Пройдя весь маршрут успешно туристы возвращались домой. Тест сложносочиненное и сложноподчиненное предложение. препинания не расставлены)

Тест «ССП»

1. Укажите неверное утверждение.

А. Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами.

Б. Простые предложения, входящие в ССП, отделяются друг от друга запятой, которая ставится перед сочинительным союзам.

В. Сложносочиненные предложения бывают четырех видов.

2. Найдите сложносочиненное предложение.

А. Весь склад мыслей его мгновенно изменился сражение представлялось ему давнишним, далеким воспоминанием.

Б. Вопреки словам Билибина известие привезенное им было принято радостно.

В. Утром гости не спешили вставать, да и Харатаев тоже встал поздно и не поехал на службу

3. Найдите «четвертое лишнее».

А. С востока надвигались темные дождевые тучи, и оттуда потягивало влагой.
Б. В глубоком молчании белеют холмы и курганы, да узким полотном белеет дорога.

В. Вечером я возвращался, пил и садился читать газету или книгу.

Г. Не то это было раннее утро, не то наступал вечер.

4. Какое из предложений является сложносочиненным.

А. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.

Б. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие.
В. Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку.

Г. Молча и неподвижно сидя у стены на соломе, Пьер то открывал, то закрывал глаза.

5. Назовите сложносочиненное предложение с соединительным союзом.

А. Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато.

Б. Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна.

В. В сияющем небе властвует солнце, а на земле гуляет ветер.

6. Назовите сложносочиненное предложение с противительным союзом.

А. Дождик прошел, но капли еще падали с деревьев.

Б. Марья Дмитриевна и графиня рассмеялись, и за ними все гости.

В. Анна Михайловна стояла подле княжны, да обе говорили в одно время.

7. Назовите сложносочиненное предложение с разделительным союзом.

А. Наступило утро, а сенокосчики еще не вышли на луга.

Б. За окном брезжил рассвет, и кричали петухи.

В. Только иногда мелькнет березка, либо мрачной тенью встанет перед тобой ель.

8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Фельдшер поглядел исподлобья на доктора () и в его тёмных, мутных глазах вспыхнуло самое откровенное презрение.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

9. Укажите предложение, соответствующее схеме , но .

А. Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят.

Б. Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.

В. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

Г. Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.

10. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение.

Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.

А. Одновременность действий.

Б. Последовательность.

В. Чередование.

Г. Противопоставление.

11. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение.

Ветер утих, и на землю посыпался сеянец-дождь.

А. Противопоставление.

Б. Одновременность действий

В. Последовательность.

Г. Чередование.

12. Найдите предложение с общим второстепенным членом.

А. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры.

Б. Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием.

В.Через несколько минут из парадных дверей поспешно вышел офицер приказал что-то и драгуны вытянулись.

13. Допишите предложения, образуя сложносочиненные предложения с союзами и, а, но.

А. Пришел май…

Б. Был выходной день…

В. Пришел поезд…

Г. Наступила ночь…

Д. Урок закончился...

14. Сделайте синтаксический анализ сложносочиненного предложения.

Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ ПО СОВРЕМЕННОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА гр. ПН 11(1-3)

1.

A. В современном русском языке букв больше, чем звуков.

Б. Гласные в сильной позиции никогда не требуют проверки.

B. В сложных словах русского языка встречается,

помимо основного, побочное, более слабое ударение.

Г. В русском языке один и тот же звук может обозначаться разными буквами.

2. Укажите слова, в которых букв меньше, чем звуков:

а) мель; г) июнь;

б) ежик; д) звездное;

в) появляюсь; е) манная.

3. Найдите слова, в которых написание согласных не совпадает с их произношением:

а) вдруг; г) пустячный;

б) здесь; д) помощник;

в) грязно; е) возьми.

4. Укажите правильную фонетическую транскрипцию слова лягте:

а) [л"й"акт"э]; в) [л"агт"э];

б) [л"акт"э]; г) [л"ахт"э].

5. Укажите примеры, в которых допущены ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости слов.

A. Задача, поставленная нами, достигнута.

Б. Успехами мы не блещем.

B. Царское правительство устроило гонение на

передовых людей.

Г. Воздух чист. Дышится свежо.

6. Найдите предложения с фразеологизмами .

A. Дерево глубоко пустило корни.

Б. Марья гораздо глубже пустила корни, чем думали

B. Внук специально пустил козла в огород.

Г. Крестьяне нередко пускали красного петуха

на барские усадьбы.

7. Укажите фразеологизмы со значением « ручаться, быть совершенно уверенным » :

а) один на один; г) хоть пруд пруди;

б) биться об заклад; д) не сойти с этого места;

в) лед тронулся; е) провалиться на этом месте.

8. Найдите однокоренные слова к слову гореть:

а) гористый; в) огарок; д) горевать;

б) горница; г) гарем; е) загар.

9. Укажите неверное утверждение.

A. Предложение является сложным, если в нем несколько грамматических основ.

Б. Простые предложения соединяются в сложныетолько при помощи союзов или союзных слов.

