Применение парционально-инновационной программы "росток"по триз - ртв а.м. страунинг как средство развития речи детей дошкольного возраста. Приём «Согласен – Не согласен. Конкурс «Исполнение песен и чтение стихов»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

Формирует:

  • умение оценивать ситуацию или факты;
  • умение анализировать информацию;
  • умение отражать свое мнение.

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

Пример.

При изучении темы «Мультимедийная презентация», можно предложить следующие высказывания:

1. Презентация состоит только из текста и картинок.

2. Дизайн оформления должен быть разным на каждом слайде.

3. Чем больше текста, тем лучше.

4. Лучше, если смена слайдов проводится по щелчку, а не автоматически.

5. Чем меньше анимационных эффектов, тем лучше.

6. Презентация может носить обучающий характер.

Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.

Источник: Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного процесса в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград. Учитель, 2008.

Приём «Связи»

Универсальный прием-игра ТРИЗ, предложен мастером ТРИЗ Г.И. Ивановым. Независимо от контекста ТРИЗ немного в другой интерпретации подобную игру предложила преподаватель Карельского ИПК Л.И. Фрадкова (она разработала эту игру для занятий по экологии).

Формирует:

  • умение находить связи между объектами в системе;
  • умение устанавливать связи между объектами, находящимися в различных надсистемах путем построения цепочки связанных объектов;
  • умение устанавливать связи между любыми объектами.

Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом.



Пример1.

У: Древние мудрецы говорили: «Трогая траву, не потревожь звезду...». Согласны ли вы с этим утверждением, можете ли его объяснить... Действительно, в мире все связано со всем, и мы попробуем сейчас это доказать. Назовите два как можно более различных, далеких друг от друга, объекта.

Д: Вулкан – тетрадь.

У: Принимается. Наша задача построить цепочку, которая показала бы, как связаны эти два объекта.

Д: Слово «вулкан» написали в тетради.

У: Хорошо. А теперь давайте все же попробуем связать реальный вулкан с реальной тетрадью, например, с той, что лежит у меня на столе. Не обязательно искать прямую связь, можно связать их через другие объекты, построить длинную цепочку.

Д: Из вулкана сыпется пепел, он летит по воздуху. Кусочек пепла примешался к капельке воды. Эта капелька попала в океан, а оттуда – в Белое море. Потом она испарилась, был ветер, поток воздуха принесло к нам, он залетел в форточку и попал на тетрадь...

У: Замечательно. Кто предложит другие варианты...?

Пример 2.

У: Мы будем играть в игру «связи в природе». Для этого нам потребуются два кубика. На каждой грани написано название какого-то природного объекта: солнце, воздух, почва и т. Бросаем кубики. Дети подбрасывают кубики, на одном выпадает почва, на другом – птица.

У: Ваша задача – найти связи между этими природными объектами. Кто найдет, к тому переходит ход.

Д: В земле развиваются гусеницы, а птицы их клюют.

У: Принимается. Бросай кубики... и т. д.

Источник: Е.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.А.Яковлева. Творческие задания Золотого ключика. / http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm

Приём "Толстый и тонкий вопрос

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный кратнкий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример.

По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?

Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?


Спор — это словесное соревнование, в котором каждая из сторон доказывает свою точку зрения. В конструктивном споре оппоненты ищут решение, устраивающее всех, не пытаются победить во что бы то ни стало и не дискутируют ради самого спора. Как научить ребенка спорить правильно? И почему это умение так важно? Своим мнением делится Наталья Федосова-Лебедева, психолог школы «Наши Пенаты».


Почему нужно уметь отстаивать свое мнение

Как правило, впервые ребенок . «Мама, я сам!», «Отойди, не мешай!», «Нет, я хочу только красную машинку!», «Я не буду есть эту кашу!» — уверенно и громко возражает нам малыш. С нашей, взрослой позиции это может выглядеть странно, неразумно, порой утомительно, однако именно в этот момент формируется собственная позиция ребенка, и он учится отстаивать свое мнение. Это очень важный этап развития. Наберитесь терпения, сейчас главное — сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения и помочь ему в это непростое время. Мы видим, что у ребенка уже есть собственное мнение и он его отстаивает. Попробуем научить его делать это конструктивно. Почему это важно?

