Правила флай леди. Система Флай леди. Уборка дома, задания на каждый день, журнал, книга. Еженедельный час благословения дома

Стремительный ритм жизни нередко требует от современной хозяйки четкой расстановки приоритетов в неразрывной цепочке «профессиональная карьера-личные интересы-повседневные домашние обязанности». Однако, как показывает жизненная практика, сделать правильный выбор в пользу того или иного «звена» зачастую бывает весьма непросто. Тем, кто устал разрываться между работой и домашними делами, на помощь придет Fly Lady - эффективная программа, позволяющая даже самым занятым женщинам неизменно содержать свое жилище в идеальном порядке.

При этом у активных сторонниц Флай Леди остается достаточно свободного времени, чтобы посвятить его любимому хобби или мероприятиям по сохранности красоты, здоровья и молодости.

На чем же основана столь уникальная система и каковы секреты ее удивительной эффективности? Ответить на эти и другие вопросы поможет наше расследование.

Своим появлением система «Fly Lady» обязана некогда обычной американской бизнес-леди и домохозяйке, а ныне - известной широкому женскому кругу писательнице Марле Силли (Marla Cilley).

Однажды, в преддверии наступающего 1999 года, Марла вдруг задумалась над вопросом: почему все ее попытки эффективно совмещать работу и ведение домашнего хозяйства, вопреки прилагаемым усилиям, не приносят высоких и стабильных результатов. После тщательно и скрупулезно проведенного анализа женщина сделала следующие выводы: невозможно обеспечить порядок во всем и сразу, если не придерживаться в своих действиях определенной рациональной системы.

Марла решила изменить подход к ведению повседневных дел, начиная с первых дней нового года, и в ближайшее же время разработала для себя ряд правил, которые должны были помочь ей избавиться от хаоса в доме и в жизни. Испробованные на личном опыте, основательно «отшлифованные» и систематизированные, впоследствии эти правила были заложены в основу исключительно популярной и востребованной сегодня программы Fly Lady.

Изначально название творения Силли представляло собой аббревиатуру «FLY» (Finally Loving Yourself), что в переводе с английского означает «наконец-то полюбить себя»). В дальнейшем к первой части было добавлено слово «lady», в результате чего название приобрело смысл, идеально соответствующий сути новоизобретенной программы. В буквальном переводе Флай Леди означает «летающая хозяйка», то есть хозяйка, умеющая быстро, легко и играючи справляться с любыми домашними делами.

Как стать «летающей домохозяйкой»: секреты настоящей Флай Леди

Чтобы испытать на себе все преимущества ведения домашнего хозяйства по системе Флай Леди, совершенно не обязательно обладать какими-либо особенными талантами и навыками. Все, что потребуется - это запастись желанием и терпением, активно «включиться» в освоение программы и дисциплинированно следовать ее основным принципам. При соблюдении этих нехитрых условий вы наверняка очень скоро отметите, что теперь ваше жилище неизменно сияет восхитительной чистотой, в то время как уборка отнимает у вас всего лишь 15 минут ежедневно. Итак, приступаем к постижению секретов «летающей домохозяйки»!

Включаем таймер на 15 минут

Прежде всего, программа Fly Lady подразумевает следующее: уборка должна осуществляться по зонам, и обязательно - с соблюдением рекомендованного времени, которое составляет 15 минут в день. Не спешите сделать все сразу и не затрачивайте на домашнюю работу ни одной «ненормированной» минутки.

На первый взгляд может показаться, что четверть часа в день - слишком мало для того, чтобы содержать жилище в безупречном состоянии. Действительно, быстро добиться высокого результата получается далеко не у всех хозяек. Однако по мере избавления от хлама и наведения порядка в отдельных зонах вы убедитесь, что 15 минут - более чем достаточно для поддержания стабильной чистоты в вашем доме.

Первое, с чего стоит начать при постижении азов системы Флай Леди, - это с определения отдельных зон для дальнейшей уборки. Дело в том, что, согласно программе Марлы Силли, мероприятия по наведению чистоты и порядка следует осуществлять по следующему принципу: в течение одной недели - уборка в одной зоне, по 15 минут ежедневно.

Рассмотрим ориентировочную схему зонирования на примере стандартной двухкомнатной квартиры:

  • Зона № 1: кухня.
  • Зона № 2: гостиная.
  • Зона № 3: спальня.
  • Зона № 4: прихожая
  • Зона № 5: санузел + лоджия.

Пошаговая еженедельная уборка каждой отдельной зоны со временем обеспечит постоянное присутствие сияющей чистоты в вашем доме, поскольку порядок во всех уголках жилища в итоге будет доведен вами практически до совершенства.

Составляем план работ на неделю

После того, как зоны для уборки определены, наступает время для составления плана домашних мероприятий на первую неделю. При планировании важно помнить, что на работы по дому следует выделять не более четверти часа в день.

Если в качестве первого объекта для уборки вы избрали кухню, недельный план может выглядеть следующим образом:

  • Понедельник: вымыть дверь и окно.
  • Вторник: почистить кухонную плиту и чайник.
  • Среда, четверг: навести порядок в кухонном шкафу.
  • Пятница: вымыть кафельную плитку.
  • Суббота: почистить СВЧ-печь.
  • Воскресенье: помыть люстру и раковину.

Дисциплинированно следуя намеченному плану уборки, уже спустя неделю вы заметите впечатляющие перемены в состоянии кухонного помещения. А по прошествии пяти-шести недель, когда первые работы будут произведены в остальных зонах, ваше жилище преобразится самым волшебным образом. Продолжайте осуществлять ежедневную уборку «по кругу» - и порядок в доме станет для вас всего лишь привычной традицией!

Флай Леди категорично заявляет: хаосом невозможно управлять, однако в силах каждого - полностью искоренить это явление из своей жизни. Для этого, прежде всего, нужно избавиться от всех бесполезных и ненужных вещей.

