Понятие школьной зрелости ее показатели. Школьная зрелость под школьной зрелостью. Тест Керна-Ирасека. Методика выполнения

Весна - время определять школьную зрелость ребенка

Каждый новый этап в жизни ребенка - поступление в ясли, переход в детский сад, начало обучения в школе - доставляет малышу множество переживаний. Период адаптации зачастую сопряжен с немалыми трудностями.

Что ждет ребенка в первые дни обучения в школе

Особое значение для ребенка имеет начало школьной жизни. О степени адаптации первоклассника к школьным требованиям врачи судят по его утомляемости, успе-ваемости и состоянию здоровья. Первые дни обучения в школе вызывают трудно-сти у всех детей. Непривычный режим, стремление как можно лучше и быстрее выполнить задания учителя могут повлечь за собой даже снижение веса ребенка.

Часть детей довольно быстро, в течение первой четверти, преодолевает трудности, связанные с неблагоприятными изменениями различных функциональных систем организма, физиологические показатели быстро стабилизируются, работоспособ- ность повышается. Эти первоклассники успешно учатся без ущерба для здоровья. Однако у другой части детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год и даже дольше. Каковы причины болезненной адаптации детей к школе?

Одной из наиболее важных специалисты считают несоответствие функциональных возможностей детей требованиям школы. И дело не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается вре- менное отставание в развитии других функций, столь важных для успешной учебы. В связи с неравномерным темпом развития систем детского организма и особен- ностями условий жизни уровень функциональной готовности детей одного хроноло- гического возраста может значительно различаться. Причиной школьной незрелости ребенка, как правило, является комплекс неблагоприятных социальных и биологических факторов.

Что такое школьная зрелость

Первые попытки определить готовность детей к обучению были предприняты более ста лет назад. Школьная зрелость (более точное определение - функциональная готовность к обучению в школе) - это не что иное как необходимый уровень разви- тия у ребенка соответствующих функций (школьно-необходимых), позволяющий первокласснику без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерно- го напряжения справляться с учебой в школе.

Недостаточная школьная зрелость, или функциональная неготовность к обучению в школе, чаще всего определяется не общим, а частичным отставанием в развитии функций, которые задействуются в процессе учебы. Прежде всего, это касается раз- вития психики ребенка, быстроты и прочности условных связей, лежащих в основе обучения. Успешно справляться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать получен-ную информацию, имеет достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, т. е. восприятия речи.

Существенное значение для успешного освоения школьной премудрости имеет развитие речи ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения. Трудно переоценить значение и такого фактора, как произвольная регуляция психической деятельности.

На начальном этапе школьного обучения наиболее слабым звеном в психической регуляции является контроль выполнения поставленной задачи, отвлекаемость на посторонние раздражители. Слишком велика зависимость от влияния окружающе- го мира, ребенку еще трудно предвидеть результаты своего труда. Взрослые неред- ко расценивают это как непослушание, хотя ребенок далеко не всегда отклоняется от заданных инструкций из-за нежелания им следовать. Он просто еще не умеет, не знает, как удержать себя от неодобряемых взрослыми действий.

Наука «властвовать собой» ча сто представляется непосиль ной задачей, поскольку анато мическаяифункциональная готовностьлобныхотделов мозга, которые отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам жизни.

Важны способность тормозить на определенное время высокую двигательную ак- тивность, столь свойственную детям, и умение сохранять рабочую позу. Для освое- ния письма и рисования необходим определенный уровень развития мелких мышц кисти, координация движений пальцев рук.

Если бы недостаточная школьная зрелость вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема считалась бы педагогической. Однако у учеников, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируются невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Для того чтобы избежать подобного развития собы- тий, необходимо прогнозировать готовность ребенка к обучению еще до его поступления в школу.

Готовность современных дошкольников к школе

В настоящее время проблема школьной зрелости вновь актуальна. Это связано и с началом обучения детей в 6 лет, и с уменьшением количества первоклассников, по- сещавших дошкольные образовательные организации, и со значительным ухудше-нием состояния здоровья детской популяции, снижением функциональных возмож- ностей детей, и с усложнением учебных требований, предъявляемых школой. Кроме того, несмотря на требование об обязательном тестировании уровня школьной зре- лости поступающих в первый класс детей, проводится оно чаще всего тогда, когда есть конкурс на зачисление ребенка в школу, при приеме в учебные заведения, где программы обучения, как правило, повышенной сложности.

Как показали результаты гигиенических исследований, среди современных детей 7-го года жизни школьно-незрелые составляют более 40%, что втрое больше коли-чества таких детей в 1970-е годы и вдвое - чем в 1980-е годы. Причем среди маль-чиков таких детей значительно больше, чем среди девочек (48,6% против 28,6%). Эти результаты были получены при обследовании детей, посещающих ДОО. Пола- гаем, что среди дошкольников, не посещающих детский сад, их количество будет значительно больше.

