Представители новокрестьянской поэзии. Новокрестьянская поэзия. В октябре заседание тройки управления нквд новосибирской области постановило «клюева николая алексеевича расстрелять. лично принадлежащее ему имущество конфисковать»

Новокрестьянская поэзия


Самобытным явлением в литературе стала так называемая новокрестьянская поэзия. Литературное направление, представленное творчеством Н. Клюева, С. Есенина, С. Клычкова, П. Карпова, А. Ширяевца, сложилось и утвердилось в сер. 1910-х. Об этом свидетельствует переписка Клюева с Ширяевцем, завязавшаяся в 1913. "О, матерь пустыня! Рай душевный, рай мысленный! Как ненавистен и черен кажется весь так называемый Цивилизованный мир, и что бы дал, какой бы крест, какую бы голгофу понес, чтобы Америка не надвигалась на сизоперую зарю, на часовню в бору, на зайца у стога, на избу-сказку…" (Из письма Клюева Ширяевцу от 15 ноября 1914).

Термин впервые появился в литературной критике на рубеже 10-20-х ХХ столетия в статьях В.Л. Львова-Рогачевского и И.И. Розанова. Термин этот был использован, чтобы отделить поэтов "крестьянской купницы" (по определению С. Есенина) от крестьянских поэтов XIX в.

Новокрестьянских поэтов объединяли - при всех различиях творческого почерка и меры таланта - истовая любовь к деревенской России (вопреки России "железной"), желание высветить исконные ценности ее верований и морали труда, обихода. Кровная связь с миром природы и устного творчества, приверженность мифу, сказке определили смысл и "звук" новокрестьянской лирики и эпики; вместе с тем их создателям оказались внятны и стилевые устремления "русского модерна". Синтез древнего образного слова и новой поэтики обусловил художественное своеобразие их лучших произведений, а общение с Блоком, Брюсовым, другими символистами помогло творческому росту. Судьбы новокрестьянских поэтов после Октября (в пору их наибольших достижений) сложились трагически: идеализацию ими деревенской старины сочли "кулацкой". В 30-е годы они были вытеснены из литературы, стали жертвами репрессий.

Философия "избяного космоса", всечеловеческий пафос, любовь к родине, культ трудовой нравственности, кровная связь с родной природой, благословение родному их душе миру красоты и гармонии - вот главные общие устои, объединявшие поэтов "новокрестьянской" плеяды. В 1918 в книге "Ключи Марии" Есенин, исследуя природу "ангелического" образа, сформулировал общие черты поэтического мира своего и своих собратьев, создав, по сути, теоретическое обоснование поэтической школы народного духовного реализма, воплощающей в себе вечное стремление русской души к движению в звуке, краске, создание материального мира в вечной связи с небесным. "Мы полюбили бы мир этой хижины со всеми петухами на ставнях, коньками на крышах и голубками на князьках крыльца не простой любовью глаза и чувственным восприятием красивого, а полюбили бы и познали бы самою правдивою тропинкой мудрости, на которой каждый шаг словесного образа делается так же, как узловая связь самой природы… Искусство нашего времени не знает этой завязи, ибо то, что она жила в Данте, Гебеле, Шекспире и др. художниках слова, для представителей его от сегодняшнего дня прошло мертвой тенью… Единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны была полуразбитая отхожим промыслом и заводами деревня. Мы не будем скрывать, что этот мир крестьянской жизни, который мы посещаем разумом сердца через образы, наши глаза застали, увы, вместе с расцветом на одре смерти". Духовный наставник "крестьянской купницы" Клюев слишком хорошо понимал чуждость своих собратьев окружающему литературному миру. "Голубь мой белый, - писал он Есенину, - ведь ты знаешь, что мы с тобой козлы в литературном огороде и только по милости нас терпят в нем… Быть в траве зеленым, а на камне серым - вот наша с тобой программа, чтобы не погибнуть… Я холодею от воспоминания о тех унижениях и покровительственных ласках, которые я вынес от собачьей публики… Я помню, что жена Городецкого в одном собрании, где на все лады хвалили меня, выждав затишье в разговоре, закатила глаза и потом изрекла: “Да, хорошо быть крестьянином". …Видите ли - неважен дух твой, бессмертное в тебе, а интересно лишь то, что ты холуй и хам-смердяков, заговорил членораздельно…".

Через 2 года эту же мысль по-своему отточит Есенин в письме к Ширяевцу: "Бог с ними, этими питерскими литераторами… Мы ведь скифы, приявшие глазами Андрея Рублева Византию и писания Козьмы Индикоплова с поверием наших бабок, что земля на трех китах стоит, а они все романцы, брат, все западники, им нужна Америка, а нам в Жигулях песня да костер Стеньки Разина".

До революции поэты-"новокрестьяне" делали попытки организационно объединиться, то создавая литературное общество "Краса", проведшее осенью 1915 поэтический вечер, получивший большую и далеко не благожелательную прессу, то принимая участие в создании литературно-художественного общества "Страда". Но общества эти просуществовали недолго и связь поэтов друг с другом всегда оставалась больше духовной, чем организационной.

Революцию они принимали с "крестьянским уклоном". Он заключался прежде всего в том, что поэты приняли революцию как осуществление народной мечты о мировой справедливости, совпадавшей для них со справедливостью социальной. Это не только установление справедливости на просторах России, но и братство народов всей земли. Такое толкование имело глубокие корни, уходящие в нашу историю, в XIX в., в идеи Пушкина и Достоевского о "всечеловечности" русского характера, в своеобразные представления о культурно-историческом единении, сложившемся в творчестве русских писателей, в представлении о Москве - третьем Риме, чьим предшественником была Византия… Др. тема в их поэзии - тема крестьянского труда, глубинных связей его с бытом, с народным творчеством, с трудовой нравственностью. Исторически сложившуюся связь "природы", "куска хлеба" и, наконец, "слова" по-своему, в меру своего дарования, отразил каждый из поэтов "крестьянской купницы". "Сготовить деду круп, помочь развесить сети, лучину засветить и, слушая пургу, как в сказке задремать на тридевять столетий, в Садко оборотясь иль в вещего Вольгу". Эти стихи Клюева воплощают в себе мысль о труде, как о творческом акте, освященном тысячелетней традицией, созидающем одновременно с материальными и духовные ценности, связующим человека, землю и космос в единое целое. Недаром стихи П. Радимова, демонстративно названные "Пашня", "Урожай", "Хлеб", "Стрижка овец", "Засолка огурцов", при чтении воспринимаются не просто как изображение трудового процесса, но и как торжественное эстетическое действо, благотворно влияющее на человеческую душу.

Еще одна тема, объединяющая поэтов "новокрестьянской" плеяды - тема Востока, крайне существенная для русской поэзии, ибо Восток в ней понимался не как географическое, а как социально-философское понятие, противоположное буржуазному Западу. Впервые Азия - "Голубая страна, окрашенная солью, песком и известкой" - появилась у Есенина в "Пугачеве", как земля прекрасная, далекая, недоступная… Чуть позже она возникает в "Москве кабацкой" уже как воспоминание об уходящем крестьянском мире, символом которого становится опять же изба с печью, принявшая облик кирпичного верблюда и уже тем самым объединившая Русь и Восток… А дальше были уже всем памятные "Персидские мотивы". Клюев сделал дерзкую попытку органически сплавить богатства "Вед" и "Махабхараты" с картинами природы олонецких лесов и революционными гимнами. "Белая Индия" входит неотъемлемой частью в созданный его творческим воображением "избяной космос". И Карпов в послереволюционные годы потянулся душой к сказочной прародине славянства: "Опрокинулись горы Кавказа, Гималаи, как карточный дом, и в тайник золотого оаза мы за солнцем свирепым идем…". Вспоминаются и изящные лирические миниатюры в стиле древневосточной поэзии А. Ширяевца, и цикл В. Наседкина "Согдиана", исполненный восхищения природой и архитектурой Востока.

"Порывая с нами, Советская власть порывает с самым нежным, с самым глубоким в народе. Нам с тобою нужно принять это как знамение - ибо Лев и Голубь не простят власти греха ее", - писал Н. Клюев С. Есенину в 1922. Со сменой власти для поэтов - "новокрестьян" ничто не изменилось в лучшую сторону - их продолжали гнать и травить с еще большим ожесточением. После гибели Есенина к к. 20-х Клюев, Клычков, Орешин и их более молодые сотоварищи и последователи Наседкин, Приблудный были объявлены идеологами подлежащего слому "кулачества" и выразителями "кулацкой морали мироедов". Еврейской безбожной власти были чужды и ненавистны поэты "крестьянской купницы", все они, кроме фактически исчезнувшего из литературы Карпова, были уничтожены к концу 30-х.