Чтобы правильно определиться с решением, следует ли выбрасывать (или передавать в другие руки) ту или иную вещь, необходимо задать себе всего лишь один вопрос: «Пользовалась ли я этим в течение последнего года?» Отрицательный ответ однозначно будет свидетельствовать о том, что наступил «момент расставания».

Разумеется, речь не ведется о семейных реликвиях, дорогих вашему сердцу подарках или предметах, с которыми у вас связаны особенно теплые и светлые воспоминания. Во всех же остальных случаях избавляться от старых вещей следует решительно и безоговорочно.

Еженедельно устраиваем час уборки

Наряду с повседневными 15-минутными работами по дому, система Флай Леди предполагает обязательное осуществление часовой еженедельной уборки.

Чтобы оптимизировать процесс наведения порядка, распределите час на шесть десятиминутных периодов, каждый из которых будет отведен на выполнение конкретной отдельной задачи. К примеру, в течение первой «десятиминутки» вы протираете пыль в квартире, а в последующие отрезки времени - моете пол, пылесосите, выносите мусор, выбиваете коврики и т.д.

Еженедельная уборка является своего рода «итоговым мероприятием», позволяющим приблизить результаты предшествующих дней к максимальному совершенству.

На протяжении дня каждой хозяйке приходится выполнять множество мелких дел, которые Fly Lady именует рутинами. Спектр «рутинных» мероприятий, имеющих отношение непосредственно к домашним обязанностям, более чем широк: мытье посуды, стирка белья, уход за комнатными растениями, пришивание оторванных пуговиц, устранение стихийных очагов беспорядка и т.д.

Невзирая на то, что выполнение рутин, в большинстве случаев, не представляет особенной сложности, многие женщины склонные откладывать их «на потом». Флай Леди же предлагает заниматься рутинами между делом. Например, в процессе варки борща несложно выкроить время на то, чтобы вытереть пыль, а при прослушивании новостей ничто не мешает вам погладить небольшую горку белья или привести в порядок зеркало и кухонную раковину. В итоге вы сможете не только легко и быстро справляться с рутинами, но и ежедневно обеспечивать себе дополнительное количество свободного времени на хобби или другие приятные занятия.

Объявляем войну хот-спотам

Под хот-спотами (в переводе с английского hot spot означает «горячая точка») Флай Леди подразумевает места стихийного скопления различного рода вещей и мелких предметов. Как показывает практика, в качестве хот-спотов чаще всего выступают тумбочки в прихожей, журнальные столики, полки, стулья, кресла и подоконники. Если за этими зонами не следить, то они поразительно быстро захламляются, и приведение их в порядок отнимает впоследствии уйму времени.

Задача «летающей домохозяйки» - своевременно выявлять и оперативно «гасить» образующиеся в доме хот-споты. В идеале, следует приучить себя и всех домочадцев к строгому соблюдению непреложного правила: у каждой вещи есть свое место. К примеру, зонты и перчатки должны всегда лежать на специально отведенных для них полках, а иголки, нитки и ножницы - незамедлительно отправляться после использования в верхний ящик стола-тумбы. Что касается скомканных листов бумаги, конфетных оберток и прочего мусора - присутствие таких вещей категорически непозволительно ни в каком другом месте, кроме мусорного ведра или урны!

Планируя обратиться к системе Флай Леди, обязательно заведите контрольный журнал. В роли такового может выступить обычная толстая тетрадь, которую нужно разделить на три части.

  • Первая часть журнала предназначается для составления планов на предстоящую неделю. При этом в список следует включать как дела по хозяйству, так и любые другие обязательные мероприятия (поход за продуктами, визит в поликлинику, посещение родительского собрания и т.д.).
  • Вторую часть контрольного журнала рекомендуется отвести под планирование не обязательных, но желательных мероприятий, например, шопинга, походов в кинотеатр, посещений салона красоты или встреч с подругами.
  • Третья часть журнала представляет собой аналог записной книжки; здесь вы можете фиксировать всю актуальную для вас информацию: телефонные номера, списки покупок для подготовки ребенка к школе, названия эффективных лекарств или интересных новинок косметики и пр.

Возможно, вы спросите: «Какое отношение имеет такой журнал к ведению домашнего хозяйства?» Самое прямое и непосредственное: составление краткосрочных и долгосрочных планов, наряду с наличием «под рукой» полезной информации, поможет вам быстро приобрести навыки рационального использования свободного времени.

Уход за собой - обязательное мероприятие на каждый день

Насколько бы вы ни были загружены рутинами и прочими домашними делами, не забывайте: настоящая «флай леди» выглядит безупречно при любых обстоятельствах. Поэтому не жалейте свободного времени на уход за своей внешностью. И, конечно же, обязательно уделяйте внимание тому, как выглядит ваша домашняя одежда, в том числе - предназначенная для занятий уборкой.

Постарайтесь всегда пребывать в таком виде, чтобы случайный визит гостей не поверг вас в смущение из-за несоответствия ваших «формы» и «содержания». Помните: даже самый идеальный порядок в доме способен померкнуть и утратить свое великолепие без красивой, ухоженной и любящей себя хозяйки!

Система Флай Леди

\r\n\r\nБольшинство из сегодняшних домашних хозяек мамы приучили к тому, что периодически, не реже раза в неделю, надо заниматься мини-генеральной уборкой, а раз в месяц и просто генеральной. И долгожданная суббота тратится на наведение блеска в квартире — мытье полов, разгребание завалов в шкафах, приведение в порядок одежды и обуви, надраивание кафеля и т.д. По системе флай-леди (FlyLady) уборке надо уделять всего лишь 15-20 минут ежедневно . Флай-леди учит относиться к повседневным домашним делам весело, непринужденно и позитивно.\r\n\r\nИтак, Флай-леди – это своеобразный тайм-менеджмент для домохозяек . Придумала его обычная домохозяйка американка Марла Силли в целях победы над вечным беспорядком в квартире. Увидев результаты своей борьбы, она поделилась ими с другими, такими же домохозяйками и в 1999 году организовала для них электронную рассылку. Через несколько лет её система приобрела бешеную популярность во всем мире.\r\n

Что такое система Флай Леди?