Среди детей 6-летнего возраста количество «незрелых» весьма вели-ко - почти половина. Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для его развития. В этот период, как правило, происходит значительный скачок в психическом и физическом развитии малышей.

Успешное начало и продолжение школьного обучения невозможно, если не обеспечен достаточный уровень речевого развития. В норме правильным звукопроизношением всех звуков дети овладевают к пяти-шести годам. Между тем исследования, проведенные логопедами в 44 массовых детских садах Санкт- Петербурга, показали, что дефекты звукопроизношения имели место у 52,5% детей шести-семи лет. Слуховая дифференциация звуков была нарушена у 10,5% до- школьников, фонематический анализ слов был недоступен 25% обследованным, словарный запас отставал от возрастной нормы у 21,5%, т. е. у каждого пятого ре- бенка. У 45,8% детей оказались несформированными зрительно-пространственные представления, которые определяют усвоение графических образов букв. Таким образом, примерно половина детей, поступающих в первые классы общеоб- разовательных школ, не готова к началу систематического изучения русского языка ввиду отставания в речевом развитии.

Данные о том, что половина детей семилетнего возраста не готовы к школьному обучению, приводят и нейропсихологи.

Диагностика готовности ребенка к школе

С помощью разнообразных тестов оценивается наличие определенных характери-стик, свидетельствующих об умственных и физических возможностях обучения в школе. Среди них есть и довольно простой, так называемый филиппинский тест (оценка способности ребенка достать через голову правой рукой левое ухо). Мето-дика основана на том, что школьная зрелость наступает, как правило, одновремен- но с полуростовым скачком-увеличением интенсивности роста конечностей (в пер- вую очередь рук).

Таким образом, несложная для проведения процедура тестирования уровня школь- ной зрелости позволяет медицинской сестре или педагогу получить достаточно яс-ное представление о готовности будущего первоклассника к систематическим учебным занятиям. В то же время в арсенале медицинских работников есть утверж-денная Министерством здравоохранения методика для определения функциональ- ной готовности к обучению. Она изложена в методическом пособии «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы», М.,1993. В основу методики положены психофизиологические критерии, отобранные по итогам исследования развития уровня функций и тесно связанные с успеваемостью, работоспособностью и динамикой состояния здоровья детей в 1-м классе.

Готовность детей к обучению в школе определяется в детском дошкольном учреж-дении или в детской поликлинике (если ребенок не посещает детский сад). Мы ре-комендуем проводить диагностику школьной зрелости дважды. Первый раз в октябре - ноябре года, предшествующего поступлению в школу. Эта диагно-стика - один из фрагментов углубленного медицинского осмотра детей (плановой диспансеризаций). Таким образом, у дошкольников, которые отстают в развитии школьно-необходимых функций (например, связанных с моторикой, речью) есть не- обходимый запас времени для проведения коррекционных мероприятий. Если у ребенка имеются дефекты звукопроизношения, ему рекомендуются занятия у логопеда. Наличие стойкого дефекта речи у ребенка 4-5 лет является основанием для направления его в логопедическую группу детского сада. Эффективность кор- рекционных занятий, если они начинаются в этом возрасте, значительно выше ана- логичных занятий с 6-летними.

Детям, у которых недостаточно развита координация движений пальцев рук, прео-долеть это отставание помогут систематические занятия рисованием, лепкой, кон-струированием. Установлено, что больше всего различий в степени школьной зре-лости у мальчиков и девочек регистрируется в уровне развития моторики. Как уже было отмечено, девочки успешнее выполняют тесты, требующие высокого уровня развития моторных функций. У них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Поэтому в школе у девочек меньше проблем с выполнением письмен- ных работ, у них обычно лучше почерк. Повторная диагностика (в апреле - мае) позволяет окончательно сформиро- вать мнение о готовности ребенка к обучению в школе. По разным причинам описанный порядок определения уровня готовности ребенка к обучению в школе соблюдается далеко не всегда. Однако реалии жизни таковы, что довольно много 6-летних детей садится за парты.

Незрелость ребенка не может стать причиной отказа в приеме в школу. Но в этом случае ответственность за его здоровье несут родители.

Исследования, последних лет убедительно показывают, что начало школьного обучения ранее 7 лет сопровождается комплексом неблаго приятных факторов. Недостаточный уровень развития высших психи-ческих функций препятствует успешной учебной деятельности ребен- ка, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на взаимоотношениях со сверстниками и создает психологический и эмоциональный дискомфорт, снижает уровень учебной мотивации. А самое главное - показатели состояния здоровья у этих детей на протяжении всего периода школьного обучения хуже, чем у их одно- классников, поступивших в школу в 7 лет и старше.