Личность Николая Алексеевича Клюева (1884-1937) привлекла Блока еще в 1907 г. Родом из крестьян Олонецкого края, Клюев, которого учила "песенному складу" мать, сказительница и плачея́, стал изощренным мастером поэтического слова, связав "устное" и "книжное", тонко стилизуя былины, народные песни, духовные стихи. У Клюева даже революционные мотивы, присутствующие в ранней лирике, религиозно окрашены, с первой книги ("Сосен перезвон", 1912) образ народа видится в мистико-романтических тонах (К. Азадовский). Лироэпика на фольклорной основе, поэтическое пересоздание сельской жизни выразили, начиная со сборника "Лесные были" (1913), новокрестьянскую тенденцию. Неслучайно Клюев отвергал негативное изображение деревни Буниным и ценил Ремизова, Васнецова, а у себя выделял "Плясею" и "Бабью песню", славившие удаль, жизнестойкость народного характера. Одно из вершинных созданий Клюева, цикл "Избяные песни" (1914-16), воплотил черты мировидения северно-русского крестьянства, поэзию его поверий, обрядов, связь с землей, многовековым укладом и "вещным" миром. В основе густой образности Клюева с ее "фольклорным гиперболизмом" (В. Базанов) - олицетворения природных сил. Своеобычен язык поэта, обогащенный областными словами и архаизмами. В предоктябрьских стихах Клюев развивал миф о богоизбранности "избяной Руси", этой "белой Индии", ее живоносные начала противопоставлял - в духе идей группы "Скифы" - мертвенной машинной цивилизации Запада. Поначалу приняв Октябрь, Клюев вскоре ощутил трагизм происшедшего, многие его пророческие страницы не увидели света; в 1934 г. он был сослан, в 1937 г. - расстрелян.

Если в созданном Клюевым ощущался идеолог и проповедник, то огромный поэтический дар Сергея Александровича Есенина (1895-1925) покорял непосредственностью самовыражения, искренностью песенного голоса. Главным для себя поэт считал "лирическое чувствование" и "образность", истоки которой видел в "узловой завязи природы с сущностью человека", сохранившейся лишь в мире деревни. Вся метафорика Есенина построена на взаимоуподоблении человека и природы (у возлюбленной "сноп волос овсяных", "зерна глаз"; заря, "как котенок, моет лапкой рот"). Есенин по его словам, учился у Блока, Белого, Клюева. Близость к Клюеву - в тематике, образных "заставках", в сочетании пантеизма и поклонения христианским святым, в романтизации Руси в ключе новокрестьянской поэзии. Однако есенинский образ родины значительно многогранней и подлинней, чем у Клюева. Черты клюевского инока, богомольца, странника присущи лирическому "Я" раннего Есенина (первый сборник "Радуница", 1916). Но уже в стихотворении "О, Русь, взмахни крылами!" (1917)"монашьему" образу учителя Есенин противопоставляет свой, "разбойный", заявляет о споре с "тайной бога", увлекает за собой молодых. Тогда же (в стихотворении "Проплясал, проплакал дождь весенний") поэт осознает свое признание как обреченность на крестьянную муку творчества. Своих вершин искусство Есенина достигло в 1920-е годы. Но тогда же глубокий душевный кризис привел поэта к гибели.

Считая себя "голосом из народа", новокрестьянские поэты подчеркивали свое крестьянское происхождение и поэтическую родословную. В автобиографическом рассказе "Гагарья судьбина" Николай Клюев ведет родословную от своей "светлой матери", "былинницы" и "песенницы", высоко оценивая ее поэтический талант. Сергей Клычков признавался, что "языком обязан лесной бабке Авдотье, речистой матке Фекле Алексеевне". В атмосфере народной поэзии рос Сергей Есенин: "К стихам расположили песни, которые я слышал кругом себя, а отец мой даже слагал их". Новокрестьяне вполне осознанно дорожили своей биографией и не отказывались от родовых примет, что выражалось в их внешнем облике, одежде. По мнению В.Г. Базанова, они "разыгрывали социальный водевиль с переодеванием", "превратили и свой образ жизни, и свою внешность в наглядное средство агитации", цель которой - утверждение самоценности крестьянского мира. Исследователь подчеркивает осознанность, демонстративность, полемическую остроту этого "водевиля", задача которого - стремление "подчеркнуть значение крестьянских поэтов в общественном и литературном движении", противопоставить себя петербургским литературным салонам, с пренебрежением относившимся к деревне. Однако протест новокрестьян не был самоцельным, эпатирующим. Они хотели быть услышанными и потому говорили на языке, понятном обществу. Видя в подобном поведении новокрестьянских поэтов "определенную литературную позицию", В.Г. Базанов вписывает ее в контекст культуры начала XX века, для которой была характерна "маскарадность, стилизованность, ряженость". Новокрестьянские поэты хотели быть естественными в русле культурной ситуации начала века, когда каждое литературное течение "настойчиво подчеркивало свою "знаковость", приоритет своего мировидения, но, на наш взгляд, и не хотели раствориться в чужом окружении. Отсюда и подчеркнутая простоватость Н. Клюева, "гетры"-валенки С. Есенина и пр. Глубинное родство с народным духом, осознание самоценности крестьянского мировосприятия, новая общественная ситуация способствовали тому, что, в отличие от своих предшественников, новокрестьянские поэты именно в характере русского земледельца видели свою опору.

Свежесть лирических голосов, своеобразие мировосприятия, ориентация на самобытное крестьянское слово обратили на себя внимание литературной общественности, и в массе разноречивых отзывов преобладала высокая оценка поэзии новокрестьян А. Блоком, Н. Гумилевым, В. Брюсовым, А. Белым, А. Ахматовой и др. Ее типологическими качествами стали ориентация на традицию и ее длительность, известная ритуальность в выборе героев, острое, свежее чувство природы, отношение к крестьянскому быту как к целостному и ценностному миру и т.д.

Революция 1917 года, связавшая судьбу страны, ее будущее с пролетариатом, существенно изменила общественное мнение. Пролетарская культура, ищущая не только собственный поэтический язык, идеологию, но и читателя, агрессивно потеснила поэтов-новокрестьян, еще совсем недавно бывших голосом народа, трансляторами народной культуры. В середине 1917 года оформляется движение Пролеткультов, которое ставит перед собой крупномасштабную задачу - создание пролетарской культуры. Исходя из абсолютного отрицания прошлого, пролеткультовцы пытаются создать новое, революционное искусство с чистого листа, отрицая традицию как сдерживающее начало. Творцом новой культуры, по их мнению, мог стать только пролетариат - социальный слой, не укорененный в прежнем быте. Огромный культурный слой, духовный опыт народа, питавшие творчество новокрестьянских поэтов, оказались не востребованными в новой эстетической ситуации. Таким образом, модель культуры, предлагаемая пролеткультовцами, отвергала крестьянскую культуру. Литературному противостоянию пролеткультовцев и новокрестьян суждено было выйти за рамки культуры, поскольку в полемику вмешались внелитературные факторы.

С 1920-х годов негативное отношение к новокрестьянской поэзии определялось динамично менявшейся политической ситуацией: сначала введением продразверстки, затем индивидуального налогового обложения в деревне, позже - курсом на индустриализацию и массовым раскулачиванием. Новокрестьянские поэты довольно скоро стали объектом не только литературных преследований и травли. Их имена стали синонимами опасных для жизни определений: "певцы кулацкой деревни", "кулацкие поэты", "бард кулацкой деревни" (О. Бескин о С. Клычкове). Их обвиняли в национализме, антисемитизме, "благоговейной идеализации прошлого", "восхищении перед патриархальной рабовладельческой Русью" (О. Бескин о С. Клычкове, В. Князев о Н. Клюеве), в неприязни к новому, индивидуализме, мистицизме, реакционной идеализации природы, а подчас и прямо зачисляли в разряд классовых врагов (О. Бескин, Л. Авербах, П. Замойский, В. Князев). В сознание читателей внедрялась мысль о бесперспективности новокрестьянской поэзии, ее классовой чуждости.

