Правописание 1 и 2 н в наречиях. Правописание н и нн в разных частях речи. Правописание наречий с -н

Например.

ТоржествеННо – торжествеНН ый.

ИнтересНо – интересН ый.

ПутаНо – путаН ый.

Упражнение

Проверьте правильно ли Вы записали словосочетания .

Вскрикнул испугаНН о,

смотрел рассеяНН о,

делает искусН о,

относился легкомыслеНН о,

ждал бесконечН о,

говорить обдумаНН о,

отвечать путаН о,

времеНН о отсутствовать.

Н и НН в наречиях на -О, -Е

Наречия надо отличать от кратких причастий, в которых пишется Н, и от кратких прилагательных, в которых пишется столько Н, сколько и в полной форме.

Например. как?

Класс сосредоточеННо (внимательно) слушал объяснения учителя (наречие).

Лицо было сосредоточеННо, серьезНо (кр.прил.).

Войска были сосредоточеНы на равнине (кр.прич.).

(сосредоточились)

Проверьте упражнение .

1. Выставка организоваН а спонсорами (кр.прич.).

2. Экскурсия прошла организоваНН о (наречие).

3. Ученица дисциплинироваНН а и организоваНН а (кр.прил.).

4. Все слушали сообщение взволноваНН о (нар.).

6. Собрание взволноваН о сообщением (кр.прич.).

7. Она была невнимательН а и рассеяНН а (кр.прил.).

8. Вчера он слушал рассеяНН о (наречие).

9. Семена рассеяН ы по полю (кр.прич.).

Помни! Прежде чем будешь применять правило, посмотри, не является ли это слово исключением! К ним относятся: неожидаННый медлеННый страННый свящеННый чваННый чекаННый желаННый окаяННый делаННый невидаННый неслыхаННый нечаяННый неждаННый негадаННый жемаННый рдяНый пряНый зелеНый свиНой бараНий сиНий румяНый багряНый юНый смышлеНый назваНый (брат) посажеНый (отец)

Существительные и наречия.

В наречиях пишется столько же Н, сколько и в словах, от которых они были образованы:

взглянул беше?о – беше?ый (см. часть №1 правила: образовано от глагола бесить несовершенного вида, без приставки и суффиксов –ОВА/-ЕВА = бешеНый = бешеНо)

Помни! Прежде чем будешь применять правило, посмотри, не является ли это слово исключением!

К ним относятся:

мошеННик тружеНик

племяННик

придаНое ставлеННик даННик беспридаННица

Алгоритм действий.

1. Определи, какой частью речи являются слова, в которых пропущены –Н- или –НН-. Это необходимо для того, чтобы знать, какой часть правила пользоваться.

2. Вспомни, не является ли это слово исключением.

3. Подумай, от какого слова образованы разбираемые слова.

4. По правилу определи написание.

Разбор задания.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Манеры его не отличались простотой, а были изыска(1)ы. В лабиринте кривых, узких и немоще(2)ых улиц вечно шмыгал народ. Шоферы спорили с погрузчиками, что машина недогруже(3)



а. 1) 1,2 2) 1,3 3) 1,2,3 4)

1 Манеры (каковы?) изыска(1)ы. Это краткое прилагательное, так как его можно заменить полной формой изыска…ый. Определяем написание полной формы: изыска…ый образовано от глаголаизыскать, в котором есть приставка из-.

Таким образом, как в полной, так и в краткой форме пишем две НН.

Немоще(2)ых (каких?) улиц. Это полное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида мостить. Приставка не- не влияет на написание, суффиксов –ОВА/-ЕВА нет, зависимые слова тоже отсутствуют. Пишем одну Н.

Машина недогруже(3)а (что сделана?). Это краткое причастие, так как можно заменить глаголом недогрузили. В кратких причастиях пишется одна Н.

Таким образом, правильный вариант – ответ №4.