М.И.Степанова, д-р мед. наук, зав. лабораторией НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН

З.И.Сазанюк, канд. мед. наук, вед. науч. сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН





Этот метод наиболее часто используется для ориентировочной оценки уровня развития школьно-необходимых функций. Он включает 3 задания : рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Ориентировочный тест для определения «школьной зрелости» А. Керна в модификации И. Ирасека

Первое задание дает возможность выявить зависимость между изобразительной деятельностью и развитием второй сигнальной системы, абстрактного мышления, интеграцией в психической деятельности. Следовательно, этот субтест позволяет проводить ориентировочную оценку общего умственного развития.

Выполнение второго и третьего задания теста связано с уровнем развития у ребенка способности к произвольному поведению (он должен проявить волевое усилие, исполнить инструкцию в малопривлекательной работе в течение необходимого времени), что является важной предпосылкой для успешного обучения. При воспроизведении письменных букв и геометрических фигур, являющихся для детей в дошкольном возрасте исключительно абстрактными формами, выявляется, достиг ли ребенок такого уровня психического развития, чтобы он мог понять принцип задания «подражания образцу» и овладеть им. Кроме того, задания теста дают представление о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонких двигательных координаций, необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.

Если тест проводят в группе, то проверяют также способность ребенка подчиняться работе в коллективных условиях, как это требуется в школе.

Инструкция к использованию ориентировочного теста «школьной зрелости» А. Керна в модификации И. Ирасека

Ребенку (группе детей) дается лист бумаги, на лицевой стороне которого записываются имя, фамилия ребенка, дата его рождения и оставляется место для выполнения первого задания. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой.

Дается инструктаж к выполнению первого задания: «Здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-либо дядю. Так, как ты умеешь». Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка не допускаются. Когда какой-нибудь разговорчивый ребенок начнет расспрашивать подробнее, нужно стараться отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь». Можно ребенка подбодрить, когда он начнет рисовать, следующим образом: «Видишь, как ты хорошо начал. Рисуй дальше». На вопрос, можно ли нарисовать тетю, необходимо объяснить, что все рисуют дядю, поэтому и он(а) пусть рисует дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему ее дорисовать, а затем попросить, чтобы он рядом нарисовал мужскую фигуру.

Когда рисунок закончен, детей просят, чтобы они перевернули лист бумаги, на обратной стороне которого заранее написан образец фразы (2-е задание) и конфигурация из 10-ти точек (3-е задание), которые ребенок должен повторить.

Второе задание формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй, смог (смогла) бы ты это написать. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом напиши то же самое». Если кто-нибудь из детей не рассчитает длину графы, и третье слово у него не будет помещаться, нужно сказать ребенку, что его можно написать ниже или выше.

Третье задание дается по такому образцу: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам(а) рядом так же их нарисовать». В этом случае необходимо указать, где можно рисовать, так как у некоторых детей может снизиться внимание. За детьми необходимо все время наблюдать и делать краткие пометки об их поведении. Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, какой рукой будущий школьник пишет, не перекладывает ли во время работы карандаш из одной руки в другую. Необходимо также отметить, не вертится ли ребенок, не падает ли у него карандаш, нужно ли его при работе постоянно хвалить, присмотреть, не начал ли он обводить образец и пр.

Оценка результатов

Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая). Ниже приводятся критерии оценки каждого задания по пятибалльной системе. Образцы выполнения заданий представлены на рис. 8.1.

Задание 1. Рисование мужской фигуры.

1 балл – у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она не должна быть больше, чем туловище). На голове – волосы (возможны шапка или шляпа), уши, на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды. Рисунок сделан так называемым синтетическим способом, т. е. контурным изображением с соблюдением пропорций.

2 балла – выполнение всех требований, как и в оценке 1, кроме синтетического способа изображения. Возможны 3 отсутствующие части тела: шея, волосы, 1 палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла – у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, конечности, руки, и ноги нарисованы двумя линиями. Отсутствуют: уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла – примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.

5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.

Задание 2. Имитация написанного текста.

3 балла – буквы должны быть разделены на 2 группы, можно прочесть хотя бы 4 буквы.

4 балла – с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет еще видимость «письма».

5 баллов – каракули.

Задание 3. Срисовка группы точек.

1 балл – точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить из рамок столбика или строки. Уменьшение образца допускается не больше, чем в полтора раза.

2 балла – количество и состав точек должны соответствовать образцу. Можно опустить 3 точки и 0,5 ширины пробела между строчками или столбиками.

3 балла – общее впечатление – похоже на образец. Высотой и шириной отличается не больше, чем в 2 раза по сравнению с образцом. Точек не должно быть больше 20-ти и меньше 7-ми. Возможны некоторые перестановки в расположении точек до 180 о.