Политическое содержание высказанных обвинений подтверждалось запретом на творчество. В конце 1920-х годов был взят курс на отлучение Клюева, Клычкова, Орешина, Есенина (посмертно) от литературы. Ново-крестьяне стали объектом издевательских статей и пародий. Известны нападки А. Безыменского на Н. Клюева, литературно-политическая полемика О. Бескина и С. Клычкова, но, пожалуй, самый сокрушительный удар был нанесен по С. Есенину статьей Н. Бухарина "Злые заметки", опубликованной в 1927 году в газете "Правда". Главный идеолог партии, Н. Бухарин осознает, что мишенью его прямолинейных, фельетонных нападок является крупнейший национальный поэт, которого невозможно уничтожить грубым политическим шаржированием. Есенинские стихи не поддаются фальсификации, осмеянию даже такого полемиста, как Н. Бухарин. И потому он идет на подлог. Он пишет якобы не столько о поэте Сергее Есенине, сколько о "есенинщине - явлении самом вредном, заслуживающем настоящего бичевания" (41, 208). Расправляясь в статье с ушедшим поэтом, он целил свое осуждающее слово в тех, кто и после смерти С. Есенина продолжал мыслить категориями крестьянской культуры. Стремление скомпрометировать не только поэта, но прежде всего его поэзию, мировосприятие, общественную позицию было частью государственной политики раскрестьянивания, борьбы с мужиком.

1930-е годы - период творческого молчания и замалчивания новокрестьянских писателей: они пишут "в стол", занимаются переводами (например, С. Клычков). Их оригинальные произведения не публикуют. Последовавшие в 1937 году репрессии надолго вычеркнули имена Николая Клюева, Сергея Клычкова, Петра Орешина и др. из литературного обихода.

Интерес к творческому наследию крестьянских поэтов возобновляется лишь в 1960-80-е годы с возвращением поэзии Сергея Есенина. Одна за другой выходят работы, посвященные творчеству поэта, - Е.И. Наумова, A. M. Марченко, Ю.Л. Прокушева, B. C. Выходцева, В.Г. Базанова и других.

Достаточно быстро обнаруживается "социальный заказ", определившийся отношением советской критики к крестьянству в революции. 1960-е гг. сужают творчество С. Есенина до рассмотрения одной деревенской темы. Есенин не погружен в литературный процесс первой трети XX века, его творчество представлено как иллюстрация политической незрелости и провинциальности, от которых С. Есенин постепенно избавляется (или не может избавиться). Рассматривая поэта в русле идеи революционизации крестьянства, литературоведы 1960-х гг. отмечают его "пассивную общественную позицию" (Е. Наумов, Ю. Прокушев, П. Юшин, А. Волков). Серьезным препятствием для создания стройной картины политического роста поэта стали религиозные мотивы его творчества и самоубийство, обстоятельство которого до сих пор вызывают много спекуляций. В 1980-е гг., как и сто лет тому назад, возобновился интерес к крестьянской культуре, к ее мифологической основе. В 1989 году переиздается труд М. Забылина "Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия", выходят работы Б.А. Рыбакова "Язычество древних славян" (1981), "Язычество Древней Руси" (1987), возвращаются в исследовательский обиход работы А. Афанасьева, появляются словари, книги по славянской мифологии. Как и в конце XIX века, общественная и культурная мысль стремится освоить эстетику крестьянского быта, осмыслить крестьянскую культуру как цивилизацию, увидеть в народном опыте возможность осмысления современных проблем.

Список использованной литературы


1. Михайлов А. Пути развития новокрестьянской поэзии. М., 1990;

2. Солнцева Н. Китежский павлин. М., 1992.

Понятие "крестьянская поэзия", вошедшее в историко-литературный обход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Единой творческой школы с единой идейной и поэтической программой они не образовали. Как жанр "крестьянская поэзия" сформировал Суриков. Они писали о труде и быте крестьянина, о драматических и трагических коллизиях его жизни. В их творчестве отразилась и радость слияния тружеников с миром природы, и чувство неприязни к жизни душного, шумного, чуждого живой природе города. Известнейшими крестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Спиридон Дрожжин, Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков. К этому течению также примыкал Сергей Есенин.

Имажинизм

Имажинизм (от лат. imagо - образ) - литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.

Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан "Орден имажинистов". Создателями "Ордена" стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин. Черты характерного метафорического стиля содержались и в более раннем творчестве Шершеневича и Есенина, а Мариенгоф организовал литературную группу имажинистов ещё в родном городе. Имажинистскую "Декларацию", опубликованную 30 января 1919 года в воронежском журнале "Сирена" (а 10 февраля также в газете "Советская страна", в редколлегию которой входил Есенин), кроме них подписали поэт Рюрик Ивнев и художники Борис Эрдман и Георгий Якулов. 29 января 1919 года в Союзе поэтов состоялся первый литературный вечер имажинистов. К имажинизму также примкнули поэты Иван Грузинов,Матвей Ройзман, Александр Кусиков, Николай Эрдман, Лев Моносзон.

В 1919-1925 гг. имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве; ими устраивались популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников, журнал "Гостиница для путешествующих в прекрасном" (1922-1924, вышло 4 номера), для чего были созданы издательства "Имажинисты", "Плеяда", "Чихи-Пихи" и "Сандро" (двумя последними руководил А.Кусиков). В 1919 году имажинисты вошли в литературную секцию Литературного поезда им. А. Луначарского, что дало им возможность ездить и выступать по всей стране и во многом способствовало росту их популярности. В сентябре 1919 года Есенин и Мариенгоф разработали и зарегистрировали в Московском совете устав "Ассоциации вольнодумцев" - официальной структуры "Ордена имажинистов". Устав подписали другие члены группы и его утвердил нарком просвещения А. Луначарский. 20 февраля 1920 года председателем "Ассоциации" был избран Есенин.

Помимо Москвы ("Орден имажинистов" и "Ассоциация вольнодумцев") центры имажинизма существовали в провинции (например, в Казани, Саранске, в украинском городе Александрии, где имажинистскую группу создал поэт Леонид Чернов), а также вПетрограде-Ленинграде. О возникновении петроградского "Ордена воинствующих имажинистов" было объявлено в 1922 г. в "Манифесте новаторов", подписанном Алексеем Золотницким, Семеном Полоцким, Григорием Шмерельсоном и Влад. Королевичем. Потом, вместо отошедших Золотницкого и Королевича, к петроградским имажинистам присоединились Иван Афанасьев-Соловьёв и Владимир Ричиотти, а в 1924 году Вольф Эрлих.

Некоторые из поэтов-имажинистов выступали с теоретическими трактатами ("Ключи Марии" Есенина, "Буян-остров" Мариенгофа, "2х2=5" Шершеневича, "Имажинизма основное" Грузинова). Имажинисты также приобрели скандальную известность своими эпатажными выходками, такими как "переименование" московских улиц, "суды" над литературой, роспись стен Страстного монастыря антирелигиозными надписями.

Имажинизм фактически распался в 1925 году: в 1922 году эмигрировал Александр Кусиков, в 1924 году о роспуске "Ордена" объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты вынужденно отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу, во многом ради заработка. Имажинизм подвергся критике в советской печати. Есенина нашли мертвым в гостинице "Англетер", Николай Эрдман был репрессирован.

Деятельность "Ордена воинствующих имажинистов" прекратилась в 1926 году, а летом 1927 года было объявлено о ликвидации "Ордена имажинистов". Взаимоотношения и акции имажинистов были затем подробно описаны в воспоминаниях Мариенгофа, Шершеневича, Ройзмана.

В современном литературоведении употребляется для того, чтобы отделить представителей новой формации – модернистов, которые обновляли русскую поэзию, опираясь на народное творчество, – от традиционалистов, подражателей и эпигонов поэзии Никитина, Кольцова, Некрасова, штампующих стихотворные зарисовки деревенских пейзажей в лубочно-патриархальном стиле.

Поэты, относившиеся к этой категории, развивали традиции крестьянской поэзии, а не замыкались в них. Поэтизация деревенского быта, нехитрых крестьянских ремесел и сельской природы являлись главными темами их стихов.

Основные черты новокрестьянской поэзии:


Любовь к “малой Родине”;

Следование вековым народным обычаям и нравственным традициям;

Использование религиозной символики, христианских мотивов, языческих верований;

Обращение к фольклорным сюжетам и образам, введение в поэтический обиход народных песен и частушек;

Отрицание “порочной” городской культуры, сопротивление культу машин и железа.