Потренируйся.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Дом стоял несколько в стороне от леса; стены его тут и там были подновле(1)ы свежими лесинами, окна покраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(3)ое резьбой, еще пахло смолой.

1) 1 2) 1, 2 3) 3 4) 1, 2, 3 2.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девичья фигура в белоснежном платье с плете(3)ыми рукавами.

1) 1 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 1, 2 3.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? На картине «Кермесса» Рубенс изобразил толпу разгоряче(1)ых горожан, отчая(2)о отплясывающих беше(3)ый танец. 1) 1 2) 1, 2 3) 3 4) 1, 3



Ответы: 3, 3, 3.

1.Как можно отличить прилагательное от причастия? (Если нет зависимых слов и нет приставки, то это прилагательное: груженый вагон, вязаная кофта. В кратких прилагательных пишется столько -Н-, сколько в полных). Но в кратких причастиях всегда пишется одна буква Н.

2) Краткие отглагольные прилагательные можно отличить от кратких причастий тем, что они не имеют после себя дополнения, отвечающего на вопрос «чем? кем?».

Например. Население было собрано начальником гарнизона.

Она воспитана в строгих правилах.

3) Краткие прилагательные можно заменить другими прилагательными

Девушка начитанна (умна, эрудированна)

· Отличите наречие от прилагательного и причастия.

Распределите словосочетания по колонкам таблицы

Смотрел удивленно, раздражен шумом, мышцы напряжены, походка медленна,

помощь обеспечена, все удивлены, поступил совершенно правильно, жил обеспеченно, говорил раздраженно, работали напряженно, шел медленно, конструкция совершенна.

· Обобщение.

Какие разделы науки о языке мы вспомнили? (Орфоэпия, словообразование, морфология, морфемика, синтаксис).

Домашнее задание.

7 КЛАСС.

составьте с ними предложения.

дружный,
совершенный,
постепенный,
холодный,
ветреная,
уверенный,

характерный,


7 КЛАСС.
Правописание Н и НН в наречиях.
Карточка 2. Вставьте Н или НН, укажите прилагательные, от которых образованы наречия.
Как помогают они в написании Н и НН в наречиях?
Испуга…о, отчая…о, организова…о, охот...о, попар...о, надума...о, озор...о, несомне...о,
звуч...о, бесшум...о, зауче…о, собра...о, притвор...о, тума...о, искажё...о, рассерже...о, убра...о,
обдума...о, растеря...о, огорчё...о, наполне...о.
Какие два слова не являются наречиями? Какой частью речи они являются? Как это
влияет на написание Н и НН?
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)
____________________________________________________________________________________
7 КЛАСС.
Правописание Н и НН в наречиях.
Карточка 3. Раскройте скобки и вставьте, где нужно Н или НН, а также другие пропущенные
буквы.
1. Девочка смуще…о улыбалась. 2. Танцовщица двигалась грациоз..о, медле…о, изящ…о4.
3. Как только гости разошлись, сразу стало как(то) пусты…о. 4. Зрители начали хлопать
преждевреме…о. 5. Мужчине плакать (не)прилич…о. 6. Любил я тай…о. 7. Хвалу приемли
равнодуш…о. 8. И медле…о жгли их до утра огнём. 9. Он отнёсся к нам благоскло…о. 10. И
многие годы (не) слыш…о прошли. 11. Она выглядит роскош…о.
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)
___________________________________________________________________________________
7 КЛАСС.
Правописание Н и НН в наречиях.
Карточка 1. От данных прилагательных образуйте наречия, объясните их правописание,
составьте с ними предложения.
Активный, неожиданный, негаданный2, деятельный, выполненный, удивительный,
дружный,
совершенный,
постепенный,
холодный,
ветреная,
уверенный,
встревоженный, естественный, безобразный.
характерный,
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)