\r\nВ соответствии с принципами системы необходимо поделить всю квартиру на функциональные зоны. Например, зона кухни, коридор, ванная и т.д. В одной из зон настоящая флай-леди ежедневно работает по 15 минут, делая вещи, до которых обычно руки доходят лишь во время генеральной уборки: стирает пыль со шкафов и подоконников, выкидывает старую обувь и износившуюся одежду, чистит кафель и т.д.\r\nКроме этого, одним из важных ежедневных дел флай-леди является отмывание раковины до зеркального блеска. На русскоязычном сайте флай-леди есть подробнейшая инструкция о том, как это сделать в первый раз – из 12(!) пунктов. Сверкающая раковина – вовсе не фетиш «летающих домохозяек». Просто на примере раковины становится видно, как приобретается полезная привычка и затем становится незаметной частью повседневной жизни.\r\n

Основные принципы системы флай-леди:

\r\n1. Первое и самое важное правило гласит: «Ваш дом захламился не за один день, а значит и на уборку завалов и грязи уйдёт тоже не один день». Поэтому не пытайтесь сделать ВСЁ и СРАЗУ Скорее всего, это закончится тем, что вы быстро перегорите и на этом ваша очередная первоклассная идея отправится в архив! \r\n2. Чтобы не устать сразу и навсегда, не потерять запала и не бросить столь увлекательное занятие, как уборка, следует делать только маленькие шажки (BabySteps )! Вам требуется уделять по 15 минут каждый день одной из зон своего жилища. Например, в первые три дня месяца вы занимаетесь только прихожей (это только на первый взгляд кажется, что там нечего делать три дня: протрите зеркало, помойте обувь, разложите вещи в шкафу, наведите красоту на тумбочках, приведите в порядок домашнюю обувь…), следующие три дня уделите санузлу, далее наступает время спальни, потом – кухни и т.д.\r\n3. Ежедневно истинные флай-леди разбирают как минимум одну «горячую точку» в своём жилище! Горячая точка – это место, где скапливается наибольшее количество мусора, например, рабочий стол, прикроватная тумба, полочка при входе в квартиру, холодильник, в общем, ваше излюбленное место для складирования всяческих вещей.\r\n4. Кроме ежедневного 15-минутного разбора завалов вас также ожидают утренняя и вечерняя рутины, куда входит уход за собой, планирование распорядка дня, приготовление одежды для себя, детей и мужа на следующий день, составление всевозможных «напоминалок» (список дел на завтра, список продуктов в магазин, планирование затрат и многое другое).\r\n5. Пятый по счёту, но возможно первый по значению, пункт системы флай-леди – утро вы должны начинать с «наведения красоты». То есть, естественно, принять душ и почистить зубки, а также накраситься и одеться. При этом просто необходимо превратить себя в красавицу.\r\n\r\nБешеный ритм современной жизни и сверхзанятость современной женщины приводят к тому, что наши дома, как правило, забиты всевозможным хламом, поэтому так сложно поддерживать в них порядок. Лишние вещи – это наш настоящий бич. В системе флай-леди существует несколько интересных упражнений, выполняя которые, вы добьетесь того, что ваша квартира перестанет быть местом сосредоточения хлама и в ней появится свежий воздух. 10-15 минут в день – и мусор, мешающий жить вам и вашим близким, исчезает из вашей жизни. Установливаем таймер или будильник на 15 минут и начинаем.\r\n\r\nТаймер — главный инструмент флай-леди . Например, лень вам разбирать многолетние завалы на балконе. Жутко представить, сколько это займет времени, руки сразу опускаются. А если выделить на это дело каких-то 15 минут – это совсем другое дело! Таймер поможет обмануть нашу лень, наш мозг воспринимает его сигнал как возможность прекратить трудиться ровно через 15 минут. Мы не делаем, мы поделываем! Например, между просмотром двух фильмов. Не получилось за это время закончить начатое – ничего страшного! Ведь завтра у нас будут следующие 15 минут.\r\n

Упражнение первое – выкинуть 15 ненужных вещей

\r\nДелаем упражнение быстро и под веселую ритмичную музыку. Приготовили большой пакет под мусор. Задача: собрать в него 15 ненужных вещей. Ходим из комнаты в комнату и не останавливаемся, пока не соберем в него именно 15 вещей. Пакет выбрасываем в мусоропровод и забываем о вещах навсегда!\r\n

Упражнение второе – 27 вещей в подарок

\r\nИдея аналогична той, что в первом упражнении. Находим большую коробку и обходим с ней квартиру, поставив перед собой задачу собрать в нее 27 вещей, которые можно подарить или отдать благотворительной организации. Если подобные упражнения проделывать регулярно каждый месяц, то вы почувствуете, как в положительную сторону меняется энергетика вашего жилища. Вместе с ненужными вещами из жизни уходит неорганизованность, апатия, улучшается самочувствие, прибавляется жизненной энергии. Идет превращение в самую настоящую флай-леди .\r\nРеально ли работающей женщине последовательно соблюдать все принципы флай-леди ? Конечно, нет! Но кто мешает вам изменить систему под себя, приспособить ее в соответствии с собственным жизненым ритмом и собственными интересами? Придумать свои правила, свои принципы, свои «напоминалки»? Если при этом вы будете соблюдать одно неизменное правило – домом надо заниматься ежедневно, получая при этом удовольствие, — то делать многочасовые генеральные, изматывающие всю семью уборки, уже не придется. А освободившееся время вы сумеете использовать в свое удовольствие!\r\n\r\nА если Вы — мама, то Вам отлично подойдет Система «Мама в стиле Fly» , разработанная специально для молодых мам, которые хотят все успеть и везде преуспеть!

Уборка дома, квартиры по системе «флай-леди»

С помощью этой системы можно быстро и эффективно убрать квартиру.