4 балла – рисунок лишь напоминает образец, но все-таки он сделан из точек. Величина и количество точек не существенны. Другие изображения, например линии, недопустимы.

5 баллов – каракули.

Оценка полученных результатов . Детей с результатом 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему медико-педагогическому обследованию. «Школьно-зрелыми» считаются дети, получившие в сумме за выполнение трех заданий данного теста 3–5 баллов, «средне-зрелыми» – 6–9 баллов и «незрелыми» – 10 и более баллов.

Школьная зрелость - достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении, а именно: овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками.

Готовность ребенка к школьному обучению - это сложное системное образование, которое включает в себя помимо предметно-специфической готовности собственно психологическую готовность:

  • Личностную и социальную;
  • Интеллектуальную;
  • Эмоционально-волевую готовность.

При определении личностной и социальной зрелости учитываются следующие показатели:

  • готовность принять социальную позицию школьника;
  • коммуникативные способности;
  • отношение к себе;
  • отношение к другим;
  • отношение к взрослым;
  • отношение к учебной деятельности.

Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе включает в себя:

  • речь (диалогическая и монологическая);
  • мышление (наглядно-действенное, наглядно- образное, основы словесно-логического мышления);
  • восприятие;
  • память;
  • внимание;
  • усвоение системы понятий.

Эмоционально-волевая готовность:

  • организация своей деятельности;
  • управление своим поведением;
  • способность к соподчинению мотивов «хочу» и «надо»;
  • трудолюбие;
  • умение работать в группе.

Методические материалы, применяемые в определении школьной зрелости детей подготовительной к школе группы:

*Психолого-медико- педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов./ Под общей редакцией М.М. Семаго.; библиотека психолога-практика/. ISBN 5-89415-038-8.

*Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.-СПб.: Речь-.с.,-илл. ISBN 5-9268-0341-1 .

Программа по определению школьной зрелости детей 6,5- 7 лет

Диагностическая программа состоит в основном из игр и игровых заданий с правилами, подобранных таким образом, что хорошего результата в них можно добиться при условии, что ребенок имеет достаточный опыт участия в подобных играх, что свидетельствует о достаточной сформированности исследуемых психических процессов внутри игровой деятельности и позволяет определить возникновение учебной мотивации. Набор игр позволяет ребенку проявить такой уровень мотивационного, интеллектуального и речевого развития, который необходим для начала обучения в школе.

Аффективно-потребностная сфера (эмоционально-волевая готовность):

  1. Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребенка.
  2. Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника.

Произвольная сфера (личностная и социальная готовность):

  1. Методика «Домик» (Гуткина Н.И.)
  2. Методика «Да» и «Нет» (Гуткина Н.И.)

Интеллектуальная и речевая сферы (интеллектуальная готовность к обучению в школе):

  1. Методика «Сапожки» (Н.И.Гуткина).
  2. Методика «Последовательность событий» (Н.И.Гуткина).
  3. Методика «Звуковые прятки» (Н.И.Гуткина).

Процедура определения психологической готовности к школе.

Обследование проводится в апреле-мае.

При определении школьной зрелости ребенку предъявляются задания с целью:

  1. Выявить умение ребенка воспроизводить образец.
  2. Способность работать по правилу.
  3. Выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ.
  4. Умение различать отдельные звуки в словах.
  5. Обследование проводится в 2-3 этапа (в присутствии воспитателя группы). Дети находятся в привычных условиях, а именно - в помещении групповой комнаты.

Дополнительно используются метод наблюдения и метод независимых экспертных оценок.

Данные результатов определения школьной зрелости не подлежат разглашению. По просьбе родителей в процессе индивидуальной консультации психолог консультирует родителей ребенка и отвечает на все вопросы родителей. В медицинской карте ребенка ставится штамп и делается запись о готовности к обучению в школе и соответствии уровня психологического развития возрастной норме.

Проблема готовности ребенка к процессу школьного обучения набирает свою актуальность уже начиная с выпускных групп детского сада. Еще более острой проблему диагностики делает обучение детей в школах с шестилетнего возраста.

Определение

Школьная зрелость - это понятие психолого-педагогического характера. Прежде всего оно означает соответствие определенного физического уровня и социального развития определенным требованиям педагогики. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов. Это и физиологическая, и психологическая, и социальная готовность.

Важность психологической готовности

Определение школьной зрелости необходимо проводить до сентября, до того, как ребенок пойдет в первый класс. Нередко бывает так, что при поступлении в школу первоклассник умеет и считать, и писать, но внутренне и психологически к обучению в школе еще не готов. Родители чаще всего обращают внимание на интеллектуальную готовность ребенка, абсолютно забывая о таком показателе, как эмоциональная и социальная готовность обучаться в условиях школы, ведь именно эти аспекты и обеспечивают успешность обучения.

