и знание. Таким образом, зрелость в трактовке Фромма - это зрелость межличностных отношений, характеризующихся заботой, ответственностью, уважением и эмпатией в отношении других людей 1 . В теории межличностных отношений Г. Салливана психологическая зрелость (здоровое психическое развитие) также связывается со зрелостью межличностных отношений как способностью устанавливать близкие отношения с другими людьми. Салливан считал, что показателем здорового развития служит способность человека испытывать дружеские чувства и сексуальный интерес к одному и тому же лицу .

В отечественной психологии в качестве критериев личностной зрелости рассматриваются субъектные характеристики личности, отражающие ее активность в построении собственного жизненного пути, способность к организации жизни целеустремленно и по собственному замыслу (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Д. А. Леонтьев, А. Г. Асмо- лов), ответственность (П. Я. Гальперин, В. И. Слободчиков, А. Г. Асмолов), способность разводить идеальные и реальные цели (Б. С. Братусь), способность вести себя независимо от непосредственно воздействующих обстоятельств - автономность, независимость (Л. И. Божович). С. К. Нартова- Бочавер , рассматривая феномен и категорию зрелости в психологии, говорит о психологической суверенности , которая близка к таким понятиям, как устойчивый образ Я и система способов поведения личности, способность принимать решение, опираясь на внутреннюю поддержку, сепарация от других, ответственность и локус контроля.

Г. С. Сухобская рассматривает показатели зрелости психического развития человека и относит к ним следующие способности:

  • к самостоятельному прогнозированию своего поведения в любых жизненных ситуациях;
  • к мобилизации себя на выполнение собственного решения о действии, несмотря на обстоятельства и мотивировки («устал», «не хочу», «трудно» и т.п.);
  • к самостоятельному отслеживанию хода выполнения собственных действий и их результатов;
  • к проявлению оценочной рефлексии на основе сформированного самосознания;
  • способность «извлекать уроки» из собственного поведения в различных ситуациях, одновременно развивая качество прогнозирования, выполнения и оценивания запланированного;
  • к эмоционально-адекватной реакции на различные ситуации собственного поведения.

Вместе с этим Сухобская различает также и социальную зрелость , отмечая при этом, что зрелость психического развития может сочетаться с незрелостью социального поведения. Это те случаи, когда хорошо развитые рефлексия и практический интеллект могут служить мощным прикрытием для социально неблаговидных поступков. Однако личность, полностью разделяющая ценности социума и реализующая их в поведении, не всегда может считаться социально зрелой (партийный или религиозный фанат, идущий в бой за ценности той общности людей, в которую он входит). Понятие социальной зрелости определяется внутренней установкой личности только на те ценности, которые имеют позитивную направленность по отношению к развитию человечества, его культуры и цивилизации, т.е. на гуманистические ценностиК

С акмеологической точки зрения зрелость личности рассматривается преимущественно в аспекте морально-нравственного развития. Это масштабная категория, подразумевающая преимущественное развитие морально-нравственных качеств, гуманистической направленности личности, нормативности поведения и отношений. А. Л. Журавлев рассматривает психосоциальную зрелость человека, главными критериями которой являются толерантность, гуманистическая направленность на реализацию общественно значимых целей.

В концепции Л. Колберга наличие высокого уровня нравственного сознания, является одним из критериев личностной зрелости.

Представления о личностной зрелости фигурируют также в психологии развития (Э. Эриксон, Дж. Ловингер, Г. Крайг). Здесь делается акцент на преемственности ее формирования и вкладе каждого возрастного этапа в развитии определенных характеристик зрелости. Э. Эриксон рассматривает возможность обретения зрелости только в старости и основным ее качеством является целостность. Чтобы раскрыть характеристику целостности, следует проследить путь развития личности. Основной акцент Эриксон делает на чувстве идентичности , формирование которого - особенно острая проблема подростково-юношеского периода. Подлинная зрелость не может быть достигнута без прочного чувства идентичности (кто я такой?). Другими качествами зрелой личности, формирующимися во взрослости, являются интимность , сочетающаяся с определенной долей дистанцированное™, автономности и избирательности (ранняя взрослость), продуктивность (как забота и ответственность, способность сосредоточиться на объективной задаче) и интегративность (целостность, завоевание всех предыдущих стадий). Итак, зрелость предполагает развитие в достаточной степени таких качеств как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, компетентность, ответственность, индивидуальность, дистанцированность, способность быть верным, любить и заботиться, мудрость.