При участии в конструктивном споре у ребенка развиваются очень важные качества. Это гибкость мышления, уважительное отношение к собеседнику, учитывание другой точки зрения, умение слушать, проигрывать, признавать свои ошибки. Кроме того, ребенок учится договариваться, идти на компромисс, чем-то жертвовать для достижения цели, терпимое отношение к критике, адекватная реакция на критику.


Как игра учит спорить

Для развития навыка конструктивного спора (дискуссии) необходимо постоянно расширять словарный запас ребенка, поддерживать его уверенность в себе, учить управлять эмоциями и . В этом вам помогут постоянные беседы с ребенком на самые разные темы и игры, которые подойдут и для большой компании.

«Согласен/Не согласен»

Игроки по очереди высказывают короткие утверждения, остальные участники должны используя слова «согласен» и «не согласен», и аргументировать свой выбор. Например:

— В кино ходить здорово!
— Согласен, потому что…

«У кого больше доказательств»

Эта игра — более сложная версия предыдущей. Игроки по очереди предлагают к обсуждению короткие высказывания. Остальные по очереди объясняют почему. Выиграет тот, у которого будет больше всего аргументов. Если ребенку будет сложно, помогите, задавая наводящие вопросы. Например: «Очень весело иметь собаку!». Игрок 1: «Да, с ней можно играть». Игрок 2: «Нет, она может укусить ». И так далее, пока у кого-нибудь не кончатся аргументы. Эти игры тренируют мышление, развивают находчивость и красноречие.

«Упрямый ослик»

В этой игре ребенок-ослик (или родитель-ослик) все делает наоборот. Когда говорят идти — он стоит, говорят стоять — он идет. Играть можно в специально выделенное время, а можно придумать кодовое слово: услышав его, ребенок в повседневной жизни придерживается правил игры. Такое упражнение может помочь в острой ситуации упрямства и создает пространство для безопасной тренировки этого качества.

«Да и нет не говори, черный с белым не бери»

Ведущий говорит: «Любимая бабушка прислала тебе 100 рублей. Как ты хочешь их потратить?» Далее ведущий задает ребенку вопросы, расставляя хитрые ловушки: так и хочется ответить «д а» или «нет » или выбрать в магазине белое мороженое! Играя, малыш учится внимательно слушать собеседника и , свою речь.

«Зеркало»

Правила игры простые: повторять действия. Ведущий показывает — дети зеркально повторяют. С помощью этой игры можно научить наблюдательности, внимательному отношению к собеседнику.

«Верю — не верю»

Ведущий говорит какие-либо утверждения, игроки решают, верить этой информации или нет. За каждый верно угаданный вариант можно ставить плюсы. У кого их будет больше к концу игры, тот и победил.

«Правда или ложь?»

Эта игра очень похожа на предыдущую. Ведущий рассказывает какой-нибудь малоизвестный или выдуманный факт. Игроки решают, правда это или ложь. В игре развивается мышление, наблюдательность, и кругозор.

«Вопросом на вопрос»

Играя в эту игру можно отвечать только вопросом на вопрос, при этом не теряя логики разговора. Например:

— Будешь играть?

— А зачем?

— Почему ты спрашиваешь?

— А что, спросить нельзя?

— Кто сказал, что нельзя?

«Связи»

Участники по очереди предлагают два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой. Остальные строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного объекта, а последнее заканчивалось вторым объектом. Для маленьких детей такие цепочки могут быть совсем короткими, для детей постарше можно усложнять и удлинять их. Например: собака — вода: «Собаке было жарко — она убежала к озеру — залезла в воду». Тут хорошо тренируется умение выстраивать связи между несколькими объектами, видеть ситуацию в целом, продумывать на несколько ходов вперед.

С подростками можно играть в более сложные варианты таких игр. Также добавим хорошо известную «Мафию» и обсуждения на разные темы ( , жизненные ситуации, поступки разных людей, составление планов).

Кроме непосредственно участия в споре, ребенка можно научить различать его цели и не вмешиваться в деструктивный спор, целью которого является не принятие решения, а специальное ввязывание в конфликт, ссору. Если есть возможность достичь согласия без спора, надо ее использовать. Это очень важный и полезный навык. Для этого ребенку необходимо уметь определять, для чего он будет спорить, чего хочет добиться.