Этой системе, разработанной в прошлом столетии американкой по имени Марла, мы уделим особое внимание. Дело в том, что автор этой методики нашла решение, казалось бы, неразрешимой задачи: создать чистый дом без лишних усилий и траты времени.

По ее мнению, даже самая занятая женщина может содержать дом в чистоте, главное — придерживаться нескольких принципов, о которых мы и поговорим.

Во-первых, автор методики предлагает отказаться от стремления к идеальной чистоте. Тут, конечно же, не идет речь о том, что пыль из-под ковра можно не выметать, мол, кто ее там увидит. Нет. Однако не стоит надраивать журнальный столик различными средствами и полиролями, достаточно просто освежить его поверхность, протерев ее мягкой тряпочкой (губкой, бумажной салфеткой, в зависимости от материала) с использованием подходящего средства или вовсе без него, а все сэкономленные силы пустить на другие важные дела. Впрочем, Марла считает, что в любой квартире (или доме) нужно выделить «островок чистоты» (им, кстати, может стать тот же журнальный столик). Вот в этом уголке абсолютной чистоты вы и сможете реализовать все свои потребности в идеальном порядке.

Выбирая свой островок, не увлекайтесь. Это должен быть именно небольшой уголок, а не целая комната. Для кого-то таким местом может стать прикроватная тумбочка, кому-то больше нравится блеск кухонной мойки, других порадует чистое рабочее место. Главное, что, проснувшись утром и ходя мимо своего «островка чистоты», вы почувствуете желание продолжать совершенствовать свой дом.

Во-вторых, Марла призывает всегда жить в ожидании гостей. Если после этой фразы у вас в голове возник образ шумной компании и долгих праздничных посиделок, то мы не об этом. Но согласитесь, даже старую знакомую или близкую подругу лучше встречать в чистой квартире и выглядеть при этом на все сто. Именно поэтому лучше отказаться от домашних халатов (не совсем, ведь в пушистом махровом халате так приятно понежится после расслабляющей ванны) и тапочек. Да-да, тапочек! Помните Обломова, героя одноименного романа И. А. Гончарова? Вот и система «флай-леди» настаивает на том, что тапочки и халат нисколько не способствуют рабочему настроению.

Если с халатом все более или менее понятно, то чем же не угодили столь милые многим теплые и удобные домашние тапочки? Все просто: они очень легко и быстро снимаются с ног, а потому возрастает шанс оказаться на диване перед телевизором. Исходя из этого, Марла предлагает носить дома обувь со шнуровкой, например, кеды и кроссовки, впрочем, не возбраняется и каблук, если он не вызывает дискомфорта. Дело в том, что, решившись прилечь, вы непременно захотите снять обувь, а поскольку сделать это не так просто и быстро, как в случае со шлепанцами, вполне возможно, что вас посетит вопрос: «А что еще я могу (или мне нужно) сделать, пока я не разулась?»

Подобрав себе практичную красивую одежду и обувь на шнуровке, не забудьте о главном — своем лице. Встав с утра с постели и, к слову сказать, сразу же застелив ее, приведите себя в порядок, даже если сегодня у вас свободный день, а потому ни на работу, ни по каким-то другим делам вам выходить не придется.

Не обязательно делать сложный макияж, но освежить лицо капелькой косметики необходимо. Ничто так не стимулирует женщину, как осознание собственной привлекательности.

В-третьих, успех любой экспресс-уборки заключается не в том, что мы убираем все очень быстро, а в том, что мы наводим порядок сразу же. Объясним на примере: посуда сразу после использования отмывается без лишних усилий, но вот если она постоит (тем более без предварительного замачивания в воде), то отмыть ее — настоящая проблема. Или попавшие во время жарки на дверцы кухонных шкафчиков капельки жира сразу ототрутся без проблем даже простым бумажным полотенцем, а дня через 3—4 их придется выводить с помощью сильных моющих средств или того хуже — отскабливать.

В-четвертых, автор призывает нас обратить внимание на места (Марла называет их «горячими точками»), где всегда скапливаются кучи хлама. В каждой квартире они свои, но у многих есть, например, выдвижной ящик в столе, в который отправляется все, чему нет места на самом столе или в других ящиках, или же полка в шкафу, где хранятся разные вещи, объединенные тем, что вы просто не знаете, что с ними делать, где хранить или кому отдать.

В-пятых, как известно, чисто не только там, где убирают, но, в первую очередь, там, где не мусорят. Следовательно, не стоит откладывать на потом ежедневные «рутинные» занятия по дому. А чтобы не пропустить ничего из запланированного, составьте список дел.

Сначала это можно сделать на отдельном листе бумаги, так как впоследствии, возможно, придется внести изменения, а когда этот перечень станет постоянным, занесите его в ежедневник или специальный блокнот, посвященный домашним делам.

Согласитесь, что правило это очень актуально для многих — сколько всего бережливые дамы хранят на антресолях! А спроси — большинство из них даже не представляет, что там за вещи и для чего они лежат.

Регулярно просматривайте свои вещи чтобы понять, нужны ли они вам вообще. Возможно, старая куртка, которая 3-й год ожидает перевоза на дачу (и не факт, что дождется еще в ближайшие года 3), могла бы пригодиться кому-то.

Оцените весь свой гардероб и отдайте ненужные вам вещи тем, кто бы их с удовольствием носил. Если не знаете никакой благотворительной организации или семьи, которой нужна помощь, просто вынесите их во двор, а новые хозяева найдутся быстро.

Помимо шкафов и ящиков, нужно регулярно очищать и электронные носители информации. Тонны рекламных CMC и писем засоряют наши телефоны и электронные почтовые ящики не меньше, чем ненужные вещи шкафы. При этом бывает очень трудно отыскать среди них нужное CMC или письмо, особенно когда это нужно сделать быстро.

Кроме того, покупая новую вещь, будьте готовы к тому, что придется проститься со старой, замену которой вы вскоре принесете из магазина. Если сделать это для вас сложно, задумайтесь: а так ли нужна вам эта новая вещь, быть может, от этой покупки можно спокойно отказаться?