____________________________________________________________________________________
7 КЛАСС.
Правописание Н и НН в наречиях.
Карточка 4. Раскройте скобки и вставьте, где нужно Н или НН, а также другие
пропущенные буквы.
1. Всё вокруг было очень таинстве…о. 2. Тоску изгнанья мы делили друж…о. 3. Но веч…о
любить (не)возмож…о. 4. Есть речи – значенье тем…о иль ничтож…о, но им без волнения внимать
(не)возмож…о. 5. Она смотрела на меня изумлё…о. 6. Я заходил постоя…о в аптеку. 7. Нельзя
рассказывать моното…о. 8. Мужчине плакать (не)прилич…о. 9. Как только гости разошлись, сразу
стало как(то) пусты…о.
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)
____________________________________________________________________________________
7 КЛАСС.
Правописание Н и НН в наречиях.
Карточка 5. Спишите, объясняя орфограммы и пунктограммы графически. Наречия

1. Немая степь синеет и венцом серебря_ым Кавказ объемл_т. 2. А море ч_рное шумит
(не) умолкая4. 3. Удастся ль мне на миг забыт_ся памятью к (не)давней старине. 4. И скучно, и
груст_о, и (не)кому руку подать в минуту душевной (не)взгоды. 5. Слушай дядя: дар бесце_ый!
Что другие все дары? Но его от всей вселе_ой я таил до сей поры. 6. Многие годы (не)слыш_о
прошли.
Выполните фонетический разбор слова скучно. Какова особенность произношения
слов скучно и грус_но?
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)
____________________________________________________________________________________
7 КЛАСС.
Правописание Н и НН в наречиях.
Карточка 6. Спишите, объясняя орфограммы и пунктограммы графически. Наречия
подчеркните как члены предложения. Укажите их разряд по значению.
1. (Н_)чей благоскло_ый (не)радуя взор колебл_мы вихрем и зноем палимы без пользы
р_сли мы (М. Лермонтов). 2. Инженер выполнил работу очень квалифицирова_о. 3. На нём
(не)обыкнове_о яркий наряд. 4. На улице вдруг стало очень ветре_о. 5. Приказы выполнять
(не)укоснительно. 6. Строжайше б запретил я этим лицам на выстрел под_езжать к столицам (А.
Грибоедов). 7. И тот кто с песней по жизни шагает тот (н_)когда и (н_)где (не)пропадёт.
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)
____________________________________________________________________________________
7 КЛАСС.
Правописание Н и НН в словах.
Карточка 7. Спишите, вставляя Н или НН, раскрывая скобки. Поставьте запятые.

1. Балко_ая дверь плохо закрывается нуж_о починить. 2. Запуга_ый угрозами Петров
(не)сказал (ни)слова4. 3. Я охотно верю что ты учил стихотворение но, к сожалению, (не)доучил. 4.
Бабушка испекла мой любимый слоё_ый торт. 5. Операцио_ая должна сверкать чистотой. 6. Завтра
на ужин приготовлю ваш любимый макаро_ик. 6. В нашем доме открыли фирме_ый магазин.
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)

Алгоритм распознавания «Н или НН писать в словах » предполагает умение определить:

  1. часть речи анализируемого слова (прилагательное, причастие, существительное, наречие);
  2. грамматическую форму , в которой оно употреблено (полная или краткая);
  3. часть речи производящего слова (слова, от которого образовано анализируемое ), а если это глагол — то его вид ;
  4. наличие зависимых слов .

В существительных, наречиях и сложных прилагательных пишите столько Н , сколько в исходном слове. Сначала найдите производящее слово, затем работайте по алгоритму: вареник — вареный — варить (несов. вид); путано (отвечать) — путаный путать (несов. вид); запутанно (мыслить) — запутанный — запутать (сов. вид), свежемороженый — мороженый — морозить (несов. вид), немороженый — мороженый — (не) морозить (несов. вид).

Запомните: необходимо найти ближайшее по смыслу прилагательное или причастие.