В конце XIX века из среды крестьян не выдвинулось сколько-нибудь крупных поэтов. Однако авторы, пришедшие тогда в литературу, во многом подготовили почву для творчества своих особо даровитых последователей. Идеи старой крестьянской лирики возрождались на ином, более высоком художественном уровне. Тема любви к родной природе, внимание к народному быту и национальному характеру определили стиль и направление поэзии нового времени, а раздумья о смысле человеческого бытия посредством образов народной жизни сделались в этой лирике ведущими.

Следование народнопоэтической традиции было присуще всем новокрестьянским поэтам. Но у каждого из них было и особо острое чувство к малой родине в ее щемящей, уникальной конкретности. Осознание собственной роли в ее судьбе помогало найти свой путь к воспроизведению поэтического духа нации.

На формирование новокрестьянской поэтической школы большое влияние оказало творчество символистов, и в первую очередь Блока и Андрея Белого, способствовавшее развитию в поэзии Клюева, Есенина и Клычкова романтических мотивов и литературных приемов, характерных для поэзии модернистов.

Вхождение новокрестьянских поэтов в большую литературу стало заметным событием предреволюционного времени. Ядро нового течения составили наиболее талантливые выходцы из деревенской глубинки – Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин. Вскоре к ним присоединились А. Ширяевец и А. Ганин.

Осенью 1915 г., во многом благодаря усилиям С. Городецкого и писателя А. Ремизова, опекавшим молодых поэтов, была создана литературная группа “Краса”; 25 октября в концертном зале Тенишевского училища в Петрограде состоялся литературно-художественный вечер, где, как писал впоследствии Городецкий, “Есенин читал свои стихи, а кроме того, пел частушки под гармошку и вместе с Клюевым – страдания…”. Там же было объявлено об организации одноименного издательства (оно прекратило существование после выхода первого сборника).

Впрочем, говорить о каком-то коллективном статусе новокрестьянских поэтов было бы неправомерным. И хотя перечисленные авторы входили в группу “Краса”, а затем и в литературно-художественное общество “Страда” (1915–1917), ставшее первым объединением поэтов (по определению Есенина) “крестьянской купницы”, и пусть некоторые из них участвовали в “Скифах” (альманахе левоэсеровского направления, 1917–1918), но в то же время для большинства “новокрестьян” само слово “коллектив” являлось лишь ненавистным штампом, словесным клише. Их больше связывало личное общение, переписка и общие поэтические акции.

Поэтому о новокрестьянских поэтах, как указывает в своем исследовании С. Семенова, “правильнее было бы говорить как о целой поэтической плеяде, выразившей с учетом индивидуальных мирочувствий иное, чем у пролетарских поэтов, видение устройства народного бытия, его высших ценностей и идеалов – другое ощущение и понимание русской идеи”.

У всех поэтических течений начала XX века имелась одна общая черта: их становление и развитие происходило в условиях борьбы и соперничества, словно наличие объекта полемики было обязательным условием существования самого течения. Не минула чаша сия и поэтов “крестьянской купницы”. Их идейными противниками являлись так называемые “пролетарские поэты”.

Став после революции организатором литературного процесса, партия большевиков стремилась к тому, чтобы творчество поэтов было максимально приближено к массам. Самым важным условием формирования новых литературных произведений, который выдвигался и поддерживался партийной печатью, был принцип “одухотворения” революционной борьбы. “Поэты революции являются неумолимыми критиками всего старого и зовут вперед, к борьбе за светлое будущее Они зорко подмечают все характерные явления современности и рисуют размашистыми, но глубоко правдивыми красками В их творениях многое еще не отшлифовано до конца, …но определенное светлое настроение отчетливо выражено с глубоким чувством и своеобразной энергией”.

Острота социальных конфликтов, неизбежность столкновения противоборствующих классовых сил стали главными темами пролетарской поэзии, находя выражение в решительном противопоставлении двух враждебных станов, двух миров: “отжившего мира зла и неправды” и “подымающейся молодой Руси”. Грозные обличения перерастали в страстные романтические призывы, восклицательные интонации господствовали во многих стихах (“Беснуйтесь, тираны!..”, “На улицу!” и т. п.). Специфической чертой пролетарской поэзии (стержневые мотивы труда, борьбы, урбанизм, коллективизм) являлось отражение в стихах текущей борьбы, боевых и политических задач пролетариата.

Пролетарские поэты, отстаивая коллективное, отрицали все индивидуально-человеческое, все то, что делает личность неповторимой, высмеивали такие категории, как душа и т. д. Крестьянские поэты, в отличие от них, видели главную причину зла в отрыве от природных корней, от народного мировосприятия, находящего отражение в быту, самом укладе крестьянской жизни, фольклоре, народных традициях, национальной культуре.


Приятие революции новокрестьянскими поэтами эмоционально шло от их народных корней, прямой причастности к народной судьбе; они чувствовали себя выразителями боли и надежд “нищих, голодных, мучеников, кандальников вековечных, серой, убогой скотины” (Клюев), низовой, задавленной вековым гнетом Руси. И в революции они увидели прежде всего начало осуществления чаяний, запечатленных в образах “Китеж-града”, “мужицкого рая”.

В обещанный революционерами рай на земле верили поначалу и Пимен Карпов, и Николай Клюев, который после Октября становится даже членом РКП(б).

Фактом остаются и попытки сближения именно в 1918 году – апогее революционно-мессианских иллюзий – крестьянских литераторов с пролетарскими, когда делается попытка создать в Москве секцию крестьянских писателей при Пролеткульте.

Но даже в этот относительно небольшой исторический промежуток времени (1917–1919), когда, казалось, один революционный вихрь, одно вселенское чаяние, один “громокипящий” пафос врывались в творчество и пролетарских, и крестьянских поэтов, все же чувствовалась существенная мировоззренческая разница. В стихах “новокрестьян” было немало революционно-мессианских неистовств, мотивов штурма небес, титанической активности человека; но вместе с яростью и ненавистью к врагу сохранялась и идея народа-богоносца, и нового религиозного раскрытия своей высшей цели: “Невиданного Бога / Увидит мой народ”, – писал Петр Орешин в своем сборнике стихов “Красная Русь” (1918). Вот несколько риторическое, но точное по мысли выражение того, что по большому счету разводило пролетарских и крестьянских поэтов (при всех их “хулиганских” богоборческих срывах, как в есенинской “Инонии”).

Объявление в послереволюционное время пролетарской поэзии самой передовой поставило крестьянскую поэзию в положение второстепенной. А проведение в жизнь курса ликвидации кулачества как класса сделало крестьянских поэтов “лишними”. Поэтому группа новокрестьянских поэтов с начала 1920-х годов являлась объектом постоянных нападок, ядовитых “разоблачений” со стороны критиков и идеологов, претендовавших на выражение “передовой”, пролетарской позиции.

Так рушились иллюзии, исчезала вера крестьянских поэтов в большевистские преобразования, копились тревожные раздумья о судьбах родной деревни. И тогда в их стихах зазвучали мотивы не просто трагедии революционного распятия России, но и вины растоптавшего ее непутевого, разгульного, поддавшегося на подмены и соблазны дьявольских козней ее сына – ее собственного народа. Произошла адская подтасовка, когда светлые мечты народа соскользнули в темный, неистовый союз с дьявольской силой.

Н. Солнцева в своей книге “Китежский павлин” приходит к выводу, что именно крестьянские поэты в послеоктябрьские годы “приняли на себя крест оппозиции”. Однако не всё так однозначно.

В рецензии на вышеупомянутую книгу Л. Воронин заметил, что “творческие и жизненные судьбы Н. Клюева, А. Ширяевца. А. Ганина, П. Карпова, С. Клычкова, в общем-то, вписываются в эту концепцию. Однако рядом и другие новокрестьянские поэты: Петр Орешин с его гимнами новой, советской Руси, оставшиеся “за кадром” исследования Н. Солнцевой, вполне лояльные Павел Радимов, Семен Фомин, Павел Дружинин. Да и с “крамольным” Сергеем Есениным не так все просто. Ведь в те же годы, когда им была написана “Страна негодяев”, появились его поэмы “Ленин”, “Песнь о великом походе”, “Баллада о двадцати шести””.