Далее система «флай-леди» предлагает разделить всю квартиру на зоны и уделять больше внимания каждой из них по порядку в следующую неделю. При этом обязательно обзаведитесь таймером (его можно выставить практически на каждом мобильном телефоне) и уделяйте каждой зоне не более 15—30 минут. Пусть даже вы не успеете что-то доделать, это все равно лучше, чем отложить уборку до тех пор, пока у вас найдется на нее 2-3 часа. Кроме того, скоро вы научитесь соотносить это время и тот объем работ, который способны за него выполнить, а потому не будет возникать ощущения незавершенности.

Если после 15 минут вы чувствуете желание продолжить уборку (и у вас есть на это время), то лучше же перейдите к следующей зоне. При этом учтите, что, поработав 45 минут, нужно будет сделать равнозначную паузу, заполнив ее каким-то любимым занятием.

Следующий пункт не имеет прямого отношения к уборке, но не менее важен, так как поможет создать необходимое настроение и восстановит силы.

Итак, система «флай-леди» настаивает на необходимости баловать себя, будь то пенные ароматические ванны, чтение любимых книг или отдых с питательной маской на лице. Вы должны научиться любить себя, ведь только так вам будет хотеться сделать свой дом лучше и уютнее.

При этом обязательно рассчитывайте все дела так, чтобы в выходные дни вы были сосредоточены только на отдыхе с семьей, любимым человеком или друзьями. Другими словами, выходные должны быть наполнены радостными событиями, а не стиркой и мытьем полов.

Оценить, насколько ваш дом соответствует вашим представлениям о том, каким он должен быть, не так сложно. Марла предлагает для этого сыграть в риелтора.

Просто представьте, что вас вызвали оценить жилье, и вам необходимо определить, что нуждается в небольшом ремонте или простой «смене декораций». Возможно, новые шторы, более подходящие к купленному в прошлом году дивану, смогут кардинально изменить вид вашей комнаты, сделав ее стильной и современной. Регулярно играйте в эту игру, и вы увидите, как меняется ваш дом благодаря четкому планированию работ по уборке.

Прежде чем перейти к более подробному списку работ в зависимости от комнаты, хотелось бы обратить внимание на следующее. Никогда не пытайтесь выполнять несколько дел сразу. Помните пословицу: за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Попытавшись взвалить на себя сразу все, вы просто не сможете довести начатое до конца или захотите повторить подобную уборку еще не скоро. Подумайте, сколько людей с понедельника бросили курить, сели на диету или занялись спортом?

С уборкой то же самое, а чтобы система «флай-леди» заработала так, как должна, к ней нужно приноровиться.

Вот он прогресс западных технологий! Тайм-менеджмент для домохозяек, существенно улучшающий их жизнь. Да, именно это представляет собой в русском понимании словосочетание «Флай Леди».

В этой статье онлайн-журнал «Королевнам.ру» расскажет, как овладеть волшебной техникой «флай леди» для начинающих и с успехом применить ее на практике.

Флай леди — что это такое?

Возникла сравнительно недавно – в 1999 году. Одна очень успешная карьеристка и не очень организованная «хозяюшка» Марла Силли (Marla Cilley) решила победить свою проблему раз и навсегда.

Умная женщина озадачилась, почему система планирования бизнес-дел не может перейти на ведение домашнего хозяйства. Провела кое-какие собственноручно затеянные исследования и … получила сногсшибательный результат!

Свое шедевральное «учение» Марла назвала «FLY» (Finally Loving Yourself – наконец-то возлюбившая себя), к чему впоследствии плавно добавилось и «Lady» (Леди – поэтому перевод представили заранее с женскими окончаниями: «возлюбившАЯ» J). Ну не мужчинам же, в самом деле, заниматься ведением домашних дел… Хотя, кто их там знает, на Западе…

Сегодня «флай леди» называют себя и «летающими домохозяйками», по счастливому стечению особенностей лингвистической семантики и перевода предложенного словосочетания Кстати, «летающие домохозяйки» — действительно оправдывают свое название. Быстро, легко, играючи вести домашние дела. Думаете фантастика? Отнюдь! Мы вас сейчас научим этой западной премудростиJ

Fly Lady –пошаговая инструкция

Шаг 1: таймер

Для начала важно понимать, что система «флай леди» предполагает важную закономерность: пошаговая уборка малюсенькими шажочками. Вот он, основной принцип уборки: выделять ей от 15 до 30 минут в день. И ни минутой больше! Марла Силли называет эти подходы Baby steps – бэби степс или флай леди шаги.

Необходимо четко осознавать, если вы нарушите режим (работать свыше получаса и пытаться успеть все сразу), то сразу вылетите из системы. И желание продолжать в том же духе убавится в значительной степени. Если не напрочь. Поэтому каждый раз, когда планируете начать уборку, ставьте таймер на 15 минут.

Таймер вышел – вы автоматически заканчиваете на сегодня уборку. Думаете, 15 минут – это очень мало? А вы попробуйте – и просто удивитесь, сколько можно переделать дел за данный промежуток времени.

Шаг 2: определимся с зонами

Вы твердо решили стать флай леди и думаете, с чего начать? Тогда возьмите листок и ручку и пройдитесь по квартире. Вам важно определить зоны флай леди. Эти зоны предназначены для ежедневной расчистки. К чему такое разграничение? Во-первых, вы систематизируете процесс уборки, главным образом, у себя в голове. Вы точно знаете, за что браться и куда бежать.