Как можно подготовить ребенка к участию в спорах

Если ваш ребенок часто оказывается в ситуации спора, постарайтесь помочь ему подготовиться к этому.

Создавайте условия для развития самостоятельности. Постарайтесь не делать за ребенка то, с чем он может и хочет справиться сам, и предоставляйте ему в соответствии с возможностями его возраста.

Обсуждайте принятые ребенком решения. Аргументированно и доброжелательно высказывайте свое мнение и учите ребенка отстаивать точку зрения с помощью аргументов. Уважайте его решение и поддерживайте у ребенка ощущение его значимости.

Говорите о своих чувствах. Обозначайте свои чувства и эмоции, возникающие во время обсуждений, не бойтесь говорить «Я расстроена», «Мне очень нравится».

Напоминайте о корректности. Учите ребенка не переходить на личности в споре и самим этим не злоупотребляйте.

Покажите, как именно можно спорить. Рассмотрите с ребенком конкретные фразы, которые он может использовать в споре. Например: «Я думаю», «На мой взгляд», «Я считаю по-другому», «С моей точки зрения, это не так». Это поможет ребенку увидеть, что может быть еще и другой взгляд на обсуждаемый вопрос. Если ребенок очень часто попадает в ситуацию спора и не справляется, такие фразы можно заучить/отработать до автоматизма, чтобы он мог ими пользоваться даже в .

Правила на каждый день

— это губка, которая без разбора впитывает в себя весь окружающий мир. Исходя из этого все, что окружает ребенка, приобретает огромное значение. Очень важно своим примером ежедневно обучать ребенка навыкам, необходимым и в ситуации спора.

    Учите анализировать и делать выводы (обсуждайте прочитанные книги, фильмы, различные жизненные ситуации)

    Следите за выражением своих чувств и переживаниями ребенка. Обсуждайте их. Говорите о себе и своих чувствах.

    Развивайте умение слушать: выслушивайте ребенка до конца, не перебивайте. Реагируйте на его речь, показывайте свою заинтересованность. Прививайте уважение к собеседнику и к иной точке зрения.

    Заканчивайте спор, дискуссию на позитивной ноте по отношению к ребенку

    Играйте в игры: соблюдение правил, взаимные обязательства, умение побеждать без злорадства и достойно принимтаь поражение лучше всего формируются в процессе игры.


Что делать с «вечными спорщиками»

Может случиться и так, что ваш ребенок отлично владеет навыками ведения спора и пользуется ими по несколько раз в день, спорит по любому поводу (а иногда и без оного). Почему это может происходить и что делать в такой ситуации уже уставшим спорить родителям?

    Не спорьте с ним, выслушайте, возможно, ему требуется что-то совсем другое, необходимо понять истинную причину. Это может быть нехватка внимания, возрастной кризис, отстаивание права на самостоятельность.

    Проявляйте последовательность в своих требованиях и установках по отношению к ребенку. Возможно, ему сейчас необходима опора и помощь.

    Соблюдайте правила (запретов немного, но они четкие и понятные).

    Уважайте точку зрения ребенка. Выслушивайте его до конца, попросите аргументировать (помогите ему в этом), говорите о себе, не используя обвинения в сторону ребенка.

    Попробуйте переориентировать деструктивный спор в познавательный экскурс.

    Наберитесь терпения и самообладания.

Польза от умения вести конструктивный спор очевидна. Для полноценного развития этого навыка необходимо создавать для ребенка подходящую среду, условия для его свободной исследовательской и познавательной деятельности (для этого нужны принимающие и понимающие, открытые взрослые). На этой базе будет формироваться у ребенка по различным вопросам, он сможет успешно тренировать умение отстаивать свою точку зрения.

13:54 — REGNUM

Министерство транспорта России вскоре лишится власти над важнейшим федеральным водным маршрутом: Северный морской путь и прилегающие территории было решено передать под контроль госкорпорации «Росатом». Корпорация получает широкие полномочия по обеспечению круглогодичного мореплавания и развития инфраструктуры Севморпути — подробно изложенные в законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Минтрансу в соответствии с новыми порядками отведена функция согласовательного органа по многим вопросам администрирования акватории и портов Севморпути.