По мнению А. Михайлова, “общественная дисгармония, к которой привела революция, явилась отражением целого клубка противоречий: идейных, социальных, экономических и других. Однако в задачу советских идеологов входило представить новое государственное устройство как единственно правильное, поэтому они стремились во что бы то ни стало перекодировать механизм национальной памяти. Чтобы предать прошлое забвению, носителей родовой памяти уничтожали. Погибли все новокрестьянские поэты – хранители национальных святынь”. Только А. Ширяевец, рано ушедший из жизни (1924), и С. Есенин не дожили до времен массовых репрессий, поглотивших их единомышленников.

Первым эта участь постигла А. Ганина. Осенью 1924 г. его в числе группы молодежи арестовывают по обвинению в принадлежности к “Ордену русских фашистов”. За улику принимаются найденные у Ганина при обыске тезисы “Мир и свободный труд – народам”, содержащие откровенные высказывания против существующего режима. Попытка выдать текст тезисов за фрагмент задуманного романа (списав тем самым криминал на счет отрицательного героя – “классового врага”) не удалась. Ганин был расстрелян в Бутырской тюрьме в числе семи человек, составляющих группу “ордена”, как его глава.

В апреле 1920 г. “за религиозные взгляды” был исключен из партии Н. Клюев. А после публикации поэмы “Деревня” (1927) он подвергся резкой критике за тоску по разрушенному сельскому “раю” и был объявлен “кулацким поэтом”. Затем последовала ссылка в Томск, где Клюев умирал от голода, продавал свои вещи, просил подаяния. Он писал М. Горькому и умолял помочь “кусочком хлебушка”. Осенью 1937 г. поэт был расстрелян в Томской тюрьме.

В разгар массовых репрессий погиб С. Клычков, чья поэзия избежала и опьянения Октябрем, и резкой, откровенно разочарованной реакции. Тем не менее, с конца 1920-х годов критики занесли его в разряд “певцов кулацкой деревни”, а в 1937 г. Клычков был арестован и сгинул бесследно.

Не смог избежать участи своих собратьев по литературному цеху даже П. Орешин, тот из новокрестьянских поэтов, кто, по выражению С. Семеновой, “один из всех как будто искренне, от души форсируя голос, побежал и за комсомолом, и за партией, и за трактором, довольно механически стыкуя поэзию родной природы (от которой он никогда не отказывался) и “новую красоту” колхозной деревни, не брезгуя и производственными агитками в виде сказов в стихах Последний его сборник “Под счастливым небом” (1937) состоял из препарированных, приглаженных стихотворений его предшествующих книг Но и такое “счастливое” совпадение с требованиями эпохи не отвело от поэта, когда-то дружно выступавшего в одной “крестьянской купнице”, десницы террора. “Под счастливым небом” 1937 года он был арестован и расстрелян”.

Из числа новокрестьянских поэтов уцелел в этой мясорубке лишь П. Карпов, который дожил до 1963 года и умер в полной безвестности. Его, правда, к данному течению можно отнести лишь с большой долей условности.

Новокрестьянская поэзия с полным правом может считаться неотъемлемой частью творческого наследия русского Серебряного века. Показательно, что крестьянская духовная нива оказалась значительно плодотворнее, чем пролетарская идеологическая почва, на яркие творческие личности. С. Семенова обращает внимание на “разительное отличие творческого результата: если пролетарская поэзия не выдвинула по-настоящему крупных мастеров слова, то крестьянская (раскрыла) первоклассный талант Клычкова – поэта и прозаика, замечательное дарование Орешина и Ширяевца, Ганина и Карпова А два поэта – Клюев и Есенин, будучи духовными и творческими лидерами “крестьянской купницы” и выразив точнее и совершеннее своих собратьев ее устремления, встали в ряд классиков русской литературы” (Там же.).

ППоэзия Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна по направлениям, формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением времени была новокрестьянская поэзия, задавшая песенный настрой поэзии многих

последующих десятилетий.

Новокрестьянские поэты, выходцы из деревни: Николай Клюев (1884-1937), Сергей Есенин (1885-1925), Сергей Клычков (1889-1937), Александ Ширяевец (1887-1924), Петр Орешин (1887-1938) – пришли в поэзию с другими темами, идеями,

интонациями, мелодиями. Они развивали традиции крестьянской поэзии, а не замыкались в ней. Поэтизация деревенского быта, нехитрых крестьянских ремёсел и сельской природы являлись главными темами их стихов. Лейтмотивом их творчества была гордость за многовековую богатую национальную культуру, хранителем которой является крестьянство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока (2 урока) : Новокрестьянские поэты - представители Серебряного века русской литературы. Их трагические судьбы в послереволюционной России. Поэзия Н.Клюева, С.Клычкова, П.Орешина, А.Ширяевца (обзор).

Цель урока : дать понятие о новокрестьянской поэзии, показать её духовные и поэтические истоки, обзорно рассмотреть творчество Н.Клюева, П.Орешина, С.Клычкова, А.Ширяевца;с помощью сохранившихся отзывов о поэтах определить их своеобразие и место, занимаемое ими в русской поэзии 20 века; проследить политическую ситуацию в стране, обусловившую репрессии по отношению к ним советской власти; показать уникальность новокрестянских поэтов, принадлежащих Серебряному веку русской литературы.

Оборудование урока : портреты поэтов, презентация « Новокрестьянские поэты».

Методические приёмы : лекция с элементами беседы, сообщения учащихся.

Ход урока.

1. Лекция учителя .

Поэзия Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна по направлениям, формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением времени была новокрестьянская поэзия, задавшая песенный настрой поэзии многих
последующих десятилетий.

Крестьянская тема в русской литературе имеет глубокие, ещё фольклорные традиции. Всплеск интереса к этой теме в своё время вызвал к жизни поэзию Некрасова, талантливые произведения « народных» поэтов Кольцова, Никитина, Сурикова, которые делали зарисовки деревенских пейзажей в лубочно-патриархальном стиле, не развивая крестьянской поэзии. В центре творчества « крестьянских» поэтов в основном был рассказ о горькой доле народа, тяжком непосильном труде и безрадостном житье.

Новокрестьянские поэты, выходцы из деревни: Николай Клюев (1884-1937), Сергей Есенин (1885-1925), Сергей Клычков (1889-1937), Александ Ширяевец (1887-1924), Петр Орешин (1887-1938) - пришли в поэзию с другими темами, идеями,
интонациями, мелодиями. Они развивали традиции крестьянской поэзии, а не замыкались в ней. Поэтизация деревенского быта, нехитрых крестьянских ремёсел и сельской природы являлись главными темами их стихов. Лейтмотивом их творчества была гордость за многовековую богатую национальную культуру, хранителем которой является крестьянство. Эти поэты пришли в литературу примерно в одно и то же время и быстро услышали друг друга, сдружились. Однако совместных манифестов, деклараций, как у других поэтов, они не выпустили. Сергей Городецкий (акмеист) предпринял попытку создать группу « Краса», куда, кроме Есенина, Клюева, Ширяевца, Клычкова, намерены были войти писатель Алексей Ремизов и художник Николай Рерих. Для большинства «новокрестьян» само слово « коллектив» являлось лишь ненавистным штампом, словесным клише. Их больше связывало личное общение, переписка и общие поэтические акции. Поэтому о новокрестьянских поэтах, как указывает в своём исследовании С.Семенова, « правильнее было бы говорить как о целой поэтической плеяде, выразившей с учётом индивидуальных мирочувсвий иное, чем у пролетарских поэтов, видение устройств народного бытия, его высших ценностей и идеалов - другое ощущение и понимание русской идеи».Поэтому группа « Краса»(да и другие, организованные позже), быстро распалась, но сам факт её свидетельствовал о том, что новокрестьянскую поэзию всерьёз и на равных восприняли многие истинно талантливые представители русской творческой интеллигенции.Что объединяло поэтов и художника Н. Рериха? Они считали, что народ должен помнить свои корни, черпать силы из исконно многовековой национальной культуры и истории Отечества, не забывать героев былин, защитников земли Русской, помнить мудрые народные сказки, а после революции, когда разрушался самобытный национальный уклад, поэты и художник заговорили о той духовности, которая держалась на христианской вере.