Дж. Ловингер, продолжая идеи о преемственности развития и развитии в течение всей жизни, связывает в своей теории развитие эго и когнитивное развитие. Она выделяет семь основных стадий:

  • 1) досоциальная (полная зависимость от взрослых);
  • 2) импульсивная (эгоцентричность, конкретность, зависимость от окружения);
  • 3) самозащитная (боязнь наказания, манипулирование, использование благоприятных возможностей в личных целях);
  • 4) конформистская (подчинение внешним нормам и правилам);
  • 5) сознательная (развитие совести, установление собственных норм, самокритика);
  • 6) автономная (уважение автономии других, терпимость к их взглядам, совладание с внутренними конфликтами и потребностями);
  • 7) интеграционная (интеграция понимания себя с пониманием других людей).

Каждая последующая стадия сложнее предыдущей, ни одна из них не может быть пропущена в ходе развития. Лишь очень небольшое число людей достигает завершающих стадий. Зависимость стадий от хронологического возраста не является обязательной. По оценкам Ловингер, седьмой стадии достигают менее 1% взрослых 1 . Таким образом, зрелость определяется развитостью эго, что предполагает автономность и независимость личности, опору на себя, эффективное совладание с внутренними конфликтами, конгруэнтность и целостность , терпимость и уважение в отношениях к другим.

Зрелость - самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по-разному: от 30-35 до 65 лет и зависят от человека). Обычно зрелость связывают со временем ухода на пенсию. Согласно Э. , зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека.

Социальная ситуация развития в зрелости - это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в и семейных отношениях.

В современной возрастной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:
а) развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных психологических характеристик;
б) это возраст не только сохранения всего приобретенного ранее, но и дальнейшего развития личности;
в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятельности (В.Г. ).

Но для одних людей период взрослости является лишь хронологическим понятием, ничего не прибавляя в развитии. Другие исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути.

Е.Е. Сапогова, характеризуя период взрослости, задает вопрос: какого человека можно считать взрослым? И отвечает:
Во-первых, взрослость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физиологически изменяться - достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, гормональной и других систем. Скажем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26-30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчины же переживают их постепенный спад после 30 лет.

Во-вторых, взрослость определяется социально и юридически - с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки.

В-третьих, взрослость - категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, свои переживания к новой возрастной когорте. Наличие семьи и опыт родительства (социально-демографические исследования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и на границе 45-60 лет, когда люди прожили в браке около 15 лет) .

Во взрослости отмечаются следующие новые личностные характеристики:
умение брать на себя ответственность;
стремление к власти и организаторские способности;
способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
уверенность в себе и целеустремленность;
склонность к философским обобщениям;
защита системы собственных принципов и жизненных ценностей;
способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой ;
формирование индивидуального жизненного стиля;
стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению;
реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;
стабилизация системы и др. (Е.Е. Сапогова).

Центральным возрастным новообразованием зрелости можно считать продуктивность. Понятие продуктивности, по Эриксону, включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколений, связано с заботой «о людях, результатах и идеям к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность влечет сосредоточенность на себе, что приводит к косности и застою, личностному опустошению. В психологии такая ситуация описывается как . Человек личностно не чувствует себя состоявшимся, а свою жизнь - наполненной смыслами.

Существует мнение, что средний возраст является временем тревоги депрессии, стресса и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Это так называемый кризис 40 лет.

Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригидность.

Исследователи видят причину кризиса взрослости в осознании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.

Выход из кризиса: переформулировка целей на более реалистичную точку зрения; осознание ограниченности времени любого человека; тенденция чувствовать свое положение приличным; довольствоваться тем, что есть; ограничиться в планах на будущее; выработка новой .

Современные исследования показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явление, как кризис идентичности. Под идентичностью понимается некая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе и т.д. Время и интенсивность этого кризиса зависят от индивидуальных особенностей жизни личности. Причины возникновения кризиса идентичности у зрелого человека: динамика смены поколений, специфика трудовой (профессиональной) деятельности.

Разрешение кризиса: на основе найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности.

В новой ситуации развития, оказавшись на вершине жизни и не имея сил подняться выше, человек может на основе самоанализа восстановить тождественность себе в новых условиях, найти своему «Я» место в этих условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности».