Документ уже прошел первое чтение в Госдуме и находится на стадии внесения поправок и дополнений. В процесс уже включилось лобби не только от Министерства транспорта, но и от крупных компаний, работающих в Арктике, а также от властей регионов Арктической зоны. Хоть дьявол и кроется в деталях, которые пока еще подлежат изменениям, всё же основную мысль скорректировать уже не удастся — Росатом станет единым арктическим оператором. Но, оказывается, Минтранс по-прежнему не хочет с этим мириться: ведомство готово корректировать созвучные федеральные законы и с их помощью снижать степень влияния атомной госкорпорации.

План о плане

По информации источников ИА REGNUM , Минтранс подготовил изменения в федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации». В основном корректировки представляют собой указание Росатома через запятую после «уполномоченных федеральных органов исполнительной власти» — как организации, которая вскоре станет ответственной за некоторые морские порты России. Изменения справедливые, поскольку в законе прописана безраздельная власть Минтранса, и Арктика в новом свете под эти правила не подходит.

Однако внимание привлекает другая предложенная Минтрансом корректировка — в статью 30 «Управление государственным имуществом в морском порту» предлагается добавить один пункт:

«Развитие инфраструктуры Северного морского пути, включая развитие инфраструктуры морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути, осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в соответствии с планом развития инфраструктуры Северного морского пути, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Порядок разработки, утверждения, изменения и контроля плана развития инфраструктуры Северного морского пути устанавливается Правительством Российской Федерации».

Таким образом, Минтранс в одном из своих основных профильных законов стремится прописать роль контролирующего и согласовательного органа для одного конкретного случая с госкорпорацией «Росатом». Предлагаемый пункт низводит федеральный закон до уровня слишком подробной инструкции по управлению морскими (в данном случае северными) портами страны. Чтобы Росатом осознал потребность в долгосрочном планировании развития инфраструктуры важнейшего морского маршрута, не обязательно менять документы, выше которых — только Конституция.

Понятно, что цель предложенного пункта — в установлении контроля над процессом, который было решено передать из рук Минтранса Росатому. Оставшись без доступа к творческой работе над стратегией развития Севморпути, Минтранс опасается, что Росатом с этой задачей не справится без согласований. Но здесь стоит вспомнить, что работа самого министерства в «арктическом» направлении неоднократно вызывала недовольство федеральных властей. Так, в конце 2016 года Дмитрий Рогозин — на тот момент вице-премьер России и председатель Госкомиссии по вопросам развития Арктики — заявил, что Минтранс не справился с работой по разработке концепции развития Арктической транспортной системы до 2030 года. «То, что получено от министерства, трудно назвать даже эскизом», — сказал Рогозин. Концепция до сих пор так и не увидела свет.

Проектно-аналитическая игра
для педагогического коллектива

Ш кола, ориентированная на «выращивание» в ученике субъектной позиции, - особая школа. И выстроить ее могут только особые люди. Люди, для которых гуманистические идеалы - не пустой звук, а платформа их профессиональной практики. Люди, умеющие занимать в отношении своей деятельности позиции аналитика, проектировщика, эксперта. Люди, занимающие по отношению к школе и процессу ее становления и изменения активную, авторскую позицию. Помочь ученику стать Человеком, творящим свою личную жизненную историю, может взрослый, знающий, как это сделать, и старающийся реализовать подобную жизненную позицию в собственной жизни, собственной профессии.

Одна из задач, стоящих перед руководством школы, - помочь своим сотрудникам занять в отношении школы и ее развития активную творческую позицию соавторов, соразработчиков. Решение этой задачи - дело серьезное и не быстрое. И мы надеемся, что определенную помощь в обсуждении с педагогическим коллективом этих вопросов может оказать сценарий проектно-аналитической игры, разработанной нами непосредственно под такую задачу.

У этой игры несколько фривольное и «острое» название, звучит оно так: «Мой выбор: я строю свою работу или работа «строит» меня?» Игра рассчитана на 4,5–5 часов (или может быть проведена в два дня, что очень хорошо и продуктивно) и направлена на решение следующих задач:

1. Знакомство участников с различными видами профессиональных позиций педагога в отношении школы как системы, осознание сильных и слабых сторон каждой позиции.

2. Определение и заявление собственной профессиональной позиции в отношении школы и возможных путей ее изменения, развития.

3. Анализ факторов школьной системы, помогающих поддерживать у педагогов активную профессиональную позицию, и обстоятельств, препятствующих этому.