Соответствие уровню ребенка

Выготский писал о том, что в процессе развития ребенка есть оптимальные сроки для различных типов обучения. Это означает, что на определенных возрастных этапах обучение конкретному предмету или знаниям оказывается более легким и плодотворным, именно поэтому столь важна своевременная оценка школьной зрелости.

Известно, что до четырехмесячного возраста обучать младенцев речи неэффективно, а двухлетнего ребенка вряд ли кто-то станет обучать грамоте. Все по той причине, что в данном возрасте ребенок еще не созрел для этого. Тех функций, которые нужны для такого типа обучения, у него попросту нет.

Компоненты готовности

Школьная зрелость - это достижение ребенком такого уровня развития психики, который обеспечивает ему способность принимать непосредственное участие в процессе школьного обучения.

Это значит, что есть немало объективных причин, которые могут затруднить процесс освоения ребенком школьных навыков. В их основе лежит физиология головного мозга, а именно незрелость корковых и регуляторных структур. Таким образом понятие «школьная зрелость» базируется и на психологических составляющих, и на физиологии ребенка, и на его биологической готовности к учебе.

Учебные занятия необходимо организовывать строго с в соответствии с теми возможностями, которыми обладает ребенок на данном этапе. На пороге школы ребенок должен быть зрелым:

  • физически,
  • умственно,
  • эмоционально,
  • социально.

Если умственное (или же родители и педагоги ставят во главу угла, то здоровье ребенка и его психическая готовность оказываются вне поля зрения. При этом имеется в виду не только здоровье физическое, но и социальное. Школьная готовность и школьная зрелость - термины синонимичные, они включают в себя весь спектр показателей. Готовый к обучению интеллектуально ребенок не станет успешным, если у него нет зрелости социальной или эмоциональной. Психологи в один голос утверждают: пусть лучше ребенок будет немного недотягивать до высокого уровня интеллектуального развития, но у него не будут присутствовать симптомы Речь не идет о тех детях, которые уже достигли школьной зрелости.

Это показатель, который должен быть оценен каждым из родителей, прежде чем отправлять ребенка по достижении определенного возраста в школу. Пусть лучше дочь не будет претендовать на звание «Мисс Лучшая Первоклассница», но у нее пройдут нервные тики. Со временем успех придет, а трудности социальной адаптации в первом классе могут оказать негативное влияние на все последующее обучение.

Уровни зрелости: высокая готовность

Школьная зрелость ребенка - это показатель, который имеет четыре уровня. Высокий отличается наличием следующих навыков и свойств у ребенка:

  • хорошее физическое развитие;
  • готовность деткой руки к письму;
  • умение аккуратно копировать печатный или письменный тест;
  • умение работать с ножницами;
  • хороший слух;
  • достаточно широкий кругозор, общая осведомленность;
  • богатый словарный запас;
  • умение читать по слогам;
  • ребенок понимает переносный смысл пословиц;
  • знает цифры;
  • регулирует свое поведение;
  • обладает устойчивым стремлением пойти учиться.

Средний уровень

Он предполагает:

  • готовность руки к письму;
  • хороший слух;
  • знание стихов, сказок, хороший словарный запас;
  • ребенок слышит сказку или историю и после ее прочтения взрослым может ответить на простые вопросы;
  • знает цифры и счет в пределах 10;
  • произвольно регулирует свое поведение;
  • при незначительной помощи взрослого способен решать учебные задачи.

Уровень ниже среднего

На данном этапе обучение в школе может создавать для ребенка существенные трудности. Характеризуется:

  • удовлетворительным или хорошим физическим развитием;
  • умением удовлетворительно копировать печатные или же письменные буквы;
  • слабо развитой речью;
  • умением устанавливать очевидные сходства и различия в понятиях, осуществлять несложные операции обобщения (например, объединить картинки по принципу «животные» или «растения»);
  • неустойчивым желанием учиться.

Низкий уровень

Деток на данном уровне отдавать в школу не рекомендуется. Основные свойства и признаки его таковы:

  • хорошее или удовлетворительное физическое развитие;
  • узкий кругозор;
  • отсутствие готовности руки к письму;
  • маленький словарный запас;
  • умение пересказывать текст только при содействии взрослого;
  • слабая мотивация к учебе;
  • отсутствие навыков произвольной деятельности.

Методика школьной зрелости Керна-Иразека

Для определения уровня подготовленности ребенка родителям удобнее всего будет при помощи теста Керна-Иразека. Он состоит из трех частей:

  • нарисовать человека;
  • скопировать слова, написанные от руки;
  • срисовать десять точек, которые располагаются в виде пятиугольника.