Известно, что революцию крестьянские поэты восприняли с энтузиазмом, посвятив ей свое творчество. Но в послереволюционное время их поэзия оказалась на положении второстепенной. Да и отношение к революционным преобразованиям в стране со
временем вызвало у поэтов ощущение трагедии русской деревни, русского крестьянства. Пролетарская поэзия была объявлена самой передовой,самой революционной.Став после революции организатором литературного процесса, партия большевиков стремилась к тому, чтобы творчество поэтов было максимально приближено к массам. Самым важным условием формирования новых литературных произведений, который выдвигался и поддерживался партийной печатью, был принцип « одухотворения» революционной борьбы. Поэты революции являются неуловимыми критиками всего старого и зовут вперед, к борьбе за светлое будущее. Началось прославление стального, железного как символа будущей мощи и силы страны.
Крестьянские поэты, изначально воспевавшие неразрывную связь человека с миром живой природы, воспротивились культу стали и железа. Они увидели в наступлении паровоза, «чугунки» угрозу не только природе, но и нравственным, эстетическим ценностям крестьянской жизни. Одним из самых ярких и трагических свидетельств такого сопротивления стал знаменитый есенинский «Сорокоуст». Навсегда в истории поэзии останется поэтический образ красногривого жеребёнка, отчаянно пытающегося обогнать паровоз.

Н.Клюеву, С.Клычкову, П.Орешину суждено было стать современниками и свидетелями ломки традиционных крестьянских устоев. По-разному они переживали эти события, но финал у них был общий. Все они были уничтожены как кулацкие поэты. И затем на долгие годы вычеркнуты из истории литературы.

Чтобы в мир поэзии новокрестьянских поэтов глубже проникнуть, давайте прежде обратимся к творчеству художников, близких по мироощущению, по духу, по идеям и темам к новокрестьянским поэтам и попытаемся приобщиться к духовному миру наших предков.

2. Смотрим презентацию , по её ходу идет короткий рассказ учителя о художниках.

А. Рассказ о Н.Рерихе. В природе, в родной земле, её истории мастер видит источник духовных сил народа. Первобытная Русь, языческий мир - эта тема надолго определила не только репертуар, но и стилистику, характер эффектов, заимствованных у тех времен.

Б.Рассказ о В.Васнецове. Глубоко верующий Васнецов, любивший патриархальный быт и уклад своей страны, не принял новый социалистический строй, хотя и не покинул Родину. Художник продолжал создавать полотна на былинные сюжеты, но теперь гораздо интенсивней использовал багряно-красный цвет, окрашивая им и полыхающее сказочное небо, и изрыгаемое чудовищем пламя, и объёмную красную юбку полуобнажённой Бабы-яги, держащей под мышкой невинного ребёнка в белой рубахе

(« Баба-яга». 1917 г.)

В.Рассказ об А.Рябушкине. Талантливый художник рано ушел из жизни. Но и в его полотне « Хоровод»(1904) чувствуется тревога, вызванная новыми веяниями времени: в хоровод девушек врывается беззаботно парень. Хоровод (карагод, круг, улица)- древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действия. На картине девушки в недоумении замерли от вольности парня, старушка смотрит с негодованием, так как нарушен ритуал.У картины есть ещё одно название « Втёрся парень в хоровод, ну старуха охать…».

Г. Рассказ об И.Билибине . У каждого, кто рассматривает иллюстрации Ивана Билибина, на лице появляется добрая улыбка, навеянная воспоминаниями из детства от встречи с таинственным и чудесным миром сказки. И.Билибин- русский художник, график, театральный художник, член «Мира искусств», автор иллюстраций к русским народным сказкам и былинам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского искусства; один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн.

Волшебные иллюстрации Ивана Яковлевича Билибина остаются в памяти навсегда у каждого, кто хоть раз держал в руках книгу с его работами. Иван Царевич и Серый Волк, Марья Моревна, Баба Яга в ступе, Алёнушка, князь Гвидон и Царевна-Лебедь
излучают магическую силу и гордую красоту русского фольклора. Сказки с иллюстрациями этого великого художника с юных лет воспитывают в ребенке любовь к прекрасному. Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским народным сказкам, былинам, к сказкам А.С.Пушкина, а также в работах над театральными постановками.

Путешествуя по заданию этнографического отделения Русского музея по старым русским городам северных губерний (Вологодской, Олонецкой, Архангельской), был поражен открывшимся для него заново древнерусскому искусству: « Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших её: вернуть! Вернуть!» (И.Билибин).

Во время революции 1905 г создаёт революционные карикатуры. После Октябрьской революции покидает Россию. Только в 1936 г возвращается на Родину. Умер 7 февраля 1942 г в блокадном Ленинграде от голода, закончив работать над иллюстрациями к
былине, посвященной русскому богатырю Дюку Степановичу (1941 г). В своих «Автобиографических записках» художница Анна Остроумова-Лебедева пишет: «Умер от истощения Иван Яковлевич Билибин, наш замечательный график и стилист. Ни один из художников не сумел так почувствовать и воспринять русское народное искусство, которое широко распространялось и цвело среди нашего народа. Иван Яковлевич его любил, изучал, претворял в своих прекрасных графических произведениях. Подробностей его смерти не знаю, только слышала, что последнее время он жил в подвале Академии художеств, так как его квартира от бомбежки стала нежилой»…

3. Итак, подведем итог : что объединяет новокрестьянских поэтов и художников-современников поэтов?

1.Любовь к малой Родине.

2.Следование вековым народным обычаям и нравственным традициям.

3.Использование религиозной символики, христианских мотивов, языческих верований.

4.Обращение к фольклорным сюжетам и образам; введение в поэтический обиход поэтами народных песен и частушек.

5.Отрицание «порочной» городской культуры, сопротивление культу машин и железа.

4.Влияние на новокрестьянских поэтов символистов: А.Белого и А.Блока (см презентацию). Переписка А.Блока с Н.Клюевым. «Клюев - большое событие в моей…жизни». А.Блок. 1911 г.

5.Идейные противники новокрестьянских поэтов - пролетарские поэты (см презентацию). « Старые реакционные писатели типа Клычкова и Клюева к крестьянским писателям Советского Союза не имеют никакого отношения». Журнал «На подъёме» 1929 г.

« Любовь к природе в творчестве этих писателей - только антитеза ненависти к городу, фабрике, машине, пролетариату, а синтез- это власть кулачья, построенная на богом данной природе»,- доносил в 1930 г. бдительный О.Бескин. Отличие жизненных позиций. Роль Калинина.

6. Трагические судьбы новокрестьянских поэтов.

Судьба Н.Клюева. Сообщение учащегося (учебник «Русская литература 20 века. 1 часть» под редакцией В.П.Журавлева. М. « Просвещение». 2010 г).

Чтение стихотворений « Изба- святилище земли», «Голос народа», « Рождество избы».

Беседа после чтения стихотворений по вопросам .

1.Каково настроение стихотворений?

2. Какие образы создает поэт?

3. Какие тропы и стилистические фигуры использует?

4. Какова лексика стихотворений?

5. Какие ассоциации вызывают у вас стихотворения « Изба- святилище земли» и « Рождество избы»? Почему поэт называет стихотворение « Рождество избы»?

Образ избы как начала, средоточия жизни, источника вдохновения проходит через многие стихотворения Клюева (см презентацию). Песенная, фольклорная стихия (не случайно и Клюев, и Есенин многие свои стихи называют песнями). Оба сначала овладели приёмами стилизации « под фольклор», а затем осваивают формы фольклорного поэтического мышления, создавая оригинальные произведения, близкие фольклорным не только по форме, но и по существу мысли, образа, идеи. Общим для них был и интерес к героическим страницам русской истории, легендарным образам богатырей и подвижников.

Клюеву и Есенину был дан поэтический дар создания живописных картин русской природы. В их песенных стихах органично сочетались психологическое состояние человека и эмоциональный настрой пейзажа. Клюев же не только мастерски живописует родной северный пейзаж. Он, как потомок неистовых проповедников, негодующе обличает тех, кто рожден с холодным, равнодушным сердцем, а потому враждебен природе:

И плевком незабудку обжёг,

Зарябило слезинками плёсо,

Сединою заиндевел мох…

…Заломило черёмуха руки,

Сын железа и каменной скуки

Попирает берестяный рай.