Во-вторых, это действительно удобно: на протяжении одной недели вы убираете одну зону по 15 минут в день. Думаете, что скучно и мало? Зато ненавязчиво и быстро! За неделю вы сможете довести зону до идеального порядка. Марла Силли предлагает 5 зон, но вы можете разграничивать так, как хотите, и как вам удобно. Итак, по мнению Марлы Силли дом делится на следующие зоны:

  1. Зона: вход-прихожая-столовая
  2. Зона: кухня- кладовка -черный ход-прачечная
  3. Зона: ванная- мастерская — детская -дополнительная спальня
  4. Зона: еще одна ванная -туалет- главная спальня
  5. Зона: гостиная

Понятное дело, что в наших квартирах и половины нет из того, что предлагает делить на зоны Марла *wink*


Если у вас стандартная двухкомнатная квартира, то вы можете разделить ее следующим образом:

  1. Зона: вход-прихожая (коридор)
  2. Зона: ванна-туалет-балкон (кладовка)
  3. Зона: кухня\столовая
  4. Зона: спальня
  5. Зона: гостиная (детская)

Необязательно придерживаться данного примера. У вас вообще может оказаться, к примеру, 4 зоны (особенно, если у вас полуторка или студия) — и вы идеально впишетесь с уборкой в один месяц. Или составите 3 зоны, по одной зоне на неделю, а четвертая неделя месяца – генеральная уборка или «прибирание хвостиков», которые случайно забыли почистить.

Вы можете по-разному разбить зоны. Скажем, кухню объединить с ванной, а туалет с кладовкой. Или вообще предложить свой вариант.

Шаг 3: планирование

После того, как вы определились с зонами, сделайте планирование флай леди – составление еженедельных планов и расчет «объема работ». То есть распланируйте дела на каждую зону по одной неделе: что вам нужно не забыть прибрать в зоне.

Например, зона кухня: помыть люстру, помыть окно, помыть дверь\арку, почистить раковину, помыть микроволновую печь, почистить плиту, протереть вытяжку, помыть кухонный гарнитур, полить цветы, помыть пол, помыть обеденный стол, почистить чайник, перебрать крупу, и т.д.

При этом выделяйте зоне по 15-30 минут в день по таймеру. И не нужно пытаться успеть переделать все: помните, бардак в вашем доме разводился не за один день, поэтому вряд ли хватит целого дня на расчистку всего-всего-всего. Так у вас не будет обратного рефлекса, а ошеломительный результат будет заметен уже через неделю. Представляете, как будет сверкать чистотой ваша кухня уже через неделю???

Шаг 4: распорядок дня

Теперь важно учесть распорядок дня флай леди. Помимо ежедневного «прибирания» зон, вам нужно придерживаться особого распорядка дня.

Скажем, вы привыкли, встав утром, почистить зубы, помыть голову и выпить чашечку ароматного кофе или, скажем, зеленого чая? Что это? Привычки? Или устоявшийся уклад жизни? Скорее, это ваш личный распорядок утра.

С точки зрения летающих домохозяек, у вас должны появиться и «полезные» привычки или, по-другому, рутины флай леди –дела (действия), выполняющиеся утром и вечером. Е-ЖЕ-ДНЕВ-НО!

Допустим, после того, как выпили кофе, сразу же помойте кофеварку, чашку и раковину. Также и вечером: поужинали, сразу вымойте всю посуду, обеденный стол и почистите раковину. Или поливайте цветы, после того, как почистили зубы. Или уберите кошачий лоток.

Или помойте унитаз (ну, необязательно, конечно, делать это сразу после кофе ). Или начните готовить себе (домочадцам) одежду на утро с вечера. В общем, делайте хоть что-то, что может влиться в привычку. Специалисты говорят, что для прочного «оседания» привычки требуется всего-то 21 день. Разве вы не продержитесь? *victory*

Шаг 5: час благословения дома *curtsey*

Перед тем, как вы научитесь лихо справляться с домашними делами за 15 минут, вам следует также узнать и о ЧБД или ЕЧС: час благословения дома (экий высокопарный слог, прямо поэзия *good*) или, по-русски говоря, еженедельный час уборки.

Это час, который вам придется выделять еженедельно на уборку дома. Разбиваете час на 10 минут, каждые из которых тратите на различные задания (10 минут вытираете пыль, следующие 10 минут моете пол в туалете, затем выносите мусор и т.д.) Не путайте с генеральной уборкой.

Шаг 6: генеральная уборка

Собственно, раз уж к слову пришлось, упомянем и генеральную уборку (куда уж без нее-то? ) – время в конце каждого месяца, когда вы основательно моете полы в квартире, залазите во все труднодоступные места, выбиваете ковры и прочее, и прочее.

В идеале, на генеральную месячную уборку вам также понадобится всего-то час, так как к этому моменту все зоны прибраны по заранее запланированному списку. В общем, не жизнь, а сказка. Вот вам и секреты, как стать флай леди *yu*

Шаг 7: кризисная уборка

Существует также и еще одна разновидность уборки флай леди: кризисная уборка – это уборка в условиях ожидания незапланированных гостей. По 10-15 минут на каждую зону.

Кстати, есть вероятность, что вы всегда будете подготовлены к приходу гостей: кризисная уборка – не такой уж и частый вариант, а, скорее, форс-мажорный.

Шаг 8: ухаживаем за собой

Обязательно включайте в список дел уход за собой, любимой. Специалисты говорят, что лучше всего женщине удается справляться с будничными обязанностями вкупе с выделением времени на себя.

Это может быть принятие ванн или косметических процедур, макияж, маникюр, педикюр, эпиляция, прическа. Конечно же, флай-гуру настоятельно рекомендуют облачаться при этом в туфли и хорошую одежду, да в такую, чтоб не стыдно было в случае особой срочности и надобности выбежать на улицу.

Это касается и прически, и лица домохозяйки. Можете прибегнуть к данному совету, а можете пропустить его через свой мозг и забыть *wink*

Мы вот попробовали на шпильках да в юбочке сделать пятнадцатиминутный «флай-забег». Бесспорно, удобно доставать до высоких полочек, и даже приятно устроить себе такой бьюти-флай-тест-драйв, особенно, потягивая после всего из коктейльной рюмки кефирчик… Но вот приседать в юбке и оттирать пятно от кефира на ламинате (вот такие мы «косорукие» флай леди) было не очень удобно и даже… грустно.