B. В сложносочиненном предложении простые предложения равноправны по смыслу.

Г. Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий член.

Д. По характеру союза и значению ССП также делятся на три группы.

10. Найдите сложные предложения.

A. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.

Б. Допевали петухи, ночь мешалась с днем.

B. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.

Г. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.

Д. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

Е. Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой.

11. Укажите, в каких примерах союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).

А. Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.

Б. Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.

В. Мать проснулась и испуганно что-то спросила спросонок.

Г. Я бродил подолгу и видел много примет осени.

Д. Дари щедрее людям счастье и сам ты будешь им богат.

Е. Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой.

12. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.

A. Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать.

Б. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.

B. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.

Г. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.

Д. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.

Е. В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек, и раскатились выстрелы.

13. Укажите предложение, соответствующее схеме: , и

(знаки препинания не расставлены).

A. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.

Б. Мы усталые и голодные но совершенно счастливые и мир прекрасен.

B. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.

Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.

14. Укажите предложения с грамматическими ошибками.

A. В обоих квартирах было темно.

Б. У нас совсем нет времени.

B. Мы были в восторге от декораций в «Вишневом саде».

Г. Это произведение более худшее.

Д. Она ложит продукты в холодильник.

Е. Я удивляюсь его силе.

15.

A. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.

Б. Обычно части союзного сложного предложения разделяются запятой.

B. Вводные предложения всегда являются частью сложного предложения.

Г. В ССП ставится точка с запятой при сильной распространенности и большой самостоятельности частей.

Д. Частями ССП могут быть распространенные и нераспространенные предложения.

16. Укажите неверное утверждение.

A. Между частями сложного предложения всегда есть особая интонационная связь, но не всегда - знак препинания.

Б. Классификация союзных сложных предложений основана на особенностях союзов.

B. Тире в ССП не ставится.

Г. Одно и то же предложение может иметь разные знаки препинания.

17. Укажите СПП с придаточным определительным.

A. Письмо, что ты мне написала, меня ничуть не испугало.

Б. Недаром говорится, что дело мастера боится.

B. Когда на душе горе, то тяжело без людей.

Г. Воздух был полон острой свежести, которая бывает после грозы.

18. Найдите СПП с придаточным изъяснительным.

A. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

Б. Отец осторожно прошел в детскую, посмотрел, спят ли мальчики.

B. Мне припомнилась ныне собака, что была моей юности друг.

Г. Воздух так чист, что видна каждая ветка.

Д. Вы знаете, что облака -это совершенно точные сигналы о погоде.

19. Найдите СПП с несколькими придаточными.

A. Одни только грачи, состарившиеся в степи, спокойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.

Б. Тихо, как умеют только звери, медведь сидел возле неподвижной человеческой фигуры, едва видневшейся на склоне сугроба.

B. Как ни была она взволнована, она не могла не ответить, что немцы не располагают здесь зенитной артиллерией.

Г. Ночь была так черна, что, вплотную столкнувшись, нельзя было видеть друг друга.

20. Укажите СПП с последовательным подчинением.

A. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

Б. Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись, приходилось ощупью отыскивать дорогу.

B. Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что командир ранен в голову.

Г. Когда, утомленные ходьбой, они воротились в свою каморку, из штаба прислали вестового, сообщившего, что связь налажена.

21. Укажите СПП с однородным подчинением.

A. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать верст, то в ней есть верных тридцать.

Б. Чем ближе подходил катер, тем светлее казалась ему ночь, хотя всякий назвал бы эту темноту кромешной.

B. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

Г. Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.

22. Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую.

А. Выходить в море никто не решался ветер достиг восьми баллов.

Б. В глазах у меня потемнело голова закружилась.

В. Дрова все вышли топить нечем.

Г. Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

Д. В феврале много инея на деревьях будет много меда.

23.

A. Поезд ушел его огни исчезли.

Б. На улице было еще пусто над крышами домов вставало солнце.

B. Случилась беда селевой поток размыл железнодорожный путь.

Г. Не бойтесь вас подстрахуют.

Д. Хотел рисовать кисти выпадали из рук.

Е. Солнце дымное встает будет день горячий.

24. Укажите БСП, между частями которых надо поставить тире.

A. Чайка прилетела скоро лед пойдет.

Б. Вот уж снег последний в поле тает теплый пар восходит от земли.

B. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

Г. Любишь кататься люби и саночки возить.

Д. Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.

Е. Трус не любит жизни он только боится ее потерять.

Ж. Богатому не спится богатый вора боится.

25. Найдите БСП, между частями которых надо поставить двоеточие.

A. Я смотрю на часы мы точно выполняем расчеты штурмана.

Б. Улетели птицы за море миновало время жатв.

B. Был вечер на небе блистали яркие звезды.

Г. Красоту только тронь небрежной рукой она исчезнет навеки.

Д. Я доверяю любящим они великодушны.

Е. У альпинистов есть золотое правило нельзя терять высоту.

26. Укажите неверное утверждение.

A. Предложение имеет грамматическую основу.

Б. Однородными могут быть все члены предложения.