После Октябрьской революции оказывается, что Клюев со своим « мужицким раем» чужд новой власти, да и она чужда ему. В поэме «Погорельщина» поэт обращается ко временам Андрея Рублёва, но ритмы, фразы современной ему России врываются в
произведение, сменяясь видениями лирического героя, образами внеисторического времени. С болью поэт пишет о современных ему событиях- об утрате мастеровитости, крестьянских ценностей. О распаде русской деревни:

Не стало кружевницы Прони,

С коклюшек ускакали кони,

Лишь златогривый горбунок

За печкой выискал клубок,

Его брыкает в сутеменки…

А в горенке по самогонке

Тальянка гиблая орёт-

Хозяев новых обиход.

В годы « великого перелома» эта поэма не могла быть напечатана.

« Я сгорел на своей «Погорельщине», как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на костре пустозерском»,- писал Н.Клюев.

Видя с какой неуёмной ретивостью новые власти отторгают от народа многовековую культуру, поэт пророчески предупреждал:

«Направляя жало пулемёта на жар-птицу, объявляя её подлежащей уничтожению, следует призадуматься над отысканием пути к созданию такого искусства, которое могло бы утолить художественный голод дремучей, черносошной России… А пока жар-птица трепещет и бьётся смертельно, обливаясь самоцветной кровью под стальным глазом пулемёта»

(« Последний Лель»).

Через 20 лет после революции поэт скажет на следствии:« Осуществляемое при диктатуре пролетариата строительство социализма в СССР окончательно разрушило мою мечту о Древней Руси… Я считаю, что политика индустриализации разрушает основу и красоту русской народной жизни, причём это разрушение сопровождается страданиями и гибелью миллионов русских людей… Окончательно рушит основы и красоту той русской народной жизни, певцом которой я и был, проводимая коммунистической партией коллективизация. Я воспринимаю коллективизацию с мистическим ужасом, как бесовское насаждение».

Судьба С.Клычкова. Сообщение учащегося (учебник « Русская литература 20 века.1 часть» под редакцией В.П.Журавлева. М, «Просвещение».2010г).

Клычкова небезосновательно называют предшественником Есенина. По своей ясности и безмятежности ранняя лирика Клычкова напоминает произведения календарной обрядовой лирики. Так же как и в народной лирической песне, высшим идеалом красоты у поэта является природа. Поэтизация сельской природы, труда крестьянина, народных праздневств - наиболее характерная черта поэзии Клычкова. Праздник и труд у него не противопоставлены, а продолжают друг друга, чем успешней труд, тем радостней праздник. Наиболее последовательно эта мысль выражена в сборнике «Кольцо Лады» (1913 г). В этой книге два главных героя - Дед и Лада. Дед- собирательный образ труженика, хранителя мудрости, трудового и нравственного опыта предков. Лада- образ, пришедший из языческих славянских мифов, девушка-невеста, девушка-мечта.

Выразительное чтение стихотворений . « Дедова пахота», « Лада купается», « Дед отборонил», « Лада в саду», « Лада в хороводе», « Дед с покоса».

1.Как создается настроение стихотворений?

2.Какие образы создает поэт?

3. Какая лексика используется в стихотворениях?

4. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт?

5. Какие ассоциации вызывают стихотворения?

Судьба Петра Орешина. Сообщение учащегося (учебник « Русская литература 20 века. 1 ч.» под редакцией В.П.Журавлёва. М. «Просвещение». 2010 г). В первой книге стихов «Зарево» (1918 г) нашли отражения те же темы и образы, свойственные стихам
С.Есенина, Н.Клюева, С.Клычкова, но если у собратьев по « крестьянской купнице» почти неразличимы социальные мотивы, то Орешин с болью пишет о далеко не поэтических сторонах крестьянской жизни:

А сердце всё изранено,

Всё кровью истекло,

Проклятое, болезное,

Голодно село.

Характерная для «новокрестьянской» литературы поэтизация народной жизни присуща и творчеству Петра Орешина. Но это особая поэтизация. Орешин эстетизирует хлебородную мощь земли. Исследователи уже давно заметили особое значение эпитета « ржаной» в его художественной системе:

О, край родной,

Как ты чудесен:

Ржаная степь, ржаной народ,

Ржаное солнце, и от песен

Землёй и рожью отдаёт.

Рожь, жито в русском языке, русской поэзии издавна ассоциировались с жизнью. Это слово становится в стихах Орешина символом грубоватой простоты и силы, непрерывности крестьянской жизни. « Ржаное солнце» - это сразу и сила, и тепло, и свет.

Выразительное чтение стихотворения « О, край родной», « Страда».

Страда.

Рожь густая недожата,

Осыпается зерно.

Глянешь в небо, через хаты,

Небо в землю влюблено.

Зной палит. В крови ладони.

Рожь, как камень, под серпом.

Руки жнут, а сердце стонет,

Сердце сохнет об одном.

Думы, думы, тяжко с вами,

Серп не держится в руках.

Мил лежит под образами,

Точно колос на полях.

Рожь густая, — не одюжишь

Ни косою, ни серпом.

И поплачешь и потужишь

Над несвязанным снопом.

Беседа по вопросам после выразительного чтению стихотворений.

1.Каким чувством пронизаны стихотворения?

2.Какие образы создает поэт?

3. Что общего в поэзии Н.Клюева, С.Клычкова и П.Орешина и в чем вы видите различие?

4. Какие ассоциации у вас вызывают стихи П.Орешина?

5.Каково значение эпитета «ржаной» в поэтическом мире поэта?

Лирический герой предстает одиноким мечтателем, иногда принимающим облик странника, инока, пастуха-певца, грезящего « наяву али во сне». Он черпает радость только в общении с природой. Клычков был далек от политики, от общественной жизни. Поздняя лирика становится более конкретной, освобождается от условности и сказочности.

Только в стихотворении « Предчувствие» отражается тревога за судьбу России(1917 г).

Та же Русь без конца и без края,

И над нею дымок голубой-

Что же я не пою, не рыдаю

Над людьми, над собой, над судьбой?

И мне мнится: в предутрии пламя

Пред бедою затеплила даль

И сгустила туман над полями

Небывалая в мире печаль.

После революции не пожелавший подчиниться « требованиям времени» (отказаться от крестьянских мотивов в поэзии) Сергей Клычков оказался под беспощадным обстрелом рапповской критики. « В гостях у журавлей» был последним оригинальным
поэтическим сборником поэта. Клычков вынужден был заняться переводами (эпические переложения народов СССР). Это не спасло поэта: в июле 1937 г.С.А.Клычков был арестован и вскоре расстрелян.

Судьба Александра Ширяевца (Абрамов). Сообщение учащегося.

В истории русской поэзии первой четверти ХХ века поэт А.В.Ширяевец (1887 - 1924) был самобытной и незаурядной творческой личностью, его талант был ярок и многогранен. Он писал стихи, песни, поэмы, прозу, драматургию, произведения
для детей и литературно-критические статьи. «Поэт милостью божьей» «волжский гусляр», «певец волжского раздолья», «волжский соловей» - так называли Александра Ширяевца его современники. «Баюном Жигулей и Волги» нарек его, своего любимого
друга, Сергей Есенин. Биография А.В.Ширяевца еще не написана. Поэтому здесь использованы воспоминания современников, исследования творческой биографии поэта, архивные материалы.

Малая родина Александра,село Ширяево, раскинулось на берегу Волги. Место красивое, запоминающееся. Дома построены у расширяющегося устья Ширяевского оврага, который извилистой лентой тянется на территории Самарской Луки. Здесь можно встретить скалы и каменистые степи, родники и поляны, березовые и сосновые леса. По обеим сторонам оврага (буерака) к Волге спускаются две горы: Попова и Монастырская. Склоны гор заросли лесом. С их вершин хорошо просматривается широкая долина «междугорья» с поселком. И открывается во всем величии речная гладь Волги.

В междугорье залегло -

В Жигулях наше село.

Рядом Волга… Плещет, льнет,

Про бывалое поет…

Начиная с самых ранних стихотворений поэт склоняется к народно-песенному творчеству. «Волжские» произведения, посвящённые родному Ширяеву и Волге выполнены в плясовом стиле, в них ярко выражен безудержный темперамент поэта, лихость, «разинщина».
Восточные темы («Пески», «Голодная степь») выдержаны в сдержанном тоне, этим произведениям свойственна «созерцательная отстранённость».