Выполнение данных заданий позволяет получить представление об уровне психического развития ребенка, его моторике, мышлении.

Для проведения данного теста берут чистый лист бумаги и ручку (карандаш). Слева взрослый пишет простую фразу: «Он ел суп». Размеры главной буквы должны быть приблизительно 1,5 см, а остальных - 1 см.

Потом рисуют десять точек в форме прямоугольника. Расстояние между ними должно составлять приблизительно 1 см., а диаметр - 2 мм.

Ребенка просят изобразить на чистой стороне человека: «Пожалуйста, нарисуй, мужчину так хорошо, как у тебя получится». Если малыш хочет нарисовать женщину, необходимо настоять на том, что изображать нужно именно мужчину, но подсказывать взрослый не должен.

После непродолжительного отдыха дают второе задание: «Посмотри на фразу на левой стороне листа. Ты пока еще не учился писать, но сейчас попробуй - может быть, получится. Внимательно посмотри, как написано здесь, и рядом справа напиши точно также».

К заключительному заданию дают такую инструкцию: «Здесь нарисованы точки. Постарайся рядом изобразить такие же».

При этом ребенка необходимо хвалить, не подгонять его, разрешать делать исправления.

Когда у малыша получится выполнить все задания, следует оценить полученные результаты. Оптимально делать это вместе с педагогом, но можно провести оценку самостоятельно. Используется пятибалльная шкала, где самый высокий балл - 1, а самый худший - 5.

Оценка задания «Нарисовать мужчину»

Производится следующим образом.

  • 1 балл - хорошо прорисована голова, конечности, туловище. Есть шея. Размеры головы не превышают туловище, на ней изображены детали (глаза, рот, нос). Есть кисти рук. Фигура имеет соответствующую мужскую одежду. Рисунок сделан синтетическим способом (видно, что ноги растут из туловища, а не просто прикрепляются к верхней части).
  • 2 балла - выполнены все требования, кроме синтетического способа.
  • 3 балла - рисунок имеет голову, конечности, туловище. У фигуры нет волос, ушей и пр.
  • 4 балла - примитивное изображение с головой и туловищем. Конечности нарисованы при помощи только одиночных линий.
  • 5 баллов - нет четкой прорисовки туловища.

Копирование слов

Оценивается так:

  • 1 балл - фраза скопирована полностью и аккуратно. Буквы ребенка могут быть больше, однако превосходят образец не более, чем в два раза. Фраза начинается с заглавной буквы, изображены все три слова на горизонтальной линии. От нее может быть отклонение вверх или вниз, однако не более, чем на 30 о.
  • 2 балла - образец списан хорошо. Фраза может быть крупнее более чем в два раза, уходить вверх или же вниз;
  • 3 балла - наблюдается разбивка на три слова. Хотя бы четыре буквы прописаны четко;
  • 4 балла - совпадение с образцом двух букв;
  • 5 баллов - каракули.

Срисовывание точек

Оценивается следующим образом:

  • 1 балл - порядок скопирован, отклонения от образца незначительны. Может наблюдаться увеличение или же уменьшение, однако не более, чем в два раза. Рисунок расположен параллельно образцу.
  • 2 балла - расположение точек соответствует. Отклонения не более трех точек на такое расстояние, которое не превышает половины изначального расстояния между точками на образце.
  • 3 балла - в целом изображение соответствует образцу, оно не больше первоначального более, чем в два раза. Число точек может не совпадать. Их количество не должно превышать 20 и быть менее 7.
  • 4 балла - общий контур не соответствует, однако состоит из точек.
  • 5 баллов - каракули.

Школьная зрелость - это показатель, который предполагает по данному тесту от 3 до 15 баллов в сумме. Уровень ее рассчитывается так:

  • 3-6 баллов - высокий уровень психологической зрелости;
  • 7-12 - средний;
  • 13-15 - низкий уровень, необходимость проконсультироваться со специалистом.

Диагностика школьной зрелости позволяет вовремя определить особенности развития ребенка. Нередко оказывается так, что документальный возраст не соответствует психологическому и социальному. Поэтому родители должны заранее обратить внимание не только на интеллект ребенка, но и на другие его способности. При необходимости проводится коррекционная работа с психологом, которая позволяет избежать трудностей при обучении младшего школьника.

Готовность ребенка к школе.

Понятие "школьная зрелость"

Каждый новый этап в жизни ребенка – поступление в ясли, переход из яслей в детский сад, начало обучения в школе – связан для него со сложным комплексом непривычных переживаний. Приспособление, адаптация к ним порой сопряжены с немалыми трудностями.