Личность проходит разные стадии развития, достигая своей зрелости. По мнению А.А. Деркача и др., «...степень желаемой зрелости - это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как семьянин... Физическая и психическая зрелость человека, находящая выражение в сформированности интеллекта, чувств, воли - это его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от них, но главным образом все таки проявляется в отношениях.

Его зрелость как субъекта труда и жизни обнаруживается прежде всего в способностях, самым тесным образом связанных друг с другом, проявляется в его самобытной индивидуальности. Вместе с тем оказывается, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости человека как индивида (живого организма), как субъекта деятельности, как индивидуальности. Пульсирование развития чаще всего разновременно в этих качествах. Время выхода на уровень « » человека во всех его макроизмерениях очень часто не совпадает, можно говорить лишь об относительном совпадении.

Акмеология всесторонне освещает особенности важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии - ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в зрелости у разных людей и проявляет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости.

Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него «работает» вся предшествующая жизнь человека.

Очень часто внешне незаметные, медленно идущие изменения в организме взрослого человека, в его сознании при контакте с окружающей действительностью, в опыте общения и при выполнении деятельности являются следствием большего или меньшего подъема в показателях его физического состояния, в социальной значимости его поступков, в продуктивности его деятельности. У одних людей таких заметных «скачков» бывает несколько, у других - всего один. И в них выражается достигнутый человеком высший для него уровень гражданственности, трудоспособности, гуманизма.

Этот высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его «акме», его вершина. Насколько высокой оказывается эта «вершина», насколько она содержательно многогранна и богата, настолько личностно и социально значимы, новаторски оригинальны результаты всех его деяний. Это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего «акме», от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуаций, в которые он попадал, поднявшись и находясь на ступени зрелости. Но не в меньшей мере количественно-качественные показатели его «акме» определяются тем, какой сформировался у него кругозор, общий и специальный интеллект, нравственное ядро, насколько развились способности творца».

Зрелость - самый длительный в процессе онтогенеза период, охватывающий возраст примерно от 25 до 65 лет. Часто понятие отождествляют с совершеннолетием, но это далеко не одно и то же. Тема предлагаемой статьи - психологическая зрелость личности. В ней вы получите ответы на вопросы о том, каковы ее основные признаки и всякий ли человек является взрослым в 30 лет.

Психологическая зрелость: понятие

Нет единого подхода в определении, что это такое. Бесспорным является лишь утверждение, что о зрелости можно говорить в тот период, когда личность находится на пике своих интеллектуальных, физических и духовных способностей. Ее созревание происходит постепенно и знаменует переход:

  • от подчиненности старшим в семье - к равенству;
  • от зависимости - к самостоятельности;
  • от простейшего набора реакций на внешние воздействия - к разнообразному поведенческому репертуару;
  • от беспечной жизни - к осознанию своей ответственности за события;
  • от примитивных увлечений - к более сложным интересам.

Импульсивные поступки человека сменяются обдуманными шагами, выстраиванием длительной перспективы, опирающейся на предшествующий опыт. Именно последний способен заставить человека отказаться от сиюминутных достижений во имя получения более серьезной выгоды в дальнейшем. Какие периоды психологической зрелости ученые выделяют?

Ранняя зрелость

Ее начало совпадает с периодом юности. Авторы расходятся в определении точных возрастных границ, но наиболее распространенной точкой зрения является позиция В. Гинзбурга. По его утверждению, парни вступают в период психологической зрелости с 16 до 24 лет; девушки, взрослеющие чуть раньше, - с 15 до 20 лет.

Чем характеризуется этот этап? Человек включается во все виды он наделяется правовыми и избирательными правами, создает семью, реализуется в профессиональном плане и учится экономической ответственности. Впитав информацию о различных социальных ролях, человек начинает применять ее по отношению к себе.

А. Толстых утверждает, что в этот период происходит начало реализации появившихся возможностей для саморазвития. Главной проблемой часто называют противоречие между изоляцией и близостью с окружающими. В это время необходимо:

  • найти гармонию между реальностью и мечтами;
  • обрести наставника;
  • определиться с карьерой;
  • выстроить сферу интимно-личностного общения.

Средняя зрелость

Примерно к 40 годам психологическая зрелость человека выходит на новый уровень. Это связано с поиском ответов на жизненно важные вопросы: о смысле существования, реализации желаний.