Ибо мы заметили на напольном покрытии, пусть немногочисленные и совсем неглубокие, но все же (!) вмятины от острых каблучков… Ах, да! За 15 минут нас так никто и не побеспокоил L Хотя, возможно, именно у вас все будет по-другому *victory*

Вот основной инструктаж как стать флай леди легко и без особых усилий. Но, как и в любом новом течении, у флай леди есть свои нюансы. Онлайн-журнал сайт советует вам придерживаться некоторых секретов, которые помогут еще лучше организовать ваш быт.

Для того, чтобы вам легче было начать, начните с малого! Специалисты рекомендуют именно начинать, а не откладывать и бесконечно планировать. И неважно с чего, лишь бы был результат.

Самое простое — определить, где у вас располагается Hot Spot – хот спот, горячая точка. О да, в каждом доме есть горизонтальные «хламовники» так называемого «быстрого доступа» для пыли, бумажек, мелких вещичек, записок, скрепок, ручек, резинок, пуговиц, монеток, сломанных непонятных деталек, игрушек, и прочей дребедени…

И где же прячется кладезь для этой бесполезной ерунды? Да вот же они: подоконники, столики, тумбочки в прихожей, комодики, компьютерный стол, аквариум, прикроватные тумбочки, вазочки и все открытые для глаз и доступные для рук поверхности. Такие хотспоты нужно периодически гасить Чем не повод стать летающей домохозяйкой прямо сейчас?

Кстати, если вы прямо сейчас побежали приводить в порядок свои подоконники и занимаетесь этим уже больше двух минут, знайте, что зона более чем захламлена. Лучше поставьте таймер на пятнадцать минут.

Вот вам и следующий совет: расхламление флай леди или – процедура выкидывания всякого хлама. Ну, выкидывать, положим, и не обязательно. Можете раздарить соседям, родственникам, продать на форумах и сайтах, — это неважно.

Главное — оперативно. Расхламлению подлежат не только хотспоты, но и балконы, кладовки, антресоли, шкафы. В общем, все те места, куда вы долгие годы боялись заглянуть.

Ну, а если прямо сейчас бросаться с головой в уборку вы не хотите, тогда начните с малого: приобретите себе . Это красивая тетрадочка или изящный блокнот, купленный (выделенный) специально для «флаюшной» деятельности.

В контрольный журнал вносится вся важная информация, касающаяся дома, семьи и лично вас. Тетрадь должна содержать наглядные таблицы и графики (составленные вами), а также распланированные на неделю меню, отдых\отпуск, список покупок, а также номера телефонов, праздники, дни рождения, важные события. И даже ваши желания, интересные мысли по тому или иному поводу должны записываться в контрольный журнал.

Не знаем, как там у западных женщин, а у россиянок точно соберется многотомный контрольный журнал Он призван разгружать вашу голову от информации, нужной и ненужной. Вам стоит лишь заглянуть в свою чудо-книжечку, и вы уже на автомате летите делать дела и совершать хозяйственные подвиги А то и правда, разгружайте голову: голова-то не «дом советов»!

И, наконец, последний, но самый важный совет: находите время для своего хобби! Собственно, направление летающих домохозяек и составлялось для того, чтобы разгружать ваше же время.

Эта система подойдет вам, если вы успешная карьеристка на работе и ничего не успевающая супруга в доме, если вы мама с ребенком, а то и двумя-тремя, и если вы просто отчаявшаяся от рутины и быта домохозяйка. Дерзайте! Ведь на кону – куча свободного времени и сияющий чистотой дом. А там, глядишь, и в привычку войдет *good*

Флай Леди — универсальная система уборки. Она имеет очень подробное расписание, что за чем делать. Но это не значит, что необходимо беспрекословно следовать правилам. Важно выполнять определенные действия ежедневно, но понемногу. Суть в планировании и цикличности процессов. Весь дом разбивается на зоны, и каждой из них выделяется определенное время. Важны ежедневные места и горячие точки, где мусор скапливается постоянно.

Ни для кого не секрет, что очень приятно, когда в доме чистота и порядок. А если человек постоянно находится на работе, и на поддержание чистоты остается мало времени, существует системы, способные помочь в поддержании порядка. Одна из таких систем – Флай Леди.

Ее разработала в 1999 году в Америке домохозяйка Марла Силли. Основные цели были следующие: привести дом в порядок, научиться его поддерживать, не испугаться неподъемных задач. Марла поделилась изобретением в блоге, и уже в 2001 году был создан ее сайт. Сайт по домоводству до сих пор является очень популярным в мире с большим количеством читателей. Суть ее системы в следующем.

Необходимо определить главную идею, не хвататься сразу за множество дел. Начинать нужно с малого, допустим, устранять беспорядок в одном конкретном захламленном участке, причем не затрачивать на уборку целый день, а уделять совсем чуть-чуть времени.

Система уборки имеет ряд преимуществ. Она поможет и поддерживать его, с ней будет проще держать его под контролем, она научит самодисциплине. Она рассчитана на активность утром, днем и вечером. Работающие хозяйки не сразу адаптируются под новый образ жизни. Но Марла Силли утверждает, что любой может подстроиться под FlyLady или адаптировать систему. Система идеально подходит для работающих женщин. Можно взять для себя полезное и с успехом применять в загруженной жизни.

Начало

Начать нужно с того, что определить горячие точки. Это места в доме, где возникает основной беспорядок. В них порядок необходимо наводить не каждый день, а постоянно. Следует завести контрольный журнал и все туда записывать. Для более легкой уборки дом распределяется на зоны. Можно использовать стикеры: развесить в самых видных местах напоминания на первое время.

Пример зон

Далее необходимо определиться с зонами. Набросать подробный список, что нужно сделать за неделю в конкретной зоне. Например, в зоне ванной нужно: почистить раковину, ванну и унитаз, протереть зеркала, отполировать кран и ручки, помыть дверь, выкинуть пустые флаконы и упаковки, помыть пол, постирать полотенца.