4. Определение ресурсов для формирования активной профессиональной позиции педагогов школы.

Таким образом, игра осуществляется в четыре «такта»:

Получение и осмысление информации.

Самоопределение.

Анализ ситуации в школе.

Проектирование.

Теперь подробно рассмотрим содержание игры в целом и каждого ее этапа.

1. Вызов - разминка

Задача этого этапа работы - пробудить интерес участников к теме, настроить на размышление, самоанализ и конструктивное групповое взаимодействие. Для этого мы предлагаем использовать следующие процедуры.

Игра «Согласен, не согласен, может быть»

В разных сторонах помещения, где проходит работа, прикрепляются таблички с надписями: «Да» или «Согласен», «Нет» или «Не согласен», «Не знаю». Ведущий предлагает участникам выразить свое отношение к той фразе, которую он сейчас произнесет, следующим образом: если участник согласен с произнесенным утверждением, он встает рядом с табличкой «Да», если он лично не согласен с данным утверждением, то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В случае затруднения с ответом - к табличке «Не знаю».

Далее участникам зачитываются высказывания, пословицы и поговорки, отражающие различные позиции людей в отношении жизни, дела, отношений с другими людьми. Каждый раз им необходимо выслушать утверждение и выразить свое отношение указанным выше способом. Ведущий может задать представителям любой из групп уточняющие вопросы. В зависимости от активности группы может быть предложено от 3 до 6 утверждений. Например:

Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней (Марк Аврелий ).

Чтобы хорошо мыслить - надо хорошо жить (Евгений Богат ).

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника (Владимир Даль ).

Люди различаются на осуждающих и творящих (Николай Рерих ).

Я никогда не стою, если имею возможность сидеть, и никогда не сижу, если имею возможность лежать (Генри Форд ).

Кто умеет, делает. Кто не умеет, учит (Бернард Шоу ).

Создание скульптуры «Я и моя работа»

Ведущий делит участников на несколько групп. Это могут быть случайные группы, можно объединить людей по некоторому важному признаку (например, группа классных руководителей, педагогов-предметников, учителей начальной школы, администрации) или по числу лет, отданных педагогике, и школе в частности. Задача каждой группы - придумать, а затем показать остальным скульптуру (вариант - динамическую скульптуру) под названием «Я и моя работа».

На подготовку дается буквально несколько минут. Затем группы по очереди показывают свою скульптуру и при желании или наличии вопросов у других участников - комментируют. К результатам не нужно относиться как к серьезной диагностике, однако сделать некоторые выводы и обобщения необходимо.

2. Позиции педагога в отношении школы - анализ

Ведущий обращает внимание участников на название семинара. Самой формулировкой оно побуждает задуматься о своем отношении к работе, процессам, происходящим в школе в целом, и позиции педагога в отношении этих процессов. Разговор о позиции педагога в отношении школы, ее развития начинается с небольшой теоретической части, в рамках которой освещаются некоторые вопросы.

Что может быть в основании поведения человека в той или иной ситуации?

Вводятся понятия «полевое поведение», «стереотипное поведение» и «позиция».

«Полевое поведение» - это непосредственная, неосознаваемая реакция на ситуацию, поведение других людей, часто имеющая рефлекторную природу. Так, в ответ на повышение голоса учеником учитель автоматически тоже повышает голос (хотя иногда педагогически это не только неоправданно, но и вредно для разговора). «Полевые реакции» берут свое начало в безусловных рефлексах, семейных сценариях, детских привычках.

«Стереотипное поведение» родом из шаблонов педагогической профессии. Годами и десятилетиями гильдия педагогов нарабатывала некоторые привычные способы оценки и реагирования. Каждый молодой педагог, попадая в сложившееся сообщество, невольно присваивает эти шаблоны, в чем-то неуловимо становясь похожим на «учителя вообще».

Морализаторские реакции, жесткие и однозначные оценки, стремление все оценить, которое прорывается в поведении педагога, - все это родом из профессиональных стереотипов.

«Позиция» - осознанное поведение, основанное на анализе ситуации, ценностных основаниях и личном выборе. Позиция всегда предполагает особую работу души, которая в результате превращается в действие, поступок, оценку, выбор и пр.