Не перескакивайте через ступеньку — не образовывайте существительное или наречие сразу от глагола или существительного: нефтяник образовано от нефтяной (работник нефтяной промышленности), а вот нефтяной уже от нефть . Согласно законам словообразования все наречия на произведены от прилагательных (сдержанно — сдержанный и т.п.)

Н и НН в полных формах причастиях и прилагательных

Самое сложное — разграничить Н — НН в полных формах прилагательных и причастий. Здесь разграничение собственно на прилагательные и причастия несущественно: последовательность действий и результат для тех и других одинаковы.

Исключения для указанного алгоритма:

  1. Н — ветреный (но: безветренный ), приданое, юный, румяный, багряный, свиной (непроизводные слова);
  2. НН — стеклянный, оловянный, деревянный , неслыханный, невиданный, (не)виденный, нежданный, негаданный, желанный, священный, медленный, читанный, считанный, данный, окаянный (от устар. окаяти = осудить, сов. вида), неожиданный, нечаянный, нетленный, жеманный, деланный и некоторые другие.
  3. С одной Н пишутся также притяжательные прилагательные (отвечают на вопрос чей?) с основой на -Н: бараний, фазаний, вороний, кабаний.
  4. Глагол ранить — так называемый двувидовой: он может выступать в предложении в значении как совершенного, так и несовершенного вида. Для того чтобы правильно написать Н-НН (за исключением особо сложных случаев), достаточно работать с ним как с глаголом несовершенного вида: раненый боец — израненный солдат, раненный в перестрелке, тяжелораненый, раненный тяжело.
  5. Различаются прилагательные масляный (образовано от существительного масло + -ян-; в значении «для масла, из масла, на масле» (масляное пятно, масляные краски, масляный насос) и масленый в значении «пропитанный, смазанный маслом», образованное от глагола несовершенного вида маслить (вспомните, перед Н-НН гласный И инфинитива меняется на Е): масленая каша, масленый блин, масленая неделя (масленица), а также в переносном значении — масленые глаза (глаза, которые блестят, будто пропитанные маслом). Сравните также: ветреный человек — ветряная оспа, ветряная мельница; соленый груздь (от глагола солить) — соляная кислота.

Н и НН в кратких формах причастиях и прилагательных

Краткая форма наиболее употребительна у страдательных причастий прошедшего времени (брошенный — брошен, брошена, брошено) и у прилагательных (веселый — весел, весела, весело).

Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных достаточно ясно и лаконично:

  1. кратких страдательных причастиях пишется Н;
  2. в кратких прилагательных — столько, сколько в полных.

Поэтому важно только точно определить, какой частью речи — прилагательным или причастием — является слово .

Запомните смысловые и грамматические признаки, разграничивающие прилагательные и причастия.

  1. Причастие обозначает действие , обычно его можно заменить синонимичным глаголом, «перевернув» предложение или построив неопределенно-личное (безличное): Баржа выгружена рабочими Рабочие выгрузили баржу ; Что написано пером — Что написали пером.
  2. При причастии есть или можно придумать зависимое слово в творительном падеже , которое обозначает производителя этого действия или инструмент: выгружена (кем?) рабочими ; написано (чем?) пером.
  3. Те слова, которые не удовлетворяют двум вышеописанным критериям, те. не являются причастиями, — краткие прилагательные . Добавим для большей надежности, что они отвечают на вопрос каков? какова? , обычно относятся к существительному и обозначают качество : девушка была красива и хорошо образованна (подсказкой может служить однородный член — краткое прилагательное красива ).

Увидев слово с конечным , сначала проверьте, не наречие ли оно (наречие относится к глаголу и отвечает на вопрос как? ). Если да, пишите столько Н , сколько в полной форме. Если нет, тогда смотрите, краткое причастие это или краткое прилагательное.

Образец. Он поступил необдума..о — поступил как? необдума..о , это наречие (в предложении является обстоятельством), следовательно, определяю производящее слово — обдуманный (от глагола совершенного вида). Пишу: необдуманно .