У людей происходит переоценка ценностей, ревизия притязаний. Формируется способность переосмыслить окружающую действительность, заинтересоваться новыми людьми, повлиять на свое будущее, стать настоящим профессионалом, реализоваться в творчестве. Но это и пора сомнений. Любой человек задается вопросом, а правильно ли он выбрал свой путь. Его преследует страх снижения работоспособности, появляется потребность в выборе новых целей. Частая причина - различие между желаниями и действительностью.

Новый уровень зрелости связан с появлением проблем, которые часто связывают с кризисом середины жизни. Ученые полагают, что преодоление его связано с решением следующих личностных задач:

  • формированием гражданской ответственности;
  • достижением определенного уровня жизни;
  • оптимальной организацией досуга;
  • углублением личностного аспекта в отношениях с близкими, помощью детям;
  • принятием и привыканием к собственным физиологическим изменениям;
  • поддержанием стареющих родителей.

Поздняя зрелость

Психологическая зрелость личности связана с выходом на пенсию, поэтому ее возрастные границы подвижны. Выделяют три важнейших момента, которые позволяют говорить о новом, самостоятельном этапе в развитии индивида:

  • смена деятельности;
  • доживание;
  • сохранение ценностей и основного содержания жизни.

Человеку важно преодолеть чувство ненужной обеспокоенности, опустошенности, чрезмерной сосредоточенности на себе. Это достигается за счет:

  • активной вовлеченности в социальные, семейные и общественные отношения;
  • появления толерантности во взаимоотношениях с другими людьми;
  • эмоциональной устойчивости;
  • принятия реальной, а не желаемой картины мира;
  • способности к самопознанию и формированию сложившейся системы ценностей.

Ученые отмечают: одним из важнейших моментов психологической зрелости в старости является правильное ощущение своего возраста, преодоление противоречий духовных, биологических и психологических возможностей человека.

О возрасте

Все уровни зрелости сопряжены с личностным кризисом. Ф. Перлз считает: главным ее показателем является умение найти выход из тупиковой ситуации, опираясь на собственные ресурсы. Зрелость позволяет преодолеть фрустрацию и страх, умея рисковать и принимать ответственные решения. Но Ж.-М. Робин, например, в основном разделяющий мнение коллеги, считает возможным воспринимать помощь извне. Главным показателем личностной незрелости, по его мнению, является беспомощность. А нахождение выхода из тупика, не важно, за счет личностных ресурсов или с помощью окружающих, - это показатель взрослости.

Психологический возраст может совершенно не совпадать с календарным. И в 15 лет встречаются абсолютно зрелые индивиды, и в 30 - лица, не способные отвечать за свои действия и поступки. Для того чтобы разобраться, рассмотрим подробнее психологические особенности зрелости. Авторы выделяют различное количество признаков, мы остановимся на наиболее существенных, которые будут раскрыты чуть ниже.

Аутентичность

С древнегреческого слово переводится как "подлинный" и перекликается с понятием "конгруэнтность". Речь идет об адекватности и согласованности элементов. В данном контексте сравнимо со словом "самобытность" и является одним из важнейших показателей психологической зрелости личности.

Явление описано американским ученым Д. Бьюдженталем, включающим в него следующие моменты:

  • осознание настоящего;
  • свобода выбора здесь и сейчас;
  • осознание собственной ответственности за данный выбор.

Аутентичный человек искренен в сиюминутных проявлениях и в поведении в целом. Он не притворяется знающим, влюбленным или довольным в ответ на ожидания окружающих. Многие стремятся играть роли, надевая на себя маски и тратя энергию на то, чтобы продемонстрировать приличный внешний фасад, не решая при этом внутренние проблемы. В ответ они также получают неискренность, затрудняясь в расшифровке реального к себе отношения других людей.

Аутентичная личность тратит время на решение возникающих проблем, не прячась за чужой маской. Она способна к проявлению гибкости в любых ситуациях.

Принятие чувств

Речь идет об искренности в отношении самого себя. Зрелая личность открыта жизненному опыту и принимает полную гамму собственных чувств. А не только социально одобряемых из них. Окружение часто побуждает вытеснять печаль, злость, раздражительность и другие отрицательные эмоции. С детства родители учат: "не плачь", "не показывай волнения", "не переживай". Но если эмоции постоянно вытеснять, в дальнейшем они станут первопричиной неконтролируемого поведения в самых неожиданных моментах.