В 1912 году начинается переписка Ширяевца с Н. Клюевым, которая оказала существенное влияние на творчество начинающего поэт. В № 1 журнала «Друг народа» в 1915 году одновременно были напечатаны стихотворения: «Узоры» Сергея Есенина и
«Хоровод» Александра Ширяевца. После публикации Есенин шлёт последнему в Ташкент письмо: «Извините за откровенность, но я вас полюбил с первого же мной прочитанного стихотворения… Вы там вдалеке так сказочны и прекрасны… Со стихами моими вы ещё познакомитесь. Они тоже близ вашего духа…»

Таким образом, ещё не будучи лично знакомым с другими «новокрестьянскими
поэтами», Ширяевец уже становится заметным членом группировки новокрестьянских поэтов.

После издания в 1915—1917 годах четырёх сборников поэзии литературный критик В. Ходасевич упрекнул поэта в том, что тот воспевает народ, которого «скоро не будет»: «…быт наших стихов уже почти кончен, возврата к нему не будет. Прощайтесь-ка с ним — да и в дорогу!». В ответном письме Александр Ширяевец ответил:

«И что прекраснее: прежний Чурила в шёлковых лапоточках с припевками да присказками, или нынешнего дня Чурила, в
американских щиблетах, с Карлом Марксом или «Летописью» в руках захлёбывающийся от открывающихся там истин?.. Ей-богу,
прежний мне милее!.. Ведь не так-то легко расстаться с тем, чем жили мы несколько веков! Да и как не уйти в старину от нынешней неразберихи, ото всех этих истерических воплей, называемых торжественно «лозунгами»… Может быть, чушь несу я страшную, это всё потому, что не люблю я современности окаянной, уничтожившей сказку, а без сказки какое житьё на свете?..

В 1924 году появляется одно из последних стихотворений поэта, в которой он в очередной раз подчёркивает своё несогласие с современностью, свою любовь не к фабричной «считающейся с Карлом Марксом, Руси», а к

Руси деревенской, земледельческой.

Никогда старина не загаснет:

Слишком русское сердце моё…

Позабуду ли песни на Клязьме!

Как я мчался с тяжелым копьём…

Вечевые прибойные клики!

Ветер Волхова вздул паруса!

То палач я, то нищий калика

То с булатом в разбойных лесах…

Не припомню, какого я роду,

Своего я не помню села…

Ускакал я в бывалые годы,

Старь родная меня занесла.

(Выразительное чтение стихотворений А.Ширяевца.)

Александр Ширяевец. Стихи.

Скрипка

Пела скрипка, и чудился раненый

Белый лебедь... алела волна...

И мерещился взгляд затуманенный

Свет- Царевны в плену колдуна...

"Не печалься, тюрьму опрокину я!

Ты недаром меня столько ждешь!"

Но звенела тоска лебединая:

"Не найдешь... Без Царевны умрешь..."(Александр Ширяевец.Стихи, 1914 г.)

Скитница

Унывно-ласковые взоры -

Родник нездешней красоты...

Уста - раскольничьи затворы,

В снах - заповедные скиты...

Уйдешь из мира, примешь схиму,

Схоронишь девичью красу...

И узришь крылья серафима

Ты в смольной келье и в лесу...

И не уронишь наземь четки,

Не побледнеешь у ворот,

Когда невесело на лодке

Жених твой мимо проплывет. (Александр Ширяевец - стихи, 1915-1920?)

Беседа по вопросам после чтения стихотворений .

  1. Какие образы создает поэт?
  2. Каким настроением пронизаны его стихотворения?
  3. К каким фольклорным, библейским образам обращается поэт?
  4. Какова лексика стихотворений?
  5. Как вы понимаете слова А.Ширяевца: «… не люблю я современности окаянной, уничтожившей сказку, а без сказки какое житьё на свете?» ?

Подведём итоги.

Поддержав изначально революцию, обещавшую рай на земле крестьянам, новокрестьянские поэты оказались «лишними» после революции. Исчезли их иллюзии, вера в большевисткие преобразования. Они стали объектами постоянных нападок, ядовитых « разоблачений» со стороны критиков и идеологов, претендовавших на выражение « передовой», пролетарской позиции. И тогда в их стихах зазвучали мотивы не просто трагедии революционного распятия России, но и вины растоптавшего её непутёвого, разгульного, поддавшегося на подмены и соблазны дьявольских козней её сына - её собственного народа.

По мнению А.Михайлова, « общественная дисгармония, к которой привела революция, явилась отражением целого клубка противоречий: идейных, социальных, экономических и других. Однако в задачу советских идеологов входило представить новое государственное устройство как единственно правильное, поэтому они стремились во что бы то ни стало перекодировать механизм национальной памяти. Чтобы предать прошлое забвению, носителей родовой памяти уничтожали. Погибли все новокрестьянские поэты- хранители национальных святынь».

Только А.Ширяевец, рано ушедший из жизни (1924), и С.Есенин (1925) не дожили до времён массовых репрессий, поглотивших их единомышленников.

Прошло время, и поэзия некогда вычеркнутых из литературы новокрестьянских поэтов вернулась к читателю, к народу.

Новокрестьяская поэзия с полным правом может считаться неотъемлемой частью творческого наследия русского Серебряного века. Крестьянская духовная нива оказалась значительно плодороднее, чем пролетарская идеологическая почва, на яркие творческие личности. Пролетарская поэзия не выдвинула по-настоящему крупных мастеров слова, а крестьянская раскрыла « первоклассный талант Клычкова- поэта и прозаика, замечательное дарование Орешина и Ширяевца…А два поэта- Клюев и Есенин, будучи духовными и творческими лидерами « крестьянской купницы» и выразив точнее и совершеннее своих собратьев её устремления, встали в ряд классиков русской литературы» (С.Семенова).

Закончить урок хочется стихами поэтов, звучащих,как прежде, так и в наше время удивительно свежо, проникновенно, безыскусно и очень искренно. Тревога за судьбу красоты в живом мире в душе человека актуальна и сейчас. Нам ещё предстоит открыть художественный мир этих поэтов.

Сергей Клычков.

Среди людей мне страшно жить.

* * *

Среди людей мне страшно жить,

Мне, как ребенку среди ночи,

Так хочется порой смежить

Души наплаканные очи.

Как на покойницу убор,

Легла на землю тень от плахи.

Ты слышишь, что бормочет бор?

Скажи, о чём щебечут птахи?

На всех, на всем я чую кровь,

В крови уста, цветы, ресницы.

О, где ты, мать людей, - Любовь?

Иль детям о тебе лишь снится?

Спаси, помилуй, пожалей,

И не для казни и расплаты

Сойди и свет среди полей

Пролей на пажити и хаты.

Родимый край угрюм и пуст,

Не видно рыбаря над брегом.

И лишь улыбка чистых уст

Плывет спасительным ковчегом. (Сергей Клычков.Стихи, 1922)

Николай Клюев.

Обозвал тишину глухоманью,

Надругался над белым « молчи»,

У креста простодушною данью

Не поставил сладимой свечи.

В хвойный ладан дохнул папиросой

И плевком незабудку обжёг,-

Зарябило слезинками плёсо,

Сединою заиндевел мох.

Светлый отрок- лесное молчанье,

Помолясь на заплаканный крест,

Закатилось в глухое скитанье

До святых, незапятнанных мест.

Заломила черёмуха руки,

К норке путает след горностай…

Сын железа и каменной скуки

Попирает берестяный рай. (1914 и 1916)

Домашнее задание.

  1. Анализ стихотворения Н.Клюева (по выбору).
  2. Прочитать стихотворения С.Клычкова, П.Орешина, А.Ширяевца.
  3. Наизусть (по выбору): С.Клычков «Лель цветами всё поле украсил», « Леший»;

Н.Клюев « Изба- святилище земли» (Из цикла « Поэту Сергею Есенину», отрывок), « Пусть я в лаптях».

Использованная литература.

  1. « Поурочные разработки по русской литературе». Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва.М. «Вако» .2010.
  2. « Поэзия Серебряного века. Антология».М. « Эксмо». 2010.
  3. « Русская литература 20 века. 11 класс». Авторы: Л.А.Смирнов, О.Н.Михайлов, А.М.Турков и др. М. « Просвещение». 2011
  4. «Мастера русской живописи». Авторы: М. Алленов, Е.Алленова и др.М. « Белый город». 2008.
  5. Интернет. Википедия.
  6. « Васнецов». М. «Директ-медия».2010. Автор текста: С.Королева.
  7. «Рерих». М. «Директ-медия». 2010. Автор текста: Н. Башкова.