Особое значение имеет начало школьной жизни . О степени адаптации ребенка к требованиям школы врачи судят по его утомляемости, успеваемости, состоянию здоровья. Несомненно, что первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей. Непривычный режим, стремление как можно лучше и быстрее выполнить задания учителя может даже стать причиной снижения веса ребенка. Часть детей довольно быстро – в течение первой четверти преодолевают неблагоприятные изменения со стороны различных функциональных систем организма, их физиологические показатели улучшаются, работоспособность повышается. Эти дети успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время – нередко на весь учебный год и даже дольше.

В чем же причины затрудненной адаптации детей к начальной школе? Одной из них специалисты считают несоответствие функциональных возможностей детей требованиям школы. И дело здесь не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается временное отставание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы. В связи с неравномерным темпом развития различных систем детского организма и особенностей условий жизни дети одного хронологического возраста могут иметь значительные индивидуальные различия в уровне функциональной готовности.

Причиной школьной незрелости ребенка , как правило, является комплекс неблагоприятных социальных и биологических факторов.
Более 100 лет назад были предприняты первые попытки определить готовность детей к обучению, или, как часто сейчас говорят, “школьную зрелость”. Недостаточная “школьная зрелость”, или функциональная неготовность к обучению в школе, чаще всего связывается не с общим, а с частичным отставанием в развитии, касающимся тех функций, которые испытывают напряжение в процессе учебы. Прежде всего, это касается развития психики ребенка, быстроты и прочности создания условных связей, лежащих в основе обучения.

Успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи. Существенное значение для успешного освоения школьной премудрости имеют развитие речи самого ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения. Важен и такой фактор, как произвольная регуляция психической деятельности.

На начальном этапе школьного обучения наиболее слабым звеном в психической регуляции является контроль выполнения поставленной перед ним задачи, отвлекаемость на посторонние раздражители. Слишком велика еще зависимость от непосредственных влияний окружающего мира, ребенку очень трудно предвидеть результаты своего труда. Взрослые нередко расценивают это как непослушание, хотя ребенок далеко не всегда отклоняется от заданных инструкций из-за нежелания следовать им.

Он просто еще не умеет, не знает, как удержать себя от не одобряемых взрослыми действий. Наука "властвовать собой" часто представляется непосильной задачей, поскольку анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга, которые отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам жизни.

Очень важны способность тормозить на определенное время высокую двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять необходимую рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти и координация движений пальцев рук.
"Незрелые" дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко это неуспевание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы "школьная зрелость" вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема так и осталась бы педагогической. Между тем у этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируется невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо прогнозировать готовность ребенка к обучению еще до его поступления в школу.

Более 20 лет назад ученые-гигиенисты разработали специальные диагностические приемы, которые позволяют с высокой степенью точности судить о том, насколько ребенок готов к обучению в школе. Особую актуальность они получили тогда, когда встал вопрос о приеме в школу детей 6-летнего возраста.

Готовность к обучению в начальной школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Специалисты, которые занимались диагностикой готовности к школе, установили, что среди детей 6-летнего возраста количество “незрелых“ весьма велико – почти половина. Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для его развития. В этот период, как правило, происходит значительный скачок в психическом и физическом развитии малышей. И, как показали специальные исследования, в возрасте 6,5 лет “незрелых” детей намного меньше – 23–30%, а среди 7-летних – 10–15%.

В современной ситуации проблема “школьной зрелости” вновь обострилась. Это связано:

· во-первых, с уменьшением числа первоклассников, посещавших до поступления в школу дошкольные образовательные учреждения;

· во-вторых, с утратой единых образовательных программ в ДОУ и отсутствием современных образовательных стандартов, ориентированных на развитие и коррекцию школьно­необходимых функций (утрата преемственности);

· в-­третьих, со значительным ухудшением состояния здоровья детской популяции, снижением функциональных возможностей детей;

· в-­четвертых, с усложнением учебных требований, предъявляемых школой. Кроме того, несмотря на существующее требование об обязательном тестировании уровня школьной зрелости поступающих в первый класс детей, проводится оно чаще всего тогда, когда есть конкурс на зачисление ребенка в школу, при приеме в те учебные заведения, где программы обучения , как правило, отличаются большей сложностью.

Между тем результаты гигиенических исследований показали, что среди современных детей 7-го года жизни школьно­незрелые составляют более 40%, что в 3 раза больше количества таких детей в 70-е годы и в 2 раза больше, чем в 80-е годы. Причем среди мальчиков таких детей значительно больше, чем среди девочек (48,6 против 28,6%). Эти результаты были отмечены среди детей, посещающих ДОУ. Полагаем, что среди детей, не посещающих детский сад, их число будет выше.