Психологическая зрелость подразумевает проживание возникающих чувств. Только этот способ позволяет нам держать под контролем собственное поведение, быть терпимыми не только по отношению к самим себе, но и к другим людям. Если человек осознает свои реакции, то он способен грамотно регулировать ответные действия.

Развитие самопознания

Чем еще характеризуется зрелость психологическая? Характеристика данной личности включает развитие самопознания. Ибо без понимания самого себя невозможно эффективно выстраивать коммуникации с окружающими. Этот процесс помогает реалистичному отношению к самому себе и лучшему пониманию других.

Зрелая личность должна осознавать, чего хочет добиться в жизни, что является для нее важным, а что нет. Она постоянно подвергает корректировке свои ценности. Ей не следует становиться отражением надежд окружающих, а необходимо действовать, руководствуясь собственными убеждениями. Это позволяет чувствовать себя сильной в межличностных контактах.

Устойчивость к неопределенности

Многие теряются в ситуациях, в которых нет ясности, недостает структуры. Но человеку часто приходится попадать на чужую территорию, поэтому ему требуется уверенность в условиях отсутствия определенности. Мы часто не знаем, с какой проблемой столкнемся и какие решения придется принимать. Уверенность в собственной интуиции, адекватности чувств, убеждение в конструктивности решений и умение оправданно рисковать - все это помогает человеку переносить напряженность, создаваемую неопределенностью. Это также удел зрелых личностей.

Другие важные признаки

Давайте поговорим о психологической зрелости. Большинство ученых относят к характеристике зрелости и следующие черты:

  • Личную ответственность за принятые решения. Она помогает по-иному относиться к критике, видя в ней полезную обратную связь.
  • Отсутствие страха при выстраивании близких отношений. Человек сам определяет дистанцию с другими, свободно выражая свои чувства.
  • Постановку реальных целей в общении. Речь идет об отказе от перфекционизма и взваливания на себя ответственности за несостоявшиеся отношения. Важнее извлекать полезные уроки, избегая чувства вины.
  • Наличие эмпатии - умения воспринимать чувства других людей. Учет их в процессе общения позволяет выстроить правильные коммуникации.

Наверное, многие встречали упоминание о социально-психологической зрелости. О чем речь?

Личность и общество

Психологическая зрелость - понятие многоаспектное, одной из сторон которого является взаимодействие с обществом. Невозможно жить в отрыве от его проблем и чаяний.

Социальный аспект - это, в первую очередь, отказ от сложившихся стереотипов. Ориентируясь на собственные потребности и ощущения, зрелая личность в меньшей степени подвержена манипуляциям и воздействию толпы.

Но в то же время зрелый индивид принимает мир со всеми его законами, несовершенствами и даже страданиями. Он не пытается изменить то, что складывалось веками, но тратит ресурсы на улучшения в микросоциуме, чтобы находиться в гармонии с окружением и приносить максимальную пользу. О свидетельствуют:

  • чувство ответственности;
  • социальный интеллект, умение предвидеть изменение общественных процессов;
  • забота о других;
  • активность в жизни общества;
  • применение знаний и навыков на пользу другим;
  • преодоление проблем на пути к самореализации.

Только социальная среда способна сформировать зрелую личность.

Уровни психологической зрелости

У каждого человека различная степень социализации: количество контактов, уровень взаимодействия, жизненные ценности, на основе которых строится общение. Это позволяет ученым выделять уровни зрелости: низкий, высокий и средний. Среди основных критериев выделяют внешние и внутренние. К первым относится степень овладения социальными компетенциями, перечисленными в статье.

Ко вторым можно отнести черты, характеризующие личность: эмпатию, общительность, адекватную самооценку, ответственность, внимательность, толерантность и т. д.

Чем выше у человека стремление к самопознанию и саморазвитию, чем более быстрыми темпами он осваивает жизненные уроки, развивая ответственность и толерантность, тем более высоким уровнем зрелости он обладает.

Вместо заключения

Часто можно слышать понятие "психологическая школьная зрелость". О чем идет речь? Мы выяснили, что раннее взросление начинается в 15-16 лет, когда юноши и девушки учатся в общеобразовательной школе. Они выделяются самодостаточностью, наличием убеждений и мировоззрения, а также формированием тех качеств, которые характеризуют зрелую личность.