B. Вводные слова иногда могут быть членами предложения.

Г. Обособленными могут быть все второстепенные члены предложения.

Д. Цитаты - это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого-либо.


Тест по теме: «Сложносочинённые предложения 9 класс»

Малькова Т.Г.,

учитель русского языка

МБОУ СОШ № 44

имени Ф.А.Щербины


Укажите неверное утверждение.

1. Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами.

2. Простые предложения, входящие в ССП, отделяются друг от друга запятой, которая ставится перед сочинительным союзом

3. Сложносочиненные предложения бывают четырех видов


Найдите ССП. (Знаки препинания не расставлены)

1. Весь склад мыслей его мгновенно изменился сражение представлялось ему давнишним, далеким воспоминанием.

2. Вопреки словам Билибина известие привезенное им было принято радостно.

3. Утром гости не спешили вставать да и Харатаев тоже встал поздно и не поехал на службу


Найдите «четвертое лишнее».

1. С востока надвигались темные дождевые тучи, и оттуда потягивало влагой.

2. В глубоком молчании белеют холмы и курганы, да узким полотном белеет дорога.

4. Не то это было раннее утро, не то наступал вечер.


Какое из предложений является сложносочиненным?

1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.

2. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие.

3. Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку.

4. Молча и неподвижно сидя у стены на соломе, Пьер то открывал, то закрывал глаза.


Назовите сложносочиненное предложение с соединительным союзом.

1. Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато.

2. Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна.

3. В сияющем небе властвует солнце, а на земле гуляет ветер.


Назовите сложносочиненное предложение с противительным союзом.

1. Дождик прошел, но капли еще падали с деревьев.

2. Марья Дмитриевна и графиня рассмеялись, и за ними все гости.

3. Анна Михайловна стояла подле княжны, да обе говорили в одно время.


Назовите сложносочиненное предложение с разделительным союзом

1. Наступило утро, а сенокосчики еще не вышли на луга.

2. За окном брезжил рассвет, и кричали петухи.

3. Только иногда мелькнет березка, либо мрачной тенью встанет перед тобой ель.


Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Фельдшер поглядел исподлобья на доктора () и в его тёмных, мутных глазах вспыхнуло самое откровенное презрение.

1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3. Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.


Укажите предложение, соответствующее схеме , но .

1. Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят.

2. Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника

3. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

4. Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.


Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение?

Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.

1. Одновременность действий.

2. Последовательность.

3. Чередование.

4. Противопоставление


предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов. В. В сложносочиненном предложении простые предложения равноправны по смыслу. Г. Запятая между частями сложного предложе­ния не ставится, если части имеют общий член. Д. По характеру союза и значению ССП также делятся на три группы. 2. Найдите сложные предложения. А. По всей округе ливни льют, веревки из до­ждинок вьют. Б. Допевали петухи, ночь мешалась с днем. В. Сыпучий снег летит на плечи, над головою су­чья гнет. Г. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело. Д. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой. Е. Пройдя весь маршрут успешно, туристы воз­вращались домой. 3. Укажите, в каких примерах союз и соединяет части сложного предложения(знаки препинания не расставлены). А. Пыль вихрем неслась по дороге и месяц со­всем затуманился. Б. Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь. В. Мать проснулась и испуганно что-то спроси­ла спросонок. Г. Я бродил подолгу и видел много примет осе­ни. Д. Дари щедрее людям счастье и сам ты будешь им богат. Е. Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой. 4. Найдите, в каких примерах части ССП связывает противи­тельный союз. А. Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде. Б. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы. В. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить. Г. Послали его с донесением, да время очень тре­вожное. Д. Отец пожелал мне доброго пути, а дочь про­водила до телеги. Е. Парнишка упал, однако он не был убит. Ж. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей. 5. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены). А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно свет­леть. Б. Направо белела песчаная коса и темнела гру­да дальних гор. В. В зеркальных стеклах качались сосны и плы­ли серые облака. Г. Здесь краски не ярки и звуки не резки. Д. В полях реки текут голубые и цветы возле них разные. Е. Солнышко село и зорька погасла. 6. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки. А. Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать. Б. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь. В. Гремела атака и пули свистели, и ровно стро­чил пулемет. Г. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже ма­ленький сынишка, и такая же тишина уста­новилась вокруг. Д. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорож­ка обозначилась четко. Е. В это время в непроглядной тени оврага блес­нуло несколько вспышек, и раскатились вы­стрелы. 7. Укажите предложение, соответствующее схеме: , и . А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красо­та жизни слагается из света и тени. Б. Мы усталые и голодные но совершенно счаст­ливые и мир прекрасен. В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма. Г. Работы вам и детям вашим и внукам доволь­но будет. 8. Укажите предложения с грамматическими ошибками. А.В обоих квартирах было темно. Б. У нас совсем нет времени. В, Мы были в восторге от декораций в "Вишневом саде". Г. Это произведение более худшее. Д. Она ложит продукты в холодильник. Е. Я удивляюсь его силе.