Успешное начало и продолжение школьного обучения невозможны без достаточного уровня речевого развития. В норме правильным звукопроизношением всех звуков дети овладевают к 5–6 годам. При этом исследования, проведенные в 44 массовых детских садах Санкт-Петербурга, показали, что дефекты звукопроизношения имели место у 52,5% детей 6–7 лет. Слуховая дифференциация звуков была нарушена у 10,5% детей, фонема тический анализ слов был недоступен 25% обследованным, словарный запас отставал от возрастной нормы у 21,5%, т. е. у каждого пятого ребенка. Ко всему следует добавить, что у 45,8% детей оказались несформированными зрительно­-пространственные представления, которые определяют усвоение графических образов букв. Подводя итог проведенному исследованию, можно отметить, что примерно половина детей, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, не готова к началу систематического изучения русского языка ввиду явного отставания в речевом развитии. Аналогичные данные о том, что среди детей 7-го года жизни 50% не готовы к школьному обучению, приводят и нейропсихологи.

В настоящее время существуют разнообразные тесты, с помощью которых оценивается наличие определенных характеристик, свидетельствующих об умственных и физических возможностях детей обучаться в условиях школы. Среди них есть и довольно простой, так называемый филиппинский тест (оценка способности ребенка достать через голову правой рукой левое ухо). Он основан на том, что "школьная зрелость" наступает, как правило, одновременно с полуростовым скачком – увеличением интенсивности роста конечностей (в первую очередь рук).

Таким образом, весьма несложная для проведения процедура тестирования уровня "школьной зрелости" позволяет медицинской сестре или педагогу получить достаточно ясное представление о готовности будущего первоклассника к систематическим учебным занятиям. Между тем в арсенале медицинских работников есть утвержденная Минздравом России методика для определения функциональной готовности к обучению. В ее основу положены психофизиологические критерии, отобранные на основании исследования развития уровня функций и тесно связанные с успеваемостью, работоспособностью и динамикой состояния здоровья детей в 1-м классе.

Определение готовности детей к обучению в начальной школе осуществляется в дошкольном учреждении или в детской поликлинике (если ребенок не посещает детский сад). Мы рекомендуем проводить диагностику “школьной зрелости” дважды. Первый раз в октябре – ноябре года, предшествующего поступлению в школу. Эта диагностика является одним из фрагментов углубленного медицинского осмотра детей (плановой диспансеризации). Таким образом, у дошкольников, у которых выявлено отставание в развитии школьно­необходимых функций (например, моторика, речь), есть необходимый резерв времени для проведения коррекционных мероприятий. Если у ребенка имеются дефекты звукопроизношения, ему рекомендуются занятия у логопеда . Наличие стойкого дефекта речи у ребенка 4–5 лет является основанием для направления его в логопедическую группу детского сада. Эффективность коррекционных занятий, если они начинаются в этом возрасте, значительно выше, чем у детей 6 лет.

Тем, у кого недостаточно развита координация движений пальцев рук, преодолеть это отставание помогут систематические занятия рисованием, лепкой, конструированием. Установлено, что больше всего различий в степени "школьной зрелости" у мальчиков и девочек регистрируется в уровне развития моторики. Как уже было показано выше, девочки гораздо успешнее выполняют тесты, требующие достаточно высокого уровня развития моторных функций. У них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Поэтому в школе у девочек меньше проблем с выполнением письменных работ, у них обычно лучше почерк.

Повторная диагностика (в апреле – мае) позволяет окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе. По разным причинам описанный выше порядок определения уровня готовности ребенка к обучению в школе применяется далеко не всегда. Однако реалии сегодняшней жизни таковы, что довольно много 6летних детей садится за парты. Это связано со многими причинами, в т. ч. и с тем, что продолжительность обучения в начальной школе увеличена сейчас до 4 лет. Согласно современному законодательству ребенок может быть принят в 1-й класс, если к началу учебного года ему исполнилось не менее 6 лет 6 месяцев, и даже ранее. Однако гигиенисты уверены в том, что 6-летние дети (до 6,5 лет) могут быть приняты в школу, учебно-воспитательный комплекс или любое другое образовательное учреждение, реализующее программы начального обучения, только в том случае, если учреждение располагает необходимыми условиями для организации обучения таких детей. Минобрнауки России прилагает усилия для того, чтобы адаптировать школы для обучения "шестилеток", но наши наблюдения показывают, что необходимые требования для их обучения не столь просто соблюдать. Речь идет о сокращении продолжительности урока, организации динамической паузы в середине учебного дня, постепенном наращивании учебной нагрузки (ступенчатый режим обучения в начале учебного года), обеспечении дневного сна и трехразового питания для тех, кто остается в школе на продленный день, и др. Таких школ на сегодняшний день очень мало. Между тем следует помнить, что "незрелость" не может быть причиной отказа приема ребенка для обучения в школе. В этом случае ответственность за его здоровье несут родители.