Отличительные признаки «позиции» как формы поведения

Отличительными признаками личностной позиции являются:

1) наличие у человека собственных целей и ценностей;

2) осознанность;

3) знание и принятие на себя ответственности за последствия проявления позиции, настойчивость в ее предъявлении;

4) наличие адекватных целям и ценностям человека средств выражения своей позиции другим людям;

5) устойчивое проявление данного поведения в различных ситуациях деятельности и взаимоотношений с людьми.

Виды педагогических позиций

Участникам предлагается рассмотреть возможные позиции педагога в отношении школы и ее развития, используя следующие параметры: широта - узость решаемых профессиональных задач, установка на исполнительство - установка на творчество (авторство).

Таким образом, можно говорить о четырех различных позициях:

Для понимания участниками семинара сути каждой позиции обязательно нужно описать проявления каждой из них в реальной педагогической практике.

Позиция «А»: педагог готов включиться в развитие школы, происходящие в ней инновационные процессы, но ему требуется четкая задача, имеющая понятные границы, сроки, результат. Кроме того, интересы самого педагога тоже локальны и конкретны, поэтому важно, чтобы поставленная перед ним задача лежала в сфере его сегодняшней компетенции и актуальных интересов. Например, педагогу интересно осваивать определенную методику преподавания или разрабатывать конкретный факультативный курс, поэтому он готов включиться в инновационные процессы с этим содержанием. Его место в системе инновационных задач, решаемых школой, должно быть строго определено. Причем за него и до того, как он приступит к работе.

Позиция «В»: педагогу интересно многое, он готов подстраиваться в постановке профессиональной задачи под запросы школы, готов включаться в несколько разных проектов (от разработки программы этнографической экспедиции до создания тестов проверки ОУНов по предмету в 7-м классе), но в позиции исполнителя. То есть он запрашивает конкретную формулировку цели, задачи и даже инструкции по исполнению. В ситуации, когда эти цели и задачи еще расплывчаты, неопределенны, изменчивы, его деятельность становится нерезультативной, и сам педагог не удовлетворен своим трудом. Деятельность по выработке идеи, постановки задач не привлекает такого педагога.

Позиция «С»: педагог склонен к самостоятельному профессиональному творческому делу. Однако сфера его профессиональных интересов четко определена, и на многое сразу он распыляться не хочет и не может. Если он и школа окажутся единомышленниками (то есть договорятся о целях, общих принципах, ценностях), он готов взять на себя определенный пласт, определенное направление работы и вести его от этапа постановки конкретных задач до этапа внедрения и мониторинга. На него можно положиться, он будет отслеживать эффективность своей работы, сотрудничать с другими, вовремя корректировать планы и ситуацию, но не стоит ожидать от него видения системы в целом, критичной оценки места и роли своей работы во всей системе деятельности школы.

Позиция «D»: педагогу важно и интересно быть в курсе всех процессов, происходящих в школе, понимать общую линию развития, а еще лучше - принимать участие в ее определении и разработке. Его профессиональные интересы широки, поэтому он может включаться и в деятельность своего методического объединения, и в группу, разрабатывающую межпредметный образовательный проект, и в подготовку какого-либо внеучебного мероприятия. Включаться с самого начала, быть инициатором создания группы, входить в ее актив.

Игра на осмысление и эмоциональное проживание позиций

Для дальнейшей работы семинара важно, чтобы у участников возник не только умозрительный образ каждой позиции, но чтобы эти позиции были внутренне освоены и эмоционально прожиты. Для это организуется следующая процедура.

Ведущий разбивает участников на 4 группы (жребием). Каждая группа должна сначала придумать некоторое образное название той профессиональной позиции, которую для нее выбрал ведущий. Это может быть знакомый для данной культуры образ, метафора и др. Каждая группа обязательно представляет свое название и при необходимости комментирует его.

В результате этой работы позиции, заданные ранее ведущим, приобретают живые черты, становятся ближе и понятнее людям, которые их обсуждают и «обживают». Так, представитель первой позиции получал у нас имя «Пуговичника» (помните у Райкина: «К пуговицам претензии есть?»), «Исполнителя», «Специалиста» или просто «Спеца». Носителя узкой по интересам, но творческой позиции довольно часто называют «Левшой». Третья позиция именовалась «Мастер» или «Данила-мастер», «Профессионал», «Профи», «Прораб». Представитель позиции «D» - «Автор», «Соавтор», «Проектировщик», «Архитектор» и др.