Неорганизованным людям будет тяжело пользоваться системой. Потребуются усилия, чтобы перебороть хозяйку и построить план действий. Система имеет недостатки. Основной из них такой: Марла Силли живет в Америке, поэтому русским домохозяйкам в некоторых моментах в процессе деления квартиры на зоны нужно подумать и поделить их так, как позволяет квартира. У некоторых людей могут вызвать недоумение такие моменты, как достать посуду из сушилки или посудомойки. Но система легко перестраивается на русский лад.

Избавление от хлама

Одной из основных идей системы является следующая мысль, хлам невозможно упорядочить. То есть о порядке можно забыть до тех пор, пока в доме содержится огромное количество ненужных вещей. Поэтому начинать нужно именно с избавления от них. Но делать это за один день не стоит, так же, как и собирание хлама, его выбрасывание должно быть постепенным.

По этой системе способов избавления от хлама существует несколько. Можно пройтись по комнатам и отобрать 27 лишних предметов и избавиться от них. Или засечь таймер на 15 минут и в течение этого времени собирать ненужные вещи. В зависимости от страсти к накоплению подобного и размеров квартиры на это может уйти даже несколько месяцев.

Оставлять можно только нужные или самые любимые вещи. Остальное не сложить в кладовке или на чердаке, а выбросить или отдать. Еще один момент: при покупке новых вещей неплохо было бы избавляться от старых. Одна новая вещь – одна старая. Так можно не только очистить шкаф, сэкономив место, но и уменьшить накопление пыли.

Существует одно важное правило, систему нарушать нельзя, это приведет только к увеличению работы. Перенапрягаться тоже нельзя, иначе весь энтузиазм на этом закончится. Нужно осознать: сразу убрать весь хлам из дома нереально.

План уборки

Любая серьезная уборка дома у неорганизованных домохозяек приводит к тому, что затрачивается куча времени и сил, а желание убирать снова появляется еще нескоро. Постепенно дом возвращается в свое первоначальное состояние. Система предлагает другое – делать по чуть-чуть, но каждый день.

Время на выполнение задания – 15 минут. Правило простое – за это время выполнять все, что рекомендует система к исполнению сегодня. Предварительно рекомендуется составить . Это позволит сэкономить время и силы. Дело в том, что часто люди тратят больше времени на мысли о том, что бы еще можно было сделать, чем на сам процесс уборки.

15 минут – условность, придуманная основательницей течения Флай Леди. Можно самостоятельно определить время, которое можно выделить ежедневной системе. Только сам человек знает реальное количество минут, которое будет в обязательном порядке тратить на уборку — 15, 20 или 30.

Крупные задачи необходимо разбить на более мелкие операции. Выделить фронт работ на день и не превышать его. Наводить порядок постепенно, тщательно все планируя.

Если упростить, то это будет выглядеть так: уборка каждый день в течение 15 минут, все, что не получилось сделать, – отложить, но 15 минут в день обязательно. И по чуть-чуть уборка из рутины превращается в незаметное, почти не отнимающие драгоценного времени занятие.

Цикличность процесса

По системе Флай Леди уборка рассчитана на 5 недель:

  • Первая неделя рассчитана на уборку в столовой и прихожей. Тратится на это по 15 минут ежедневно.
  • Во вторую неделю процесс происходит на кухне.
  • Всю третью неделю прелагается убирать в ванной и туалете, сюда же относят и детскую.
  • Четвертая – посвящается спальне.
  • Пятая – в зале.

В течение чуть больше месяца каждому уголку уделяется какое-то время. Необходимо разделить квартиру на зоны. Первая задача — избавиться от ненужного хлама. После этого уборка становится более детальной: протирание плинтусов, мытье полов за унитазом. При регистрации на сайте Флай Леди пользователям приходит специальная рассылка, которая говорит, что нужно делать в конкретный день.

Может показаться глупым следовать набору правил, но это существенно облегчает задачу. Эффективный набор дел уже кто-то придумал, осталось только следовать им.

Основной принцип Флай Леди - цикличность. Не только работы разбиваются по зонам, но и повторяются в определенной последовательности. Системой предложен уже готовый вариант, но никто не запрещает придумать свой в зависимости от привычек, мест проживания.

В году у Флай Леди есть и более крупные циклы — подготовка к новогодним праздникам. Подарки начинают покупать и готовить дом еще в октябре, а не 31 декабря. В это время в магазинах еще нет очередей и нет необходимости в спешке запихивать вещи по шкафам и покупать елку «из того, что есть».

Рутины- ритуалы

Помимо ежедневной уборки зоны, необходимо обзавестись такими полезными привычками, как утренняя и вечерняя рутина. Рутины - повседневные домашние дела утром, днем и вечером, которые нужно сделать привычкой. Всю домашнюю рутину нужно разбить на утро, день и вечер.

На дела нужно выделять 10-15 минут утром и вечером. Сначала это будет тяжело, но когда привычка выработается, просто. После завтрака полить цветы, убрать кошачий лоток, слегка прибраться в ванной комнате. Вечером помыть после ужина посуду, протереть раковину, разобрать «горячие точки» за 2 минуты. При таком подходе Флай Леди уборка квартиры не покажется чем-то сложным.

Например, можно использовать список ежедневных дел для каждого времени суток:

  • Утренняя рутина: привести себя в порядок, прочитать напоминания, заправить постель, заглянуть в журнал учета, поставить стирку.
  • Дневная рутина: уборка горячих точек и мусора.
  • Вечерняя рутина: чистка раковины до блеска, подготовка одежды на завтра, планирование обеда и ужина на завтра, развешивание стирки.

Успех идеальной хозяйки заключается не в умении убрать везде и быстро, а в умении убирать за собой сразу же, другими словами — не мусорить. Помыть посуду за остальными членами семьи после еды можно легко и быстро, а вот перемывать кучу накопившейся за целый день посуды займет достаточно времени и отнимет немало сил.

Постепенно, шаг за шагом можно научиться держать жизнь под контролем и не тащить груз ежедневных проблем, а с легкостью летать от праздника к празднику, изо дня в день.