Мы никогда не предлагаем участникам уже придуманные до них названия. Важно, чтобы в школе сложился свой «сленг» на эту тему. Далее ведущий предлагает участникам несколько вопросов, и каждый раз просит группы, посовещавшись, сказать, чем характеризовалось бы поведение педагога, стоящего на той или иной позиции, в данной ситуации.

Возможные вопросы:

Опишите, при каких действиях руководителя будет наиболее эффективен представитель этой позиции.

Школа решила принять участие в педагогическом эксперименте. Как организовать ситуацию в школе, чтобы представитель каждой позиции был включен в реализацию поставленных планов?

Канун нового учебного года. Как готовится к началу года человек из вашей профессиональной позиции?

Какие ситуации взаимодействия с детьми будут для него наиболее трудными?

Все позиции по-своему понятны и важны. Каждая имеет свои преимущества и недостатки как с точки зрения ее носителя, так и с точки зрения управленца, взаимодействующего с педагогом. Очевидно, что для разных школ, различно строящих свою деятельность, оптимальное соотношение данных позиций будет разным. Школе и каждому педагогу в школе важно определиться по следующим вопросам:

В каких позициях находятся сегодня педагоги?

Какие позиции запрашивает сегодня школа?

Что нужно сделать для того, чтобы педагоги были заинтересованы занять те профессиональные позиции, в которых нуждается сегодня школа?

Об этом - дальнейшая работа на семинаре.

3. Самоопределение

Каждый участник получает листок бумаги, на котором его просят написать название той позиции, которую он, как ему кажется, сейчас в школе занимает. И, если у него есть об этом представление, к какой позиции он стремится, в какую позицию хотел бы встать. Подписывать листочки не надо.

После процедуры объявляется перерыв, во время которого подсчитывается общее число листочков и на основе процентного соотношения позиций рисуется круговая диаграмма. Пришедшие с перерыва участники могут увидеть эту диаграмму на доске (ватмане). Ведущий сообщает результаты, называя число участников, занимающих ту или иную позицию, а также те намерения, которые есть у отдельных представителей по смене профессиональной позиции. «Диагноз» - что означает данная расстановка сил для развития школы, насколько эта ситуация конструктивна, - может обсуждаться всем коллективом, может «выставляться» директором школы.

Очевидно, что для школы, находящейся в режиме развития, и особенно для школы, ориентированной на гуманистическую, антропологическую педагогику, важно, чтобы: а) большинство педагогов занимало авторскую позицию и б) было достаточно много людей, стоящих в позиции соавторов, проектировщиков. Если ситуация хороша, если в коллективе много педагогов с такими позициями, семинар на этом может быть закончен. Если же есть куда расти, семинар продолжается…

4. Анализ факторов, помогающих удерживать АПП

Для проведения этого этапа мы предлагаем использовать две процедуры. Первая - очень важная, интересная, но вспомогательная. Ею можно пожертвовать в том случае, если времени не так много, как хотелось бы, или коллектив уже проявляет признаки усталости.

Игра «Преимущества и трудности»

Участники работают в четырех группах. Каждой группе предлагается посмотреть на авторскую позицию педагога в школе (она уже не разделяется по широте интересов), на ее плюсы и минусы под следующим углом зрения:

Самого педагога, реализующего данную позицию;

Его коллег, сослуживцев;

Школьной управленческой команды;

Учеников (воспитанников) педагога.

Игра позволяет посмотреть на профессиональную позицию с разных сторон, увидеть ее сильные и слабые стороны «объемным» зрением. Это очень важно для того, чтобы глубоко и продуктивно решить следующую задачу семинара.

Анализ факторов школьной среды

Работа продолжается в тех же группах. Участникам предлагаются бланки, где перечислены факторы, которые: а) могут способствовать проявлению авторской педагогической позиции в школе и б) могут ей препятствовать. Две группы получают «способствующие» факторы, две - «препятствующие». Задача групп: проранжировать данные факторы, добавить при необходимости свои. По отношению к ним группы прописывают и затем докладывают, что необходимо сделать для того, чтобы: а) уменьшить действие негативных факторов, б) увеличить число и усилить действие стимулирующих факторов.

Группы докладывают о результатах своей работы.

Затем аналогичный опросник предлагается каждому участнику для индивидуального заполнения. На этом этапе участники оценивают действие данных факторов по отношению к самим себе. Опросники собираются, их данные анализируются после завершения семинара инициативной группой. (Бланки для работы групп и индивидуального заполнения см. в приложении.)

5. Запросы школы на АПП

Это последний и очень важный этап работы семинара. Он предполагает анализ тех ресурсов, которые есть сегодня у школы для поддержки и развития профессиональной авторской позиции педагогов, и проектирование новых возможностей.

На данном этапе работают группы:

Административная команда.

Классные руководители.

Педагоги-предметники гуманитарного цикла.

Педагоги-предметники естественного и технического цикла.

Педагоги дополнительного образования.

Психолого-медико-социальная служба школы.

Задача группы: составить перечень тех форм работы, тех профессиональных ситуаций, существующих в школе, в которых уже сегодня возможно проявление представителями данной группы АПП.

Затем - оценка по пятибалльной системе того, насколько эта форма сегодня реально работает на поставленную задачу. И наконец, предложения группы по расширению или углублению создаваемых школой возможностей для проявления ее представителями профессиональной авторской позиции. Таким образом, работа группы осуществляется в три этапа.

Возможна остановка после двух первых этапов (перед предложениями по развитию) и презентация результатов другим группам. Итоговые предложения групп являются реальной основой для дальнейшего проектирования системы работы с педагогическим коллективом школы по развитию его авторской позиции.

Завершается семинар подведением итогов и определением перспектив. Мы возвращаемся к задачам семинара и к его названию.… Как теперь это название звучит для участников? Важно дать педагогам возможность высказаться, обозначить свои пожелания и опасения, возникшие в процессе работы.

Сама по себе работа педагога в семинаре является развивающей ситуацией. Семинар помогает задуматься о своей профессиональной деятельности, сравнить свою позицию и позицию коллег, понять запрос школы и определиться с теми перспективами собственного профессионального развития, которые возможны и желательны в данной школе.

Вместе с тем данный семинар является непростым и ответственным делом. В ходе обсуждения административная команда может получить довольно острую и болезненную по содержанию (а то и по форме) обратную связь, столкнуться не только с поддержкой, но и с непониманием. Ко всему этому нужно быть готовым, равно как и к тому, что работы у администрации после такого семинара существенно прибавится: нужно будет развивать идеи, выработанные в процессе совместной работы педагогического коллектива.

Конечно, одним проектно-аналитическим семинаром позицию педагогов не изменить и команду единомышленников не создать. Однако его проведение может стать в школе событием, открывающим новую страницу сотрудничества, запускающим процессы развития профессионального и личностного развития педагогов, а вслед за ним - развитие самой школы как образовательной системы нового, современного типа.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук,
профессор МГППУ
Татьяна БЕГЛОВА,
психолог-методист

ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА

Эти бланки можно использовать как для индивидуального заполнения, так и для групповой работы. В последнем случае в заголовке будет написано: «Факторы, влияющие на профессиональную позицию педагогов данной школы».

Факторы, влияющие на мою профессиональную позицию в данной школе

5 - да (препятствует или стимулирует);

4 - скорее да, чем нет;

3 - и да, и нет;

2 - скорее нет, чем да;

1 - нет.

Если в списке не все учтено, добавьте свои факторы и тоже оцените их выраженность.

1. Собственная инерция.

2. Накопившиеся профессиональные разочарования («сколько раз уже начинали…»).

3. Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны школьной администрации.

4. Отсутствие поддержки коллег, неприятие нового, авторского в коллективе.

5. Отсутствие системы работы в этом направлении в методическом объединении.

6. Состояние здоровья.

7. Недостаток времени.

8. Стесненные жизненные обстоятельства.

9. Отсутствие объективной информации о моей деятельности со стороны руководства и коллег.

10. Потеря интереса к педагогической деятельности.

11. Отсутствие специалистов, у которых можно было бы поучиться.

1. Налаженная система методической работы в школе.

2. Наличие специалистов, у которых можно поучиться.

3. Пример и влияние коллег.

4. Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя.

5. Интерес к педагогической деятельности.

6. Личный пример руководителя школы.

7. Возможность признания в коллективе.

8. Новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать.

9. Система материального стимулирования.

10. Потребность в саморазвитии.

11. Атмосфера сотрудничества и поддержки, сложившаяся в коллективе.